"Комментарий к Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" (постатейный) (Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е.)
Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 302-ФЗ) Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства Комментарий к статье 1 1. Как следует из названия статьи, данный Закон направлен на упорядочение отношений по ведению личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), то есть отношений, складывающихся между самими гражданами, ведущими ЛПХ, а также отношений между ними и иными гражданами, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами по поводу деятельности ЛПХ по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на предоставленном и (или) приобретенном для этих целей земельном участке. В различные исторические периоды (даже в ходе продолжающейся правовой реформы) законодатель преследовал различные цели и задачи в области развития ЛПХ. В настоящий момент отношения с участием ЛПХ регулируют законы и иные правовые акты, принимаемые органами публичной власти различных уровней: федеральными органами, органами власти субъектов РФ (краев, областей, республик и т.д.), органами местного самоуправления (муниципальных районов, поселений, городских округов). Наибольшую юридическую силу имеют нормы Конституции РФ, которые, хотя и не упоминают напрямую особенностей ведения ЛПХ, закладывают правовую основу для регулирования земельных и аграрных отношений на всех уровнях власти. К числу таких норм следует отнести, во-первых, ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Во-вторых, согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В-третьих, Конституция РФ разграничивает предметы ведения РФ (ст. 71), совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72) и предметы исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73). При этом перечень предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения сформулирован как исчерпывающий, в то время как перечень исключительных предметов ведения субъектов РФ (ст. 73) самой Конституцией РФ не определен. Юридическая наука и практика регулярно ставят вопрос об отнесении ряда комплексных нормативно-правовых актов (особенно субъектов РФ) к тем или иным отраслям законодательства и, соответственно, предметам ведения соответствующих уровней. Практический аспект данной проблемы заключается в том, что законы субъектов РФ, регулирующие отношения с участием ЛПХ, могут содержать нормы гражданского права (например, о собственности, возмещении вреда ЛПХ, сделках с земельными участками ЛПХ и т.д.), что недопустимо с точки зрения Конституции РФ. Остается также открытым вопрос о том, к какому уровню относится аграрное законодательство, не упомянутое Конституцией РФ. На этот счет в юридической науке существует достаточно много противоположных точек зрения, но официальное (нормативное) решение данного вопроса пока отсутствует. По мнению авторов, аграрное законодательство должно быть прямо отнесено к предметам исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Такое решение означало бы (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ), что по предметам исключительного ведения субъекта РФ при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ. 2. Наряду с Конституцией РФ, отношения в сфере ведения ЛПХ регулирует ряд федеральных законов. Во-первых, следует выделить Земельный кодекс РФ, определяющий порядок предоставления земельных участков для ведения ЛПХ, прекращения прав на них, права и обязанности граждан - правообладателей земельных участков ЛПХ, вопросы защиты их прав на землю и т.д., а также комментируемый Закон. Кроме того, следует отметить Закон о землеустройстве и Закон о государственном кадастре недвижимости. Во-вторых, ГК РФ регулирует договорные отношения граждан, ведущих ЛПХ, с третьими лицами (договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, дарения и т.д.), вопросы собственности и иных прав на имущество, а часть третья ГК РФ содержит нормы о наследовании различных видов имущества, входящего в состав ЛПХ. Государственная регистрация прав на земельные участки, предназначенные для ведения ЛПХ, осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость. До недавнего времени запрещенная ипотека полевых земельных наделов ЛПХ теперь разрешена Законом об ипотеке. В-третьих, учитывая межотраслевое регулирование аграрных отношений с участием ЛПХ, необходимо отметить НК РФ, определяющий налоговый режим деятельности ЛПХ, в том числе порядок взимания земельного налога, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". 3. По вопросам регулирования деятельности ЛПХ могут приниматься федеральные подзаконные акты, которые объединяются в три группы: - указы и распоряжения Президента РФ. Могут быть приняты по любым вопросам (кроме случаев, когда ЗК РФ предусматривает принятие федерального закона) и не должны противоречить ЗК РФ и федеральным законам. Некоторые такие вопросы прямо указаны в тексте ЗК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ, Президент РФ определяет перечень приграничных территорий, в пределах которых земельные участки иностранным гражданам и юридическим лицам, лицам без гражданства в собственность не предоставляются, в том числе и для ведения ЛПХ; - постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения с участием ЛПХ, могут приниматься в целях создания условий реализации норм федеральных законов и указов Президента РФ. Как показывает анализ действующих постановлений Правительства РФ в сфере ведения ЛПХ, ими регламентируются по большей части организационно-финансовые вопросы деятельности ЛПХ (см., например, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 999 "О предоставлении в 2008 - 2010 годах из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2005 - 2009 годах на срок до 8 лет"); - акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств могут носить как нормативный характер (т.е. порождать соответствующие права и обязанности у неопределенного круга субъектов ведения ЛПХ), так и информационно-разъяснительный. Примером последнего является письмо ПФР от 7 октября 2003 г. N СД-09-24/10623 "О добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство". 4. Наряду с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами по вопросам функционирования ЛПХ могут быть приняты законы и акты органов исполнительной власти субъектов РФ (глав администраций, президентов и т.д.). Сам комментируемый Закон предусматривает три вопроса, решение которых может быть отражено в таких законах: - определение максимального размера общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (п. 5 ст. 4); - порядок осуществления контроля за соблюдением гражданами, ведущими ЛПХ, требований законодательства (п. 2 ст. 5); - предусмотрение меры по государственной поддержке ЛПХ (пп. 3, 4 ст. 7). Данный перечень не может рассматриваться как исчерпывающий. Существующая обширная практика принятия законов субъектов РФ о ЛПХ позволяет сделать вывод о том, что свои полномочия в данной сфере субъекты РФ реализуют двояко: посредством принятия базовых законов о ЛПХ, а также посредством принятия законов по отдельным вопросам деятельности ЛПХ. Примером законов первой группы может служить Закон Оренбургской области от 16 июня 2004 г. "О личном подсобном хозяйстве". В качестве примера второго направления регионального нормотворчества следует выделить Закон Волгоградской области от 17 ноября 2004 г. N 957-ОД "О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Волгоградской области", Закон Кемеровской области от 23 декабря 2005 г. N 153-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 23 декабря 2003 г. N 73-ОЗ "Об утверждении Долгосрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка личных подсобных хозяйств в Кемеровской области" на 2004 - 2010 годы", Закон Омской области от 15 декабря 2004 г. "Об Областной целевой программе "Поддержка личных подсобных хозяйств в Омской области на 2005 - 2010 годы", Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края". Органы исполнительной власти субъектов РФ могут издавать акты, содержащие нормы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, во исполнение положений федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, законов субъектов РФ. В большинстве случаев такие нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ предусматривают различные меры государственной поддержки ЛПХ. 5. Органы местного самоуправления также вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие определенные отношения в сфере функционирования личных подсобных хозяйств. Более того, ряд федеральных и региональных законов и иных нормативно-правовых актов прямо предусматривают принятие органами местного самоуправления решений по вопросам деятельности ЛПХ. Не пытаясь определить все возможные направления муниципального регулирования отношений в сфере ведения ЛПХ, укажем наиболее важные возможности в этой сфере: а) согласно ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Соответствующие нормативно-правовые акты, определяющие вышеуказанные налоговые вопросы для ЛПХ (и не только для них), приняты во всех муниципальных образованиях; б) установление максимальных и минимальных размеров земельных участков, предоставляемых органами местного самоуправления гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 33 ЗК РФ). Например, в городском округе "город Волжский" (Волгоградская область) для ведения ЛПХ установлен минимальный размер земельного участка 0,1 га, максимальный - 0,5 га. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность бесплатно, установлен 0,25 га (Постановление Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 июля 2005 г.); в) принятие документов территориального планирования и градостроительного зонирования (главы 3, 4 ГрадК РФ). Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования (для муниципального района) и генеральные планы (для городских округов и поселений). В данных документах определяются места нахождения (или планируемого размещения) различных объектов муниципального значения, границы категорий земель и т.д., в том числе фиксируются незастроенные земельные участки, которые могут быть предоставлены органами местного самоуправления гражданам в будущем для ведения ЛПХ. Документами градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки - муниципальные правовые акты, которыми территория муниципального образования подразделяется на ряд территориальных зон, для каждой из которых определяются параметры и виды использования земельных участков (например, параметры и характер застройки приусадебного земельного участка ЛПХ); г) согласно ст. 23 ЗК РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать публичные сервитуты в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя и ряда иных целей. Таким образом, права собственников земельных участков, на которых ведется ЛПХ, могут быть правомерно ограничены в общественных интересах; д) осуществление муниципального контроля за соблюдением гражданами, ведущими ЛПХ, требований земельного и аграрного законодательства (ст. 5 комментируемого Закона, ст. 72 ЗК РФ); е) учет личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах; ж) осуществление мер поддержки личных подсобных хозяйств за счет средств местного бюджета. Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства Комментарий к статье 2 1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, личное подсобное хозяйство обладает рядом признаков, позволяющих отличать данную форму деятельности от всех остальных. Первый признак характеризует ЛПХ как форму непредпринимательской деятельности. Как следует из п. 1 ст. 2 ГК РФ, под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Нормативное закрепление того, что деятельность ЛПХ не является предпринимательской, Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|