Расширенный поиск
Постановление Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 467-ппПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 08 октября 2013 г. N 467-пп г. Архангельск О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 НОЯБРЯ 2012 ГОДА N 464-ПП В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31.2 Устава Архангельской области, постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп "О порядке разработки и реализации государственных программ Архангельской области" Правительство Архангельской области п о с т а н о в л я е т: 1. Внести в постановление Правительства Архангельской области от 12 ноября 2012 года N 464-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Социальная поддержка граждан в Архангельской области на 2013 - 2015 годы" следующие изменения: 1) в наименовании слова "на 2013 - 2015 годы" заменить словами "(2013 - 2018 годы)"; 2) преамбулу после слов "В соответствии" дополнить словами "со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации,"; 3) в пункте 1 слова "на 2013 - 2015 годы" заменить словами "(2013 -2018 годы)". 2. Государственную программу Архангельской области "Социальная поддержка граждан в Архангельской области на 2013 - 2015 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается). 3. Признать утратившими силу с 01 января 2014 года следующие постановления Правительства Архангельской области: от 24 августа 2010 года N 237-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Доступная среда на 2011-2015 годы""; от 19 октября 2010 года N 312-пп "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Архангельской области "Доступная среда на 2011-2015 годы""; от 14 октября 2011 года N 376-пп "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Архангельской области "Доступная среда на 2011-2015 годы""; от 03 июля 2012 года N 287-пп "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Архангельской области "Доступная среда на 2011-2015 годы""; от 12 октября 2012 года N 465-пп "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Архангельской области "Доступная среда на 2011-2015 годы"". 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Исполняющий обязанности Губернатора Архангельской области А.П. Гришков УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 464-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 г. N 467-пп) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Архангельской области "Социальная поддержка граждан в Архангельской области (2013-2018 годы)" П А С П О Р Т государственной программы Архангельской области "Социальная поддержка граждан в Архангельской области (2013 - 2018 годы)" Наименование - государственная программа Архангельской области "Социальная поддержка государственной граждан программы в Архангельской области (2013 - 2018 годы)" (далее - государственная программа) Ответственный исполнитель - министерство труда, занятости государственной программы и социального развития Архангельской области (далее - министерство труда, занятости и социального развития) Соисполнители - министерство здравоохранения Архангельской области (далее - министерство государственной программы здравоохранения); министерство образования и науки Архангельской области (далее - министерство образования и науки); министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области (далее - министерство по делам молодежи и спорту); агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области (далее - министерство по печати и средствам массовой информации); министерство промышленности и строительства Архангельской области (далее - министерство промышленности и строительства) Подпрограммы - подпрограмма N 1 "Организация работы государственных учреждений государственной программы Архангельской области по выполнению плана деятельности, государственного задания в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения"; подпрограмма N 2 "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Архангельской области"; подпрограмма N 3 "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Ненецкого автономного округа"; подпрограмма N 4 "Развитие системы отдыха и оздоровления детей"; подпрограмма N 5 "Семья и дети в Архангельской области"; подпрограмма N 6 "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области"; подпрограмма N 7 "Приоритетные социально значимые мероприятия в сфере социальной политики Архангельской области"; подпрограмма N 8 "Доступная среда" Цель - повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной государственной программы поддержке и социальной защите в Архангельской области. Перечень целевых показателей государственной программы представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи - задача N 1 - обеспечение адресной государственной социальной поддержки государственной отдельных категорий граждан в Архангельской области и Ненецком автономном программы округе; задача N 2 - улучшение качества социального обслуживания граждан в Архангельской области, в том числе через внедрение инновационных технологий; задача N 3 - обеспечение равных возможностей в доступности граждан к объектам инженерной инфраструктуры в Архангельской области; задача N 4 - внедрение эффективных технологий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области, направленных на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально опасном положении Сроки и этапы реализации - 2013-2018 годы. государственной программы Государственная программа реализуется в один этап Объемы бюджетных - общий объем финансирования составляет: ассигнований государственной 59 169 995,5 тыс. рублей, в том числе: программы средства федерального бюджета - 14 268 739,3 тыс. рублей; средства областного бюджета - 44 676 655,1 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 224 573,6 тыс. рублей; внебюджетные средства - 27,5 тыс. рублей I. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем. Одними из важных задач исполнительных органов государственной власти Архангельской области (далее - исполнительные органы) являются повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, улучшение демографической ситуации в Архангельской области. Государственная программа подготовлена с учетом основных положений Концепции долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, послания Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно- политическом положении в Архангельской области, указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 - 602 и 606, Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2012 года N 1939-р, а также целевых индикаторов и прогнозных показателей оценки эффективности исполнительных органов государственной власти Архангельской области, утвержденных указом Губернатора Архангельской области от 28 декабря 2012 года N 180-у, Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренной распоряжением администрации Архангельской области от 11 сентября 2008 года N 178-ра/30. Приоритетными направлениями государственной социальной политики, определенными указанными документами, являются: развитие механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства; сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессий социальной сферы; повышение эффективности государственной поддержки семьи; укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно- правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями; формирование доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения путем повышения уровня доступности к объектам и услугам в приоритетных сферах деятельности; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг. II. Характеристика подпрограмм государственной программы 2.1. П А С П О Р Т подпрограммы N 1 "Организация работы государственных учреждений Архангельской области по выполнению плана деятельности, государственного задания в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения" Наименование подпрограммы - "Организация работы государственных учреждений Архангельской области по выполнению плана деятельности, государственного задания в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения" (далее - подпрограмма N 1) Ответственный исполнитель - министерство труда, занятости и социального развития подпрограммы Соисполнители подпрограммы - нет Участники подпрограммы - государственные бюджетные и казенные учреждения Архангельской области, подведомственные министерству труда, занятости и социального развития; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) Цель - улучшение качества социального обслуживания граждан в Архангельской области. подпрограммы Перечень целевых показателей подпрограммы N 1 представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи подпрограммы - задача N 1 - выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания населения Архангельской области, подведомственными министерству труда, занятости и социального развития (далее - учреждения социального обслуживания населения); задача N 2 - развитие сети учреждений социального обслуживания населения и улучшение материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения; задача N 3 - улучшение условий работы специалистов и условий приема населения в государственных казенных учреждениях Архангельской области - отделениях социальной защиты населения, подведомственных министерству труда, занятости и социального развития (далее - отделения социальной защиты населения) Сроки и этапы реализации - 2013-2018 годы. подпрограммы Подпрограмма N 1 реализуется в один этап Объем и источники - общий объем финансирования составляет финансирования подпрограммы 14 486 781,2 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 245,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 14 485 536,2 тыс. рублей 2.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 1, описание основных проблем На 01 января 2012 года государственные услуги в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения предоставляют следующие государственные учреждения Архангельской области, подведомственные министерству труда, занятости и социального развития: отделения социальной защиты населения (26 учреждений); комплексные центры социального обслуживания (22 учреждения); психоневрологические и детские дома-интернаты (9 учреждений); дома-интернаты общего профиля (12 учреждений); реабилитационные центры (два учреждения); социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (10 учреждений); центр социальной помощи семье и детям (одно учреждение); социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий (одно учреждение); социальный консультативный центр (одно учреждение). С 01 января 2014 года в статусе государственного учреждения Архангельской области начнет функционировать муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Опорно- экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", переданное в государственную собственность Архангельской области в соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 17 сентября 2013 года N 464-рп. В 2013 году 26 отделений социальной защиты населения продолжили работу по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области. Всего 20 процентов отделений социальной защиты населения располагаются в помещениях, находящихся в государственной собственности Архангельской области, остальные - в арендуемых помещениях. Отмечается слабая материально-техническая база (в 22 учреждениях), необходима замена мебели, проведение ремонтных работ. Денежные средства на проведение ремонтных работ не выделялись с 2006 года. В связи со значительной территориальной протяженностью Архангельской области большинство отделений социальной защиты населения остро нуждаются в приобретении автотранспорта. За 2011 год 14 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания семьи и детей Архангельской области, подведомственных министерству труда, занятости и социального развития (далее - учреждения социального обслуживания семьи и детей), предоставили социальные услуги более 25 тыс. семей. С каждым годом отмечается рост количества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и детей с ограниченными возможностями, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (в 2011 году детей - 1870, семей - 2069). В учреждениях социального обслуживания семьи и детей (кроме введенных в действие в 2011 году) также отмечается слабая материально- техническая база, требуется замена мебели, технологического оборудования. Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" введено в эксплуатацию с нарушением строительных норм, в связи с чем необходимы средства на устранение данных нарушений. В целях укомплектования и сохранения кадров в учреждениях социального обслуживания семьи и детей необходимо повышение средней заработной платы работников данных учреждений (в 2012 году средний размер заработной платы составил 12 820 рублей). Сеть учреждений социального обслуживания взрослого населения Архангельской области состоит из 45 учреждений социального обслуживания населения, расположенных в зданиях, перепрофилированных, приспособленных для размещения граждан пожилого возраста и инвалидов, изношенность которых достаточно велика (более 85 процентов зданий построены до 1960 года, 7 процентов - до 1945 года, в каменном исполнении - более 72 процентов). В учреждениях социального обслуживания населения - домах- интернатах общего и психоневрологического профиля проживает более 2860 граждан, при нормативном значении 2754 койко-места, выполнение плана по койко-дням составляет 103-104 процента. Средства областного бюджета, направляемые на содержание учреждений социального обслуживания населения, - домов-интернатов общего и психоневрологического профиля, не позволяют укреплять их материально-техническую базу, обеспечивать реабилитационный процесс, а также снижают качество предоставляемых услуг. Фактическая штатная численность работников учреждений социального обслуживания населения - домов-интернатов общего и психоневрологического профиля составляет более 2500 штатных единиц, укомплектованность кадрами составляет 95 процентов. На 65 процентов укомплектованы штатными единицами круглосуточные медицинские посты в интернатах психоневрологического профиля. 22 учреждения социального обслуживания населения - комплексных центра социального обслуживания населения осуществляют социальное обслуживание на дому более 7300 граждан. За последние пять лет в помещениях данных учреждений не проводился ремонт помещений, что значительно ухудшило состояние перекрытий, стен, полов и оконных блоков. Штатная численность работников учреждений социального обслуживания населения - комплексных центров социального обслуживания составляет 1918,75 единицы, из них 66 процентов - штатные единицы социальных работников. В рамках подпрограммы планируется решить следующие проблемы в части: уменьшения числа койко-мест в стационарных учреждениях в соответствии с СанПиН N 2.1.2.2564-09, вступившими в силу с 01 марта 2010 года; оснащенности реабилитационным и технологическим оборудованием; устранения замечаний надзорных органов, несоответствия требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов приведения материально-технической базы государственных учреждений Архангельской области. 2.3. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 1 Реализацию мероприятий пункта 1.1 подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют учреждения социального обслуживания населения и отделения социальной защиты населения, средства на реализацию которых направляются учреждениям социального обслуживания населения на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и отделениям социальной защиты населения на выполнение функций казенными учреждениями. Муниципальное образование "Город Архангельск" принимает участие в реализации мероприятий пункта 1.2 подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе), организуя в муниципальных учреждениях социального обслуживания населения реализацию абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 и абзаца второго подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", абзаца четвертого подпункта "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и направляя средства субсидии муниципальным учреждениям социального обслуживания населения на решение вопросов, связанных с доведением в 2013 году средней заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений муниципального образования "Город Архангельск" до следующих процентных отношений к средней заработной плате в Архангельской области: врачей - до 129,7 процента; социальных работников - до 47,5 процента; среднего медицинского персонала - до 75,6 процента; младшего медицинского персонала - до 50,1 процента; педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - до 75,0 процента. Средства областного бюджета на реализацию мероприятий направляются в соответствии с соглашением между муниципальным образованием "Город Архангельск" и министерством труда, занятости и социального развития. Реализацию мероприятий пунктов 2.1 - 2.3 подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют учреждения социального обслуживания населения, средства на реализацию которых предоставляются данным учреждениям в форме субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Реализацию мероприятий пункта 3.1 подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют отделения социальной защиты населения, средства на реализацию мероприятий предоставляются учреждениям на выполнение функций казенными учреждениями. Исполнители работ по мероприятиям определяются в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ). В соответствии с областным законом от 20 сентября 2005 года N 84- 5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" (далее - областной закон от 20 сентября 2005 года N 84- 5-ОЗ) государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных районов и городских округов Архангельской области (далее - муниципальные районы и городские округа): 1) городские округа: "Город Архангельск"; "Котлас"; "Северодвинск"; 2) муниципальные районы: "Мезенский муниципальный район"; "Плесецкий муниципальный район"; "Приморский муниципальный район"; "Холмогорский муниципальный район". Органам местного самоуправления указанных муниципальных районов и городских округов предоставляются субвенции на реализацию мероприятий пункта 3.2 подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе) на осуществление материально-технического, финансового, организационного, информационного и правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы N 1 за счет средств областного бюджета приведено в приложении N 3 к государственной программе. Перечень мероприятий подпрограммы N 1 представлен в приложении N 2 к государственной программе. 2.4. П А С П О Р Т подпрограммы N 2 "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Архангельской области" Наименование подпрограммы - "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Архангельской области" (далее - подпрограмма N 2) Ответственный исполнитель - министерство труда, занятости и социального развития подпрограммы Соисполнители подпрограммы - нет Участники подпрограммы - отделения социальной защиты населения; органы местного самоуправления; государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области" Цель подпрограммы - повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Перечень целевых показателей подпрограммы N 2 представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи подпрограммы - задача N 1 - предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Архангельской области, и повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета Сроки и этапы реализации - 2013-2018 годы. подпрограммы Подпрограмма N 2 реализуется в один этап Объем и источники финансирования - общий объем финансирования составляет 37 411 335,7 тыс. рублей, в том подпрограммы числе: средства федерального бюджета - 13 543 003,8 тыс. рублей; средства областного бюджета - 23 868 304,3 тыс. рублей; внебюджетные средства - 27,5 тыс. рублей 2.5. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 2, описание основных проблем Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации направлена на повышение уровня жизни населения на основе увеличения реально располагаемых доходов граждан, достаточных для удовлетворения их материальных и бытовых нужд. Реализация данного направления обеспечивается мероприятиями по назначению социальных выплат, пособий, компенсаций и иных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, постоянным контролем за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию соответствующих мероприятий. Численность граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, по состоянию на 01 января 2013 года составляет 116 041 человек. По состоянию на 01 января 2013 года на учете в отделениях социальной защиты населения в качестве получателей различных выплат и мер социальной поддержки состоят около 500 тыс. человек, в том числе включенных в областной регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки (ветераны труда, ветераны труда Архангельской области, труженики тыла, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, пострадавшие от политических репрессий), - 235 087 человек. В соответствии с областным законом от 10 ноября 2004 года N 261- 33-ОЗ "О социальных пособиях гражданам, имеющим детей" получателями различных видов социальных пособий на ребенка по состоянию на 01 января 2013 года являются 76 858 человек на 101 555 детей. Причинами увеличения численности отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, являются: 1) присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области". По состоянию на 01 января 2013 года численность данной категории граждан составляет 119 833 человека (на 01 января 2012 года - 113 362 человека), ежегодно звание присваивается около 7000 жителей Архангельской области; 2) снижение в 2010 году максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 22 до 19 процентов при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По состоянию на 01 января 2013 года численность получателей субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет 52 516 человек (на 01 января 2012 года - 48 564 человека); 3) принятие на уровне Российской Федерации и уровне Архангельской области новых нормативных правовых актов в части предоставления следующих мер социальной поддержки: региональной социальной доплаты к пенсии (численность на 01 января 2013 года - 19 526 человек, на 01 января 2012 года - 17 969 человек); ежемесячного пособия на ребенка, не посещающего дошкольные образовательные организации (численность на 01 января 2013 года - 9327 человек, на 01 января 2012 года - 9096 человек); единовременных выплат регионального материнского (семейного) капитала (выплата осуществляется с 01 января 2012 года, по состоянию на 01 января 2013 года поступило 858 обращений); единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 тыс. рублей на ребенка (выплата осуществляется с 01 сентября 2012 года, по состоянию на 01 января 2013 года поступило 39 обращений). В связи с увеличением численности льготных категорий граждан, ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги увеличиваются расходы областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки. В рамках системы социальной защиты населения реализованы следующие комплексные мероприятия: принятие на уровне Российской Федерации системы нормативных правовых актов, обосновывающих принцип адресного предоставления социальной помощи (методика расчета потребительской корзины, процедура определения величины минимального прожиточного уровня или уровня бедности, рекомендации для осуществления проверки доходов заявителей при оказании отдельных видов социальной помощи); расширение системы натуральных социальных льгот и гарантий в сфере оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства; введение системы выплат и пособий нуждающимся категориям населения, то есть лицам с низким уровнем доходов (пособия по безработице, ежемесячное пособие на ребенка, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг). Реализация мероприятий подпрограммы N 2 направлена на повышение эффективности к 2018 году предоставления мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, что позволит повысить уровень жизни населения Архангельской области, улучшить демографическую ситуацию. Решение указанных проблем будет осуществляться в рамках мероприятий подпрограммы N 2. 2.6. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 2 Реализацию мероприятий пунктов 1.1, 1.2, 1.4, подпункта 1.5.1 пункта 1.5, 1.6 - 1.11, 1.14-1.20 подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют отделения социальной защиты населения, предоставляющие меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с правовыми актами Правительства Российской Федерации и Архангельской области. Средства на реализацию данных мероприятий предоставляются учреждениям на выполнение функций казенными учреждениями. Реализацию мероприятий пунктов 1.3 и 1.12 подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляет непосредственно министерство труда, занятости и социального развития. С целью финансирования мероприятий подпрограммы N 2 привлекаются средства федерального бюджета в форме субвенций на расходы, связанные с выполнением государственных полномочий. Финансирование мероприятий подпрограммы N 2 из федерального бюджета подтверждается ежегодно путем заключения соглашения между Правительством Архангельской области и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. По мероприятию 1.19 подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) финансирование из внебюджетных источников осуществляется в соответствии с соглашением о реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы от 13 марта 2007 года N 28-25, заключенным между администрацией Архангельской области и Пенсионным фондом Российской Федерации. Реализацию мероприятий подпункта 1.5.2 пункта 1.5 подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют органы местного самоуправления следующих городских округов и муниципальных районов: 1) городские округа: "Город Архангельск"; "Котлас"; "Северодвинск"; 2) муниципальные районы: "Мезенский муниципальный район"; "Плесецкий муниципальный район"; "Приморский муниципальный район"; "Холмогорский муниципальный район". В соответствии с областным законом от 20 сентября 2005 года N 84- 5-ОЗ указанные городские округа и муниципальные районы наделены государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которым средства на реализацию данных полномочий направляются в виде субвенций за счет средств областного бюджета. Реализацию мероприятий пункта 1.13 подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют органы местного самоуправления, средства на реализацию которых направляются в виде иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для категорий граждан, установленных статьями 2 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предусмотренных в областном законе об областном бюджете. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы N 2 за счет средств областного бюджета приведено в приложении N 3 к государственной программе. Перечень мероприятий подпрограммы N 2 представлен в приложении N 2. 2.7. П А С П О Р Т подпрограммы N 3 "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Ненецкого автономного округа" Наименование подпрограммы - "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Ненецкого автономного округа" (далее - подпрограмма N 3) Ответственный исполнитель - министерство труда, занятости и социального развития подпрограммы Соисполнители подпрограммы - нет Участники подпрограммы - государственное казенное учреждение Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по Ненецкому автономному округу" (далее - ГКУ "Отделение социальной защиты населения по Ненецкому автономному округу") Цель подпрограммы - повышение уровня и качества жизни граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, нуждающихся в социальной поддержке. Перечень целевых показателей подпрограммы N 3 представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи подпрограммы - задача N 1 - предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Ненецком автономном округе, и повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета Сроки и этапы реализации 2013-2018 годы. подпрограммы - Подпрограмма N 3 реализуется в один этап Объем и источники финансирования общий объем финансирования составляет подпрограммы - 3 035 118,4 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 578 824,9 тыс. рублей; средства областного бюджета - 2 456 293,4 тыс. рублей 2.8. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 3, описание основных проблем В соответствии с областным законом от 12 декабря 2007 года N 467- 23-ОЗ "Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" с 01 января 2008 года исполнительные органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа отдельные государственные полномочия. Министерство труда, занятости и социального развития осуществляет на территории Ненецкого автономного округа полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержке ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований Ненецкого автономного округа в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи. По состоянию на 01 января 2013 года на учете в ГКУ "Отделение социальной защиты населения по Ненецкому автономному округу" в качестве получателей различных выплат и мер социальной поддержки состояло около 25 000 человек, в том числе включенных в областной регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, 5497 человек (ветераны труда, ветераны труда Ненецкого автономного округа, труженики тыла, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, пострадавшие от политических репрессий, ветераны военной службы, лица, награжденные Почетной грамотой Ненецкого автономного округа). Численность граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, составляла на 01 января 2013 года 2562 человека. Получателями различных видов социальных пособий на ребенка по состоянию на 01 января 2013 года являлись 7310 человек, единовременного пособия при рождении второго, третьего или последующих детей - 374 человека, ежемесячного пособия на ребенка, потерявшего одного из родителей в авиакатастрофе, - два человека, ежемесячного пособия на ребенка семьям (неполным семьям), имеющим детей и созданным при этом лицами (лицом) из числа детей-сирот или лицами (лицом) из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - девять человек, получателями мер социальной поддержки - 496 многодетных семей. Реализация мероприятий подпрограммы N 3 направлена на повышение эффективности к 2018 году предоставления мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, что позволит повысить уровень жизни населения, проживающего на территории Ненецкого автономного округа, улучшить демографическую ситуацию. Решение указанных проблем будет осуществляться в рамках мероприятий подпрограммы N 3 к государственной программе. 2.9. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 3 Реализацию мероприятий пунктов 1.1 - 1.10 подпрограммы N 3 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляет ГКУ "Отделение социальной защиты населения по Ненецкому автономному округу", предоставляющее меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Архангельской области. Средства на реализацию данных мероприятий предоставляются учреждению на выполнение функций казенного учреждения. С целью финансирования мероприятий подпрограммы N 3 привлекаются средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий подпрограммы N 3 из федерального бюджета подтверждается ежегодно путем заключения соглашения между Правительством Архангельской области и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы N 3 за счет средств областного бюджета приведено в приложении N 3 к государственной программе. Перечень мероприятий подпрограммы N 3 представлен в приложении N 2. 2.10. П А С П О Р Т подпрограммы N 4 "Развитие системы отдыха и оздоровления детей" Наименование подпрограммы - "Развитие системы отдыха и оздоровления детей" (далее - подпрограмма N 4) Ответственный исполнитель - министерство труда, занятости и социального развития подпрограммы Соисполнители подпрограммы - министерство образования и науки; министерство здравоохранения Участники подпрограммы - государственные бюджетные и автономные учреждения Архангельской области, подведомственные министерству образования и науки (далее - бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству образования и науки); государственное автономное учреждение Архангельской области "Центр детского отдыха "Северный Артек" (далее - ГАУ "Центр детского отдыха "Северный Артек"); органы местного самоуправления Цель подпрограммы - реализация социальной политики Архангельской области, направленной на повышение удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей, увеличение количества детей, обеспеченных качественными услугами по организации отдыха и оздоровления. Перечень целевых показателей подпрограммы N 4 представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи подпрограммы - задача N 1 - увеличение количества детей, обеспеченных качественными услугами по организации отдыха и оздоровления; задача N 2 - оказание поддержки в организации отдыха и оздоровления детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; задача N 3 - укрепление материально-технической базы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей; задача N 4 - развитие кадрового и информационно-методического сопровождения учреждений отдыха и оздоровления детей Сроки и этапы реализации - 2013-2018 годы. подпрограммы Подпрограмма N 4 реализуется в один этап Объем и источники финансирования - общий объем финансирования составляет 2 967 175,5 тыс. рублей, в том подпрограммы числе: средства федерального бюджета - 145 665,5 тыс. рублей; средства областного бюджета - 2 612 213,4 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 209 296,6 тыс. рублей 2.11. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 4, описание основных проблем В последние годы состояние здоровья детей ухудшается. Удельный вес обучающихся, отнесенных в 2011 году по результатам профилактических медицинских осмотров к первой группе здоровья, составил 8,5 процента, а к окончанию учебы доля таких детей уменьшается на 2,1 процента. Вторую группу здоровья имеют 65,2 процента детей, к окончанию учебы доля таких детей уменьшается на 11,6 процента. Одной из причин ухудшения детского здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Оздоровление детей - это активная форма формирования их здоровья, важным этапом которого является летняя оздоровительная кампания. Основная форма ее проведения - пребывание детей в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей. По итогам оздоровительной кампании детей в 2011 году выраженный оздоровительный эффект получили 67,3 процента несовершеннолетних, то есть у каждого третьего ребенка по итогам оздоровления не отмечено улучшения состояния здоровья. Необходима реализация системы мер по созданию условий для повышения удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей Архангельской области. Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков определяются федеральными законами от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Архангельским областным Собранием депутатов принят областной закон от 30 сентября 2011 года N 326-24-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей", предусматривающий мероприятия по организации отдыха, оздоровления детей. Основным элементом системы отдыха и оздоровления детей в Архангельской области является межведомственное взаимодействие через создание единого правового поля и порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и повышение уровня материально-технической базы учреждений отдыха и оздоровления детей. Организация отдыха и оздоровления детей осуществляется круглогодично. На территории Архангельской области дети отдыхают и оздоравливаются в 27 загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, трех санаториях, четырех санаторных оздоровительных лагерях, 400 лагерях с дневным пребыванием детей, 30 специализированных (профильных) лагерях. По форме собственности действующие загородные оздоровительные и санаторные учреждения представлены следующим образом: 14 государственных учреждений, 10 муниципальных учреждений, 17 частных учреждений. За последние годы отмечена негативная тенденция закрытия загородных стационарных учреждений для отдыха и оздоровления детей, которые имели наполняемость до 200 человек в смену. В то же время открываются новые лагеря, но количество мест в них не превышает 60 единиц. Сокращается количество мест в работающих загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, так как не в полном объеме выполняются мероприятия по укреплению материально-технической базы из- за недостаточного финансирования. Стационарные оздоровительные учреждения отдыха и оздоровления детей имеют низкий уровень обеспечения инженерными коммуникациями, жилые помещения не оборудованы санитарно-гигиеническими помещениями, умывальные и туалеты выгребного типа оборудованы на территории учреждения. В связи с уменьшением числа загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей и удорожанием стоимости путевок прослеживается тенденция к снижению количества детей, имеющих возможность отдохнуть. Дети, не охваченные в каникулярный период организованными формами отдыха и оздоровления, зачастую в течение дня находятся без присмотра родителей, что приводит к росту уровня подростковой преступности и уровня травматизма детей. Вследствие низкой заработной платы работников загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, некомфортных условий проживания персонала более чем 90 процентов загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей имеют проблему недостаточного укомплектования педагогическими и медицинскими кадрами. По состоянию на 01 января 2012 года в Архангельской области проживает более 115 тыс. детей школьного возраста, более 64 процентов из них находятся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим требуется совершенствование форм и содержания отдыха детей, развитие специализированных видов отдыха. В случае если меры, направленные на развитие системы отдыха и оздоровления детей, не будут предприняты, уменьшится охват несовершеннолетних организованным отдыхом в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, ежегодно будет уменьшаться количество мест для отдыха детей в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, еще более снизится доля населения, удовлетворенного организацией отдыха и оздоровления детей. Решение поставленных проблем будет осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы N 4. 2.12. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 4 Реализацию мероприятий пунктов 1.1 - 1.3 подпрограммы N 4 приложение N 2 к государственной программе) осуществляют государственные автономные и бюджетные учреждения здравоохранения Архангельской области, подведомственные министерству здравоохранения, в рамках реализации государственной программы "Развитие здравоохранения Архангельской области (на 2013-2020 годы)". Реализацию мероприятий пунктов 1.4, 2.2, 2.3, 2.4 (в 2013 году), 4.2, 4.5 (в 2013 году) подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляет министерство труда, занятости и социального развития. Положение о проведении мероприятия по пункту 4.5 подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) утверждается постановлением министерства труда, занятости и социального развития. Реализацию мероприятий пункта 4.5 (в 2014 - 2018 годах), 4.6 подпрограммы N 4 (приложение N 3 к государственной программе) осуществляет ГАУ "Центр детского отдыха "Северный Артек" за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). Реализацию мероприятий пункта 2.1 подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляет ГАУ "Центр детского отдыха "Северный Артек" за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Кроме того, реализацию мероприятий данного пункта осуществляет непосредственно министерство труда, занятости и социального развития. Исполнители данных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ. Финансовое обеспечение мероприятий пункта 2.1 подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется из федерального бюджета в форме субсидии, предоставляемой в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1106 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Реализацию мероприятий пунктов 1.6, 2.3 (в 2014 - 2018 годах), 2.4 (в 2015 - 2018 годах), 3.19 подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляет ГАУ "Центр детского отдыха "Северный Артек" за счет средств, направленных данному учреждению в форме субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Реализацию мероприятий пунктов 2.5, 2.6 подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству образования и науки, за счет средств, направленных данным учреждениям в форме субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Реализацию мероприятий пункта 4.4 подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству образования и науки. Указанные мероприятия не требуют финансирования. Реализацию мероприятий пункта 4.1 подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляет министерство труда, занятости и социального развития. Реализацию мероприятий пунктов 3.11 - 3.18, 4.3 подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляют бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству образования и науки, в рамках реализации государственной программы "Развитие образования и науки Архангельской области (2013-2018 годы)". В рамках реализации мероприятий пунктов 1.5, 3.1 - 3.10 перечня мероприятий подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) местным бюджетам предоставляются субсидии из областного бюджета на условиях софинансирования, при условии принятия органами местного самоуправления ежегодно, до 01 марта, муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расходования субсидий, а также определения органов местного самоуправления, уполномоченных на проведение оздоровительной кампании детей в каникулярный период: на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярный период; на укрепление материально-технической базы загородных стационарных детских оздоровительных лагерей, находящихся в муниципальной собственности. Предоставление субсидий осуществляется министерством труда, занятости и социального развития в соответствии с соглашениями, заключенными между министерством труда, занятости и социального развития и органами местного самоуправления. Размеры субсидий на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярный период определяются министерством труда, занятости и социального развития ежегодно исходя из численности детей школьного возраста до 17 лет (включительно) по следующей формуле: Si = S/D x Di, где: Si - размер субсидии бюджету i-го муниципального образования; S - общий объем субсидий бюджетам муниципальных образований; D - общее количество детей школьного возраста до 17 лет (включительно), проживающих на территории Архангельской области; Di - количество детей школьного возраста до 17 лет (включительно) на территории i-го муниципального района и городского округа Архангельской области. Для расчета размеров субсидии используются показатели численности детей школьного возраста до 17 лет (включительно) в разрезе муниципальных районов и городских округов по данным органов местного самоуправления по состоянию на 01 октября года, предшествующего году реализации подпрограммы N 4. Распределение субсидий местным бюджетам на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярный период утверждается областным законом об областном бюджете. В случае неполного использования средств органами местного самоуправления министерство труда, занятости и социального развития перераспределяет средства областного бюджета в пользу других муниципальных образований. Субсидии на укрепление материально-технической базы загородных стационарных детских оздоровительных лагерей, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются при обеспечении софинансирования указанных мероприятий за счет средств местных бюджетов в размере, равном размеру субсидии. При уменьшении объемов запланированных денежных средств за счет местных бюджетов при реализации подпрограммы N 4 министерство труда, занятости и социального развития перераспределяет средства областного бюджета в пользу других муниципальных образований. Распределение субсидий местным бюджетам на укрепление материально-технической базы загородных стационарных детских оздоровительных лагерей, находящихся в муниципальной собственности, утверждается соответствующим областным законом об областном бюджете. Координация деятельности органов местного самоуправления по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярный период и укреплению материально-технической базы загородных стационарных детских оздоровительных лагерей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется министерством труда, занятости и социального развития в рамках соглашений, а также комиссией при Губернаторе Архангельской области по организации отдыха, оздоровления и занятости детей путем заслушивания на заседаниях комиссии отчетов органов местного самоуправления об итогах подготовки организаций отдыха детей и их оздоровления к приему детей и о ходе оздоровительной кампании детей в каникулярный период. Порядки предоставления мер социальной поддержки в сфере обеспечения отдыха и оздоровления детей в рамках мероприятий пунктов 1.4-1.6, 2.1-2.6 перечня мероприятий подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 13 марта 2013 года N 110-пп. В целях упорядочения работы государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений Архангельской области, подведомственных министерству труда, занятости и социального развития, уполномоченных на предоставление мер социальной поддержки в сфере обеспечения отдыха и оздоровления детям, имеющим хронические заболевания, и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, постановлениями министерства труда, занятости и социального развития утверждаются формы документов, необходимые для предоставления мер социальной поддержки указанным категориям детей. Исполнители мероприятий пунктов 1.4 и 2.2 перечня мероприятий подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) определяются в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы N 4 за счет средств областного бюджета приведено в приложении N 3 к государственной программе. Перечень мероприятий подпрограммы N 4 представлен в приложении N 2 к государственной программе. 2.13. П А С П О Р Т подпрограммы N 5 "Семья и дети в Архангельской области" Наименование подпрограммы - "Семья и дети в Архангельской области" (далее - подпрограмма N 5) Ответственный исполнитель - министерство труда, занятости и социального развития подпрограммы Соисполнители подпрограммы - министерство образования и науки; министерство по делам молодежи и спорту; агентство по печати и средствам массовой информации; министерство промышленности и строительства Участники подпрограммы - учреждения социального обслуживания семьи и детей; бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству образования и науки; государственные бюджетные учреждения Архангельской области, подведомственные министерству по делам молодежи и спорту (далее - бюджетные учреждения, подведомственные министерству по делам молодежи и спорту); государственные бюджетные учреждения Архангельской области, подведомственные министерству промышленности и строительства (далее - бюджетные учреждения, подведомственные министерству промышленности и строительства) Цель подпрограммы - повышение эффективности системы социальной защиты населения и внедрение новых форм социального обслуживания несовершеннолетних и граждан, воспитывающих детей, на территории Архангельской области. Перечень целевых показателей подпрограммы N 5 представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи подпрограммы - задача N 1 - развитие ресурсного сопровождения учреждений социального обслуживания семьи и детей; задача N 2 - обеспечение доступности и повышение качества предоставления социальных услуг учреждениями социального обслуживания семьи и детей; задача N 3 - внедрение эффективных технологий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области, направленных на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально опасном положении; задача N 4 - обеспечение социальной поддержки семей с детьми- инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество; задача N 5 - повышение эффективности мер по укреплению института семьи Сроки и этапы реализации - 2013-2018 годы. подпрограммы Подпрограмма N 5 реализуется в один этап Объем и источники финансирования - общий объем финансирования составляет 496 202,5 тыс. рублей, в том подпрограммы числе средства областного бюджета - 496 202,5 тыс. рублей 2.14. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 5, описание основных проблем На 01 января 2013 года в Архангельской области проживает 220 286 детей. В отделениях социальной защиты населения состоит на учете 4333 ребенка-инвалида, что составляет 1,9 процента от численности детского населения Архангельской области. В Архангельской области зарегистрировано 6153 многодетные семьи, в них воспитываются 19 617 детей. Под опекой и попечительством в приемных семьях воспитываются 3915 детей, оставшихся без попечения родителей. Численность детей-инвалидов в Архангельской области за три года повысилась на 2 процента. За последние десять лет количество многодетных семей сократилось более чем в два с половиной раза. Сохраняется тенденция ежегодного сокращения количества семей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 01 января 2013 года на учете в органах социальной защиты населения состоит 1231 семья, находящаяся в социально опасном положении, в которой воспитывается 2111 детей. За 2012 год число семей этой категории сократилось на 12,3 процента. Количество безнадзорных несовершеннолетних, состоящих на учете, на 01 января 2013 года составляет 36 человек, что на 28 процентов меньше, чем на 01 января 2012 года. В последние годы сохранялась тенденция к сокращению количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними (с 1196 в 2009 году до 897 в 2011 году), в 2012 году рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними, составил 129,3 процента (1160). С 2010 года продолжает увеличиваться число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. Уровень криминальной активности подростков в Архангельской области (9,2 процента) превышает среднероссийский показатель (4,8 процента) и остается одним из наиболее высоких в Северо-Западном федеральном округе. В Архангельской области создана система учреждений социального обслуживания семьи и детей, которая включает: один стационарный детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии; два реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями здоровья; один центр социальной помощи семье и детям; 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; шесть социальных приютов при комплексных центрах социального обслуживания; два стационарных отделения "Мать и дитя" для семей с детьми- инвалидами; четыре дневных отделения по работе с детьми-инвалидами; 21 отделение профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия. В практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей активно внедряются современные технологии, в том числе направленные на раннее выявление социально-неблагополучных семей и своевременное оказание им социальной помощи, создаются службы социальных участковых, реализуются социальные проекты "Тревожный лист", "Общественная приемная", "Социальная реклама", внедряются технологии "Интенсивная семейная терапия на дому", "Невероятные годы", действует детский телефон доверия (служба экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122. В 15 из 25 муниципальных районов и городских округов организовано сопровождение семей, воспитывающих детей с инвалидностью, социальными работниками и специалистами бюджетных учреждений социального обслуживания населения в форме патронажа, информационного обеспечения, оказания адресной материальной помощи с привлечением спонсорских средств, приобретения технических средств реабилитации, сопровождения ребенка в медицинскую или образовательную организацию, услуги "няня на час", психологической поддержки, обучения социально-бытовым навыкам по уходу за ребенком с инвалидностью. Благодаря сотрудничеству с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в декабре 2012 года на базе государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" оборудована лекотека, внедрена такая форма реабилитации как иппотерапия. Однако социальными услугами охвачено всего 54 процента детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья. Существует проблема социального обслуживания семей, имеющих детей с инвалидностью, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах Архангельской области (30 процентов от общего количества детей). В Архангельской области проживает 239 детей, имеющих 3 степень ограничения по всем категориям жизнедеятельности, которые остро нуждаются в помощи узких специалистов. Меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних носят несистемный характер, как правило, воздействуют на преодоление последствий неправомерного поведения, а не на устранение причин и условий совершения общественно опасных деяний. Недостаточно развито межведомственное взаимодействие по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждающее социальные риски противоправных действий подрастающего поколения, не сформирована система его ресурсного обеспечения. В существующей системе учреждений социального обслуживания семей и детей преобладают учреждения социальной реабилитации несовершеннолетних, а не комплексного содействия семье в воспитании детей. В сферу социального обслуживания преимущественно включены социально неблагополучные семьи. Слабо развита превентивно- профилактическая работа с семьями, отмечается недостаточная обеспеченность учреждений кадрами, недостаток инновационных форм и технологий работы с семьями и детьми. Не в полной мере отвечает современным требованиям информационно- аналитическое, научно-методическое сопровождение работы по профилактике семейного неблагополучия, оснащение учреждений социального обслуживания семьи и детей реабилитационным оборудованием, компьютерами и оргтехникой, автотранспортом. Решение поставленных проблем будет осуществлено в рамках реализации мероприятий подпрограммы N 5. 2.15. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 5 Реализация мероприятий по пунктам 1.1, 1.3-1.5, 1.7, 1.11, 2.1- 2.4, 2.7, 2.8, 2.12, 2.13, 2.16, 3.1 - 3.5, 3.7, 3.9 - 3.11, 4.1 - 4.18, 5.1 - 5.4 подпрограммы N 5 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется учреждениями социального обслуживания населения, в том числе учреждениями социального обслуживания семьи и детей. Реализация мероприятий по пунктам 1.2, 1.8, 1.9, 2.5, 2.6, 2.9- 2.11 подпрограммы N 5 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными министерству образования и науки. Реализация мероприятий по пунктам 1.10, 3.6, 3.8 подпрограммы N 5 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется бюджетными учреждениями, подведомственными министерству по делам молодежи и спорту. Реализация мероприятий по пунктам 2.14, 2.15, 4.19 - 4.22 подпрограммы N 5 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется бюджетными учреждениями, подведомственными министерству промышленности и строительства. Средства на реализацию указанных мероприятий предоставляются государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области в форме субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Мероприятия по пунктам 2.14, 2.15, 4.19-4.22 подпрограммы N 5 (приложение N 2 к государственной программе) подлежат ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу в соответствии с Порядком формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 298-пп. Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с Порядком финансирования областной адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 17 января 2008 года N 6-па/1. Реализация мероприятия по пункту 1.6 подпрограммы N 5 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется агентством по печати и средствам массовой информации. Порядок и условия проведения областного конкурса "Лучшая семья Архангельской области", предусмотренного пунктом 5.2 подпрограммы N 5 (приложение N 2 к государственной программе), осуществляется в соответствии с Положением о проведении областного конкурса "Лучшая семья Архангельской области", утверждаемым постановлением министерства труда, занятости и социального развития. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы N 5 за счет средств областного бюджета приведено в приложении N 3 к государственной программе. Перечень мероприятий подпрограммы N 5 представлен в приложении N 2 к государственной программе. 2.16. П А С П О Р Т подпрограммы N 6 "Повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов в Архангельской области" Наименование подпрограммы - "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Архангельской области" (далее - подпрограмма N 6) Ответственный исполнитель - министерство труда, занятости и социального развития подпрограммы Соисполнители подпрограммы - агентство по печати и средствам массовой информации; министерство промышленности и строительства Участники подпрограммы - учреждения социального обслуживания населения; органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями по осуществлению деятельности по профессиональной опеке; бюджетные учреждения, подведомственные министерству промышленности и строительства Цель подпрограммы - формирование условий для осуществления мер по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области и внедрение новых форм социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в Архангельской области. Перечень целевых показателей подпрограммы N 6 представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи подпрограммы - задача N 1 - совершенствование профессиональной подготовки специалистов учреждений социального обслуживания населения для граждан пожилого возраста и инвалидов; задача N 2 - развитие информатизации системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области; задача N 3 - осуществление социального обслуживания населения в соответствии с национальными государственными стандартами Российской Федерации, сокращение очередности на социальное обслуживание в Архангельской области; задача N 4 - обеспечение доступности и улучшение качества социального обслуживания, внедрение новых форм социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области; задача N 5 - развитие коммуникационных связей и интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области Сроки и этапы реализации - 2013-2018 годы. подпрограммы Подпрограмма N 6 реализуется в один этап Объем и источники - общий объем финансирования составляет 709 763,9 тыс. рублей, в том числе финансирования средства областного бюджета - 709 763,9 тыс. рублей подпрограммы 2.17. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 6, описание основных проблем Нестационарное и полустационарное социальное обслуживание граждан осуществляют 22 учреждения социального обслуживания населения - комплексных центра социального обслуживания, которыми на дому обслуживаются более 8000 человек и которыми оказывается более 36 тысяч разовых социальных услуг. Стационарное социальное обслуживание осуществляется 21 интернатным учреждением, рассчитанным на 2731 место (из них 1780 мест для граждан психоневрологического профиля, 881 место общего профиля, включая 175 мест в геронтопсихиатрических отделениях и 70 мест в доме- интернате специального профиля) и 12 комплексными центрами социального обслуживания, рассчитанными на 360 мест. На 01 июля 2013 года в очереди на стационарное социальное обслуживание состоял 701 человек, в том числе в дома-интернаты общего профиля - 60 человек, в дома-интернаты психоневрологического профиля - 641 человек, в геронтопсихиатрические отделения - 49 человек. Для изменения ситуации в первую очередь необходимо решение проблемы ухода за гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе и социальном обслуживании. Для удовлетворения потребности населения требуется открытие дополнительных мест в домах-интернатах психоневрологического профиля, создание геронтопсихиатрических отделений (коек) для граждан пожилого возраста с целью повышения эффективности социального обслуживания лиц, страдающих психической патологией, а также развитие службы сиделок, предоставляющей социальные услуги на дому. На территории 15 муниципальных районов и трех городских округов предоставляется срочное социальное обслуживание гражданам, остро нуждающимся в социальной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Ежегодно отделения срочного социального обслуживания помогают более чем 39 тыс. граждан, которым предоставляется более 70 тыс. срочных социальных услуг. При этом потребность в срочном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов остается достаточно востребованным видом социальных услуг, особенно для граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных территориях Архангельской области. Необходимо максимально использовать возможности существующих государственных учреждений социального обслуживания населения для наиболее полного обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и качественного социального обслуживания. Приобретение имущественных комплексов, строительство новых зданий и сооружений позволит создать дополнительные места для размещения лиц, страдающих психическими расстройствами в стационарных условиях, что позволит сократить очередность данной категории граждан на стационарное социальное обслуживание. Реализация проекта "Сервисное жилье" позволит обеспечить самостоятельное проживание вне стен интернатного учреждения граждан с ментальными нарушениями, прошедших курс реабилитации и способных самостоятельно проживать под наблюдением специалистов. Мероприятия подпрограммы позволят расширить спектр принимаемых мер по реализации прав и законных интересов граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечить предоставление нестационарного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в соответствии с требованиями национальных стандартов и требованиями санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 2.18. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 6 Реализация мероприятий по пунктам 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 2.1-2.4, 3.1-3.4, 3.6, 4.1-4.3, 4.6-4.27, 5.1-5.3, 5.5 и 5.6 подпрограммы N 6 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания населения. Реализация мероприятий по пунктам 3.5, 3.7, 3.8, 3.12, 3.13 подпрограммы N 6 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется государственными бюджетными учреждениями Архангельской области, подведомственными министерству промышленности и строительства. Средства на реализацию указанных мероприятий, предусмотренных подпрограммой N 6, предоставляются государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области в форме субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Мероприятия по пунктам 3.9 - 3.11, 3.14 подпрограммы N 6 (приложение N 2 к государственной программе) подлежат ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу в соответствии с Порядком формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 298-пп. Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с Порядком финансирования областной адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 17 января 2008 года N 6-па/1. Реализация мероприятия по пункту 1.3 подпрограммы N 6 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется агентством по печати и средствам массовой информации. Реализация мероприятий по пункту 4.4 подпрограммы N 6 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется отделениями социальной защиты населения. Средства на реализацию мероприятий предоставляются отделениям социальной защиты населения на выполнение функций казенными учреждениями. Реализация мероприятия по пункту 5.4 подпрограммы N 6 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется органами местного самоуправления, которым предоставляются субвенции из областного бюджета на выплату вознаграждения профессиональным опекунам над недееспособными гражданами в Архангельской области в соответствии с областным законом от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ, Правилами установления профессиональной опеки над недееспособными гражданами в Архангельской области и Правилами предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Архангельской области на выплату вознаграждения профессиональным опекунам над недееспособными гражданами в Архангельской области, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 24 мая 2011 года N 162-пп. Реализация мероприятия по пункту 4.5 подпрограммы N 6 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется министерством труда, занятости и социального развития. В рамках реализации данного мероприятия ежегодно на конкурсной основе средства областного бюджета предоставляются министерством труда, занятости и социального развития в форме субсидий победителям конкурсного отбора на реализацию программ и проектов, направленных на решение проблем населения, нуждающегося в социальной защите. Порядок и условия проведения конкурсов определяются положениями о порядке проведения конкурсов, утверждаемыми постановлениями министерства труда, занятости и социального развития. Участниками конкурсного отбора являются учреждения социального обслуживания населения. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы N 6 за счет средств областного бюджета приведено в приложении N 3 к государственной программе. Перечень мероприятий подпрограммы N 6 представлен в приложении N 2 к государственной программе. 2.19. П А С П О Р Т подпрограммы N 7 "Приоритетные социально значимые мероприятия в сфере социальной политики Архангельской области" Наименование подпрограммы - "Приоритетные социально значимые мероприятия в сфере социальной политики Архангельской области" (далее - подпрограмма N 7) Ответственный исполнитель - министерство труда, занятости и социального развития подпрограммы Соисполнители подпрограммы - министерство по делам молодежи и спорту Участники подпрограммы - учреждения социального обслуживания населения; автономные учреждения, подведомственные министерству по делам молодежи и спорту Цель - обеспечение доступности и повышение качества социального обслуживания подпрограммы граждан, проживающих в Архангельской области. Перечень целевых показателей подпрограммы N 7 представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи - задача N 1 - развитие информационно-методического, научно-практического подпрограммы и организационного сопровождения учреждений социального обслуживания населения; задача N 2 - повышение уровня социально-культурного обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Сроки и этапы реализации - 2013-2018 годы. подпрограммы Подпрограмма N 7 реализуется в один этап Объем и источники финансирования - общий объем финансирования составляет 19 304,4 тыс. рублей, в том числе подпрограммы средства областного бюджета - 19 304,4 тыс. рублей 2.20. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 7, описание основных проблем Система социального обслуживания Архангельской области представлена 57 учреждениями социального обслуживания населения. Штатная численность работников данных учреждений составляет более 5,5 тыс. человек, из них более 2,2 тыс. специалистов. В 2012 году потребность в кадровом обеспечении учреждений социального обслуживания населения в сфере социального обслуживания семьи и детей составила 22 процента, взрослого населения - 24 процента. Повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания населения поднимет профессиональный уровень специалистов данных учреждений. Проведение обучающих семинаров и конференций позволит изучить и внедрить положительный опыт, в том числе международный опыт работы в сфере социального обслуживания населения, повысить качество и эффективность предоставления социальных услуг населению Архангельской области специалистами учреждений социального обслуживания населения, охватить различные категории населения, нуждающиеся в особой заботе государства, и снизить процент потребности в кадровом обеспечении данных учреждений. Среди приоритетных социально значимых мероприятий в сфере социальной политики определены следующие: мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; мероприятия, посвященные Международному дню семьи; мероприятия, посвященные памяти жертв политических репрессий. Участие граждан пожилого возраста и инвалидов в социально- культурных мероприятиях, посвященных памятным датам и общероссийским праздникам, является одним из видов социального обслуживания. Социально-культурное обслуживание граждан, направленное на преодоление "социального сиротства", способствует общению одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, продлению активного долголетия. 2.21. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 7 Реализация мероприятий по пунктам 1.1 и 2.1 подпрограммы N 7 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения Архангельской области "Социальный консультативный центр". Средства на реализацию мероприятий перечисляются данному учреждению в форме субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Перечень приоритетных социально значимых мероприятий, проводимых в рамках подпрограммы N 7, утверждается распоряжением министерства труда, занятости и социального развития. Положения об организации и проведении социально значимых мероприятий, проводимых в рамках подпрограммы N 7, утверждаются постановлениями министерства труда, занятости и социального развития. Реализация мероприятий по пункту 2.2 подпрограммы N 7 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется автономными учреждениями, подведомственными министерству по делам молодежи и спорту, в соответствии с Порядком проведения областных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Архангельской области, Порядком формирования и утверждения календарного плана проведения областных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Архангельской области, Порядком формирования спортивных сборных команд Архангельской области, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 20 ноября 2012 года N 518-пп. Средства на реализацию мероприятий перечисляются автономным учреждениям, подведомственным министерству по делам молодежи и спорту, в форме субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Реализация мероприятий по пункту 2.3 подпрограммы N 7 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется непосредственно министерством труда, занятости и социального развития. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы N 6 за счет средств областного бюджета приведено в приложении N 3 к государственной программе. Перечень мероприятий подпрограммы N 6 представлен в приложении N 2 к государственной программе. 2.22. ПАСПОРТ подпрограммы N 8 "Доступная среда" Наименование подпрограммы - "Доступная среда" (далее - подпрограмма N 8) Ответственный исполнитель подпрограммы - министерство труда, занятости и социального развития Соисполнители подпрограммы - министерство здравоохранения; министерство образования и науки; органы местного самоуправления Участники подпрограммы - учреждения социального обслуживания населения; бюджетные и автономные учреждения, подведомственные министерству образования и науки; государственные бюджетные учреждения Архангельской области, подведомственные министерству здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) Цель подпрограммы - формирование к 2016 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, проживающих в Архангельской области, к физическому окружению, транспорту, информации, объектам и услугам социальной инфраструктуры. Перечень целевых показателей подпрограммы N 8 представлен в приложении N 1 к государственной программе Задачи подпрограммы - задача N 1 - обеспечение доступности, повышение оперативности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов; задача N 2 - создание институциональных основ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|