Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 31.03.2016 № 330-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 31.03.2016 N 330-п

г. Ярославль

 

О региональной программе дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, на 2016 год

 

(В редакции Постановлений Правительства Ярославской области

от 02.08.2016 № 905-п; от 10.10.2016 № 1045-п; от 09.12.2016 № 1279)

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 155 «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, на 2016 год.

2. Определить департамент государственной службы занятости населения Ярославской области уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, ответственным за реализацию программы, указанной в пункте 1.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, образования, культуры, спорта и молодежной политики. (пункт в редакции - постановление Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Председатель

Правительства области                                                         А.Л. Князьков

 



УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 31.03.2016 N 330-п

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительных мероприятий в сфере занятости населения,

направленных на снижение напряженности на рынке труда

Ярославской области, на 2016  год

 

(В редакции Постановлений Правительства Ярославской области

от 02.08.2016 № 905-п; от 10.10.2016 № 1045-п; от 09.12.2016 № 1279)

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программы

региональная программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, на 2016 год (далее – Программа)

Куратор Программы

заместитель Председателя Правительства области, курирующий вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, образования, культуры, спорта и молодежной политики, тел. 78-60-07

Уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области, ответственный за реализацию Программы

ДГСЗН ЯО

Цель Программы

реализация мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста численности безработных граждан в Ярославской области

Задача Программы

создание условий для сохранения кадрового потенциала организаций, реализующих программы повышения производительности труда, оптимизации расходов или развития персонала, проекты, направленные на импортозамещение, работники которых находятся под риском увольнения, а также содействие повышению конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан

Исполнители основных мероприятий Программы

ДГСЗН ЯО;

в исполнении мероприятий Программы принимают участие государственные казённые учреждения Ярославской области центры занятости населения (далее – центры занятости)

Этапы и сроки реализации Программы

2016 год

Основания для разработки Программы

- Закон Российской Федерации от 19 апреля

1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 155 «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Объемы и источники финансирования Программы

прогнозные объемы финансирования:

43976,7 тыс. рублей, в том числе:

субсидия из федерального бюджета – 29376,4 тыс. рублей;

средства областного бюджета – 14600,3 тыс. рублей

Целевой показатель Программы

недопущение роста численности безработных граждан в 2016 году выше 13,0 тыс. человек на конец года

Ожидаемые результаты реализации Программы

- сохранение занятости находящихся под риском увольнения работников организаций, реализующих программы повышения производительности труда, оптимизации расходов или развития персонала, проекты, направленные на импортозамещение; трудоустройство отдельных категорий граждан за счет:

организации временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, – 300 человек;

организации опережающего профессионального обучения и стажировки (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, – 600 человек;

возмещения работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество, – 20 человек;

возмещения работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан – 100 человек

Ответственные лица для контактов

директор ДГСЗН ЯО Захаров В.Ю.,

тел. 32-15-54;

заместитель директора ДГСЗН ЯО Зудина Л.К.,

тел. 32-15-54

начальник отдела активной политики занятости населения ДГСЗН ЯО Воробьева С.Ю.,

тел. 32-16-44

Электронный адрес размещения информации о Программе в информационно-теле-коммуникационной сети «Интернет»

http://www.yarregion.ru/depts/dgszn/tmpPages/
programs.aspx

Общая потребность в ресурсах

 

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

Финансовые ресурсы:

тыс. рублей

43976,7

- федеральные средства*

тыс. рублей

29376,4

- областные средства (предусмотрено законом об областном бюджете)

тыс. рублей

14600,3

 

* Софинансирование из федерального бюджета возможно в случае утверждения заявки Ярославской области по результатам отбора, осуществляемого межведомственной рабочей группой по рассмотрению и отбору региональных программ субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.


 

I. Общая характеристика сферы реализации Программы,

обоснование необходимости её разработки

 

1. Общая характеристика состояния экономической ситуации и перспективы развития региона.

В Ярославской области осуществляется  работа по повышению  темпов роста экономики региона, определению  точек роста и развития  новых секторов экономики (фармацевтика, туризм, энергетика) для  привлечения стратегических инвесторов к системообразующим региональным проектам, в том числе к проектам импортозамещения.

В  регионе  созданы предпосылки для развития таких экономических кластеров, как:

- кластер дизелестроения, который объединяет предприятия дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ»;

- кластер газотурбостроения, в состав которого входят предприятия, выпускающие газотурбинные двигатели и энергоустановки, такие как ПАО «НПО «Сатурн», ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация «Газовые турбины», ЗАО «Турборус»;

- лакокрасочный кластер, в который входят ОАО «Русские краски», ЗАО «Ярославский колорит», группа предприятий «Индекс» и другие предприятия;

- резинотехнический кластер, имеющий в своем составе ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Шинный завод», ОАО «Ярославский технический углерод», ЗАО «Ярославль-Резинотехника» и другие предприятия;

- фармацевтический кластер, в составе которого такие крупнейшие фармацевтические предприятия области, как ЗАО «Р-Фарм», ООО «Такеда», ООО «Тева»;

- туристический кластер, объединяющий организации, оказывающие туристические услуги в городах Золотого кольца России и на таких курортах Ярославской области, как ЗАО «Курорт «Золотое кольцо» в Переславском районе, ОАО «Гелиопарк «Бухта Коприно», курорт «Ярославское взморье» в Рыбинском районе, историко-культурный комплекс «Вятское».

Перечень приоритетных стратегических целей развития экономики региона и повышения качества жизни населения определен Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года».

В соответствии с указанной Стратегией одной из основных целей в области занятости населения является увеличение качественной занятости населения. Достижение указанной цели осуществляется  посредством создания или модернизации высокопроизводительных рабочих мест, основное  количество которых планируется на ключевые и перспективные организации  области, реализующие инвестиционные проекты или проекты импортозамещения. Среди них – предприятия дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ», ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод «Ремпутьмаш»,  ЗАО «Р-Фарм», ООО «Тева», ОАО «СХП «Вощажниково», ЗАО «Единство», ООО ГМЗ «АГАТ», ООО «Русские газовые турбины»,  ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод», ПАО «НПО «Сатурн»  и другие предприятия.

В области реализуются более 10 проектов импортозамещения, 21 приоритетный инвестиционный проект, которые определяют основные векторы развития экономики и среди которых ведущую роль играют проекты в отраслях строительства, машиностроения и дизелестроения, производства фармацевтических препаратов.

Для возможности экспорта и импортозамещения выпускаемая базовыми предприятиями продукция должна быть конкурентоспособна и должна соответствовать требованиям не только межрегионального, но и международного потребительского рынка.  Однако в условиях современной экономической нестабильности, дефицита импортного сырья и комплектующих организации, непосредственно обеспечивающие развитие региона, находятся под угрозой снижения объемов и темпов производства.

Недостаточная конкурентоспособность ключевых для экономики региона организаций, обусловленная  негативным влиянием кризисных явлений в экономике страны в целом, может привести к отставанию социально-экономического развития области  от среднероссийского уровня, вызвать отток  талантливого и квалифицированного населения в другие регионы, что является серьезным вызовом для развития Ярославской области.

2. Информация об организациях – участниках Программы.

В сложившейся ситуации необходимо обеспечить создание и сохранение рабочих мест в ключевых организациях  области, являющихся системообразующими для экономики области, имеющих точки роста, реализующих проекты импортозамещения. К таким организациям относятся ПАО "Автодизель", АО "ЯЗДА", номенклатура выпускаемой продукции которых имеет долгосрочный спрос и определяет  основу экономического кластера дизелестроения, ЯЭРЗ, являющийся основным предприятием в области по выпуску тормозных колодок и электроаппаратуры для электровозов. Перечень организаций – участников Программы приведен  в приложении 1 к Программе. (абзац в редакции - постановление Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

Организации, входящие в состав  дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ», реализуют такие ведущие проекты импортозамещения в области машиностроения и дизелестроения, как:

- проект «Создание и организация производства бюджетных версий двигателей ЯМЗ-530 экологического класса 5 (ЯМЗ-530 Low Cost)»,  задачами которого  являются изменение конструкции компонентов двигателей с целью снижения себестоимости, доводка двигателя ЯМЗ-534 до норм «Евро-5», снижение себестоимости двигателей ЯМЗ-536;

- проект «Создание конструкции и производства дизелей ЯМЗ V-8 повышенной мощности», целями которого являются сохранение и развитие позиций дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» в сегментах рынка тяжелых дизелей в условиях возрастающих законодательных, экологических требований, а также в сфере международного сотрудничества;

- проект «Разработка и серийное производство системы топливоподачи нового поколения для дизельных двигателей мощностью 50 2000 лошадиных сил с выполнением норм экологического класса 5 и выше». Целью данного проекта является  разработка и организация серийного производства на АО "ЯЗДА" новых видов топливоподающих систем для дизельных двигателей мощностью от 50 до 2000 лошадиных сил, а также  создание и организация  производства нового поколения дизельных двигателей ЯМЗ-530.  (абзац в редакции - постановление Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

В настоящее время ПАО "Автодизель" и АО "ЯЗДА" испытывают на себе кризис отрасли, обусловленный существенным сокращением спроса на выпускаемую продукцию вследствие снижения платежеспособности потребителей продукции, отсутствием доступа к долгосрочным кредитам, необходимостью использования импортного сырья и комплектующих. Прием работников в организации приостановлен и не осуществляется, основной задачей менеджмента является сохранение текущего состояния кадрового потенциала организаций. (абзац в редакции - постановление Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

По прогнозным оценкам представителей работодателей указанных организаций, реализация проектов импортозамещения, изменение экономической и политической ситуации в стране в целом, а также снижение внутренних издержек, обучение и переобучение специалистов, направленные на формирование у них необходимых профессиональных компетенций, реализация программ энергосбережения, поиск отечественных поставщиков сырья, а также участие в мероприятиях Программы позволят к 2018 году преодолеть кризисные проявления в отрасли машиностроения и начать наращивать темпы и объемы производства. 

В случае реализации оптимистического сценария преодоления кризисных явлений в 2018 году производство сможет  выйти на полную мощность. При этом программа оптимизации численности персонала организаций дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» предполагает перераспределение части трудовых ресурсов внутри организаций в соответствии с необходимостью реализации проектов импортозамещения, подготовки площадок для выпуска новой продукции, технического перевооружения. С данной  целью планируется организация временной занятости граждан, находящихся под риском увольнения,  по обслуживанию и подготовке к реализации проектов импортозамещения и выпуску новой продукции площадок и оборудования, а в случае увеличения объемов производства предполагается их последующий  перевод на постоянные рабочие места.

ЯЭРЗ является одним из ведущих предприятий по выпуску тормозных колодок и электроаппаратуры для электровозов, обеспечивает организацию и ремонт электровозов переменного тока. В настоящее время завод осваивает новое производство – выпуск деталей карданной передачи и тягового редуктора электровозов, начато освоение производства автомотрис, осуществляется  техническая  модернизация завода в части литейного и электромашинного производства с целью внедрения и развития новых производственных  технологий для выпуска модернизированного варианта маневрового тепловоза.

Продукция и услуги ЯЭРЗ востребованы большинством железных дорог европейской части России, однако вследствие  кризисных явлений в экономике страны и области наблюдается снижение платежеспособности потребителей продукции, уменьшение количества заказов на услуги предприятия. С целью стабилизации ситуации на ЯЭРЗ реализуется программа развития предприятия, предусматривающая проведение мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению завода, внедрена программа развития персонала, разработан антикризисный план мероприятий по внедрению передовых технологий при производстве ремонта локомотивов и локомотивного оборудования.

Участие в Программе в части организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения,  позволит ЯЭРЗ реализовать программу технического перевооружения и выпуска новой продукции за счет приобретения работниками соответствующих профессиональных компетенций, оптимизировать деятельность организации без сокращения имеющейся численности работников, удовлетворить заказы на предоставление продукции и услуг предприятия.

Кроме того, дивизион ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» и ЯЭРЗ при условии выхода из кризиса и реализации проектов импортозамещения могут стать драйверами роста для экономики региона, обеспечив дальнейшее поступательное развитие отраслей машиностроения и производства и ремонта транспортных средств, базовых для экономики региона.

ОАО «ЭЛДИН» осуществляет выпуск электрических машин как серийного, так и специального назначения для всех отраслей материального производства с диапазоном мощности от 0,25 кВт до 1000 кВт.  (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

Сохранение пакета заказов и рынка сбыта предприятие обеспечивает за счет разработки и освоения высокоэффективной продукции – новой гаммы асинхронных машин. Также потребителями продукции предприятия – двигателей для буровых установок – являются организации нефтегазового комплекса России. Выпуск двигателей взрывозащищенного исполнения, сертифицированных системой «ГАЗПРОМСЕРТ», позволяет предприятию быть конкурентоспособным при заключении контрактов на поставку продукции в ПАО «Газпром».  (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

Кроме того, на предприятии освоено производство специальных электрических машин и систем комплектных приводов, таких как электродвигатели и приводы для рольгангов в металлургической промышленности, кранов грузоподъемностью до 160 тонн, лифтов повышенной комфортности, вагонов метро.  (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

ОАО «ЭЛДИН» имеет экспортный потенциал – высокое качество выпускаемой продукции подтверждено немецкими сертификатами качества DQS и GERMANISCHE LLOID.  (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

На предприятии проводится регулярная работа по совершенствованию кадровой политики, реализуется перспективный план развития и управления персоналом. В 2012 году завод признан победителем регионального этапа конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в номинациях «За развитие рынка труда в организациях производственной сферы» и «За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной среды», а в 2014 году завод стал дипломантом премии «100 лучших товаров России».  (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

В настоящее время в связи со значительным ростом цен на основные материалы, уменьшением объемов выпускаемой продукции ОАО «ЭЛДИН» работает в режиме неполной занятости  и нуждается в сохранении и развитии кадрового потенциала для выпуска высокотехнологичной продукции.  (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

Участие в Программе в части опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, позволит заводу сохранить кадровый потенциал для обеспечения бесперебойного выпуска продукции предприятия, а также оптимизации деятельности организации без сокращения имеющейся численности работников. (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

Организацией, во многом определяющей вектор развития экономики региона, является ПАО «НПО «Сатурн» – двигателестроительная компания, специализирующаяся на разработке, производстве, маркетинге и продажах, послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и судов. Сегодня ПАО «НПО «Сатурн» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» и играет одну из ключевых  ролей в российском авиастроении и производстве ракетных двигателей. Организацией реализуются направленные на импортозамещение программа создания малоразмерных газотурбинных двигателей для морского судоходства, проекты разработки импортозамещающей базы для газотурбинных двигателей в партнерстве с АО  «РОСНАНО» и другие мероприятия.

Проведение ПАО «НПО «Сатурн» совместно с государством перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание принципиально новых видов продукции позволяют предприятию стабильно развиваться, осуществлять модернизацию существующего производства, сохранять квалифицированный персонал и создавать новые рабочие места.

Подготовку кадров для области в отрасли авиастроения осуществляют РГАТУ и Авиационный колледж РГАТУ.

ПАО «НПО «Сатурн», являясь участником Программы, обеспечит занятость 50 выпускников образовательных организаций по специальностям и профессиям, наиболее востребованным в организации.  (абзац в редакции - постановление Правительства Ярославской области от 10.10.2016 г. № 1045-п - см. предыдущую редакцию)

3. Реализация мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения.

Для решения стоящих перед экономикой области проблем в сфере сохранения и развития потенциала основных производств, повышения привлекательности инвестиционного климата существуют определенные предпосылки,  такие как  привлекательность региона для туризма, высокий уровень развития обрабатывающих отраслей, наличие крупных холдингов и кластеров с участием международных корпораций, наличие достаточно развитой инфраструктуры, наличие развитой научной и образовательной базы в сфере химии и нефтехимии, положительный опыт участия в федеральных  программах привлечения финансирования. 

Одной из мер обеспечения кадрами ведущих отраслей области является обеспечение возможности замещения иностранных работников, привлекаемых для осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами.

С целью регулирования процесса привлечения иностранной рабочей силы в области принят ряд нормативных документов.

Постановлением Правительства области от 31.12.2014 N 1454-п «Об уполномоченной организации на участие в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов в Ярославской области» отдел по Ярославской области ФГУП «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы определен организацией, уполномоченной на предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе по приему заявлений и документов, необходимых для выдачи и переоформления патента, а также оказанию содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографирования.

Губернатором области подписано соглашение о взаимодействии Федеральной миграционной службы и Ярославской области, предусматривающее участие отдела по Ярославской области  ФГУП «Паспортно-визовый сервис»  Федеральной миграционной службы в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов.

Принят указ Губернатора области от 19.01.2015 N 20 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Ярославской области, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина».

В Ярославской области доля иностранных работников в общей численности экономически активного населения  относительно невелика и колеблется в пределах от 1,3 процента до 1,9 процента, поэтому значимое влияние на рынок труда иностранная рабочая сила не оказывает.

Однако замещение иностранных работников российскими гражданами в случаях критического дисбаланса на рынке труда может служить мерой содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Именно поэтому определение потребности области в привлечении иностранной рабочей силы осуществляется в соответствии с принципами обеспечения национальной безопасности, поддержания баланса трудовых ресурсов, содействия трудоустройству граждан Российской Федерации в приоритетном порядке.

На начало 2016 года в организациях Ярославской области осуществляли трудовую деятельность 5165 иностранных работников, при этом распределение иностранной рабочей силы по областям экономики традиционно оставалось следующим: строительные организации – 45  процентов от общего количества привлеченных иностранных работников, организации обрабатывающих отраслей – 17 процентов, сельское хозяйство – 10 процентов, оптовая и розничная торговля – 6 процентов, транспорт и связь – 3 процента.

В 2016 году привлечение организациями области иностранных работников прогнозируется на уровне 2015 года (порядка 8 тыс. человек), в том числе 913 человек в рамках утвержденной квоты. По прогнозным данным, распределение  иностранных работников по видам экономической деятельности в 2016 году существенно не изменится и составит:

в строительстве – 56 процентов;

в промышленности – 25 процентов;

в сельском хозяйстве – 7 процентов;

в гостиничном  и ресторанном  бизнесе – 7 процентов;

в транспорте и связи – 1 процент.

В Ярославской области ежегодно проводится оценка эффективности использования труда иностранных работников, временно пребывающих на территории области и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность, которая предполагает анализ влияния иностранной рабочей силы на экономическое и социальное состояние  региона с целью выработки политики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В рамках проводимой политики по обеспечению приоритетного трудоустройства российских граждан на территории области проводятся следующие мероприятия:

- оказание государственной услуги по подбору работодателям подходящих работников из числа граждан, обратившихся в центры занятости в целях поиска подходящей работы;

- проведение ярмарок вакансий с участием работодателей, планирующих привлечение иностранных работников;

- включение профессий, к работе по которым традиционно привлекаются иностранные работники, в перечень приоритетных профессий (специальностей), образовательных программ для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан на 2016 год;

- направление на обучение безработных граждан по востребованным работодателями профессиям (специальностям);

- анализ состава и подбор выпускников образовательных организаций  профессионального образования, ищущих работу,  с целью замещения ими имеющихся  вакантных рабочих мест;

- расширение информирования о наличии вакантных рабочих мест посредством СМИ, на странице ДГСЗН ЯО на официальном портале органов государственной власти Ярославской области;

- предоставление работодателю информации о гражданах Российской Федерации из других регионов, желающих работать вахтовым методом и имеющих профессии, востребованные работодателем;

- мониторинг намерений использования работодателями области квоты на привлечение иностранных работников; 

- предоставление работодателям, планирующим привлечение и использование иностранных работников, информации о возможностях замещения иностранных работников российскими гражданами (посредством индивидуальных консультаций, круглых столов, совместных  совещаний).

В 2015 году на вакантные места, заявленные работодателями для  иностранных работников, трудоустроен 371 российский гражданин (в 2014 году – 363 человека), в 2016 году планируется трудоустройство порядка 400 российских граждан на вакансии для иностранных работников.

4. Распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности.

4.1. В области осуществляется активное взаимодействие с работодателями,  испытывающими  потребность в привлечении кадров с целью реализации имеющихся проектов или программ модернизации и готовыми  трудоустроить работников других организаций, планируемых к высвобождению.

Работников организаций, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата, готовы трудоустроить такие предприятия области, как ОАО «Ростовский оптико-механический завод», ОАО «Конструкторское бюро «Луч», ПАО «НПО «Сатурн», ООО «Промхимпроект», предоставившие порядка 100 вакансий для трудоустройства инженеров различных профилей; также по заявленным к высвобождению основным рабочим профессиям имеется более 500 вакантных рабочих мест на предприятиях обрабатывающей отрасли области.

С целью более широкого информирования работодателей и работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, о возможностях занятости на новых рабочих местах органами службы занятости населения организованы консультационные пункты на предприятиях, осуществляющих оптимизацию численности персонала, развернуто информирование населения и работодателей на странице ДГСЗН ЯО на официальном портале органов  государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных сайтах центров занятости. 

4.2. Тенденции к перераспределению трудовых ресурсов в 2016 году и на среднесрочную перспективу с учетом возможных последствий кризисных явлений в экономике.

4.2.1. Численность занятых по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» к  2017 году сократится на 2,6 тыс. человек и составит 47,7 тыс. человек, что во многом обусловлено переходом некоторых сельскохозяйственных производств на новые механизированные технологии, предполагающие оптимизацию численности занятых в данной отрасли.

4.2.2. Большинство руководителей предприятий обрабатывающих производств (в особенности производств по обработке пищевой продукции,  текстильной и швейной продукции, обработке пластмассовых изделий) ожидают в прогнозном периоде снижение численности занятых по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» в среднем на 3 – 3,5 процента в год, однако на предприятиях химического производства за счет реализации инвестиционных проектов и программ технического перевооружения предприятий (производство красок и лаков, фармацевтической продукции) будет отмечаться некоторый рост численности занятых.

Таким образом, к 2017 году численность занятых по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» составит 134,6 тыс. человек. 

4.2.3. Численность занятых по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составит к 2017 году 19,7 тыс. человек.

В соответствии  со сведениями о среднегодовой численности занятых в экономике региона по видам экономической деятельности, предоставленными Ярославльстатом, численность работников, занятых в строительстве, уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 1000 человек, и в 2015 году  составила 41,4 тыс. человек, или 6,6 процента от общей численности занятого населения. В 2016 – 2018 годах тенденция к уменьшению численности занятых по данному виду экономической деятельности сохранится, что обусловлено сокращением объемов строительства и снижением доли участия в строительстве представителей  среднего и малого бизнеса.

4.2.4. Будет наблюдаться уменьшение численности работников по видам экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и «гостиницы и рестораны», к  2017 году численность занятых по указанным видам экономической деятельности составит 110,6 тыс. человек и 9,7 тыс. человек соответственно.

4.2.5. В прогнозируемом периоде продолжится развитие транспортной и инженерной инфраструктур, но роста численности занятых по виду экономической деятельности «транспорт и связь» не произойдет. Руководство Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» планирует сокращение численности занятых по виду экономической деятельности «транспорт и связь» к 2017 году до 13,4 тыс. человек в связи с внедрением инновационных технологий и передачей на аутсорсинг некоторых видов работ, в основном ремонтных.

В сфере связи планируется незначительное увеличение численности  работающих к 2017 году (на 0,2 тыс. человек). 

4.2.6. Численность занятых по виду экономической деятельности «финансовая деятельность» в прогнозном периоде незначительно увеличится и составит 9,4 тыс. человек.

4.2.7. Численность занятых по виду экономической деятельности «государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование» к 2017 году сократится относительно показателей 2014 года на 2,3 тыс. человек, что связано с проводимыми и планируемыми мероприятиями по оптимизации численности работающих в данных отраслях.

4.2.8. Численность занятых по виду экономической деятельности «образование» в 2017 году незначительно увеличится (до 53,7 тыс. человек), несмотря на заметное увеличение в прогнозном периоде численности населения в возрасте до 16 лет, что обусловлено оптимизацией системы профессионального образования Ярославской области путем создания двухуровневых образовательных комплексов среднего профессионального образования, в которых будут реализовываться программы начального и среднего профессионального образования.

4.2.9. Численность занятых по виду экономической деятельности «здравоохранение и предоставление социальных услуг» в 2017 году останется практически на уровне 2014 года и составит 43,9 тыс. человек.

4.3. Таким образом, к 2017 году в целом по экономике области ожидается, что общее количество занятых по всем видам экономической деятельности составит 624,3 тыс. человек. 

Прогноз баланса трудовых ресурсов Ярославской области на 2015 – 2017 годы представлен в приложении 2 к Программе.

5. Общая характеристика ситуации на рынке труда.

Влияние объективных угроз, таких как политическая и экономическая обстановка в стране в целом, отток профессиональных кадров из региона, сильная конкуренция за инвестиции, существенно замедляет темпы роста экономики области и может  привести к развертыванию экономического кризиса. 

В 2016 году тенденция к ухудшению ситуации  на регистрируемом рынке труда продолжается. Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости области, на 15.03.2016 составила 12463 человека, увеличившись по сравнению с началом 2016 года на 1 тыс. человек, а по сравнению с 01.01.2015 – на 3,4 тыс. человек.

Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,8 процента от численности экономически активного населения (на 01.01.2016 составлял 1,6  процента, на 01.01.2015 – 1,3 процента).

На одну вакансию претендует 1,6 человека, при этом на 01.01.2016 коэффициент  напряженности составлял 1,5 человека на одну вакансию, а в январе 2015 года  – 1 человек на вакансию.

Существенно снизилось количество вакансий, сведения о которых поданы в органы службы занятости:  по состоянию на 15.03.2016 в банке вакансий имеются 9644 единицы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество сократилось почти на 1000 единиц, а по сравнению с мартом 2014 года – на 5356 единиц.

В период с 01 января 2016 года по настоящее время 212 предприятий подали сведения об увольнении в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, что на 71 организацию больше чем в аналогичный период прошлого года.  

Численность граждан,  предполагаемых к сокращению,  составила 2435  человек. 

Планируется,  что в течение 2016 года сокращения произойдут на 188 предприятиях области, численность высвобожденных составит 2886  человек.

Кроме того, на увеличение количества граждан, признанных безработными, в 2016 году может повлиять повышение уровня молодежной безработицы. Численность молодых людей в возрасте от 20 до  29 лет, состоящих на учете в органах службы занятости, составила 3,2 тыс. человек, увеличившись по  сравнению с аналогичным периодом  прошлого года на 0,4 тыс. человек.

При этом численность вакансий, предназначенных для трудоустройства квалифицированных специалистов,  сохранилась на уровне прошлого года и составила 2900 единиц.

По состоянию на 01.01.2016 увеличение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, и уровня регистрируемой безработицы  отмечено во всех монопрофильных муниципальных образованиях области. Численность безработных граждан в моногородах на начало 2016 года  составила 1573 человека. 

На основе анализа динамики регистрируемой безработицы в 2007 – 2015 годах, представленной в таблице, в случае проявления острых кризисных явлений в экономике области при отсутствии системы превентивных мер по их преодолению можно прогнозировать увеличение уровня регистрируемой безработицы в 1,5 раза (с 1,6 процента от численности экономически активного населения до 2 процентов). Таким образом, численность безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости, может достичь 13,6 тыс. человек.

 

Динамика регистрируемой безработицы в 2007 – 2015 годах

 

Наименование

показателя

2007 год

2008

год

2009

год

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015 год

 

2016 год (пессимистичный прогноз)

Среднемесячная численность граждан, признанных в установленном порядке безработными, тыс. человек

10,2

9,1

24,3

23,5

18,3

11,9

10,3

8,9

10,1

13,6

Уровень регистрируемой безработицы, процентов

1,4

1,3

3,4

3,3

2,6

1,7

1,5

1,3

1,6

2,0

 

В данных условиях разработка и реализация Программы может служить одним из инструментов сохранения уровня занятости граждан, мерой  поддержки ведущих отраслей экономики региона.

Программа предусматривает консолидацию средств федерального и областного бюджетов для финансирования мероприятий, которые направлены на недопущение роста численности безработных граждан  в 2016 году свыше 13 тыс. человек и целью которых является поддержка занятости работников организаций, реализующих проекты импортозамещения, находящихся под угрозой массового увольнения, а также мероприятий, направленных на содействие занятости отдельных категорий граждан (таких как инвалиды, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускники образовательных организаций).

6. SWOT-анализ Программы.

С целью выявления сильных и слабых сторон Программы, возможных рисков и перспектив при ее реализации был проведен анализ факторов, влияющих на ход реализации мероприятий Программы:

 

Сильные стороны

Слабые стороны

- значимость мероприятий Программы для экономики области;

- наличие нормативной базы для реализации мероприятий Программы;

- наличие информационных ресурсов для освещения хода реализации мероприятий Программы и привлечения участников;

- наличие опыта реализации региональных программ дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области

- необходимость быстрого реагирования на изменения мероприятий Программы на всех этапах реализации;

- зависимость от наличия финансовых средств на  реализацию мероприятий Программы во всех бюджетах

Возможности

Угрозы

- предоставление Правительством Российской Федерации субсидий из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы;

- наличие информационного про­странства взаимодействия между участниками Программы и заинтере­сованность участников Программы в реализации мероприятий;

- активная заинтересованность участников Программы в ее реализации;

- наличие достаточной образовательной базы для реализации отдельных мероприятий Программы

- изменение состояния областного рынка труда в результате возникновения объективных политических и экономических пред­посылок;

- изменение экономического состояния, приоритетов действий участников и исполнителей мероприятий Программы или отказ участников от участия в Программе

 

Таким образом, реализация основных программных мероприятий обеспечит поддержку организаций, инвестировавших в развитие производства и создание новой продукции, но попавших в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам, временного снижения спроса на их продукцию, дефицита на сырьевом рынке  или других объективных причин, за счет сохранения и развития кадрового потенциала в отраслевых экономических точках роста.

Кроме того, реализация программных мероприятий позволит гражданам, находящимся под риском увольнения,  избежать безработицы, а также сохранить  занятость особо уязвимых на рынке труда категорий граждан, таких как родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, инвалиды, члены семей с низкими доходами. Участие данных категорий работников в мероприятиях Программы является приоритетным: в 2016 году к участию в мероприятиях Программы будут привлечены 99 родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей (100 процентов от количества граждан указанной категории, находящихся под риском увольнения).

Невыполнение программных мероприятий и недостижение целевых показателей может привести к увеличению численности безработных граждан, сокращению объемов и темпов производства на системообразующих предприятиях области.

Мониторинг эффективности мер, принимаемых в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, будет осуществляться постоянно, и результаты проводимой работы в рамках реализации программных мероприятий будут рассматриваться на заседаниях межведомственной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области.

Реализация Программы будет содействовать достижению следующих показателей рынка труда: (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 02.08.2016 г. № 905-п - см. предыдущую редакцию)

- численность работников, находящихся под риском увольнения, – не более 3217 человек; (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 02.08.2016 г. № 905-п - см. предыдущую редакцию)

- уровень регистрируемой безработицы – не выше 1,7 процента; (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 02.08.2016 г. № 905-п - см. предыдущую редакцию)

- коэффициент напряженности на рынке труда – 1,5 единицы. (абзац дополнен постановлением Правительства Ярославской области от 02.08.2016 г. № 905-п - см. предыдущую редакцию)


II. Цель Программы


 

Наименование цели

Показатель

Предельное значение показателя на 2016 год

наименование

единица измерения

базовое значение

плановое значение

1

2

3

4

5

6

Реализация мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста численности безработных граждан в Ярославской области

численность безработных граждан

человек

11461

не более 13000

-


Информация по документу
Читайте также