Расширенный поиск
Постановление Правительства Тульской области от 17.02.2016 № 68
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17.02.2016 № 68
О внесении изменений в постановление правительства Тульской области от
17.12.2013 № 756 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие
лесного хозяйства Тульской области»
В соответствии с
постановлением правительства Тульской области от
27.12.2012 № 771 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценке
эффективности государственных программ Тульской области», в целях рационального
использования и воспроизводства лесов, обеспечения охраны лесов от пожаров,
повышения их продуктивности и качества, на основании статьи 48 Устава
(Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление
правительства Тульской области от
17.12.2013 № 756 «Об утверждении государственной программы Тульской области
«Развитие лесного хозяйства Тульской области» следующие изменения:
а) в преамбуле
постановления цифры «34» заменить цифрами «48»;
б) приложение к
постановлению изложить в новой редакции (приложение).
2. Постановление вступает
в силу со дня официального опубликования.
Первый заместитель губернатора Тульской области – председатель
правительства Тульской области
|
Ю.М. Андрианов
|
|
Приложение
к
постановлению правительства Тульской области
|
|
от 17.02.2016
|
№ 68
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПАСПОРТ
государственной программы
«Развитие лесного хозяйства Тульской
области»
Ответственный исполнитель программы
|
Министерство природных ресурсов и
экологии Тульской области
|
Соисполнители программы
|
Государственные учреждения Тульской
области (лесничества) (по согласованию), Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение» (по
согласованию), арендаторы лесных участков (по согласованию)
|
Программно-целевые инструменты программы
|
Подпрограмма 1 «Охрана лесов от пожаров»;
Подпрограмма 2 «Защита лесов от болезней, вредителей леса и
других негативных факторов»;
Подпрограмма 3 «Воспроизводство лесов»;
Подпрограмма 4 «Обеспечение
использования лесов»;
Подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной
программы Тульской области»
|
Цель программы
|
Повышение эффективности
использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного
удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса
при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и
глобальных функций лесов Тульской области
|
Задачи программы
|
Повышение эффективности охраны
лесов от пожаров при гарантированном сохранении ресурсно-экологического
потенциала и глобальных функций лесов для обеспечения стабильного
удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах
леса;
повышение эффективности защиты
лесов от вредных организмов и других негативных факторов;
обеспечение баланса выбытия и
восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов;
создание условий для рационального
и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и
биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за
использованием лесов;
повышение эффективности управления лесами
|
Показатели программы
|
Доля лесных пожаров, возникших по
вине граждан, в общем объеме лесных пожаров (в процентах);
доля лесных пожаров,
ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству
случаев), в общем количестве лесных пожаров (в процентах);
доля крупных лесных
пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров (в процентах);
доля площади лесов,
выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в
связи с воздействием пожаров, вредных организмов и других негативных факторов,
в общей площади земель лесного фонда (в процентах);
отношение площади
ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов
в лесах, требующих мер борьбы с ними (в процентах);
отношение площади
проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и
поврежденных лесов (в процентах);
доля площади лесов,
возвращенных в хозяйственный оборот, в общей площади лесов, загрязненных
радионуклидами (в процентах);
лесистость территории
Тульской области (в процентах);
доля площади ценных
лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного
фонда (в процентах);
отношение площади
искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате
сплошных рубок и гибели лесов (в процентах);
доля лесных культур в общем объеме
лесовосстановления на землях лесного фонда
(в процентах);
отношение фактического объема заготовки
древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины (в
процентах);
доля площадей земель
лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда (в
процентах);
отношение количества
лесонарушений с установленными нарушителями к общему количеству выявленных лесонарушений (в процентах);
объем платежей в
бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных
на землях лесного фонда, в год (рублей на гектар);
средняя численность
должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор
(лесную охрану), на пятьдесят тыс. га земель лесного фонда (человек);
доля специалистов
лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности
работников лесного хозяйства (в процентах)
|
Этапы и сроки реализации программы
|
Программа реализуется в один этап: 2014-2020 годы
|
Объемы ресурсного обеспечения программы
|
Общий объем финансирования
Программы составляет 983348,12 тыс. рублей, в том числе:
2014 год – 162320,12
тыс. рублей;
2015 год – 136024,00
тыс. рублей;
2016 год – 138744,50 тыс.
рублей;
2017 год – 137434,60
тыс. рублей;
2018 год – 138023,30
тыс. рублей;
2019 год – 135400,80
тыс. рублей;
2020 год – 135400,80
тыс. рублей,
из них:
федеральный бюджет – 669758,70 тыс. рублей:
2014 год – 101682,50
тыс. рублей;
2015 год – 91186,30 тыс.
рублей;
2016 год – 95549,90
тыс. рублей;
2017 год – 95040,50
тыс. рублей;
2018 год – 95589,10
тыс. рублей;
2019 год – 95355,20
тыс. рублей;
2020 год – 95355,20
тыс. рублей,
бюджет Тульской области: – 194866,62 тыс. рублей:
2014 год – 31505,62
тыс. рублей;
2015 год – 29614,70 тыс.
рублей;
2016 год – 27971,60
тыс. рублей;
2017 год – 27607,90
тыс. рублей;
2018 год – 27648,00
тыс. рублей;
2019 год – 25259,40
тыс. рублей;
2020 год – 25259,40
тыс. рублей,
внебюджетные источники – 118722,80
тыс. рублей:
2014 год – 29132,00
тыс. рублей;
2015 год – 15223,00
тыс. рублей;
2016 год – 15223,00
тыс. рублей;
2017 год – 14786,20
тыс. рублей;
2018 год – 14786,20
тыс. рублей;
2019 год – 14786,20
тыс. рублей;
2020
год – 14786,20 тыс. рублей.
Общий объем финансирования
Подпрограммы 1 «Охрана лесов от пожаров» составляет 123120,60 тыс. рублей, в
том числе:
2014 год – 19241,70
тыс. рублей;
2015 год – 14942,70
тыс. рублей;
2016 год – 21139,10 тыс.
рублей;
2017 год – 18221,80 тыс.
рублей;
2018 год – 18261,90 тыс.
рублей;
2019 год – 15656,70 тыс.
рублей;
2020 год – 15656,70 тыс.
рублей,
из них:
федеральный бюджет – 13366,60 тыс. рублей:
2014 год – 3979,80 тыс.
рублей;
2015 год – 534,20 тыс.
рублей;
2016 год – 3761,60 тыс.
рублей;
2017 год – 801,20 тыс.
рублей;
2018 год – 801,20 тыс.
рублей;
2019 год – 1744,30 тыс.
рублей;
2020 год – 1744,30 тыс.
рублей,
бюджет Тульской области – 98472,80 тыс. руб.:
2014 год – 13161,90
тыс. рублей;
2015 год – 12878,30 тыс.
рублей;
2016 год – 15847,30
тыс. рублей;
2017 год – 15890,40
тыс. рублей;
2018 год – 15930,50
тыс. рублей;
2019 год – 12382,20
тыс. рублей;
2020 год – 12382,20
тыс. рублей,
внебюджетные источники – 11281,20
тыс. рублей:
2014 год – 2100,00 тыс.
рублей;
2015 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2016 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2017 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2018 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2019 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2020
год – 1530,20 тыс. рублей.
Общий объем финансирования
Подпрограммы 2 «Защита лесов от болезней, вредителей леса и других негативных
факторов» составляет 28621,35 тыс. рублей, в том числе:
2014 год – 14870,35
тыс. рублей;
2015 год – 1996,40 тыс.
рублей;
2016 год – 2191,80 тыс.
рублей;
2017 год – 2551,00 тыс.
рублей;
2018 год – 2551,00 тыс.
рублей;
2019 год – 2230,40 тыс.
рублей;
2020 год – 2230,40 тыс.
рублей,
из них:
федеральный бюджет – 2517,60 тыс. рублей:
2014 год – 478,00 тыс.
рублей;
2015 год – 44,50 тыс.
рублей;
2016 год – 239,90 тыс.
рублей;
2017 год – 599,10 тыс.
рублей;
2018 год – 599,10 тыс.
рублей;
2019 год – 278,50 тыс.
рублей;
2020 год – 278,50 тыс.
рублей,
бюджет Тульской области – 9131,35 тыс. руб.:
2014 год – 5555,35 тыс.
рублей;
2015 год – 596,00 тыс.
рублей;
2016 год – 596,00 тыс.
рублей;
2017 год – 596,00 тыс.
рублей;
2018 год – 596,00 тыс.
рублей;
2019 год – 596,00 тыс.
рублей;
2020 год – 596,00 тыс.
рублей,
внебюджетные источники – 16972,40
тыс. рублей:
2014 год – 8837,00 тыс.
рублей;
2015 год – 1355,90 тыс.
рублей;
2016 год – 1355,90 тыс.
рублей;
2017 год – 1355,90 тыс.
рублей;
2018 год – 1355,90 тыс.
рублей;
2019 год – 1355,90 тыс.
рублей;
2020 год – 1355,90 тыс. рублей.
Общий объем финансирования
Подпрограммы 3 «Воспроизводство лесов» – 159187,40 тыс. рублей, в том числе:
2014 год – 27140,20
тыс. рублей;
2015 год – 24150,60
тыс. рублей;
2016 год – 20071,60
тыс. рублей;
2017 год – 19458,70 тыс.
рублей;
2018 год – 19458,70 тыс.
рублей;
2019 год – 24453,80 тыс.
рублей;
2020 год – 24453,80
тыс. рублей,
из них:
федеральный бюджет – 77825,0 тыс.
рублей:
2014 год – 11945,20
тыс. рублей;
2015 год – 9622,70 тыс.
рублей;
2016 год – 9743,70 тыс.
рублей;
2017 год – 9130,80 тыс.
рублей;
2018 год – 9130,80 тыс.
рублей;
2019 год – 14125,90
тыс. рублей;
2020 год – 14125,90
тыс. рублей,
бюджет Тульской области – 4200,00 тыс. руб.:
2015 год – 4200,00 тыс.
рублей;
внебюджетные источники – 77162,40
тыс. рублей:
2014 год – 15195,00
тыс. рублей;
2015 год – 10327,90
тыс. рублей;
2016 год – 10327,90
тыс. рублей;
2017 год – 10327,90
тыс. рублей;
2018 год – 10327,90
тыс. рублей;
2019 год – 10327,90
тыс. рублей;
2020
год – 10327,90 тыс. рублей.
Общий объем финансирования
Подпрограммы 4 «Обеспечение использования лесов» составляет 22314,97 тыс.
рублей, в том числе:
2014 год – 5590,77 тыс.
рублей;
2015 год – 3223,50 тыс.
рублей;
2016 год – 3251,50 тыс.
рублей;
2017 год – 2582,90 тыс.
рублей;
2018 год – 2582,90 тыс.
рублей;
2019 год – 2541,70 тыс.
рублей;
2020 год – 2541,70 тыс.
рублей,
из них:
федеральный бюджет – 7154,00 тыс. рублей:
2014 год – 1501,10 тыс.
рублей;
2015 год – 850,00 тыс.
рублей;
2016 год – 842,50 тыс.
рублей;
2017 год – 1010,70 тыс.
рублей;
2018 год – 1010,70 тыс.
рублей;
2019 год – 969,50 тыс.
рублей;
2020 год – 969,50 тыс.
рублей,
бюджет Тульской области – 1854,17 тыс. руб.:
2014 год – 1089,67 тыс.
рублей;
2015 год – 364,50 тыс.
рублей;
2016 год – 400,00 тыс.
рублей,
внебюджетные источники – 13306,80
тыс. рублей:
2014 год – 3000,00 тыс.
рублей;
2015 год – 2009,00 тыс.
рублей;
2016 год – 2009,00 тыс.
рублей;
2017 год – 1572,20 тыс.
рублей;
2018 год – 1572,20 тыс.
рублей;
2019 год – 1572,20 тыс.
рублей;
2020
год – 1572,20 тыс. рублей.
Общий
объем финансирования Подпрограммы 5 «Обеспечение реализации государственной
программы» – 650103,80 тыс. рублей, в том числе:
2014 год – 95477,10
тыс. рублей;
2015 год – 91710,80
тыс. рублей;
2016 год – 92090,50
тыс. рублей;
2017 год – 94620,20 тыс.
рублей;
2018 год – 95168,80 тыс.
рублей;
2019 год – 90518,20 тыс.
рублей;
2020 год – 90518,20 тыс.
рублей,
из них:
федеральный бюджет – 568895,50
тыс. рублей:
2014
год – 83778,40 тыс. рублей;
2015
год – 80134,90 тыс. рублей;
2016
год – 80962,20 тыс. рублей;
2017
год – 83498,70 тыс. рублей;
2018
год – 84047,30 тыс. рублей;
2019
год – 78237,00 тыс. рублей;
2020
год – 78237,00 тыс. рублей
бюджет Тульской
области – 81208,30 тыс. руб.:
2014
год – 11698,70 тыс. рублей;
2015
год – 11575,90 тыс. рублей;
2016
год – 11128,30 тыс. рублей;
2017
год – 11121,50 тыс. рублей;
2018
год – 11121,50 тыс. рублей;
2019
год – 12281,20 тыс. рублей;
2020
год – 12281,20 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации программы
|
Реализация программы
позволит:
сократить долю лесных
пожаров, возникших по вине граждан, в общем объеме лесных пожаров с 85,4 до
74,9 процента;
повысить долю лесных
пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по
количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров с 80,4 до 86 процентов;
сократить долю крупных
лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров с 0,9 до 0,7
процента;
сократить долю площади
лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного
фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов и других негативных
факторов, с 0,110 до 0,102 процента;
достигнуть отношения
площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных
организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними, с 1,3 до 2,6 процента;
достигнуть отношения
площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших
и поврежденных лесов с 7,3 до 8,3 процента;
увеличить долю площади
лесов, возвращенных в хозяйственный оборот, в общей площади лесов, загрязненных
радионуклидами с 29,3 до 45,7 процента;
сохранить лесистость
территории Тульской области на уровне 14,3 процента;
сохранить долю площади
ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель
лесного фонда на уровне 37,7 процента;
увеличить отношение
площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате
сплошных рубок и гибели лесов с 47,3 до 79 процентов;
обеспечить предусмотренные
Лесным планом Тульской области объемы лесовосстановления с поступательным
снижением доли лесных культур в общем объеме лесовосстановления
на землях лесного фонда с 80 до 64 процентов;
достигнуть отношения
фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему
изъятия древесины с 31 до 57,4 процента;
увеличить долю площадей
земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного
фонда с 76 до 88,3 процента;
достигнуть отношения
количества лесонарушений с установленными нарушителями к общему количеству
выявленных лесонарушений с 90,5 до 93,5 процента;
повысить объем платежей
в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов,
расположенных на землях лесного фонда, в год с 68,1 до 90,0 рублей на гектар;
обеспечить оптимальную
численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный
лесной надзор (лесную охрану), на пятьдесят тыс. га земель лесного фонда с 23
до 24,3 человека;
увеличить долю
специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей
численности работников лесного хозяйства с 3,2 до 3,7 процента
|
1.
Характеристика
текущего состояния, основные показатели, основные проблемы лесного хозяйства
Тульской области
Лес оказывает огромное
воздействие на состояние природных комплексов, выполняя такие биологические
функции, как регулирование и фильтрация водного стока, предотвращение эрозии
почвы, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение биологического
разнообразия, обеспечение атмосферы кислородом, благоприятное влияние на
формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна.
Распределение площади лесов Тульской области
по категориям
Леса
Тульской области
|
Площадь
лесов,
тыс.
га
|
1
|
2
|
Леса,
расположенные на лесных участках в составе земель лесного фонда и
закрепленные за государственными учреждениями Тульской области
(лесничествами)
|
283,0
|
Леса,
расположенные на землях особо охраняемых природных территорий
|
10,8
|
Леса на землях
сельскохозяйственного назначения
|
83,8
|
Леса на землях
обороны и безопасности
|
11,8
|
Леса на землях
поселений
|
7,2
|
Леса на землях иных
категорий
|
1,7
|
Итого
|
388,3
|
Почти все леса Тульской
области относятся к защитным лесам, что составляет 99,6% от общей площади
лесного фонда.
Леса, расположенные в
непосредственной близости от городов, населенных пунктов, имеют важное
санитарно-гигиеническое, рекреационное значение и являются местами отдыха
местного населения. Область занимает переходное положение от лесной зоны к
лесостепной. Средний процент лесистости по области составляет 14,3%. На одного
жителя приходится в среднем 0,2 гектара покрытых лесом земель.
Общий запас насаждений
составляет 65,7 млн. кубометров. Большая часть из них – мягколиственные – 41,2
млн. кубометров (63%). Запас хвойных насаждений составляет – 6,8 млн.
кубометров (10%), твердолиственных – 17,8 млн. кубометров (27%).
Средообразующие функции
лесов имеют тенденцию к снижению в связи с неблагоприятными воздействиями
вредных выбросов промышленных предприятий и изменением климата.
Государственная программа
Тульской области «Развитие лесного хозяйства Тульской области» (далее –
Программа) разработана в соответствии с основными положениями Лесного кодекса
Российской Федерации, лесным планом Тульской области и лесохозяйственными регламентами
лесничеств.
Программа определяет цель,
задачи и основные направления развития лесного хозяйства Тульской области в
сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, механизмы
реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.
Реализация Программы
направлена на формирование условий социально-экономического развития Тульской
области в части обеспечения эффективного использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической
значимости.
Сегодня в лесном
хозяйстве региона накопились системные проблемы, развитие которых при
сохранении текущей ситуации могут усилиться. Они препятствуют повышению
эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению
их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесов и
биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного
хозяйства в экономике области.
Проблемы носят
комплексный характер, потому их решение требует скоординированного
межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной
власти разного уровня на основе единых целей и вытекающих из них задач.
Неэффективное использование лесов в течение последних десятилетий привело к
существенному ухудшению качественного состава.
При прогнозируемой на
период реализации Программы благоприятно сложившейся ситуации, отношение
фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему
изъятия будет увеличиваться. Так, в 2011 году этот показатель имел значение 18%,
в 2012 – 24% и на момент разработки программы – 31%.
С принятием нового
Лесного кодекса расширились возможности использования лесов для других целей,
прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации
объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также ведения
охотничьего хозяйства и другие. В перспективе намечается рост платежей в
бюджетную систему Российской Федерации за использование лесов в вышеуказанных
целях. К окончанию реализации данной программы планируется достигнуть значения
показателя 90,0 руб./га.
Организация использования
лесов, проектирование их освоения сдерживалось отсутствием актуализированной
информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках
в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие
государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и
своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, охраной,
защитой и воспроизводством лесов.
В последние годы
развивается тенденция к уменьшению площадей насаждений ценных твердолиственных
пород, таких как дуб, и хвойных, таких как ель и сосна. Наблюдается изменение
их ресурсного и экологического потенциала, что требует особого внимания. Это
является следствием увеличения лесов с нарушенной и утраченной устойчивостью и
потерь лесных ресурсов от неблагоприятных факторов. Так, на протяжении
последних трех лет процент ценных лесных насаждений оставался на уровне 37,7,
который необходимо удерживать.
За последние годы выбытие
лесов происходит за счет гибели от вредных организмов. Ущерб от
вышеперечисленных факторов может значительно превышать величину общих расходов
на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Так, от вредителей и болезней леса в
2011 году погибло 319 га лесных насаждений, в 2012 – 362 га, в 2013 году – 262
га, соответственно показатель выбытия лесов был велик, но на сегодняшний момент
при своевременном принятии необходимых мер может иметь тенденцию к снижению.
При сохранении
существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах Тульской
области может увеличиваться. Предотвращению такой ситуации не способствует
низкий уровень лесозащиты в регионе, вызванный кадровыми проблемами,
отсутствием необходимой нормативно-технической базы, а также должного уровня
взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения. Такое
состояние лесозащиты способно привести из-за несвоевременности выявления
вспышек массового размножения вредителей, развития очагов болезней и оценки их
последствий к повреждениям лесов на значительных площадях.
Метеорологические
факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия
создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего
пожароопасного сезона, продолжительность которого составляет в среднем 6
месяцев в календарном году.
Согласно прогнозам, при
сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов,
площадь пройденная пожарами может остаться на прежнем уровне, но средняя
ежегодная гибель лесов от пожаров может увеличиться. За предыдущие три года (2011-2013
годы) на территории лесного фонда Тульской области пожаров допущено не было.
Вследствие
реорганизации структуры управления лесами практически разрушена система
радиационного контроля в лесном хозяйстве. Увеличиваются риски ухудшения
здоровья людей, работающих в зонах радиоактивного загрязнения лесов, и
неполучения ими достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Остается нерешенной
проблема незаконных рубок леса, выявляемости нарушений лесного
законодательства. До настоящего момента не удалось сформировать законодательную
базу, определяющую защиту и социальные гарантии должностных лиц, осуществляющих
государственный лесной надзор (лесную охрану), достичь необходимого уровня
межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия различных уровней
исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными рубками. Принятие
целенаправленных мер в системе государственного лесного надзора и государственного
пожарного надзора в лесах повлечет за собой повышение качества
лесохозяйственных работ и снижение числа случаев нарушения лесного
законодательства и повышения их выявляемости.
Снижение качества
лесовосстановления несет реальную угрозу продукционному потенциалу лесов в
будущем, восстановлению экологической обстановки, возможности повышения
устойчивости лесных насаждений и их адаптации к неблагоприятным факторам в
условиях возможного изменения климата.
Остается высокой доля
гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является
снижение объемов рубок ухода в молодом возрасте.
Устойчиво снижаются
объемы выращивания посадочного материала для производства лесных культур, что
приведет к сокращению объемов искусственного лесовосстановления
и ухудшению качества создаваемых лесов.
Недопустимо низкой
остается доля заготавливаемых семян лесных пород с улучшенными наследственными
свойствами, и, соответственно, доля лесных культур, создаваемых посадочным
материалом, выращенным из улучшенных семян, тоже мала.
Ситуация в области
обеспечения воспроизводства лесов в значительной степени усугубляется
отсутствием специализированной лесокультурной техники и оборудования. Так,
лесовосстановление проведено в 2011 году на площади 68 га, что составило 21,3%
от площади погибших насаждений, в 2012 году – 114 га (31,5%) и в 2013 году - 88
га (33,6%). Анализируя данные показатели, можно отметить положительную
тенденцию роста.
Реализация Программы
содержит комплекс системных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить
устойчивое развитие лесного хозяйства Тульской области, существенно улучшить
состояние лесов и их воспроизводство, увеличить поступления платежей от
использования лесов в бюджеты всех уровней, а также создать благоприятные
условия для развития лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности
и сохранения глобальной экономической значимости лесов.
2. Цель и задачи государственной программы, прогноз развития лесного
хозяйства Тульской области, прогноз конечных результатов государственной
программы
Целью Программы является
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов,
обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и
полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического
потенциала и глобальных функций лесов Тульской области.
В соответствии с
указанной целью и с учетом основных проблем лесного хозяйства Программа
предусматривает решение следующих основных задач:
повышение эффективности
охраны лесов от пожаров при гарантированном сохранении ресурсно-экологического
потенциала и глобальных функций лесов для обеспечения стабильного
удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса;
повышение эффективности
защиты лесов от вредных организмов и других негативных факторов;
обеспечение баланса
выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов;
создание условий для
рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их
экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение
эффективности контроля за использованием лесов;
повышение эффективности
управления лесами.
Реализация Программы
позволит:
сократить долю лесных
пожаров, возникших по вине граждан, в общем объеме лесных пожаров с 85,4 до
74,9 процента;
повысить долю лесных
пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по
количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров с 80,4 до 86 процентов;
сократить долю крупных
лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров с 0,9 до 0,7
процента;
сократить долю площади
лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда
в связи с воздействием пожаров, вредных организмов и других негативных
факторов, с 0,110 до 0,102 процента;
достигнуть отношения
площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных
организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними, с 1,3 до 2,6 процента;
достигнуть отношения
площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и
поврежденных лесов с 7,3 до 8,3 процента;
увеличить долю площади
лесов, возвращенных в хозяйственный оборот, в общей площади лесов, загрязненных
радионуклидами с 29,3 до 45,7 процента;
сохранить лесистость
территории Тульской области на уровне 14,3 процента;
сохранить долю площади
ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель
лесного фонда на уровне 37,7 процента;
увеличить отношение
площади искусственного лесовосстановления к площади
выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов с 47,3 до 79 процентов;
обеспечить предусмотренные
Лесным планом Тульской области объемы лесовосстановления с поступательным
снижением доли лесных культур в общем объеме лесовосстановления
на землях лесного фонда с 80 до 64 процентов;
достигнуть отношения фактического
объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины
с 31 до 57,4 процента;
увеличить долю площадей
земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда
с 76 до 88,3 процента;
достигнуть отношения
количества лесонарушений с установленными нарушителями к общему количеству
выявленных лесонарушений с 90,5 до 93,5 процента;
повысить объем платежей в
бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на
землях лесного фонда, в год с 68,1 до 90,0 рубля на гектар;
обеспечить оптимальную
численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной
надзор (лесную охрану), на пятьдесят тыс. га земель лесного фонда с 23 до 24,3
человека;
увеличить долю
специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей
численности работников лесного хозяйства с 3,2 до 3,7 процента.
3. Этапы и сроки реализации
государственной программы
Программа реализуется в один этап
2014-2020 годы.
В рамках реализации Программы
предполагается повышение эффективности организации и обеспечения воспроизводства
лесов, охраны лесов от пожаров, защиты от вредных организмов. Особое внимание уделяется
ведению государственного лесного реестра. Программой предусматривается интенсификация
использования лесов на основе дальнейшего совершенствования арендных отношений
и в рамках совершенствования системы государственного лесного надзора,
государственного пожарного надзора в лесах, а также обеспечение оптимальной
численности лесной охраны.
Обеспечивается дальнейшее
интенсивное использование лесов посредством расширения объемов и видов их
использования. Кроме того, обеспечивается существенное снижение уровня
нарушений лесного законодательства.
Ожидаемые результаты
Программы по ее реализации приведены в соответствующих разделах подпрограмм.
4. Перечень основных мероприятий
государственной программы
Основные мероприятия
государственной программой не предусмотрены.
5.
Основные меры правового регулирования
Меры правового регулирования для
обеспечения реализации государственной программы не предусмотрены.
6. Текст подпрограмм, включенных в государственную программу
6.1. Паспорт подпрограммы 1 «Охрана
лесов от пожаров»
Наименование подпрограммы
|
«Охрана лесов от пожаров»
|
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
Министерство природных ресурсов и
экологии Тульской области
|
Соисполнители подпрограммы
|
Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение» (по
согласованию), арендаторы лесных участков (по согласованию)
|
Цель подпрограммы
|
Повышение эффективности охраны
лесов от пожаров при гарантированном сохранении ресурсно-экологического
потенциала и глобальных функций лесов для обеспечения стабильного
удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса
|
Задачи подпрограммы
|
Сокращение потерь лесного хозяйства
от воздействия лесных пожаров
|
Показатели подпрограммы
|
Доля лесных пожаров, возникших по
вине граждан, в общем объеме лесных пожаров (в процентах);
доля лесных пожаров,
ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству
случаев), в общем количестве лесных пожаров (в процентах);
доля крупных лесных пожаров в общем
количестве возникших лесных пожаров (в процентах)
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы
|
Подпрограмма реализуется в один
этап: 2014-2020 годы
|
Объемы и источники финансирования, в том числе по годам
|
Общий объем – 123120,60 тыс.
рублей, в том числе:
2014 год – 19241,70
тыс. рублей;
2015 год – 14942,70
тыс. рублей;
2016 год – 21139,10
тыс. рублей;
2017 год – 18221,80
тыс. рублей;
2018 год – 18261,90
тыс. рублей;
2019 год – 15656,70
тыс. рублей;
2020 год – 15656,70
тыс. рублей,
из них:
федеральный бюджет – 13366,60 тыс. рублей:
2014 год – 3979,80 тыс.
рублей;
2015 год – 534,20 тыс.
рублей;
2016 год – 3761,60 тыс.
рублей;
2017 год – 801,20 тыс.
рублей;
2018 год – 801,20 тыс.
рублей;
2019 год – 1744,30 тыс.
рублей;
2020 год – 1744,30 тыс.
рублей,
бюджет Тульской области – 98472,80 тыс. руб.:
2014 год – 13161,90 тыс.
рублей;
2015 год – 12878,30 тыс.
рублей;
2016 год – 15847,30
тыс. рублей;
2017 год – 15890,40
тыс. рублей;
2018 год – 15930,50
тыс. рублей;
2019 год – 12382,20
тыс. рублей;
2020 год – 12382,20
тыс. рублей,
внебюджетные источники – 11281,20
тыс. рублей:
2014 год – 2100,00 тыс.
рублей;
2015 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2016 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2017 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2018 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2019 год – 1530,20 тыс.
рублей;
2020
год – 1530,20 тыс. рублей.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и
показатели социально-экономической эффективности
|
Реализация Подпрограммы
позволит:
сократить долю лесных
пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров с 85,4 до
74,9 процента;
повысить долю лесных
пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по
количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров с 80,4 до 86 процентов;
сократить долю крупных
лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров с 0,9 до 0,7
процента
|
6.1.1. Содержание
проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
Подпрограмма разработана
в соответствии с основными положениями Лесного кодекса Российской Федерации,
лесным планом Тульской области и лесохозяйственными регламентами лесничеств.
Подпрограмма направлена
на развитие охраны лесов от пожаров, которые в настоящее время являются одним
из возможных факторов повреждения и гибели лесов области.
Значительное количество
лесных пожаров обусловлено высоким уровнем нарушений населением требований пожарной
безопасности в лесу. Это зачастую приводит к катастрофическим последствиям на
фоне высокой природной лесопожарной опасности.
Подпрограмма определяет
цель, задачи и основные направления развития лесного хозяйства Тульской области
в сфере охраны лесов от пожаров, механизмы реализации мероприятий подпрограммы
и показатели оценки их результативности и эффективности.
Реализация подпрограммы
направлена на формирование условий социально-экономического развития Тульской
области в части обеспечения эффективной охраны лесов от пожаров при безусловном
сохранении их глобальной экологической значимости.
Вследствие передачи
основных полномочий по охране лесов субъекту, в том числе по тушению лесных
пожаров, произошло рассредоточение сил и средств пожаротушения, нарушились
единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. Постоянных решений
требуют вопросы эффективного взаимодействия сил и средств, при осуществлении
мер пожарной безопасности в лесах и пожаротушении на разных уровнях управления.
Метеорологические
факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия
создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего
пожароопасного сезона, продолжительность которого составляет в среднем 6
месяцев в году.
Согласно прогнозам, при
сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов,
площадь, пройденная пожарами, может остаться на прежнем уровне, но средняя
ежегодная гибель лесов от пожаров может увеличиться.
Таким образом, для
предотвращения повреждения лесов, а также по обеспечению безопасности населения
необходима система охраны лесов от пожаров, обеспечивающая эффективное
проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров.
Для предотвращения
повреждения лесов, а также по обеспечению безопасности населения необходимо
использовать программно-целевой метод системы охраны лесов от пожаров,
обеспечивающий эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению
и тушению лесных пожаров.
6.1.2. Цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы
является повышение эффективности охраны лесов от пожаров при гарантированном
сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов для
обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и
полезных свойствах леса.
В соответствии с
указанной целью и с учетом основных проблем лесного хозяйства подпрограмма
предусматривает решение основной задачи – сокращение потерь лесного хозяйства
от воздействия лесных пожаров.
6.1.3. Перечень мероприятий по реализации
подпрограммы
Наименование
мероприятия
|
Срок
исполнения
|
Объем
финансирования
(тыс.
рублей)
|
Ответственные
за выполнение мероприятий
|
Всего
|
в том
числе за счет средств:
|
федерального
бюджета
|
бюджета
Тульской области
|
местных
бюджетов
|
внебюджетных
источников
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Предупреждение
возникновения и распространения лесных пожаров
|
Эксплуатация лесных дорог,
предназначенных для охраны лесов от пожаров, в лесах на территории лесного
фонда субъекта
|
2014
|
1451,3
|
679,3
|
|
|
772,0
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение»
(по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
814,20
|
|
193,6
|
|
620,6
|
2016
|
874,60
|
|
254,0
|
|
620,6
|
2017
|
874,60
|
|
254,0
|
|
620,6
|
2018
|
874,60
|
|
254,0
|
|
620,6
|
2019
|
734,50
|
113,9
|
|
|
620,6
|
2020
|
734,50
|
113,9
|
|
|
620,6
|
итого
|
6358,3
|
907,1
|
955,6
|
|
4495,6
|
Устройство противопожарных
минерализованных полос
|
2014
|
463,80
|
156,8
|
|
|
307,0
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение»
(по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
293,60
|
103,7
|
|
|
189,9
|
2016
|
260,20
|
70,30
|
|
|
189,9
|
2017
|
274,30
|
84,40
|
|
|
189,9
|
2018
|
274,30
|
84,40
|
|
|
189,9
|
2019
|
293,60
|
103,7
|
|
|
189,9
|
2020
|
293,60
|
103,7
|
|
|
189,9
|
итого
|
2153,40
|
707,0
|
|
|
1446,4
|
Прочистка и обновление
противопожарных минерализованных полос
|
2014
|
613,7
|
134,7
|
|
|
479,0
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение»
(по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
469,3
|
165,8
|
|
|
303,5
|
2016
|
415,9
|
112,4
|
|
|
303,5
|
2017
|
438,4
|
134,9
|
|
|
303,5
|
2018
|
438,4
|
134,9
|
|
|
303,5
|
2019
|
469,3
|
165,8
|
|
|
303,5
|
2020
|
469,3
|
165,8
|
|
|
303,5
|
итого
|
3314,3
|
1014,3
|
|
|
2300,0
|
Эксплуатация пожарных водоемов и
подъездов к источникам водоснабжения
|
2014
|
512,3
|
362,3
|
|
|
150,0
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение» (по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
0,0
|
0,0
|
|
|
0,0
|
2016
|
0,0
|
0,0
|
|
|
0,0
|
2017
|
0,0
|
0,0
|
|
|
0,0
|
2018
|
0,0
|
0,0
|
|
|
0,0
|
2019
|
60,4
|
60,4
|
|
|
0,0
|
2020
|
60,4
|
60,4
|
|
|
0,0
|
итого
|
633,1
|
483,1
|
|
|
150,0
|
Благоустройство зон отдыха граждан,
пребывающих в лесах
|
2014
|
840,0
|
299,0
|
239,0
|
|
302,0
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение» (по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
435,2
|
94,2
|
34,8
|
|
306,2
|
2016
|
509,3
|
203,1
|
0
|
|
306,2
|
2017
|
549,9
|
243,7
|
0
|
|
306,2
|
2018
|
549,9
|
243,7
|
0
|
|
306,2
|
2019
|
867,7
|
307,5
|
254,0
|
|
306,2
|
2020
|
867,7
|
307,5
|
254,0
|
|
306,2
|
итого
|
4619,7
|
1698,7
|
781,8
|
|
2139,2
|
Установка и размещение стендов и
других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности
в лесах в виде:
|
|
|
|
|
|
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение»
(по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
аншлагов
|
2014
|
111,4
|
46,4
|
|
|
65,0
|
2015
|
380,5
|
170,5
|
100,0
|
|
110,0
|
2016
|
153,2
|
43,2
|
|
|
110,0
|
2017
|
161,7
|
51,7
|
|
|
110,0
|
2018
|
161,7
|
51,7
|
|
|
110,0
|
2019
|
303,0
|
193,0
|
|
|
110,0
|
2020
|
303,0
|
193,0
|
|
|
110,0
|
листовок
|
2014
|
51,5
|
26,5
|
|
|
25,0
|
|
итого
|
1626,0
|
776,0
|
100,0
|
|
750,0
|
Осуществление наземного мониторинга
пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, организация патрулирования
лесов, обеспечение информационного взаимодействия и проведение
противопожарной пропаганды
|
2014
|
7213,0
|
|
7213,0
|
|
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение»
(по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
6570,3
|
|
6570,3
|
|
|
2016
|
13960,4
|
|
13960,4
|
|
|
2017
|
14003,5
|
|
14003,5
|
|
|
2018
|
14043,6
|
|
14043,6
|
|
|
2019
|
10495,3
|
|
10495,3
|
|
|
2020
|
10495,3
|
|
10495,3
|
|
|
итого
|
76781,4
|
|
76781,4
|
|
|
Создание резерва пожарной техники и
оборудования, пожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных
материалов
|
2014
|
5369,7
|
561,0
|
4808,7
|
|
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение»
(по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
5128,4
|
|
5128,4
|
|
|
2016
|
0,0
|
|
0,0
|
|
|
2017
|
0,0
|
|
0,0
|
|
|
2018
|
0,0
|
|
0,0
|
|
|
2019
|
0,0
|
|
0,0
|
|
|
2020
|
0,0
|
|
0,0
|
|
|
итого
|
10498,1
|
561,0
|
9937,1
|
|
|
Снижение природной пожарной
опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений
|
2014
|
160,9
|
160,9
|
|
|
|
итого
|
160,9
|
160,9
|
|
|
|
Тушение
лесных пожаров
|
Локализация и ликвидация лесного
пожара
|
2014
|
0,0
|
0,0
|
|
|
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение»
(по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
0,0
|
0,0
|
|
|
|
2016
|
286,5
|
286,5
|
|
|
|
2017
|
286,5
|
286,5
|
|
|
|
2018
|
286,5
|
286,5
|
|
|
|
2019
|
800,0
|
800,0
|
|
|
|
2020
|
800,0
|
800,0
|
|
|
|
итого
|
2459,5
|
2459,5
|
|
|
|
Содержание
и развитие систем и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах
|
Приобретение пожарной техники и
оборудования, пожарного снаряжения и инвентаря для тушения лесных пожаров
|
2014
|
2454,1
|
1552,9
|
901,2
|
|
|
Министерство
природных ресурсов и экологии Тульской области, Государственное автономное
учреждение Тульской области «Тульское лесохозяйственное объединение» (по
согласованию),
арендаторы
лесных участков
(по
согласованию)
|
2015
|
851,2
|
|
851,2
|
|
|
2016
|
4679,0
|
3046,1
|
1632,9
|
|
|
2017
|
1632,9
|
|
1632,9
|
|
|
2018
|
1632,9
|
|
1632,9
|
|
|
2019
|
1632,9
|
|
1632,9
|
|
|
2020
|
1632,9
|
|
1632,9
|
|
|
итого
|
14515,9
|
4599,0
|
9916,9
|
|
|
Итого по подпрограмме 1
«Охрана лесов от пожаров»
|
123120,6
|
13366,6
|
98472,8
|
|
11281,2
|
|
Читайте также
|