Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 20.06.2016 № 659

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

20.06.2016

г. Тамбов

№ 659

 

Об утверждении Комплексного плана транспортного обслуживания населения Тамбовской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок

 

Во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 № 857-р, администрация области постановляет:

1. Утвердить Комплексный план транспортного обслуживания населения Тамбовской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

 

 

Глава администрации

 

области

А.В.Никитин

 


 

УТВЕРЖДЁН

 

постановлением администрации области

 

от 20.06.2016 № 659

 

Комплексный план

транспортного обслуживания населения Тамбовской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок

 

Введение

 

Комплексный план транспортного обслуживания населения Тамбовской области на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок (далее – КПТО) – это основной документ стратегического планирования в области пригородных перевозок в Тамбовской области.

КПТО разработан во исполнение поручения исполняющего обязанности Министра транспорта Российской Федерации С.А.Аристова от 1 июля 2015 г. № СА-28/8232 в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок, разработанными Министерством транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России, Методические рекомендации).

После разработки КПТО направляется на согласование в Минтранс России. После согласования КПТО утверждается главой администрации Тамбовской области и размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для публичного доступа в установленном порядке.

Под пригородными перевозками в настоящем документе понимаются перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом в пределах Тамбовской области по сообщениям, включенным в Реестр пригородных железнодорожных сообщений, а также пригородными и межмуниципальными автобусами по маршрутам, включенным в Реестр маршрутов пригородного транспорта.

Целями разработки настоящего КПТО являются:

повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения Тамбовской области в части пригородных перевозок;

определение направления развития транспортной системы на долгосрочную перспективу;

повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счёт создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития комплекса.

Настоящий КПТО:

устанавливает основные цели и приоритеты транспортного развития Тамбовской области;

определяет ключевые направления развития пригородного комплекса Тамбовской области;

определяет требования к параметрам регионального транспортного заказа.

Основаниями для разработки КПТО являются:

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства от 11 июня 2014 г. № 1032-р;

Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года;

Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 857-р;

письмо исполняющего обязанности Министра Транспорта Российской Федерации С.А.Аристова от 1 июля 2015 г. № СА-28/8232;

иные решения органов исполнительной и законодательной власти Тамбовской области;

протоколы Правительственной комиссии по транспорту № 1 – 5 за 2015 год.

 

1. Условия реализации комплексного плана транспортного обслуживания населения Тамбовской области на долго- и среднесрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок (далее – КПТО)

 

1.1. Анализ общих тенденций социально-экономического развития Тамбовской области

 

Тамбовская область расположена в южной части Центрального федерального округа. Площадь территории составляет 34,46 тыс. кв. км. Численность населения по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 1062,42 тыс. жителей.

Плотность населения составляет 30,83 чел. на км2.

Административный центр Тамбовской области – городской округ – город Тамбов, численность населения 288,9 тыс. человек, площадь территории – 90,89 км2.

Крупнейшие населённые пункты Тамбовской области:

город Тамбов – 288,9 тыс. жителей;

город Мичуринск – 95,9 тыс. жителей;

город Рассказово – 44,8 тыс. жителей;

город Моршанск – 39,6 тыс. жителей;

город Котовск – 31,1 тыс. жителей;

город Уварово – 24,8 тыс. жителей;

город Кирсанов – 17,0 тыс. жителей.

Ожидаемые значения социально-экономических показателей Тамбовской области приведены в таблице 1.

 

Таблица 1.

 

Прогноз социально-экономических показателей Тамбовской области на перспективу до 2030 года

 

№ строки

Наименование показателя

ед. изм.

Значение показателя

2015

2016-2020

2021-2025

2026-2030

1.

Площадь территории Тамбовской области

тыс. км2

34,46

34,46

34,46

34,46

2.

Валовой региональный продукт в постоянных ценах 2014 г.

млрд. руб.

303,4

339,79

425,90

528,90

3.

Производство валового регионального продукта на душу населения

тыс. руб.

287,2

326,25

423,90

544,55

4.

Темп роста валового регионального продукта

%

1,1% (оценка)

5,40%

4,54%

4,60%

5.

ИПЦ в % к предыдущему году

%

111,90

108,44

106,59

106,07

6.

Численность постоянного населения, в т. ч.

тыс. чел.

1056,4

1042,31

1005,496

971,796

7.

городского

тыс. чел.

633,7

630,472

622,536

613,34

8.

сельского

тыс. чел.

422,7

411,838

382,96

358,456

9.

трудоспособного возраста (2014)

тыс. чел.

616,5

585,36

547,49

530,02

10.

Темп роста (снижения) численности населения

%

-0,9%

-0,66%

-0,72%

- 0,65%

11.

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения

на 1000 чел.

-6,2

-6,82

-7,9

-8,74

12.

Коэффициент миграционного прироста (убыли) населения

на 1000 чел.

-5,17

-0,13

0,82

2,44

13.

Среднедушевые денежные доходы (в месяц)

руб./ мес.

25099,5

25558,27

32167,46

39556,67

14.

Темп прироста среднедушевых денежных доходов

%

12,2%

5,20%

4,76%

3,81%

 

Методологические пояснения к таблице 1

Показатели социально-экономического развития региона рассчитываются в соответствии с методологическими пояснениями Росстата Российской Федерации:

валовой региональный продукт – в среднем за год (для 2014-2015 годов) и в среднем за период (для периодов 2016-2020 годов, 2021-2025 годов, 2026-2030 годов);

производство валового регионального продукта на душу населения – (для 2014-2015 годов) и в среднем за период (для периодов 2016-2020 годов, 2021-2025 годов, 2026-2030 годов);

темп роста валового регионального продукта – в % к предыдущему году (в среднем за период для 2016-2020 годов, 2021-2025 годов, 2026-2030 годов);

индекс потребительских цен – в % к предыдущему году (в среднем за период для 2016-2020 годов, 2021-2025 годов, 2026-2030 годов);

численность постоянного населения, в т. ч. численность городского и сельского населения, численность населения трудоспособного возраста – в среднем на 1 января отчетного года и в среднем за период (для периодов 2016-2020 годов, 2021-2025 годов, 2026-2030 годов);

коэффициенты естественного и миграционного прироста населения – в среднем за год (для 2015 г.) и в среднем за период (для периодов 2016-2020 годов, 2021-2025 годов, 2026-2030 годов);

среднедушевые денежные доходы (в месяц) – в среднем за год (для 2015 г.) и в среднем за период (для периодов 2016-2020 годов, 2021-2025 годов, 2026-2030 годов);

темп роста среднедушевых денежных доходов – в % к предыдущему году (в среднем за период для 2016-2020 годов, 2021-2025 годов, 2026-2030 годов).

Динамика показателей социально-экономического развития и планируемые проекты по развитию хозяйства региона в перспективе определяют факторы, непосредственно воздействующие на конъюнктуру транспортного рынка. Они учитываются при прогнозировании и целевом моделировании состояния транспортной системы, при определении потребности в мероприятиях и объёма регионального транспортного заказа.

 

1.1.1. Экономика Тамбовской области

 

Общую экономическую ситуацию в регионе можно расценивать как умеренно благоприятную.

Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) Тамбовской области в 2014 году составил 275,82 млрд. рублей.

В структуре ВРП ключевыми являются следующие сферы народного хозяйства:

оптовая и розничная торговля – 17,1%;

сельское хозяйство – 21,8%;

строительство и обрабатывающие производства – по 13,6%.

По оценке, по итогам за 2015 год объем ВРП составит 319 млрд. руб. (в действующих ценах), индекс физического объема ВРП – 101,1% относительно 2014 г.

На перспективу ожидается увеличение ВРП до уровня 374,32 млрд. руб. в 2020 году, 569,11 млрд. руб. в 2030 году. Рост ВРП обеспечивается за счет следующих факторов:

инвестиции в основной капитал;

рост производства в аграрном секторе Тамбовской области;

рост строительства жилья.

На период 2016-2018 годов наибольшее влияние на ВРП окажет динамичный рост объема инвестиций. Для достижения таких результатов была разработана инвестиционная стратегия Тамбовской области и внедрен разработанный Агентством стратегических инициатив инвестиционный стандарт.

 

1.1.2. Демография

 

Среднегодовая численность постоянного населения Тамбовской области составляет 1,062 млн. чел. Процессы урбанизации отражаются на доле городского и сельского населения. В 2015 году доля городского населения преобладает над сельским – 60% против 40% в общей численности населения.

Общая демографическая ситуация – неблагоприятная.

Численность населения в период с 2016 по 2030 годы снизится с 1042,31 до 971,80 тыс. чел. (рисунок 1).

Доля городского населения увеличится (64%), а сельского населения снизится (36%).

 

 

Рисунок 1. Динамика численности населения Тамбовской области

 

Уменьшение численности трудоспособного населения на 14% к 2030 году будет замедлять темпы роста инновационной активности и общие темпы экономического роста.

Естественная убыль населения обусловлена главным образом превышением смертности над рождаемостью и недостаточным миграционным притоком населения в Тамбовскую область.

Рождаемость к 2030 году снизится с 10089 до 6951 чел. Снижение рождаемости происходит из-за следующих факторов:

ухудшение репродуктивного здоровья женщин, обусловленное большим количеством абортов;

низкие денежные доходы семей, недостаточные для принятия решения о рождении ребенка;

позднее вступление в брак;

низкий процент населения репродуктивного возраста.

Смертность снижается с 16687 до 15445 чел., при этом средняя продолжительность жизни возрастает с 65,8 лет до 70,2 лет у мужчин и с 77,7 лет до 79,6 лет у женщин.

Миграционный прирост в 2030 году составит 2935 чел.

Основным фактором, определяющим миграционные процессы Тамбовской области на перспективу до 2030 года, является увеличение количества рабочих мест в Тамбовской области. Но несмотря на положительное сальдо миграционного притока, Тамбовская область теряет экономически активную часть населения в силу недостаточного предложения высокооплачиваемых рабочих мест на рынке труда.

Проблема обеспечения положительного миграционного прироста решается как в рамках специальной миграционной политики, так и за счет инвестиционной политики по созданию новых рабочих мест на рынке труда.

Стабильное сокращение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли ограничивает трудоресурсный потенциал области, снижает объем внутреннего рынка, повышает общий уровень демографической нагрузки.

 

1.1.3. Рынок труда и доходы населения

 

Существующие демографические тенденции неблагоприятно сказываются на рынке занятости Тамбовской области.

Общее число занятых в экономике Тамбовской области в 2015 году составило 501,6 тыс. чел. Экономически активное население составляет 525,9 тыс. чел., из них 24,3 тыс. чел. – безработные.

Средняя заработная плата составляет 21698,5 руб. Уровень безработицы – 4,6%.

Ключевыми негативными факторами, определяющими ситуацию на рынке труда, являются:

сокращение численности экономически активного населения;

процессы увольнения работников под влиянием последствий экономических кризисов;

неполная и частичная занятость сотрудников;

дисбаланс спроса и предложения;

обеспечение занятостью граждан, проживающих в сельской местности;

неравномерность экономического развития определенных территорий;

низкий уровень внутрирегиональной миграции.

При этом позитивно на ситуацию влияют следующие факторы:

реализация мероприятий государственных программ Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2020 годы, «Содействие занятости населения» на 2014-2020 годы;

помощь в трудоустройстве инвалидам, многодетным родителям и т. д.;

повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки безработных;

улучшение информационного обеспечения политики занятости;

привлечение сторонних инвестиций для реализации региональных проектов.

На перспективу ситуация на рынке труда стабилизируется и будет развиваться в положительную сторону. Такие изменения будут обусловлены рядом факторов, среди которых эффекты от реализации государственных программ.

Сведения об уровне оплаты труда и среднесписочной численности работников по видам деятельности представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

 

Среднемесячная заработная плата и среднесписочная численность работников, занятых по видам экономической деятельности

 

Вид экономической деятельности

2014

2015

Средне-списочная численность, тыс. чел.

Средне-месячная заработная плата,

тыс. руб.

Средне-списочная численность, тыс. чел.

Средне-месячная заработная плата, тыс. руб.

Всего по экономике

281,9

20,75

275,3

21,7

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

21,4

20,23

21,8

23,18

Рыболовство, рыбоводство

0,061

11,62

0,065

11,23

Добыча полезных ископаемых

0,132

26,16

0,134

24,15

Обрабатывающие производства

51,1

21,19

50,3

22,79

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

11,3

25,06

10,9

27,25

Строительство

13,4

18,3

12,5

17,96

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

27,9

15,21

27,3

15,84

Гостиницы и рестораны

3,9

11,59

3,7

12,68

Транспорт и связь

23,3

24,96

21,5

26,7

Финансовая деятельность

4,5

36,05

4,1

36,89

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

24,7

16,15

24,8

16,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

27,0

31,97

26,1

31,58

Образование

33,2

17,15

32,8

17,79

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

29,7

17,32

28,8

18,59

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

10,2

16,96

10,3

17,87

 

Средний уровень заработной платы в период с 2016 по 2030 годы увеличится на 45%.

Ключевыми драйверами роста средней зарплаты будут:

легализация «теневой» заработной платы;

установление норматива минимального размера оплаты труда;

повышение технического уровня производства;

обеспечение потребности в кадрах необходимой квалификации обслуживающего и административно-управленческого персонала;

мотивация и стимулирование продуктивности труда;

достижение правильных соотношений в заработной плате в соответствии с количеством и качеством их труда.

 

1.1.4. Жилищный комплекс

 

По итогам 2015 года в Тамбовской области введено более 825,8 тыс. квадратных метров жилья, что на 7,2% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Всего же в 2016 году планируется построить 827 тыс. квадратных метров жилья. На двух участках в 2014 году начали строительство жилья в рамках приоритетного проекта Минстроя России по повышению доступности жилья для экономически активного населения области по программе «Жилье для российской семьи». В рамках программы до 2018 года на этих участках будет введено к эксплуатацию 150 тыс. квадратных метров жилья.

Состояние жилищного комплекса Тамбовской области характеризуется следующими параметрами:

объем жилищного строительства на территории Тамбовской области;

доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде;

уровень обеспеченности населения жильем.

Основными проблемами жилищного комплекса являются:

устаревшая инженерная инфраструктура (водопроводные и канализационные сети не справляются с нарастающей потребностью новых микрорайонов);

падение потребительского спроса из-за неблагоприятных экономических условий;

необходимость капитального ремонта ветхого жилья.

На развитие жилищного комплекса влияют множество факторов, таких как: экономическое развитие региона в целом, в том числе производство строительных материалов, привлечение частных инвестиций и государственная поддержка застройщиков. По последнему фактору – в сфере жилищного комплекса Тамбовской области реализуются следующие стратегии и государственные программы:

Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года;

государственная программа Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан области» на 2014-2020 годы.

Крупнейшими центрами жилищного строительства на перспективу будут являться: Тамбов, Мичуринск, Рассказово, Моршанск, Котовск, Уварово, Кирсанов.

В рамках Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года реализуется проект «Большой Тамбов» (2014-2020 годы).

По плану проекта к 2020 году в городе будет построено 1 млн. кв. м. жилья, объекты социальной и инженерной инфраструктуры, объекты сферы услуг. Стратегия также предусматривает строительство жилья для переселения граждан из аварийных домов, обеспечение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Тамбовской области, разработку программы по формированию фонда жилья для молодых семей и прочее.

По данным государственной программы Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан области» на 2014-2020 годы в 2015 году объем ввода жилья по региону составил 825,8 тыс. кв. м., в том числе многоэтажного – 323,7 тыс. кв. м, а малоэтажного – 502,1 тыс. кв. м.

Таким образом, реализация Стратегии и программ Тамбовской области в сфере жилищного строительства жилищного строительства позволит улучшить качество жизни населения в общем и будет способствовать повышению доступности жилья для разных категорий граждан.

 

1.1.5. Территориальное развитие

 

Ключевой тенденцией территориального развития, в соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года», является создание кластерных образований с целью повышения производительности и конкурентоспособности компаний, работающих в секторе экономики, повышения инновационного потенциала, развития малого и среднего предпринимательства, создания новых рабочих мест в Тамбовской области.

На территории Тамбовской области сформированы и развиваются 12 территориальных специализированных кластеров.

Информация по территориальным кластерам Тамбовской области приведена в таблице 3.

 

Таблица 3.

 

Кластерные образования Тамбовской области

 

Название кластера

Территориальная привязка

Цели создания

Сроки реализации

1.

Биоэкономический кластер

г. Мичуринск

Развитие агробио- и пищевых технологий, обеспечение здорового питания населения на основе биоэкономических методов и подходов

нет данных (далее – н. д.)

2.

Кластер социального питания и продовольственной помощи

г. Мичуринск

Создание региональной системы управления сферой социального питания как крупного логистического центра, обеспечивающего своевременные поставки сельскохозяйственного сырья для нужд производства и готовой продукции потребителям, в том числе в организованных коллективах, контроль качества пищевых продуктов и продовольственного сырья

н. д.

3.

Рекреационно-туристический кластер

г. Тамбов

Развитие различных видов туризма, способного превратится в мощный источник поступлений в экономическую систему региона и выступить фактором стабилизации регионального рынка труда

н. д.

4.

Зерновой кластер

Практически во всех районах Тамбовской области

Создание кластера по производству и переработке зерновых культур будет способствовать решению стратегической задачи федерального уровня по повышению продовольственной безопасности страны

н. д.

5.

Химический кластер

г. Тамбов

Создание работоспособной интегрированной структуры кооперации и аутсорсинга внутри кластера.

н. д.

6.

Кластер легкой промышленности (текстильной и кожевенной)

г. Рассказово

Создание работоспособной интегрированной структуры кооперации и аутсорсинга внутри кластера.

н. д.

7.

Сахарный кластер

г. Кирсанов,

г. Уварово, Знаменский, Никифоровский, Староюрьевский, Уваровский, Инжавинский, Мучкапский, Жердевский, Мордовский районы

Создание сахарного кластера будет способствовать решению стратегической задачи федерального уровня по импортозамещению белого сахара и повышению продовольственной безопасности страны

н. д.

8.

Кластер строительной индустрии

г. Тамбов

нет данных (далее – н. д.)

н. д.

9.

Машиностроительный кластер

г. Тамбов

н. д.

н. д.

10.

Кластер нанотехнологий

н. д.

н. д.

н. д.

11.

Кластер энергоэффективности

н. д.

н. д.

н. д.

12.

Кластер «Альтернативное топливо»

н. д.

н. д.

н. д.


Информация по документу
Читайте также