Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 30.01.2012 № 35

 

 

 

 

 

                          КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

     30 января 2012 г.
     N 35

 

 

         Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы
           общего образования Калужской области в 2012 году

 

       (В редакции Постановления Правительства Калужской области      

                         от 05.10.2012 № 500)                         

 

     Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
31.05.2011 N 436    порядке  предоставления  в  2011  -  2013  годах
субсидий   из   федерального  бюджета  бюджетам  субъектов  Российской
Федерации на модернизацию региональных систем общего  образования"  
ред.  постановления  Правительства  Российской Федерации от 29.12.2011
N 1176) и в соответствии с Законом  Калужской  области  "О нормативных

правовых  актах  органов  государственной  власти  Калужской  области"
Правительство Калужской области

 

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1. Утвердить  Комплекс  мер  по   модернизации   системы   общего
образования Калужской области в  2012  году  (далее  -  Комплекс  мер)
(прилагается).
     2. Определить министерство образования и науки Калужской  области
уполномоченным органом по реализации Комплекса мер.
     3. Министерству образования и науки Калужской области:
     3.1. Заключить соглашение между Министерством образования и науки
Российской   Федерации   и   Правительством   Калужской   области    о
предоставлении субсидий в 2012 году из  федерального  бюджета  бюджету
Калужской  области  на  модернизацию   региональной   системы   общего
образования.
     3.2. Обеспечить совместно с управлением по работе  со  средствами
массовой  информации  Администрации  Губернатора   Калужской   области
информационное сопровождение хода реализации Комплекса мер.
     4. Рекомендовать органам  местного  самоуправления  муниципальных
образований Калужской области принять необходимые нормативные правовые
акты,  регламентирующие  реализацию  Комплекса  мер  на  муниципальном
уровне.
     5. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  с   момента   его
подписания.

 

 

     Губернатор
     Калужской области А.Д.Артамонов

 

 

 

     Приложение
     к постановлению
     Правительства
     Калужской области
     от 30.01.2012 г. N 35

 

 

                             Комплекс мер
     по модернизации системы общего образования Калужской области
                             в 2012 году

 

     Настоящий Комплекс мер по модернизации системы общего образования
Калужской   области   в   2012   году   разработан  в  соответствии  с
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N  436
"О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального
бюджета  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  на   модернизацию
региональных   систем   общего   образования"    ред.  постановления
Правительства Российской Федерации  от  29.12.2011  N  1176)  с  целью
организации   работы   по   модернизации  системы  общего  образования
Калужской  области  и  содержит  перечень   основных   мероприятий   и
предложений по их реализации в 2012 году.

 

            I. Текущее состояние системы общего образования
                           Калужской области

 

     Современная региональная  политика  в  сфере  общего  образования
базируется   на   ведущих   принципах   национальной   образовательной
инициативы  "Наша  новая  школа",  мероприятиях  Плана   действий   по
модернизации  общего  образования  на  2011 - 2015 гг.,  утвержденного
распоряжением   Правительства   Российской   Федерации  от  07.09.2010
N 1507-р    ред.  распоряжения  Правительства  Российской  Федерации
от 05.12.2011 N  2180-р).  Ее целью является обеспечение  современного
качества  образования,  соответствующего  актуальным  и  перспективным
потребностям личности,  общества и государства.  Региональная политика
направлена на решение следующих задач:
     - активизация инновационных процессов в школьном образовании;
     - обеспечение открытости  школьного  образования  путем  развития
общественно-государственной системы управления современной школой;
     - повышение  имиджа  школьного   образования,   его   значимости,
важности профессии учителя, педагога;
     - поддержка одаренных и талантливых детей;
     - создание   условий   для   достижения   современного   качества
образования.
     Сильное  влияние  на  развитие   модернизационных   процессов   в
региональной системе общего образования оказало участие в мероприятиях
приоритетного национального проекта "Образование"  (далее  -  ПНПО)  и
комплексного    проекта   модернизации   образования  (далее  -  КПМО)
(2006 - 2010 гг.).  В   ходе реализации  мероприятий  ПНПО  и  КПМО  в
Калужской области достигнуты следующие результаты:
     1. Введена   отраслевая   система    оплаты    труда    педагогов
общеобразовательных учреждений (с 01.09.2008), основанная на следующих
принципах:
     - доведение бюджетных средств  до  образовательных  учреждений  в
соответствии с нормативами финансирования;
     - разделение  фонда  оплаты  труда  работников   образовательного
учреждения на базовую и стимулирующую части;
     - распределение стимулирующей части фонда оплаты труда  с  учетом
мнения органов,  обеспечивающих  государственно-общественный  характер
управления образовательным учреждением, и выборного  профсоюзного  или
иного представительного органа работников образовательного учреждения;
     - расширение самостоятельности школ  в  распоряжении  финансовыми
ресурсами.
     В основу нормативных правовых актов Калужской области о  введении
новой  системы  оплаты  труда  была   положена   модельная   методика,
предложенная Министерством образования и науки  Российской  Федерации.
Основными целями  ее  введения  являлись  повышение  заработной  платы
учителей, ликвидация уравнительных подходов к оплате труда  педагогов,
повышение стимулирующих функций оплаты труда.
     2. Осуществлен  переход  на  нормативно-подушевое  финансирование
общеобразовательных учреждений (с 2008 года).
     3. Заложены    основы    системы     общественно-государственного
управления системой общего образования.
     4. Начата работа по созданию региональной системы оценки качества
общего образования.
     5. Проведена основная работа по  реструктуризации  и  оптимизации
сети общеобразовательных учреждений области.
     6. Сформирована  система  поддержки  лучших   общеобразовательных
учреждений,  школьных  учителей,  талантливых  и  одаренных  детей   и
молодежи.
     7. Заложены основы внедрения различных форм публичной  отчетности
общеобразовательных учреждений.
     В процессе  институциональных  преобразований  в  системе  общего
образования Калужской области был достигнут ряд системных  эффектов  и
результатов, направленных на создание прозрачной,  ориентированной  на
результат системы финансирования и управления.
     Переход на новую систему  оплаты  труда  привел  к  существенному
росту номинального значения средней заработной платы учителей.  В 2007
году средняя заработная плата учителей в Калужской области  составляла
8461 рубль, в 2008 году - 11420 рублей, в 2009 г. - 11599,2 рубля, а в
2010 г.  - 14022 рубля. Новая система оплаты труда позволила применять
более  гибкие  подходы  как  к  установлению  базовой  ставки (оклада)
учителя,  так и к распределению стимулирующих выплат.  Она  в  большей
степени учитывает особенности образовательной программы школы,  личный
вклад педагога в  развитие  учреждения,  применение  им  инновационных
методов обучения,  объемы и качество внеурочной деятельности учителя и
т.д.  Возможность  самостоятельно  распределять  финансовые  средства,
доведенные  до  школы  в  соответствии  с  нормативами финансирования,
позволила   руководителю   учреждения   совместно    с    коллективом,
профсоюзными  и общественными организациями наиболее грамотно поощрять
тех  работников,  чей  вклад  в  достижения  школы  и  другие   успехи
обучающихся   наиболее  значим.  На  оплату  труда  педагогического  и
учебно-вспомогательного   персонала   (причем   только   по   основной
должности)  направляется  не менее 70%  от всего объема стимулирующего
фонда оплаты труда работников учреждения.
     Наиболее значимым эффектом введения новой системы оплаты труда  в
общем образовании стала дифференциация в уровнях оплаты труда учителей
в зависимости от качества их труда.
     Применение  нормативного   принципа   бюджетного   финансирования
создало   возможность   объективного   и   прозрачного   распределения
финансовых ресурсов общеобразовательным  учреждениям.  Таким  образом,
они ставятся в равные финансовые условия, зависящие  прежде  всего  от
числа обучающихся.
     Нормативы  финансирования   устанавливаются   законом   Калужской
области и ежегодно индексируются в зависимости от  сценарных  условий,
принятых при формировании областного бюджета на  очередной  финансовый
год и  плановый  период.  Общее  число  нормативов  -  39,  их  размер
варьируется в зависимости  от  места  нахождения  школы  (город/село),
ступени общего образования, типов и видов учреждений, классов  и  ряда
других факторов. Переход на нормативно-подушевое финансирование  также
позволил существенно увеличить объемы  субвенции  областного  бюджета,
направляемые  на  реализацию   программ   общего   и   дополнительного
образования в общеобразовательных учреждениях  области,  способствовал
активному   развитию   процессов   оптимизации   сети    муниципальных
общеобразовательных  учреждений,   а   также   структуры   и   штатной
численности их работников. Количество муниципальных учреждений  общего
образования в области сократилось с 494 (2005/06 учебный год)  до  376
(2010/11  учебный  год).  Наиболее  активно  оптимизация   сети   школ
осуществлялась в сельской местности. Число школ на селе  за  последние
пять  лет  сократилось  на  85.  Сеть  общеобразовательных  учреждений
области  была  в  основном  приведена  в  соответствие  с  параметрами
демографической ситуации и требованиями к качественному предоставлению
образовательных услуг.
     Однако переход на  нормативно-подушевое  финансирование  и  новую
систему оплаты труда в общем образовании  не  привел  к  существенному
росту   доходов   учителей:    уровень    оплаты    труда    педагогов
общеобразовательных  школ  существенно  отставал  от  уровня   средней
заработной платы в экономике региона в целом. Так, в I  квартале  2011
года средняя заработная плата учителей в Калужской области  составляла
13455 рублей, а средняя зарплата по экономике региона - 17822,5 рубля.
К 2011  году  наметилось  существенное  замедление  темпов  ее  роста.
Возможности оптимизации структуры и штатной численности  муниципальных
общеобразовательных учреждений к 2011 году были практически исчерпаны.
Кроме того, в процессе реализации мероприятий КПМО не удалось  достичь
зависимости новой системы оплаты  труда  (далее  -  НСОТ)  и  качества
образования; дифференциация в оплате труда педагогов была невелика,  в
учительской  среде  и  директорском  корпусе  получил  распространение
уравнительный принцип в стимулировании, не был  до  конца  сформирован
механизм участия общественности в установлении  системы  стимулирующих
выплат и распределении  стимулирующей  части  фонда  оплаты  труда.  В
общеобразовательных    учреждениях    области    в    оплате     труда
непедагогического  персонала  и  педагогов,  не   имеющих   аудиторной
нагрузки,   продолжала   действовать   Единая   тарифная   сетка,   не
способствовавшая стимулированию к  качественному  труду.  Кроме  того,
переход на НСОТ не привел к улучшению  кадровой  ситуации  в  школьном
образовании.  Не  удалось  преодолеть  тенденцию   снижения   качества
образования, особенно в сельских малокомплектных школах.
     В процессе реализации мероприятий ПНПО и КПМО в Калужской области
произошло  существенное  улучшение  условий  обучения  почти  в  трети
общеобразовательных  учреждений  (104),  в  которых обучаются около 33
тысяч детей.  В первую очередь это базовые школы.  В 2007 -  2010  гг.
активно   развивалась  компьютеризация  школ,  шел  процесс  внедрения
интернет-технологий в общем образовании. К 2011 году все школы области
были  подключены  к  сети Интернет.  За период участия в ПНПО и КПМО в
школы  области  было  поставлено  около   230   комплектов   учебного,
учебно-наглядного  и  интерактивного  оборудования,  а также более 200
компьютеров.  В то  же  время  скорость  доступа  в  Интернет  в  ряде
общеобразовательных   учреждений  продолжает  оставаться  низкой.  60%
общеобразовательных  учреждений   области   нуждается   в   проведении
различных  видов ремонтных работ.  Архаичной остается база большинства
школьных библиотек, в которых фонды художественной и научно-популярной
литературы для детского чтения не пополнялись и не обновлялись с конца
80-х  годов  прошлого  века.  Сама  образовательная   среда   школьных
библиотек, их оборудование нуждаются в обновлении.
     Мероприятия  ПНПО  позволили  сформировать  в   области   систему
выявления и поддержки талантливых,  эффективно  работающих  педагогов,
одаренных и талантливых детей. За годы участия в мероприятиях ПНПО  54
общеобразовательных учреждения, 260  учителей,  250  детей  и  молодых
людей  области   получили   государственную   поддержку   из   средств
федерального  и  областного  бюджетов.  Увеличились  доля  школьников,
принимающих участие в  олимпиадах,  научно-практических  конференциях,
творческих конкурсах,  фестивалях,  в  общей  численности  обучающихся
общеобразовательных  учреждений  Калужской   области   (на   7,8%)   и
количество образовательных учреждений, в которых организована работа с
одаренными детьми (на 7,3%).
     В опросах,   проводимых   независимыми   экспертами,   отмечается
повышение   открытости   системы   общего   образования:    во    всех
общеобразовательных     учреждениях     области     созданы     органы
государственно-общественного  самоуправления,   на   школьных   сайтах
размещаются публичные доклады,  программы развития учреждений.  С 2010
года публикуется ежегодный доклад о деятельности региональной  системы
образования.
     Расширилась вовлеченность  педагогических  коллективов,  органов,
обеспечивающих   государственно-общественный    характер    управления
образовательным  учреждением,  и  выборного  профсоюзного  или   иного
представительного  органа  работников  образовательного  учреждения  в
процедуру установления стимулирующих выплат.  Школьные  и  управляющие
советы созданы во  всех  образовательных  учреждениях.  Стимулирование
педагогов, установление постоянных  доплат  и  надбавок  педагогам  за
качественный труд определяются в соответствии с коллективным договором
или локальными нормативными актами работодателя,  принятыми  с  учетом
мнения  выборного  профсоюзного  или  иного  представительного  органа
работников образовательного учреждения, и  с  учетом  мнения  органов,
обеспечивающих   государственно-общественный    характер    управления
образовательным учреждением (Закон Калужской области  "Об установлении

региональной   системы   оплаты   труда   работников   образовательных

учреждений").
     В текущем учебном году  в  Калужской  области  функционируют  389
учреждений общего образования, из них муниципальных - 362 (в том числе
6 вечерних, 2 начальных школы/детских сада, 4 гимназии,  7  лицеев,  4
школы с углубленным изучением отдельных предметов), государственных  -
22, негосударственных - 13.
     230 учреждений расположены в сельской местности,  что  составляет
59% от общего  числа  учреждений  общего  образования.  В  учреждениях
общего образования обучаются 85504 ребенка, из них 17361 (20,3%)  -  в
сельских школах.
     На процессы, происходящие в системе общего  образования,  сильное
влияние оказывает демографическая ситуация. За 10 лет    2001  года)
численность  обучающихся  в  общеобразовательных  учреждениях  области
сократилась с 127,5 до 85,5 тысячи обучающихся.
     Одной из  приоритетных  задач  региональной  системы  образования
является поддержание высокого качества предоставления  образовательных
услуг.  Анализ  результатов  государственной   (итоговой)   аттестации
выпускников в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) за
последние три года позволяет проследить следующие  тенденции  развития
системы общего образования региона.
     В 2009 году средний  балл  ЕГЭ  по  Калужской  области  был  ниже
среднего по Российской Федерации по пяти общеобразовательным предметам
(русский язык, математика,  информатика  и  ИКТ,  география,  немецкий
язык), в 2011 году - по трем  (иностранные  языки).  По  математике  и
физике  наблюдается  увеличение  среднего  балла   ЕГЭ   по   региону:
математика - 42,3 (2009 год), 47,4 (2010 год), 50,2 (2011 год); физика
- 49,3 (2009 год), 52,4 (2010 год), 54,1 (2011 год).
     Качество знаний выпускников 9-х классов, проходивших в 2011  году
государственную  (итоговую)  аттестацию  с  использованием  механизмов
независимой   оценки    знаний    (91,1%    от    общего    количества
девятиклассников), по русскому языку составило 51,9%, по математике  -
66,3%, по физике - 85,9%, по обществознанию - 86,6%,  по  географии  -
64,5%, по биологии - 77,1%.
     Одним из показателей качества образования являются итоги  участия
калужских   школьников   во   Всероссийской   олимпиаде    школьников.
Региональный этап олимпиады  в  Калужской  области  проводится  по  21
общеобразовательному предмету. В 2011  году  на  заключительном  этапе
олимпиады обучающиеся из Калужской области заняли  18  призовых  мест.
Победителем  или  призером  олимпиады  стал  каждый  третий   участник
заключительного этапа. Эффективность участия составила 35%, что на  9%
больше, чем в прошедшем  учебном  году.  По  эффективности  участия  в
заключительном этапе регион занимает 27-е  место  среди  83  субъектов
Российской Федерации.

 

             Итоги участия обучающихся Калужской области
      в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников

 

|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Годы                    | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Количество победителей  | 8    | 8    | 10   | 11   | 10   | 13   | 15   | 16   | 18   |
| и призеров              |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

 

     Результаты независимой оценки качества образования, проводимой  в
общеобразовательных учреждениях области  в  процессе  аккредитационных
экспертиз, свидетельствуют о  снижении  качества  образования  в  ряде
общеобразовательных  учреждений.  Так,  из   152   общеобразовательных
учреждений области,  в  которых  в  2011  году  проводилась  процедура
государственной  аккредитации,  12   учреждениям   было   отказано   в
аккредитации по программам общего образования,  3  общеобразовательных
учреждения лишились  статуса  лицея,  гимназии,  школы  с  углубленным
изучением отдельных предметов. Наиболее  проблемным  является  уровень
качества  образования  обучающихся  на  ступенях  основного  общего  и
среднего (полного) общего образования. По данным независимых  процедур
оценки качества образования, наиболее низкими результатами на  ступени
основного  общего  образования  явились  результаты  по  математике  и
истории,  на  ступени  среднего  (полного)  общего  образования  -  по
математике, биологии, физике. Наибольшее беспокойство вызывает уровень
качества математического образования  на  второй  и  третьей  ступенях
обучения в школе (64,3 и 64% соответственно).
     Падение   качества   естественно-научного    и    математического
образования выявили и проводившиеся в 109 школах Калужской  области  в
2011 году международные сравнительные исследования TIMSS в 4-х  и  8-х
классах. Средний  балл  калужских  школьников  по  математике  -  51,5
(среднероссийский - 57), по естествознанию -  51  (среднероссийский  -
55).  Неутешительные  результаты  выявило   и   исследование   учебных
результатов обучающихся PISA (уровень читательской грамотности) в  7-х
и 11-х классах.
     Анализ качества образования в  муниципальных  общеобразовательных
учреждениях  области  показывает  развитие   процессов   стратификации
муниципалитетов по качеству образования,  углубление  территориального
неравенства общеобразовательных учреждений.
     Важной   составляющей   обеспечения   доступности   качественного
образования (особенно в сельской  местности)  является  развитие  сети
школьных автобусов, осуществляющих подвоз школьников к месту  учебы  в
базовые   общеобразовательные   учреждения,   оснащенные   современным
оборудованием и дающие качественное  образование.  Сегодня  автобусный
парк государственного казенного учреждения Калужской области "Школьный
автобус" насчитывает 206 единиц транспортных  средств,  обеспечивающих
школьников  гарантированным  бесплатным  проездом  к  месту  обучения.
Ежедневно к месту обучения подвозятся более 5 тысяч школьников.
     В  числе   причин,   сдерживающих   качественное   предоставление
образовательных услуг в общем образовании, выделяются следующие:
     - отсутствие системы оценки качества образования;
     - слабое  влияние  результатов  оценки  качества  образования  на
принятие  управленческих  решений  на  уровне  региона,  муниципальных
образований    и    общеобразовательных     учреждений,     аттестацию
педагогических и управленческих кадров и повышение их квалификации.
     На  начало  2011/12  учебного  года  в  учреждениях,  реализующих
программы общего образования, работали 7136 педагогических работников,
из них 4347 - в городах и 2789 - в сельской местности. Из них женщин -
5323  (74,6%),  мужчин  -   1813   (25,4%).   Число   педагогов-мужчин
увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 15%. Возрастной  состав
педагогических работников: основная часть,  61,1%  (4996  человек),  -
педагоги  в  возрасте  от  35  до  55  лет,  20,3%  (1661  человек)  -
педагогические работники пенсионного возраста, 18,6% (1520 человек)  -
педагоги в возрасте до 35 лет. По сравнению с  2010/11  учебным  годом
произошло снижение на 2% доли педагогов пенсионного возраста  в  общей
численности  педагогических   работников.   Соответственно   на   1,5%
увеличилась доля педагогов в возрасте от 35 до 55 лет и на 0,5% - доля
педагогов моложе 35 лет.
     В настоящее время наблюдается устойчивый рост доли педагогических
работников общеобразовательных учреждений с высшим образованием.
     В системе образования наблюдается активное  преодоление  дефицита
педагогических кадров, однако продолжается  процесс  старения  кадров.
Одним из факторов, влияющих на повышение  качества  кадрового  состава
педагогов   системы   общего    образования,    является    аттестация
педагогических кадров, которая пока еще не  стала  фактором  повышения
качества образования в регионе. Соответственно одной из  важных  задач
модернизации кадровой политики в системе общего образования в  регионе
станет работа с учителями, развитие их кадрового потенциала.
     В  целях  углубления  и  развития  процессов   ПНПО,   выполнения
мероприятий Федеральной  целевой  программы  развития  образования  на
2011 - 2015 гг.,   модернизации  системы  образования  в  региональной
системе      образования    применяется    программно-целевой    метод
планирования  деятельности,  а  также  планирование бюджета по отрасли
"Образование". В системе  общего  образования   области   разработано,
утверждено и реализуется 9 долгосрочных целевых  программ,  важнейшими
из которых являются:
     - долгосрочная   целевая    программа    "Модернизация    системы
образования  Калужской  области  на  2011 - 2015 годы",   утвержденная
постановлением Правительства Калужской области от 02.11.2010 N 429;
     - долгосрочная  целевая  программа  "Поддержка  одаренных   детей
Калужской области и их наставников на 2010 - 2015 годы",  утвержденная
постановлением Правительства Калужской области от 03.08.2009 N 309;
     - долгосрочная целевая программа  "Совершенствование  организации
питания, медицинского  обеспечения  и  формирование  здорового  образа
жизни   в    общеобразовательных    учреждениях    Калужской   области
на  2011 - 2013 годы",   утвержденная   постановлением   Правительства
Калужской области от 22.06.2010 N 239;
     - долгосрочная целевая программа "Повышение  уровня  безопасности
образовательных   учреждений   на  2011 - 2015  годы",    утвержденная
постановлением Правительства Калужской области от 18.02.2011 N 80;
     - долгосрочная   целевая   программа    "Комплексная    программа
профилактики правонарушений в  Калужской  области (2010 - 2012 годы)",
утвержденная  постановлением  Правительства   Калужской   области   от

22.12.2009 N 530.

 

             II. Описание итогов реализации Комплекса мер
     по модернизации системы общего образования Калужской области
                              в 2011 году

 

     Основные мероприятия по модернизации системы  общего  образования
Калужской  области  в  2011  году  осуществлялись  в  соответствии   с
мероприятиями Комплекса мер по модернизации системы общего образования
Калужской области в 2011 году (далее - Комплекс мер по модернизации  в
2011 году).
     Для выполнения основной задачи  -  доведение  средней  заработной
платы учителей области до уровня средней заработной платы по экономике
региона - с 1 сентября 2011 года фонд оплаты труда работников  системы
общего образования Калужской области был увеличен на 40,8%. Из бюджета
области на эти цели было направлено дополнительно 435831 тыс.  рублей.
Средний размер заработной платы учителей области планировалось довести
до 17822,5 рубля. Данная задача была успешно выполнена.
     В сентябре 2011 года размер  средней  заработной  платы  учителей
общеобразовательных учреждений Калужской области составил 21774 рубля,
что превысило значение запланированного показателя на 22,2%; в октябре
т. г. средняя заработная плата составила 22463  рубля  (увеличение  на
26%), в ноябре - 22955,8 рубля (увеличение на 28,8%).

 

                               Динамика
            роста уровня средней заработной платы учителей
                       Калужской области (руб.)

 

|———————————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
| 2007 г.       | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г.   |
| (до введения  |         |         |         | (ноябрь)  |
| НСОТ)         |         |         |         |           |
|———————————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
| 8461          | 11420   | 11599,2 | 14022   | 22955,8   |
|———————————————|—————————|—————————|—————————|———————————|

 

     Основным механизмом  повышения заработной платы работников общего
образования     стало     увеличение     нормативов     финансирования
общеобразовательных  учреждений.  Нормативы  финансирования всех видов
общеобразовательных учреждений были увеличены на 40,8%.  Были  внесены
изменения    в    законодательство    об   оплате   труда   работников
общеобразовательных  школ  в  части  соотношения  размеров  базовой  и
стимулирующей    части    фонда    оплаты    труда   (далее   -   ФОТ)
общеобразовательных         учреждений,          размеров          ФОТ
административно-управленческого  и  учебно-вспомогательного персонала,
утверждена новая система оплаты труда для работающих в государственных
общеобразовательных   школах-интернатах,  государственных  специальных
(коррекционных)   образовательных   учреждениях    для    обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  государственных
образовательных учреждениях для детей-сирот и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  государственных оздоровительных образовательных
учреждениях санаторного  типа  для  детей,  нуждающихся  в  длительном
лечении.
     Успешно  выполнены  и  другие  обязательства  Комплекса  мер   по
модернизации в 2011 году.
     По федеральным государственным образовательным стандартам  (далее
- ФГОС)  с  1  сентября  2011  года  обучаются  11344  школьника,  что
составляет 13% от общей  численности  обучающихся  общеобразовательных
учреждений  области,  32,2%  -  от  общей   численности   обучающихся,
получающих начальное общее образование.
     В общеобразовательных  учреждениях  области  созданы  необходимые
условия для перехода на  ФГОС:  приобретены  учебники,  новое  учебное
оборудование  (111  единиц   учебно-лабораторного   и   1244   единицы
компьютерного оборудования). По результатам мониторинга введения  ФГОС
в общеобразовательных учреждениях Калужской области, проводившегося  в
ноябре 2011 года, уровень готовности общеобразовательных учреждений  к
введению ФГОС составляет от 87 до 100%.
     К работе по  новым  стандартам  полностью  подготовлены  учителя,
руководители   и   заместители    руководителей    общеобразовательных
учреждений. Повышение квалификации для работы в соответствии с  новыми
ФГОС  прошли  2519  педагогов  и   руководителей   общеобразовательных
учреждений (35,5%), что превысило планируемый показатель Комплекса мер
по  модернизации  в  2011  году  на   3,7%,   применению   современных
информационно-коммуникационных образовательных технологий обучено  206
человек.  Профессиональную  переподготовку  прошли  50   руководителей
общеобразовательных   учреждений.   Впервые   в   истории   калужского
образования  23  руководителя  общеобразовательных  учреждений  прошли
заграничную  стажировку  в  университете  г.   Ювяскюля   (Финляндия).
Выполнение мероприятий Комплекса мер по модернизации в  2011  году  по
повышению квалификации и переподготовке учителей и руководителей  школ
имело важное значение для принятия ими модернизационных управленческих
решений.
     С целью повышения качества образования в условиях введения  новых
ФГОС  общего  образования  в  2011  году  в  Калужской  области   была
сформирована   система   аттестации   педагогических   и   руководящих
работников  общеобразовательных  учреждений:  разработано  нормативное
правовое и методическое обеспечение процедуры аттестации, подготовлены
и изданы информационно-методические материалы, отражающие  современные
подходы  к  аттестации  педагогических  работников   и   руководителей
образовательных  учреждений  Калужской   области.   Формируется   база
материалов   для   квалификационных   испытаний   учителей   с   целью
подтверждения соответствия занимаемой должности.
     В течение 2011  года  для  экспертов,  осуществляющих  экспертизу
профессиональной  деятельности  педагогических  работников   Калужской
области, организованы обучающие семинары по теме "Современные  подходы
к   оценке   труда   педагогических   работников    и    руководителей
образовательных учреждений Калужской области"  с  выдачей  сертификата
(обучено  158  экспертов),  что  способствовало  более   качественному
осуществлению   экспертной   оценки   профессиональной    деятельности
педагогов.
     В 2011 году в общеобразовательных  учреждениях  области  работали
315 педагогов со стажем работы в должности учителя не более двух  лет.
Аттестацию  прошли  1357  педагогов,  что  составляет  20%  от   общей
численности учителей Калужской области.
     В 2011 году  была  начата  работа  по  созданию  профессиональных
ассоциаций  учителей-предметников  -  в  области  было  создано  шесть
региональных общественных ассоциаций учителей-предметников.
     При реализации основных и  (или)  дополнительных  образовательных
программ школами  области  применяются  дистанционные  образовательные
технологии  (информационные  и  телекоммуникационные).  Такие   услуги
оказывают 12 образовательных учреждений, что составляет 3%  от  общего
числа образовательных учреждений области.
     Объем  средств,  направленных  в  2011   году   на   модернизацию
региональной системы общего образования, составил:
     всего - 572410,0 тыс. рублей, в том числе:
     федеральный бюджет - 110766,0 тыс. рублей;
     областной бюджет - 461644,0 тыс. рублей;
     муниципальные бюджеты - 11000,0 тыс. рублей.
     На средства субсидии из федерального бюджета приобретено:
     - учебно-лабораторное оборудование: 111 единиц на сумму 73,1 млн.
рублей (кабинеты физики);
     - компьютерное оборудование: 512 единиц на сумму 29,6 млн. рублей
(автоматизированное рабочее место учителя и рабочее место ученика).
     Учебно-лабораторное и компьютерное оборудование было поставлено в
262   общеобразовательных   учреждения   (69%   от  общего  количества
общеобразовательных    учреждений    области).     В     том     числе
учебно-лабораторным  оборудованием  для  кабинетов физики,  включающим
программно-аппаратный  цифровой  измерительный  комплекс   учителя   и
цифровую компьютеризированную лабораторию учащихся,  были оснащены 110
кабинетов физики (около 33% от их общего количества).
     Приобретенное   оборудование   поставлено    в    образовательные
учреждения, завершены пусконаладочные работы.
     Средства субсидии из федерального бюджета в размере 8 млн. рублей
направлены на повышение квалификации и переподготовку руководителей  и
учителей общеобразовательных учреждений.
     На средства областного и муниципальных бюджетов,  предусмотренные
долгосрочной  целевой  программой  "Модернизация  системы  образования
Калужской области на 2011 - 2015 годы" (87 млн. рублей), приобретены:
     - компьютерное и спортивное оборудование для  общеобразовательных
учреждений; в муниципальных  образованиях  области  были  осуществлены
закупки  708  единиц  компьютерного  оборудования.  Общее   количество
приобретенного в рамках реализации Комплекса  мер  по  модернизации  в
2011 году  компьютерного  оборудования  составило  1220  единиц  (100%
плана);
     - 43  единицы  автотранспортных  средств   для   государственного
казенного учреждения Калужской области  "Школьный  автобус"  на  сумму
57430 млн. рублей;
     - средства в сумме 4,644  млн.  рублей  направлены  на  повышение
квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.
     В рамках  долгосрочной   целевой   программы   "Совершенствование
школьного  питания и медицинского обеспечения и формирование здорового
образа жизни в общеобразовательных учреждениях  Калужской  области  на
2011  -  2015 годы" в 2011 году выделено из областного бюджета 16 млн.
рублей,  на которые  приобретены  оборудование  для  стоматологических
кабинетов  и  диагностическое  оборудование  для медицинских кабинетов
общеобразовательных школ.  Оборудование (пароконвектоматы, холодильные
камеры,  кулеры)  приобретено для 113 школьных столовых на сумму более
33 млн. рублей.
     Мероприятия по повышению энергоэффективности  дают  положительный
результат. Положительная динамика снижения потребления по  всем  видам
топливно-энергетических ресурсов достигнута за счет  проведения  работ
по инвентаризации, ремонту, плановой замене и установке приборов учета
электроэнергии,  тепловой  энергии,  учета  потребления  воды   в   52
образовательных учреждениях, замене оконных блоков, дверей и  т.д.  На
базе   муниципального   бюджетного   общеобразовательного   учреждения
"Средняя общеобразовательная школа N 45 г. Калуги"  в  2011  году  был
реализован   пилотный    проект    по    энергосбережению,    заключен
энергосервисный контракт с обществом с  ограниченной  ответственностью
"Инвестиционная  энергосервисная   компания   "ЭНЭФКОМ"   (ООО   "ИЭСК
"ЭНЭФКОМ"),   организована   работа    по    обучению    руководителей
образовательных учреждений организации работы по энергосбережению.
     Для успешной реализации Комплекса мер по модернизации в 2011 году
в области была принята необходимая нормативная правовая база:
     - Законы Калужской области:
     "О внесении изменений в Закон Калужской области  "Об установлении

нормативов  обеспечения  государственных  гарантий  прав  граждан   на

получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,

основного общего,  среднего  (полного)  общего  образования,  а  также

дополнительного образования в  общеобразовательных  учреждениях  путем

выделения  субвенций  местным  бюджетам  в  размере,  необходимом  для

реализации   основных    общеобразовательных    программ    в    части

финансирования    расходов    на    оплату    труда    работников    в

общеобразовательных  учреждениях,  расходов  на  учебники  и   учебные

пособия,  технические  средства  обучения,   расходные   материалы   и

хозяйственные нужды (за исключением расходов на  содержание  зданий  и

коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)";
     "О внесении изменений в Закон Калужской области  "Об установлении

региональной   системы   оплаты   труда   работников   образовательных

учреждений";
     "Об установлении системы оплаты труда работников  государственных

образовательных учреждений";
     "О внесении изменений в  Закон  Калужской  области  "Об областном

бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
     "Об индексации    тарифных     ставок,     окладов     работников

государственных  учреждений  Калужской  области,  а  также  работников

органов государственной власти Калужской области, иных государственных

органов Калужской области";
     - постановление Правительства  Калужской  области  от  04.07.2011

N 359 "Об утверждении Комплекса мер  по  модернизации  системы  общего
образования Калужской области  в  2011  году"    ред.  постановлений
Правительства Калужской области от  08.08.2011  N 431,  от  24.11.2011
N 622);
     распоряжение Губернатора Калужской области от  27.06.2011  N 65-р
"Об утверждении   состава   межведомственной   рабочей    группы    по
модернизации системы общего образования Калужской области и  повышению
заработной платы учителям" (в ред. распоряжения Губернатора  Калужской
области от 19.08.2011 N 79-р).
     Изданы  приказы  министерства  образования  и   науки   Калужской
области:
     - от 16.06.2011 N 1033 "Об утверждении  плана-графика  проведения
мероприятий    по    повышению     заработной     платы     работников
общеобразовательных учреждений Калужской области в 2011 году";
     - от 16.06.2011 N 1034 "Об определении  организации  -  оператора
реализации мероприятий Комплекса мер по  модернизации  системы  общего
образования Калужской области";
     - от 16.06.2011 N 1035 "О назначении ответственных за  разработку
и реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего  образования
Калужской области";
     - от   15.07.2011   N   1188     приобретении  компьютерного  и
учебно-лабораторного оборудования";
     - от   18.07.2011   N 1196   "Об утверждении   сетевого   графика
реализации Комплекса мер по модернизации  системы  общего  образования
Калужской области в 2011 году";
     - от     17.08.2011     N 1297     "О повышении     квалификации,
профессиональной  переподготовке   руководителей   общеобразовательных
учреждений и учителей".
     Подписано  соглашение   от   05.07.2011   N 18.   G64.24.0002   о
предоставлении субсидий  из  федерального  бюджета  бюджету  Калужской
области на модернизацию региональных систем общего образования.
     В результате реализации Комплекса мер по модернизации в 2011 году
можно отметить следующие эффекты в решении актуальных  проблем  общего
образования в регионе:
     1. Увеличение   объемов   ФОТ   работников    общеобразовательных
учреждений привело  не  только  к  росту  доходов  учителей  и  других
категорий работников отрасли, но  и  способствовало  совершенствованию
стимулирующих механизмов НСОТ.
     2. Развитие  системы  материального   стимулирования   работников
отрасли  способствует  повышению  ее  привлекательности  для   молодых
кадров, привлечению в школьное образование новых кадров.
     3. Органы   государственно-общественного   управления    системой
образования  и  образовательными  учреждениями,   активизировав   свое
участие в установлении системы оплаты  труда  учителей,  распределении
стимулирующей части ФОТ учреждений, стали реальным  фактором  развития
системы государственно-общественного управления школой.
     4. Начался реальный переход системы общего образования на  работу
по новым ФГОС начального общего образования.
     5. Произошел  качественный  рывок  в  оснащении   образовательных
учреждений   области    современным    учебным,    учебно-лабораторным
оборудованием.   Создана   реальная   возможность   использования    в
образовательном процессе современных средств обучения, что не может не
привести к росту качественных показателей образования.
     6. Системная работа, проводившаяся в  2011  году  в  региональной
системе образования по повышению квалификации учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений, приведет к росту  их  профессиональной
квалификации, улучшению и модернизации школьного менеджмента.
     7. Реализация мероприятий Комплекса мер по  модернизации  в  2011
году, сопровождавшаяся мощной PR-кампанией и разъяснительной  работой,
способствовала   расширению    открытости,    повышению    имиджа    и
привлекательности системы образования в целом.

 

       III. Перечень мероприятий по модернизации системы общего
         образования Калужской области в 2012 году с описанием
                             их реализации

 

     Основной задачей реализации Комплекса мер по модернизации системы
общего образования Калужской области в 2012  году  (далее  -  Комплекс
мер) является достижение:
     - высокого    качества    образования    в     соответствии     с
организационными,   технологическими,    социально-экономическими    и
социокультурными изменениями в обществе и системе образования;
     - доступности образования, т.е. возможности предоставления  всему
населению региона реализации права на получение образовательных  услуг
качественного уровня;
     - эффективности деятельности системы образования, т.е. достижение
рационального  использования  ресурсов  и   оптимального   соотношения
результатов системы образования с затратами на ее обеспечение.
     Для  решения   поставленных   задач   планируется   осуществление
следующих мероприятий:
     - обновление образовательной среды общеобразовательных учреждений
путем ее насыщения новым оборудованием;
     - модернизация среды школьных библиотек, обновление их фондов;
     - развитие  школьной  инфраструктуры  (текущий  ремонт  с   целью
обеспечения  выполнения  требований  к  санитарно-бытовым  условиям  и
охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений  для
установки нового оборудования);
     - повышение    квалификации     руководителей     и     педагогов
общеобразовательных   учреждений,   развитие    их    профессиональной
компетенции;
     - поддержание  соответствия  уровня  заработной  платы   учителей
уровню средней заработной платы по экономике региона;
     - развитие сети  общеобразовательных  учреждений,  обеспечивающее
доступность и качество образования в  сочетании  с  его  экономической
эффективностью.
     Реализация  мероприятий  по  развитию  сети   общеобразовательных
учреждений базируется на трех основных принципах:
     - качество    образования    обеспечивается     не     отдельными
образовательными учреждениями, а их сетью;
     - важным  ресурсом  повышения   качества   образования   являются
внутрисетевое  взаимодействие   общеобразовательных   учреждений;   их
взаимодействие  с  учреждениями  дополнительного  образования   детей,
учреждениями    профессионального    образования,     межведомственное
взаимодействие; создание социокультурных комплексов;
     - рациональному использованию ресурсов  сети  общеобразовательных
учреждений  способствует  специализация  учреждений  или  их   крупных
структурных подразделений (развитие школ ступеней обучения).
     Главная  проблема  современных   образовательных   учреждений   -
состояние их учебно-материальной базы, ее несоответствие требованиям к
современному образованию, ФГОС.
     С целью развития учебно-материальной базы учреждений  планируется
основную часть средств  субсидии  из  федерального  бюджета  (до  70%)
направить на приобретение учебного и  компьютерного  оборудования  для
приведения в соответствие с требованиями к  условиям  реализации  ФГОС
стандарта начального  общего  образования.  Это  позволит  дооснастить
дополнительно  521  кабинет  начальных  классов  и  привести  кабинеты
начальной  школы  всех  общеобразовательных   учреждений   области   в
соответствие  с  требованиями  ФГОС  начального   общего   образования
(приложение N 1 к Комплексу мер).
     Планируется  оснащение  с  1  сентября  2012   года   учебным   и
компьютерным оборудованием 97 кабинетов основной школы  (5-х  классов)
общеобразовательных учреждений апробационных площадок по введению ФГОС
основного общего образования в соответствии  с  приказом  министерства
образования и науки Калужской области от 28.11.2011 N 2029.
     С   целью   реализации   программы   дистанционного   образования
запланировано  создание  центров  дистанционного  обучения   на   базе
общеобразовательных   учреждений   в   каждом   муниципальном   районе
(городском округе) области. Таким образом,  все  муниципальные  районы
(городские округа) Калужской области будут обеспечены  техническими  и
программными средствами для организации дистанционного обучения.
     В  2012  году  предполагается  реализовать  пилотный  проект   по
модернизации 5 школьных библиотек для создания в них центров  детского
чтения,  оснащенных  современным  оборудованием   и   образовательными
ресурсами:   оборудование   рабочего    места    библиотекаря,    зоны
индивидуальных рабочих мест для  работы  с  медиаресурсами,  зоны  для
групповой интерактивной работы. Эти мероприятия особенно  актуальны  в
2012 году, объявленном в Калужской области Годом чтения в соответствии
с распоряжением Губернатора Калужской области  от  18.10.2011  N 106-р
"Об объявлении 2011/12 учебного года Годом чтения". Также  планируется
осуществить  обновление  и  пополнение   фондов   школьных   библиотек
художественной литературой для детского и подросткового  чтения  сверх
школьной программы. На эти цели планируется направить средства в сумме
10 млн. рублей. Это позволит  не  только  существенно  обновить  фонды
школьных библиотек, не  обновлявшиеся  с  конца  80-х  годов  прошлого
столетия, но и способствовать повышению интереса детей и подростков  к
чтению, развитию их читательской культуры и грамотности.
     В 2012 году планируется реализовать  в  пилотном  режиме  проекты
"Каждому учителю - компьютер"  (3  общеобразовательных  учреждения)  и
"Один ученик - один компьютер" (на старшей ступени одной из школ).
     Направление средств на указанные мероприятия  обусловлено  прежде
всего необходимостью  создания  необходимых  условий  для  перехода  к
обучению  по  новым  ФГОС  начального  общего   и   основного   общего
образования,  формирования   образовательной   среды   образовательных
учреждений,  соответствующей   требованиям   ФГОС.   Использование   в
образовательном  процессе  современного  оборудования  способно   дать
быстрый и качественный системный  эффект,  направленный  на  повышение
качества школьного образования.
     В рамках проведения мероприятий Комплекса  мер  будет  продолжена
работа по аттестации педагогических работников области в  соответствии
с   новыми   требованиями.   Квалификационные   испытания   с    целью
подтверждения  соответствия   занимаемой   должности   по   нескольким
специальностям педагоги будут проходить в форме  тестирования    том
числе в дистанционном режиме).
     Продолжится   обучение   экспертов,   осуществляющих   экспертизу
профессиональной  деятельности  педагогических  работников   Калужской
области.  Ежемесячно  начиная  с  января  2012  года  для   педагогов,
подлежащих аттестации с целью  подтверждения  соответствия  занимаемой
должности, аттестуемых на первую и высшую квалификационные  категории,
планируется  проведение  обучающих  семинаров.   Данная   деятельность
поможет педагогам получить необходимую информацию  и  более  тщательно
подготовиться  к  квалификационным  испытаниям,  что  позволит   снять
психологическое и социальное напряжение в педагогическом сообществе.
     В 2012 году планируется провести аттестацию  1065  учителей,  что
составит 15% от общего количества учителей, подлежащих аттестации.
     Повышение квалификации и профессиональная переподготовка остаются
одними из главных  мероприятий  Комплекса  мер.  Данная  работа  будет
направлена на:
     - формирование   профессиональных   компетенций    педагогов    и
руководителей  общеобразовательных  учреждений,  адекватных   запросам
современности, необходимых для реализации ФГОС;
     - стимулирование роста профессионализма педагогов и руководителей
общеобразовательных учреждений.
     Для решения проблемы  подготовки  профессиональных  руководителей
общеобразовательных учреждений в  2012  году  в  регионе  предлагается
реализовать трехуровневую модель повышения их квалификации:
     - первый уровень - повышение  квалификации  по  программе  "Новые
финансово-экономические  механизмы   в   образовании,   обеспечивающие
реализацию    федеральных    государственных    стандартов:     модели
финансирования, система оплаты труда, автономия";
     - второй уровень - профессиональная переподготовка  по  программе
"Управление образованием" (специализация "Менеджмент в образовании");
     - третий уровень - зарубежная стажировка.
     Это   создает   непрерывную   линию    развития    управленческой
квалификации руководителя образовательного учреждения. Каждый  уровень
представлен самостоятельной образовательной программой  и  состоит  из
модулей развития конкретных компетенций. Так как вопросы, связанные  с


Информация по документу
Читайте также