Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 11.04.2017 № 126-рп

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 11.04.2017 № 126-рп

 

г. Новосибирск

 

Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»)

«Повышение эффективности и качества услуг в сфере

социального обслуживания Новосибирской области»

на 2013-2018 годы

 

 

Во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.12.2012 № Пр-3411 по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания Новосибирской области» на 2013-2018 годы, согласованный первым заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко 02.03.2017.

2. Признать утратившими силу:

1) распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 № 120-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы;

2) распоряжение Правительства Новосибирской области от 12.05.2014 № 163-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 № 120-рп»;

3) распоряжение Правительства Новосибирской области от 07.12.2015 № 497-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 № 120-рп»;

4) распоряжение Правительства Новосибирской области от 27.07.2016 № 264-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 № 120-рп»;

5) распоряжение Правительства Новосибирской области от 01.11.2016 № 402-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 № 120-рп».

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                         В.Ф. Городецкий

 

 


СОГЛАСОВАН

Первый заместитель Министра

труда и социальной защиты

Российской Федерации

 

А.В. Вовченко

                             02.03.2017

 

УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства

Новосибирской области

от 11.04.2017 № 126-рп

 

 


 

План мероприятий («дорожная карта»)

«Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального

обслуживания Новосибирской области» на 2013-2018 годы

(далее – региональная «дорожная карта»)

 

 

I. Общее описание региональной «дорожной карты»

 

Реализация региональной «дорожной карты» направлена на обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания населения.

В Новосибирской области в период 2009-2012 годов система социального обслуживания населения была существенно преобразована.

К 2013 году в Новосибирской области сформирована и функционирует двухуровневая модель управления системой социального обслуживания населения:

государственный уровень, на котором полномочия осуществляет министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство);

муниципальный уровень, к которому относятся отделы организации социального обслуживания населения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска, муниципальные организации социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения (далее – КЦСОН), центры социальной помощи семье и детям, приюты, дом милосердия и др.), организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающие социальные услуги.

В 2013 году в региональной «дорожной карте» были сформированы следующие задачи:

совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социальной защиты населения;

модернизация структуры и численности учреждений социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в выполняемой работе и поднятие престижа профессий в сфере социального обслуживания, социальной поддержки населения;

укрепление материально-технической базы органов и учреждений социального обслуживания Новосибирской области, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности для предоставления гражданину права выбора учреждения социального обслуживания или индивидуального предпринимателя, осуществляющего социальное обслуживание, в целях получения социальных услуг;

усиление адресности в оказании социальной помощи, введение новых форм социальных услуг для населения, снижение социального иждивенчества, 100% обеспечение населения необходимыми социальными услугами, в том числе в стационарных и надомных условиях;

принятие мер, направленных на сохранение кадрового потенциала, а также способствующих притоку в сферу социального обслуживания молодых кадров, в том числе за счет повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Новосибирской области.

В рамках решения этих задач были осуществлены следующие мероприятия.

1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сферах социальной защиты населения.

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442) сформировано новое правовое пространство в сфере социального обслуживания, в основе которого находится переход от категориального принципа предоставления услуг к предоставлению услуг на основе оценки индивидуальной нуждаемости. Приняты более 20 нормативных правовых актов в развитие данного направления. В настоящее время работа по совершенствованию правовой базы продолжается.

2. Модернизация структуры и численности учреждений социального обслуживания Новосибирской области, проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в выполняемой работе и поднятие престижа профессий в сфере социального обслуживания, социальной поддержки населения.

В результате структурных и организационно-управленческих преобразований в Новосибирской области сформирована эффективная сеть учреждений социального обслуживания.

С 2014 года в регионе отсутствует очередность в предоставлении социальных услуг по всем формам социального обслуживания.

На 01.01.2017 на территории Новосибирской области осуществляют свою деятельность 89 учреждений социального обслуживания населения:

8 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

41 комплексный центр социального обслуживания населения;

6 центров социальной помощи семье и детям;

7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

1 специальный дом для одиноких престарелых;

2 дома милосердия;

4 социально-оздоровительных центра;

3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

1 комплексный центр социальной адаптации граждан;

1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;

2 дома-интерната общего типа;

1 дом ветеранов Новосибирской области;

1 геронтологический центр;

6 психоневрологических интернатов;

3 центра реабилитации инвалидов;

1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

1 центр развития семейных форм устройства детей.

На 01.01.2014 на территории Новосибирской области действовали 82 учреждения социального обслуживания населения:

43 комплексных центра социального обслуживания населения;

3 центра социальной помощи семье и детям;

8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

1 специальный дом для одиноких престарелых;

2 дома милосердия;

3 социально-оздоровительных центра;

3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

1 дом ночного пребывания;

1 центр срочной социальной помощи;

2 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;

2 дома-интерната общего типа;

1 дом ветеранов Новосибирской области;

1 геронтологический центр;

6 психоневрологических интернатов;

3 центра реабилитации инвалидов;

1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

1 центр развития семейных форм устройства детей.

 

Таблица № 1

 

Расходы на организацию предоставления социального обслуживания в Новосибирской области

в 2013-2018 годах


 

Год

Расходы на социальное обслуживание,

тыс. руб.

в том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб.

Доля фонда оплаты труда

в общих расходах,

%

из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников,

тыс. руб.

Доля

в общем фонде оплаты

труда,

%

всего

в том числе

доля

вне-

бюджет-ных

средств,

%

всего

в том числе

доля вне-бюджет-ных средств, %

всего

в том числе

доля внебюд-жетных средств,

%

средства областного бюджета Новоси-бирской области

внебюд-жетные средства

средства областного бюджета Новоси-бирской области

внебюд-жетные средства

средства    областного бюджета Новоси-

бирской области

вне-бюд-жет-ные сред-ства

2013 год

3711151,1

3201350,8

509800,3

13,7

2726885,7

2668750,1

58135,6

2,1

73,5

462418,9

455020,2

7398,7

1,6

17,0

2014 год

4000596,3

3444997,3

555599,0

13,9

2938454,6

2866717,1

71737,5

2,4

73,5

536836,0

528486,0

8350,0

1,56[1][1]

18,3

2015 год

3992935,4[1][2]

3386609,02

606326,4

15,2

2855004,9[1][3]

2788370,03

66634,93

2,33

71,53

   499401,23

492409,63

 6991,63

1,43

17,53

2016 год

3997536,0

3323168,72

674367,3

16,9

3057079,3

2957546,7

99532,6

3,3

76,5

   628716,9

621801,0

 6915,9

1,11

20,6

2017 год

4080109,6

3405109,6

675000,0

16,51

3250261,0

3150561,0

99700,0

3,11

79,7

   676153,5

668715,8

 7437,7

1,1

20,8

2018 год

4516525,2

3816525,2

700000,0

15,51

3658976,6

3558976,6

100000,0

2,71

81,0

   899270,7

892076,5

 7194,2

0,81

24,6


 

В Новосибирской области на 01.01.2016 численность граждан пожилого возраста составляет более 671,5 тыс. человек (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) (на 01.01.2013 – 638,7 тыс. граждан пожилого возраста). В 2013 году социальные услуги получили 20726 граждан пожилого возраста (3,2% от общей численности граждан пожилого возраста), в 2016 году услуги получили 21052 гражданина пожилого возраста (3,1% от общей численности граждан пожилого возраста) (общее количество граждан пожилого возраста, получающих социальные услуги, выросло в сравнении с 2013 годом, но доля сократилась, так как нуждаемость в социальном обслуживании не выросла, т.е. рост численности пожилых граждан происходит за счет граждан 55-60 лет).

В текущем периоде реализации региональной «дорожной карты» существенного роста потребности в надомном обслуживании не предполагается, при этом планируется развитие данного направления за счет повышения качества социального обслуживания и расширения спектра платных услуг.

Учитывая сложившуюся демографическую ситуацию в Новосибирской области, рост потребности в социальных услугах, оказываемых на дому, предполагается в 2020-2025 годах.

В регионе продолжает снижаться численность инвалидов. По состоянию на 1 января 2016 года в Новосибирской области на 01.01.2016 состояло на учете 197,8 тыс. инвалидов (на 01.01.2013 – 201,0 тыс. инвалидов). В 2013 году услуги в различных формах социального обслуживания получили 29908 инвалидов (14,9% от общей численности инвалидов), в 2016 году социальные услуги получили 29600 инвалидов (15,0% от общей численности инвалидов).

В 2017-2018 годах развитие системы социального обслуживания населения будет осуществляться в направлении повышения качества предоставления социальных услуг, совершенствования социального сопровождения.

Акцент в адресном оказании социальных услуг делается на наиболее полном решении проблем клиентов с максимальным привлечением специалистов различных профилей, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

В 2016 году в работу организаций социального обслуживания Новосибирской области внедрена информационная система «Территориальная информационная система «Социальный паспорт гражданина», которая интегрирует в себе данные обо всех получателях социальных услуг и мер социальной поддержки, что также позволяет определять индивидуальную нуждаемость в том или ином виде помощи.

Повышение качества социального обслуживания невозможно без повышения квалификации работников социальных служб. В 2017-2018 годах будет проведено переобучение сотрудников, непосредственно оказывающих социальные услуги, при котором акцент будет сделан на создание для клиентов максимально комфортных условий при получении социальных услуг.

Первыми такую переподготовку проходят специалисты учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалистов учат готовить каждого ребенка к переходу в замещающую семью, так чтобы он не чувствовал вину перед прежними родителями и легче адаптировался к новым условиям.

В целях улучшения качества предоставляемых социально-медицинских услуг, повышения квалификации медицинских работников организаций социального обслуживания осуществляется деятельность Медицинского совета при министерстве. Работает «Школа психологов», направленная на повышение качества оказания социально-психологических услуг в организациях социального обслуживания.

В целях обеспечения социальных услуг текущим потребностям клиентов стандарты социальных услуг пересматриваются, разрабатываются и внедряются инновационные технологии. В 2016 году внедрены новые технологии социального обслуживания: «Социальное сопровождение семей с детьми», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи с риском отказа от новорожденных детей. Профилактика ранних отказов», «Краткосрочное кризисное консультирование семьи», «Реабилитационный досуг (социально-психолого-педагогическое обслуживание детей на базе учреждения социального обслуживания населения)», «Формирование реабилитационной среды для семей с детьми (семейный клуб, семейная гостиная)».

В целях повышения престижа профессии социальных работников, распространения передовых технологий работы с  пожилыми людьми, инвалидами, детьми и с семьями, имеющими детей, стимулирования профессиональной деятельности работников государственных и муниципальных организаций социального обслуживания населения Новосибирской области с 2011 года в Новосибирской области проводится конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания населения».

Для сотрудников учреждений социального обслуживания в регионе реализуется комплексная программа «Синдром эмоционального выгорания. Методы профилактики». На базе ГАУСО НСО «Маслянинский комплексный социально-оздоровительный центр» в 2016 году 1100 социальных работников имели возможность поправить физическое здоровье с помощью лечебно-оздоровительных процедур, получить индивидуальное психологическое консультирование и принять участие в культурно-развлекательных программах. Там же проводятся курсы повышения квалификации, образовательные коммуникативные тренинги.

3. Укрепление материально-технической базы органов и учреждений социального обслуживания Новосибирской области, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2013 году:

открыто отделение милосердия в ГАУССО НСО «Успенский психоневрологический интернат» (на 40 мест);

упразднено детское отделение в ГАСУСО НСО «Обской психоневрологический интернат»;

улучшены условия проживания граждан в ГАСУ НСО «Областной Дом милосердия» (11 мест);

создано отделение социальной реабилитации для детей-инвалидов в условиях интенсивного ухода на базе ГАУ НСО «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» (на 24 койко-места);

ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория» и ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус» реорганизовано путем присоединения в  ГБУ  НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория».

В 2014 году:

открыто отделение милосердия ГАУССО НСО «Болотнинский психоневрологический интернат» (на 80 мест);

реорганизовано ГКУСЗН НСО «Областной центр срочной социальной помощи» путем его присоединения к ГАУ НСО «Новосибирский областной Дом ночного пребывания». Созданное учреждение переименовано в ГАУСО НСО «Областной комплексный центр социальной адаптации граждан»;

оптимизировано 12 структурных подразделений, из них перепрофилировано 7 отделений (3 надомных, 3 нестационарных, 1 полустационарное), закрыто 3 отделения (1 нестационарное, 2 стационарных), объединено 2 надомных отделения.

В 2015 году:

объединено ГАУСО НСО «Областной комплексный центр социальной адаптации граждан» с ГАСУСО НСО «Бибихинский специальный дом-интернат»;

введены дополнительные койко-места в отделениях повышенной комфортности:

в ГАУССО НСО «Бердский пансионат ветеранов труда им. М.И. Калинина» (60 койко-мест);

в ГАУССО НСО «Каменский психоневрологический интернат» (40 мест);

в ГАУССО НСО «Завьяловский психоневрологический интернат» (20 мест);

в ГАСУ НСО «Областной Дом милосердия» (5 мест);

в ГАУССО НСО «Успенский психоневрологический интернат» (63 места);

реорганизованы 9 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оптимизировано 14 структурных подразделений комплексных центров социального обслуживания населения, из них перепрофилировано 5 отделений комплексных центров социального обслуживания населения (2 надомных, 3 полустационарных), закрыто 7 отделений комплексных центров социального обслуживания населения (2 полустационарных, 5 надомных), реорганизованы в форме присоединения 2 учреждения.

В 2016 году:

открыто дополнительное отделение ГАУССО НСО «Болотнинский психоневрологический интернат» (52 места);

объединены МБУ города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Центрального района, МБУ города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Заельцовского района, МБУ города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Железнодорожного района путем создания МБУ города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска».

4. Развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности для предоставления гражданину права выбора учреждения социального обслуживания или индивидуального предпринимателя, осуществляющего социальное обслуживание, в целях получения социальных услуг.

Вступивший в силу Федеральный закон № 442 сформировал основы для развития конкуренции в сфере социального обслуживания. Требования к качеству услуг выступают основным инструментом развития конкуренции между поставщиками социальных услуг, независимо от форм собственности.

В регионе проводится активная работа по разгосударствлению рынка социальных услуг путем привлечения в сферу социального обслуживания населения социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО). В рамках решения данных задач создан и осуществляет свою работу координационный совет по обеспечению беспрепятственного доступа СОНКО к бюджетным средствам. Происходит постепенное расширение реестра поставщиков социальных услуг. В реестр поставщиков социальных услуг по состоянию на 01.01.2017 вошли 112 организаций, в том числе 22 некоммерческих организаций (на 01.01.2016 – 89 организаций, в том числе 7 – некоммерческих). К 2018 году планируется, что в реестр поставщиков социальных услуг будут включены 30 некоммерческих организаций. Доля граждан, получивших социальные услуги у некоммерческих поставщиков, в общем числе получателей социальных услуг достигнет 7,0% в 2018 году (в 2016 – 3,8%).

В Новосибирской области уполномоченным органом, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования является департамент по тарифам Новосибирской области.

Тарифы на социальные услуги установлены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 № 502-ТС «Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области», в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2014 № 567-п «Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг». Тарифы на социальные услуги были рассчитаны на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Расчет подушевых нормативов производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

В 2016 году одна СОНКО подала заявку на компенсацию расходов, связанных с оказанием социальных услуг на сумму 480 тыс. рублей, 100 тыс. рублей из которых выплачены в феврале 2017 года.

С целью повышения информированности СОНКО о возможностях участия в оказании социальных услуг населению проводятся семинары, рабочие встречи с представителями СОНКО, вся информация размещается на официальном сайте министерства.

СОНКО привлекаются к разработке и реализации проектов и программ, представляемых на конкурсные отборы. Организовано обучение сотрудников и добровольцев СОНКО. Функционируют ресурсные центры поддержки некоммерческих организаций, в том числе в муниципальных районах области. Осуществляется информационная поддержка деятельности СОНКО, благотворительности и добровольчества.

Утвержден комплексный план по обеспечению поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам. Он разработан на период до 2020 года и содержит различные группы мероприятий по поэтапному доступу СОНКО к бюджетным средствам, в числе которых: определение услуг, востребованных у граждан, но в настоящее время не оказываемых государственными и муниципальными организациями, для передачи их на исполнение СОНКО на конкурсной основе; расширение форм государственной поддержки некоммерческих организаций, содействие развитию их кадрового потенциала и ряд других мер (постановление Губернатора Новосибирской области от 29.07.2016 № 169 «Об утверждении комплексного плана Новосибирской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы»).

В Новосибирской области сложились партнерские отношения с СОНКО. Эти организации являются соразработчиками и соисполнителями государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», проектов в сфере предоставления социальных услуг населению. Представители общественных организаций являются членами общественных советов при министерстве и непосредственными участниками разработки нормативных правовых актов министерства.

5. Усиление адресности в оказании социальной помощи, введение новых форм социальных услуг для населения, снижение социального иждивенчества, 100% обеспечение населения необходимыми социальными услугами, в том числе в стационарных и надомных условиях.


 

Таблица № 2

 

Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг

в Новосибирской области в 2013-2018 годах

 

Форма социаль-ного обслужи-вания

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

коли-чество получа-телей

коли-чество оказанных услуг

коли-чество получа-телей

коли-чество оказанных услуг

коли-чество получа-телей

коли-чество оказанных услуг

коли-чество получа-телей

коли-чество оказанных услуг

коли-чество получа-телей

коли-чество оказанных услуг

коли-чество получа-телей

коли-чество оказанных услуг

Стацио-нарная форма социаль-ного обслужи-вания

7980

21275372

8020

19080893

7841[1][4]

21464871

8364

22221448

8450

22221500

8460

22221800

Полуста-ционарная форма социаль-ного обслужи-вания

73632

9656233

70960[1][5]

9280210

66934[1][6]

9385573

82585

9461702

83000

9461800

83000

9461700

Форма социаль-ного обслужи-вания

на дому

16928

7736499

17070

7208367

17133

7637504

17835

7669888

18000

7669900

18100

7670000

Срочные социаль-ные услуги

54241

125050

54879

123647

46733[1][7]

119727

45254[1][8]

110024

45300

110000

45300

110000

Всего

152781

38793154

150929[1][9]

35693117

1386411

38607675

154038

39463062

154750

39463200

154860

39463500

 


В соответствии с Законом Новосибирской области от 13.12.2006 № 65-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан» и Законом Новосибирской области от 19.10.2006 № 41-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления городского округа города Новосибирска отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан» отделы организации социального обслуживания населения муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области и городского округа города Новосибирска определены уполномоченными органами по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Нуждаемость гражданина в социальном обслуживании определяется в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области (приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 № 1288 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области»).

Отдел организации социального обслуживания населения совместно с гражданином, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой прописан алгоритм, маршрут оказания помощи с ориентацией на индивидуальную нуждаемость человека.

Во внимание принимаются все параметры: способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе. И уже на основе этого формируется индивидуальная программа, в которой прописываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек.

Дополнительно в регионе принято постановление Правительства Новосибирской области от 04.08.2014 № 312-п «О дополнительных обстоятельствах для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании». Это такие обстоятельства, как:

наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм, полученных вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, и(или) наличие суицидальных намерений;

утрата занимаемого жилого помещения вследствие чрезвычайных ситуаций;

наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

назначение несовершеннолетнему уголовного наказания (в том числе условно), административного наказания, применение принудительных мер воспитательного воздействия;

нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

наличие обстоятельств, вызывающих риск оставления родителем или иным законным представителем ребенка без попечения, а также риск искусственного прерывания женщиной беременности не по медицинским показаниям;

наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

психическое и (или) физическое насилие в отношении женщин.

Одним из наиболее важных направлений деятельности организаций социального обслуживания населения является социальное обслуживание на дому. Обеспечивая своевременность и доступность предоставляемых услуг населению на дому осуществляется работа 146 отделений социального обслуживания на дому и специализированного социального обслуживания на дому в комплексных центрах социального обслуживания населения в каждом районе области и города Новосибирска (на 01.01.2013 –169 отделений).

В 2016 году услуги на дому получали в каждом районе области и города Новосибирска более 17,8 тыс. человек (в 2013 году - более 16,9 тыс. человек).

Наиболее востребованными являются социально-бытовые услуги (помощь в приеме пищи (кормление), гигиена тела, уборка жилых помещений, покупка и доставка товаров и продуктов питания, приобретение лекарственных препаратов, помощь (содействие) в приготовлении пищи, мытье посуды, покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, обеспечение водой, топка печей, организация помощи в проведении ремонта жилых помещений, стирка постельного белья и одежды).

Также оказываются социально-правовые услуги, в том числе оказание помощи в получении разного рода документов, подготовке запросов, заявлений, направлений и другое.

По состоянию на 01.01.2016 доля граждан пожилого возраста и инвалидов, которые получают социальные услуги на дому бесплатно, составляет 36% от общего числа получателей социальных услуг на дому. Для сравнения, в 2014 году получали социальные услуги на дому бесплатно 11,5%.

Значительная часть граждан, нуждающихся в социальной помощи, проживает в отдаленных малонаселенных районах со слаборазвитой инфраструктурой. По причинам отсутствия регулярного транспортного сообщения и специалистов на местах существуют трудности с обслуживанием получателей социальных услуг. Для решения таких проблем создана участковая служба: в каждом селе (поселке) работает социальный работник, который осуществляет подворовый (поквартирный) обход для выявления лиц (семей), нуждающихся в оказании социальных услуг, определяет необходимые виды помощи и принимает все меры для ее оказания (взаимодействует с различными организациями для решения проблем клиентов).

Для обеспечения доступности социальных услуг и оперативности их предоставления на базе комплексных центров социального обслуживания населения созданы мобильные бригады социального обслуживания.

В 2013 году работали 33 выездные мобильные бригады (в 2013 году обслужено 1520 человек), в 2016 – 41 мобильная бригада, в том числе 33 в районах области (обслужено 1726 человек), каждая мобильная бригада оснащена автотранспортом. В 2016 году мобильными бригадами совершено более 1500 выездов.

Мобильные бригады оказывают:

социально-бытовые услуги;

социально-правовые услуги;

социально-психологические услуги;

услуги социального сопровождения.

В 2017-2018 годах показатели работы мобильных бригад будут сохранены.

Для возможного пребывания граждан пожилого возраста в привычной среде в области внедряется стационарозамещающая технология социального обслуживания (приемная семья для пожилых людей). На 31.12.2016 в 13 районах области в 54-х приемных семьях проживает 57 пожилых граждан.

Кроме того, поддержку гражданам пожилого возраста на добровольных началах оказывают волонтеры, обслуживающие граждан пожилого возраста на дому. На 01.01.2017 в 12 районах области 253 волонтера обслужили на дому 346 граждан пожилого возраста (на 01.01.2013 в 11 районах области 230 волонтеров обслужили на дому 336 граждан пожилого возраста). Это следующие организации: Новосибирская областная общественная организация по развитию волонтерского движения «Волонтерский корпус Новосибирской области»; Детский благотворительный фонд «Солнечный город»; Благотворительный фонд «Рука помощи»; Благотворительный фонд «Созвездие сердец»; Новосибирская региональная общественная организация по поиску пропавших, защите и спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций «Новосибирск-Поиск».

Для граждан частично или полностью утративших способность к самообслуживанию продолжают свою работу проекты «Электронный магазин» и «Электронная аптека», позволяющие произвести заказ продуктов питания и промышленных товаров, а также медикаментов через телефонного диспетчера. Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную и культурную). По итогам 2016 года этой услугой воспользовался 81 человек.

В среднем в год дополнительно около 100 человек области нуждаются в предоставлении услуг в стационарной форме (преимущественно это люди с хроническими психическими заболеваниями). Данную потребность планируется реализовать за счет работы отделений сопровождаемого проживания, приемных семей для пожилых граждан.

Ежегодно в плановом режиме в учреждениях социального обслуживания населения, подведомственных министерству, проводятся ремонтные работы. Начиная с 2013 года удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий составляет 0%.

Для социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий создано ГАУСО НСО «Областной комплексный центр социальной адаптации граждан», включающее отделение ночного пребывания, отделение срочной помощи, где нуждающимся предоставляется возможность для временного пребывания. Число лиц без определенного места жительства и занятий, получивших услуги в этих учреждениях, увеличилась с 4,3 тыс. человек в 2014 году до 4,5 тыс. человек в 2016 году.

На начало 2013 года на учете на получение социальных услуг в учреждения психоневрологического профиля состояло 143 человека. В конце 2013 года очередность в стационарные учреждения психоневрологического профиля была ликвидирована.

В 2016 году начата работа по совершенствованию системы стационарного социального обслуживания. В Новосибирской области в 2016 году при проведении независимой оценки качества предоставления социальных услуг дополнительно проводилась оценка качества жизни граждан, проживающих в стационарных учреждениях. Учитывая результаты такой оценки производится перестройка предоставления социальных услуг клиентам с ориентацией на максимальную реализацию всех возможностей клиентов к самообслуживанию и самореализации. Планируется развивать систему сопровождаемого проживания инвалидов с психическими хроническими заболеваниями.

Действующие приоритеты реализации государственной семейной политики региона в настоящее время и в среднесрочной перспективе – это раннее выявление семей в социально опасном положении, профилактика социального сиротства и всех форм неблагополучия семьи и ребенка, развитие ресурсности и стабильности семьи, ее самодостаточности и самообеспеченности, приоритеты воспитания ребенка ненасильственными методами в комфортном семейном окружении. Все эти направления учтены в Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы и исполняются в рамках плана мероприятий по ее реализации на 2015-2017 годы.

В результате проводимой работы численность семей в социально опасном положении сократилось с 2226 семей до 1295 семей.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в Новосибирской области принят план мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей (приказ министерства социального развития Новосибирской области от 10.11.2014 № 1294 «Об утверждении плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

На территории Новосибирской области совместным приказом министерства социального развития Новосибирской области, министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 28.06.2016 № 463/1719/1699 «О создании экспертной группы» создана экспертная группа по оценке соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – экспертная группа). В состав экспертной группы вошли представители некоммерческих организаций, исполнительных органов власти Новосибирской области, Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области. Экспертной группой проведена оценка соответствия 18 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Новосибирской области (далее – организации  для детей-сирот), 5 из которых являются медицинскими организациями,

3 – образовательными организациями, 10 – организациями, оказывающими социальные услуги.

По результатам проведенной экспертной оценки организации для детей-сирот в Новосибирской области на 70% соответствуют установленным требованиям.

На 01.01.2017 в Новосибирской области осуществляют свою работу 10 организаций для детей-сирот, оказывающих социальное обслуживание, на 31.12.2016 в них находятся 518 детей (в том числе 229 детей с тяжелыми формами психоневрологического профиля):

МКУ Новосибирского района Новосибирской области «Барышевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»;

МКУ Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорогинский» Черепановского района НСО;

МКУ Тогучинского района «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

МКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Чистоозерного района Новосибирской области»;

МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Татарского района Новосибирской области»;

МКУ города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Жемчужина»;

МКУ города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Теплый дом»;

МКУ города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Созвездие»;

ГАСУСО НСО «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»;

ГБУ НСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Рассвет».

На каждого ребенка, оказавшегося в зоне риска социального сиротства, формируется индивидуальный план развития, который проходит рассмотрение экспертами. Приказом министерства социального развития Новосибирской области от 06.07.2016 № 484 «Об утверждении Порядка составления, пересмотра и хранения индивидуальных планов развития и жизнеустройства ребенка» утвержден Порядок составления, пересмотра и хранения индивидуальных планов  развития и жизнеустройства ребенка. Указанным порядком предусмотрены сроки составления, передачи для утверждения в орган опеки и попечительства, а также направления на согласование в министерство

индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка. На основании экспертной оценки разрабатывается индивидуальный маршрут ребенка.

Индивидуальный план (маршрут) определяет варианты устройства ребенка в семью, все виды реабилитационного взаимодействия с этим ребенком, его воспитание и образование. Индивидуальный план развития предполагает, что команда специалистов, работающая над реабилитацией ребенка (психолог, педиатр, дефектолог, социальный педагог, логопед и воспитатель), отражает в хронологическом порядке основные события в жизни ребенка, его личные качества, прошлый опыт, историю развития и какие методики до этого были применены. В зависимости от ресурсов ребенка, изменений в его жизнедеятельности план корректируется специалистами в режиме реального времени.

Такой подход помогает не только построить работу с ребенком, привлекая необходимых специалистов, но и определиться в дальнейшем с реальной возможностью семейного устройства для каждого конкретного ребенка, учитывая все его особенности. Таким образом, реализуется подход «семья для ребенка, а не ребенок для семьи».

Для всех детей, находящихся в таких организациях в Новосибирской области, организовано обучение в общеобразовательных организациях.

Проводится психолого-медико-педагогическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание психологической помощи.

Совместно с общественными организациями реализуются различные программы социализации (проект «Служба комплексного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», «Отдельная квартира», постинтернатное сопровождение в местах локального проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Данные службы созданы на базе большинства учреждений для детей-сирот.

Благотворительным фондом «Дети России – Будущее Мира» открыта социальная гостиница для временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья и ожидающих рождение ребенка.

Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с детским благотворительным фондом «Солнечный город» в 2017 году планируется запуск проекта «Пилотное внедрение программы социальной адаптации воспитанников детских домов «Полдень», состоящего из цикла интерактивных обучающих модулей, направленных на формирование у воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных навыков.

 

Таблица № 3

 

 

Сведения о выпускниках государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

за 2013-2018 годы


Информация по документу
Читайте также