Расширенный поиск

Решение Хурала представителей города Кызыла от 16.02.2017 № 311

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ТЫВА

ХУРАЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОРОДА КЫЗЫЛ

_______________________________________________________________

 

РЕШЕНИЕ

 

от 16 февраля 2017 года               г. Кызыла                                       № 311

 

 

О Стратегии социально-экономического

развития городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»

на период до 2025 года

 

         В соответствии с Федеральными законами от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», от 06.10.2003 г.  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Законом Республики Тыва от 11.04.2016 г. №160-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Тыва», руководствуясь Уставом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятым решением Хурала представителей города Кызыла от 5.05.2005 г. № 50, с учетом результатов публичных слушаний по проекту, проведенных 9 февраля в соответствии с постановлением Главы города - Председателя Хурала представителей города Кызыла от  18 января 2017 года № 3,

 

Хурал представителей города Кызыла РЕШИЛ:

 

1.                Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»  на период до 2025 года.

2.                Мэрии города Кызыла (Ховалыг) сформировать план мероприятий реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»  на период до 2025 года с учетом разработки необходимых муниципальных программ (подпрограмм) городского округа и иных программных и плановых документов.

3.                Опубликовать настоящее решение на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республика Тыва».

4.                Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Комитет по финансово-экономическим вопросам, развитию предпринимательства и инвестиционный политике Хурала представителей города Кызыла.

5.                Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

 

 

 

Глава города Кызыла                                                           Д. Оюн

 

 

 

Приложение

 к Решению Хурала

представителей города Кызыла

от 16.02.2017 г. №311

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

ДО 2025 ГОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кызыл

2017 г.


Оглавление

 

.. ВВЕДЕНИЕ.. 3

. РАЗДЕЛ 1. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 4

.. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА.. 4

. 1.1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 5

. 1.1.1. Структура экономики. 5

. 1.1.2. Промышленность. 8

. 1.1.3. Транспорт и связь. 12

. 1.1.4. Инвестиционная деятельность и строительство. 14

. 1.1.5. Потребительский рынок. 16

. 1.1.6. Малый и средний бизнес. 20

. 1.1.7. Бюджет города Кызыла. 21

. 1.1.8. Муниципальное имущество. 24

. 1.2.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 28

. 1.2.1. Население, демографическая ситуация. 28

. 1.2.2. Уровень жизни и рынок труда. 30

. 1.2.3. Социальная защита населения. 33

. 1.2.4. Образование. 36

. 1.2.5. Молодежная политика и спорт. 41

. 1.2.6. Культура. 43

. 1.2.7. Туризм.. 44

. 1.3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФАСТРУКТУРЫ    45

. 1.3.1. Жилищно-коммунальное хозяйство. 45

. 1.3.2. Улично-дорожная сеть. 50

. 1.3.3. Благоустройство территории города и окружающая среда. 52

. 1.4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 54

. 1.5. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 59

. РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 66

. 2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА ДО 2025 ГОДА.. 66

. 2.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 69

. 2.2.1. Направление 1. Развитие производственно - экономического и инвестиционного потенциала. 69

. 2.2.2. Направление 2. Модернизация городской среды и инфраструктурное развитие. 72

. 2.2.3. Направление 3. Развитие социальной сферы и создание условий для улучшения качества жизни. 86

. 2.2.4. Направление 4. Совершенствование муниципального управления. 93

. РАЗДЕЛ 3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ, ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 94

. 3.1. Сроки и этапы реализации Стратегии развития города Кызыла. 94

. 3.2. Индикаторы (целевые показатели) решения задач и достижения цели Стратегии по направлениям.. 95

. РАЗДЕЛ 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 100

. РАЗДЕЛ 5. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 108

. РАЗДЕЛ 6. ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ  ГОРОДА КЫЗЫЛА.. 108

. РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 109

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» до 2025 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» « на долгосрочный период.

Стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы города более эффективным образом и имеет большое значение:

-                   - для органов местного самоуправления – формулирует понятные, четкие, разделяемые горожанами ориентиры их деятельности;

-                   - для горожан – дает возможность сообщить о своем видении перспектив развития города, принять участие в работе над их реализацией;

-                   - для бизнеса служит ориентиром для развития бизнес-идей;

-                   - для более высоких уровней власти является инструментом при принятии соответствующих решений в развитии региона.

Важна она и для нашего внешнего окружения: потенциальных инвесторов, получающих уверенность в сохранении намеченного курса развития экономики города, для людей, желающих связать свою жизнь с городом Кызылом.

Принадлежность муниципальных образований к единому экономическому, политическому, правовому пространству страны, подчинение общефедеральной социально-экономической стратегии развития предполагают диалог муниципального образования с Правительством Республики Тыва, необходимость представлять и защищать экономические интересы города, а также конкуренцию между городами за привлечение инвестиций и налогоплательщиков на свою территорию.

Стратегия социально-экономического развития города Кызыла до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Порядком разработки, корректировки, мониторинга и контроля за реализацией разработки стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденным постановлением мэрии г. Кызыла от 15.10.2015 г. №1096 и основывается на положениях ключевых стратегических документов Российской Федерации и Республики Тыва:

1. Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

2. Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

3. Бюджетного кодекса РФ;

4. Федерального Закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»;

5. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.08 № 1662-р;

7. Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года;

8. Устава города Кызыла.

Цель разработки Стратегии – повышение уровня и улучшение качества жизни горожан – путем определения перспектив развития, повышения устойчивости экономической базы и эффективного решения проблем местного значения и позволяющий минимизировать и/или устранить проблемы, препятствующие развитию и реализовать потенциальные возможности города.

Для достижения этой цели в Стратегии развития города Кызыла:

- поставлена главная цель, определены задачи, основные направления и показатели их достижения;

- проведен анализ экономического и инвестиционного потенциала г. Кызыл;

- сформирован перечень мероприятий и механизмов реализации Стратегии развития г. Кызыла.

 

РАЗДЕЛ 1. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА

 

 ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА

 

Город Кызыл был основан в 1914 году сразу после вхождения края Урянхай под протекторат России под названием Белоцарск; в 1918 году в связи с революцией и антимонархическим движением был переименован в Хем-Бельдир, а в 1926 году — в Кызыл.

С 1921 года город являлся столицей Тувинской Народной Республики, затем с 1944 года — Тувинской автономной области РСФСР, c 1961 года — Тувинской АССР и с 1991 года — Республики Тыва.

Географическое положение: Город Кызыл – столица Республики Тыва расположен в Тувинской котловине, у слияния двух рек — Большого Енисея и Малого Енисея, образующих в результате р. Енисей, в 390 км от железнодорожной станции Минусинск. Город располагается в точке географического центра Азии.

Геоэкономическое положение: Специфика Республики Тыва и ее столицы в том, что территория вытянута на юге Сибири по границе с Монголией, и при этом она отделена с запада, севера и востока от остальных регионов Сибири горными хребтами, что затрудняет развитие транспортных коммуникаций и экономическую интеграцию хозяйства в экономику Сибири и страны.

Климатические условия: Город Кызыл приравнен к районам Крайнего Севера. Климат Кызыла сухой резко континентальный. Существенное влияние на климат оказывает нахождение в котловине. Зима (ноябрь-март) суровая, малоснежная (10—20 см), безветренная. Оттепели исключены. Средняя температура января 28,6°C (морозы до 54 °C). Весна короткая. Начинающиеся во второй половине марта дневные оттепели приводят к быстрому сходу снежного покрова к концу месяца. Однако даже в апреле при отсутствии снега температура опускается по ночам до 20°C. В мае быстро устанавливается жаркая погода. Лето жаркое, иногда наблюдаются длительные засухи. Основная масса осадков приходятся на летний период. В мае-июле возможны пыльные бури и ураганы. В августе нередки обильные ливневые осадки, обусловленные Тихоокеанскими циклонами, проникающими сюда со стороны Монголии. В первых числах сентября наблюдаются первые заморозки, хотя днём погода ещё довольно тёплая. До конца сентября наблюдается листопад. В октябре-ноябре до установления снежного покрова суточная температура опускается ниже 0°C (до 20 C), что делает невозможным выращивание озимых и многих плодово-ягодных сельскохозяйственных культур. Снежный покров устанавливается в первой декаде ноября, за чем следует резкое снижение температур до 20 C и ниже.

Территория: Кызыл вместе с пригородами занимает площадь 200,4 кв. км.

Административно - территориальное деление: Город состоит из нескольких микрорайонов: Центральный, Горный, Южный (Горный и Южный — самые молодые микрорайоны города), Восточный и Правобережный; кроме того, к городу относится 3 удалённые части: Строитель — находится в промышленном западном районе города, Спутник — самый южный район города и Кызыл — самый восточный район города (другое название — Ближний Каа-Хем), граничащий с Каа-Хемом, или, как его называют, Дальним Каа-Хемом. На границе расположено самое большое предприятие республики и ТЭК — Кызыльская ТЭЦ.

Население: на 01.01.2016 г. – 115 871 человек (36,4 % от численности населения Республики Тыва). На 1 января 2016 года по численности населения город находился на 144 месте из 1112 городов Российской Федерации. Город Кызыл  имеет относительно высокую плотность заселения – 568,8 чел. на 1 кв. км.

Город в радиусе 150 км окружен солеными и грязевыми озерами, минеральными и радоновыми источниками, археологическими памятниками, на­считывающими более 2,5 тыс. лет. В непосредственной близости находится горный спуск, удобный для дельтапланеризма, развития слалома, что в ком­плексе с бальнеологическими факторами обеспечивает условия для органи­зации современного лечебно-спортивного крупного комплекса. Охота, горно-лыжный спорт, подледная рыбалка, грязе- и радоно- лечебницы должны стать базой для привлечения в республику российских и иностранных туристов и бизнесменов в зимний период. Также Кызыл имеет потенциал развития речного туризма в связи с расположением его на берегу самой многоводной реки Сибири – Енисея.

На территории имеются запасы каменного угля Улуг-Хемского угольного бассейна, крупные запасы глин, песков, песчано-гравийного материала.

Через город проходит федеральная трасса М-54 и автомобильное шоссе, выходящее на г. Абаза и далее на Абакан А-161, есть аэропорт и пристань.

На развитие города двойственное влияние оказало строительство Саяно-Шушенской ГЭС. С одной стороны, в республику и город поступает по 2-м линиям электроэнергия, что позволило в свое время развить промышленные производства и обеспечить потребности населения. С другой стороны, плотина перерезала дешевую транспортную артерию между республикой и остальной территорией Сибири. Речные грузоперевозки, как известно, имеют самые низкие тарифы. Потеряна возможность поставлять на рынок свой лес, дешево завозить комплектующие, горюче-смазочные материалы. В советское время ди­рективная экономика позволяла осуществлять развитие территории при наличии только автомобильного сообщения для грузоперевозок. В рыночном механизме для экономики республики и города дестабилизирующими стали монопольно высокие цены на грузоперевозки, электроэнергию и тепло.

Отсутствие доступной по цене транспортной связи негативно сказалось и продолжает сказываться на жизни горожан. В каждом товаре как произве­денном на месте, так и ввезенном в город определяющую долю в затратах со­ставляет транспортная нагрузка, постоянно возрастающая вместе с ростом цен на горюче-смазочные материалы.

В городе остались предприятия жизненно-необходимых отраслей промышленности: электро- и теплоэнергетики, деревообрабатывающей, легкой, пищевой, полиграфической. Условия для бизнеса из-за изолированности, высокого уровня затрат и низкой инвестиционной привлекательности значительно уступают соседним регионам.

 

1.1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА КЫЗЫЛА

 

1.1.1. Структура экономики

 

Город выполняет важную роль в социально-экономическом развитии республики, на него приходится более половины производства промышленной продукции и более 70% товарооборота республики. В Кызыле сосредоточены 97% оптовой и 73,3% розничной торговли, практически все автотранспортное хозяйство, 99% грузовых и свыше 92% пассажирских перевозок (таблица 1). Номинальная заработная плата по городу в 2015 г превышала средне республиканскую на 27%. Город строится более интенсивно, на него в 2015 году приходилось 45% вводимого в республике жилого фонда. Таким образом, город Кызыл сохраняет экономический приоритет относительно остальных районов проживания республики. Также город создает наибольшее количество «точек роста» экономики по сравнению с другими муниципальными образованиями республики.

Таблица 1

Сравнительные показатели социально-экономического развития г. Кызыла и его место в экономике Республики Тыва

 

 

 

За период с 2010 г. по 2015 г. в целом рост экономики характеризовался положительной динамикой изменения валового выпуска товаров и услуг. Валовой выпуск товаров и услуг увеличился на 76,4% и достиг к 2015 году 37,5 млрд. руб.

 

 

 

Рисунок 1. Динамика показателей валового выпуска товаров и услуг

за 2010-2015 годы (млрд. руб.)

 

 

 

Рисунок 2. Структура валового выпуска товаров и услуг в 2010 и 2015 г. (%).

 

Из рисунка 2 видно, что статус столичного города вывел торговлю на лидирующие позиции в отраслевой структуре экономики города Кызыла (42%). Но, тем не менее, промышленное производство (26%) является одной из самых значимых отраслей как в экономике любого города, так и в экономике региона и страны в целом.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва на 01.01.2016 по республике Тыва числится 3692 объектов, в том числе по городу Кызылу: 1927 организация, из них 1842 – являются юридическими лицами, 85 – филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц.

Распределение субъектов хозяйственной деятельности по формам собственности представлено на рисунке 3.

 

 

 

Рисунок 3. Распределение субъектов хозяйственной деятельности, учтенных в статистическом регистре хозяйствующих субъектов города Кызыла, по формам собственности на 01.01.2016 г.(%.).

 

В целом по городу преобладают организации частной формы собственности – 82% от общего числа организаций.

 

 

 

Рисунок 4.Распределение организаций по видам экономической деятельности

на 01.01.2016 г. (%)

 

Наибольшее число субъектов хозяйственной деятельности в городе относится к следующим видам деятельности: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг в данной области –18,7%, оптовая и розничная торговля – 18,5%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг- 16,6%, строительство – 11,0%.

 

1.1.2. Промышленность

 

Промышленное производство муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» представлено предприятиями энергетического комплекса, предприятиями перерабатывающей промышленности и предприятиями по добыче полезных ископаемых.

 

 

 

Рисунок 5. Структура промышленного производства города Кызыла в 2010 и в 2015 г.

 

Доля добывающих отраслей (в основном добыча каменного угля и металлических руд) в общем объеме промышленного производства составила 62% и увеличилась за 5 лет на 23%. Доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства составила 3% и уменьшилась за 5 лет на 12%. Уменьшение обрабатывающего производства связано с уменьшением производства пищевых продуктов, обработки древесины и производства изделий из дерева, а также уменьшением покупательского спроса населения на данные виды продукции, выпускаемой в городе.

Основные показатели, характеризующие промышленность города Кызыла, приведены в таблице 2.

Таблица 2

 

Показатели промышленного производства города Кызыла

(по крупным и средним организациям)

 

 

 

В 2015 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних промышленных предприятий увеличился на 78,3% по сравнению с 2010 г. и составил 9969,8 млн. руб.

Среднемесячная заработная (номинальная) плата работников крупных и средних организаций в 2015 г. составила 36986,3 руб. и по сравнению с 2010 г. увеличилась на 54,5%.

Темпы роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по городу Кызылу за анализируемый период составили 178,3%.

Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем секторам промышленного производства в городе Кызыле в сравнении с аналогичными показателями по Республике Тыва в целом представлена в таблице 3.


Таблица 3

Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства,

выполненных работ и услуг собственными силами в Республике Тыва и городе Кызыле

 

 

 

К 2015 году увеличился объем добычи полезных ископаемых предприятиями, зарегистрированными на территории города в 2 раза. Доля объёма отгруженных товаров собственного производства города Кызыла по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» в общем объеме отгруженных товаров собственного производства Республики Тыва по данному виду экономической деятельности составила 80,3% (на 11,9% больше чем за 2010 г.). Увеличение связано с запуском ООО «Тардан-Голд»   золотоизвлекательной фабрики по применению высокопроизводительной технологии кучного выщелачивания, а также обновлением производственного оборудования и техники артели старателей «Тыва».

В 2015 году ООО «Лунсин» запустил на Кызыл-Таштыгском месторождении горно-обогатительный комбинат по производству полиметаллических руд годовой мощностью в 1 млн.тонн руды. В 2015 году организацией добыто 614 тыс.тонн руды, в 2016 году планируется увеличить объем производства до 0,8-1,0 млн.тонн.

Объем добычи угля за 2010-2015 годы увеличился на 23,6 % с 826 до 1021 тыс.тонн. Основная доля добытого угля приходится на ООО «Тувинская горнорудная компания», которое осуществляет добычу угля открытым способом (2015 г – 683 тыс.тонн). ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» на Элегестском месторождении осуществляет добычу угля открытым способом (2015 г – 115,4 тыс.тонн), ведет проектные и инженерно-технические работы для строительства горно-обогатительного комбината. ООО «Угольная компания «Межегейуголь» в 2016 году планирует завершить строительство угольной шахты на Межегейском месторождении с ежегодным объемом добычи в 2 млн. тонн. В ходе строительства шахты попутно добыто 222,6 тыс.тонн угля.

В соответствии с долгосрочной программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года Республика Тыва должна стать одним из центров угледобычи России. На месторождениях Улуг-Хемского угольного бассейна намечено создание высокоэффективных производств. Максимальное использование потенциала производственных мощностей по добыче углей на Элегестском, Межегейском месторождениях будет обеспечиваться за счет наращивания экспорта коксующегося угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

По виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» объём отгруженных товаров собственного производства по г. Кызылу уменьшился с 2010 года на 510,9 млн. руб. и составил в 2015 г 301,9 млн. руб. (на 63,3% меньше чем в 2010 г.). Основные обрабатывающие предприятия на территории города: ООО «Кызылское УПП ВОС», ОАО «Тывамолоко», МУП ОП «Школьник», ОАО «Кызылский хлебокомбинат», ООО «Кондитерская Эдем», ООО «Восток», ООО «Жилье», ООО «Адарон», ООО «Бенконс», ООО «Тувапечать», ИП Нанеташвили Я.А. и другие.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды является самым стабильным из всех видов деятельности на протяжении анализируемого периода. По виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» объём отгруженных товаров собственного производства в 2015 г. составила 3468,3 млн. рублей что на 133,8% больше чем в 2010 г.

Основными предприятиями отрасли являются АО «Тываэнерго», ОАО «Кызылская ТЭЦ», ООО «Водоканал», ОАО «Тувгаз».

На промышленных предприятиях города сохраняются невысокие темпы обновления основных фондов. Степень износа основных фондов по промышленности превышает степень износа основных фондов по экономике в целом (43,5%).

Укрепление позиций города Кызыла с точки зрения развития промышленности посредством производства конкурентоспособных товаров и услуг может быть обеспечено на современном этапе путем внедрения инновационных технологий, что требует притока инвестиций.

Из приведенного выше анализа следует, что промышленность, являясь основой экономического и финансового потенциала города Кызыла, в целом остается проблемной отраслью экономики Кызыла, в то же время имеются точки роста.

В целом промышленность города сталкивается с такими проблемами, как:

-                   отсутствие у большинства предприятий инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение;

-                   дефицит рабочих и квалифицированных кадров нужных специальностей;

-                   низкая конкурентная позиция города среди городов СФО в привлечении квалифицированной рабочей силы.


 

1.1.3. Транспорт и связь

 

Транспортным обслуживанием населения города занимаются МУП «Кызылгортранс» и частные перевозчики. Доля частных предпринимателей в общем объеме городских и междугородних перевозок достигает 90%, муниципальный транспорт из-за высокой степени износа автопарка и недостаточного количества подвижного состава не имеет возможности улучшить свои позиции.

Динамика объемов работ крупных и средних предприятий, занимающихся автомобильными грузовыми перевозками и пассажирскими перевозками предприятиями автомобильного транспорта общего пользования, с учетом предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров в целом представлена в таблице 4.

Таблица 4

 

Показатели работы предприятий транспорта и пассажирские перевозки г.Кызыла

 

 

 

Работы и услуги по организации перевозок грузов выполняют транспортные организации: ГУП РТ  «Грузовые перевозки», обособленное подразделение ООО «РТК Меркурий», ОП «ООО «ТК Империя», обособленное подразделение ООО «РАТЭК», ООО «РОС АВТО ТРАНС» и предприниматели.

Пассажирские перевозки осуществляют МУП «Кызылгортранс», индивидуальные предприниматели, также действуют маршрутные службы такси. По обслуживаемым маршрутам доля, приходящаяся на муниципальное предприятие, составляет 20%, а частных перевозчиков - 80%.

Объем грузовых перевозок автомобильным транспортом по всем отраслям экономики в 2015 г. достиг 6379,5 тыс. тонн и по сравнению с 2010 годом объем увеличился в 3,5 раза. Доля грузоперевозок города Кызыла за 2015 г. составила 99,1% от объема перевозок республики. Грузооборот автомобильным транспортом выполнен в объёме 213,3 млн. тонн/км, и по сравнению с 2010 г. увеличился в 4,2 раза.

Более 99 процентов пассажирских перевозок в республике осуществляется транспортом города Кызыла. Пассажирооборот автомобильного транспорта в 2015 г. составил 582,2 млн. пасс/км, со снижением к уровню 2010 г. на 4 %. За 2015 года перевезено 25,8 млн. чел. По данным Тывастат объем перевозок пассажирским автомобильным транспортом снизился на 6,4% по сравнению с 2010 г., фактически показатель перевезённых пассажиров пассажирским автомобильным транспортом выше, так как частные перевозчики не отчитываются перед статистическим органом.

В целях реализации положений Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ департаментом городского хозяйства мэрии города Кызыла сформирован новый реестр муниципальных маршрутов, который утвержден постановлением мэрии от 30.12.2015 г. № 1436 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в г. Кызыле», также ведется работа по обязательному оснащению транспорта спутниковой навигационной аппаратурой.

В организациях и предприятиях автомобильный парк малочисленный и с большим сроком амортизации. По данным Тывастат всего на 1 января 2016 г. в городе работало 2685 технически исправных автомобиля, в том числе 875 грузовых (82,2% действующего грузового парка республики), автобусов 299 (соответственно 64,5%), специальные 223 (77,7%), пикапов и легковых фургонов 90 (95,7%) и легковых машин 1421 (92,9%)

Среди грузовых машин всего 19,2% (184 автомобиль) имеет срок службы 10 лет и менее, среди автобусов и маршрутных таксомоторов таких всего 30%.

Для пассажирского автотранспорта характерно: снижение доли муниципального автобусного парка, рост частного; значительный физический износ муниципальных автобусов; высокая дорожно-аварийная опасность коммерческих пассажирских перевозок.

Техническое состояние и параметры взлетно-посадочной полосы аэропорта «Кызыл» не отвечают нормативам, необходимым для приема современных воздушных судов. С 2016 года начались работы по комплексной модернизации аэропорта, в результате которого он может получить статус международного.

Вывод: отрасль демонополизирована, частный транспорт возрастает и развивается, требует государственных инвестиций на перевооружение. В целом автомобильный парк не рассчитан на экономический подъем в городе и имеет объективные ограничения в виде пропускной способности федеральной и республиканских дорог. Их состояние и параметры не рассчитаны на обслуживание перевозки промышленных грузов в крупных масштабах (обслуживание Элегестинского угольного бассейна).

Ключевым фактором решения транспортной доступности города в ближайшей перспективе является развитие аэропорта. Аэропорт Кызыл находится на расстоянии 317 км от государственной границы РФ, является элементом международных транспортных коридоров, и запасным аэродромом для Абакана и Красноярска. Через Кызыл проходит 6 воздушных трасс, 2 международных и 2 кроссполярные трассы. Интенсивность движения над Кызылом только по международным трассам составляет 31 тысячу полетов в год.

Прорывным проектом для города является строительство железной дороги Кызыл-Курагино, который решает базовую проблему – разрушает изоляцию республики и Кызыла от социальной и хозяйственной жизни страны, повышает открытость города для расширения экономических, культурных, спортивных, туристических, религиозных контактов, создает условия для возвращения этнических тувинцев из других регионов Сибири.

 

Связь является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Развитие связи является важным фактором и, одновременно, результатом развития экономики города, роста деловой активности, расширения потребительского рынка. Связь занимает третье место среди отраслей экономики по показателям «прибыль рентабельных организаций» и «объем отгруженных товаров собственного производства». В структуре платных услуг населению услуги связи занимают первое место, на их долю приходится 35,6%.

В 2015 г. объем предоставленных услуг связи населению по отношению к 2010 г. увеличился на 64,8% и составил 1083,5 млн. руб.

В настоящее время услуги связи на территории города Кызыла предоставляют такие предприятия и учреждения как: ПАО «Ростелеком», ПАО «Тывасвязьинформ», Управление Федеральной почтовой связи Республики Тыва – федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», ПАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон Ритейл», ООО «ИТ СИСТЕМЫ», радиотелевизионный передающий центр - филиал федерального государственного унитарного предприятия «РТРС» Республики Тыва, Группа радиоконтроля в г. Кызыл в и другие. Они оказывают услуги предоставления каналов связи в аренду, услуги телефонной, радиотелефонной, почтовой связи, услуги по трансляции телевизионных программ по сети кабельного телевидения, эфирной трансляции звуковых программ, телематических служб и передачи данных.

Основным оператором, предоставляющим услуги стационарной телефонной связи, является ПАО «Тывасвязьинформ», за ним - ПАО «Ростелеком».

Наибольший удельный вес в объеме услуг связи сохраняют услуги мобильной связи, их доля составляет более 40 процентов. Услуги сотовой связи предоставляют компании ПАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон Ритейл», ЗАО «Енисейтелеком», Tele 2, Yota.Сотовые компании постоянно расширяют спектр предоставляемых услуг на основе технологий передачи данных в мобильных и фиксированных сетях, цифрового ТВ-вещания, геопозиционирования. Укрепляют собственную сетевую инфраструктуру, развивают сети 4G.

Все более широко используется сеть Интернет, что обусловлено развитием высокоскоростного (широкополосного доступа) к нему. Расширяется спектр услуг цифровых сетей с интеграцией служб (ISDN), которые можно использовать для решения широкого круга задач по передаче информации в различных областях, включая передачу речи высокого качества, быструю передачу данных больших объемов, проведение видеоконференций, доступ к глобальным компьютерным сетям. Активно внедряется IP-телефония (не только в фиксированных, но и мобильных сетях), что создает мощную альтернативу традиционной телефонии. Предлагаются комплексные решения на стыке банковской и телекоммуникационных сфер (развиваются сервисы мобильной коммерции и бесконтактных платежей на основе технологий NFC). Внедряются новые продукты и услуги на базе облачных технологий.

В городе Кызыле расширяется цифровое телерадиовещание. Развивается спутниковое телевидение. Основным оператором эфирного распространения телевизионного сигнала на территории города является ГТРК «Тыва».

Для передачи больших объемов информации на большой скорости в качестве транспортных сетей связи компании связи все больше используются волоконно-оптические линии связи.

 

1.1.4. Инвестиционная деятельность и строительство

 

Инвестиции в основной капитал призваны способствовать приращению экономического потенциала, развитию и модернизации инженерной и социальной инфраструктуры города. Одним из основных факторов инвестиционной привлекательности, потенциал использования которого раскрыт не в полной мере, является географическое положение Республики Тыва. Город является столицей республики, которая расположена в центре Азии, на юге Восточной Сибири, в верховьях Енисея. Граничит на юге с Монголией, на западе – с республикой Алтай, на севере с Республикой Хакасия, Красноярским краем, на северо-востоке – с Иркутской областью, на востоке – с Бурятией.

Состояние инвестиционного климата в городе Кызыле характеризует динамика основных показателей инвестиционной деятельности за 2010-2015 годы (см. Рис. 6).

 

 

 

Рисунок 6. Динамика инвестиций (по крупным и средним организациям), млн. руб.

 

С 2010 г. по 2014 г. в Кызыле наблюдалась положительная динамика объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, что позволяет говорить о формировании привлекательного инвестиционного имиджа города. За период 2010 - 2015 гг. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил по городу Кызылу 57,6 млрд. руб., особенно высокие показатели наблюдались в последние 2013-2014 годы. Такое увеличение инвестиций в эти годы было связано с юбилейной датой «100-летием города Кызыла». Однако в 2015 г. объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям уменьшился по сравнению с 2014 г. на -2 289,4 млн. руб. или на 15,2%.

Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям, предоставившим данные об освоенных инвестициях на бланках форм федерального статистического наблюдения, за счет всех источников финансирования в 2015 году составил 12 млрд. 821,8 тыс. рублей, в текущих ценах вырос в 3,1 раза по отношению к 2010 году

Основными направлениями инвестиционной политики города являются развитие инженерной инфраструктуры, наращивание темпов строительства жилья, строительство объектов социальной сферы.

В 2015 году в Кызыле было зарегистрировано более 200 строительных организаций. Наиболее крупные строительные организации города Кызыла: ООО «Дорстройпроект», ООО «Суугу», ООО «СУ-48», ООО, «Элитстрой», ООО «СибИнвестСтрой», ООО «Кызылстрой», ООО «Сельстрой», ОАО «Тувастрой» и другие. На их долю приходится более 50% жилищного строительства в городе Кызыле.

В 2010-2015 годах объем работ, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Строительство», составил более 16,9 млрд. руб. На протяжении 2010-2015 гг. в Кызыле активно осуществлялось жилищное строительство. За этот период введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 180,1 тыс. кв. м жилья, в том числе индивидуальными застройщиками –148,8 тыс. кв. м.

Таблица 5

Основные показатели строительства г. Кызыла

 

 

За этот период введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома: 48-квартирный жилой дом по ул. Индустриальная, 4; 14-квартирный дом по ул. 60 Богатырей; 30 и 24-х квартирные жилые дома в микрорайоне «Энергетиков»; 24-квартирный жилой дом по ул. Буренская; два дома по ул. Дружба, д. 3/2 и Дружба, д. 3/1; 139-квартирный дом по улице Дружба, д. 1/2; 55-квартирный жилой дом в восточной части г. Кызыла, 30-квартирные жилые дома по ул. Московская, д.111, д.112, 19 жилых домов по ул.Лазурная, ул.Детства, ул.Свободная, 42-квартирны жилой дом по ул.Суворова 62/2 и др.

В соответствии с федеральным законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» защищены средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в объеме 66,46 млн. рублей, в том числе средства федерального фонда – 48,06 млн. рублей, из республиканского фонда софинансирования – 18,4 млн. рублей и эти средства направлены на строительство двух многоквартирных жилых домов: 24-квартирного и 55-квартирного в восточной части города Кызыла, куда в 2009 году после их ввода в эксплуатацию переселены граждане из аварийного жилищного фонда города Кызыла.

Также высокими темпами в последние годы осуществлялось строительство и реконструкция крупных объектов за счет средств частных инвесторов. Построены и функционируют торговые объекты: ТД «ЦУМ», ТД «Гермес», ТД «Столица», ТД «Континент», ТД «Алексеевский», ТД «Арбын», торговый центр на Магистральной «Азия», сельскохозяйственный рынок «Сайзырал».

В последние годы существенно возросла доля инвестиций в развитие социальной сферы, в частности, в объекты здравоохранения и образования: 3 детских сада на 280 мест, пристройка на 325 мест к МОУ СОШ № 8 (начальная), МКУ «Центр», помещение под многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг по ул. Кечил-оола, 7б, стадион им. 5-летия Советской Тувы, спортзал школы №12, спорткомплекс им. И. Ярыгина, здание Перинатального центра РТ, здание МЧС РТ. Произведен капитальный ремонт роддома №1, помещений для размещения детского стоматологического отделения и женской консультации.

В течение 2012 года проводились аварийно-восстановительные работы по устранению последствий землетрясений 25.12.2011 г., 26.02.2012 г., в том числе работы по устранению аварийной ситуации здания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14», устранение аварийной ситуации подводной части фундаментов опор муниципального моста через р. Енисей, в том числе аварийно-восстановительные работы в 70 многоквартирных жилых домах.

Существенным препятствием развития строительства города продолжают оставаться:

-                  дефицит свободных территорий под жилищное строительство в освоенной левобережной части города;

-                   недостаточный объём реставрационных и реконструктивных мероприятий проводимых в центральной части города;

-                   отсутствие стратегии развития производственных территорий, занимающих значительные площади, в том числе весьма ценные участки вблизи жилых многоэтажных районов города;

-                   наличие большого объёма малоценного жилищного фонда, требующего ремонта, реконструкции или сноса.

 

1.1.5. Потребительский рынок

 

Отличительной чертой потребительского рынка города является стабильный рост и высокая степень товарного насыщения.

 

Торговля

В столице во всех каналах реализации общий объем оборота розничной торговли 2015 год составил 15786,3 млн.рублей, что на 87,4% больше показателя 2010 года. Розничный товарооборот за 2015 год сформирован на 59,5 % индивидуальными предпринимателями, на 16,2 % малыми предприятиями, 5,8 % крупными и средними предприятиями и организациями. Общий объем оптового товарооборота за 2015 г. составил 5090,3 млн. рублей, что на 82,1% больше уровня 2010 года

На потребительском рынке товаров и услуг более 73 % оборота розничной торговли Республики Тыва осуществляется в городе Кызыле.

 

Таблица 6

Показатели объема торговли в г. Кызыле

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Структура оборота розничной торговли в разрезе каналов реализации за 2015 г

 

Доля продовольственных товаров за 2015 год составила 17,8%, непродовольственных 82,2%. За 2015 г цены на продовольственные товары выросли в среднем на 10,6% . Особенно высокий рост цен наблюдался на рыбу и морепродукты, кондитерские изделия, масло сливочное. Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2015 года составила 12293,3 руб. в расчете на одного человека в месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость выросла на 0,4% (с начала года на 9,3 %).

Потребительский рынок развивается в современных рыночных условиях за счет вложения частных инвестиций и использования кредитных средств коммерческих банков. Наблюдается тенденция к значительному увеличению количества объектов торговли, большинство которых открываются на первых этажах жилых зданий, улучшился внешний вид фасадов, оформление торговых залов. Рост потребительского рынка в периферийных районах города обеспе­чивается вводом новых торговых комплексов, образованием новых город­ских продуктовых, вещевых и смешанных торговых площадей закрытого типа. Следует ожидать по мере формирования потребительского спроса населения конкуренции со стороны крупных внешних торговых компаний.

Положительно повлиял на развитие розничной торговли открытие на местном потребительском рынке таких крупных торговых сетей, как магазины ИП Доржу Р.Д., ИП Ынаалай Р.Б., ИП Тунев В.Н. и других: ускорился процесс внедрения самообслуживания, оптимизации оптового звена и системы учета движения товаров.

Также продолжается обустройство торговых мест для торговли продукцией, выращенной на собственном участке. В целях поддержки сельских товаропроизводителей организуются ярмарки выходного дня, сельскохозяйственные ярмарки.

В последнее время вопросу возрождения оптовой торговли уделяется особое внимание со стороны федеральных и государственных структур, так как роль оптового звена в организации товароснабжения розничной торговли недостаточна. Бывшие оптовые базы трансформировались в оптовые рынки, которые сдают в аренду площади оптовым и розничным торгующим организациям и предприятиям. Образовалась сеть оптовых рынков по мелкооптовой продаже товаров. Развитие оптового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Главным приоритетом оптовых предприятий города должно стать обеспечение товарами городских рынков и магазинов. Разработка концепции розничной и оптовой торговли на основе менеджмента и современных маркетинговых технологий будет производиться во взаимодействии с отраслевыми министерствами и ведомствами, с учетом стратегий и планов развития Республики Тыва и города Кызыла.

 

Общественное питание

Оборот общественного питания столицы занимает 66,7% в общем объеме республики. Предприятиями общественного питания за 2015 год реализовано продукции на 468,3 млн. руб., что в ценах соответствующих лет в 2 раза больше, чем за 2010 год.

 

 

Рисунок 8.Динамика объема оборота предприятиями общественного питания, млн. руб.

 

Система общественного питания расширяется медленно, хотя следует отметить принципиальные положительные изменения в этой сфере. Уже открыты новые, оснащенные на современном уровне кафе и рестораны, обеспечивающие высокое качество и культуру обслуживания, повысилось качество пищи и культура обслуживания в общественном питании в целом.

При этом в городе недостаточно представлена национальная кухня, национальные кухни народов мира. Развитие сферы общественного питания следует ожидать в направлении роста численности небольших объектов, и будет связано не только с потребностями молодежи, сколько с развитием туризма, деловых визитов, расширением связей с Монголией, Китаем, странами Средней Азии.


Сфера услуг

Сфера услуг в настоящее время является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся. Ее активный рост обусловлен рядом факторов, прежде всего потребностями экономики и ростом уровня жизни населения.

В современных условиях сфера услуг значительно расширилась. Появились услуги, присущие рыночной экономике: аудиторские, рекламные, консалтинговые, лизинговые, информационно-компьютерные и другие, потребителями которых выступают, главным образом, предпринимательские структуры. Рынок услуг для населения дополнился риэлтерскими и оценочными услугами.

Предпринимателями внедряются такие виды услуг, как обслуживание и прокат компьютерной техники, прокат свадебных, вечерних платьев и аксессуаров, установка пластиковых окон, труб, дверей, жалюзи, дизайнерские и клиринговые услуги.

Все большее распространение получает комплексное предоставление услуг как салоны красоты  и частные медицинские кабинеты.

Данный сектор экономики направлен на повышение степени комфортности проживания населения, создание возможности для организации досуга, гармоничного развития личности.

В структуре объема платных услуг населению в 2015 году преобладали услуги связи (35,6%), коммунальные услуги (35,4%) и образовательные услуги (11,8%).

Наиболее быстро развивался рынок услуг связи, физической культуры и спорта, медицинских и услуги салонов красоты.

 

 

 

Рисунок 9. Динамика объема реализации платных услуг, млн. руб.

 

За 2015 год объем платных услуг населению города Кызыла составил 56% от общего объема платных услуг республики. По городу Кызылу данный показатель сложился в сумме 3042,1 млн. рублей, что в ценах соответствующих лет больше на 47,9% уровня 2010 года

 

Проблемы:

-                    высокий уровень и нестабильность цен на целый ряд социально значимых товаров и услуг;

-                    недостаточный уровень развития системы товародвижения и материально-технической базы оптовой торговли;

-                    недостаток современных торговых сетей, объектов общественного питания  с высоким уровнем обслуживания;

-                    слабый контроль за качеством и происхождением реализуемых товаров;

-                    высокие транспортные затраты.

1.1.6. Малый и средний бизнес

 

Значительная роль в экономике города принадлежит малому и среднему бизнесу, который не только обеспечивает потребности населения в товарах и услугах, но и создает дополнительные рабочие места, вносит существенный вклад в доходную часть бюджета города Кызыла.

Таблица 7

 

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010-2015 годы

 

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2015 к 2010

индивидуальные предприниматели

4998

4885

5063

4693

4578

4283

85,7

средние предприятия

25

17

22

23

16

17

68,0

малые предприятия

91

87

94

95

87

91

100,0

микропредприятия

842

918

784

909

958

779

92,5

всего

5956

5907

5963

5720

5639

5170

86,8


Информация по документу
Читайте также