Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Ивановской области от 26.04.2007 № 174 ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 26.04.2007 № 174 г. Иваново Об утверждении отчета о работе контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2006 году Рассмотрев отчет о работе контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2006 году, представленный в соответствии с решением коллегии контрольно-счетной палаты от 28.02.2007 № 7/6, учитывая решение комитета Ивановской областной Думы по бюджету, финансовой и налоговой политике от 18.04.2007 № 7-6, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 № 184-ФЗ (в действующей редакции), "Уставом (Основным Законом) Ивановской области" от 08.05.96 № 20-ОЗ (в действующей редакции), Законом Ивановской области "О контрольно-счетной палате" от 21.12.2006 № 140-ОЗ, Ивановская областная Дума постановляет: 1. Утвердить "Отчет о работе контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2006 году" (прилагается). 2. Опубликовать постановление с приложением в "Собрании законодательства Ивановской области". И.о. Председателя, первый заместитель Председателя Ивановской областной Думы В.Н.Васильев Приложение к постановлению Ивановской областной Думы от 26.04.2007 № 174 Отчет о работе контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2006 году 1. Основные положения Контрольно-счетная палата Ивановской области (далее - контрольно-счетная палата) действует девять лет - с ноября 1997 года. Законом Ивановской области "О контрольно-счетной палате" от 20.11.97 № 31-ОЗ контрольно-счетная палата определена как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Ивановской областной Думой и ей подотчетный. Компетенция и правовые условия деятельности контрольно-счетной палаты определены Уставом (Основным Законом) Ивановской области, Законом Ивановской области "О Контрольно-счетной палате" от 20.11.97 № 31-ОЗ (в редакции от 28.12.2005), Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Ивановской области, Законом Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" от 29.07.2003 № 78-ОЗ, Регламентом контрольно-счетной палаты, а также законами и нормативными актами, принятыми органами государственной власти Ивановской области, постановлениями Ивановской областной Думы. В соответствии со ст. 43 Уставом (Основным Законом) Ивановской области контрольно-счетная палата осуществляет контроль за исполнением областного бюджета и средств внебюджетных и валютных фондов области. Конкретные задачи деятельности контрольно-счетной палаты регламентирует статья 2 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" (в редакции от 28.12.2005). Контрольно-счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную и иную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов областных внебюджетных фондов. Реализация единой системы контроля предполагает комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых контрольно-счетной палатой по трем направлениям деятельности. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Ивановской области данная система направлена на осуществление непрерывного трехлетнего контрольного цикла за исполнением бюджетов на стадии предварительного контроля проектов бюджетов очередного финансового года, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов отчетного финансового года. В течение каждого календарного года контрольно-счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджеты каждого финансового года находятся на одном из этапов трехлетнего цикла. В декабре 2005 года Законодательное Собрание Ивановской области приняло постановления (от 28.12.2005 № 18, № 19, № 20 и № 21) об освобождении действующих председателя, заместителя председателя и двух членов контрольно-счетной палаты от занимаемых должностей. В феврале 2006 года постановлениями Законодательного Собрания Ивановской области (от 02.02.2006 № 61, № 62 и № 63) были назначены председатель контрольно-счетной палаты Ивановской области - М.И. Крюков, заместитель председателя контрольно-счетной палаты Ивановской области - И.В. Панфилова и члены контрольно-счетной палаты: М.Н. Морозова и Г.К. Коробова. В структуре контрольно-счетной палаты сформированы три направления деятельности, которые в соответствии с решением коллегии контрольно-счетной палаты от 18.04.2006 № 4/4 возглавили члены контрольно-счетной палаты: 1-е направление включает контроль доходов областного бюджета, контроль над межбюджетными отношениями, над источниками покрытия дефицита, в том числе над состоянием долга Ивановской области, использованием кредитных ресурсов; 2-е направление включает контроль расходной части бюджета по разделам: общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды - и контроль над Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства; 3-е направление включает контроль расходной части бюджета на социальную сферу и контроль над территориальным фондом обязательного медицинского страхования по Ивановской области. Приоритетным направлением в деятельности контрольно-счетной палаты было проведение комплекса экспертно-аналитических и контрольно-ревизионных мероприятий, направленных на исполнение поручений Ивановской областной Думы. В соответствии со ст. 7 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" и ст. 5 Регламента контрольно-счетной палаты для рассмотрения вопросов организации работы контрольно-счетной палаты, планирования, методологии контрольно-ревизионной деятельности, результатов контрольных мероприятий, отчетов и информационных сообщений и принятия по ним решений действовала коллегия контрольно-счетной палаты в составе председателя палаты и членов палаты. Депутаты Ивановской областной Думы и постоянный представитель Губернатора Ивановской области присутствовали на заседаниях коллегии с правом совещательного голоса. Контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распространялись на консолидированный бюджет области, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, суммарная величина которых по состоянию на 01.01.2007 составила 19,5 млрд. руб. Методическую основу деятельности контрольно-счетной палаты составляли документы и материалы (методические разработки, бюллетени и иная информация) Счетной палаты Российской Федерации, получаемые в рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного между Законодательным Собранием Ивановской области и Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с постановлением Законодательного Собрания от 26.06.98 № 226, документы и материалы, получаемые по подписке, материалы семинаров, конференций и совещаний, проведенных АКСОР, а также методические разработки и информационные бюллетени, полученные по обмену опытом от контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Информация о работе контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2006 году представлена в приложении № 1 к настоящему отчету. 2. Исполнение плана работы контрольно-счетной палаты Ивановской области за 2006 год Сведения об исполнении плана работы контрольно-счетной палаты Ивановской области за 2006 год приведены в приложении № 2. Работа контрольно-счетной палаты в 2006 году строилась на основе планов работы, принятых решениями коллегии контрольно-счетной палаты и утвержденных постановлениями Ивановской областной Думы: - плана работы контрольно-счетной палаты на I квартал 2006 года; - плана работы контрольно-счетной палаты на II, III и IV кварталы 2006 года; - плана работы контрольно-счетной палаты по предложениям правоохранительных и надзорных органов Ивановской области на 2006 год. Исполнение планов работы характеризуется следующими показателями: - подготовлено 122 заключения контрольно-счетной палаты на проекты законов Ивановской области по поручениям Ивановской областной Думы и Председателя Ивановской областной Думы; - проводился ежемесячный мониторинг финансирования расходов на реализацию приоритетных национальных проектов на территории Ивановской области в 2006 году, в том числе национальных проектов "Здоровье" и "Образование"; - подготовлены аналитические справки о ходе исполнения областного бюджета 2006 года - 3 при 3-х запланированных; - проведены документальные и камеральные контрольные мероприятия - 14 при 19-и запланированных. В связи с кадровыми изменениями, решение о которых было принято Ивановской областной Думой в феврале 2006 года, и утверждением плана работы контрольно-счетной палаты на I квартал 2006 года только в марте 2006 года остались незавершенными и перешли на 2007 год 5 документальных проверок, а именно: 1) проверка городского округа Шуя на предмет соблюдения бюджетного процесса, целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов из областного бюджета за 2005 год; 2) проверка учреждений здравоохранения и образования городского округа Шуя на предмет целевого использования бюджетных средств на реализацию приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование" за 9 месяцев 2006 года; 3) проверка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Шуя по вопросу реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проверка расходования целевой субвенции на реализацию Закона Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" в части реализации государственных полномочий по содержанию, обучению и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях и детей, нуждающихся в длительном лечении в оздоровительных образовательных дошкольных учреждениях, за 9 месяцев 2006 года по объектам городской округ Вичуга и городской округ Кохма; 5) проверка государственного образовательного учреждения "Вичугская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида" на предмет целевого и эффективного использования средств областного бюджета за 9 месяцев 2006 года. Следует отметить, что из числа вышеперечисленных проверок, перешедших на 2007 год, результаты проверки расходования целевой субвенции на реализацию Закона Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" в части реализации государственных полномочий по содержанию, обучению и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях и детей, нуждающихся в длительном лечении в оздоровительных образовательных дошкольных учреждениях, за 9 месяцев 2006 года по объектам городской округ Вичуга и городской округ Кохма и проверки государственного образовательного учреждения "Вичугская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида" на предмет целевого и эффективного использования средств областного бюджета за 9 месяцев 2006 года были подготовлены к рассмотрению на коллегии контрольно-счетной палаты в декабре 2006 года. Однако в декабре коллегия не была проведена по причине занятости членов контрольно-счетной палаты в проверке городского округа Шуя и подготовке 30 заключений на проекты законов Ивановской области, что составило 25% от общего числа заключений, подготовленных контрольно-счетной палатой в течение всего года. Кроме того, перешло на 2007 год рассмотрение коллегией контрольно-счетной палаты справки по результатам проведенного в 2006 году анализа предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Ивановской области, в безвозмездное пользование за 2005 год. Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представлена в диаграмме: Диаграмма не приводится. В отчетном периоде состоялось шестнадцать заседаний коллегии контрольно-счетной палаты, в ходе которых было рассмотрено и принято 42 решения коллегии. Список решений коллегии контрольно-счетной палаты представлен в приложении № 3 к настоящему отчету. О результатах контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетной палаты своевременно информировались Губернатор Ивановской области, Председатель Ивановской областной Думы и комитеты областной Думы. За рассматриваемый период контрольно-счетной палатой в адрес органов государственной власти Ивановской области было направлено 20 информационных материалов по результатам контрольных мероприятий. В отчетном периоде контрольно-счетная палата максимально использовала право самостоятельного принятия мер реагирования на нарушения бюджетного законодательства для устранения негативных последствий финансовых нарушений, возмещения причиненного бюджетам всех уровней ущерба, возврата средств, использованных не по целевому назначению. По итогам контрольных мероприятий, проведенных в 2006 году, контрольно-счетная палата направила в адрес органов государственной власти Ивановской области, руководителей проверяемых предприятий и организаций, руководителей органов, обладающих правом применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, 17 представлений и 3 предписания, обязательных к исполнению (приложение № 3). Представления и предписания контрольно-счетной палаты
Представления Предписания , ,
\/ \/
Направляются для принятия Направляются при выявлении нарушений мер по устранению в хозяйственной, финансовой, коммерческой выявленных нарушений, и иной деятельности, наносящих государству возмещению причиненного прямой непосредственный ущерб и требующих области ущерба и безотлагательного пресечения, а также привлечению к ответственности в случаях несоблюдения порядка и сроков нарушителей бюджетного рассмотрения представлений контрольно-счетной законодательства палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий
Коллегия контрольно-счетной палаты уделяла особое внимание вопросу контроля за исполнением представлений и предписаний контрольно-счетной палаты, рассматривая результаты их исполнения на своих заседаниях. Анализ исполнения решений коллегии контрольно-счетной палаты, представлений и предписаний контрольно-счетной палаты по результатам проведенных контрольных мероприятий представлен в IV разделе приложения № 2 к настоящему отчету. По итогам года было реализовано 16 представлений и 1 предписание контрольно-счетной палаты. Финансовая оценка нарушений, содержащихся в реализованных представлениях, составляет 2056,64 тыс. руб. Контрольно-счетная палата в течение 2006 года активно участвовала в работе комиссии по налоговым льготам, согласительных комиссий по проектам законов Ивановской области, в разработке Закона Ивановской области "О бюджетном процессе в Ивановской области". 3. Сводные показатели контрольно-ревизионной деятельности палаты Сводные показатели контрольно-ревизионной деятельности контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2006 году в разрезе трех направлений деятельности приведены в приложении № 4. Контрольные мероприятия проводились по всем трем направлениям деятельности контрольно-счетной палаты. Проверками было охвачено 133 объекта, расположенных на территории Ивановской области, из них документальными проверками - 29 объектов, камеральными проверками - 104 объекта. Охват документальными проверками в 2006 году средств областного бюджета составил 981542,6 тыс. руб., в том числе: - средств расходной части областного бюджета за 2004 год - 12281,9 тыс. руб. (или 0,2% к общей сумме расходов областного бюджета за 2004 год); - средств расходной части областного бюджета за 2005 год - 969260,7 тыс. руб. (или 10% к общей сумме расходов областного бюджета за 2005 год). В отчетном году контрольно-счетной палатой зафиксировано 6 фактов использования бюджетных средств не по целевому назначению. Общий объем нецелевого использования бюджетных средств, установленного по результатам проверок контрольно-счетной палаты в 2006 году, составил 4891,2 тыс. руб. - вся сумма по проверкам использования бюджетных средств 2005 года. В ходе проведения контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой было выявлено незаконное использование бюджетных средств в сумме 3243,6 тыс. руб., неэффективное использование бюджетных средств в сумме 9749,9 тыс. руб., ущерб, нанесенный областному бюджету в сумме 421,5 тыс. руб., и расходование бюджетных средств сверх бюджетных ассигнований в сумме 9466,5 тыс. руб. Подробная информация о нарушениях, выявленных контрольно-счетной палатой в ходе проведения контрольных мероприятий в 2006 году представлена в приложении № 5 к настоящему отчету. По результатам проверок контрольно-счетной палаты были приняты 11 решений коллегии контрольно-счетной палаты. В адрес проверенных организаций, органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления были направлены 17 представлений и 3 предписания. В результате исполнения представлений контрольно-счетной палаты в бюджеты разных уровней поступило 2056,64 тыс. руб. Подробные сведения о средствах, поступивших в бюджеты разных уровней по результатам контрольно-ревизионных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой Ивановской области в 2006 году, представлены в приложении № 6 к настоящему отчету. Материалы по итогам четырех документальных проверок контрольно-счетной палаты были направлены в правоохранительные органы Ивановской области. Подробная информация об исполнении представлений и предписаний контрольно-счетной палаты по результатам проведенных контрольных мероприятий представлена в приложении № 1 и в IV разделе приложения № 2 к настоящему отчету. Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2006 году позволяют сделать следующие выводы: На всех этапах бюджетного процесса имеет место большое количество недоработок, недостатков и нарушений: 1. Формирование прогноза социально-экономического развития региона осуществляется при отсутствии общей стратегии (четко сформулированных направлений) социально-экономического развития Ивановской области. Для Ивановской области остается актуальной задача по повышению качества и надежности прогноза параметров основных макроэкономических показателей, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку бюджета. 2. Не проводится достоверная оценка налогового потенциала области. Не используются в полной мере возможности по увеличению поступлений налоговых доходов в областной бюджет. Не задействованы экономические механизмы, стимулирующие рост собственных доходов муниципальных образований. Остается значительным размер совокупной задолженности по налогам и сборам, по уплате пеней и налоговым санкциям перед бюджетами всех уровней. 3. Межбюджетные отношения характеризуются сохранением зависимости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований от федеральных трансфертов. По 6 муниципальным образованиям доля финансовой помощи в общем объеме доходов превышает 80%, по 14 муниципальным образованиям доля финансовой помощи в общем объеме доходов превышает 70%. Финансовое состояние бюджетов муниципальных образований остается неустойчивым: 18 муниципальных образований исполнили в 2005 году бюджет с дефицитом, а исполнение бюджетов с профицитом произведено при наличии кредиторской задолженности по оплате труда и коммунальных услуг. 4. Порядок формирования межбюджетных отношений представляется недостаточно прозрачным, не предусматривает необходимости достижения конкретных целей и задач по социально-экономическому развитию муниципальных образований, не в полной мере нацелен на усиление их заинтересованности в экономическом развитии, повышении собираемости налогов, эффективном использовании собственности и повышении эффективности бюджетного сектора. 5. Реализация значительной части областных целевых программ осуществляется в отсутствии утвержденных количественных и качественных показателей экономической и социальной результативности данных программ. Число целевых программ неизменно высоко, тогда как уровень их финансирования из года в год остается весьма низким: так, в 2005 году была принята к финансированию из областного бюджета 31 областная целевая программа на общую сумму 336762,6 тыс. руб., что составило лишь 3,5% расходной части бюджета (справочно: в 2004 году были приняты к финансированию из областного бюджета 35 областных целевых программ на общую сумму 234260,84 тыс. руб., что составило лишь 3,1% расходной части бюджета). 6. На протяжении ряда лет формирование и исполнение закона об областном бюджете осуществляется не в полном соответствии с требованиями федерального и областного законодательства. Сложилась практика, когда законопроект об областном бюджете на очередной год принимается при наличии в нем статей, требующих от органов исполнительной власти Ивановской области принятия необходимых нормативных актов для осуществления их реализации. Однако в большинстве случаев нормативные правовые акты не появляются вообще или появляются в конце финансового года. Из года в год сохраняется практика отмены областными законами о бюджете действия других областных законов, не имеющих прямого отношения к расходным и доходным статьям областного бюджета, в связи с отсутствием средств на их реализацию. 7. В результате внешней проверки исполнения областного бюджета 2005 года установлены факты нарушения норм 40 статей БК РФ (в 2003 году - 23 ст.) и 7 статей БК Ивановской области (в 2003 году - 15 ст.). Исполнение расходной части областного бюджета характеризуется наличием нецелевого, неэффективного и незаконного использования средств областного бюджета, расходованием бюджетных средств сверх утвержденных бюджетных ассигнований. 8. В ходе проведенных контрольно-счетной палатой проверок использования государственного и муниципального имущества установлены многочисленные факты недопоступления средств от арендной платы в бюджеты обоих уровней бюджетной системы Ивановской области, а также отсутствие эффективного процесса управления и должного контроля за использованием и поступлением средств от использования государственного и муниципального имущества в областной и муниципальный бюджеты. 9. Результаты анализа состояния бюджетного планирования, уровня исполнения заданий по предоставлению государственных услуг и количество установленных отклонений от норм и требований действующего законодательства Российской Федерации и Ивановской области, допускаемых при исполнении бюджетных назначений, свидетельствуют об отсутствии ориентированности бюджета на достижение конечных результатов и о принципиальных недостатках сметного финансирования. 10. Практика нарушения законодательства при исполнении областного бюджета связана, в том числе, с недостаточностью применения мер ответственности за нарушения в бюджетном законодательстве. 11. Результаты контрольно-ревизионной деятельности контрольно-счетной палаты в 2006 году свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения областного бюджета имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления государственной финансовой дисциплины. Контрольно-счетная палата Ивановской области предлагает следующее: 1. Необходимо провести детальный анализ доходного потенциала области, использовать резервы увеличения собственных доходов области, проводить экономическую политику, направленную на восстановление производственного потенциала предприятий промышленных отраслей и государственную поддержку сельского хозяйства. 2. Необходимо совершенствовать процессы управления государственной и муниципальной собственностью, разрабатывать действенные механизмы контроля над использованием государственной и муниципальной собственности. 3. Необходимо направить усилия исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации на сокращение задолженности по налоговым платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации и активизировать данную работу. 4. В целях усиления влияния политики межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие муниципальных образований необходимо в большей степени повысить роль межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в экономике муниципальных образований и повышение их налогового потенциала. 5. В целях обеспечения стабильности региональных и муниципальных финансов считаем необходимым установить строгий порядок внесения изменений в принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предусмотрев исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых подходы к распределению этих средств могут быть уточнены, как, например, изменение налогового законодательства и разграничения полномочий, которые не нашли отражения в Законе Ивановской области "О межбюджетных отношениях в Ивановской области". 6. По нашему мнению, следует разработать областной законопроект, утверждающий методику расчета субсидий из областного фонда муниципального развития, т.к. целесообразно учитывать не только уровень обеспечения граждан объектами социальной сферы, но и уровень бюджетной обеспеченности. Также рекомендуемым условием предоставления субсидий является наличие инвестиционного проекта (программы) и соблюдение требований к организации инвестиционного проекта. Инвестиционные субсидии для муниципальных образований должны соответствовать инвестиционной стратегии Ивановской области и предоставляться на конкурсной основе, что в настоящее время не учтено в законе о межбюджетных отношениях в Ивановской области. 7. В целях повышения качества управления муниципальными финансами следует системно, на областном уровне инициировать процесс повышения бюджетной дисциплины муниципальных образований. 8. Необходимо, наконец, провести анализ финансирования и исполнения целевых программ, сконцентрировать бюджетные расходы на финансировании действительно приоритетных из них, не допускать, чтобы областные целевые программы становились лишь дополнительным источником финансирования текущих расходов, утверждать в паспорте программ количественные и качественные показатели их экономической и социальной результативности. 9. Усилить ответственность областного Департамента финансов, главных распорядителей бюджетных средств за выполнение процедур санкционирования на всех этапах исполнения областного бюджета. Повысить эффективность контроля главных распорядителей бюджетных средств за целевым, эффективным и законным использованием бюджетных средств подведомственными им учреждениями. Усилить ответственность главных распорядителей и распорядителей средств областного бюджета за целевое, эффективное и законное использование средств областного бюджета. 10. На всех этапах бюджетного процесса участникам бюджетного процесса не нарушать действующее бюджетное законодательство, соблюдать требования инструкции по бухгалтерскому учету. 11. Ограничить возможности органа исполнительной власти отступать от закона о бюджете при его исполнении. 12. Внести в Закон Ивановской области "О бюджетном процессе в Ивановской области" положение, предусматривающее необходимость утверждения нормативных актов Правительства Ивановской области, определяющих порядок реализации текстовых статей областного бюджета в течение 15 дней после вступления в силу закона об областном бюджете на очередной финансовый год. 3.1. Проверки Контрольно-ревизионная деятельность в 2006 году оставалась основным видом деятельности контрольно-счетной палаты. Она осуществлялась по всем трем направлениям, возглавляемым членами контрольно-счетной палаты, в соответствии с планами работы, утвержденными решениями коллегии контрольно-счетной палаты и постановлениями Ивановской областной Думы. В рассматриваемом году контрольно-счетной палатой было проведено 9 документальных и 5 камеральных проверок. Документальные проверки проводились в соответствии со специально разработанными программами проверок, утвержденными коллегией контрольно-счетной палаты. В отчетном периоде контрольно-ревизионная деятельность контрольно-счетной палаты осуществлялась в органах государственной власти Ивановской области, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, являвшихся главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также в Ивановском государственном фонде поддержки малого предпринимательства. Проверками, проведенными в 2006 году, были охвачены вопросы, касающиеся эффективного и целевого использования средств областного бюджета, использования областными муниципальными образованиями финансовой помощи из областного бюджета, вопросы эффективности использования государственной и муниципальной собственности. Контрольно-счетной палатой были проведены документальные проверки, связанные с реализацией на территории области приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование". Переходящей с 2005 года стала проверка использования средств областного бюджета, выделенных в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, по итогам 2004 года и I полугодия 2005 года в Заволжском муниципальном районе. Акт по данной проверке был подготовлен и подписан проверяемой стороной в 2005 году, результаты проверки рассматривались коллегией на первом заседании, состоявшемся в апреле 2006 года. В ходе проверки был установлен факт нецелевого использования областных средств в сумме 4,2 тыс. руб., отмечены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Ивановской области, областных нормативных актов. Проверкой муниципального образования Юрьевецкий муниципальный район на предмет соблюдения бюджетного процесса, целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов из областного бюджета за 2005 год выявлены многочисленные отклонения от нормативного бюджетного процесса, приведшие к нарушению 32 статей Бюджетного кодекса Российской Федерации. В период проведения проверки муниципального района была проведена встречная проверка МУП "Юрьевецкое МПО ЖКХ" на предмет целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных бюджету Юрьевецкого муниципального района в виде субсидии на текущее содержание инженерной защиты г. Юрьевец. В ходе проведения проверок были установлены факты нецелевого, неэффективного и незаконного использования бюджетных средств в суммах 637,4 тыс. руб., 9580,8 тыс. руб., 1131,4 тыс. руб. соответственно (подробная информация о нарушениях, выявленных по результатам данных проверок, представлена в приложении № 5 к настоящему отчету). Департамент финансов Ивановской области во исполнение представления контрольно-счетной палаты в соответствии с приказом Департамента от 15.11.2006 № 180 списал в бесспорном порядке со счета районного бюджета средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 329,1 тыс. руб. и незаконно использованные средства в сумме 923,9 тыс. руб. Во исполнение представления контрольно-счетной палаты финансовым отделом администрации Юрьевецкого муниципального района возвращены в областной бюджет платежным поручением от 10.11.2006 № 113 использованные незаконно денежные средства в сумме 207,5 тыс. руб. и возвращены в районный бюджет путем осуществления блокировки расходов МУП "Юрьевецкое МПО ЖКХ" и администрации Юрьевецкого района, Обжерихинской, Соболевской, Щекотихинской сельских администраций использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 308,3 тыс. руб. В конце 2006 года контрольно-счетная палата провела проверку в муниципальном образовании городской округ Шуя на предмет соблюдения бюджетного процесса, целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов из областного бюджета за 2005 год. Согласно решению коллегии контрольно-счетной палаты от 25.12.2006 № 16/2 срок проведения данной проверки был перенесен на 2007 год. Учитывая всю важность и социальную значимость реализации национальных проектов в Ивановском регионе, являющемся высокодотационным, контрольно-счетная палата Ивановской области в 2006 году провела проверки целевого использования средств федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование" в Юрьевецком муниципальном районе и городском округе Шуя. Следует отметить, что проверка, проведенная контрольно-счетной палатой в Шуе, осталась не законченной в 2006 году, и по решению коллегии от 25.12.2006 № 16/3 рассмотрение отчета по ее результатам было перенесено на 2007 год. В ходе проверки учреждений здравоохранения Юрьевецкого муниципального района и отдела образования администрации Юрьевецкого муниципального района на предмет целевого использования средств федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование" за 4 месяца 2006 года фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено. В рассматриваемом периоде контрольно-счетная палата приняла участие в проводимой Счетной палатой Российской Федерации проверке полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку высших и общеобразовательных учреждений, реализацию комплекса мер по информатизации образования, дополнительное вознаграждение за классное руководство, поощрения лучших учителей, переход на новую систему оплаты труда педагогов, переход к нормативному финансированию учебного процесса, выделенных Администрацией Ивановской области в 2006 году. Согласно Закону Ивановской области "О контрольно-счетной палате" от 20.11.97 № 31-ОЗ одной из задач контрольно-счетной палаты является контроль за законностью и своевременностью движения средств фондов, формируемых на территории области, а также областных средств, поступивших в данные фонды. В рассматриваемом периоде в рамках реализации данной задачи контрольно-счетной палатой была проведена проверка Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд) за 2005 год на предмет целевого использования средств областного бюджета и исполнения обязательств по предоставленным государственным гарантиям Ивановской области в 2004, 2005 годах. Контрольным мероприятием были охвачены вопросы исполнения Фондом долгосрочной целевой программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области в части использования средств областного бюджета, исполнения Фондом своих обязательств по полученным государственным гарантиям и по предоставлению гарантий, поручительств, обеспечений и вопросы деятельности Фонда по финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства, а также использования Фондом закрепленного за ним и приобретенного им имущества. Проверкой было установлено: - в нарушение ст. ст. 5, 14, 18, 56 Уставом Ивановской области без принятия нормативно-правового акта Правительством Ивановской области вклад Администрации Ивановской области в уставный капитал в сумме 100,0 тыс. руб. передан в имущество Фонда; - в 2005 году Фонд не выполнил обязательства по сопровождению долгосрочной целевой программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на основании договоров, заключенных с Главным управлением экономического развития и торговли Ивановской области (ГУЭРиТ), и бюджетные средства в сумме 1781,8 тыс. руб. остались не использованными в установленные сроки. Данная сумма в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не была возвращена в областной бюджет. ГУЭРиТ как главный распорядитель средств не принял надлежащих мер к возврату в бюджет Ивановской области полученных и не освоенных в 2005 году бюджетных средств в сумме 1781,8 тыс. руб.; - в нарушение Закона Ивановской области "О долгосрочной целевой программе развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на период до 2006 года" от 24.12.2002 № 98-ОЗ (в редакции законов Ивановской области от 11.06.2004 и 16.03.2005) средства областного бюджета в сумме 4085,0 тыс. руб., полученные Фондом от ГУЭРиТ по договору от 22.03.2005 № 13-МП, направлены не по целевому назначению - на предоставление займов для финансовой поддержки личных подсобных хозяйств. Согласно Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 № 112-ФЗ личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности; - неэффективно использованы средства областного бюджета, переданные Фонду на безвозмездной основе в сумме 162,0 тыс. руб. (за счет переходящих остатков 2004 года) на реализацию проекта ЗАО ММЦ "Иваново - Москва" по созданию мобильного консультационного центра. Встречной проверкой в ЗАО ММЦ "Иваново - Москва" документально подтверждено проведение 10 консультационных семинаров вместо 18 согласно "Отчету о ходе реализации инвестиционного проекта "Создание мобильного консультационного центра" за 2005 год", предоставленному в Фонде; - по состоянию на 21.03.2006 Фонд не возвратил заем Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства по договору № 109 ВФТ-03/2003 от 08.12.2003 в сумме 1000,0 тыс. руб., взятый под государственные гарантии Ивановской области. Срок возврата займа истек 13.02.2006. В проверяемом периоде отмечается слабая претензионно-исковая работа Фонда по взысканию задолженности с субъектов малого предпринимательства. По средствам Федерального фонда поддержки малого предпринимательства имеется просроченная задолженность по выданным субъектам малого предпринимательства займам в сумме 326,96 тыс. руб.; - субсидии, выдаваемые из областного бюджета безвозмездно и безвозвратно, для финансирования долгосрочной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства, проходя через созданную структуру организаций (ИФПМП, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства), доходят до субъектов малого предпринимательства в виде займов под 18 - 48% годовых. По результатам данной проверки начальнику Департамента экономического развития и торговли Ивановской области В.С. Сокову было направлено представление, а затем предписание контрольно-счетной палаты, директору Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства Г.О. Габузову было направлено предписание контрольно-счетной палаты. Документы контрольно-счетной палаты остались не исполнены. В рамках действия соглашения о взаимодействии контрольно-счетной палаты с контрольно-ревизионным управлением Ивановской области, заключенного в 2005 году, контрольно-счетная палата приняла участие в проводимой контрольно-ревизионным управлением Ивановской области проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия ОАО "Ивлеспром" по вопросам программы проверки, утвержденной начальником контрольно-ревизионного управления Ивановской области И.В. Дружковой: - сравнительный анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ОГУЛП "Ивлеспром" за 2005 год и на момент приватизации. Перечисление части прибыли в доход областного бюджета; - эффективность использования основных средств, состоящих на балансе предприятия и арендованных. Достоверность, полнота и своевременность ведения операций по бухгалтерскому учету поступления, движения и выбытия основных средств. По результатам проверки контрольно-счетной палатой установлено: - финансово-экономическое состояние предприятия после преобразования в открытое акционерное общество резко ухудшилось. Выручка предприятия от продажи товаров и оказанных услуг за второе полугодие 2005 года составила 61,5% к аналогичному показателю первого полугодия 2005 года. Убыток предприятия за первое полугодие 2005 года составил 3145,0 тыс. руб., за второе полугодие 2005 года - 4093,0 тыс. руб. Показатель общей рентабельности снизился во втором полугодии по сравнению с первым в 2,1 раза и составил за 2005 год - 1,41 руб. В связи с убыточностью предприятия в течение проверяемого периода перечислений в областной бюджет части чистой прибыли не производилось; - остаточная стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2005 составила 1772,24 тыс. руб., на 30.06.2005 - 1420,47 тыс. руб. Уменьшение стоимости основных средств за период с января по июнь 2005 года, в основном, объясняется продажей и списанием объектов основных средств. Поступление основных средств за период проверки составило 29,24 тыс. руб., выбытие - 956,2 тыс. руб. Из выбывших основных средств продано по договору купли-продажи на сумму 209,21 тыс. руб. (остаточная стоимость проданных основных средств - 67,02 тыс. руб.), остальные выбывшие основные средства списаны согласно приказу от 15.06.2005 № 7-ОС; - основные транспортные средства, находящиеся на балансе предприятия, использовались неэффективно. В первом полугодии использовались только 22 единицы автотранспорта (50% от состоящего на балансе предприятия). Несмотря на неэффективное использование собственных транспортных средств, предприятие арендовало 2 единицы автотранспорта, которые использовались на 18,6% и 27,1%. По результатам проверки был оформлен акт и направлены представление и предписание контрольно-счетной палаты генеральному директору ОАО "Ивлеспром" А.Р. Иванову. На заседании коллегии контрольно-счетной палаты, прошедшем в октябре 2006 года, был заслушан отчет генерального директора ОАО "Ивлеспром" А.Р. Иванова о результатах исполнения представления контрольно-счетной палаты. Шестой год подряд контрольно-счетной палатой Ивановской области проводится внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета. В 2006 году она прошла в период с 1 июня по 30 сентября. Наряду с документальными проверками в рамках внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год контрольно-счетной палатой были проведены и камеральные проверки, что позволило охватить всех 33 главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета согласно сводной бюджетной росписи расходов областного бюджета на 2005 год. Программа внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год была подготовлена контрольно-счетной палатой с учетом предложений членов коллегии палаты и представителей комитетов Ивановской областной Думы в коллегии и утверждена решением коллегии контрольно-счетной палаты от 21.06.2006 № 6/1. В рамках программы внешней проверки были подготовлены четыре акта проверки: - "Акт проверки главного распорядителя бюджетных средств Департамента образования Ивановской области и подведомственных учреждений на предмет использования средств областного бюджета за 2005 год"; - "Акт проверки Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на предмет использования средств областного бюджета за 2005 год"; - "Акт проверки областного государственного учреждения Ивановский "Учебно-методический центр информатизации и оценки качества образования" на предмет использования средств областного бюджета за 2005 год"; - "Акт по результатам проверки остатков средств областного бюджета по состоянию на 01.01.2006"; а также четыре аналитические записки: - "Аналитическая записка о законности и целевом использовании средств резервного фонда Администрации Ивановской области за 2005 год"; - "Аналитическая записка об исполнении программной части областного бюджета за 2005 год"; - "Аналитическая записка об использовании средств областного бюджета, выделенных на финансирование областных целевых программ в 2005 году"; - "Аналитическая записка о проверке отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год в части исполнения программы заимствований и других утвержденных показателей долговых обязательств Ивановской области и в части предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам". Наряду с программными контрольно-ревизионными мероприятиями во внешнюю проверку вошли документальные проверки, проведенные контрольно-счетной палатой в 2005 и 2006 годах в части использования средств областного бюджета 2005 года. Таким образом, охват внешней проверкой (документальными контрольными мероприятиями) средств областного бюджета за 2005 год составил 938555,4 тыс. рублей, или 12,0% объема расходов областного бюджета 2005 года. Документальные проверки проведены по 5-и разделам функциональной структуры расходов областного бюджета из 10-и и характеризуются следующими показателями процента охвата проверками разделов бюджета: - 0100 "Общегосударственные вопросы" - процент охвата - 2,9%, в том числе 0115 "Другие общегосударственные вопросы" (предоставление бюджетных кредитов) - процент охвата - 100%; - 0400 "Национальная экономика" - процент охвата - 0,9%; - 0700 "Образование" - процент охвата - 76,8%; - 1000 "Социальная политика" - процент охвата - 0,004%; - 1100 "Межбюджетные трансферты" - процент охвата - 3,3%. Следует отметить, что в отношении средств областного бюджета по 5-и разделам функциональной структуры расходов областного бюджета за 2005 год: "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Охрана окружающей среды", "Культура, кинематография и средства массовой информации", "Здравоохранение и спорт" - документальные проверки не проводились. В отношении вышеперечисленных разделов проводились камеральные проверки по отчетам, представленным в контрольно-счетную палату главными распорядителями, распорядителями и получателями средств областного бюджета. План мероприятий по проведению внешней проверки, утвержденный коллегией контрольно-счетной палаты, исполнен в полном объеме. Контрольные мероприятия, проведенные контрольно-счетной палатой по итогам исполнения бюджета за 2005 год, показали имеющие место отклонения от норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Ивановской области, регламентирующих бюджетный процесс. По результатам проверки расходной части областного бюджета за 2005 год были выявлены нарушения основ бюджетного процесса, установленных статьями 38, 80, 81, 158, 177, 217, 220, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьями 131, 166, 172 Бюджетного кодекса Ивановской области. По результатам документальных проверок Департамента образования Ивановской области (в период проверки - управление образования Ивановской области) и подведомственных ему учреждений: Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и областного государственного учреждения Ивановский "Учебно-методический центр информатизации и оценки качества образования" - на предмет использования средств областного бюджета за 2005 год контрольно-счетной палатой были установлены следующие нарушения (приложение № 5 к настоящему отчету): - нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 168,8 тыс. руб.; - незаконное использование средств областного бюджета в сумме 326,2 тыс. руб.; - неэффективное использование средств областного бюджета в сумме 7,1 тыс. руб.; - ущерб, нанесенный областному бюджету в сумме 421,5 тыс. руб. В ходе проведенной в рамках внешней проверки сверки отчетных данных, представленных Департаментом финансов Ивановской области, с данными отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета, представленных по запросам контрольно-счетной палаты, было установлено, что при исполнении расходов областного бюджета за 2005 год Департаментом финансов Ивановской области допущены расходы сверх утвержденных бюджетных назначений в сумме 9466,5 тыс. руб., или 0,1% общей суммы расходов областного бюджета. По итогам осуществленного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных палатой в 2006 году в части использования средств областного бюджета 2005 года, в рамках последующего контроля контрольно-счетной палатой было подготовлено и представлено на заседании Ивановской областной Думы заключение по проекту закона Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год". В целом по результатам проведенной внешней проверки контрольно-счетная палата предложила Думе принять представленный законопроект. Заключение было рассмотрено депутатами Ивановской областной Думы на заседании Думы при утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год. Принято постановление Ивановской областной Думы "О Законе Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год" от 30.11.2006 № 475, опубликованное в официальном издании "Законы Ивановской области и документы Ивановской областной Думы" № 25 (214), декабрь 2006 года. 3.2. Экспертно-аналитическая деятельность Аналитическая функция и, прежде всего, функция анализа и экспертизы проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов, проектов социально-экономических программ и областных нормативных актов занимает значимое место в деятельности контрольно-счетной палаты. Являясь органом внешнего государственного финансового контроля, контрольно-счетная палата способна предоставлять независимую информацию, объективные заключения о состоянии бюджетного процесса в регионе, о законности и эффективности действий органов исполнительной власти по управлению и распоряжению областными и муниципальными финансами и имуществом, проводить независимую экспертизу законодательных актов и областных программ. Однако следует отметить, что в отчетном году уровень кадрового обеспечения данного направления работы оставался недостаточен. В 2006 году контрольно-счетная палата по поручениям Ивановской областной Думы и ее Председателя осуществляла экспертизу: - проектов законов Ивановской области и иных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов консолидированного и областного бюджетов, финансов Ивановской области; - проектов законов об утверждении областных целевых программ. В рамках оперативного контроля проводила анализ исполнения консолидированного и областного бюджетов Ивановской области, устанавливала и анализировала нарушения и отклонения в бюджетном процессе Ивановской области. В отчетном году контрольно-счетной палатой проведено 126 экспертно-аналитических мероприятий (справочно: в 2005 году - 88, в 2004 году - 32). В том числе в рамках проведения экспертизы проектов областных законов контрольно-счетной палатой подготовлены и направлены в Ивановскую областную Думу заключения по 122-м проектам областных законов (справочно: в 2005 году - по 83-м, в 2004 году - по 27-и). Все заключения контрольно-счетной палаты учитывались Ивановской областной Думой и ее комитетами при рассмотрении и принятии соответствующих законов. В рамках предварительного контроля областного бюджета контрольно-счетной палатой подготовлено заключение на проект закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2007 год", в котором представленный проект областного бюджета был проанализирован с точки зрения необходимости реализации положений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики в Ивановской области на 2007 год и соблюдения действующего бюджетного законодательства и, прежде всего, Бюджетного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Ивановской области. В отличие от предыдущих лет в рассматриваемом году контрольно-счетная палата подготовила два заключения на проект закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2007 год": к рассмотрению законопроекта в первом и во втором чтении. В ходе подготовки заключений контрольно-счетной палатой были произведены: - анализ соответствия законопроекта Бюджетному кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Ивановской области и иным актам законодательства Российской Федерации и Ивановской области; - оценка параметров прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта областного бюджета; - оценка общих характеристик представленного законопроекта; - анализ основных принципов и расчетов по взаимоотношениям областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в 2007 году; - анализ доходов консолидированного и областного бюджетов; - анализ источников финансирования дефицита бюджета; - анализ расходов областного бюджета как в разрезе функциональной классификации, так и в разрезе главных распорядителей средств областного бюджета; - анализ программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета в 2007 году; - анализ межбюджетных трансфертов. В заключении контрольно-счетной палаты на проект областного закона "Об областном бюджете на 2007 год" к первому чтению отмечено, что макроэкономические условия формирования прогноза социально-экономического развития на 2007 год и среднесрочную перспективу характеризуются замедлением темпов роста экономики и высоким уровнем инфляции. Прогноз социально-экономического развития не направлен на реализацию требований Послания Президента Российской Федерации об удвоении объема ВРП за десять лет. Более того, формирование прогноза социально-экономического развития региона осуществляется при отсутствии общей стратегии (четко сформулированных направлений) социально-экономического развития Ивановской области. Согласно Посланию Президента Российской Федерации на 2007 год последовательное снижение темпов инфляции является одной из основных задач бюджетной политики, при этом акцент в антиинфляционных мерах должен быть сделан на устранение причин, обуславливающих сохранение относительно высокой инфляции. В этой связи контрольно-счетная палата отметила, что в прогнозе не дано оценки причин, повлиявших на рост темпов инфляции в 2006 году в Ивановской области сверх запланированных законом об областном бюджете на 2006 год, а соответственно и не сформулированы конкретные меры, обеспечивающие не только ее сдерживание, но и последовательное снижение в ближайшие годы. В нарушение ст. 137 Бюджетного кодекса Ивановской области в статье 1 законопроекта "Об областном бюджете на 2007 год" среди макроэкономических показателей не отражен темп роста валового регионального продукта на 2007 год. Контрольно-счетная палата предложила дополнить данную статью законопроекта этим показателем. Приведены доводы того, что в законопроекте не реализуется одно из направлений налоговой политики в регионе на 2007 год: "...повышение эффективности использования государственного имущества". Проведен анализ планируемых неналоговых доходов областного бюджета и отмечено, что расчеты источников данных доходов к проекту не представлены, в связи с чем вопрос прогнозирования неналоговых доходов требует пояснения Департамента финансов Ивановской области и администраторов поступлений данных неналоговых источников. Контрольно-счетная палата предложила увеличить прогнозируемую сумму налоговых доходов консолидированного бюджета на 51203,0 тыс. руб., в том числе сумму налоговых доходов областного бюджета на 29444,5 тыс. руб., исключив из расчетов налоговых источников показатель - коэффициент собираемости. Обращено внимание на то, что потенциальным резервом увеличения доходов как консолидированного, так и областного бюджетов Ивановской области в 2007 году могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению задолженности по налоговым платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации по Ивановской области. Отмечено также, что при формировании налоговой части доходов бюджета по-прежнему не принимается в расчет недоимка прошлых лет по налогам и сборам. Было отмечено, что не утверждены задания для главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений по предоставлению государственных услуг за счет средств областного бюджета на 2007 год. Согласно статье 176 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 130 Бюджетного кодекса Ивановской области в процессе составления бюджета должны устанавливаться задания по предоставлению государственных услуг каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению. В связи с отсутствием нормативного акта об установлении заданий по предоставлению государственных услуг в дальнейшем не представляется возможным провести анализ выполнения плановых заданий по данным показателям, который необходимо провести в соответствии с требованием бюджетного законодательства. Контрольно-счетная палата, учитывая все вышесказанное, а также необходимость повышения результативности бюджетных расходов, предложила разработать и принять региональный нормативно-правовой акт, утверждающий задания для главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений по предоставлению государственных услуг. Анализ областной адресной инвестиционной программы показал, что ее финансирование из областного бюджета в 2007 году предусматривается в объеме на 40% ниже, чем в 2006 году. Доля инвестиций в расходах бюджета незначительна и составляет 1,4%, что ниже в 2 раза, чем в 2006 году (2,8%). Количество объектов инвестиционной программы сокращено с 36 объектов в 2006 году до 22 объектов в 2007 году. Контрольно-счетная палата в своем заключении в очередной раз обращает внимание на то, что оценить обоснованность включения объектов капитальных вложений в состав областной адресной инвестиционной программы не представляется возможным в связи с отсутствием в составе представленного законопроекта сведений о наличии и утверждении в установленном порядке проектно-сметной документации в разрезе объектов и сведений о наличии соответствующих экспертных заключений. По мнению контрольно-счетной палаты, основной проблемой усиления влияния государственных инвестиций на ускорение экономического развития области является повышение эффективности их использования. Указано, что в связи с отсутствием сведений о расчетных показателях и конечных целях, предусмотренных инвестиционными проектами, оценить эффективность использования средств областного бюджета не представилось возможным. В заключении контрольно-счетной палаты на проект областного закона "Об областном бюджете на 2007 год" ко второму чтению отмечено, что в нарушение бюджетного законодательства расходные обязательства Ивановской области установлены на основании: - законодательных актов, срок действия которых истек в 2006 году; - проектов законов Ивановской области; - постановлений Правительства Ивановской области. Имеют место случаи отсутствия наименования нормативного правового акта в реестре расходных обязательств Ивановской области. Так, по социальной политике включены расходы, не утвержденные нормативными правовыми актами, на общую сумму 171455,5 тыс. руб. (2,8% к сумме расходов на социальную политику), не идентифицированные по наименованиям и кодам экономической классификации, в сумме 272894,5 тыс. руб., на реализацию областных целевых программ, утвержденных Правительством Ивановской области, в сумме 125249,1 тыс. руб. Обращено внимание на факт неверного исчисления иных межбюджетных трансфертов в подразделе "Финансовая помощь бюджетам других уровней". Отмечено, что на основании статьи 21 законопроекта об областном бюджете на 2007 год из областного Фонда муниципального развития планируется выделение средств в сумме 5000,0 тыс. руб. в рамках программы "Строительство (реконструкция) и оснащение офисов врачей общей практики в Ивановской области" на 2007 - 2009 годы, которые отсутствуют в приложении № 13. Контрольно-счетная палата предложила внести соответствующие изменения в приложение № 13. В рамках оперативного контроля исполнения областного бюджета в 2006 году контрольно-счетной палатой ежеквартально готовились и направлялись Председателю Ивановской областной Думы и в комитеты Ивановской областной Думы аналитические справки о ходе исполнения консолидированного и областного бюджетов Ивановской области. Следует отметить, что в начале 2006 года в целях получения наиболее полной информации о поступлении и расходовании бюджетных средств, а также учитывая изменение бюджетного законодательства, контрольно-счетная палата инициировала работу по внесению изменений и дополнений в постановление Законодательного Собрания Ивановской области "Об оперативной информации об исполнении консолидированного и областного бюджетов Ивановской области, представляемой главным финансовым управлением Ивановской области" от 26.04.2002 № 141. Свои предложения по данному вопросу контрольно-счетная палата вынесла на обсуждение, доработку и принятие решения в комитет Ивановской областной Думы по бюджету, финансовой и налоговой политике. Доработанный проект постановления был принят Ивановской областной Думой 29 июня 2006 года. Согласно вновь принятому постановлению Ивановской областной Думы "О внесении изменений и дополнений в постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 26.04.2002 № 141 "Об оперативной информации об исполнении консолидированного и областного бюджетов Ивановской области, представляемой главным финансовым управлением Ивановской области" от 29.06.2006 № 283 Департамент финансов Ивановской области оперативно представлял информацию в контрольно-счетную палату. Региональные отделения областных государственных внебюджетных фондов по Ивановской области по-прежнему оперативно представляли информацию согласно постановлению Законодательного Собрания Ивановской области "Об оперативной информации об исполнении бюджетов областных государственных внебюджетных фондов" от 26.04.2002 № 142. Следует также отметить, что в рамках заключенных в 2001 году соглашений о сотрудничестве и обмене информацией с территориальными структурами федеральных контрольных и правоохранительных органов ежемесячно в течение отчетного периода в контрольно-счетную палату поступала информация от управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по формам 1-НМ (о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по Ивановской области) и 1-НОМ, 4-НМ (о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по Ивановской области) и 4-НОМ, а также отчеты о базе налогообложения по основным видам налогов по Ивановской области. Вся вышеперечисленная информация использовалась контрольно-счетной палатой в 2006 году при проведении оперативного контроля за исполнением консолидированного и областного бюджетов Ивановской области. По итогам осуществленного контрольно-счетной палатой комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных палатой в 2005 году в части использования средств областного бюджета 2005 года, в рамках последующего контроля было подготовлено заключение по проекту закона Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год". Подробная информация о данном заключении и принятом с его учетом постановлении Ивановской областной Думы представлена в разделе 3.1 "Проверки" настоящего отчета. При подготовке вышеназванных справок и заключений контрольно-счетная палата использовала статистическую информацию, необходимую для оценки и анализа социально-экономических процессов и тенденций в Ивановской области. В 2006 году контрольно-счетной палатой не был заключен договор с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области на получение текущей и годовой статистической информации на платной основе, поэтому контрольно-счетная палата работала с информацией, получаемой от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по запросам. 4. Работа с общественностью и иными организациями В соответствии со ст. ст. 3 и 34 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" от 20.11.97 № 31-ОЗ (в редакции от 28.12.2005) контрольно-счетная палата Ивановской области осуществляет свою деятельность на основе гласности. В соответствии с законом о контрольно-счетной палате и Регламентом контрольно-счетной палаты отчеты, решения, представления и предписания по результатам проведенных проверок в обязательном порядке направлялись Председателю Ивановской областной Думы и в профильные комитеты Ивановской областной Думы. В рамках работ по созданию государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации разработал интернет-сайт СЧЕТНЫЕ ПАЛАТЫ РОССИИ (www.ach-fci.ru). Сайт предназначен для объединения контрольно-счетных органов с целью реального их взаимодействия, а также для информирования граждан о деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации. В 2006 году контрольно-счетная палата размещала информацию о своей деятельности на вышеназванном сайте. Председателем контрольно-счетной палаты М.И. Крюковым на общественных бюджетных слушаниях, организованных Ивановской областной Думой, 7 ноября 2006 года было представлено заключение контрольно-счетной палаты на законопроект "Об областном бюджете на 2007 год". В слушаниях принимали участие Председатель Ивановской областной Думы, председатели комитетов и депутаты Ивановской областной Думы, полномочный представитель Губернатора Ивановской области в Ивановской областной Думе, начальник отдела управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Ивановской области, начальник областного Департамента финансов, представители прокуратуры Ивановской области, Департамента экономического развития и торговли Ивановской области, региональной службы по тарифам Ивановской области, главы администраций городских округов и муниципальных районов. Контрольно-счетная палата в 2006 году осуществляла взаимодействие с контрольными органами Российской Федерации в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР). В течение отчетного периода представители контрольно-счетной палаты принимали участие: - в работе Всероссийской научно-практической конференции на тему "350 лет установлению финансового контроля в России: история и современные проблемы"; - в работе конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации на тему "Пенсионная реформа в России: цели, результаты, эффективность"; - в совместном заседании коллегии Министерства финансов, контрольного управления Президента Российской Федерации с участием МВД России, ФСБ России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации; - в работе научно-практического совещания на тему "Актуальные проблемы государственного аудита". Следует также отметить, что по предложению Счетной палаты Российской Федерации в ноябре 2006 года контрольно-счетная палата принимала участие в проводимой Счетной палатой России проверке полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку высших и общеобразовательных учреждений, реализацию комплекса мер по информатизации образования, дополнительное вознаграждение за классное руководство, поощрение лучших учителей, переход на новую систему оплаты труда педагогов, переход к нормативному финансированию учебного процесса, выделенных Администрацией Ивановской области в 2006 году. Кроме того, контрольно-счетная палата ежемесячно направляла в Счетную палату России (во исполнение запроса от 06.02.2006 № 01-209/12-3 за подписью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина) результаты проводимого ей мониторинга финансирования расходов по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" (в соответствии с рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации). Ежеквартально направляла в Счетную палату России (во исполнение запроса от 27.01.2006 № 13-55/13-1 за подписью аудитора Счетной палаты Российской Федерации С.Н. Рябухина) информацию по Ивановской области в рамках экспертно-аналитического мероприятия "Использование средств федерального бюджета, направленных на обеспечение реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в 2006 году", проводимого Счетной палатой Российской Федерации. 5. Взаимодействие контрольно-счетной палаты с надзорными, контрольными и правоохранительными органами по исполнению соглашений В рассматриваемом году контрольно-счетная палата взаимодействовала с правоохранительными и надзорными органами на основании заключенных соглашений:
Взаимодействие в рамках проведения контрольно-счетной палатой собственных контрольных мероприятий характеризуется следующими показателями:
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|