Расширенный поиск
Постановление правительства Воронежской области от 17.12.2013 № 1102Правительство Воронежской области П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 17 декабря 2013 г. N 1102 Об утверждении государственной программы Воронежской области "Развитие образования" В соответствии с Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области" и распоряжением правительства Воронежской области от 13.06.2013 N 451-р "Об утверждении перечня государственных программ Воронежской области" правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Воронежской области "Развитие образования". 2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б. Губернатор Воронежской области А.В. Гордеев Утверждена постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2013 N 1102 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" Паспорт государственной программы Воронежской области "Развитие образования"
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы 1.1. Масштаб системы образования и доступность образовательных услуг Уровень образования в Воронежской области является одним из самых высоких в Российской Федерации. Охват общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет составляет 99,8%. По показателю охвата детей дошкольным образованием Воронежская область соответствует средним значениям по Российской Федерации. Показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях составляет 60,6%, что является лучшим показателем с 1991 года, достигнутым в условиях роста рождаемости. При этом в ряде муниципальных образований сохраняется дефицит мест. В очереди на услуги дошкольного образования все еще находятся 4 500 детей. Не все школьники имеют возможность выбора программ профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями: доля выпускников 11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов, в общей численности выпускников 11 классов составляет в среднем по Воронежской области 62,08% (в Российской Федерации 47,67%). Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. За 2009-2012 годы системой был охвачен 181 ребенок, что составляет 100% от общего числа детей, которым это показано. Увеличилась доля образовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными муниципальным органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др., а также департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. За последнее десятилетие в Воронежской области был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей. Улучшение ряда показателей в различных сферах заботы о ребенке явилось результатом последовательной работы и совместных усилий органов государственной власти и управления различного уровня, органов местного самоуправления муниципальных образований и городских округов, общественных организаций. В то же время проблема сиротства в Воронежской области по-прежнему остается актуальной. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. Эти группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество. В органах опеки и попечительства по состоянию на 01.09.2013 состоят на учете 5415 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритетным направлением деятельности департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по обеспечению прав детей, лишенных родительского попечения, является развитие форм семейного устройства детей указанной категории. В 2010 году в семьи было устроено 5011 человек, в 2011 году - 4932 человека, в 2012 - 4775 человек. Помимо традиционных форм устройства ребенка в семью (передача под опеку (попечительство), на усыновление) развивается форма приемной семьи. Процесс формирования приемных семей начался в области в 2007 году с регистрации 7 семей, в которых воспитывались 24 ребенка. В настоящее время в области сформировано 317 приемных семей, в них воспитываются 719 детей-сирот. Институт приемной семьи на практике доказал свою состоятельность и эффективность. Увеличение количества приемных семей, имеющих значительное преимущество перед традиционными детскими домами и школами-интернатами, - важная задача департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, отделов опеки и попечительства на ближайшую перспективу. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области реализовывал в 2010-2011 годах региональную программу "Развитие инфраструктуры служб подготовки и сопровождения замещающих семей "Новая семья" на 2010-2011 годы" (утверждена постановлением от 21.05.2010 N 419 "Об утверждении региональной программы "Развитие инфраструктуры служб подготовки и сопровождения замещающих семей "Новая семья" на 2010-2011 годы"). Выполняемые мероприятия, софинансируемые Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволили внедрить новые методы и технологии социального сопровождения и социальной реабилитации замещающих семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Существенно повышен качественный уровень и доступность предоставляемых детям и семьям с детьми социальных услуг. Для продолжения системной деятельности обновлена материально-техническая база, подготовлены кадры, отработаны модели и способы оказания новых видов услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В целом были сформированы основные элементы взаимодействия участников деятельности по улучшению положения детей на основе региональной программы, включая формирование целей, задач и путей решения проблем, финансирования, отчетности и контроля. Информационное сопровождение работы по организации и проведению психолого-педагогического сопровождения замещающих семей Воронежской области в региональных средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение) позволило сформировать позитивное отношение к региональной программе в целом и мероприятиям, реализованным за счет финансирования Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, как у целевой группы - замещающих семей Воронежской области, так и общественности. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области в 2010 году на базе государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей" создал областной ресурсный центр по обеспечению развития служб замещающих семей Воронежской области. С 2010 года по настоящее время открыты в 11 муниципальных районах области на базах областных образовательных организаций интернатного типа службы по устройству детей в семью. Реализация комплекса мер по развитию семейных форм устройства привела к ряду позитивных изменений: наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей; осуществляется профилактика семейного неблагополучия; повышается качество и доступность социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; расширяется система профессиональной подготовки воспитанников. По состоянию на 01.09.2013 в Воронежской области в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учтено 915 детей, лишившихся родительского попечения. Вхождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие. В результате выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность. В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является совершенствование системы работы организаций и создание эффективных механизмов межведомственного взаимодействия по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из организации. Основой для создания системы социальной адаптации и сопровождения выпускников интернатных организаций Воронежской области является открытие на базе организаций для детей-сирот центров социальной (постинтернатной) адаптации. В настоящее время остается актуальным создание в большинстве образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий проживания детей, максимально приближенных к домашним, совершенствование их материально-технической базы. Повышение квалификации кадров коррекционных общеобразовательных организаций. По-прежнему остается одной из главных задача по улучшению материального обеспечения замещающих семей. Создание для них необходимых условий для социализации детей, подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Таким образом, в целом в масштабах Воронежской области обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях. Вместе с тем Воронежская область отстает от некоторых регионов России по доступности отдельных секторов, важных для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала: раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование. Качество: дошкольное и общее образование Результаты международных исследований в области математического и естественно-научного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) показывают, что средний уровень подготовки воронежских школьников по традиционным критериям соответствует средним показателям по Российской Федерации. Одаренные воронежские школьники показывают хорошие результаты на Всероссийских олимпиадах. По итогам проекта "Топ-500" в список победителей вошли 11 общеобразовательных организаций Воронежской области, что составляет 3,9% от школ региона и позволяет области занимать 3-ю позицию в рейтинге по данному показателю. По охвату выпускников регион занимает 9-ю позицию (9,3% от всех выпускников). Вместе с тем для отдельных групп детей существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Речь идет прежде всего о малокомплектных школах, в которых сложно обеспечить необходимый уровень и качество образования. В последние годы в регионе проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных организаций. Созданы базовые школы и школьные округа, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось. Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Образование в таких школах перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную и культурную дифференциацию. В ряде муниципальных образований эта проблема осознана и решается. Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (низкий социально-экономический статус семей, трудности в обучении и социальной адаптации). Другой тенденцией в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования. Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. В регионе сделаны важные шаги в модернизации общего образования: внедряются федеральные государственные стандарты начального и основного общего образования, создаются условия для внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Тем не менее, остается актуальной задача закрепления и распространения передового опыта в системе образования. Возможности для принятия управленческих решений по повышению качества образования ограничены в ситуации незавершенности формирования системы независимой оценки качества образования на всех уровнях. Качество: профессиональное образование В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, об участии в движении Ворлд Скиллс (проведение международных чемпионатов по рабочим профессиям), повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации. Однако эти новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы профессионального образования остается закрытой для своих основных заказчиков. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций. Повышение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования - в профессиональные образовательные организации поступают выпускники школ с низкими средними баллами аттестатов на общедоступной основе. Очевидна тенденция расширения конкуренции между традиционными профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего профессионального образования и новыми системами корпоративной подготовки (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров). Кадры системы образования Повышение кадрового потенциала работников сферы образования - это одно из главных направлений кадровой политики региональной системы образования, так как является важным условием, влияющим на повышение качества образования посредством внесения личного вклада совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования инновационных образовательных технологий и диссеминации передового педагогического опыта. Укомплектованность общеобразовательных организаций педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, составляет 96,54%. Однако наблюдается возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста составляет 18,15%, доля педагогов-мужчин - около 2%. Также выпускники, получившие высшее педагогическое образование, не работают по полученной специальности и как следствие - низкий уровень ротации педагогических кадров. Доля учителей в возрасте до 30 лет составляет 10,38%. Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. Повышение заработной платы учителей стало одной из целей проекта модернизации региональных систем общего образования, реализуемого с 2011 года. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" поставлена задача доведения в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, доведения к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе. По данным федерального статистического наблюдения (форма N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала") соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций за первое полугодие 2013 года к средней заработной плате в регионе составляет 102,4%. В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования расходы осуществляются за счет средств, выделенных из федерального бюджета, по направлениям: приобретение оборудования для обеспечения учебного процесса, пополнение фондов школьных библиотек, оплата повышения квалификации, профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций и учителей. Высвободившиеся средства областного бюджета в рамках субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов) Воронежской области на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях (в части финансирования общеобразовательных организаций для реализации ими государственного стандарта общего образования (учебные расходы)) направляются на увеличение заработной платы педагогических работников. Повышение уровня квалификации ведет к повышению заработной платы педагогического работника в соответствии с утвержденным положением об оплате труда. Помимо этого, проводятся мероприятия по оптимизации сети и штатных расписаний общеобразовательных организаций. С целью уменьшения неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами проводится сокращение штатных единиц прочего персонала, в том числе за счет применения механизма аутсорсинга. Все высвободившиеся в результате проводимых мероприятий денежные средства направляются на увеличение заработной платы педагогических работников. В целях стимулирования перспективных выпускников вузов педагогического профиля для их работы в государственных общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организациях в 2010 году осуществлен конкурсный отбор и финансовая поддержка лучших молодых учителей в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 568 "О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы", различные меры в региональных программах развития образования. С 2012 года реализуется проект ипотечного кредитования для молодых сельских учителей с пониженной ставкой, с минимальным первоначальным взносом и без ограничений по размерам зарплаты. Однако проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педагогических вузов в школу, но и в наличии мест для них. На обновление педагогического корпуса также влияет сильное различие доходов работающего учителя и пенсионера. При таких условиях учителя пенсионного возраста стремятся продолжать работать в школе. Поэтому в среднесрочной перспективе повышение заработной платы без решения проблемы пенсионного обеспечения может привести к замедлению качественного обновления учительского корпуса. Увеличение уровня заработной платы педагогических работников делает необходимым и своевременным введение эффективного контракта с педагогическими работниками, с учетом современных стандартов профессиональной деятельности и оценки качества образовательных услуг. Региональная система образования уделяет особое внимание развитию профессиональных компетенций учителя через выстраивания системы стимулов, обеспечивающих заинтересованность в постоянном совершенствовании. Так внедрена региональная модель оказания услуг в сфере дополнительного профессионального образования и переподготовки педагогических работников, позволяющая предоставлять каждому работнику сферы образования институциональную возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и получения профессиональной подготовки, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, позволяющая расширить перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, и перейти на персонифицированную модель повышения квалификации. Реализованы масштабные программы повышения квалификации, в том числе на базе созданной стажировочной площадки. Наряду с этим введена новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов деятельности педагогических работников и мотивацию профессионального развития, усовершенствована процедура аттестации, позволяющая объективно, прозрачно и коллегиально оценить деятельность педагога. В сфере профессионального образования в последние годы происходит незначительное увеличение численности преподавателей в возрасте до 30 лет и стабилизация данного показателя для возрастных категорий 40-49 лет и 50-59 лет. Вместе с тем возрастная структура в профессиональном образовании по-прежнему остается далекой от оптимальной. Одной из причин является низкая заработная плата педагогических работников профессиональных образовательных организаций - 75% к средней по экономике региона. В системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров. Несомненными факторами оздоровления кадровой ситуации профессиональных образовательных организаций области является разработка и внедрение принципиально новой модели управления системой профессионального образования Воронежской области, оптимизация сети профессиональных образовательных организаций региона и принятие региональной программы поддержки молодых педагогических кадров. Финансовое обеспечение образования В системе общего образования проводится модернизация, соответственно расходы на образование в расходах консолидированного бюджета Воронежской области за последние время увеличились, но не так значительно, как размер валового регионального продукта (далее - ВРП), который растет более быстрыми темпами. Так, с 2009 года по 2012 год ВРП вырос на 223,6 млрд. рублей, расходы на образование выросли на 7,782 млрд. рублей. Так как в 2012 году плановое значение показателя "Отношение расходов на образование к объему валового регионального продукта" было выполнено на 82,4%, необходимо повысить уровень инвестиций в сферу образования. Инфраструктура системы образования В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", регионального комплекса мер по модернизации системы общего образования существенно обновлена инфраструктура общего образования, состояние которой при отсутствии инвестиций в течение длительного времени достигло низкого уровня. Выделение средств на улучшение материально-технической базы образовательных организаций, закупку оборудования способствовало росту доли обучающихся в современных условиях с 55% в 2011 году до 80% в 2013 году. Все школы региона подключены к сети Интернет. Существенно улучшилось обеспечение школ современным информационно-технологическим оборудованием. Реализация проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, предусматривающего внедрение современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием. При этом сохраняется межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры современным требованиям. В некоторых школах сохраняется обучение во вторую смену. Неравенство доступа учащихся к современным условиям обучения создает угрозу для единства образовательного пространства. Приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню, соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему поддержку этой инфраструктуры. В последние годы существенно увеличились вклады в инфраструктуру профессионального образования, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Однако перевод организаций начального профессионального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень был осуществлен без достаточных вложений в развитие инфраструктуры. Совместными усилиями региона и профессиональных образовательных организаций удалось модернизировать информационно-технологическую инфраструктуру путем разработки и внедрения электронных учебно-методических пособий и создания электронных библиотек. Однако задача формирования открытой системы библиотечных ресурсов профессионального образования региона еще далека от своего решения. Институциональные и структурные реформы Отличительными особенностями региональной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы. Основными инструментами региональной политики в сфере образования в последние годы выступили: долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 N 736 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы", долгосрочная областная целевая программа "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2013-2017 годы", утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 31.08.2012 N 760 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2013-2017 годы", приоритетный национальный проект "Образование", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", проект модернизации региональной системы общего образования. Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании в проектах и программах модернизации образования на всех его уровнях стали: выявление и конкурсная поддержка лидеров и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат. В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования, основные направления которой были определены в 2000-е годы: - нормативное подушевое финансирование образовательных организаций; - система оплаты труда, ориентированная на результат; - независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме, мониторинг индивидуальных достижений обучающихся); - общественное участие в управлении образованием и оценке его качества; - публичная отчетность образовательных организаций. Результатом стало повышение ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества. Однако эти меры не привели к желаемой самостоятельности образовательных организаций, к повышению качества образования в соответствии с новыми требованиями. Не завершено формирование региональной системы оценки качества образования, не обеспечена информационная открытость результатов деятельности системы образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Отсутствие учета условий работы образовательных организаций не позволяет объективно оценивать их эффективность и распределять ресурсы поддержки. Для профессиональных образовательных организаций региона наиболее существенными в последние годы были мероприятия по реструктуризации их сети и укреплению взаимодействия профессиональных образовательных организаций с рынком труда, в контексте передачи организаций с федерального на региональный уровень подчинения. Это позволило начать разработку новой модели системы профессионального образования региона, соответствующей потребностям экономики региона в высококвалифицированных специалистах новой формации с усилением роли местных сообществ и работодателей. Модернизация структуры и содержания профессионального образования была обусловлена началом реализации федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих требованиям развития экономики страны, и переходом на многоуровневое профессиональное образование - образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Активно формируется инновационная инфраструктура в профессиональных образовательных организациях региона - победителя конкурса 2010 года модернизации программ развития профессионального образования за счет средств федеральной целевой программы "Развитие образования на 2011-2013 годы". Начиная с 2010 года одним из основных направлений в структурном преобразовании системы профессионального образования региона является создание многоуровневых и многопрофильных профессиональных образовательных организаций, а также учебных центров профессиональных квалификаций. На 1 сентября 2013 года в регионе действует 10 многоуровневых профессиональных образовательных организаций, 4 учебных центра профессиональных квалификаций (3 центра находятся в процессе формирования). С 2013 года в регионе утвержден порядок формирования государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена с учетом потребностей регионального рынка труда. Это будет способствовать реализации программ профессиональной подготовки с привлечением дополнительных субсидий профессиональным образовательным организациям на выполнение государственного задания как за счет перераспределения высвобождающихся средств, так и за счет средств социальных партнеров. Вместе с тем многие федеральные инициативы и инновации еще не вошли в повседневную практику профессиональных образовательных организаций региона, не стали стандартами и моделями повседневной деятельности образовательных организаций. Это связано с тем, что среда "агентов инновации", "проводников модернизации" в системе среднего профессионального образования находится в стадии становления. Реализация Федерального закона Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и принятие Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" должны обеспечить оформление новой институциональной модели российской системы образования. Важнейшим элементом этой модели является открытость, вовлечение общественности и всех заинтересованных субъектов. При этом в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие образования" (далее - Программа) необходимо обеспечить поддержку реализации и эффективность этой модели. Сфера государственной молодежной политики Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, которая рассматривается как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны. На территории региона проживает 538 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 24,7% от всего населения. Характерной особенностью Воронежской области является значительная доля студенческой молодежи - более 33,7%. По данным статистики, основная доля молодых людей более чем 62% проживает в городах и районных центрах. По прогнозам экспертов, численность молодежи может сократиться на территории региона на 5% и достигнуть к 2020 году 530 тыс. человек. По данным социологического опроса, проведенного департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области в июне 2010 года, 45,3% молодых людей не видят перспектив своего будущего положения, 13,4% - не уверены в своем будущем. Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам. Вместе с тем в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества: - ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения. Общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4%; - продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям, растет число беспризорных подростков; - около 30% молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в муниципальных образованиях колеблется от 10% до 20%; - молодые люди не стремятся активно участвовать в бизнесе и предпринимательстве: доля молодых предпринимателей не превышает 2-3 процентов от численности всей молодежи, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе; - происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха; - слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления; - снижается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами. В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России. В 2013 году в Воронежской области насчитывалось 224 организации дополнительного образования детей (далее - ДОД) различной ведомственной принадлежности. Однако следует отметить, что в последнее десятилетие число организаций дополнительного образования уменьшилось, произошел отток значительной части кадровых и финансовых ресурсов, уменьшилась посещаемость детьми кружков и секций. Сравнение данных мониторинга 2006 и 2011 годов показывает, что в целом в системе образования Воронежской области число программ дополнительного образования по ряду направлений, реализуемых в организациях ДОД, уменьшилось на 4,8% (наблюдается тенденция уменьшения как программ, так и самих организаций ДОД технической направленности (38%), эколого-биологической направленности (23%), туристско-краеведческой направленности (22%), при этом на 33% увеличилось количество программ художественной направленности). Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста Воронежской области составляет не более 21%. Анализ кадрового обеспечения указывает на значительную отрицательную динамику - уменьшение количества педагогических работников дополнительного образования за последние 5 лет на 40,3%. Уменьшается доля специалистов, имеющих высшее образование. Существуют значительные проблемы в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, в том числе работающих с одаренными детьми. В сфере ДОД недостаточно развиты дистанционные формы образования, требуют совершенствования новые образовательные технологии - проектные, исследовательские, профессионально-ориентированные, особенно в области технических, естественных и социальных наук. Кроме того, можно отметить недостаточное развитие материально-технической базы в соответствии с требованиями инновационной экономики, рынка труда, техносферы образования и другими современными требованиями. Более 80% зданий, находящихся в ведении организаций ДОД, нуждаются в капитальном ремонте. Оборудование, необходимое для реализации ряда программ, в том числе технической направленности, не соответствует требованиям современных технологий. Доля доходов от внебюджетной деятельности организаций ДОД характеризует возможности повышения их финансовой самостоятельности и устойчивости. Незначительное увеличение доходов от 1% до 10% характеризует проблемы финансирования системы организаций ДОД. Муниципальные образования Воронежской области пытаются сохранить право детей на бесплатное дополнительное образование, но в то же время недостаточно развивают платные услуги и внебюджетную деятельность. В современной социально-экономической и нормативно-правовой ситуации большая нагрузка ложится на местный бюджет, который во многих муниципальных районах Воронежской области не справляется с новыми задачами развития системы ДОД. В настоящее время остается актуальным решение следующих задач: - становление системы выявления и развития детской одаренности на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности; - поддержка деятельности организаций дополнительного образования детей, решение кадровых вопросов в организации работы с одаренными детьми; - формирование информационной базы данных о существующих творческих и интеллектуальных ресурсах школьников Воронежской области; - материальное стимулирование детей и учащейся молодежи - победителей областных конкурсов, фестивалей, смотров и соревнований по различным направлениям интеллектуальной и творческой деятельности; - совершенствование содержания, форм и методов работы с талантливой молодежью, придание ей системного характера; - поддержка деятельности сообществ талантливой молодежи, которые реализуют проекты по направлениям: социально значимая и общественная деятельность, художественное творчество, любительский спорт; - обеспечение участия одаренных детей и талантливой молодежи в международных, всероссийских, региональных конкурсах, олимпиадах и иных мероприятиях. Остается актуальным совершенствование процесса включения образовательных организаций в решение задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок молодого поколения. Так в Воронежской области реализация комплекса мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, имеет свои положительные результаты: увеличилось количество клубов патриотической направленности и подростков, вовлеченных в их деятельность, увеличилось количество детей и молодежи, вовлеченных в различные мероприятия, направленные на становление гражданственности и патриотизма, формируется методическая база, система подготовки педагогических работников данной сферы. Что касается межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде, то в целом этноконфессиональная ситуация в Воронежской области характеризуется стабильным развитием, которое сохраняется благодаря сложившейся в предыдущие годы системе мероприятий по противодействию и профилактике экстремизма и конструктивной деятельности большинства национальных диаспор и общественных организаций. Настораживает увеличение количества участников молодежных движений деструктивной и радикальной направленности и субкультур (в текущем году выявлено более 80 активных участников). Наблюдаются националистические настроения в среде футбольных фанатов. Имеет место процесс исламизации коренного населения области. Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков: - ограничение доступа к качественным услугам дополнительного образования детей в отдельных муниципальных образованиях; - снижение потенциала образования как канала вертикальной социальной мобильности; - неудовлетворенность населения качеством образовательных услуг; - недостаточный уровень сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся, рост числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде. Сфера организации отдыха, оздоровления детей и молодежи На сегодняшний день численность детей школьного возраста составляет около 190000 человек. Услуги по отдыху и оздоровлению в условиях стационарного детского лагеря и лагерей дневного пребывания получают около 60000 детей ежегодно, что составляет 31,5% от общей численности. Учитывая планируемое увеличение детей школьного возраста (в связи с тенденцией к росту рождаемости, по данным Минздравсоцразвития), с целью сохранения и увеличения количества предоставляемых услуг необходимо к 2015 году создать условия для отдыха и оздоровления с учетом имеющихся возможностей развития материально-технической базы как минимум для 93000 детей. На сегодняшний день вместимость загородных детских оздоровительных лагерей составляет 3036 детей в год. Проведенный анализ показывает, что в рассмотренных муниципальных детских оздоровительных лагерях возможно проведение реконструкции и капитального ремонта с доведением числа отдохнувших в них детей до 8930 в год. В 2013 году объем средств на оздоровление и отдых детей из федерального, областного, местного бюджета, из средств организаций, профсоюзных организаций, средств спонсоров, родителей составил 587654 тыс. рублей. Всего в областном бюджете на оздоровление и отдых детей в 2013 году предусмотрено: средств областного бюджета - 497905 тыс. рублей, что на 28% больше, чем в 2012 году, федерального - 50232 тыс. рублей, муниципального - 47430 тыс. рублей, внебюджетных средств - 14719 тыс. рублей, средств родителей - 19100 тыс. рублей, средств профсоюзов - 8500 тыс. рублей. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|