Расширенный поиск
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2016 № 423
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. № 423 г. Кемерово
О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 №376 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014-2018 годы»
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Кемеровской области от 08.12.2015 №113-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (в редакции законов Кемеровской области от 28.12.2015 № 132-ОЗ, от 26.02.2016 № 8-ОЗ, от 05.05.2016 № 29-ОЗ, от 03.06.2016 № 33-ОЗ, от 12.07.2016 № 56-ОЗ, от 12.08.2016 № 65-ОЗ), постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2013 № 58 «Об утверждении Положения о государственных программах Кемеровской области» Коллегия Администрации Кемеровской области
постановляет:
1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 №376 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014 - 2018 годы» (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 №573, от 28.02.2014 №88, от 04.07.2014 №261, от 24.09.2014 №391, от 29.12.2014 №529, от 26.03.2015 №66, от 18.05.2015 №143, от 23.07.2015 №239, от 29.09.2015 №316, от 08.12.2015 №402, от 15.03.2016 №74, от 07.04.2016 №113, от 19.08.2016 №328) следующие изменения: 1.1. В заголовке и пункте 1 цифры «2018» заменить цифрами «2019». 1.2. Пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по инвестициям и инновациям) В.Н. Чернова.». Государственную программу Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014 – 2018 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области». 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по инвестициям и инновациям) В.Н. Чернова. 4. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу. Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 20172019 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части планового значения целевого показателя (индикатора) на 2017-2019 годы (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Губернатор Кемеровской области А.М. Тулеев
Приложение к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 октября 2016 г. № 423
Государственная программа Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014 – 2019 годы
Паспорт государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014 - 2019 годы
1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем
Кемеровская область является крупнейшим индустриальным субъектом Российской Федерации, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и страны в целом. Сегодня на долю Кемеровской области приходится 58,7 процента добычи всех углей в России, 73,7 процента добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей - 100 процентов. Кроме того, Кемеровская область для России это: 10,9 процента стали, 11 процентов сортового стального проката, 19,7 процента кокса, 15 процентов аммиачной селитры, 48,2 процента подъемников и конвейеров непрерывного действия для подземных работ, более 12 процентов капролактама, 70 процентов общероссийского экспорта угля. Кемеровская область имеет торговые отношения с 98 странами мира и отправляет в 89 стран 71 вид товарных групп, среди которых: уголь, кокс, прокат, алюминий, цемент, азотные удобрения, пластмассы, электротехническая продукция, продукция тяжелого машиностроения и другие. К основным конкурентным преимуществам Кемеровской области следует отнести: высокий уровень развития промышленности; высокую обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами; наличие значительного потенциала постепенного снижения зависимости областного бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета; сохранение позитивной динамики ряда макроэкономических показателей, перспективы сохранения и расширения положительной динамики в долгосрочном периоде; развитую инфраструктуру (плотная разветвленная сеть дорог, развитые городские агломерации и т.д.). Экономика Кемеровской области характеризуется ярко выраженной промышленной ориентированностью. При этом основной вклад в промышленное производство вносят угольная промышленность и металлургия. Невысокий уровень отраслевой диверсификации экономики обусловливает зависимость от нестабильной конъюнктуры мировых товарных рынков. В 2012 году ситуация в мировой экономике ухудшилась, что достаточно быстро сказалось на темпах экономического роста Кемеровской области, в результате чего снизились поступления доходов в областной бюджет. Экономические тенденции 2015 года складывались под воздействием усилий Российской Федерации по преодолению шокового воздействия падения цен на нефть и экономических санкций на экономику и государственные финансы. В течение первого этапа адаптации экономики резко снизились доходы, что привело к снижению потребительского и инвестиционного спроса. В результате, в 2015 году реальный ВВП России сократился на 3,7 процента. Второй шок, спровоцированный падением цен на нефть, пришелся на начало августа 2015 года, в результате чего ожидаемое восстановление экономики было отложено. Таким образом, динамика развития экономики при существующей структуре производства свидетельствует о сохранении высокой доли монозависимости экономики области и определяет наличие дополнительных задач, которые органам власти Кемеровской области и региональному бизнесу необходимо решать во взаимодействии. Одной из первоочередных задач является активизация работы, направленной на развитие обрабатывающих производств, сферы услуг, инновационного сектора, что приведет к повышению уровня диверсификации экономики региона. В Кузбассе имеются все возможности для создания замкнутых циклов по производству продукции высокого передела в угольной промышленности, развития углехимических комплексов, создания мини-электростанций на бортах шахт и разрезов, а также развития лесопереработки, туризма.
1.1. Инвестиционный климат
По совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов Кемеровская область является уникальным и инвестиционно привлекательным субъектом Российской Федерации. Кузбасс в настоящее время - один из лидеров по объему инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа и России в целом. В области проводится активная политика, направленная на привлечение инвестиций. По итогам 2015 года в экономику региона привлечено 162,06 млрд. рублей инвестиций. По объему инвестиций в основной капитал Кемеровская область заняла 25-е место в Российской Федерации и 3-е место в Сибирском федеральном округе. В 2015 году каждый рубль, направленный на государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов Кемеровской области, привлек 12,1 рубля частных инвестиций в реализацию данных проектов. За 2015 год, по данным Центрального банка Российской Федерации, в Кемеровскую область поступило 697 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций. В первом полугодии 2014 года завершено внедрение 15 требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, разработанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». С 2015 года ведется мониторинг исполнения Стандарта. Наиболее актуальные положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, реализованные в Кемеровской области: разработаны и приняты Стратегия привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года, инвестиционный меморандум Кемеровской области на 2013 и последующие годы; функционирует совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области; функционирует на русском, английском, немецком и китайском языках интернет-портал keminvest.ru, который специализируется на предоставлении полной информации инвесторам; внедрен институт оценки регулирующего воздействия; осуществляет деятельность ГКУ Кемеровской области «Агентство по привлечению и защите инвестиций», которое работает по принципу «одного окна»: оказывает инвесторам консультации, юридическую помощь, помогает получить разрешения и согласования. С октября 2014 года в регионе реализуется общероссийский проект «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» (далее - Национальный рейтинг). По итогам 2015 года в Национальном рейтинге Кемеровская область заняла 27-е место в Российской Федерации (вошла в группу регионов с комфортными условиями ведения бизнеса) и 3-е место в Сибирском федеральном округе. В 2017 году работа по проведению Национального рейтинга будет продолжена. В 2016 году международное рейтинговое агентство FitchRatings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Кемеровской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Агентство также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне «A+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». В Кемеровской области действует ряд региональных законов, способствующих повышению инвестиционной привлекательности Кемеровской области, которые гарантируют инвесторам: снижение налога на прибыль с 18 процентов до 13,5 процента; освобождение от налога на имущество организаций; снижение до 5 процентов ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения. Государственная поддержка предоставляется инвесторам различных категорий - субъектам инвестиционной деятельности, участникам зон экономического благоприятствования, инноваторам, товаропроизводителям. Отношения, связанные с государственной поддержкой инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, регулируются следующими законами Кемеровской области: Закон Кемеровской области от 02.07.2008 № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области»; Закон Кемеровской области от 02.07.2008 № 66-ОЗ «Об инновационной политике Кемеровской области»; Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 99-ОЗ «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения»; Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования»; Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области»; Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 97-ОЗ «Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам»; Закон Кемеровской области от 29.06.2009 № 79-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства»; Закон Кемеровской области от 28.01.2010 № 5-ОЗ «О налоговых льготах резидентам технопарков и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области»; Закон Кемеровской области от 08.07.2010 № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования»; Закон Кемеровской области от 23.07.2013 № 89-ОЗ «О промышленной политике Кемеровской области»; Закон Кемеровской области от 23.07.2013 № 90-ОЗ «Об Инвестиционном фонде Кемеровской области»; Закон Кемеровской области от 06.05.2015 № 32-ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения»; Закон Кемеровской области от 25.05.2011 № 64-ОЗ «О налоговых льготах организациям, осуществляющим деятельность по переработке отходов на территории Кемеровской области»; Закон Кемеровской области от 25.12.2014 № 143-ОЗ «О налоговой льготе в 2015 - 2016 годах отдельным организациям металлургического производства»; Закон Кемеровской области от 26.12.2012 № 131-ОЗ «О налоговой льготе организациям, осуществляющим деятельность по добыче железных руд»; Закон Кемеровской области от 08.07.2016 № 52-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, размещаемые на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для предоставления юридическим лицам в аренду без проведения торгов». Как показала практика, для государства более эффективно и экономически выгодно строить инженерную и дорожную инфраструктуры для целой группы компаний одной отрасли, сконцентрированных в одном месте. Инструментом, решающим данные задачи, на региональном уровне является создание зон экономического благоприятствования. Действующим законодательством Кемеровской области предусматривается создание в регионе зон экономического благоприятствования (далее также - ЗЭБ) 4 типов: промышленно-производственного, агропромышленного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного. Координацию деятельности участников ЗЭБ и реализацию плана развития ЗЭБ осуществляют управляющие компании. Впервые на практике этот подход был опробован при реализации программ модернизации кузбасских моногородов. В отдельных муниципальных образованиях на одной площадке локализован ряд ключевых смежных проектов из одной отрасли: г. Ленинск-Кузнецкий - конвейерные системы, переработка промышленных отходов; г. Таштагол - туристический комплекс; г. Юрга - индустриальное домостроение и производство строительных материалов; г. Новокузнецк - обрабатывающее производство. В результате в 2010 - 2015 годах было создано 4 ЗЭБ (в конце 2010 года появились зоны в Таштагольском муниципальном районе, Юргинском и Ленинск-Кузнецком городских округах, с 01.01.2015 - в Новокузнецком городском округе). В 2015 году общее количество резидентов в 3 зонах экономического благоприятствования составило 12. На территории зон уже реализуются крупные инвестиционные проекты общей стоимостью более 7,5 млрд. рублей. Практически все эти проекты были включены в комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов. Приоритетные инвестиционные направления развития - «точки роста» экономики Кемеровской области. Инвестиции в основном сосредоточены по 5 приоритетным направлениям - «точкам роста» экономики Кемеровской области, которые способны изменить структуру региональной экономики и обеспечить уход от монозависимости: 1. Развитие метано-угольной отрасли В Кемеровской области создается новая метано-угольная отрасль, развитие которой обеспечивает получение нового ценного энергоносителя и безопасность шахтерского труда. Запасы метана в Кемеровской области составляют 13 трлн. куб. метров, это соответствует 9 процентам общемировых и 26 процентам российских разведанных запасов газа. ООО «Газпром добыча Кузнецк», которое является резидентом ОАО «Кузбасский технопарк» (далее также - Кузбасский технопарк), реализует проект по организации промышленной добычи метана. К 2025 году угольный газ должен полностью заменить поставки в Кемеровскую область природного газа с месторождений северо-запада Сибири. Из Кемеровской области газ будет поставляться в субъекты Российской Федерации юга Западной Сибири. С 2010 года в проект вложено более 7,3 млрд. рублей инвестиций, добыто свыше 58 млн. куб. метров газа. В настоящее время на метане работают 3 модульные тепловые электростанции, произведено электроэнергии из газа 3,8 МВт-ч, для заправки автомобилей газом построены газозаправочные станции, начато строительство модульной высокотехнологичной установки производительностью 1,5 тонны сжиженного газа в час, на газ переоборудовано 106 единиц автотранспорта. Общий объем инвестиций в проект составляет 67,7 млрд. рублей. 2. Развитие нефтеперерабатывающей отрасли На севере области (Яйский муниципальный район, Анжеро-Судженский городской округ, Тяжинский муниципальный район) ведется строительство 3 нефтеперерабатывающих заводов: 1) Яйский нефтеперерабатывающий завод (АО «НефтеХимСервис»). Запущен первый этап первой очереди мощностью 3 млн. тонн нефти в год, инвестировано 18,7 млрд. рублей, создано 527 новых рабочих мест, начата реализация второго этапа строительства завода; 2) нефтеперерабатывающие заводы на базе технологических площадок ООО «Анжерская нефтегазовая компания» и ООО «НПЗ «Северный Кузбасс» (ЗАО «Управляющая компания «Кем-Ойл»). Инвестировано 11 млрд. рублей, создано 440 новых рабочих мест; 3) ООО «Итатский нефтеперерабатывающий завод». Реализовано три этапа, инвестировано 420 млн. рублей, на предприятии работает 120 человек. Ввод в эксплуатацию всех технологических установок позволит увеличить глубину переработки нефти до 92,1 процента. К началу 2016 года в развитие отрасли вложено около 35 млрд. рублей инвестиций, а до 2022 года будет инвестировано еще 30 млрд. рублей. Это позволит обеспечить более половины потребности Кузбасса в горюче-смазочных материалах и выйти на рынки соседних регионов. 3. Формирование углехимического кластера В Кемеровской области развивается инновационный кластер комплексной переработки угля и техногенных отходов, который направлен на создание принципиально нового вида экономической деятельности на стыке органической химии, химического материаловедения, коксохимии, в котором каменный и бурый угли являются первой (исходной) стадией в цепочке по формированию добавленной стоимости. Россия может сохранить свое технологическое лидерство в сфере глубокой переработки углей, обладая большим перечнем готовых к внедрению технологий, которые локализованы на предприятиях и в научно-исследовательских организациях Кузбасса. Якорными предприятиями данного кластера являются ОАО «Кокс» и КОАО «Азот». Их дополняют два десятка малых инновационных предприятий, которые производят углеродные материалы, перерабатывают отходы, и единственные в России академические институты угля и углехимии (например, Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН), профильные высшие учебные заведения, несколько специализированных проектных организаций. Всего на предприятиях действующего углехимического кластера занято 26 тыс. человек (2 процента от экономически активного населения в Кемеровской области). Современные технологии позволяют производить из угля более 130 видов химических полупродуктов, которые в дальнейшем используются для производства свыше 5 тыс. видов продукции. В результате глубокой переработки угля и техногенных отходов в рамках кластера планируется получать более 100 различных продуктов углехимии, среди которых: кокс, полукокс и коксовый газ; химические продукты (бензолы, фенолы, крезолы); углеродные материалы (сорбенты, волокна, пеки, нанотрубки); бензин, строительные и углеродные материалы. В 2012 году по итогам конкурса пилотных программ развития инновационных кластеров в Министерстве экономического развития Российской Федерации решением Правительства Российской Федерации кузбасский кластер «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» включен в число 25 лучших проектов страны. 4. Развитие туристского кластера В Таштагольском муниципальном районе создана зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа «Горная Шория», развивается международный курорт круглогодичного функционирования. Реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию горнолыжного комплекса и развитию туристической инфраструктуры. С 2000 года в развитие курорта вложено более 10 млрд. рублей, построено 168 объектов (подъемники, пункты проката, гостиницы, кафе и рестораны), создано два десятка горнолыжных трасс мирового уровня общей протяженностью 42 км, работает детский подъемник для катания с горы на «ватрушках», а также действует единый ски-пасс (магнитная карта, позволяющая пройти через турникет на территорию лыжной станции, где можно пользоваться любым подъемником и спуститься неограниченное количество раз по любой трассе). С 2016 по 2020 годы в развитие курорта планируется вложить еще более 1 млрд. рублей. Крупнейшие инвестпроекты: строительство гостиничного комплекса круглогодичного функционирования на 300 мест (инвестор - ООО «Альпен-Клаб»). Объем инвестиций - 800 млн. рублей; строительство гостинично-туристического комплекса «Каскад» (инвестор – группа компаний «Каскад»). Объем инвестиций – 700 млн. рублей; строительство транспортно-пересадочного узла СТК «Шерегеш» (автомобильная и автобусная парковки, автобусная станция, транспортная канатная дорога гондольного типа от транспортно-пересадочного узла до горы Зеленая, сервисная зона, вертолетная площадка; инвесторы – ООО «Канатные дороги Шерегеша», ООО «ГК «Берлога», индивидуальные предприниматели и физические лица, ООО «Хеливейл»). Объем инвестиций – 2,5 млрд. рублей; развитие горнолыжного комплекса в секторе «Е» (инвестор – ХК «Кем-Ойл»). Объем инвестиций – 500 млн. рублей. 5. Развитие инноваций Во взаимодействии с АО «Кузбасский технопарк» (г. Кемерово) резиденты реализуют инновационные проекты в сфере производства углеродных материалов, производства средств безопасности ведения горношахтных работ, информационных технологий и другие проекты. Также на базе Кузбасского технопарка развивается биомедицинский кластер по производству биоматериалов и биопротезов для сердечно-сосудистой хирургии (якорное предприятие ЗАО «НеоКор»).
Иностранные инвестиции в Кемеровской области Кемеровская область прежде всего интересна тем иностранным инвесторам, которым регион интересен как рынок, - это производители горношахтного оборудования. Так, в Кемеровской области реализуются проекты крупных известных мировых компаний. Например, построены центры технической поддержки Komatsu (Япония, представитель ООО «Комацу СНГ»), Joy (США, представитель ООО «Джой Глобал»), продолжается создание сервисных центров компаний Liebherr (Германия), KopexMachinery (Польша, представитель ООО «Копекс-Сибирь»). Также на территории Кемеровской области реализуются проекты с иностранным участием и в других отраслях: ЗАО «Карбо-ЦАКК» - производство полимерных ампул, сухих смесей для возведения водоупорных и взрывоустойчивых перемычек, материалов для изоляции и заполнения пустот, ПУР-патронов (Германия); ООО «Вэйда» - строительство комплекса для сушки пиломатериала (Китай).
Структура инвестиций Распределение инвестиций по территориям неравномерное, преобладают «столичные» и «угольные» городские округа и муниципальные районы. В 2015 году на долю шести лидирующих муниципальных образований (город Кемерово, Новокузнецкий, Ленинск-Кузнецкий, Беловский, Междуреченский и Полысаевский городские округа) приходилось 45 процентов всех инвестиций, на долю пяти лидирующих муниципальных районов (Кемеровского, Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецкого, Прокопьевского, Яйского) - 33 процента. Таким образом, более трех четвертей инвестиций осуществлены в трети (11 из 34) муниципальных образований. Такое распределение инвестиций по территориям является следствием распределения инвестиций по видам экономической деятельности. Так, в 2015 году среди крупных и средних предприятий почти половина (46,3 процента) инвестиций направлены в сферу добычи полезных ископаемых и производство и распределение электроэнергии, газа и воды, седьмая часть (14,6 процента) - обрабатывающие производства. Среди обрабатывающих производств основные инвестиции приходились на производство кокса, нефтепродуктов (5 процентов) и металлургическое производство (4 процента). Необходимо постоянно демонстрировать наиболее привлекательные стороны региона с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы. Создаваемый с ее помощью имидж региона следует при этом рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциального покупателя (инвестора) чувство доверия. Мероприятия, направленные на привлечение инвестиций и развитие инвестиционного климата, включены в подпрограмму «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Государственной программы. Подпрограмма призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики государственными органами исполнительной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, что будет способствовать увеличению объемов инвестиций в основной капитал, экономическому росту, повышению социальной стабильности. Мероприятия подпрограммы разработаны во исполнение положений, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», которым определена необходимость принятия мер по увеличению объема инвестиций в экономику и доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте.
1.2. Инновационное развитие
Кемеровская область - крупнейший промышленный (в первую очередь угледобывающий) субъект Российской Федерации, самостоятельное научно-техническое, технологическое и техническое обеспечение развития промышленного потенциала которого является вопросом национальной безопасности. Активизация процесса внедрения инноваций и модернизация традиционных секторов экономики являются обязательными предпосылками эффективного инновационного развития территорий. В Кемеровской области существует значительный резерв для данного типа модернизации. Поскольку основу структуры показателя «Валовой региональный продукт» (ВРП) составляет угольная промышленность и металлургия, то, безусловно, наибольший добавочный продукт можно получить именно в этих отраслях. Импульс развитию новых производств, за которыми не стоит такого крупного объема накопленных долговременных инвестиций, как за традиционными секторами, способно дать именно внедрение инновационных технологий, позволяющих предприятиям конкурировать, опираясь прежде всего на повышенное качество товаров и услуг, а не на повышенные сверхприбыли, определяемые доступом к месторождениям минеральных ресурсов, особым положением на рынке и т.д. Региональная инновационная политика строится в рамках национальной инновационной политики. Однако существует ряд экономико-правовых проблем формирования эффективной инновационной системы как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Общегосударственные проблемы обусловлены влиянием следующих факторов: преимущественно точечный характер государственных проектов и программ инновационного развития экономики; недостаточный уровень правового обеспечения инновационного развития, нуждающиеся в доработке механизмы реализации норм государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности, непроработанность правового механизма привлечения средств (кроме бюджетных) в научно-техническую и инновационную сферы; отсутствие интереса к инновационной деятельности со стороны инвесторов, их ориентация на быстрый результат; низкий уровень статистики инноваций, не всегда пригодный для принятия эффективных хозяйственных решений. Региональная группа проблем связана с действием следующих факторов: слабая регламентация механизмов взаимодействия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; незавершенность этапа становления механизмов взаимодействия органов государственной власти Кемеровской области с субъектами инновационной деятельности. Органам государственной власти Кемеровской области необходимо провести масштабную комплексную работу по решению наиболее остро стоящих проблем регионального развития, сглаживанию воздействия отрицательных глобальных и общенациональных тенденций. В связи с этим в Кемеровской области реализуется комплексный подход при развитии инновационной экономики, который выражается в формировании эффективной региональной инновационной системы. Модернизация существующих предприятий в Кузбассе должна привести к существенному изменению следующих показателей: повышение производительности труда; снижение себестоимости готовой продукции; использование энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий; повышение безопасности труда (что особенно актуально для угольной промышленности). Вместе с тем инновационное развитие региона включает комплекс мер по созданию экономики, опирающейся как на модернизированные традиционные сектора, развитую транспортную инфраструктуру, так и на отрасли «новой экономики» - «экономики знаний». На современном этапе развития экономике Кемеровской области свойственны как общие с Российской Федерацией тенденции, так и специфические черты, связанные с особой ролью региона как крупного территориально-производственного комплекса Западной Сибири и России. Анкетирование руководителей инновационных предприятий Кемеровской области показало, что для их компаний самая большая угроза - ухудшение макроэкономической конъюнктуры наряду с возможными неблагоприятными изменениями в законодательстве. Решение существующих проблем требует реализации с помощью программных методов системы мер, направленных на превращение инновационной составляющей в ведущий фактор конкурентоспособности всех сегментов региональной экономики. Положительный эффект возможен только при инициировании и поддержке стратегии инновационного развития Кемеровской области органами государственной власти и координации усилий всех участников инновационного процесса. Участниками инновационного процесса в Кемеровской области, способными при этом выступить в качестве субъектов реализации Концепции инновационного развития Кемеровской области, являются: 1) предприятия - субъекты инновационной деятельности: высокотехнологичные компании, ассоциации фирм наукоемкого бизнеса (Кузбасская ассоциация переработчиков отходов), клубы инноваторов; 2) органы государственной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области; федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере[1][1], ОАО «Российская венчурная компания», а также иные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законодательством; 3) организации региональной инновационной инфраструктуры, включая перспективно заявляемые структуры: венчурный фонд, Фонд посевного инвестирования, Кузбасский технопарк, центры трансфера технологий, а также фонды поддержки малого и среднего бизнеса, поддержки молодежных инициатив, инвестиционные агентства, организации банковского сектора, представительства крупных иностранных компаний и фирм; 4) субъекты научной и научно-технической деятельности: научные организации, образовательные учреждения, Кемеровский центр научно-технической информации (Кемеровский ЦНТИ) и прочие. Кроме того, специфическими игроками на региональном уровне выступают такие организации, как Кузбасская торгово-промышленная палата, общественная палата Кемеровской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (Кемеровостат) и др. В качестве предпринимательских субъектов инновационной деятельности в Кемеровской области выступают несколько категорий внедренческих предприятий. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» в вузах Кемеровской области на 01.01.2013 было создано 46 малых инновационных предприятий. Инновационная система Кемеровской области обеспечена достаточно развитой инновационной инфраструктурой: с 2008 года действует Кузбасский технопарк, который включает центр трансфера технологий, экспертный совет, молодежный экспертный совет. Кузбасский технопарк является официальным представителем Фонда развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) и венчурным партнером ОАО «Российская венчурная компания». Кроме того, в здании бизнес-инкубатора Кузбасского технопарка, официальное открытие которого состоялось 15.04.2011 при участии Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, размещается в среднем 30-35 в год инновационных компаний, не считая сервисных организаций. В бизнес-инкубаторе инновационным компаниям на стадии инкубирования офисные помещения и значимые для бизнеса элементы материально-технической базы предоставляются на льготных условиях. К услугам сервисных организаций резиденты имеют доступ по ценам на 20 - 30 процентов ниже рыночных. Всего же в здании (общей площадью более 11 тыс. квадратных метров) созданы все необходимые условия для размещения порядка 100 инновационных и сервисных компаний. Таким образом, с учетом носителей официального статуса резидентов Кузбасского технопарка, инновационных компаний, базирующихся в бизнес-инкубаторе, и предприятий, созданных в рамках Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», в Кемеровской области насчитывается порядка 110 высокотехнологичных внедренческих компаний. Рост числа инновационных предприятий во многом стал результатом работы исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, бизнес-сообществ и общественности в целом в направлении создания благоприятной инновационной среды в регионе. Действующая в Кемеровской области система законов и иных нормативных правовых актов, касающихся государственной поддержки инновационной деятельности, позволяет говорить о наличии гибкого пакета мер содействия и защиты интересов инноваторов. Помимо мер, предусмотренных областными законами, региональный бюджет осуществляет поддержку внедрения инновационных технологий через реализацию ряда специально разработанных и принятых программ. Программа научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области принята 03.02.2009 на совместном заседании Коллегии Администрации Кемеровской области и президиума СО РАН, одобрена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2009 № 68-р «О содействии в реализации Программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области» и включает 118 проектов разной степени готовности по 16 приоритетным направлениям. Тематика представленных проектов: глубокая переработка угля; научное и технологическое обеспечение развития химии и углехимии; развитие Западно-Сибирского металлургического комплекса, обеспечение производства машин и оборудования для добычи полезных ископаемых; проекты развития городских агломераций Кемеровской области; анализ состояния и выработка рекомендаций для решения демографических и экологических проблем Кемеровской области; вопросы повышения эффективности фундаментальной и прикладной науки Кузбасса. Порядка 35 проектов принадлежат к группе «А» - разработки высокой инновационной готовности для реализации в опытно-промышленном и промышленном масштабе. В целях обеспечения взаимосвязи мероприятий по созданию благоприятной среды для субъектов инвестиционной и инновационной деятельности и обеспечению проведения последовательной и эффективной инновационной политики исполнительными органами государственной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления в качестве комплексного плана действий разработана подпрограмма Государственной программы «Стимулирование инноваций». Основные мероприятия указанной подпрограммы: разработка и совершенствование мер стимулирования проведения научно- исследовательских и проектно-изыскательных работ; создание технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области; создание инновационно-образовательного комплекса в рамках технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области; организация разработки проектной документации инновационных проектов. Реализация указанной подпрограммы позволит сконцентрировать ресурсы на решении ключевых научных и технологических проблем, а также будет способствовать повышению роли науки и технологий в развитии Кемеровской области.
1.3. Экономика моногородов Кемеровской области
Реализация указанной подпрограммы предусмотрена в городах Кемеровской области, отвечающих критериям отнесения к монопрофильным муниципальным образованиям. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2014 № 1398-р в Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) от Кемеровской области включено 24 монопрофильных муниципальных образования, из которых к категории 1 «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций)» отнесены девять – Анжеро-Судженск, Гурьевск, Прокопьевск, Калтан, Киселевск, Мундыбашское городское поселение, Юрга, Салаирское городское поселение, Таштагол. При этом в числе особенностей существующей структуры экономики Кузбасса необходимо учитывать доминирование добычи полезных ископаемых и обрабатывающих отраслей с низким переделом продукции и преобладание городов с монопрофильной структурой экономики. Основным видом деятельности большинства моногородов Кемеровской области является добыча угля. Исторически сложилось, что шахты и рудники «обрастали» поселениями. Впоследствии, по мере роста объемов производства и увеличения численности населения, эти поселения трансформировались в города. Кроме того, при становлении рыночной экономики в 90-х годах прошлого века с рынка был вытеснен ряд неконкурентоспособных предприятий или их позиции были существенно ослаблены. Так, в Кузбассе значительно сдали свои позиции машиностроение, легкая и текстильная промышленность, производство мебели. Практически прекратилось производство фарфоровых изделий, игрушек, пианино «Кузбасс», табачных изделий. Угольная промышленность, наоборот, существенно повысила уровень своей конкурентоспособности, и, соответственно, ее доля в общем объеме промышленного производства области возросла. При этом существующие в моногородах другие виды экономической деятельности, прежде всего машиностроение и транспорт, тесно и напрямую связаны с деятельностью доминирующей отрасли. Финансово-экономический кризис 2008-2010 годов, ухудшение ценового фактора на мировых рынках в 2013 году наглядно показали существующие экономические диспропорции, в том числе опасность для устойчивого развития монопрофильной структуры экономики. Так, за период с 2008 по 2013 год как нерентабельные прекратили производственную деятельность 38 предприятий и производств в 14 моногородах области. В пик кризиса уровень зарегистрированной безработицы в моногородах области превышал 6 процентов. С 2010 года пять лет идет падение цен на уголь. За это время экспортные цены на российский энергетический уголь в долларах снизились в 1,6 раза, на коксующийся – в 2,2 раза. Цена в рублях на уголь с учетом девальвационного эффекта снизилась на 21 процент. Наиболее сложная социально-экономическая ситуация наблюдалась в моногородах Юрге и Анжеро-Судженске. Вследствие резкого ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках угля финансовое положение угольных предприятий Кемеровской области - основных потребителей машиностроительной продукции - существенно осложнилось. В связи с этим угледобывающие предприятия приостановили реализацию своих инвестиционных программ и заказы на поставку машиностроительной продукции. В результате в городе Юрге на градообразующем предприятии - Юргинском машиностроительном заводе - сложилась критическая ситуация: численность работающих на заводе по состоянию на 01.07.2016 составила 2910 человек, с начала 2013 года численность работающих уменьшилась на 2725 человек (в том числе только за первое полугодие 2016 года уменьшение численности составило 365 человек), к концу 2016 года прогнозируется снижение численности работающих до 2600 человек; объемы производства по итогам первого полугодия 2016 года сократились на 70 процентов по сравнению с уровнем 2012 года. В моногороде Анжеро-Судженске тяжелое положение сложилось в градообразующей отрасли по добыче угля. С момента реструктуризации угольной промышленности в городе закрыто 11 угольных предприятий, потеряно порядка 16 тыс. рабочих мест. На смежном предприятии ООО «Обогатительная фабрика «Анжерская» объем заявок на поставку угольного концентрата снизился в 2 раза, загрузка упала до половины мощностей. На сопутствующем предприятии угольной промышленности ОАО «Анжерский машиностроительный завод» в результате снижения спроса на продукцию со стороны угольных компаний уровень загрузки мощностей не превышает 50 процентов. Идет постепенное сокращение численности работников, сегодня численность занятых не превышает 450 человек. В Анжеро-Судженске уровень безработицы возрос до 2,7 процента. Инерционный сценарий развития ситуации - замедление реализации инвестиционных проектов в сфере экономики - способен привести к дестабилизации экономической ситуации в муниципальных образованиях и резкому обострению ситуации на рынке труда: возможный рост безработицы - от 3 до 10 раз. Для нивелирования рисков падения муниципальной экономики моногородов, обеспечения диверсификации экономики моногородов и создания новых рабочих мест разработан комплекс мероприятий, которые включены в подпрограмму «Модернизация экономики моногородов Кемеровской области» Государственной программы. Они реализуются в следующих направлениях: повышение эффективности производства на действующих предприятиях; реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов; развитие инфраструктуры, необходимой для реализации ключевых инвестиционных проектов, направленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов; развитие малого и среднего бизнеса; поддержание стабильности на рынке труда моногородов; создание комфортных и безопасных условий для проживания в моногородах. Мероприятия подпрограммы разработаны в соответствии с приоритетами государственной политики по поддержке (модернизации) экономики монопрофильных муниципальных образований. Приоритетными направлениями являются: субсидирование бюджетов Российской Федерации в целях реализации программ реструктуризации монопрофильных муниципальных образований; субсидирование бюджетов субъектов Российской Федерации на создание объектов инфраструктуры; содействие занятости населения: содействие трудоустройству незанятых инвалидов; переселение граждан из аварийного жилья, капитальный ремонт многоквартирного жилищного фонда; грантовая и иная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса и т.д. Основные направления вложения средств областного бюджета осуществляются в рамках реализации государственных программ Кемеровской области: строительство объектов инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов – в рамках государственной программы Кемеровской области «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Кузбасса» на 2014 - 2019 годы (утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.10.2013 № 458); развитие малого бизнеса - в рамках государственной программы Кемеровской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области» на 2014-2019 годы (утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2013 № 413); мероприятия по содействию занятости населения - в рамках государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на 2014 - 2018 годы (утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 № 467); капитальный ремонт жилищного фонда - в рамках государственной программы Кемеровской области «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Кузбасса» на 2014 - 2019 годы (утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.10.2013 № 458); переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и строительство социальной инфраструктуры - в рамках государственной программы Кемеровской области «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» на 2014 - 2019 годы (утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 № 461). С целью стимулирования развития экономики моногородов в Кемеровской области реализуется комплекс мер поддержки, которые регламентируются законами Кемеровской области от 23.07.2013 № 88-ОЗ «О моногородах», от 23.07.2013 № 89-ОЗ «О промышленной политике Кемеровской области», от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», от 08.07.2010 № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования», от 26.11.2008 № 97-ОЗ «Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам», от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования», от 29.06.2009 № 79-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства» и другими.
1.4. Развитие глубокой переработки угля (углехимического кластера)
Уголь - один из базовых элементов современного мирового топливно-энергетического баланса. При этом данное полезное ископаемое является уникальным материалом, на основе которого может быть получен широкий спектр различных продуктов: от электрической энергии до медицинских препаратов и топлива для космических ракет. В настоящее время на территории России сосредоточена пятая часть общемировых доказанных запасов угля. Российская Федерация сейчас имеет все необходимые основания и ресурсы для того, чтобы в современном мире закрепить за собой статус передовой угольной державы, поставив во главу применение высоких технологий в добыче и переработке угля. Экстенсивный путь развития угольной промышленности практически исчерпал себя. Качественный рост должен прийти на смену количественному. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1099-р была утверждена программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Ее реализация позволит к 2030 году нарастить добычу угля в стране до 480 млн. тонн. Ряд объективных факторов: нестабильность цен на уголь на мировых рынках, насыщенность внутреннего рынка, высокие транспортные издержки кузбасских производителей угля, инфраструктурные ограничения, актуальность экологических вопросов в местах добычи угля - усложняют выполнение указанной программы. Чтобы увеличивать в России добычу угля, необходимо выводить уголь в качестве базового компонента на новые рынки: химических продуктов, углеродных и композитных материалов. Современные технологии позволяют производить из угля более 130 видов химических полупродуктов, которые в дальнейшем используются для производства свыше 5 тыс. видов продукции. С целью снижения зависимости от импорта нефти и природного газа при производстве химической продукции многие страны сейчас стремятся активно развивать угольную химию. Активное развитие получают технологии подземной газификации угля - получения дизельного топлива, водорода, удобрений и химического сырья без его прямого извлечения из недр. На территории Кемеровской области на протяжении 40 лет действовал завод по подземной газификации угля, который был закрыт в период реформ. Вместе с тем сегодня мировой лидер в сфере подземной газификации угля Linc Energy (Австралия) реализует проекты по всему миру: в США, Канаде, Польше, ЮАР, Вьетнаме, Великобритании, Узбекистане. Россия может сохранить свое технологическое лидерство в сфере глубокой переработки углей, обладая большим перечнем готовых к внедрению технологий, которые локализованы на предприятиях и в научно-исследовательских организациях Кузбасса. Кемеровская область, будучи центром российской угольной промышленности, готова предложить концептуальное решение этой задачи, создав на своей территории пилотный инновационный территориальный кластер «Комплексная переработка угля и техногенных отходов». Регион обладает производственным, научным и кадровым потенциалом для достижения поставленной цели. Организации-участники пилотного инновационного территориального кластера осуществляют деятельность по 5 ключевым направлениям глубокой переработки каменного угля: углехимия (газификация угля с получением химических полупродуктов); коксохимия (коксование углей с получением металлургического кокса и химических полупродуктов); углеродные материалы (получение высокорентабельных наноматериалов из угля); получение электроэнергии (технологии и оборудование для экологически чистого и эффективного сжигания угля); переработка отходов (технологии возврата техногенных отходов в хозяйственный оборот с получением спектра строительных материалов). Развитие пилотного инновационного территориального кластера даст возможность изменить технологическую платформу угольной промышленности отрасли. Это позволит осуществить переход от конкурентных преимуществ угольной отрасли, основанных только на стоимости угля и рабочей силы, к конкурентным преимуществам на основе новых технологий и продукции с высокой добавленной стоимостью. В результате будет сформирован принципиально новый вид экономической деятельности, где уголь будет являться началом цепочки по формированию добавленной стоимости.
2. Описание целей и задач Государственной программы
Исходя из обозначенных выше основных проблем и приоритетов государственной политики, целями государственной политики в рамках реализации настоящей Государственной программы являются следующие. Цель 1. Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области. Это обеспечит привлечение инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала Кемеровской области, а также проведение организационных мероприятий, способствующих привлечению внимания российских и иностранных инвесторов к Кемеровской области. Цель 2. Создание условий для развития инновационной деятельности в Кемеровской области. Цель 3. Увеличение степени диверсификации экономики Кемеровской области. Цель 4. Формирование и развитие отрасли по комплексной переработке угля и техногенных отходов на базе традиционных промышленных площадок, промышленных предприятий и малых инновационных предприятий Кемеровской области через реализацию научных исследований, разработку и внедрение новых технологий, подготовку кадров, развитие инфраструктуры. Достижение заявленных целей потребует решения следующих задач: 1) постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области в части снижения административных барьеров и упрощения доступа к государственной поддержке; 2) создание инвестиционного имиджа Кемеровской области, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики Кемеровской области; 3) обеспечение участия предприятий Кемеровской области в федеральных и региональных программах, создании особых экономических зон (зон экономического благоприятствования) в Кемеровской области, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты (на условиях государственно-частного партнерства) для их эффективного использования и снижения инвестиционных рисков; 4) развитие кредитно-финансовых механизмов (в том числе создание Инвестиционного фонда Кемеровской области), внедрение различных финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области; 5) повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности; 6) обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности в Кемеровской области; 7) создание условий для развития рынка инноваций; 8) развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций; 9) совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности; 10) увеличение вклада науки в развитие инновационной сферы в Кемеровской области; 11) повышение эффективности производства на действующих предприятиях моногородов; 12) развитие инфраструктуры, необходимой для реализации ключевых инвестиционных проектов, направленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов; 13) развитие малого и среднего бизнеса моногородов; 14) поддержание стабильности на рынке труда моногородов; 15) развитие инфраструктуры инновационного территориального кластера в сфере чистой угольной энергетики и переработки техногенных отходов; 16) развитие научно-исследовательской деятельности в области углехимии и чистых угольных технологий; 17) решение вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, управленческих, научных кадров в области углехимии и чистых угольных технологий; 18) организация выпуска и реализации инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на российском и международном рынках; 19) решение вопроса создания новых технологичных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда; 20) модернизация и обновление производственной, научно-исследовательской, учебной материальной базы, основных фондов организаций-участников инновационного территориального кластера; 21) развитие инфраструктуры агропромышленного кластера Кемеровской области.
3. Перечень подпрограмм Государственной программы с кратким описанием подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий Государственной программы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|