Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        

 

От 17.10.2016 № 920

г. Вологда

 

 

О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области

на период до 2030 года

 

(В редакции Постановления Правительства Вологодской области

от 09.01.2017 № 2)

 

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановлением Правительства области от 28 декабря 2015 года № 1207 «О разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития Вологодской области» и в целях сохранения положительных тенденций и создания благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

 

Губернатор области          О.А. Кувшинников

 

 

Утверждена

постановлением

Правительства области

от 17.10.2016 № 920

 

(В редакции Постановления Правительства Вологодской области

от 09.01.2017 № 2)

 

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Вологодской области на период до 2030 года

(далее - Стратегия)

 

1. Характеристика Стратегии

 

Стратегия является документом стратегического планирования Вологодской области.

Стратегия:

определяет цель, приоритеты, задачи и направления социально-экономического развития Вологодской области, согласованные с целями и приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации;

служит долгосрочной основой для развития взаимодействия органов государственной власти области, населения, общественности и бизнеса;

обеспечивает согласованность действий органов государственной власти области, органов местного самоуправления в долгосрочной перспективе;

служит основой для принятия управленческих решений на уровне области.

Реализация Стратегии будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, государственными программами Вологодской области, схемой территориального планирования Вологодской области.

 

2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Вологодской области

 

Вологодская область расположена на севере Европейской части России в поясе умеренно-континентального климата в 500 км от Москвы. По площади является одной из крупных областей Российской Федерации и составляет почти 1% ее территории (144,5 тыс. кв. км); наибольшая протяженность с севера на юг – 385 км, с запада на восток – 650 км.

Область граничит на севере с Архангельской, на востоке – с Кировской, на юге – с Костромской и Ярославской, на юго-западе – с Тверской и Новгородской, на западе – с Ленинградской областями, на северо-западе с Республикой Карелия.

Близость крупных промышленных центров, транспортных магистралей, соединяющих Центральную Россию с Уралом и Сибирью, позволяет развивать эффективные деловые связи с другими регионами и зарубежьем.

Для области характерен умеренно-континентальный климат с продолжительной холодной зимой, относительно коротким теплым летом.

Областной центр – город Вологда, основан в 1147 году. Крупнейший индустриальный центр области – город Череповец.

Область разделена на 26 муниципальных районов и 2 городских округа (Вологда и Череповец). Вологда, Череповец, Великий Устюг и Сокол – города областного значения.

Валовой региональный продукт (далее - ВРП) по итогам 2015 года составил 472,0 млрд. рублей. За 2001 - 2015 годы ВРП в действующих ценах вырос в 6,7 раза, в сопоставимых ценах – на 37%. Экономика региона имеет индустриальный характер. В структуре ВРП промышленность занимает около 40%. Доминирующие виды промышленной деятельности: черная металлургия, химическая промышленность, машиностроение, металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

В районах развиты сельское хозяйство и лесозаготовки. Ведущее производство – молочное животноводство, на которое приходится 70% всей продукции сельского хозяйства. Производственно-промышленный потенциал агропромышленного комплекса позволяет обеспечить потребность населения в мясе, молоке, яйце, картофеле.

Численность населения Вологодской области по состоянию на 1 января 2016 года составляла 1187,7 тыс. человек, в том числе 854,8 тыс. городского населения и 333,9 тыс. – сельского. Удельный вес сельского населения составляет 28,0% – это относительно высокий уровень как на фоне регионов Северо-Западного федерального округа (далее – СЗФО), так и в сравнении с общероссийским уровнем. Вологодская область принадлежит к числу мононациональных регионов, подавляющее большинство жителей – русские (97%).

 

Характеристика места и значения Вологодской области
в Российской Федерации

 

Существенен вклад Вологодской области в общий экономический потенциал Российской Федерации и СЗФО.

По объему валового регионального продукта Вологодская область занимает 39 место среди субъектов Российской Федерации и 4 место среди субъектов, входящих в СЗФО. По объему валового регионального продукта в расчете на 1 жителя позиции области соответствуют 31 месту среди всех регионов России и 7 месту - в СЗФО. На долю Вологодской области приходится 0,7% общего объема валового регионального продукта страны, 1,0% объема промышленного производства, 0,8% занятых в российской экономике.

По объему отгруженных товаров собственного производства в промышленности область занимает 28 место в России и 3 место в СЗФО (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Объем промышленного производства на 1 жителя в 2015 году составил 439,3 тыс. рублей, что соответствует 19 месту в стране и 6 месту среди регионов СЗФО.

Традиционными сферами специализации области являются металлургическая, химическая промышленность, лесопромышленный и агропромышленный комплексы. В области производится каждая 6-я тонна чугуна, металлопроката и стали, 8-я тонна минеральных удобрений, каждый 2-й российский подшипник, 3-й трактор для сельского хозяйства, 4-й дом заводского изготовления, 3-я спичка. Регион занимает 3 место в стране по объему заготовки древесины, производству клееной фанеры и древесно-стружечных плит, 4 место - по выпуску пиломатериалов, 5 место по производству древесноволокнистых плит.

На Вологодскую область приходится 0,6% российского производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей. В сельском хозяйстве СЗФО доля региона значительна и составляет 11,6%. По объему продукции сельского хозяйства, произведенной сельхозорганизациями, на 1 жителя область занимает 40 место в России и 2 место среди субъектов СЗФО. Высоки позиции по объему производства молока на 1 жителя (11 место в России и 1 место среди субъектов, входящих в состав СЗФО).

Доля области в общероссийском объеме строительных работ, выполненных собственными силами, составила в 2015 году 0,53%. Предприятиями и организациями всех форм собственности введено в 2015 году 863,6 тыс. кв. м общей площади жилых домов (более 1% от российского объема), что соответствует 13 месту среди других регионов страны по объему ввода жилья на 1 жителя.

Динамика развития туристской сферы позволила региону по итогам 2015 года занять 24 место в России по общему объему оказанных туристских услуг и 13 место по объему оказанных туристских услуг в расчете на 1 жителя. На область приходится 1,2% от общего объема оказанных туристских услуг в России.

В 2015 году на развитие экономики и социальной сферы Вологодской области направлено 84,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 0,6% от суммарного объема инвестиций в России. Наибольший объем инвестиций направлен на развитие химического производства (35,9%), металлургии (15%), транспорта (14,2%), энергетики (9,4%), агропромышленного (4,5%) и лесопромышленного (3,8%) комплексов, связи (2,5%).

На Вологодскую область по итогам 2015 года приходится 0,4% налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации. В расчете на душу населения по объему поступлений налоговых доходов в бюджеты всех уровней (47 тыс. рублей) область занимает 38 место в России.

Таким образом, можно утверждать, что сегодня роль Вологодской области в Российской Федерации определяется следующим образом:

это один из наиболее развитых индустриальных регионов России, предприятия которого благодаря выгодному географическому положению активно торгуют высококачественной продукцией во всем мире, на всех континентах;

это регион, который занимает прочную нишу по реализации задач продовольственной безопасности и импортозамещения, в котором развитый высокотехнологичный агропромышленный комплекс обеспечивает население в стране и за ее пределами экологически чистыми и натуральными продуктами питания;

это центр притяжения туристов, которых привлекают тысячи объектов культурного, духовного, православного наследия, многочисленные музеи, природные ландшафты, туристские проекты международного и межрегионального значения;

это регион с развитой социальной сферой, обеспечивающей условия для комфортной жизнедеятельности и реализации человеческого потенциала.

 

Оценка совокупного потенциала Вологодской области.

Геополитический ресурсный потенциал

 

Вологодскую область характеризует выгодное геоэкономическое и геополитическое положение. Регион привлекателен для торговых партнеров и инвесторов в первую очередь как транспортный мультилогистический коридор, позволяющий развивать торговлю и обеспечивать мобильность контактов межрегионального и международного значения. Расположение на пересечении транспортных коммуникаций всех типов: федеральных автомобильных и железных дорог, воздушного коридора из Европы в Азию и Волго-Балтийского водного пути, путепроводов, а также в непосредственной близости от крупнейших российских мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга, зарубежных рынков Северной Европы - предопределило высокую емкость потенциального рынка сбыта производимой продукции, которая в радиусе 700 км от Вологды охватывает более 50 млн. человек - третью часть населения страны.

Область является транзитной для многих категорий грузов, поскольку располагается на маршрутах их доставки в морские порты Балтики, Белого и Баренцева морей на Северо-Западе России и потребителям Урала и Поволжья.

В пределах области проходит развитая железнодорожная сеть протяженностью более 760 км. По территории проходят транспортные железнодорожные коридоры «Транссиб» и «Юг-Север». Вологодский железнодорожный узел является одним из крупнейших на Северо-Западе Российской Федерации. Развита сеть водного транспорта. Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзованная система, связывающие Санкт-Петербург, Москву и города, расположенные вдоль рек: Волги, Камы, Дона, обеспечивают выход к Беломоро-Балтийскому каналу, в Белое, Каспийское, Черное и Средиземное моря.

В воздушном пространстве над территорией области с запада на восток проходит коридор международных трасс. Функционируют два авиапредприятия, открыт международный сектор аэропорта «Череповец».

По территории также пролегает сеть трубопроводного транспорта, в том числе экспортного назначения («Северный поток»).

 

Природно-климатический ресурсный потенциал

 

Регион обладает значительным минерально-сырьевым потенциалом и большими запасами полезных ископаемых промышленного применения (песчано-гравийные материалы, флюсовое сырье для металлургии, торф, стекольные и строительные пески, кирпично-черепичные глины, сапропель, минеральные краски). Выявлено и в различной степени разведано свыше 700 месторождений более чем 25 видов минерального сырья. Также важное значение имеет наличие подземных вод хозяйственно-питьевого, лечебно-столового и бальнеологического назначения.

Важнейшее природное богатство области - ее лесные ресурсы. Леса занимают более 81% территории области – 11,7 млн. га. Общий запас древесины – 1,6 млрд. куб. м, или 16,5% от запаса древесины по СЗФО (что сопоставимо с запасом древесины в Финляндии, который составляет 1,9 млрд. куб. м), из них 51% - хвойные леса. Объем древесины, который может быть заготовлен без ущерба для запасов (расчетная лесосека), составляет 28,9 млн. куб. м. По размеру расчетной лесосеки в СЗФО область уступает только Республике Коми, превосходит Архангельскую область на 17%, Республику Карелия - в 2,5 раза. С каждым годом растет эффективность использования лесных ресурсов в экономике. В последние годы лесопромышленный комплекс развивается наиболее динамично. С превышением общероссийского показателя ежегодно растет доля переработки древесины внутри региона, которая в 2015 году достигла 68%.

В области сосредоточены существенные охотничьи ресурсы. Охотничье-ресурсный потенциал включает около 70 видов животных. Площадь охотничьих угодий - более 14 млн. га - является крупнейшей на Северо-Западе России.

 

Научно-промышленный ресурсный потенциал

 

Научно-промышленный потенциал региона характеризуется совокупностью экономических ресурсов - производственных, научно-образовательных, высококвалифицированных трудовых, финансовых, способствующих обеспечению высоких темпов экономического роста, повышению инвестиционной привлекательности.

Высокий уровень промышленного потенциала обусловлен в первую очередь долей обрабатывающих производств в ВРП, которая составляет 34,9% (в России - 17,4%, СЗФО - 20,5%). Обрабатывающие производства в основном представлены металлургической, химической, пищевой и перерабатывающей промышленностью, лесопереработкой, машиностроением.

Регион обладает значительным образовательным потенциалом. Его уровень характеризует наличие развитой сети образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования для подготовки квалифицированных кадров, включающей 5 вузов федерального подчинения, 6 филиалов образовательных организаций высшего образования, 36 профессиональных образовательных организаций. По численности студентов, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, в расчете на 10 тыс. человек населения область занимает 3 место в СЗФО. Созданная современная образовательная инфраструктура способствует повышению качества практической подготовки специалистов для нужд реального сектора экономики. Функционируют 4 учебных центра профессиональной квалификации; 18 ресурсных центров на базе профессиональных образовательных организаций по приоритетным направлениям подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, 9 учебно-производственных полигонов и 7 кафедр на базе коммерческих организаций.

Наличие высокоэффективных предприятий, обладающих современными инновационными технологиями и производствами, формирующих высокопроизводительные рабочие места, позволило области в 2015 году занять высокие позиции в стране по доле инновационной продукции, увеличив ее уровень до 21,6%.

Важное значение для социально-экономического развития имеет наличие в регионе двух развивающихся агломераций – Вологодской и Череповецкой, территория которых привлекательна для бизнеса и жителей за счет имеющегося значительного промышленного, инфраструктурного, научно-образовательного, кадрового потенциала, растущего уровня и качества жизни.

 

Социально-культурный потенциал

 

Вологодская область - регион с развитой многопрофильной социальной инфраструктурой, включающей сеть образовательных, культурно-досуговых учреждений, учреждений здравоохранения.

По мощности амбулаторно-поликлинических организаций в расчете на 10 тыс. человек населения (303 посещения) Вологодская область находится в первой двадцатке регионов России. В регионе расположено 11% от числа больничных организаций СЗФО (3 место в округе).

В регионе один из наивысших в России показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (в 2015 году он составил 100%).

По уровню обеспеченности библиотечным фондом на 1000 человек населения область опережает среднероссийский уровень на 18%. По числу туристских фирм регион на 2 месте в СЗФО после Санкт-Петербурга.

На территории области располагается более 3,5 тыс. объектов культурного наследия и 200 особо охраняемых природных территорий, в том числе 2 федерального значения (Национальный парк «Русский Север» и Дарвинский государственный природный биосферный заповедник), 180 регионального значения и 18 местного значения. Территория региона включает 11 исторических городов России.

За пределами области широко известны историко-культурные и туристские бренды всероссийского значения: «Великий Устюг - родина Деда Мороза», «Вологда - Новогодняя столица Русского Севера», «Серебряное ожерелье России» и другие, а также исторически развитые бренды «Вологодское масло», «Вологодское кружево». В последние годы сформированы устойчивые и получившие широкую известность бренды «Вологодская область - душа Русского Севера», товарный знак и система добровольной сертификации «Настоящий Вологодский продукт».

Область обладает развитой материальной базой для занятия физической культурой и спортом, располагая около 10% общего числа спортивных сооружений всех типов на Северо-Западе (4 место в СЗФО по общему их количеству).

 

Проблемы и ограничители современного этапа развития

 

Основной фактор, ограничивающий развитие региона, - сокращение численности населения как вследствие естественных факторов, так и ввиду миграционного оттока.

За период 2000 - 2015 годов среднегодовая численность постоянного населения Вологодской области сократилась на 105,7 тыс. человек (8,2%) и составила 1189,3 тыс. человек. Городское население области уменьшилось на 34,7 тыс. человек (3,9%), сельское – на 71,0 тыс. человек (17,5%). Уменьшение численности сельского населения происходит значительными темпами. В сельской местности наблюдается как естественная, так и миграционная убыль.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за 2000 - 2015 годы выросла с 65,7 до 70,4 лет.

Россия и Вологодская область вошли в полосу неблагоприятных изменений возрастной структуры населения. Дальнейшее улучшение демографической ситуации сдерживают негативные тенденции, связанные с сокращением численности женщин активного репродуктивного возраста и увеличением численности пожилого населения.

Численность населения в трудоспособном возрасте имеет устойчивую тенденцию к снижению. За 2000 - 2015 годы в Вологодской области доля населения трудоспособного возраста сократилась с 59,1% до 56,5%. При этом доля населения старше трудоспособного возраста выросла с 21,3% до 25,1%. В этой связи происходит рост демографической нагрузки на трудоспособное население пожилыми и детьми. Общий коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население вырос на 15%.

Не менее важным фактором, оказывающим влияние на размер и динамику численности населения области, является миграционный прирост. С 2006 года в Вологодской области наблюдается тревожная ситуация превышения численности выбывших над прибывшими, что является фактором снижения численности населения области. Миграционная убыль населения в 2015 году составила 2063 человека.

Указанные демографические и миграционные процессы приводят к неравномерному пространственному развитию муниципальных образований области.

Для Вологодской области характерны существенные межмуниципальные различия практически по всем направлениям социально-экономического развития.

Во-первых, существенные различия наблюдаются в части демографической ситуации. Только в трех муниципальных образованиях Вологодской области – городах Вологде и Череповце, Вологодском районе, зафиксировано устойчивое увеличение численности населения. В остальных городских округах и муниципальных районах зафиксировано существенное снижение численности населения.

Во-вторых, муниципальные образования Вологодской области существенным образом различаются в части экономического развития. В частности, на три муниципальных образования (города Вологда и Череповец, Кадуйский район) приходится 60 процентов инвестиций в основной капитал среди крупных и средних организаций. Наблюдаются также существенные межмуниципальные различия в заработной плате работников (до двукратных разрывов).

В качестве главной цели социально-экономического развития Вологодской области на предшествующий период было предусмотрено обеспечение роста качества жизни населения области на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания потенциала опережающего развития, что позволило обеспечить в 2014 - 2015 годах:

повышение среднедушевых денежных доходов жителей области в реальном выражении – 120% к уровню 2010 года;

увеличение валового регионального продукта на душу населения в 1,5 раза к уровню 2010 года;

рост производительности труда на 11% к 2010 году;

увеличение производства промышленной продукции на 16,7% по отношению к 2010 году в сопоставимых ценах;

повышение степени диверсификации региональной промышленности – сокращение доли металлургического производства в общем объеме продукции промышленности с 54 до 50,5% в 2015 году;

сокращение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 3,4 процентного пункта.

С учетом долгосрочных стратегических вызовов времени основной упор делается на количественный и качественный рост человеческого потенциала и активизацию реализации политики НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ, что в недостаточной степени было отражено в целях и задачах Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2020 года.

 

3. Цель и приоритеты социально-экономической политики

Вологодской области на период до 2030 года

 

Количественное сокращение численности населения приводит к снижению уровня жизни и замедлению темпов экономического роста в депопуляционных территориях.

Критерий растущей численности населения в настоящее время является индикатором привлекательности территории для проживания и развития человека в условиях усиливающейся конкурентной борьбы регионов.

Поэтому приоритеты, цель, задачи и направления Стратегии и комплексы мероприятий, формируемые в рамках ее реализации, должны обеспечивать НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ и рост численности населения Вологодской области.

Следовательно, целью социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года является реализация политики НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала за счет конкурентоспособности области и формирования пространства развития человека.

Ожидаемые результаты достижения цели социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года по базовому сценарию – увеличение среднегодовой численности постоянного населения области с 1189,3 тыс. человек в 2015 году до 1205,0 тыс. человек в 2030 году, в целевом сценарии – до 1493,0 тыс. человек. 

Приоритетами социально-экономической политики Вологодской области на период до 2030 года будут являться:

1.       Формирование пространства для жизни.

Пространство для жизни обеспечивает расширенное воспроизводство населения области за счет проведения активной демографической политики, развития потенциала семьи, улучшения здоровья населения и продления долголетия, развития физической культуры и спорта, обеспечения безопасности проживания и самосохранения населения, качественного социального обслуживания.

Ожидаемые результаты реализации приоритета – рост среднегодовой численности постоянного населения области на 15,7 тыс. человек на основе:

повышения численности родившихся на территории области с 16,4 тыс. человек в 2015 году до не менее чем 17,0 тыс. человек в 2030 году;

сокращения численности умерших с 17,6 тыс. человек в 2015 году до 13,0 человек в 2030 году;

роста продолжительности жизни при рождении с 70,4 лет в 2015 году к 2030 году не менее 75 лет.

2.       Формирование пространства для развития.

Пространство для развития создает условия, при которых человек востребован и успешно развивается, реализуя свой личностный и трудовой потенциал.

Пространство для развития, обеспечивая накопление и эффективное использование человеческого капитала, интегрирует в себе развитие таких сфер, как:

развитие духовной культуры;

сохранение историко-культурного наследия;

развитие доступного и качественного образования;

современной системы подготовки профессиональных кадров;

развитие научного, научно-технического и инновационного потенциала, наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики.

Промышленность и сельское хозяйство будут развиваться по траектории импортоопережения. Развитие пространства предопределяет стабильный рост инвестиций, развитие конкуренции и делового климата, малого и среднего бизнеса, гражданской ответственности, обеспечение эффективной занятости.

Высокий уровень качества пространства для развития призван сохранить и приумножить на территории Вологодской области потенциал конкурентоспособных, талантливых, высокопрофессиональных трудовых ресурсов, в том числе за счет привлечения высококвалифицированных специалистов из других территорий.

Ожидаемые результаты реализации приоритета – достижение устойчивого положительного миграционного притока населения на территорию области, что приведет к переходу от миграционной убыли 2,1 тыс. человек в 2015 году к миграционному приросту в 2030 году в размере 3,0 тыс. человек.

3.       Формирование пространства эффективности.

Данный приоритет создает условия для эффективного управления ресурсами территории. Долгосрочное эффективное управление устойчивым развитием территории включает:

сбалансированное пространственное планирование распределения ресурсов;

сохранение и повышение качества региональной инфраструктуры и логистики;

использование природного потенциала и минерально-сырьевой базы;

обеспечение долгосрочного экологического благополучия.

Для этого необходимо:

построение новых институтов развития экономики и социальной сферы;

формирование благоприятных условий и среды для развития резидентов области;

совершенствование системы государственного и муниципального управления;

обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы.

Содержание приоритетов социально-экономического развития предусматривает раскрытие по сферам развития экономики, социального сектора:

задач социально-экономического развития через текущее определение достижений и конкурентных преимуществ, ключевых проблем и вызовов;

ожидаемых результатов реализации задач и их количественных показателей.

Стратегия реализуется через программно-целевой принцип стратегического планирования путем разработки и эффективной реализации государственных программ.

Одновременно с этим применяется и проектный подход, заключающийся в подготовке и последующей реализации «пула» комплексных стратегических направлений (проектов) (перечень приведен в приложении к настоящей Стратегии). Проектный подход учитывает межведомственный характер поставленных в Стратегии задач социально-экономического развития региона, необходимость организации совместной работы различных органов государственной власти и организаций.

Приоритеты, задачи и направления социально-экономического развития (далее – задачи) являются безусловными для исполнения всеми органами исполнительной государственной власти региона в период реализации Стратегии.

Задачи, заявленные в Стратегии, реализуются в комплексах мероприятий, отраженных в Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года, и в государственных программах области.

Достижение цели и приоритетов социально-экономической политики Вологодской области на период до 2030 года зависит от ряда условий: текущих тенденций развития экономики и социальной сферы, накопленного совокупного потенциала территории региона, внутрирегиональных инфраструктурных особенностей, макроэкономической ситуации и состояния национальной и мировой экономики, геополитической обстановки. В связи с этим в Стратегии предусмотрены сценарии, отражающие возможные условия социально-экономического развития области.

Долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года предусмотрена реализация трех сценариев развития – консервативного, базового и целевого, которые отражают возможные условия и направления социально-экономического развития области.

Консервативный сценарий предполагает сохранение инерционных трендов в экономике, пассивную демографическую политику. При сохранении текущих значений рождаемости, смертности и миграционного прироста население области к 2030 году сократится на 31,9 тыс. человек (или на 2,7% к 2015 году) и составит 1157,4 тыс. человек. 

Основные параметры сценария:

снижение конкурентоспособности области в условиях усиления конкурентных процессов среди российских регионов;

по основным показателям социально-экономического развития в сводных региональных рейтингах место области не выше 50;

сокращение населения за счет усугубления негативных диспропорций в демографической сфере;

умеренный рост производства продукции и услуг во всех сферах экономики, краткосрочная стагнация отдельных отраслей в периоды циклических спадов;

замедление развития человеческого капитала, утрата преимуществ из-за недостатка знаний, навыков, инновационного потенциала трудовых ресурсов, недостаток технологий и ограниченные способности их применения, в наиболее развитых видах экономической деятельности превалирует импорт технологий;

отставание в развитии технологичных и высокотехнологичных видов производств, отраслей, ориентированных на выпуск конечной продукции с высокой добавленной стоимостью;

локализация цепочек добавленной стоимости за пределами границ области;

утрата инвестиционной привлекательности и, как следствие, старение фондов, невозможность модернизационных преобразований;

слабые позиции среднего класса и его роли в социально-экономическом развитии;

усиление пространственной дифференциации территорий области.

Базовый сценарий предусматривает активную демографическую политику, направленную на стимулирование рождаемости и снижение смертности.

По базовому сценарию с учетом факторов сохранения демографического потенциала и накопления человеческого капитала, реализации в области демографической политики, направленной на увеличение рождаемости, сокращение смертности, создание на территории комфортных и благоприятных условий для населения, численность постоянного населения области к 2030 году достигнет 1205 тыс. человек. Рост составит 15,7 тыс. человек, или 1% к 2015 году. 

Основные параметры сценария:

рост конкурентоспособности региона в условиях усиления конкурентных процессов среди российских регионов;

по основным показателям социально-экономического развития в сводных рейтингах место области выше 40;

высокая степень развития человеческого потенциала за счет перехода к экономике знаний;

формирование благоприятного инвестиционного климата;

поддержание устойчивой динамики промышленного роста, сохранение и развитие потенциала металлургического, химического, машиностроительного, агропромышленного, пищевого, топливно-энергетического, текстильного комплексов;

превалирующая часть производств (более 50%) базируется на технологиях 5 и 6 технологических укладов;

устойчивая модернизация производственных фондов и технологий;

локализация цепочек добавленной стоимости в пределах границ области;

развитие бизнес- и производственной кооперации;

развитие импортозамещающих производств, а также организаций, связанных тесными отношениями технологической и функциональной взаимозависимости, нацеленных на производство конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;

реализация на территории области инвестиционных проектов и событийных мероприятий общенационального и международного уровня;

сбалансированное пространственное развитие, основанное на развитии новых центров притяжения населения и экономической деятельности, пространственная дифференциация территорий области сглажена;

формирование устойчивого каркаса экономически активных территорий;

реализация новых инфраструктурных проектов и повышение качества инфраструктуры;

использование преимуществ пространственной интеграции с соседними и иными регионами и территориями страны, транспортными коридорами и коммуникациями;

формирование среднего класса и повышение его роли в социально-экономическом развитии, в гражданском обществе.

Целевой сценарий дополнительно к базовому сценарию предусматривает интенсификацию миграционных потоков населения на территорию области.

По данному варианту сценария предполагается рост численности населения к 2030 году до 1493,0 тыс. человек преимущественно за счет привлечения высококвалифицированных специалистов трудоспособного возраста и членов их семей разных возрастов.

В качестве основного и обязательного к исполнению предусматривается базовый сценарий, в рамках которого заложена политика НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ вологжан.

 

4. Реализация приоритета «Формирование пространства для жизни»

 

4.1. В сфере семьи и устойчивого народосбережения

 

4.1.1. Достижения и конкурентные преимущества

 

4.1.1.1.   Устойчивый рост коэффициента рождаемости с 10,5 промилле в 2005 году до 13,7 промилле в 2015 году; показатель рождаемости выше среднероссийского показателя.

4.1.1.2.   Устойчивый рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,358 в 2005 году до 1,922 родившихся детей на одну женщину в 2015 году. Показатель выше среднероссийского и является высоким значением для европейских стран.

4.1.1.3.   Снижение младенческой смертности. В 2015 году показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми составил 5,8, что ниже среднероссийского показателя.

4.1.1.4.   Устойчивая тенденция снижения количества абортов с 78 на 1000 женщин репродуктивного возраста в 2005 году до 35 на 1000 женщин репродуктивного возраста в 2015 году.

4.1.1.5.   Рост охвата новорожденных детей неонатальным скринингом до 98% вследствие эффективного проведения процедур обследования по перинатальной диагностике нарушений развития ребенка у беременных женщин.

4.1.1.6.   Реализация мер социально-стимулирующего характера по увеличению рождаемости, в том числе предоставление «областного материнского капитала» при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка и ежемесячная денежная выплата малоимущим семьям на третьего и каждого последующего ребенка до достижения им возраста трех лет.

4.1.1.7.   Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 2006 по 2015 год выросла с 64% до 80,5%. 

 

4.1.2. Ключевые проблемы и вызовы

 

4.1.2.1.   Неправильный образ жизни (гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки и др.), способствующий ухудшению репродуктивного здоровья населения, росту бесплодия и снижению рождаемости.

4.1.2.2.   Угроза увеличения наследственных заболеваний и хромосомных аномалий плода.

4.1.2.3.   Устойчивое сокращение численности женщин репродуктивного (фертильного) возраста.

4.1.2.4.   Устойчивая тенденция снижения количества зарегистрированных браков за период 2011 - 2015 годов на 20,3%.

4.1.2.5.   Высокие риски бедности многодетных семей.

 

4.1.3. Ожидаемые результаты

 

Вологодская область в 2030 году – регион с активной демографической политикой, базирующейся на сохранении и пропаганде традиционных семейных ценностей, находится в числе 30 субъектов Российской Федерации с лучшим показателем суммарного коэффициента рождаемости.

 

4.1.4. Задачи

 

4.1.4.1.   Создание условий для сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, успешной реализации населением репродуктивной функции.

4.1.4.2.   Создание условий для реализации семьями репродуктивных намерений, в том числе за счет рождения в семьях второго, третьего и последующих детей, для реализации ориентации на более раннее рождение первого ребенка в молодых семьях.

4.1.4.3.   Развитие и модернизация перинатального центра Вологодской области.

4.1.4.4.   Осуществление и повышение эффективности государственной поддержки института семьи, материнства, отцовства и детства, в том числе, путем предоставления социальных выплат, направленных на повышение рождаемости.

4.1.4.5.   4.1.4.5.   4.1.4.5.    Осуществление и повышение эффективности государственной поддержки молодых и многодетных семей.

4.1.4.6.   Осуществление и повышение эффективности государственной поддержки малоимущих семей, имеющих детей, и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4.1.4.7.   Осуществление и повышение эффективности государственной поддержки приемных семей. Эффективное сопровождение приемных семей.

4.1.4.8.   4.1.4.8.   4.1.4.8.    Развитие системы, направленной на профилактику отказов от новорожденных детей и сохранение семейных условий воспитания детей.

4.1.4.9.   Развитие службы охраны материнства и детства.

4.1.4.10.   Развитие механизмов поддержки негосударственных организаций, предоставляющих услуги в области присмотра и ухода за детьми.

4.1.4.11.   Пропаганда традиционных семейно-нравственных ценностей, ориентированных на семью с детьми, и повышение роли семьи и ребенка в обществе.

4.1.4.12.   Поддержка общественных организаций, связанных с пропагандой традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления социальных услуг детям и семьям с детьми.

4.1.4.13.   Приоритет семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, проживающих на территории Вологодской области.

4.1.4.14.   Формирование позитивного общественного мнения в информационном пространстве в отношении ответственного родительства, многодетных семей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.1.4.15.   Раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка.

4.1.4.16.   Обеспечение профилактики социального и семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, а также на приоритете воспитания ребенка в родной семье.

 

4.1.5. Показатели

 

4.1.5.1.   4.1.5.1.   4.1.5.1.    Снижение числа абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста с 35 в 2015 году до 22 к 2030 году.

4.1.5.2.   Снижение показателя младенческой смертности с 5,8 детей на 1000 родившихся живыми в 2015 году до уровня, не превышающего 4,5 детей на 1000 родившихся живыми к 2030 году.

4.1.5.3.   Увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, с 34,4% в 2015 году до не менее 85% к 2030 году.

4.1.5.4.   Повышение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 80,5% в 2015 году до 97% и более в 2030 году.

 

4.2. В сфере охраны здоровья населения области

 

4.2.1. Достижения и конкурентные преимущества

 

4.2.1.1.   Успешная реализация проекта «Здоровые города, районы и поселки», направленного на выбор в качестве важнейшего направления социально-экономической политики здоровья населения, разработку и внедрение в жизнь общества современной стратегии здоровья, опирающейся на социальные детерминанты здоровья.

4.2.1.2.   Эффективно функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи населению, способствующая повышению качества оказания специализированной медицинской помощи населению.

4.2.1.3.   Организовано оказание высокотехнологичной медицинской помощи для жителей области в федеральных клиниках за пределами региона и в бюджетных медицинских организациях Вологодской области.

4.2.1.4.   Организовано проведение скрининговых мероприятий по выявлению онкопатологии на ранних стадиях для предотвращения смертности от новообразований.

4.2.1.5.   Реализуются мероприятия по предупреждению распространения социально значимых заболеваний и обеспечению санитарно-эпидемического благополучия.

4.2.1.6.   Организована системная выездная консультативная работа врачей-специалистов в районах области.

4.2.1.7.   Организовано дистанционное консультирование на основе внедрения телекоммуникационных систем в учреждениях здравоохранения III уровня.

4.2.1.8.   Растет эффективность организации обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан.

4.2.1.9.   Положительные сдвиги в сторону повышения престижа профессии медицинского работника для выпускников общеобразовательных школ.

4.2.1.10.   Рост обеспеченности медицинскими кадрами и повышение уровня трудоустройства выпускников медицинских вузов на территории области.

 

4.2.2. Ключевые проблемы и вызовы

 

4.2.2.1.   Высокий риск распространения в регионе онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании, алкоголизма.

4.2.2.2.   В структуре населения повышается доля лиц старше трудоспособного возраста.

4.2.2.3.   Недостаточный уровень приверженности населения к соблюдению здорового образа жизни в целом и высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем, потребление наркотиков, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание).

4.2.2.4.   Недостаточно полное обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами (врачами первичного звена и врачами-специалистами в районах области).

4.2.2.5.   Увеличение времени доставки пациентов из районов области по экстренным показаниям за счет протяженности территории и состояния покрытия дорог, недостаточная доступность воздушного транспорта для санитарной эвакуации.

 

4.2.3. Ожидаемые результаты

 

Вологодская область в 2030 году – регион с положительным естественным приростом и высоким уровнем долголетия. Входит в число 30 регионов Российской Федерации с наилучшими показателями естественного прироста.

 

4.2.4. Задачи

 

4.2.4.1.   Повышение доступности и обеспечение качества оказания медицинской помощи и услуг населению, независимо от места жительства.

4.2.4.2.   Совершенствование системы планирования объемов медицинской помощи в рамках трехуровневой системы организации медицинской помощи на основе разрабатываемых схем маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи и специальностям врачей.

4.2.4.3.   Выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

4.2.4.4.   Развитие профилактической медицины и первичной медико-санитарной помощи, внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе в сельской местности и труднодоступных местностях.

4.2.4.5.   Развитие гериатрической службы.

4.2.4.6.   Развитие и внедрение в практику инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также создание основ персонализированной медицины, прежде всего болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний.

4.2.4.7.   Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи на территории области, в том числе за счет развития регионального сосудистого и онкологического центров.

4.2.4.8.   Повышение эффективности профилактики и борьбы с социально значимыми заболеваниями на территории Вологодской области (ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С и др.).

4.2.4.9.   Развитие системы медицинской реабилитации и системы санаторно-курортного лечения.

4.2.4.10.   Создание условий для здорового развития детей с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней, восстановления здоровья и оздоровления.

4.2.4.11.   Развитие системы паллиативной медицинской помощи.

4.2.4.12.   Обеспечение санитарно-эпидемического  благополучия и организация проведения вакцинации населения.

4.2.4.13.   Развитие скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной неотложной помощи.

4.2.4.14.   Совершенствование систем медицинской эвакуации.

4.2.4.15.   Своевременное и бесперебойное обеспечение населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания.

4.2.4.16.   Развитие информационных и коммуникационных технологий в системе здравоохранения, в том числе создание единого информационного пространства телемедицины и подключение медицинских организаций к единому информационному пространству.

4.2.4.17.   Укрепление и модернизация материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения.

4.2.4.18.   Формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни, в том числе здоровому питанию. Организация пропаганды здорового образа жизни, в том числе здорового питания.

4.2.4.19.   Создание условий для повышения доступности, качества и безопасности отдыха, оздоровления и занятости детей.

4.2.4.20.   Обеспечение здравоохранения медицинскими кадрами в соответствии с потребностью населения в качественной медицинской помощи.

4.2.4.21.   Создание совместно с работодателями системы профилактики профессиональных заболеваний.

4.2.4.22.   Создание безопасных условий труда, позволяющих сохранить жизнь и здоровье работающего населения.

4.2.4.23.   Расширение видов социальной поддержки медицинских работников, прежде всего молодых специалистов, на уроне региона и муниципальных образований области.

 

4.2.5. Показатели

 

4.2.5.1.   4.2.5.1.   4.2.5.1.    Сокращение смертности без показателя смертности от внешних причин на 100 тыс. человек населения с 1351,3 человека в 2015 году до 1050,2 человека к 2030 году, в том числе:

смертности от болезней системы кровообращения на 100 тыс. человек населения с 822,6 человека в 2015 году до 649,4 человека к 2030 году;

смертности от новообразований на 100 тыс. человек населения с 212,7 человека в 2015 году до 192,8 человека к 2030 году;

смертности от туберкулеза на 100 тыс. человек населения с 4,8 человека в 2015 году до 4,0 человека к 2030 году.

4.2.5.2.   Рост охвата диспансеризацией определенных групп взрослого населения с 86% в 2015 году до 100% к 2030 году.

4.2.5.3.   Увеличение показателя обеспеченности врачебными кадрами в расчете на 10 тыс. населения с 30,2 в 2015 году до 40 к 2030 году.

4.2.5.4.   Рост доли детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего числа детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории области, – с 72,7% в 2015 году до 87,5% в 2030 году.

4.2.5.5.   Удовлетворение потребности граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов, в необходимых лекарственных препаратах с 98% в 2015 году до 100% к 2030 году.

 

4.3. В сфере развития физической культуры и спорта

 

4.3.1. Достижения и конкурентные преимущества

 

4.3.1.1.   Стабильно увеличивается численность (и доля) населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. По состоянию на 1 января 2016 года этот показатель составил 27,5% от общего количества жителей – рост на 9,7 процентного пункта по сравнению с 2012 годом.

4.3.1.2.   Растет доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом: в 2015 году численность занимающихся составила 10239 человек (8,7%), что в 2,5 раза больше значения 2012 года.

4.3.1.3.   Спортсменами области достигаются высокие спортивные результаты на всероссийских и международных соревнованиях.

 

4.3.2. Ключевые проблемы и вызовы

 

4.3.2.1.   Недостаточная оснащенность и низкая пропускная способность объектов спортивной инфраструктуры.


Информация по документу
Читайте также