Расширенный поиск

Постановление Правительства Забайкальского края от 26.12.2013 № 586

 

 

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ                   

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

 

       26.12.2013                                        N 586        

 

                               г. Чита                                

 

Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
Забайкальского края на период
до 2030 года

 

     (В редакции Постановлений Правительства Забайкальского края

            от 22.07.2014 г. N 420; от 05.02.2015 N 44;

             от 27.10.2015 № 534; от 05.04.2016 № 122;

             от 28.12.2016 № 513; от 15.05.2017 № 188)

 

     В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края,  статьей

5 Закона   Забайкальского   края  от 20 ноября 2015 года № 1253-ЗЗК «О

стратегическом планировании в Забайкальском крае»,  учитывая  пункт  5
Плана  мероприятий  по  реализации  Стратегии социально-экономического
развития Сибири  до  2020  года  в  Забайкальском  крае,  утвержденный
распоряжением  Правительства   Забайкальского  края от 26 августа 2011
года  N  447-р,  в  целях   развития   стратегического   планирования,
актуализации   приоритетов   и   направлений   развития,   определения
действенных механизмов и  инструментов  экономического  и  социального
развития  Забайкальского  края (В редакции Постановления Правительства
Забайкальского края от 05.04.2016 № 122)

 

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1.    Утвердить   Стратегию   социально-экономического   развития
Забайкальского  края  на  период  до  2030  года  (далее  - Стратегия)
(прилагается).
     2.   Исполнительным органам государственной власти Забайкальского
края   руководствоваться   Стратегией   при   разработке  программных,
плановых и прогнозных документов.
     3.   Рекомендовать органам местного самоуправления Забайкальского
края   руководствоваться   Стратегией   при   разработке  программных,
плановых и прогнозных документов.

 

Губернатор Забайкальского края                        К.К.Ильковский

 

 

                                                УТВЕРЖДЕНА            
                                       постановлением Правительства   
                                           Забайкальского края        
                                      от 26 декабря 2013 года N 586   

 

                              СТРАТЕГИЯ                               
        социально-экономического развития Забайкальского края         
                        на период до 2030 года                        

 

     (В редакции Постановлений Правительства Забайкальского края

             от 22.07.2014 г. N 420;от 05.02.2015 N 44;

             от 27.10.2015 № 534; от 28.12.2016 № 513;

                         от 15.05.2017 № 188)                         

 

                          Раздел 1. Введение                          
     Забайкальский край в первом десятилетии  XXI  века  развивался  с
позитивной  динамикой  социально-экономического  развития. По основным
показателям,   таким   как   валовой   региональный   продукт,   объем
промышленного  производства, объем инвестиций, коэффициент рождаемости
и ряду других   темпы  роста  превышали  среднероссийские.  Это  стало
результатом   новых   подходов   к   принятию  решений,  планированию,
ориентации  на  реализацию  стратегических  приоритетов  и  достижение
стратегических целей.
     Новые   вызовы   экономики,   целевые   ориентиры,   поставленные
Правительством   Российской  Федерации  на  долгосрочную  перспективу,
требуют более интенсивного использования  всех  ресурсов  и  резервов,
имеющихся  в  крае.  В этой связи основной задачей становится выход на
траекторию устойчивого и сбалансированного роста, для чего  необходима
консолидация усилий органов власти, бизнеса, общества и населения.
     Стратегия социально-экономического развития  Забайкальского  края
на   период   до   2030   года   (далее   -   Стратегия)  обеспечивает
преемственность   реализации   стратегических   направлений   развития
Забайкальского  края  на  период  до  2025  года, определенных Законом
Забайкальского  края            от 10 декабря 2009 года N 295-ЗЗК   
Стратегических  направлениях развития Забайкальского края на период до
2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского
края  на  2010-2014 годы" (далее - Стратегические направления развития
Забайкальского   края),   и   переход   к   новому   этапу   развития,
характеризующемуся балансом развития экономики и реализации социальной
политики.
     Преемственность  реализации  стратегических  документов  позволит
достигнуть    улучшения    качества   жизни   человека,   стабилизации
миграционного оттока, увеличение  продолжительности  жизни  на  основе
сбалансированного развития края, развития жизненного пространства.
     Основными   целями   разработки   Стратегии   является   развитие
региональной   системы   стратегического   планирования,  актуализация
приоритетов  и  направлений  развития  в  соответствии   с   задачами,
поставленными   Президентом   и   Правительством  страны,  определение
действенных механизмов и  инструментов  экономического  и  социального
развития.
     В соответствии с поставленной целью разработки  Стратегии  в  ней
дана  оценка внутреннего потенциала и характеристика внешних условий и
определены:
     миссия Забайкальского края;
     цели и приоритеты социально-экономического развития края с учетом
комплексной  оценки  существующих условий и прогноза развития ситуации
на долгосрочный период;
     направления развития человеческого капитала;
     направления развития местного самоуправления;
     пространственная проекция кластерных и парковых образований,  зон
территориального развития;
     направления экономического развития;
     направления развития инфраструктуры;
     целевые     индикаторы     социально-экономического      развития
Забайкальского  края  по этапам реализации Стратегии на период до 2030
года.
                                                                      
            Раздел 2. Программные (правовые) условия Стратегии        
                                                                      
     Стратегия разработана в  соответствии  с  Законом  Забайкальского
края  от 22 декабря 2009 года N 322-ЗЗК "О стратегическом планировании
в Забайкальском крае".
     Правовой  основой  разработки  Стратегии   являются   нормативные
правовые акты:
     распоряжение Правительства  Российской  Федерации  от  17  ноября
2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года";
     Указ Президента Российской Федерации  от  09  октября  2007  года
N 1351  "Об  утверждении Концепции демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года";
     распоряжение Правительства Российской Федерации от  05  мая  2010
года  N  1120-р  "Об  утверждении  Стратегии  социально-экономического
развития Сибири до 2020 года";
     распоряжение Правительства Российской  Федерации  от  28  декабря
2009  года N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического
развития Дальнего Востока и Байкальского региона  на  период  до  2025
года";
     распоряжение Правительства  Российской  Федерации  от  30  ноября
2010  года  N  2136-р  "Об  утверждении Концепции устойчивого развития
сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года";
     Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О
Стратегии  национальной  безопасности  Российской  Федерации  до  2020
года";
     распоряжение Правительства Российской  Федерации  от  08  декабря
2011  года  N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года";
     распоряжение Правительства  Российской  Федерации  от  13  ноября
2009  года  N 1715-р "Об Энергетической стратегии Российской Федерации
на период до 2030 года;
     распоряжение Правительства  Российской  Федерации  от  22  ноября
2008  года  N 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации на
период до 2030 года";
     Стратегия  развития   информационного   общества   в   Российской
Федерации;
     иные нормативные  правовые  акты,  в  том  числе  государственные
программы Российской Федерации, федеральные целевые программы;
     Указы Президента Российской Федерации от 07 мая 2012  года  N 596
  долгосрочной  государственной  экономической  политике",  N 597 "О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598
     совершенствовании     государственной    политики    в    сфере
здравоохранения",  N 599    мерах  по   реализации   государственной
политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению
граждан  Российской  Федерации  доступным  и   комфортным   жильем   и
повышению  качества  жилищно-коммунальных  услуг",  N 606  "О мерах по
реализации демографической политики Российской Федерации";
     Указ Президента Российской Федерации  от  21  августа  2012  года
N 1199  "Об  оценке  эффективности деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации";
     Закон Забайкальского края   от 10 декабря 2009 года N 295-ЗЗК  
стратегических  направлениях развития Забайкальского края на период до
2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского
края на 2010-2014 годы";
     распоряжение Правительства Забайкальского края от  19  июня  2012
года N 312-р.
     Методологической   основой   Стратегии   являются    Методические
рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития
субъектов Российской  Федерации  Министерства  регионального  развития
Российской Федерации.

 

        Раздел 3. Оценка внутреннего потенциала Забайкальского края   
                                                                      
                   3.1. Общая характеристика и основные               
                       макроэкономические показатели                  
                                                                      
     Забайкальский край образован 01  марта  2008  года  в  результате
объединения  Читинской  области  и  Агинского  Бурятского  автономного
округа.
     Забайкальский край расположен на  юго-востоке  Восточной  Сибири,
входит   в   состав   Сибирского  федерального  округа.  На  западе  и
северо-западе он граничит с Республикой Бурятия и Иркутской  областью,
на  северо-востоке  и  востоке с  Республикой Саха (Якутия) и Амурской
областью. На юге и юго-востоке на протяжении полутора тысяч километров
пролегла  государственная  граница  с  Монголией и Китаем. Общая длина
границ края - 4770 км. Протяженность  государственной  границы  с  КНР
составляет 1064 км, границы с Монголией - 863 км.
     Территория Забайкальского края составляет 431,9 тыс. кв. км,  или
2,5%  от  территории  Российской  Федерации  (12-ое место).  Плотность
населения - 2,6 человека на 1 кв. км (по России - 8,4 человека).
     Численность населения Забайкальского края на 01 января 2013  года
составила  1095,2  тыс.  человек  (0,8  %  общей численности населения
Российской  Федерации).  Административный  центр  -   город   Чита   с
населением 331,8 тыс. человек, расстояние до  г. Москвы - 6074 км.
     Забайкальский  край   характеризуется   выгодным   географическим
положением     и    привлекателен    своим    ресурсным    потенциалом
(минерально-сырьевым, водным, лесным и земельным).
     По территории края проходят стратегически важные  железнодорожные
и автомобильные магистрали.
     Все это способствует эффективному развитию  как  межрегиональных,
так и внешнеэкономических деловых, торговых и культурных связей.
     Оценивая социально-экономическое развитие Забайкальского края  за
период  с  2008  по 2012 годы, необходимо отметить, что за этот период
экономика  края  развивалась  темпами,   превышающими   по   отдельным
показателям темпы роста экономики России в целом (таблица 1).
                                                             Таблица 1
      Динамика основных показателей социально-экономического развития 
                Забайкальского края за 2008-2012 годы                 
                                                                      
|——————|————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————|
|N п/п |           Показатели           |            Темп роста в сопоставимых ценах,             |
|      |                                |                2012 год в % к 2007 году                 |
|——————|————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————|

 

|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|      |                                |Забайкальский край |     Сибирский     |    Российская     |
|      |                                |                   | федеральный округ |     Федерация     |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|  1.  |Валовой региональный продукт (по|      128,6*       |         Х         |       109,3       |
|      |России   -   валовой  внутренний|                   |                   |                   |
|      |продукт)                        |                   |                   |                   |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|  2.  |Продукция промышленности        |       111,0       |       115,8       |       106,1       |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
| 2.1. |добыча полезных ископаемых      |       128,5       |       138,1       |       106,5       |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
| 2.2. |обрабатывающие производства     |       60,7        |       107,2       |       105,6       |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
| 2.3. |производство   и   распределение|       110,9       |       105,5       |       101,9       |
|      |электроэнергии, газа и воды     |                   |                   |                   |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|  3.  |Продукция сельского хозяйства   |       122,2       |       99,3        |       116,8       |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|  4.  |Объем работ, выполненных по виду|       72,3        |       108,6       |      110,64       |
|      |деятельности "строительство"    |                   |                   |                   |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|  5.  |Инвестиции в основной капитал   |       108,4       |      136,32       |      118,92       |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|  6.  |Оборот розничной торговли       |      130,16       |      121,81       |       130,8       |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|  7.  |Реальные     денежные     доходы|      129,84       |       112,4       |      117,19       |
|      |населения                       |                   |                   |                   |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
|  8.  |Уровень  безработицы,  в   %   к|                   |                   |                   |
|      |экономически активному населению|                   |                   |                   |
|      |2008 год                        |                   |                   |                   |
|      |2012 год                        |       14,9        |        8,3        |        6,2        |
|      |                                |       10,6        |        7,1        |        5,5        |
|——————|————————————————————————————————|———————————————————|———————————————————|———————————————————|
* оценка

 

     Валовой региональный продукт (ВРП) за 5 лет увеличился  на   28,6
%, что на 19,3 процентных пункта выше среднероссийского значения.
     Реализация мероприятий по развитию промышленного потенциала края,
повышению   конкурентоспособности  и  диверсификации  производства,  а
также экономическая активность  хозяйствующих  субъектов  и  повышение
степени адаптации предприятий к рынку позволили обеспечить в 2008-2012
годах устойчивый рост промышленного производства и не только выйти  на
докризисный  уровень  развития,  но  и превысить его на 7,5 процентных
пункта.
     Темп роста промышленного производства в крае в течение указанного
периода  составил 111,0 %, превышая показатель по Российской Федерации
на 4,9 процентного пункта (106,1 %), но при  этом  уступая  показателю
по Сибирскому федеральному округу (115,8 %).
     Преобладающая в этом секторе экономики добывающая  промышленность
имела  прирост  выпуска продукции за весь наблюдаемый период на уровне
28,5 % при 6,5 % по  Российской  Федерации  и  38,1  %  по  Сибирскому
федеральному округу.
     Достаточно быстро в этот  период  развивалась  электроэнергетика.
Темп   роста   по  виду  деятельности  "производство  и  распределение
электроэнергии, газа и воды" составил 110,9 %, что на  9,0  процентных
пунктов  превышает  среднероссийскую  динамику  и  на  5,4  процентных
пунктов динамику по Сибирскому федеральному округу.
          Вследствие  реализации   мер,   направленных   на   создание
конкурентоспособного  сельскохозяйственного производства, и исполнения
мероприятий краевых долгосрочных целевых программ  в  сфере  сельского
хозяйства,  в  2012 году индекс физического объема продукции сельского
хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке  к  уровню
2007  года составил 122,2 %, в то время как по Сибирскому федеральному
округу он снизился на 0,7 %, а по Российской Федерации  увеличился  на
16,8%.
     В результате работы по  созданию  благоприятного  инвестиционного
климата  для  привлечения  отечественных  и  иностранных  инвестиций в
приоритетные секторы экономики, с 2008 по 2012 годы в  экономику  края
вложено  245,7  млрд.  рублей  инвестиций.  Общий  объем  инвестиций в
основной капитал за счет всех источников финансирования  в  2012  году
увеличился  по  сравнению  с  2007  годом  на  8,4  %,  при этом объем
иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края вырос более чем
в  2  раза.  Вместе  с  тем,  темпы роста инвестиций в крае продолжают
значительно уступать  показателям  Российской  Федерации  (18,9  %)  и
Сибирского федерального округа (36,2 %).
     В  большей  степени  кризисные  явления  отразились   на   объеме
строительных  работ, который за 2008-2012 годы сократился более чем на
20 %. При этом в Российской Федерации и Сибирском  федеральном  округе
наблюдался   рост   объемов  строительства  на  10,6  %  и  на  8,6  %
соответственно. По показателю ввод в  действие  жилых  домов  на  1000
человек  населения Забайкальский край занимает 59 место по России (248
кв.  м  общей  площади  против  409  кв.  м  по   России).   Фактором,
сдерживающим   развитие   жилищного   строительства,  является  низкая
обеспеченность     территории      объектами      жилищно-коммунальной
инфраструктуры.
     Более динамично  по  сравнению  с  товаропроизводящими  секторами
экономики развивалась на территории Забайкальского края сфера услуг. В
частности,  оборот  розничной  торговли  увеличился  на  30,1  %,  что
превышает  показатель  по  Сибирскому  федеральному  округу (21,8 %) и
незначительно отстает от среднероссийского показателя (30,8 %).
     Ускоренное  развитие  регионального  потребительского   рынка   в
значительной мере было обусловлено опережающими темпами роста реальных
денежных  доходов  населения,   что   явилось   важным   положительным
результатом,   достигнутым   в  крае  за  последние  годы.  В  течение
указанного периода реальные денежные доходы населения  увеличились  на
29,8   %   (по  Российской  Федерации  -  на  17,2  %,  по  Сибирскому
федеральному округу - на 12,4 %).
     Численность занятых в экономике уменьшилась по сравнению с   2008
годом почти на 1 % и составила в 2012 году 488,7 тыс. человек.
     В   прошедший   период   существенно   улучшилась   ситуация   на
региональном   рынке   труда.   По  сравнению  с  2008  годом  уровень
безработицы экономически активного населения в крае  (рассчитанный  по
методологии  МОТ)  снизился  с  14,9  %  до  10,6  %.  Но  при этом он
продолжает оставаться высоким по сравнению со  среднероссийским  и  по
Сибирскому федеральному округу (выше на 5,1 и на 3,5 процентных пункта
соответственно).
     В результате  принимаемых  мер  по  увеличению  денежных  доходов
населения,  социальных гарантий жителям в крае, с 2000 года отмечается
тенденция  снижения  численности  населения,  имеющего   среднедушевые
денежные  доходы ниже величины прожиточного минимума. Если в 2000 году
их доля составляла 67 %, то в 2008 году - 19,9 %, в 2012 году - 18,0 %
от   общей   численности  населения  края.  Доля  населения,  имеющего
среднедушевые денежные доходы свыше 20 тыс. рублей в месяц увеличилась
с  12,0 % в 2008 году до 28,5 % в 2012 году. Среднемесячная заработная
плата населения в 2012 году увеличилась на 59,9 % к уровню 2008  года.

 

     В последние годы отмечены значительный  рост  уровня  рождаемости
населения  и  снижение  уровня  смертности.  В  2012  году коэффициент
рождаемости составил 16,2 промилле и достиг наиболее высокого значения
за  последние  годы. По данному показателю Забайкальский край входит в
число  лидеров  среди  регионов  России  (11   место)   и   Сибирского
федерального округа (4 место).
     Коэффициент смертности составил 13,1  промилле  и  сократился  по
сравнению  с  2007  годом  на  1,3  промилле  (28 место среди регионов
России, 6 место - среди регионов Сибирского федерального округа).
     Вместе  с  тем,  несмотря  на  превышение  значений  ряда  важных
динамических   показателей   среднероссийского   уровня  и  уровня  по
Сибирскому федеральному  округу,  не  преодолено  отставание  края  от
субъектов  Российской  Федерации   по  общему  уровню экономического и
социального развития. В частности, основной показатель - среднедушевой
объем  валового  регионального  продукта, рассчитанный с учетом уровня
покупательной способности населения  -  составляет  по  Забайкальскому
краю  менее  60  %  по  отношению  к среднему показателю по Российской
Федерации.
     Рост   экономических    показателей    в    недостаточной    мере
сопровождается  повышением качества жизни населения (за 2008-2012 годы
основные объемные показатели региона в среднем повысились на 10-20  %,
а  интегральный  показатель  качества  жизни  практически  остался без
изменений)  и  развитием  малого   и   среднего   предпринимательства.
Преимущественно    это    объясняется   узкой   специализированностью,
разобщенностью   и   пространственной   рассредоточенностью   основных
производственных  объектов  экономики,  которые  усложняют  создание в
регионе  эффективных  отраслевых  кластеров  и  межотраслевых  связей,
развитие    крупных    перерабатывающих   и   логистических   центров,
формирование сильных мультипликативных и синергетических  эффектов  от
реализации   объемных   инвестиционных  проектов  (очевидно,  что  без
вмешательства  органов  государственной  власти  рынок   не   способен
самостоятельно отрегулировать существующие дисбалансы).
     В крае чрезвычайно мало крупных высокотехнологичных  промышленных
предприятий,  которые  можно  было  бы использовать в качестве опорных
точек комплексного территориального развития,  окружая  их  множеством
смежных  производственных,  сервисных  и инновационных малых и средних
предприятий, развивая, в соответствии с их потребностями, содержание и
деятельность   учебных   заведений   высшего,  среднего  и  начального
профессионального образования.
     Возможность   преодоления   существующего   отставания   края   в
экономическом  развитии  от  других  регионов связана, прежде всего, с
реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов  в  профилирующих
отраслях  экономики  региона,  в инфраструктурном секторе и социальной
сфере,    а    также     реализацией     Государственной     программы
"Социально-экономическое  развитие  Дальнего  Востока  и  Байкальского
региона до  2025  года"  и  разрабатываемого  Федерального  закона  
развитии Дальнего Востока и Байкальского региона".
     Важнейшим  инструментом  "догоняющей"  политики  края  в  области
качества    жизни    представляется   ускоренное   развитие   местного
самоуправления,   культуры,    образования,    государственно-частного
партнерства  в  социальном бизнесе, обеспечение роста и диверсификации
структуры деятельности малого и среднего  бизнеса,  особенно  в  сфере
услуг   и   производства,   целенаправленная   поддержка   и  развитие
гражданских инициатив.
     Полный анализ социально-экономического  положения  Забайкальского
края дан в аналитических материалах к Стратегии (приложение N 4).

 

                        3.2. Конкурентный потенциал                   
                                                                      
     Забайкальский край обладает  благоприятным  набором  конкурентных
преимуществ,  позволяющих ему включаться в процессы межтерриториальной
конкуренции.
     Среди субъектов  Российской  Федерации  экономика  Забайкальского
края занимает 51 место из 82 регионов (сводный индекс в соответствии с
распоряжением Правительства Российской  Федерации   от  15  июня  2009
года  N  806-р  "Об  организации  и проведении мониторинга процессов в
реальном секторе экономики, финансово-банковской и  социальной  сферах
субъектов").
     Минерально-сырьевой  потенциал  является  основным   конкурентным
преимуществом  края,  что  определяет  его специализацию по реализации
крупных инфраструктурных и сырьевых проектов.
     Базовыми  видами  в  ресурсном  секторе  промышленности  являются
добыча    полезных    ископаемых;    производство    и   распределение
электроэнергии, газа и воды; в обрабатывающих производствах -  цветная
металлургия,  производство машин и оборудования и производство пищевых
продуктов.  Их  совокупная  доля  в  общей   структуре   промышленного
производства края  составляет более 90 процентов.
     Транспортная система Забайкальского  края  представляет  один  из
значимых  транспортных узлов не только Сибирского федерального округа,
но и Российской Федерации. По территории края проходят железнодорожные
магистрали     Транссибирская    и    Байкало-Амурская,    федеральные
автомобильные дороги Р-297 "Амур" Чита  -  Хабаровск,  Р-258  "Байкал"
Иркутск - Улан-Удэ - Чита, А-350 Чита - Забайкальск.
     Особо важную роль для развития экономики края играет соседство  с
КНР  -  страной  с одной из самых крупных и стремительно развивающихся
экономик мира. Расположение по соседству  с  динамично  развивающимися
провинциями  КНР, наличие в крае достаточных  мощностей энергетической
и транспортной инфраструктуры, источников сырья,  свободных  земельных
площадей     являются    факторами,    определяющими    инвестиционную
привлекательность для иностранных и российских инвесторов.
     На территории края находится  самый  крупный  российско-китайский
пункт   пропуска   Забайкальск,  который  обеспечивает  большую  часть
грузооборота с Китаем.
     Большие перспективы сохраняет агропромышленный комплекс. Наиболее
крупная   и   конкурентоспособная  специализация  сельского  хозяйства
региона - животноводство. Ведущими и перспективными отраслями являются
мясное  скотоводство,  овцеводство и табунное коневодство. Овцеводство
представлено разведением  тонкорунной  забайкальской  породы  овец.  В
мясном  скотоводстве  сохранен  и  преумножен  генофонд  герефордской,
калмыцкой, казахской белоголовой, галловейской пород крупного рогатого
скота, также завезен племенной молодняк абердин-ангусской породы.
     Серьезным конкурентным преимуществом края в сфере производства  и
поставок,   в   том   числе   экспорта  экологически чистой  продукции
растениеводства и животноводства, является  наличие  крупных  площадей
сельскохозяйственных земель, сохранивших естественное плодородие.
     В крае имеются значительные рекреационные ресурсы, что  позволяет
развивать   специализированные   виды   туризма:  лечебный,  активный,
экстремальный, познавательный, событийный.
     В перспективе повышение инвестиционной привлекательности  региона
возможно     за    счет    повышения    эффективности    использования
природно-ресурсного,  финансового  потенциалов,  а  также   вследствие
реализации   крупных   мероприятий  и  проектов  в  сфере  транспорта,
энергетики, логистики и инфраструктурного потенциала.
                                                                      
                             3.3. SWOT-анализ                         
                                                                      
|——————————————————————————————————|——————————————————————————————————|
|         Сильные стороны          |          Слабые стороны          |
|——————————————————————————————————|——————————————————————————————————|
|Наличие              проработанной|Сохранение  миграционного   оттока|
|нормативно-правовой     базы    по|населения.                        |
|стратегическому      планированию,|Низкая   степень    диверсификации|
|государственно-частному           |отраслевой               структуры|
|партнерству,             поддержке|промышленности.                   |
|инвестиционной деятельности.      |Низкая    доля     в     экономике|
|Значительный  ресурсный  потенциал|высокотехнологичного      сектора,|
|региона        (уголь,       уран,|слабая восприимчивость экономики к|
|электроэнергия,  молибден,   медь,|новым  разработкам, препятствующая|
|вольфрам,    золото,    древесина,|росту инноваций.                  |
|земельные ресурсы и другие).      |Ограниченность рынков  сбыта  угля|
|Исключительно        благоприятное|из-за усиления конкуренции.       |
|транспортно-географическое        |Слабое     развитие     инженерной|
|положение  края   для   реализации|инфраструктуры,   наличие  ветхого|
|транзитных   функций,  продвижения|жилья  и  изношенных  коммунальных|
|товаров          в          страны|сетей.                            |
|Азиатско-Тихоокеанского    региона|Слабое      развитие      рыночной|
|(далее - АТР) и налаживания с ними|инфраструктуры,            каналов|
|взаимовыгодного сотрудничества.   |продвижения продукции.            |
|Выгодное          геополитическое,|Значительная        дифференциация|
|приграничное  расположение  края с|муниципальных    образований    по|
|постоянно   растущим   потенциалом|уровню    социально-экономического|
|"китайского      фактора"     (для|развития       и      возможностям|
|реализации   транзитных    функций|экономического роста.             |
|продвижения товаров в страны АТР и|Высокая    степень     зависимости|
|налаживания         с         ними|бюджета    края   от   федеральных|
|взаимовыгодного сотрудничества).  |трансфертов.                      |
|Наличие  земельных  ресурсов   для|Сравнительно    высокий    уровень|
|ведения      сельскохозяйственного|загрязнения природной среды.      |
|производства.                     |Высокий     уровень     цен     на|
|Относительно    высокий    уровень|энергоносители.                   |
|развития  средств  коммуникации  и|Отставание                        |
|информационных технологий.        |транспортно-логистической сети при|
|Наличие рекреационных ресурсов для|росте      грузовых       потоков,|
|развития  специализированных видов|увеличивающее            стоимость|
|туризма.                          |грузоперевозок.                   |
|Динамичные  темпы  развития  сферы|Экстремальные        климатические|
|строительства   и   промышленности|условия на большей части региона. |
|строительных материалов.          |Недостаточный  брендинг  края   на|
|Наличие           образовательного|российском       и      зарубежном|
|комплекса,  способного  обеспечить|туристических рынках.             |
|потребности      экономики       в|Несоответствие туристических услуг|
|высококвалифицированных кадрах.   |международным стандартам.         |
|Наличие     опыта      партнерства|                                  |
|региональной        власти       и|                                  |
|бизнес-структур.                  |                                  |
|                                  |                                  |
|——————————————————————————————————|——————————————————————————————————|

 

|——————————————————————————————————|——————————————————————————————————|
|           Возможности            |              Угрозы              |
|——————————————————————————————————|——————————————————————————————————|
|Значительные           перспективы|Финансовая     и     экономическая|
|увеличения  объемов производства в|нестабильность в мире и стране.   |
|отраслях  цветной  металлургии   и|Нестабильность    налогового     и|
|электроэнергетики.                |бюджетного законодательства.      |
|Создание  промышленных  парков   и|Рост уровня безработицы.          |
|кластеров.                        |Низкий    уровень    капитализации|
|Развитие           взаимовыгодного|функционирующих       в       крае|
|социально-экономического          |отечественных            компаний,|
|сотрудничества  с  КНР,   странами|уменьшающий    их   финансовые   и|
|АТР.                              |инвестиционные    возможности    в|
|Создание            благоприятного|условиях   значительных  колебаний|
|инвестиционного                  и|конъюнктуры    на    международных|
|предпринимательского      климата,|рынках  профильных видов продукции|
|выравнивание условий конкуренции и|и  повышающий  риск  срыва  сроков|
|поддержка                   малого|запуска инвестиционных проектов.  |
|предпринимательства.              |Усиление техногенного  воздействия|
|Формирование           эффективной|на       природные      комплексы,|
|туристической  индустрии (создание|ухудшающего  качество   воздушного|
|туристических кластеров,  активный|бассейна,    лесных    и    водных|
|брендинг   территории,   повышение|ресурсов.                         |
|профессионального           уровня|Усиление  сырьевой  направленности|
|работников     туриндустрии)     с|экономики.                        |
|развитием   разнообразных    видов|Низкая              инвестиционная|
|туризма и их сочетанием.          |привлекательность       несырьевых|
|Значительные перспективы  развития|секторов экономики.               |
|сельского хозяйства.              |Продолжение  миграционного  оттока|
|                                  |населения.                        |
|                                  |Снижение  привлекательности   края|
|                                  |для проживания и работы.          |
|——————————————————————————————————|——————————————————————————————————|

 

                      Раздел 4. Внешние условия                       

 

     По  оценке  экспертов,  основные  тренды  мирового   развития   в
долгосрочной   перспективе   будут   связаны  с  усилением  глобальной
интеграции и ростом ее влияния на качество жизни. Так, например, будут
усиливаться  тенденции  поиска новых форм регионализации и связанные с
этим  фактором  процессы  изменения  среды  обитания    акцентом  на
качество  жизни),  культурной   идентичности и конкуренции регионов за
ресурсы развития. Уже в  ближайшие  годы  ожидается  переход  развитых
экономик  на  новый технологический уклад, в котором будут преобладать
нано-, био-  и  инфотехнологии,  что  приведет  к  дальнейшему  отрыву
стран-лидеров в мировой конкурентной гонке.
     Также отмечено,  что  к  началу  2012  года  экономика  России  в
основном  восстановилась  после  кризиса, повысилась ее устойчивость к
внешним негативным  факторам.  Рост  российской  экономики   позволяет
создать  условия  для  встроенного  развития  экономики Забайкальского
края,  в  первую  очередь  его  минерально-сырьевого  комплекса  края,
транспортной, энергетической и логистической инфраструктуры, сельского
хозяйства.
     Вместе с тем, в соответствии  с  Бюджетным  посланием  Президента
Российской  Федерации на 2013-2015 годы, в ближайшей перспективе будут
действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией
в  мировой  экономике,  на уровне субъектов Российской Федерации будет
проводиться  политика  приоритезации  расходов   бюджетов,   структура
бюджетных  расходов будет изменена в пользу тех, которые направлены на
развитие.  Расходы  на  образование,  науку,   инфраструктуру   станут
приоритетными,  их  доля в общих расходах бюджетной системы Российской
Федерации будет увеличиваться.
     Государство  будет  укреплять   институты   развития   экономики,
приоритет  будет  отдан  ускоренному росту высокотехнологичных видов и
направлений производства и  инфраструктуры,  проектам,  обеспечивающим
комплексное   территориальное   развитие.   При  этом  территориальное
распределение  федеральных  финансовых   и   других   ресурсов   будет
происходить  в условиях жесткой конкуренции как между регионами, так и
крупными  отечественными  холдингами  и  корпорациями,   продвигающими
собственные региональные интересы.
     Сокращение численности населения в России для Забайкальского края
означает  еще  большее  усиление  конкуренции  с  другими  регионами в
отношении квалифицированных кадров.
     При   этом   основным   гарантирующим   фактором   перспективного
экономического  роста Забайкальского края остается рост инвестиционной
активности  в  регионе,   обеспечиваемый   принятием   и   реализацией
Государственной  программы  "Социально-экономическое развитие Дальнего
Востока и  Байкальского  региона  до  2025  года"  и  разрабатываемого
Федерального  закона    развитии  Дальнего  Востока  и  Байкальского
региона".
     Оценка   влияния   вступления   России   в   ВТО   на   экономику
Забайкальского края
     Необходимость вступления России во Всемирную торговую организацию
(ВТО)   обусловлена   задачами   интеграции  в  мировую  экономическую
систему, создания более благоприятных условий для  доступа  российской
продукции    на   внешние   рынки,   повышения   конкурентоспособности
отечественного производства за счет привлечения зарубежных  инвестиций
и технологий развития внутреннего потребительского рынка.
     Вместе  с  тем  существуют  и  определенные   угрозы   экономике,
связанные  со  вступлением  России  в  ВТО.  Темпы развития в отраслях
промышленности и сельского хозяйства могут замедлиться  в  силу  более
высокой конкурентоспособности импортной продукции, снижения динамики и
объемов   реализации    российскими    и    иностранными    компаниями
инвестиционных   проектов  по  модернизации  обрабатывающих  и  других
производств.  Отдельные   отраслевые   направления   в   отечественной
экономике   в   силу   низкой  исходной  конкурентоспособности  смогут
продолжать свое существование только в  результате  перепрофилирования
своей деятельности (в легкой, пищевой, фармацевтической и других видах
промышленности, станко- и приборостроении, машиностроении и  т.д.),  в
том числе с участием зарубежного капитала.
     Анализ  динамики  показателей  социально-экономического  развития
Забайкальского  края  за  2012 год показывает, что в настоящее время в
регионе отсутствуют очевидные  негативные  последствия  для  экономики
вследствие интеграции России в ВТО.
     Моделируя  дальнейшие  последствия  для  Забайкальского  края  от
вступления   России  в  ВТО,  предполагается,  что  регион  пострадает
незначительно ввиду того, что  доля  отраслей,  наиболее  подверженных
рискам,    таких    как   обработка   древесины,   целлюлозно-бумажное
производство, машиностроение и легкая промышленность  в  общем  объеме
промышленного  производства  по  краю несущественна и составляет менее
5 %.
     Наибольшая доля в структуре  промышленности  края  приходится  на
цветную  металлургию,  топливную  промышленность  и  энергетику (около
85 %). Негативное влияние на основные действующие предприятия региона,
квалифицирующиеся  на  производстве ядерного топлива и добыче полезных
ископаемых, также будет незначительным в связи с их низкой  экспортной
ориентацией   и   значительным   объемом   инвестиций   в  развитие  и
модернизацию производства за несколько последних лет.
     Вместе с тем экспортирующие предприятия края получат определенные
выгоды  за  счет  либерализации  внешнеторговой  деятельности и отмены
импортных барьеров в ряде стран. В частности, в цветной металлургии  и
электроэнергетике экспертами прогнозируется рост объемов производства,
а в угольной промышленности - минимальный спад на уровне чуть более  1
%.
     Импортирующие предприятия также могут  оказаться  в  выигрыше  за
счет уменьшения таможенной стоимости ввозимого сырья. В край ввозятся,
в основном,  продовольственные  товары  и  сельскохозяйственное  сырье
(доля  в импорте - 42 %), машины, оборудование и транспортные средства
(27,8 %). В 2012 году импорт увеличился на 0,5 %.
     Машиностроение  и  пищевая  промышленность  являются  одними   из
ведущих  отраслей обрабатывающей промышленности края. Однако, учитывая
то,  что  износ  основных  фондов  предприятий  составляет  свыше   50
процентов,   это   уменьшает   их   конкурентоспособность   и  требует
крупномасштабных инвестиций на модернизацию.
     По оценкам экспертов наибольшее влияние вступление в ВТО в  сфере
сельского хозяйства окажет на животноводство.
      Так, членство России в ВТО  повлечет  реформирование  механизмов
поддержки  сельскохозяйственных  товаропроизводителей.  В связи с этим
будет решаться вопрос о переводе основной  части  сельскохозяйственных
субсидий   в   сферу   субсидий,   не   лимитированных  условиями  ВТО
(стратегически важным моментом для края должно стать развитие "зеленой
корзины").
     В соответствии с проектом постановления Правительства  Российской
Федерации  "Об  утверждении порядка и критериев отнесения территории к
неблагоприятным  для   производства   сельскохозяйственной   продукции
территориям"   Забайкальский   край   включен   в  перечень  субъектов
Российской  Федерации,  которые  относятся  к   неблагоприятным,   что
позволит получать меры государственной поддержки на развитие сельского
хозяйства в соответствии с нормами ВТО  и  обязательствами,  принятыми
Российской Федерацией при вступлении в эту организацию.
     Независимыми аналитиками Аналитического  центра  "ВТО-информ"  на
основе   оценки  актуального  состояния  экономики  регионов  выполнен
прогноз  до  2020  года  экономической  ситуации  в   регионах   после
вступления  России  в  ВТО.  Учитывая, что сроки вступления в действие
договоренностей по различным отраслям, определенные для России в  ходе
переговорных  процессов,  составят,  как минимум, 3-4 года, а для ряда
отраслей до 12-15 лет, полученные оценки  можно  охарактеризовать  как
предварительные.

 

       Раздел 5. Сценарии долгосрочного развития Забайкальского края  
                                                                      
     Возможные     сценарии     социально-экономического      развития
Забайкальского  края  до  2030 года определены совокупностью внешних и
внутренних факторов, условий и предпосылок, в том числе складываемых в
настоящий   период   макроэкономическими   тенденциями   в  Российской
Федерации  и   Забайкальском   крае,   особенностями   государственной
экономической  политики  и  масштабами  целевой  федеральной поддержки
развития края, состоянием мирового и отечественного  рынков  продукции
отраслей   экономической   специализации   региона,  профильных  видов
экономической деятельности важнейших бюджетообразующих предприятий.
     Исходя из учитываемых факторов, сформулированы  две  альтернативы
развития  Забайкальского  края:  по  инерционному  сценарию и сценарию
сбалансированного развития.

 

     Инерционный сценарий
     Инерционный  сценарий  исходит  из  того,   что   основные   виды
деятельности    в    крае   уже   структурировались   и   закрепились,
позиционируются   как   результативно   функционирующие    в    рамках
существующей в России системы экономических отношений. Предполагается,
что они не будут подвергаться резким переменам.
     Основной   характеристикой   инерционного    сценария    является
зависимость  социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры,
влияние региона на которую относительно слабое.
     Сценарий строится преимущественно на "подключении" края к внешним
процессам.  Предполагается, что основные центры управления и получения
прибыли остаются за пределами региона.
     При  инерционном  сценарии  сохранится   сырьевая   специализация
хозяйственного  комплекса  края   и  транспортно-транзитные  функции в
пределах существующих участков федеральных автомагистралей и  железной
дороги.
     Инерционный сценарий характеризуется достаточно низкими качеством
и  темпами  роста валового регионального продукта, а, следовательно, и
сохранением достигнутого уровня жизни  населения.  Также  для  данного
сценария характерна высокая зависимость от бюджетных трансфертов.
     В  итоге  ожидается  постепенное  снижение  конкурентоспособности
региональной  экономики,  отсутствие  ощутимых  позитивных  сдвигов  в
инвестиционном климате. Инерционный сценарий  не  дает  оснований  для
улучшения   инвестиционной   привлекательности,   привлечение  внешних
инвестиций  возможно  только  за  счет  принятий   решений   "внешними
управляющими"  о  создании  на  территории края крупных промышленных и
инфраструктурных объектов.
     Развитие сельского  хозяйства  предусматривается  в  традиционных
формах. При развитии отрасли по инерционному сценарию будут затруднены
качественные  сдвиги  в  технической,  инвестиционной   и   социальной
политике,  особенно  в  части  модернизации  и  внедрения  современных
технологий, создания рабочих мест.  Это  позволит,  в  лучшем  случае,
поддерживать достигнутый уровень производства.
     Лесной  комплекс  будет  испытывать  продолжающееся  давление  со
стороны    экологических   стандартов,   приобретающих   международную
значимость, что, в  свою  очередь,  будет  препятствовать  привлечению
инвестиций  в  сегмент  глубокой переработки и производства "конечной"
продукции.
     Процессы  технологической  модернизации   будут   внедряться,   в
основном,  в  производство  крупных промышленных предприятий края и на
предприятиях  информационно-телекоммуникационной  инфраструктуры,   но
достаточно медленно.
     При  инерционном  сценарии  сохранится   проблема   миграционного
оттока.   При  этом  усилится  социальная  нагрузка  на  бюджет  из-за
функционирования   преимущественно   бюджетных   организаций,   слабой
коммерциализации   социальных   услуг  и  услуг  жилищно-коммунального
хозяйства.
     Инерционным сценарием  предусматривается  сохранение  и  усиление
монопрофильности  в  экономике  большинства  поселений  Забайкальского
края, то есть сохранится высокая зависимость поселений от деятельности
крупных градообразующих и системообразующих предприятий.
     В  условиях  "очаговой"  реализации  крупных  инфраструктурных  и
промышленных  проектов  пространственный  дисбаланс  будет  нарастать.
Человеческие  и  другие  ресурсы  будут   сконцентрированы   в   Чите,
Краснокаменске, Забайкальске и в некоторой степени в местах реализации
опорных инвестиционных проектов.  В  целом  пространственное  развитие
территорий  будет  связано  с  разработкой природных ресурсов. Все это
вряд  ли  позволит  существенно  улучшить  социальную   обеспеченность
населения  края  на большей части районов, то есть социальное развитие
останется в сильной зависимости от решений федерального центра.  Кроме
того,  при  инерционном  сценарии обострится проблема функционирования
поселений,  находящихся  вдали  от   транспортной   и   энергетической
инфраструктур.

 

     Сценарий сбалансированного развития
     Сценарием сбалансированного развития предполагает учет  интересов
всех слоев населения Забайкальского края.
     Сценарий  сбалансированного  развития  предусматривает  выделение
стратегической  оси  развития  Забайкальского края с наложением на нее
опорных инвестиционных проектов, с  формированием  поясов  развития  и
мультипликативного  влияния  на развитие территорий края (формирование
пространства развития), таким образом, будет  осуществлен  переход  от
"точек  роста"  к пространству развития. Данным сценарием учитывается,
что развитие региона зависит от развития его человеческого потенциала.
Поэтому   сценарием   сбалансированного   развития   предусматривается
формирование  пространства  развития,  прежде  всего,  через  развитие
культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
     Сценарием предусматривается опережающее развитие   края  за  счет
структурных    преобразований   в   составе   отраслей   специализации
региональной экономики, связанных с внедрением  и  переходом  к  новым
производственным   технологиям   в   горнодобывающей   промышленности,
обрабатывающих  производствах,  строительстве,   сельском   хозяйстве,
лесозаготовках,      использование      современного     оборудования.
Предполагается  повышение  производительности  труда  и  экономической
эффективности  за  счет  технического  перевооружения  и  модернизации
предприятий в традиционных и связанных с ними отраслях.
     Предусматривается постепенное преобразование  товарной  структуры
производства, где все большую долю начнут занимать более технологичные
продукты, основная масса которых будет производиться за счет  развития
форм  международной  и  межрегиональной специализации и кооперирования
(аутсорсинг).
     В этих целях в первом пятилетии  реализации  Стратегии  необходим
переход   к  межотраслевому  принципу  управления  (по  функционалу  и
стратегическим  приоритетам),  который  по  опыту  развития   регионов
является   более   эффективным  методом  при  современных  условиях  и
механизмах, позволит со временем осуществить переход к стратегическому
управлению   территорией.   Переход   к   новому  принципу  управления
предполагает создание Агентства (Фонда) развития Забайкальского  края.
Основными задачами Агентства (Фонда) должны стать:
     формирование новых институтов и структур, связанных с реализацией
Стратегии  (как  внутри  органов  власти,  так  и  в  виде независимых
организаций);
     консолидация финансовых, организационно-правовых, имущественных и
иных ресурсов региона, используемых в целях инвестиционного развития;
     отработка механизмов инициирования  инвестиционных  проектов,  их
отбора,  поддержки  и  контроля  за реализацией, что является ключевой
задачей, которая должна решаться на принципах  государственно-частного
партнерства.
     Агентство (Фонд) должно быть ориентировано на привлечение внешних
(как  государственных,  так и частных, а также иностранных инвестиций)
и   внутренних   инвестиций,   объединяя   интересы    и    инвестиции
предпринимателей  Забайкальского  края  для  реализации  более крупных
проектов (кластеров), увеличивая тем самым мультипликативный эффект  и
развивая пространство.
     Переход  к  межотраслевому  управлению  связан  с  переходом   от
"управления  затратами к управлению результатами", что предусматривает
разработку  и  поэтапное  внедрение  технологии  работы  с   бюджетом,
ориентированной   на   создание   "бюджета  развития"  (результативное
управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления  с
учетом  административной реформы и приоритетов (целей) стратегического
развития края.
     Применение  отраслевого  метода  управления  экономикой  края   в
предыдущие  годы  был  оправдан  и  обеспечил  переход  к стабилизации
развития.  Но  для  перехода  к  сбалансированному  росту   и   "новой
экономике"   необходим  переход  к  новым  принципам  управления,  где
отраслевой метод управления с множеством согласований  может  являться
"тормозом" для перехода.
     Сценарием наряду с традиционными отраслями-лидерами  (горнорудная
промышленность,  транспорт и др.) предполагается приоритетное развитие
ряда  новых  и  ранее  не  получивших  должного  наполнения   секторов


Информация по документу
Читайте также