Расширенный поиск

Постановление Администрации Владимирской области от 24.03.2016 № 230

И АДМИНИСТРАЦИЯ  ВЛАДИМИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

24.03.2016                                                                            № 230

 

 

О внесении изменений в постановление администрации

области     от 16.06.2015 № 562     «Об        утверждении

государственной    программы   Владимирской  области

«Развитие  промышленности    Владимирской   области,

повышение ее  конкурентоспособности  и   обеспечение

импортозамещения на 2015-2020 годы»

 

 

В соответствии с Законом Владимирской области от 10.12.2001 № 129-ОЗ «О Губернаторе и администрации Владимирской области» и постановлением Губернатора области от 24.02.2014 № 164 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области»

 

п о с т а н о в л я ю:

 

1.  Внести в приложение к постановлению администрации области от 16.06.2015 № 562 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015-2020 годы» изменения, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области по промышленности и экономической политике.

 

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

И.оубернатора  области                                         А.В.Конышев

 

 

Приложение

к постановлению

администрации

области

от 24.03.2016 № 230

 

 

Государственная программа Владимирской области «Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015-2020 годы»

 

 

ПАСПОРТ

государственной программы Владимирской области

 

Наименование государственной программы Владимирской области

Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015-2020 годы (далее – Программа)

Наименование, номер и дата нормативного акта Правительства Российской Федерации, которым утверждена соответствующая по целям программа федерального уровня

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

Ответственный исполнитель Программы

Комитет по промышленной политике и науке

Соисполнители Программы

нет

Участники Программы

- департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области,

- департамент инвестиций и внешнеэкономической деятельности администрации Владимирской области,

- департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области,

- департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области,

- департамент образования администрации Владимирской области,

- департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области,

- департамент инновационного развития и импортозамещения администрации Владимирской области,

- ОАО «Корпорация развития Владимирской области» (по согласованию),

- ФГБУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых» (по согласованию),

- ФБУ «Владимирский ЦСМ» (по согласованию)

Подпрограммы Программы

1.Развитие научно-технической и производственной базы промышленного комплекса

2. Развитие внутриобластной и межрегиональной кооперации, обеспечение импортозамещения

Цели Программы

Создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Владимирской области как основы повышения качества жизни населения

Задачи Программы

- обеспечение роста производительности труда на промышленных предприятиях области,

- диверсификация производства, развитие внутриобластной кооперации, увеличение объемов промышленного производства и реализации продукции,

- продвижение конкурентоспособной продукции региональных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках сбыта,

- обеспечение промышленности квалифицированными кадрами, повышение престижа рабочих и инженерных специальностей,

- создание в регионе инновационного и научно-исследовательского комплекса, нацеленного на разработку и внедрение перспективных видов инновационной продукции, работ и услуг,

- создание условий для замещения импортируемых промышленных товаров, оборудования и компонентов, организации современных производств по выпуску импортозамещающей продукции с целью обеспечения технологической, товарной и компонентной независимости

Целевые индикаторы и показатели Программы

- индекс промышленного производства к предшествующему году*),

- объем отгруженной продукции (работ, услуг) по виду деятельности «Обрабатывающие производства»,

- доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве обследованных организаций*);

- прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по виду деятельности «Обрабатывающие производства» к предшествующему году.

Примечание:

*) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

Этапы и сроки реализации Программы

Реализуется в один этап.

Срок реализации Программы 2015-2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы, в том числе по годам и источникам

Общий объем финансирования государственной программы составляет 236070 тыс. рублей, в том числе:

2015 год - 7190 тыс. руб.;

2016 год - 5225 тыс. руб.;

2017 год - 5240 тыс. руб.;

2018 год - 5270 тыс. руб.;

2019 год - 106495 тыс. руб.;

2020 год - 106650 тыс. руб.

Из них:

- средства федерального бюджета: 13000 тыс. руб., в том числе:

2015 год - 1000 тыс. руб.;

2019 год - 6000 тыс. руб.;

2020 год - 6000 тыс. руб.;

- средства областного бюджета: 218450 тыс. руб.

2015 год - 4650 тыс. руб.;

2016 год - 4650 тыс. руб.;

2017 год - 4650 тыс. руб.;

2018 год - 4650 тыс. руб.;

2019 год - 99850 тыс. руб.;

2020 год - 100000 тыс. руб.;

- средства внебюджетных источников - 4620 тыс. рублей, в том числе:

2015 год - 1540 тыс. руб.;

2016 год - 575 тыс. руб.;

2017 год - 590 тыс. руб.;

2018 год - 620 тыс. руб.;

2019 год - 645 тыс. руб.;

2020 год - 650 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Формирование конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Владимирской области как основы повышения качества жизни населения: 

- осуществление модернизации и технического перевооружения производственных мощностей, ввод в строй современных конкурентоспособных производств, в том числе по выпуску импортозамещающей продукции,

- создание новых высокопроизводительных рабочих мест;

- рост объемов промышленного производства за счет выпуска широкого ассортимента качественной конкурентоспособной, в том числе импортозамещающей продукции,

- формирование эффективной системы целевой подготовки кадров для промышленного комплекса области, а также системы непрерывного образования с учетом потребности промышленности в кадровых ресурсах требуемой квалификации,

- формирование современного научно-исследовательского комплекса организаций, обеспечивающего разработку для промышленного комплекса современных видов конкурентоспособной продукции, в том числе в рамках импортозамещения,

- рост удельного веса инновационных товаров в общем объёме отгруженной продукции организаций, осуществляющих технологические инновации в сфере промышленного производства,

- ежегодное увеличение объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по виду деятельности «Обрабатывающие производства»

 

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, формулировки основных проблем в сфере промышленности Владимирской области и прогноз ее развития

 

Экономика Владимирской области - это многоотраслевой, динамично развивающийся комплекс, крупнейшей отраслью которого остаётся промышленность. Её доля в валовом региональном продукте на протяжении последних 10 лет составляет порядка 40%, на предприятиях работает почти треть от числа занятых в экономике, сосредоточено свыше 35% основных фондов области.

Промышленный комплекс региона насчитывает более 3,7 тысяч предприятий, из которых около тысячи - крупные и средние. В 2014 году отгружено промышленной продукции почти на 349,8 млрд. рублей, что в действующих ценах составило 114,8% к предыдущему году. Индекс промышленного производства составил 109,2%. В структуре промышленного производства в ЦФО доля Владимирской области в 2014 году составила 3%.

 

Динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

(по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», млрд. рублей)

Владимирский регион удерживает значительный удельный вес в общероссийском производстве по многим традиционным для области видам продукции: сосуды стеклянные для питья - 100%; льняные ткани - 39%; стрелочные переводы – 33,3%; электродвигатели переменного тока - 24%; мотоциклы - 4,3%. Кроме того, доля региона по некоторым новым видам продукции, освоенным за последние годы, сегодня также достаточно высока. Среди них: ткани из стекловолокна - 88,7%; матрасы - 48,8%; сыворотки и вакцины иммунные - 44,8%; препараты для лечения онкологических заболеваний – 43,1% для лечения дисбактериоза – 39,5%; ленты, ровинг (ровница) и пряжа из стекловолокна - 39%; линолеум на текстильной подоснове - 27%; премиксы - 22,9%; цепи из золота и серебра - 17,8%; бытовые стиральные машины - 11,7%.

В условиях отсутствия значительных запасов природных ресурсов на территории области промышленность представлена в основном обрабатывающими производствами, доля которых составляет почти 90% в общем объёме отгруженной продукции промышленности. По итогам 2014 года объем промышленного производства «обрабатывающих производств» возрос на 10,6%, отгруженной продукции - на 15,8%.

Отраслевая структура обрабатывающих производств за последние годы существенно изменилась. Значительно увеличилась по сравнению с 2005 годом доля производства пищевых продуктов - с 25,5% до 32,3%; химического производства - с 3,7% до 6,9%; обработки древесины и производства изделий из дерева - с 1,7% до 2,7%. Существенное уменьшение удельного веса произошло по производствам: электрооборудования, электронного и оптического оборудования - с 21,7% до 11,7%; машин и оборудования - с 12,7% до 8,8%; текстильного и швейного - с 4,4% до 2,1%.

 

Структура «Обрабатывающих производств» области по объему отгруженной продукции в 2014 году

 

Одним из ключевых показателей эффективности функционирования предприятий является производительность труда. Во Владимирской области индекс производительности труда по итогам 2013 года составил 101,7%. Повышению производительности труда способствует создание высокопроизводительных рабочих мест, число которых за 2013 год в регионе составило около 170 тысяч (24% от среднегодовой численности занятого в экономике населения).

За прошедшие годы в регионе освоено производство новых видов промышленной продукции: сэндвич-панелей поэлементной сборки, вспененных эластичных напольных покрытий, строительных металлоконструкций контейнерного типа (модульные контейнеры), современных видов лекарственных препаратов, акриловых дисперсий, премиксов, фармацевтической продукции нового поколения. Особенно активно в последнее время развивались виды деятельности, составляющие основу инновационного развития всей экономики региона: оборонно-промышленный комплекс, химическое производство, включая генно-инженерную фармацевтику, производство неметаллических минеральных продуктов, металлургия и производство готовых металлических изделий, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также высокоавтоматизированный выпуск кондитерских изделий.

Инновационный путь развития является ключевым элементом стратегии развития области. Совместно со стратегическими партнерами по созданию новых производств в сфере наноиндустрии - ОАО «РОСНАНО» и Госкорпорация «ВНЕШЭКОНОМБАНК» за последние годы построены ряд предприятий, занимающихся разработками и производством экологичной и энергоэффективной продукции с использованием нанотехнологий. Это предприятия: ЗАО «РМ «Нанотех», ЗАО «Компания «СТЭС-Владимир», ООО «Акрилан», ООО «РУСАЛОКС».

Особое значение в инновационном развитии региона имеют предприятия, разрабатывающие и производящие инновационные лекарственные средства. В Петушинском районе сконцентрировалось около 10 фармацевтических организаций (среди них ЗАО «ГЕНЕРИУМ», ООО «ЛЭНС-Фарм», ООО «Славянская аптека», ЗАО «ФФ «Лекко»),  которые производят уникальные препараты, в том числе и не имеющие аналогов в мире.

С целью развития научно-технического и инновационного потенциала региона администрацией Владимирской области заключены соглашения со следующими организациями:

- Российской академией наук;

- Российским фондом фундаментальных исследований;

- Российским гуманитарным научным фондом;

- Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- ГК «Ростех»;

- Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

- ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»;

- Автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности»;

- ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;

- ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых».

В настоящее время основными институтами развития инновационного потенциала области являются:

- Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области;

- Областной бизнес-инкубатор;

- Региональный экспертный совет по рассмотрению проектов, представленных на финансирование в рамках программы «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- Владимирский инновационно-технологический центр.

Для обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса области необходимо решить ряд проблем и минимизировать влияние негативных факторов, которые в целом связаны с адаптацией к изменениям экономической и геополитической ситуации, отражают проблемы трансформации российской промышленности.

Несмотря на общую позитивную динамику, промышленный комплекс региона испытывает ряд системных проблем, наиболее общими из которых являются:

- низкая производительность труда в секторе традиционных производств;

- недостаточный объем продукции с высокой долей добавленной стоимости (снижение доли предприятий с полным производственным циклом и увеличение на территории области числа сборочных  производств);

- высокая степень износа основных производственных фондов в традиционном секторе промышленности, недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;

- дефицит инвестиционных ресурсов, оборотных средств для организации и модернизации производства;

- высокая материало- и энергоемкость производимой продукции, ограниченные возможности энергетического и инфраструктурного обеспечения;

- недостаточный уровень качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятий (низкая инновационная активность на уровне отдельной организации, невысокое качество менеджмента, незначительные стимулы к реформированию и модернизации);

- недостаточно активное продвижение предприятиями продукции на рынках сбыта;

- невысокий уровень оплаты труда в промышленности, что обусловливает отток квалифицированных кадров в другие отрасли экономики, а также в близлежащие регионы (по итогам 2014 года среднемесячная заработная плата во Владимирской области составила 22,4 тысуб., при этом в Московской области – 39 тыс.руб., в Нижегородской – 25,9 тыс.руб., в Ярославской – 25,1 тыс.руб., в Рязанской – 23,8 тыс.руб.);

- недостаток высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, в том числе способных эффективно управлять процессами коммерциализации научных исследований и разработок (низкий уровень подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе недостаточная практическая подготовка к работе на современном оборудовании, падение престижа инженерно-технических специальностей и рабочих профессий).

По итогам 2014 года 36,2% из числа крупных и средних предприятий обрабатывающих производств убыточны, наиболее значительна их доля в производстве транспортных средств и оборудования (60%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (48,6%), производстве машин и оборудования (41,7%).

Анализ прогнозов и стратегических планов развития ведущих промышленных предприятий области, а также имеющихся инвестиционных предложений позволил выделить следующие перспективы развития базовых отраслей промышленного комплекса области.

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность видов экономической деятельности обрабатывающих производств: производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

В производстве машин и оборудования рост объёмов производства ожидается за счет значительного увеличения выпуска продукции специального назначения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса,  увеличения выпуска станков ОАО «Ковровский электромеханический завод» в рамках созданного совместного с компанией «Такисава» (Япония) серийного производства прецизионных токарных центров с программным управлением нового поколения, а также за счет наращивания производства трубопроводной арматуры для нефтегазовой промышленности в ООО «ГУСАР».

На базе одного из ведущих предприятий России в области промышленной гидравлики и робототехнических комплексов ОАО «Ковровский электромеханический завод» (КЭМЗ) при активном участии администрации области и Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» создан кластер машиностроительных технологий. Предприятие активно сотрудничает с фирмами из Франции, Германии, Италии, Люксембурга, Чехии, Японии. Перспективным направлением является серийное изготовление совместно с чешской компанией Hydroma ряда многофункциональных универсальных погрузчиков «Ant» грузоподъемностью от 750 до 2500 кг. 

К ведущим предприятия данного вида деятельности также относятся: ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» (стрелковое оружие, мототехника), ОАО «Ковровский механический завод» (оборудование для атомной промышленности), ООО «БЕКО» (бытовая техника), ОАО «Муромский приборостроительный завод» (средства инициирования).

Во Владимирской области в рамках развития проекта компании «Русклимат» по организации производства литых алюминиевых радиаторов отопления и компонентов промышленной вентиляции ведется работа по созданию кластера инженерных, климатических систем и электроники. В числе планируемой к выпуску продукции - приборы автоматического регулирования температур. Компания «Русклимат» планирует к 2016 году обеспечить десятую часть потребности отечественного рынка элементов автоматики для внутренних инженерных систем, канальных вентиляторов и вентиляционных установок.

На базе инфраструктурного потенциала ФКП «Государственный лазерный полигон «Радуга» планируется создание технопарковой зоны, состоящей из индустриального парка и межрегионального кластера «Фотоника». Специализация – разработка и производство инновационных продуктов в сфере фотоники, лазерных технологий, создание оптических, электрооптических и оптоэлектронных устройств.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования ориентировано на увеличение выпуска радиоаппаратуры и средств связи, а также на развитие кабельного производства и освоение выпуска новых, в том числе инновационных продуктов.

Ведущие предприятия данного вида деятельности: ООО «ПК «ВЭМЗ» (производство электродвигателей), ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод» (кабельная продукция), ОАО «ОСВАР» (осветительное оборудование для автомобилей), ОАО «Муромский завод радиоизмерительных приборов» (средства радиолокации), ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» (средства связи).

В производстве транспортных средств и оборудования работа будет направлена на решение приоритетной задачи по эффективному использованию сырьевых ресурсов и переводу транспорта на использование газомоторного топлива. На территории Владимирской области компанией «ВОЛГАБАС» уже начато строительство завода по выпуску автобусов на газомоторном топливе, первая партия продукции должна сойти с конвейера в 2017 году.

Одной из последних разработок ООО «Завод инновационных продуктов», созданного на базе Владимирского моторо-тракторного завода и специализирующегося на разработке и внедрении экологичных, энергоэффективных механизмов и агрегатов, является метановый двигатель для коммунальной и сельскохозяйственной техники. Высокий интерес, проявленный на выставках со стороны потребителей сельскохозяйственной техники к инновационной машине с газовым двигателем, позволяет ожидать рост в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Ведущими предприятиями в производстве транспортных средств и оборудования являются: ОАО «Муромский стрелочный завод» (стрелочные переводы и крестовины стрелочных переводов), ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (дизельные двигатели для тракторов). 

По виду деятельности металлургическое производство и производство готовых металлических изделий сохранение положительной динамики индекса производства связанно как с планами расширения производства на базовых предприятиях, так и с приходом в область новых производств (перевод производственных мощностей ОАО НПО «Наука» г. Москва во Владимирскую область на Першинский филиал). Основу стабильного роста в производстве готовых металлических изделий обеспечит наращивание выпуска нержавеющих стальных труб и строительных металлоконструкций, а также реструктуризация и расширение производства цветного проката в ЗАО «Кольчугцветмет».

Ведущие предприятия отрасли: ЗАО «Кольчугцветмет» (цветной прокат, посуда и столовые приборы из сплавов цветных металлов), ООО «МуромЭнергоМаш» (крупногабаритные стальные оцинкованные металлоконструкции), ООО «Литмаш-М» (чугунное и стальное литье), ООО «Контейнекс-Монолит» (конструкции строительные сборные из стали), ООО «Марчегалия РУ» (стальные нержавеющие трубы), ООО «Металл-Профиль» (сэндвич-панели поэлементной сборки), ООО «Тримо-ВСК» (сэндвич-панели).

В значительной степени проблемы развития машиностроительного комплекса области могут быть ликвидированы за счет разработки и внедрения передовых технологий и конструкций в производство, создания новых образцов оборудования, отвечающих требованиям энергоэффективности и надежности, а также обеспечивающих импортозамещение, которое в современных условиях приобретает особое значение. Соответствующими компетенциями обладают свыше 80 предприятий обрабатывающих производств области, около трети из которых являются лидерами среди отечественных производителей, и располагают современными технологиями, высокопроизводительным оборудованием и подготовленными специалистами для развития импортозамещающих производств на территории области уже в ближайшие два-три года. Существенную роль в этом может сыграть фактор сокращения или высвобождения отдельных специализированных производств на предприятиях, работающих в атомной отрасли, оборонно-промышленном комплексе, среди производителей электрооборудования и приборов.

Ввиду отсутствия в области природных сырьевых ресурсов химическое производство преимущественно связано с переработкой готовых полимерных материалов, поступающих из других регионов России. Предприятия отрасли в основном специализируются на производстве синтетических смол и пластических масс, выпуске многофункциональных полимерных материалов, изготовлении изделий из пластмасс бытового и технического назначения, а также на выпуске лекарственных препаратов.

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение роста производства за счет реализации инвестиционных проектов филиала «Владимирский полиэфир» ЗАО «РБ-групп» и ООО «ЛЭНС-Фарм», а также стабильной работы новых высокоэффективных предприятий: ЗАО «Генериум», ЗАО «РМ Нанотех»,  ООО «Дау Изолан» и ООО НВП «Владипур».

Ведущими предприятиями отрасли являются: ООО «Дау Изолан» (компоненты для пенополиуретанов, термопласты), ООО «Акрилан» (акриловые и стиролакриловые дисперсии), ООО «НВП Владипур» (пенополиуретаны, мебельный поролон), Филиал «Владимирский полиэфир» ЗАО «РБ-групп» (полиэфирное волокно), ООО «ЛЭНС-Фарм» (лекарственные препараты онкологической направленности), ЗАО «Генериум» (генно-инженерные лекарственные препараты для диагностики и лечения тяжелых и социально значимых заболеваний), ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных» (биопрепараты для диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней животных), ОАО «Покровский завод биопрепаратов» (биопрепараты для диагностики и профилактики болезней животных).

На территории Владимирской области сложились благоприятные условия для развития наукоемкого производства компонентов лекарственных препаратов. Самым перспективным направлением в этой связи является фармацевтический кластер, сформированный в пос. Вольгинский  Петушинского района Владимирской области на базе Международного биотехнологического центра и инновационного предприятия «ГЕНЕРИУМ», который обеспечивает как разработку, так и производство перспективных лекарственных средств. Кластер обеспечивает непрерывный процесс разработки и внедрения инноваций в сфере выпуска безопасных биологических лекарственных, диагностических и вакцинных препаратов, а также обучения, переподготовки и тренинга специалистов.

Головное предприятие кластера МБЦ «Генериум» - это абсолютно уникальный единственный в России научно-исследовательский биотехнологический центр мирового уровня с производством полного цикла, созданный для обеспечения российской системы здравоохранения современными генно-инженерными лекарственными препаратами для диагностики и лечения тяжелых заболеваний. На сегодняшний день разработана и поставлена на производство существенная часть лекарственных препаратов, входящих в перечень из 57 значимых для России лекарственных средств.

Положительная динамика в производстве резиновых и пластмассовых изделий ожидается при условии стабильной ситуации на рынке пластикатов полихлорвиниловых и полимерных пленок, расширения выпуска изделий из пластмасс различного назначения, полимерных труб, окон, дверей, сантехнических изделий, изоляционных материалов и полимерной упаковки. Особое внимание будет уделяться росту технологического уровня производства и повышению конкурентоспособности продукции.

Наиболее крупными предприятиями данного вида деятельности являются: ОАО «Владимирский химический завод» (пластикаты поливинилхлоридные в т.ч. кабельные, полимерные пленки, простые полиэфиры, листы из термопластов, стеклопластики и изделия из них), ООО «Грайнер Пэкэджин» (изделия из пластмасс для упаковывания пищевых продуктов), ООО «Радомир» (душевые кабины, акриловые ванны и мини бассейны), ООО «Оконная компания «Олимп» (производство полимерных окон, коробок, подоконников).

В настоящее время производство пищевых продуктов является одним из ведущих в обрабатывающих производствах области. В его составе около 50 крупных и средних предприятий, а также широкий спектр (более 400) малых цехов, выпускающих разнообразные продукты питания. Они обеспечивают потребности населения в большинстве видов продовольственных товаров. В последние годы освоен целый ряд новых производств: выпуск мясных и рыбных консервов, пресервов, премиксов, сухих кулинарных изделий и других видов продукции. В дальнейшем росту объемов производства данной отрасли будет способствовать увеличение выпуска продуктов питания, маркированных товарным знаком «Магги», а также увеличение производства пивных напитков в филиале ООО «Рудо-Аква» «Лакинский пивзавод».

Ведущими отраслями пищевой промышленности области являются кондитерская, мясная, молочная. Набирают темпы рыбоперерабатывающие, пивобезалкогольные, консервные производства. Наиболее крупные предприятия пищевой промышленности: ООО «Мон делис Русь»; ЗАО «Ферреро Руссия», ЗАО «АБИ Продакт», ЗАО Холдинговая компания «Ополье», «Владимирский молочный комбинат», ОАО Крахмалопаточный завод «Новлянский», ОАО «Владимирский хлебокомбинат», ОАО ВКХП «Мукомол», филиал ЗАО «Нестле Россия» в Вязниковском районе, филиал ООО «Рудо-Аква» «Лакинский пивзавод».

Качество и безопасность вырабатываемой в области продукции подтверждается сертификатами и декларациями о соответствии. Предприятия имеют многочисленные награды престижных выставок и конкурсов за производство высококачественных изделий. Ежегодный рост производства продукции свидетельствует о её конкурентоспособности и популярности среди населения. Выпуск продукции может быть увеличен по всем отраслям в соответствии с имеющимися производственными мощностями и запросами потребителей.

В дальнейшем развитии отрасли можно выделить три направления:

- укрепление материально-технической базы предприятий с целью расширения ассортимента и обеспечения выпуска конкурентоспособной, качественной и безопасной продукции;

- максимальное использование сырья, производимого в области;

- улучшение управляемости производственной и сбытовой деятельностью.

Результатом данной работы должно стать удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, обеспечение переработки дополнительных объемов сельхозпродукции, полученной в рамках реализации Государственной программы по развитию агропромышленного комплекса области на 2013-2020 годы, сохранение и наращивание промышленного потенциала продовольственного комплекса области.

Одним из основных видов деятельности, влияющих на развитие экономики области, является производство прочих неметаллических минеральных продуктов, к которой относятся предприятия, выпускающие строительные материалы, изделия и конструкции, а также изделия из стекла. Ежегодный рост выпуска продукции предприятиями данной отрасли может быть достигнут за счет стабильной работы крупных компаний: ОАО «ОСВ Стекловолокно», ООО «Опытный стекольный завод» и ООО «Стекольный завод «Гелиос» (производство ликеро-водочной бутылки), а также за счет наращивания объемов выпуска введенными в эксплуатацию новыми предприятиями ООО «Дёке Хоум Системс» (производство битумной черепицы) и ЗАО «Компания «СТЭС-Владимир» (выпуск теплоизоляционного материала на основе пеностекла марки «Неопорм»).

В настоящее время стекольная промышленность представляет собой многопрофильный комплекс, состоящий из 16 предприятий, выпускающих стеклотару, сортовую посуду из стекла и хрусталя, строительное, автомобильное и техническое стекло, минеральное волокно и изделия из него.

Наиболее перспективными представляются следующие направления по созданию высокотехнологичных производств:

- производство плоского стекла флоат методом. Особенный коммерческий интерес представляет флоат стекло размера «Джамбо-сайз» (размер 3210х6000мм, толщина более 4 мм). Данный формат является более экономным при переработке: отходы при раскрое листа 6% от общей площади, тогда как при раскрое листа формата ДЛФ на те же листы отходы составляют 14%;

- глубокая обработка стекла. Данная обработка стекла подразумевает: производство закаленного листового листа (в том числе размера «Джамбо-сайз»), архитектурного стекла, производство бронированных стекол высокого класса безопасности, специальных стекол для нужд оборонной промышленности. Для реализации данного направления во Владимирской области уже имеется предприятие. Необходимо доукомплектование оборудованием;

- производство оптического волокна. Сегодня все 20 российских заводов, производящих оптико-волоконный кабель, закупают оптическое волокно для него за рубежом. Потребность рынка России на текущий год составляет порядка 8 млн.км. волокна. Следует отметить, что производство данного рода связано с химической промышленностью, которая в области хорошо развита.

Важным сегментом экономики Владимирской области был и остается лесопромышленный комплекс. Перспективными направлениями его развития является модернизация, техническое перевооружение существующих деревообрабатывающих предприятий и создание новых производств по углубленной переработке древесины. 

Наиболее крупными предприятиями  по обработке древесины и производству изделий из дерева являются: ЗАО «Муром» (производство фанеры, древесно-стружечной плиты шлифованной и ламинированной, а также корпусной мебели), ООО «Демидовский фанерный комбинат» (производство большеформатной водостойкой фанеры), ООО «Владимирский ЛПК» (производство пиломатериалов, погонажной продукции, мебельной заготовки, клееного строительного бруса), ОАО «Ковровский лесокомбинат» (производство пиломатериалов, дверных и оконных блоков, деревянной тары), ООО «Ковровский фанерный комбинат» (производство фанеры), ООО «Строительные инновации» (производство строительных плит на основе деревоцементного материала фибролита). 

В среднесрочной перспективе планируется завершить реализацию важнейших приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов ООО «Владимирский ЛПК», ООО «КовровЛесПром», с выходом предприятий на проектную мощность, и начать реализацию третьего инвестпроекта ЗАО «Муром» по освоению лесного ресурса в Северо-западной зоне региона, а также осуществить проект организации второй линии по производству плиты под маркой Green Board на ООО «Строительные инновации».

В традиционном для Владимирской области текстильном и швейном производстве основными приоритетами являются производственно-технологическая реструктуризация, заключающаяся в модернизации или техническом перевооружении производства с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции; активное участие предприятий текстильной отрасли в реализации программ импортозамещения; размещение эффективного бизнеса на  промплощадках обанкротившихся компаний с максимальным вовлечением имеющихся трудовых ресурсов;  внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий и оборудования, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов.

Наиболее крупными предприятиями текстильной и швейной отрасли являются: ОАО «Юрьев-Польская ткацко-отделочная фабрика Авангард» (производство пряжи хлопчатобумажной, платьевых, мебельно-декоративных и махровых тканей), ООО «Предприятие нетканых материалов» (производство пряжи льняной и нетканых иглопробивных полотен), ООО «ТК «Городищенская отделочная фабрика» (производство хлопчатобумажных суровых и марлевых тканей и ваты гигроскопичной), ООО «ПО «Медтекс» (производство медицинской марли, стерилизованных бинтов, салфеток, перевязочных пакетов), ОАО «Сударь» (производство швейных изделий для мужчин – пальто и полупальто, костюмов, пиджаков, блейзеров, брюк), ООО «Детская одежда» (производство швейных изделий: плащей, костюмов детских и женских, платьев, брюк, юбок, блузок, курток,  спецодежды, тканей готовых смесовых с различными видами пропиток, пряжи хлопчатобумажной и полиэфирного волокна).

Положительной динамике развития данного вида деятельности будет способствовать стабильная работа одного из ведущих производителей швейных изделий в области - ОАО «Сударь», создание новых высокопроизводительных мощностей по выпуску нетканых полотен, а также внедрение новых технологий иглопрошивания и термоскрепления волокон, разработанных ООО «Предприятие нетканых материалов».

На решение задач развития промышленного комплекса Владимирской области реализуются мероприятия ряда действующих государственных программ Владимирской области, в частности: «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014 - 2018 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2014 - 2020 годы», «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы».

 

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы, сроки и этапы ее реализации

Государственная программа представляет собой комплекс мер и основных стратегических подходов органов исполнительной власти Владимирской области по реализации мероприятий региональной государственной политики в сфере промышленности, направленных на оказание различных мер государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим промышленное производство.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы отражены в следующих документах:

- Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2008 №1662-р, одним из приоритетов которой является создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий;

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р, одним из приоритетов которой является перевод экономики Российской Федерации на инновационный путь развития;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328, в которой перечислены приоритетные направления развития промышленного потенциала Российской Федерации;

- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 21.10.2014 №Пр-2463Гс по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 18 сентября 2014 г., в части вопросов импортозамещения;

- Закон Владимирской области от 10.07.2015 № 93-ОЗ «О промышленной политике во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных законов в сфере промышленной политики»;

- Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденная Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 №10;

- Инвестиционная стратегия Владимирской области до 2020, утвержденная Указом Губернатора Владимирской области от 05.05.2014 №31.

В соответствии с приоритетами государственной политики сформулирована цель настоящей государственной программы - создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Владимирской области как основы повышения качества жизни населения.

Наиболее перспективным во Владимирской области является развитие традиционных отраслей:

- продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: производство машин и оборудования, металлообработка, производство электрооборудования, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов и стекла);

- продукция которых ориентирована на потребительский сектор: производство фармацевтической продукции, производство пищевых продуктов, легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы;

- оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники и последующего эффективного использования его производственного потенциала в целях обеспечения реализации программ модернизации российских вооруженных сил, а также эффективного применения технологий двойного назначения в гражданской сфере.

С учетом имеющихся компетенций и востребованности на рынке приоритетными направлениями является развитие и создание новых современных производств в сферах: высокоточной механики, электроники, лазерных и нано-технологий, генно-инженерной биофармацевтики, композитных материалов.

Основными задачами государственной промышленной политики, на решение которых направлена государственная программа, являются:

- обеспечение роста производительности труда на промышленных предприятиях области;

- диверсификация производства, развитие внутриобластной кооперации, увеличение объемов промышленного производства и реализации продукции;

- продвижение конкурентоспособной продукции региональных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках сбыта;

- обеспечение промышленности квалифицированными кадрами, повышение престижа рабочих и инженерных специальностей;

- создание в регионе инновационного и научно-исследовательского комплекса, нацеленного на разработку и внедрение перспективных видов инновационной продукции, работ и услуг;

- создание условий для замещения импортируемых промышленных товаров, оборудования и компонентов, организации современных производств по выпуску импортозамещающей продукции с целью обеспечения технологической, товарной и компонентной независимости.

Достижение цели государственной программы, а также выполнение поставленных задач будет решаться в рамках реализации основных мероприятий в составе подпрограмм государственной программы, направленных на ускорение процессов модернизации производства и обновления основных промышленно-производственных фондов, организации новых современных, в том числе импортозамещающих производств, создание высокопроизводительных рабочих мест, формирование эффективной системы целевой подготовки кадров для удовлетворения потребности промышленности в кадровых ресурсах, создание эффективных механизмов управления промышленным комплексом региона, развитие инноваций.

Разработка государственной программы обусловлена целесообразностью применения программно-целевого метода для решения указанных задач, так как работа по созданию комфортных условий развития реального сектора экономики подразумевает применение различных инструментов государственной поддержки.

Степень достижения стратегической цели и решения обозначенных задач можно оценить с помощью комплекса индикаторов.

Основными целевыми показателями (индикаторами) реализации государственной программы в отрасли являются:

- индекс промышленного производства к предшествующему году,

- объем отгруженной продукции (работ, услуг) по виду деятельности «Обрабатывающие производства»,

- доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве обследованных организаций,

- прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по виду деятельности «Обрабатывающие производства» к предшествующему году.

Значения целевых индикаторов и показателей по государственной программе приведены в таблице №1.

Государственная программа реализуется в один этап. Срок реализации государственной программы – 2015-2020 годы.

 

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и подпрограмм государственной программы

Государственная программа и включенные в нее основные мероприятия подпрограмм представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение текущих и перспективных целей и задач в сфере промышленного комплекса Владимирской области.

Государственная программа включает две подпрограммы:

- подпрограмма 1 «Развитие научно-технической и производственной базы промышленного комплекса»;

- подпрограмма 2 «Развитие внутриобластной и межрегиональной кооперации, обеспечение импортозамещения».

         Подпрограммой 1 «Развитие научно-технической и производственной базы промышленного комплекса» предусмотрена реализация ряда мероприятий, направленных на оказание финансовой и информационно-организационной поддержки хозяйствующим субъектам научно-технической и производственной сферы по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.

Подпрограммой 2 «Развитие внутриобластной и межрегиональной кооперации, обеспечение импортозамещения» предусмотрена реализация ряда мероприятий, направленных на диверсификацию производства, развитие внутриобластных и межрегиональных кооперационных связей, расширение номенклатурного ряда производимой продукции, стимулирование повышения качества выпускаемой продукции, популяризацию брендов региональных товаропроизводителей и продвижение конкурентоспособной продукции на внутренних и внешних рынках сбыта.

Перечень основных мероприятий подпрограмм государственной программы представлен в таблице № 2.

 

IV. Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 236070 тыс. рублей. При определении объема затрат на реализацию государственной программы учитывались:

- объемы средств фондов, финансируемых из федерального бюджета, на проведение конкурсов инновационных проектов по программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК») – Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и региональных конкурсов проектов фундаментальных исследований – Российского фонда фундаментальных исследований;

- объемы средств областного бюджета, предусмотренные на проведение конкурсов на субсидирование реализации экономически эффективных инновационных проектов, направленных на модернизацию действующих или создание новых производств. Порядок проведения конкурсов и предоставления субсидий из областного бюджета утвержден постановлением Губернатора области от 01.02.2011 №54 «О проведении конкурсов на субсидирование реализации экономически эффективных инновационных проектов, направленных на модернизацию действующих или создание новых производств»;

- объемы средств областного бюджета, предусмотренные на проведение конкурсов на соискание областных Премий им. В.А. Дегтярева в научно-технической сфере в соответствии с постановлением Губернатора области от 06.06.2012 № 575 «Об учреждении областных премий имени В.А. Дегтярева в научно-технической сфере»;

- объемы средств областного бюджета, планируемые для осуществления мероприятий по приоритетным направлениям промышленной политики;

- субсидирование субъектов промышленной деятельности Владимирской области в целях возмещения части затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, в том числе с привлечением вузов и научных организаций, расположенных на территории области;

- субсидирование части затрат субъектам промышленной и научной деятельности на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе в выставках в сфере инноваций;

- субсидирование субъектам промышленной деятельности Владимирской области в целях возмещения части затрат, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров;

- затраты на организацию и проведение областного конкурса качества «Владимирская марка»;

- затраты на подготовку и издание презентационных материалов;

- финансирование на паритетных началах совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) региональных конкурсов проектов фундаментальных исследований в соответствии с заключенным 22.10.2014 Соглашением между Российским фондом фундаментальных исследований и администрацией  Владимирской области.

В 2017 году планируется разработка нормативных правовых документов, предусматривающих выделение бюджетных средств и регламентирующих порядок предоставления новых форм государственной поддержки из областного бюджета.

Прогнозируемое ежегодное увеличение объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по виду деятельности «Обрабатывающие производства» составляет 200 млн. рублей и более, что в разы превышает ежегодные затраты областного бюджета на реализацию программных мероприятий.

Объемы финансового обеспечения государственной программы за счет бюджетных средств утверждаются законом Владимирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета, и могут быть скорректированы по основаниям, установленным статьями 217 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Предусматривается привлечение внебюджетных средств на проведение конкурсов: «Лучшие организации Владимирской области», областного конкурса качества «Владимирская марка»; регионального этапа Всероссийского Конкурса Программы «100 лучших товаров России»,

Информация о ресурсном обеспечении реализации государственной программы и прогнозной (справочной) оценке расходов областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, юридических лиц на реализацию целей государственной программы представлена в таблице №3.

К реализации государственной программы привлекаются промышленные, научные и образовательные организации области, Торгово-промышленная палата Владимирской области, а также региональные объединения работодателей.

V. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы

Основная цель государственной программы создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Владимирской области как основы повышения качества жизни населения, степень достижения которой определяется рядом количественных и качественных показателей.

В результате реализации государственной программы предполагается осуществление модернизации и технического перевооружения производственных мощностей, обеспечение ввода в строй современных конкурентоспособных производств, создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

Будет обеспечен ежегодный рост объемов промышленного производства, налажен выпуск широкого ассортимента качественной конкурентоспособной продукции. Индекс промышленного производства в 2020 году в % к 2014 году составит не менее 115,5%. Объем отгруженной продукции (работ, услуг) по виду деятельности «Обрабатывающие производства» в 2020 году составит не менее 480 млрд. руб., прирост отгруженной продукции в 2020 году в % к 2014 году составит не менее 150%.

Будет сформирована эффективная система целевой подготовки кадров для промышленного комплекса области, а также система непрерывного образования с учетом потребности промышленности в кадровых ресурсах требуемой квалификации, что отразится на качестве трудовых ресурсов и уровне жизни занятых в промышленном производстве.

Сформируется и будет развиваться современный научно-исследовательский комплекс организаций, обеспечивающий разработку для промышленного комплекса современных видов конкурентоспособной продукции. Возрастет удельный вес инновационных товаров в общем объёме отгруженной продукции организаций, осуществляющих технологические инновации в сфере промышленного производства в 2020 году до 16,6% от общего числа обследованных организаций.

Ежегодный прирост объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по виду деятельности «Обрабатывающие производства», начиная с 2016 года, составит от 500 до 659 млн. рублей.

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях по годам реализации приведены в таблице №1.

 

VI. Порядок и методика оценки эффективности государственной программы

При оценке эффективности государственной программы необходимо учитывать ее специфику, а именно участие в ее реализации большого количества промышленных предприятий и организаций, преобладание в составе инвестиций затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, многообразие исходных данных и т.д.

Эффективность реализации государственной программы (подпрограммы) оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) по годам по отношению к предыдущему году или нарастающим итогом к базовому году.

Для оценки эффективности реализации государственной программы (подпрограммы) применяются:

а) критерии экономической эффективности;

б) критерии бюджетной эффективности;

в) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.

Показатели (индикаторы) государственной программы и ее подпрограмм предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений региональной промышленной политики.

Индекс промышленного производства, объем отгруженной продукции (работ, услуг) по виду деятельности «Обрабатывающие производства», темп роста отгруженной продукции указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции организаций, осуществляющих технологические инновации в обрабатывающих производствах - на возможность инновационного развития, динамика уровня заработной платы в обрабатывающих производствах, доля высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня видов экономической деятельности в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств - на степень решения кадровых проблем отрасли, прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по виду деятельности «Обрабатывающие производства» – на степень бюджетной эффективности проводимых мероприятий.

Для оценки эффективности выполнения показателей (индикаторов) государственной программы комитет по промышленной политике и науке администрации области на основании данных территориального органа федеральной службы государственной статистики по Владимирской области ежегодно проводит анализ достигнутых результатов, который предоставляет в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Счетную палату Владимирской области, а также размещает на сайте администрации Владимирской области.

Оценка бюджетной эффективности реализации основных мероприятий государственной программы производится с учетом следующих составляющих:

- степени достижения целевых индикаторов основных мероприятий государственной программы (подпрограмм);

- степени соответствия фактических затрат на реализацию основных мероприятий запланированному уровню (оценка полноты и эффективности использования средств).

Степень достижения целевых индикаторов по каждому основному мероприятию государственной программы (подпрограммы) рассчитывается по следующим формулам:

- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:

 

 

- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:

 

 

Ei - степень достижения целевого индикатора i основного мероприятия государственной программы (процентов);

Tfi - фактический уровень достижения целевого индикатора i основного мероприятия государственной программы;

Tpi - установленное государственной программой целевое значение индикатора i основного мероприятия государственной программы.

Коэффициент полноты использования средств областного бюджета по каждому основному мероприятию государственной программы (подпрограммы) определяется по следующей формуле:

 

 

Kpoi - коэффициент полноты использования средств областного бюджета на реализацию i основного мероприятия государственной программы (подпрограммы);

Cfoi - сумма средств областного бюджета, израсходованных на реализацию i основного мероприятия государственной программы;

Cpoi - сумма средств, предусмотренная в областном бюджете на реализацию i основного мероприятия государственной программы.

Коэффициент эффективности использования средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию каждого мероприятия, определяется по следующей формуле:

 


Информация по документу
Читайте также