Расширенный поиск
Указ Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 № 10У К А З ГУБЕРНАТОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ 02.06.2009 N 10 Об утверждении Стратегии
социально-экономического
развития Владимирской
области до 2030 года
(В редакции Указов Губернатора Владимирской области
от 14.12.2010 г. № 36; от 21.12.2010 г. № 37;
от 16.02.2011 г. № 4; от 30.06.2011 г. № 20;
от 18.06.2012 г. № 37; от 31.10.2014 г. № 66;
от 27.12.2016 г. № 115; от 16.07.2018 г. № 79;
от 21.09.2018 г. № 104; от 24.12.2018 г. № 156)
В целях совершенствования системного подхода к перспективному развитию региона, формирования благоприятных условий социально-экономического развития Владимирской области на долгосрочный период постановляю: 1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития
Владимирской области до 2030 года" согласно приложению". (В редакции
Указа Губернатора Владимирской области от 31.10.2014 г. № 66)
2. (Пункт утратил силу - Указ Губернатора Владимирской области от 31.10.2014 г. № 66)
3. Контроль за исполнением настоящего Указа оставляю за собой. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Губернатор области Н.В. Виноградов Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочный план развития Владимирской области на 2009-2012 годы размещены в разделе комитета по экономической политике официального Интернет-портала администрации области AVO.RU
Приложение
к Указу Губернатора
Владимирской области
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2030 ГОДА
(В редакции Указов Губернатора Владимирской области
от 31.10.2014 г. № 66; от 27.12.2016 г. № 115;
от 16.07.2018 г. № 79; от 21.09.2018 г. № 104;
от 24.12.2018 г. № 156)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Анализ и оценка социально-экономических процессов,
происходящих во Владимирской области за период 2007-2013 годов 3
2. Анализ рисков и ресурсных возможностей развития региона с
учетом выявленного потенциала и факторов развития 10
3. Стратегический замысел (миссия) долгосрочного развития
Владимирской области 30
4. Цели, задачи, сценарии и система приоритетных направлений
(векторов) стратегии социально-экономического развития Владимирской
области 32
5. Механизмы и инструменты реализации стратегии
социально-экономического развития Владимирской области 121
6. Механизм мониторинга и актуализации стратегии 131
Приложение N 1. Основные целевые индикаторы реализации стратегии
социально-экономического развития по трем сценариям 139
Приложение N 2. Целевые индикаторы реализации стратегии
социально-экономического развития по целевому сценарию 140
Приложение N 3. Реестр ключевых инвестиционных проектов
Владимирской области 155
1. Анализ и оценка социально-экономических процессов,
происходящих во Владимирской области за период 2007-2013 годов
Географическое положение
Владимирская область расположена в центральной части европейской
территории России на пересечении важнейших транспортных магистралей.
По территории региона проходит путь крупного транспортного коридора,
который образуют железная дорога федерального значения Москва - Нижний
Новгород и автомобильная трасса М 7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний
Новгород - Казань - Уфа протяженностью
млн. т/год. После завершения строительства в 2010 году вантового
автомобильного моста через реку Оку в городе Муроме область вошла в
зону функционирования вновь создаваемого транспортного коридора Север
- Юг с выходом к портам Азово-Черноморского, Каспийского и Беломорско-
Балтийского бассейнов. Кроме того, регион пересекают еще две важные
железнодорожные магистрали: Москва - Казань и Москва - Архангельск.
Экономическое развитие
Анализ социально-экономических процессов, происходивших во
Владимирской области за прошедшие годы, показывает, что для экономики
региона характерно поступательное развитие.
Объем валового регионального продукта Владимирской области в 2012
году составил 285,6 млрд. руб., что на 2,2% больше по сравнению с 2011
годом (аналогичный показатель по РФ - 3,4%). Индекс промышленного
производства Владимирской области в 2012 году составил 103,4%, что
равно аналогичному показателю по РФ. ВРП на душу населения во
Владимирской области в 2012 году составил 200,2 тыс. руб./чел., что в
1,7 раза ниже показателя ВВП на душу населения РФ (348,6 тыс.
руб./чел.).
Таблица 1. Основные экономические показатели Владимирской области
------------------------------------------------------------------------------------
Регион/показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Владимирская область
------------------------------------------------------------------------------------
ВРП всего, млрд. руб. 175,4 185,8 224,8 256,4 285,6 313,0
ВРП на душу населения, тыс. руб. 119,9 127,8 155,5 178,5 200,2 220,8
Индекс физического объема ВРП,
% 101,2 94,8 106,7 102,9 102,2 103,1
Индекс промышленного
производства, % 112,3 84,4 117,3 108,2 103,4 108,0
------------------------------------------------------------------------------------
В 2012 году промышленное производство составило 34,6% ВРП; 13,9%
ВРП области составляет оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования, 11,8% - операции с недвижимым имуществом, 9,2% -
транспорт и связь.
В таблице 2 представлена структура ВРП Владимирской области. За
последние 5 лет в структуре ВРП доля промышленных производств
снизилась с 39,5% до 34,6%, доля сельского хозяйства, охоты и лесного
хозяйства - с 7,8% до 6,1% и доля финансовой деятельности - с 1,8% до
0,5%. За аналогичный период увеличилась доля операций с недвижимым
имуществом, аренды и предоставления услуг с 5,9% до 11,8% и
строительства с 4,7% до 6,0%.
Таблица 2. Структура ВРП Владимирской области, %
----------------------------------------------------------------------------------
Вид экономической деятельности Структура ВРП
2008 2012
----------------------------------------------------------------------------------
Промышленное производство 39,5 34,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, 13,5 13,9
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Транспорт и связь 9,3 9,2
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление 5,9 11,8
услуг
Строительство 4,7 6,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7,8 6,1
Государственное управление и обеспечение военной 6,8 7,3
безопасности; обязательное социальное страхование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,6 4,7
Образование 3,5 3,2
Предоставление прочих коммунальных, социальных и 1,5 1,7
персональных услуг
Гостиницы и рестораны 1,1 1,0
Финансовая деятельность 1,8 0,5
----------------------------------------------------------------------------------
Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Владимирской области показывает, что начиная с 2007 года по 2013 год
включительно доходы консолидированного бюджета области выросли почти в
1,4 раза с 36 919 млн. рублей до 51 426 млн. рублей.
В целях улучшения предпринимательского климата осуществляется
работа по развитию кластера машиностроительных технологий на базе
одного из флагманов оборонной промышленности - ОАО "Ковровский
электромеханический завод".
Основой формирования фармацевтического кластера в пос.
Вольгинском Петушинского района Владимирской области может стать реализуемый инвестиционный проект по созданию научно-производственного
биотехнологического центра "Генериум". На территории пос. Вольгинский также реализуются инвестиционные проекты по расширению производства
лекарственных препаратов ООО "Славянская аптека" и ООО "ЛЭНС-фарм".
Для экономики области характерна положительная динамика
привлечения инвестиций. Их объем в период с 2009 по 2012 год составил
221,5 млрд. руб., что на 99,1 млрд. руб. больше, чем в период 2005-
2008 годов. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех
источников финансирования в 2013 году составил 65,3 млрд. руб. (100,2%
к 2012 году).
Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику области в
период с 2009 по 2012 год, составил 2,5 млрд. долл. США (что на 869,4
млн. долл. США больше, чем в предыдущую четырехлетку) (таблица 3).
Таблица 3. Динамика привлечения иностранных инвестиций на территорию
Владимирской области
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Год 2007 2008 % 2009 % 2010 % 2011 % 2012 % 2013
млн. млн. млн. млн. млн. млн. млн.
долл. долл долл долл долл долл долл
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Объем
иностранных 483,3 673,9 139 741,3 110 765,9 103 518,8 68 753,8 145 547
инвестиций
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Развитие интеграционных процессов Владимирской области также
имеет положительную динамику. Внешнеторговый оборот области по
сравнению с 2012 годом вырос на 8,1% и достиг 2,22 млрд. долл. США. В
то же время в соотношении экспорта и импорта во внешнеторговом обороте
области с каждым годом увеличивается разрыв, что может привести к
негативным последствиям и зависимости потребительской активности от
импорта продукции.
Во Владимирской области насчитывается 58 тысяч субъектов малого и
среднего предпринимательства, из которых 215 средних предприятий, 2,9
тысячи малых предприятий, 16 тысяч микропредприятий и 38,9 тысячи
индивидуальных предпринимателей.
По числу малых (без микро) предприятий (2,9 тысячи) и количеству
занятых на них (75,5 тысячи), а также по обороту предприятий
обрабатывающих производств Владимирскую область в Центральном
федеральном округе опережают только Москва, Московская и Воронежская
области.
Оборот малых и средних предприятий за последние шесть лет вырос в
1,9 раза с 124,7 млрд. рублей в 2008 году до 236,3 млрд. рублей в 2013
году. Рост оборота малых и средних предприятий в 2013 году составил
6,7% к уровню предыдущего года.
Оборот розничной торговли увеличился с 2007 года в 2,6 раза и
достиг 164,7 млрд. рублей.
Объем платных услуг за тот же период увеличился в 2,6 раза и
достиг в 2013 году 59,8 млрд. рублей.
Среднегодовые темпы роста производства продукции сельского
хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2007-2013 годах составили 2%,
в том числе в отрасли растениеводства - 1,2%, животноводства - 2%.
Сельское хозяйство региона в большей степени сориентировано на
отрасль животноводства - наиболее заметные качественные изменения
произошли именно в этом направлении. В 2013 году производство скота и
птицы на убой в хозяйствах всех категорий достигло 76,8 тыс. тонн и
возросло на 35,4% к уровню 2006 года, молока - 346 тыс. тонн (на 9%).
Осуществляется технологическая модернизация сельскохозяйственного
производства. Сельхозорганизациями области приобретено 806 тракторов,
140 зерноуборочных и 169 кормоуборочных комбайнов. Наблюдается рост
поголовья сельскохозяйственных животных и птицы.
Дороги и транспорт
По состоянию на 01 января
пользования на территории области увеличилась в 1,7 раза по сравнению
с 2007 годом и составила
-
- федерального значения -
- регионального или межмуниципального значения - 5158,5 км (с
твердым покрытием -
- местного значения -
км).
Объем пассажирских перевозок за рассматриваемый период на
территории области всеми видами транспорта снизился с 206,9 млн.
пассажиров до 156,5 млн. пассажиров (на 24,4%).
Экология и охрана окружающей среды
Общее количество зарегистрированного автотранспорта в регионе
увеличивается (с 2007 по 2013 год - в 1,5 раза) и одновременно растут
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с 2007 по 2013 год
- в 1,7 раза).
С 2007 по 2013 годы объем образованных отходов возрос в 4 раза,
что, в первую очередь, связано с изменением порядка учета отходов,
увеличением количества видов отходов, подлежащих учету. Объемы
образования отходов ежегодно увеличиваются в среднем на 200 тыс. тонн
(таблица 4).
Таблица 4. Образование отходов производства и потребления на
территории Владимирской области, млн. тонн
---------------------------------------------------------------------------------------
Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
---------------------------------------------------------------------------------------
Образование отходов производства и 1,15 1,19 1,18 3,80 4,26 4,41 4,6
потребления
---------------------------------------------------------------------------------------
Жилищное строительство
В 2007-2013 годах организациями всех форм собственности, включая
индивидуальных застройщиков, введено нового жилья общей площадью 3,2
млн. кв. метров (в
В 2013 году жилищная обеспеченность составила в среднем 26,2 м2
на одного жителя области (это превышает средние показатели по
Российской Федерации -
Инженерная инфраструктура
В настоящее время система газоснабжения Владимирской области
включает 8610 км газопроводов, на которых установлено 508
газораспределительных пунктов. Газовые магистрали протянуты в 354
населенных пунктах. Подача природного газа потребителям области
осуществляется через 52 газораспределительные станции.
На территории области действует 73 территориальных сетевых
организации (далее - ТСО), на балансе которых находятся электрические
сети общей протяженностью 32,2 тыс. км и трансформаторные подстанции в
количестве 8142 шт., в том числе филиал "Владимирэнерго" ПАО "МРСК
Центра и Приволжья" имеет протяженность ВЛ 22 тыс. км и ПС, ТП и РП
5624 шт., ОАО "ВОЭК" - ВЛ 5,4 тыс. км и ТП, РП 1326 шт. (В редакции
Указа Губернатора Владимирской области от 27.12.2016 г. № 115)
В 2007-2013 годах во Владимирской области проводилась работа по
развитию отрасли связи и информационных технологий, объем услуг связи
за этот период времени вырос в 1,8 раза, в том числе населению - в 2
раза.
Демография и уровень занятости населения
Для Владимирской области как и для всей территории России
характерно сокращение численности населения в постсоветский период. За
период с
12,5%, причем за период 2000-2005 гг. ежегодная убыль населения
составляла порядка 1% (в период 2008-2012 гг. - 0,7%). На начало 2013
года население области сократилось на 10,2 тыс. человек или на 0,7% по
отношению к предыдущему году.
В 2007-2013 годах во Владимирской области общий коэффициент
смертности в 1,5-1,8 раза превышал коэффициент рождаемости. Однако при
этом в динамике показателей естественного движения населения были
отмечены положительные тенденции, а именно в период с 2007 года по
2013 год число родившихся выросло на 6,5%, а коэффициент рождаемости -
на 8,8%.
Миграционная убыль возникает в результате межрегиональной
миграции (миграционное снижение в результате внутренней миграции в
2013 году составило 2480 человек и увеличилось в 16,6 раза по
сравнению с 2007 годом), а компенсируется за счет притока иностранных
граждан (миграционный прирост международной миграции в 2013 году
составил 1978 человек и сократился по отношению к 2007 году в 1,3
раза), прибывших из стран СНГ.
Ежегодно в области проводится ряд мероприятий, направленных на
снижение безработицы в регионе и повышение занятости населения, в том
числе: координация и согласование объемов и профилей подготовки
рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования в
соответствии с потребностями рынка труда; реализация мероприятий,
направленных на повышение эффективности оказания государственной
услуги по профессиональному обучению и дополнительному
профессиональному образованию безработных граждан; повышение
территориальной мобильности рабочей силы и оптимизации привлечения
иностранных работников.
Основные показатели развития рынка труда и уровня жизни населения
региона представлены в таблице 5.
Таблица 5. Основные показатели развития рынка труда и уровня жизни
населения Владимирской области
-------------------------------------------------------------------------------------------------
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Численность безработных 53,7 44,9 66,5 46,6 44,3 34,1 29,2
по методологии МОТ,
тыс. человек
Уровень безработицы по 6,7 5,7 8,7 6,1 5,7 4,4 3,8
методологии МОТ, %
Численность 13723 17172 25150 17211 14305 10432 8855
зарегистрированных
безрабоных, человек (на
конец года)
Уровень регистрируемой 1,7 2,2 3,3 2,3 1,9 1,3 1,1
безработицы, % (на конец
года)
Коэффициент 1,3 2,8 5,4 2,3 1,7 1,1 0,8
напряженности, человек
(на конец года)
Величина прожиточного 3660 4460 5019 5514 6156 6301 6920
минимума на душу
населения, руб.
Доля населения с 23,1 19,9 19,5 17,3 17,5 15,0 13,7
денежными доходами
ниже величины
прожиточного минимума,
% к общей численности
населения
Среднемесячная 9688,1 12126,1 13131,2 14484,4 16313,9 18343,4 20927,3
номинальная начисленная
заработная плата в целом
по региону, руб.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Социальная сфера
Реализация мер, направленных на улучшение демографической
ситуации во Владимирской области, программно-целевой подход к решению
существующих проблем в рамках межведомственного взаимодействия
позволили в 2012 году сохранить сложившиеся в предыдущие годы
положительные тенденции изменения основных медико-демографических
показателей.
Уровень общей заболеваемости, по данным обращаемости населения в
лечебно-профилактические учреждения области, остается достаточно
высоким: по сравнению с 2009 годом уровень заболеваемости населения
сократился незначительно, на 8%, однако это может свидетельствовать
именно об улучшении доступности медицинской помощи для населения,
проведения различных программ дополнительной диспансеризации граждан
разных категорий.
В системе образования Владимирской области в 2013/2014 учебном
году действовало 1050 государственных и муниципальных образовательных
учреждений различных типов и видов с контингентом обучающихся и
воспитанников более 190 тыс. человек.
В последнее десятилетие был предпринят ряд шагов по модернизации
высшего и среднего профессионального образования. В первую очередь,
это совершенствование содержания образования: повышение гибкости
образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации,
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов
профессионального образования. Однако новые возможности используются
недостаточно, прежде всего из-за недостатка стимулов к повышению
качества. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре
и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров.
Основными приоритетами отрасли образования являлось обеспечение
исполнения социальных обязательств, работа в режиме жесткой экономии
бюджетных средств, изменение принципов финансирования учреждений:
переход от финансирования учреждений к финансированию услуг через
государственное задание, реализация основных приоритетов бюджетных
расходов, совершенствование технологий формирования и исполнения
бюджетов.
Количество спортивных сооружений в области по сравнению с 2007
годом возросло на 365 единиц (2007 год - 2586, 2013 год - 2951).
Только за 2013 год число занимающихся физической культурой и
спортом увеличилось более чем на 35 тысяч человек и составило 26,7% от
числа населения области (в 2012 году - 23,8%, в 2007 году - 13,96%).
На территории области функционирует 1742 учреждения физкультурно-
спортивной направленности (2007 год - 1405 учреждений), в которых
физической культурой и спортом систематически занимаются более 379
тыс. человек (2007 год - 203,9 тыс. человек).
В области осуществляется постоянный контроль за сохранением и
использованием памятников истории и культуры, работа по выявлению и
предотвращению правонарушений. В период с 2008 по 2013 год проведено
4059 мероприятий по обследованию объектов культурного наследия,
расположенных на территории области.
Туризм
Владимирская область знаменита сохранившимися древними русскими
городами Александров, Владимир, Гороховец, Муром, Юрьев-Польский,
Гусь-Хрустальный, их архитектурно-историческими, культурными и
религиозными памятниками, местом православного паломничества - городом
Суздалем (Александровский, Покровский, Спасо-Евфимиев и
Ризоположенский монастыри), уникальным архитектурно-ландшафтным памятником - Церковью Покрова на Нерли в Боголюбово.
По посещению музеев Владимирская область занимает 3-е место в РФ
(1292 посещения на 1000 человек в
показателя ЦФО и в 2,5 раза - РФ. Опережают Владимирскую область по
данному показателю только г. Санкт-Петербург и Ярославская область.
Стоит отметить, что рост посещаемости музеев в области наблюдался с
2000 по 2008 год (пик в 2008 году - 1441 посещение на 1000 чел.), а с
2009 года по 2011 год произошло снижение данного показателя на 10% .
По территории области проходит популярный маршрут "Золотое кольцо
России", который способствует росту притока туристов в регион.
2. Анализ рисков и ресурсных возможностей развития региона с
учетом выявленного потенциала и факторов развития
Анализ социально-экономического положения Владимирской области
явился основой для проведения анализа и оценки внешних и внутренних
факторов, влияющих на социально-экономическое развитие Владимирской
области. Они проведены методом SWOT-анализа с выделением сильных и
слабых сторон региона, а также возможностей и рисков (угроз) его
дальнейшего развития:
- сильные стороны области - ее конкурентные преимущества,
естественные и созданные факторы и превосходства;
- слабые стороны - отсутствующие или слаборазвитые конкурентные
факторы региона;
- возможности - благоприятные тенденции и внешние потенциалы
развития Владимирской области;
- угрозы - неблагоприятные тенденции и внешние риски для
качественного развития региона.
Результаты комплексного стратегического анализа структурированы
по методу SWOT-анализа и представлены по каждому направлению развития
Владимирской области (таблица 6).
Таблица 6. SWOT-анализ развития Владимирской области на основе
выявленных сильных, слабых сторон, возможностей и угроз развития
----------------------------------------------------------------------------------------------------
| Влияние вступления России в ВТО на развитие экономики Владимирской области |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сильные стороны | Слабые стороны |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| 1. Снижение импортных пошлин на | 1. Снижение импортных пошлин на |
| оборудование, материалы, необходимые для | продукцию производителей Владимирской |
| производителей Владимирской области. | области. |
| 2. Снижение экспортных пошлин на товары | 2. Установление лимитов для России в целом |
| Владимирской области. | на объемы субсидирования в сельском |
| 3. Применение режима тарифного квотирования | хозяйстве. |
| по отдельным товарам. | 3. Ограничения и правила в области |
| 4. Наличие механизма применения | субсидирования промышленных товаров |
| компенсационных мер в отношении торговых | Владимирской области. |
| стран-партнеров в случае нарушения правил | 4. Снижение защиты отечественных |
| субсидирования промышленных товаров. | участников рынка услуг Владимирской |
| 5. Снижение барьеров для иностранных | области. |
| инвесторов по доступу на рынок услуг | 5. Наличие механизма разрешения споров в |
| Владимирской области. | случае нарушений правил ВТО со стороны |
| 6. Наличие механизма разрешения споров в | России и Владимирской области. |
| случае нарушений правил ВТО со стороны | 6. Необходимость выполнения обязательств по |
| стран-партнеров. | нотификациям. |
| 7. Право участия России в выработке | |
| будущих правил ВТО. | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| Возможности | Угрозы |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| 1. Повышение конкурентоспособности | 1. Усиление иностранной конкуренции по |
| производителей Владимирской области за счет | обрабатывающим производствам и сельскому |
| снижения затрат предприятий. | хозяйству, снижение объемов производства |
| 2. Снижение затрат предприятий при экспорте. | некоторых видов продукции Владимирской |
| 3. Защита отечественных производителей в | области. |
| рамках установленных квот на отдельную | 2. Риск применения ответных мер в случае |
| продукцию. | нарушения правил в области субсидирования |
| 4. Использование механизма применения | промышленных товаров Владимирской |
| компенсационных мер в отношении торговых | области. |
| стран-партнеров в случае нарушения правил | 3. Усиление конкуренции со стороны |
| субсидирования промышленных товаров. | иностранных поставщиков услуг. |
| 5. Рост инвестиционной привлекательности | 4. Возможность использования партнерами |
| Владимирской области и рост иностранных | механизма разрешения споров в отношении |
| инвестиций. | Российской Федерации. |
| 6. Использование механизма разрешения споров | 5. Риск срыва сроков по сбору и |
| в случае нарушений правил ВТО со стороны | предоставлению данных для извещений стран- |
| стран-партнеров. | партнеров по программам субсидирования. |
| 7. Возможность влиять на правила | |
| торговли, что особо актуально в вопросах | |
| сельского хозяйства Владимирской области. | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Положение Владимирской области в рамках межрегиональных, международных контактов |
| и конкуренции за ресурсы со стороны территориального окружения |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сильные стороны | Слабые стороны |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| 1. Наличие активных торговых контактов с | 1. Сильная зависимость от рынков сбыта |
| Москвой и Московской областью. | Москвы и Московской области. |
| 2. Высокая доля региона в общероссийском | 2. Недостаточная вовлеченность |
| выпуске отдельных промышленных товаров: | производителей Владимирской области в |
| стеклянных сосудов для питья; тканей из | торговые отношения с другими регионами РФ, |
| стекловолокна; сывороток и вакцин иммунных; | в особенности с Нижегородской областью. |
| препаратов для лечения онкологических | 3. Наличие в ЦФО сильных конкурентов в |
| заболеваний; препаратов для лечения | борьбе за федеральную поддержку сельского |
| дисбактериоза; стрелочных переводов; лент, | хозяйства и АПК: Белгородская, Московская, |
| ровинга (ровницы) и пряжи из стекловолокна; | Воронежская, Липецкая, Курская и Тамбовская |
| матрасов; электродвигателей и генераторов | области. |
| постоянного тока; льняных тканей; | 4. Наличие в ЦФО сильных промышленных |
| электродвигателей переменного тока и | конкурентов по значимым для Владимирской |
| премиксов; холодильников и морозильников, | области производствам: лакокрасочная |
| мотоциклов. | продукция, химические волокна и нити, |
| 3. Активное участие Владимирской области в | фармацевтика, транспортные средства, |
| развитии межрегиональных туристических | продукция ЛПК. |
| продуктов. | 5. Владимирская область является |
| 4. Вхождение Владимирской области в число | энергодефицитным регионом, 80% энергии |
| регионов-лидеров по наличию территорий с | поступает из других регионов. |
| особым экономическим режимом. | 6. Отток квалифицированных кадров в другие |
| 5. Конкурентоспособность продукции области | регионы. |
| на мировых рынках: стекло и изделия из него, | 7. Наличие в регионе сильных конкурентов за |
| фармацевтическая продукция, пластмассы и др. | иностранные инвестиции (Калужская, |
| | Московская, Липецкая области). |
| | 8. Значительное превышение импорта над |
| | экспортом. |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| Возможности | Угрозы |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| 1. Возможность усиления присутствия | 1. Значительные потери производителей |
| владимирских производителей на рынках | области в случае негативных явлений на |
| Москвы и Московской области, а также | рынках Москвы и Московской области. |
| потенциал экспансии в другие регионы, | 2. Ослабление предприятий сельского |
| особенно в Нижегородскую область. | хозяйства и АПК Владимирской области в |
| 2. Развитие традиционных производств | случае недостатка средств федеральной |
| Владимирской области ввиду существенной | поддержки. |
| зависимости от них экономики РФ в целом; | 3. Сокращение вклада Владимирской области |
| 3. Развитие инфраструктуры туристического | в общероссийский объем производства по |
| сектора области. | значимым для экономики области отраслям. |
| 4. Привлечение инвесторов для освоения | 4. Снижение рентабельности производств при |
| территорий с особым экономическим режимом. | росте цен на энергоносители. |
| 5. Развитие ориентированных на экспорт | 5. Недостаток квалифицированных кадров для |
| производств. | решения внутренних задач региона. |
| 6. Привлечение иностранных инвестиций ввиду | 6. Уязвимость экономики в случае различных |
| территориальной близости к Москве и | международных санкций и угроза |
| нахождения на транспортном коридоре. | продовольственной безопасности. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Демографические процессы и трудовые ресурсы, качество жизни населения |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сильные стороны | Слабые стороны |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| 1. Положительная динамика в демографических | 1. Депопуляция населения, что обусловлено |
| процессах: увеличение количества родившихся и | естественной и миграционной убылью |
| снижение количества умерших в последние годы | населения. |
| наблюдается. | 2. Высокий удельный вес женщин в возрасте, |
| 2. Высокая доля населения в трудоспособном | превышающем фертильный (43%). |
| возрасте - 60%. | 3. Низкий удельный вес населения моложе |
| 3. Миграционная привлекательность | трудоспособного возраста и высокий |
| территории: выгодное экономико- | показатель лиц пенсионного возраста |
| географическое положение области (близость к | (превышает средний по стране в 1,2 раза). |
| московскому региону и возможность | 4. Структура собственного трудового баланса |
| привлечения инвестиционных ресурсов), | области оценивается как относительно |
| приоритет в развитии области как | неблагоприятная, так как в ближайшей |
| высокоразвитой экономики и потенциальной | перспективе в пенсионный возраст перейдут |
| точки роста промышленного производства, | многочисленные возрастные группы |
| соответственно создание новых производств и | (рожденные к.1950 - н.1960 гг.) и вступит в |
| новых рабочих мест. | трудоспособный возраст малочисленное |
| 4. Достаточно большой резерв роста сальдо | поколение, рожденное в конце 1990 годов. |
| миграции за счет повышения коэффициента | 5. Неустойчивость миграционного движения |
| закрепляемости приезжих и сокращения оттока | населения (в последние два года |
| собственного населения. | миграционный отток населения превысил |
| 5. Ежегодное снижение абсолютных | показатели приезжающих в область), основу |
| показателей безработицы. Один из самых низких | которого составляет экономически активное |
| показателей средней продолжительности поиска | население. Сокращение числа занятых на |
| работы в ЦФО, положительная динамика его | существующих предприятиях, высокие |
| ежегодного сокращения. | показатели неполной занятости на |
| 6. Высокий уровень занятости в экономике | предприятиях области влияют на |
| (54,6% всего населения, 76,6% трудоспособного | миграционный отток трудоспособного |
| населения). | населения, прежде всего, в Московский регион, |
| 7. Ежегодный рост номинальной начисленной | где выше уровень и качество жизни населения |
| заработной платы работникам организаций | и более высокий показатель предложения на |
| области. | рынке труда. |
| 8. Невысокий (по сравнению с ЦФО и РФ) | 6. Маятниковая миграция экономически- |
| уровень стоимости трудовых ресурсов для | активного населения в московскую и |
| потенциальных работодателей в комплексе с | нижегородскую агломерации. |
| высокой долей жителей, имеющих среднее | 7. Высокий уровень зарегистрированной |
| профессиональное образование. | безработицы по сравнению с другими |
| 9. Пониженный, в сравнении с другими | субъектами РФ ЦФО, но ниже |
| центрами ЦФО и в среднем по России, уровень | среднероссийского. |
| социального расслоения (коэффициент фондов | 8. Нехватка квалифицированных сотрудников |
| равен 11,8). | рабочих специальностей. |
| 10. Тенденция к сокращению численности | 9. Нехватка квалифицированных трудовых |
| населения с денежными доходами ниже | ресурсов в управленческом аппарате |
| величины прожиточного минимума. | администраций муниципальных образований |
| 11. Доведение средней заработной платы | второго уровня. |
| педагогических сотрудников до уровня средней | 10. Один из самых высоких показателей |
| заработной платы в сфере общего образования в | прожиточного минимума по ЦФО. |
| регионе в соответствии с Указом Президента | 11. Увеличение дифференциации доходов |
| Российской Федерации от 07.05.2012 N 597. | населения. С 2007 по 2012 год коэффициент |
| 12. Сравнительно развитая сеть учреждений | Джини вырос с 0,343 до 0,373. |
| социального обслуживания. | 12. Высокий процент износа основных фондов |
| 13. Реализация мероприятий по модернизации | системы здравоохранения, отток медицинских |
| системы здравоохранения, включая укрепление | кадров, дефицит врачебного и среднего |
| материально-технической базы, внедрение | медицинского персонала, невозврат молодых |
| современных информационных технологий, | специалистов в отрасль, снижение престижа |
| внедрение стандартов оказания медицинской | профессии медицинского работника. |
| помощи. | |
| 14. Интенсивное развитие системы Интернет- | |
| коммуникаций. Создана инфраструктура | |
| общественного доступа к информационным | |
| ресурсам и сервисам. | |
| 15. Создана и действует система | |
| мониторинга уровня конфликтности в | |
| межнациональных и межконфессиональных | |
| отношениях. | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| Возможности | Угрозы |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| 1. Улучшение демографической ситуации ввиду | 1. Общая для России тенденция к старению |
| активной реализации мер демографической | населения и повышению демографической |
| политики в области. | нагрузки. |
| 2. Наличие резерва собственных трудовых | 2. Снижение эффекта от мер федеральной |
| ресурсов, которые можно задействовать на вновь | демографической политики по мере роста |
| создаваемых предприятиях и организациях | уровня жизни. |
| области. | 3. Рост социального расслоения, связанный с |
| 3. Корректировка специализации выпускников | "размытием" среднего класса. |
| вузов под потребности рынка труда. | 4. Постепенное снижение доли |
| 4. Приток квалифицированных мигрантов. | трудоспособного населения влечет проблему |
| 5. Улучшение соотношения между пенсиями и | кадров в реальном секторе. Проблемы с |
| прожиточным минимумом, как следствие роста | наличием свободных трудовых ресурсов в |
| бюджетных доходов Владимирской области. | области для развития новых промышленных |
| | площадок; ускоренный приток низко |
| | квалифицированных мигрантов (угроза для |
| | крупных городов) и, как следствие, рост |
| | бюджетной нагрузки. |
| | 5. Общероссийское замедление темпов роста |
| | доходов, потенциально связанное с негативной |
| | динамикой цен на экспортное сырье. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Динамика инвестиционных процессов Владимирской области |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сильные стороны | Слабые стороны |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| 1. Накопленный положительный опыт | 1. Незначительное количество |
| привлечения иностранных инвестиций и | инфраструктурно-обустроенных площадок, |
| взаимодействия с иностранными инвесторами | готовых к размещению инвестиций. |
| в рамках реализации проектов. | 2. Недостаточное развитие институтов |
| 2. Наличие инвестиционного портала | поддержки инвестиционной деятельности. |
| Владимирской области. | 3. Недостаточность ресурсов регионального |
| 3. Высокий темп роста инвестиций в основной | бюджета для обеспечения реализации |
| капитал. | масштабных инвестиционных проектов. |
| 4. Льготные ставки налогообложения для | 4. Недостаточное использование объектов |
| отдельных категорий инвесторов. | историко-культурного наследия как фактора |
| 5. Государственная поддержка развития | развития туристического потенциала региона. |
| инвестиционной инфраструктуры. | 5. Неравномерность инвестиционного развития |
| 6. Наличие регионального инвестиционного | муниципальных образований региона. |
| законодательства (гарантии прав инвесторов, | |
| предоставление государственных гарантий и | |
| др.). | |
| 7. Низкая долговая нагрузка. | |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| Возможности | Угрозы |
|------------------------------------------------+-------------------------------------------------|
| 1. Наличие инвестиционных уполномоченных | 1. Высокая конкуренция за инвестиционные |
| по федеральным округам | ресурсы с соседними регионами (г. Москва, |
| 2. Создание специализированной организации | Московская, Нижегородская, Калужская |
| по привлечению инвестиций и сопровождению | области). |
| инвестиционных проектов "Корпорации | 2. Высокий уровень износа систем инженерных |
| развития Владимирской области", создание | и коммунальных инфраструктур. |
| регионального инвестиционного фонда. | 3. Негативные последствия вступления во |
| 3. Реализация на территории области | Всемирную торговую организацию для |
| инвестиционных программ крупными | приоритетных отраслей региона |
| корпорациями страны (ПАО "Газпром", ОАО | (обрабатывающие производства, |
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|