ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.11.2013 N 467а
Утратило силу - Постановление Администрации Томской области
от 30.10.2014 г. № 413а
Об утверждении государственной программы "Развитие
профессионального образования Томской области на 2014 - 2020 годы"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, Законом Томской области от 14 сентября 2009 года N 177-ОЗ
"О системе документов стратегического и программно-целевого
планирования Томской области" и постановлением Администрации Томской
области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской
области"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить государственную программу "Развитие
профессионального образования Томской области на 2014 - 2020 годы"
согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Определить координатором государственной программы "Развитие
профессионального образования Томской области на 2014 - 2020 годы"
Департамент среднего профессионального и начального
профессионального образования Томской области (Веснина).
3. Департаменту информационной политики и общественных связей
Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование
настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014
года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике
Акатаева Ч.М.
Губернатор Томской области С.А. Жвачкин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Томской области
от 08.11.2013 N 467а
Государственная программа Томской области "Развитие
профессионального образования Томской области на 2014 - 2020 годы"
Паспорт программы
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Наименование | Государственная программа Томской области "Развитие профессионального образования Томской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) |
| государственной | |
| программы | |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Координатор Программы | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Заказчик Программы | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Соисполнители Программы | Департамент труда и занятости населения Томской области; |
| | Департамент по управлению государственной собственностью Томской области; |
| | Департамент архитектуры и строительства Томской области; |
| | Департамент общего образования Томской области; |
| | Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области; |
| | Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области; |
| | Департамент по вопросам семьи и детей Томской области; |
| | Департамент социальной защиты населения Томской области; |
| | органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области |
| | (по согласованию); |
| | общественные организации и фонды (по согласованию); |
| | профессиональные образовательные организации Томской области; |
| | учреждения дополнительного образования Томской области; |
| | Консорциум университетов и научных организаций г. Томска (по согласованию) |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Стратегические цели | Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации - повышение доступности качественного начального и среднего |
| социально-экономического | профессионального образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. |
| развития Российской | Стратегические цели социально-экономического развития Томской области: |
| Федерации | благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей; |
| и Томской области, | инновационная и конкурентоспособная экономика |
| на которые направлена | |
| реализация Программы | |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Цель Программы | Кадровое обеспечение социально-экономического развития региона на основе модернизации системы профессионального образования |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| Показатели цели | Показатели | 2012 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| Программы | | год | год | год | год | год | год | год | год |
| и их значения | | | | | | | | | |
| (с детализацией по годам | | | | | | | | | |
| реализации) | | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | 1. Удельный вес численности | 58 | 60,2 | 61,3 | 62,4 | 63,5 | 63,7 | 63,9 | 64,1 |
| | выпускников образовательных | | | | | | | | |
| | организаций профессионального | | | | | | | | |
| | образования очной формы обучения, | | | | | | | | |
| | трудоустроившихся | | | | | | | | |
| | в течение одного года после | | | | | | | | |
| | окончания обучения | | | | | | | | |
| | по полученной специальности | | | | | | | | |
| | (профессии), в общей их | | | | | | | | |
| | численности, % | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | 2. Уровень удовлетворенности | 50 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 60 | 62 |
| | работодателей качеством подготовки | | | | | | | | |
| | кадров, % | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| Задачи Программы | 1. Создание эффективных механизмов управления системой профессионального образования на основе взаимодействия образовательных организаций и |
| | бизнеса. |
| | 2. Создание эффективного инфраструктурного дизайна сети профессионального образования региона. |
| | 3. Развитие кадрового потенциала региональной системы профессионального образования. |
| | 4. Создание условий для социализации и самореализации студентов |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| Показатели задач | Показатели | 2012 год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| Программы | | | год | год | год | год | год | год | год |
| и их значения | | | | | | | | | |
| (с детализацией по годам | | | | | | | | | |
| реализации) | | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | Задача 1. Создание эффективных механизмов управления системой профессионального образования на основе взаимодействия образовательных |
| | организаций и бизнеса |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | 1. Доля контрольных цифр приема по | 0 | 0 | 0 | 50 | 70 | 100 | 100 | 100 |
| | основным образовательным | | | | | | | | |
| | программам, размещенных в Томской | | | | | | | | |
| | области через публичный конкурс, % | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | Задача 2. Создание эффективного инфраструктурного дизайна сети профессионального образования региона |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | 1. Количество многофункциональных | 0 | 2 | 3 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 |
| | центров прикладных квалификаций | | | | | | | | |
| | и межмуниципальных образовательных | | | | | | | | |
| | центров, ед. | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | 2. Количество разработанных | 0 | 12 | 12 | 12 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| | и внедренных сетевых | | | | | | | | |
| | образовательных программ | | | | | | | | |
| | подготовки конкурентоспособных | | | | | | | | |
| | кадров, ед. | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | Задача 3. Развитие кадрового потенциала региональной системы профессионального образования |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | 1. Доля ведущих специалистов | 2,0 | 4,2 | 5,3 | 6,4 | 8,0 | 10 | 12 | 15 |
| | отраслевых организаций, введенных | | | | | | | | |
| | в образовательный процесс | | | | | | | | |
| | (% от общего числа педагогических | | | | | | | | |
| | работников) | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | Задача 4. Создание условий для социализации и самореализации студентов |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| | 1. Доля студентов профессиональных | 15,1 | 19,1 | 21,1 | 23,1 | 24,1 | 24,6 | 24,9 | 25,0 |
| | образовательных организаций, | | | | | | | | |
| | вовлеченных в объединения и | | | | | | | | |
| | проекты научно-технической и | | | | | | | | |
| | творческой направленности, % | | | | | | | | |
+--------------------------+------------------------------------+----------------+----------------------+----------------+-----------+-------+---------+------------+-------+
| Сроки и этапы реализации | 2014 - 2020 годы |
| Программы | 1-й этап - 2014 - 2016 годы; |
| | 2-й этап - 2017 - 2018 годы; |
| | 3-й этап - 2019 - 2020 годы |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Перечень подпрограмм | Подпрограмма 1. |
| Программы | "Новые механизмы управления системой профессионального образования". |
| | Подпрограмма 2. |
| | "Эффективная организация ресурсов системы профессионального образования региона". |
| | Подпрограмма 3. |
| | "Кадровая политика системы профессионального образования региона". |
| | Подпрограмма 4. |
| | "Комфортная среда для социализации и самореализации студентов" |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| Объем | Источники | Всего | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| и источники | | (прогноз) | год | год (прогноз) | год (прогноз) | год | год | год | год |
| финансирования | | | | | | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) |
| (с детализацией по годам | | | | | | | | | |
| реализации, | | | | | | | | | |
| тыс. рублей) | | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | федеральный | 163850,0 | 54750,0 | 55250,0 | 50850,0 | 750,0 | 750,0 | 750,0 | 750,0 |
| | бюджет | | | | | | | | |
| | (по | | | | | | | | |
| | согласованию) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | областной | 71000,0 | 71000,0 | - | - | - | - | - | - |
| | бюджет | | | | | | | | |
| | (утверждено) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | областной | 1884305,0 | - | 654148,0 | 434148,0 | 285851,0 | 175147,0 | 139308,0 | 124703,0 |
| | бюджет | | | | | | | | |
| | (потребность) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | местные | - | - | - | - | - | - | - | - |
| | бюджеты | | | | | | | | |
| | (по | | | | | | | | |
| | согласованию) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | внебюджетные | 267580,0 | 194725,0 | 64950,0 | 1820,0 | 1690,0 | 1635,0 | 1560,0 | 1200,0 |
| | источники | | | | | | | | |
| | (по | | | | | | | | |
| | согласованию) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | всего | 2315735,0 | 320475,0 | 774348,0 | 486818,0 | 288291,0 | 177532,0 | 141618,0 | 126653,0 |
| | по источникам | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------+-----+--------------++----------+--+-------------+--------------+--------------+
| Объем | Основные | Всего | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| и основные направления | направления | | год | год (потреб-ность) | год (потреб-ность) | год | год | год | год |
| расходования средств | расходования | | | | | | | | |
| (с детализацией по годам | средств | | | | | | | | |
| реализации, | | | | | | | | | |
| тыс. рублей) | | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------+-----+--------------++----------+--+-------------+--------------+--------------+
| | инвестиции* | 46000,0 | 46000,0 | - | - | - | - | - | - |
| | (утверждено) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | инвестиции* | 1370900,0 | - | 491300,0 | 347600,0 | 210000,0 | 115000,0 | 110000,0 | 97000,0 |
| | (потребность) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | НИОКР | - | - | - | - | - | - | - | - |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | прочие | 25000,0 | 25000,0 | - | - | - | - | - | - |
| | (утверждено) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| | прочие | 873835,0 | 249475,0 | 283048,0 | 139218,0 | 78291,0 | 62532,0 | 31618,0 | 29653,0 |
| | (потребность) | | | | | | | | |
+--------------------------+---------------+--------------+------------+--------------------------+---------------+-------------+-------------+--------------+--------------+
| Организация управления | Реализацию Программы осуществляет Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области. |
| Программой | Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по социальной политике. |
| | Текущий контроль и мониторинг реализации Программы осуществляют Департамент среднего профессионального и начального профессионального |
| | образования Томской области, соисполнители, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
* В таблице указано финансирование, предусмотренное в мероприятии
2.5.2 и в мероприятии 2.5.5 (приложение N 1 к Программе).
Введение
Сфера действия Программы - формирование эффективной системы
профессионального образования.
Основаниями для разработки Программы являются:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N
1662-р;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О
мерах по реализации государственной политики в области образования и
науки";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
распоряжение Губернатора Томской области от 26.07.2013 N 253-р
"Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2013 году на
территории Томской области долгосрочной государственной
экономической политики";
социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с
прогнозом до 2025 года), утвержденная постановлением Государственной
Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539 "О и
социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с
прогнозом до 2025 года)";
распоряжение Администрации Томской области 10.04.2013 N 283-ра
"Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в
сфере образования в Томской области".
Сокращения, используемые в Программе:
АТпромИС - Асиновский техникум промышленной индустрии и
сервиса;
ВПО - высшее профессиональное образование;
ДСПНПО - Департамент среднего профессионального и начального
профессионального образования;
ДПО - дополнительное профессиональное образование;
КТАБ - Кожевниковский техникум агробизнеса;
КТПРТ - Каргасокский техникум промышленности и речного
транспорта;
НИ ТПУ - Национальный исследовательский Томский политехнический
университет;
НПО - начальное профессиональное образование
ОГБОУ - областное государственное бюджетное образовательное
учреждение;
ООП - открытое образовательное пространство;
ОУ - образовательные учреждения;
ПКТ - Промышленно-коммерческий техникум;
ПЛ - профессиональный лицей;
ПОО - профессиональные образовательные организации;
ППЛ - Первомайский профессиональный лицей;
ПУ - профессиональное училище;
РЦ - ресурсные центры;
СНГ - Содружество независимых государств;
СМИ - средства массовой информации;
СПО - среднее профессиональное образование;
СТИ НИЯУ МИФИ - Северский технологический институт - филиал
национального исследовательского ядерного университета Московского
инженерно-физического института;
СФО - Сибирский федеральный округ;
ТАК - Томский аграрный колледж;
ТГАСУ - Томский государственный архитектурно-строительный
университет;
ТомИнТех - Томский индустриальный техникум;
ТКСТ - Томский коммунально-строительный техникум;
ТТВТС - Томский техникум водного транспорта и судоходства;
ТТИТ - Томский техникум информационных технологий;
ТЭПК - Томский экономико-промышленный колледж;
УМЦ ДПО - Учебно-методический центр дополнительного
профессионального образования;
ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты.
Глава 1. Приоритетные задачи социально-экономического развития
Томской области, на решение которых направлена Программа
Эффективное развитие региональной системы профессионального
образования является необходимым условием для достижения целей
социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с
прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной
Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539 "О и
социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с
прогнозом до 2025 года)".
Приоритетной задачей социально-экономического развития Томской
области, на решение которой направлена Программа, является создание
эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей
квалифицированными кадрами инновационное развитие экономики региона.
Основные качественные и количественные характеристики
системы профессиональной подготовки
и среднего профессионального образования региона
На 1 января 2013 года система профессионального образования
Томской области представлена 47 образовательными учреждениями и 2
филиалами иногородних учебных заведений среднего профессионального
образования (26 учреждений СПО и 2 филиала иногородних учебных
заведений, 21 учреждение НПО). В системе профессионального
образования действуют 11 филиалов томских техникумов и колледжей (9
на территории Томской области, 1 филиал Томского автодорожного
транспорта в Красноярском крае и 1 филиал Томского
коммунально-строительного техникума в Алтайском крае).
Профессиональные образовательные организации региона все в
большей степени испытывают конкуренцию за контингент обучающихся как
со стороны вузов, так и между собой. Общий контингент обучающихся в
системе НПО/СПО в 2012 году составил 23,5 тыс. человек, что на 5%
меньше по сравнению с 2010 годом.
В образовательных организациях среднего профессионального
образования готовятся кадры по 96 специальностям, реализуются 40
образовательных программ повышенного уровня. Всего в 2012 году
контингент составил 14,9 тыс. студентов, из них на бюджетной основе
обучались 10,9 тыс. студентов - 73,2% от общего контингента (в 2011
году - 72,5%), в том числе по очной форме обучения - 82,5% (в 2011
году - 73,5%). В 2012 году подготовлено 3,4 тыс. специалистов
среднего звена.
В профессиональных образовательных организациях реализуются
программы подготовки по 160 рабочим профессиям. Численность
обучающихся на бюджетной основе составляет более 8,6 тыс. человек. В
2012 году было подготовлено более 4 тыс. квалифицированных рабочих
за счет бюджетных средств. По краткосрочным программам
профессиональной подготовки с полным возмещением затрат подготовлено
более 10,2 тыс. человек и по дополнительным образовательным
программам профессиональной направленности более 5,5 тыс. человек.
Продолжается сокращение численности обучающихся по рабочим
профессиям в системе НПО на дневном отделении - на 16% за последние
3 года. Вместе с тем в 2012 году наблюдался общий рост числа
граждан, подготовленных по рабочим профессиям, что составило 23%.
Данный факт подтверждает востребованность краткосрочных
образовательных программ у населения, а также гибкость реагирования
образовательных организаций на потребности рынка труда в рабочих
профессиях.
За последние 3 года профессиональные образовательные
организации осуществили переход на новый перечень профессий и
специальностей, Федеральные государственные образовательные
стандарты нового поколения, что в конечном итоге позволит изменить
содержание и повысить качество образовательного процесса.
Трудоустройство в системе СПО в 2012 году составило 65,2% от
общего числа выпускников, в системе НПО - 58% (средний показатель по
России в 2018 году должен составить 55%). Значительно выросли
показатели обеспеченности выпускников заявками от предприятий, что
необходимо рассматривать как результат работы учреждений
профессионального образования по расширению стратегического
партнерства с работодателями. В среднем доля заявок от работодателей
по всем уровням профессионального образования составляет более 70% к
общему количеству выпускников.
Данная ситуация обозначает проблему необходимости оптимизации
отраслевых образовательных организаций как по горизонтали
(укрупнение, объединение), так и по вертикали (создание
многоуровневых комплексов). При подготовке кадров важно
ориентироваться не только на спрос со стороны молодежи на профессии
и специальности, но и на основные приоритеты
социально-экономического развития Томской области.
Особое влияние на развитие системы профессионального
образования оказывает демографическая ситуация в регионе. Согласно
данным государственной отчетности Росстата изменяется численность
молодежи в возрасте от 15 лет до 21 года (таблица 1) как по Томской
области, так и по России. За период 2010 - 2013 годов в Томской
области отмечается уменьшение численности выпускников на 13,0 тыс.
человек. Такая же ситуация фиксируется по всей территории Российской
Федерация. Численность выпускников общеобразовательных школ (9-е и
11-е классы) в Томской области в 2013 году составит 13834 человека,
по данным прогноза начиная с 2014 года наблюдается постепенный рост
числа выпускников.
По данным анализа Межрегиональной ассоциации "Сибирское
Соглашение" такая же ситуация наблюдается по СФО, где рост числа
детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, возрастет в 2
раза к 2015/2016 учебному году.
Согласно Федеральному Закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об
образовании) до 30.12.2015 образовательные учреждения начального
профессионального образования должны быть полностью реорганизованы
либо путем присоединения к СПО, либо создания на их базе
многоуровневых образовательных организаций, реализующих программы
подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Спецификой региона остается ориентация при подготовке кадров в
профессиональных образовательных организациях не только на экономику
Томской области, а также на СФО и другие регионы Российской
Федерации. Ежегодно фиксируется увеличение притока обучающихся из
других субъектов Российской Федерации, а также из стран СНГ. В 2012
году по сравнению с 2010 годом количество абитуриентов из субъектов
Российской Федерации увеличилось на 12%, а из стран СНГ - на 26%.
Наибольшая доля иногородних учащихся приходится на жителей
Кемеровской области и составляет 56%, что на 10% больше, чем в 2010
году. В связи с изменениями условий поступления в профессиональные
образовательные организации в рамках Закона об образовании
прогнозируется рост числа абитуриентов из стран СНГ.
Таблица 1
+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| Наименование | Еди-ница | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| | изме-рения | год | год | год | год | год | год | год | год | год |
+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| Численность | тыс. | 91,1 | 84,8 | 79,5 | 76,7 | 74,3 | 73,1 | 73 | 73,8 | 74 |
| молодежи в | чел | | | | | | | | | |
| возрасте от 15 лет | | | | | | | | | | |
| до 21 года в | | | | | | | | | | |
| Томской области | | | | | | | | | | |
+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| Численность | тыс. | 17,5 | 17,1 | 17,0 | 17,2 | 17,7 | 18,7 | 19,0 | 19,1 | 19,2 |
| обучающихся | чел | | | | | | | | | |
| в образовательных | | | | | | | | | | |
| учреждениях | | | | | | | | | | |
| профессионального | | | | | | | | | | |
| образования | | | | | | | | | | |
| (подведомственных | | | | | | | | | | |
| Департаменту | | | | | | | | | | |
| среднего | | | | | | | | | | |
| профессионального | | | | | | | | | | |
| и начального | | | | | | | | | | |
| профессио-нального | | | | | | | | | | |
| образования | | | | | | | | | | |
| Томской области | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| Численность | тыс. | 12,0 | 12,6 | 13,2 | 13,7 | 13,9 | 14,0 | 14,0 | 14,2 | 14,4 |
| обучающихся | чел | | | | | | | | | |
| по программам | | | | | | | | | | |
| начального и | | | | | | | | | | |
| среднего | | | | | | | | | | |
| профессионального | | | | | | | | | | |
| образования в | | | | | | | | | | |
| расчете на 1 | | | | | | | | | | |
| работника, | | | | | | | | | | |
| относящегося | | | | | | | | | | |
| к категориям | | | | | | | | | | |
| преподавателей | | | | | | | | | | |
| и мастеров | | | | | | | | | | |
| производственного | | | | | | | | | | |
| обучения | | | | | | | | | | |
+--------------------+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
Преимущества системы профессионального образования Томской области
Наблюдаются качественные изменения в подготовке
квалифицированных кадров: 105 студентов системы профессионального
образования в 2012 году стали стипендиатами Правительства Российской
Федерации.
В Томской области созданы 15 ресурсных центров (из них в рамках
ПНПО - 9, реорганизованы в многоуровневые образовательные учреждения
4 областных образовательных учреждения среднего профессионального
образования и 1 образовательное учреждение федерального подчинения)
практически по всем отраслям экономики.
Современные тренды развития профессионального образования
российского и регионального уровней
Российский и международный уровни.
На сегодняшний день в нашей стране сложилось противоречие между
недостаточной профессиональной подготовкой рабочих кадров и
потребностями промышленности. В связи с планами стратегического
развития Сибири и Дальнего Востока до 2020 г. значительно возрос
спрос на квалифицированные кадры. Между тем в последние годы в нашей
стране подготовке рабочих кадров уделялось все меньше и меньше
внимания и, как результат, на всей территории России особенно остро
стоит проблема подготовки квалифицированных рабочих. Наблюдается
тенденция увеличения потребности в специалистах среднего звена для
развития экономики, повышения технологической культуры производства,
обеспечения административно-технической поддержки процессов
управления.
Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют
два основных процесса: децентрализация и централизация образования.
Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация
образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям
профессионального образования.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение
достаточно доступного и массового профессионального образования,
направленного на подготовку специалистов среднего звена. В СПО
обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это
обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в
финансировании среднего профессионального образования.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение
доступного массового профессионального образования, призванного
стать в перспективе обязательным минимумом профессионального
образования молодежи.
Совершенствование структуры сети среднего профессионального
образования будет осуществляться по направлениям.
Основным направлением будет развитие профессиональных
образовательных организаций в условиях модернизации, определенных
положениями Закона об образовании. При этом предполагается
оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет
горизонтальной интеграции, создания многопрофильных организаций (80%
от общей численности учреждений). Данное направление актуально,
прежде всего, для профессиональных организаций среднего
профессионального образования, расположенных в населенных пунктах,
где нет вузов и где эти учебные организации выполняют
системообразующую роль и обеспечивают территориальную доступность
образования.
Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить
глобализацию образования как основную тенденцию формирования единого
мирового образовательного пространства (МОП).
Региональный уровень.
В Томской области сеть образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования достаточно развита - в каждом
муниципальном образовании расположено образовательное учреждение
начального профессионального образования, на территории 9
муниципальных образований имеются образовательное учреждение или
филиалы образовательных учреждений среднего профессионального
образования.
Вместе с тем в Томской области в подготовке кадров ощущается
дисбаланс, который особенно заметен в муниципальных образованиях,
где производство менее развито, но в образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального
образования продолжает оставаться неизменной структура подготовки
кадров, не ориентированной на приоритеты реализации крупных
инвестиционных проектов. При этом работодатели, органы местного
самоуправления, общественность оказывают слабое воздействие на
изменение данной ситуации.
Кроме того, в рамках реализации Стратегии развития Томской
области до 2020 года наблюдается рост численности занятых на малых
предприятиях. Данная динамика должна быть учтена как при подготовке
кадров, так и при выстраивании партнерских взаимоотношений с
работодателями. Активное развитие малого предпринимательства также
способствовало оттоку населения из сельских районов Томской области
в города. В данной ситуации особенно актуальным становится развитие
бизнес-образования как в городе, так и в сельской местности. В
отдельных образовательных учреждениях практика такой работы уже
существует.
В регионе наработан положительный опыт взаимодействия как
внутри системы профессионального образования - в рамках сетевого
взаимодействия, так и с социальными партнерами. Вместе с тем
необходимо отметить ряд проблем, связанных с необходимостью более
эффективного использования имеющихся ресурсов системы
профессионального образования, выстраивания приоритетов развития
образовательных учреждений, ориентации образовательных ресурсов на
потребности экономики Томской области:
1. Действующая система профессионального образования и
сложившаяся в ней структура подготовки квалифицированных кадров не в
полной мере отвечают потребностям экономики Томской области.
2. Компетенции обучающихся слабо ориентированы на запросы
развивающихся отраслей экономики, новое оборудование и технологии.
Затруднено успешное продвижение выпускников на рынке труда.
3. Недостаточно организовано участие работодателей, ассоциаций
работодателей в формировании регионального заказа на подготовку
кадров и его реализации, в обсуждении проблем реструктуризации
системы профессионального образования.
В учреждениях профессионального образования станочный парк
морально и физически устарел. Значительная часть оборудования
неисправна, около половины имеет срок эксплуатации свыше 20 лет. На
таком оборудовании трудно отрабатывать профессиональные навыки,
готовить рабочие кадры высокой профессиональной компетентности. В
результате особенно остро стал ощущаться дефицит
высококвалифицированных рабочих кадров, обладающих профессиональной
компетентностью.
Профессиональная подготовка рабочих кадров должна обеспечить
возможность диверсификации трудовой деятельности, возможность
переподготовки, а также продолжение образования в системе
непрерывной или многоуровневой подготовки рабочих и специалистов.
Анализ практического опыта работы всех звеньев системы НПО и
СПО, с одной стороны, и научно-методической литературы, с другой,
позволил обнаружить существенные недостатки, основными из которых
являются следующие:
содержание образования и технологии обучения не позволяют
реализовать подготовку конкурентоспособных выпускников рабочих
профессий на рынке труда;
выпускники НПО и СПО не обладают способностью быстро
адаптироваться к быстроизменяющимся условиям и требованиям
современного производства (это является подтверждением того, что
увеличился разрыв между целями обучения в системе НПО и требованиями
к деятельности на современном рабочем месте в условиях производства,
оснащенного сложным оборудованием и уникальными технологиями);
недостаточное взаимодействие образовательных учреждений НПО и
СПО с промышленными предприятиями (работодателями) и различными
структурами муниципальной власти, а также с вузами по повышению
качества образования;
учебная, педагогическая и материально-техническая оснащенность
образовательных учреждений НПО и СПО находится на крайне низком
уровне, с одной стороны, и, с другой стороны, не соответствует
современным достижениям и требованиям производства;
в общеобразовательных школах слабо проводится работа по
профессиональной ориентации учащихся на специальности рабочих
профессий.
В конечном итоге все это привело к падению престижа рабочих
профессий и, как следствие, к острому дефициту специалистов по
многим рабочим профессиям. В этих условиях одним из важнейших
направлений модернизации системы профессионального образования
видится идея ее диверсификации. В данном контексте диверсификация
системы образования воспринимается как придание ей большего
разнообразия, разностороннего развития, расширение ассортимента
предлагаемых образовательных услуг, видов деятельности и
приобретения новых форм и функций.
Глава 2. Цель, задачи, целевые показатели Программы
Цель и задачи Программы определены в соответствии со
стратегическими целями:
социально-экономического развития Российской Федерации
"Повышение доступности качественного начального и среднего
профессионального образования, соответствующего требованиям развития
экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина"
(Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N
1662-р) и Томской области "Благоприятные условия для жизни, работы,
отдыха и воспитания детей", "Инновационная и конкурентоспособная
экономика" ( социально-экономического развития Томской области до
2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденная постановлением
Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539);
государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2148-р,
"Обеспечение высокого качества российского образования в
соответствии с меняющимися запросами населения
и перспективными задачами развития российского общества и
экономики".
Целью Программы является кадровое обеспечение
социально-экономического развития региона на основе модернизации
системы профессионального образования.
Задачами Программы, обеспечивающими достижение поставленной
цели являются:
1. Создание эффективных механизмов управления системой
профессионального образования на основе взаимодействия
образовательных организаций и бизнеса.
2. Создание эффективного инфраструктурного дизайна сети
профессионального образования региона.
3. Развитие кадрового потенциала региональной системы
профессионального образования.
4. Создание условий для социализации и самореализации
студентов.
Решение данных задач позволит свести к минимуму дисбаланс между
подготовкой кадров в образовательных организациях и потребностями
перспективных, развивающихся отраслей экономики, обеспечить
востребованность выпускников на рынке труда, активное участие
работодателей в формировании и реализации заказа на подготовку
кадров.
Методика расчета данных по показателям цели и задач Программы
приведена в приложении N 2 к Программе.
Показатели результативности Программы
Укрепление потенциала системы профессиональной подготовки и
среднего профессионального образования и ее инвестиционной
привлекательности предусматривает:
функционирование сетей организаций, реализующих программы
профессиональной подготовки и среднего профессионального
образования, построенных с учетом удовлетворения региональной
потребности в квалифицированных работниках;
создание многофункциональных центров прикладных квалификаций;
обновление кадрового состава профессиональной подготовки и
среднего профессионального образования.
Повышение качества профессиональной подготовки и среднего
профессионального образования предусматривает увеличение доли
выпускников организаций среднего профессионального образования,
трудоустроенных по полученной специальности.
Введение эффективного контракта в системе профессионального
обучения и среднего профессионального образования предусматривает,
что средняя заработная плата педагогических работников и мастеров
производственного обучения государственных образовательных
организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и
среднего профессионального образования, составит к 2018 году не
менее 100% средней заработной платы по экономике Томской области.
Глава 3. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к
Программе.
Глава 4. Механизмы реализации и управления Программой,
включая ресурсное обеспечение
Ответственным за реализацию Программы является Департамент
среднего профессионального и начального профессионального
образования Томской области. Реализация Программы осуществляется
путем выполнения предусмотренных в Программе мероприятий.
Взаимодействие между соисполнителями Программы осуществляет
Департамент среднего профессионального и начального
профессионального образования Томской области. Заказчик Программы с
учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств,
ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты на
мероприятия Программы, механизм реализации и состав исполнителей,
принимает меры по полному и качественному выполнению мероприятий
Программы. Внесение изменений в Программу, в том числе уточнение
затрат на мероприятия Программы, осуществляется в установленном
действующим законодательством порядке.
Объем финансирования Программы за счет средств федерального,
местных бюджетов, внебюджетных источников на 2014 - 2020 годы и
средств областного бюджета на 2015 - 2020 годы носит прогнозный
характер.
Внебюджетные источники, указанные в Программе, - средства от
приносящей доход деятельности областных государственных бюджетных и
автономного учреждений, в отношении которых Департамент среднего
профессионального и начального профессионального образования
осуществляет функции и полномочия учредителя, а также средства
работодателей. Привлечение средств внебюджетных источников
основывается на принципе добровольности организаций профинансировать
мероприятия Программы.
Общий объем финансирования Программы в разрезе источников
финансирования и по годам реализации приведен в приложении N 1 к
Программе.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета в
соответствии с утвержденными ассигнованиями на соответствующий
финансовый год осуществляется заказчиком Программы на основании
заключаемых договоров и соглашений в соответствии с действующим
законодательством.
Объемы финансирования Программы из областного бюджета подлежат
ежегодному уточнению при разработке и принятии областного бюджета на
очередной финансовый год и плановый период.
Глава 5. Контроль и мониторинг реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель
Губернатора Томской области по социальной политике.
Текущий контроль и управление Программой осуществляет
Департамент среднего профессионального и начального
профессионального образования Томской области. Текущий контроль
осуществляется постоянно в течение всего периода реализации
Программы путем мониторинга Программы и анализа промежуточных
результатов.
Оценка социально-экономической эффективности реализации
Программы проводится ежегодно путем сравнения текущих значений
основных целевых показателей с установленными Программой значениями.
Департамент среднего профессионального и начального
профессионального образования Томской области с учетом объема
финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы,
уточняет целевые показатели, перечень мероприятий Программы и
затраты на них, состав исполнителей мероприятий Программы.
В необходимых случаях Департамент среднего профессионального и
начального профессионального образования Томской области готовит
предложения о корректировке перечня мероприятий Программы и средств
на их реализацию для утверждения в установленном порядке.
Соисполнители Программы ежеквартально, в срок до 5-го числа
месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют координатору
Программы отчеты о реализации Программы (годовой отчет - в срок до
15 января года, следующего за отчетным годом) и об использовании
финансовых ресурсов по установленным формам в соответствии с
постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О
государственных программах Томской области".
Департамент среднего профессионального и начального
профессионального образования Томской области представляет отчет о
реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской
области по формам и в сроки, установленные постановлением
Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О
государственных программах Томской области".
Глава 6. Оценка рисков в ходе реализации Программы
К основным рискам реализации Программы относятся:
финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий
Программы, в том числе со стороны областного бюджета, внебюджетных
источников;
нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное
принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных
изменений в законы Томской области об областном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период, "Об образовании в Томской области"
потребуют внесения соответствующих изменений в Программу, что
повлияет на выполнение мероприятий Программы и достижение целей
Программы;
организационные и управленческие риски - неэффективная
организационная схема и рассогласованность позиций с разными
исполнителями Программы могут приводить к неэффективному управлению
процессом реализации Программы, низкому качеству реализации
мероприятий Программы на региональном уровне и уровне
образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет
организации единого координационного органа по реализации Программы
и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе
социологического) реализации Программы, а также за счет
корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга. Важным
средством снижения риска является разработка эффективного
инструментария мониторинга до начала реализации Программы;
социальные риски, связанные с сопротивлением профессиональной
общественности и представителей бизнеса целям и реализации
Программы.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством
планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее
реализации и оперативного внесения необходимых изменений, также
предусмотрена ежегодная корректировка мероприятий по подпрограммам.
Подпрограмма 1.
"Новые механизмы управления системой профессионального образования"
Паспорт подпрограммы
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Наименование | Новые механизмы управления системой профессионального образования |
| подпрограммы 1 | |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Заказчик подпрограммы 1 | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Соисполнители | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области; |
| подпрограммы 1 | Департамент труда и занятости населения Томской области; |
| | профессиональные образовательные организации Томской области; |
| | Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебно-методический центр дополнительного |
| | профессионального образования"; |
| | Консорциум университетов и научных организаций г. Томска (по согласованию); |
| | ассоциации работодателей; |
| | Совет директоров профессиональных образовательных организаций Томской области; |
| | Департамент информационной политики и общественных связей Администрации Томской области (по согласованию); |
| | Министерство образования и науки Российской Федерации (по согласованию) |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Стратегические цели | Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации - повышение доступности качественного начального и среднего |
| социально-экономического | профессионального образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. |
| развития Российской | Стратегические цели социально-экономического развития Томской области: |
| Федерации | благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей; |
| и Томской области, | инновационная и конкурентоспособная экономика. |
| на которые направлена | |
| реализация подпрограммы | |
| 1 | |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Цель подпрограммы 1 | Создание эффективных механизмов управления развитием потенциала взаимодействия образовательных организаций и бизнеса и его влияния на качество |
| | подготовки кадров |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| Показатели цели | Показатели | 2014 | 2015 год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| подпрограммы 1 и их | | год | | год | год | год | год | год |
| значения | | | | | | | | |
| (с детализацией по годам | | | | | | | | |
| реализации) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| | 1. Уровень удовлетворенности | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 60 | 62 |
| | работодателей качеством подготовки | | | | | | | |
| | кадров, % | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| | 2. Отношение средней заработной | 80,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100 | 100 | 100 |
| | платы преподавателей и мастеров | | | | | | | |
| | производственного обучения | | | | | | | |
| | образовательных организаций | | | | | | | |
| | начального и среднего | | | | | | | |
| | профессионального образования к | | | | | | | |
| | средней заработной плате в Томской | | | | | | | |
| | области, % | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| | 3. Количество образовательных | - | 2 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 |
| | программ, прошедших | | | | | | | |
| | профессионально-общественную | | | | | | | |
| | аккредитацию, ед. | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| Задачи подпрограммы 1 | 1. Внедрение практики прогнозирования потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах. |
| Программы | 2. Повышение эффективности управления на основе внедрения эффективных современных финансово-экономических механизмов, процедур мониторинга и |
| | оценки качества профессионального образования . |
| | 3. Формирование нормативно-правового обеспечения развития системы профессионального образования в условиях нового законодательства |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| Показатели задачи | Показатели | 2014 | 2015 год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| подпрограммы 1 и их | | год | | год | год | год | год | год |
| значения | | | | | | | | |
| (с детализацией по годам | | | | | | | | |
| реализации) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| | 1. Доля контрольных цифр приема по | 0 | 0 | 50 | 75 | 100 | 100 | 100 |
| | основным образовательным | | | | | | | |
| | программам, размещенных | | | | | | | |
| | в Томской области через публичный | | | | | | | |
| | конкурс, % | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| | 2. Доля лиц, прошедших обучение по | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 27 | 30 |
| | сетевым образовательным программам, | | | | | | | |
| | % | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| | 3. Количество выпускников программ | 0 | 10 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
| | профессионального образования, | | | | | | | |
| | успешно прошедших сертификационные | | | | | | | |
| | процедуры, чел. | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| | 4. Доля образовательных | 50 | 70 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| | организаций, непосредственно | | | | | | | |
| | участвующих в электронном | | | | | | | |
| | мониторинге по всем его | | | | | | | |
| | направлениям, % | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| | 5. Доля образовательных | 70 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| | организаций, открыто | | | | | | | |
| | предоставляющих достоверную | | | | | | | |
| | публичную информацию о своей | | | | | | | |
| | деятельности посредством | | | | | | | |
| | электронного мониторинга, % | | | | | | | |
+--------------------------+-------------------------------------+----------+------------+---------------+------------------+------------+-----------------+----------------+
| Сроки и этапы реализации | 2014 - 2020 годы |
| мероприятий подпрограммы | 1-й этап - 2014 - 2015 годы; |
| 1 | 2-й этап - 2016 - 2017 годы; |
| | 3-й этап - 2018 - 2020 годы. |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Перечень мероприятий | Мероприятие 1.1. Разработка и внедрение конкурсных механизмов распределения контрольных цифр приема (КЦП) на основе оценки кадровых |
| подпрограммы 1 | потребностей экономики региона и качества подготовки выпускников. |
| | Мероприятие 1.2. Формирование нормативно-правового и методического обеспечения развития сетевых форм взаимодействия в системе |
| | профессионального образования. |
| | Мероприятие 1.3. Разработка и внедрение новых механизмов стимулирования и мотивации руководящих и педагогических кадров. |
| | Мероприятие 1.4. Создание регионального сегмента независимой системы оценки качества профессионального образования. |
| | Мероприятие 1.5. Разработка и внедрение системы мониторинга состояния и развития системы профессионального образования. |
| | Мероприятие 1.6. Исследование и анализ деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего |
| | профессионального образования |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| Объемы | Источники | Всего | 2014 | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 |
| и источники | | (прог-ноз) | год | (прог-ноз) | (прог-ноз) | (прог-ноз) | (прог-ноз) | (прог-ноз) | год |
| финансирования (с | | | | | | | | | (прог-ноз) |
| детализацией по годам | | | | | | | | | |
| реализации подпрограммы | | | | | | | | | |
| 1, тыс. рублей) | | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | федеральный бюджет | 500,0 | 200,0 | 200,0 | 100,0 | - | - | - | - |
| | (по согласованию) | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | областной бюджет | 200,0 | 200,0 | - | - | - | - | - | - |
| | (утверждено) | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | областной бюджет | 29314,0 | - | 4729,0 | 5029,0 | 5639,0 | 4919,0 | 4599,0 | 4399,0 |
| | (потребность) | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | местные бюджеты | - | - | - | - | - | - | - | - |
| | (по согласованию) | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | внебюджетные | 4560,0 | 185,0 | 560,0 | 880,0 | 900,0 | 825,0 | 800,0 | 410,0 |
| | источники | | | | | | | | |
| | (по согласованию) | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | всего по источникам | 34574,0 | 585,0 | 5489,0 | 6009,0 | 6539,0 | 5744,0 | 5399,0 | 4809,0 |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| Объем | Основные направления | Всего | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| и основные подпрограммы | расходования средств | (прог-ноз) | год | год | год | год | год | год | год |
| 1 расходования средств | | | | (прог-ноз) | (прог-ноз) | (прог-ноз) | (прог-ноз) | (прог-ноз) | (прог-ноз) |
| (с детализацией по годам | | | | | | | | | |
| реализации), | | | | | | | | | |
| тыс. рублей | | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | инвестиции | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | НИОКР | | | | | | | | |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | прочие (утверждено) | 200,0 | 200,0 | - | - | - | - | - | - |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | прочие (потребность) | 34374,0 | 385,0 | 5489,0 | 6009,0 | 6539,0 | 5744,0 | 5399,0 | 4809,0 |
+--------------------------+-----------------------+---------------+--------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| Организация управления | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области |
| подпрограммой 1 | |
+--------------------------+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
Характеристика мероприятий подпрограммы 1
Мероприятие 1.1. Разработка и внедрение конкурсных механизмов
распределения контрольных цифр приема (КЦП) на основе оценки
кадровых потребностей экономики региона и качества подготовки
выпускников.
В настоящее время необходимо формирование системы
профессионального образования Томской области, более адекватно
реагирующей на потребности развивающейся инновационной экономики
региона. Это означает изменение действующей системы формирования
заказа на подготовку квалифицированных кадров - от системы
сформированной и действующей, исходя из возможностей по подготовке
кадров, к системе профессионального образования, работающей на
потребности экономики в кадрах.
При этом одна из проблем, с которой сталкивается система
профессионального образования, - это отсутствие прогноза
потребностей экономики Томской области в кадрах как на
среднесрочную, так и долгосрочную перспективу.
Планируется выстраивание таких механизмов взаимодействия
различных структур, которые будут позволять получать сведения из
разных источников, характеризующие потребности экономики в кадрах,
сопоставлять и анализировать полученные данные. Наряду с внешними
источниками данных о потребности экономики в кадрах планируется
развивать систему мониторинга трудоустройства выпускников
профессиональных образовательных организаций, мониторинга и оценки
возможностей системы профессионального образования Томской области
по подготовке кадров, мониторинга эффективности деятельности
профессиональных образовательных организаций.
На основе полученных данных от отраслевых департаментов Томской
области и других социальных партнеров о потребностях в кадрах, а
также данных об эффективности деятельности системы профессионального
образования по подготовке квалифицированных кадров будут
отрабатываться способы оценки потребности экономики Томской области
в кадрах.
Существующий принцип формирования заказа Томской области на
квалифицированные кадры "снизу - вверх" будет изменен. В результате
проведенной оценки потребности экономики в кадрах будут
разрабатываться принципы по формированию заказа Томской области на
квалифицированные кадры, которые соотносятся с принципами
определения приоритетных, поддерживающих отраслей экономики,
отраженных в Стратегии развития Томской области. Также будут
учитываться необходимость обеспечения текущих потребностей экономики
в кадрах, заказ работодателей системе профессионального образования
под развивающиеся, инновационные производства.
Разработка и реализация механизмов конкурсного размещения
заказа на кадры окончательно изменят систему формирования
контрольных цифр приема по программам подготовки рабочих кадров и
специалистов среднего звена. Размещение заказа на кадры через
публичный конкурс обострит конкуренцию среди профессиональных
образовательных организаций как за бюджетные средства, так и за
контингент обучающихся.
На всех этапах работы, начиная от оценки потребности экономики
в кадрах и заканчивая конкурсным размещением заказа на кадры,
необходимо выстраивание партнерских взаимоотношений с различными
структурами и участие общественности.
Мероприятие 1.2. Формирование нормативно-правового и
методического обеспечения развития сетевых форм взаимодействия.
Повышение качества подготовки квалифицированных кадров,
обеспечение реализации нового содержания образовательных программ
продиктованы как внедрением федеральных государственных
образовательных стандартов нового поколения, так и требованием
развивающихся производств, экономики региона в целом. Ограниченность
ресурсов системы профессионального образования Томской области
диктует необходимость организации сетевого взаимодействия
профессиональных образовательных организаций по использованию
современных дорогостоящих ресурсов: материально-технических,
кадровых, методических. В рамках Федерального Закона "Об образовании
в Российской Федерации" возможны различные формы и способы
организации сетевого взаимодействия, для обеспечения которого
необходимо разработать нормативно-правовую базу на региональном
уровне.
Стратегической целью организации сетевого взаимодействия
региональной сети профессиональных образовательных организаций
является достижение качества профессионального образования,
соответствующего требованиям экономики, без дополнительных
инвестиций, за счет повышения эффективности использования имеющихся
образовательных ресурсов.
1. Первым в организации сетевого взаимодействия единиц сети
является информационно-аналитический этап, в рамках которого
оцениваются сетевой потенциал подсистемы подготовки кадров и
актуальный уровень эффективности его использования.
2. Анализ ресурсной обеспеченности образовательных организаций
НПО/СПО региона, подготавливающих кадры, проводится с целью
выявления "точек" концентрации уникальных ресурсов различных типов,
которые могут быть использованы другими профессиональными
образовательными организациями региона.
В составляемый перечень (каталог) должны быть внесены
уникальные образовательные ресурсы профессиональных образовательных
организаций, которые отсутствуют в большинстве других единиц сети и
без применения которых в процессе овладения рабочей профессией и
специальностью невозможно достичь качества профессионального
образования, востребованного региональными рынками труда (в том
числе в среднесрочной перспективе). То, чем оснащены большинство
образовательных организаций региона, не имеет перспектив для
использования в качестве сетевого ресурса.
3. Проведение оптимизации региональной сети профессиональных
образовательных организаций для организации образовательных ресурсов
на рациональных основаниях.
4. Проведение инвентаризации образовательных ресурсов и
кадровой обеспеченности деятельности в сети.
Имея каталог образовательных ресурсов сетевого статуса,
необходимо провести экспертную оценку эффективности их
использования, и обеспечить их совместное использование в сегменте
сети профессиональных образовательных организаций.
Для развития сетевого взаимодействия планируется разработка
нормативно-правовых актов, регулирующих на уровне региона
взаимоотношения профессиональных образовательных организаций:
организационные, финансово-экономические.
Важным является организация межведомственного взаимодействия
сети профессиональных образовательных организаций с внешними по
отношению к ней структурами и агентами (прежде всего, с
работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами).
Формирование методического сопровождения сетевого
взаимодействия будет способствовать расширению практики реализации
сетевых образовательных программ, использования имеющихся ресурсов
системы профессионального образования для обеспечения более высокого
качества подготовки кадров.
Мероприятие 1.3. Разработка и внедрение новых механизмов
стимулирования и мотивации руководящих и педагогических кадров.
Реализация данного мероприятия обусловлена необходимостью
реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597
"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и
обеспечением более высокого качества подготовки кадров в
профессиональных образовательных организациях. Для его реализации
необходимо проведение следующих этапов:
разработать и внедрить модели эффективного контракта;
разработать нормативно-правовые документы, обеспечивающие
внедрение эффективного контракта и типового (эффективного) контракта
с работником образовательной организации;
обеспечить открытость результатов и информационное
сопровождение введения эффективного контракта;
внедрить апробированные модели эффективного контракта в системе
профессиональной подготовки и среднего профессионального
образования;
сформировать экспертно-информационные группы по сопровождению
процедуры внедрения образовательными организациями эффективного
контракта, провести данным группам ряд семинаров, тренингов, встреч,
консультаций по вопросам внедрения эффективного контракта;
провести мониторинг влияния эффективного контракта на качество
образовательных услуг системы профессиональной подготовки и среднего
профессионального образования.
Предполагается, что с 1 января 2014 года эффективные контракты
будут внедрены в 100% образовательных организаций.
Мероприятие 1.4. Создание регионального сегмента независимой
системы оценки качества профессионального образования.
В рамках реализации данного мероприятия будут обеспечены
формирование и реализация независимой системы оценки качества
профессионального образования в Томской области как регионального
сегмента национальной независимой системы оценки качества
профессионального образования.
В настоящее время в регионе осуществляется оценка качества
профессионального образования по следующим показателям: соблюдение
лицензионных и аккредитационных требований, эффективность
деятельности образовательных учреждений, достижения обучающихся,
трудоустройство выпускников и другие.
Участие общественно-профессионального сообщества в оценке
качества профессионального образования проявляется через участие
работодателей в итоговой аттестации выпускников образовательных
учреждений профессионального образования, складывается практика
совместной (образовательных учреждений и организаций реального
сектора экономики) разработки требований к выпускникам
образовательных учреждений на основе корпоративных профессиональных
стандартов. Представители реального сектора экономики входят в
составы попечительских советов образовательных учреждений,
координационных и технических советов ресурсных центров, созданных в
профессиональных образовательных организациях.
Однако участие профессионального сообщества в процессах
управления деятельностью образовательных организаций и в оценке
качества профессионального образования носит несистемный характер.
Отсутствуют единые критерии и показатели оценки качества результатов
деятельности профессиональных образовательных организаций. В Томской
области необходимо создание и внедрение механизмов объективной,
признаваемой всем профессиональным сообществом, оценки соответствия
квалификации выпускников профессиональных образовательных
организаций отраслевым или региональным квалификационным
требованиям, подтверждающей права трудовой деятельности в
соответствии с профессиональными стандартами независимо от места,
времени и способа получения образования, квалификации.
В рамках реализации данного мероприятия будут созданы условия
для оценки качества профессионального образования в Томской области
с позиции интересов потребителей и работодателей, когда основными
объектами и формами оценки являются:
образовательные программы - общественно-профессиональная
аккредитация образовательных программ;
знания, умения и практический опыт (компетенции и
"индивидуальные образовательные достижения") выпускников - оценка и
сертификация квалификаций.
Непосредственно процедуру сертификации квалификаций должны
осуществлять отраслевые центры оценки качества и сертификации
квалификаций, созданные на базе ассоциаций работодателей и
профессиональных сообществ. Представляется целесообразным подготовку
к сертификации профессиональных квалификаций выпускников областной
системы профессионального образования для установления соответствия
образовательных результатов требованиям профессиональных стандартов
осуществлять на базе отраслевых высокотехнологичных центров
профессионального образования. Такой способ организации деятельности