Расширенный поиск
Постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 446-пп ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 24 октября 2013 года Иркутск № 446-пп Об утверждении государственной программы Иркутской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области" на 2014-2018 годы (В редакции Постановления Правительства Иркутской области от 26.02.2014 № 95-пп; от 25.03.2014 № 162-пп; от 25.07.2014 № 366-пп; от 14.08.2014 № 407-пп; от 17.09.2014 № 471-пп; от 31.10.2014 № 551-пп; от 17.12.2014 № 673-пп; от 18.02.2016 № 92-пп; от 24.03.2016 № 163-пп; от 30.05.2016 № 328-пп; от 02.06.2016 № 336-пп; от 14.06.2016 № 360-пп; от 03.08.2016 № 469-пп; от 05.08.2016 № 476-пп; от 20.09.2016 № 592-пп; от 05.10.2016 № 649-пп; от 03.11.2016 № 707-пп; от 18.11.2016 № 750-пп; от 13.12.2016 № 787-пп; от 30.01.2017 № 47-пп; от 27.01.2017 № 42-пп; от 15.03.2017 № 160-пп; от 23.05.2017 № 330-пп; от 19.06.2017 № 408-пп; от 31.07.2017 № 500-пп) В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 годы № 282-пп, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области" на 2014-2018 годы (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.
Губернатор Иркутской области С.В. Ерощенко
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 446-пп ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014-2018 ГОДЫ Иркутск, 2013 год ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014-2018 ГОДЫ (далее - государственная программа)
РАЗДЕЛ 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Обеспечение высокого качества предоставления жилищно-коммунальных услуг - один из приоритетов государственной политики в Российской Федерации, а наличие возможности улучшения жилищных условий является важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства. Иркутская область входит в число крупнейших по размерам административно-территориальных образований Российской Федерации. Природно-географические условия Иркутской области, в том числе его значительная протяженность (с севера на юг - 1,4 тыс. км и с запада на восток - 1,5 тыс. км), определяют особенности развития жилищно-коммунального хозяйства на данной территории. Административно Иркутская область представлена девятью городскими округами и тридцатью тремя муниципальными районами, на территории которых расположено 67 городских и 365 сельских поселений. Жилищно-коммунальный комплекс Иркутской области функционирует в условиях природно-климатической дискомфортности. Удалённость от морей и расположение Иркутской области в центре Азиатского материка придают климату резко континентальный характер с суровой, продолжительной зимой и теплым, но коротким летом. От 160 до 180 дней в году держится устойчивая температура ниже 0°С. Зима холодная (температура января на территории Иркутской области от -17°С до -33°С), лето жаркое и сухое: в первой половине (температура июля на территории Иркутской области от +17°С до +33°С), во второй половине - дождливое. Часть районов Иркутской области отнесено к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям. Вопросы подготовки к зимнему отопительному сезону, своевременного завоза топливно-энергетических ресурсов, в том числе в районы с ограниченными сроками завоза грузов, занимают важное место в деятельности отрасли. Другой особенностью многих северных и удаленных территорий Иркутской области является отсутствие централизованных систем электроснабжения. Электроснабжение потребителей осуществляется от дизельных электростанций, стоимость выработки электрической энергии на которых превышает установленные тарифы. Электроснабжение потребителей от дизельных электростанций осуществляет не более 8-10 часов в сутки, что не обеспечивает комфортные условия проживания населения. Большинство дизельных электростанций находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и не обеспечивают надежное и качественное электроснабжение населения. На территории Иркутской области площадью в 774,8 тыс. кв.км (4,53 % территории России) проживает, по данным на 1 января 2013 года, 2 422 026 человек, 78,9 % которых - городское население. В Иркутской области наблюдается миграционный отток, в основном - с территорий районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей. Причинами миграционного оттока населения являются проблемы как экономического, так и социального характера. К числу последних относятся проблемы, обусловленные низким качеством жизни населения, в том числе качеством предоставляемых услуг жилищно-коммунальной сферы, уровнем благоустройства населенных пунктов и неразвитостью городской среды. Плотность населения в Иркутской области составляет 3,13 чел/км?. Слабая заселенность территории и значительная разбросанность поселений определяет повышенную протяженность инженерных сетей в расчете на одного жителя, что сказывается на удорожании обслуживания таких сетей и транспортировки коммунальных ресурсов до потребителя: воды, тепловой, электрической энергии и, как следствие, на росте себестоимости и тарифов. Очевидна нерациональность централизованного теплоснабжения в поселениях с низкой плотностью населения. Существенные различия экономического развития поселений Иркутской области определяют дифференциацию жилищного фонда и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. В малых и сельских поселениях крайне низок финансовый потенциал при объективно более высоких потребностях для обеспечения минимальных стандартов качества услуг. Инвестиционных возможностей сформированных по поселенческому принципу муниципальных образований явно недостаточно даже для простого воспроизводства их инфраструктуры. На начало 2013 года жилищный фонд Иркутской области составил 53 476,9 тыс. кв. м общей площади, в том числе 32 212,9 тыс. кв. м, или 60,2 % - комплексно благоустроенное жилье, то есть жилой фонд, оборудованный одновременно централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газом или напольными электроплитами (по России в среднем доля комплексно благоустроенного жилья составляет 61,9%). По степени износа жилищный фонд в Иркутской области распределяется следующим образом: до 30% износа имеет 50,5 % общей площади жилого фонда, от 31 до 65% - 39,8 % площади жилого фонда, свыше 65% - 9,7 % площади жилого фонда. Водоснабжение потребителей в Иркутской области осуществляется из 366 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них 43 поверхностных, 323 подземных, а также 1 945 источников децентрализованного водоснабжения. Централизованное водоснабжение имеют все 22 города Иркутской области, 50 поселков городского типа (93% от их общего числа) и 147 сельских населенных пункта (10% от их общего числа). Главным источником водоснабжения являются поверхностные водоемы, за счет которых удовлетворяется 84% потребности в воде, и лишь 16% приходится на подземные воды. В настоящее время в коммунальном хозяйстве Иркутской области находятся в эксплуатации 3,87 тыс. км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении), 2,84 тыс. км водопроводных сетей и 1,5 тыс. км канализационных сетей. Иркутская область является одним из наиболее энергоемких регионов Российской Федерации. Это объясняется суровыми климатическими условиями, наличием большого числа очень энергоемких производств (цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, лесопереработка и др.) Энергосистема Иркутской области, осуществляющая электроснабжение потребителей Иркутской области, включает в себя 17 действующих тепловых электростанций (ТЭЦ), в том числе 5 блок-станций, и 4 гидроэлектростанции (ГЭС), объединенных на параллельную работу электрическими сетями напряжением 500, 220, и 110 кВ. В состав энергосистемы Иркутской области входят (в одноцепном исполнении) 19 линий электропередачи класса напряжения 500 кВ, 75 линии электропередачи класса напряжения 220 кВ, 287 линии электропередачи класса напряжения 110 кВ, 268 трансформаторных подстанций и распределительных устройств электростанций напряжением 500, 220, 110 кВ с суммарной мощностью трансформаторов 34775,7 МВА. Природные условия и близость топливной базы определяют высокую эффективность энергосистемы Иркутской области. Ввиду постоянного стока из озера Байкал ГЭС Ангарского каскада способны генерировать электроэнергию без существенных колебаний. ТЭЦ энергосистемы Иркутской области используют в качестве топлива уголь Иркутского и Канско-Ачинского угольных бассейнов, что минимизирует транспортную составляющую в себестоимости. Приближённость источников электроэнергии к основным потребителям способствует снижению потерь электроэнергии при передаче. Отпуск тепловой энергии потребителям Иркутской области осуществляется от различных источников: 12 ТЭЦ ОАО "Иркутскэнерго"; 3 ТЭЦ различных ведомств (ТЭЦ БЦБК, ТЭЦ филиала ОАО "Группа ИЛИМ" в г. Братске, ТЭЦ филиала ОАО "Группа ИЛИМ" в г. Усть-Илимске); 1057 коммунальных теплоисточников; порядка 300 электробойлерных теплоисточников; большое количество теплоутилизирующих установок (ТУУ) и индивидуальных отопительных печей. Основными потребителями тепловой энергии на территории Иркутской области являются промышленность, население и социальная сфера. Иркутская область располагает одними из крупнейших запасов углеводородного сырья на территории Российской Федерации, суммарные извлекаемые запасы свободного газа (С1+С2), учтенные в государственном балансе Российской Федерации, составляют 3,64 трлн. м3, газового конденсата - 170,9 млн.т. На территории Иркутской области расположено более десятка нефтегазовых и газоконденсатных месторождений, наиболее крупные из них Ковыктинское газоконденсатное месторождение и Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение. Сырьевая база углеводородного сырья в Иркутской области подготовлена для опытно-промышленного освоения и может обеспечить как потребности Иркутской области в газе, так и поставку газа за границы территории Иркутской области. Наличие сырьевого потенциала открывает возможности для развития газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности, модернизации и развития региональной энергосистемы, обеспечения доступа всех групп потребителей к высокотехнологичному виду топлива. На протяжении последних лет реализация государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики осуществлялась в Иркутской области в рамках выполнения мероприятий долгосрочных и ведомственных целевых программ: "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2011-2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 19 ноября 2010 года № 291-пп; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 2 декабря 2010 года № 318-пп; "Чистая вода" на 2012-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 7 марта 2012 года № 79-пп; "Газификация Иркутской области на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 18 октября 2010 года № 266-пп; "Создание региональной системы эффективного управления в жилищной сфере Иркутской области" на 2013-2015 годы, утвержденная приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23 октября 2012 года № 12-мпр; областных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Кроме этого, несмотря на низкую инвестиционную привлекательность отрасли, Правительством Иркутской области принимаются меры по реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В результате проводимой в последние годы планомерной работы по развитию жилищной сферы и систем коммунальной инфраструктуры Иркутской области удалось добиться определенных результатов, наиболее значимым из них является рост удовлетворенности населения Иркутской области жилищно-коммунальными услугами до 23,8% по итогам 2011 года, в сравнении с предыдущими годами (в 2007, 2008 годах - 18%, 2009 - 19%, 2010 - 22,4%). Жилищная сфера. Проведен капитальный ремонт общего имущества собственников в 2191 многоквартирном доме общей площадью 6264,7 тыс. кв. м, что составляет 15,5 % многоквартирного жилищного фонда на территории Иркутской области. Улучшены условия проживания более 260,8 тыс. граждан. В программах с участием средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) приняли участие 23 муниципальных образования Иркутской области, на территории которых были исполнены условия предоставления финансовой поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Объем средств Фонда, поступивших на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Иркутскую область за период с 2008 по 2013 год, составил 3 605 764,2 тыс.рублей. Общий объем средств, направленных за эти годы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, составил 4 758 363,4 тыс. руб. В результате проведения ремонта уменьшен физический износ общего имущества многоквартирных домов, восстановлены технико-эксплуатационные показатели качества прочности, устойчивости и надежности внутридомового инженерного оборудования и систем, строительных конструкций многоквартирных домов, проведены мероприятия по установке современного энергосберегающего оборудования, тепловой защите наружных ограждающих конструкций многоквартирного дома, составлены энергетические паспорта на каждый многоквартирный дом. Благодаря участию в программах Фонда на территории муниципальных образований Иркутской области - участниками данных программ реализованы мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства: собственники помещений в многоквартирных домах избрали и реализуют один из способов управления многоквартирным домом, действуют управляющие организации, в том числе - коммерческие (с долей участия Иркутской области и муниципального образования Иркутской области в уставном капитале не более чем 25%), созданы и действуют товарищества собственников жилья, проведены работы по формированию земельных участков под многоквартирными домами и постановке их на кадастровый учет, ведется активная работа по установке общедомовых приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды. В целом по Иркутской области выбрали и реализуют способ управления многоквартирным домом собственники помещений в 30038 многоквартирных домах, что составляет 41,93 % от общего количества многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления. В сфере управления многоквартирными домами работает 181 управляющая организация, создано и действует 581 товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированной потребительской кооператив, созданный в целях удовлетворения граждан в жилье (кооперативы). С декабря 2009 года в Иркутской области действует Некоммерческое партнерство управляющих многоквартирными домами Иркутской области "Содружество ЖКХ" - саморегулируемая организация в сфере управления многоквартирными домами. Членами НП "Содружество ЖКХ" являются 87 управляющих организаций, расположенных на территории Иркутской области. Организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, осуществляют управление жилищным фондом общей площадью 15,88 млн.кв.м, что составляет 33,6 % от общей площади многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области (47,28 млн.кв.м). В Иркутской области создан Региональный центр общественного контроля и просвещения в жилищно-коммунальной сфере. Системы теплоснабжения Начиная с 2001 года в целом по Иркутской области удалось: сократить затраты на производство тепловой энергии, в том числе в части затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов за счет снижения потребления жидкого топлива (мазут, нефть) с 142 тыс. тонн в 2001 году до 39 тыс. тонн в 2011 году; сократить количество коммунальных теплоисточников с 1370 до 1057, количество теплоисточников на жидком топливе - с 80 до 41; распространить опыт опорных ресурсоснабжающих организаций, обладающих достаточными оборотными средствами и кадровым потенциалом, стабильно показывающих положительные результаты своей деятельности в течение 3 - 4 лет, на территории 15 муниципальных образований Иркутской области, имеющих наиболее острые проблемы при эксплуатации систем теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения; привлечь в рамках государственно-частного партнерства инвестиции на проведение работ по строительству, реконструкции, модернизации систем коммунальной инфраструктуры в 2011 году в сумме 169,0 млн. рублей, в 2012 году - 86,0 млн.рублей. Выполнены работы по строительству котельной в г. Бирюсинске (взамен ТЭЦ Бирюсинского гидролизного завода), реконструкции системы теплоснабжения в г. Тулуне, позволившей обеспечить нормативным теплоснабжением микрорайоны города "Строитель" и "Гидролизный", переключив их нагрузки на модернизированный теплоисточник микрорайона "Угольщиков", уйдя от проблемной ТЭЦ Восточно-Сибирского комбината биотехнологий. Проведена системная работа по снижению в топливно-энергетическом балансе города Бодайбо потребления жидкого топлива (нефти, мазута). Техническое перевооружение котельной ЦОК-1 с увеличением установленной мощности с 40 Гкал/ч до 60 Гкал/ч позволило вывести из эксплуатации нефтяные котельные № 4 и № 6, частично разгрузить мазутную котельную ЦОК-2, результатом стало снижение потребления жидкого топлива на 11,6 тыс. тонн (6 тыс. тонн нефти и 5,6 тыс. тонн мазута). Мероприятия 2013 года позволят вывести из эксплуатации нефтяные котельные "Интернат" и "Экспедиция" (около 4 тыс. тонн), тепловая нагрузка будет подключена к строящейся блочно-модульной котельной. Модернизация угольной котельной в г. Вихоревка Братского района позволила вывести из эксплуатации крупнейшую коммунальную электрокотельную (50 МВт), переведя ее в режим ЦТП. В п. Тайтурка Усольского района построена угольная котельная, взамен мазутной, что позволило решить многолетнюю проблему постоянной задолженности перед поставщиками топлива, проблем, возникающих в начале и в прохождении отопительного сезона. В целом по Иркутской области построены и введены в эксплуатацию более 20 блочно-модульных котельных, что позволило вывести из эксплуатации технически и морально устаревшие теплоисточники, выработавшие ресурс, уйти от использования дорогостоящих энергоносителей (жидкое топливо, электроэнергия). В 2013 году ведется строительство 16 блочно-модульных котельных. Системы водоснабжения и водоотведения В рамках долгосрочной целевой программы Иркутской области "Чистая вода" на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 7 марта 2012 года № 79-пп, реализован ряд проектов в сфере водоснабжения и водоотведения. Так, в г. Бодайбо построена станция водоподготовки, что позволило обеспечить питьевой водой нормативного качества население города. Завершается строительство комплекса системы водоотведения в п. Маркова Иркутского района (канализационный коллектор протяженностью 12,5 км, диаметром от 225 мм до 400 мм, 5 канализационно-насосных станций) с подключением к сетям водоотведения г. Иркутска, что позволит решить многолетнюю проблему нарушения природоохранного законодательства, обеспечить потребителей п. Маркова услугами водоотведения. Начаты работы по реконструкции городского водозабора в г. Нижнеудинск. В рамках указанной программы также решался вопрос по бурению артезианских скважин с их обустройством в малообводненных населенных пунктах Иркутской области. Для обеспечения финансовой устойчивости в работе ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сфере тепло, водоснабжения, водоотведения, ежегодно за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на коммунальные ресурсы (тепловая, электрическая энергия, холодная, горячая вода, водоотведение и очистка сточных вод, газ). Объем расходов областного бюджета на предоставление указанных субсидий вырос с 2008 года с 1 672,1 млн. рублей до 2 149,2 млн. рублей в 2013 году. Электроснабжение Инвестиционная деятельность субъектов естественных монополий в электроэнергетике в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является одним из основных методов государственного регулирования отрасли. Объем финансирования инвестиционных программ сетевых организаций Иркутской области за счет средств, включаемых в тариф на услуги по передаче электрической энергии, составил в 2011 году - 4 703,9 млн. рублей; в 2012 году - 4 511 млн. рублей. Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики направлены на обеспечение надежного и качественного электроснабжения населения региона, объектов социальной сферы и жизнеобеспечения. Большое внимание уделяется обеспечению централизованного электроснабжения отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. К числу наиболее важных социальных задач в период 2010-2012 гг. относится электрификация поселков Инга, Сплавная, Новостройка и Чернушка-1 в Черемховском районе (1 060 чел.), в Киренском районе (1 131 чел.) - поселки Юбилейный, Вишняково, Петропавлоское и д. Орлова, в Усть-Кутском районе - подключение к централизованному электроснабжению поселков Верхнемарковского муниципального образования (2 594 чел.) - с. Марково, д. Назарово, д. Глухово, п. Заярново и д. Тира, п. Селезневский (65 чел.) - в Нижнеилимском районе. Так же ведутся работы по строительству и реконструкции приоритетных объектов электросетевого хозяйства на территориях Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского, Иркутского, Катангского районов: проектирование и строительство ВЛ-220 кВ ПС "Иркутская" - ПС "Восточная" с ПС 220/110/10 кВ "Восточная" в Иркутском районе. реконструкция ВЛ-110 кВ Усть-Кут-Киренск; реконструкция подстанции 35/10 кВ "Смоленщина" в Иркутском районе; реконструкция ПС 110/35/10 кВ "Пивовариха" в Иркутском районе; строительство подстанции 27,5/6 кВ "Шестаково" с ВЛ-6 кВ в Нижнеилимском районе; реконструкция подстанции 110/35/6 кВ "Азейская" в Тулунском районе; реконструкция ВЛ-110 кВ "Мамакан-Мусковит" в Мамско-Чуйском районе; реконструкция ВЛ-35 кВ Мамско-Чуйского района; реконструкция электрических сетей в с. Подволошино Катангского района. Газификация и газоснабжение Газоснабжение потребителей Иркутской области в настоящее время обеспечивается, в основном, сжиженным и сухим углеводородным газом нефтеперерабатывающих предприятий, поставляемым, в том числе, и из других субъектов Российской Федерации открытым акционерным обществом "Иркутскоблгаз", обслуживающим 11 районов Иркутской области, 9 городов, 16 рабочих поселков, 225 населенных пунктов, в том числе 200 в сельской местности. На 1 января 2013 года количество квартир в Иркутской области, газифицированных сухим и сжиженным газом, составляло 211 567 ед. Многоэтажный жилищный фонд в городах газифицирован от групповых (газгольдерных) установок, которых насчитывается 161 шт. с количеством установленных дворовых ёмкостей 699 шт. Протяженность наружных газопроводов составляет 288,04 км. Суммарная реализация сжиженного газа за 2012 год составила 27 201 тонну, из которой три четверти приходится на население. В целях газификации Иркутской области природным газом к настоящему времени по долгосрочной целевой программе "Газификация Иркутской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 18 октября 2010 года № 266-пп, введено в эксплуатацию 36,5 км межпоселковых газораспределительных сетей, подготовлено к использованию газа в качестве топлива 9 котельных, подключено к использованию природного сетевого газа 158 индивидуальных домовладений, из которых 64 семьям предоставлены льготы по подключению. Суммарно переведено и закуплено 60 муницпальных автобусов, работающих на компримированном природном газе, для них же выполнено обустройство специализированного бокса на 70 автомобилей. Потребление природного газа в 2012 году по всем группам потребителей составило 6,3 млн. куб. м, из которых население составляет 5,3%. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности В рамках областных и производственных программ выполнен ряд комплексных проектов, связанных с развитием и модернизацией инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов Иркутской области, реализованы мероприятия по оптимизации потребления топливно-энергетических ресурсов, направленных на сокращение использования дорогостоящих энергоносителей (электроэнергия, жидкое топливо). В результате проведенных мероприятий, начиная с 2007 года, выведены из эксплуатации (в том числе с переводом на сжигание твердого топлива) 61 электрокотельная и 15 жидкотопливных котельных. В числе последних проведенных масштабных мероприятий необходимо выделить комплексную реконструкцию системы теплоснабжения г. Вихоревка. В результате выведена из эксплуатации крупнейшая муниципальная электрокотельная, с переключением подключенной тепловой нагрузки на модернизированный угольный теплоисточник. После проведения мероприятий по реконструкции произошло резкое снижение потребления электроэнергии при производстве тепла, удельный вес топливной составляющей в стоимости тепловой энергии снизился с 56,5% до 37,5%. В результате проведенных мероприятий количество потребляемой электроэнергии снизилось на 71,3 млн. кВт*ч. Фактический эффект составил 48,5 млн. руб. в год. Проведены мероприятия по замещению мощности электрокотельных угольными теплоисточниками в д. Новожилкино, с. Буреть, п. Железнодорожный Усольского района в рамках концессионного соглашения с ОАО "Облжилкомхоз". Капитальные вложения за счет собственных средств предприятия составили 37,7 млн. рублей. Фактический эффект составил 14,7 млн. руб. в год. К числу упомянутых проектов из коммунального сектора можно отметить: г. Бодайбо. Проект замещения котельных на дорогом жидком топливе (мазут, нефть) путем перевода их тепловых потребителей на теплоснабжение от крупной угольной котельной. г. Усть-Кут. Проект замещения котельных на дорогом жидком топливе (мазут, нефть) путем перевода их тепловых потребителей на теплоснабжение от котельных на древесных отходах. Отдельно необходимо отметить мероприятия в системе ОАО "Иркутскэнерго", где путем закрытия нескольких электрокотельных и централизации теплоснабжения на угольном теплоисточнике повышена эффективность и надежность теплоснабжения города Иркутска в районе Ново-Ленино, при этом высвобождено 270 МВт электрических мощностей. В результате закрытия ряда электрокотельных в Правобережном округе города Иркутска и перевода нагрузки по теплоснабжению на Ново-Иркутскую ТЭЦ удалось высвободить дополнительную электрическую мощность до 450 МВт. Удалось увеличить эффект когенерации и увеличить располагаемую мощность ТЭЦ-9 в городе Ангарске на 151 МВт за счет мероприятий по частичному перераспределению нагрузки с ТЭЦ-10 на ТЭЦ-9. Специфические природные и экономические условия труднодоступных и изолированных от энергосистемы потребителей Иркутской области с учетом ресурсной обеспеченности создают предпосылки для использования различных типов возобновляемых источников энергии, которые могут стать дополнением к имеющимся источникам энергоснабжения (дизельные электростанции), сокращая тем самым объемы постоянно дорожающего жидкого топлива. На основе анализа показателей потенциала возобновляемых природных энергоресурсов и обоснования экономической эффективности их использования на цели энергоснабжения определены первоочередные проекты сооружения возобновляемых энергоисточников на территории области. Приоритетными возобновляемыми источниками энергии для условий Иркутской области являются малые и мини-ГЭС различных типов в зависимости от рельефа местности и уклона русел рассматриваемых рек. Наиболее перспективными к реализации проектами сооружения возобновляемых источников энергии в области, по которым имеются предварительные экономические обоснования, являются: малые ГЭС руслового типа на р. Киренга для с. Карам Казачинско-Ленского района; малые ГЭС деривационного типа на притоках Лены для с. Боярск и с. Орлинга Усть-Кутского района; малые ГЭС деривационного типа на реках Тофаларии для с. Алыгджер и с. Верхняя Гутара Нижнеудинского района. Исходя из показателей солнечного и ветроэнергетического потенциала, наилучшие предпосылки для использования на цели энергоснабжения имеются в Ольхонском районе в с. Онгурены, где первый этап проекта реализации ветро-солнечной электростанции реализован уже в 2012 году. За период наблюдений по итогам половины 2013 года электростанцией выработано 110 622 кВт-ч электроэнергии, из которой объем "зеленой" составил 49 432 кВт-ч (44,7%). Для выработки аналогичного количества возобновляемой энергии применительно к прежней дизельной электростанции потребовалось бы не менее 14 тыс. литров дизельного топлива или около 611 тыс. рублей. В г. Нижнеудинске на примере микрорайона "Экспресс" реализуется проект по формированию зон высокого охвата системами приборного учета и регулирования потребления энергетических ресурсов (установка приборов учета тепловой и электрической энергии, автоматизированных тепловых пунктов в 37 многоквартирных домах, с созданием интегрированной системы учета и управления используемых энергоресурсов автоматизированным сбором архивных данных с приборов учета, в жилом микрорайоне "Экспресс"). В г. Байкальске реализуются мероприятия по установке оборудования для регулирования на НГВ-1, приборов учета и регулирования на НГВ-3, НГВ-4, установка приборов учета, регулирования и балансировочных клапанов в многоквартирном жилом фонде. В г. Ангарске построены два энергоэффективных дома (24-квартирный в 2011 году, 38-квартирный - в 2012 году). Реализуются мероприятия по проведению обязательных энергетических обследований объектов областной государственной и муниципальной собственности, оснащению жилищного фонда, присоединенного к системам централизованного энерго- и ресурсоснабжения, приборами учета, предоставляются социальные выплаты в целях частичного возмещения расходов по приобретению и установки приборов учета. Разработана концепция пропаганды энергоэффективности в Иркутской области и концепция создания регионального демонстрационно-образовательного центра в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, запуск первой очереди которого планируется уже в 2013 году. Реализуются пилотные проекты по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий, строений и сооружений, соответствующих высокому классу энергоэффективности (в г. Ангарске построены два энергоэффективных дома). Оказывается содействие в реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере (поддержку получили две школы и больница в г. Ангарске, областная клиническая больница в г. Иркутске, школа в пос. Белореченск Усольского района). Также, в рамках долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 2 декабря 2010 года № 318-пп, предоставляются социальные выплаты гражданам в целях частичного возмещения расходов по приобретению и установке приборов учета. Социальная выплата предоставляется отдельным категориям граждан в размере 50 процентов от фактически понесенных расходов по приобретению и установке индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета использования воды и электрической энергии, но не более 5 тыс. рублей на приобретение и установку всех приборов учета. За период действия программы такую поддержку уже получили 17 тысяч семей. Оказывается поддержка и по оснащению приборами учета потребления энергоресурсов и воды государственным и муниципальным бюджетным учреждениям, а также по оснащению общедомовыми приборами учета многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области. В полном объеме приборами учета потребления энергоресурсов в Иркутской области к настоящему времени обеспечены только областные учреждения. Сейчас в отношении них ведется работа по организации систем диспетчеризации и удаленного мониторинга количественных и качественных параметров ресурсопотребления. Актуальная ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Иркутской области характеризуется рядом проблемных вопросов, требующих неотложного и комплексного решения. Анализ ситуации показывает, что проблемы сосредоточены в следующих областях: Жилищный фонд Основными в данной области являются следующие проблемы: высокая степень износа жилищного фонда; отсутствие эффективной системы финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и стимулирования собственников к принятию решений, необходимых для своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; недостаточный уровень прозрачности деятельности управляющих организаций и организаций коммунального комплекса (ресурсоснабжающих организаций); низкий уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах для совместного решения важных вопросов по управлению многоквартирным домом, формированию платы за жилое помещение (управление, содержание и текущий ремонт), осуществлению контроля за выполнением управляющей организацией своих обязательств по договору управления, контроля качества предоставления коммунальных услуг и формирования платы за коммунальные услуги; отсутствие цельной системы кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства, и необходимой подготовки специалистов по вопросам управления многоквартирными домами. На начало 2013 года в Иркутской области 26 456,1 тыс. кв. м жилищного фонда (49,5 % от всей площади жилищного фонда) имеет износ свыше 30 % и требует либо проведения капитального ремонта, либо сноса ввиду аварийности. Проблемы в сфере управления жилой недвижимостью в Иркутской области являются одними из наиболее социально острых и социально значимых. Жилищным законодательством Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по несению бремени расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт (включая капитальный) общего имущества в многоквартирном доме. В настоящее время техническое состояние значительной части многоквартирных домов не соответствует современным требованиям к эксплуатации жилого фонда. Более 56,3 тыс. многоквартирных домов области нуждается в проведении капитального ремонта. Фундаменты, несущие и ограждающие конструкции таких многоквартирных домов не исчерпали свой ресурс и имеют запас несущей способности, позволяющий выполнить капитальный ремонт с применением новых материалов и энергосберегающих технологий. Это позволит продлить срок эксплуатации многоквартирных домов, по оценкам специалистов, еще на 40 - 60 лет. Для оказания финансовой поддержки собственникам помещений в многоквартирных домах, в целях улучшения технического состояния многоквартирных домов и продления срока их эксплуатации, повышения качества жизни и предоставления коммунальных услуг, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, снижения затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда на территории Иркутской области необходимо создание региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов. В целях преодоления проблем в сфере управления многоквартирными домами планируется продолжить реализацию комплекса мер, направленных на повышение прозрачности деятельности управляющих организаций и организаций коммунального комплекса (ресурсоснабжающих организаций), на создание системы, обеспечивающей свободный и удобный доступ к информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на повышение информированности населения в вопросах управления многоквартирными домами. Системы коммунальной инфраструктуры Основными в данной области являются следующие проблемы: системы коммунальной инфраструктуры имеют значительную степень износа, что влечет за собой рост количества аварийных ситуаций; дефицит квалифицированных управленческих, инженерно-технических и рабочих кадров; имеющиеся коммунальные ресурсы используются недостаточно эффективно, значительны потери их при транспорте до потребителей, а также в ходе использования; отсутствие в ряде муниципальных образований Иркутской области схем территориального планирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; незначительное количество утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций вследствие несовершенства государственного регулирования тарифов на коммунальные ресурсы; население Иркутской области не обеспечено централизованными системами водоснабжения и водоотведения в полном объеме. В то же время часть функционирующей инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения не отвечает актуальным требованиям санитарной надежности и эпидемической безопасности. По данным Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, по состоянию на 1 января 2012 года централизованным водоснабжением обеспечено 1662,7 тысяч человек, или 68% населения Иркутской области. Средневзвешенная доля ветхих инженерных сетей в Иркутской области, требующих замены, по состоянию на 1 января 2013 года составляет 48,3%, в том числе 54,5% - водопроводные сети, 48,8% - канализационные сети. Фактически, на протяжении последних лет, индекс замены не превышает 2-2,5%, в связи с чем, происходит нарастание доли ветхих инженерных сетей, требующих замены. Так, в 2012 году проведена замена 71,9 км тепловых сетей или 1,9% (2010 г. - 2,1%, 2011 г. - 2,3%), водопроводных сетей - 68,8 км или 1,4% (2010 г. - 1,5%, 2011 г. - 1,7%), канализационных сетей - 12,7 км или 0,4% (2010 г. - 0,1%, 2011 - 0,8%). В соответствии с законодательством Российской Федерации для инженерных сетей, входящих в основные фонды народного хозяйства, установлены единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов (постановление Совета министров СССР от 22 октября 1990 года № 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР"), в том числе: тепловые сети - 4%; водопроводные сети - 5%; канализационные сети - 4%. Ежегодная перекладка ветхих инженерных сетей должна проводиться не ниже установленных норм амортизационных отчислений, а для сокращения доли ветхих инженерных сетей индекс замены должен быть гораздо выше. Неудовлетворительное состояние систем инженерной инфраструктуры ведет к неэффективному функционированию отрасли и повышает риски возникновения нештатных ситуаций. Дальнейшее недофинансирование сектора может привести к ухудшению ситуации и повышению социальных рисков на значительной территории Иркутской области. Кроме того, существует проблема избыточной энергоемкости коммунального комплекса, что обусловлено повышенным потреблением электроэнергии (характерно для систем теплоснабжения и водоснабжения) и использованием неэффективных видов топлива (характерно для электрокотельных и котельных, работающих на жидких видах топлива). Решение проблем энергосбережения является важным инструментом в повышении эффективности функционирования коммунального комплекса. Оценочно потенциал энергосбережения в системах теплоснабжения составляет до 15% - 20%, в системах водоснабжения - до 30%. За счет реализации энергосберегающих мероприятий в сфере потребления совокупный уровень экономии энергии в коммунальном комплексе может составить 25%. Ограничения для развития отрасли имеются также и в сфере потребления коммунальных ресурсов, повсеместно отмечается их нерациональное расходование. В части повышения качества предоставляемых коммунальных услуг значительным препятствием для преодоления обозначенных проблем является дефицит мотивирующих факторов для организаций коммунального комплекса в части внедрения современных технологий, особенно для тех из них, которые находятся в муниципальной собственности. Это связано с отсутствием механизмов стимулирования технологической модернизации сектора и ограничениями платежеспособности спроса. Отмечается низкая инвестиционная привлекательность организаций коммунального комплекса, связанная с отсутствием законодательно закрепленной практики применения долгосрочного тарифообразования, недостаточным развитием на территории области института государственно-частного партнерства (эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры на основе концессии), института энергосервисных контрактов. В целях преодоления существующих проблем государственной программой предусмотрено: одним из приоритетных направлений - создание условий для привлечения долгосрочных внебюджетных инвестиций в коммунальный сектор экономики Иркутской области в соответствии с действующим законодательством, в части долгосрочного тарифообразования, развития механизмов государственно-частного партнерства и экологического законодательства; продолжение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Электроснабжение При анализе и оценке функционирования энергосистемы Иркутской области, исходя из приоритетного и опережающего развития электроэнергетики в экономике Иркутской области выявлены следующие особенности, проблемы и приоритеты: энергосистема Иркутской области остается в настоящее время избыточной по электроэнергии и мощности. Характерной особенностью энергосистемы является преобладающая доля выработки электроэнергии на ГЭС 72% и соответственно большая зависимость выработки электроэнергии от режима водности водохранилищ; проблемной особенностью на электростанциях и котельных в Иркутской области является значительный физический износ оборудования; для восстановления работоспособности электростанций и котельных необходимо вложение достаточных средств на реконструкцию, восстановительные и капитальные ремонты; значительных ограничений в передаче мощности от источников электроэнергии по магистральным электрическим сетям 500 кВ внутри области в настоящее время нет, однако существует ограничения выдачи мощности Усть-Илимской ГЭС порядка 640 МВт. По этим сетям достаточно надёжно обеспечивается электроснабжение потребителей. Проблемной особенностью объектов электропередач 500 кВ в Иркутской области является физический износ оборудования и устройств. В распределительных сетях 220 кВ и ниже имеются проблемные вопросы по загрузке оборудования, физическому износу устройств регулирования напряжения, что приводит к ограничению на технологическое присоединение новых потребителей электроэнергии. Следует уделить особое внимание проблеме электроснабжения Бодайбинского района. На данный момент пропускная способность ВЛ 110 и 220 кВ Таксимо - Мамакан составляет 65 МВт (в нормальной схеме) и 50 МВт (в ремонтных схемах). В Бодайбинском районе на сегодня существует дефицит электрической мощности в размере 10 МВт, а для масштабного освоения золотоносных месторождений района требуется дополнительно 115 МВт. Также наблюдается физический износ основного оборудования электростанций и котельных, который накладывает дополнительные ограничения в функционировании энергосистемы Иркутской области. Развитие распределительного сетевого комплекса электрических сетей в Иркутской области сдерживаются следующими факторами: 1) высокий процент износа объектов электросетевого хозяйства и объектов электроэнергетики в целом по Иркутской области (износ порядка 80%); 2) наличие объектов электросетевого хозяйства, по которым не обеспечивается надежность и качество электроснабжения потребителей (нагрузка на трансформаторы на ряде центров питания превышает номинальную на 30%); 3) наличие у сетевых организаций (ОАО "Иркутская электросетевая компания", ОГУЭП "Облкоммунэнерго", ОАО "РЖД" и др.) закрытых центров питания, имеющих ограничение на технологическое присоединение новых потребителей; 4) преобладание преимущественно радиальных схем электроснабжения потребителей; 5) неудовлетворительное техническое состояние распределительных электрических сетей 0,4 и 6-10 кВ, особенно в северных районах Иркутской области (сечения проводов не соответствуют существующим нагрузкам); 6) у значительной части объектов социальной сферы и жизнеобеспечения не обеспечена требуемая категория надежности электроснабжения и отсутствуют резервные источники электроснабжения. В настоящее время на территории муниципальных образований Иркутской области наблюдается рост электрических нагрузок, в том числе, из-за использования населением электроэнергии на цели отопления и энергоемких бытовых приборы. Для обеспечения технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям новых и обеспечения качественного и надежного электроснабжения существующих потребителей Иркутской области в краткосрочной перспективе крайне важно обеспечить: строительство новых и реконструкцию существующих центров питания; повышение надежности электроснабжения и приведение качества электрической энергии к техническим стандартам. В целях преодоления существующих проблем в распределительном сетевом комплексе государственной программой предусмотрены следующие мероприятия: 1. Строительство и реконструкция электрических сетей северных территорий Иркутской области. 2. Строительство и реконструкция электрических сетей территорий, формирующих Иркутскую агломерацию. Данные мероприятия реализуются в целях: обеспечения устойчивого централизованного электроснабжения удаленных от административного центра территорий Иркутской области (Тайшетского, Киренского, Казачинско-Ленского, Зиминского, Мамско-Чуйского, Нижнеудинского, Усть-Кутского районов и пос. Усть-Ордынский); обеспечения устойчивого централизованного электроснабжения территорий, входящих в состав Иркутской агломерации (гг. Усолье-Сибирское, Черемхово, Ангарск и ряда населенных пунктов в составе Иркутского, Усольского, Слюдянского, Ангарского, Ольхонского районов). Газификация и газоснабжение Обладая мощной сырьевой базой, Иркутская область до сих пор имеет один из самых низких показателей, характеризующих уровень газификации соответствующей территории. Низкий уровень газификации является одним из элементов, приводящих к торможению развития экономики Иркутской области в части формирования производств с высокой добавленной стоимостью конечной продукции и, как следствие, расширения рынка труда и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области. Отсутствие развитой областной газотранспортной системы отрицательно сказывается и на энергетической безопасности Иркутской области. Газ, как высокотехнологичный вид топлива, дает возможность для строительства на территории Иркутской области новых объектов газовой генерации, что позволит ликвидировать возможность формирования дефицита электрической мощности, повысить надежность областной энергосистемы и доступность централизованного электроснабжения для удаленных потребителей. Наряду с освоением природного газа Братского газоконденсатного месторождения приоритетной задачей является начало газификации Иркутской области с Ковыктинского газоконденсатного месторождения, в числе первых потребителей которого должны стать индивидуальные домовладения и коммунальные теплоисточники. С учетом изложенного, формирование системы газификации и газоснабжения в Иркутской области является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Иркутской области. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности В результате сложившихся тенденций в реализации на территории Иркутской области мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, определены следующие проблемы: остается недостаточно высоким уровень мониторинга энергопотребления и анализа динамики энергосберегающих процессов в регионе; не в полной мере введены в эксплуатацию системы коммерческого и технического учета энергоресурсов; не в полной мере осуществляется оптимизация топливного баланса с учетом максимального вовлечения в него местных энергоресурсов, включая отходы производств, возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов; не завершены работы по оснащению жилищного фонда и объектов муниципальной собственности приборами учета энергетических ресурсов и воды; недостаточный уровень эффективности использования энергоресурсов в производственной сфере, включая энергетику, так и в жилищно-коммунальном хозяйстве; недостаточные темпы снижения энергетической составляющей в себестоимости большинства важнейших видов продукции и услуг; недостаточная загруженность энергопроизводящих и энергопотребляющих мощностей привела к тому, что оборудование работает в неоптимальных режимах с завышенным расходом топливно-энергетических ресурсов; значительные потери энергоресурсов, обусловленные физическим и моральным старением оборудования, как у производителей, так и у потребителей ТЭР, включая потери в сетях, особенно тепловых; значительные потери энергоресурсов и воды из-за низкого уровня эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры и электросетевого хозяйства, а также наличия бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры и электросетевого хозяйства. В целях преодоления существующих проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственной программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий: 1) содействие оснащению жилищного фонда приборами учета потребления энергетических ресурсов и воды; 2) создание условий для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Иркутской области; 3) поддержка развития энергосервисных услуг в бюджетном секторе; 4) энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры Иркутской области; 5) создание системы мониторинга и информационного и методического обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Иркутской области; 6) содействие строительству и реконструкции электрических сетей для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Иркутской области. Рассмотренные выше проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Иркутской области требуют решения программно-целевыми методами и могут быть преодолены в рамках настоящей государственной программы. РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ Реализация государственной политики на территории Иркутской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики увязана с приоритетами и целями государственной политики в рассматриваемой сфере, установленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, стратегиям социально-экономического развития федеральных округов, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, долгосрочных и среднесрочных стратегиях развития отдельных отраслей сферы жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, иных нормативных правовых актах. В настоящее время на территории Иркутской области в рассматриваемой сфере реализуются государственные программы Российской Федерации: "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 2227-р; "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 512-р. Приоритетами государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в указанных документах определены: 1. Улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания. 2. Модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства. 3. Снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. 4. Обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов. 5. Повышение надежности энергоснабжения потребителей, улучшение качества передаваемой электроэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в электросетевом комплексе. 6. Снижение потерь электроэнергии, предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования. 7. Оптимизация топливно-энергетических балансов регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечение рациональной доли природного газа в его структуре. На областном уровне положения федерального законодательства конкретизируются в рамках Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года № 143-ОЗ, стратегии развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области до 2015-2020 годов и на перспективу до 2030 года, одобренной распоряжением Правительства Иркутской области от 12 октября 2012 года № 491-рп, Схемы и программы развития электроэнергетики Иркутской области на 2014-2018 годы, утвержденных приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29 апреля 2013 года № 9-мпр. С учетом перечисленных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики целью государственной программы определено повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, модернизация и развитие жилищно-коммунального хозяйства. Достижение цели государственной программы предполагается на основе решения следующих задач: 1) обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищной политики и энергетики Иркутской области; 2) формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом; 3) обеспечение проведения сбалансированной и стабильной политики в области государственного регулирования цен (тарифов); 4) повышение надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры Иркутской области, сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов в теплоэнергетическом комплексе Иркутской области; 5) повышение уровня газификации территории Иркутской области; 6) обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным требованиям безопасности и безвредности; 7) повышение эффективности использования энергетических ресурсов на территории Иркутской области; 8) обеспечение организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. К целевым показателям государственной программы отнесены: 1. Динамика энергоемкости валового регионального продукта, кг.у.т./тыс. рублей. 2. Уровень газификации Иркутской области, %. 3.Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, %. 4. Доля площади многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления, от общей площади многоквартирных домов, в которых собственники должны выбрать способ управления, %. Сведения о составе и значениях целевых показателей государственной программы представлены в приложении 9 к государственной программе. Государственная программа будет реализовываться в период 2014-2018 годов. Разделения её на этапы не предусмотрено. РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ Структура государственной программы включает в себя 8 подпрограмм: подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищной политики и энергетики Иркутской области" на 2014-2018 годы; подпрограмма 2 "Повышение эффективности управления в жилищной сфере Иркутской области" на 2014-2018 годы; подпрограмма 3 "Обеспечение проведения сбалансированной и стабильной политики в области государственного регулирования цен (тарифов)" на 2014-2018 годы; подпрограмма 4 "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области" на 2014-2018 годы; подпрограмма 5 "Газификация Иркутской области" на 2014-2018 годы; подпрограмма 6 "Чистая вода" на 2014-2018 годы; подпрограмма 7 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области" на 2014-2018 годы; подпрограмма 8 "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2014-2018 годы. Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищной политики и энергетики Иркутской области" на 2014-2018 годы включает основное мероприятие: 1.1. Обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищной политики и энергетики Иркутской области. В качестве целевых показателей данной подпрограммы используются: доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности в целом по министерству[1], %;_________________________ [1] В настоящей государственной программе и приложениях к ней при обозначении данного показателя под министерством понимается министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области;доля государственных гражданских служащих, в отношении которых принято решение о несоответствии замещаемой должности по результатам аттестации от общего числа государственных гражданских служащих[2], %._________________________ [2] В настоящей государственной программе и приложениях к ней при обозначении данного показателя под государственными гражданскими служащими понимаются государственные гражданские служащие Иркутской области в министерстве; Подпрограмма 2 "Повышение эффективности управления в жилищной сфере Иркутской области" на 2014-2018 годы включает основные мероприятия: 2.1. Осуществление подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации специалистов, занятых в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. 2.2. Проведение информационно-пропагандисткой работы в сфере жилищных отношений. В качестве целевых показателей данной подпрограммы используются: количество лиц, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по вопросам управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, чел; численность участников мероприятий, направленных на повышение информирования населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, чел. Подпрограмма 3. "Обеспечение проведения сбалансированной и стабильной политики в области государственного регулирования цен (тарифов)" на 2014-2018 годы включает основное мероприятие: 3.1. Государственное регулирование цен (тарифов) и контроля за соблюдением порядка ценообразования на территории Иркутской области. В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются: отношение количества тарифных решений, признанных недействующими по решению суда, к общему количеству тарифных решений, принимаемых Службой[3], %;_________________________ [3] В настоящей государственной программе и приложениях к ней при обозначении данного показателя под Службой понимается служба по тарифам Иркутской областидоля предельных уровней и предельных индексов, соблюденных при принятии тарифных решений, к общему количеству предельных уровней и предельных индексов, установленных в соответствии с законодательством, %; доля юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), в отношении которых проведены плановые проверки соблюдения порядка ценообразования, в общем количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в ежегодный план проверок на соответствующий год, %; доля регулирующих органов муниципальных образований Иркутской области, проверенных в рамках ежегодного мониторинга, в общем количестве регулирующих органов муниципальных образований Иркутской области, %; отношение количества постановлений о привлечении к административной ответственности, отмененных в судебном порядке, к общему количеству вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях, %; снижение необходимой валовой выручки регулируемых организаций (путем исключения экономически необоснованных, в том числе документально неподтвержденных, избыточных затрат) , %; доля использованных бюджетных средств от объема средств, утвержденных Законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, %. Подпрограмма 4. "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области" на 2014-2018 годы включает основное мероприятие: 4.1. Проведение модернизации, реконструкции, нового строительства объектов теплоснабжения, капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры на территории Иркутской области. В качестве целевых показателей данной подпрограммы используются: количество аварий в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, ед; количество введенных в эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, ед; доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, %; доля потерь по тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии, %. Подпрограмма 5 "Газификация Иркутской области" на 2014-2018 годы включает основные мероприятия: 5.1. Проектно-изыскательские работы по объектам строительства. 5.2. Модернизация объектов газоснабжения. 5.3. Частичное возмещение расходов населения на оплату газификации жилых домов (квартир). В качестве целевых показателей данной подпрограммы используются: уровень газификации населения Иркутской области, %; доля природного газа в использовании в качестве котельно-печного топлива, в общем количестве используемого топлива, %; количество автотранспорта, использующего компримированный газ в качестве моторного топлива, ед. Подпрограмма 6 "Чистая вода" на 2014-2018 годы включает основные мероприятия: 6.1. Развитие государственно-частного партнерства. 6.2. Развитие и модернизация объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. В качестве целевых показателей данной подпрограммы используются: удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, %; удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, %; доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения, %. Подпрограмма 7. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области" на 2014-2018 годы включает основные мероприятия: 7.1. Содействие оснащению жилищного фонда приборами учета потребления энергетических ресурсов и воды. 7.2. Частичное возмещение расходов по приобретению и установке индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета использования воды и электрической энергии. 7.3. Создание условий для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Иркутской области. 7.4. Поддержка развития энергосервисных услуг в бюджетном секторе. 7.5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры Иркутской области. 7.6.Создание системы мониторинга и информационного и методического обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Иркутской области. 7.7. Создание условий для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отдельных отраслях экономики Иркутской области. 7.8. Содействие строительству и реконструкции электрических сетей для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Иркутской области. В качестве целевых показателей данной подпрограммы используются: доля объемов электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации, %; доля объемов тепловой энергии, потребляемой в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации, %; доля объемов воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации, %; доля объемов электроэнергии, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электроэнергии, потребляемой бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, %; доля объемов тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, %; доля объемов воды, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой бюджетными учреждениями на территории субъекта Российской Федерации, %; доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Иркутской области, %. Подпрограмма 8. "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2014-2018 годы включает основные мероприятия: 8.1. Имущественный взнос на создание регионального оператора "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области". 8.1. Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов. В качестве целевых показателей подпрограммы используются: доля многоквартирных домов, в которых проведён капитальный ремонт, от числа многоквартирных домов, включенных в региональную адресную программу на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", %; обеспечение утверждения краткосрочных планов реализации Программы[4]._________________________ [4] В настоящей государственной программе и приложениях к ней при обозначении данного показателя под Программой понимается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы приведен в приложении 10 к государственной программе. РАЗДЕЛ 4. ПРОГНОЗ СВОДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В целях реализации государственной программы не предусмотрено установление государственных заданий для областных государственных казенных учреждений, подведомственных министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГКУ "Центр Энергоресурсосбережения" и ОГКУ "Аналитическая оперативно-диспетчерская служба ЖКХ Иркутской области"). РАЗДЕЛ 5. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Реализация государственной программы сопряжена с рядом рисков, которые могут препятствовать своевременному достижению запланированных результатов, в их числе риски макроэкономические, финансовые, операционные, техногенные, экологические. Макроэкономические риски связаны с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей в реализации наиболее затратных мероприятий государственной программы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов коммунальной инфраструктуры и энергетики. Макроэкономические риски могут повлечь изменения стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг (выполнения работ), что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения области. Риск финансового обеспечения связан с недофинансированием государственной программы, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Операционные риски связаны с несовершенством системы управления, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой государственной программы. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов. Операционные риски обусловлены недостатками законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и другие), что может привести к невыполнению государственной программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках государственной программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но, как показывает предыдущий опыт, также может потребовать значительных сроков практического внедрения. Операционные риски связаны также с ошибками управления реализацией государственной программы, в том числе отдельных участников ее реализации (например, в результате недостаточной квалификации участников), неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных государственной программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий государственной программы или задержке в их выполнении. Данные риски обусловлены большим количеством участников реализации отдельных мероприятий государственной программы, в том числе исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, некоммерческих и коммерческих организаций. Техногенные и экологические риски связаны с возможностью возникновения техногенных или экологических катастроф. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования государственной программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в пользу других направлений развития региона и переориентации на ликвидацию последствий катастроф. В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматривается: формирование эффективной системы управления государственной программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы; обеспечение эффективного взаимодействия участников реализации государственной программы (в том числе за счет заключения и контроля реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами); проведение мониторинга и внутреннего аудита выполнения государственной программы, регулярного анализа и, при необходимости, ежегодной корректировки показателей, а также мероприятий государственной программы; перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов; планирование реализации государственной программы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач государственной программы. Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в реализации программы: от исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области до негосударственных организаций, участвующих в реализации Программы. Координация деятельности для управления рисками и для достижения целей и конечных результатов государственной программы в целом будет осуществляться координационным советом по реализации государственной программы при министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области. Деятельность указанного координационного совета обеспечит своевременное выявление и предотвращение или снижение рисков, которые способны помешать полной и своевременной реализации государственной программы. РАЗДЕЛ 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Общий объем финансового обеспечения реализации государственной программы в 2014-2018 годах составляет 20 250 074,0 тыс. рублей за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств областного бюджета - 16 316 774,8 тыс. рублей. Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств местных бюджетов составляет 1 098 329,3 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 2 834 969,9 тыс. рублей. Объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы за счет средств областного бюджета на 2014 и 2015 годы определен в соответствии с доведенными размерами предельных ассигнований областного бюджета на основе закона Иркутской области от 11 декабря 2012 года № 139-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", с учетом потребности на реализацию мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Иркутской области, необходимых для достижения показателей развития, предусмотренных стратегическими документами Российской Федерации и Иркутской области. Прогнозная оценка бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет всех источников по годам и исполнителям изложена в таблице.Таблица Прогнозная оценка бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет всех источников по годам реализации
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|