Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 30.03.2011 № 154 АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30.03.2011 N 154
г.Барнаул
Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы
(В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 17.08.2011 г. N 456;
от 18.11.2011 № 670)
В целях реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан, обеспечения проведения мероприятий, направленных на
модернизацию здравоохранения Алтайского края, постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Программу модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
Приложение
к постановлению Администрации
Алтайского края от 30.03.2011 N 154
ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА
2011-2012 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
|——————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Наименование |Программа модернизации здравоохранения Алтайского | |программы | края на 2011-2012 годы. | |——————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Наименование | Главное управление Алтайского края по здравоохранению и | |уполномоченного | фармацевтической деятельности | |органа | | |исполнительной | | |власти субъекта | | |Российской | | |Федерации | | |——————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Основание для |Федеральный закон от "29"ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном | |разработки |медицинском страховании в Российской Федерации" | |программы | | |——————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Срок реализации |2011-2012 годы. | |программы | | |——————————————————|————————————————————————|——————————|—————————————————————————————————————————————————————————————| |Объемы и |Наименование задачи | ВСЕГО |в т.ч. средства (в тыс. рублей) | |источники | | |———————————|———————————————————|—————————————————————————————| |финансирования | | |ФФОМС |Консолидированного | ТФОМС | |программы | | | | бюджета субъекта | | | | | | | РФ | | | |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
| | 2011 год | | |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
| | 1. Укрепление |2339691,5 |2183024,5 | 156 667,0 | 0 | | |материально-технической | | | | | | |базы медицинских | | | | | | |учреждений | | | | | | |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
| |2. Внедрение |171146,3 |157860,3 | 13286,0 | 0 | | |современных | | | | | | |информационных систем в | | | | | | |здравоохранение | | | | | | |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
| |3. Внедрение стандартов |1197208,5 |816321,2 | 88093,8 | 292793,5 | | |медицинской помощи, | | | | | | |повышение доступности | | | | | | |амбулаторной | | | | | | |медицинской помощи, в | | | | | | |том числе | | | | | | |предоставляемой | | | | | | |врачами-специалистами | | | | | (Строка в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 17.08.2011 г. N 456)
| |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
| | 2012 год | | |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
| | 1. Укрепление |1373753,1 |1319853,1 | 53900.0 | 0 | | |материально-технической | | | | | | |базы медицинских | | | | | | |учреждений | | | | | | |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
| |2. Внедрение |174088,3 |161588,3 | 12500,0 | 0 | | |современных | | | | | | |информационных систем в | | | | | | |здравоохранение | | | | | | |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
| |3.3. Внедрение |3094482,5 |1750324.6 | 518651,1 | 825506,8 | | |стандартов медицинской | | | | | | |помощи, повышение | | | | | | |доступности | | | | | | |амбулаторной | | | | | | |медицинской помощи, в | | | | | | |том числе | | | | | | |предоставляемой | | | | | | |врачами-специалистами | | | | | (Строка в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 17.08.2011 г. N 456)
|——————————————————|————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————| Основные показатели реализации программы модернизации
здравоохранения Алтайского края
|——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|——————————————————————————————————————————————————|
|N п/п |Наименование индикатора | Единица измерения |2009 г |Целевые значения индикатора | | | | | |————————————|——————————————————|——————————————————| | | | |(по |2010 г. (по |2011 г. (по |2012 г. (по | | | | |состоянию |состоянию |состоянию на |состоянию на | | | | |на |на |01.01.2012) |01.01.2013) | | | | |01.01.2010) |01.01.2011) | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
| 1 |2 | 3 |4 |5 |6 |7 | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1. Показатели медицинской результативности | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
| 1.1 |Младенческая смертность | на 1000 родившихся живыми |9,00 |9,5 |9 |9.5 | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
| 1.2 |Смертность населения в трудоспособном | на 10 тыс. населения |63.70 |62.1 |62.0 |60.14 | | |возрасте | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.3. |Смертность населения в трудоспособном | на 100 тыс. населения |181,20 |192,00 |187,50 |182,00 | | |возрасте от болезней системы | | | | | | | |кровообращения | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.4. |Смертность населения в трудоспособном | на 100 тыс. населения |94.70 |94,10 |93,00 |90,21 | | |возрасте от злокачественных | | | | | | | |новообразований | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.5. |Смертность населения в трудоспособном | на 100 тыс. населения |27,1 |22.8 |22,5 |21,0 | | |возрасте от травм | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.6. |Смертность в течение года с момента | на 100 тыс. населения |11,00 |10,80 |10.70 |9.6 | | |установления диагноза злокачественного | | | | | | | |новообразования | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.7. |Доля детей 1 и 2 групп здоровья, | % |84.30 |84,30 |84.40 |84,50 | | |обучающихся в общеобразовательных | | | | | | | |учреждениях | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.8. |Пятилетняя выживаемость больных со | % |52.00 |53.00 |54,00 |55,8 | | |злокачественными новообразованиями с | | | | | | | |момента установления диагноза | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.9. |Пятилетняя выживаемость лиц, перенесших | % |82 |83 |84 |86.1 | | |острый инфаркт миокарда с момента | | | | | | | |установления диагноза | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.10. |Удовлетворенность населения медицинской | % |68.52 |75.00 |78.00 |80,00 | | |помощью | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|1.11. |Удовлетворенность потребности населения в | % |66.00 |73.00 |76.00 |80.00 | | |высокотехнологичной медицинской помощи | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
2. Показатели доступности медицинской помощи и эффективности
использования ресурсов здравоохранения
|——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|2.1. |Среднегодовая занятость койки в | дней |334.00 |335.00 |335.00 |335.00 | | |государственных (муниципальных) | | | | | | | |учреждениях здравоохранения | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|2.2. | Размер страховых взносов на |рублей в расчете на 1 чел. |2098,00 |2104,00 |2301.00 |2301,00 | | |обязательное медицинское страхование | | | | | | | |неработающего населения | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|2.3. |Размер дефицита территориальной программы | % |38,60 |40.50 |38,10 |37.60 | | |государственных гарантий оказания | | | | | | | |гражданам Российской Федерации бесплатной | | | | | | | |медицинской помощи | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
|2.4.* |Размер дефицита обеспеченности врачебными | % |28.10 |28,10 |29.80 |28.60 | | |кадрами - всего | | | | | | |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
——————————————————————————————————————
* Мероприятия по ликвидации дефицита кадров смотри раздел II п.1 стр.20 |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.5. |Размер дефицита обеспеченности врачебными |% | 25,70 | 25.70 | 32,10 | 30.10 | | |кадрами, оказывающими амбулаторную | | | | | | | |медицинскую помощь | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.6. |Размер дефицита обеспеченности врачебными |% | 30,90 | 30,90 | 26,50 | 26.50 | | |кадрами, оказывающими стационарную | | | | | | | |медицинскую помощь | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.7.* |Размер дефицита обеспеченности врачебными |% | 52.96 | 53.5 | 44,8 | 43.7 | | |кадрами, оказывающими скорую | | | | | | | |медицинскую помощь | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.8. |Среднемесячная номинальная заработная |рублей | 11632 | 12870 | 13763 | 15316 | | |плата медицинских работников | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.9. |Фондовооруженность медицинским |руб. в расчете на одного врача | 576600 | 670301 | 770657 | 797585 | | |оборудованием учреждений здравоохранения | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.10. |Фондооснащенность медицинским |руб. на 1м" площади зданий и | 1366 | 1612 | 1882 | 1978 | | |оборудованием учреждений здравоохранения |сооружений | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.11. |Количество зданий учреждений |% | 18,30 | 6.80 | 13,90 | 20.60 | | |здравоохранения, прошедших капитальный | | | | | | | |ремонт из числа нуждающихся в нем | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.12. | Количество учреждений |единиц |0 |4 |12 |35 | | |здравоохранения, материально-техническое | | | | | | | |оснащение которых приведено в | | | | | | | |соответствие с порядками оказания | | | | | | | |медицинской помощи | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.13. |Количество пациентов, у которых ведутся |% | 27.4 | 45.00 | 50,00 | 60.00 | | |электронные медицинские карты | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.14. | Количество государственных |% | 4.50 | 6.00 | 12.56 | 67,34 | | |(муниципальных) учреждений | | | | | | | |здравоохранения, осуществляющих | | | | | | | |автоматизированную запись на прием к | | | | | | | |врачу с использованием сети Интернет и | | | | | | | |информационно-справочных сенсорных | | | | | | | |терминалов (инфоматов) к общему | | | | | | | |количеству государственных | | | | | | | |(муниципальных) учреждений | | | | | | | |здравоохранения | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.15. | Количество государственных |% | 0 | 0 | 0 | 78.0 | | |(муниципальных) учреждений | | | | | | | |здравоохранения, использующих электронный | | | | | | | |документооборот при обмене медицинской | | | | | | | |информацией, от общего количества | | | | | | | |государственных (муниципальных) | | | | | | | |учреждений | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| |2.16. | Количество врачей-специалистов, |% | 0 | 0 | 3281 | 5149 | | |оказывающих амбулаторную помощь, которым | | | | | | | |были осуществлены денежные выплаты | | | | | | | |стимулирующего характера | | | | | | |———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на модернизацию здравоохранения в Алтайском крае. Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом N 326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; 2. Законом Алтайского края от 2 июля 2008 г. N 61-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае" на 2009-2012 годы"; 3. Законом Алтайского края от 5 декабря 2008 г. N 128-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае" на 2009-2013 годы"; 4. Постановлением Администрации Алтайского края от 15.09.2010 N 404 "Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010-2015 годы"; 5. Постановлением Администрации Алтайского края от 8 декабря 2010 г. N 540 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Формирование
и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2011-2013 годы"; 6. Постановлением Администрации Алтайского края от 31 декабря 2010г. N 597 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Здоровое
поколение" на 2011-2013 годы"; 7. Постановлением Администрации Алтайского края от 24.02.2011г. N
86 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края
бесплатной медицинской помощи в 2011 году". В финансовое обеспечение Программы модернизации включены расходы за счет средств краевых целевых программ, утвержденных Законом Алтайского края от 29.12.2006г. N 153-ЗС "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы": 1. "Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними"; 2. "Важнейшие направления развития специализированной медицинской
помощи"; 3. "Организация сервисного обслуживания, восстановление и приобретение медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края"; 4."Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников". Реализация выше указанных краевых целевых программ завершается в текущем году. С 2012 г. постановлением Администрации Алтайского края запланировано утверждение ведомственных целевых программ по обозначенным направлениям на 2012-2014 гг. Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач: 1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. 2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Проект Программы обсуждался:
- на краевых депутатских слушаниях 22.06.2010 г. (рекомендации прилагаются); - на заседании комитета Алтайского краевого законодательного Собрания по здравоохранению и науке 25.08.2010 г. (протокол прилагается); - на рабочем совещании с руководителями муниципальных учреждений здравоохранения по вопросам формирования региональной программы модернизации 02.09.2010 г. (протокол прилагается); - на V общероссийском медицинском Форуме "Медицина за качество жизни" 10. 09. 2010 г. (декларация прилагается). - на заседании Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом законодательном Собрании 22.09. 2010 г. (протокол прилагается); - на пленуме Алтайской краевой общественной организации профсоюза
работников здравоохранения РФ 06.10.2010г.(постановление прилагается). 1. Анализ социально-экономической и демографической ситуации и состояния системы здравоохранения в 2005-2009 годах и
предварительным данным на 2010 год, прогноз на 2011 и 2012 годы.
1.1 Административно-территориальные, социально-экономические и
медико-демографические особенности края
Алтайский край - крупный аграрно-промышленный регион, входящий в Сибирский федеральный округ, расположен на юго-востоке Западной Сибири. Протяженность территории края в меридиональном направлении составляет 500 км, в широтном направлении - 560 км. На западе и юго-западе край граничит с Республикой Казахстан, на севере - с Новосибирской областью, на северо-востоке с Кемеровской областью, на юго-востоке с Республикой Алтай. По состоянию на 01. 01. 2010 г. численность населения Алтайского края составила 2490714 чел., из них на селе проживает 1160397 чел, (46,6%), в городе - 1330317 чел. (53,4%). Удельный вес сельских жителей в крае существенно выше, чем в среднем по РФ (27%) и СФО (29,2%). Площадь территории края составляет 168 тыс. км, плотность населения 14,9 чел. на 1 км.. В состав Алтайского края входят 72 административно-территориальные единицы: 60 административных районов,
10 городов краевого и 2 города районного подчинения. Кроме того, в крае 6 рабочих поселков, 721 сельская администрация и 1600 сельских населенных пунктов, значительную долю сельских населенных пунктов составляют малые села. Кроме того, в крае 6 рабочих поселков, 721 сельская администрация и 1600 сельских населенных пунктов. Значительную долю сельских населенных пунктов составляют малые села: в 341 селе (21,3%) численность населения составляет до 100 чел.; в 624 селах (38,9%) - от 101 до 500 чел.; в 320 селах (20%) - от 501 до 1 тыс. чел.; в 204 селах (12,8%) - от 1 до 2-х тыс. чел. и лишь в 92 селах (5,8%) численность населения превышает 2000 тыс. чел. В 19 селах население отсутствует. Средняя площадь сельского района составляет 3900 км, средняя численность населения 18200 человек, при средней плотности расселения - 4,7 чел./км . Среднее расстояние между районными центрами составляет 67 км, средняя удаленность районов от краевого центра 267,5 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 14588 км., густота - 86,83
км на 1000 км, из них доля дорог, не отвечающая нормативным требованиям, составляет 59,5%. На здоровье населения края негативное влияние оказывает ряд экологических факторов, в том числе специфических для нашего региона. Для края характерен резко континентальный климат со средними температурами от (+26 +28 град С) летом до (-20 -24 град С) зимой, а так же экстремальными летними температурами (+40 +41 град С) и абсолютным зимним минимумом, достигающим (-50-55 град С). Для многих административно-территориальных образований края характерен неблагоприятный качественный состав воды с повышенным количеством сухого остатка (более 1500 мг/л ), повышенной жесткостью (более 14 мэкв/л) воды и превышением ПДК по содержанию железа, марганца, свинца, мышьяка. Специфическим для края источником является радиоактивное загрязнение окружающей среды, обусловленное серией мощных ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне. В настоящее время концентрация долгоживущих изотопов в воде не превышает допустимого уровня, но влияние этого фактора по-прежнему высоко из-за развития не столько соматических нарушений, сколько из-за "генетического эффекта", проявляющегося в последующих поколениях. Так же специфическим для края, является комплекс факторов, вызывающих неблагоприятное воздействие на здоровье населения края и окружающую среду, обусловленных падением фрагментов вторых ступеней ракет-носителей, запускаемых с космодрома "Байконур". В зоне этого воздействия находится, частично, 5 муниципальных районов, занимающих до 4% территории края. На уровни общественного здоровья существенное влияние оказывает неблагоприятная возрастная структура населения, с более высокой, чем в среднем по СФО, долей лиц старших возрастов, в том числе за счет миграционного оттока молодежи, преимущественно сельской, в соседние регионы и возвращающихся на прежнее место жительство в пенсионном возрасте. По данным на 01.01. 2010 г. удельный вес населения старше трудоспособного возраста составил в крае 21,6% (СФО - 19,1%), а демографическая нагрузка лицами нетрудоспособных возрастов на 1 тыс. лиц трудоспособного возраста составила 608 чел. (по СФО - 570). В сравнении с 2005 г. доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 1,68% (с 19,94% в 2005 г., до 21,62% в 2010 г.), доля населения моложе трудоспособного возраста снизилась на 0,39%. Демографическая нагрузка на трудоспособное население детьми и стариками возросла за указанный период на 5,6%. 1.2 Медико-демографические показатели
Уровень общей смертности в 2009 г. в крае (1434,5) был выше, чем в РФ (1416,8) на 1,2% и СФО (1392,3) на 3,0%. Более высокие показатели общей смертности в крае отмечались и от ряда наиболее значимых причин
смерти: - от болезней системы кровообращения превышение РФ на 0,36%, СФО - на 13,5%; - от новообразований превышение РФ - на 5,0%, СФО - на 5,0%;
- от туберкулеза превышение РФ в 1,7 раза, СФО - на 3,9%;
- от болезней органов дыхания превышение РФ - на 39,3%, СФО - на 12,7%. Необходимо отметить, что более высокий показатель общей смертности в определенной степени обусловлен возрастной структурой населения края, что наглядно видно при сравнении стандартизованных показателей и уровней смертности трудоспособного населения. По данным
2009 г. стандартизованный показатель общей смертности в крае составил
1247,5, что выше уровня РФ (1235,1) на 1,0%, но ниже уровня СФО (1342,0) на 7,0%. Показатель смертности населения трудоспособного возраста в крае (628,8) ниже уровня РФ (639,0) на 1,6%, а СФО (713,2)
на 11,8%. Динамика смертности в крае имеет позитивный характер. В сравнении
с 2005 г. показатель общей смертности снизился на 14,4% (с 1666,6 в 2005 г. до 1434,5 в 2009 г.), а показатель смертности трудоспособного
населения - на 22,0% (с 822,8 в 2005 г. до 635,5 в 2009 г.). Вместе с тем, эту динамику нельзя оценивать как стойкую, так как по предварительным данным в 2010 г. отмечается рост показателя общей смертности на 1,8% (1460,5). Лидирующее положение в структуре общей смертности продолжают занимать болезни системы кровообращения (БСК). В 2009 г. удельный вес
БСК в структуре общей смертности составил 56,1% и 28,7% в структуре смертности трудоспособного возраста (II-е ранговое место). К уровню 2005 г. показатель общей смертности от БСК снизился на 11,1% (с 903,1
в 2005 г., до 803,9 в 2009 г.), в трудоспособном возрасте - на 18,5% (с 224,7 в 2005 г., до 183,2 в 2009 г.). По предварительным данным в 2010 г. отмечается снижение общей смертности от БСК на 5,6% (758,9), от острого инфаркта миокарда на 4,0% (до 31,4) и от острых цереброваскулярных заболеваний (инсультов)
- снижение на 13,3% (до 98,7). Новообразования, в том числе и злокачественные, занимают II-е ранговое место в структуре общей (15,0%) и III-е в структуре преждевременной (15,0%) смертности населения края. К уровню 2005 г. показатель общей смертности от злокачественных новообразований вырос на 1,3% (с 212,6 в 2005 г., до 215,3 в 2009 г.), в трудоспособном возрасте - на 0,4% (с 94,3 в 2005 г., до 94,7 в 2009 г.). По предварительным данным в 2010 г. общая смертность от злокачественных новообразований возросла на 2,2% (до 220,1). Несчастные случаи, травмы и отравления (насильственные или внешние причины) занимают III ранговое место в структуре общей смертности населения края (удельный вес в 2009 г. составил 12,1%), и являются ведущей причиной смертности трудоспособного населения (33,1%). Показатель смертности от насильственных причин в 2009 г. составил 173,2 и превышал показатель РФ (158,3) на 9,4%. К уровню 2005 г. показатель общей смертности от внешних причин снизился в 1,46 раза
(с 253,7 в 2005 г., до 173,2 в 2009 г.), преждевременной смертности в
1,44 раза (с 298,5 в 2005 г., до 207,3 в 2009 г.). В сравнении с 2005 г. произошло значительное снижение смертности от основных внешних причин. На 32,6%, снизилась смертность от транспортных травм (с 26,7 в 2005 г. до 18,0 в 2009 г.), что ниже показателя РФ 2009 г. (21,2) на 15,0%. Смертность от отравлений алкоголем снизилась в 2,3 раза (с 43,5 в 2005 г. до 19,2 в 2009 г.), но превышает показатель РФ 2009 г. (15,0) на 28,0%. Показатель смертности от самоубийств снизился на 4,8% (с 43,8 в 2005 г. до 41,7 в 2009 г.), но превышает показатель РФ 2009 г. (26,5) в 1,57 раза. По предварительным данным в 2010 г. общая смертность от данного класса снизилась на 2,0% (до 169,7), в том числе от транспортных травм на 0,6% (до 18,0), от суицидов на 11,9% (до 36,7). Таким образом, несмотря на значительное снижение смертности от основных внешних причин смерти, показатели края в 2009 г. существенно превышают данные
по РФ. Болезни органов дыхания занимают в структуре общей смертности IV ранговое место, их доля составила 5,5%. Показатель смертности составил 78,3 (РФ в 2009 г. - 56,0, превышение на 39,8%). К уровню 2005 г. показатель смертности снизился на 25,5% (с 104,7 в 2005 г. до 78,0 в 2009 г.). По предварительным данным в 2010 г. отмечается рост общей смертности от этого класса заболеваний на 1,4% (до79,4). V ранговое место занимают болезни органов пищеварения, удельный вес этого класса в структуре общей смертности составил 3,1%. Показатель составил 44,8 (РФ в 2009 г. - 62,7, ниже на 28,5%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 9,9% (с 49,7 в 2005 г. до 44,8 в 2009г.). По предварительным данным в 2010 г. отмечается рост общей смертности от этой причины на 10,5% (49,5). VI ранговое место занимают инфекционные и паразитарные болезни. Их доля составила 2,5%. Показатель смертности составил 35,8 (РФ в 2009 г. 24,0, превышение на 41,2%). В сравнении с 2005 г. показатель снизился на 22,2% (с 46,0 в 2005 г., до 35,8 в 2009 г.). Ведущей нозологией, определяющей смертность в этом классе, является туберкулез <23>. По предварительным данным в 2010 г. рост общей смертности от инфекционных и паразитарных болезней составил 7,5% (до 38,5), в том числе от туберкулеза на 4,9% (до 30,2). _____________________________
<23> Показатели и динамика смертности от туберкулеза описаны в блоке социально-значимых заболеваний. Смертность населения трудоспособного возраста (преждевременная смертность) в 2009 г. к уровню 2005 г. снизилась на 23,6% (с 822,8 в 2005 г., до 628,8 в 2009 г.). Показатель преждевременной смертности ниже показателя РФ (639,0) на 1,6%. По предварительным данным в 2010 г. отмечается снижение преждевременной смертности на 0,4% (до 620,7) Ведущей причиной смертности населения трудоспособного возраста являются несчастные случаи, травмы, отравления (33,1% от всех причин). Показатель составил 207,0 (РФ 188,1, превышение на 10,0%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 30,6% (с 298,5 в 2005 г.,
до 207,0 в 2009г.). По предварительным данным в 2010 г. отмечается снижение преждевременной смертности от данного класса причин смерти на 9,3% (до 187,7). II ранговое место занимают болезни системы кровообращения (28,7% от всех причин). Показатель составил 181,2 (РФ 200,7, ниже на 9,7%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 19,3% (с 224,7 в 2005 г., до 181,2 в 2009г.). По предварительным данным в 2010 г. отмечается рост преждевременной смертности от данного класса причин смерти на 1,6% (до 184,1). III ранговое место занимают злокачественные новообразования (15,0% от всех причин). Показатель составил 93,7 (РФ 85,3, превышение
на 9,8%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 1,9% (с 95,5 в 2005 г., до 93,7 в 2009г.). По предварительным данным в 2010 г. отмечается рост преждевременной смертности от злокачественных новообразований на 0,5% (до 94,2). IV ранговое место занимают инфекционные и паразитарные болезни (7,1% от всех причин). Показатель составил 44,8 (РФ 31,5, превышение на 42,2%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 22,6% (с 58,5 в 2005 г., до 45,3 в 2009г.). Как и в структуре общей смертности, ведущей причиной смерти в данном классе, является туберкулез. По предварительным данным в 2010 г. отмечается рост преждевременной смертности от инфекционных и паразитарных болезней на
6,4% (до 48,2), в том числе от туберкулеза на 4,6% (до 38,2). V ранговое место в структуре смертности населения трудоспособного
возраста занимают болезни органов дыхания (5,1% от всех причин). Показатель составил 31,7 (РФ 33,2, ниже на 4,5%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 35,9% (с 49,5 в 2005 г., до 31,7
в 2009 г.). По предварительным данным в 2010 г. отмечается снижение преждевременной смертности от болезней органов дыхания на 9,1% (28,8). VI ранговое место занимают болезни органов пищеварения (4,4% от всех причин). Показатель составил 27,9 (РФ 48,9, ниже в 1,7 раза). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 22,7% (с 36,1 в
2005 г., до 27,9 в 2009г.). По предварительным данным в 2010 г. отмечается рост преждевременной смертности от данного класса причин смерти на 19,0% (до 33,2). В сравнении с 2005г. уровень младенческой смертности в крае снизился на 21,7%. Достигнутый в 2009 г. показатель (9,0<4>) ниже среднего по СФО (9,1), но значительно выше, чем в РФ (8,1). По показателю младенческой смертности в 2009г. край занимал 6-е ранговое
место среди субъектов СФО. По предварительным данным в 2010 г. показатель младенческой смертности вырос на 9,2% (с 8,7 до 9,5). Негативным фактом является существенное (на 26,2%) превышение показателя младенческой смертности в сельской местности (10,6) над показателем в городе (8,4). В структуре младенческой смертности ведущее место занимают - болезни и состояния, возникающие в перинатальном периоде (59,2%), показатель составил 53,1 <5>, что выше показателя по РФ 2008г. (47,3)
на 12,3%. Врожденные аномалии развития занимают II ранговое место в структуре младенческой смертности (21,3% всех умерших), показатель составил 19,1, что ниже показателя по РФ в 2008г. (24,5) на 22%. Уровень смертности детей от 0 до 4 лет за 5 лет сократился на 14%
и составил в 2010 году 248,7 (2005 год - 295,2 100 тыс. населения соответствующего возраста). В структуре смертности 1-е ранговое место
принадлежит смертности от отдельных состояний, возникших в перинатальном периоде, на долю которых приходится 40% , на втором месте врожденные аномалии -21,7%, на третьем - внешние причины - 12,3%. Среди причин смертности от заболеваний преобладают инфекционные и паразитарные заболевания -6,0%, болезни органов дыхания - 3,4%. Сложившаяся структура детской смертности свидетельствует о наличии резервов для ее снижения. Показатель смертности детей от 0 до 17 лет с 2005 года снизился на 11,5% и составил в 2010 году 98,8 (2005 год - 111,89 на 100 тыс. населения соответствующего возраста). В структуре смертности первое ранговое место принадлежит смертности от отдельных состояний, возникших в перинатальном периоде, на долю которых приходится 27,5%, на втором месте внешние причины -27,2%, на третьем месте врожденные аномалии - 16,7%. Среди смертности от заболеваний лидируют болезни нервной системы - 6,47%, болезни органов дыхания - 5,76%. Показатель перинатальной смертности в 2010 г. составил 8,4%о, что
выше показателя РФ - 7,81%о и СФО - 7, 68%о. К уровню 2005 г. (9,39%о) произошло снижение показателя на 10,5%. Уровень ранней неонатальной смертности в 2010 году снизился по сравнению с 2005 годом на 21,7%, а
мертворождаемости на 0,2% и соответственно составили 3,6%о (в 2005 г.
- 4,6%о), и 4,8%о (2005г. - 4,79%о). В крае остается высоким уровень материнской смертности. В 2010 г.
показатель составил 29,2 <6> что выше уровня 2005г. (37,9), на 23%. Умерло 9 женщин. Изменилась структура причин материнской смертности, если в период с 1999 по 2004 гг. лидирующие позиции занимали прямые акушерские осложнения и аборты (до 70% случаев), то в настоящее время
преобладающей причиной материнской смертности является экстрагенитальная патология и тромбоэмболии. _________________________
<4> Показатели младенческой смертности рассчитаны на 1 тысячу живорожденных <5> на 1000 родившихся живыми
<6> на 100 тыс. родившихся живыми
Позитивным фактом в демографической обстановке края является рост
рождаемости, отмечаемый с 2007 г. В сравнении с 2005 г. показатель рождаемости в 2009 г. вырос на 20,3% и составил 12,4%о, (по РФ - 12,4%о, по СФО 14,0%о). По предварительным данным в 2010 г. показатель составил 12,4, что соответствует уровню 2009 г. (число родившихся на 74 меньше, чем в 2009 г.). Об истинном росте рождаемости свидетельствует значительное (на 23,4%) увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,250 (в 2005 г.), до 1,542 (в 2009 г.). Вместе с тем, достигнутый показатель по-прежнему характеризует суженный тип воспроизводства населения. Рост рождаемости и существенное снижение смертности в 2009 г. способствовали улучшению показателя, результирующего процессы естественного движения. Показатель естественного прироста, имеющий отрицательное значение с 1992 г, в 2009г. вырос на 29,6% и составил -1,9 на 1 тыс. нас. (в 2008 г. - 2,7). По РФ данный показатель составил (- 1,8), по СФО (+0,1 на 1 тыс. нас). По предварительным данным в 2010 г. за счет роста смертности и некоторого снижения рождаемости, показатель естественного прироста снизился до -2,2. Превышение числа умерших над родившимися в 2009 г. составило 4868 чел., что, наряду с миграционной убылью, способствовало снижению численности населения края на 6,1 тыс. чел. К уровню 2005 г. численность населения сократилась на 74,9 тыс. чел. Существенное снижение смертности в 2009 г. способствовало увеличению продолжительности жизни населения края. В 2009 г. показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении для обеих полов, в сравнении с 2005 годом вырос на 3,78 лет и составил 68,5 лет
(в 2005 г. -64,72), для мужчин рост составил 4,31 года (показатель 2009 г. - 62,7 лет), у женщин рост составил 2,63 года (показатель 2009 г. - 74,4 года). Таким образом, можно отметить, что в последние 5 лет в крае наметились позитивные тенденции в виде снижения темпов роста заболеваемости, роста рождаемости и снижения смертности. Вместе с тем, на демографические показатели существенное негативное влияние продолжает оказывать динамика возрастной структуры
населения. Снижение числа женщин фертильного возраста (на 16,3 тысячи
к концу 2009 г.), сокращение численности населения трудоспособного возраста (на 16,8 тысячи человек), увеличение когорты лиц старше трудоспособного возраста (на 14,3 тысячи человек) проявилось в ухудшении демографических показателей 2010 г. Смертность населения края от социально-значимых заболеваний продолжает существенно превышать средние показатели по РФ. Прогноз РОССТа на 2011-2012 гг. свидетельствует о дальнейшем росте численности лиц старших возрастов и ее доли в общей численности населения, а так же снижении численности женщин фертильного возраста. 1.3 Заболеваемость взрослого населения
Весь комплекс приведенных факторов и, в наибольшей степени, специфических для края техногенных воздействий, обусловил значительно
более высокий, чем в РФ и СФО уровень заболеваемости но важнейшими ви- дам патологий. По данным 2009 г. показатель общей заболеваемости в крае (249083,5) превышает средний по РФ (160724,6) и СФО (169590,0) в
целом в 1,5 раза. Наиболее значимое превышение показателей общей заболеваемости <7>
населения края в сравнении с показателями РФ и СФО отмечается по следующим классам заболеваний: - по болезням органов пищеварения - РФ в 2,8 раза и СФО в 2,2 раза; - по болезням эндокринной системы - РФ и СФО более чем в 2 раза;
- по болезням крови и кроветворных органов - РФ и СФО в 1,9 раза;
- по болезням мочеполовой системы - РФ в 1,98 раза, СФО - в 1,8 раза; - по болезням системы кровообращения - РФ в 1,96 раза, СФО - в 1,82 раза; - по болезням костно-мышечной и соединительной ткани - РФ в 1,7 раза, СФО - в 1,57 раза; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|