Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Пензенской области от 25.10.2016 № 454-рП
Об основных направлениях бюджетной политики Пензенской
области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и основных направлениях налоговой политики Пензенской
области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (В редакции
Распоряжения Правительства Пензенской области от
23.01.2017 № 18-рП) Рассмотрев проект основных направлений
бюджетной политики Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и
2019 годов и проект основных направлений налоговой политики на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов, руководствуясь Законом Пензенской области от
22.12.2005 № 906-ЗПО «О
Правительстве Пензенской области» (с последующими изменениями) и постановлением Правительства
Пензенской области от
29.11.2007 № 803-пП «Об утверждении Порядка и сроков
составления проекта бюджета Пензенской области» (с последующими изменениями): 1. Одобрить
прилагаемые: 1.1. Основные
направления бюджетной политики Пензенской области на 2017 год и на плановый
период 2018 и 2019 годов. 1.2. Основные
направления налоговой политики Пензенской области на 2017 год и на плановый
период 2018 и 2019 годов. 2. Исполнительным
органам государственной власти Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной политики Пензенской
области и основными направлениями налоговой политики Пензенской области при формировании проекта бюджета Пензенской
области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. 3. Рекомендовать
органам местного самоуправления муниципальных образований
Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной политики Пензенской области и основными
направлениями налоговой политики Пензенской области при формировании
проектов бюджетов муниципальных образований Пензенской области. 4. Настоящее распоряжение опубликовать в газете
«Пензенские губернские ведомости» и разместить (опубликовать) на
официальном сайте Правительства Пензенской
области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 5. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на Председателя
Правительства Пензенской области.
ОДОБРЕНЫ распоряжением
Правительства Пензенской
области от
25.10.2016 № 454-рП ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ бюджетной политики Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (В редакции Распоряжения Правительства
Пензенской области от
23.01.2017 № 18-рП) Основные
положения Основные направления
бюджетной политики Пензенской области на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии
со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Закона
Пензенской области от
07.04.2003 № 463-ЗПО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
в Пензенской области» (с последующими изменениями) с целью определения тенденций и приоритетов
развития, принимаемых для составления проекта бюджета Пензенской области на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При подготовке основных направлений бюджетной политики были учтены
положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 03.12.2015, указов Президента Российской Федерации от
07.05.2012 и иных документов государственного стратегического планирования. Бюджетная
политика Правительства Пензенской области на 2017–2019 годы обеспечивает преемственность бюджетной политики
предыдущего планового периода, актуализирована в условиях адаптации экономики к
изменившейся макроэкономической ситуации и направлена на реализацию основных
стратегических целевых ориентиров, заданных
Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на
долгосрочную перспективу (до 2030 года), утвержденной Законом Пензенской
области от
04.09.2007 № 1367-ЗПО «О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до
2030 года)» (с последующими изменениями),
государственными программами Пензенской области, Прогнозом социально-экономического
развития Пензенской области на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденным
распоряжением Правительства Пензенской области от 26.08.2015 № 344-рП (с
последующими изменениями), а также проектом бюджетного прогноза Пензенской
области на долгосрочный период до 2030 года, одобренным распоряжением
Правительства Пензенской области от
24.10.2016 № 446-рП. Исходя из
необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения
устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе при
рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая
насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в
предыдущие годы, основными направлениями бюджетной политики Пензенской области
в среднесрочной перспективе являются: - обеспечение
сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Пензенской
области в условиях ограниченности доходных источников; - повышение
эффективности расходования бюджетных средств; - реализация
новых принципов организации исполнения
бюджета Пензенской области; - совершенствование
процесса формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов
из бюджета Пензенской области; - развитие
финансового контроля, включая дальнейшую разработку методологии и
стандартизацию контрольной деятельности; - повышение
качества управления государственными и муниципальными финансами, в том числе
финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств; - повышение
уровня информационной открытости бюджетных данных и внедрение принципов
инициативного бюджетирования с целью расширения практики общественного участия
в управлении государственными финансами. Основные направления бюджетной политики 1. Обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости
бюджетной
системы Пензенской области в условиях ограниченности доходных
источников В условиях адаптации
экономики к изменившейся макроэкономической ситуации, перехода к разработке и
реализации структурных реформ, направленных на обеспечение устойчивого
экономического роста, создание высокопроизводительных рабочих мест, расширение
предпринимательской активности, ключевым направлением бюджетной политики
является обеспечение сбалансированности
и устойчивости бюджетной системы Пензенской области. Реализация данного направления базируется на переходе к долгосрочному бюджетному планированию, которое исходя из
прогнозов и оценок ключевых бюджетных показателей создает условия для принятия
обоснованных управленческих решений при формировании проектов бюджетов,
позволяет учитывать их последствия с точки зрения влияния на сбалансированность
бюджетов будущих периодов, заблаговременно оценивать и предотвращать бюджетные
риски. Нормативной основой для такого перехода стал Порядок разработки,
утверждения, общественного обсуждения, мониторинга и контроля реализации
бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период, утвержденный в
новой редакции постановлением Правительства Пензенской области от
01.09.2016 № 441-пП «О внесении изменений в постановление
Правительства Пензенской области от 30.01.2015 № 26-пП (с последующими
изменениями)». Впервые в сентябре текущего года разработан проект бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период
до 2030 года, целью которого является
обеспечение предсказуемости развития бюджетной системы региона, оценка
долгосрочных тенденций изменений объемов и структуры доходов и расходов
бюджетов, структуры и условий привлечения и обслуживания заимствований,
перспектив межбюджетного регулирования. Возвращение к трехлетнему
бюджетному планированию будет способствовать снижению уровня неопределенности относительно
основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики, что
обеспечит большую прогнозируемость условий для развития экономики и ведения
бизнеса. Особую актуальность данное направление бюджетной политики приобретает в
связи с поручением Председателя Правительства Российской Федерации
Д.А. Медведева от 20.09.2016 № ДМ-П13-60пр о повышении ответственности высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации за результаты работы по
наращиванию собственного экономического потенциала (в том числе за достижение
конкретных значений показателей по приросту валового регионального продукта,
объема инвестиций в основной капитал, увеличению количества рабочих мест во
внебюджетном секторе экономики и др.), а также по управлению региональными и местными финансами. В
этой связи в 2017 году и плановом периоде продолжится работа по сохранению и
развитию доходного потенциала Пензенской области, который является основой для
поддержания финансовой стабильности в регионе, путем стимулирования
роста инвестиций и обеспечения инвестиционной привлекательности области, осуществления
поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, принятия мер по
увеличению собираемости налогов и сокращению недоимки, активизации роста
налоговой базы, в том числе за счет
предотвращения ухода от налогообложения (легализации «теневой»
заработной платы), содействия совершенствованию администрирования доходных
источников на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной
власти Пензенской области, органов местного самоуправления Пензенской области и
налоговых органов, службы судебных приставов, других контрольно-надзорных органов. Кроме того, с целью решения
проблемных вопросов по исполнению бюджета, поступлению доходов и снижению
задолженности по платежам в бюджет, в том
числе в разрезе крупнейших налогоплательщиков региона, будет продолжена
деятельность рабочих групп, созданных в исполнительных органах государственной
власти Пензенской области в соответствии с распоряжением
Правительства Пензенской области от 25.09.2015 № 373-рП «О закреплении за
исполнительными органами государственной власти Пензенской области видов
доходов по курируемым направлениям экономической деятельности» (с последующими
изменениями). Первостепенное значение для обеспечения устойчивости
бюджетной системы имеет формирование предельных объемов бюджетных ассигнований
на 2017–2019 годы исходя из необходимости обеспечения
в первоочередном порядке исполнения публичных нормативных обязательств, финансирования расходов, непосредственно
влияющих на достижение целевых показателей, заявленных в основных параметрах
прогноза социально-экономического развития региона и способствующих обеспечению экономического роста, а также минимизации принятия новых расходных
обязательств с учетом обоснованности социальной и бюджетной эффективности их
реализации. Важная
роль в обеспечении долгосрочной устойчивости бюджета отводится долговой
политике Пензенской области, утвержденной распоряжением Правительства
Пензенской области от 27.11.2014 № 620-рП «Об утверждении долговой
политики Пензенской области на 2015–2018 годы», которая направлена на снижение
уровня долговой нагрузки бюджета области, ее сохранение на экономически
безопасном уровне, а также на обеспечение способности региона осуществлять
заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных
социально-экономических задач. Для выполнения принятых регионом обязательств в рамках заключенных с
Министерством финансов Российской Федерации соглашений при подготовке бюджета
на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов необходимо придерживаться принципа
строгого ограничения коммерческих заимствований, осуществлять постоянный контроль за общим уровнем долговых обязательств
Пензенской области, в том числе по
коммерческим кредитам, и обеспечить
поэтапное сокращение государственного долга к 1 января 2020 года до
уровня 55%, долга по коммерческим
заимствованиям до уровня 50% и дефицита
бюджета до уровня 10% от собственных доходов бюджета за 2019 год. Своеобразной «дорожной
картой» для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для
финансирования принятых обязательств за счет мобилизации дополнительных доходов
и оптимизации бюджетных расходов продолжают оставаться планы мероприятий по оздоровлению региональных финансов и сокращению
государственного долга Пензенской области, утвержденные постановлением
Правительства Пензенской области от
21.01.2013 № 17-пП «Об утверждении Плана мероприятий по
оздоровлению государственных финансов Пензенской области на 2013–2018 годы и
Плана мероприятий по сокращению государственного долга Пензенской области на
2013–2018 годы» (с последующими изменениями). В результате их реализации за
последние три года привлечено дополнительных ресурсов – 12,5 млрд. руб., а также впервые снижена долговая нагрузка
бюджета Пензенской области на 69 млн. руб. Обеспечение сбалансированности бюджета Пензенской
области тесно связано с принятием мер по повышению ликвидности единого счета бюджета,
в первую очередь, посредством проведения операций по управлению остатками
средств на едином счете бюджета. Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов и
заимствований временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, а
также проведение кассовых выплат под текущую фактическую потребность будет
способствовать своевременному финансированию, прежде всего, первоочередных
расходов. 2. Повышение эффективности бюджетных расходов Динамичное развитие экономики и выполнение принятых
социальных обязательств невозможно без увеличения объема бюджетных расходов.
Современная ситуация характеризуется опережающим ростом расходов по сравнению с
бюджетными возможностями, что связано, в первую очередь, с необходимостью
доведения уровня основных социальных обязательств до государственных социальных
стандартов, а также реализацией социально значимых для региона проектов и
программ. В условиях недостаточных темпов роста собственных
доходов и жесткого регулирования показателей долговой нагрузки, ограничивающего
привлечение заемных ресурсов, по-прежнему
актуальным направлением бюджетной политики Пензенской области является
повышение эффективности бюджетных расходов, концепция которого определена в
Программе повышения эффективности управления общественными финансами в
Пензенской области на период до 2018 года, утвержденной распоряжением
Правительства Пензенской области от
04.12.2014 № 631-рП «О Программе повышения эффективности управления
общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года». Достижение максимального результата и обеспечение
эффективного расходования бюджетных средств в 2017–2019 годах будет
осуществляться за счет: - приоритезации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ, и (или)
непрограммных мероприятий, исходя из необходимости проведения качественной
социальной политики и стимулирования экономики; - совершенствования
программно-целевых методов планирования с учетом ориентации на развитие механизма проектного управления; - дальнейшей оптимизации бюджетных расходов, их
структуры; - развития механизма применения государственных
заданий на оказание государственных услуг; - развития
системы организации закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. На протяжении последних 5 лет и в ближайшей
перспективе основные приоритеты бюджетных расходов определяются указами
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, среди которых: - повышение
оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы; - поддержка
семьи и материнства; - переселение
граждан из аварийного жилищного фонда. Кроме того, приоритетными останутся: - реализация мер социальной поддержки населения,
включая разработку комплекса мероприятий по совершенствованию условий и
механизмов их предоставления, в том числе путем внедрения критериев нуждаемости
и адресности; - формирование условий для роста экономики
региона путем бюджетной поддержки ее приоритетных секторов – сельского
хозяйства, малого и среднего бизнеса, инвестиционной деятельности,
инновационной привлекательности, дорожной деятельности, занятости населения, в
том числе легализация неформальной занятости экономически активного населения. Планирование расходов на повышение оплаты труда
отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации
указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», от
28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной
политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» будет осуществляться на основании показателя среднемесячной
начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у
индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от
трудовой деятельности), а также с учетом: - оценки достижения значений целевых
показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий
(«дорожных картах») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на
повышение эффективности образования, культуры, здравоохранения и социального
обслуживания населения за 2016 год, а также значений данных показателей на 2017
год; - средней численности работников
соответствующей категории персонала в организациях социальной сферы
государственной формы собственности; - проведения
мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе экономики Пензенской
области, а также оптимизационных мероприятий, указанных в соглашениях,
заключенных между федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти Пензенской области о достижении в 2014–2018 годах целевых
показателей; - привлечения на эти цели средств за
счет доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а
также от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной
(муниципальной) собственности. Планирование расходов на оплату
труда другим работникам бюджетной сферы будет осуществляться с учетом повышения
минимального размера оплаты труда в соответствии с действующим
законодательством. (В редакции Распоряжения Правительства Пензенской области от
23.01.2017 № 18-рП) В среднесрочной перспективе продолжится
работа по дальнейшему внедрению системы эффективного контракта, который
является действенным инструментом повышения качества государственных
услуг. Эффективный контракт должен четко определять условия оплаты труда и
«социальный пакет» каждого работника государственного учреждения в зависимости
от результатов выполняемой им работы и качества оказываемых услуг. С этой целью
в эффективный контракт включены показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для
назначения стимулирующих выплат. В 2017 году во
исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О
мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем
и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» будет продолжена реализация мероприятий
по переселению граждан из ветхого аварийного жилищного фонда. В рамках Указа Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 № 606
«О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» сохранено
право на ежемесячное пособие при рождении третьего и последующих детей до
достижения ребенком возраста трех лет. Законом Пензенской
области от
18.02.2016 № 2879-ЗПО «О внесении изменений в статью 14 Закона
Пензенской области «О пособиях семьям, имеющим детей» и статью 2 Закона
Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «О пособиях
семьям, имеющим детей» продлен срок начисления такого пособия для детей,
рожденных в нашем регионе в период с 01 января 2013 года по 31 декабря
2017 года. В результате в 2017 году пособие будет начислено и выплачено более
5,5 тыс. детей на условиях софинансирования
расходных обязательств Пензенской области: за счет средств областного
бюджета – 48,7%, за счет средств федерального бюджета – 51,3%. В текущем году во
исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О
мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
завершается мероприятие по развитию сети образовательных
организаций, реализующих программы дошкольного образования. В целях повышения
эффективности и результативности мер социальной поддержки в Пензенской области,
учитывая категориальный принцип предоставления значительной их части, будет
разработан комплекс мер,
направленных на совершенствование системы социальной помощи и поддержки за счет
изменения условий и механизмов их предоставления, в том числе путем внедрения
критериев нуждаемости и адресности
в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя
из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев
нуждаемости». С этой целью продолжится проведение инвентаризации региональных
социальных выплат (льгот), а также порядков их предоставления. В настоящее время уже
начата работа по совершенствованию оказания отдельных мер социальной поддержки.
В первую очередь, это
касается мер социальной поддержки по
оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан – их
назначение осуществляется на основании заявления гражданина с месяца обращения,
а не с момента подтверждения льготного статуса гражданина. Также
прорабатывается вопрос о возможности перерасчета расходов на оплату жилых
помещений и коммунальных услуг льготным категориям граждан в зависимости от
фактически занимаемой площади жилого помещения и фактического потребления
жилищно-коммунальных услуг (как с учетом показаний приборов учета объема
потребления коммунальных услуг, так и с применением нормативов их потребления).
К тому же, для
стимулирования граждан к повышению платежной способности компенсация расходов
на оплату жилых помещений и коммунальных услуг будет производиться согласно
части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии у
них задолженности по вышеуказанным платежам или при заключении и (или)
выполнении гражданами соглашений по ее погашению. В связи с дублированием мер по социальной поддержке специалистов в сельской местности по
улучшению жилищных условий в двух подпрограммах разных государственных
программ (в подпрограмме «Социальная поддержка отдельных категорий граждан
Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы «Социальная
поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» и в подпрограмме
«Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014–2017 годы и
на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного
комплекса Пензенской области на 2014–2020 годы»), наличием софинансирования
из федерального бюджета расходных обязательств, предусмотренных подпрограммой
«Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014–2017 годы и
на период до 2020 года», а также формальными условиями предоставления указанной
меры поддержки в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий
граждан Пензенской области в жилищной сфере» (без выделения определенных
признаков, дающих основания на получение социальной поддержки определенной
категории граждан) в настоящий момент рассматривается вопрос об отмене предоставления
данной меры по государственной программе «Социальная поддержка граждан в
Пензенской области на 2014–2020 годы» как неэффективной и дублирующей
федеральную. Исходя из низкой эффективности меры поддержки на улучшение жилищных условий
работников остродефицитных должностей государственных бюджетных, автономных и
казенных учреждений, а также
отсутствия адресности ее предоставления (т.е. установленный механизм поддержки
позволяет практически любому работнику указанных учреждений претендовать на её
получение), на региональном уровне рассматривается предложение Министерства
труда, социальной защиты и демографии Пензенской области об отмене
вышеуказанной меры поддержки. Основной задачей бюджетной
политики в области сельскохозяйственного производства является стабильное обеспечение государственной поддержки отрасли для
реализации мероприятий по импортозамещению через
субсидирование развития переработки, хранения и продвижения
сельскохозяйственной продукции, а также реализации перспективных инвестиционных
проектов в отраслях растениеводства и животноводства. Предоставление субсидий на государственную поддержку малого
и среднего предпринимательства будет осуществляться с учетом
возможностей бюджета области по обеспечению софинансирования
для участия в реализации федеральных программ и проектов. В целях повышения инвестиционной привлекательности
Пензенской области в регионе созданы индустриальные парки («Отвель»,
«Сердобский», «Давыдов»), обеспеченные инженерной
инфраструктурой и административно-правовыми условиями. В 2017 году планируется
дальнейшее развитие парков для привлечения новых инвесторов и создания
конкурентоспособных производств. На развитие
сети региональных и местных автомобильных дорог будут направлены
средства дорожного фонда Пензенской области, сформированного на основании
прогнозируемого поступления транспортного налога и акцизов на нефтепродукты. В
рамках дорожного фонда продолжится ранее начатая работа по удвоению объемов
строительства автомобильных дорог, приоритетным направлением которой станет финансирование
проектов, ориентированных на повышение надежности функционирования дорог и
безопасности движения, а также модернизацию нерегулируемых пешеходных переходов
и устройства искусственного освещения на региональных дорогах. Также важным
направлением останется ремонт и капитальный ремонт региональных дорог,
связывающих районные центры с областным центром. Будет продолжено
предоставление субсидий муниципальным образованиям на осуществление дорожной
деятельности на автомобильных дорогах местного значения, в том числе намечено предоставление субсидий на
строительство автодорог к сельским населенным пунктам к 6 селам в Башмаковском, Сердобском, Пачелмском,
Шемышейском и Нижнеломовском
районах общей протяженностью 16,8 км. Совершенствование
программно-целевых методов планирования
является одним из ключевых инструментов повышения эффективности бюджетных
расходов. Учитывая задачи, поставленные в сентябре текущего года
на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам в рамках XV инвестиционного форума «Сочи–2016», в целях
концентрации ресурсов на приоритетных направлениях стратегического развития,
поддержку отраслей, развитие которых дает максимальный эффект, и перспективных
проектов продолжится внедрение и совершенствование механизма проектного управления, включая актуализацию нормативной и
методической базы проектного метода, организацию работы проектных офисов,
обеспечение контроля за реализацией проектов по направлениям деятельности
исполнительных органов государственной власти области. Развитие системы стратегического планирования в
Пензенской области потребует приведения объемов финансового обеспечения государственных программ Пензенской области
на весь период их действия в соответствие с
реальными возможностями областного бюджета, оценка которых осуществлена
в рамках разработки бюджетного прогноза до 2030 года. Учитывая ограничение
срока действия региональных программ 2020 годом, возникает необходимость
разработки методики продления сроков и порядка формирования новых программ
взамен завершающихся, исходя из оценки достижения за весь период их реализации
запланированных результатов. Проводимая на федеральном уровне работа по укрупнению
субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации, а также по переводу иных межбюджетных трансфертов в форму субсидий,
может потребовать доработки структуры региональных программ, реализуемых с
привлечением средств из федерального бюджета. Сложившаяся практика формирования, реализации и оценки
эффективности государственных программ в регионе повлияла на дальнейшую работу
по совершенствованию программно-целевого метода. Так, по итогам оценки
эффективности реализации программ за 2015 год были выявлены недостатки
действующего порядка, которые позволяли достичь высокую оценку эффективности
программы в целом при невыполнении плановых значений целевых показателей
отдельных программных мероприятий. В этой связи были внесены изменения в положение об оценке эффективности реализации государственных
программ в части увеличения критерия их отнесения к высокоэффективным (с
0,9 до 1,0), которые будут применяться начиная с
оценки за 2016 год. Дальнейшее развитие системы оценки эффективности программ
должно быть направлено на расширение применения ее результатов при планировании
объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, для обеспечения эффективного мониторинга и контроля за ходом
реализации программных мероприятий, а также повышения ответственности
исполнителей, планы реализации
региональных программ на 2017 год будут утверждаться распоряжениями
Правительства Пензенской области в срок не позднее 31 декабря 2016
года. В текущем году принят Закон Пензенской области от
10.10.2016 № 2955-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы
Пензенской области», предусматривающий обязательность
проведения Счетной палатой Пензенской области финансово-экономической
экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе об утверждении
государственных программ и внесения в них изменений. Своевременный мониторинг
со стороны органа внешнего государственного финансового контроля позволит
исключить возможные недочеты на стадии разработки проектов программ, а также
повысить эффективность расходов на их реализацию. В целях дальнейшего развития программного
бюджетирования, начиная с августа 2016 года, Пензенская область в числе 8
других регионов Российской Федерации принимает участие в проекте «Содействие
совершенствованию системы государственных финансов в Российской Федерации» по
направлению «Повышение эффективности управления бюджетными расходами и
содействие внедрению программного бюджетирования на региональном и
муниципальном уровнях», реализуемом на федеральном уровне совместно с
Международным банком реконструкции и развития. В рамках данного проекта по
результатам проведения аналитических исследований в сфере осуществления мер по
повышению эффективности управления общественными финансами, в том числе по
внедрению программно-целевого метода
будут выработаны предложения по их совершенствованию и повышению
результативности. Концентрация финансовых ресурсов на актуальных
направлениях государственной политики невозможна без дальнейшей оптимизации бюджетных расходов, их структуры. Структура
бюджетных расходов должна быть
изменена в пользу наиболее эффективных и обеспечивающих социально-экономическое
развитие направлений. Бюджетные инвестиции должны стимулировать рост частных
инвестиций, а не создавать им конкуренцию, способствовать формированию
современной социальной, транспортной, инженерной и коммуникационной
инфраструктуры, в том числе путем развития механизмов государственно-частного
партнерства. Учитывая проведенные в последние годы в регионе меры
по сокращению расходов на оплату труда государственных гражданских служащих,
текущее содержание органов государственной власти и государственных учреждений
и отказу от финансирования малозначимых, неэффективных мероприятий, реализация
взятого курса на оптимизацию бюджетных
расходов будет продолжена исходя из необходимости недопущения снижения
качества оказания государственных услуг потребителям, а также с учетом
значимости расходов для развития экономики региона. Среди основных направлений
оптимизации бюджетных расходов: - дальнейшее выявление резервов по сокращению
расходов неэффективного характера; - установление моратория на увеличение
численности государственных (муниципальных) служащих и работников бюджетной
сферы; - снижение
объема расходов на государственные закупки товаров, работ и услуг, в том числе
за счет предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок
товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения
совместных торгов; - оптимизация
предоставления отдельных мер социальной поддержки, выплат, пособий с учетом
применения адресности и нуждаемости; - привлечение
некоммерческих организаций социальной направленности к оказанию государственных
услуг; - повышение эффективности использования
государственного имущества, находящегося в пользовании государственных
учреждений, в том числе рациональное использование занимаемых площадей. Выполнение задачи по повышению качества оказания
государственных услуг в целях удовлетворения потребностей населения региона
проблематично без развития механизма
применения государственных заданий на оказание государственных услуг,
включая усиление контроля и ответственности за их выполнением. Начиная с 2017 года установление государственных
заданий на оказание государственных услуг осуществляется на основании ведомственных перечней государственных
услуг, оказываемых государственными учреждениями, исполнительными органами
государственной власти Пензенской области, которые сформированны
в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и
муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Ведомственные перечни размещены на официальном сайте по размещению информации о
государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на едином портале бюджетной системы Российской
Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет». В среднесрочной перспективе продолжится проведение
расчетов
нормативных затрат на оказание государственных услуг исходя из общих требований, определенных
федеральными органами исполнительной власти, базовых нормативов затрат, корректирующих коэффициентов к ним и коэффициентов
выравнивания (которые применяются при необходимости до 2019 года) в
соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от
13.10.2015 № 561-пП «О порядке формирования государственного задания
на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении
государственных учреждений Пензенской области и финансового обеспечения
выполнения государственного задания» (с последующими изменениями). Начиная с формирования в 2016
году государственных заданий на
выполнение работ на 2017–2019 годы, при расчете объемов финансового обеспечения
выполнения государственного задания будут применяться нормативные затраты, связанные с выполнением работ в рамках
государственного задания. Кроме того, с 2019 года в нормативные затраты на содержание имущества подлежат включению только затраты на имущество, используемое для
выполнения государственного задания, а затраты на содержание имущества, не
используемого для выполнения государственного задания, исключаются. В случае невыполнения
государственного задания за отчетный год объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения
государственного задания в текущем году подлежит
пересмотру с учетом остатков субсидий, не использованных по состоянию на 1
января года, следующего за отчетным. Впервые такая практика была применена в
2016 году по итогам 2015 года. Невыполнение по 1 учреждению социальной
защиты и 30 учреждениям здравоохранения
показателей, предусмотренных в государственных заданиях на 2015 год,
привело в текущем году к возврату 31,1 млн. руб. Наряду с совершенствованием порядка формирования
государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в
регионе принимаются меры по расширению
рынка поставщиков услуг за счет привлечения негосударственных организаций (в
том числе социально-ориентированных некоммерческих организаций) к предоставлению социальных услуг населению
Пензенской области. С этой целью в августе 2016 года создан Координационный
совет при Правительстве Пензенской области по расширению участия
негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере,
разработан проект Комплексного плана по обеспечению поэтапного доступа
социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих
деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на
предоставление социальных услуг населению. Учитывая, что более
15% бюджетных расходов приходится на оплату контрактуемых обязательств,
эффективное расходование бюджетных средств в значительной степени зависит от развития
системы организации закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. В 2017 году завершается введение норм Федерального
закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), и контрактная система начнет
функционировать в полной мере. В первую очередь это
касается планирования закупок – вводится обязанность заказчиков по составлению планов закупок товаров, работ, услуг,
начиная с формирования в текущем году планов закупок на 2017–2019 годы в
порядке, утвержденном постановлением Правительства Пензенской области от 18.11.2015
№ 637-пП «О Порядке формирования, утверждения и ведения планов
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пензенской области», в том
числе с указанием цели планируемых
закупок и их обоснования. План закупок формируется в процессе подготовки
проекта бюджета и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до
заказчика объема прав в денежном выражении на принятие (исполнение)
обязательств; бюджетные учреждения утверждают планы закупок в течение 10
рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. План закупок является
основой для подготовки плана-графика
закупок товаров, работ, услуг, содержащего перечень мероприятий по его
реализации и более детальную информацию об условиях проведения конкурсных
процедур. В этой связи с 1 января текущего года постановлением Правительства
Пензенской области от
04.09.2015 № 505-пП «О Порядке формирования, утверждения и
ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд
Пензенской области» введен новый порядок составления планов-графиков закупок,
который будет применяться в 2016 году при их подготовке на 2017 год. Подготовка плановых
документов на проведение закупок базируется на принятых нормативных затратах на обеспечение выполняемых государственными
органами и подведомственными учреждениями функций, а также ведомственных перечнях отдельных видов товаров, работ, услуг с
соответствующими характеристиками, применяемых при формировании начальных
(максимальных) цен государственных контрактов и описании объектов закупки, что
позволит исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров с
избыточными потребительскими свойствами. С учетом новаций
Федерального закона № 44-ФЗ в текущем году продолжена работа по
совершенствованию системы планирования закупок для государственных нужд
путем приобретения и внедрения автоматизированной системы осуществления
закупок для государственных
заказчиков Пензенской области и ее интеграции с информационной системой
исполнения бюджета с целью обеспечения неразрывной связи процесса закупок с
бюджетным процессом, а также реализации контрольных полномочий в сфере закупок. Начиная с 2017 года
для повышения эффективности закупок для обеспечения государственных (муниципальных)
нужд вводится мониторинг закупок товаров,
работ и услуг, который будет осуществляться на постоянной основе
посредством оценки информации об осуществлении закупок (в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков) с целью
определения степени достижения целей закупок, установленных для
программных и непрограммных направлений деятельности государственных
(муниципальных) органов, а также обоснованности планируемых закупок при
формировании планов закупок, планов-графиков. В настоящее время Управлением по
регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области разрабатывается
порядок проведения мониторинга для закупок, проводимых для государственных нужд
Пензенской области. 3.
Совершенствование процесса формирования,
предоставления и распределения
межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области Формирование межбюджетных отношений на 2017–2019 годы будет
осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской
Федерации и Закона Пензенской области от
20.09.2005 № 849-ЗПО «О межбюджетных отношениях в Пензенской
области» (с последующими изменениями) с учетом изменений бюджетного и
налогового законодательства и направлено на решение следующих задач: - содействие в
обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения
социально значимых и первоочередных расходных обязательств; - стимулирование
органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы; - повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных
трансфертов; - реализация мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины,
соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного
законодательства, экономное и эффективное использование бюджетных
ресурсов; - повышение качества управления муниципальными финансами. Сохранятся все действующие формы межбюджетных трансфертов из бюджета
Пензенской области местным бюджетам, предоставляемых в рамках государственных
программ Пензенской области. Размер нецелевой финансовой помощи
бюджетам муниципальных образований по решению вопросов
местного значения, оказываемой путем предоставления дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности, планируется увеличить на предусмотренный
законодательством прогноз индекса потребительских цен. При недостатке доходных источников или в связи с
увеличением по объективным причинам расходных обязательств местных бюджетов в
ходе их исполнения прогнозируется оказание финансовой поддержки в виде дотации
на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. В соответствии с утвержденным Правительством
Пензенской области порядком будут определены приоритетные направления развития
муниципальных образований Пензенской области, в целях софинансирования
которых предоставляются субсидии из бюджета Пензенской области. Расчет субвенций для исполнения переданных органам местного
самоуправления Пензенской области государственных полномочий будет
осуществляться по единым для всех муниципальных образований методикам,
утвержденным Законом Пензенской области от
22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении
органов местного самоуправления Пензенской области отдельными
государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными
полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам
государственной власти Пензенской области» (с последующими изменениями). В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков
несбалансированности бюджетов межбюджетные
отношения будут направлены на усиление ответственности органов местного
самоуправления за проводимую бюджетную политику в части: - соблюдения высокодотационными муниципальными образованиями
соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и
увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты,
заключенных в рамках выполнения условий представления межбюджетных трансфертов
из бюджета Пензенской области; - выполнения утвержденных планов мероприятий по оздоровлению
муниципальных финансов; - проведения взвешенной долговой и бюджетной политики; - безусловного исполнения социально значимых и первоочередных
расходных обязательств. Для анализа результатов проводимой работы
будет осуществляться ежемесячный мониторинг исполнения бюджетов муниципальных образований
Пензенской области, обеспечения их сбалансированности, своевременности
осуществления расчетов, погашения кредиторской задолженности, а также ежегодная оценка качества организации и
управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Пензенской области. 4. Реализация новых принципов организации исполнения бюджета Пензенской области Процесс управления исполнением бюджета Пензенской
области сохранит направленность на повышение эффективности использования и
качества управления бюджетными средствами, строгое соблюдение бюджетной и
кассовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса. В 2017 году и плановом периоде продолжится совершенствование механизмов осуществления
предварительного и текущего финансового контроля за расчетными операциями
получателей бюджетных средств по следующим направлениям: - исполнение бюджета на основе кассового плана; - принятие получателями бюджетных средств
бюджетных и денежных обязательств строго в пределах доведенных
до них лимитов бюджетных обязательств; - планирование кассовых разрывов и источников их
покрытия в целях недопущения рисков неисполнения первоочередных и социально
значимых обязательств, выполнения условий софинансирования
государственной поддержки, оказываемой из федерального бюджета; - запрет авансирования при закупках продукции
массового потребления и ограничение предельных объемов авансовых платежей по
другим закупкам как для получателей бюджетных средств, так и для автономных и
бюджетных учреждений. В связи с вступлением
в силу с 1 января 2017 года части 5 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ планируется разработка соответствующей нормативной
правовой базы по организации контроля в сфере закупок при исполнении бюджета по
расходам на финансирование контрактуемых обязательств исходя из взаимосвязи с
бюджетным процессом системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных нужд, включая: - внедрение механизма контроля за
объемом финансового обеспечения и идентификационным кодом закупки, который
позволит более эффективно и результативно расходовать бюджетные средства на
закупку; - обеспечение своевременности
реализации процедурных вопросов, связанных с заключением соглашений,
контрактов, договоров о поставке товаров, работ и услуг для государственных
нужд; - совершенствование системы
ведомственного контроля, направленной на соблюдение подведомственными
заказчиками требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе на
недопущение необоснованного дробления закупок товаров (работ, услуг), а также
уклонения от проведения конкурентных процедур определения поставщиков. В рамках обеспечения ликвидности единого счета бюджета
и своевременности расчетов продолжится работа по развитию механизма перечисления межбюджетных трансфертов из бюджета
Пензенской области местным бюджетам в форме субсидий, субвенций и иных
межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы,
необходимой для оплаты денежных обязательств по фактическим расходам получателей средств местного бюджета,
источником финансового обеспечения которых являются вышеперечисленные
межбюджетные трансферты. Кроме того, в целях недопущения необоснованного
возврата из бюджета Пензенской области остатков не использованных в отчетном
финансовом году межбюджетных трансфертов целевого характера в бюджеты
муниципальных образований начиная с 2017 года возврат будет осуществляться при подтверждении главными распорядителями
бюджетных средств потребности в указанных средствах в порядке,
установленном постановлением Правительства Пензенской области от
13.09.2016 № 472-пП «Об утверждении Порядка принятия
главными администраторами средств бюджета Пензенской области решений о наличии
потребности в межбюджетных трансфертах, полученных из бюджета Пензенской
области в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих
целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году». Учитывая, что в настоящее время на федеральном уровне
развивается механизм казначейского сопровождения контрактов, в целях
обеспечения обоснованного расходования бюджетных средств и подтверждения
фактического выполнения работ (поставок товаров, оказания услуг) будет
продолжено проведение проверок при
финансировании расходных обязательств в размере свыше 1,0 млн. руб. по
оплате строительства и ремонта объектов собственности Пензенской области,
приобретения дорогостоящего оборудования, капитального ремонта и ремонта
автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального
значения. 5. Развитие финансового контроля, включая дальнейшую
разработку методологии
и стандартизацию контрольной деятельности Совершенствование
системы управления государственными финансами невозможно без развития системы
финансового контроля, основными направлениями которого в среднесрочной
перспективе будут являться: - дальнейшее
развитие методологии внутреннего государственного финансового контроля путем
внедрения стандартизации контрольной деятельности, позволяющей перевести ее на
новый уровень; - совершенствование
внутреннего финансового контроля (аудита) в целях повышения качества
финансового менеджмента; - внедрение
новых процедур контроля в сфере закупок; - развитие
административной практики. Новацией бюджетного законодательства является наделение Федеральным законом от 03.07.2016 № 345-ФЗ «О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 7 и 10 Федерального
закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» органов внутреннего государственного финансового
контроля полномочиями по разработке и утверждению стандартов, регламентирующих
порядок осуществления действий и операций в процессе контрольной деятельности. До 1 декабря 2016 года Министерству финансов
Пензенской области предстоит разработать данные стандарты, которые будут
применяться при проведении контрольных действий уже с конца текущего года и в
среднесрочной перспективе, и при необходимости в дальнейшем провести их доработку с учетом итогов практической
реализации. Оптимизации расходов, улучшению финансовой дисциплины
на ведомственном уровне способствует совершенствование
внутреннего финансового контроля (аудита). В июне текущего года порядок
проведения внутреннего финансового контроля (аудита) был дополнен новым методом
контроля – смежным контролем, конкретизирован четкими нормами по
осуществлению контроля по уровню подведомственности, а также уточнен в части
обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита. Учитывая значимость
внутреннего финансового контроля (аудита) в сфере управления финансами на
уровне областных министерств и ведомств, показатели качества его
осуществления включены в систему показателей качества финансового менеджмента,
осуществляемого главными администраторами бюджетных средств. В новом
бюджетном цикле планируется дальнейшее совершенствование методического
обеспечения внутреннего контроля в секторе государственного управления. В связи с поэтапным вступлением в силу отдельных норм Федерального закона № 44-ФЗ контрольные
полномочия органа внутреннего
государственного финансового контроля в сфере закупок расширяются. Так, в 2016 году они были
дополнены контролем в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, а
начиная с 2017 года – контролем за соблюдением требований к
обоснованию закупок. Реализация указанных полномочий позволит оптимизировать
бюджетные расходы и направлять высвобождающиеся ресурсы на решение
первоочередных государственных вопросов. Наряду с новыми полномочиями по
контролю в сфере закупок, продолжится
работа по обеспечению результативности имеющихся полномочий, в том числе по
контролю за обоснованием начальной
(максимальной) цены контракта, исполнением государственных контрактов и
отражением в документах учета поставленного товара. В целях
обеспечения действенности внутреннего государственного финансового контроля,
усиления персональной ответственности руководителей за низкие показатели
финансовой дисциплины с 15.07.2016 вступили в силу новые положения Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие
конкретный состав финансовых нарушений при закупках товаров, работ (услуг) и
применение санкций за них. Учитывая расширение полномочий финансовых
контролеров по административному делопроизводству, в ближайшей перспективе
будет проводиться их апробация, развитие практики привлечения к
административной ответственности за допущенные нарушения в сфере закупок, а
также дальнейшее совершенствование административной работы в целом. 6.
Повышение качества управления государственными и муниципальными
финансами, в том числе финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств По результатам рейтинговой оценки, произведенной в
сентябре 2016 года международным рейтинговым агентством Fitch
Ratings, рейтинги Пензенской области находятся на
прежнем уровне: долгосрочный рейтинг
дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со
«Стабильным» прогнозом, краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B» и
национальный долгосрочный рейтинг AA-(rus)» со
«Стабильным» прогнозом. Подтверждение рейтингов отражает низкие кредитные
риски и возможность оперативного погашения финансовых обязательств. По итогам 2015 года
Пензенская область во второй раз подряд вошла в число субъектов Российской
Федерации с высоким уровнем качества
управления региональными финансами. Оценка качества проводится
на основании приказа Минфина России от 03.12.2010 № 552 «О порядке
осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами»
(с последующими изменениями) с учетом показателей, характеризующих бюджетное
планирование, исполнение бюджета, финансовые взаимоотношения с муниципальными
образованиями, управление государственной собственностью и оказание
государственных услуг, прозрачность бюджетного процесса, выполнение «майских»
указов Президента Российской Федерации. Впервые первая степень
качества была присуждена нашему региону по итогам 2014 года. Ранее область
находилась в числе субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством
управления региональными финансами (вторая степень качества). Достижение
высокого уровня качества управления региональными
финансами указывает на правильность приоритетов проводимой в регионе
бюджетной политики и действенность мер по обеспечению сбалансированности
финансовой системы Пензенской области. Фактором,
способствующим достижению высоких показателей качества управления региональными финансами,
является проведение соответствующей работы на ведомственном уровне.
Эффективность этой работы оценивается в ходе
мониторинга качества финансового
менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. С учетом нововведений
действующего законодательства в
текущем году в постановление Правительства Пензенской области от
22.02.2012 № 111-пП «Об утверждении Положения о порядке и
методике оценки качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями
средств бюджета Пензенской области» внесены изменения, предусматривающие
пересмотр перечня показателей для проведения такой оценки, дополнение его
показателями оценки качества среднесрочного финансового планирования, уровня
исполнения по отдельным направлениям бюджетных расходов, прироста объема
доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности государственных
учреждений, своевременности принятия бюджетных обязательств на закупку товаров,
работ и услуг, формирования системы внутреннего финансового контроля (аудита),
информационной открытости бюджетных данных. В результате общее количество
показателей увеличилось с 26 до 36. В дальнейшем, наряду с
пересмотром перечня оцениваемых показателей, необходимо усилить персональную ответственность руководителей областных
министерств и ведомств за ухудшение финансовой дисциплины. 7. Повышение уровня информационной открытости бюджетных данных и
внедрение принципов инициативного бюджетирования с целью
расширения практики общественного участия в управлении
государственными финансами В
разделе «Открытый бюджет Пензенской области» на сайте Министерства финансов Пензенской
области размещаются брошюры-путеводители
по проекту бюджета Пензенской области, утвержденному бюджету Пензенской области
на очередной финансовый год и по годовому отчету о его исполнении, а также иная
информация, которая в доступной форме позволяет гражданам ознакомиться с
бюджетным процессом в регионе. Начиная
с 2013 года Пензенская область ежегодно входит в первую двадцатку субъектов
Российской Федерации и в пятерку регионов Приволжского федерального округа в
рейтинге по уровню открытости бюджетных данных. Наряду с продолжением
работы по публикации в открытых источниках информации
об основных бюджетных параметрах, показателях государственных программ,
итогах мероприятий по финансовому контролю в настоящее время особое внимание
уделяется мероприятиям по повышению
охвата граждан, участвующих в обсуждении вопросов по бюджетной тематике. В
частности, в 2016 году создана страница Министерства финансов Пензенской
области в социальной сети Фейсбук, на сайте Министерства организован раздел «Опросы
общественного мнения». В дополнение к публичным слушаниям по проекту бюджета
Пензенской области и отчету о его исполнении разрабатывается такой механизм,
как открытое общественное обсуждение бюджетных вопросов или проектов решений по
ним органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В рамках повышения
открытости бюджетных данных по-прежнему пристального внимания требуют вопросы
раскрытия информации о деятельности государственных учреждений, учредителям
которых необходимо усилить контроль за сроками, периодичностью и полнотой
размещения информации на официальном сайте для размещения информации о
государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru). Важной составляющей
системной работы по повышению информационной открытости бюджетных данных
является ввод в действие всех компонентов государственной интегрированной
информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»,
в том числе посредством наполнения
информацией о планировании закупок товаров, работ и услуг для государственных
нужд, размещении заказов на их поставку и выполнении государственных
контрактов, а также об источниках доходов бюджетов Российской Федерации. Одним из приоритетов работы
по повышению прозрачности и открытости управления государственными финансами в
среднесрочной перспективе станет внедрение
инициативного бюджетирования, которое призвано обеспечить участие граждан и
структур гражданского общества в реальном бюджетном процессе. Деятельность по
данному направлению будет способствовать вовлечению граждан в реализацию
проектов, направленных на решение задач местного значения как при выборе
приоритетов расходования бюджетных средств, так и при софинансировании
населением, бизнесом, местным и региональным бюджетом отобранных гражданами
проектов. Планируется, что начиная с 2017 года
Пензенская область войдет в число участников проекта «Развитие инициативного
бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2016–2018 годах». _____________ ОДОБРЕНЫ распоряжением
Правительства Пензенской
области от
25.10.2016 № 454-рП ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ налоговой политики Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Налоговая политика
Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов будет,
как и прежде, направлена на решение основной задачи по сохранению, укреплению и расширению доходного потенциала Пензенской
области. Влияние на налоговую
политику Пензенской области окажут планируемые изменения федерального
законодательства, которые отражены в проекте основных направлений
налоговой политики Российской Федерации на среднесрочный период: - для
стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса предполагается освобождение доходов, получаемых физическими
лицами от деятельности по оказанию некоторых видов услуг (уборка,
репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми и др.), от
обложения налогом на доходы физических лиц на срок до 31 декабря 2018 года; - в
целях обеспечения сбалансированности бюджетов планируется изменить распределение между бюджетами разных уровней объема
поступлений налога на прибыль организаций при сохранении для налогоплательщиков
налоговой нагрузки в прежнем объеме,
а именно увеличить ставку налога до 3%, зачисляемых в федеральный бюджет, и
уменьшить до 17%, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации. Также
предлагается ввести ограничение переноса
убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, в размере 30% от налоговой базы текущего периода, при этом отменить
условие, запрещающее переносить убытки, полученные более 10 лет назад; - планируется усовершенствовать механизм функционирования
консолидированных групп налогоплательщиков путем установления ограничения
на учет объемов убытков убыточных участников группы в размере не более 30% от
прибыли прибыльных участников группы; - предполагается увеличение ставок акцизов на вина, сидр, пуаре, медовуху в 2017 году по сравнению с 2016 годом в
2–2,3 раза, с последующим сохранением ставок на этом уровне в 2018–2019 годах,
а также рост ставок акцизов на
нефтепродукты в 2017–2019 годах по сравнению с текущим годом на 4%–39,8%, что положительно отразится
на объеме финансирования обеспечения дорожной деятельности региона; - в целях
вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных
на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном
порядке, прорабатывается вопрос
законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество
физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков,
на которых расположены указанные объекты; - для увеличения
эффективности платежной дисциплины по налогам, сборам и страховым взносам
ожидается рост размера пени с одной трехсотой
до одной стовосьмидесятой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации. Важно, что приоритетными направлениями налоговой политики нашего региона
будут оставаться создание условий для
развития предпринимательской деятельности и роста инвестиционной активности, легализации налоговой базы и повышения качества администрирования
доходных источников. Указанные направления определяются изменениями,
внесенными в текущем году в федеральное и региональное законодательство о
налогах и сборах. Так, в целях развития
малого и среднего бизнеса за счет снижения налоговой нагрузки уже
второй год в соответствии с Законом Пензенской области от
04.03.2015 № 2684-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы
Пензенской области» на территории области для впервые зарегистрированных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную
систему налогообложения, предоставляются двухлетние
«налоговые каникулы». За 2015 год данной льготой воспользовалось 53
индивидуальных предпринимателя, применяющих патентную систему налогообложения
(сумма льготы составила 545 тыс. руб.), и 38 предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения (24 320 тыс. руб.). Кроме того, в соответствии
с изменениями, вносимыми в настоящее время в Закон Пензенской области от
28.11.2012 № 2299-ЗПО «О введении патентной системы налогообложения на
территории Пензенской области и установлении
размеров потенциально возможного к получению индивидуальным
предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в
отношении которых применяется патентная система налогообложения», с 1 января
2017 года расширяется перечень видов
предпринимательской деятельности (с 47 до 63), по которым возможно применение
патентной системы налогообложения, а также снижается стоимость патента для предпринимателей, оказывающих бытовые
услуги и имеющих наемных работников. Согласно Федеральному
закону от 02.06.2016 № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона
«О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской
деятельности» до 1 января 2021 года продлевается
срок действия специального налогового режима в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности. Также положениями Федерального закона от 03.07.2016
№ 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» предусмотрено
освобождение организаций и физических лиц от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих
разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре
транспортных средств системы «Платон». Согласно статье 227.1 Налогового кодекса Российской
Федерации при расчете размера фиксированного авансового платежа по налогу на
доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами от осуществления
трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, применяются коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на календарный год на
федеральном уровне, а также региональный
коэффициент. В Пензенской области в целях недопущения увеличения нагрузки
на налогоплательщиков размер коэффициента, отражающего региональные особенности
рынка труда, на 2017 год будет сохранен на уровне 2016 года – 1,5. В соответствии с действующим
законодательством с 2015 года налог на имущество организаций по
объектам административного, торгового и коммерческого назначения согласно
установленному перечню исчисляется исходя из кадастровой стоимости имущества. С
целью предупреждения резкого роста налоговой нагрузки на малый и средний бизнес
в регионе определен критерий включения
указанных объектов в данный перечень – площадь объекта свыше 1000 квадратных
метров, что позволяет включать в перечень объекты только более крупных
налогоплательщиков. Следует отметить, что доля налога на имущество организаций,
исчисляемого от кадастровой стоимости, в общем объеме поступлений указанного
налога возрастает с 5,8% (79 млн. руб.) за I полугодие 2015 года, до 8% (119 млн. руб.) – за I полугодие 2016 года. С 2015 года исчисление налога на имущество физических лиц также осуществляется на
основании кадастровой стоимости,
которая отражает более реальную стоимость имущества по сравнению с инвентаризационной стоимостью объектов
налогообложения. Дополнительные поступления налога в местные бюджеты в 2016
году (по итогам за 2015 год в соответствии с установленным сроком уплаты)
оцениваются в сумме более 35 млн. руб. С целью постепенного увеличения
налоговой нагрузки на физических лиц первые четыре года являются переходным
периодом, в течение которого при расчете налога будут применяться понижающие
коэффициенты. Также для
оптимизации налоговой нагрузки Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в
период с 2017 по 2020 годы для целей налогообложения будет применяться кадастровая стоимость земельных участков и
объектов недвижимости, действующая на 01.01.2014, а в случае если определенная
после 01.01.2014 кадастровая стоимость меньше действующей на 01.01.2014, то
будет применяться наименьшая кадастровая
стоимость в пользу налогоплательщиков. В текущем году
продолжена работа по развитию инвестиционной
деятельности за счет привлечения
в регион инвесторов, создания дополнительных рабочих мест и роста налоговых
поступлений. Так, в рамках Закона Пензенской области от
30.06.2009 № 1755-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном
партнерстве в Пензенской области» заключены два инвестиционных соглашения с ООО
«Областной производственный комбинат» и ООО «ПензаМолИнвест»,
за период реализации которых планируется получить бюджетный эффект в виде дополнительных поступлений в консолидированный бюджет области налога на
имущество организаций, налога на доходы физических лиц, транспортного
налога по сравнению с суммой предоставляемых налоговых льгот
по налогу на имущество организаций. Наряду с действующим
механизмом стимулирования инвестиционной деятельности принимались меры и по
улучшению инвестиционного климата региона за счет применения института участников специальных
инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов. Так, на основании Федерального закона от 31.12.2014
№ 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с последующими
изменениями) и Закона Пензенской области от
19.08.2015 № 2787-ЗПО «О промышленной политике в Пензенской области»
(с последующими изменениями) принято постановление Правительства Пензенской
области от
24.06.2016 № 321-пП «Об утверждении Порядка заключения специального
инвестиционного контракта», предусматривающее меры стимулирования деятельности
в сфере промышленности. Кроме того, в настоящее время проходят согласование
проекты законов Пензенской области, касающиеся установления института
региональных инвестиционных проектов, в том числе определение условий включения
организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов и порядка
внесения изменений в указанный реестр, предоставление налоговых преференций для
таких организаций. Одновременно с направлениями налоговой политики в
части создания условий для развития предпринимательской инициативы и
инвестиционной активности будет продолжена дальнейшая
оптимизация налоговых льгот, в том числе за счет отмены налоговых
льгот, установленных федеральным законодательством. Так,
продолжается поэтапное повышение налоговых ставок по налогу на имущество
организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных
трубопроводов, линий энергопередачи, а также
сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с полной отменой
для них пониженных ставок налога с 1 января 2019 года. В целях увеличения доходного потенциала области за
счет роста
налоговых доходов в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2016
№ 34-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации» предусмотрено увеличение на 2017 год ставок акцизов на
спирт этиловый на 4,9%, алкогольную продукцию на 4,5%–11,1%. Одним из приоритетных
направлений налоговой политики в Пензенской области в среднесрочной перспективе
будет являться совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной
власти Пензенской области, органов местного самоуправления Пензенской области и
территориальных органов федеральных органов государственной власти,
направленных на: - повышение
уровня собираемости доходных источников, а также сокращение задолженности по
платежам в бюджет, усиление претензионноисковой
работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и
применение мер принудительного взыскания задолженности; - легализацию
бизнеса и «теневой» заработной платы, предотвращение уклонения от уплаты
налогов; - сверку и
актуализацию баз данных, которые используются в целях налогообложения; - повышение эффективности управления государственной и
муниципальной
собственностью. _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|