Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 19.04.2010 № 220

 

 

 

 

 

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

     от 19 апреля 2010 года                                   N 220

 

   Утратило силу - Постановление Правительства Нижегородской области

                                                 от 03.04.2015 № 190

 

 Об утверждении государственной программы "Развитие конкуренции на

      территории Нижегородской области на период до 2015 года"
     

   (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области

          от 25.08.2010 г. N 537; от 07.12.2010 г. N 876;

          от 11.11.2011 г. N 911; от 13.11.2012 г. N 804;

                      от 13.09.2013 г. N 646)

 

     В целях  обеспечения   единства  экономического   пространства,
свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в
Нижегородской области,  защиты  конкуренции и  создания условий  для
эффективного  функционирования  товарных   рынков  и  рынков   услуг
Правительство Нижегородской области постановляет:
     1.  Утвердить  прилагаемую  государственную программу "Развитие

конкуренции  на  территории  Нижегородской области на период до 2015

года" (далее - Программа). (В  редакции  Постановления Правительства

Нижегородской области от 13.09.2013 г. N 646)
     2. Органам   исполнительной   власти   Нижегородской    области
обеспечить реализацию Программы в пределах своей компетенции.
     3. Рекомендовать органам местного самоуправления  муниципальных
образований  Нижегородской  области  принять  участие  в  реализации
мероприятий Программы.
     4. Аппарату  Правительства  Нижегородской  области   обеспечить
опубликование настоящего постановления.
     5. Контроль за  исполнением настоящего постановления  возложить
на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя  Правительства
Нижегородской области В.А.Иванова.

 

 

     Губернатор                                           В.П.Шанцев

 

 

 

                                                          УТВЕРЖДЕНА

                                        постановлением Правительства

                                               Нижегородской области

                                        от 19 апреля 2010 года N 220

                                           (в редакции постановления

                                 Правительства Нижегородской области

                                       от 13 ноября 2012 года N 804)

 

 

         Государственная программа "Развитие конкуренции

    на территории Нижегородской области на период до 2015 года"

                       (далее - Программа)

 

   (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области

                      от 13.09.2013 г. N 646)

 

                        1. Паспорт Программы

 

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.1. Наименование|      Государственная программа "Развитие конкуренции на|     

| Программы        |территории Нижегородской области на период до 2015 года"|         

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.2. Основание   |      Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О|

| для разработки   | защите конкуренции";                                   |

| Программы        |      Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ  "О|

|                  | размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение|

|                  | работ,   оказание    услуг   для   государственных    и|

|                  | муниципальных нужд";                                   |

|                  |      Федеральный закон от 4  мая 2011  года N 99-ФЗ  "О|

|                  | лицензировании отдельных видов деятельности";          |

|                  |      Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N  323-ФЗ|

|                  | "Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в   Российской|

|                  | Федерации";                                            |

|                  |      распоряжение Правительства Российской Федерации от|

|                  | 19 мая  2009 года  N  691-р "Об  утверждении  Программы|

|                  | развития  конкуренции в  Российской  Федерации и  плана|

|                  | мероприятий по ее реализации на 2009-2015 годы";       |

|                  |      приказ ФАС РФ  от 28  апреля 2010 года  N 220  "Об|

|                  | утверждении   Порядка  проведения   анализа   состояния|

|                  | конкуренции на товарном рынке";                        |

|                  |      постановление Правительства Нижегородской  области|

|                  | от 17 апреля 2006 года N 127 "Об утверждении  Стратегии|

|                  | развития Нижегородской области до 2020 года"           |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.3.             |      министерство экономики    Нижегородской    области|

| Государственные  | (координатор);                                         |

| заказчики        |      министерство поддержи     и    развития     малого|

| Программы        | предпринимательства,  потребительского  рынка  и  услуг|

|                  | Нижегородской области;                                 |

|                  |      министерство жилищно-коммунального   хозяйства   и|

|                  | топливно-энергетического    комплекса     Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство сельского         хозяйства         и|

|                  | продовольственных ресурсов Нижегородской области;      |

|                  |      министерство промышленности      и       инноваций|

|                  | Нижегородской области;                                 |

|                  |      министерство государственного     имущества      и|

|                  | земельных ресурсов Нижегородской области;              |

|                  |      министерство строительства Нижегородской области; |

|                  |      министерство здравоохранения         Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство инвестиционной политики Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство внутренней       региональной       и|

|                  | муниципальной политики Нижегородской области;          |

|                  |      министерство финансов Нижегородской области;      |

|                  |      министерство информационных  технологий,  связи  и|

|                  | средств массовой информации Нижегородской области;     |

|                  |      департамент транспорта Нижегородской области;     |

|                  |      управление по  организации конкурсов  и  аукционов|

|                  | Нижегородской области;                                 |

|                  |      региональная служба   по   тарифам   Нижегородской|

|                  | области                                                |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.4. Основные    |      министерство экономики Нижегородской области;     |

| разработчики     |      министерство поддержи     и    развития     малого|

| Программы        | предпринимательства,  потребительского  рынка  и  услуг|

|                  | Нижегородской области;                                 |

|                  |      министерство жилищно-коммунального   хозяйства   и|

|                  | топливно-   энергетического   комплекса   Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство сельского         хозяйства         и|

|                  | продовольственных ресурсов Нижегородской области;      |

|                  |      министерство промышленности      и       инноваций|

|                  | Нижегородской области;                                 |

|                  |      министерство государственного     имущества      и|

|                  | земельных ресурсов Нижегородской области;              |

|                  |      министерство строительства Нижегородской области; |

|                  |      министерство здравоохранения         Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство инвестиционной политики Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство внутренней       региональной       и|

|                  | муниципальной политики Нижегородской области;          |

|                  |      министерство финансов Нижегородской области;      |

|                  |      министерство информационных  технологий,  связи  и|

|                  | средств массовой информации Нижегородской области;     |

|                  |      департамент транспорта Нижегородской области;     |

|                  |      управление по  организации конкурсов  и  аукционов|

|                  | Нижегородской области;                                 |

|                  |      региональная служба   по   тарифам   Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      управление Федеральной   антимонопольной    службы|

|                  | Российской  Федерации  по  Нижегородской  области   (по|

|                  | согласованию);                                         |

|                  |      Нижегородская ассоциация     промышленников      и|

|                  | предпринимателей (по согласованию);                    |

|                  |      Торгово-промышленная палата Нижегородской  области|

|                  | (по согласованию)                                      |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.5. Основная    |      обеспечение единства экономического  пространства,|

| цель Программы   | свободного перемещения  товаров, свободы  экономической|

|                  | деятельности  на   территории  Нижегородской   области,|

|                  | защита конкуренции и создание условий для  эффективного|

|                  | функционирования товарных рынков и рынков услуг        |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.6. Основные    |      - создание  благоприятных  условий  для   развития|

| задачи Программы | конкурентной среды  на  всех товарных  рынках и  рынках|

|                  | услуг   региона   путем   использования    инструментов|

|                  | стимулирования и государственной поддержки;            |

|                  |      - снижение      или      устранение      правовых,|

|                  | административных  барьеров для  стимулирования  доступа|

|                  | новых участников на региональные товарные рынки и рынки|

|                  | услуг;                                                 |

|                  |      - снижение    или    устранение     экономических,|

|                  | инфраструктурных   и   технологических   барьеров   для|

|                  | стимулирования доступа новых участников на региональные|

|                  | товарные рынки и рынки услуг;                          |

|                  |      - создание условий  для информационной  открытости|

|                  | рынков во всех сферах экономической деятельности;      |

|                  |      - реализация принципа  прозрачности и  обеспечение|

|                  | справедливых  условий  состязательности   распределения|

|                  | ограниченных  ресурсов  бюджета  посредством   развития|

|                  | государственного и муниципального заказа;              |

|                  |      - защита и обеспечение добросовестной  конкуренции|

|                  | между  участниками рынка  (хозяйствующими  субъектами),|

|                  | создание  участникам  внешнеэкономической  деятельности|

|                  | условий для ее нормального осуществления;              |

|                  |      - создание  благоприятных  условий  для   развития|

|                  | конкурентной среды в моногородах Нижегородской области |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.7. Сроки и     |      2010-2015 годы                                    |

| этапы реализации |      Программа реализуется в два этапа:                |

| Программы        |      1 этап - 2010-2012 годы                           |

|                  |      2 этап - 2013-2015 годы                           |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.8. Исполнители |      министерство экономики Нижегородской области;     |

| основных         |      министерство поддержи     и    развития     малого|

| мероприятий      | предпринимательства,  потребительского  рынка  и  услуг|

| Программы        | Нижегородской области;                                 |

|                  |      министерство жилищно-коммунального   хозяйства   и|

|                  | топливно-   энергетического   комплекса   Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство сельского         хозяйства         и|

|                  | продовольственных ресурсов Нижегородской области;      |

|                  |      министерство промышленности      и       инноваций|

|                  | Нижегородской области;                                 |

|                  |      министерство государственного     имущества      и|

|                  | земельных ресурсов Нижегородской области;              |

|                  |      министерство строительства Нижегородской области; |

|                  |      министерство здравоохранения         Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство инвестиционной политики Нижегородской|

|                  | области;                                               |

|                  |      министерство внутренней       региональной       и|

|                  | муниципальной политики Нижегородской области;          |

|                  |      министерство финансов Нижегородской области;      |

|                  |      министерство информационных  технологий,  связи  и|

|                  | средств массовой информации Нижегородской области;     |

|                  |      департамент транспорта Нижегородской области;     |

|                  |      управление по  организации конкурсов  и  аукционов|

|                  | Нижегородской области;                                 |

|                  |      Нижегородская ассоциация     промышленников      и|

|                  | предпринимателей (по согласованию);                    |

|                  |      Торгово-промышленная палата Нижегородской  области|

|                  | (по согласованию)                                      |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.9. Объемы и    |      Все мероприятия  выполняются   в  рамках   текущей|

| источники        | деятельности участников Программы                      |

| финансирования   |                                                        |

| Программы        |                                                        |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.10. Система    |      Контроль за  исполнением  Программы   осуществляет|

| организации      | Правительство Нижегородской области                    |

| контроля за      |                                                        |

| исполнением      |                                                        |

| Программы        |                                                        |

+------------------+--------------------------------------------------------+

| 1.11. Индикаторы |      - увеличение доли продукции, произведенной  малыми|

| достижения цели  | предприятиями, в  общем  объеме валового  регионального|

| Программы        | продукта с 14,1% в 2009 году до 15,9% в 2015 году;     |

|                  |      - снижение   индекса   потребительских   цен    на|

|                  | продовольственные товары с 116,5% в 2009 году до 104,5%|

|                  | в 2015 году;                                           |

|                  |      - увеличение количества организаций инфраструктуры|

|                  | поддержки предпринимательства с 27 в 2009 году до 46  в|

|                  | 2015 году;                                             |

|                  |      - увеличение числа вновь зарегистрированных  малых|

|                  | предприятий  с  7,5  тыс.единиц  в  2009  году  до  8,1|

|                  | тыс.единиц в 2015 году.                                |

|                  |      Более подробно индикаторы  представлены в  разделе|

|                  | 2.7 Программы                                          |

+------------------+--------------------------------------------------------+

       редакции  Постановления Правительства Нижегородской области

от 13.09.2013 г. N 646)

 

                         2. Текст Программы

 

                      2.1. Содержание проблемы

 

                       2.1.1. Общие положения

 

     В соответствии с  Федеральным законом  от 26 июля  2006 года  N

135-ФЗ    защите  конкуренции"  конкуренция  -  это  соперничество

хозяйствующих  субъектов,  при котором  самостоятельными  действиями

каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из

них  в  одностороннем   порядке  воздействовать  на  общие   условия

обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

     Развитая конкурентная среда обеспечивает:

     - сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного

бизнеса с защитой экономических интересов потребителей;

     - установление    минимально     возможных    рыночных     цен,

обеспечивающих  вместе с  тем  долгосрочную финансовую  стабильность

наиболее эффективных предприятий.

     В условиях    развитой     конкуренции    даже     единственный

предприниматель  на  рынке  вынужден  учитывать  при   осуществлении

ценовой политики появление возможных конкурентов.

     В случае  неразвитости  конкурентной  среды  у   хозяйствующего

субъекта   появляется   возможность  и   стимулы   к   сознательному

ограничению  производства и  торговли.  Обычно эта  возможность  тем

больше,  чем   больше  концентрация   на  данном   рынке,  то   есть

сосредоточение производства,  капитала  в одних  руках  или в  одном

месте, преобладание на рынке одной или нескольких фирм.

     В таких случаях появляется необходимость использовать как  меры

антимонопольного  регулирования,   так  и   меры  экономического   и

нормативно-правового стимулирования.

     Однако иногда сам факт  высокой концентрации, а  соответственно

низкого  уровня конкуренции  на  рынке  для ряда  отраслей  является

необходимым условием эффективности. Это  в первую очередь отрасли  с

высокими технологическими и инфраструктурными барьерами вхождения на

рынок.

 

 2.1.2. Характеристика особенностей и проблем развития конкуренции

                      в Нижегородской области

 

     Особенности геополитического  положения  Нижегородской  области

благоприятны   для  формирования   и   развития  здесь   крупнейшего

индустриального,   научно-образовательного  и   культурного   центра

России.  Регион расположен  в  центре  европейской части  страны  на

слиянии крупнейших  рек - Волги  и Оки,  в месте пересечения  мощных

транспортных коридоров.

     Особенностью региона  является  отсутствие  значимых  природных

полезных  ископаемых.  В  силу  этого  основу  экономики  составляют

обрабатывающие  предприятия,  занимающие  90%  всего   промышленного

производства.

     По объему  отгруженной  продукции  обрабатывающих   производств

область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе (далее -

ПФО) и 6-е - в России.

     Деятельность Правительства  Нижегородской  области  шестой  год

строится на основе Стратегии развития Нижегородской области до  2020

года,   утвержденной  постановлением   Правительства   Нижегородской

области от  17 апреля 2006  года N  127, которая определяет  целевые

ориентиры деятельности Правительства  Нижегородской области до  2020

года (далее - Стратегия).

     С целью скорейшего достижения одной из главных целей  Стратегии

"Эффективная,  динамично  растущая  и  сбалансированная  экономика",

выполнения установленных Стратегией ориентиров усилия  Правительства

Нижегородской области направлены на:

     - достижение  высокого  уровня  производительности  и   степени

модернизации существующих предприятий;

     - создание благоприятных условий для ведения бизнеса;

     - развитие  инвестиционной  привлекательности  территории   для

создания новых предприятий в приоритетных секторах экономики.

     То есть   в    конечном   итоге   деятельность    Правительства

Нижегородской  области направлена  на  создание и  стимулирование  в

регионе развитой конкурентной среды.

     Одним из  направлений   "главного  удара"   с  целью   развития

конкуренции в Нижегородской области является создание крупнейшего  в

России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса.

     Реализация данного направления предусматривает развитие:

     - отраслей,   специализирующихся   на   производстве    товаров

массового спроса (в том числе пищевая, легкая промышленность);

     - сетей реализации;

     - сырьевой базы;

     - транспортно-логистического комплекса.

     Вместе с тем одной  из основных  угроз развития конкуренции  не

только   в  России,   но   и   в  Нижегородской   области   являются

административные барьеры,  снижающие  стимулы входа  на рынки  новых

участников,  повышающие  непроизводственные  издержки  и   создающие

условия для коррупции.

     Наиболее характерными       для      Российской       Федерации

административными барьерами принято считать:

     - усложненный   или  бюрократический   характер   осуществления

управленческих процедур работниками органов власти;

     - избыток инстанций при входе на рынок;

     - затрудненный доступ к информации.

     Нижегородская область в этом смысле не является исключением,  и

отдельные  случаи  таких  нарушений также  существуют  (подробнее  в

анализе конкретных товарных рынков и рынков услуг).

     Поэтому эффективное противодействие ограничению, устранению или

недопущению конкуренции  является важной  составляющей  деятельности

Правительства Нижегородской области.

     В ходе   реализации   административной   реформы    существенно

сокращены  масштабы  вмешательства органов  власти  в  экономическую

деятельность, связанного с осуществлением государственного  контроля

(надзора),   лицензированием,    государственной   регистрацией    и

экспертизой, обязательной сертификацией продукции.

     Распоряжением Правительства Нижегородской  области  от 19  июня

2009  года  N  1325-р  утвержден  План  мероприятий  по   проведению

административной реформы в Нижегородской области на 2009-2010 годы.

     Указанная работа  продолжена   в  2011-2012   годах  в   рамках

реализации распоряжения  Правительства Нижегородской  области от  14

января  2011  года  N  8-р  "Об  утверждении  Плана  мероприятий  по

проведению  административной  реформы  в  Нижегородской  области  на

2011-2012 годы".

     К числу  ключевых ограничений  развития  конкуренции в  регионе

можно отнести:

     1. Инфраструктурные    ограничения.    Одними    из    основных

инфраструктурных  ограничений   конкуренции  являются   неразвитость

транспортно-логистической      инфраструктуры     и      ограничения

энергетической системы.

     Транспортные проблемы   приводят  к   появлению   изолированных

товарных рынков, а также  к сужению географии реализации товаров.  К

основным транспортным ограничениям в регионе можно отнести:

     - относительно  низкая  пропускная  способность   автомобильных

дорог, отсутствие в полном объеме дорожных обходов областного центра

Нижнего Новгорода;

     - отсутствие автоматизированных систем мониторинга и управления

транспортными потоками.

     Состояние конкурентной  среды  также  в  значительной   степени

обусловлено  стоимостью  услуг  субъектов  естественных   монополий,

состоянием     инженерной     инфраструктуры     и      возможностью

беспрепятственного доступа к ней.

     К негативным  факторам в  этой  сфере можно  отнести  постоянно

растущие тарифы  на  продукцию энергетики  и  условия подключения  к

электро-  и газовым  сетям,  системам  тепло- и  водоснабжения,  что

является  серьезным барьером  входа  на любые  рынки  не только  для

малого, но и крупного бизнеса.

     Сдерживающим фактором  темпов  развития конкуренции  в  регионе

также  является  недостаток  хранилищ,  складов  и  высокая  степень

изношенности основных фондов предприятий.

     2. Административные  ограничения  входа  на  рынок  и   ведения

бизнеса,  в   частности,   необходимость  получения   хозяйствующими

субъектами   различных   разрешений,   согласований   и   заключений

государственных органов, а  также административное давление в  части

осуществления государственного контроля (надзора).

     3. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов.

Развитие крупных торговых сетевых компаний, имеющих в своем уставном

капитале значительные  средства,  может  создать  ряд  проблем   для

конкурентной  среды  в  сфере розничной  торговли.  Крупные  сетевые

компании  ощущают  конкуренцию  только  со  стороны  других  крупных

розничных  сетей  и  существенно влияют  на  деятельность  несетевых

торговых  компаний,  вытесняя  малый  бизнес  и   "неорганизованную"

торговлю.

     Кроме того   угрозой    развития    конкуренции   со    стороны

хозяйствующих   субъектов  является   злоупотребление   доминирующим

положением, особенно в сферах деятельности естественных монополий.

     4. Низкий   уровень    телекоммуникационных   технологий    при

предоставлении государственных и муниципальных услуг.

     Глубина проблемы  развития  конкуренции,  влияние  на  развитие

конкуренции  негативных  факторов  и  состояние  конкурентной  среды

области  определяются  концентрацией и  деятельностью  экономических

субъектов на ключевых  региональных рынках  в разрезе направлений  и

видов экономической деятельности.

     Анализ степени  развития  конкуренции в  Нижегородской  области

построен  на  анализе   конкурентной  среды  в  различных   отраслях

(сферах), товарных рынках (рынках услуг).

     

 2.1.3. Общая характеристика малого и среднего предпринимательства

                на территории Нижегородской области

     

     Сфера малого    и   среднего    предпринимательства    является

гармоничной  составляющей  всех  отраслей.  Но  в  связи  с   особым

отношением к  предпринимательству  и высокой  важностью в  структуре

национальной экономики этот сектор выделен в самостоятельный раздел.

     В современных социально-экономических условиях субъекты  малого

и  среднего  предпринимательства  (далее -  МСП)  оказываются  более

гибкими  при   реагировании  на   постоянно  изменяющуюся   рыночную

конъюнктуру.

     Благодаря реализации целого  комплекса мер поддержки  субъектов

МСП, в  2008 году  на территории  Нижегородской области  действовало

45,9 тыс. малых предприятий.

     Оборот малых  предприятий  области  в  2008  году  составил   в

действующих ценах  356,5 млрд.  руб., что составило  20% от  оборота

организаций по полному кругу.

     В общем объеме оборота  предприятий по  полному кругу на  малые

предприятия приходится по отрасли:

     - "Гостиницы и рестораны" 60% или 4348,1 млн. рублей;

     - "Предоставление прочих коммунальных, персональных услуг"  51%

или 2882,7 млн.руб.;

     - "Добыча полезных ископаемых" 48% или 371,5 млн. рублей.

     Благодаря реализации 1  этапа  программы в  2010-2011 годах  по

итогам 2011 года данный показатель составил 467,1 млрд.рублей.

     В общем объеме оборота предприятий  по полному кругу по  итогам

2011 года на малые предприятия приходится по отрасли:

     - "Гостиницы и рестораны" 64% или 7941,9 млн. рублей;

     - "Предоставление  прочих  коммунальных,  персональных   услуг"

54,17% или 6860,5 млн. рублей.

     Увеличение доли  в  обороте малыми  предприятиями  в  указанных

отраслях   свидетельствует   о   развитии   конкурентной   среды   в

Нижегородской области  и  о том,  что  малые предприятия  становятся

реальными конкурентами крупным предприятиям в данных отраслях.

     Наличие большого  количества  малых предприятий,  ведущих  свою

хозяйственную деятельность в  различных отраслях экономики, а  также

то,  что их  число  в Нижегородской  области  несколько выше  чем  в

среднем по стране, говорит о  том, что конкурентная среда в  регионе

весьма развита.

     При этом  субъекты МСП  все  же  нуждаются в  стимулировании  и

поддержке  со  стороны  государства и  общества,  особенно  в  части

ресурсного обеспечения на старте бизнеса.

     Этими особенностями     обусловлены    основные     направления

государственной поддержки  и развития МСП  в Нижегородской  области:

совершенствование      нормативно-правовой      базы;       развитие

научно-технологической      инфраструктуры,      (бизнес-инкубаторы,

технопарки); финансовая и иная ресурсная поддержка МСП.

     Данные направления   поддержки   МСП   Нижегородской    области

предусмотрены  Комплексной   целевой   программой  развития   малого

предпринимательства  в  Нижегородской  области  на  2006-2010  годы,

утвержденной постановлением  Правительства Нижегородской области  от

16 декабря  2005 года  N 315, в  продолжение которой  постановлением

Правительства Нижегородской области от  16 сентября 2010 года N  618

утверждена Комплексная целевая программа развития малого и  среднего

предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.

     В целях повышения доступности кредитных ресурсов для  субъектов

МСП:

     - организована система льготного кредитования субъектов  малого

предпринимательства  в  коммерческих  банках  с  компенсацией  части

процентной ставки по кредитам коммерческих банков;

     - возмещается  часть  затрат по  страхованию  предмета  залога,

предоставленного в качестве  обеспечения исполнения обязательств  по

кредитному договору, а  также часть  затрат по страхованию  предмета

лизинга.

     В рамках государственной поддержки МСП приняты:

     - Закон Нижегородской  области от 7  июня 2006  года N 44-З  

применении  индивидуальными  предпринимателями  упрощенной   системы

налогообложения  на  основе  патента  на  территории   Нижегородской

области";

     - постановление  Правительства  Нижегородской  области  от   22

апреля  2009  года   N  250   "Об  утверждении  перечня   имущества,

находящегося в государственной собственности Нижегородской  области,

предоставляемого субъектам малого  и среднего предпринимательства  и

организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и

среднего предпринимательства".

     С целью ликвидации административных барьеров в регионе  открыта

"горячая    линия"    по    оказанию    квалифицированной     помощи

предпринимателям      по      вопросам      проведения      проверок

контрольно-надзорными органами.

     Развивается инфраструктура    поддержки    предпринимательства.

Субъекты инфраструктуры (центры,  фонды поддержки и развития  малого

бизнеса, бизнес-инкубаторы) проводят  регулярную работу в районах  и

городах  области:   оказывают   консультационные  услуги,   помогают

правильно оформлять  документы, организуют  тематические семинары  и

специальные  мероприятия  с  участием  специалистов  государственных

контролирующих и надзорных органов.

     Правительство Нижегородской области  активно взаимодействует  с

общественными  организациями,  объединяющими  предприятия  малого  и

среднего  бизнеса  на  федеральном,  региональном  и   муниципальном

уровне, способствуя концентрации усилий различных ступеней власти  и

общественных  организаций  в  деле  развития  малого  бизнеса.   Это

Торгово-промышленная  палата  Нижегородской  области,  Нижегородское

региональное  отделение   Общероссийской  общественной   организации

малого и среднего предпринимательтсва "ОПОРА РОССИИ",  Нижегородская

ассоциация промышленников и предпринимателей.

     На фоне благоприятно складывающейся  ситуации в сфере малого  и

среднего предпринимательства проблемы все-таки остаются, в частности

имеет место  неравномерность отраслевого  развития МСП  в области  -

превалируют торговля и  ремонт автотранспортных средств и  предметов

личного  пользования,  наблюдается   рост  оборота  в   материальных

сегментах экономики (обрабатывающем производстве, строительстве).

 

  2.1.4. Анализ конкурентной среды в сфере агропродовольственного

        комплекса. Рынки основных продовольственных товаров

 

     Конкурентная среда агропродовольственного  комплекса по  данным

2009 года характеризуется деятельностью основных участников  данного

рынка, численность которых  в Нижегородской области составляет  1846

предприятий и хозяйств различных форм собственности.

     При этом  62,7% занято  в  секторе пищевой  и  перерабатывающей

промышленности    и    37,3%    -    непосредственно    в    секторе

сельскохозяйственного производства.

     Состояние конкурентной  среды на  агропродовольственных  рынках

зависит от  сезонности  производства некоторых  товаров и  специфики

каждого рынка в отдельности.

     На рынке муки осуществляют  деятельность 6 мукомольных  заводов

Нижегородской области (ООО "Нижегородский мукомол", ОАО "Дзержинский

мукомольный  завод", ООО  "Мукомольный  комбинат "Володарский",  ООО

"Сеймовские   мельницы",   ОАО   "Шатковский   зерноперерабатывающий

комплекс"), порядка 10  минимельниц, а  также ряд оптовых  компаний,

реализующих   продукцию   мукомольных  заводов,   расположенных   за

пределами Нижегородской области.

     Рынок хлебобулочных   изделий   в   регионе   представлен   306

хлебопекарными заводами.

     Основную долю на рынке хлеба занимают: ОАО "Хлеб" (11,5%),  ОАО

"Арзамасский хлеб" (8,3%), ОАО "Дзержинскхлеб" (7,7%).

     Основными барьерами для входа  на товарный  рынок муки и  хлеба

новых хозяйствующих субъектов являются:

     - экономические    барьеры,    в    частности,     значительные

первоначальные  капитальные  вложения  в  организацию   производства

хлебобулочных  изделий     том  числе  открытие  производства   по

переработке  зерна  в  муку)   при  довольно  длительном  сроке   их

окупаемости;

     - низкая  рентабельность  мукомольных  предприятий,  которые  с

целью  сохранения  рынка  сбыта  устанавливают  минимальный   размер

прибыли на свою продукцию.

     Рынок молочной продукции  Нижегородской области представлен  68

молокоперерабатывающими предприятиями, включая цеха по  производству

масла и сыров.

     Наиболее крупные из них: ОАО "Молоко" г.Шахунья (доля на  рынке

нежирной  молочной  продукции  -  38,5%,  на  рынке   цельномолочной

продукции -  15%); ОАО  "Княгининское сухое молоко"  (доля на  рынке

масла  животного  - 20%,  на  рынке  сыров  жирных -  7%),  Молочный

комбинат "Нижегородский" филиал ОАО "Вимм-Билль-Данн" (доля на рынке

цельномолочной продукции - 22%).

     Основная масса производимой продукции (более 88,6%) реализуется

на территории области. Вывоз товара за пределы региона  незначителен

и составляет 11,4% от общего объема реализации.

     Исследования, проведенные Нижегородским УФАС России,  показали,

что на  рынке молочной продукции  Нижегородской области  отсутствуют

хозяйствующие субъекты, доли которых превышают 50%.

     Рынок производства мясной продукции  представлен в области  120

мясоперерабатывающими предприятиями.

     Крупным производителем мяса  свинины является ОАО  "Дзержинский

мясокомбинат". Производством мяса  птицы занимаются ОАО  "Линдовская

птицефабрика - племзавод" и две птицефабрики, входящие в УК "Русское

поле"   -   ОАО   "Павловская   птицефабрика"   и   ЗАО   "Ясенецкая

птицефабрика".   Производством   мяса   говядины   занимаются    как

сельскохозяйственные        товаропроизводители,        так        и

крестьянско-фермерские хозяйства и личные хозяйства граждан.

     В 2009 году в  Нижегородской области  было произведено скота  и

птицы в  живом  весе 127  тыс.  тонн, что  составляет  менее 50%  от

потребности области.

     В связи с этим сохраняется высокий процент (свыше 50%) по ввозу

мяса на   промышленную   переработку   мясокомбинатами   и   мелкими

перерабатывающими цехами.

     Крупным перерабатывающим предприятием является ОАО "Дзержинский

мясокомбинат" (доля  на  рынке  колбасных  изделий  -  29%),  однако

доминирующее положение на рынке в регионе никто не занимает.

     Высокую конкуренцию  нижегородским  производителям   составляет

ввозимая продукция.

     В период с  2007 года  по 2009  год наблюдалось  незначительное

увеличение количества  предприятий в  агропромышленном секторе.  При

этом  выпуск  продукции  предприятиями  пищевой  и  перерабатывающей

промышленности постоянно увеличивался.

     Правительством области активно ведется работа по развитию малых

форм хозяйствования.

     В области  по  состоянию  на  1 января  2010  года  создано  79

сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СХПК), из

них:

     - 24 кредитных;

     - 39 снабженческо-сбытовых;

     - 16 перерабатывающих кооперативов.

     Созданные кооперативы являются логистическими центрами, которые

закупают мясо, овощи,  грибы от населения,  производят их  первичную

переработку и осуществляют поставку  на рынки и в торговые  компании

г.Н.Новгорода и  Москвы (СХПК "Муравей"  (Ковернино), СХПК  "Соната"

(Перевоз), СХПК "АгроПродсервис" (Бор), СХПК "Залесный"  (Ковернино)

и другие).

     C начала    2009    года   открыт    21    сельскохозяйственный

потребительский кооператив,  активно работающий по  сбору молока  от

личных подсобных хозяйств.

     Объем производства  сельскохозяйственной продукции  предприятий

всех форм  собственности  (в действующих  ценах  с учетом  инфляции)

вырос в три  раза (с  15,2 млрд. рублей  в 2000  году до 45,1  млрд.

рублей в 2008 году).

     Основным направлением    в    сельском    хозяйстве    является

животноводство.  В   структуре  выручки  всех   сельскохозяйственных

предприятий за 2008 год оно занимает 62,4%, а растениеводство 29,4%.

     Новые перспективы  открывает  создание  современных   областных

сельскохозяйственных  рынков как  альтернативы  сетевым компаниям  в

целях создания  условий для  развития торговли  сельскохозяйственной

продукцией.

     Примером данного направления может  служить открытый 14  ноября

2009  года  первый  областной сельскохозяйственный  рынок  в  Нижнем

Новгороде общей площадью 4,9 га.

     Открытие областного  сельскохозяйственного  рынка  предоставило

возможность   сельхозпроизводителям   работать   без    посредников,

самостоятельно формировать и  устанавливать цены на свою  продукцию.

Это один из самых современных сельскохозяйственных рынков в  России.

Реализация  данного проекта  позволила  дополнительно открыть  более

3000 рабочих мест.

     Реализация мероприятий первого этапа программы (2010-2011 годы)

способствовала увеличению       количества       субъектов        на

агропродовольственных рынках и развитию конкурентной среды.

     Агропромышленный комплекс  в  Нижегородской области  по  итогам

2011  года представлен  деятельностью  1988 предприятий  и  хозяйств

различных  форм собственности,  1359  из  которых занято  в  секторе

пищевой и перерабатывающей промышленности и 629 - непосредственно  в

секторе сельскохозяйственного производства.

     По результатам    2011    года    предприятиями    пищевой    и

перерабатывающей промышленности произведено и отгружено продукции на

сумму 74,8 млрд. рублей или 115,2% к уровню 2010 года. Доля  пищевой

и  перерабатывающей  промышленности в  общем  объеме  обрабатывающих

производств  Нижегородской области  в  денежном выражении  составила

8,8%.

     В структуре производства пищевых продуктов в денежном выражении

доля производства  мяса и  мясопродуктов  составила 17,1%,  молочных

продуктов - 16,1%, растительных и животных масел и жиров - 9%, хлеба

и хлебобулочных изделий, сахара, кондитерских и макаронных изделий -

30,3%, напитков - 20%.

     По объему производства пищевых продуктов Нижегородская  область

занимает 2-е место в ПФО и 13-е место в Российской Федерации.

     Благодаря реализации   на  территории   Нижегородской   области

мероприятий по развитию конкуренции на агропродовольственных рынках,

за последние три года на рынок вышли новые предприятия:

     - на      базе      Кстовского      хладокомбината      открыто

молокоперерабатывающее    предприятие     ООО    "Молочный     завод

"Приволжский";

     - в  Богородском  районе  ЗАО  ПКФ  "РусАгроГрупп"  введено   в

эксплуатацию производство консервированных яйцепродуктов;

     - в  с.Починки  построен  завод  по  производству  плодоовощных

консервов мощностью 12 млн. усл. банок в год;

     - в п.Саваслейка Кулебакского района построен завод по  розливу

питьевой воды и безалкогольных напитков мощностью 30 млн.дкл. в год;

     - в Лукояновском районе компанией ООО "АгроЭкоСистемы" введен в

эксплуатацию современный комплекс  (элеватор)  по приемке,  очистке,

сушке  и  хранению   зерна  емкостью  12  тыс.тонн   единовременного

хранения;

     - созданы    распределительные   (логистические)    центры    в

Богородском районе  (ООО "Стэк"  и ООО  "Агротрейд") общей  емкостью

картофеле- и овощехранилищ 65 тыс.тонн единовременного хранения.

     Правительством области активно ведется работа по развитию малых

форм хозяйствования.

     В 2011 году  в Нижегородской области  по данным  Нижегородстата

осуществляют деятельность более 554 тыс. личных подсобных хозяйств и

3000 фермерских хозяйств.

     Для оказания содействия  развитию малых  форм хозяйствования  в

области   по  состоянию   на   1  января   2012   года  создано   90

сельскохозяйственных потребительских кооперативов (27 кредитных,  46

снабженческих и 17 перерабатывающих).

     В рамках реализации мероприятий по снижению финансовых барьеров

на сельскохозяйственных рынках  региона в 2011  году малыми  формами

хозяйствования   получено   льготных  кредитов   на   сумму   1329,8

млн.рублей, из них владельцами личных подсобных хозяйств - на  сумму

1079,4  млн.рублей,  крестьянскими (фермерскими)  хозяйствами  -  на

сумму  205,6   млн.рублей,  сельскохозяйственными   потребительскими

кооперативами - 43,9 млн.рублей.

     В 2011 году  началась реализация проекта  по развитию  семейных

молочно-товарных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Несмотря на  усилия  Правительства  Нижегородской  области   по

поддержке   и   развитию  конкурентной   среды   среди   предприятий

агропромышленного   комплекса,    по-прежнему   остаются    факторы,

ограничивающие конкуренцию:

     - сезонность производства;

     - неразвитость    биржевой    торговли     сельскохозяйственной

продукцией;

     - высокая степень изношенности основных фондов предприятий АПК;

     Основные барьеры входа на агропродовольственные рынки:

     - недостаток    материальных    и   финансовых    ресурсов    у

сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий.

     К основным мерам, направленным на развитие конкурентной среды в

отрасли, можно отнести:

     - создание  современных областных  сельскохозяйственных  рынков

как альтернативы сетевым компаниям;

     - организацию    закупки    продукции     сельскохозяйственного

производства через сеть торгово-закупочных кооперативов;

     - развитие малых форм хозяйствования;

     - повышение       информированности        товаропроизводителей

Нижегородской области  о  действующих нормативных  правовых актах  и

проводимых  мероприятиях  всех уровней,  связанных  с  деятельностью

предприятий агропромышленного комплекса;

     - усиление антимонопольного контроля за картельным сговором  на

рынке на поставку продовольственного товара.

 

    2.1.5. Анализ конкурентной среды в сфере розничной торговли

 

     Торговля -   одна  из   наиболее   динамично  развивающихся   и

бюджетообразующих отраслей экономики Нижегородской области.

     Современная ситуация  на  потребительском  рынке  Нижегородской

области имеет  достаточно  высокий уровень  насыщенности товарами  и

услугами,  характеризуется  достаточно  развитой  сетью  предприятий

торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения  и

очень высокой предпринимательской активностью.

     Как и   в  других   развитых   регионах  на   розничном   рынке

Нижегородской   области   отмечается   рост   числа   и   расширение

деятельности  крупных  предприятий розничной  торговли,  применяющих

современные сетевые технологии.

     При этом  в  последние   годы  региональные  сети   приобретают

мультиформатный характер, то есть развивают свою деятельность как  в

формате  крупных  торговых  объектов  -  универсальных  магазинов  и

супермаркетов,  так  и  в  формате  небольших  магазинов   "шаговой"

доступности.

     В настоящее время только в областном центре функционируют более

80 крупных объектов торговли, в том числе:

     - 3 торгово-развлекательных центра ("Шоколад", "Золотая  Миля",

"Фантастика"), общая торговая  площадь которых составляет более  100

тыс.кв.м.;

     - 12 гипермаркетов общей торговой площадью 96,2 тыс. кв.м;

     - 50 торговых центров общей торговой площадью 237,5 тыс. кв.м.

     Важным фактором развития конкуренции в сфере розничной торговли

Нижегородской области становится  увеличение числа торговых  сетевых

компаний.

     Нижегородская область  наряду  с  Москвой  и  Санкт-Петербургом

занимает ведущее место по количеству и разнообразию торговых сетей.

     На территории   области   в   настоящее   время    осуществляют

деятельность порядка 100  крупных торговых  сетевых компаний, 19  из

них являются продовольственными.


Информация по документу
Читайте также