Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 13.11.2012 № 804 ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 года N 804 Утратило силу - Постановление Правительства Нижегородской области
от 03.04.2015 № 190
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 19 апреля 2010 года N 220
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года N 220 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области
на 2010-2012 годы" следующие изменения: 1.1. В наименовании постановления и пункте 1 слова "на 2010-2012 годы" заменить словами "на 2010-2015 годы". 1.2. Областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор В.П.Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Нижегородской области
от 13 ноября 2012 года N 804
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Нижегородской области
от 19 апреля 2010 года N 220
(в редакции постановления
Правительства Нижегородской области
от 13 ноября 2012 года N 804)
Областная целевая программа "Развитие конкуренции
на территории Нижегородской области на 2010-2015 годы"
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
+------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.1. Наименование| областная целевая программа "Развитие конкуренции| | Программы | на территории Нижегородской области на 2010-2015 годы" |
+------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.2. Основание | Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О| | для разработки | защите конкуренции"; | | Программы | Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О| | | размещении заказов на поставки товаров, выполнение| | | работ, оказание услуг для государственных и| | | муниципальных нужд"; | | | Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О| | | лицензировании отдельных видов деятельности"; | | | Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ| | | "Об основах охраны здоровья граждан в Российской| | | Федерации"; | | | распоряжение Правительства Российской Федерации от| | | 19 мая 2009 года N 691-р "Об утверждении Программы| | | развития конкуренции в Российской Федерации и плана| | | мероприятий по ее реализации на 2009-2015 годы"; | | | приказ ФАС РФ от 28 апреля 2010 года N 220 "Об| | | утверждении Порядка проведения анализа состояния| | | конкуренции на товарном рынке"; | | | постановление Правительства Нижегородской области| | | от 17 апреля 2006 года N 127 "Об утверждении Стратегии| | | развития Нижегородской области до 2020 года" | +------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.3. | министерство экономики Нижегородской области| | Государственные | (координатор); | | заказчики | министерство поддержи и развития малого| | Программы | предпринимательства, потребительского рынка и услуг| | | Нижегородской области; | | | министерство жилищно-коммунального хозяйства и| | | топливно-энергетического комплекса Нижегородской| | | области; | | | министерство сельского хозяйства и| | | продовольственных ресурсов Нижегородской области; | | | министерство промышленности и инноваций| | | Нижегородской области; | | | министерство государственного имущества и| | | земельных ресурсов Нижегородской области; | | | министерство строительства Нижегородской области; | | | министерство здравоохранения Нижегородской| | | области; | | | министерство инвестиционной политики Нижегородской| | | области; | | | министерство внутренней региональной и| | | муниципальной политики Нижегородской области; | | | министерство финансов Нижегородской области; | | | министерство информационных технологий, связи и| | | средств массовой информации Нижегородской области; | | | департамент транспорта Нижегородской области; | | | управление по организации конкурсов и аукционов| | | Нижегородской области; | | | региональная служба по тарифам Нижегородской| | | области | +------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.4. Основные | министерство экономики Нижегородской области; | | разработчики | министерство поддержи и развития малого| | Программы | предпринимательства, потребительского рынка и услуг| | | Нижегородской области; | | | министерство жилищно-коммунального хозяйства и| | | топливно- энергетического комплекса Нижегородской| | | области; | | | министерство сельского хозяйства и| | | продовольственных ресурсов Нижегородской области; | | | министерство промышленности и инноваций| | | Нижегородской области; | | | министерство государственного имущества и| | | земельных ресурсов Нижегородской области; | | | министерство строительства Нижегородской области; | | | министерство здравоохранения Нижегородской| | | области; | | | министерство инвестиционной политики Нижегородской| | | области; | | | министерство внутренней региональной и| | | муниципальной политики Нижегородской области; | | | министерство финансов Нижегородской области; | | | министерство информационных технологий, связи и| | | средств массовой информации Нижегородской области; | | | департамент транспорта Нижегородской области; | | | управление по организации конкурсов и аукционов| | | Нижегородской области; | | | региональная служба по тарифам Нижегородской| | | области; | | | управление Федеральной антимонопольной службы| | | Российской Федерации по Нижегородской области (по| | | согласованию); | | | Нижегородская ассоциация промышленников и| | | предпринимателей (по согласованию); | | | Торгово-промышленная палата Нижегородской области| | | (по согласованию) | +------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.5. Основная | обеспечение единства экономического пространства,| | цель Программы | свободного перемещения товаров, свободы экономической| | | деятельности на территории Нижегородской области,| | | защита конкуренции и создание условий для эффективного| | | функционирования товарных рынков и рынков услуг | +------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.6. Основные | - создание благоприятных условий для развития| | задачи Программы | конкурентной среды на всех товарных рынках и рынках| | | услуг региона путем использования инструментов| | | стимулирования и государственной поддержки; | | | - снижение или устранение правовых,| | | административных барьеров для стимулирования доступа| | | новых участников на региональные товарные рынки и рынки|
| | услуг; | | | - снижение или устранение экономических,| | | инфраструктурных и технологических барьеров для| | | стимулирования доступа новых участников на региональные|
| | товарные рынки и рынки услуг; | | | - создание условий для информационной открытости| | | рынков во всех сферах экономической деятельности; | | | - реализация принципа прозрачности и обеспечение| | | справедливых условий состязательности распределения| | | ограниченных ресурсов бюджета посредством развития| | | государственного и муниципального заказа; | | | - защита и обеспечение добросовестной конкуренции| | | между участниками рынка (хозяйствующими субъектами),| | | создание участникам внешнеэкономической деятельности| | | условий для ее нормального осуществления; | | | - создание благоприятных условий для развития| | | конкурентной среды в моногородах Нижегородской области |
+------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.7. Сроки и | 2010-2015 годы | | этапы реализации | Программа реализуется в два этапа: | | Программы | 1 этап - 2010-2012 годы | | | 2 этап - 2013-2015 годы | +------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.8. Исполнители | министерство экономики Нижегородской области; | | основных | министерство поддержи и развития малого| | мероприятий | предпринимательства, потребительского рынка и услуг| | Программы | Нижегородской области; | | | министерство жилищно-коммунального хозяйства и| | | топливно- энергетического комплекса Нижегородской| | | области; | | | министерство сельского хозяйства и| | | продовольственных ресурсов Нижегородской области; | | | министерство промышленности и инноваций| | | Нижегородской области; | | | министерство государственного имущества и| | | земельных ресурсов Нижегородской области; | | | министерство строительства Нижегородской области; | | | министерство здравоохранения Нижегородской| | | области; | | | министерство инвестиционной политики Нижегородской| | | области; | | | министерство внутренней региональной и| | | муниципальной политики Нижегородской области; | | | министерство финансов Нижегородской области; | | | министерство информационных технологий, связи и| | | средств массовой информации Нижегородской области; | | | департамент транспорта Нижегородской области; | | | управление по организации конкурсов и аукционов| | | Нижегородской области; | | | Нижегородская ассоциация промышленников и| | | предпринимателей (по согласованию); | | | Торгово-промышленная палата Нижегородской области| | | (по согласованию) | +------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.9. Объемы и | Все мероприятия выполняются в рамках текущей| | источники | деятельности участников Программы | | финансирования | | | Программы | | +------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.10. Система | Контроль за исполнением Программы осуществляет| | организации | Правительство Нижегородской области | | контроля за | | | исполнением | | | Программы | | +------------------+--------------------------------------------------------+ | 1.11. Индикаторы | - увеличение доли продукции, произведенной малыми| | достижения цели | предприятиями, в общем объеме валового регионального| | Программы | продукта с 14,1% в 2009 году до 15,9% в 2015 году; | | | - снижение индекса потребительских цен на| | | продовольственные товары с 116,5% в 2009 году до 104,5%|
| | в 2015 году; | | | - увеличение количества организаций инфраструктуры| | | поддержки предпринимательства с 27 в 2009 году до 46 в| | | 2015 году; | | | - увеличение числа вновь зарегистрированных малых| | | предприятий с 7,5 тыс.единиц в 2009 году до 8,1| | | тыс.единиц в 2015 году. | | | Более подробно индикаторы представлены в разделе| | | 2.7 Программы | +------------------+--------------------------------------------------------+ 2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы 2.1.1. Общие положения
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Развитая конкурентная среда обеспечивает:
- сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного
бизнеса с защитой экономических интересов потребителей; - установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. В условиях развитой конкуренции даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой политики появление возможных конкурентов. В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующего субъекта появляется возможность и стимулы к сознательному ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке, то есть сосредоточение производства, капитала в одних руках или в одном месте, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. В таких случаях появляется необходимость использовать как меры антимонопольного регулирования, так и меры экономического и нормативно-правового стимулирования. Однако иногда сам факт высокой концентрации, а соответственно низкого уровня конкуренции на рынке для ряда отраслей является необходимым условием эффективности. Это в первую очередь отрасли с высокими технологическими и инфраструктурными барьерами вхождения на рынок. 2.1.2. Характеристика особенностей и проблем развития конкуренции в Нижегородской области
Особенности геополитического положения Нижегородской области благоприятны для формирования и развития здесь крупнейшего индустриального, научно-образовательного и культурного центра России. Регион расположен в центре европейской части страны на слиянии крупнейших рек - Волги и Оки, в месте пересечения мощных транспортных коридоров. Особенностью региона является отсутствие значимых природных полезных ископаемых. В силу этого основу экономики составляют обрабатывающие предприятия, занимающие 90% всего промышленного производства. По объему отгруженной продукции обрабатывающих производств область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) и 6-е - в России. Деятельность Правительства Нижегородской области шестой год строится на основе Стратегии развития Нижегородской области до 2020
года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127, которая определяет целевые ориентиры деятельности Правительства Нижегородской области до 2020 года (далее - Стратегия). С целью скорейшего достижения одной из главных целей Стратегии "Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика", выполнения установленных Стратегией ориентиров усилия Правительства
Нижегородской области направлены на: - достижение высокого уровня производительности и степени модернизации существующих предприятий; - создание благоприятных условий для ведения бизнеса;
- развитие инвестиционной привлекательности территории для создания новых предприятий в приоритетных секторах экономики. То есть в конечном итоге деятельность Правительства Нижегородской области направлена на создание и стимулирование в регионе развитой конкурентной среды. Одним из направлений "главного удара" с целью развития конкуренции в Нижегородской области является создание крупнейшего в
России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса. Реализация данного направления предусматривает развитие:
- отраслей, специализирующихся на производстве товаров массового спроса (в том числе пищевая, легкая промышленность); - сетей реализации;
- сырьевой базы;
- транспортно-логистического комплекса.
Вместе с тем одной из основных угроз развития конкуренции не только в России, но и в Нижегородской области являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции. Наиболее характерными для Российской Федерации административными барьерами принято считать: - усложненный или бюрократический характер осуществления управленческих процедур работниками органов власти; - избыток инстанций при входе на рынок;
- затрудненный доступ к информации.
Нижегородская область в этом смысле не является исключением, и отдельные случаи таких нарушений также существуют (подробнее в анализе конкретных товарных рынков и рынков услуг). Поэтому эффективное противодействие ограничению, устранению или
недопущению конкуренции является важной составляющей деятельности Правительства Нижегородской области. В ходе реализации административной реформы существенно сокращены масштабы вмешательства органов власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля
(надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 года N 1325-р утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Нижегородской области на 2009-2010 годы. Указанная работа продолжена в 2011-2012 годах в рамках реализации распоряжения Правительства Нижегородской области от 14 января 2011 года N 8-р "Об утверждении Плана мероприятий по проведению административной реформы в Нижегородской области на 2011-2012 годы". К числу ключевых ограничений развития конкуренции в регионе можно отнести: 1. Инфраструктурные ограничения. Одними из основных инфраструктурных ограничений конкуренции являются неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры и ограничения энергетической системы. Транспортные проблемы приводят к появлению изолированных товарных рынков, а также к сужению географии реализации товаров. К основным транспортным ограничениям в регионе можно отнести: - относительно низкая пропускная способность автомобильных дорог, отсутствие в полном объеме дорожных обходов областного центра Нижнего Новгорода; - отсутствие автоматизированных систем мониторинга и управления
транспортными потоками. Состояние конкурентной среды также в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инженерной инфраструктуры и возможностью беспрепятственного доступа к ней. К негативным факторам в этой сфере можно отнести постоянно растущие тарифы на продукцию энергетики и условия подключения к электро- и газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, что является серьезным барьером входа на любые рынки не только для малого, но и крупного бизнеса. Сдерживающим фактором темпов развития конкуренции в регионе также является недостаток хранилищ, складов и высокая степень изношенности основных фондов предприятий. 2. Административные ограничения входа на рынок и ведения бизнеса, в частности, необходимость получения хозяйствующими субъектами различных разрешений, согласований и заключений государственных органов, а также административное давление в части осуществления государственного контроля (надзора). 3. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов.
Развитие крупных торговых сетевых компаний, имеющих в своем уставном капитале значительные средства, может создать ряд проблем для конкурентной среды в сфере розничной торговли. Крупные сетевые компании ощущают конкуренцию только со стороны других крупных розничных сетей и существенно влияют на деятельность несетевых торговых компаний, вытесняя малый бизнес и "неорганизованную" торговлю. Кроме того угрозой развития конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов является злоупотребление доминирующим положением, особенно в сферах деятельности естественных монополий. 4. Низкий уровень телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Глубина проблемы развития конкуренции, влияние на развитие конкуренции негативных факторов и состояние конкурентной среды области определяются концентрацией и деятельностью экономических субъектов на ключевых региональных рынках в разрезе направлений и видов экономической деятельности. Анализ степени развития конкуренции в Нижегородской области построен на анализе конкурентной среды в различных отраслях (сферах), товарных рынках (рынках услуг).
2.1.3. Общая характеристика малого и среднего предпринимательства
на территории Нижегородской области
Сфера малого и среднего предпринимательства является гармоничной составляющей всех отраслей. Но в связи с особым отношением к предпринимательству и высокой важностью в структуре национальной экономики этот сектор выделен в самостоятельный раздел. В современных социально-экономических условиях субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру. Благодаря реализации целого комплекса мер поддержки субъектов МСП, в 2008 году на территории Нижегородской области действовало 45,9 тыс. малых предприятий. Оборот малых предприятий области в 2008 году составил в действующих ценах 356,5 млрд. руб., что составило 20% от оборота организаций по полному кругу. В общем объеме оборота предприятий по полному кругу на малые предприятия приходится по отрасли: - "Гостиницы и рестораны" 60% или 4348,1 млн. рублей;
- "Предоставление прочих коммунальных, персональных услуг" 51% или 2882,7 млн.руб.; - "Добыча полезных ископаемых" 48% или 371,5 млн. рублей.
Благодаря реализации 1 этапа программы в 2010-2011 годах по итогам 2011 года данный показатель составил 467,1 млрд.рублей. В общем объеме оборота предприятий по полному кругу по итогам 2011 года на малые предприятия приходится по отрасли: - "Гостиницы и рестораны" 64% или 7941,9 млн. рублей;
- "Предоставление прочих коммунальных, персональных услуг" 54,17% или 6860,5 млн. рублей. Увеличение доли в обороте малыми предприятиями в указанных отраслях свидетельствует о развитии конкурентной среды в Нижегородской области и о том, что малые предприятия становятся реальными конкурентами крупным предприятиям в данных отраслях. Наличие большого количества малых предприятий, ведущих свою хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, а также то, что их число в Нижегородской области несколько выше чем в среднем по стране, говорит о том, что конкурентная среда в регионе весьма развита. При этом субъекты МСП все же нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государства и общества, особенно в части ресурсного обеспечения на старте бизнеса. Этими особенностями обусловлены основные направления государственной поддержки и развития МСП в Нижегородской области: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие научно-технологической инфраструктуры, (бизнес-инкубаторы, технопарки); финансовая и иная ресурсная поддержка МСП. Данные направления поддержки МСП Нижегородской области предусмотрены Комплексной целевой программой развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 декабря 2005 года N 315, в продолжение которой постановлением Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010 года N 618 утверждена Комплексная целевая программа развития малого и среднего
предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы. В целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов МСП: - организована система льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческих банках с компенсацией части процентной ставки по кредитам коммерческих банков; - возмещается часть затрат по страхованию предмета залога, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, а также часть затрат по страхованию предмета лизинга. В рамках государственной поддержки МСП приняты:
- Закон Нижегородской области от 7 июня 2006 года N 44-З "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Нижегородской области"; - постановление Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2009 года N 250 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области,
предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства". С целью ликвидации административных барьеров в регионе открыта "горячая линия" по оказанию квалифицированной помощи предпринимателям по вопросам проведения проверок контрольно-надзорными органами. Развивается инфраструктура поддержки предпринимательства. Субъекты инфраструктуры (центры, фонды поддержки и развития малого бизнеса, бизнес-инкубаторы) проводят регулярную работу в районах и городах области: оказывают консультационные услуги, помогают правильно оформлять документы, организуют тематические семинары и специальные мероприятия с участием специалистов государственных контролирующих и надзорных органов. Правительство Нижегородской области активно взаимодействует с общественными организациями, объединяющими предприятия малого и среднего бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровне, способствуя концентрации усилий различных ступеней власти и
общественных организаций в деле развития малого бизнеса. Это Торгово-промышленная палата Нижегородской области, Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательтсва "ОПОРА РОССИИ", Нижегородская
ассоциация промышленников и предпринимателей. На фоне благоприятно складывающейся ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства проблемы все-таки остаются, в частности имеет место неравномерность отраслевого развития МСП в области - превалируют торговля и ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования, наблюдается рост оборота в материальных сегментах экономики (обрабатывающем производстве, строительстве). 2.1.4. Анализ конкурентной среды в сфере агропродовольственного
комплекса. Рынки основных продовольственных товаров
Конкурентная среда агропродовольственного комплекса по данным 2009 года характеризуется деятельностью основных участников данного
рынка, численность которых в Нижегородской области составляет 1846 предприятий и хозяйств различных форм собственности. При этом 62,7% занято в секторе пищевой и перерабатывающей промышленности и 37,3% - непосредственно в секторе сельскохозяйственного производства. Состояние конкурентной среды на агропродовольственных рынках зависит от сезонности производства некоторых товаров и специфики каждого рынка в отдельности. На рынке муки осуществляют деятельность 6 мукомольных заводов Нижегородской области (ООО "Нижегородский мукомол", ОАО "Дзержинский мукомольный завод", ООО "Мукомольный комбинат "Володарский", ООО "Сеймовские мельницы", ОАО "Шатковский зерноперерабатывающий комплекс"), порядка 10 минимельниц, а также ряд оптовых компаний, реализующих продукцию мукомольных заводов, расположенных за пределами Нижегородской области. Рынок хлебобулочных изделий в регионе представлен 306 хлебопекарными заводами. Основную долю на рынке хлеба занимают: ОАО "Хлеб" (11,5%), ОАО "Арзамасский хлеб" (8,3%), ОАО "Дзержинскхлеб" (7,7%). Основными барьерами для входа на товарный рынок муки и хлеба новых хозяйствующих субъектов являются: - экономические барьеры, в частности, значительные первоначальные капитальные вложения в организацию производства хлебобулочных изделий (в том числе открытие производства по переработке зерна в муку) при довольно длительном сроке их окупаемости; - низкая рентабельность мукомольных предприятий, которые с целью сохранения рынка сбыта устанавливают минимальный размер прибыли на свою продукцию. Рынок молочной продукции Нижегородской области представлен 68 молокоперерабатывающими предприятиями, включая цеха по производству
масла и сыров. Наиболее крупные из них: ОАО "Молоко" г.Шахунья (доля на рынке нежирной молочной продукции - 38,5%, на рынке цельномолочной продукции - 15%); ОАО "Княгининское сухое молоко" (доля на рынке масла животного - 20%, на рынке сыров жирных - 7%), Молочный комбинат "Нижегородский" филиал ОАО "Вимм-Билль-Данн" (доля на рынке цельномолочной продукции - 22%). Основная масса производимой продукции (более 88,6%) реализуется
на территории области. Вывоз товара за пределы региона незначителен
и составляет 11,4% от общего объема реализации. Исследования, проведенные Нижегородским УФАС России, показали, что на рынке молочной продукции Нижегородской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, доли которых превышают 50%. Рынок производства мясной продукции представлен в области 120 мясоперерабатывающими предприятиями. Крупным производителем мяса свинины является ОАО "Дзержинский мясокомбинат". Производством мяса птицы занимаются ОАО "Линдовская птицефабрика - племзавод" и две птицефабрики, входящие в УК "Русское поле" - ОАО "Павловская птицефабрика" и ЗАО "Ясенецкая птицефабрика". Производством мяса говядины занимаются как сельскохозяйственные товаропроизводители, так и крестьянско-фермерские хозяйства и личные хозяйства граждан. В 2009 году в Нижегородской области было произведено скота и птицы в живом весе 127 тыс. тонн, что составляет менее 50% от потребности области. В связи с этим сохраняется высокий процент (свыше 50%) по ввозу
мяса на промышленную переработку мясокомбинатами и мелкими перерабатывающими цехами. Крупным перерабатывающим предприятием является ОАО "Дзержинский
мясокомбинат" (доля на рынке колбасных изделий - 29%), однако доминирующее положение на рынке в регионе никто не занимает. Высокую конкуренцию нижегородским производителям составляет ввозимая продукция. В период с 2007 года по 2009 год наблюдалось незначительное увеличение количества предприятий в агропромышленном секторе. При этом выпуск продукции предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности постоянно увеличивался. Правительством области активно ведется работа по развитию малых
форм хозяйствования. В области по состоянию на 1 января 2010 года создано 79 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СХПК), из них: - 24 кредитных;
- 39 снабженческо-сбытовых;
- 16 перерабатывающих кооперативов.
Созданные кооперативы являются логистическими центрами, которые
закупают мясо, овощи, грибы от населения, производят их первичную переработку и осуществляют поставку на рынки и в торговые компании г.Н.Новгорода и Москвы (СХПК "Муравей" (Ковернино), СХПК "Соната" (Перевоз), СХПК "АгроПродсервис" (Бор), СХПК "Залесный" (Ковернино)
и другие). C начала 2009 года открыт 21 сельскохозяйственный потребительский кооператив, активно работающий по сбору молока от личных подсобных хозяйств. Объем производства сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности (в действующих ценах с учетом инфляции) вырос в три раза (с 15,2 млрд. рублей в 2000 году до 45,1 млрд. рублей в 2008 году). Основным направлением в сельском хозяйстве является животноводство. В структуре выручки всех сельскохозяйственных предприятий за 2008 год оно занимает 62,4%, а растениеводство 29,4%. Новые перспективы открывает создание современных областных сельскохозяйственных рынков как альтернативы сетевым компаниям в целях создания условий для развития торговли сельскохозяйственной продукцией. Примером данного направления может служить открытый 14 ноября 2009 года первый областной сельскохозяйственный рынок в Нижнем Новгороде общей площадью Открытие областного сельскохозяйственного рынка предоставило возможность сельхозпроизводителям работать без посредников, самостоятельно формировать и устанавливать цены на свою продукцию. Это один из самых современных сельскохозяйственных рынков в России.
Реализация данного проекта позволила дополнительно открыть более 3000 рабочих мест. Реализация мероприятий первого этапа программы (2010-2011 годы)
способствовала увеличению количества субъектов на агропродовольственных рынках и развитию конкурентной среды. Агропромышленный комплекс в Нижегородской области по итогам 2011 года представлен деятельностью 1988 предприятий и хозяйств различных форм собственности, 1359 из которых занято в секторе пищевой и перерабатывающей промышленности и 629 - непосредственно в
секторе сельскохозяйственного производства. По результатам 2011 года предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности произведено и отгружено продукции на сумму 74,8 млрд. рублей или 115,2% к уровню 2010 года. Доля пищевой
и перерабатывающей промышленности в общем объеме обрабатывающих производств Нижегородской области в денежном выражении составила 8,8%. В структуре производства пищевых продуктов в денежном выражении
доля производства мяса и мясопродуктов составила 17,1%, молочных продуктов - 16,1%, растительных и животных масел и жиров - 9%, хлеба и хлебобулочных изделий, сахара, кондитерских и макаронных изделий - 30,3%, напитков - 20%. По объему производства пищевых продуктов Нижегородская область занимает 2-е место в ПФО и 13-е место в Российской Федерации. Благодаря реализации на территории Нижегородской области мероприятий по развитию конкуренции на агропродовольственных рынках, за последние три года на рынок вышли новые предприятия: - на базе Кстовского хладокомбината открыто молокоперерабатывающее предприятие ООО "Молочный завод "Приволжский"; - в Богородском районе ЗАО ПКФ "РусАгроГрупп" введено в эксплуатацию производство консервированных яйцепродуктов; - в с.Починки построен завод по производству плодоовощных консервов мощностью 12 млн. усл. банок в год; - в п.Саваслейка Кулебакского района построен завод по розливу питьевой воды и безалкогольных напитков мощностью 30 млн.дкл. в год; - в Лукояновском районе компанией ООО "АгроЭкоСистемы" введен в
эксплуатацию современный комплекс (элеватор) по приемке, очистке, сушке и хранению зерна емкостью 12 тыс.тонн единовременного хранения; - созданы распределительные (логистические) центры в Богородском районе (ООО "Стэк" и ООО "Агротрейд") общей емкостью картофеле- и овощехранилищ 65 тыс.тонн единовременного хранения. Правительством области активно ведется работа по развитию малых
форм хозяйствования. В 2011 году в Нижегородской области по данным Нижегородстата осуществляют деятельность более 554 тыс. личных подсобных хозяйств и 3000 фермерских хозяйств. Для оказания содействия развитию малых форм хозяйствования в области по состоянию на 1 января 2012 года создано 90 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (27 кредитных, 46
снабженческих и 17 перерабатывающих). В рамках реализации мероприятий по снижению финансовых барьеров
на сельскохозяйственных рынках региона в 2011 году малыми формами хозяйствования получено льготных кредитов на сумму 1329,8 млн.рублей, из них владельцами личных подсобных хозяйств - на сумму
1079,4 млн.рублей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - на сумму 205,6 млн.рублей, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - 43,9 млн.рублей. В 2011 году началась реализация проекта по развитию семейных молочно-товарных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Несмотря на усилия Правительства Нижегородской области по поддержке и развитию конкурентной среды среди предприятий агропромышленного комплекса, по-прежнему остаются факторы, ограничивающие конкуренцию: - сезонность производства;
- неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией; - высокая степень изношенности основных фондов предприятий АПК;
Основные барьеры входа на агропродовольственные рынки:
- недостаток материальных и финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий. К основным мерам, направленным на развитие конкурентной среды в
отрасли, можно отнести: - создание современных областных сельскохозяйственных рынков как альтернативы сетевым компаниям; - организацию закупки продукции сельскохозяйственного производства через сеть торгово-закупочных кооперативов; - развитие малых форм хозяйствования;
- повышение информированности товаропроизводителей Нижегородской области о действующих нормативных правовых актах и проводимых мероприятиях всех уровней, связанных с деятельностью предприятий агропромышленного комплекса; - усиление антимонопольного контроля за картельным сговором на рынке на поставку продовольственного товара. 2.1.5. Анализ конкурентной среды в сфере розничной торговли
Торговля - одна из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей экономики Нижегородской области. Современная ситуация на потребительском рынке Нижегородской области имеет достаточно высокий уровень насыщенности товарами и услугами, характеризуется достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и
очень высокой предпринимательской активностью. Как и в других развитых регионах на розничном рынке Нижегородской области отмечается рост числа и расширение деятельности крупных предприятий розничной торговли, применяющих современные сетевые технологии. При этом в последние годы региональные сети приобретают мультиформатный характер, то есть развивают свою деятельность как в
формате крупных торговых объектов - универсальных магазинов и супермаркетов, так и в формате небольших магазинов "шаговой" доступности. В настоящее время только в областном центре функционируют более
80 крупных объектов торговли, в том числе: - 3 торгово-развлекательных центра ("Шоколад", "Золотая Миля", "Фантастика"), общая торговая площадь которых составляет более 100 тыс.кв.м.; - 12 гипермаркетов общей торговой площадью 96,2 тыс. кв.м;
- 50 торговых центров общей торговой площадью 237,5 тыс. кв.м.
Важным фактором развития конкуренции в сфере розничной торговли
Нижегородской области становится увеличение числа торговых сетевых компаний. Нижегородская область наряду с Москвой и Санкт-Петербургом занимает ведущее место по количеству и разнообразию торговых сетей. На территории области в настоящее время осуществляют деятельность порядка 100 крупных торговых сетевых компаний, 19 из них являются продовольственными. Важно отметить, что на территории области присутствует большое разнообразие международных ("Ашан", "Метро Кеш энд Керри", "Реал-Гипермаркет", "Спар"), федеральных ("Лента", "Авоська", "Х5 Ритейл Групп", "Тандер", "О'Кей") и региональных ("Стекс", "Орион",
"Калинка", "Райцентр", "Саюс") компаний, осуществляющих реализацию как продовольственных, так и непродовольственных групп товаров, между которыми идет сильная конкуренция и борьба за покупателя, что
выражается прежде всего в снижении цен и проведении различных бонусных акций для населения. Наибольшее влияние в сфере розничной торговли оказывают такие компании как: "Х5 Ритейл Групп" (магазины "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель"), "Тандер" (магазины "Магнит"), "Ашан" (магазины "Ашан"), "Лента" (магазины "Лента"), "Орион" (магазины "Лайм"). При этом имеют свою нишу на рынке и магазины "шаговой" (пешеходной) доступности в жилых, "спальных" районах городов области. В их ассортименте в основном присутствуют товары повседневной необходимости. Благоприятная конкурентная среда в сфере розничной торговли Нижегородской области характеризуется не только появлением новых субъектов на рынке, но и качественным обновлением самих технологий организации торговли. Открываются новые торговые предприятия с прогрессивными формами
торговли, такими как самообслуживание, продажа по образцам, предварительным заказам, салонная форма торговли, продажа в кредит,
электронная торговля, устанавливаются терминалы для расчета с покупателями кредитными картами. Реализация мероприятий по развитию конкуренции в 2010-2011 годах способствовала выходу на рынок новых участников: - открыт крупный торгово-развлекательный центр "Седьмое небо" торговой площадью более 60 тыс.кв.м; - в Нижегородской области появились новые торговые сети: "Лайм", "Сэвен", "Билла", "О'Кей", "Наш", "Касторама" и др.; - готов к открытию еще ряд торговых центров таких крупных, как,
например, торгово-развлекательный центр "Рио" (площадь - 100 тыс.кв.м), который строится на крупнейшей городской магистрали - Московском шоссе, в непосредственной близости от Московского вокзала города Нижнего Новгорода, и торгово-развлекательный центр "Индиго" в микрорайоне "Верхние Печеры". В структуре оборота розничной торговли сохраняется тенденция увеличения доли продажи товаров в организованной торговой сети и, соответственно, уменьшения доли розничных рынков. Таблица 1
Динамика доли продаж товаров на розничных рынках
в Нижегородской области
+-------------------------+------+-------+-------+-------+---------+ | | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | +-------------------------+------+-------+-------+-------+---------+ | Доля розничных рынков в | 11,7 | 9,8 | 10,4 | 9,2 | 8,1 | | розничном товарообороте | | | | | | +-------------------------+------+-------+-------+-------+---------+
Снижение объемов продаж на розничных рынках и ярмарках связано с тем, что, как показывают результаты мониторинга розничных цен, их
уровень на рынках складывается выше, чем в сети стационарных торговых объектов. И значительно выше, чем в магазинах торговых сетевых компаний. Доля торговых сетевых компаний в розничном товарообороте торговых организаций Нижегородской области составляет по итогам 2011 года 35,4%. На фоне тех положительных моментов, которые сложились в регионе, все же остаются факторы, сдерживающие развитие конкуренции, такие как: - ограниченное количество торговых площадей в ряде территорий области, причем не только в районах, но и в крупных городах, таких как Арзамас, Кстово, Бор, Дзержинск, Нижний Новгород, что является причиной увеличения арендной платы и замедляет появление в области новых торговых объектов, - ограниченное количество земельных участков, в том числе обеспеченных коммунальной инфраструктурой, - недостаточная информационная открытость рынков.
Актуальными для розничной торговли можно обозначить следующие барьеры: - финансовые барьеры в части высоких ставок и тарифов по налогам и платежам и ограничений по получению кредитных ресурсов в финансовых организациях; - транспортно-логистические барьеры в части отсутствия современных складских помещений и высоких транспортных расходов; - административные барьеры в части получения земельного участка
для строительства (расширения) торговой точки и высокой арендной платы за землю и нежилую недвижимость. Порядок и условия распределения земельных участков, устанавливаемые органами власти на местах, дают определенные преимущества инвесторам, вкладывающим средства в крупные торговые проекты, по сравнению с представителями
малого бизнеса. Таким образом основными мерами по развитию конкуренции в данной
отрасли должны стать: - содействие развитию инфраструктуры розничной торговли;
- повышение информационной доступности рынков путем расширения зоны покрытия информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и создания специальных сайтов с информацией о производителях, поставщиках и организациях розничной и оптовой торговли; - обеспечение равных условий ведения бизнеса крупным торговым компаниям и представителям малого бизнеса. 2.1.6. Анализ конкурентной среды в сфере строительства и дорожного хозяйства
В 2009 году конкурентная среда в сфере строительства определялась деятельностью 3334 строительных организаций, 45 крупных и средних предприятий по выпуску строительных материалов, 35 проектно-изыскательских организаций. Численность работающих в строительном комплексе Нижегородской области составляла по итогам 2008 года 120,4 тыс. человек, в том числе на предприятиях промышленности строительных материалов - 8,2 тыс. человек. Реализация первого этапа (2010-2011 годы) мероприятий по развитию конкуренции на строительном рынке Нижегородской области способствовала росту количества строительных организаций - по итогам 2011 года свою деятельность осуществляли 3577 организаций.
Рынок строительных материалов
В промышленности строительных материалов весь объем продукции производится непосредственно негосударственными предприятиями. Поэтому конкурентная среда в промышленности строительных материалов
представлена рынками: стеновых материалов - силикатного и керамического кирпича; блоков и легких ячеистых бетонов; железобетонных изделий и конструкций; изделий крупнопанельного домостроения; минераловатных утеплителей; мягкой кровли; гипсоволокнистых листов и др. В 2009 году в Нижегородской области работало 36 крупных предприятий различных форм собственности, занимающих 70% рынка строительных материалов, в том числе: - 8 - по производству кирпича (ЗАО "Борский силикатный завод" -
23% в общем объеме выпуска; ОАО "Силикатный завод N 1" - 22%; ОАО "Навашинский завод стройматериалов" - 20%; ООО "Силикатстрой" - 16-18%); - 23 - по производству сборного железобетона (ООО "ЗКПД N 4" - 23% в общем объеме выпуска; ОАО "Железобетонстрой N 5" - 16%; ЗАО "Кстовский ЖБИ" - 17%; ОАО "Завод ЖБК" - 15%; ЗАО "ЗЖБИ "Арьевский"
- 13-15%); - 1 - по производству мягкой кровли (ООО "Империал" - 100%);
- 2 - по производству теплоизоляционных материалов (ОАО "Теплоизол" - 75-78%; ОАО "Тивул-Кстово" - 22-25%); - 1 по производству легких стеновых материалов (газобетона) - (ООО "Боргазбетон" - 100%); - 1 - по производству гипсоволокнистых и листов - (ООО "Кнауф Гипс Дзержинск" - 100%). Около 80% крупных предприятий расположены в Н.Новгороде.
В последнее время в Нижегородской области выпускается около 500
млн. усл. штук кирпича, 100 млн. кв.м мягких кровельных материалов,
более 160 тыс. куб.м теплоизоляционных материалов, 300 тыс. куб.м сборных железобетонных конструкций, около 14 млн. кв.м гипсоволокнистых листов. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 Объемы выпуска строительных материалов в % к предыдущему периоду
+-----------------------+--------+------+---------+-------+--------+------+ | Наименование материала| 2007 | в % к| 2008 | в % к | 2009 | в % к| | | | 2006 | | 2007 | | 2008 | +-----------------------+--------+------+---------+-------+--------+------+ | ИЗBECTЬ | 198,7 | 113,7| 161,7 | 81,4 | 95,1 | 58,8 | | TEXHOЛOГИЧECKAЯ - TЫC.| | | | | | | | T | | | | | | | +-----------------------+--------+------+---------+-------+--------+------+ | ГИПC (АЛЕБАСТР) - TЫC.| 327,2 | 113,5| 284,2 | 86,8 | 240,6 | 84,7 | | T | | | | | | | +-----------------------+--------+------+---------+-------+--------+------+ | KИPПИЧ CTPOИTEЛЬHЫЙ | 493,9 | 116,6| 494,3 | 100,1 | 322,5 | 65,2 | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|