Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 № 287

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

     от 28 апреля 2014 года                              N 287

 

 

   Об утверждении государственной программы "Энергоэффективность
            и развитие энергетики Нижегородской области"

 

   (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области

       от 30.07.2014 г. N 503, от 05.11.2014 № 761;         

          от 03.03.2015 № 103; от 17.04.2015 № 229;

          от 02.10.2015 № 631; от 13.04.2016 № 206;

          от 07.06.2016 № 338; от 14.07.2016 № 456;

          от 05.09.2016 № 606; от 21.12.2016 № 880;  

          от 12.05.2017 № 304; от 27.07.2017 № 554)                        

     
     В соответствии с  Федеральным законом  от  7  мая 2013  года  
104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в   связи  с   совершенствованием   бюджетного  процесса",   Законом
Нижегородской  области   от  3   октября  2007  года     129-З   
Правительстве  Нижегородской области",  распоряжением  Правительства
Нижегородской области от 11 июля 2013 года № 1417-р "Об  утверждении
перечня    государственных    программ    Нижегородской     области"
Правительство Нижегородской области постановляет:
     1. Утвердить прилагаемую       государственную        программу
"Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области".
     2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года
за исключением положений,  касающихся  подпрограммы "Развитие  рынка
газомоторного  топлива",  вступающих  в   силу  с  1  августа   2014
года.(Пункт 2 изложен в новой редакции постановлением  Правительства
области от 30.07.2014 № 503 -см.предыдущую редакцию)
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления   возложить

на  заместителя  Губернатора, заместителя Председателя Правительства

Нижегородской   области   А.А.Байера.      редакции  Постановления

Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 631)

 

 

     Губернатор                                       В.П.Шанцев

 

 

      
                                                          УТВЕРЖДЕНА
                                        постановлением Правительства
                                               Нижегородской области
                                        от 28 апреля 2014 года № 287
                                    

 

                      Государственная программа
             "Энергоэффективность и развитие энергетики
                       Нижегородской области"
  (в ред. постановлений Правительства области от 30.07.2014 № 503;
    от 05.11.2014 № 761; от 03.03.2015 № 103;от 17.04.2015 № 229
      (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области 

               от 02.10.2015 № 631; от 13.04.2016 № 206;

               от 07.06.2016 № 338; от 14.07.2016 № 456;

               от 05.09.2016 № 606; от 27.07.2017 № 554)

 

1. Паспорт государственной программы

 

ПАСПОРТ

государственной программы "Энергоэффективность

и развитие энергетики Нижегородской области"

 

Государственный заказчик- координатор программы

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (далее - министерство энергетики и ЖКХ)

Соисполнители программы

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - министерство транспорта и автомобильных дорог)

Подпрограммы программы

Подпрограмма 1. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".

Подпрограмма 2. "Развитие и модернизация электроэнергетики".

Подпрограмма 3. "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов".

Подпрограмма 4. "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области".

Подпрограмма 5. "Развитие рынка газомоторного топлива"

Цели программы

Надежное обеспечение Нижегородской области топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования, снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду, повышение энергетической эффективности экономики, уровня благосостояния и качества жизни населения Нижегородской области

Задачи программы

Задача 1. Формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.

Задача 2. Инвестиционно-инновационное обновление электроэнергетики, направленное на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии.

Задача 3. Обеспечение энергетической безопасности Нижегородской области и предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций на ее территории в сфере использования топливных ресурсов.

Задача 4. Повышение надежности системы газоснабжения и газораспределения в целях обеспечения потребителей области природным газом в требуемых объемах.

Задача 5. Развитие инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области.

Задача 6. Удовлетворение заявок администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по предоставлению средств областного бюджета на погашение части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами на газификацию жилья в российских кредитных организациях.

Задача 7. Повышение энергетической и экономической эффективности функционирования автомобильного транспорта, обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2020 годы

Программа реализуется в 1 этап

 

Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)

Всего за период реализации программы, тыс. руб., в том числе

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

 

1 757 732,5

87 500

115 785,8

19 480,1

219

872,8

288

073,2

521

586,1

505

434,5

 

Подпрограмма 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"

 

11 188,3

0

2 186,0

1 685,2

1 685,2

1 685,2

1 685,2

2 261,5

 

Подпрограмма 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики"

 

2 000,0

0

2 000,0

0

0

0

0

0

 

Подпрограмма 3 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов"

 

3 421,40

0

564,0

496,3

496,3

496,3

496,3

872,2

 

Подпрограмма 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области"

 

1 053 065,9

0

95 812,9

17 298,6

75

391,3

114

024,7

366

633,6

383

904,8

 

Подпрограмма 5 "Развитие рынка газомоторного топлива"

 

688 056,9

87 500

15 222,9

0

142

300,0

171

867,0

152

771,0

118

396,0

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов

Наименование индикатора

Ед. измерения

2020 год

 

Индикаторы

 

Снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) за счет реализации программных мероприятий

тнэ/млн. руб.

18,2

 

Среднемесячная заработная плата одного работающего (по виду экономической  деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды)

руб.

44 753,6

 

Экономия топлива на тыс. рублей  субсидии на компенсацию процентной ставки

кг у.т./тыс. руб.

127

 

Доля государственных, муниципальных учреждений, представивших энергетическую декларацию за отчетный год от  общего количества указанных учреждений

%

100

 

Износ энергетических мощностей

%

51,33

 

Коэффициент обновления основных  фондов по виду экономической  деятельности: производство  электроэнергии

%

2

 

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по виду  экономической деятельности: производство, передача и распределение электроэнергии)

млрд. руб.

54,7

 

Индекс производства (по виду экономической деятельности: производство, передача и распределение электроэнергии) к предыдущему году

%

100,5

 

Удельный вес топлива, соответствующего техническим регламентам, стандартам, обязательным нормам и правилам, поступающего для нужд предприятий ЖКХ и бюджетной сферы Нижегородской области

%

97,5

 

Доля резервных топливных хозяйств, находящихся в неудовлетворительном состоянии

%

15

 

Уровень обеспечения топливом потребителей Нижегородской области

%

100

 

Уровень газификации природным газом жилого фонда Нижегородской области, подлежащего газификации

%

85,07

 

Погашение ставки рефинансирования по целевому кредиту на газификацию жилых домов

%

100

 

Экономия затрат на моторное топливо при использовании КПГ на предприятиях и в организациях пассажирского автотранспорта и ЖКХ за счет снижения потребления жидкого моторного топлива в 2020 году по отношению к 2013 году

тыс. руб.

462 583,7

 

Снижение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом по отношению в 2020 году по отношению к 2013 году

тонн

339

 

Непосредственные результаты

 

Реализация инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (за период реализации программы)

ед.

16

 

Объем инвестиций в развитие электросетевой инфраструктуры с 2017 по 2020г.г., в т. ч.

млн. руб.

16 144,8

 

Областной бюджет

млн. руб.

0

 

Местный бюджет

млн. руб.

0

 

Федеральный бюджет

млн. руб.

0

 

Юридические лица, ИП

млн. руб.

16 144,8

 

Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области на 2016 - 2020 годы с перспективой до 2022 года

шт.

1

 

Количество проведенных выездных проверок качества топлива

штук

33

 

Число обследованных РТХ предприятий и организаций, включенных в график перевода потребителей природного газа на резервные виды топлива при похолоданиях и авариях на магистральных газопроводах

штук

41

 

Число вновь построенных АЗС на территории Нижегородской области (за период реализации программы)

штук

6

 

Количество газифицированных квартир природным газом

штук

1 303 200

 

Количество газифицированных жилых домов с возмещением процентной ставки рефинансирования

штук

250

 

Количество пассажирских автотранспортных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива

ед.

660

 

Количество техники жилищно-коммунального хозяйства, использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива

ед.

12

 

Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций

ед.

8

 

Количество модулей компримированного природного газа на АЗС, АГЗС, МАЗС

ед.

5

 

Количество передвижных автомобильных газовых заправщиков

ед.

1

 

Объем реализации компримированного природного газа

тыс. куб. м

27 778

 

Количество созданных рабочих мест

ед.

40

 

Объем инвестиций на приобретение транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в т. ч.

млн. руб.

2 913,03

 

Областной бюджет

млн. руб.

688,06

 

Местный бюджет

млн. руб.

1 755,66

 

Федеральный бюджет

млн. руб.

466,16

 

Юридические лица, ИП

млн. руб.

3,15

 

Объем инвестиций в развитие газозаправочной инфраструктуры, в т.ч.

млн. руб.

1 077,86

 

Областной бюджет

млн. руб.

0

 

Местный бюджет

млн. руб.

0

 

Федеральный бюджет

млн. руб.

0

 

Юридические лица, ИП

 

1 077,86

(В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 27.07.2017 № 554)

 

                                                                    
     2. Текстовая часть государственной программы
      
     2.1. Характеристика текущего состояния
     Реализация государственной программы   "Энергоэффективность   и
развитие энергетики" (далее - Программа, государственная  программа)
осуществляется    в   сфере    топливно-энергетического    комплекса
Нижегородской области (далее - ТЭК) - значимом секторе  региональной
экономики,  так  как   без  обеспечения  его  устойчивого   развития
невозможно  развитие  экономики   Нижегородской  области  (далее   -
область, регион) в целом.
     Настоящая Программа определяет      комплекс       мероприятий,
направленных  на  повышение  энергетической  эффективности  в  сфере
производства   и   потребления,   на   обеспечение    энергетической
безопасности региона и повышение надежности электро-, теплоснабжения
и   топливообеспечения   субъектов  хозяйственной   деятельности   и
населения,  предотвращение  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  в
сфере ТЭК.
      
     Программа состоит из пяти  подпрограмм.(Абзац третий изложен  в
новой редакции постановлением Правительства области от 30.07.2014  
503 -см.предыдущую редакцию)

 

     Подпрограмма 1. "Энергосбережение  и  повышение  энергетической
эффективности"   разработана   с   учетом   результатов   реализации
государственной    программы    "Энергосбережение    и     повышение
энергетической эффективности Нижегородской области на период до 2020
года",  утвержденной   постановлением  Правительства   Нижегородской
области  от  31  августа  2010   года    560  (далее  -   программа
"Энергосбережение+.").
     В 2010-2013 годах  суммарный   объем  целевого   финансирования
программы "Энергосбережение+" из  областного бюджета составил  более
508,4 млн.рублей.  При  этом в  рамках  Соглашений о  предоставлении
субсидии   на   реализацию   региональной   программы   в    области
энергосбережения,  заключенных в  2011  и 2012  годах  Министерством
энергетики  Российской  Федерации  и  Правительством   Нижегородской
области,  из  федерального  бюджета  бюджету  Нижегородской  области
предоставлены  субсидии  на  реализацию  региональной  программы   в
области энергосбережения в размере 230,5 млн. рублей (111,996,2 тыс.
руб. в 2011 году, 118 563,1 тыс. руб. в 2012 году).
     Таким образом, на каждый вложенный рубль из областного  бюджета
привлечено из федерального бюджета в  2011 году 0,35 рублей, в  2012
году 0,53 рубля.
     В Указе Президента Российской Федерации от  4 июня 2008 года  
889 "О некоторых мерах  по повышению энергетической и  экологической
эффективности российской  экономики" поставлена  задача по  снижению
энергоемкости валового  регионального  продукта (ВРП)  Нижегородской
области к 2020 году на 40% от уровня 2007 года.
     В Нижегородской области    снижение    фактического    значения
энергоемкости идет  опережающими  темпами по  сравнению с  плановыми
значениями,     рассчитанными      при     разработке      программы
"Энергосбережение+".
     Так, в 2009  году энергоемкость  составляла  39,2 кг  у.т./тыс.
рублей, в  2010 году  - 35,6  кг у.т./тыс.  руб., что  на 6%  меньше
планового значения (37,9  кг у.т./тыс. руб.).  В 2011 году  значение
энергоемкости снизилось по сравнению  с запланированным на 20%, а  в
2012 - более чем на 24%  (в 2011 году 29,2 кг у.т./тыс. руб.  вместо
планового значения 36,6; и в 2012 году 26,8 кг у.т./тыс. руб. вместо
планового   значения   35,3).   На  2013   год   плановое   значение
энергоемкости ВРП  составляет  34 кг  у.т./тыс. рублей,  фактическое
значение  будет  определено после  формирования  данных  официальной
статистки по объемам потребления Нижегородской областью в 2013  году
топливно-энергетических ресурсов.
     В настоящее время,    основной   проблемой    при    реализации
мероприятий в  области энергосбережения  и повышения  энергетической
эффективности остается недостаточный уровень целевого финансирования
бюджетной сферы  и низкий уровень  привлечения внебюджетных  средств
организациями с  участием государства  и муниципального  образования
(не реализуется механизм энергосервисного контракта).
     Так, на основании      данных     проведенных      обязательных
энергетических обследований государственных учреждений Нижегородской
области для  повышения энергетической эффективности  государственных
учреждений Нижегородской области необходимо выполнить мероприятия  в
области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на
сумму более  854,9  млн.рублей, при  этом  возможно достичь  годовой
экономии в размере 317,2 млн. рублей, таким образом срок окупаемости
вложений составляет менее 3 лет.
     Также на эффективность    реализации   программы    сказывается
отсутствие  в  федеральном  законодательстве  четко   сформированных
механизмов стимулирования  коммерческих организаций,  осуществляющих
деятельность в нерегулируемых  секторах экономики, в  инвестировании
средств в реализацию энергосберегающих мероприятий, в том числе -  в
применении энергоэффективных технологий и материалов в  промышленном
производстве и сокращении энергоемкости производимой продукции.
     Разработанная Подпрограмма 1.  "Энергосбережение  и   повышение
энергетической эффективности"  направлена  на обеспечение  повышения
конкурентоспособности,  финансовой  устойчивости,  энергетической  и
экологической безопасности экономики Нижегородской области, а  также
роста  уровня  и  качества   жизни  населения  за  счет   реализации
потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности
на  основе  модернизации,  технологического развития  и  перехода  к
рациональному    и   экологически    ответственному    использованию
энергетических ресурсов.
     Формирование в Нижегородской     области     энергоэффективного
общества  -   это  неотъемлемая   составляющая  развития   экономики
Нижегородской области по инновационному пути.
     

Подпрограмма 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики"

Подпрограмма 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение повышения надежности энергоснабжения потребителей, на улучшение качества передаваемой электроэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в электросетевом комплексе, на снижение потерь электроэнергии, на предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования.

Энергосистема Нижегородской области включает в себя шесть ТЭЦ общего пользования установленной электрической и тепловой мощностью 2235 МВт, одну ГЭС установленной электрической мощностью 520 МВт, а также блок-станцию ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова" с установленной электрической мощностью 36 МВт; 397 линий электропередачи класса напряжения 110-500 кВ, 205 трансформаторных подстанций и распределительных устройств класса напряжения 110-500 кВ.

Основной объем электрических сетей напряжением 0,4 - 110 кВ принадлежит "Нижновэнерго", филиалу ПАО "МРСК Центра и Приволжья" - единой операционной компании с центром ответственности в г. Нижний Новгород, являющейся основным поставщиком услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к электросетям во Владимирской, Ивановской, Калужской, Кировской, Нижегородской, Рязанской и Тульской областях, а также в Республике Марий Эл и Удмуртской Республике.

На начало 2017 года на территории Нижегородской области осуществляют деятельность на розничном рынке по продаже электрической энергии 25 организаций, в том числе четыре гарантирующих поставщика:

- АО "Волгаэнергосбыт";

- АО "Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ";

- ООО "Русэнергосбыт";

- ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород".

Энергосистема Нижегородской области имеет электрические связи с Владимирской, Костромской, Рязанской и Ивановской энергосистемами ОЭС Центра; Кировской энергосистемой ОЭС Урала; Ульяновской, Чувашской, Мордовской и Марийской энергосистемами ОЭС Средней Волги.

Основная электрическая сеть энергосистемы Нижегородской области сформирована с использованием системы номинальных напряжений 110 - 220 - 500 кВ.

Все находящиеся на территории энергосистемы Нижегородской области электросетевые объекты напряжением 220 - 500 кВ являются объектами единой национальной электрической сети (ЕНЭС), а их эксплуатация осуществляется филиалом ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Волги.

Основная часть электросетевых объектов напряжением 35-110 кВ является объектами ПАО "МРСК Центра и Приволжья". У филиала "Нижновэнерго" находится в эксплуатации 141 ПС 110 кВ с 272 трансформаторами и 117 ПС 35 кВ с 212 трансформаторами.

По данным филиала ОАО "СО ЕЭС" Нижегородское РДУ в 2016 году выработка электрической энергии в Нижегородской области составила - 9 976,5 млн. кВт, потребление - 20 132,1 млн. кВт.ч.

Баланс электрической энергии (мощности) обеспечивается за счет собственной выработки электрической энергии ТЭС и Нижегородской ГЭС в области, которая составляет не более 50% от электропотребления, и сальдированного перетока электроэнергии по магистральным сетям ПАО "ФСК ЕЭС" от поставщиков оптового рынка электроэнергии (мощности).

Анализ данных показывает, что Нижегородская энергосистема является дефицитной как по мощности, так и по объему (количеству) вырабатываемой электроэнергии.

Важнейшей характеристикой сети является срок службы оборудования.

Из года в год усиливается тенденция старения электрических сетей, ухудшается их техническое состояние, что снижает надежность электроснабжения потребителей и качество отпускаемой им электроэнергии.

Основные проблемы ТЭЦ Нижегородской области:

- физический износ и моральное старение большей части основного оборудования. Практически на всех ТЭЦ области используется малоэффективное оборудование;

- низкая загрузка отборов паровых турбин по теплу, что приводит к увеличенной доли выработки электроэнергии по конденсационному циклу и перерасходу топлива на ее производство, и, следовательно, снижения конкурентоспособности ТЭЦ на рынках электроэнергии;

- использование базового теплофикационного оборудования ТЭЦ в основном полупиковом режиме покрытия суточного графика электрических нагрузок;

- малоэффективное использование теплофикационного ресурса региона из-за использования основного оборудования с низкими показателями выработки электроэнергии на тепловом потреблении. Среднее значение этого показателя по ТЭЦ области составляет 409 кВт/Гкал.

Проблемы электросетевого комплекса.

Действующая сеть 110 кВ энергосистемы выполняет, в основном, функции распределительной сети и в целом соответствует требованиям надежного электроснабжения потребителей. Вместе с тем в энергосистеме имеется ряд недостатков:

- большое количество ПС 35 - 110 кВ было построено по простейшим схемам первичных соединений с отделителями и короткозамыкателями;

- до настоящего времени электроснабжение потребителей ряда районов осуществляется от ПС, на которых установлен один трансформатор или которые присоединяются по одной ВЛ (нет резервирования). Установленные на ПС силовые трансформаторы морально и физически устарели;

- нарастание объемов старения оборудования 110 кВ превышает темпы вывода его из работы и замены.

Общие для топливно-энергетического комплекса региона проблемы:

- Нижегородская область не обладает собственными первичными энергоресурсами (кроме торфа и древесины) и имеет практически монотопливный баланс, доля газа в котором составляет около 80%. Это предъявляет повышенные требования к обеспечению надежности газоснабжения региона и требует разработки мероприятий, способствующих обеспечению энергетической безопасности;

- значительный дефицит собственных генерирующих мощностей, ограничения по пропускной способности и недостаточное развитие системы электрических и газовых сетей значительно снижает уровень энергетической безопасности региона, повышая зависимость области от смежных энергосистем и соседних регионов;

- отсутствие крупных электрогенерирующих установок;

- энергоснабжение Нижегородской области обеспечивается на основе использования морально устаревших технологий 60 - 70 годов прошлого века и физически изношенного оборудования, что снижает надежность, эффективность работы и производственные возможности систем, приводит к перерасходу топлива и других энергоресурсов.

Однако в течение прошедшего десятилетия топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Нижегородской области сохранял свою энергетическую устойчивость и обеспечивал потребности региона в топливе и энергии.

Для дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса Нижегородской области с преодолением вышеуказанных негативных тенденций необходимо произвести работу по направлениям:

- повышение надежности энергоисточников с максимально возможным использованием существующих резервов мощности в нормальных и послеаварийных режимах, обеспечение нормативного резервирования всех систем транспорта газа, электроэнергии и тепла;


Информация по документу
Читайте также