Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 06.09.2013 № 384
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2013 года № 384 г.Саранск
Утратило силу - Постановление Правительства Республики Мордовия (с 1 января 2018 года)
Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013-2019 годы
(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 г. № 217; от 21.07.2014 г. № 339; от 12.05.2015 № 265; от 25.04.2016 № 215; от 12.12.2016 № 608; от 22.12.2016 № 627;
В целях развития потребительского рынка товаров и услуг на территории Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013-2019 годы (далее - Программа). 2. Исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия, исполнителям программных мероприятий, обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.В. Руженкова.
Председатель Правительства Республики Мордовия В.Сушков
Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года № 384 (изложена в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2016 года № 608) Республиканская целевая программа «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия» на 2013-2019 годы (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия Паспорт Республиканской целевой программы «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия» на 2013-2019 годы
Введение Современная экономика характеризуется вступлением в качественно новую стадию развития, что обусловлено глобализацией социально-экономических процессов, высокими темпами научно-технического прогресса, глубокими изменениями во всех сферах жизнедеятельности людей. Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, формирующих значительную часть ВВП. Уровень его развития служит важным индикатором экономического благосостояния населения, привлекательности региона для граждан других стран и регионов. В связи с этим его развитию во всем мире уделяется большое внимание. Россия и ее регионы также заинтересованы в динамичном развитии потребительского рынка как в связи с ростом потребностей людей и возможностями их наиболее полного удовлетворения, так и в связи с расширением границ национального и региональных потребительских рынков, обусловленным вступлением РФ в ВТО. Разработанная Республиканская программа «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия на 2013-2019 годы» основана на высокой социальной и экономической значимости потребительского рынка. Ее основной целью является обеспечение территориальной и ценовой доступности широкого ассортимента товаров и услуг для всех слоев населения. Программа базируется на согласованности приоритетных направлений развития потребительского рынка в Республике Мордовия с основными положениями стратегических документов, принятых на федеральном и региональном уровнях: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 422, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З, Концепции развития торговли в Республике Мордовия на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 25 июня 2012 г. № 371-Р, Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. № 363. Ее реализация будет осуществляться на основе системности принимаемых органами власти решений, ответственности исполнителей программных мероприятий, скоординированности действий всех участников, а также прозрачности деятельности субъектов потребительского рынка и органов управления, обеспечиваемой широким информационным сопровождением проводимой политики в области развития потребительского рынка. 1. Характеристика современных проблем развития потребительского рынка Потребительский рынок Республики Мордовия в 2007 году характеризовался динамичным развитием, что было обусловлено стабилизацией социально-экономических процессов, ростом промышленного производства и реальных денежных доходов населения, и, как следствие, повышением емкости потребительского рынка, улучшением его конъюнктуры. В торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения Республики Мордовия формируется около 18% валового регионального продукта и занято 24,6% работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей и наемных работников). Расходы населения на приобретение товаров и оплату услуг занимают 80% в структуре используемых денежных доходов населения республики. Потребительский рынок характеризуется достаточно высокой инвестиционной привлекательностью, о чем свидетельствует постоянный рост количества торговых организаций. На территории республики в 2012 году функционировало 4617 торговых точек. В сравнении с 2011 годом их количество увеличилось на 42 торговые точки. В 2011-2012 годах открылись новые сетевые магазины и современные супермаркеты. Рост и быстрое обновление потребностей создали благоприятные условия для развития розничной торговли и роста товарооборота. Развитие потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами способствуют повышению уровня и качества жизни населения. В то же время рост денежных доходов населения служит главным фактором, оказывающим влияние на величину и структуру спроса на потребительском рынке. Процессы формирования и развития среднего класса оказывают существенное влияние на структуру потребительского рынка. Размеры потребительского рынка в значительной мере зависят от спроса на товары и услуги со стороны среднего класса, который составляет в России 33% от общей численности населения. У среднего класса концентрируется около 60% всех денежных доходов и двух третьих всех сбережений. Повышение доли среднего класса в общей численности населения будет способствовать росту платежеспособного спроса населения и расширению потребительского рынка. Наметившаяся в Республике Мордовия тенденция роста денежных доходов населения обеспечила повышение покупательской способности. В 2007-2012 годах в республике наблюдался устойчивый рост объемов розничного товарооборота (в 1,98 раза) и платных услуг в связи с увеличением доходов населения и ростом цен на услуги. В структуре бюджетов домохозяйств наибольшая доля приходится в настоящее время на оплату жилищно-коммунальных услуг - 42,7%, услуг связи - 18,0%, бытовых услуг - 11,8 процента. Более чем в 2 раза в анализируемом периоде увеличился оборот общественного питания. Однако, несмотря на его положительную динамику, Республика Мордовия отстает от общероссийского показателя в 2 раза. В настоящее время структура потребительского рынка претерпевает изменения, связанные с увеличением доли покупок в супермаркетах, гипермаркетах. Происходит смещение потребительских интересов из области покупки товаров экономкласса в область более высококачественных товаров. В связи с расширением ассортимента предоставляемых бытовых услуг растет их доля в структуре затрат домохозяйств. Вследствие роста доходов населения повышается доля расходов на непродовольственные товары, бытовые услуги и услуги общественного питания в структуре совокупных расходов. В последнее десятилетие произошли значительные изменения в инфраструктуре потребительского рынка. Высокими темпами развивались корпоративные торговые сети, являющиеся новым торговым форматом на потребительском рынке России, сокращалась доля нецивилизованной рыночной торговли на продуктовых и вещевых рынках, продолжался процесс универсализации торговых организаций. Если потребительский рынок России будет развиваться по сценарию стран Западной Европы и США, то, несомненно, в ближайшие годы корпоративные торговые сети станут основным форматом в сфере розничной торговли. В основу деятельности корпоративных торговых сетей заложен эффект масштаба, который позволяет им в качестве одного из основных конкурентных преимуществ в сравнении с другими стационарными торговыми организациями, минимизировать розничные цены, способствуя привлечению большего количества потребителей, ориентированных на снижение совокупных потребительских расходов на продукты питания при абсолютном увеличении потребительского набора. Все большая часть населения Российской Федерации готова платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, более широкий ассортимент товаров и удобство процесса покупки. Формирование крупных федеральных и региональных торговых сетей приводит к созданию логистических и дистрибуционных центров, разработке и применению мультимодальных перевозок, образованию новой подотрасли торговли, отличающейся высокой степенью информатизации. Достоинства сетевой организации быстро осваивают и другие секторы потребительского рынка. Широкий рост сетей отмечен и в секторе общественного питания: в секторе ресторанов (10 сетевых операторов управляют 70 точками обслуживания), «фаст-фуда» (9 крупнейших сетей объединяют 120 точек). На сети быстрого питания, по мнению экспертов, приходится 60% всей выручки. Данный сегмент потребительского рынка растет в России гораздо быстрее, чем даже в США, где на долю фаст-фуда приходится только 39% рынка. Ресторанная сеть Kentucky Fried Chicken (KFC) планирует увеличить количество точек в РФ к 2015 году до 300, т. е. в 2 раза. Этому способствует постепенное распространение в России франчайзинга, который является наиболее перспективным направлением развития потребительского рынка. Потребительские рынки г. Москвы и г. Санкт-Петербурга все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя. Поэтому интересы крупных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство. Выход новых иностранных операторов оптовой и розничной торговли, сферы общественного питания и бытовых услуг на потребительский рынок России и ее регионов обостряет конкуренцию, это несет и важные позитивные импульсы, поскольку в результате конкуренции снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растет уровень технологических процессов. Кроме того, практика работы иностранных сетей на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованных рынков. В сферах торговли, общественного питания и бытовых услуг потребительского рынка России наблюдается повышение уровня автоматизации бизнес-процессов. Активно внедряются информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM), управления продажами (Sales Force Automation, SFA), управления взаимоотношениями с партнерами (Partner Relationship Management, PRM), управления запасами, сбора информации (штрих-кодирования), что делает сферы торговли и общественного питания одними из самых передовых в оснащении IT. Изменения на потребительском рынке связаны также с широким использованием сети Интернет для приобретения товаров и услуг; развитием мобильной коммерции (операторы сотовой связи открывают собственные порталы, которые могут быть использованы в целях организации розничной торговли). Активно осуществляется внедрение информационных технологий с целью автоматизации большинства процессов внутренней деятельности супермаркетов, торговых центров, сетей общественного питания. На динамику оборота розничной торговли заметное влияние оказывает изменение потребительского поведения населения, сопровождающееся снижением норм сбережения и увеличением объема потребительского кредитования. Последнее обусловлено преимущественно более высокими темпами роста продаж непродовольственных товаров. Темпы прироста рынка потребительского кредитования составили в 2011 году - 36%, а в 2012 году - 39 процентов. Потребительское кредитование увеличивает платежеспособный спрос, стимулирует экономическую активность потребителей, что в свою очередь способствует развитию производства, росту ВВП и ускорению темпов экономического роста. Увеличение объемов потребительского кредитования обусловлено повышением конкуренции на рынке банковских услуг и экспансией крупных столичных банков в регионы. Следствием этого является расширение ассортимента кредитных продуктов, снижение процентных ставок и ослабление требований к заемщикам. Использование потребительского кредитования приводит к резкому расширению емкости рынка по целому спектру потребительских товаров. Внедрение практики потребительских кредитов позволило увеличить на 5-10% товарооборот сетей непродовольственного сектора. Консолидация розничной торговли, проникновение крупных общефедеральных и мировых торговых сетей также способствуют широкому распространению кредитных продуктов, стимулируя спрос на непродовольственные товары, повышая их доступность для населения. Тем не менее, по доле потребительского кредитования в ВВП (12% ВВП) Россия отстает не только от Германии, США и других (более 50% ВВП), но и от таких стран как Польша, Чехия и другие (30-40% ВВП). Рост доходов населения, численности владельцев автомобилей, наличие качественных дорог и развитой транспортной инфраструктуры приводят к повышению мобильности населения готового преодолевать все большие расстояния для приобретения продовольственных и непродовольственных товаров. Особенно явно «продовольственные миграции» наблюдаются в периоды масштабных покупок: новогодние праздники, рождество, 8 марта и др. С повышением мобильности населения торговые, развлекательные центры, сети общественного питания и бытового обслуживания размещаются в непосредственной близости к остановкам общественного транспорта, как наиболее посещаемым местам, формируя «попутную» модель общественного обслуживания. Выявленные закономерности и проблемы в развитии потребительского рынка характерны и для Республики Мордовия. На их решение направлена Республиканская целевая программа «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия» на 2013-2019 годы. 2. Анализ современного состояния потребительского рынка в Республике Мордовия 2.1. Анализ состояния розничной и оптовой торговли В настоящее время сфера торговли является наиболее динамично развивающимся сектором российской экономики. Она выполняет такие важные функции, как: изучение спроса и предложения товаров; формирование торгового ассортимента; организация товародвижения; удовлетворение потребностей населения в товарах; доведение их до покупателей; выбор наиболее эффективных методов продажи товаров и др. Торговля в России является одной из крупных бюджетообразующих отраслей экономики, ее доля во внутреннем валовом продукте страны составляет 19 процентов. В сфере торговли занято около 15 млн. человек (около 15% от общей численности занятых в экономике страны). В последнее десятилетие темпы роста розничной торговли в России были в 1,5 раза выше темпов роста валового внутреннего продукта. Сфера розничной торговли росла также быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10-11 процентов. Оборот розничной торговли в России в 2012 году в сопоставимых ценах составил 1,695 трлн. рублей и вырос на 3,5% в сравнении с 2011 годом. Этому способствовал прирост денежных доходов граждан. По данным ЦБ России, в 2012 году размер депозитов населения в банках составил 14 242,7 млрд. рублей и увеличился на 2 371,3 млрд. рублей или 20% в сравнении с 2011 годом и в 2,8 раза по сравнению с 2007 годом. Торговля играет важную роль и в экономике Республики Мордовия. В 2012 году на ее долю приходилось 12,1% валового регионального продукта и 17,4% занятого в экономике населения. С 2007 по 2012 год в сфере торговли Республики Мордовия наблюдалась устойчивая тенденция роста объемов розничного товарооборота. Его динамика представлена в таблице 1. Таблица 1 - Динамика оборота розничной торговли в Республике Мордовия за 2007-2012 годы
Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении оборота розничной торговли в абсолютном выражении за 2007-2012 годы на 28,5 млрд. рублей, что обусловлено ростом реальных располагаемых доходов, повышением уровня и качества жизни населения, улучшением качества и расширением ассортимента предлагаемой продукции. По индексу физического объема оборота розничной торговли среди регионов ПФО Республика Мордовия в 2012 году находилась на 12 месте (темп роста - 104,4%), на первом месте была Республика Татарстан с объемом товарооборота 650696,8 млн. рублей и темпом роста 116,4% (к соответствующему периоду предыдущего года). В 2012 году оборот розничной торговли на 85,8% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, доля продаж на рынках и ярмарках составила 14,2% (в 2011 году - 14,6%). Снижение доли продаж товаров на рынках и ярмарках обусловлено тем, что для покупателей более привлекательными являются формы стационарной торговли. Оборот розничной торговли на душу населения в республике в 2012 году составил 70,2 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 2007 годом в 2 раза. Среди регионов Приволжского федерального округа Республика Мордовия имеет самое низкое значение данного показателя (14 место), а самый высокий показатель у Республики Татарстан - 171,4 тыс. рублей, или в 2,5 раза больше. В 2012 году население республики приобрело продовольственных товаров на сумму 29661,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,8% больше, чем в предыдущем году. В структуре оборота розничной торговли их удельный вес составил 51,4%, непродовольственных товаров - 48,6 процента. Это свидетельствует о некоторой деформированности структуры потребительского спроса, так как население республики вынуждено тратить значительную часть своих доходов на продукты питания. Еще хуже данное соотношение в ряде районов республики. В 2011 году в Атюрьевском районе оно составляло 90,3% и 9,7%, в Лямбирском районе - 82,3% и 17,7%, в Кочкуровском - 81,3% и 18,7%, соответственно. Более того, с 2007 года в целом по республике и муниципальным районам наблюдалась тенденция увеличения доли продовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота (таблица 2). Таблица 2 - Доля продовольственных товаров в общем обороте розничной торговли<1> (в процентах)
______________________ <1> Включая напитки и табачные изделия. В структуре продовольственных товаров в 2012 году наибольший удельный вес занимали мясо и мясопродукты (9,3%), кондитерские изделия (4,5%), молочные продукты (7,4%), свежие овощи (2,4%), свежие фрукты (2,6%), хлеб и хлебобулочные изделия (4,1%), рыба и морепродукты (2,7%). В составе непродовольственных товаров больше всего реализовывалось фармацевтических и медицинских товаров (4,0%), обуви кожаной (3,9%), верхней одежды (6,2%) (таблица 3). Как и продукты питания, данные товары относятся к предметам первой необходимости, предназначенным для удовлетворения физиологических потребностей населения. Таблица 3 - Объем продаж и структура товарооборота в Республике Мордовия
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|