Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 № 363

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 8 октября 2012 года № 363

г.Саранск

 

 

О Республиканской целевой программе развития

Республики Мордовия на 2013-2018 годы

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия

от 10.06.2013 № 221; от 04.10.2013 № 424; от 12.05.2014 № 217;

от 22.12.2014 № 658; от 30.03.2015 № 174; от 20.07.2015 № 433;

от 03.08.2015 № 458; от 10.12.2015 № 696; от 21.12.2015 № 719;

от 06.04.2016 № 174; от 25.04.2016 № 215; от 29.06.2016 № 324;

от 30.06.2016 № 327; от 28.07.2016 № 389; от 22.08.2016 № 435)

 

В целях повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и ее перевода на инновационный тип развития Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы (далее - Программа).

2. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Председатель Правительства

Республики Мордовия В. Сушков

 

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 8 октября 2012 года № 363

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2013-2018 ГОДЫ

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия

от 10.06.2013 № 221; от 04.10.2013 № 424; от 12.05.2014 № 217;

от 22.12.2014 № 658; от 30.03.2015 № 174; от 20.07.2015 № 433;

от 03.08.2015 № 458; от 10.12.2015 № 696; от 21.12.2015 № 719;

от 06.04.2016 № 174; от 25.04.2016 № 215; от 29.06.2016 № 324;

от 30.06.2016 № 327; от 28.07.2016 № 389; от 22.08.2016 № 435)

 

ПАСПОРТ

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2013-2018 ГОДЫ

 

Наименование программы

 

 

Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

 

 

Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденная Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года № 94-З

 

Государственный заказчик

 

 

Министерство экономики Республики Мордовия

Основные разработчики

 

 

Министерство экономики Республики Мордовия, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

 

Основная цель Программы

 

Целью Программы является повышение уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и обеспечения ее инновационного развития.

 

Основные задачи Программы

 

1.Создание инновационной диверсифицированной экономики.

2. Повышение конкурентоспособности экономики.

3. Формирование динамичной системы государственного и муниципального управления.

4. Экологизация экономики.

5. Рост экономического благосостояния населения и увеличение доли среднего класса.

 

Сроки и этапы реализации Программы

 

Реализация Программы будет осуществляться в два этапа. На первом этапе реализации Программы основное внимание будет уделено финансированию проектов с высокой коммерческой, бюджетной и социальной эффективностью, направленных на диверсификацию производства и выпуск конкурентоспособной продукции, рост эффективности управления, повышение реальных доходов и уровня социальной защиты населения. На втором этапе на основе накопленного инвестиционного потенциала продолжится финансирование и реализация мер инвестиционного и социального характера, позволяющих повысить уровень и качество жизни населения.

 

Перечень основных мероприятий

 

Программа предусматривает развитие положительных тенденций в экономике и социальной сфере республики, которые обусловлены уже реализованными и осуществляемыми в настоящее время на территории региона федеральными, республиканскими, муниципальными и отраслевыми программами.

Проекты инновационных территориальных кластеров и сфер деятельности Программы сгруппированы по следующим основным мероприятиям Программы:

Основное мероприятие 1. «Технопарк в сфере высоких технологий»;

Основное мероприятие 2. «Инновационный территориальный кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением»;

Основное мероприятие 3. «Инновационный территориальный кластер «Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение»;

Основное мероприятие 4. «Инновационный территориальный кластер «Электротехника и приборостроение»;

Основное мероприятие 5. «Прочие производственные проекты»;

Основное мероприятие 6. «Агропромышленный кластер (Молочное скотоводство, Свиноводство, Мясное скотоводство, Рыбоводство, Птицеводство, Переработка и хранение, Производство тепличной продукции)»;

Основное мероприятие 7. «Транспорт, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство»;

Основное мероприятие 8. «Строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры»

Исполнители основных мероприятий

 

 

Органы исполнительной власти, производственные предприятия и учреждения социальной сферы Республики Мордовия - исполнители программных мероприятий, а также поставщики оборудования, определяемые на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов.

 

Объемы и

источники

финансирования Программы

 

Суммарный объем финансирования Программы в 2013-2018 годах (в среднегодовых ценах 2012 года) - 144 116,99 млн. рублей.

Источники финансирования:

средства федерального бюджета, выделяемые на безвозвратной основе - 22 333,07 млн. рублей (15,50%);

средства республиканского бюджета - 4 575,83 млн. рублей (3,18%);

собственные средства участников Программы - 45 520,21 млн. рублей (31,59%);

кредиты коммерческих банков - 45 302,05 млн. рублей (31,43%);

другие внебюджетные источники - 26 385,83 млн. рублей (18,31%)

(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.04.2016 № 215)

 

Система организации контроля за исполнением Программы

 

 

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляют исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия.

Реализация системы конкретных мероприятий и проектов Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, ведущие к достижению намеченных целей.

Ежегодно производится уточнение первоочередных мероприятий на очередной календарный год и проектирование мероприятий на последующий трехлетний период.

Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальный мониторинг действий исполнителей и основных показателей социально-экономического развития республики.

По окончании каждого года, в первом квартале последующего года, представляется доклад в Правительство Республики Мордовия о ходе выполнения Программы.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 

 

 

 

Обеспечение с 2018 года дополнительных платежей в бюджеты всех уровней в размере 14 784,6 млн. рублей в том числе:

в федеральный бюджет - 9 721,3 млн. рублей;

в консолидированный бюджет Республики Мордовия - 5 063,3 млн. рублей.

 

Создание и сохранение 33 905 рабочих мест, в том числе новых - 23 218.

 

 

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

Общая информация о регионе

 

С учетом величины территории (26,1 тыс. км2), численности населения (825,4 тыс. человек), природно-ресурсного и производственного потенциала, отраслевой структуры экономики Республика Мордовия относится к III группе регионов Российской Федерации, характеризующихся незначительным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. В эту группу входят многие субъекты европейской части России, а также часть восточных регионов.

Природными богатствами Республики Мордовия являются земли сельскохозяйственного назначения, мергелево-меловые породы и опока, используемые для производства высококачественного цемента, мореный дуб, фосфориты, торф, минеральные краски, а также бурый железняк. Однако сырьевая база Республики Мордовия характеризуется отсутствием таких минеральных ресурсов, как нефть и природный газ, - основных товаров российского экспорта. Такая ситуация определяет невысокое значение индекса экономического веса (ИЭВ) региона: Республика Мордовия в 2009 году занимала 62-ое место по Российской Федерации (в 1996 году - 55-ое, в 1999 году - 60-ое).

Республика Мордовия, несмотря на сложную демографическую ситуацию, по-прежнему остается одним из густонаселенных районов центра России. По плотности населения в 2010 году (31,9 человек на 1 км2) она делила 7-8 место с Пензенской областью в Приволжском федеральном округе. Этот показатель в 3,8 раза превышает среднероссийский и в 1,11 раз выше среднего уровня по Приволжскому федеральному округу.

 

1. Оценка итогов социального и экономического состояния

Республики Мордовия

 

1.1 Экономическое развитие Республики Мордовия

 

Валовой региональный продукт

 

Мордовия является индустриально-аграрным регионом. Основной оценочный показатель результатов хозяйственной деятельности региона - ВРП. Динамика ВРП Республики Мордовия характеризовалась более высокими темпами роста в сравнении с ВРП Российской Федерации (из суммы регионов) (рис. 1.1). Ее обусловили следующие факторы:

1. Политическая стабильность, оказывающая положительное влияние на поведение инвесторов и обеспечивающая высокий уровень управляемости социально-экономическим развитием региона.

2. Институциональные и законодательные преобразования в бюджетной и налоговой сферах; взвешенная макроэкономическая политика.


 

Рисунок 1.1 - Индексы физического объема ВРП (в % к предыдущему году)

 

3. Реализация кластерной политики, предусмотренной Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, что обеспечивало не только рост реального объема ВРП, но и повышение производительности труда и конкурентоспособности предприятий на внутреннем и внешнем рынках (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 - Динамика ВРП и производительности труда в Республике Мордовия в 2006-2011 годах

 

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

(оценка)

Валовой региональный продукт, млн руб. в ценах 2006 года

57 974,2

64 351,4

67 054,1

62 360,3

65 353,6

72 999,9

Индекс физического объема ВРП, в % к предыдущему году

112,2

111,0

104,2

93,0

104,8

111,7

ВРП в реальном выражении (в сопоставимых ценах), в % к 2006 году

100,0

111,0

115,7

107,6

112,7

125,9

Производительность труда, в % к предыдущему году

112,9

111,2

104,5

94,2

105,0

112,4

Производительность труда, в % к 2006 году

100,0

111,2

116,2

109,5

114,9

129,2

 

В настоящее время можно выделить три основных кластера в экономике республики:

а) инновационный кластер, связанный с производством новой (не массовой) продукции;

б) производственные «локомотивы», к которым, прежде всего, относятся индустрия строительных материалов (производство цемента) и транспортное машиностроение (вагоностроение);

в) кластер в агропромышленном комплексе.

4.Специфика отраслевой структуры ВРП (отсутствие минеральных ресурсов, формирующих структуру экспорта Российской Федерации), вследствие чего Республика Мордовия в незначительной степени испытывает влияние нефтяных «шоков».

В целом отраслевая структура ВРП (Приложение 1) свидетельствует о сохранении высокой доли валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств в ВРП.

Указанные выше факторы роста валового регионального продукта Республики Мордовия способствовали повышению его удельного веса в 2006-2010 годах в ВРП Российской Федерации (из суммы регионов) (с 0,26 % в 2006 году до 0,28 % в 2010 году) и в ВРП Приволжского федерального округа (из суммы регионов) (с 1,65 % в 2006 году до 1,84 % в 2010 году).

Несмотря на закрепление положительных тенденций в динамике основных макропараметров экономического развития Республики Мордовия в 2006-2010 годах (ВРП, валовое накопление, рост производительности труда и другие), имеются проблемы в воспроизводстве основных фондов, трудоспособного и дееспособного населения и развитии отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, наука, культура и др.). Об этом свидетельствует динамика индекса качества роста экономики, принятого в межстрановых и межрегиональных сопоставлениях (отношение разницы индекса роста ВРП и индекса дефлятора ВРП к темпам роста ВРП) (табл. 1.2). Вместе с тем, согласно данным Программы развития ООН в Российской Федерации, индекс развития человеческого потенциала Республики Мордовия имел устойчивую тенденцию к росту, что является свидетельством позитивных изменений, происходящих в социально-экономической сфере региона.

 

Таблица 1.2 - Качество экономического роста в Республике Мордовия

 

Годы

ВРП в рыночных ценах, млрд руб.

Индекс роста ВРП в рыночных ценах

Индекс-дефлятор ВРП, %

Индекс качества экономического роста

Индекс развития человеческого потенциала

2006

57,97

1,31

114,3

0,107

0,773

2007

77,05

1,33

119,7

0,097

0,786

2008

94,06

1,22

117,8

0,033

0,807

2009

90,86

0,97

106,1

-0,064

0,809

2010

104,33

1,15

109,6

 

 

 

В связи с этим необходимо дальнейшее наращивание экономического потенциала Республики Мордовия на новой технологической основе, преодоление негативных тенденций в воспроизводстве основных фондов (старение и износ), в демографической сфере и т. д. По уровню реального ВРП на душу населения осуществляется сравнение развития Республики Мордовия с другими регионами Российской Федерации. Этот показатель относится к основным социально-экономическим индикаторам уровня жизни населения (табл. 1.3). Хотя значение данного показателя увеличилось в 2010 году в сравнении с 2006 годом, но этот рост оказался недостаточным для решения накопившихся проблем в сфере уровня и качества жизни населения (отставание средней заработной платы по региону от общероссийского уровня, сохранение высокой доли населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума, усиление социальной дифференциации, маятниковая миграция и т.д.). Этим объясняется сохранение на низком уровне значения индекса социального самочувствия Республики Мордовия в общероссийском рейтинге.

 

Таблица 1.3 - Изменение реального валового регионального продукта на душу населения в 2006-2011 годах

 

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

(оценка)

ВРП на душу населения в ценах 2006 г., тыс. руб.

68,0

76,2

80,1

75,2

78,1

88,0

Изменение, % к предыдущему году

-

112,1

105,1

93,9

103,9

112,7

Изменение, % к 2006 г.

-

112,1

117,8

110,6

114,9

129,4

 

В таблице 1.4 приведены фактические и прогнозные значения объемов ВРП Республики Мордовия.

 

Таблица 1.4 - Соответствие фактических и прогнозных значений объемов валового регионального продукта Республики Мордовия

 

Показатель

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

(оценка)

Валовой региональный продукт, в текущих ценах млн. руб.

77 048,8

94 058,3

90 862,4

104 327,3

125 916,1

Прогнозное значение ВРП, млн. руб.

56 735,9

96 166,4

116 605,7

137 471,6

161 627,0

Отношение фактического значения ВРП к прогнозному значению

135,8%

97,8%

77,9%

75,9%

77,9%

 

В 2008-2011 годах фактическое значение ВРП оставалось на более низком уровне по сравнению с прогнозным значением в силу влияния мирового финансово-экономического кризиса.

 

Промышленность

 

Одной из ведущих отраслей экономики Республики Мордовия является промышленность. В объеме валового регионального продукта доля этой отрасли составляет более 30 процентов. На предприятиях промышленности занято 77,1 тыс. человек, что составляет 17,8 % от числа занятых в экономике республики.

Промышленность региона специализируется на выпуске электротехнической продукции (включая светотехническое производство, электронное, оптическое оборудование), широкого спектра кабельной продукции, продукции транспортного машиностроения (вагоностроения), производстве строительных материалов, а также продукции перерабатывающей промышленности. Крупнейшими предприятиями республики являются холдинг «Оптикэнерго», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский завод «Резинотехника», ОАО «Саранский телевизионный завод», ЗАО «Рузаевский стекольный завод», ОАО «Орбита», ОАО «Биохимик» и другие. Крупнейшим предприятием в отрасли транспортного машиностроения является ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии».

В области индустрии строительных материалов одним из крупнейших в России производителей фасованного и нефасованного цемента является ОАО «Мордовцемент», а производителем шифера, асбестоцементных и хризотилцементных труб, современного импортнозамещающего строительного материала - фиброцементных плит - ОАО «Лато».

В настоящее время в промышленности республики реализуются новые крупные инвестиционные проекты: организация серийного производства оптического волокна (ЗАО «Оптиковолоконные Системы»); создание промышленного производства приборов нового поколения на основе широкозонных полупроводниковых материалов, а также производства монокристаллического нейтронно-легированного кремния для силовой электроники и кремния повышенного диаметра для радиоэлектроники (ОАО «Электровыпрямитель»); создание комплекса по выпуску стального и чугунного литья мощностью 90 тыс. тонн в год (ООО «ВКМ-Сталь») и другие.

Важное значение для развития промышленности республики имеет инновационная активность предприятий и организаций. Объем отгруженной инновационной промышленной продукции в 2010 году составил 20487,0 млн. рублей, что соответствует 23,8 % от совокупного объема отгруженной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами. К инновационно активным промышленным компаниям относятся 27 предприятий.

В настоящее время в республике формируется уникальная кластерная структура инновационного развития, которая включает Технопарк, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Центр нанотехнологий, два венчурных и другие фонды поддержки инновационного бизнеса, Бизнес-инкубатор, Республиканский центр одаренных детей.

АУ «Технопарк-Мордовия» специализируется в областях энергосберегающей светотехники, электронного приборостроения, оптоэлектроники, волоконной оптики и информационных технологий. На его базе функционирует высокотехнологичный центр по обработке, защите и хранению данных DATA-центр. Участниками проекта инновационного центра «Сколково» являются ООО «Оптик-Файбер», ООО «Поликомпонент».

Особое внимание в рамках формирующегося инновационного кластера уделяется развитию сети предприятий малого и среднего инновационного бизнеса.

Введены в строй такие современные предприятия, как ООО «САРМАТ», ЗАО «Лидер-Компаунд». Совместно с ОАО «РОСНАНО» осуществляется разработка проекта создания первого отечественного производства оптического волокна. Он ориентирован на импортозамещение комплектующих и материалов, необходимых для кабельной промышленности.

Совместно с ФТИ имени А.Ф. Иоффе Российской академии наук реализуется проект «Создание мощных высоковольтных полевых транзисторов на основе карбида кремния, который имеет статус проекта «Сколково». Заключено 12 соглашений с крупнейшими научно-исследовательскими центрами, с Российской академией наук для осуществления ряда проектов в области электронного приборостроения и волоконной оптики.

Одним из ключевых направлений промышленной политики республики является развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, на долю которой приходится 23,1% от общего объема производства.

В республике функционирует более 32 предприятий этой отрасли, в том числе 2 мясоперерабатывающих комплекса и 1 мясокомбинат, 15 предприятий молочной промышленности, две кондитерские фабрики - ОАО «Ламзурь» и «Ламзурь С», «Саранский филиал ОАО «Сан ИнБев», 7 предприятий спиртовой и ликеро-водочной промышленности, ОАО «Консервный завод «Саранский», ООО «Ромодановосахар». Одним из крупнейших предприятий данного кластерного образования является агрохолдинг «Талина». Он представляет собой интегрированное объединение компаний, обеспечивающее полный цикл производства, переработки и реализации мясной продукции. Агрохолдинг «Талина» объединяет 13 предприятий мясопереработки, комбикормового производства, торговли и обслуживающих производств, расположенных на территории Приволжского федерального округа.

В республике реализован уникальный проект федерального значения по строительству сыроваренного завода «Сармич». Его производственные мощности позволяют перерабатывать до 350 тонн молока в сутки и выпускать более 9 тыс. тонн сыра в год. Сыроваренный завод «Сармич» входит в агропромышленный холдинг, состоящий из молокоперерабатывающих заводов и молочных комплексов. После выхода на плановую производственную мощность холдинг войдет в первую тройку крупнейших производителей сыра в России.

Внутренний продовольственный рынок республики на 73 % формируется за счет продукции местного производства.

Основные показатели, характеризующие состояние промышленности Республики Мордовия представлены на рисунке 1.2.

 

 

Рисунок 1.2 - Основные показатели развития промышленности Республики Мордовия за 2006-2010 годы

 

В 2006-2010 годах республика входила в число лидеров по росту индекса промышленного производства, с 2007 по 2010 год она занимала 1-е место среди субъектов Приволжского федерального округа по данному показателю (Приложение 2). Изменение индексов производства по видам экономической деятельности представлено в Приложении 3.

 

Сельское хозяйство

 

Агропромышленный комплекс Республики Мордовия динамично развивается за счет целенаправленной работы по развитию всех форм хозяйствования на селе, последовательной аграрной политики, направленной на финансовое оздоровление предприятий, укрепление их материально-технической базы.

Кластерообразующей отраслью в аграрно-промышленном комплексе Республики Мордовия является сельское хозяйство. Ее ведущими подотраслями являются животноводство мясомолочного направления и птицеводство. Предприятия растениеводства специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, зеленого горошка. Площадь сельхозугодий составляет 1,7 млн. га, в том числе пашни - 1,1 млн. га. Доля посевных площадей сельскохозяйственных культур республики составляет 43,7 % от общей площади сельскохозяйственных угодий и пашни, что выше среднего уровня по Приволжскому федеральному округу и по России.

На долю сельского хозяйства приходится около 11 % в структуре валового регионального продукта (в среднем по РФ - 4,2 %, по ПФО - 5,8 процента). К началу 2011 года в республике функционировали 84 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, 1133 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) на площади в 84 тыс.га. Основные показатели, характеризующие развитие сельского хозяйства представлены в Приложении 4.

По индексу физического объема растениеводческой продукции Республика Мордовия находится на 2 месте среди регионов Приволжского федерального округа (по данным за 2009 год, рис. 1.3).

Удельный вес посевов зерновых культур в площади пашни составляет более половины, на долю зерна приходится свыше трети стоимости валовой продукции растениеводства и около одной трети всех кормов в животноводстве.

Растениеводство специализируется на производстве зерновых культур (преобладают ячмень, озимая рожь, пшеница яровая и озимая), а также сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормовых культур. Животноводство в республике многоотраслевое, производящее более 50 % валовой продукции сельского хозяйства. Приоритетными отраслями являются мясо-молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Мясной баланс республики формируют говядина, свинина, мясо птицы. Основные породы крупного рогатого скота - симментальская, черно-пестрая, красно-пестрая; свиней - крупная белая, дьюрок, ландрас; лошадей - советская тяжеловозная, орловская рысистая. Поголовье скота в хозяйствах всех категорий на 1 января 2012 года составило: крупного рогатого скота - 298,9 тыс. гол. (в том числе 106 тыс. коров), свиней - 311тыс. гол., овец и коз - 42 тыс. голов.

Республика занимает ведущие позиции среди регионов Приволжского федерального округа, а также входит в число первых шести лучших регионов Российской Федерации по производству мяса, молока, яиц в расчете на 1 жителя. (Приложение 5). Четыре крупнейших предприятия агропромышленного комплекса - ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ОАО «Птицефабрика «Атемарская», ОАО «Птицефабрика «Чамзинская» и ГУП Республики Мордовия «Тепличное» - входят в число 300 лучших предприятий России.



Рисунок 1.3 - Индексы производства продукции растениеводства (в хозяйствах всех категорий, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

 

В рамках национального проекта «Развитие АПК» и «Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Мордовия на 2008-2012 годы» в регионе реализовано 105 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих и других производственных объектов. Введены в эксплуатацию современные молочные комплексы на 1000 голов в ООО «Дружба» Ичалковского, ООО «Альянс» Краснослободского, ООО «Агрофирма «Рязановка» Старошайговского, ООО «Агросоюз» Рузаевского районов и другие. Кроме того реализованы проекты в мясном скотоводстве: в ООО «Игнатово» по откорму быков на 5000 голов, в ООО «Подсобное хозяйство» по разведению КРС на 500 голов коров и др. Введено в эксплуатацию инновационное, полностью компьютеризированное производство по переработке куриного яйца ЗАО «Рузово», рассчитанное на 1 млн. штук куриных яиц в год. Построены тепличные комплексы для выращивания роз в Кадошкинском и Теньгушевском районах.

В республике также реализуются программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2009-2012 годы», «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2009-2012 годы», «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы».

В исследуемом периоде произошло улучшение материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Машино-тракторный парк сельскохозяйственных предприятий представлен современной, энергонасыщенной техникой (более 3,7 тыс. тракторов, 1,2 тыс. зерно-уборочных комбайнов, 290 - кормоуборочных комбайнов, 2,0 тыс. грузовых автомобилей). На эти цели израсходовано более 10 млрд. рублей.

Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в развитии агропромышленного комплекса республики имеются нерешенные задачи: относительно низкий уровень инновационного развития сельскохозяйственных предприятий, социальной сферы села, более низкий уровень оплаты труда, нехватка квалифицировнных кадров и др. Кроме того, вступление России в ВТО потребует повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на мировом рынке, формирования новых каналов ее сбыта и использования современных средств продвижения.

 

Лесное хозяйство

 

Рациональное использование и воспроизводство лесных ресурсов необходимы для удовлетворения потребностей предприятий и населения в древесине и продукции деревопереработки. Лесное хозяйство играет важную роль в экономике республики.

Республика Мордовия - один из богатых регионов Приволжского федерального округа лесными ресурсами. Леса занимают 27 % ее территории и расположены в бассейнах рек Вад, Сатис, Сивинь, в долинах Мокши, Суры и Алатыря. В республике преобладают хвойные и смешанные леса. Хвойные лесные массивы занимают до 23 % всей площади лесов.

Расчетная лесосека по республике - 1 089,4 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 111,1 тыс. м3, твердолиственному - 88,3 тыс. м3, мягколиственному - 890,0 тыс. м3. Ежегодное освоение составляет 24-28 % (в России - 20-22 процента).

В республике проводится работа по сохранению лесных массивов. Характеристика основных работ, проведенных в 2006-2011 годах в лесном хозяйстве республики представлена в Приложении 6.

Основными проблемами, сдерживающими рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесных ресурсов, являются: недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса, отсутствие эффективной системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, использование устаревших технологий, машин и оборудования, высокая доля ручного труда и низкая производительность, недостаток производственных мощностей предназначенных для глубокой механической, химической и энергетической переработки древесного сырья, низкий уровень инновационной активности предприятий и инвестиционной привлекательности отрасли.

 

Торговля, общественное питание и платные услуги

 

За период с 2006 по 2010 год в сфере торговли Республики Мордовия сложилась устойчивая тенденция к росту объемов розничного товарооборота. Его динамика представлена в таблице 1.5.

 

Таблица 1.5 - Оборот розничной торговли в Республике Мордовия

 

Годы

Млн. рублей

Индекс физического объема,

в процентах к предыдущему году

2006

22466

112,8

2007

29179

121,6

2008

39520

117,8

2009

44112

98,9

2010

48410

103,0

2011

52995

101,1

 

Данные таблицы 1.5 свидетельствуют об увеличении оборота розничной торговли по всем каналам реализации в абсолютном выражении за последние пять лет на 23,8 млрд. рублей.

В 2011 году оборот розничной торговли на 85,5 % сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, доля продажи на рынках и ярмарках составила 14,5 процентов (в 2010 году - 14,9 процента). Снижение доли продаж товаров на рынках и ярмарках - результат работы высокоорганизованной стационарной торговой сети, - привлекающих покупателей современными формами и методами торговли. Показатель оборота розничной торговли на душу населения в республике составил 64,0 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом в 1,5 раза. Однако среди регионов Приволжского Федерального округа Республика Мордовия имеет самое низкое значение данного показателя.

Доля продовольственных товаров в общем товарообороте в 2011 году составляла по республике 52,4 %, а непродовольственных товаров - 47,6 процента. В структуре продовольственных товаров в 2011 году наибольший удельный вес занимали мясо и мясопродукты (6,2 %), кондитерские изделия (4,2 %), молочные продукты (3,0 %), свежие овощи (3,0 %), свежие фрукты (2,3 %), хлеб и хлебобулочные изделия (1,6 %), рыба и морепродукты (1,3 процента). В составе непродовольственных товаров больше всего реализовывалось фармацевтических и медицинских товаров (4,2 %), обуви кожаной (1,6 %), верхней одежды (1,2 процента).

На территории республики фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1 000 чел. в 2010 году составляла 302,8 кв. м. при нормативе - 410,9 кв. м. на 1 000 человек. По сравнению с 2006 годом торговые площади увеличились на 48 тыс. кв. м. или на 24 процента.

Индекс потребительских цен в Республике Мордовия в декабре 2011 года к декабрю предыдущего года был самым низким по сравнению с регионами Приволжского федерального округа и составил 105,1 %, за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года составил 108,5 процента.

Другим важным показателем, характеризующим развитие торговли, является оптовый товарооборот. Объем оборота оптовой торговли за рассматриваемый период увеличился в 2,3 раза и составил в 2011 году 51,5 млрд. рублей.

Основная доля оптового товарооборота в республике приходится на крупные и средние организации оптовой торговли и других отраслей экономики и составляет 65,3 процента. Наблюдается тенденция повышения доли предприятий малого бизнеса в сфере оптовой торговли.

В республике в целом сложилась положительная динамика в развитии торговли. В то же время имеется ряд нерешенных проблем. К ним относятся: увеличение доли продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли, более низкое значение показателя оборота розничной торговли на душу населения. Требует особого внимания проблема обеспечения качества и безопасности товаров. По уровню обеспеченности современными торговыми площадями Республика Мордовия уступает Пензенской, Нижегородской, Самарской областям. Значительно ограничивает возможности товаропроизводителей и препятствует развитию торговли низкий уровень проникновения в республику федеральных торговых сетей, отсутствие внедренных современных форматов торговли, особенно в районах республики.

К развивающейся отрасли Республики Мордовия относится общественное питание. Наблюдалась тенденция роста оборота общественного питания в 2,1 раза за 2006-2010 годы (таблица 1.6)

 

Таблица 1.6 - Оборот общественного питания в Республике Мордовия


Годы

Млн. рублей

Индекс физического объема,

в процентах к предыдущему периоду

2006

805,0

103,9

2007

1036,9

114,2

2008

1452,1

115,2

2009

1515,9

95,8

2010

1719,1

106,5

2011

1859,2

99,8


Оборот общественного питания на душу населения увеличился в 2,2 раза по сравнению с 2006 годом и составил в 2011 году 2252,0 рубля.

Основная доля оборота общественного питания в республике приходится на предприятия субъектов малого предпринимательства и составляет 77,9 процента. Наблюдается тенденция повышения доли предприятий малого бизнеса в сфере общественного питания.

Несмотря на улучшение ряда показателей в общественном питании в республике имеются проблемы в развитии данной сферы: низкий уровень внедрения новых технологий в сферу общественного питания и использования прогрессивных форм обслуживания потребителей; отсутствие современного оборудования; низкие темпы развития мобильной сети быстрого питания в местах отдыха населения; недостаточный уровень сервиса предприятий общественного питания в сельской местности и на объектах придорожного питания. Кроме того недостаточно представлены в республике объекты питания, специализирующиеся на национальной кухне и определенном ассортименте блюд (кофейный, чайный, диетический, вегетарианской). Отсутствует дифференциация объектов общественного питания с точки зрения комфортности, уровня обслуживания, предлагаемых услуг и функционирования по интересам: кафе-мороженое, детские кафе, семейные кафе, спорт-кафе.

Сфера бытовых услуг является важной составляющей, характеризующей уровень жизни населения в регионе. Объем бытовых услуг, оказанных населению по всем каналам реализации, в республике увеличился по сравнению с 2006 годом в 1,3 раза и составил 1610,5 млн. рублей.

Объем реализации бытовых услуг населению в расчете на одного жителя имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, с 2006 года по 2011 год он увеличился в 2,2 раза и составил 1942 рублей. Тем не менее в сравнении с регионами Приволжского федерального округа Республика Мордовия занимает по данному показателю последнее место.

Динамика структуры бытовых услуг, оказанных населению, в республике за 2006-2011 годы представлена в Приложении 7.

За 2006-2011 годы произошло снижение доли бытовых услуг на 1,0 % в структуре платных услуг, предоставляемых населению в республике. Оплата многих видов платных услуг для населения носит обязательный характер (услуги жилищно-коммунального хозяйства) или является платежом первой необходимости (услуги транспорта, связи), в связи с этим покупка и оплата бытовых услуг откладываются.

Предприятия бытового обслуживания населения имеют недостаточно развитую материально-техническую базу, в них медленно внедряются современное оборудование и новые технологии. Для сферы бытового обслуживания характерны низкий уровень рентабельности и длительные сроки окупаемости капитальных вложений. В связи с этим данная сфера, по сравнению с розничной торговлей, развивается в республике более низкими темпами. Отсутствует заинтересованность субъектов малого предпринимательства в развитии данной сферы в связи с низкой привлекательностью бизнеса.

 

Малое и среднее предпринимательство

 

Малое предпринимательство Республики Мордовия за последние 5 лет динамично развивалось: увеличилось количество малых предприятий, росла их выручка, наблюдалась тенденция роста инвестиций в основной капитал малых предприятий.

В настоящее время в Республике Мордовия действует почти 27 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства.

В таблице 1.7 приведены показатели, характеризующие развитие малых и средних предприятий Республики Мордовия за 2006-2011 годы.

 

Таблица 1.7 - Показатели, характеризующие развитие малых и средних предприятий в Республике Мордовия за 2006-2011 годы


Показатели

2006

2007

2008*

2009*

2010*

2011*

(оценка)

Удельный вес малых предприятий в общем числе предприятий и организаций, %

22,9

31,4

8,0

8,6

9,9

 

8,5

Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Республики Мордовия (на конец года), единиц

4

5

5

7

7

 

8

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, %

7,1

7,3

11,4

12,4

13,3

 

13,3


Информация по документу
Читайте также