Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 08.07.2015 № 376

 

 

 

 

МАРИЙ ЭЛ РЕСПУБЛИКЫН

ВИКТЕРЖЕ

 

ПУНЧАЛ

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

 

от 8 июля 2015 г. № 376

 

 

 

О внесении изменения в постановление Правительства

Республики Марий Эл от 10 октября 2013 г. № 313

 

 

 

Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 октября 2013 г. № 313 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Марий Эл до 2020 года" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 11 октября 2013 г., № 10102013040306) следующее изменение:

Инвестиционную стратегию Республики Марий Эл до 2020 года, утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

 

 

Председатель Правительства

Республики Марий Эл                                               Л.Маркелов

 

 

 

 

"УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Марий Эл

от 10 октября 2013 г. № 313

(в редакции постановления

Правительства Республики Марий Эл

от 8 июля 2015 г. № 376)

 

 

 

Инвестиционная стратегия Республики Марий Эл

до 2020 года

 

 

 

1. Общие сведения

 

Инвестиционная стратегия Республики Марий Эл до 2020 года (далее - Стратегия) определяет:

основные цели управления инвестиционными процессами на территории Республики Марий Эл;

задачи, которые необходимо решить для достижения целей Стратегии;

проблемы в инвестиционной сфере и меры по их решению;

обоснование методических подходов к регулированию инвестиционных процессов;

показатели, характеризующие результативность Стратегии.

Стратегия разработана в соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 года), утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214.

Основаниями для разработки Стратегии являются:

Закон Республики Марий Эл от 2 августа 2011 г. № 45-З "Об участии Республики Марий Эл в государственно-частном партнерстве";

Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. № 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл";

Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 г. № 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений";

Закон Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 г. № 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р;

постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл" и другие нормативные правовые акты Республики Марий Эл;

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденный решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 г.

В Стратегии предусматривается решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.

Задачи Стратегии: развитие приоритетных отраслей, улучшение базовых условий для привлечения инвестиций, создание институтов развития, привлечение инвестиций в экономику республики, в том числе за счет привлечения федерального финансирования и средств частных инвесторов, развитие человеческого капитала, малого и среднего предпринимательства, создание коммуникативной платформы взаимодействия бизнеса и власти и другие мероприятия.

Стратегия определяет инвестиционные приоритеты развития республики: территории, отрасли и технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, планируемые к реализации на территории республики инвестиционные проекты, в том числе проекты, направленные на модернизацию существующих производств.

Стратегия описывает взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам государственные программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост и привлечение инвестиций в экономику Республики Марий Эл.

Стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности республики, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику республики, расширение источников инвестирования и повышение их эффективности, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Стратегия является инструментом, определяющим правовые и экономические основы, цели и принципы реализации инвестиционной политики, и должна обеспечивать экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие инфраструктуры Республики Марий Эл.

Достижение целей Стратегии возможно путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизмов государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения эффективного использования инвестиционного и инновационного потенциала республики.

Цель реализации Стратегии - создание максимально комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории Республики Марий Эл, создание благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности Республики Марий Эл, создание условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику республики, а также реализации организационных мероприятий, необходимых для обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения республики.

Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа:

I этап 2013 - 2017 гг.;

II этап 2018 - 2020 гг.

Целевые показатели Инвестиционной стратегии Республики Марий Эл до 2020 года, отражающие результаты реализации мероприятий, указаны в приложении № 1 к Стратегии.

План реализации государственных программ Республики Марий Эл до 2020 года представлен в приложении № 2 к Стратегии.

План мероприятий, ежегодно проводимых в рамках реализации Инвестиционной стратегии Республики Марий Эл до 2020 года, представлен в приложении № 3 к Стратегии.

Основные задачи Стратегии:

Задача 1. Развитие следующих приоритетных отраслей:

развитие сельского хозяйства, сельскохозяйственной переработки и производства пищевых продуктов;

целлюлозно-бумажное производство;

производство нефтепродуктов;

производство машин и оборудования;

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

развитие прочих обрабатывающих производств;

развитие строительства;

развитие транспорта и связи;

развитие туризма;

развитие информационного общества, информационных технологий и ИТ-отрасли.

Результат:

увеличение вклада приоритетных отраслей в валовый региональный продукт Республики Марий Эл (далее - ВРП);

создание новых рабочих мест.

Задача 2. Улучшение базовых условий для привлечения инвестиций.

Результат:

увеличение объема привлеченных инвестиций.

Задача 3. Создание и развитие объектов инвестиционной инфраструктуры Республики Марий Эл.

Результат:

увеличение объема привлеченных инвестиций;

создание новых предприятий и производств;

создание новых рабочих мест;

поддержка инвесторов на всех стадиях реализации проектов по принципу "одного окна".

Задача 4. Развитие системы привлечения инвестиций в экономику Республики Марий Эл, в том числе за счет привлечения федерального финансирования.

Результат:

увеличение числа проектов с федеральным финансированием;

привлечение внебюджетных средств для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, а также комплексного развития территорий;

развитие государственно-частного партнерства;

развитие объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Задача 5. Развитие человеческого капитала. Развитие малого и среднего предпринимательства.

Результат:

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличение числа занятых в малом и среднем бизнесе;

увеличение предпринимательской активности.

Задача 6. Создание коммуникативной платформы.

Результат:

создание брендов Республики Марий Эл;

создание и продвижение региональных брендов и увеличение числа региональных брендов Республики Марий Эл.

 

2. Анализ инвестиционного потенциала Республики Марий Эл

 

2.1. Специфика процессов социально-экономического развития Республики Марий Эл

 

Исторически сложилось, что регионы Российской Федерации изначально находились в различных "стартовых условиях" в зависимости от ресурсного потенциала, а также размещенных на их территориях предприятий федерального значения.

Промышленный потенциал Республики Марий Эл в 90-е годы на 80 процентов был ориентирован на производство продукции военного назначения. В настоящее время доля военной продукции составляет 12-13 процентов в общем объеме производства.

Республика Марий Эл не располагает запасами углеводородного сырья и природных ископаемых, пригодных для производства экспортно ориентированной продукции.

По основным показателям социально-экономического развития Республика Марий Эл в 2000 году была на последнем месте в Приволжском федеральном округе. Долги республики превышали объемы собственных доходов годового бюджета. Инвестиции, направляемые на развитие экономики и социальной сферы, постоянно сокращались и не превышали уровня 80 - 90 процентов предыдущего года.

В целях выхода из кризисного состояния экономики была разработана и реализована Программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002 - 2004 годы, которая была зарегистрирована в Министерстве экономического развития Российской Федерации под номером один. В дальнейшем программа была продолжена на период до 2008 года и успешно реализована.

Для обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития республики, укрепления экономической базы, развития социальной сферы, выделения территорий опережающего развития разработана Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 года), утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214.

Реализация предлагаемых указанной выше стратегией целей и приоритетов развития республики, комплекса системных решений Правительства Республики Марий Эл способствовала тому, что в последние годы Республика Марий Эл вошла в число наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа, о чем свидетельствуют основные показатели социально-экономического развития. При этом отдельные показатели развития республики выше, чем в среднем по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.

Данный факт подтверждается рассчитанными за период (2001 - 2013 годы) среднегодовыми показателями прироста ВРП: Республика Марий Эл - 5,4 процента, Приволжский федеральный округ - 4,6 процента, Российская Федерация - 4,8 процента.

Изменения показателей темпа роста промышленного производства Республики Марий Эл, Приволжского федерального округа и Российской Федерации по данным за период 2001 - 2014 годов также указывают на более высокие среднегодовые темпы роста промышленного производства Республики Марий Эл (Республика Марий Эл - 8,7 процента, Приволжский федеральный округ - 3,9 процента, Российская Федерация - 3,4 процента).

Опережающий устойчивый рост промышленного производства объясняется опережающей динамикой инвестиций в основной капитал - среднегодовые темпы роста за период 2001 - 2014 годы составили: в Республике Марий Эл - 15,7 процента, в Приволжском федеральном округе - 7,3 процента, в Российской Федерации - 7,7 процента.

Высокие темпы роста показателей социально-экономического развития республики подтверждаются и данными на душу населения.

Так, показатель "Валовой региональный продукт" на душу населения за 2001 - 2013 годы вырос в 11,9 раза, производство промышленной продукции на душу населения (2001 - 2014 годы) - в 13,9 раза, объем инвестиций в основной капитал на душу населения - в 30,5 раза.

Темпы роста ВРП, производства промышленной, сельскохозяйственной продукции, инвестиций в основной капитал по Республике Марий Эл самые высокие среди регионов Приволжского федерального округа.

Меры, принимаемые Правительством Республики Марий Эл, использование интеллектуального и кадрового потенциала позволили в настоящее время диверсифицировать экономику республики. На территории республики ежегодно реализуется значительное количество инвестиционных проектов, открываются новые производства, в том числе с участием зарубежных партнеров и инвесторов.

Правительством Республики Марий Эл уделяется значительное внимание формированию эффективной инвестиционной политики и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. В республике сформирована законодательная база, обеспечивающая поддержку и права инвесторов, в соответствии с которой на республиканском уровне предоставляются налоговые льготы, субсидии и другие меры государственной поддержки. Региональное законодательство адаптивно изменяется в связи с изменением федерального законодательства в сфере инвестиций или предложениями потенциальных инвесторов.

В республике активно работают и развиваются институты поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также субъектов малого и среднего предпринимательства.

С целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в республике активно работает автономная некоммерческая организация "Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл", Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл, на базе которой работает Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Республиканский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, бизнес-инкубатор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет".

В 2013 году завершено строительство нового здания для размещения бизнес-инкубатора в г. Йошкар-Оле, на площадях которого начинающим предпринимателям оказываются комплексные услуги по ведению бизнеса.

В 2013 году создана автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиционного развития Республики Марий Эл" - специализированная организация по привлечению инвестиций и взаимодействию с инверторами, которой субъектам инвестиционной деятельности предоставляются сервисные услуги по принципу "одного окна".

В 2012 году в республике утверждено Положение о региональном инвестиционном фонде Республики Марий Эл. Создание данного фонда является новым механизмом финансовой поддержки региональных инициатив по реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства и предусматривает привлечение для реализации проектов бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

С целью привлечения внебюджетных средств для создания и реконструкции объектов транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры, необходимой для успешной реализации на территории республики инвестиционных проектов, в настоящее время разрабатываются законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства.

С целью организации производства инновационной продукции для повышения конкурентоспособности экономики в республике сформирован инновационный технологический кластер "Интеллектуальные технологии энергетики высокой эффективности", разрабатывается программа его развития. Указанный кластер входит в состав территории промышленно-производственного типа - Южный промышленный район г. Йошкар-Олы. Развитие кластера планируется осуществлять на условиях государственно-частного партнерства.

Участниками кластера являются закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение Таврида Электрик", общество с ограниченной ответственностью "Электроконтакт", общество с ограниченной ответственностью "Анвита", общество с ограниченной ответственностью Фирма "Инструмент-Н" и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет".

В рамках реализации распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 24 июня 2013 г. № 372-р "Об утверждении Концепции создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл" распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2013 г. № 643-р "О создании промышленного (индустриального) парка на территории Республики Марий Эл" принято решение о формировании индустриально-промышленного парка "Южный", площадью не менее 20 тыс. кв. м, который будет размещаться на территории Южного промышленного района.

В настоящее время разработана документация по проекту планировки и межевания территории Южного промышленного района. В проекте планировки Южного промышленного района также предусмотрен земельный участок (4 га) для создания промышленного (индустриального) парка "Южный".

Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 30 апреля 2014 г. № 214-р утверждена Концепция развития промышленного (индустриального) парка "Южный". Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 июля 2014 г. № 349 утвержден Порядок создания и функционирования индустриальных парков на территории Республики Марий Эл. Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 6 ноября 2014 г. № 527-р утвержден План первоочередных мероприятий по созданию промышленного (индустриального) парка "Южный".

В 2014 году международным рейтинговым агентством Fitch Ratings подтвержден долгосрочный рейтинг, присвоенный Республике Марий Эл ранее, со "стабильным" инвестиционным прогнозом.

Правительство Республики Марий Эл активно сотрудничает с федеральным центром по привлечению средств в экономику республики. Всего за 2001 - 2014 годы на развитие экономики и социальной сферы привлечены 37,2 млрд. рублей средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, средств открытого акционерного общества "Газпром", средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, из них непосредственно на реализацию федеральных целевых и государственных программ - 13,7 млрд. рублей. В 2014 году объем федеральных средств, поступивших в республику, составил 3,5 млрд. рублей.

Участвуя в федеральных целевых программах и мероприятиях непрограммной части, республика имеет возможность направлять средства на строительство объектов социальной сферы, жилья, инженерной инфраструктуры.

Важное значение для республики имеет дальнейшее развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе необходимой для реализации на территории Республики Марий Эл новых инвестиционных проектов.

Значительное внимание уделяется развитию транспортной доступности региона и "транспортных коридоров".

Протяженность железных дорог в границах республики составляет 210,7 км, протяженность автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения - 4277 км, протяженность водных судоходных путей по рекам Волга, Ветлуга и Сура - 279 км.

Основные грузоперевозки осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом. Автобусные маршруты связывают Республику Марий Эл с городами Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Киров, Уфа, Ульяновск и др.

Река Волга позволяет осуществлять недорогие перевозки грузов между республикой и другими регионами. Открытым акционерным обществом "Порт Козьмодемьянск" осуществляются грузовые перевозки и пассажирские речные перевозки.

С 2009 года в республике реализуется программа, направленная на модернизацию и приведение аэропорта г. Йошкар-Олы в соответствие требованиям воздушного законодательства. В ходе модернизации аэропорта будет повышена взлетная масса аэродрома до 200 тонн, в результате чего аэропорт сможет принимать воздушные суда при любых погодных условиях и в любое время суток.

Для проведения модернизации аэропорта в полном объеме необходимо включить данный объект в государственную программу "Развитие транспортной системы России" с целью привлечения федерального финансирования, что будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры республики, увеличению ВРП, инвестиций в основной капитал, заработной платы и доходов населения.

Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Аэропорт "Йошкар-Ола" в настоящее время осуществляет:

техническое и коммерческое обслуживание авиатехники;

использование аэропорта для технических посадок;

использование аэропорта в качестве авиаузла для пассажирских и грузовых авиаперевозок;

организация переговоров в VIP-залах аэровокзала и в залах официальных делегаций;

предоставление высокого уровня сервиса услуг бизнес-авиации (машина к самолету, VIP-залы и прочее).

Невысокие тарифы по аэродромному обслуживанию, удобное географическое расположение привлекательны для использования аэропорта в качестве промежуточного пункта при осуществлении транзитных рейсов в направлении северных и восточных регионов.

 

2.2. Состояние инвестиционного климата Республики Марий Эл

 

Состояние инвестиционного климата является одним из основных показателей экономической ситуации и перспектив развития региона.

Привлечение инвестиций является основополагающим фактором, способствующим развитию экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, решению вопроса изношенности основных фондов в промышленности.

По совокупности экономических, природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами Республика Марий Эл является инвестиционно-привлекательным регионом.

С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширения имеющихся производств в республике проводится целенаправленная работа по формированию и развитию инфраструктуры поддержки инвестиционных процессов. Правовое регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности на территории республики осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.

С целью сохранения положительной динамики развития реального сектора экономики, достигнутой в последние годы, и стимулирования инвестиционной активности приняты законы Республики Марий Эл, решения Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, регулирующие инвестиционную деятельность, основные из которых:

Закон Республики Марий Эл от 2 августа 2011 г. № 45-З "Об участии Республики Марий Эл в государственно-частном партнерстве";

Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. № 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл";

Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 г. № 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений";

Указ Главы Республики Марий Эл от 28 февраля 2013 г. № 24 "Об утверждении инвестиционной декларации Республики Марий Эл";

постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2005 г. № 306 "Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл";

постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 июля 2010 г. № 191 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты";

постановление Правительства Республики Марий Эл от 18 мая 2012 г. № 164 "Об утверждении Положения о грантах Главы Республики Марий Эл организациям, реализующим на территории Республики Марий Эл инвестиционные проекты";

постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2012 г. № 285 "Об утверждении Положения о региональном инвестиционном фонде Республики Марий Эл";

постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 марта 2013 г. № 72 "Об образовании Инвестиционного совета Республики Марий Эл";

распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 2 марта 2004 г. № 113-р "Об утверждении примерной формы инвестиционного соглашения между Правительством Республики Марий Эл и инвестором, реализующим инвестиционный проект на территории Республики Марий Эл";

распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 17 июня 2009 г. № 330-р "О формировании и ведении реестра свободных инвестиционных площадок в Республике Марий Эл" и ряд других.

Инвестиционная политика Республики Марий Эл основана на принципах поддержки инвестиций, направленных в эффективные и конкурентоспособные производства, и видов деятельности, стимулирующих деловую активность и развитие смежных отраслей экономики.

Основные принципы инвестиционной политики Республики Марий Эл:

1. Государственная поддержка инвесторов.

2. Снижение издержек при ведении бизнеса и рисков инвестиций.

3. Активное позиционирование республики на российских и зарубежных рынках.

4. Развитие институтов государственно-частного партнерства.

5. Сочетание стратегического подхода, оперативного реагирования и программного метода управления по результатам.

6. Обеспечение сбалансированности развития республики в целом и отдельных отраслей.

7. Кадровое обеспечение инвестиционной деятельности.

8. Политическая стабильность.

9. Энергоэффективность.

10. Повышение конкурентоспособности республики в целом и отдельных отраслей экономики республики.

В республике приняты и эффективно используются различные меры стимулирования инвестиционной активности и поддержки инвесторов, особенно на первоначальных этапах реализации проектов, основные из которых:

прогрессивная нормативная правовая база в сфере инвестиций;

инвестиционная декларация Республики Марий Эл;

Инвестиционный совет Республики Марий Эл, возглавляемый Главой Республики Марий Эл;

практика закрепления кураторов за инвестиционными проектами;

информационная поддержка инвесторов;

система оперативного контроля за реализацией инвестиционных проектов на уровне Главы Республики Марий Эл;

инвестиционные площадки с подготовленной инфраструктурой для ведения бизнеса;

инвестиционная инфраструктура и другое.

 

3. Факторы и сценарии инвестиционного развития Республики Марий Эл

 

3.1. Анализ факторов развития Республики Марий Эл

 

Проведенный анализ социально-экономического развития Республики Марий Эл позволил выделить ряд существенных позитивных факторов конкурентоспособности региона (сильные стороны), которые можно эффективно использовать для поступательного социального и экономического развития республики, основные из которых:

выгодное экономико-географическое положение в центре Европейской части Российской Федерации, наличие автодорог федерального значения, проходящих по территории республики, наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети, судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге;

высокий уровень развития инфраструктуры;

высокий научно-технический и кадровый потенциал;

наличие вузовской науки;

прогрессивное законодательство в сфере поддержки инвесторов, стабильность инвестиционного законодательства;

активная государственная поддержка инвестиционной деятельности;

работа с инвесторами по принципу "одного окна";

высокоразвитая инфраструктура поддержки инвесторов;

наличие свободных инвестиционных площадок и производственных площадей;

наличие крупных производственных комплексов российского и международного уровней;

наличие высокорентабельных технологий для освоения месторождений полезных ископаемых;

активно развивающееся международное и межрегиональное сотрудничество;

богатое историко-культурное наследие, развитая социальная инфраструктура;

стабильная общественно-политическая ситуация.

Наиболее полное использование этих преимуществ во многом зависит от реализации следующих важнейших условий:

стабильность экономического роста России, повышение ее кредитного рейтинга;

политическая стабильность в государстве;

формирование эффективной нормативной правовой базы в части налогового, таможенного, внешнеэкономического, имущественного, земельного и природоохранного законодательства;

развитие процессов кооперационного сотрудничества в Приволжском федеральном округе.

Негативно влияют на процесс развития республики следующие основные факторы:

негативные тенденции в социально-экономическом развитии на фоне финансового кризиса 2014 года;

ограниченная собственная сырьевая база;

негативные тенденции в демографических и миграционных процессах;

дисбаланс развития территорий и другое.

Сильные стороны характеризуются наличием в республике развитого промышленного комплекса, применением высоких технологий и наличием условий для расширения существующих и открытия новых производств. Вторая группа факторов, определяющая сильные стороны республики, - человеческий потенциал, обусловленный высоким образовательным уровнем, культурным и научным наследием.

В связи с этим предполагается использование сильных сторон Республики Марий Эл для реализации конкурентных преимуществ:

1. Использование возможностей республики при благоприятных внешних условиях (SO-направление) предполагает:

позиционирование Республики Марий Эл как перспективной площадки для размещения новых производств, выпуска товаров с низкой долей транспортных затрат в себестоимости (вследствие близости конечных потребителей и крупных экономических центров Приволжского федерального округа), развитие транспортной инфраструктуры и комплексное развитие территорий, как следствие - развитие транспортно-логистического комплекса региона в целом;

формирование инновационных и инжиниринговых центров, а также малых инновационных предприятий на базе образовательных учреждений и производственных кластеров;

активное развитие межотраслевой кооперации и субконтрактации.

2. Использование возможностей республики при неблагоприятных внешних условиях (ST-направление) предполагает:

активный маркетинг региона и развитие выставочно-конгрессной деятельности, а также проведение на территории республики крупных публичных мероприятий российского и международного уровней;

организацию и проведение экономических миссий представителей Республики Марий Эл в зарубежных государствах и представительствах зарубежных государств на территории Российской Федерации, организация переговоров на территории Республики Марий Эл;

координацию инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и субъектов естественных монополий с целью снижения затрат инвесторов на топливно-энергетические ресурсы;

создание системы стимулов в форме мер государственной поддержки для формирования более благоприятных условий для инвестирования в Республике Марий Эл по сравнению с соседними регионами, использование механизмов и преимуществ "доступной среды" и "обратной связи" для инвесторов в процессе реализации инвестиционных проектов;

активное использование средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для позитивного позиционирования республики, а также продвижения региональных брендов.

3. Использование возможностей внешней среды для устранения слабых сторон (WO-направление) предполагает:

привлечение федерального финансирования для формирования современной инвестиционной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе необходимой для успешной реализации инвестиционных проектов и комплексного развития территорий.

4. Минимизация слабых сторон инвестиционного климата для предотвращения возможных угроз (WT-направление) предполагает:

организацию эффективной работы Инвестиционного совета Республики Марий Эл, а также общественных организаций, комиссий и иных коллегиальных органов, деятельность которых связана с формированием инвестиционной политики, а также поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствование каналов "прямой" связи инвесторов с органами исполнительной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления в Республике Марий Эл;

формирование площадок, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения предприятий промышленного, торгового и иного назначения;

поддержку в реализации инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и административного сопровождения инвесторов;

с целью снижения затрат инвесторов на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры - развитие механизмов государственно-частного партнерства.

Результаты стратегического анализа сильных и слабых сторон Республики Марий Эл, возможностей и угроз, классифицированных по группам основных факторов внутренней и внешней среды республики, интегрированы в таблице SWOT-анализа (таблица № 1).

 

Таблица № 1

 

Таблица SWOT-анализа

 

Конкурентные преимущества

(сильные стороны)

Сдерживающие факторы

(слабые стороны)

1. Выгодное экономико-географическое положение

2. Обеспеченность энергетическими ресурсами

3. Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства

4. Политическая стабильность в регионе

5. Высокий потенциал роста регионального потребительского рынка

6. Близость потенциально емких потребительских рынков соседних регионов

7. Доступность широкого спектра финансовых и страховых услуг

8. Активная региональная инвестиционная политика Республики Марий Эл по продвижению региона

9. Государственная поддержка инвесторов, защита прав инвесторов, развитое и эффективное региональное законодательство в сфере инвестиций

10. Устойчивые темпы роста промышленного производства, сельского хозяйства и инвестиций в основной капитал

11. Развитие агрохолдингов и в сфере промышленности - технологических кластеров

12. Наличие развитой сети учебных заведений для подготовки кадров

13. Благоприятная экологическая обстановка

14. Наличие транспортных коридоров, проходящих по территории республики

1. Негативные тенденции в демографических процессах и напряженность на рынке труда рабочих специальностей

2. Дисбаланс развития территории республики

3. Изношенность промышленной инфраструктуры и технологического оборудования

4. Высокая стоимость банковских кредитных продуктов

5. Тенденция оттока квалифицированных кадров и молодежи из региона

6. Низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры

7. Незначительная инновационная активность предприятий

8. Отсутствие у компаний региона навыков маркетинговой и внешнеэкономической работы 9. Неразвитая инфраструктура туристско-рекреационного бизнеса

Возможности

Угрозы

1. Общий экономический рост Российской Федерации и отдельных отраслей экономики

2. Развитие транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Марий Эл

3. Привлечение внебюджетных средств (в том числе институтов развития) для создания и развития инвестиционной, социальной и транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов

4. Реализация проектов развития инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства

1. Возрастающая конкуренция между регионами России за инвестиции и средства федерального бюджета

2. Негативные последствия от вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию для предприятий, работающих на внутренний рынок

3. Усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы

4. Негативные последствия от введенных санкций против Российской Федерации и их влияние на экономику Российской Федерации и Республики Марий Эл, девальвация национальной валюты

5. Сохранение диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и технику

6. Увеличение цены на электрическую энергию для конечного потребителя до 30 процентов в связи с ликвидацией договоров "последней мили"

7. Экологические проблемы, связанные с возможным поднятием уровня Чебоксарской гидроэлектростанции и затоплением части территории Республики Марий Эл

 

3.2. Сценарии реализации Стратегии

 

Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года определено, что в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптация к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика и транспорт);

начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усиление конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ вследствие опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

В качестве целевого варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года рассматривается инновационный умеренно-оптимистичный вариант развития экономики, который характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций Российской Федерации в мировой экономике, который опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Отмеченные тенденции, а также разработанный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы в Республике Марий Эл стали основой стратегических ориентиров инвестиционной политики Республики Марий Эл на период до 2020 года.

На основе проведенного стратегического анализа факторов внутренней и внешней среды, во многом определяющих приоритеты социально-экономического развития Республики Марий Эл, наиболее вероятными представляются следующие сценарии перспективного развития Республики Марий Эл:

институциональный (формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, ускоренное развитие малого предпринимательства);

инновационно-активный (формирование инвестиционной и инновационной инфраструктуры, рост инвестиционной привлекательности республики, структурная диверсификация экономики, разработка и внедрение в хозяйственную практику новых технологий, ускоренный переход на наукоемкую продукцию).

Учитывая вызовы предстоящего долгосрочного периода, такие как усиление глобальной конкуренции, резко усиливающая роль инноваций, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, в основу Стратегии заложен инновационно-активный социально ориентированный сценарий развития республики.

Специфика перехода республики к инновационно-ориентированному типу развития, предполагающему формирование новых факторов экономического роста, состоит в том, что в среднесрочной перспективе процесс должен опираться на повышение конкурентоспособности традиционных в республике производств, являющихся важными генераторами регионального продукта, совершенствование инфраструктуры.

Таким образом, переход республики к инновационному социально ориентированному типу развития будет проходить в два этапа.

В рамках первого этапа (2013 - 2017 годы) будут создаваться системные условия, необходимые для перевода экономики республики в режим инновационного развития, включающие формирование высококонкурентной институциональной среды, развитие инновационной системы, реализацию неотложных мер в сфере образования и здоровья населения, восстановление трудового и кадрового потенциала.

Результатом реализации мероприятий первого этапа перехода республики к инновационно-ориентированному типу развития должны стать стабилизация численности постоянного населения республики, развитие инновационной системы, устойчивый экономический рост, в том числе муниципальных образований республики.

В рамках второго этапа (2018 - 2020 годы) будет осуществляться переход к новым стандартам в образовании и здравоохранении, формирование конкурентной профессионально-квалификационной структуры трудового потенциала, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, формирование новых территорий опережающего развития (как главный фактор территориального развития республики), превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, структурная диверсификация экономики (рисунок № 1).

 

Сценарий перспективного развития Республики Марий Эл

 

 

К ожидаемым основным результатам реализации мероприятий второго этапа можно отнести устойчивое закрепление положительных демографических тенденций, создание высококонкурентной институциональной среды, эффективно действующей инновационной системы республики и, как следствие, увеличение темпов роста инвестиций в основной капитал (таблица № 2).

 

 

Рисунок № 1

 

 

Таблица № 2

 

Динамика основных показателей Стратегии в разрезе возможных сценариев социально-экономического развития

 

 

п/п

Наименование показателя

Сценарии инвестиционного развития

2012 год, отчет

институциональный

инновационно-активный

2013-2017

годы

2018-2020

годы

2013-2017

годы

2018-2020

годы

1

2

3

4

5

6

7

1.

Инвестиции в основной капитал (накопленные за период),

млрд. рублей

31,7

237,9

178,91

254,85

201,15

2.

Накопленный за период темп роста инвестиций в основной капитал, процентов

113,9

127,47

108,95

152,15

110,85

3.

Среднегодовой за период темп роста инвестиций в основной капитал, процентов

113,9

104,97

102,9

108,76

103,49

 

4. Стратегические задачи инвестиционного развития

Республики Марий Эл

 

Стратегической целью инвестиционной политики Республики Марий Эл на период до 2020 года является создание максимально комфортных условий для начала и ведения бизнеса на территории Республики Марий Эл, создание благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности Республики Марий Эл, создание условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику республики, а также реализации организационных мероприятий, необходимых для обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения республики.

Анализ комплекса факторов, определяющих условия социально-экономического развития республики, демонстрирует, что переход республики к инновационному социально ориентированному типу развития потребует целенаправленных и согласованных действий по решению стратегических задач инвестиционного развития республики.

В отношении отдельных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Республики Марий Эл, задачами инвестиционной политики Республики Марий Эл являются:

1) в сфере качества инвестиций:

привлекаемые в экономику Республики Марий Эл инвестиции должны быть направлены на достижение ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, предусматривающих:

повышение уровня и качества жизни населения;

дальнейшую диверсификацию экономики республики, развитие высокотехнологичных отраслей, повышение конкурентоспособности произведенных товаров и услуг, развитие производственного капитала Республики Марий Эл, развитие инвестиционной инфраструктуры, а также инфраструктуры, необходимой для реализации на территории республики инвестиционных проектов;

развитие промышленности Республики Марий Эл и повышение ее конкурентоспособности;

повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов, формирование условий, способствующих расширению научно-технического потенциала, развитие объектов инновационной инфраструктуры;

сбалансированное территориальное развитие Республики Марий Эл, основанное на эффективном размещении производительных сил и реализации экономического потенциала территорий Республики Марий Эл, имеющих высокий производственный потенциал;

формирование точек роста и территорий опережающего развития республики;

развитие территорий, в частности, предусматривающее формирование производственных площадок (промышленных и технологических парков), с учетом обеспеченности квалифицированными рабочими кадрами, специализации резидентов, мест расположения производственных площадок в промышленно развитых и инвестиционно привлекательных районах республики;

реализация Концепции создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл;

формирование инновационно-ориентированной на выпуск экологически чистой продукции структуры агропромышленного комплекса;

развитие внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций в экономику республики;

создание эффективной системы взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и инвесторов;

разработка и реализация на региональном уровне комплекса мер по стимулированию органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и наращиванию собственного налогового потенциала;

2) в сфере развития промышленных и потребительских рынков, развития малого и среднего предпринимательства:

повышение конкурентоспособности действующих промышленных предприятий Республики Марий Эл;

увеличение доли инновационно-ориентированных малых и средних предприятий в общей доле промышленных предприятий республики, развитие высокотехнологичных отраслей экономики;

создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения республики на потребительские товары и услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления;

содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Марий Эл для повышения их конкурентоспособности, реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

создание информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности, формирование и продвижение положительного имиджа (бренда) Республики Марий Эл как региона открытого, экологически благополучного и благоприятного для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности;

3) в сфере развития инфраструктуры:

наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, развитие инфраструктуры поддержки инвестиционных процессов;

снижение затрат инвесторов на подключение к объектам инженерной инфраструктуры;

развитие механизмов государственно-частного партнерства;

4) в сфере развития человеческого капитала:

наличие в Республике Марий Эл эффективных механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов, с учетом реализации на территории республики новых инвестиционных проектов;

содействие формированию кадрового потенциала экономики;

5) в сфере развития институциональной среды, снижения административных барьеров в процессе реализации (планирования) инвестиционных проектов, развития предпринимательства и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, а также унификации процедуры взаимодействия между участниками инвестиционной деятельности - органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл и субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности:

создание институтов развития, отвечающих за инвестиционное развитие Республики Марий Эл;

реализация единого регламента сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Марий Эл по принципу "одного окна", направленного на сокращение сроков и упрощение процедур предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов, согласительных и разрешительных процедур по отношению к инвесторам;

наличие и совершенствование эффективной системы государственной поддержки инвестиционных проектов;

повышение рейтингов Республики Марий Эл, подготавливаемых российскими и международными аналитическими службами (рейтинг инвестиционного потенциала и рисков "Эксперт РА", субнациональные доклады "Ведение бизнеса в России" Всемирного банка), к 2020 году на 30 рейтинговых позиций. Вхождение Республики Марий Эл к 2020 году в пятерку лучших для ведения бизнеса по рейтингам регионов Приволжского федерального округа.

 

4.1. Развитие механизмов поддержки инвестиционных процессов

 

С целью поддержки инвесторов принято решение о развитии Южного промышленного района г. Йошкар-Олы, в состав которого предполагается включить земли городского округа "Город Йошкар-Ола" и муниципального образования "Медведевский муниципальный район".

Развитие Южного промышленного района г. Йошкар-Олы планируется реализовать на условиях государственно-частного партнерства. За счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и муниципального бюджета, а также привлекаемых средств институтов развития (средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Государственной корпорации "Внешэкономбанк", государственных программ) на данной территории планируется строительство новой и развитие существующей социальной и инженерной инфраструктуры - подведение инженерных и транспортных коммуникаций непосредственно к свободным земельным участкам, предназначенным для размещения новых предприятий, а за счет средств частных инвесторов - строительство непосредственно промышленных объектов.

В настоящее время определены ориентировочные границы территории Южного промышленного района (около 150 га), сформирован перечень свободных земельных участков, входящих в его состав, на которых могут быть размещены новые предприятия, выполнены работы по разработке схемы планировки Южного промышленного района и его межеванию.

Потенциальным инвесторам планируется предоставлять сформированные земельные участки, площадью 2 - 5 гектаров (при необходимости - и более) под строительство новых промышленных объектов с уже подготовленными коммуникациями, что должно значительно снизить расходы бизнеса, связанные с реализацией инвестиционных проектов на территории республики, а также снизить сроки строительства и согласования проектов.

На время строительства потенциальным инвесторам планируется передавать сформированные и уже оформленные в соответствии с земельным законодательством земельные участки в аренду. После завершения строительства предприятий земельные участки под зданиями и иные земли, входящие в состав земельных участков, будут предоставляться инвесторам в собственность посредством выкупа земель.

Для развития на указанной территории существующих объектов инженерной инфраструктуры, а также планирования строительства на территории промышленного района новых объектов инженерной инфраструктуры от предприятий получена предварительная информация о существующей инженерной инфраструктуре (электро-, водо- и газоснабжение, водоотведение), информация о земельных участках и размещенных на них объектах производственного и иного назначения, а также указанная информация с учетом перспектив развития предприятий.

При открытии новых производств на территории Южного промышленного района инвесторам будут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Марий Эл, а также будет осуществляться административное сопровождение проектов с целью активизации и координации действия всех заинтересованных сторон при реализации проектов.

В соответствии с уже сложившимися кластерами и направлениями развития промышленности на территории Южного промышленного района возможно размещение и развитие новых предприятий по производству строительных материалов, кондитерских изделий, машиностроительной продукции, переработки сельскохозяйственной продукции. Также возможно развитие предприятий по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, выпуску металлополимерных и полимерных труб, топливных гранул (пеллет) и других производств, а также складских и логистических центров.

С целью информирования потенциальных инвесторов о возможности строительства предприятий на территории Южного промышленного района будет обеспечено участие республики в выставочных и иных публичных мероприятиях - экономических форумах, конференциях по вопросам инвестиционной деятельности для предоставления информации о промышленных площадках потенциальным инвесторам. После формирования инвестиционных площадок информация с их описанием будет размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале Республики Марий Эл.

В целях поддержки инвестиционных проектов распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 24 июня 2013 г. № 372-р утверждена Концепция создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл (далее - Концепция).

Формирование производственных площадок с учетом обеспеченности квалифицированными рабочими кадрами, специализацией резидентов, мест расположения производственных площадок в промышленно развитых и инвестиционно привлекательных районах республики предоставляет дополнительные возможности для привлечения инвесторов. Приход "якорных" инвесторов и развитие кластеров способствует созданию благоприятных условий для локализации в непосредственной близости предприятий малого и среднего предпринимательства и существенного снижения для последних расходов на создание (развитие) инженерной и транспортной инфраструктуры.

Реализация Концепции направлена на формирование новых конкурентоспособных производств на свободных земельных участках и подготовленных производственных площадках.

С целью прогнозирования развития отдельных секторов экономики в настоящее время осуществляются формирование реестра и мониторинг новых инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Республики Марий Эл. Также ведется реестр свободных инвестиционных площадок (свободных объектов, предлагаемых для использования в инвестиционных целях и пригодных для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения).

Указанные материалы для свободного доступа размещаются на инвестиционном портале Республики Марий Эл (доступ по ссылке http://марийэл.рф/invest).

Поддержка перспективных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости будет осуществляться посредством оказания содействия в поиске инвесторов, выделения земельных участков под строительство, сопровождения и административной поддержки инвестиционных проектов и других мер нефинансовой поддержки.

В качестве источников финансирования инвестиционных проектов рассматриваются внебюджетные источники финансирования (собственные и заемные средства), формируемый бюджетный инвестиционный потенциал республики, средства международных и российских институтов развития, федерального бюджета.

С целью дальнейшего развития инвестиционных процессов в республике предусматривается использование различных инструментов привлечения внебюджетных инвестиций, например, использование инструментов государственно-частного партнерства с привлечением средств российских и международных институтов развития.

При имеющейся ограниченности финансовых ресурсов развитие инструментов государственно-частного партнерства позволяет привлечь для реализации проектов (в том числе социально ориентированных) внебюджетные источники финансирования. С целью поддержки приоритетных инвестиционных проектов путем создания инфраструктуры, без которой указанные проекты не могут быть реализованы, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2012 г. № 285 утверждено Положение о региональном инвестиционном фонде Республики Марий Эл.

Указанное Положение регламентирует порядок формирования и предоставления бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда Республики Марий Эл для реализации инвестиционных проектов, в том числе устанавливает порядок и критерии отбора проектов, основные требования к проектам и их участникам.

Бюджетные ассигнования регионального инвестиционного фонда Республики Марий Эл будут предоставляться на конкурсной основе. Кроме того, планируется привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Реализация инвестиционных проектов с участием средств регионального инвестиционного фонда Республики Марий Эл и средств Инвестиционного фонда Российской Федерации станет действенным катализатором инвестиционной активности частных инвесторов на территории республики. Деятельность регионального инвестиционного фонда Республики Марий Эл также позволит решать ряд социальных задач, таких как создание новых и сохранение существующих рабочих мест.

Для успешной реализации проекта, а также развития инновационного технологического кластера "Интеллектуальные технологии энергетики высокой эффективности" требуется модернизация и создание новых мощностей для обеспечения предприятия электроэнергией и строительство подъездных путей. В настоящее время закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Таврида Электрик" реализует ряд инвестиционных проектов, направленных на развитие производства, в рамках которых осуществляется строительство производственного корпуса площадью 15 тыс. кв. метров и приобретение технологического оборудования для производства вакуумных высоковольтных переключателей.       Участниками кластера являются закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение Таврида Электрик", общество с ограниченной ответственностью "Электроконтакт", общество с ограниченной ответственностью "Анвита", общество с ограниченной ответственностью "Инструмент-Н" и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет". Созданию кластера способствовали территориальная концентрация предприятий, наличие устойчивых связей с поставщиками сырья и разработчиками технологий, осознание необходимости координации усилий, а также трудовой потенциал республики. Участники кластера производят продукцию электротехнического назначения. "Якорным" предприятием выступает закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение Таврида Электрик", производящее коммутационные аппараты - устройства, предназначенные для включения и отключения цепей с высоким напряжением, а также для их защиты, которые изготавливаются как для внутренней установки, так и для внешней непосредственно на линиях электропередачи.

Реализация программы развития кластера позволит:

ежегодно увеличивать объемы собственного производства якорной компании и предприятий-участников кластера - не менее чем на 10-15 процентов;

к 2016 году увеличить объем реализации инновационной продукции кластера до 4 млрд. рублей;

активизировать совместную реализацию инвестиционных и инновационных проектов участников кластера, в том числе с созданием новых производств;

расширить номенклатуру выпускаемых видов продукции путем включения в него дополнительных предприятий, обладающих необходимыми производственными мощностями.

Формирование привлекательных условий для инвестиций предусматривает упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций.

Основная задача создания позитивного инвестиционного имиджа - привлечение внимания российских и международных деловых кругов к Республике Марий Эл, демонстрация привлекательных для потенциальных инвесторов условий осуществления инвестиционной деятельности, представление Республики Марий Эл как перспективного партнера, обладающего значительным экономическим потенциалом.

В рамках реализации указанной задачи возможна организация экономических миссий Республики Марий Эл в регионах Российской Федерации и за рубежом, проведение на территории республики публичных мероприятий по вопросам инвестиционной деятельности, создание презентационных материалов о Республике Марий Эл и их адресная рассылка потенциально заинтересованным партнерам. Также в рамках данного направления предусмотрено проведение в республике ежегодного конкурса инвестиционных проектов и поощрение победителей конкурса субсидиями в форме грантов по итогам конкурсных мероприятий.

С целью "наполнения" информационного пространства по вопросам инвестиционной деятельности также ежегодно формируется справочник "Инвестиционные возможности Республики Марий Эл", материалы которого, а также другая актуальная информация о республике, размещаются для свободного доступа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на инвестиционном портале Республики Марий Эл.

В каждом муниципальном образовании республики ежегодно разрабатывается инвестиционный (экономический) паспорт муниципального образования, включающий основные показатели социально-экономического развития, информацию о кадровом и промышленном потенциале, отраслевой специализации организаций, что позволяет потенциальным инвесторам оценить территориальное развитие муниципального образования, просчитать логистические связи в процессе планирования инвестиционного проекта и его инфраструктурный потенциал.

В целях информирования инвесторов о социально-экономическом положении Республики Марий Эл, принятом законодательстве по вопросам поддержки инвесторов создан специализированный двуязычный (русско-английский) инвестиционный портал Республики Марий Эл.

С целью кадрового обеспечения инвестиционных процессов предполагается организация регулярного обучения и повышения квалификации профильных специалистов, в том числе из числа представителей органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, а также организаций и общественных объединений, участвующих в обеспечении инвестиционных процессов и государственно-частном партнерстве.

В связи с этим предусматривается подготовка управленческих кадров и повышение качества менеджмента в организациях, осуществляющих инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность, взаимодействующих с различными институтами развития (фондами, агентствами, корпорациями), развивающих межрегиональные связи.

Ежегодно разрабатывается план-график подготовки и организации обучения по курсам и программам повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, соответствующих квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам в сфере менеджмента; разработаны показатели эффективности деятельности государственных гражданских служащих Республики Марий Эл и муниципальных служащих, взаимодействующих с инвесторами, разработаны модели компетенции для государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, осуществляющих взаимодействие с инвесторами.

В качестве одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Марий Эл также определена активизация внешнеэкономической деятельности, в частности, ее экспортной составляющей и привлечение иностранных инвестиций в экономику республики.


Информация по документу
Читайте также