Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 12.05.2005 № 16-З

 

12 мая 2005 года                                                N 16-З
----------------------------------------------------------------------

 

                                ЗАКОН

 

                         РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 

                                
                                
                         О внесении изменений
                     в Закон Республики Марий Эл
            "О местном референдуме в Республике Марий Эл"

 

 

 

                   Принят Государственным Собранием
                         Республики Марий Эл
                         28 апреля 2005 года
     
     
     
     
     Статья 1.  Внести в Закон Республики Марий Эл от 1  декабря  1997

года  N  48-3  "О местном референдуме в Республике Марий Эл" (Собрание
законодательства Республики Марий Эл,  1997, N 12, ст. 436; 2000, N 2,
ст.  33;  2001,  N 10, ст. 399; 2003, N 4, ст. 116) изменения, изложив
его в следующей редакции:
                                

 

 

 

                      "ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 

      
        О порядке подготовки и проведения местного референдума
                        в Республике Марий Эл
                                
                                
                                
                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
              
              
              
             Статья 1. Пределы действия настоящего Закона
     
     Настоящий Закон   определяет  порядок  назначения,  подготовки  и
проведения местного референдума в Республике Марий Эл.

 

                     Статья 2. Местный референдум
     
     1. Местный референдум проводится в  соответствии  с  Конституцией
Российской  Федерации,  Федеральным  законом  "Об  основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", иными федеральными законами, Конституцией Республики Марий
Эл,  настоящим Законом,  иными законами Республики Марий  Эл,  уставом
муниципального  образования  среди  обладающих  правом  на  участие  в
местном-референдуме граждан  Российской  Федерации,  место  жительства
которых расположено в границах муниципального образования в Республике
Марий Эл.
     2. Местный   референдум  может  проводиться  на  всей  территории
муниципального образования в целях решения непосредственно  населением
вопросов  местного  значения.  Местный референдум проводится на основе
всеобщего равного и прямого  волеизъявления  при  тайном  голосовании.
Каждый  участник  референдума  обладает  одним  голосом  и голосует за
вынесенный на референдум вопрос,  проект нормативного  правового  акта
или против него непосредственно.
     3. Участие гражданина в местном референдуме является свободным  и
добровольным,  контроль  за волеизъявлением гражданина не допускается.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью  принудить
его   к   участию   или   неучастию   в   местном   референдуме   либо
воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
     4. В  ходе  местного  референдума никто не может быть принужден к
выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
     5. Местный референдум организуют и проводят комиссии референдума.
Вмешательство в деятельность комиссий референдума со  стороны  органов
государственной   власти   Республики   Марий   Эл,  органов  местного
самоуправления,  организаций,  должностных  лиц,   иных   граждан   не
допускается.
     6. Деятельность комиссий референдума при подготовке и  проведении
местного    референдума,   подсчете   голосов,   установлении   итогов
голосования,    определении    результатов    местного     референдума
осуществляется открыто и гласно.
            
           Статья 3. Законодательство о местном референдуме
     
     1. Законодательство  о местном референдуме составляют Конституция
Российской  Федерации,  Федеральный  закон  "Об   основных   гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации",  иные федеральные законы, Конституция Республики Марий Эл,
настоящий Закон, иные законы Республики Марий Эл, уставы муниципальных
образований.
     2. В  случае  принятия  в  период  кампании  местного референдума
закона,   содержащего   положения,   которыми   определяется   порядок
подготовки и проведения местного референдума, либо в случае внесения в
указанный период в закон изменений и  дополнений,  касающихся  порядка
подготовки  и  проведения местного референдума,  указанные нормативные
правовые  акты,  изменения  и  дополнения   применяются   к   местному
референдуму,  назначенному  после  вступления  в силу этих изменений и
дополнений.
     3. Если  положения  настоящего  Закона  не  могут  быть применены
вследствие  признания  их  судом  недействующими  и   не   подлежащими
применению, местный референдум в этой части проводится соответствующей
комиссией референдума на основе  федеральных  законов,  обеспечивающих
реализацию   права   граждан   Российской   Федерации   на  участие  в
референдуме,  а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в
части,  не урегулированной законом,  также на основе указов Президента
Российской Федерации.
     4. Отношения,  не урегулированные настоящим Законом, регулируются
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и  права
на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации" и другими
федеральными законами.
      
      Статья 4. Основные термины, применяемые в настоящем Законе
     
     1. Основные термины и понятия,  используемые в настоящем  Законе,
применяются  в  том  же значении,  что и в законодательстве Российской
Федерации о выборах и референдумах.
     2. Для  целей  настоящего  Закона применяются следующие термины и
понятия:
     1) агитация  по  вопросам  местного  референдума  - деятельность,
осуществляемая в период кампании местного референдума и имеющая  целью
побудить  или побуждающая участников референдума поддержать инициативу
проведения местного референдума либо отказаться  от  такой  поддержки,
голосовать  либо  отказаться  от  голосования  на местном референдуме,
поддержать либо отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос;
     2) адрес   места   жительства   -  адрес  (наименование  субъекта
Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы,
номер  дома  и  квартиры),  по которому гражданин Российской Федерации
зарегистрирован по месту жительства в органах  регистрационного  учета
граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации  и  который  содержится  в  отметке  о
регистрации  гражданина  по месту жительства в паспорте или документе,
заменяющем паспорт гражданина;
     3) бюллетень - бюллетень для голосования на местном референдуме;
     4) вопрос (вопросы)  местного  референдума  -  вопрос  (вопросы),
проект  нормативного правового акта,  по которым предлагается провести
или проводится местный референдум;
     5) инициативная   группа   по  проведению  референдума  -  группа
участников местного референдума,  образуемая  в  порядке  и  на  срок,
которые  установлены  настоящим  Законом в целях реализации инициативы
проведения местного референдума;
     6) иная   группа   участников  референдума  -  группа  участников
местного  референдума,  образуемая  в  порядке  и  на  срок,   которые
установлены  настоящим Законом в целях проведения агитации по вопросам
местного референдума;
     7) кампания референдума - деятельность по подготовке и проведению
местного референдума,  осуществляемая  в  период  со  дня  регистрации
инициативной  группы  по  проведению  референдума до дня представления
комиссией  референдума,  организующей  местный  референдум,  отчета  о
расходовании  средств  местного  бюджета,  выделенных  на подготовку и
проведение местного референдума, либо до дня отказа в его проведении;
     8) комиссия  референдума  -  коллегиальный  орган,  формируемый в
порядке и  сроки,  установленные  настоящим  Законом,  организующий  и
обеспечивающий подготовку и проведение местного референдума;
     9) комиссия   референдума   вышестоящая   (вышестоящая   комиссия
референдума)  -  определенная  в  качестве  таковой настоящим Законом,
уставом муниципального образования комиссия референдума,  организующая
и  обеспечивающая  подготовку  и  проведение местного референдума,  по
отношению к иным комиссиям референдума;
     10) комиссия   референдума   нижестоящая   (нижестоящая  комиссия
референдума) -  определенная  в  качестве  таковой  настоящим  Законом
комиссия,   организующая  и  обеспечивающая  подготовку  и  проведение
местного референдума, по отношению к иным комиссиям референдума;
     11) комиссия   референдума,   организующая   местный   референдум
(организующая    местный    референдум    комиссия   референдума),   -
соответствующая избирательная комиссия муниципального образования,  на
которую  настоящим  Законом  возложено  руководство деятельностью всех
комиссий референдума по подготовке и проведению местного референдума;
     12) право на участие  в  местном  референдуме  -  конституционное
право граждан Российской Федерации в Республике Марий Эл голосовать по
вопросам местного референдума,  а также участвовать в других действиях
по подготовке и проведению местного референдума;
     13) референдум - форма прямого волеизъявления граждан  Российской
Федерации  в  Республике Марий Эл по наиболее важным вопросам местного
значения  в  целях  принятия  решений,   осуществляемого   посредством
голосования   граждан,   обладающих   правом   на  участие  в  местном
референдуме;
     14) участник  референдума  -  гражданин  Российской  Федерации  в
Республике  Марий  Эл,  обладающий  правом  на   участие   в   местном
референдуме.
             
           Статья 5. Право на участие в местном референдуме
     
     1. Гражданин  Российской Федерации,  достигший на день проведения
местного референдума 18 лет,  место жительства которого расположено  в
границах  муниципального  образования  в  Республике Марий Эл (далее -
гражданин), имеет право голосовать на местном референдуме, участвовать
в  выдвижении  инициативы  проведения местного референдума,  а также в
иных  законных  действиях  по   подготовке   и   проведению   местного
референдума в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
     2. Не имеет права участвовать в  местном  референдуме  гражданин,
признанный  судом  недееспособным  или  содержащийся  в местах лишения
свободы по приговору суда.
     3. Иностранные  граждане,  за  исключением  случая,  указанного в
пункте  4  настоящей  статьи,  лица   без   гражданства,   иностранные
юридические  лица не вправе осуществлять деятельность,  способствующую
либо  препятствующую   выдвижению   инициативы   проведения   местного
референдума    и    проведению    местного   референдума,   достижению
определенного результата на местном референдуме.
     4. На  основании международных договоров Российской Федерации и в
порядке,  установленном  федеральным  законом,  иностранные  граждане,
постоянно  проживающие  на  территории соответствующего муниципального
образования,  имеют право участвовать в местном референдуме на тех  же
условиях, что и граждане Российской Федерации.
                 
                Статья 6. Вопросы местного референдума
     
     1. На  местный  референдум  могут  быть  вынесены только вопросы,
находящиеся в ведении местного самоуправления.
     2. Конституцией  Республики  Марий Эл,  законами Pеспублики Марий
Эл,  уставом муниципального образования могут быть определены вопросы,
подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
     3. На  местный  референдум  не  могут  быть  вынесены   следующие
вопросы:
     1) о персональном составе органов местного самоуправления;
     2) о   досрочном  прекращении  или  продлении  срока  полномочий,
приостановлении полномочий органов местного самоуправления,  а также о
проведении  досрочных  выборов органов местного самоуправления либо об
отсрочке указанных выборов;
     3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на
назначение на должность или на освобождение от должности  депутатов  и
должностных лиц;
     4) о   принятии   или   об   изменении   бюджета   муниципального
образования,    исполнении   и   изменении   финансовых   обязательств
муниципального образования;
     5) о  принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья
и безопасности населения.
     На местный  референдум  также не могут быть вынесены вопросы,  не
находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
     4. Вопросы,   выносимые   на   местный   референдум,   не  должны
ограничивать или отменять общепризнанные права и  свободы  человека  и
гражданина,  конституционные  гарантии  их  реализации,  противоречить
законодательству Российской Федерации  и  законодательству  Республики
Марий Эл.
     5. Вопрос,  выносимый  на   местный   референдум,   должен   быть
сформулирован   таким   образом,  чтобы  исключалась  возможность  его
множественного толкования,  то есть на него можно было  бы  дать  лишь
однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых
последствий принятого на местном референдуме решения.
     6. Установление  иных  ограничений  для  вопросов,  выносимых  на
местный референдум,  за исключением указанных в федеральном  законе  и
настоящей статье, не допускается.
   
          Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение и
                   проведение местного референдума
   
     1. Местный референдум не назначается и не проводится  в  условиях
военного   или   чрезвычайного  положения,  введенного  на  территории
Российской Федерации или территории Республики Марий Эл,  либо на всей
или   части   территории   муниципального   образования,   на  которой
предполагается проводить местный референдум,  а также в  течение  трех
месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
     2. Представительный  орган  муниципального   образования   вправе
отказать  в  назначении местного референдума только в случае нарушения
при выдвижении инициативы проведения местного  референдума  настоящего
Закона,   нормативных   правовых   актов,  регулирующих  подготовку  и
проведение местного референдума.
     3. Местный  референдум не проводится в течение двух лет после дня
официального  опубликования   (обнародования)   результатов   местного
референдума  с  такой  же  по  содержанию  или по смыслу формулировкой
вопроса.
     4. Установление  иных  обстоятельств,  исключающих  назначение  и
проведение местного референдума,  кроме указанных в федеральном законе
и настоящей статье, не допускается.
             
            Статья 8. Финансирование местного референдума
     
     1. Финансирование   мероприятий,   связанных   с   подготовкой  и
проведением  местного  референдума,  осуществляется  за  счет  средств
местного   бюджета   соответствующего   муниципального  образования  в
порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Законом.
     2. Инициативная  группа по проведению референдума обязана создать
собственный фонд референдума для организации  сбора  подписей  граждан
Российской  Федерации  в  поддержку  выдвижения  инициативы проведения
референдума,  для финансирования иной своей деятельности по реализации
инициативы  проведения  местного референдума,  в том числе агитации по
вопросам местного референдума.
     3. В  случае  образования  иной группы участников референдума она
создает собственный фонд референдума для  финансирования  агитации  по
вопросам местного референдума.
     4. Фонд местного референдума инициативной  группы  по  проведению
референдума,   фонд   местного   референдума  иной  группы  участников
референдума  (далее  -  фонды  референдума)  создаются  в  размерах  и
порядке,  предусмотренных  федеральным  законом  и  настоящим Законом,
соответственно за счет денежных средств членов инициативной группы  по
проведению референдума,  членов иной группы участников референдума,  а
также за счет добровольных пожертвований граждан Российской  Федерации
и российских юридических лиц.
     5. Фонды   референдума   могут   не   создаваться    в    случае,
предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 38 настоящего Закона.
         
              Статья 9. Подготовка и проведение местного
                  референдума комиссиями референдума
     
     1. Подготовка и проведение местного  референдума,  обеспечение  и
защита права на участие в местном референдуме, а также контроль за его
соблюдением  возлагаются  на  комиссии  референдума  в   пределах   их
компетенции, установленной настоящим Законом, федеральными законами.
     2. Нормативные  акты  и  иные   решения   комиссии   референдума,
организующей  местный референдум,  а также решения участковых комиссий
по проведению местного референдума,  принятые  ими  в  пределах  своей
компетенции,  установленной настоящим Законом,  федеральными законами,
обязательны  для  органов  местного  самоуправления,   государственных
учреждений,  общественных объединений,  организаций,  должностных лиц,
инициативных групп по проведению референдума,  иных  групп  участников
референдума,  их уполномоченных представителей,  политических партий и
иных общественных объединений, граждан Российской Федерации.
      
      Статья 10. Использование Государственной автоматизированной
                системы Российской Федерации "Выборы"
     
     1. При  подготовке и проведении местного референдума используется
Государственная  автоматизированная   система   Российской   Федерации
"Выборы" (далее - ГАС "Выборы").
     2. Порядок использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении
местного  референдума  осуществляется  в  соответствии  с федеральными
законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие
в  референдуме  граждан  Российской  Федерации"  и  "О государственной
автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
       
       
       
        ГЛАВА II. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА.
                   НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
      
      
      
        Статья 11. Инициатива проведения местного референдума
     
     Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
     1) гражданам Российской Федерации, обладающим правом на участие в
местном референдуме;
     2) избирательным объединениям,  иным  общественным  объединениям,
уставы  которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах
и  которые  зарегистрированы  в  порядке,   определенном   федеральным
законом,  на  уровне,  соответствующем уровню референдума или на более
высоком уровне не позднее чем за один год до образования  инициативной
группы по проведению референдума;
     3) представительному органу муниципального образования  совместно
с главой местной администрации.
   
     Статья 12. Порядок реализации инициативы проведения местного
         референдума гражданами, избирательными объединениями
                 и иными общественными объединениями
     
     1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право участвовать
в  местном  референдуме,  вправе  образовать  инициативную  группу  по
проведению референдума численностью не менее 10 человек для выдвижения
инициативы проведения местного референдума.
     2. Если  инициатором  проведения  местного  референдума выступает
общественное объединение, указанное в подпункте 2 статьи 11 настоящего
Закона,   руководящий   орган  этого  общественного  объединения  либо
руководящий орган его регионального отделения или  иного  структурного
подразделения  выступает  в качестве инициативной группы по проведению
референдума независимо от своей численности.
     3. Инициативная  группа  по  проведению референдума,  созданная в
порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обращается в
соответствующую  избирательную  комиссию  муниципального образования с
ходатайством  о  регистрации   инициативной   группы   по   проведению
референдума.  Со  дня  обращения  инициативной  группы  по  проведению
референдума   избирательная   комиссия   муниципального    образования
действует   в  качестве  комиссии  референдума,  организующей  местный
референдум (далее - комиссия, организующая референдум).
     4. В  ходатайстве  инициативной  группы по проведению референдума
указываются:
     1) формулировка  вопроса  (вопросов),  предлагаемого инициативной
группой по проведению референдума для вынесения на местный референдум.
В  случае  вынесения  на  местный референдум проекта нормативного акта
органа  местного  самоуправления  вопрос  должен  начинаться   словами
"Поддерживаете  ли  Вы  принятие",  после которых должно идти название
проекта нормативного акта органа  местного  самоуправления.  При  этом
инициативная  группа по проведению референдума прилагает к ходатайству
текст выносимого  на  местный  референдум  проекта  нормативного  акта
органа  местного самоуправления.  Если текст проекта нормативного акта
органа местного самоуправления содержит более 200  слов,  формулировка
вопроса  должна  содержать  краткое  (не  более 50 слов) его описание,
однозначно определяющее содержание этого текста;
     2) фамилия,  имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и
дата выдачи паспорта или документа,  заменяющего паспорт гражданина, с
указанием  наименования  или кода выдавшего его органа,  а также адрес
места жительства  каждого  члена  инициативной  группы  по  проведению
референдума   и   лиц,  уполномоченных  действовать  от  ее  имени  на
территории, где предполагается провести местный референдум.
     Ходатайство инициативной  группы по проведению референдума должно
быть  подписано  всеми  членами  инициативной  группы  по   проведению
референдума.
     5. К  ходатайству  должен   быть   приложен   протокол   собрания
инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято
решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
     Если инициатором  проведения  референдума  является  общественное
объединение,  указанное в подпункте 2 статьи 11 настоящего  Закона,  к
ходатайству должны быть приложены:
     1) нотариально удостоверенная копия устава данного  общественного
объединения;
     2) нотариально удостоверенная  копия  документа,  подтверждающего
факт внесения записи об общественном объединении или о его структурном
подразделении в единый государственный реестр юридических лиц;
     3) протокол или выписка из протокола съезда,  конференции, общего
собрания  общественного  объединения,  заседания  руководящего  органа
указанного   объединения   или   его  регионального  отделения,  иного
структурного  подразделения,  на  которых  было  принято   решение   о
выдвижении     инициативы    проведения    референдума,    подписанные
уполномоченным на то лицом (лицами) и заверенные печатью общественного
объединения.
     6. Комиссия,  организующая референдум,  в течение 15 дней со  дня
поступления  ходатайства  инициативной  группы  по проведению местного
референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные  к
нему документы и принять решение:
     в случае  соответствия  ходатайства  и   документов   требованиям
Федерального  закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан  Российской  Федерации",  Конституции
Республики   Марий   Эл,  настоящего  Закона  -  о  направлении  их  в
представительный орган местного самоуправления;
     в противном  случае - об отказе в регистрации инициативной группы
по проведению референдума.
     7. Представительный   орган   муниципального  образования  обязан
проверить в течение 20 дней со  дня  поступления  к  нему  ходатайства
инициативной  группы  по  проведению  референдума и приложенных к нему
документов  соответствие  вопроса,  предлагаемого  для  вынесения   на
местный референдум, требованиям статьи 6 настоящего Закона.
     8. Если   представительный   орган   муниципального   образования
признает   решение  о  соответствии  вопроса,  выносимого  на  местный
референдум,  требованиям статьи 6 настоящего Закона,  данное решение в
пятидневный срок направляется в комиссию, организующую референдум.
     9. Комиссия,  организующая  референдум,  на   основании   решения
представительного   органа   муниципального  образования  осуществляет
регистрацию инициативной группы по проведению референдума,  выдает  ей
регистрационное  свидетельство,  а  также  извещает  об  этом средства
массовой информации.  Решение о  регистрации  инициативной  группы  по
проведению  референдума  принимается  в  пятнадцатидневный срок со дня
признания   представительным   органом   муниципального    образования
соответствия  вопроса,  выносимого на местный референдум,  требованиям
статьи  6  настоящего  Закона.  Регистрационное  свидетельство,  форма
которого  утверждается  Центральной избирательной комиссией Республики
Марий  Эл  и  которое  выдается  инициативной  группе  по   проведению
референдума   не  позднее  чем  на  третий  день  с  момента  принятия
комиссией, организующей референдум, решения о регистрации инициативной
группы  по проведению референдума,  действительно со дня его выдачи до
окончания кампании референдума.
     10. Если   представительный   орган   муниципального  образования
признает,  что вопрос,  выносимый на местный референдум,  не  отвечает
требованиям статьи 6 настоящего Закона,  решение об этом в пятидневный
срок  направляется  в  комиссию,  организующую  референдум.  Комиссия,
организующая   референдум,   на   основании  соответствующего  решения
представительного   органа   муниципального   образования   в   сроки,
установленные пунктом 9 настоящей статьи,  принимает решение об отказе
в регистрации и  направляет  его  инициативной  группе  по  проведению
референдума с указанием оснований отказа.
     11. Основанием  отказа  в  регистрации  инициативной  группы   по
проведению   референдума  может  быть  только  нарушение  инициативной
группой по проведению референдума  Конституции  Российской  Федерации,
федеральных  законов,  Конституции  Республики  Марий  Эл,  настоящего
Закона,  иных  законов  Республики  Марий  Эл,  устава  муниципального
образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

 

  Статья 13.   Сбор  подписей  в  поддержку  инициативы  проведения
       местного референдума и представление подписных листов в
                  комиссию, организующую референдум

 

     1. Инициативная  группа по проведению референдума обязана собрать
подписи  участников  местного  референдума  в   поддержку   инициативы
проведения  местного  референдума в количестве не менее 5 процентов от
числа  участников  референдума,   зарегистрированных   на   территории
проведения  местного  референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
     2. Сбор  подписей  в  поддержку  инициативы  проведения  местного
референдума  осуществляется  в  течение 25 дней со дня,  следующего за
днем регистрации инициативной группы по  проведению  референдума.  При
этом ранее собранные подписи граждан не учитываются.
     3. Право  сбора  подписей  в  поддержку   инициативы   проведения
местного   референдума   принадлежит  членам  инициативной  группы  по
проведению  референдума.  Уполномоченный  представитель   инициативной
группы  по  проведению  референдума  может  заключать  договор о сборе
подписей с иными лицами.  Право сбора подписей участников  референдума
принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации,  достигшему
к моменту сбора подписей возраста 18 лет.
     4. Подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума
собираются посредством их внесения в подписные листы.
     5. В  подписном  листе  для  сбора  подписей  граждан в поддержку
инициативы   проведения   местного   референдума   (подписном   листе)
указываются:
     1) наименование муниципального образования в Республике Марий Эл,
где  проводится  сбор  подписей  граждан,  имеющих  право на участие в
местном референдуме;
     2) номер  регистрационного свидетельства,  выданного инициативной
группе  по  проведению  референдума,  и  дата  окончания  срока  сбора
подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума;
     3) формулировка вопроса (вопросов) местного референдума.
     6. Подписные   листы   изготавливаются  инициативной  группой  по
проведению референдума по форме согласно приложению N 1  к  настоящему
Закону. Номер регистрационного свидетельства вносится в подписной лист
при его изготовлении.
     7. В  подписном  листе  ставится  подпись участника референдума и
дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя и отчество, год
рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и
месяц рождения),  адрес места жительства,  указанный  в  паспорте  или
документе,  заменяющем паспорт гражданина,  серия и номер паспорта или
документа,  заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения
участник  референдума  ставит  собственноручно.  Сведения об участнике
референдума,  ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься
в   подписной   лист   по   просьбе   участника   референдума   лицом,
осуществляющим  сбор  подписей.  Указанные  сведения  вносятся  только
рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
     8. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку  одной
и той же инициативы проведения референдума только один раз.
     9. Каждый подписной лист  должен  быть  заверен  подписями  лица,
собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных представителей
инициативной  группы  по   проведению   референдума.   При   заверении
подписного листа лицо,  осуществлявшее сбор подписей,  собственноручно
указывает свои фамилию,  имя и отчество,  дату рождения,  адрес  места
жительства,  серию,  номер  и  дату  выдачи  паспорта  или  документа,
заменяющего паспорт гражданина,  с  указанием  наименования  или  кода
выдавшего его органа,  а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
При   заверении   подписного   листа   уполномоченный    представитель
инициативной  группы по проведению референдума напротив своих фамилии,
имени и  отчества  собственноручно  ставит  свою  подпись  и  дату  ее
внесения.
     10. При сборе подписей в поддержку инициативы проведения местного
референдума  допускается  заполнение  подписного  листа  на  лицевой и
оборотной стороне.  При этом оборотная сторона  является  продолжением
лицевой стороны с единой нумерацией подписей,  а заверительные подписи
и сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей в поддержку инициативы
проведения  местного  референдума,  и  об уполномоченном представителе
инициативной группы по проведению референдума  ставятся  на  оборотной
стороне  подписного  листа  непосредственно  после  последней  подписи
участника референдума.
     11. Сбор  подписей  в  поддержку  инициативы  проведения местного
референдума может осуществляться по месту учебы, жительства и в других
местах,  где  сбор подписей и проведение агитации по вопросам местного
референдума не запрещены законом.
     12. В   соответствии   с   федеральным  законом  участие  органов
государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,   органов
управления   организаций  независимо  от  форм  собственности,  членов
комиссий референдума с правом решающего  голоса  в  сборе  подписей  в
поддержку  инициативы  проведения местного референдума не допускается.
Запрещается в процессе сбора подписей принуждать  участников  местного
референдума  ставить  свои подписи или вознаграждать их за это в любой
форме.  Запрещается сбор подписей на  рабочих  местах,  в  процессе  и
местах  выдачи  заработной платы,  пенсий,  пособий,  стипендий,  иных
социальных выплат, оказания благотворительной помощи.
     13. Расходы    на    сбор    подписей    участников   референдума
осуществляются  за  счет   средств   фонда   референдума,   созданного
инициативной группой по проведению референдума.
     14. После  завершения  сбора  подписей  в  поддержку   инициативы
проведения  местного  референдума,  но не позднее даты окончания срока
сбора   подписей,   указанной   в    регистрационном    свидетельстве,
инициативная  группа  по  проведению  референдума  подсчитывает  общее
количество собранных подписей.  По результатам  подсчета  составляется
протокол  об  итогах  сбора подписей в поддержку инициативы проведения
местного    референдума,    который    подписывается    уполномоченным
представителем инициативной группы по проведению референдума.
     15. Подписные листы,  пронумерованные  и  сброшюрованные  в  виде
папок,  протокол  об  итогах  сбора  подписей  в  поддержку инициативы
проведения  местного  референдума  в  двух   экземплярах   по   форме,
установленной    комиссией,    организующей   референдум,   передаются
уполномоченным  представителем  инициативной  группы   по   проведению
референдума в комиссию,  организующую референдум,  не позднее 18 часов
по местному времени дня,  в который истекает  срок  сбора  подписей  в
поддержку инициативы проведения местного референдума.
     16. Количество подписей участников  референдума,  содержащихся  в
подписных листах,  представляемых в комиссию, организующую референдум,
может превышать необходимое количество подписей, установленное пунктом
1 настоящей статьи, не более чем на 25 процентов.
     17. При  приеме  документов  комиссия,  организующая  референдум,
заверяет  каждую  папку с подписными листами своей печатью,  проверяет
соответствие количества представленных  подписных  листов  количеству,
указанному   в   протоколе   об   итогах   сбора  подписей  участников
референдума,  и  выдает  уполномоченному  представителю   инициативной
группы   по   проведению  референдума  документ  в  письменной  форме,
подтверждающий прием подписных листов, с указанием количества принятых
подписных   листов,   заявленного   количества   подписей   участников
референдума, даты и времени приема подписных листов.
     18. Если  инициативной  группой  по  проведению референдума до 18
часов по местному времени дня,  в который истекает срок сбора подписей
в  поддержку инициативы проведения местного референдума,  не выполнены
действия,  указанные  в  пункте   15   настоящей   статьи,   комиссия,
организующая  референдум,  принимает решение о прекращении процедур по
реализации инициативы проведения местного референдума.
     
       Статья 14. Проверка соблюдения порядка сбора подписей в
               поддержку инициативы проведения местного
              референдума, оформления подписных листов и
       достоверности сведений, содержащихся в подписных листах
     
     1. Комиссия,  организующая  референдум,  в течение 15 дней со дня
приема подписных листов и документов, указанных в статье 13 настоящего
Закона,  проверяет  соблюдение  порядка  сбора  подписей  в  поддержку
инициативы  проведения  местного  референдума,  оформления   подписных
листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся
в подписных листах, и их подписей.
     2. Для  проверки  соблюдения  порядка  сбора подписей в поддержку
инициативы  проведения  местного  референдума,  оформления   подписных
листов, достоверности сведений об участниках референдума, содержащихся
в подписных листах,  и их подписей комиссия,  организующая референдум,
может   своим  решением  создавать  рабочие  группы  из  числа  членов
комиссии,  организующей референдум,  и  привлеченных  специалистов.  К
такой   проверке   могут   привлекаться   члены  нижестоящих  комиссий
референдума,  эксперты из числа специалистов органов  внутренних  дел,
органов    юстиции,    военных    комиссариатов,    специализированных
организаций,  осуществляющих  учет  населения.  Заключения  экспертов,
изложенные  в  ведомостях  проверки  подписных  листов,  могут служить
основанием  для  признания  недостоверными  сведений   об   участниках
референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей.
     3. Для  установления  достоверности  сведений,   содержащихся   в
подписных    листах,   комиссия,   организующая   референдум,   вправе
использовать Государственную систему регистрации (учета)  избирателей,
участников референдума,  а также ГАС "Выборы".  Сведения о результатах
проверки,  полученные по каналам  связи  ГАС  "Выборы"  и  подписанные
электронной    цифровой   подписью   должностного   лица   Центральной
избирательной комиссии Республики Марий Эл,  могут являться основанием
для признания подписей участников референдума недействительными.
     4. Проверке  подлежит  не  менее   20   процентов   подписей   от
необходимого для реализации инициативы проведения местного референдума
количества  подписей  участников  референдума  и  соответствующих   им
сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах.
     5. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством
случайной  выборки  (жребия).  Процедура  проведения случайной выборки
определяется  комиссией,  организующей  референдум.   При   проведении
жеребьевки   и   проверке   подписных   листов  вправе  присутствовать
уполномоченные  представители  инициативной   группы   по   проведению
референдума.    Жеребьевка   проводится   в   комиссии,   организующей
референдум, непосредственно после выдачи уполномоченному представителю
инициативной    группы    по    проведению    референдума   документа,
подтверждающего прием подписных листов.
     6. О времени проведения проверки,  указанной в пункте 2 настоящей
статьи,   комиссия,   организующая   референдум,   обязана    сообщить
уполномоченному   представителю   инициативной  группы  по  проведению
референдума.  Проверке подлежат все подписи участников  референдума  и
соответствующие им сведения об участниках референдума,  содержащиеся в
подписных листах, отобранных для проверки.
     7. По  результатам  проверки,  указанной  в  пункте  2  настоящей
статьи,  подпись участника референдума может быть признана достоверной
либо недостоверной и (или) недействительной.
     8. Недостоверными считаются подписи,  выполненные от имени разных
лиц  одним  лицом  или  от  имени  одного лица другим лицом.  Подписи,
выполненные указанным образом,  признаются недостоверными на основании
письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, указанной в
пункте 2 настоящей статьи.
     9. Недействительными считаются:
     1) подписи лиц,  не обладающих правом на участие в референдуме, в
том числе лиц, не достигших возраста 18 лет на момент внесения подписи
в подписной лист;
     2) подписи  участников  референдума,  указавших в подписном листе
сведения,  не соответствующие действительности.  В этом случае подпись
признается  недействительной  при  наличии  официальной справки органа
внутренних дел Российской Федерации,  сведений,  полученных по каналам
связи   ГАС  "Выборы"  и  подписанных  электронной  цифровой  подписью
должностного лица Центральной избирательной комиссии Республики  Марий
Эл,  либо  письменного заключения эксперта,  привлеченного к проверке,
указанной в пункте 2 настоящей статьи;
     3) подписи  участников  референдума  без  указания  каких-либо из
требуемых  в  соответствии  с  настоящим  Законом  сведений  либо  без
указания   даты   внесения  участником  референдума  своей  подписи  в
подписной лист;
     4) подписи  участников референдума,  сведения о которых внесены в
подписной лист нерукописным способом или карандашом;
     5) подписи  участников  референдума  с  исправлениями  в датах их
внесения  в  подписной  лист,  если  эти  исправления  специально   не
оговорены   участниками   референдума,   а  также  подписи  участников
референдума, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно;
     6) подписи    участников    референдума    с    исправлениями   в
соответствующих этим подписям  сведениях  об  участниках  референдума,
если  эти  исправления специально не оговорены участниками референдума
или лицами, заверяющими подписные листы;
     7) все подписи участников референдума в подписном листе в случае,
если  подписной  лист  не  заверен  собственноручно  подписями   лица,
осуществлявшего   сбор   подписей   участников  референдума,  и  (или)
уполномоченного  представителя  инициативной  группы   по   проведению
референдума,  либо  если  хотя  бы одна из этих подписей недостоверна,
либо если не указана или не внесена собственноручно хотя  бы  одна  из
дат  заверения  подписного  листа,  либо  если  в  сведениях  о  лице,
осуществлявшем  сбор  подписей,  и  (или)  в  дате  внесения   подписи
указанным  лицом  и  (или)  уполномоченным представителем инициативной
группы по проведению референдума имеются  исправления,  специально  не
оговоренные    лицом,    осуществлявшим   сбор   подписей,   и   (или)
уполномоченным  представителем  инициативной  группы   по   проведению
референдума,  либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей,
и  (или)  об  уполномоченном  представителе  инициативной  группы   по
проведению   референдума   указаны   неполно   либо  не  соответствуют
действительности,  либо если  сведения  о  лице,  осуществлявшем  сбор
подписей, не внесены им собственноручно;
     8) подписи участников референдума,  внесенные в подписной лист до
дня,  следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению
референдума, либо после окончания срока сбора подписей;
     9) подписи   участников   референдума,   собранные  с  нарушением
требований,  предусмотренных пунктами 3,  11 и 12 статьи 13 настоящего
Закона;
     10) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в
подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и
не лицом,  осуществлявшим сбор подписей,  внесенных в  этот  подписной
лист,  - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к
проверке, указанной в пункте 2 настоящей статьи;
     11) все   подписи   участников  референдума  в  подписном  листе,
изготовленном с несоблюдением требований,  предусмотренных статьей  13
настоящего Закона;
     12) все подписи участников референдума в подписном листе в случае
если  номер  регистрационного  свидетельства  внесен  в подписной лист
после его изготовления.
     10. Не  могут  служить основанием для признания подписи участника
референдума  недействительной  имеющиеся  в  сведениях  об   участнике
референдума,   содержащихся   в   подписном   листе,   сокращения,  не
препятствующие однозначному  восприятию  этих  сведений.  Установление
достоверности  подписи участника референдума методом опроса участников
референдума запрещается.
     11. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума и
соответствующие им сведения об участниках референдума,  содержащиеся в
подписном  листе,  но  исключенные  (вычеркнутые) лицами,  заверяющими
подписные листы,  если это специально оговорено ими в подписном  листе
или  в  протоколе  об  итогах сбора подписей участников референдума до
приема подписных листов комиссией, организующей референдум.
     12. Если  при  проверке,  указанной  в пункте 2 настоящей статьи,
обнаруживается  несколько  подписей  одного  и   того   же   участника
референдума   в   поддержку  одной  и  той  же  инициативы  проведения
референдума, действительной считается только одна подпись, а остальные
подписи считаются недействительными.
     13. При  обнаружении  в  подписном   листе   заполненной   строки
(заполненных   строк),   не   соответствующей   (не   соответствующих)
требованиям,  предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только
подпись  в  данной  строке  (данных строках),  за исключением случаев,
предусмотренных подпунктами 7, 11 и 12 пункта 9 настоящей статьи.
     14. Специально   оговоренные  при  составлении  подписного  листа
исправления и  помарки  не  могут  служить  основанием  для  признания
подписи  участника референдума недействительной,  если не установлено,
что она недействительна в соответствии с подпунктами 7,11 и 12  пункта
9 настоящей статьи.
     15. Если   количество   выявленных   при   выборочной    проверке
недостоверных и (или) недействительных подписей участников референдума
составит  25  и  более  процентов  от  общего   количества   подписей,
отобранных  для  проверки,  дальнейшая  проверка  подписных  листов не
проводится.
     16. По окончании проверки, указанной в пункте 2 настоящей статьи,
составляется итоговый протокол, который подписывается членом комиссии,
организующей  референдум,  с  правом решающего голоса и представляется
комиссии,  организующий референдум для принятия решения.  В  протоколе
указываются   количество   заявленных,   количество  представленных  и
количество  проверенных  подписей  участников  референдума,  а   также
количество     подписей,    признанных    недостоверными    и    (или)
недействительными,  с  указанием  оснований  признания  их   таковыми.
Протокол  прилагается к решению комиссии,  организующей референдум,  о
результатах выдвижения  инициативы  проведения  местного  референдума.
Внесение  изменений в протокол после принятия комиссией,  организующей
референдум, указанного решения не допускается.
     17. О  результатах  проверки,  указанной  в  пункте  2  настоящей
статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению
референдума  должен  быть  извещен  не  менее  чем  за  двое  суток до
заседания  комиссии,  организующей  референдум,   на   котором   будет
рассматриваться  вопрос о результатах выдвижения инициативы проведения
местного референдума.  В случае,  если количества достоверных подписей
участников    референдума   недостаточно   для   назначения   местного
референдума либо количество  недостоверных  и  (или)  недействительных
подписей составило 25 и более процентов от общего количества подписей,
отобранных для  проверки,  уполномоченный  представитель  инициативной
группы   по   проведению   референдума  вправе  получить  в  комиссии,
организующей референдум,  одновременно с  копией  итогового  протокола
заверенные копии ведомостей проверки,  в которых указываются основания
(причины) признания подписей участников референдума  недостоверными  и
(или) недействительными с указанием номеров папки,  подписного листа и
строки в  подписном  листе,  в  которых  содержится  каждая  из  таких
подписей,  а также получить копии официальных документов, на основании
которых соответствующие подписи были признаны недостоверными  и  (или)
недействительными.
        
             Статья 15. Принятие комиссией, организующей
            референдум, решения о результатах  выдвижения
              инициативы проведения местного референдума
     
     1. По  итогам проверки,  проведенной в соответствии со статьей 14
настоящего  Закона,  комиссия,  организующая   референдум,   принимает
решение   о  результатах  выдвижения  инициативы  проведения  местного
референдума.
     2. В  случае,  если  количества  достоверных  подписей участников
референдума достаточно для назначения местного референдума и при  этом
количество  недостоверных  и (или) недействительных подписей составило
менее 25 процентов  от  общего  количества  подписей,  отобранных  для
проверки,  комиссия,  организующая  референдум,  указывает это в своем
решении  о  результатах  выдвижения  инициативы  проведения   местного
референдума.
     3. В случае,  если  количества  достоверных  подписей  участников
референдума недостаточно для назначения местного референдума либо если
количество недостоверных и (или) недействительных  подписей  составило
25  и  более  процентов от общего количества подписей,  отобранных для
проверки,  комиссия,  организующая референдум,  указывает это в  своем
решении   о  результатах  выдвижения  инициативы  проведения  местного
референдума.  После принятия данного решения процедуры  по  реализации
инициативы проведения референдума прекращаются.
     Копия указанного решения в течение  одних  суток  с  момента  его
принятия  должна  быть направлена комиссией,  организующей референдум,
уполномоченному  представителю  инициативной  группы   по   проведению
референдума.
     4. Комиссия,  организующая референдум,  в течение 15 дней со  дня
представления инициативной группой по проведению референдума подписных
листов и протокола  об  итогах  сбора  подписей  направляет  подписные
листы,  экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию решения о
результатах выдвижения  инициативы  проведения  местного  референдума,
принятого   в   соответствии   с   пунктом   2   настоящей  статьи,  в
представительный орган муниципального  образования.  Копия  указанного
решения  не позднее чем через три дня со дня его принятия направляется
инициативной группе по проведению референдума и передается в  средства
массовой информации.
     5. При  принятии  комиссией,  организующей  референдум,  решения,
указанного  в пункте 3 настоящей статьи,  которое не было обжаловано в
суд,  а  в  случае  обжалования  не  было  признано   им   незаконным,
инициативная  группа  по  проведению  референдума,  а  также  граждане
Российской Федерации,  входящие (входившие) в состав этой инициативной
группы  по проведению референдума,  в течение двух лет со дня принятия
комиссией,  организующей  референдум,  указанного  решения  не   могут
повторно  выдвинуть инициативу проведения местного референдума с такой
же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса (вопросов)  местного
референдума.
     
     Статья 16. Порядок реализации инициативы проведения местного
                 референдума представительным органом
                муниципального образования совместно с
                     главой местной администрации
     
     1. Инициатива   проведения   местного   референдума,   выдвинутая
совместно представительным органом муниципального образования и главой
местной администрации,  оформляется правовыми актами представительного
органа муниципального образования и главы местной администрации.
     Сбор подписей граждан в поддержку  данной  инициативы  проведения
местного референдума не требуется.
     2. В случае принятия главой местной администрации правового  акта
о   выдвижении   инициативы   проведения   местного   референдума   он
направляется для рассмотрения в представительный орган  муниципального
образования.  В  указанном  правовом  акте главы местной администрации
указывается  формулировка  вопроса   (вопросов),   предлагаемого   для
вынесения на местный референдум.
     В течение 20 дней со дня поступления правового акта главы местной
администрации    с   инициативой   проведения   местного   референдума
представительный орган  муниципального  образования  обязан  проверить
соответствие   вопроса,   предлагаемого   для   вынесения  на  местный
референдум,  требованиям  статьи  6  настоящего   Закона.   В   случае
соответствия  вопроса,  выносимого на местный референдум,  требованиям
статьи  6  настоящего  Закона  представительный  орган  муниципального
образования  принимает  правовой акт о поддержке инициативы проведения
местного  референдума  или  об  отказе  в  таковой.  Решение  об  этом
принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа
депутатов  представительного  органа  муниципального   образования   в
порядке,   установленном   уставом   муниципального  образования.  При
рассмотрении  вопроса  о  поддержке  инициативы  проведения   местного
референдума   вправе   присутствовать   глава  местной  администрации,
выступивший с указанной инициативой.
     Соответствующий правовой     акт     представительного     органа
муниципального образования в течение  пяти  дней  с  момента  принятия
должен  быть  направлен  главе  местной администрации,  выступившему с
инициативой проведения местного референдума.
     3. В  случае  принятия решения о выдвижении инициативы проведения
местного   референдума   представительным    органом    муниципального
образования   оно   направляется   для   рассмотрения   главе  местной
администрации.  Решение о выдвижении  инициативы  проведения  местного
референдума   принимается  не  менее  чем  двумя  третями  голосов  от
установленного числа депутатов представительного органа муниципального
образования.   В   данном  решении  указывается  формулировка  вопроса
(вопросов), предлагаемого для вынесения на местный референдум.
     В течение  10  дней  со дня поступления решения представительного


Информация по документу
Читайте также