Расширенный поиск
Постановление Правительства Ростовской области от 19.03.2014 № 196ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19.03.2014 N 196 г. Ростов-на-Дону О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 602 В связи с принятием Областного закона от 16.12.2013 N 75-ЗС "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 485 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области" Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т: 1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 602 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Региональная политика" изменение, изложив его в редакции согласно приложению. 2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Ищенко А.В. Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев Постановление вносит министерство внутренней и информационной политики Ростовской области Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 19.03.2014 N 196 ГОСУДАРСТВЕННАЯ программа Ростовской области "Региональная политика" ПАСПОРТ государственной программы Ростовской области "Региональная политика" Наименование го- - "Региональная политика" (далее - государст- сударственной про- венная программа) граммы Ростовской области Ответственный ис- - министерство внутренней и информационной полнитель государ- политики Ростовской области ственной програм- мы Соисполнители го- - Правительство Ростовской области сударственной про- граммы Участники госу- - Правительство Ростовской области; дарственной про- министерство финансов Ростовской области граммы Подпрограммы го- - "Развитие муниципального управления и му- сударственной про- ниципальной службы в Ростовской области, граммы дополнительное профессиональное образова- ние лиц, занятых в системе местного само- управления"; "Развитие государственного управления и го- сударственной гражданской службы Ростов- ской области"; "Содействие развитию институтов и инициа- тив гражданского общества в Ростовской об- ласти"; "Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области "Региональ- ная политика" Программно- - отсутствуют целевые инстру- менты государст- венной программы Цели государст- - развитие муниципального управления и му- венной программы ниципальной службы в Ростовской области; создание экономических и организационных условий для развития институтов и инициа- тив гражданского общества в Ростовской об- ласти, использования их потенциала в реше- нии проблем регионального и местного зна- чения; совершенствование государственного управ- ления в Ростовской области и государствен- ной гражданской службы Ростовской области (далее - гражданская служба) Задачи государст- - стимулирование органов местного само- венной программы управления к наращиванию собственного со- циально-экономического потенциала и разви- тия муниципальной службы; приведение полномочий и структур област- ных органов исполнительной власти в соот- ветствие с полномочиями, возложенными на Ростовскую область законодательством Рос- сийской Федерации; повышение профессиональной компетентно- сти государственных гражданских служащих Ростовской области; повышение привлекательности гражданской службы; повышение роли институтов гражданского общества в реализации Стратегии социально- экономического развития Ростовской области на период до 2020 года; обеспечение межэтнического согласия в Рос- товской области Целевые индикато- - доля граждан, позитивно оценивающих дея- ры и показатели тельность органов местного самоуправления; государственной соотношение динамики значений показателей программы комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по четырем городским округам с наибольшей и четырем городским округам с наименьшей динамикой значений показателей по десяти муниципальным районам с наибольшей и десяти муниципальным районам с наименьшей дина- микой значений показателей; доля гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образова- ние; доля гражданских служащих в возрасте до 30 лет, имеющих стаж гражданской службы не менее 3 лет; доля граждан, положительно оценивающих деятельность институтов гражданского обще- ства; доля граждан, положительно оценивающих уровень межэтнического согласия в Ростов- ской области Этапы и сроки реа- - срок реализации программы - 2014 - 2020 го- лизации государст- ды. венной программы Этапы не выделяются Ресурсное обеспе- - общий объем бюджетных ассигнований обла- чение государст- стного бюджета - 1 773 890,1 тыс. рублей, в венной программы том числе: в 2014 году - 249625,7 тыс. рублей; в 2015 году - 238570,7 тыс. рублей; в 2016 году - 238626,5 тыс. рублей; в 2017 году - 261766,8 тыс. рублей; в 2018 году - 261766,8 тыс. рублей; в 2019 году - 261766,8 тыс. рублей; в 2020 году - 261766,8 тыс. рублей Ожидаемые ре- - повышение эффективности деятельности ор- зультаты государ- ганов местного самоуправления; ственной програм- повышение уровня доверия населения к му- мы ниципальным служащим; соответствие полномочий и структур област- ных органов исполнительной власти полно- мочиям, возложенным на Ростовскую область законодательством Российской Федерации; повышение уровня профессиональной компе- тентности государственных гражданских служащих Ростовской области; повышение привлекательности гражданской службы; повышение роли институтов гражданского общества в реализации Стратегии социально- экономического развития Ростовской области на период до 2020 года; повышение уровня межэтнического согласия в Ростовской области 1. Общая характеристика текущего состояния региональной политики Ростовской области Развитие местного самоуправления является одним из важнейших системообразующих этапов в становлении современной политической системы России. Будучи максимально приближенным к населению, оно является центральным звеном в механизме взаимодействия гражданского общества и государства, а механизмом и инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба. Поэтому развитие и совершенствование муниципальной службы и муниципального управления - одно из условий повышения эффективности взаимодействия общества и власти. Для анализа и оценки деятельности органов местного самоуправления, в том числе направленной на укрепление экономического потенциала территорий, создана и функционирует система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ростовской области. Результаты оценки эффективности позволяют определить зоны, требующие особого внимания муниципальных властей, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности их деятельности, а также выявить внутренние ресурсы, позволяющие повысить качество и объем предоставляемых услуг населению. Положительный социально-экономический климат в регионе возможен только в условиях совершенствования системы муниципального управления и развития местного самоуправления, поэтому вопросы формирования кадрового потенциала и обеспечение системности практической подготовки кадров, способных эффективно работать в органах муниципального управления, сегодня особо актуальны. Основой федеративных отношений в Российской Федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. В течение последних десяти лет в сфере федеративных отношений активно осуществлялась децентрализация государственных полномочий, происходило их перераспределение с федерального на региональный уровень. Федеральное законодательство, в том числе отраслевые нормативные правовые акты, уже обеспечивают необходимое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти в России. Основной задачей на уровне субъекта Российской Федерации является приведение полномочий и структур региональных органов власти в соответствие с полномочиями, возложенными на субъект Российской Федерации. Для этого необходим комплексный анализ полномочий, функций, структур и штатной численности органов исполнительной власти Ростовской области на предмет соответствия полномочиям, возложенным федеральным и областным законодательством на региональные органы исполнительной власти. Для проведения такого комплексного анализа имеются необходимые правовые основания. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В Ростовской области наработан опыт подобной работы. В период с 2011 по 2013 год комплексному анализу подвергнуты полномочия, функции, организационные структуры и штатная численность пяти областных органов исполнительной власти. На основе имеющегося положительного опыта в рамках настоящей государственной программы Ростовской области предполагается в 2014 году провести комплексный анализ полномочий и организационных структур четырех органов исполнительной власти Ростовской области. По итогам ожидается повышение результативности и эффективности их работы путем исключения избыточных, несвойственных и дублирующих полномочий и функций, оптимизации их организационных структур и штатной численности. Перед органами государственной власти Ростовской области стоят неотложные задачи по совершенствованию государственной гражданской службы Ростовской области, развитию кадрового потенциала в системе государственного управления. Современные условия развития общества обуславливают необходимость применения инновационных подходов в системе управления и организации функционирования гражданской службы, эффективность которой зависит от компетентности ее кадрового состава, способного творчески решать сложные задачи социально-экономического развития региона. В рамках реализации Областной долгосрочной целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы)" в Ростовской области осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование правовых, организационных, финансовых, методологических основ государственной гражданской службы, формирование высокопрофессионального кадрового состава государственных гражданских служащих области. В целях реализации законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе приняты соответствующие нормативные правовые акты. Необходимый уровень профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих обеспечивается органами исполнительной власти Ростовской области за счет реализации комплекса мероприятий, направленных на внедрение новых механизмов кадровой работы. Совершенствуются методики отбора кандидатов в кадровый резерв. Обязательными стали процедуры анкетирования, тестирования, выполнения специальных конкурсных заданий. Применяются формы компьютерного тестового контроля знаний. Состав кадрового резерва формируется с учетом выявленной потребности. Замещение 24 процентов вакансий осуществляется из состава кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе. Корректируются процедуры оценки деятельности государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности их профессиональной служебной деятельности через аттестацию и квалификационный экзамен, совершенствуются системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих. Вместе с тем нерешенной остается проблема дефицита квалифицированных кадров, обладающих современными знаниями и навыками в области регионального управления. Постоянно совершенствуется система подготовки кадров государственного и муниципального управления Ростовской области. Разрабатываются учебно-методические комплексы дистанционного обучения служащих по различных направлениям профессиональной деятельности, в процессе подготовки кадров активно используются и внедряются в практику ресурсы Информационно-образовательного портала подготовки кадров государственного и муниципального управления. Вместе с тем в современных условиях требования, предъявляемые к государственной службе со стороны общества, постоянно повышаются: она должна быть более эффективной, открытой, конкурентоспособной. Необходимо на регулярной основе проводить краткосрочные программы (тренинги, мастер-классы, деловые игры), направленные на развитие управленческих, коммуникативных компетенций, компетенций эффективного управления конфликтами, навыков публичных выступлений и др. Для реализации данного направления требуется разработка модульных программ развития для руководителей, включающих проработку основных управленческих компетенций, и для специалистов, включающих проработку компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с населением. Кроме того, расширение практики привлечения на государственную гражданскую службу Ростовской области молодых специалистов будет способствовать дальнейшему объединению потенциала вузов, выпускников и органов власти, формированию региональной системы распределения в органах власти и управления, органах местного самоуправления выпускников вузов. Реализация государственной программы позволит внедрить на гражданской службе и в дальнейшем развивать новые принципы кадровой политики, современные информационные и управленческие технологии, повысить эффективность и результативность гражданской службы. Органами государственной власти Ростовской области совместно с общественными объединениями и некоммерческими организациями (далее - НКО) заложены основы для развития в регионе институтов гражданского общества. Организации гражданского сектора региона стремятся к укреплению своей материально-технической базы, повышению профессионализма, обеспечивают конкурентоспособность на рынке оказания социальных услуг. Между тем в последнее время в развитии гражданского общества и его институтов как в России, так и в Ростовской области, появились новые тенденции. В частности, как отмечается в докладе Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2012 год", все большее влияние на состояние гражданского общества оказывают факторы политико-экономического характера, меняющие социальные отношения. В результате существенно выросшего за последние годы рыночного сектора, с одной стороны, укрепилась прослойка граждан, добившихся экономической самостоятельности и относительной независимости от власти, с другой стороны, развилась митинговая активность "рассерженных горожан" различных идейно-политических ориентаций, пытающихся с помощью протестных митингов находить решение насущных вопросов общественно-политического развития страны. Эти процессы формируют запрос на демократический порядок со стороны гражданского общества, указывают на то, что гражданскому обществу нужны шаги навстречу со стороны государства, подталкивают власть к более активному и более ответственному диалогу с гражданским обществом. Институциональную основу гражданского общества составляют НКО. На территории Ростовской области зарегистрировано 4 772 НКО, однако об их существовании и деятельности знает не более 50 процентов населения Ростовской области. Большая часть населения Ростовской области вовлечена в неформальные практики гражданского общества, однако его запрос на услуги НКО не в полной мере соответствует предложению с их стороны. Большинство НКО осуществляет свою деятельность в сфере объединения работодателей и профессиональных союзов (26 процентов); в сфере поддержки социально незащищенных групп населения и благотворительности (11 процентов); религиозных практик (11 процентов) и т.д. В то же время население области отдает предпочтение таким сферам деятельности НКО, как правовая помощь, социальная поддержка, психологическая помощь, проведение обучающих мероприятий. В рамках государственной поддержки социально-ориентированных НКО из средств областного бюджета в последнее время (2011-2013 годы) выделяется 10 000 тыс. рублей ежегодно. Однако несмотря на то, что финансовую помощь (от 300 до 500 тыс. рублей) на реализацию общественно значимых программ ежегодно получают от 23 до 44 социально ориентированных НКО, большинство НКО Ростовской области экономически слабы. Законодательство, регулирующее финансово-экономические основы деятельности НКО, серьезно изменено в 2012 году. Однако реальная практика в отношении НКО, связанная с установлением основ их добровольческой и благотворительной деятельности, совершенствованием налогообложения, развитием целевых капиталов, в регионе в достаточной степени еще не развита. Финансовые основы деятельности многих активно действующих в регионе общественных объединений также существенно меняются в связи с внесением изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента. Возможные последствия данных изменений в законодательстве для НКО связаны с дополнительными "репутационными рисками", проблемами с привлечением финансирования, формированием открытой и действенной системы отчетности, вызванными, в том числе, и большим количеством оснований для проверок. Все это требует новых механизмов регулирования деятельности НКО в целях содействия развитию институтов и инициатив гражданского общества в Ростовской области. Ростовская область традиционно является полиэтническим регионом Российской Федерации. На ее территории проживают представители более 150 этносов и народностей. Деятельность органов власти региона направлена на формирование общероссийской идентичности, привитие правового сознания, что, в свою очередь, создает и поддерживает на Дону благоприятную среду для мирного сосуществования представителей различных этносов. За счет этого регион является весьма привлекательным для мигрантов. В последние годы активность миграционных процессов в регионе резко возросла, что на фоне нестабильности социально-экономического развития, демографических проблем, продолжающихся поисков центральной (базовой гражданской или этнической) идентичности, создает предпосылки для роста межэтнической и межрелигиозной напряженности. В этой связи сегодня крайне необходимо активное вовлечение институтов и активистов гражданского общества, организаций гражданского сектора региона в работу по социальному регулированию межэтнических и межрелигиозных отношений, при котором будет складываться атмосфера миролюбия, дружбы, согласия, сотрудничества и взаимопомощи, высокая правовая культура. Утверждению общероссийской гражданской идентичности, развитию межэтнического сотрудничества и межкультурного диалога должно способствовать и участие активистов гражданского общества и организаций гражданского сектора в формировании общественно-политических условий для развития социальной активности молодежи. Таким образом, применение программно-целевого метода позволяет координировать действия некоммерческого гражданского сектора в сфере социально-экономических отношений, содействует развитию разнообразных институтов и инициатив гражданского общества в Ростовской области. Реализация мероприятий государственной программы позволит создать все необходимые условия для социально-экономического развития Ростовской области, выработать предпосылки для развития экономического потенциала, сформировать положительный инвестиционный климат, привлекательный социальный имидж Ростовской области, а также развить межнациональную толерантность и взаимоуважение. Основными рисками, связанными с реализацией государственной программы, являются: недостаточное материально-техническое и финансовое обеспечение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; отсутствие надлежащего кадрового обеспечения для реализации полномочий органов публичной власти, в том числе при обеспечении квалифицированными кадрами территориальных органов; наличие коррупционных факторов; риски, связанные с возможными кризисными явлениями в экономике региона. Оценка данных рисков - риски низкие. Для снижения рисков необходимо осуществление запланированных основных мероприятий подпрограммы. 2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации государственной программы Целями государственной программы являются: развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области; создание экономических и организационных условий для развития институтов и инициатив гражданского общества в Ростовской области, использования их потенциала в решении проблем регионального и местного значения; совершенствование государственного управления в Ростовской области и государственной гражданской службы Ростовской области. Государственная программа направлена на решение следующих задач: стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию собственного социально-экономического потенциала и развития муниципальной службы; приведение полномочий и структур областных органов исполнительной власти в соответствие с полномочиями, возложенными на Ростовскую область законодательством Российской Федерации; повышение профессиональной компетентности государственных гражданских служащих Ростовской области; повышение привлекательности гражданской службы; повышение роли институтов гражданского общества в реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года; обеспечение межэтнического согласия в Ростовской области. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач государственной программы: доля граждан, позитивно оценивающих деятельность органов местного самоуправления; соотношение динамики значений показателей комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по четырем городским округам с наибольшей и четырем городским округам с наименьшей динамикой значений показателей по десяти муниципальным районам с наибольшей и десяти муниципальным районам с наименьшей динамикой значений показателей; доля гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образование; доля гражданских служащих в возрасте до 30 лет, имеющих стаж гражданской службы не менее 3 лет; доля граждан, положительно оценивающих деятельность институтов гражданского общества; доля граждан, положительно оценивающих уровень межэтнического согласия в Ростовской области. Реализация основных мероприятий государственной программы позволит: повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления; повысить уровень доверия населения к муниципальным служащим; соответствие полномочий и структур областных органов исполнительной власти полномочиям, возложенным на Ростовскую область законодательством Российской Федерации; повысить уровень профессиональной компетентности государственных гражданских служащих Ростовской области; повысить привлекательность гражданской службы; повысить роль институтов гражданского общества в реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года; повысить уровень межэтнического согласия в Ростовской области. Общий срок реализации государственной программы - 2014-2020 годы, в том числе подпрограмм: "Развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления" - 2014-2020 годы; " Развитие государственного управления и государственной гражданской службы Ростовской области" - 2014-2020 годы; "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Ростовской области" - 2014-2020 годы. "Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области "Региональная политика" - 2014-2020 годы. Этапы реализации государственной программы не выделяются. 3. Обоснование выделения подпрограмм государственной программы, обобщенная характеристика основных мероприятий 3.1. Государственная программа включает четыре подпрограммы, содержащие взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсному обеспечению мероприятия: "Развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления"; "Развитие государственного управления и государственной гражданской службы Ростовской области"; "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Ростовской области"; "Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области "Региональная политика". Указанные подпрограммы выделены исходя из поставленных в государственной программе целей и решаемых в ее рамках задач, а также обособленности, приоритетности и актуальности направлений реализации государственной программы. Основные мероприятия государственной программы будут направлены на достижение целей и решение задач программы. В рамках государственной программы будут реализованы следующие основные мероприятия: 3.2. По подпрограмме "Развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления". В части стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала предполагается осуществить совершенствование методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, правил предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в целях оценки эффективности использования субсидий по конечным результатам работы органов местного самоуправления по увеличению собственного экономического потенциала. Также планируется осуществлять тиражирование лучшей практики муниципального управления. Кроме того, планируется уделить внимание повышению эффективности участия граждан в осуществлении местного самоуправления. В части совершенствования правовой и методической основы муниципальной службы основные мероприятия будут направлены на содействие развитию местного самоуправления в Ростовской области путем создания условий развития и совершенствования муниципальной службы, формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, а также повышения эффективности муниципального управления. В части обеспечения дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих основные мероприятия будут направлены на повышение качества кадрового обеспечения органов местного самоуправления, в том числе на совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, занятых в системе местного самоуправления. 3.3. По подпрограмме "Развитие государственного управления и государственной гражданской службы Ростовской области". В целях совершенствования государственного управления в Ростовской области планируется ведение Реестра полномочий Ростовской области. Для приведения полномочий и структур областных органов исполнительной власти в соответствие с полномочиями, возложенными на Ростовскую область законодательством Российской Федерации, планируется проведение комплексного анализа полномочий и организационных структур областных органов исполнительной власти, а также их оптимизации. В части повышения профессиональной компетентности государственных гражданских служащих Ростовской области будет реализован комплекс мероприятий по профессиональной переподготовке, повышению квалификации, проведению семинаров, тренингов государственных гражданских служащих Ростовской области. В части повышения привлекательности гражданской службы будут реализованы мероприятия по привлечению молодых специалистов, способных в современных условиях использовать эффективные технологии государственного управления, что позволит изменить существующую тенденцию к "старению кадров" в органах власти. Такая системная работа позволит повысить профессионализм государственных гражданских служащих, а также будет способствовать формированию качественного управленческого аппарата органов исполнительной власти Ростовской области. 3.4. По подпрограмме "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Ростовской области". В части поддержки социально ориентированных НКО (далее - СО НКО) и развития гражданских инициатив планируется: поддержка СО НКО Ростовской области (финансовая, информационная, консультационная поддержка), в том числе реализующих мероприятия в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; поддержка в сфере подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО; обеспечение эффективной деятельности Общественной палаты Ростовской области. В рамках обеспечения межэтнического согласия в Ростовской области предполагается осуществить: проведение социологических исследований по вопросам гармонизации межэтнических отношений; проведение зональных обучающих семинаров по вопросам гармонизации межэтнических отношений в полиэтнических муниципальных районах области; организацию курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих по вопросам реализации государственной национальной политики; проведение кустовых совещаний с работниками органов местного самоуправления, образования, культуры, правоохранительных органов по вопросам гармонизации межнациональных отношений и предупреждению межэтнических конфликтов; привлечение к работе в общественных советах, иных экспертно-консультативных органах представителей национальных общественных объединений; в целях оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации рабочей группе по контролю за реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" внедрение в практику работы заслушивание глав муниципальных образований о состоянии межнациональных отношений и принимаемых мерах по обеспечению межэтнического согласия; реализацию комплексной информационной кампании, направленной на укрепление единства российской нации, гармонизации межнациональных отношений, включающих проведение информационной волны "Межэтническая политика"; создание системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, с использованием в качестве колл-центра возможности ситуационно-аналитического центра аппарата Правительства Ростовской области; проведение мероприятий, направленных на обеспечение межэтнического согласия на муниципальном уровне; проведение мероприятий по формированию общероссийской гражданской идентичности, налаживанию межкультурного и межэтнического диалога. 3.5. По подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области "Региональная политика". Предполагается осуществить следующие мероприятия: организацию осуществления научно-исследовательских работ по проведению полевых этапов социологических исследований оценки населением ситуации в Ростовской области; обеспечение официальной публикации нормативно-правовых актов Ростовской области в газете "Наше время"; организацию проведения мероприятий по освещению деятельности политических партий; организацию проведения конкурса журналистских работ на премию Губернатора Ростовской области; осуществление финансового обеспечения аппарата управления министерства внутренней и информационной политики Ростовской области. 4. Информация по ресурсному обеспечению государственной программы Общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета - 1 773 890,1 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 249625,7 тыс. рублей; в 2015 году - 238570,7 тыс. рублей; в 2016 году - 238626,5 тыс. рублей; в 2017 году - 261766,8 тыс. рублей; в 2018 году - 261766,8 тыс. рублей; в 2019 году - 261766,8 тыс. рублей; в 2020 году - 261766,8 тыс. рублей. Подробные сведения об объеме финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, содержатся в приложении N 1 к государственной программе Ростовской области "Региональная политика". 5. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации государственной программы Муниципальные образования Ростовской области не принимают участия в реализации государственной программы. 6. Методика оценки эффективности государственной программы Оценка эффективности реализации государственной программы будет осуществляться по следующим направлениям: оценка эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей (далее - оценка); оценка бюджетной эффективности государственной программы. Оценка показателей будет обеспечивать мониторинг динамики изменений, произошедших за оцениваемый период, для уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Для оценки используются целевые показатели, которые отражают выполнение мероприятий Программы. Оценка осуществляется по годам в течение всего срока действия Программы. Оценка осуществляется отдельно по целевым показателям, характеризующим развитие гражданской службы. Оценка производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых показателей. Оценка эффективности хода реализации целевых показателей государственной программы осуществляется по нижеприведенным формулам. В отношении показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле: ИД п Э = ------ х 100, п ИЦ п где: Э - эффективность хода реализации целевого показателя программы п (процентов); ИД - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе п реализации программы; ИЦ - целевое значение показателя, утвержденного программой. п Бюджетная эффективность программы будет определяться как соотношение фактического использования средств, запланированных на реализацию программы, к утвержденному плану (степень реализации расходных обязательств) и рассчитывается по формуле: Ф и Э = ----- х 100, бюд Ф п где: Э - бюджетная эффективность программы; бюд Ф - фактическое использование средств; и Ф - планируемое использование средств. и 7. Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников государственной программы Руководитель органа исполнительной власти Ростовской области, определенного ответственным исполнителем государственной программы, несет персональную ответственность за текущее управление реализацией государственной программы и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией государственной программы. Руководитель органа исполнительной власти Ростовской области, определенного соисполнителем государственной программы, несет персональную ответственность за текущее управление реализацией подпрограммы и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств. Руководитель органа исполнительной власти Ростовской области, государственного учреждения Ростовской области, определенные участниками государственной программы, несут персональную ответственность за реализацию основного мероприятия подпрограммы и использование выделяемых на их выполнение финансовых средств. Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом реализации государственной программы (далее - план реализации), разрабатываемым на очередной финансовый год и содержащим перечень значимых контрольных событий государственной программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов. План реализации составляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками государственной программы при разработке государственной программы. План реализации утверждается актом органа исполнительной власти Ростовской области - ответственного исполнителя государственной программы не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения постановлением Правительства Ростовской области государственной программы и далее ежегодно, не позднее 1 декабря текущего финансового года. Предложения в план реализации, согласованные с участниками государственной программы, представляются соисполнителями государственной программы ответственному исполнителю государственной программы в день, следующий за днем утверждения постановлением Правительства Ростовской области государственной программы и далее ежегодно, не позднее 1 ноября текущего финансового года. В случае принятия решения ответственным исполнителем государственной программы по согласованию с соисполнителями и участниками государственной программы о внесении изменений в план реализации, не влияющих на параметры государственной программы, план с учетом изменений утверждается не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения. Контроль за исполнением государственных программ осуществляется Правительством Ростовской области. В целях обеспечения оперативного контроля за реализацией государственной программы ответственный исполнитель государственной программы вносит на рассмотрение Правительства Ростовской области отчет об исполнении плана реализации по итогам: полугодия, 9 месяцев - до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом; за год - до 1 марта года, следующего за отчетным. Соисполнителями государственной программы информация, необходимая для подготовки отчета об исполнении плана реализации, представляется ответственному исполнителю государственной программы: по итогам полугодия, 9 месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; за год - до 25 января года, следующего за отчетным. Отчет об исполнении плана реализации после рассмотрения на заседании Правительства Ростовской области подлежит размещению ответственным исполнителем государственной программы в течение 5 рабочих дней на официальном сайте Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Ответственный исполнитель государственной программы подготавливает, согласовывает и вносит на рассмотрение Правительства Ростовской области проект постановления Правительства Ростовской области об утверждении отчета о реализации государственной программы за год (далее - годовой отчет) до 1 мая года, следующего за отчетным. Годовой отчет содержит: конкретные результаты, достигнутые за отчетный период; перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки; анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы; данные об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на выполнение мероприятий; сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы; информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу; информацию о результатах оценки бюджетной эффективности государственной программы; информацию о реализации мер государственного регулирования, в том числе налоговых, кредитных и тарифных инструментов; предложения по дальнейшей реализации государственной программы (в том числе по оптимизации бюджетных расходов на реализацию основных мероприятий государственной программы и корректировке целевых показателей реализации программы на текущий финансовый год и плановый период); иную информацию в соответствии с методическими указаниями. Соисполнителями государственной программы информация, необходимая для подготовки годового отчета, представляется ответственному исполнителю государственной программы до 15 марта года, следующего за отчетным. Оценка эффективности реализации государственной программы проводится ответственным исполнителем и соисполнителями государственной программы в составе годового отчета. По результатам оценки эффективности государственной программы Правительством Ростовской области может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы. В случае принятия Правительством Ростовской области решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы, ответственный исполнитель государственной программы в месячный срок вносит соответствующий проект постановления Правительства Ростовской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Ростовской области. Годовой отчет после принятия Правительством Ростовской области постановления о его утверждении подлежит размещению ответственным исполнителем государственной программы не позднее 5 рабочих дней на официальном сайте Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо соисполнителя (по согласованию с ответственным исполнителем) на основании поручения Губернатора Ростовской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Ростовской области. Обращение к Губернатору Ростовской области с просьбой о разрешении на внесение изменений в государственную программу подлежит согласованию в министерстве финансов Ростовской области и министерстве экономического развития Ростовской области с одновременным представлением пояснительной информации о вносимых изменениях, в том числе расчетов и обоснований по бюджетным ассигнованиям. Ответственный исполнитель государственной программы вносит изменения в постановление Правительства Ростовской области, утвердившее государственную программу, по основным мероприятиям текущего финансового года и (или) планового периода в текущем финансовом году в установленном порядке, за исключением изменений наименований основных мероприятий, в случаях, установленных бюджетным законодательством. В случае необходимости корректировки государственной программы по вопросам, находящимся исключительно в ведении соисполнителя государственной программы, последний вносит изменения в постановление Правительства Ростовской области, утвердившее государственную программу, по согласованию с ответственным исполнителем государственной программы. В случае внесения в государственную программу изменений, влияющих на параметры плана реализации, ответственный исполнитель государственной программы не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения постановлением Правительства Ростовской области указанных изменений вносит соответствующие изменения в план реализации. Предложения по корректировке плана реализации, согласованные с участниками государственной программы, представляются соисполнителями государственной программы ответственному исполнителю государственной программы в день, следующий за днем утверждения постановлением Правительства Ростовской области изменений государственной программы. Информация о реализации государственной программы подлежит размещению на сайтах ответственных исполнителей государственной программы. 8. Подпрограмма "Развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления" 8.1. ПАСПОРТ подпрограммы "Развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления" Наименование - "Развитие муниципального управления и муни- подпрограммы ципальной службы в Ростовской области, допол- государственной нительное профессиональное образование лиц, программы занятых в системе местного самоуправления" (далее - подпрограмма) Ответственный - министерство внутренней и информационной по- исполнитель литики Ростовской области подпрограммы Участники под- - Правительство Ростовской области (управление программы инноваций в органах власти Правительства Рос- товской области); министерство финансов Ростовской области Программно- - отсутствуют целевые инстру- менты подпро- граммы Цели подпро- - совершенствование муниципального управления, граммы повышение его эффективности; совершенствование организации муниципальной службы в Ростовской области, повышение эф- фективности исполнения муниципальными слу- жащими своих должностных обязанностей Задачи подпро- - совершенствование правовых и организационных граммы основ местного самоуправления, муниципальной службы; повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в области муниципаль- ного управления; оценка эффективности деятельности органов ме- стного самоуправления; обеспечение дополнительного профессионально- го образования лиц, замещающих выборные му- ниципальные должности, муниципальных слу- жащих; развитие системы подготовки кадров для муни- ципальной службы, дополнительного профессио- нального образования муниципальных служащих; повышение гражданской активности и заинтере- сованности населения в осуществлении местного самоуправления; внедрение эффективных технологий и современ- ных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной слу- жебной деятельности; оптимизация штатной численности муниципаль- ных служащих; повышение престижа муниципальной службы; привлечение на муниципальную службу квали- фицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала органов местного само- управления Ростовской области Целевые индика- - доля вакантных должностей муниципальной торы и показате- службы, замещаемых на основе назначения из ли подпрограммы кадрового резерва; доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса; доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более 3 лет; доля реализованных инновационных образова- тельных программ в области муниципального управления; доля глав муниципальных образований, муници- пальных служащих, прошедших обучение по программам дополнительного профессионально- го образования; доля муниципальных образований, которыми применяются разработанные методические реко- мендации по вопросам муниципального управле- ния; доля муниципальных служащих, уволившихся с муниципальной службы до достижения ими пре- дельного возраста пребывания на муниципальной службе; доля муниципальных служащих, имеющих выс- шее профессиональное образование; доля городских округов и муниципальных рай- онов, в отношении которых осуществлена оценка эф- фективности их деятельности посредством еди- ной электронной информационной базы данных (портала) Этапы и сроки - 2014-2020 годы. реализации под- Этапы не выделяются программы Ресурсное обес- - общий объем бюджетных ассигнований на реали- печение подпро- зацию основных мероприятий подпрограммы - граммы 572340,8 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 81832,8 тыс. рублей; в 2015 году - 78978,0 тыс. рублей; в 2016 году - 78978,0 тыс. рублей; в 2017 году - 83138,0 тыс. рублей; в 2018 году - 83138,0 тыс. рублей; в 2019 году - 83138,0 тыс. рублей; в 2020 году- 83138,0 тыс. рублей Ожидаемые ре- - улучшение значений показателей эффективности зультаты реали- органов местного самоуправления; зации подпро- выявление направлений деятельности органов граммы местного самоуправления, требующих приори- тетного внимания муниципальных властей; формирование комплекса мероприятий по повы- шению результативности деятельности органов местного самоуправления; повышение уровня профессионального образова- ния лиц, занятых в системе местного самоуправ- ления; стабилизация численности муниципальных слу- жащих в установленных рамках, недопущение ее роста; повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих в Ростовской области; улучшение имиджа муниципальной службы 8.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления" государственной программы Развитие местного самоуправления - один из важнейших системообразующих этапов в становлении современной политической системы России. Будучи максимально приближенным к населению, оно является центральным звеном в механизме взаимодействия гражданского общества и государства, а механизмом и инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба. Развитие политических и правовых основ современной системы местного самоуправления в Российской Федерации в значительной степени определяется реформированием института местного самоуправления в результате принятия Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), задачей которого является создание условий для формирования межмуниципального сотрудничества, реализация совместных проектов местного значения, конкретизация вопросов местного значения, увеличение разнообразия форм организации местного самоуправления, необходимого для учета специфических особенностей локальных территорий, повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг путем оптимизации размеров территории муниципальных образований, создание условий для устойчивого финансового обеспечения бюджетных обязательств органов местного самоуправления. В связи с этим развитие и совершенствование муниципальной службы и муниципального управления является одним из условий повышения эффективности взаимодействия общества и власти. Современная модель местного самоуправления, основанная на положениях Федерального закона N 131-ФЗ, закрепила необходимые гарантии развития одного из наиболее востребованных институтов народовластия. По состоянию на 1 января 2013 г. местное самоуправление в Ростовской области осуществляется в 463 муниципальных образованиях, в том числе в 12 городских округах, 43 муниципальных районах, 18 городских поселениях, 390 сельских поселениях. По состоянию на 1 сентября 2013 г. органы местного самоуправления поселений ответственны за решение 39 вопросов местного значения, органы муниципальных районов - за решение 37 вопросов местного значения, органы городских округов - за решение 44 вопросов местного значения. В целях обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления Ростовской области по реализации общенациональных задач и создания стимулов для повышения их вклада в социально-экономическое развитие региона, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", а также распоряжения Губернатора Ростовской области от 14.03.2013 N 39 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления" утверждена система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Ростовской области. Данная система является важным инструментом для оценки качества муниципального управления и складывается из двух компонентов: оценки результативности деятельности (на основе количественных показателей и их динамики); оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. Мониторинг осуществляется по таким ключевым сферам, как экономическое развитие, образование, культура, физическая культура и спорт, культура, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, организация муниципального управления. В целом можно сказать, что наибольший рост достигнут в сферах экономического развития, жилищного строительства и дошкольного образования, также выросли объемы инвестиций и доходы населения. Данная система мониторинга позволяет не только комплексно оценить уровень и динамику развития городов и районов области, но и выявить сферы, требующие приоритетного внимания региональных и местных властей. По каждому из проблемных направлений осуществляется четкая и скоординированная работа всех уровней власти, как муниципального, так и регионального. Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет стимулировать органы местного самоуправления к работе по улучшению качества жизни населения и развитию экономики муниципалитетов. В этих целях муниципалитеты, достигшие наилучших значений показателей, поощряются грантами из областного бюджета. Вместе с тем в рамках повышения эффективности организации осуществления мониторинга и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо внедрение единой электронной информационной базы данных (портала), позволяющей проводить оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а также осуществлять мониторинг информации по вопросам эффективности деятельности муниципалитетов. Для развития обратной связи необходимо проводить оценку населением эффективности деятельности органов местного самоуправления посредством опросов с использованием информационно- телекоммуникационных сетей и информационных технологий на официальном сайте Правительства Ростовской области и официальных сайтах муниципальных образований по следующим критериям: удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами, организацией транспортного обслуживания, качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании. Применение информационных технологий позволит выйти на новый качественный уровень организации муниципального управления и снизить бюджетные затраты на информатизацию органов местного самоуправления. Повысится результативность муниципального управления при организации оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Эффективность осуществления оценки деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от изучения системы муниципального управления на местах. В целях оптимизации системы муниципального управления органов местного самоуправления ежегодно проводится изучение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области. Изучение органов местного самоуправления осуществляется по 11 направлениям: управление муниципальными финансами, управление экономикой, управление социально-трудовой сферой (здравоохранение, образование, труд и занятость населения, культура, физическая культура и спорт), управление сферой инфраструктуры жизнеобеспечения, сферой профилактики и пресечения межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной напряженности и конфликтов, социологические исследования. Все результаты выездных проверок органов местного самоуправления рассматриваются на заседаниях Правительства Ростовской области с определением мер и рекомендаций по устранению выявленных проблем и недостатков. Изучение их деятельности позволяет определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и другие) для повышения жизненного уровня населения, улучшения качества и увеличения объемов предоставляемых населению услуг. Так, с 2008 года оно прошло в 45 муниципальных образованиях Ростовской области. По результатам изучения органами исполнительной власти Ростовской области и структурными подразделениями Правительства Ростовской области было направленно более 5,0 тыс. рекомендаций в муниципальные образования, 85 процентов которых были исполнены в полном объеме, что способствовало улучшению социально-экономической обстановки на местах. Также в рамках развития социально-экономического благополучия в Ростовской области особое внимание уделяется вопросам вовлечения населения в решение вопросов благоустройства, озеленения территории поселений, организации досуга и массового отдыха, стимулирование работы администраций поселений, выявление поселений, добившихся в решении указанных вопросов наиболее высоких показателей за год, и распространение их опыта среди других муниципальных образований области. В связи с этим с 2006 года ежегодно проводится областной конкурс на звание "Лучшее поселение Ростовской области". Победителями конкурса признаются поселения, добившиеся наивысших результатов в решении вопросов благоустройства, жилищно-коммунального обслуживания, повышения качества и объемов предоставляемых населению услуг, организации досуга и массового отдыха населения, развитии культуры и искусств, физкультуры и спорта, организации муниципального управления. Победителям конкурса предусмотрены денежные премии. Данный конкурс позволяет привлечь население к решению вопросов местного значения, а также "наглядно" оценить деятельность местной власти и оказать всестороннюю поддержку инициативам жителей по благоустройству своих населенных пунктов. Положительный социально-экономический климат в регионе возможен только в условиях совершенствования системы муниципального управления и развития муниципальной службы. В связи с этим особо актуальным являются вопросы формирования кадрового потенциала и обеспечение системности практической подготовки кадров, способных эффективно работать в органах муниципального управления. В Ростовской области с 2010 года реализовалась Областная долгосрочная целевая программа "Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы)", утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 10.08.2010 N 106. Так, за три года реализации данной программы индекс доверия граждан к муниципальным служащим вырос на 20 процентных пунктов и составил 45 процентов, что говорит о профессионализме муниципальных служащих. Доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более 3 лет, в муниципальных образованиях составила 46 процентов, а число муниципальных служащих, уволившихся с муниципальной службы до достижения ими предельного возраста пребывания на муниципальной службе, снизилось на 15 процентов. Кроме того, наблюдается рост числа муниципальных служащих, принявших участие в инновационных программах профессиональной подготовки и переподготовки. Только в 2012 году более 3,5 тыс. человек прошли подготовку и переподготовку, реализовано более 15 инновационных образовательных программ в области муниципальной службы. В целях повышения престижа профессии муниципального служащего и пропаганды положительного опыта муниципального управления в Ростовской области постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 295 "О конкурсе на звание "Лучший муниципальный служащий в Ростовской области" ежегодно проводится конкурс среди муниципальных служащих, добившихся высоких научных и практических результатов в работе, вносящих весомый вклад в практику местного самоуправления. Практика проведения данного конкурса показала, что возросший интерес к участию в конкурсе связан с возможностью для талантливых и успешных служащих реализовать свой потенциал и обеспечить карьерный рост. По итогам 75 процентов победителей конкурса растут по карьерной лестнице. По состоянию на 1 сентября 2013 г. в органах местного самоуправления Ростовской области всего занято более 20,0 тыс. человек, из них муниципальных служащих - более 11,0 тыс. человек, депутатов представительных органов муниципальных образований более - 4,5 тыс. человек. В том числе около 11,5 тыс. человек заняты в исполнительно-распорядительных органах, почти 0,2 тыс. человек - в аппарате представительных органов и 0,03 тыс. человек - в аппарате контрольных органов. Высшее образование имеют около 86 процентов муниципальных служащих в Ростовской области, в том числе высшее юридическое - более 11 процентов. При этом количество муниципальных служащих с высшим образованием, работающих в органах местного самоуправления сельских поселений, составляет примерно 59 процентов. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления полномочия по участию в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений ежегодно осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации около 25 процентов лиц от общего числа занятых в системе местного самоуправления. Учитывая приобретенный опыт, выполнение указанных вопросов и реализация намеченных мероприятий позволит поднять на более высокий уровень развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления. Основными рисками, связанными с развитием муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, являются: недостаточное материально-техническое и финансовое обеспечение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; отсутствие надлежащего кадрового обеспечения для реализации полномочий органов публичной власти, в том числе при обеспечении квалифицированными кадрами территориальных органов; наличие коррупционных факторов; нестабильные социально-экономические процессы в муниципальных образованиях. Оценка данных рисков - риски низкие. Для снижения рисков необходимо осуществление запланированных основных мероприятий подпрограммы. 8.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы государственной программы Основным приоритетом государственной политики в сфере реализации подпрограммы является совершенствование муниципального управления и организации муниципальной службы в Ростовской области, повышение эффективности муниципального управления, исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Кроме того, приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются обеспечение возможностей для повышения профессионального уровня лиц, занятых в системе местного самоуправления. Основные цели подпрограммы: совершенствование муниципального управления, повышение его эффективности; совершенствование организации муниципальной службы в Ростовской области, повышение эффективности исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Основные задачи подпрограммы: совершенствование правовых и организационных основ местного самоуправления, муниципальной службы; повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в области муниципального управления; оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления; обеспечение дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих; развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного профессионального образования муниципальных служащих; повышение гражданской активности и заинтересованности населения в осуществлении местного самоуправления; внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности; оптимизация штатной численности муниципальных служащих; повышение престижа муниципальной службы; привлечение на муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления Ростовской области. Показатели достижения целей и решения задач подпрограммы (приложение N 2 к государственной программе Ростовской области "Региональная политика"): доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва; доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса; доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более 3 лет; доля реализованных инновационных образовательных программ в области муниципального управления; доля глав муниципальных образований, муниципальных служащих, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования; доля муниципальных образований, которыми применяются разработанные методические рекомендации по вопросам муниципального управления; доля муниципальных служащих, уволившихся с муниципальной службы до достижения ими предельного возраста пребывания на муниципальной службе; доля муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное образование; доля городских округов и муниципальных районов, в отношении которых осуществлена оценка эффективности их деятельности посредствам единой электронной информационной базы данных (портала). Сведения о методике расчета показателей настоящей подпрограммы государственной программы Ростовской области приведены в приложении N 4 к государственной программе Ростовской области "Региональная политика". Реализация основных мероприятий подпрограммы позволит: улучшить значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления; выявить направления деятельности органов местного самоуправления, требующие приоритетного внимания муниципальных властей; сформировать комплекс мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления; совершенствование уровня дополнительного профессионального образования лиц, занятых в системе местного самоуправления; стабилизировать численность муниципальных служащих в установленных рамках, не допустить ее рост; повысить профессиональную компетентность муниципальных служащих в Ростовской области; улучшить имидж муниципальной службы. Общий срок реализации подпрограммы государственной программы - 2014-2020 годы. Этапы не выделяются. 8.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы государственной программы В рамках подпрограммы планируется осуществление следующих основных мероприятий (приложение N 5 к государственной программе Ростовской области "Региональная политика"): 1. Стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала. В результате реализации данного мероприятия предполагается улучшить значения показателей эффективности органов местного самоуправления; повысить эффективность их деятельности; выявить направления их деятельности; требующие приоритетного внимания муниципальных властей; сформировать комплекс мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, предполагается осуществить совершенствование методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, правил предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в целях оценки эффективности использования субсидий по конечным результатам работы органов местного самоуправления по увеличению собственного экономического потенциала. Также планируется осуществлять тиражирование лучшей практики муниципального управления, уделить внимание повышению эффективности участия граждан в осуществлении местного самоуправления. 2. Совершенствование правовой и методической основы организации местного самоуправления. В результате реализации данного мероприятия предполагается повысить профессиональную компетентность муниципальных служащих в Ростовской области, улучить имидж муниципальной службы. Реализация мероприятия будет направлена на содействие развитию местного самоуправления в Ростовской области путем создания условий развития и совершенствования муниципальной службы, формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, а также повышения эффективности муниципального управления. 3. Обеспечение дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих. В результате реализации данного мероприятия предполагается повысить уровень дополнительного профессионального образования глав муниципальных образований и муниципальных служащих. Реализация основного мероприятия направлена на повышение качества кадрового обеспечения органов местного самоуправления, в том числе на совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, занятых в системе местного самоуправления. 4. Оптимизация штатной численности муниципальных служащих. В результате реализации данного мероприятия ежеквартально проводится мониторинг штатной численности органов местного самоуправления, осуществляется подготовка предложений по формированию нормативов штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. В конечном итоге предполагается стабилизировать численность муниципальных служащих в установленных рамках, не допустить ее рост. 5. Повышение престижа муниципальной службы, укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления. Реализация данного мероприятия позволит улучшить имидж муниципальной службы, сформировать позитивное отношение граждан к муниципальным служащим, повысить престиж муниципальной службы, внедрить современные механизмы стимулирования деятельности муниципальных служащих. Кроме того, предполагается проводить социологический опрос на предмет оценки населением Ростовской области эффективности деятельности органов местного самоуправления и иных органов. 6. Разработка, внедрение и обслуживание единой электронной информационной базы данных (портала), позволяющей проводить оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а также осуществлять мониторинг информации по вопросам эффективности деятельности муниципалитетов. В целях оптимизации взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, сокращения сроков обработки информации и повышения качества проводимого анализа предлагается разработать и внедрить соответствующую единую электронную информационную базу данных (портал). Кроме того, ее внедрение также позволит улучшить значения показателей эффективности органов местного самоуправления; повысить эффективность их деятельности; выявить направления их деятельности; требующие приоритетного внимания муниципальных властей; сформировать комплекс мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления. Вышеуказанные основные мероприятия настоящей подпрограммы направлены на решение всех задач подпрограммы и взаимосвязаны со всеми показателями (индикаторами). В случае нереализации основных мероприятий подпрограммы государственной программы Ростовской области ожидаемые конечные результаты не будут достигнуты, а задачи решены лишь в незначительной части. 8.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы государственной программы Общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета на реализацию основных мероприятий подпрограммы составляет 572340,8 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 81832,8 тыс. рублей; в 2015 году - 78978,0 тыс. рублей; в 2016 году - 78978,0 тыс. рублей; в 2017 году - 83138,0 тыс. рублей; в 2018 году - 83138,0 тыс. рублей; в 2019 году - 83138,0 тыс. рублей; в 2020 году - 83138,0 тыс. рублей. Подробные сведения об объеме финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, содержатся в приложении N 1 к государственной программе Ростовской области "Региональная политика". 8.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы государственной программы Муниципальные образования Ростовской области не принимают участия в реализации подпрограммы государственной программы. 9. Подпрограмма "Развитие государственного управления и государственной гражданской службы Ростовской области" 9.1. ПАСПОРТ подпрограммы "Развитие государственного управления и государственной гражданской службы Ростовской области" Наименование - "Развитие государственного управления и госу- подпрограммы дарственной гражданской службы Ростовской государственной области" (далее - подпрограмма) программы Ответственный - Правительство Ростовской области исполнитель подпрограммы Участники под- - органы исполнительной власти Ростовской об- программы ласти Программно- - отсутствуют целевые инст- рументы под- программы Цели подпро- - развитие государственного управления в Ростов- граммы ской области путем совершенствования структур и оптимизации штатной численности областных органов исполнительной власти; совершенствование гражданской службы и по- вышение эффективности исполнения государст- венными гражданскими служащими Ростовской области (далее - гражданские служащие) своих должностных обязанностей Задачи подпро- - обеспечение ведения Реестра полномочий, воз- граммы ложенных на Ростовскую область законодатель- ством Российской Федерации (далее - Реестр полномочий Ростовской области); обеспечение равного доступа граждан к граждан- ской службе; совершенствование механизмов адаптации граж- данских служащих, впервые принятых на граж- данскую службу; формирование высококвалифицированного кад- рового состава гражданской службы; обеспечение регламентации деятельности граж- данских служащих на основе должностных рег- ламентов; совершенствование механизмов формирования, подготовки и использования кадрового резерва в системе государственного управления и граждан- ской службы; привлечение на государственную гражданскую службу Ростовской области молодых специали- стов Целевые инди- - доля полномочий, закрепленных за Ростовской каторы и показа- областью законодательством Российской Феде- тели подпро- рации, учтенных в Реестре полномочий Ростов- граммы ской области; доля вакантных должностей, замещаемых на ос- нове назначения из кадрового резерва; доля вакантных должностей гражданской служ- бы, замещаемых на основе конкурса; доля лиц, впервые принятых на гражданскую службу, которым был назначен испытательный срок; коэффициент закрепленности на гражданской службе; доля гражданских служащих, имеющих высшее образование; доля лиц, получивших дополнительное профес- сиональное образование, в общем количестве лиц, состоящих в кадровом резерве; доля должностей гражданской службы, для кото- рых утверждены должностные регламенты, соот- ветствующие требованиям законодательства о гражданской службе; доля реализованных инновационных образова- тельных программ в области государственной гражданской службы; доля лиц, принявших участие в программах до- полнительного профессионального образования, в общем количестве лиц, состоящих в резерве управленческих кадров Ростовской области; доля областных органов исполнительной власти, в которых проведен комплексный анализ полно- мочий, функций, организационных структур и штатной численности Этапы и сроки - 2014-2020 годы реализации под- программы Объемы бюд- - общий объем бюджетных ассигнований област- жетных ассигно- ного бюджета на реализацию основных меро- ваний подпро- приятий подпрограммы составляет 6 968,1 тыс. граммы рублей, в том числе: в 2014 году - 6 968,1 тыс. рублей; в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 0,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей Ожидаемые ре- - наличие Реестра полномочий Ростовской облас- зультаты реали- ти, соответствующего законодательству Россий- зации подпро- ской Федерации; граммы создание условий для равного доступа граждан к государственной гражданской службе; сокращение срока адаптации при назначении на должности государственной гражданской служ- бы; повышение уровня профессионализма кадрового состава государственной гражданской службы; повышение результативности профессиональной служебной деятельности государственных граж- данских служащих; увеличение доли реализованных инновационных образовательных программ в области государст- венной гражданской службы; повышение уровня профессионализма лиц, вклю- ченных в резерв управленческих кадров 9.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы государственной программы Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий является основой федеративных отношений в Российской Федерации. Благодаря процессам децентрализации государственных полномочий, их перераспределения с федерального на региональный уровень, которые происходили и происходят в течение последних десяти лет, обеспечено необходимое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти в России. В связи с этим в качестве одной из основных задач по совершенствованию государственного управления в Ростовской области рассматривается корректировка полномочий региональных органов власти для обеспечения их полного соответствия полномочиям, возложенным на субъект Российской Федерации законодательством Российской Федерации. В этих целях подпрограмма предполагает ведение Реестра полномочий, законодательно закрепленных за Ростовской областью. Кроме того, в Ростовской области имеются все необходимые возможности и основания для проведения комплексного аудита структур органов исполнительной власти и их штатной численности, а также опыт такой работы. В 2010 году комплексному анализу полномочий, функций, а также оптимизации организационной структуры на основе методических рекомендации по определению штатной численности государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Ростовской области было подвергнуто министерство информационных технологий и связи Ростовской области, в 2012 году - министерство труда и социального развития Ростовской области. В 2013 году такой анализ проведен в департаменте по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, министерстве общего и профессионального образования Ростовской области, комитете по молодежной политике Ростовской области. Указом Губернатора Ростовской области от 31.10.2011 N 20 "Об утверждении Положения о кадровой работе в Правительстве Ростовской области" утвержден новый порядок изменения структур и штатной численности структурных подразделений Правительства Ростовской области и иных областных органов исполнительной власти. Согласно указанному нормативному акту изменения структур и штатной численности производятся только на основе описания полномочий структурных подразделений Правительства Ростовской области и областных органов исполнительной власти, функций работников, необходимых для исполнения указанных полномочий, оценки трудозатрат на выполнение соответствующих функций. На основе имеющегося положительного опыта в рамках настоящей подпрограммы предполагается в 2014 году провести комплексный анализ полномочий и организационных структур четырех органов исполнительной власти Ростовской области. В результате планируется исключение избыточных, несвойственных и дублирующих полномочий и функций областных органов исполнительной власти, оптимизация их организационных структур и, как следствие, повышение результативности и эффективности их работы. Другой целью подпрограммы является реформирование государственной гражданской службы Ростовской области. Такая реформа ранее проводилась в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы)", утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 10.08.2010 N 106. Подпрограмма является системным продолжением Областной долгосрочной целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы)", выполнение мероприятий которой позволило достичь положительных результатов. Сложившаяся на территории Ростовской области система управления государственной гражданской службой обеспечивает необходимый уровень кадрового состава государственных гражданских служащих, исполнение областными органами исполнительной власти полномочий, возложенных на них. Заложены правовые основы, организационные и экономические принципы ее функционирования. Реализован комплекс мероприятий, направленных на внедрение мер противодействия коррупции на государственной гражданской службе. За три года реализации данной программы индекс доверия граждан к государственным гражданским служащим вырос на 22 процентных пункта и составил 46 процентов. В целях реализации положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в Ростовской области сформирована правовая база по вопросам государственной гражданской службы, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации, приняты необходимые изменения и дополнения в правовые акты, регламентирующие деятельность государственных гражданских служащих Ростовской области. Приняты областные законы: от 26.07.2005 N 344-ЗС "О государственной гражданской службе Ростовской области", от 26.07.2005 N 345-ЗС "О Реестре государственных должностей Ростовской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Ростовской области", от 10.12.2010 N 538-ЗС "О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области" и ряд других областных законов. Постановлениями Правительства Ростовской области утверждены: Положение о кадровом резерве на гражданской службе Ростовской области; Положение о порядке проведения эксперимента на гражданской службе Ростовской области; Положение о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Ростовской области и должности гражданской службы Ростовской области, а также экономические нормативы стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих и примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих; Перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих и форма плана проведения ротации гражданских служащих в органе исполнительной власти области. Осуществляется своевременное приведение областных нормативно-правовых актов по вопросам гражданской службы в соответствие с изменениями федерального законодательства о гражданской службе. В период с 2011 по 2013 год разработаны методические рекомендации по организации и проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ростовской области и конкурса на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Ростовской области; профессиональному развитию резерва управленческих кадров Ростовской области; организации и проведению аттестации государственных гражданских служащих Ростовской области; организации и проведению квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Ростовской области; порядку предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданским служащим. В рамках совершенствования работы кадровых подразделений органов исполнительной власти Ростовской области по профилактике коррупционных правонарушений на системной и плановой основе осуществляется процесс внедрения антикоррупционных механизмов, что позволяет на региональном уровне закрепить правовые и организационные принципы профилактики коррупционных правонарушений. Разработан механизм принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного гражданского служащего Ростовской области с государственной гражданской службы; разработаны методические материалы по порядку его урегулирования; определены направления деятельности кадровых служб по контролю за соблюдением гражданскими служащими Ростовской области ограничений, запретов и обязанностей, налагаемых на государственных гражданских служащих. В целях модернизации работы кадровых служб в областных органах исполнительной власти осуществляется последовательное внедрение информационной системы ПАРУС - Кадры государственной службы 8.0. По состоянию на 1 сентября 2013 г. вышеуказанный программный продукт внедрен в 20 областных органах исполнительной власти. В процессе формирования кадрового состава государственной службы решающее значение имеет внедрение современных организационно-управленческих технологий и принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, в том числе определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Органами исполнительной власти Ростовской области проведена определенная работа по формированию современных механизмов подбора кадров гражданской службы. Управлением по кадровой работе Правительства Ростовской области совместно с Ведомством по управлению государственной гражданской службой Ростовской области разработана методика подбора кадров в органах государственной власти области, которая одобрена решением Совета по вопросам государственной гражданской службы Ростовской области при Губернаторе Ростовской области, созданного в целях реализации основных направлений развития государственной гражданской службы. Данная методика рекомендована для внедрения в работу кадровых служб государственных органов области по формированию кадрового состава. За период с 2006 по 2013 год в государственных органах Ростовской области проведены 2 345 конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы Ростовской области и 1 225 конкурсов на включение в кадровый резерв гражданской службы области, аттестация 3 526 гражданских служащих и квалификационные экзамены 4 584 гражданских служащих области. Во всех заседаниях конкурсных и аттестационных комиссий принимают участие представители Ведомства по управлению государственной гражданской службой области (далее - Ведомство) и независимые эксперты, приглашаемые Ведомством. Для развития общественной системы контроля за деятельностью государственных гражданских служащих и обеспечения качественной оценки профессионального уровня государственных гражданских служащих и кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы организована работа по привлечению независимых экспертов к работе конкурсных (аттестационных) комиссий в органах исполнительной власти Ростовской области. Сформирован банк данных независимых экспертов на 120 независимых экспертов, обеспечена работа по заключению с ними ежегодных договоров на оказание экспертных услуг. Для участия в заседаниях конкурсных (аттестационных) комиссий привлекаются в качестве независимых экспертов представители научных и образовательных учреждений, других организаций. Также подготовлена правовая база, позволяющая привлекать представителей общественных советов, созданных при органах государственной власти, к участию в работе конкурсных (аттестационных) комиссий, наряду с независимыми экспертами. В результате исполнения вышеуказанных мероприятий в Ростовской области сформирован профессиональный кадровый состав гражданской службы. По состоянию на 1 января 2013 г. в государственных органах области гражданскими служащими было замещено 3 186 должностей гражданской службы. Из них 59 процентов должностей замещено женщинами, 41 процент должностей - мужчинами. Штатная укомплектованность составляет 96,4 процента. высшее профессиональное образование имеют 95 процентов гражданских служащих, из них 14,6 процента гражданских служащих - два и более высших образования, 2,6 процента гражданских служащих - среднее профессиональное образование, 6,3 процента гражданских служащих - послевузовское профессиональное образование, 4,8 процента гражданских служащих - ученую степень кандидата наук, 5 человек - ученую степень доктора наук. стаж гражданской службы до 5 лет имеют 28,3 процента гражданских служащих, 25 процентов гражданских служащих - стаж гражданской службы от 5 до 10 лет; 38,1 процента гражданских служащих - стаж гражданской службы от 10 до 25 лет и 8,6 процента гражданских служащих - стаж свыше 25 лет. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года предусматривает фундаментальные изменения экономической и социальной структуры нашего общества, переход на инновационный путь развития, что предъявляет совершенно новые требования к государственному управлению. Модернизация в этой сфере предполагает формирование открытой, конкурентоспособной, престижной и ориентированной на результативность государственной гражданской службы. В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 62-р и во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации с 2009 года в сети Интернет действует федеральная государственная информационная система "Федеральный портал управленческих кадров" (далее - Федеральный портал). Федеральный портал является одним из инновационных механизмов, позволяющих расширить источники подбора кадров. Эта информационная площадка обеспечивает эффективное взаимодействие между гражданами России, заинтересованными в поступлении на государственную гражданскую службу, и кадровыми службами государственных органов, с одной стороны, и открывает доступ к полной и регулярно обновляемой информации о государственной гражданской службе, с другой стороны, а также обеспечивает принцип открытости и равного доступа к системе государственной гражданской службы для всех граждан Российской Федерации. В первом полугодии 2013 г. на Федеральном портале размещены сведения о 129 вакантных должностях гражданской службы, на замещение которых был объявлен конкурс. Получены отклики от 231 претендента, из которых 185 были приглашены для участия в конкурсных процедурах, 7 из них стали победителями конкурсов. В целях повышения открытости процедуры поступления на государственную гражданскую службу подготовлен перечень вопросов по основам государственной гражданской службы, который размещен на официальном сайте Правительства Ростовской области, что дает возможность гражданам осуществлять более качественную подготовку к участию в конкурсе. В целях совершенствования системы оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих области, для повышения ее объективности и эффективности в Правительстве Ростовской области разработана тестовая программа оценки знаний с использованием компьютерной техники. Программа состоит из тематических тестов для оценки навыков использования компьютерной техники и программного обеспечения, знаний федерального и областного законодательства о государственной гражданской службе. Программа тестирования используется при проведении аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих. Тематические тесты регулярно обновляются в соответствии с вносимыми в федеральное и областное законодательство изменениями. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|