Расширенный поиск

Постановление Администрации Псковской области от 16.07.2015 № 332

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 16.07.2015 N 332

 

 

О внесении изменений в Государственную

программу Псковской области "Доступная

среда для инвалидов и иных маломобильных

групп населения" на 2014 - 2020 годы

 

 

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести в Государственную программу Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 490 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014 - 2020 годы", изменения, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Емельянову В.В.

 

 

И.п.Губернатора области                                                         В.В.Емельянова

 

 

 

Приложение

к постановлению Администрации области

от 16 июля 2015 г. N 332

 

"Утверждена

Постановлением Администрации области

от 28 октября 2013 г. N 490

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014 - 2020 годы

 

ПАСПОРТ

Государственной программы Псковской области "Доступная среда

для инвалидов и иных маломобильных групп населения"

на 2014 - 2020 годы

 

Ответственный исполнитель Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа)

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области

Соисполнители Государственной программы

Отсутствуют

Участники Государственной программы

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;

Главное государственное управление юстиции Псковской области;

Государственное управление образования Псковской области;

Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;

Государственный комитет Псковской области по культуре;

Государственный комитет Псковской области по транспорту;

Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;

Государственное управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области;

профессиональные образовательные организации Псковской области;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

Подпрограммы Государственной программы

"Доступная среда" на 2014 - 2020 годы; "Дети-инвалиды на 2014 - 2020 годы"; обеспечивающая подпрограмма

Цель Государственной программы

Формирование условий для устойчивого комплексного развития доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Псковской области

Задачи Государственной программы

1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. Создание комфортных условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения путем адаптации ряда социально значимых объектов инфраструктуры, средств транспорта, связи к их нуждам.

3. Совершенствование комплексной реабилитации взрослых инвалидов и детей-инвалидов.

4. Повышение доступности и качества социальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

Целевые индикаторы Государственной программы

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Псковской области;

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Псковской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Псковской области;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Псковской области;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Псковской области

Этапы и сроки реализации Государственной программы

Государственная программа реализуется с 2014 по 2020 год в один этап

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы (бюджетные ассигнования по ОДЦП, включенным в состав программы, и подпрограммам)

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы составляет 133527,42 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 - 20537,12 тыс. рублей;

2015 - 34650,00 тыс. рублей;

2016 - 12880,00 тыс. рублей;

2017 - 14428,80 тыс. рублей;

2018 - 16325,10 тыс. рублей;

2019 - 16010,30 тыс. рублей;

2020 - 18696,10 тыс. рублей;

из них:

средства федерального бюджета - 30185,20 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 - 7973,20 тыс. рублей;

2015 - 22212,00 тыс. рублей;

2016 - 0,00 рублей;

2017 - 0,00 рублей;

2018 - 0,00 рублей;

2019 - 0,00 рублей;

2020 - 0,00 рублей;

средства областного бюджета - 99090,90 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 - 9795,60 тыс. рублей;

2015 - 10955,00 тыс. рублей;

2016 - 12880,00 тыс. рублей;

2017 - 14428,80 тыс. рублей;

2018 - 16325,10 тыс. рублей;

2019 - 16010,30 тыс. рублей;

2020 - 18696,10 тыс. рублей;

средства местного бюджета - 2897,32 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 - 2717,32 тыс. рублей;

2015 - 180,00 тыс. рублей;

2016 - 0,00 рублей;

2017 - 0,00 рублей;

2018 - 0,00 рублей;

2019 - 0,00 рублей;

2020 - 0,00 рублей;

внебюджетные источники - 1354,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 - 51,00 тыс. рублей;

2015 - 1303,00 тыс. рублей;

2016 - 0,00 рублей;

2017 - 0,00 рублей;

2018 - 0,00 рублей;

2019 - 0,00 рублей;

2020 - 0,00 рублей

 

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

1. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области.

2. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления Псковской области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области.

3. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе

 

1. Характеристика текущего состояния сферы

социально-экономического развития области, основные

показатели и анализ социальных, финансово-экономических

и прочих рисков реализации Государственной программы

 

1.1. Характеристика проблемы и обоснование

необходимости ее решения программными методами

 

В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, которая предусматривает создание полноценной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни, обязанность государства уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам. Одним из основных направлений государственной политики по выполнению условий Конвенции о правах инвалидов является повышение качества жизни граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, и обеспечение условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Областная долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 02 сентября 2011 г. N 332, разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 (далее также - Государственная программа РФ).

Основой для определения целей и задач Государственной программы является утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и маломобильных групп населения, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества.

Численность населения Псковской области составляет 656561 человек по состоянию на 01 января 2014 года. Количество инвалидов, проживающих в Псковской области, на 01 ноября 2014 года - 52248 человек, что составляет 7,96% от общего количества жителей региона.

С 2010 по 2015 год наблюдается снижение общего числа людей с инвалидностью. Несмотря на общую тенденцию к уменьшению численности инвалидов, в Псковской области наблюдается рост числа детей-инвалидов. Анализ показателей численности инвалидов за период с 2012 года показал, что численность детей-инвалидов каждый год увеличивается (2012 г. - 2107 человек, 2013 г. - 2171 человек, 2014 г. - 2277 человек), соответственно увеличивается их доля в общем количестве граждан моложе трудоспособного возраста. Соотношение числа состоящих на учете инвалидов по возрастной категории следующее: детей-инвалидов - 4%, лиц от 18 до 50 лет - 18%, лиц от 50 лет и старше - 78%.

Количество детей-инвалидов на 01 апреля 2015 года составляет 2314 человек, что составляет 1,8% от численности детского населения региона.

Ежегодно в Псковской области признаются впервые инвалидами около 4000 человек, 40% из которых - граждане трудоспособного возраста. Данный показатель имеет тенденцию к снижению. Так, в сравнении с 2010 годом количество граждан, впервые признанных инвалидами, к 2014 году уменьшилось на 327 человек (с 4313 человек до 3986 человек).

Количество впервые признанных инвалидов трудоспособного возраста с 2010 по 2014 год уменьшилось на 617 человек (с 2254 человек до 1637 человек), численность впервые признанных инвалидами граждан пенсионного возраста также показывает тенденцию к уменьшению (с 2059 человек до 2001 человека).

В структуре первичной инвалидности за 2014 год доля инвалидов, имеющих III группу инвалидности, составляет 49,7% (в 2012 году - 50,2%), доля инвалидов, имеющих II группу инвалидности, составляет 25,3% (в 2012 году - 26,3%), доля инвалидов, имеющих I группу инвалидности, составляет 16,3% (в 2012 году - 17,0%).

В 2013 и 2014 годах основными причинами установления инвалидности среди взрослых являлись заболевания системы кровообращения (значение показателя на 10 тыс. взрослого населения) (2013 год - 23,2, 2014 год - 22,3) и злокачественные новообразования (2013 год - 18,2, 2014 год - 18,2).

Основные нозологические формы при установлении инвалидности среди детского населения (значение показателя на 10 тыс. детского населения):

психические расстройства и расстройства поведения (в 2013 году - 8,8, в 2014 году - 9,5);

врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения (в 2013 году - 5,7, в 2014 году - 7,4);

болезни нервной системы (в 2013 году - 5,6, в 2014 году - 5,0);

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (в 2013 году - 2,9, в 2014 году - 2,4);

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (в 2013 году - 0,9, в 2014 году - 1,3);

болезни уха и сосцевидного отростка (в 2013 году - 0,8, в 2014 году - 1,2);

болезни глаза и его придаточного аппарата (в 2013 году - 1,09, в 2014 году - 0,8).

В условиях, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Современное понятие инвалидности сформулировано в преамбуле Конвенции о правах инвалидов. Инвалидность - это эволюционирующее понятие, являющееся результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Социальная политика в отношении инвалидов первоначально во всем мире была основана на принципах "изоляции" и "компенсации". Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода предрассудков. На сегодняшний день этот принцип выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного содержания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь, с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Обязательства, взятые российским государством перед международным сообществом, предусматривают переход от медицинской модели инвалидности к социальной, обеспечивающей им возможность свободно учиться, работать, посещать любые здания и учреждения вне зависимости от физических ограничений.

Проблемы реабилитации и абилитации инвалидов, интеграции их в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства. Число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой количество инвалидов. К таким маломобильным группам населения относятся и престарелые граждане, и люди с временными или постоянными ограничениями двигательных функций, с недостатками физического развития или маленького роста, а также пешеходы с детскими колясками, громоздким багажом. По оценке специалистов, общая численность маломобильных групп населения составляет порядка 20 - 25% от общего числа жителей любого региона Российской Федерации.

Основной целью Государственной программы является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, повышение доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг.

К сожалению, современная инфраструктура не приспособлена для людей с ограничениями здоровья. В Псковской области она включает в себя значительное количество объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Ее обустройство - крайне сложная задача, требующая больших финансовых ресурсов, усилий всех служб Псковской области. Опыт экономически развитых стран Европы показывает, что эффективное решение этих проблем занимает десятилетия.

Исходя из анализа проблемы создания условий для доступности объектов и услуг для маломобильных граждан необходимо особо отметить межотраслевой и межведомственной характер взаимодействия.

Для создания доступной среды для интеграции инвалидов необходимо решить основные проблемы социализации инвалидов:

1. Восстановить социальный статус инвалидов путем проведения мероприятий медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации и абилитации.

2. Обеспечить научно-методическое, кадровое, экономическое, материально-техническое сопровождение интеграции инвалидов.

3. Адаптировать среду к специальным потребностям инвалидов.

Для решения проблемы N 1 необходимо выстроить систему реабилитации и абилитации инвалидов, направленную на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Современная социальная политика в отношении инвалидов ориентирована преимущественно на прямые денежные выплаты инвалидам в виде пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, предоставление мер социальной поддержки, социальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.

Немаловажной составляющей процесса утверждения статуса является возможность трудоустройства, ощущение чувства востребованности на рынке труда, а также иметь возможность развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для себя, но и для общества. Потребность участия в спорте, культуре, науке для людей с ограниченными возможностями остается нереализованной.

Нерешенность проблемы N 2 по обеспечению непрерывности и преемственности реабилитационного процесса и абилитации (медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации и абилитации) делает процесс по интеграции инвалидов бессистемным.

Анализ состояния профреабилитируемости и абилитации, социализации инвалидов показывает, что основными причинами сложившейся ситуации являются:

неразвитость системы учреждений профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, отсутствие организационно-экономических связей между учреждениями, оказывающими реабилитационные и абилитационные услуги инвалидам, и преемственности в реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов трудоспособного возраста;

отсутствие системы научно-информационного обеспечения для формирования региональной социальной политики в отношении инвалидов;

низкий уровень занятости инвалидов;

недоукомплектованность материально-технической базы имеющихся профреабилитационных учреждений, необеспеченность надлежащими условиями для предоставления реабилитационных и абилитационных услуг;

отсутствие целевых финансовых средств на оказание услуг по реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.

При решении проблемы N 3 выявляется целый ряд недостатков в обеспечении доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, в том числе:

отсутствие оперативной и достоверной информации о препятствиях, существующих у инвалидов;

несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;

отсутствие современной стратегии, способствующей обеспечению современных подходов к проектированию доступной среды для инвалидов;

несоответствие выделяемых ресурсов масштабности и сложности задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

В результате решения проблемы по созданию безбарьерной среды будет создана система мониторинга обеспечения комплексной доступности объектов инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан.

В Псковской области осуществляется комплекс мер по социальной поддержке и созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество.

В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод постановлением Администрации области от 07 августа 2009 г. N 298 создан Совет по делам инвалидов при Администрации области, в состав которого входят представители органов государственной власти и общественных организаций инвалидов. В числе планируемых к рассмотрению на заседаниях данного совещательного органа вопросов - формирование реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры для адаптации в целях обеспечения доступности объектов и услуг для маломобильных групп населения, мониторинг состояния доступности объектов.

 

1.1.1. Взаимодействие с общественными организациями

 

На территории Псковской области по состоянию на 01 января 2013 г. осуществляют деятельность 1038 некоммерческих организаций (далее - НКО), большую часть из которых составляют социально ориентированные некоммерческие организации (далее также - СО НКО).

СО НКО, стабильно действующие на территории Псковской области, принимают активное участие в решении актуальных задач в сфере социальной защиты граждан, образования и просвещения, культуры, пропаганды здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания, повышения уровня гражданской активности.

В настоящее время между органами исполнительной власти Псковской области и СО НКО выстраивается система эффективного социального партнерства, сотрудничества и конструктивного взаимодействия, ориентированная на совместное решение приоритетных общественно значимых проблем.

При органах исполнительной власти Псковской области сформированы и активно действуют общественные советы и иные коллегиальные органы, в состав которых входят представители общественных объединений, Общественной палаты Псковской области, принимающие деятельное участие в формировании социального заказа по определению приоритетов социально-экономической политики Псковской области и решению общественно значимых вопросов для жителей Псковской области.

В целях содействия развитию деятельности СО НКО на территории Псковской области для повышения эффективности их участия в решении приоритетных задач социальной сферы Псковской области принят Закон области от 02 марта 2012 г. N 1136-ОЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области", которым предусмотрено оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории области путем предоставления субсидии.

В рамках областных долгосрочных целевых программ, реализуемых на территории Псковской области с 1996 года и направленных на социальную поддержку пожилых граждан и инвалидов, осуществлялся комплекс мер по оказанию государственной поддержки общественным организациям ветеранов и инвалидов. Предоставляемые средства позволяли СО НКО проводить мероприятия спортивной, культурно-просветительной, художественно-массовой направленности, организовывать клубы по интересам, принимать участие в межрегиональных, общероссийских и международных конкурсах, фестивалях, спартакиадах. Представители общественных организаций инвалидов активно участвуют в проведении различных социологических исследований и опросов, выступают с предложениями по формированию доступной среды на определенных социально значимых объектах, направляют представителей в совещательные органы различных уровней власти.

Предоставление финансовой поддержки СО НКО инвалидов позволило ежегодно создавать рабочие места для инвалидов на предприятиях, использующих труд инвалидов, укреплять материально-техническую базу, приобретать различный инвентарь для занятий спортом.

 

1.1.2. Особенности транспортных услуг для маломобильных

групп населения в Псковской области

 

По состоянию на 01 января 2015 года подвижной состав городского автомобильного транспорта общего пользования состоит из 145 единиц транспорта, 22 из которых оборудованы для перевозки маломобильных групп населения (низкопольные автобусы - 17 единиц, полунизкопольные - 5 единиц), что составляет около 15% от общей численности. Световыми информационными табло оборудовано 37 единиц городского автомобильного транспорта (или 25,5%) и все 100% оснащены речевым информационным модулем.

Наряду с наземным транспортом общегородского пользования в Псковской области планируется развитие приспособленного для инвалидов и крайне востребованного вида транспорта - "социальное такси".

Предоставление услуг "социального такси" до 2013 года осуществлялось на базе Центра социального обслуживания города Пскова. Для этих целей использовался один автомобиль, оснащенный подъемником. В 2013 году услугами "социального такси" воспользовались 118 человек, количество транспортных услуг составило 230. В 2014 году данный показатель составил 136 человек и 220 услуг. Для пополнения парка автотранспортных средств, предоставляющих услуги "социального такси", в рамках областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в 2013 году приобретены два автомобиля для центров социального обслуживания городов Псков и Великие Луки. В рамках Государственной программы также планируется приобретение транспорта, оснащенного подъемными устройствами.

В целях обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан принято постановление Администрации области от 17 декабря 2014 г. N 550 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного)", согласно которому инвалиды, дети-инвалиды и лица, их сопровождающие, имеют право на приобретение единого именного льготного месячного проездного билета на проезд в городском автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) и на оплату в размере 50 процентов стоимости проезда в пригородном автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) на пригородных автобусных маршрутах.

В рамках Государственной программы за счет софинансирования из федерального и областного бюджетов планируется приобретение низкопольных автобусов, что позволит повысить долю парка подвижного состава автомобильного городского транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в общем количестве общественного транспорта.

 

1.1.3. Особенности доступности реабилитационных и

абилитационных услуг для инвалидов, предоставляемых

государственными учреждениями социального обслуживания

 

Ежегодно начиная с 1996 года в Псковской области принимаются целевые программы по социальной поддержке граждан, в рамках которых осуществлялись мероприятия по созданию рабочих мест для инвалидов, выделялись средства на поддержку общественных организаций инвалидов по слуху, зрению, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, укреплялась материально-техническая база учреждений социального обслуживания Псковской области, приобреталось различное оборудование и спортинвентарь.

Для реализации государственной политики в области социальной поддержки граждан с ограниченными возможностями и здоровья в Псковской области развивается система социальной реабилитации инвалидов, которая направлена на самореализацию людей с ограниченными возможностями, интеграцию их в общество.

В Псковской области сформирована сеть из 64 государственных учреждений социального обслуживания населения. Оказывать услуги населению в нестационарной, полустационарной и стационарной формах могут 26 государственных учреждений социального обслуживания "Центр социального обслуживания" и 6 учреждений социального обслуживания семьи и детей. На 01 мая 2015 г. функционируют 19 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, 10 психоневрологических интернатов, производственно-интеграционные мастерские для инвалидов. Дома-интернаты предоставляют населению услуги в стационарной форме. Общее число получателей социальных услуг на 01 мая 2015 г. составило 10169 человек. Численность инвалидов, находящихся в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания Псковской области, на 01 января 2015 г. составила 2293 человека, из них несовершеннолетних - 113 человек.

Главными направлениями деятельности учреждений является обеспечение качественного обслуживания граждан путем предоставления социальных услуг, обеспечивающих создание соответствующих возрасту и состоянию здоровья граждан условий жизнедеятельности, проведение мероприятий социально-медицинского, социально-психологического, социально-реабилитационного характера, питания и ухода, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

В Псковской области создаются новые государственные учреждения социального обслуживания граждан, относящихся к маломобильным группам населения, в том числе Гдовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, жилые помещения в котором спроектированы с соблюдением принципа "безбарьерной среды" для свободного доступа и передвижения в них инвалидов. Новое учреждение полностью соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности.

Кроме того, в рамках реализации совместного немецко-российского проекта с 1999 года в целях трудовой социальной реабилитации и интеграции людей с тяжелыми множественными нарушениями старше 18 лет в общество в г. Пскове создан уникальный для России инновационный проект - специальное социально защищенное учреждение "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов". С 2010 года мастерские имеют статус государственного учреждения социального обслуживания и финансируются за счет средств областного бюджета.

В данном учреждении осуществляют социальную и трудовую реабилитацию и абилитацию молодые люди с ограниченными возможностями старше 18 лет. В мастерских создано и функционирует 9 отделений, которые разделены на две группы:

производственные: растениеводство, деревообработка, швейное отделение, прачечное отделение, картонажное отделение;

непроизводственные: тренировочное отделение, хозяйственное отделение, отделение ухода и развития, отделение дневного пребывания.

Нахождение молодых людей с ограниченными возможностями в стенах учреждения позволяет их родителям свободно трудиться в течение рабочего дня, не беспокоясь о занятости и состоянии здоровья своих детей.

Постановлением Администрации области от 30 декабря 2010 г. N 553 утверждена областная долгосрочная целевая программа "Дети-инвалиды на 2011 - 2015 годы" с объемом финансирования из средств бюджета Псковской области 34422,00 тыс. рублей.

Перечнем программных мероприятий предусмотрено оказание адресной социальной помощи семьям с детьми-инвалидами, обеспечение поддержки и сопровождения семей с детьми-инвалидами в кризисных ситуациях, повышение квалификации специалистов государственных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, оснащение современным реабилитационным оборудованием, средствами творческой реабилитации, трудовой реабилитации указанных учреждений, проведение фестивалей смотров-конкурсов художественного творчества, спартакиад, туристических слетов детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, обеспечение доступности реабилитационных мероприятий, поддержку общественных организаций в проектной деятельности, направленной на организацию работы с детьми с ограниченными возможностями, в том числе с детьми-инвалидами и их семьями.

В Псковской области проживает более 1600 семей с детьми-инвалидами, в которых воспитывается более 2000 детей со статусом "ребенок-инвалид".

В 2014 году категория "ребенок-инвалид" установлена 1132 детям, в том числе первично - 348 детям, повторно - 784 детям. Социальный статус "ребенок-инвалид" на июль 2015 года имеют 2277 детей, 148 детей со статусом "ребенок-инвалид" находятся в государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания Псковской области.

При установлении категории "ребенок-инвалид" ранговые места нозологических форм заболеваний распределены следующим образом:

1 место - психические расстройства и расстройства поведения;

2 место - врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения;

3 место - болезни нервной системы.

Процентное соотношение различных нарушений и заболеваний в структуре детской инвалидности в Псковской области (усредненные статистические данные 2012 - 2013 годов):

глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети-инвалиды - 4,4%;

слепые, слабовидящие и поздноослепшие дети-инвалиды - 3,9%;

дети-инвалиды с тяжелыми нарушениями речи - нет;

дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 13,7%;

дети-инвалиды с задержкой психического развития - 8,8%;

дети-инвалиды с умственной отсталостью - 19,5%;

дети-инвалиды в связи с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушения обмена веществ (ОВЗ) - 10,7%;

дети-инвалиды в связи с прочими заболеваниями (ОВЗ) - 39%.

Интенсивный показатель первичной инвалидности и ее нозологическая структура в возрасте до 18 лет говорят об отсутствии тенденции к снижению численности детей-инвалидов в области (2012 г. - 26,3, 2013 г. - 28,6, 2014 г. - 31,2 из расчета на 10 тыс. человек).

Причинами, способствующими развитию инвалидности, являются врожденные аномалии и наследственная патология, внутриутробные инфекции, качество и доступность медицинской помощи детскому населению, стремление ряда родителей, страдающих преимущественно психическими заболеваниями, большинство из которых наследуются, получить "материнский капитал" и т.д.

Массовый скрининг новорожденных на наследственные заболевания, своевременное курсовое лечение, реабилитация, психолого-педагогическая помощь окажут профилактическое действие и помогут предотвратить инвалидность у детей.

Наибольшее количество семей, имеющих детей-инвалидов, являются проблемными и кризисными. При этом "семья с детьми-инвалидами" составляет существенный процент в категориях "малообеспеченная" и "неполная семья".

Очевидно, что семья с детьми-инвалидами относится к числу наиболее социально уязвимых.

Дополнительная государственная поддержка требуется как детям-инвалидам, воспитывающимся в семьях, так и детям-инвалидам, проживающим в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями на полном государственном обеспечении.

В системе социальной защиты населения области работают два государственных детских дома-интерната на 169 мест. В них проживают дети-инвалиды с умственной отсталостью в легкой, средней и тяжелой степени, в том числе дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата и подростки с девиантным поведением.

Реабилитационный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, направлен на привитие детям навыков личной гигиены, самообслуживания, поведения, общения, социально-трудовую реабилитацию, обучение с учетом их физических возможностей и умственных способностей. Организуется досуг детей-инвалидов, профилактические мероприятия.

В проведении реабилитационного процесса используется индивидуальный подход, активное участие ребенка с ограниченными возможностями и членов его семьи.

В учреждениях проживают воспитанники в возрасте от 4 до 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе.

Детям предоставляются различные социальные услуги в форме стационарного обслуживания.

Персонал учреждения активно использует инновационные формы работы в социальной реабилитации детей-инвалидов.

В рамках постинтернатного сопровождения воспитанников в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Псковской области "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" открыто отделение для молодых инвалидов, имеются мастерские, обеспечивающие их дневную занятость.

Для воспитанников учреждения ежегодно организуется летний лагерь с участием иностранных и российских волонтеров, работает фотокружок.

В рамках Программы сотрудничества Европейского Союза и Российской Федерации в городе Пскове реализовывался проект "Служба сопровождения семьи и ребенка" в партнерстве с Псковским региональным общественным фондом поддержки инвалидов, Межрегиональной общественной организацией "Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии", международной гуманитарной организацией Андикап Энтернасиональ.

В целях повышения качества работы, адресности услуг, минимизации трудных жизненных ситуаций и нормализации жизни семьи по результатам международного проекта с 2009 года в области начала внедряться новая форма работы с проблемными семьями, включая семьи, воспитывающие детей-инвалидов, - служба сопровождения семьи и ребенка. В государственных учреждениях социального обслуживания действует 9 отделений сопровождения семьи и ребенка, также 2 службы сопровождения семьи, имеющей ребенка с инвалидностью, на базе региональных общественных организаций "Я и Ты" и "Росток".

На базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области "Областной Центр семьи" продолжает свою работу служба сопровождения семьи и ребенка, созданная в ходе реализации проекта в период с 2008 по 2010 год при активном участии государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" Псковской области. Консультирование проводят педагог-психолог, юрист, дефектолог в соответствии с обращениями родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностям, в том числе детей-инвалидов.

С 2009 года в штаты центров социального обслуживания введены участковые социальные работники, в 24 учреждениях работает 203 участковых специалистов по социальной работе.

Деятельность участковой социальной службы направлена на раннее выявление и профилактику социального неблагополучия в семье, своевременное оказание необходимой помощи, привлечение специалистов различных ведомств для успешного преодоления трудной жизненной ситуации, повышение доступности и качества социальной помощи, на переход от заявительного к выявительному принципу оказания социальных услуг. Деятельность участковой социальной службы носит превентивный характер в вопросах разрешения семейных проблем.

Взаимодействие с местными администрациями, учреждениями здравоохранения, образовательными организациями, органами внутренних дел строится на договорной основе. В многостороннем договоре оговариваются зоны ответственности каждой из сторон по реализации общей цели: оказание комплексной, квалифицированной, эффективной помощи семьям и детям.

По решению правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в апреле 2013 года Псковская область стала участником пилотного проекта по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проект направлен на совершенствование и разработку новых механизмов внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по обеспечению деятельности института социальных работников, осуществляющих социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, модернизацию информационных банков данных и других ресурсов, позволяющих аккумулировать данные о семьях с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, на реализацию модельной программы социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием наработанных социальных технологий и методик сопровождения семей с детьми в области. Общий объем средств грантовой поддержки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составил 6984,00 тыс. рублей.

В рамках проекта подготовлен пакет нормативных правовых документов, обеспечивающих предоставление новой услуги: порядок предоставления государственной услуги, в том числе региональный стандарт, организационно-нормативные документы, обеспечивающие межсекторное и межведомственное взаимодействие, деятельность участковых социальных работников, модельная программа социального сопровождения семей, разработанных с учетом специфики Псковской области. Создана новая информационно технологическая программа базы данных области, которая позволила оптимизировать и унифицировать как отраслевую базу, так и ее взаимодействие с базами данных других ведомств, включить новые дифференцированные параметры учета и статистики семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Впоследствии возможна разработка и внедрение единой электронной карты социальных услуг для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (право выбора поставщика услуг, учет форм и объема финансирования услуг, оценка эффективности и т.д.).

По итогам проекта подготовлены методические рекомендации по внедрению модельной программы социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Псковской области, которые распространены во всех субъектах Российской Федерации.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, имеют возможность пользоваться услугами 26 государственных казенных учреждений социального обслуживания - Центров социального обслуживания, государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области "Областной Центр семьи", 4 государственных бюджетных учреждения социального обслуживания Псковской области "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", государственного бюджетного учреждения культуры "Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих", образовательных организаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, служб для осуществления работы по раннему выявлению и комплексной помощи детям с выраженными отклонениями в развитии. Данные учреждения нуждаются в укреплении материально-технической базы, повышении квалификации и переподготовке кадров.

В 2014 году необходимые услуги получили более 1600 семей с детьми с ограниченными возможностями (более 2000 детей-инвалидов). Очередь в данные учреждения отсутствует.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Реабилитационный центр) функционирует в Псковской области с 1995 года.

Учреждение является единственным в области, предоставляющим максимальный объем реабилитационных услуг детям с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов, по социальной адаптации их к жизни в обществе, к обучению и труду.

Ежегодно специалистами Реабилитационного центра обслуживается более 700 детей с ограниченными возможностям, в том числе детей-инвалидов, преимущественно с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Семьи с детьми-инвалидами пользуются мерами социальной поддержки, предусмотренными в области для семей с детьми.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 августа 2008 г. N 379н органами социальной защиты населения осуществляется координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду.

В соответствии с приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области указанные полномочия осуществляют в пределах своей компетенции государственные казенные учреждения социального обслуживания Псковской области - центры социального обслуживания, в городах Псков и Великие Луки - территориальные управления Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.

Для организации работы утвержден Административный регламент Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области по исполнению государственной функции по организации координации мероприятий по реализации ИПР ребенка-инвалида, который размещен на официальном сайте Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в разделе "Административные регламенты".

В ходе исполнения данной государственной функции осуществляется взаимодействие органов исполнительной власти, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в реализации ИПР ребенка-инвалида, консультирование по вопросам реабилитации, обеспечение последовательности, комплексности и непрерывности в осуществлении реабилитационных мероприятий.

Ежегодно благодаря приобретенным в рамках областной долгосрочной целевой программы "Дети-инвалиды на 2011 - 2015 годы", подпрограммы "Дети-инвалиды на 2014 - 2020 годы" Государственной программы наборам реактивов проводится скрининг новорожденных на наследственные заболевания. Доля обследованных составляет 97,5% от общего числа новорожденных. От 3 до 8 специалистов государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей ежегодно повышают квалификацию, что позволяет им благодаря полученным знаниям использовать в работе современные подходы в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, транслировать полученные знания и опыт среди коллег. Проводятся обучающие семинары по проблемам детской инвалидности, оказывается поддержка проектной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на организацию работы с детьми с ограниченными возможностями, в том числе детьми-инвалидами и их семьями. Государственным учреждениям социального обслуживания семьи и детей приобретается современное реабилитационное оборудование, проведены работы по благоустройству помещений ГБУК "Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих".

Проводимая работа по социальной поддержке детей-инвалидов и их семей позволила существенно повысить уровень оказываемых реабилитационных услуг. Однако системная работа по социальной поддержке инвалидов в области нуждается в дальнейшем развитии.

Нестационарное обслуживание граждан осуществляется 26 государственными учреждениями социального обслуживания - центрами социального обслуживания, расположенными в каждом муниципальном районе, в городах Псков и Великие Луки. Количество граждан, обслуживаемых центрами, в 2010 году составило 7937 человек, в 2011 году - 8264 человека, в 2012 году - 8273 человека, в 2013 году - 8447 человек, в 2014 году - 8590 человек.

В целях повышения качества и доступности социальных услуг с 2009 года в Псковской области успешно функционирует служба участковых социальных работников, которые ведут прием граждан непосредственно в населенных пунктах по месту жительства, осуществляют консультирование по различным вопросам, принимают документы на получение различных видов мер социальной поддержки, проводят постоянный мониторинг ситуации на участке, принимают меры экстренного реагирования в случае различных нестандартных ситуаций. Кроме того, на базе 18 центров социального обслуживания сформированы мобильные бригады социально-медицинского обслуживания, для работы которых приобретается автотранспорт повышенной проходимости. При центрах социального обслуживания создается служба сиделок, во всех районах области открыты пункты проката технических средств реабилитации. Реализация данных мероприятий осуществлялась в рамках областной долгосрочной целевой программы "Старшее поколение Псковской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 28 февраля 2011 г. N 62, и Государственной программы Псковской области "Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики на 2014 - 2020 годы".

Для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к социальным услугам, предоставляемым стационарными и нестационарными учреждениями социального обслуживания, ежегодно в рамках областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы предусматривались средства областного бюджета, выделяемые для оборудования зданий, в которых располагаются учреждения социального обслуживания, к нуждам инвалидов и других маломобильных групп населения. В 2011 г. объем средств составил 600,00 тыс. рублей, в 2012 г. - 500,00 тыс. рублей, в 2013 г. - 700,00 тыс. рублей. Данные средства позволили повысить степень доступности 25 зданий для граждан, относящихся к маломобильным группам населения.

Объем средств областного и федерального бюджетов, выделяемых для обеспечения доступности учреждений социальной защиты в рамках Государственной программы на условиях софинансирования, в 2015 году составляет 4597,1 тыс. рублей, что позволяет продолжить осуществление мероприятий по оборудованию и адаптации не менее 4 учреждений социальной защиты.

 

1.1.4. Особенности положения на рынке

труда (трудоустройство инвалидов)

 

В Псковской области службой занятости населения активно проводится работа по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, относящихся к категории инвалидов, в рамках ведомственной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2014 - 2015 годы" и Государственной программы Псковской области "Содействие занятости населения на 2014 - 2020 годы".

Через службу занятости численность трудоустроенных инвалидов трудоспособного возраста составила 300 человек в 2013 году, 239 человек в 2014 году.

Наряду с уменьшением численности инвалидов, трудоустроенных службой занятости, общее количество работающих граждан, имеющих инвалидность, остается стабильным и составляет около 1 тыс. человек.

В 2014 году количество работающих инвалидов - 9889 человек, в 2013 году - 10066 человек, в 2012 году - 9881 человек.

В 2014 году количество обращений инвалидов в службу занятости в целях поиска работы по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 6,5% (в 2013 году в целях поиска работы обратился 901 инвалид, в 2014 году - 842 инвалида). Данная категория граждан в соответствии с законодательством о занятости населения относится к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Нашли работу (доходное занятие) 239 инвалидов (28,4% от числа обратившихся). На временные работы по краткосрочным договорам был трудоустроен 101 инвалид.

Актуальной остается проблема трудоустройства инвалидов на рабочие места с учетом уровня профессиональной подготовки и физических возможностей данной категории граждан.

В этой связи одной из важнейших задач является повышение уровня информирования незанятых инвалидов о положении на рынке труда и, в частности, информирование инвалидов об услугах, предоставляемых органами службы занятости по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, профессиональной ориентации.

В рамках ведомственной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2014 - 2015 годы" в 2014 году создано 69 специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. Содействие в трудоустройстве оказано 71 инвалиду. На создание рабочих мест для инвалидов в 2014 году израсходовано 6957,6 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 6598 тыс. рублей, средства областного бюджета - 359,60 тыс. рублей.

В результате доля трудоустроенных инвалидов из числа обратившихся в органы службы занятости Псковской области составила 28,4% (239 человек из 842 обратившихся).

На территории Псковской области действует Закон области от 07 ноября 2012 г. N 1212-ОЗ "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан". В рамках данного закона устанавливается квота от среднесписочной численности работников организаций, численность работников в которых составляет более 100 человек, для трудоустройства инвалидов - 2 процента. В соответствии с указанным законом организациям и предприятиям установлена квота для трудоустройства 1759 инвалидов. По итогам 2014 года работодателями было заявлено 208 вакансий для трудоустройства инвалидов.

 

1.1.5. Особенности доступности образовательных

услуг для инвалидов и маломобильных групп населения

в Псковской области

 

В Псковской области в 2014 году образовательные услуги предоставляли 233 общеобразовательных организации, 22 профессиональные образовательные организации, 12 образовательных организаций высшего образования.

По состоянию на 01 января 2015 г. количество приспособленных, либо частично приспособленных образовательных организаций составляет 30 зданий, в том числе 20 общеобразовательных организаций, 5 профессиональных образовательных организаций, 5 зданий, в которых размещены организации высшего образования.

Количество профессиональных образовательных организаций Псковской области, требующих адаптации для обеспечения доступности инвалидам и другим маломобильным группам обучающихся, по состоянию на 01 января 2015 года - 18.

В рамках областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы было предусмотрено финансирование мероприятий по проведению адаптационных мероприятий для обеспечения доступности образовательных учреждений учащимся, относящимся к маломобильным группам населения. Ввиду того, что в общеобразовательных учреждениях учебный процесс рассчитан на учащихся, имеющих общий уровень интеллектуального развития, адаптационные мероприятия по приспособлению зданий направлены преимущественно на обеспечение доступности учащимся, имеющим затруднения в перемещении (нарушения опорно-двигательных функций) и не имеющим нарушения в умственном развитии.

С 2009 года на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Псковской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 4 VI вида" функционирует Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. В 2013 - 2014 учебном году 152 ребенка с ограниченными возможностями здоровья получали образование с использованием дистанционных образовательных технологий, из них 135 детей-инвалидов.

За счет средств областного бюджета оплачивался доступ детей-инвалидов к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в 2014 году - 1202,0 тыс. рублей).

На организацию дистанционного обучения детей-инвалидов, приобретение специализированного оборудования ежегодно выделяются финансовые средства около 4000,00 тыс. рублей.

Данное специализированное оборудование передается в безвозмездное пользование родителям детей-инвалидов на период обучения детей.

В целях обеспечения дальнейшего использования детьми-инвалидами по зрению после достижения ими возраста 18 лет предоставленного им для обучения компьютерного оборудования принят Закон области от 02 марта 2012 г. N 1137-ОЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Псковской области "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Псковской области", позволяющий передавать компьютерное оборудование инвалидам по зрению для получения профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

С 2011 года Псковской области в рамках Государственной программы РФ предоставляется субсидия из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Предоставление субсидий осуществляется на условии софинансирования. В 2011 году размер субсидии составил 3955,50 тыс. рублей, в 2012 году - 6869,50 тыс. рублей, в 2013 году - 3690,00 тыс. рублей, в 2014 году - 7973,2 тыс. рублей, в 2015 году - 2152 тыс. рублей. Средства бюджета Псковской области составили в 2012 году 1450,00 тыс. рублей, в 2013 году - 1350,00 тыс. рублей, в 2014 году - 3417,1 тыс. рублей, в 2015 году - 1300 тыс. рублей.

Средства областного и федерального бюджетов, предусмотренные в рамках Государственной программы, за исключением указанной субсидии, планируется направить на создание безбарьерной среды в профессиональных образовательных организациях Псковской области.

 

1.1.6. Особенности доступности культурно-просветительских,

досуговых и библиотечных услуг для маломобильных групп

населения в Псковской области

 

В Псковской области по состоянию на 01 января 2015 г. функционируют 57 зданий и сооружений областной собственности, в которых располагаются учреждения культуры, 46 из которых требуют адаптации для обеспечения доступности инвалидам и другим маломобильным гражданам.

В рамках областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и Государственной программы в период 2014 - 2015 годов с целью обеспечения доступности библиотечных, музейных фондов, а также культурно-досуговых учреждений для маломобильных групп населения предусматривалось проведение мероприятий по адаптации данных объектов к нуждам инвалидов.

Одним из учреждений, наиболее востребованных в современных условиях, является государственное бюджетное учреждение культуры "Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих". Ежегодно за счет средств областного бюджета приобретается оборудование, различные пособия, осуществляются ремонтные работы.

Одной из основных задач в процессе социальной реабилитации и абилитации инвалидов является создание условий для повышения уровня социальной активности, вовлечения инвалидов в общественно значимые процессы, преодоления социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе. В связи с этим в рамках Государственной программы предусмотрен комплекс мероприятий культурно-досуговой направленности, в том числе проведение фестивалей, смотров-конкурсов, выставок творческих работ лиц с ограниченными возможностями здоровья.

За счет средств областного и федерального бюджетов, предусмотренных на софинансирование мероприятий по обеспечению доступности услуг, предоставляемых учреждениями культуры, планируется проведение адаптационных мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения в учреждения культуры.

 

1.1.7. Особенности доступности учреждений здравоохранения

для маломобильных групп населения в Псковской области

 

В Псковской области по состоянию на 01 января 2015 г. функционирует 68 зданий и сооружений, в которых располагаются учреждения здравоохранения. Количество учреждений, требующих адаптации для инвалидов, составляет около 60 единиц. За счет мероприятий Государственной программы планируется провести комплекс работ по адаптации объектов лечебно-профилактической направленности к нуждам инвалидов.

 

1.1.8. Особенности доступности учреждений физической

культуры и спорта для маломобильных групп населения в

Псковской области

 

С 2014 года в Псковской области активизировалось развитие адаптивной физической культуры и спорта, позволяющее гражданам с особыми ограничениями здоровья заниматься физкультурой и спортом. Особую роль в развитии адаптивного спорта играют общественные организации инвалидов, в том числе Псковская региональная общественная организация "Федерация спортивного ориентирования и спорта лиц ПОДА", Псковская общественная организация инвалидов "Общероссийская Спортивная Федерация Спорта глухих", Псковская общественная организация Всероссийского общества слепых.

Эти общественные организации проводят физкультурно-массовую и оздоровительную работу среди инвалидов различных категорий по утвержденным планам работы и календарным планам спортивно-массовых мероприятий. Ежегодно проводятся мероприятия по легкой атлетике, настольному теннису, спортивному ориентированию, велоспорту, шашкам и шахматам, рыбной ловле, дартсу, футболу, плаванию. В спортивных мероприятиях принимают участие инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. Возраст участников - от 7 лет и старше. Псковские спортсмены-инвалиды становятся участниками российских и международных соревнований, а также показывают значительные результаты в спорте высоких достижений.

Финансирование спортивных соревнований, проводимых в области, а также участие псковских спортсменов в соревнованиях различного уровня финансируется за счет средств областного бюджета. В рамках Государственной программы предусмотрено приобретение оборудования для спортсменов-инвалидов, оснащение спортивных сооружений специальным инвентарем, создание дворовых площадок, оборудованных специализированным инвентарем для занятий физкультурой пожилых граждан и инвалидов, а также мероприятия по адаптации объектов физической культуры и спорта для нужд инвалидов.

Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. По состоянию на 01 января 2014 г. в Псковской области доля доступных для инвалидов и иных маломобильных групп населения социально значимых объектов инфраструктуры из общего количества таких объектов составляла 17%.

Повышение уровня жизни всех групп населения Псковской области невозможно без увеличения объема и доступности социальной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Доступность среды должна распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные службы.

В целях выявления уровня доступности для инвалидов с различными видами нарушений социально значимых объектов и услуг, проведения соответствующего анализа и определения объемов органами социальной защиты населения Псковской области в период 2013 - 2014 годов проведена паспортизация объектов, что послужило основанием создания достоверной и полной информации для единого реестра объектов социальной инфраструктуры, подлежащих адаптации. По состоянию на 01 января 2015 г. проведена паспортизация 816 объектов социальной инфраструктуры.

Следующая задача - формирование карт доступности объектов и услуг региона и каждого муниципального образования Псковской области, то есть графическое отображение состояния доступности объектов и услуг на карте с возможностью предоставления информации о маршрутах передвижения и местах получения справочной информации об особенностях предоставления услуг.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, в том числе:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также на уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

Положительный эффект от устранения барьеров (архитектурных, информационных, в сферах образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, для пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности.

Таким образом, создание условий для улучшения качества жизни лиц с особыми потребностями путем формирования для них на уровне Псковской области доступной среды жизнедеятельности соответствует основным целям и задачам социально-экономического развития Псковской области.

При разработке Государственной программы рассматривались два варианта решения проблемы обеспечения доступной среды: без принятия Государственной программы и с принятием Государственной программы.

Целесообразность решения проблем обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:

1. Масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. В ее решении заинтересованы не только инвалиды, но и другие маломобильные группы населения, то есть практически четвертая часть населения Псковской области. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование части существующих объектов социальной, транспортной и иной инфраструктуры, жилого фонда, а также строительство новых объектов с учетом требований доступности.

2. Инновационный характер проблемы. Для ее решения потребуется выработка новых нормативных, методических, научно-технических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды жизнедеятельности, повышение эффективности реабилитационных услуг.

3. Комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера, затрагивающих права различных групп собственников, реализация соответствующего комплекса мероприятий.

4. Межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления, общественных объединений.

5. Длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль за ходом и результатами реализации программных мероприятий и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов и осуществление корректировки содержания и сроков реализации мероприятий и ресурсов, привлекаемых для их выполнения.

Таким образом, учитывая масштабность и комплексный характер проблемы обеспечения доступной среды, решение указанной проблемы для маломобильных групп населения с использованием программно-целевого метода обеспечит комплексную реализацию мероприятий и их увязку по задачам, ресурсам и срокам.

Основным риском, связанным с программно-целевым методом решения проблемы, является рост инфляции выше прогнозного уровня.

 

1.2. Основные показатели (индикаторы)

Государственной программы

 

В целях определения количественного и качественного уровня достижения поставленных целей и задач разработана система целевых индикаторов, каждый из которых характеризует динамику исполнения конкретных целей и задач.

Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы оцениваются на двух уровнях:

общие - в целом для Государственной программы;

частные - по каждой из подпрограмм Государственной программы.

Показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы, в том числе включенных в нее подпрограмм.

К общим показателям (индикаторам) Государственной программы относятся:

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Псковской области;

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Псковской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Псковской области;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Псковской области;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Псковской области.

К частным показателям (индикаторам) подпрограмм Государственной программы относятся:

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Псковской области;

доля профессиональных образовательных организаций Псковской области, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций Псковской области (с учетом филиалов);

доля государственных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, адаптированных для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения, к общему количеству государственных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;

доля учреждений здравоохранения, адаптированных для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения, к общему количеству учреждений здравоохранения;

доля учреждений физической культуры и спорта, включая открытые спортивные дворовые площадки для инвалидов, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, к общему количеству учреждений физической культуры и спорта;

доля учреждений культуры, адаптированных для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения, к общему количеству учреждений культуры;

доля парка подвижного состава автомобильного городского транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава;

доля муниципальных районов и городских округов, в которых функционирует служба "социальное такси", в общем количестве муниципальных районов и городских округов;

доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов, нуждающихся в обеспечении ТСР, в Псковской области;


Информация по документу
Читайте также