Расширенный поиск
Областной закон Новгородской области от 09.07.2012 № 100-оз Российская Федерация
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года
(В редакции Областных законов Новгородской области
от 31.10.2013 г. N 372-оз; от 04.05.2016 № 957-оз;
от 28.06.2017 № 116-оз)
Принят областной Думой 27 июня 2012 года
Статья 1
Принять Стратегию социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года. Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования. Губернатор области С.Г.Митин Великий Новгород
9 июля 2012 года
№ 100-ОЗ
Приложение
к областному закону "О Стратегии социально-экономического развития
Новгородской области до 2030 года"
СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года
(В редакции Областных законов Новгородской области
от 31.10.2013 г. N 372-оз; от 04.05.2016 № 957-оз;
от 28.06.2017 № 116-оз)
Общие положения
Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года (далее - "Стратегия-2030") является повышение уровня и качества жизни населения области, формирование благоприятных условий социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу. "Стратегия-2030" направлена на обеспечение реализации на территории области основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. Основополагающими принципами формирования "Стратегии-2030" являются: необходимость сохранения особой роли области, как региона, исторически тесно связанного со становлением российской государственности; обеспечение устойчивого социально-экономического развития области как региона на границе Центрального и Северо-Западного федеральных округов с диверсифицированной экономикой, устойчивой к
динамической системе вызовов; формирование комплексного подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов. В "Стратегии-2030" скоординированы основные направления развития производственной и социальной инфраструктуры с учетом территориального распределения ресурсной базы, трудовых ресурсов и
межрегиональной экономической интеграции. "Стратегия-2030" разработана на основе:
стратегического анализа социально-экономического развития области; определения устойчивых конкурентных преимуществ области и их оценки на среднесрочную и долгосрочную перспективы; проведения анализа основных проблем (ограничений) социально-экономического развития области на средне- и долгосрочную перспективу; проведения анализа потенциала развития основных секторов экономики области на среднесрочную и долгосрочную перспективы; разработки сценариев, определения приоритетных направлений и задач социально-экономического развития области; определения приоритетных направлений деятельности органов государственной власти области, ориентированных на достижение целевых параметров развития области. I. Стратегический анализ социально-экономического развития области 1. Общая характеристика области
Новгородская область - одна из древнейших историко-культурных территорий Российской Федерации. Именно в Великом Новгороде произошло образование в IX веке княжеской резиденции у истоков Волхова, на торговом пути "из варяг в греки", ставшей основой древнерусской государственности. Административный центр области - Великий Новгород, основан в 859 году. В состав области входят города областного значения - Боровичи, Великий Новгород, Старая Русса и двадцать один административный район: Батецкий, Боровичский, Валдайский, Волотовский, Демянский, Крестецкий, Любытинский, Маловишерский, Марёвский, Мошенской, Новгородский, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Хвойнинский, Холмский, Чудовский, Шимский. Область насчитывает 10 городов, 11 поселков городского типа и 3728 сельских населенных пунктов. Городское население составляет
71 процент всего населения области. Численность трудоспособного населения - около 400 тысяч человек. Средний возраст работающих - 40 лет, практически каждый второй из них имеет высшее или среднее профессиональное образование. Сегодня область - экономически развитый регион Северо-Запада России, привлекательный для инвесторов и партнеров не только субъектов Российской Федерации, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Глубокие исторические традиции, историко-культурное наследие, географическое положение Новгородской земли, темпы экономического развития являются тем естественным потенциалом, который определяет сегодня основы экономического и культурного развития области. 2. Анализ экономико-географического положения области
Территория области составляет 54,5 тыс. кв.км, простирается с запада на восток на 385 км, с севера на юг - на 250 км, граничит с
Псковской, Тверской, Ленинградской и Вологодской областями. Область выгодно расположена между двумя крупными городами - в 100 км от Санкт-Петербурга и в 400 км от Москвы, имеет близкий доступ к портам, аэропортам, таможенным терминалам. Через территорию области пролегают основные железнодорожные и автотранспортные магистрали, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, странами Балтии и Скандинавии. С точки зрения логистики это позволяет обеспечить самые удобные способы транспортного сообщения. 3. Анализ природно-ресурсного потенциала области
На территории области имеются разнообразные полезные ископаемые нерудного происхождения. Наибольшее промышленное значение имеют разведанные месторождения огнеупорных глин, известняков, строительных и кварцевых песков, валунно-гравийно-песчаного материала. По запасам торфа область занимает одно из ведущих мест в европейской части страны. В области разведано 1435 месторождений торфа с суммарными запасами 1717 млн. тонн (при 40-процентной условной влаге), что позволяет существенно увеличить объем добычи торфа. Для использования этих полезных ископаемых в области имеется сеть горнодобывающих, перерабатывающих и потребляющих производств. Разведано 282 месторождения озерного сапропеля и 102 месторождения (участка месторождений) пресных подземных вод. Общая площадь лесов области составляет 4,1 млн. га, в том числе покрытая лесной растительностью - 3,5 млн. га. В составе лесов области преобладают мягколиственные насаждения - 65 процентов, доля хвойных - 35 процентов, твердолиственные породы практически отсутствуют, их доля - 0,07 процента. В соответствии с утвержденными лесохозяйственными регламентами лесничеств, расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по области на 2011 год и последующие годы
составляет 8,6 млн. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству - 2,0 тыс. куб.м.
За последние 5 лет в среднем за год заготовка древесины по области составляла 3,5 млн. куб. м, или 40 процентов от расчетной лесосеки. 4. Анализ демографической ситуации в области
Население области на 1 января 2012 года составляет 629,7 тыс. человек. По численности населения область занимает 10-е место в Северо-Западном федеральном округе и 68-е место по России. Плотность населения - 11,6 человека на кв. км (55-е место в России). Великий Новгород концентрирует в себе 34,9 процента населения области. Область относится к числу регионов с пониженным уровнем урбанизации - 70,6 процента при среднем по Российской Федерации - 73,9 процента (40-е место в России). Плотность сельского населения увеличивается вблизи городов и основных транспортных коридоров. Там же концентрируется более 80 процентов всех крупных сельских поселений области. Население области представлено более чем 100 национальностями: русские - 95,1 процента, украинцы - 1,2 процента, белорусы и цыгане - по 0,6 процента, другие национальности - 2,5 процента. Рождаемость в области в 2011 году составила 11,3 родившихся в расчете на 1000 человек населения, что соответствует уровню 2010 года и является наибольшим значением за последние 20 лет. Улучшение демографической ситуации в последние годы определяется рождением вторых и последующих детей. Так, за последние 10 лет рост рождаемости напрямую связан с увеличением рождения в семье вторых детей на 81,5 процента и третьих детей - на 62 процента при одновременном снижении доли женщин детородного возраста. Коэффициент смертности в 2011 году уменьшился до 18,4 умерших в расчете на 1000 населения с максимального значения 23,5 в 2003 году. За последние 13 лет в области зарегистрировано наименьшее число умерших - 11,6 тысячи человек. Анализ естественного движения населения области показывает, что естественная убыль населения, максимальный уровень которой наблюдался в 2003 году (14,3 на 1000 человек), ежегодно сокращается. В 2011 году за счет продолжающегося роста рождаемости
и снижения смертности естественная убыль сократилась к уровню 2003
года в 2,2 раза. Миграционные процессы с 1999 года существенного влияния на изменение численности населения области не оказывали. В 2011 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на
32,5 процента. Это наибольший показатель за последние 13 лет. Увеличение миграционного прироста при сокращении естественной убыли привело к замедлению темпов сокращения численности населения
области до уровня 1998 года - 99,5 процента. 5. Анализ экологической ситуации в области
Проблемы охраны окружающей среды начали обостряться в области с 1960-80-х годов, когда в эксплуатацию вводились крупные объекты промышленности, животноводческие комплексы и фермы, происходила концентрация средств производства на ограниченных территориях без учета возможных предельных нагрузок на природные ресурсы. Опасность для окружающей среды представляют трансграничные поступления различных химических веществ на территорию области, так как они превышают выбросы от собственных источников. Например,
по соединениям серы - более чем в 40 раз, оксиду азота - в 160 раз. В процентном соотношении более половины (55 процентов) всего импорта серы приходится на соседние регионы России, Польшу, Германию, еще 24 процента - на Беларусь, Эстонию и Украину. Наибольшее влияние оксидов азота оказывают поступления от регионов
России, Польши, Германии (45 процентов). Многоотраслевая хозяйственная структура, наличие в области крупных, средних и мелких промышленных и сельскохозяйственных предприятий, привлечение инвестиций обуславливают образование значительного количества и разнообразия отходов производства и потребления. По данным государственной статистической отчетности ежегодно в области образуется более 1 млн. тонн отходов производства и потребления (в 2011 году - 1,307 млн. тонн), при этом захоранивается на полигонах и санкционированных свалках бытовых отходов и объектах размещения отходов, принадлежащих предприятиям,
примерно 300 тыс. тонн отходов, в основном бытовой мусор 4 и 5 классов опасности. Таким образом, в области достигнут один из самых высоких показателей по использованию и переработке отходов в
Российской Федерации. Это в первую очередь предприятия по переработке отходов деревообработки, макулатуры, ломов цветных металлов. Переработка бытовых отходов с помощью даже самых современных мировых технологий оказывает на население и окружающую
среду значительно большее негативное воздействие. Наиболее безвредным и выгодным способом захоронения отходов для государств,
имеющих свободную территорию, является захоронение на специальных полигонах твердых коммунальных отходов. (В редакции Областного закона Новгородской области от 04.05.2016 № 957-оз)
Отвечают экологическим нормативам и требованиям (СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов") 7 полигонов твердых коммунальных отходов: в Великом Новгороде, Поддорском, Новгородском, Маловишерском, Батецком, Хвойнинском районах, первая очередь полигона в Старорусском районе. (В редакции Областного закона Новгородской области от 04.05.2016 № 957-оз)
Реконструкция существующих санкционированных свалок, строительство новых полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов в муниципальных районах является одной из важных стратегических экологических задач в области. (В редакции Областного закона Новгородской области от 04.05.2016 № 957-оз)
Необходим переход к комплексной системе управления отходами, которая позволит внедрить новые технологии по утилизации и переработке отходов для того, чтобы разгрузить полигоны бытовых отходов, продлить срок их эксплуатации и решить проблему переработки отходов. Важнейшей проблемой является организация селективного сбора и сортировка отходов перед их удалением с целью извлечения полезных и возможных к повторному использованию компонентов. На сегодняшний день частичная сортировка отходов в области существует только на сортировочно-перегрузочном пункте в Великом Новгороде на базе закрытого акционерного общества "Новгородское спецавтохозяйство".
Таким образом, необходима разработка комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами в целом по области. Все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние. На сегодняшний день экономически целесообразным считается транспортировка на расстояние, не превышающее 40 - 50 км. В связи с тем, что во многих районах образуется очень незначительное количество твердых бытовых отходов, и они удалены от центров переработки на значительные расстояния, целесообразным является обезвреживание отходов в этих районах на новых полигонах твердых коммунальных отходов с установками по прессованию и брикетированию отходов. (В редакции Областного закона Новгородской области от 04.05.2016 № 957-оз)
Почти для всех районов области актуальной проблемой остается наличие несанкционированных свалок, которые необходимо ликвидировать. В первую очередь в Новгородском, Боровичском, Старорусском, Окуловском, Валдайском, Солецком и Чудовском районах. Следует также уделить особое внимание размещению небольших, рассчитанных только на собственные нужды предприятий по переработке ртутьсодержащих отходов и использованных автомобильных
покрышек. Главным приоритетом должно стать использование возвратной тары - создание разветвленной сети пунктов сбора стеклянной и пластиковой посуды. Практиковать повсеместную замену пластиковых пакетов на разлагающуюся упаковку из переработанного картона и бумаги. Из-за отсутствия, недостаточной мощности или неудовлетворительного технического состояния очистных сооружений сточных вод, канализационных сетей и насосных станций в некоторых районных центрах и населенных пунктах продолжается сброс загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в открытые водоемы, используемые для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в целях рекреации, спортивного и любительского рыболовства. В то же время, многие из работающих на территории области очистных сооружений осуществляют отчистку сточных вод до проектных
параметров и параметров, установленных технологическими регламентами. В частности, достигнуты проектные параметры по основным загрязняющим веществам на биологических очистных сооружениях (далее - БОС) городов Великий Новгород, Боровичи, Чудово, Пестово и др. По-прежнему не имеют биологических очистных сооружений 3 районных центра области - п.Волот, с.Марёво, с.Поддорье. Не решены вопросы с очисткой сточных вод на ливневых выпусках в Великом Новгороде и всех районных центрах области. На территории области находится около 50 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в том числе 8 бесхозяйных. Требуется проведение работ по определению собственников бесхозяйных ГТС, их ремонту, а в случае нецелесообразности дальнейшей эксплуатации - их ликвидации. Степень загрязнения атмосферного воздуха относится к числу приоритетных факторов, влияющих на окружающую среду. Одним из показателей качества атмосферного воздуха является интенсивность загрязнения его выбросами различных источников (в том числе промышленных предприятий и транспорта, в первую очередь - автомобильного). В последние годы наблюдается стабилизация показателей качества атмосферного воздуха как в городских, так и в сельских поселениях области, что соответствует средним показателям по Российской Федерации. Газификация организаций энергетики и промышленности позволит ликвидировать основные источники выбросов сернистого газа и пыли. Ликвидация неорганизованных источников загрязнения воздушного бассейна, в первую очередь в организациях стройиндустрии, уменьшит
количество пыли в атмосфере. Использование нетрадиционных видов энергии уменьшит поступление в воздушный бассейн области оксидов азота, окиси углерода, сернистого газа, пыли и других загрязняющих веществ. Приоритетным направлением в данном случае является использование возобновляемых и доступных в нашей местности источников энергии, а
также перевод котельных на использование биотоплива. В частности, существует возможность использовать в качестве биотоплива древесные гранулы (пеллеты), производство которых может также решить проблему утилизации большого объема отходов древесины. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития
общества, поддержания и восстановления природы, оптимизация сетей особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности. На первый план выдвинуты задачи, которые касаются вопросов нормативного правового обеспечения ведения ООПТ, а также обеспечения квалифицированными кадрами по вопросам охраны живой природы в области. 6. Анализ потенциала сложившейся структуры экономики области
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) области ежегодно увеличивается. В 2010 году он составил 127,3 млрд. рублей
и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2,3 процента. Основу экономического потенциала области составляют промышленность (доля в структуре ВРП 35 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9,3 процента), транспорт и связь (10,7 процента), строительство (8,4 процента), оптовая и розничная торговля (13,8 процента). Их суммарная доля составляет 77,2 процента. На сферу услуг (образование, здравоохранение, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом и др.) приходится 22,8 процента. Производственно-промышленный комплекс представлен 1658 организациями, из них активную производственную деятельность осуществляют 1539 организаций, в том числе 156 крупных и средних организаций. Промышленность области представлена в основном обрабатывающими производствами, в состав которых входят следующие виды экономической деятельности: производство пищевых продуктов;
текстильное и швейное производство;
обработка древесины и производство изделий из дерева;
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; химическое производство;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования;
прочие производства.
Промышленность области формирует 49,5 процентов всей полученной прибыли, в ней занято 26,6 процента работающего населения. В основном промышленность сосредоточена в областном центре (30 процентов количества предприятий и более 50 процентов объема выпуска промышленной продукции) и городах Боровичи, Старая Русса, Чудово. На территории области в 2011 году осуществляли деятельность 109 организаций с участием иностранного капитала (без субъектов малого предпринимательства). Оборот организаций с участием иностранного капитала составил 34,6 процента в обороте крупных и средних организаций всех видов деятельности. Основная часть оборота обеспечена организациями обрабатывающих производств (75,5 процентов), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (13,1 процента), оптовой
и розничной торговли (7,7 процента). Сельское хозяйство является одним из основных направлений развития экономики области. Внедрение новых технологий, повышение эффективности сельского хозяйства оказывают влияние на развитие производства в смежных секторах экономики. В области производством сельскохозяйственной продукции по состоянию на 01.01.2012 занимается 160 организаций, 409 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 180 тысяч личных подсобных хозяйств. Валовая продукция сельского хозяйства области в хозяйствах всех категорий в 2011 году составила 18166 млн. рублей, при этом на долю сельскохозяйственных организаций приходится 53,3 процента.
Рост производства в 2011 году в хозяйствах всех категорий составил
16,1 процента, в основном за счет увеличения производства мяса (120,6 процента к уровню 2010 года) и картофеля (138,8 процента). Доля производства продукции отраслей животноводства в общем объеме
производства продукции сельского хозяйства составила 58,7 процента. В области действуют 856 строительных организаций. В строительстве области занято 7 процентов от численности занятых в экономике области. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", в 2011 году составил 15,8 млрд. рублей (78,5 процента к 2010 году). В 2011 году введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования 272,5 тыс. кв.м. Ввод жилья относительно 2010 года увеличился на 12,2 процента, по индивидуальным застройщикам - на 7,1 процента. Ввод в действие жилых домов на душу населения достиг 0,43 кв.м (в 2010 году - 0,38 кв.м). По виду экономической деятельности "Транспорт и связь" в области действует 882 организации. Доля занятых на предприятиях транспорта и связи в общей численности занятых составляет 7,3 процента. Грузооборот составил 814,4 млн. тонно-километров, 141,9 процента, пассажирооборот - 810,3 млн. пассажиро-километров, 98,1 процента. В торговле занято 13,9 процента населения, занятого в экономике области. Оборот розничной торговли за 2011 год составил 67745,7 млн. рублей или 105,8 процента к уровню 2010 года. Оборот розничной торговли на душу населения увеличился по сравнению с 2010 годом на
6,6 процента и составил 107,3 тыс. рублей. В 2011 году оборот оптовой торговли организаций области составил 45639,9 млн. рублей, что выше предыдущего года на 29,5 процента. В лесопромышленном комплексе области работают порядка 600 организаций (из них крупных и средних - 45) с общей численностью 9
тыс. человек. Переработкой леса занимается более 220 лесопромышленных организаций с численностью работающих 5 тыс. человек. В 2011 году освоение расчетной лесосеки составило 45 процентов. Причинами неэффективного использования лесных ресурсов области являются наличие в составе лесов области 65 процентов мягколиственных пород, которые на сегодняшний день менее привлекательны для лесоперерабатывающей промышленности и отсутствие необходимых лесных дорог для освоения лесосечного фонда
в полном объеме (2,9 км на 1000 га лесных земель). Главным направлением региональной политики области для обеспечения рационального использования и охраны лесов должно стать развитие долгосрочных арендных отношений, позволяющих обязать арендаторов заниматься не только вырубкой, но и восстановлением лесного фонда. С целью совершенствования управления лесами и развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса области продолжится реализация мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов Новгородской области на 2011-2020 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 28.06.2011 № 278. 7. Анализ межбюджетных отношений, налогового потенциала и финансового состояния организаций В последние годы консолидированный бюджет области исполнялся с дефицитом. В 2011 году доходы бюджета превысили произведенный объем расходов. Профицит составил 47,6 млн.рублей.
К 2011 году по сравнению с 2005 годом доходы бюджета выросли в 2,5 раза, расходы - в 2,7 раза. Объем безвозмездных перечислений
из федерального центра за этот период увеличился в 3,1 раза. Основными источниками доходов консолидированного бюджета области были налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Их совокупный удельный вес в 2011 году составил 62
процента, в 2010 году - 44,4 процента. Безвозмездные поступления с
федерального уровня осуществлялись в виде дотаций, субвенций, субсидий. Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета в 2011 году составила 27 процентов, в 2010 году - 23,8 процента. Расходы социальной направленности составляют более половины всех расходов консолидированного бюджета области. Формирование бюджетов муниципальных районов характеризовалось высокой долей безвозмездных поступлений. От всех доходов они составляли в 2011 году - 64,2 процента, в 2010 году - 64,5 процента, в 2009 году - 63,5 процента, в 2005 году - 60,1 процента. Сальдированный финансовый результат организаций области за последние годы складывался стабильно положительный. Снизилась доля
убыточных организаций с 37,9 до 22,6 процента. В формировании прибыли на долю обрабатывающих производств приходится около 63 процентов прибыли рентабельно работающих организаций. Наибольшее количество прибыльных организаций отмечено в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (88,9 процентов от общего числа), в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (83,3 процента), в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (80 процентов), в производстве машин и оборудования (76,9 процента), в сфере образования (75 процентов), в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (72,7 процента), в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (72,4 процента). Объем кредиторской задолженности на 1 января 2012 года составил 24,3 млрд. рублей вырос в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 млрд. рублей или 22 процента. Объем дебиторской задолженности составил 40,4 млрд. рублей вырос на 6,6 млрд. рублей или на 19,6 процента. Увеличение произошло в основном
за счет организаций обрабатывающих производств, чья доля составила
55,3 процента от всего объема дебиторской задолженности. 8. Анализ бизнес-климата и инновационного потенциала в области Число организаций, осуществляющих технологические инновации в области, заметно растет в следующих видах экономической деятельности: 1) обработка древесины и производство изделий из дерева - с 6,7 процента в 2007 году до 9,1 процента в 2011 году; 2) производство машин и оборудования - с 25 процентов до 27,3 процента; 3) производство электрооборудования - ежегодно на уровне 45 процентов; 4) металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - до 9,1 процента. В то же время в области отсутствуют организации, объединенные единым технологическим циклом, так называемые кластеры. В числе принципиальных по важности критериев экономической политики области можно выделить следующие: 1) последовательность и непрерывность экономических преобразований, проводимых в области; 2) применение нормативных правовых актов области, предусматривающих предоставление налоговых льгот по региональным налогам; 3) обеспечение стабильных условий деятельности организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории области; 4) действие налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, для кредитных организаций, финансирующих инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области в соответствии с
областным законом от 28.03.2016 № 945-ОЗ «Об инвестиционной
деятельности в Новгородской области и защите прав инвесторов»; (В
редакции Областного закона Новгородской области
от 04.05.2016 № 957-оз)
5) действие налоговых льгот в соответствии с областным законом от 21.12.2009 № 654-ОЗ "О государственной поддержке коммерческих организаций на территориях Батецкого, Волотовского, Маревского, Парфинского и Поддорского районов и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями по оказанию государственной поддержки коммерческим организациям". В сфере малого и среднего предпринимательства действует 4591 малое предприятие (с учетом микропредприятий), 111 средних предприятий и 17,6 тысяч индивидуальных предпринимателей. На каждую 1000 человек населения в среднем по области приходится 11 малых и средних предприятий - юридических лиц и 23 индивидуальных предпринимателя. Основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (32 процента), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (20 процентов), добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств
и распределения газа и воды (13 процентов) и строительства (12 процентов). В целях развития малого и среднего бизнеса на территории области реализуется областная целевая программа "Развитие малого и
среднего предпринимательства на 2008-2012 годы". В рамках реализации мероприятий этой программы: 1) создан областной Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Новгородской области; (В редакции Областного закона Новгородской области
от 04.05.2016 № 957-оз)
2) сформирована необходимая нормативная правовая база;
3) осуществляется финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидирование части расходов экспортно-ориентированных компаний, субсидирование части производственных затрат инновационных компаний, субсидирование выставочной деятельности, субсидирование затрат по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность; 4) на базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства созданы структурные подразделения: фонд содействия кредитованию, фонд микрофинансирования для предоставления льготных займов субъектам малого предпринимательства, центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; 5) бюджетам муниципальных районов области предоставляются субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий поддержки
малого и среднего предпринимательства, осуществляется поддержка развития предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях области. 9. Анализ инфраструктурной обеспеченности области
Устойчивое поступательное развитие экономики региона требует согласованного опережающего развития энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, строительства жилья и социальных объектов. В связи с этим, необходимо провести ряд мероприятий по развитию электросетевого хозяйства и генерации: 1) энергетическая система области состоит из Новгородской ТЭЦ открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2", ГТ ТЭЦ "Новгородская" открытого акционерного общества "Энергомашкорпорация", ряда небольших блок-станций, снабжающих электроэнергией и теплом собственные промышленные предприятия, магистральных и распределительных сетей, проходящих по территории области. Энергетическая система области входит в состав Объединенной энергетической системы Северо-Запада, является дефицитной по мощности и электроэнергии, дефицит покрывается за счет перетоков из соседних энергосистем Объединенной энергетической системы Северо-Запада и Объединенной энергетической системы Центра. Установленная электрическая мощность электростанций области составляет 414 МВт. Тепловые электростанции области работают на привозном топливе (природный газ, кузнецкий уголь). В топливном балансе области доминирует газ (свыше 75 процентов суммарного потребления топлива), нефтепродукты составляют около 15 процентов. Электрическая энергия поступает в область в основном по линиям высокого напряжения (330 кВ), через 5 базовых подстанций 330 кВ: "Чудово", "Окуловская", "Новгородская", "Юго-Западная" и "Старорусская". Электрическая мощность основных силовых трансформаторов филиала открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" Новгородское предприятие магистральных электрических сетей России,
на чьем балансе состоят электросетевые объекты 330 кВ, составляет 1350 MBА. Электроснабжение потребителей области осуществляется по электрическим сетям филиала открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго", где напряжение понижается до 110-35/10-6 кВ. Общая установленная трансформаторная мощность филиала открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" на напряжении 110-35 кВ составляет 1962,8 MB А. Общая протяженность линий электропередачи 35 кВ и выше в области составляет более 4470 км. В электрических сетях Новгородской энергосистемы наблюдаются большие потери электроэнергии - 607,4 млн. кВт/ч за 2011 год, что составляет 15,7 процента от отпуска в сеть. Общий износ электрических сетей и энергооборудования подстанций составляет в среднем 60 процентов; 2) теплоснабжение потребителей обеспечивается теплоэлектростанциями, котельными промышленных предприятий и коммунальными котельными. Суммарная мощность источников теплоснабжения области составляет более 3300 Гкал/час. Суммарная мощность ТЭЦ составляет более 300 Гкал/час. Суммарная мощность котельных составляет 2939 Гкал/час. Основные проблемы теплового хозяйства области:
моральный и физический износ оборудования и теплопроводов;
использование устаревших технологий производства тепловой энергии; сверхнормативные потери тепла;
3) газоснабжение области осуществляется природным и сжиженным газом. По территории области проходят 2 магистральных газопровода: МГ "Торжок - Валдай - Псков - Рига" и МГ "Серпухов - Белоусово - Санкт-Петербург", а также магистральный нефтепровод "Ярославль - Кириши - Приморск". В настоящее время в области проводится комплекс мероприятий по газификации населенных пунктов. Уровень газификации природным газом области на начало 2012 года составляет 54,2 процента. Газ подается в поселения 12 муниципальных районов и городской округ Великий Новгород. 10. Анализ развития социальной инфраструктуры области
Социальная сфера области представлена государственными и муниципальными учреждениями образования, здравоохранения, культуры
и искусства, физической культуры и спорта, социального обслуживания: 1) сеть дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) в области составляет 254 единицы. Численность детей в ДОУ составляет
33,4 тыс. человек. Численность детей не обеспеченных местами на 01.01.2012 - 819 человек. В настоящее время имеется необходимость в строительстве новых детских садов (не менее 10 объектов), а также в капитальном ремонте и реконструкции действующих зданий школ и детских садов. Общее число общеобразовательных школ всех типов и видов в области составляет 225 единиц с численностью учащихся более 57 тыс. человек. Следует отметить, что часть зданий и сооружений учебных заведений требуют капитального ремонта. Не все школы обеспечены водоснабжением и водоотведением, центральным отоплением. Высшее, начальное и среднее профессиональное образование представлены: Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого (далее - НовГУ) (10,6 тыс. учащихся) и 10 филиалами негосударственных ВУЗов и ВУЗов субъектов Российской Федерации (8,4 тыс. учащихся), 13 учреждениями среднего профессионального образования (8,5 тыс. учащихся), 11 учреждениями
начального профессионального образования (3,9 тыс. учащихся). Всего в учреждениях профессионального образования, расположенных на территории области, обучается более 31,4 тыс. учащихся. Профессиональное образование структурировано по уровням:
среднее профессиональное образование (далее - СПО), реализуется в колледжах университета; высшее профессиональное образование (далее - ВПО) реализуется на факультетах, и в свою очередь имеет три уровня: неполное высшее
образование - 1-й уровень; базовое ВПО (бакалавриат) - 2-й уровень; полное ВПО (магистратура, обучение по специальностям) - 3-й уровень; послевузовское профессиональное образование: аспирантура, докторантура, ординатура, интернатура. Учреждения СПО области различны по организационно-правовой форме и ведомственной принадлежности. В настоящее время из 13 учреждений - 11 учреждений являются государственными (84,6 процента) и два учреждения - негосударственными (15,4 процента). Кроме того, реализация программ среднего профессионального образования осуществляется в многопрофильном колледже НовГУ. В ведении области находятся 9 средних специальных учебных заведений. Подготовка кадров на территории области осуществляется по 40 профессиям начального, 65 специальностям среднего и 75 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального
образования, по 400 дополнительным профессиональным программам. Развивается система дополнительного образования детей. В системе образования функционирует 33 учреждения дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в разных направлениях: спортивно-оздоровительного,
художественно-эстетического, научно-технического,
эколого-биологического, туристско-краеведческого,
военно-патриотического и других. В учреждениях дополнительного образования детей занимается 75 тыс. человек в возрасте от 5 до 18
лет; 2) в Новгородской области в государственной системе здравоохранения осуществляет деятельность 81 медицинская организация. С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 313 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" муниципальные учреждения здравоохранения переданы в государственную собственность. Амбулаторно-поликлиническая помощь предоставляется в 60 амбулаторно-поликлинических учреждениях, в том числе 33 центрами общей врачебной (семейной) практики, 11 специализированными диспансерами, 5 стоматологическими поликлиниками. Доврачебная медицинская помощь организована в 233 фельдшерско-акушерских пунктах, 50 фельдшерских пунктах и 15 здравпунктах. Стационарную, в том числе специализированную медицинскую помощь населению оказывают 40 больничных учреждений. Высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется в 2 медицинских организациях государственной системы здравоохранения. На территории области функционирует 2 станции и 4 отделения переливания крови, 3 станции и 29 отделений скорой медицинской помощи, 6 санаториев, из которых 2 предназначены для взрослых, 3 -
для детей, 1 - для детей с родителями, 1 специализированный дом ребенка, 7 прочих учреждений. По учреждениям здравоохранения процент обеспеченности по большинству показателей близок к нормативному, однако отмечается, что удовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания находится на невысоком уровне по причине низкого развития материально-технической базы и информатизации учреждений здравоохранения, а также дефицита кадров отдельных специальностей. Дальнейшая оптимизация системы здравоохранения области предполагает: а) развитие службы охраны материнства и детства, создание областного перинатального центра; б) открытие регионального сосудистого центра и отделений, оказывающих своевременную медицинскую помощь пациентам с острыми заболеваниями системы кровообращения, на базе межрайонных медицинских центров; в) ввод в действие радиологического корпуса и открытие отделения паллиативной помощи онкологическим больным в областном онкологическом диспансере; г) дальнейшее развитие материально-технической базы системы здравоохранения области, включая капитальные ремонты, поставки современного медицинского оборудования и санитарного транспорта в государственные учреждения здравоохранения области; д) строительство поликлиник центральных районных больниц в п.Зарубино Любытинского района и г.Малая Вишера, амбулаторно-поликлинического подразделения Новгородской районной поликлиники в п.Панковка, открытие в сельской местности центров общей врачебной (семейной) практики; е) решение кадровых проблем путем реализации комплекса социально-экономических мер, проведения непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалификации медицинских работников, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников; ж) внедрение стандартов и выполнение требований порядков оказания медицинской помощи; з) развитие применения высокотехнологичных методов лечения и внедрение новых медицинских технологий в учреждениях здравоохранения области; и) реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака. Завершение до 01 января 2016 года модернизации наркологической службы области; к) уменьшение коечного фонда за счет сокращения неэффективно работающих коек в стационарах; л) развитие стационарзамещающих технологий; м) проведение оптимизации сети фельдшерско-акушерских пунктов с численностью прикрепленного населения до 100 человек путем перераспределения зон обслуживания населения; н) применение мобильных фельдшерско-акушерских пунктов и центров общей врачебной (семейной) практики в наиболее отдаленных и малочисленных сельских поселениях; о) совершенствование службы скорой медицинской помощи с целью оптимизации сроков ее оказания путем развития санитарно-авиационной скорой медицинской помощи, а также ежегодного обновления парка санитарного транспорта 50 единицами спецтехники, оснащенными современными средствами связи и оборудованием; п) разделение служб скорой и неотложной медицинской помощи в крупных городах, передача функций по оказанию неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинические учреждения; р) повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского
страхования граждан; с) обеспечение интеграции всех медицинских учреждений в единую региональную информационную сеть здравоохранения с целью внедрения системы электронного документооборота, развития телемедицинских технологий, обеспечения записи на прием к врачу и диагностические исследования в электронном виде; т) активное использование механизма передачи на аутсорсинг немедицинских функций учреждений здравоохранения; у) осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования; 3) в настоящее время в области работают 823 учреждения культуры, в том числе: 2 профессиональных театра, 2 государственных музея, 16 муниципальных музеев, 383 библиотеки, 369 культурно-досуговых учреждений, 32 детских школы искусств, областная государственная филармония. В связи с негативной демографической тенденцией за последние 10 лет число учреждений культурно-досугового типа и библиотек сократилось на 93 единицы. Количество учреждений культурно-досугового типа в области соответствует 105 процентам, количество библиотек - 90 процентам от установленного социального норматива, утвержденного Правительством Российской Федерации от 13 июля 2007 года № 923-р. Отмечается низкий показатель обеспеченности учреждениями Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|