Расширенный поиск
Закон Ленинградской области от 18.05.2006 № 32-озЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 18 мая 2006 года N 32-оз Утратил силу, изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года - Закон Ленинградской области от 06.05.2010 г. N 16-оз О региональной целевой программе "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 12 апреля 2006 года) Статья 1 Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы". Статья 2 Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Ленинградской области В.Сердюков Приложение УТВЕРЖДЕНА областным законом от 18 мая 2006 года N 32-оз Региональная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" Паспорт региональной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Полное наименование | Региональная целевая программа "Приоритетные | | Программы | направления развития образования Ленинградской | | | области на 2006-2010 годы" (далее - Программа) | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Заказчик Программы | Правительство Ленинградской области | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Основание для разработки | 1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 | | Программы | года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими | | | изменениями) | | | 2. Национальная доктрина образования в Российской | | | Федерации, утвержденная постановлением | | | Правительства Российской Федерации от 4 октября | | | 2000 года N 751 | | | 3. Федеральная программа развития образования | | | (утвержденная Федеральным законом от 10 апреля | | | 2000 года N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной | | | программы развития образования") | | | 4. Концепция модернизации российского образования | | | на период до 2010 года, утвержденная | | | распоряжением Правительства Российской Федерации | | | от 29 декабря 2001 года N 1756-р | | | 5. Программа модернизации педагогического | | | образования, утвержденная приказом Министерства | | | образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 | | | года N 1313 | | | 6. Областной закон от 19 февраля 1999 года N | | | 23-оз "О региональных целевых программах | | | Ленинградской области" | | | 7. Постановление Губернатора Ленинградской | | | области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке | | | разработки, утверждения и контроля за реализацией | | | региональных целевых программ в Ленинградской | | | области" | | | 8. Распоряжение Правительства Ленинградской | | | области от 26 августа 2004 года N 372-р "Об | | | итогах первого этапа реализации Концепции | | | модернизации российского образования в системе | | | образования Ленинградской области" | | | 9. Распоряжение Правительства Российской | | | Федерации о реализации национальных проектов | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Период и этапы реализации | 2006-2010 годы | | Программы | | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Цель Программы | Развитие системы образования Ленинградской | | | области, обеспечивающее высокое качество | | | образования, формирование гармонично развитой, | | | социально активной, творческой личности, | | | воспитание гражданственности и патриотизма, | | | повышение роли образования в социальном и | | | экономическом развитии Ленинградской области | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Основные задачи, | Наиболее полное удовлетворение запросов населения | | мероприятия Программы | в доступном качественном образовании, | | | обеспечивающем целостное гармоничное развитие | | | личности ребенка и его более успешную интеграцию | | | в современное социально-экономическое | | | пространство Ленинградской области; | | | создание необходимых условий для повышения | | | доступности качественного образования, в том | | | числе в сельской местности; | | | организация профильного обучения в системе общего | | | образования; | | | приближение системы профессионального образования | | | к потребностям рынка труда Ленинградской области, | | | повышение его доступности и качества; | | | внедрение дистанционных образовательных | | | технологий и их адаптация к существующим формам, | | | методам, способам обучения всех категорий | | | населения и создание в Ленинградской области | | | системы адаптивно-развивающего образования; | | | интеграция детей с ограниченными возможностями | | | здоровья в общеобразовательное пространство | | | Ленинградской области; | | | совершенствование системы воспитания детей и | | | подростков, их социализация в современном | | | социокультурном пространстве региона, выявление и | | | поддержка социально активных, талантливых и | | | одаренных детей и подростков; | | | создание системы психолого-педагогического | | | сопровождения развития ребенка в | | | общеобразовательных учреждениях; | | | сохранение и укрепление здоровья, развитие | | | физической культуры обучающихся; | | | развитие эффективной социокультурной | | | образовательной среды муниципальных образований | | | как фактора повышения качества жизни населения | | | Ленинградской области; | | | создание организационно-методических условий и | | | осуществление мониторинга качества образования в | | | образовательной системе Ленинградской области; | | | создание условий, обеспечивающих организацию | | | планирования расходов с учетом | | | социально-экономического развития Ленинградской | | | области; | | | организация и проведение процедуры изучения и | | | оценки социального результата системы образования | | | Ленинградской области; | | | создание условий для закрепления педагогических | | | кадров и совершенствование системы их | | | стимулирования | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Перечень подпрограмм, | 1. "Развитие образования детей дошкольного и | | реализуемых в рамках | младшего школьного возраста" | | Программы | 2. "Создание системы профильного обучения" | | | 3. "Развитие общеобразовательных учреждений, | | | расположенных в сельской местности (сельских | | | школ)" | | | 4. "Дистанционное обучение" | | | 5. "Создание системы интегрированного обучения | | | детей с ограниченными возможностями здоровья" | | | 6. "Управление качеством образования. Мониторинг | | | качества образования в Ленинградской области" | | | 7. "Воспитание детей и подростков" | | | 8. "Социализация детей и подростков в условиях | | | образования" | | | 9. "Психолого-педагогическое сопровождение | | | процессов развития ребенка" | | | 10. "Адаптация начального, среднего и высшего | | | профессионального образования к потребностям | | | рынка труда Ленинградской области" | | | 11. "Охрана здоровья участников образовательного | | | процесса" | | | 12. "Социализация детей-сирот и детей, оставшихся | | | без попечения родителей" | | | 13. "Организационно-экономические новации системы | | | управления образованием" | | | 14. "Социология социального результата | | | образования" | | | 15. "Реализация национального проекта | | | "Образование" | | | 16. "Капитальные вложения" | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Объем финансовых ресурсов, | Всего - 153563,0 тысячи рублей, в том числе за | | запланированных по | счет средств: | | Программе на 2006 год | федерального бюджета - 130118,0 тысячи рублей, | | | областного бюджета - 20595,0 тысячи рублей; | | | местных бюджетов - 1900,0 тысячи рублей, | | | внебюджетных источников - 950,0 тысячи рублей | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Объем финансирования, | Всего - 271735,0 тысячи рублей (федеральный | | необходимый для завершения | бюджет - 3110,0 тысячи рублей, областной бюджет - | | Программы | 212445,0 тысячи рублей, местные бюджеты - 52380,0 | | | тысячи рублей, внебюджетные средства - 3800,0 | | | тысячи рублей), в том числе: | | | в 2007 году - 73363,3 тысячи рублей (федеральный | | | бюджет - 1200,0 тысяч рублей, областной бюджет - | | | 58063,3 тысячи рублей, местные бюджеты - 13150,0 | | | тысячи рублей, внебюджетные средства - 950,0 | | | тысячи рублей); | | | в 2008 году - 70852,3 тысячи рублей (федеральный | | | бюджет - 610,0 тысячи рублей, областной бюджет - | | | 56392,3 тысячи рублей, местные бюджеты - 12900,0 | | | тысячи рублей, внебюджетные средства - 950,0 | | | тысячи рублей); | | | в 2009 году - 64444,2 тысячи рублей (федеральный | | | бюджет - 700,0 тысячи рублей, областной бюджет - | | | 49814,2 тысячи рублей, местные бюджеты - 12980,0 | | | тысячи рублей, внебюджетные средства - 950,0 | | | тысячи рублей); | | | в 2010 году - 63075,2 тысячи рублей (федеральный | | | бюджет - 600,0 тысячи рублей, областной бюджет - | | | 48175,2 тысячи рублей, местные бюджеты - 13350,0 | | | тысячи рублей, внебюджетные средства - 950,0 | | | тысячи рублей) | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Объем финансовых средств, | Всего на развитие образования Ленинградской | | освоенных в рамках | области было израсходовано в предыдущие годы - | | региональных целевых | 116718,0 тысячи рублей, в том числе по | | программ по отрасли | региональным целевым программам: | | образования на 2001-2005 | 1. "Развитие образования Ленинградской области на | | годы | 2001-2005 годы" - 69809,0 тысячи рублей, | | | из них: | | | в 2001 году - 7492,0 тысячи рублей; | | | в 2002 году - 11604,0 тысячи рублей; | | | в 2003 году - 15851,0 тысячи рублей; | | | в 2004 году - 16775,0 тысячи рублей; | | | в 2005 году - 18087,0 тысячи рублей | | | 2. "Здоровье школьников Ленинградской области на | | | 2002-2005 годы" - 25909,0 тысячи рублей | | | 3. "Сохранение и развитие материально-технической | | | базы учреждений начального профессионального | | | образования сельскохозяйственного профиля | | | Ленинградской области на 2002-2005 годы" - | | | 21000,0 тысячи рублей | | | С 2006 года расходы, ранее направляемые на | | | выполнение указанных программ, предусматриваются | | | в Программе | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Ожидаемые конечные | Разработка трех вариативных моделей | | социальные и экономические | "предшкольной" подготовки детей старшего | | результаты Программы | дошкольного возраста в целях обеспечения "равных | | | стартовых возможностей" при поступлении детей в | | | начальную школу до 2008 года; | | | удовлетворение потребностей населения в | | | образовательных услугах в соответствии с | | | личностными возможностями, способностями и | | | состоянием здоровья детей, | | | увеличение охвата детей дошкольного возраста | | | вариативными образовательными услугами до 74 | | | процентов (2006 год - на один процент, 2007 год - | | | на один процент, 2008 год - на один процент, 2009 | | | год - на один процент, 2010 год - на один | | | процент); | | | увеличение охвата учащихся профильным обучением с | | | 29,2 до 65 процентов (2006 год - на 4 процента, | | | 2007 год - на 5,8 процента, 2008 год - на 8 | | | процентов, 2009 год - на 9 процентов, 2010 год - | | | на 9 процентов); | | | обеспечение ежегодного охвата профильным | | | обучением 700 ода-ренных детей; | | | повышение степени профессиональной ориентации | | | выпускников основной и средней (полной) | | | общеобразовательной школы: увеличение процента | | | поступления в учреждения начального | | | профессионального образования с 16,1 до 16,9 | | | процента (2006 год - на 0,1 процента, 2007 год - | | | на 0,1 процента, 2008 год - на 0,2 процента, 2009 | | | год - на 0,2 процента, 2010 год - на 0,2 | | | процента); достижение баланса в выборе | | | выпускниками направлений профессиональной | | | подготовки в учреждениях высшего | | | профессионального образования: доведение | | | поступаемости на специальности гуманитарной | | | направленности до 16,5 процента, | | | физико-математической направленности - до 19,5 | | | процента, естественно-научной направленности - до | | | 15,5 процента, социальной направленности - до | | | 11,5 процента, научно-технической направленности | | | - до 3,5 процента, аграрно-технической | | | направленности - до 3,5 процента; | | | повышение степени доступности качественного | | | образования на селе: создание 58 базовых школ | | | (2006 год - 33 базовые школы, 2007 год - 25 | | | базовых школ); | | | строительство, капитальный ремонт и реконструкция | | | к 2010 году 84 объектов образования (в рамках | | | региональной целевой программы "Социальное | | | развитие села до 2010 года", адресной | | | инвестиционной программы за счет средств | | | областного бюджета Ленинградской области на 2006 | | | год и проектов адресной инвестиционной программы | | | за счет средств областного бюджета Ленинградской | | | области на 2007-2010 годы); | | | интеграция сельских школьников в социокультурное | | | пространство муниципального образования, | | | Ленинградской области; | | | ежегодное увеличение охвата обучающихся на | | | дистанционном обучении на 5 процентов; | | | обеспечение охвата дистанционным обучением: детей | | | с ограниченными возможностями здоровья к 2010 | | | году - до 55 процентов; одаренных детей к 2010 | | | году - до 100 процентов; | | | повышение квалификации педагогов за счет | | | совершенствования профессионального мастерства и | | | методической компетентности (требования повышения | | | квалификации), ежегодное увеличение охвата | | | педагогов дистанционным обучением на 5 процентов; | | | интеграция детей и подростков с ограниченными | | | возможностями здоровья в систему общего и | | | начального профессионального образования ежегодно | | | на один процент; | | | создание специальных (коррекционных) групп в | | | учреждениях начального профессионального | | | образования только для детей с нарушениями | | | интеллекта (2006 год - одна группа, 2007 год - | | | две группы, 2008 год - две группы, 2009 год - две | | | группы, 2010 год - две группы); | | | повышение готовности педагогических кадров | | | системы общего образования к работе с детьми с | | | ограниченными возможностями здоровья (обучение | | | педагогических кадров: 2006 год - 25 человек, | | | 2007 год - 25 человек, 2008 год - 25 человек, | | | 2009 год - 25 человек, 2010 год - 25 человек); | | | создание механизма ранней диагностики детей с | | | проблемами в развитии для оказания им | | | своевременной помощи и коррекции отклонений в | | | развитии; | | | реализация концепции целостной системы управления | | | качеством образования в Ленинградской области | | | (оснащение центров мониторинга | | | высокопроизводительным оборудованием по годам | | | реализации Программы, проведение эксперимента по | | | созданию сети мониторинга, ежегодное проведение | | | мониторинговых исследований); | | | развитие профессиональной компетентности | | | руководителей образовательных учреждений в | | | области управления качеством образования; | | | подготовка для образовательных учреждений, | | | органов управления образованием специалистов в | | | области мониторинга качества образования и | | | овладение педагогическими и руководящими кадрами | | | современными технологиями мониторинга качества | | | образования (2006 год - 25 человек, 2007 год - 25 | | | человек, 2008 год - 25 человек, 2009 год - 25 | | | человек, 2010 год - 25 человек); | | | разработка оценочно-критериальной базы | | | мониторинга применительно ко всем уровням | | | управления образованием и уровням реализации | | | образовательных программ (дошкольного, общего, | | | профессионального, дополнительного образования); | | | организация механизма получения на ее основе | | | информации о качестве образования, внедрение | | | методик и процедур ее обработки, интерпретации, | | | хранения и представления основным заказчикам; | | | создание специализированного банка данных о | | | качестве образования, единой информационной | | | системы на базе информационных технологий для | | | сбора, передачи, хранения и обработки | | | статистической и аналитической информации; | | | разработка и внедрение новой процедуры аттестации | | | образовательных учреждений с использованием | | | результатов мониторинга качества образования, | | | проведение лицензирования, аттестации и | | | государственной аккредитации 100 процентов | | | образовательных учреждений; | | | развитие воспитания в муниципальных образованиях | | | Ленинградской области, активизация деятельности | | | детских общественных организаций и объединений, | | | развитие форм ученического самоуправления. | | | Увеличение охвата детей и подростков детским | | | молодежным общественным движением, в том числе | | | объединениями патриотической направленности с 3 | | | до 6 процентов к окончанию реализации Программы: | | | 2006 год - на 0,6 процента, 2007 год - на 0,7 | | | процента, 2008 год - на 0,6 процента, 2009 год - | | | на 0,6 процента, 2010 год - на 0,5 процента; | | | создание моделей эффективных воспитательных | | | систем в образовательных учреждениях; | | | рост профессионального мастерства педагогов | | | посредством организации их участия в областных и | | | федеральных конкурсах (один раз в год); | | | создание сети виртуальных филиалов | | | Государственного Русского музея; | | | повышение статуса музеев образовательных | | | учреждений в воспитательной работе (ежегодное | | | проведение конкурса музеев образовательных | | | учреждений); | | | овладение выпускниками образовательных учреждений | | | Ленинградской области ключевыми компетентностями | | | личности на необходимом уровне (виртуальные | | | олимпиады в 2008-2010 годах, ежегодные конкурсы | | | "Учитель года", "Студент года"); | | | адаптация выпускника образовательных учреждений к | | | современным социально-экономическим условиям | | | Ленинградской области (ежегодный конкурс "Школа | | | года"); | | | наличие системы выявления и поддержки | | | инициативных, талантливых и одаренных детей и | | | подростков; | | | введение в практику работы образовательных | | | учреждений технологии половозрастной социализации | | | (областная конференция в 2006 году по гендерному | | | подходу в педагогике; разработка моделей | | | реализации гендерного подхода); | | | наличие системы психолого-педагогического | | | сопровождения развития личности в системе | | | образования Ленинградской области, увеличение | | | числа детей, обеспеченных | | | психолого-педагогической поддержкой через | | | областную и муниципальные психологические службы, | | | к завершению реализации Программы на 1400 детей: | | | 2006 год - на 280 человек, 2007 год - на 280 | | | человек, 2008 год - на 280 человек, 2009 год - на | | | 280 человек, 2010 год - на 280 человек; | | | наличие системы диагностики качественных | | | изменений в развитии личности; | | | повышение качества профессионального образования | | | (ежегодное проведение конкурсов профессионального | | | мастерства, конкурса "Студент года", праздника | | | "Золотые руки", 2006 год - разработка | | | регионального компонента стандарта бакалавриата | | | по направлению "педагогическое образование"); | | | приведение системы профессионального образования | | | в соответствие с потребностями рынка труда | | | Ленинградской области: ежегодное выполнение | | | государственного регионального заказа на | | | подготовку кадров в государственных | | | образовательных учреждениях начального | | | профессионального образования на 95 процентов; | | | укрепление материально-технической базы 30 | | | учреждений начального профессионального | | | образования за период реализации Программы; | | | овладение участниками образовательного процесса | | | формами и методами организации здорового образа | | | жизни (обучение педагогов и руководителей: 2006 | | | год - 25 человек, 2007 год - 25 человек, 2008 год | | | - 25 человек, 2009 год - 25 человек, 2010 год - | | | 25 человек); | | | снижение показателя количества детей с низким | | | уровнем физического развития с 30 до 25 процентов | | | к концу реализации Программы: 2006 год - на 0,5 | | | процента, 2007 год - на 1 процент, 2008 год - на | | | 1 процент, 2009 год - на 1 процент, 2010 год - на | | | 1,5 процента; | | | проведение в образовательных учреждениях | | | мониторинга состояния здоровья обучающихся; | | | реализация прав детей-сирот и детей, оставшихся | | | без попечения родителей, на получение начального | | | профессионального образования, рост поступления в | | | учреждения начального профессионального | | | образования на 1 процент в год; | | | увеличение показателей семейного устройства | | | (опека, попечительство, приемная семья) | | | детей-сирот с 50 до 55 процентов (2006 год - на 1 | | | процент, 2007 год - на 1 процент, 2008 год - на 1 | | | процент, 2009 год - на 1 процент, 2010 год - на 1 | | | процент); | | | овладение подходами планирования расходов в | | | системе образования Ленинградской области на | | | основании прогноза социально-экономического | | | развития области с учетом достигнутых результатов | | | и планируемых показателей развития, не | | | допускающих дублирования показателей; | | | создание оперативной базы данных | | | планово-экономических показателей, | | | характеризующих фактическое состояние системы | | | образования Ленинградской области; | | | наличие системы ежегодных социологических | | | исследований в системе образования Ленинградской | | | области; | | | приобретение и строительство к 2010 году 4545 | | | квадратных метров жилья для педагогических | | | работников (из расчета рыночной стоимости одного | | | квадратного метра жилья - 11 тысяч рублей); | | | финансовая поддержка лучших учителей, достигающих | | | высоких образовательных результатов (2006 год - | | | 94 человека); | | | модернизация учебно-методической базы | | | общеобразовательных школ, внедряющих | | | инновационные образовательные программы (2006 год | | | - 28 школ); | | | обеспечение ежемесячных денежных выплат за | | | классное руководство в размере 1000 рублей; | | | расширение доступа образовательных учреждений к | | | современным электронным образовательным ресурсам, | | | оснащение компьютерным оборудованием и | | | подключение к сети Интернет общеобразовательных | | | школ | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Разработчик Программы | Комитет общего и профессионального образования | | | Ленинградской области | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Срок разработки Программы | 2005 год | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Представитель заказчика | Комитет общего и профессионального образования | | Программы | Ленинградской области | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Основной исполнитель и | Основным исполнителем Программы является комитет | | соисполнители Программы | общего и профессионального образования | | | Ленинградской области | | | Соисполнители Программы: | | | структурные подразделения Правительства | | | Ленинградской области, органы местного | | | самоуправления, образовательные учреждения | | | дошкольного, общего школьного образования, | | | начального, среднего, высшего и дополнительного | | | профессионального образования Ленинградской | | | области, научно-исследовательские организации, в | | | том числе на конкурсной основе | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Фамилия, имя, отчество, | Найденова Зоя Георгиевна - председатель комитета | | должность, номер телефон | общего и профессионального образования | | руководителя Программы | Ленинградской области, тел.273-33-78 | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| | Система организации | Контроль за выполнением программных мероприятий, | | контроля за выполнением | целевым использованием бюджетных средств со | | Программы | стороны органов местного самоуправления | | | осуществляет комитет общего и профессионального | | | образования Ленинградской области | | | О ходе реализации и результатах выполнения | | | мероприятий Программы, целевом использовании | | | бюджетных средств комитет общего и | | | профессионального образования Ленинградской | | | области ежеквартально информирует комитет | | | экономического развития Ленинградской области и | | | ежегодно - Правительство Ленинградской области | | | Общий контроль за ходом реализации Программы | | | осуществляет вице-губернатор Ленинградской | | | области Н.И.Пустотин | |————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————| 1. Анализ состояния системы образования Ленинградской области и обоснование целей и задач Программы 1.1. Оценка и анализ исходной ситуации Развитие системы образования Ленинградской области осуществляется в соответствии с основными идеями Концепции модернизации российского образования до 2010 года (доступность образования, достижение его нового качества, эффективность) и стратегическими направлениями развития образования Ленинградской области, определенными региональной целевой программой развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (далее - Программа на 2001-2005 годы). Программа на 2001-2005 годы строилась с учетом педагогических возможностей, научных, кадровых, организационных ресурсов региональной системы образования. Степень реализации Программы на 2001-2005 годы, в отличие от предыдущих программ, впервые определялась возможностями ее финансового обеспечения в объеме утвержденного бюджета, что обеспечило реализацию в полном объеме всех включенных в нее проектов. Финансировались научно-исследовательские разработки, мониторинговые исследования, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, развитие информатизации и информационного сопровождения образования, поддержка конкурсного движения в целях развития профессионального мастерства педагогов, учащихся и студентов системы профессионального образования разных уровней, развития воспитания, формирования системы работы с одаренными детьми, детьми с проблемами в развитии. Выполнение Программы на 2001-2005 годы осуществлялось в русле региональной социально-культурной политики с учетом демографических тенденций на основе взаимодействия различных ведомств, образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику. Программа на 2001-2005 годы явилась основанием для принятия Правительством Ленинградской области ряда нормативных правовых актов, распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации регионального компонента на всех ступенях образования. Программа создала условия для реализации управленческих функций региональным и муниципальным органам управления образованием, социальных и педагогических функций работникам сферы образования, для участия в развитии регионального образования - жителям Ленинградской области. Это позволило сформировать новые механизмы и подходы к управлению региональным образованием, обеспечившие перевод отрасли из режима стабильного функционирования в режим ее интенсивного развития. Обеспечение государственных гарантий доступности образования осуществлялось посредством оптимизации региональной сети образовательных учреждений, целью которой является превращение сети образовательных учреждений в источник поливариантных образовательных услуг, адекватных социальному заказу, то есть потребностям населения и запросам социально-экономической сферы региона. В настоящее время региональная сеть образовательных учреждений представлена следующим образом: |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | N | Тип, вид образовательного учреждения | Количество | Количество | | п/п | | образовательных | обучающихся, | | | | учреждений | воспитанников | | | | (единиц) | (человек) | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 1. | Дошкольные образовательные учреждения | 403 | 46472 | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 2. | Образовательные учреждения для детей дошкольного и | 27 | 1667 | | | младшего школьного возраста (начальная школа - | | | | | детский сад) | | | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 3. | Дневные общеобразовательные школы, | 388 | 140438 | | | из них: | | | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | | сельские общеобразовательные школы | 228 | 37871 | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | | лицеи и гимназии | 21 | 13787 | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | | реализующие программы углубленного изучения | 56 | 9429 | | | отдельных предметов | | | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 4. | Вечерние (сменные) общеобразовательные школы | 24 | 4861 | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 5. | Специальные (коррекционные) образовательные | 34 | 3473 | | | учреждения | | | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 6. | Учреждения дополнительного образования детей | 106 | 104647 | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 7. | Детские дома | 29 | 1572 | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 8. | Учреждения начального профессионального образования | 29 | 15507 | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 9. | Учреждения среднего профессионального образования, | 3 | 1264 (за счет | | | филиалы и представительства учреждений среднего | 19 | областного | | | профессионального образования | | бюджета) | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 10. | Учреждения высшего профессионального образования, | 3 | 4953 (за счет | | | филиалы и представительства учреждений высшего | 57 | областного | | | профессионального образования | | бюджета) | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| | 11. | Учреждение дополнительного профессионального | 1 | | | | образования - Ленинградский областной институт | | | | | развития образования | | | |——————|—————————————————————————————————————————————————————|—————————————————|———————————————| За годы реализации Программы на 2001-2005 годы региональная сеть образовательных учреждений в своем развитии прошла следующие этапы: 2001-2003 годы - формирование спектра поливариантных образовательных услуг, расширение вариативности образовательных программ; 2002-2004 годы - период приведения вариативной сети образовательных учреждений в состояние сбалансированности; с 2003 года - начало процесса оптимизации сети на основе упрочения связей "экономика региона - профессиональное образование - общее образование" в целях обеспечения реальной альтернативности выбора обучающимися образовательных маршрутов, сформированных с учетом социального заказа. В дошкольном образовании доступность качественного образования обеспечивается путем: увеличения количества образовательных учреждений, интегрирующих программы дошкольного и школьного образования (на 1 января 2005 года их число составило 54 образовательных учреждения; увеличения числа дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, превышающие требования государственного стандарта (в настоящее время таких учреждений 264 единицы - 70,4 процента от общего количества дошкольных образовательных учреждений); развития сети коррекционных и социальных дошкольных групп (в настоящее время в области работают 549 коррекционных групп), расширения спектра образовательных программ (1080 общеразвивающих групп (52 процента от общего количества) работают по современным комплексным программам). В целом это позволило за годы реализации Программы на 2001-2005 годы увеличить охват детей дошкольным образованием с 62 (2001 год) до 69 процентов (2005 год). В системе общего образования наблюдаются: стабилизация процесса статусных (видовых) изменений общеобразовательных учреждений: 22 образовательных учреждения - лицеи, гимназии (2001 год - 21 образовательное учреждение, 66 образовательных учреждений, реализуют образовательные программы повышенного уровня (2001 год - 62 образовательных учреждения); обновление содержания образования на основе введения регионального компонента государственного образовательного стандарта: 45,3 процента образовательных учреждений предметы регионального компонента реализуют в полном объеме, 39,8 процента - в объеме 75 и более процентов (2001 год - 34 и 27 процентов соответственно); введение иностранных языков и информатики в школе I ступени: иностранный язык изучают 19,5 процента учащихся (2001 год - 14,3 процента), информатику - 15,2 процента учащихся (2001 год - 7 процентов); формирование предпосылок для перехода на профильное обучение в старшей школе (профильное обучение организовано для 29,2 процента старшеклассников); обеспечение за счет расширения спектра образовательных услуг доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для сенсорных (слепых) детей, детей со сложным дефектом, глубокой умственной отсталостью (болезнь Дауна). Специальные школы для детей с сенсорными нарушениями переведены на уровень среднего (полного) образования. Созданы областной и 14 муниципальных центров диагностики и консультирования, психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии. Улучшилось качество оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Из 14 тысяч обследуемых детей в учреждения специального образования определяется около 300-350 человек (до начала действия Программы на 2001-2005 годы все обследуемые дети направлялись в систему специального образования). Задача повышения качества образования в условиях реализации Программы на 2001-2005 годы также решалась по следующим направлениям: участие Ленинградской области в федеральных экспериментах по модернизации общего образования (по развитию форм кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, по обновлению структуры и содержания общего образования, по реструктуризации сети общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности); создание условий для развития и образования одаренных детей и молодежи; повышение эффективности воспитательной работы и социализации личности обучающихся; введение новых подходов к оценке качества образования выпускников посредством участия в федеральном эксперименте по апробации единого государственного экзамена; создание условий для повышения эффективности подготовки рабочих кадров для развивающейся экономики Ленинградской области; информатизация управления образования. Значимыми результатами также являются: улучшение условий для развития одаренных детей, в том числе через систему олимпиад и творческих конкурсов, конкурсов профессионального мастерства среди учащихся системы начального профессионального образования. За время реализации Программы на 2001-2005 годы на базе открытого в 2002 году Ленинградского областного центра для одаренных детей "Интеллект" проведено 30 профильных смен и 11 учебно-тренировочных сборов и лагерей с общим охватом 1600 одаренных детей. Проведение областных конкурсов профессионального мастерства позволило обеспечить качественную подготовку учащихся профессиональных училищ. Достигнуты высокие результаты на конкурсах и соревнованиях международного и всероссийского уровней; стабильность функционирования учреждений дополнительного образования, реализующих 147 образовательных программ разной направленности, с увеличением охвата с 62,2 (2001 год) до 70,4 процента (2005 год) всех обучающихся Ленинградской области; наличие воспитательных систем в ряде образовательных учреждений через проведение областного конкурса воспитательных систем, создание в образовательных учреждениях и на муниципальном уровне воспитательных служб (в 2001 году - 47 процентов образовательных учреждений, четыре муниципальных образования, в 2005 году - 85 процентов, 10 муниципальных образований); развитие детских общественных объединений (2001 год - четыре, 2005 год - 109 детских общественных объединений), работа по созданию органа детского и молодежного самоуправления Ленинградской области; усиление позиции родительских советов в управлении образованием, обеспечение эффективного взаимодействия с родительской общественностью через систему областных родительских собраний. Родительские советы созданы в 27 муниципальных образованиях (2001 год - в четырех); укрепление учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования оборудованием по ряду профессий, что позволило разместить на их базе региональный заказ на подготовку специалистов; оснащение учреждений начального профессионального образования компьютерной техникой; создание Интернет-сервиса для комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, совершенствование системы управления образованием на основе организации электронного документооборота, обеспечение образовательных учреждений программными средствами за счет средств местных бюджетов; поддержка и развитие профессионального потенциала педагогических кадров путем проведения областных конкурсов педагогического мастерства "Учитель года" (за время реализации Программы на 2001-2005 годы из пяти победителей областного конкурса один стал победителем, один - номинантом Всероссийского конкурса "Учитель года России"). Вместе с тем анализ результатов реализации основных направлений Программы на 2001-2005 годы и состояния системы образования наряду с достижениями позволяет выявить ряд проблем, на решение которых должна быть нацелена Программа, в том числе: остается актуальной для региональной системы образования проблема дошкольного и начального школьного образования. 31 процент детей дошкольного возраста не имеет возможности посещать дошкольные образовательные учреждения, что создает проблему "неравного старта" для первоклассников и приводит к необходимости организации "предшкольного образования". В современных условиях жизни семьи, общества актуальным является создание условий для социально-эмоционального развития ребенка, формирования его социальной компетентности, вхождения в культурное пространство региона, страны, мира; необходимым остается обеспечение преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в полном объеме и в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами; переход на профильное обучение в системе общего образования и необходимость стопроцентного обеспечения спроса на данный вид образования потребуют создания сети базовых профильных школ, оснащения их учебно-лабораторным оборудованием (55 профильных кабинетов) в соответствии с государственными стандартами общего образования (особенно это актуально для сельских школ), нового научно-методического обеспечения образовательного процесса, расширения форм организации профильного обучения, в том числе посредством дистанционного обучения и организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных типов и видов. Введение профильного обучения также потребует повышения профессиональной готовности педагогов к работе в профильной школе. Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и широкое внедрение их в повседневную жизнь делает более жесткими требования к непрерывному массовому повышению квалификации педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время только 46 процентов педагогов области владеют навыками пользователей компьютером, при этом лишь 18 процентов учителей-предметников используют новые компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Подготовка педагогических кадров к работе в новых условиях - одна из самых острых проблем в осуществлении процесса информатизации образования. Необходимость обеспечения доступности качественного образования всем категориям граждан требует развития новых форм организации обучения, в том числе дистанционного. Внедрение этой формы обучения позволит повысить доступность качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечит дополнительные возможности для обучения одаренных детей; разворачивается процесс регионализации начального, среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем в ряде учреждений начального профессионального образования учебно-материальная база не соответствует новому уровню производственных и технологических процессов. Например, технические средства учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля не обновлялись с 1990 года. Физический износ машинно-тракторного парка составляет 95 процентов, 87 процентов тракторов и 89 процентов сельскохозяйственных машин морально устарели. В связи с этим предстоит провести значительную работу по приведению учебной и материально-технической базы учреждений начального профессионального образования, в целом структуры профессионального образования и номенклатуры подготавливаемых профессий в соответствие с условиями регионального рынка труда, а также создать реальные организационно-экономические механизмы стимулирования социального партнерства учреждений профессионального образования и предприятий различных форм собственности; в Ленинградской области 236 (56 процентов) сельских школ. Проблема обеспечения доступности качественного образования на селе стоит достаточно остро. Она обусловлена тем, что сельская школа оказывается замкнутой в пределах небольшого поселка, села и не обеспечивает в полной мере социализацию и развитие обучающихся. Далеко не всегда материально-техническое обеспечение образовательного процесса в сельской школе отвечает современным требованиям. Решение данной проблемы в современных условиях основано на организации сетевого взаимодействия сельских школ с выделением в их сети образовательных учреждений (базовых школ), способных обеспечить новое качество образования. Это потребует модернизации учебного оборудования 58 сельских базовых школ в соответствии с государственными стандартами общего образования, а также дополнительных условий для организации доставки обучающихся к месту учебы и обратно (девять автобусов, четыре микроавтобуса); современное качественное образование не в полной мере доступно детям с ограниченными возможностями здоровья (при условии сохраненного интеллекта и жизнедеятельности). Таких детей в Ленинградской области около восьми тысяч (2001 год - около девяти тысяч). В целях социальной адаптации данной категории детей осуществляется постепенный перевод детей с задержкой психического развития из учреждений специального образования в общеобразовательную школу (2001 год - 50 процентов, 2005 год - 55 процентов). Процесс адаптации таких детей в условиях массовой школы, а также необходимость ранней диагностики в целях своевременного выявления проблем в развитии требуют сопровождения специалистов, наличия специального оборудования и программного обеспечения. Необходимо введение новых технологий и форм организации обучения таких детей, в том числе посредством организации дистанционного обучения; одним из основных направлений модернизации российского образования названа необходимость формирования ключевых компетентностей выпускников. В настоящее время образование не в полной мере обеспечивает формирование у обучающихся таких качеств, как креативность, умение работать в команде, проектное мышление, аналитические способности, коммуникативные компетенции. Профессиональное образование слабо реагирует на потребности рынка труда, который требует специалистов, обладающих перечисленными качествами. В целях решения указанных задач необходимо внедрение в практику работы образовательных учреждений новых педагогических технологий, направленных на формирование у обучающихся основных компетентностей и требуемых личностных качеств в течение всего времени обучения. В целях повышения эффективности данного направления необходимо обеспечение интеграции основного общего, начального профессионального и дополнительного образований; по существующим оценкам, особыми умственными, творческими способностями, так называемой одаренностью, от рождения обладает около 2 процентов детей. В соответствии с данным подходом одаренных детей в Ленинградской области от 4,5 до 5 тысяч. Для того чтобы эти дети смогли состояться как одаренные личности, необходимо своевременно выявить их талант, создать условия для развития одаренности. В связи с этим система работы с детьми, одаренными в различных областях (творческой, интеллектуальной, спортивной), требует совершенствования и дальнейшего развития. Необходима разработка технологий обучения одаренных детей, позволяющая им получить качественное образование сверх базового государственного образовательного стандарта, развить лидерские качества и творческие способности. Необходимо создать условия для проявления их творческих способностей и лидерских качеств; одной из ключевых остается проблема воспитания. Гражданственность и патриотизм для многих молодых людей не являются значимыми ценностями. Отсутствует повсеместная социальная практика в виде реального участия обучающихся в различных формах самоуправления. Недооценивается необходимость сохранения и развития культурного, исторического и художественного наследий. Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школу, а также показатели "второгодничества" и необоснованных отчислений из основной школы. По итогам 2003-2004 учебного года количество детей, оставленных на повторное обучение, составляет 1021 человек (0,6 процента), число отчисленных из дневных общеобразовательных школ без продолжения обучения (1-9 классы) - 412 человек (0,29 процента), число обучающихся в возрасте от 7 до 15 лет, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, на 1 октября 2004 года составило 294 человека. Остается высоким количество несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, - 5947 человек. В 2004 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, составило 1475 единиц, количество их участников - 1276 человек; 524 общественно опасных деяния совершены подростками повторно. В 2004 году зарегистрировано 13678 фактов доставки в милицию несовершеннолетних за совершение различных правонарушений (снижение на 8 процентов к показателю 2003 года). В целях профилактики правонарушений в подростковой среде необходимо создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в общеобразовательных учреждениях, широкое вовлечение детей "группы риска" в общественно полезную деятельность, массовые мероприятия, поисковую, экскурсионную, исследовательскую деятельность; в Ленинградской области более 1,5 тысячи детей являются воспитанниками детских домов. Только в 2004 году органами опеки и попечительства выявлено 1810 детей, лишившихся родительского попечения. Из них около половины передано на воспитание в государственные учреждения. Эта форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается наиболее востребованной. В связи с этим остро стоит проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов в социуме. Решение данных проблем требует расширения форм социализации детей этой категории посредством создания надлежащих бытовых условий, условий для сохранения и укрепления здоровья в детских домах, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, новых методик профессиональной подготовки детей-сирот, обучения конкурентоспособным профессиям; острой остается проблема сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. По данным мониторинга физического развития школьников Ленинградской области, проведенного в 2004 году, только 16 процентов протестированных детей имеют уровень физического развития выше среднего, у 30 процентов - уровень физического развития ниже среднего. В образовательных учреждениях не в полном объеме созданы условия для соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, что не способствует сохранению и укреплению здоровья детей. В связи с этим необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, образовательно-оздоровительных учреждений в части обеспечения школы I ступени ростомерными партами, образовательных учреждений - спортивным, туристическим оборудованием; проведение массовой С-витаминизации школьников; оснащение столовых образовательных учреждений технологическим оборудованием. По-прежнему одной из основных проблем является увеличение распространения социально обусловленных и социально значимых заболеваний - токсикомании и наркомании. В связи с этим необходимым становится проведение профилактической работы с категорией детей младшего школьного и подросткового возраста, в том числе через обучение педагогических кадров методам профилактической работы. Целостная система управления качеством образования в условиях его обновления находится в стадии формирования. Необходимо получение всесторонней объективной информации для принятия адекватных управленческих решений в условиях интенсивного развития федеральной и региональной систем образования. Решение названных проблем обеспечит более высокую степень доступности качественного образования, позволит добиться повышения социального результата региональной системы образования и обеспечить успешное развитие участников образовательного процесса. 1.2. Обоснование подпрограмм Программы 1.2.1. Обоснование подпрограммы "Развитие образования детей дошкольного и младшего школьного возраста" Современные условия социально-экономического и политического развития страны, демографические, экологические особенности и другие тенденции выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Новое, в свою очередь, требует ускорения процессов модернизации образования и, безусловно, качественно новых подходов к взаимодействию детей и взрослых в процессе образования. В связи с возрастающей потребностью населения Ленинградской области в услугах дошкольного образования актуальным становится обеспечение детей младшего возраста доступным и качественным образованием, обеспечение равными "стартовыми возможностями" при поступлении в школу, а также расширение видового разнообразия форм организации дошкольного образования и создание системы "предшкольного образования", в том числе в условиях сельской местности. При этом важным представляется обеспечение преемственности в содержании и методах образования, создании развивающей среды, взаимодействии педагога и ребенка, расширении его культурного пространства. В связи с этим необходимым является модернизация содержания образования, его ориентированность на духовно-нравственное развитие и художественно-эстетическое воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры, формирование востребованных обществом качеств личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей. Это потребует изменения стереотипов в профессиональной деятельности педагогов, разработки инновационного методического сопровождения образовательного процесса, установления партнерских взаимоотношений с родителями, различными учреждениями культуры и здравоохранения. Дальнейшее развитие образования детей младшего возраста также предполагает устранение противоречия между запросами широких слоев населения на образовательные услуги в соответствии с личностными возможностями и способностями детей и возможностями государственных образовательных учреждений, призванных обеспечить данные запросы. В этих целях предстоит разработать ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность вариативных моделей образовательных учреждений. 1.2.2. Обоснование подпрограммы "Создание системы профильного обучения" В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается введение на старшей ступени общего образования системы специализированной подготовки (профильного обучения). Основной идеей профильного обучения является индивидуализация обучения старшеклассников в целях их профессионального самоопределения и адаптации в реальных условиях рыночных отношений. Это должно повысить на рынке труда конкурентоспособность вступающих в самостоятельную жизнь выпускников общеобразовательных учреждений. В связи с этим необходимо создание гибкой системы профильного обучения и кооперации системы среднего (полного) образования с системой начального, среднего и высшего профессионального образования. Такая кооперация позволит более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования. 1.2.3. Обоснование подпрограммы "Развитие общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (сельских школ)" В настоящее время в своем развитии сельские школы сталкиваются с рядом проблем, препятствующих выполнению современных требований по обеспечению права граждан на доступное качественное образование. Во-первых, сельская школа оказалась замкнутой в границах микросоциума небольших поселков и деревень, имеет слабые внешние связи, что снижает образовательные и культурные возможности обучающихся. Такая школа не способна в полной мере отвечать запросам современных школьников в социализации и интеграции в современный мир. Во-вторых, в сельских школах сокращается количество обучающихся, снижается наполняемость классов, что приводит к снижению их социальной перспективности при увеличении затрат на содержание. В-третьих, не всегда качество подготовки учащихся сельских школ соответствует современным требованиям, что подтверждается данными социологических исследований (удовлетворенность обучающихся и их родителей качеством учебной подготовки в школе), низкими показателями участия в предметных олимпиадах, а также награждения золотыми и серебряными медалями учащихся сельских школ. Указанные проблемы обуславливают необходимость обеспечения интенсивного развития сельских школ на основе проектирования путей их дальнейшего развития, создания различных моделей организации образования как внутри сельской школы, так и моделей взаимодействия сельских школ между собой, а также с общеобразовательными школами, расположенными в городской местности, учреждениями дополнительного и профессионального образования, службами психолого-педагогического сопровождения. 1.2.4. Обоснование подпрограммы "Дистанционное обучение" Одной из актуальных проблем обеспечения качественного образования всех форм и уровней является недостаточная доступность современного содержания образования и современных педагогических технологий обучения. Особенно актуальна эта проблема для отдаленных сельских образовательных учреждений. В связи с этим решение вопросов разработки конкретного содержания, методов, форм и средств дистанционного обучения и внедрения результатов педагогического проектирования для дистанционной формы образования на современном этапе становится одной из задач развития регионального образования. Внедрение дистанционного обучения обеспечит ускорение процессов социальной адаптации и повышение активности молодежи, ее включенность как в различные формы образования, так и в сферу производства. Основными проблемами при организации дистанционного обучения являются: организационная: обучение технологиям дистанционного обучения, их внедрение и совершенствование являются сложной междисциплинарной задачей, требующей особых, новых форм координации действий всех участников образовательного процесса; технологическая: конкретные образовательные программные продукты являются платформозависимыми и относительно сложными для применения без специальной подготовки; кадровая: необходимость обучения из числа преподавательского состава образовательного учреждения любого типа специальной группы работников, осуществляющих поддержку сетевых коллективных проектов; методическая: отсутствие у большинства преподавателей необходимых навыков управления коллективными образовательными проектами в информационной сети. 1.2.5. Обоснование подпрограммы "Создание системы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья" Анализ результатов развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области за 2001-2005 годы показывает следующее: в Ленинградской области создана система специального образования, которая может удовлетворить образовательные потребности детей с различными отклонениями в развитии: функционируют специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, нарушениями речи; созданы психологические службы (в том числе областной центр диагностики и консультирования), организованы интегрированные формы обучения; разработаны областной закон "О специальном (коррекционном) образовании", концепция развития специального образования Ленинградской области, Положение о специальной (коррекционной) группе учреждения начального профессионального образования; созданы условия для психолого-педагогического сопровождения и диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья (28 психологических служб); решена проблема трудоустройства подростков с ограниченными возможностями здоровья (с 2002 года - стопроцентное трудоустройство выпускников специальных школ) через создание условий по профессиональной подготовке (открытие специальных (коррекционных) групп в учреждениях начального профессионального образования); на 8 процентов увеличилось количество педагогов, имеющих профессиональную подготовку в области специальной педагогики и психологии (2001 год - 17 процентов, 2004 год - 25 процентов). Но процессы, происходящие в российском обществе, в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижения более высокого качества специального образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современного общества. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить качественного образования и необходимых для жизни социальных навыков только в системе специального образования. Поэтому основными задачами на современном этапе становятся интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития) в систему общего образования в современный социум, создание условий для обучения детей со сложным комплексным дефектом (дети с нарушением нескольких функций: слуха и опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения и интеллекта) в системе специального образования. 1.2.6. Обоснование подпрограммы "Управление качеством образования. Мониторинг качества образования в Ленинградской области" Системным фактором обеспечения повышения качества общего образования, его эффективности и доступности является управление качеством образования. Максимально востребованным является стратегическое управление качеством образования, опирающееся на динамическую оценку процессов и результата. Основой управленческой эффективности становится повышение степени достоверности получаемой информации и степени информированности всех уровней управления образованием о состоянии и развитии системы образования. Основным направлением реализации этой подпрограммы является разработка и освоение единой комплексной методологии и технологии оценки эффективности образования на основе целостных изменений в субъектах образования. Системообразующим элементом управления качеством образования является мониторинг качества образования, осуществляемый на всех уровнях (областном, муниципальном, уровне образовательного учреждения) и ступенях непрерывного образования (дошкольное, школьное, профессиональное) с охватом всех типов и видов образовательных учреждений (включая негосударственные, дополнительного образования), а также начального, среднего профессионального и дополнительного педагогического образования. Мониторинг призван обеспечивать органы государственного и муниципального управления образованием, участников образовательного процесса, население области объективной и своевременной информацией о качестве образования по всем его аспектам, фиксировать ведущие тенденции и процессы, наметившиеся в областной и муниципальной образовательных системах, что позволит принимать взвешенные и более эффективные оперативные, тактические и стратегические решения по широкому кругу направлений. Обращение к стратегическому мониторингу определяет необходимость освоения новейших технологий контрольных измерений, системной аналитики и общемировых стандартов статистики. Мониторинг особенно актуален для областной образовательной системы в силу происходящих в ней инновационных преобразований в соответствии с основными направлениями реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. 1.2.7. Обоснование подпрограммы "Воспитание детей и подростков" Важной позицией современной педагогики является признание того, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста развития местности, в которой он родился и живет. Поэтому для успешного становления человека как личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с природой, укладом жизни людей, народными традициями местности его проживания - "малой родины". Культурно-историческое своеобразие Ленинградской области, традиции образования и воспитания народа, проживающего на ее территории, заключают в себе мощный воспитывающий потенциал, что позволяет педагогам-воспитателям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, формировать эффективную воспитательную систему отдельного образовательного учреждения и воспитательную систему Ленинградской области в целом. В связи с этим возникает необходимость объединения воспитывающего потенциала социокультурной среды, образовательных учреждений (детских садов, школ, учреждений профессионального и дополнительного образования) отдельно взятой местности, Ленинградской области в целом в воспитании подрастающего поколения. Существенную роль в решении задач воспитания может сыграть реализация заключенного в 2002 году между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и Государственным Русским музеем договора об использовании в практике воспитания разработанных Государственным Русским музеем образовательных программ. Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей Родине. 1.2.8. Обоснование подпрограммы "Социализация детей и подростков в условиях образования" Динамичные изменения социально-экономических процессов современного мира со всей очевидностью обусловливают необходимость формирования готовности молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, адекватно соответствовать его изменениям, быть способными нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В этих условиях чрезвычайно актуальной становится задача формирования у школьников определенных ключевых компетентностей (в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной, социальной сферах), наличие которых обеспечит готовность выпускников образовательных учреждений к выполнению различных социальных функций в современном обществе, их активную адаптацию на рынке труда. Проблема формирования ключевых компетентностей приобретает особую значимость для детей - жертв неблагоприятных условий развития, а также социально активных, талантливых и одаренных детей и подростков. При этом необходимым становится формирование системы выявления и своевременной поддержки таких детей. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без учета гендерного подхода. Очевидно, что в образовательном процессе должны учитываться половозрастные особенности обучающихся. Вместе с тем при осуществлении гендерного подхода в воспитании не ставится задача раздельного образования девочек и мальчиков. Половозрастное воспитание должно осуществляться на уровне педагогических технологий, разработанных с учетом специфики воспитания девочек и мальчиков. Освоение ролей матери и отца, умение строить взаимоотношения в семье является результатом успешной половозрастной социализации. 1.2.9. Обоснование подпрограммы "Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка" Динамичные социокультурные условия побуждают к постановке комплексных задач, направленных на адекватное современной психолого-педагогической ситуации развитие личности в процессе образования. Одной из таких задач является психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка как интеграция педагогических, психологических, управленческих и общественных составляющих процесса обучения, воспитания и социализации личности. Под развитием при этом следует понимать именно качественное изменение человека. Особенностью современной ситуации формирования и развития личности ребенка следует считать гуманистический подход, предполагающий не только формирование определенных личностных качеств (активность, коммуникабельность, ответственность), но и таких адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного человека личностных установок, которые способны обеспечить высокое качество жизни. Личностные установки отражаются в социальном поведении личности и выступают как определенные ее свойства и качества. К числу таких свойств и качеств относятся, например, умение согласовывать интересы личности, общества, государства, совершать нравственный выбор на основе осознанных ценностей, быть способным к осмыслению собственных действий и поступков, к практической деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами. Необходимость формирования такого рода свойств и качеств личности делает актуальным поиск технологий, способствующих расширению и углублению компетентности педагога в области знаний психологических особенностей формирования личности, в области методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации. В связи с этим актуальной и востребованной становится разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях образовательного процесса. 1.2.10. Обоснование подпрограммы "Адаптация начального, среднего и высшего профессионального образования к потребностям рынка труда Ленинградской области" Актуальность адаптации профессионального образования к потребностям областного рынка труда определяется следующими факторами: усиливающейся конкуренцией профессиональных образовательных услуг; формированием многосубъектного потребителя профессионального образования (личность, работодатель, государственные структуры и так далее); предоставлением Ленинградской области как субъекту Российской Федерации прав по определению образовательной политики в формировании государственного заказа на подготовку системой начального, среднего и высшего профессионального образования рабочих кадров и специалистов, необходимых для рынка труда Ленинградской области. 1.2.11. Обоснование подпрограммы "Охрана здоровья участников образовательного процесса" Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагоги, обслуживающий персонал, руководители всех видов и типов образовательных учреждений. Социально-экономическое развитие страны, уровень развития современного общества требуют того, чтобы молодежь была лучше подготовлена к взрослой жизни, к выполнению своих обязанностей перед государством, обществом, семьей, а значит, была более здоровой. В связи с этим необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физической культуре, формируются навыки здорового образа жизни, сексуального поведения и одновременно появляются факторы риска хронических заболеваний. Резко изменяется структура угрозы здоровью и жизни подростка, включающая алкоголь и наркотики, ранние половые связи и преждевременную беременность. Особенностью организации образовательного процесса образовательного учреждения любого типа и вида является то обстоятельство, что именно в образовательном учреждении участники образовательного процесса проводят большую часть своего рабочего времени. В связи с этим забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление, формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как к жизненной ценности, в том числе посредством развития физической культуры, продление трудового долголетия педагогов, становится одной из функций образования. Реализация данной функции связана с принятием мер, направленных на минимизацию в условиях образовательного процесса факторов, негативно влияющих на здоровье, введение в практику работы образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, создание организационных условий для обеспечения полноценных занятий физической культурой обучающихся в рамках образовательного процесса в образовательных учреждениях. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого необходимо грамотное половое воспитание, включая предотвращение нежелательной беременности, обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности и заболеваний, передающихся половым путем, включая ВИЧ (СПИД). 1.2.12. Обоснование подпрограммы "Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" За последние годы в Ленинградской области создана система выявления и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создан и постоянно обновляется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Ведется работа по созданию учета семей потенциальных усыновителей. Получили развитие различные формы устройства детей (в государственные учреждения - детские дома, в том числе с организацией жизнеустройства, приближенного к семейному: в приемную семью, передача под опеку и попечительство). Создана сеть психолого-медико-педагогических центров, обеспечивающих индивидуальную диагностику, социально-психологическую реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечивается социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в полной мере сохранены дополнительные льготы выпускникам-сиротам детских домов и учреждений начального профессионального образования; предоставляется право на второе бесплатное начальное профессиональное образование. Обеспечивается доступность оздоровления для всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние три года сто процентов выпускников-сирот детских домов и школ-интернатов получили трудоустройство. В целях социализации данной категории детей реализуется система массовых мероприятий (фестивали, конкурсы, спортивные соревнования). В 13 детских домах воспитанники имеют возможность получить трудовые навыки в подсобных хозяйствах. Получила развитие материально-техническая база детских домов: приобретено оборудование для пищеблоков, медицинских кабинетов, прачечных, мастерских, в каждом детском доме оборудованы компьютерный класс, тренажерный зал, имеется автотранспорт. Одним из результатов проведенной работы является сокращение количества преступлений и правонарушений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в Ленинградской области в вопросах содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается ряд проблем, требующих дальнейшего решения, в том числе недостаточно востребованы новые формы семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. По-прежнему одной из основных проблем является здоровье детей-сирот. Высоким остается темп распространения социально обусловленных заболеваний, в том числе токсикомании и наркомании. Чрезвычайно остро стоит проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов. Решение данных проблем требует развития форм семейного устройства детей, расширения форм социализации, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, новых методик профессиональной подготовки детей-сирот, обучения конкурентоспособным профессиям. 1.2.13. Обоснование подпрограммы "Организационно-экономические новации системы управления образованием" Одной из главных задач управления системой образования всех уровней является управление финансовыми ресурсами. Основой эффективности использования финансовых ресурсов является знание и применение в практике работы механизмов действия законов экономического развития и реализация их посредством определенного набора функций. Действующий в настоящее время в практике управления образованием механизм финансирования образовательных учреждений через централизованные структуры, созданные при муниципальных органах управления образованием (централизованная бухгалтерия), аккумулируют в себе четыре функции экономического управления: планирование, выделение, использование и контроль за использованием финансовых средств. Образовательное учреждение в этом случае полностью отстранено от процесса планирования своей деятельности и управления финансами, что приводит к невозможности реализации функции управления учреждением в полном объеме. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные учреждения являются юридическими лицами и могут обладать обособленным имуществом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету расходов, то есть являться полноценными субъектами гражданского права. В соответствии с действующим законодательством в Ленинградской области проводится работа по переводу образовательных учреждений в статус юридических лиц. За последние два года в Ленинградской области 525 образовательных учреждений муниципального подчинения переведены на самостоятельный баланс. Но процессы перевода образовательных учреждений в статус юридических лиц спровоцировали кадровые проблемы. С одной стороны, для обеспечения самостоятельной финансовой деятельности образовательных учреждений требуются квалифицированные кадры, с другой стороны, низкая заработная плата (по данным Госкомстата, средняя заработная плата в образовании в 2,2 раза ниже заработной платы в промышленности) не позволяет привлекать таких специалистов из других сфер профессиональной деятельности. В настоящее время в системе образования Ленинградской области численность экономических и бухгалтерских работников составляет 1437 человек, из них 25,4 процента имеют высшее экономическое образование, 44 процента - среднее финансово-экономическое образование и 30,6 процента не имеют профессионального образования. Кроме того, перевод образовательного учреждения в статус самостоятельного юридического лица осуществляется при отсутствии в образовательных учреждениях необходимого современного оборудования для организации рабочего места экономиста и бухгалтера. В этих условиях в целях ускорения процессов выхода образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, повышения эффективности финансово-экономического управления системой образования необходимо обеспечить системный подход в создании необходимых условий и подготовке кадров соответствующего профессионального уровня. Огромную роль в управлении образовательной сферой играют экономические методы управления. На всех уровнях управления необходимо обеспечить ответственность всех участников функционирования системы образования, а также четкое формирование ответственности каждого участника за каждый финансово-экономический показатель. Для повышения эффективности управления необходима четкость экономического планирования и экономических показателей. 1.2.14. Обоснование подпрограммы "Социология социального результата образования" Результаты социологических опросов старшеклассников Ленинградской области, их родителей и учителей свидетельствуют о наличии ряда проблем в социальном развитии подрастающего поколения, требующих пристального внимания со стороны органов управления образованием разных уровней: областного, муниципального, уровня образовательного учреждения. Наиболее значимыми среди них являются, с одной стороны, необходимость формирования личности выпускника общеобразовательной школы, соответствующей требованиям современного информационного общества, с другой - повышение степени соответствия системы образования в целом и каждого образовательного учреждения в отдельности потребностям индивида, отдельных социальных групп и населения Ленинградской области в целом. В связи с этим возникает необходимость в проведении системного изучения (исследования) соответствия уровня социального развития обучающихся, выпускников образовательных учреждений разных видов и типов заявленным целям образования. Результаты данных исследований позволят проводить своевременную корректировку целей, задач, принимаемых управленческих решений, что обеспечит повышение эффективности образования. В качестве объекта такого исследования будут выступать взаимодействующие социальные группы (учащиеся, педагоги, родители и другие), которым присущи конкретные культурно-образовательные традиции и специфические социальные проблемы. В качестве предмета исследования будут рассматриваться отношения данных социальных групп к образовательным явлениям и процессам. 1.2.15. Обоснование подпрограммы "Реализация национального проекта "Образование" Заявленные в Концепции модернизации российского образования основные цели развития образования: повышение качества образования, его доступности и эффективности на втором этапе модернизации требуют конкретизации с учетом все более возрастающей роли образования в развитии общественной жизни и государственного устройства. На федеральном уровне сегодня "образование" наряду со "здравоохранением" и "жильем" рассматривается как сфера, определяющая качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В целях обеспечения этими отраслями возлагаемой на них функции Президентом Российской Федерации объявлено о реализации в ближайшие годы ряда национальных проектов, в числе которых находится национальный проект "Образование". В связи с этим на региональном уровне необходимо создать условия для реализации основных направлений данного национального проекта. 1.2.16. Обоснование подпрограммы "Капитальные вложения" Обеспечение качественного образования невозможно без создания соответствующих условий, в том числе наличия современных благоустроенных образовательных учреждений. Анализ состояния материально-технической базы образовательных учреждений области показывает: более 50 процентов находящихся в распоряжении образовательных учреждений зданий и сооружений эксплуатируются более 30 лет. 86 школ работают в приспособленных помещениях, 46 не имеют канализации, 36 - водопровода и центрального отопления. В ряде школ не соответствуют санитарным нормам освещенность, воздушно-тепловой режим. Решение данной проблемы возможно посредством строительства новых, реконструкции и капитального ремонта эксплуатируемых объектов образования. В целях закрепления педагогических кадров в региональной системе образования необходимо выделение из областного бюджета средств на строительство жилья. 1.3. Связь Программы с другими региональными целевыми программами, реализуемыми в Ленинградской области Программа разработана на основе следующих региональных целевых программ: "Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы" (постановление Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1); "Здоровье школьников Ленинградской области на 2002-2005 годы" (областной закон от 4 декабря 2002 года N 55-оз); "Сохранение и развитие материально-технической базы учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля Ленинградской области на 2002-2005 годы" (областной закон от 14 августа 2002 года N 34-оз). Программа разработана во взаимосвязи со следующими региональными целевыми программами: "Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы" (областной закон от 16 августа 2002 года N 35-оз). Программа дополняет комплекс мер указанной региональной целевой программы в части создания условий для организации дистанционного обучения разных категорий участников образовательного процесса; "Совершенствование спортивной базы образовательных учреждений Ленинградской области на 2002-2006 годы" (областной закон от 14 августа 2002 года N 33-оз). Программа дополняет комплекс мер указанной региональной целевой программы в части совершенствования спортивно-туристической базы вновь созданных образовательных учреждений областного подчинения; "Развитие дополнительного профессионального (педагогического) образования Ленинградской области на 2006-2009 годы" (областной закон от 13 июля 2005 года N 58-оз). Программа дополняет комплекс мер указанной региональной целевой программы в части повышения степени готовности педагогических кадров Ленинградской области к реализации приоритетных направлений модернизации российского образования, одобренных Правительством Российской Федерации (протокол N 47 от 9 декабря 2004 года). Программа разработана с учетом: региональной целевой программы "Социальное развитие села на период до 2010 года" (областной закон от 25 марта 2004 года N 24-оз (с последующими изменениями). Мероприятия указанной региональной целевой программы дополняют перечень мероприятий Программы в целях реализации задач создания должных условий для обеспечения доступности качественного образования в сельской местности посредством строительства и реконструкции объектов образования; адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2006 год и проектов адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2007-2010 годы (приложение 4). Программа разработана также с учетом прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2008 года (все расчетно-численные показатели, приведенные в Программе, даны в соответствии с показателями прогноза); распоряжения Губернатора Ленинградской области "О комплексной операции "Подросток" в Ленинградской области" от 28 августа 2001 года N 396-рг. Мероприятия Программы направлены на профилактику и коррекцию асоциального поведения детей и подростков, выявленных по результатам данной операции. Кроме того, Программа взаимосвязана со следующими региональными целевыми программами, реализуемыми в Ленинградской области: региональная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ленинградской области на 2005-2008 годы" (областной закон от 28 июля 2005 года N 62-оз) (программа комитета по здравоохранению Ленинградской области); региональная целевая программа "Молодежь Ленинградской области" на 2005-2008 годы" (областной закон от 14 октября 2004 года* N 85-оз (программа комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области). ________________ * Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия закона следует читать: "10 ноября 2004 года". - Примечание "КОДЕКС". Мероприятия подпрограммы "Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции" региональной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ленинградской области на 2005-2008 годы" направлены на развитие системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции, а подпрограммой "Охрана здоровья участников образовательного процесса" Программы предусмотрено обучение педагогов и руководителей образовательных учреждений формам и методам профилактической работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Региональная целевая программа "Молодежь Ленинградской области" на 2005-2008 годы" предусматривает проведение областных мероприятий оборонно-спортивной и туристской направленности (игра "Зарница", соревнования "Школа безопасности"), конкурса лидеров детских и молодежных общественных объединений "Лидер XXI века" и других, проводимых совместно с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области. Программой также предусматривается проведение массовых мероприятий познавательно-воспитательного характера. 2. Цели и задачи Программы Основной целью Программы является развитие системы образования Ленинградской области, обеспечивающее высокое качество образования, формирование гармонично развитой, социально активной творческой личности, воспитание гражданственности и патриотизма, повышение роли образования в социальном и экономическом развитии Ленинградской области. Основными задачами, решаемыми Программой, являются: наиболее полное удовлетворение запросов населения в доступном качественном образовании, обеспечивающем целостное гармоничное развитие личности ребенка и его более успешную интеграцию в современное социально-экономическое пространство Ленинградской области; создание необходимых условий для повышения доступности качественного образования, в том числе в сельской местности; организация профильного обучения в системе общего образования; приближение системы профессионального образования к потребностям рынка труда Ленинградской области, повышение его доступности и качества; внедрение дистанционных образовательных технологий и их адаптация к существующим формам, методам, способам обучения всех категорий населения и создание в Ленинградской области системы адаптивно-развивающего образования; интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство Ленинградской области; совершенствование системы воспитания детей и подростков, их социализация в современном социокультурном пространстве региона, выявление и поддержка социально активных, талантливых и одаренных детей и подростков; создание системы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в общеобразовательных учреждениях; сохранение и укрепление здоровья и развития физической культуры обучающихся; развитие эффективной социокультурной образовательной среды муниципальных образований как фактора повышения качества жизни населения Ленинградской области; создание механизма организационно-методических условий и осуществление мониторинга качества образования в образовательной системе Ленинградской области; создание условий, обеспечивающих организацию планирования расходов с учетом социально-экономического развития Ленинградской области; организация и проведение процедуры изучения и оценки социального результата системы образования Ленинградской области; создание условий для закрепления педагогических кадров и совершенствование системы их стимулирования. 2.1. Цели и задачи подпрограммы "Развитие образования детей дошкольного и младшего школьного возраста" Цели: обеспечение доступного и качественного образования детей младшего возраста, обеспечивающее равные "стартовые возможности" при поступлении в школу; расширение видового разнообразия форм организации дошкольного образования и создание системы "предшкольного образования", в том числе в условиях сельской местности; обеспечение преемственности в содержании и методах образования; создание развивающей среды, взаимодействие педагога и ребенка, расширение культурного пространства ребенка; модернизация содержания образования, его ориентированность на духовно-нравственное развитие и художественно-эстетическое воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры; формирование востребованных обществом качеств личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|