Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу n А32-41135/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-41135/2013 15 ноября 2014 года 15АП-13615/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрекачёва А.Н. судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ароян О.У. при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Транс Магистраль»: представители Ковалева Г.С. по доверенности от 29.08.2014, Бежик А.А. по доверенности от 29.08.2014, от Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю: представители Турченко В.А. по доверенности от 21.04.2014, Кармаза Н.А. по доверенности от 28.04.2014, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2014 по делу № А32-41135/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транс Магистраль» к Управлению Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю о признании недействительным решения в части принятое в составе судьи Лесных А.В. УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «ТрансМагистраль» (далее - ООО «Транс Магистраль», общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю (далее - Управление ФНС России по Краснодарскому краю, управление, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.07.2013 № 1 в части пункта 1 о доначислении налога на прибыль за 2009 год в сумме 3 804 801 рубля и НДС за 3-й квартал 2009 года в сумме 2 970 306 рублей, пункта 3 о доначислении пеней по налогу на прибыль в сумме 3 217 616 рублей и пеней по НДС за 3-й квартал 2009 года в сумме 1 055 147 рублей, пункта 4 об уменьшении излишне заявленного к возмещению НДС за 4-й квартал 2009 года в сумме 454 015 рублей, пункта 5 о предложении обществу уплатить указанные налоги и пени. Представители налогового органа заявили ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы подписи директора ЗАО «НТД-Сервис менеджмент» Михайлова И.В. в накладной от 09.09.2009 № 233 (приложение к акту от 09.09.2009 № 0000057) и в письме от 22.01.2010. Решением суда от 02.06.2014 ходатайство представителей Управления ФНС России по Краснодарскому краю о проведении экспертизы отклонено. Признано недействительным решение Управления ФНС России по Краснодарскому краю об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Транс Магистраль» от 08.07.2013 № 1 в части пункта 1 о доначислении налога на прибыль за 2009 год в сумме 3 804 801 рубля и НДС за 3-й квартал 2009 года в сумме 2 970 306 рублей, пункта 3 о доначислении пеней по налогу на прибыль в сумме 3 217 616 рублей и пеней по НДС за 3-й квартал 2009 года в сумме 1 055 147 рублей, пункта 4 об уменьшении излишне заявленного к возмещению НДС за 4-й квартал 2009 года в сумме 454 015 рублей, пункта 5 о предложении обществу уплатить указанные налоги и пени, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ). Взысканы с Управления ФНС России по Краснодарскому краю в пользу ООО «Транс Магистраль» судебные расходы в сумме 2 000 рублей. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом всех установленных им фактических обстоятельств по делу, действительной целью проведения повторной проверки явилась не проверка деятельности нижестоящего налогового органа, а дополнительный контроль за деятельностью общества и сбор доказательств в отношении налогоплательщика с целью доначисления ему налогов и пеней по кругу тех обстоятельств, которые были выявлены в результате первоначальной проверки. В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) налоговая инспекция не опровергла реальность хозяйственных операций, по которым общество заявило к вычету НДС, не доказала совершение обществом и его контрагентами согласованных действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика. Управление ФНС России по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 02.06.2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что права общества на ознакомление с материалами повторной выездной налоговой проверки и на участие в рассмотрении данных материалов не нарушены. Управление вправе было использовать документы, информацию и сведения, полученные от ИФНС России № 25 по г. Москве. Судом первой инстанции не дана оценка доводам управления о направлении по почте в адрес общества копии постановления о назначении почерковедческой экспертизы и копии протокола об ознакомлении. Выводы управления об отсутствии реальных хозяйственных операций, о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в виде принятия к вычету НДС, а также неправомерного списания в расходы спорных затрат по взаимоотношениям с ООО «Лабиринт» и ООО «Форест-Строй» являются законными, обоснованными и документально подтвержденными. В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Транс Магистраль» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве. В порядке статьи 18 АПК РФ определением от 28.10.2014 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Шимбаревой Н.В. на судью Сулименко Н.В. После замены судьи рассмотрение жалобы начато сначала. В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Управлением ФНС России по Краснодарскому краю проведена повторная выездная налоговая проверка в отношении ООО «Транс Магистраль» по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты налога на прибыль за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, налога на добавленную стоимость за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года. Заместитель руководителя управления Межерицкий С.И., рассмотрел акт повторной выездной налоговой проверки от 12.04.2013 № 1дсп и иные материалы проверки – возражения по акту повторной выездной налоговой проверки вх. № 22536 от 15.05.2013 с приложением документов, при участии лица, в отношении которого проведена проверка: представителя общества Гупало Н.Н. по доверенности от 24.05.2013 № 8. Общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения материалов повторной выездной налоговой проверки, что подтверждается уведомлением о вызове налогоплательщика от 20.05.2013 № 13-23/12204 (протокол от 24.05.2013). Также рассмотрены материалы проверки с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля на основании решений заместителя руководителя управления Межерицкого С.И. от 29.05.2013 № 1, 07.06.2013 № 3, в отсутствие представителя общества. Общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения материалов повторной выездной налоговой проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля, что подтверждается уведомлением от 18.06.2013 № 13-23/15194 (протокол от 08.07.2013). Налогоплательщик с материалами проверки ознакомлен, что подтверждается протоколами от 24.05.2013, от 02.07.2013, от 03.07.2013 и реестрами переданных документов от 17.04.2013 № 1-3, от 02.07.2013, от 02.07.2013. По результатам повторной выездной налоговой проверки ООО «Транс Магистраль» доначислено 11 047 870 руб., в том числе: налогов – 6 775 107 руб., пени – 4 272 763 руб., также уменьшена сумма НДС, излишне заявленная к возмещению, в сумме 454 015 рублей. Сумма доначислений по контрагенту ООО «Лабиринт» составляет: по налогу на прибыль в сумме 2 123 441 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 911 096 руб. Сумма доначислений по контрагенту ООО «Форест-Строй» составляет: по налогу на прибыль в сумме 1 681 360 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 513 221 руб. Не согласившись с решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 08.07.2013 № 1, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующим. Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении налоговым органом положений подпункта 1 пункта 10 статьи 89 НК РФ и отсутствии в связи с этим оснований для проведения повторной проверки. В подтверждение данного вывода суд привел следующую аргументацию. Пунктом 10 статьи 89 НК РФ вышестоящему налоговому органу предоставлено право проводить повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. В Постановлении от 17.03.2009 № 5-П Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой повторная выездная налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществившего первоначальную выездную налоговую проверку, должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем, чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика. Предметом контроля вышестоящим налоговым органом могут являться оценка эффективности проведения первоначальной проверки в части выявления нарушений налогового законодательства, а также сделанные в ходе данной проверки выводы об отсутствии таких нарушений. Как следует из материалов дела, эти задачи исходя из предмета повторной выездной проверки предпринимателя, обстоятельств и финансово-хозяйственных операций, исследовавшихся в ее рамках, инспекцией не реализовывались. Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Первоначальное решение ИФНС России по Темрюкскому району о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.08.2010 № 312 в апелляционном и ином порядке обжаловано не было, в судебном порядке не проверялось. Данным решением не были начислены налоги по спорным контрагентам. При рассмотрении настоящего дела налоговым органом не были приведены доводы о том, что первоначальная проверка общества с учетом указанных критериев оценки рисков являлась неэффективной, носила фрагментарный характер и не была направлена на проверку этих обстоятельств. При проведении повторной выездной налоговой проверки управление не указало на какие-либо нарушения, допущенные при проведении первоначальной налоговой проверки, а также не выявило факта сговора между налогоплательщиком и должностными лицами ИФНС России по Темрюкскому району. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом всех установленных им фактических обстоятельств по делу, действительной целью проведения повторной проверки явилась не проверка деятельности нижестоящего налогового органа, а дополнительный контроль за деятельностью общества и сбор доказательств в отношении налогоплательщика с целью доначисления ему налогов и пеней по кругу тех обстоятельств, которые были выявлены в результате первоначальной проверки. Суд апелляционной инстанции признает данный вывод суда ошибочным и при этом исходит из следующего. Согласно статье 82 НК РФ налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, проводимого налоговым органом в целях исполнения возложенных на них обязанностей в пределах предоставленных им полномочий. В соответствии с пунктом 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции, ранее проводившей его проверку. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Законодательство о налогах и сборах не содержит запретов для вышестоящего налогового органа на осуществление контроля в отношении нижестоящего налогового органа. Как указано в Постановлении Конституционного Суда КС РФ от 17.03.2009 № 5-П, централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих. Контрольные мероприятия направлены на обеспечение соблюдения нижестоящими налоговыми инспекциями законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности. Одной из форм такого контроля и является повторная выездная налоговая проверка, предусмотренная положением, содержащимся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Проверка нижестоящего налогового органа, которая позволяет определить, насколько эффективны, законны и обоснованны принимаемые им решения, устранить недостатки в его работе и улучшить механизм взимания налогов для наиболее полной реализации публичной функции налога, невозможна без обращения Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу n А32-15181/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|