Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 411

 

 

 

 

 

                           РЕСПУБЛИКА КОМИ                            

 

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО                             

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

 

 

      от 28 сентября 2012 г. N 411
      г. Сыктывкар

 

 

               Об утверждении Государственной программы               
                Республики Коми "Развитие образования"                

 

 

      Правительство Республики Коми

 

      постановляет:

 

      1. Утвердить Государственную программу Республики Коми "Развитие
образования" согласно приложению.
      2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Главы Республики Коми Стаханова В.В.
      3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.

 

 

Глава
Республики Коми          В. Гайзер

 

 

 

      УТВЕРЖДЕНА
      постановлением Правительства Республики Коми
      от 28 сентября 2012 г. N 411
                                                                      
                                                                      
              ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КОМИ               
                        "Развитие образования"                        

 

                               ПАСПОРТ                                
              Государственной программы Республики Коми               
                        "Развитие образования"                        

 

-------------------+----------------------------------------------------------
¦Наименование      ¦Государственная  программа  Республики   Коми   "Развитие¦
¦Программы         ¦образования" (далее - Программа)                         ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Ответственный     ¦Министерство образования Республики Коми                 ¦
¦исполнитель       ¦                                                         ¦
¦Программы         ¦                                                         ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Соисполнители     ¦Министерство здравоохранения Республики Коми,            ¦
¦Программы         ¦Министерство культуры Республики Коми,                   ¦
¦                  ¦Министерство архитектуры, строительства  и  коммунального¦
¦                  ¦хозяйства Республики Коми,                               ¦
¦                  ¦Управление Республики Коми по занятости населения,       ¦
¦                  ¦Агентство Республики Коми по социальному развитию,       ¦
¦                  ¦Агентство Республики Коми по физической культуре  и спор-¦
¦                  ¦ту,                                                      ¦
¦                  ¦Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуника-¦
¦                  ¦циям                                                     ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Подпрограммы      ¦1. Развитие системы дошкольного образования в  Республике¦
¦Программы         ¦Коми.                                                    ¦
¦                  ¦2.  Развитие  системы  общего  образования  в  Республике¦
¦                  ¦Коми.                                                    ¦
¦                  ¦3. Развитие  системы  профессионального  образования    в¦
¦                  ¦Республике Коми.                                         ¦
¦                  ¦4. Дети и молодежь Республики Коми.                      ¦
¦                  ¦5. Оздоровление и отдых детей, проживающих  в  Республике¦
¦                  ¦Коми.                                                    ¦
¦                  ¦6. Допризывная подготовка граждан Российской Федерации  в¦
¦                  ¦Республике Коми к военной службе.                        ¦
¦                  ¦7. Обеспечение  условий  для  реализации  государственной¦
¦                  ¦программы  Республики Коми "Развитие образования".       ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Программно-целевые¦                                                         ¦
¦инструменты       ¦                                                         ¦
¦Программы         ¦                                                         ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Цель Программы    ¦Повышение доступности, качества и  эффективности  системы¦
¦                  ¦образования  с  учетом  потребностей  граждан,  общества,¦
¦                  ¦государства                                              ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Задачи Программы  ¦1)  повышение  доступности  и  качества   образовательных¦
¦                  ¦услуг,  эффективности  работы  системы  дошкольного   об-¦
¦                  ¦разования;                                               ¦
¦                  ¦2)  обеспечение  доступности  качественного  общего   об-¦
¦                  ¦разования,  соответствующего  требованиям  развития   ин-¦
¦                  ¦новационной экономики и потребностям граждан;            ¦
¦                  ¦3)  формирование     условий   и   механизмов   повышения¦
¦                  ¦эффективности  системы  профессионального  образования  в¦
¦                  ¦Республике Коми;                                         ¦
¦                  ¦4) обеспечение успешной социализации детей и  молодежи  в¦
¦                  ¦социуме;                                                 ¦
¦                  ¦5) обеспечение эффективного оздоровления и отдыха  детей,¦
¦                  ¦проживающих в Республике Коми;                           ¦
¦                  ¦6)  обеспечение  содействия  в   допризывной   подготовке¦
¦                  ¦граждан Российской Федерации в Республике Коми к  военной¦
¦                  ¦службе                                                   ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Целевые индикаторы¦Целевыми индикаторами Программы являются:                ¦
¦и показатели      ¦1)  удельный  вес  населения  в  возрасте  5  -  18  лет,¦
¦Программы         ¦охваченных  общим  образованием,  в   общей   численности¦
¦                  ¦населения в возрасте 5 - 18 лет (в процентах);           ¦
¦                  ¦2)  доступность  предшкольного   образования   (отношение¦
¦                  ¦численности детей 5 - 7 лет, которым  предоставлена  воз-¦
¦                  ¦можность  получать  услуги  дошкольного  образования,   к¦
¦                  ¦численности детей в возрасте 5 - 7 лет, скорректированной¦
¦                  ¦на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся  в¦
¦                  ¦школах) (в процентах);                                   ¦
¦                  ¦3)  удельный  вес  лиц,  сдавших  единый  государственный¦
¦                  ¦экзамен по  русскому  языку  (по  математике),  от  числа¦
¦                  ¦выпускников, участвовавших в едином государственном экза-¦
¦                  ¦мене;                                                    ¦
¦                  ¦4)  удельный  вес  выпускников  государственных   образо-¦
¦                  ¦вательных учреждений профессионального образования  очной¦
¦                  ¦формы обучения, трудоустроившихся в течение  одного  года¦
¦                  ¦после  окончания  обучения  по  полученной  специальности¦
¦                  ¦(профессии), в общей их численности (в процентах);       ¦
¦                  ¦5) удельный вес численности руководящих и  педагогических¦
¦                  ¦работников учреждений дошкольного, общего  и дополнитель-¦
¦                  ¦ного образования  детей, прошедших повышение квалификации¦
¦                  ¦или профессиональную переподготовку, в общей  численности¦
¦                  ¦руководящих и педагогических  работников  учреждений  до-¦
¦                  ¦школьного, общего и дополнительного  образования детей (в¦
¦                  ¦процентах).                                              ¦
¦                  ¦Целевые индикаторы и показатели  подпрограмм,  включенных¦
¦                  ¦в состав Программы, приводятся в паспортах подпрограмм   ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Этапы и сроки     ¦Программа  реализуется в 2013 - 2020 годы                ¦
¦реализации        ¦                                                         ¦
¦Программы         ¦                                                         ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Источники и объемы¦Объем бюджетных ассигнований на реализацию  Программы  за¦
¦финансирования    ¦счет средств  республиканского  бюджета  Республики  Коми¦
¦Программы         ¦составляет 33 552 060,2 тыс. рублей.                     ¦
¦                  ¦Объемы финансирования Программы по годам:                ¦
¦                  ¦2013 год - 11 208 772,2 тыс. рублей,                     ¦
¦                  ¦2014 год - 11 121 376,6 тыс. рублей,                     ¦
¦                  ¦2015 год - 11 221 911,4 тыс. рублей                      ¦
+------------------+---------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦  В  ходе   реализации   Программы   будут   сформированы¦
¦результаты        ¦стратегические  проекты  развития  дошкольного,   общего,¦
¦реализации        ¦профессионального, дополнительного образования и молодеж-¦
¦Программы         ¦ной политики, в том числе по следующим направлениям:     ¦
¦                  ¦  1)  создание  современных   условий   для   обучающихся¦
¦                  ¦(воспитанников) в образовательных учреждениях;           ¦
¦                  ¦  2)  создание  условий  для  внедрения  федеральных  го-¦
¦                  ¦сударственных  требований  по  реализации  основной   об-¦
¦                  ¦щеобразовательной  программы   дошкольного   образования,¦
¦                  ¦федеральных государственных образовательных стандартов  в¦
¦                  ¦системе общего и профессионального образования;          ¦
¦                  ¦  3)  организация  стажерских  площадок  для  обучения  и¦
¦                  ¦повышения квалификации педагогических работников  системы¦
¦                  ¦образования,  а   также   для   распространения   моделей¦
¦                  ¦образовательных   систем,   обеспечивающих    современное¦
¦                  ¦качество образования;                                    ¦
¦                  ¦  4)  создание   оптимальных   условий   функционирования¦
¦                  ¦государственных  образовательных  учреждений   Республики¦
¦                  ¦Коми;                                                    ¦
¦                  ¦  5)  оснащение   государственных   (муниципальных)   об-¦
¦                  ¦разовательных  учреждений  учебно-лабораторным,  учебным,¦
¦                  ¦технологическим, спортивным оборудованием;               ¦
¦                  ¦  6) внедрение информационно-коммуникационных технологий,¦
¦                  ¦в том числе развитие дистанционных технологий в сфере об-¦
¦                  ¦разования;                                               ¦
¦                  ¦  7) создание научно-методических, организационных,  кад-¦
¦                  ¦ровых, информационных условий для развития  этно-культур-¦
¦                  ¦ного образования с учетом  социокультурного  пространства¦
¦                  ¦республики;                                              ¦
¦                  ¦  8) развитие  республиканской  системы  оценки  качества¦
¦                  ¦образования, государственно-общественных форм управления;¦
¦                  ¦  9) развитие многофункциональной  образовательной  среды¦
¦                  ¦для проявления  и  развития  индивидуальных  способностей¦
¦                  ¦обучающихся;                                             ¦
¦                  ¦  10)  создание  комплекса  условий,  способствующих  ус-¦
¦                  ¦пешной социализации детей и  молодежи  в  соответствии  с¦
¦                  ¦современными условиями;                                  ¦
¦                  ¦  11)  повышение   эффективности   военно-патриотического¦
¦                  ¦воспитания  молодежи  и  престижа  службы  в  Вооруженных¦
¦                  ¦Силах Российской Федерации;                              ¦
¦                  ¦  Будет   создана   среда,   обеспечивающая   доступность¦
¦                  ¦образовательных  услуг  и  равные  стартовые  возможности¦
¦                  ¦подготовки детей к школе.                                ¦
¦                  ¦  В системе профессионального образования будут сформиро-¦
¦                  ¦ваны 10   ресурсных   центров   по  отраслевому принципу,¦
¦                  ¦обеспечивающих кадровые потребности экономики республики,¦
¦                  ¦будет  организовано  сетевое взаимодействие образователь-¦
¦                  ¦ных учреждений  профессионального  образования  различных¦
¦                  ¦уровней, предприятий и  организаций,  повысится привлека-¦
¦                  ¦тельность обучения по  программам  начального  профессио-¦
¦                  ¦нального и среднего профессионального образования,  соот-¦
¦                  ¦ветствующим  приоритетным   направлениям  модернизации  и¦
¦                  ¦технологического развития экономики и др.                ¦
¦                  ¦  К 2020  году  эффективность  решения  задач  по  модер-¦
¦                  ¦низации  образования  и  реализации  молодежной  политики¦
¦                  ¦позволит:                                                ¦
¦                  ¦  1)   обеспечить   модернизацию   инфраструктуры   сферы¦
¦                  ¦образования и молодежной политики Республики Коми;       ¦
¦                  ¦  2) создать условия для    достижения  современного  ка-¦
¦                  ¦чества образования, обеспечивающие реализацию  актуальных¦
¦                  ¦и  перспективных  потребностей   личности,   общества   и¦
¦                  ¦государства,  равного  доступа  к   нему   всех   граждан¦
¦                  ¦республики;                                              ¦
¦                  ¦  3)  обеспечить  содействие   государства   гражданскому¦
¦                  ¦становлению  детей  и  молодежи,   увеличению      вклада¦
¦                  ¦молодого поколения в экономическое и социальное  развитие¦
¦                  ¦Республики Коми                                          ¦
-------------------+----------------------------------------------------------

 

                 1. Характеристика текущего состояния                 
                  сферы образования Республики Коми                   

 

      1. Программа разработана в целях повышения доступности, качества
и  эффективности  системы  образования  с учетом потребностей граждан,
общества, государства, создания условий для социализации обучающихся и
воспитанников,   обеспечения  реализации  прав  детей,  проживающих  в
Республике Коми, на оздоровление и отдых.
      В условиях сокращения численности населения именно  от  качества
человеческого       потенциала      зависит      успешное      решение
социально-экономических задач,  стоящих  перед  республикой.  Один  из
ключевых  факторов  качества  человеческого потенциала - образование и
социализация детей.  Сегодняшние  дети  и  подростки  -  это  наиболее
социально   активная   часть  общества  и  кадровый  ресурс  экономики
следующих десятилетий. В то же время образование - ценный  ресурс  для
самого человека, его самореализации.
      2. Программа охватывает всю  сеть  учреждений,  расположенных  в
Республике   Коми   и   предоставляющих   услуги   по   образованию  и
социализации, это - 1123 учреждения различных  уровней  образования  и
форм собственностей, в том числе:
      1) 4 дошкольных образовательных учреждения, в том числе:
      1 дошкольное образовательное учреждение  (функции  учредителя  -
Федеральное  государственное  бюджетное учреждение науки "Коми научный
центр Уральского отделения Российской академии наук");
      1 дошкольное образовательное учреждение  (функции  учредителя  -
Министерство внутренних дел Российской Федерации);
      2 дошкольных образовательных учреждения  (функции  учредителя  -
Главное   управление   Федеральной   службы  исполнения  наказаний  по
Республике Коми);
      2)  13  учреждений  высшего  профессионального   образования   и
филиалов,    функции   учредителя   которых   выполняет   Министерство
образования и науки Российской Федерации;
      3)  77  учреждений,   функции   учредителя   которых   выполняет
Министерство    образования   Республики   Коми,   в   том   числе   7
государственных  общеобразовательных  учреждений,  1   государственное
общеобразовательное  учреждение  вечернего  (сменного) образования, 17
государственных учреждений для детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  18  государственных специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для  детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья, 4 государственных образовательных учреждения дополнительного
образования   детей,   5   государственных    учреждений    начального
профессионального  образования, 21 государственное учреждение среднего
профессионального образования, 1  государственное  учреждение  высшего
профессионального    образования,    1    государственное   учреждение
дополнительного  профессионального  образования  и  2  государственных
учреждения Республики Коми;
      4) 965 учреждений по отрасли "Образование",  функции  учредителя
которых  выполняют  органы  местного  самоуправления,  в том числе 453
муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 63  муниципальных
общеобразовательных  учреждения  "Детский  сад - начальная школа", 383
муниципальных   общеобразовательных   учреждения,   10   муниципальных
учреждений   вечернего   (сменного)   образования,   56  муниципальных
учреждений дополнительного образования детей;
      5) 48  учреждений  по  отрасли  "Культура",  функции  учредителя
которых  выполняют  Министерство  культуры  Республики  Коми  и органы
местного самоуправления, в  том  числе  3  государственных  учреждения
среднего   профессионального   образования   в   сфере   культуры,  45
муниципальных образовательных учреждений  дополнительного  образования
детей;
      6)   13   негосударственных   учреждений,   в   том   числе    4
негосударственных    дошкольных    образовательных    учреждения,    2
негосударственных учреждения среднего профессионального образования, 7
негосударственных учреждений высшего профессионального образования.
      3. В целях реализации основных полномочий в области  образования
и  воспитания  Министерством  образования  Республики Коми в течение 5
последних  лет  проведена  значительная  работа  по   формированию   и
совершенствованию   нормативной   правовой  базы  системы  образования
Республики Коми, в том числе разработано и  в  дальнейшем  принято  77
законов  Республики  Коми,  161 постановление Правительства Республики
Коми, 117 распоряжений Правительства Республики Коми.
      Основная часть принятых нормативных правовых актов направлена на
реализацию   основных  принципов  образовательной  политики:  правовое
обеспечение   доступности   качественного   образования,    исполнение
переданных  Российской  Федерацией полномочий в области образования, а
также   обеспечение   структурных   изменений   системы   образования,
расширение   сферы   общественного  участия  в  развитии  образования,
улучшение демографической ситуации в Республике Коми.
      В течение последних  пяти  лет  почти  в  1,9  раза  увеличились
расходы консолидированного бюджета республики по отрасли "Образование"
(2007 г. - 9 207,7 тыс. рублей, 2011 г. - 17 248, 7 тыс. рублей).
      В  течение  пяти  лет  в  13,8  раза  увеличились   расходы   на
образование  за  счет  средств, поступающих из федерального бюджета, с
32,2 млн. руб. (2007 год) до 443,8 млн.  руб.  (2011  г.).  Увеличение
объема  средств  связано с передачей Министерством финансов Республики
Коми  финансирования  межбюджетных  трансфертов   через   Министерство
образования   Республики  Коми  в  2009  -  2011  годах  (Подпрограмма
"Обеспечение   жильем    молодых    семей",    ежемесячное    денежное
вознаграждение  за  классное  руководство),  а  также  с  привлечением
средств федерального бюджета по новым направлениям.
      В системе образования  Республики  Коми  отмечается  постепенное
продвижение   институциональных   реформ,   в   том   числе  внедрение
современных организационных и экономических механизмов.  С  2005  года
начался    поэтапный    переход    образовательных    учреждений    на
нормативно-подушевое   финансирование,   с   2008   года    во    всех
образовательных учреждениях введена новая система оплаты труда.
      Повышается открытость системы образования. В  2011  году  73,18%
образовательных    учреждений   опубликовали   публичные   доклады   о
результатах    деятельности    образовательных     учреждений.     57%
образовательных учреждений республики имеют сайты.
      Расширяется сфера государственно-общественных  форм  управления.
При  Министерстве  образования  Республики  Коми  функционируют органы
общественного  управления,  в  состав  которых  входят   представители
общественности:  коллегия  Министерства  образования  Республики Коми,
Совет  по  модернизации  общего  образования,  Совет   по   управлению
республиканскими  экспериментальными площадками, Координационный совет
при Министерстве образования Республики Коми по  вопросам  организации
введения   федерального  государственного  образовательного  стандарта
общего образования, Совет молодых ученых  и  специалистов,  Ассоциация
педагогов   и   образовательных   учреждений  Республики  Коми,  Совет
директоров средних  специальных  учебных  заведений  Республики  Коми,
Совет    ректоров    высших   учебных   заведений   Республики   Коми,
Республиканский  студенческий  Совет  при   Министерстве   образования
Республики Коми.
      Управляющие советы, попечительские советы, советы школ действуют
в  62%  школ  и  во всех детских домах, школах-интернатах, специальных
(коррекционных) учреждениях.
      Отмечается рост активности гражданских институтов. В  2011  году
во всех пунктах сдачи единого государственного экзамена присутствовали
общественные  наблюдатели.  Процедура   аккредитации   образовательных
учреждений  проводится  с  привлечением  потребителей  образовательных
услуг, представителей общественных институтов, объединений  педагогов.
Работа Республиканской аттестационной комиссии организована с участием
представителей органов исполнительной власти Республики Коми,  органов
местного  самоуправления  в  Республике Коми, профессиональных союзов,
научных и общественных организаций.
      С 2009 г. государственные образовательные учреждения  Республики
Коми  государственные  услуги  в  сфере  образования  предоставляют на
основе государственных заданий.
      С  2009  года   начат   плановый   переход   государственных   и
муниципальных   учреждений   образования  в  Республике  Коми  в  иные
организационно-правовые формы  -  автономные  учреждения  и  бюджетные
учреждения.  В  2011  г.  все  государственные  учреждения образования
Республики   Коми   переведены   в   новый   правовой   статус:    34%
государственных  учреждений  образования  Республики Коми переведены в
статус  автономных,  66%  государственных  образовательных  учреждений
переведены в статус бюджетных.
      В  Республике   Коми   решена   базовая   проблема   доступности
образования.
      Охват детей дошкольным образованием по республике составляет  80
процентов, что значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации
(59,5  процентов)  и  Северо-Западному   Федеральному   округу   (74,2
процентов).  Предшкольным  образованием  охвачено  94%  дошкольников в
возрасте 5 - 7 лет (Российская Федерация - 76%).
      В  результате  планомерной  оптимизации   сети   образовательных
учреждений   сформирована   сеть  республиканских  ресурсных  центров,
муниципальных базовых (опорных) школ.
      По  состоянию  на  1  января  2012  г.  статус   республиканских
ресурсных  центров был присвоен 12-ти общеобразовательным учреждениям,
статус муниципальной базовой (опорной) школы - 82 школам.
      Улучшились условия обучения путем ежедневного  подвоза  детей  в
базовые  школы, а значит, качественное образование стало доступным для
более  чем  5  тыс.  сельских  школьников  из  139  школ.   Внедряется
дистанционное обучение детей малокомплектных школ.
      Отмечается  снижение  числа   детей   школьного   возраста,   не
обучающихся в общеобразовательных учреждениях (2009 г. - 92 чел., 2010
г. - 65 чел., 2011 г. - 51 чел.).
      Обновляется  инфраструктура  общего  образования.  В  республике
возобновлено строительство объектов образования. За два последних года
введены в эксплуатацию 15 объектов образования, из них 9 объектов -  в
сельской местности.
      Реализация  мероприятий  по  модернизации   общего   образования
способствовала  увеличению  значения  такого  показателя  национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа", как "Доля  обучающихся,
которым  предоставлены  все основные виды современных условий обучения
(от  общей  численности  обучающихся  по  основным  программам  общего
образования)",   по   которому  обучающимся  предоставлены  условия  в
диапазоне от 81 до 100 процентов (созданы полностью), с  18,55%  (2010
г.) до 19,66% (2011 г.) (Российская Федерация - 38,33%), а в диапазоне
от 61 до 80 процентов условий (максимально приближены к  соответствию)
с 40,3% до 50,92% (Российская Федерация - 42,42%).
      Возможность  пользоваться  интерактивными   учебными   пособиями
(доска,  мультимедийные установки и др.) в соответствии с федеральными
государственными образовательными  стандартами  общего  образования  в
среднем  по  Республике Коми составляет 85,51% (Российская Федерация -
73,98%).
      Формируется республиканская система оценки качества  результатов
обучения  по  образовательным  программам  основного общего и среднего
(полного) общего образования,  которая  включает  на  старшей  ступени
обучения  государственную  (итоговую)  аттестацию  выпускников 11 (12)
классов в форме единого государственного экзамена; на основной ступени
обучения  -  независимую  оценку  качества  подготовки  выпускников  9
классов в рамках государственной (итоговой) аттестации.
      В 2011 году  улучшились  результаты  государственной  (итоговой)
аттестации  в  новой  форме  для  выпускников  9-х классов по русскому
языку, математике, биологии, истории, обществознанию, физике.
      Увеличилась доля  выпускников,  сдавших  единый  государственный
экзамен  по  русскому  языку и математике, с 98,5% (2010 г.) до 98,94%
(2011 г.), что превышает среднее значение по  Российской  Федерации  -
96,4%.
      В 2011 году по  результатам  единого  государственного  экзамена
увеличился   средний   балл  по  русскому  языку,  математике,  химии,
английскому языку, немецкому языку, литературе. Более  чем  в  3  раза
увеличилось  количество  участников единого государственного экзамена,
которые по результатам экзаменов получили тестовый балл в интервале 90
- 100 баллов (2011 г. - 181 чел., 2010 - 56 чел.).
      В условиях перевода образовательных учреждений профессионального
образования  с  финансирования за счет средств федерального бюджета на
средства республиканского бюджета Республики Коми в республике удалось
сохранить  доступность  и качество услуг, предоставляемых учреждениями
профессионального    образования     (по     программам     начального
профессионального и среднего профессионального образования).
      Проведена  оптимизация  республиканской   сети   образовательных
учреждений  начального  профессионального и среднего профессионального
образования; открыты подготовки по новым  образовательным  программам,
соответствующим  потребностям  рынка  труда  и  перспективам  развития
экономики и социальной сферы республики;  формируется  государственное
задание  на  подготовку  рабочих  кадров  и  специалистов  со  средним
профессиональным образованием; расширена практика заключения договоров
с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения.
      Создана  система   повышения   квалификации   педагогических   и
руководящих  работников  образовательных  учреждений профессионального
образования.
      Острые   вопросы,   связанные   с   демографической   ситуацией,
недостаточной  информированностью  выпускников  школ, низким престижем
рабочих   профессий   привели   к   необходимости   развития   системы
профориентации     и    трудоустройства.    При    всех    учреждениях
профессионального    образования     созданы     центры     содействия
трудоустройству выпускников.
      В условиях демографического  спада  стабильно  высоким  остается
процент выпускников 9-х и 11- х классов, продолжающих свое обучение по
рабочим профессиям и специальностям среднего звена, (45%).
      Численность  занятых  выпускников   образовательных   учреждений
начального профессионального и среднего профессионального образования,
в том числе с учетом  продолживших  обучение,  призванных  на  военную
службу, составляет более 90%.
      4. В деятельность по  социализации  детей  и  молодежи  включены
государственные и муниципальные учреждения образования и культуры.
      В   республике   накоплен    положительный    опыт    проведения
республиканских и межрегиональных мероприятий в сфере образования.
      Сложилась система государственной поддержки талантливых детей  и
молодежи за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
      Реализация   комплекса   межведомственных   организационных    и
профилактических  мероприятий  позволила  снизить  в  2011  г. уровень
подростковой  преступности  на  25    1170  до  877),  удельный  вес
несовершеннолетних,  совершивших  преступления,  от  общего числа лиц,
снизился на 1,2% (2011 г. - 8,0%, 2010 г. - 9,2%).
      В Республике Коми сохранена централизованная  схема  организации
оздоровления  и  отдыха  детей  путем  выделения  целевых  путевок  на
условиях софинансирования.
      Финансирование   мероприятий   по   проведению   оздоровительной
кампании  детей  осуществляется  из различных источников (федеральный,
республиканский,   местные   бюджеты).   Дополнительно    привлекаются
внебюджетные средства (родителей, предприятий и др.).
      В целях обеспечения безопасности  детей,  выезжающих  в  детские
оздоровительные  лагеря, расположенные за пределами Республики Коми, с
соблюдением необходимых  требований  (организация  в  пути  следования
горячего  питания,  медицинского  сопровождения  и  др.)  организуется
перевозка железнодорожным транспортом к местам отдыха и обратно.
      Большое  внимание  уделяется  комплексной  безопасности  детских
оздоровительных  учреждений,  а  также  охране общественного порядка и
безопасности детей во время их нахождения в лагере.
      Сохранена сеть стационарных детских оздоровительных  учреждений,
расположенных на территории Республики Коми.
      Таким образом,  к  положительным  факторам  (сильным  сторонам),
влияющим на развитие системы образования в Республике Коми, относятся:
      1)  наличие   многопрофильной   сети   учреждений   образования,
позволяющей  обеспечить  конституционные  права  граждан  на получение
образования;
      2) наличие  внутренних  резервов  и  предпосылок  для  повышения
доступности качественного образования;
      3) проведение мер и мероприятий по развитию системы образования;
      4)  наличие  и  развитие  инфраструктурных  составляющих   сферы
образования.
      5.  Однако  потенциал  системы   образования   Республики   Коми
используется  не в полной мере, в развитии системы образования имеется
ряд нерешенных проблем, существует ряд внешних угроз, которые  вызваны
рядом объективных и субъективных причин.
      Потребность  населения  в  услугах  дошкольных   образовательных
учреждений  с  каждым годом растет. Общая численность детей в возрасте
от 1 до 6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения  по
причине  отсутствия  мест в детском саду, на конец 2011 года составила
5848 человек (в 2010 году - 5731 человек, 2009 году - 5543 человека).
      Наиболее ярко данная проблема выражена  в  г.  Сыктывкаре  (2510
чел.),  Ухте  (1701  чел.),  в Сосногорском (126 чел.), Усть-Куломском
(351  чел.),  Корткеросском  (142  чел.),  Сыктывдинском  (265  чел.),
Усть-Вымском (126 чел.), Ижемском (225 чел.) районах.
      Требуют развития  вариативные  организационные  модели  и  формы
дошкольного   образования.   В   республике   функционируют  только  4
негосударственных детских сада.
      Стабильно высоким остается число малокомплектных  школ  (2009  -
2010 уч. год - 215 школ, 2010 - 2011 уч. год - 210 школ).
      Социализация  выпускников   в   немалой   степени   зависит   от
результатов единого государственного экзамена, которые свидетельствуют
о наличии определенных проблем подготовки учащихся по предметам.
      В  2011  году  ухудшились  результаты   выпускников   по   таким
общеобразовательным    предметам,    как    физика,    информатика   и
информационно-коммуникационные технологии, история, французский  язык,
обществознание.
      В 2011 году увеличилось количество выпускников, не  преодолевших
минимальный  пороговый  балл по обязательным предметам (русский язык и
математика) в ходе  государственной  (итоговой)  аттестации.  Из  5387
обучающихся      2010  г.  -  6617),  допущенных  к  государственной
(итоговой) аттестации в форме единого государственного  экзамена,  161
чел.  (2,99%)  не преодолел минимальный пороговый балл по обязательным
учебным предметам (в 2010 г. - 157 - 2,37%; в 2009 г. - 242 - 3,34%).
      Увеличивается доля выпускников, которые не получили  аттестат  о
среднем  (полном)  общем  образовании:  в  2011  г.  -  225  чел., что
составляет 3,97% (в 2010 г. -  251  чел.,  что  составляет  3,76%)  от
общего количества выпускников (5673 чел.).
      Обеспеченность учебным оборудованием для  практических  работ  в
соответствии  с  новыми федеральными государственными образовательными
стандартами в Республике Коми  составляет  56,07%,  что  ниже,  чем  в
среднем по России - 69,7%.
      Возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не  менее  2
Мб/сек)    имеют   только   11,77%   обучающихся   общеобразовательных
учреждений, что ниже, чем в среднем по России - 26,06%.
      В соответствии с Федеральным Законом от  6  октября  1999  г.  N
184-ФЗ     "Об    общих    принципах    организации    законодательных
(представительных) и  исполнительных  органов  государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации"  и  Федеральным Законом от 6 октября
2003  г.  N  131-ФЗ   "Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления   в   Российской   Федерации"   полномочия   в  области
образования  распределены  между   республиканским   и   муниципальным
уровнями.  При  этом  часть  полномочий  (вопросы  содержания зданий и
коммунальных  расходов   муниципальных   образовательных   учреждений,
организации   и   осуществления  мероприятий  по  работе  с  детьми  и
молодежью, организации  предоставления  общедоступного  и  бесплатного
начального   общего,   основного  общего,  среднего  (полного)  общего
образования по основным  общеобразовательным  программам,  организации
предоставления  дополнительного  образования  детям  и  общедоступного
бесплатного  дошкольного  образования  на  территории   муниципального
района,  а  также  организация  отдыха  детей  в  каникулярное  время)
находится на муниципальном уровне, в том числе на уровне поселений.
      Создание  современных  безопасных  условий   в   образовательных
учреждениях затратно для муниципального уровня.
      Только   39   процентов   школ   республики   имеют   все   виды
благоустройства,  49  процентов  зданий общеобразовательных учреждений
требуют частичного или капитального ремонта.
      Имеет место износ высокой  степени  объектов  образования    7
общеобразовательных   учреждениях   здания   находятся   в   аварийном
состоянии, 271 здание имеет  износ  свыше  20%,  требует  капитального
ремонта - 29 зданий).
      К  числу  наиболее  актуальных  проблем  относится  создание   в
общеобразовательных   учреждениях   материально-технических   условий,
соответствующих     требованиям     федерального      государственного
образовательного  стандарта  и создание современных условий обучения в
комплексе всех основных видов таких условий.
      Отмечается  неравномерное  распределение  школ  со   специальным
статусом. Школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии,
лицеи  сконцентрированы,  в  основном,  в  муниципальных  образованиях
городских округов.
      Отмечается    недостаточное    вовлечение    несовершеннолетних,
находящихся  в  социально  опасном  положении, во внеурочную занятость
(2011 г. - 4%).
      Не в полном объеме сформирована система целенаправленной  работы
с одаренными детьми и талантливой молодежью.
      Недостаточно   развиты    механизмы    кооперации    учреждений,
расположенных  в  непосредственной  близости  или решающих аналогичные
задачи (особенно принадлежащих разным  ведомствам),  в  том  числе  по
использованию объектов социальной инфраструктуры.
      Беспокойство   вызывают   проблемы,   связанные   со   здоровьем
школьников.  Заболеваемость  детей  в  Республике  Коми  выше,  чем  в
Российской Федерации.
      База детских оздоровительных учреждений требует обновления.
      Охват  оздоровлением  и  отдыхом  составляет  только  50%  детей
школьного   возраста,  из  которых  большая  часть  охвачена  отдыхом,
организованном на территории Республики Коми.
      Доля детей, у которых отмечен выраженный оздоровительный эффект,
ниже, чем по России (Республика Коми - 83,4%, Россия - 85,7%).
      Ужесточаются требования  к  организации  оздоровления  и  отдыха
детей,   вследствие   чего   существенно   увеличиваются   затраты  на
организацию мероприятий по проведению оздоровительной  кампании  детей
как на республиканском, так и на муниципальных уровнях.
      Особого внимания  требует  ситуация,  связанная  с  обеспечением
успешной  социализации  детей  с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения  родителей,  а  также
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
      Несмотря на то, что большая  часть  выпускников  образовательных
учреждений  начального  профессионального и среднего профессионального
образования трудоустраивается по полученной профессии и специальности,
потребности   рынка   труда   Республики  Коми  существующей  системой
профессионального  образования  в  полной  мере   не   обеспечиваются.
Ограниченным является использование производственного и инновационного
потенциала  учреждений  профессионального  образования  для  повышения
квалификации   взрослого   населения.   Потребителям   услуг  в  сфере
профессионального образования труднодоступна информация о потребностях
экономики  республики  в  кадрах, о карьере и уровне доходов рабочих и
специалистов    среднего    звена,    что     потенциально     снижает
привлекательность  программ  начального  профессионального  и среднего
профессионального образования у выпускников школ.
      Молодежь продолжает оставаться одной из уязвимых групп на  рынке
труда,  большая  часть  молодых людей зарегистрирована на биржах труда
как безработные.
      Отмечается  недостаточная  информированность  молодых  людей   о
научных,   творческих   и   других   мероприятиях,   в   том  числе  с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
      Не     в     полном     объеме      задействованы      механизмы
государственно-частного    партнерства   в   сфере   профессионального
образования.
      Государственные    образовательные     учреждения     начального
профессионального  и среднего профессионального образования испытывают
дефицит кадров (мастеров производственного обучения  и  преподавателей
специальных   дисциплин),  владеющих  перспективными  технологиями,  и
имеющих опыт работы на современном производстве.
      В республике проявляется (как и  в  России  в  целом)  гендерный
дисбаланс: более 89% педагогического состава и более 91% руководителей
образовательных учреждений - женщины.
      Отмечается  тенденция  старения  педагогических  кадров,  растет
число работающих пенсионеров - 35,3% (2011 г.), 32,6% (2010 г.).
      Отмечается снижение образовательного уровня  призывной  молодежи
по  основам  военной  службы, у большинства молодых людей сформировано
негативное отношение к военной службе, отмечается падение  показателей
состояния  здоровья  и физической подготовленности молодежи призывного
возраста.
      Таким образом,  отрицательными  факторами  (слабыми  сторонами),
влияющими  на  развитие образования и молодежной политики в Республике
Коми, являются:
      1) дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
      2) наличие диспропорции распределения сетевых единиц  учреждений
образования на территории Республики Коми;
      3) недостаточный уровень качества предоставляемых услуг в  сфере
образования;
      4)   недостаточный   уровень   коммуникаций   между   субъектами
образовательной деятельности в условиях разделения полномочий;
      5) ограниченность  мер  поддержки  и  развития  инфраструктурных
составляющих сферы образования;
      6) недостаточная информированность молодых людей о  возможностях
реализации своего потенциала;
      7)  низкий   уровень   интереса   у   молодежи   к   участию   в
общественно-политической жизни общества;
      6. Объективно существует ряд внешних  возможностей,  позволяющих
минимизировать  риски  и устранить угрозы развития сферы образования в
рамках реализации программного метода.
      Многообразие  направлений  в  сфере  образования  и   молодежной
политики   делает   невозможным  решение  стоящих  перед  ней  проблем
изолированно,  без  широкого  взаимодействия  органов  государственной
власти  всех  уровней,  органов  местного самоуправления, общественных
объединений   и   других   субъектов   образовательной   деятельности,
обусловливает   необходимость  применения  программно-целевых  методов
решения стоящих перед отраслью задач в рамках Программы.

 

          2. Приоритеты и цели реализуемой в Республике Коми          
        государственной политики в сфере образования, описание        
       основных целей и задач Программы. Прогноз развития сферы       
                     образования Республики Коми                      

 

      1. Приоритетными направлениями государственной политики в  сфере
развития  образования,  создания  условий  для  социализации  детей  и
молодежи, обеспечения реализации прав детей, проживающих в  Республике
Коми, на оздоровление и отдых в Республике Коми станут:
      1) создание среды,  обеспечивающей  доступность  образовательных
услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе;
      2) реализация федеральных государственных требований и  создание
условий   для  реализации  основной  общеобразовательной  программы  в
дошкольных образовательных учреждениях;
      3)   сохранение   единого   образовательного   пространства   на
территории   Республики   Коми  с  учетом  ее  социально-культурных  и
этнокультурных особенностей и рост  доступности  качественного  общего
образования;
      4)  рост  эффективности  использования  кадрового  потенциала  и
имеющейся    материально-технической    базы   учреждений   начального
профессионального и среднего профессионального образования;
      5) создание системы непрерывного профессионального  образования,
подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
      6)  создание   условий   и   определение   механизмов   успешной
социализации  и  адаптации  детей  и  молодежи  к современным условиям
жизни;
      7) организация оздоровления и отдыха детей различных  категорий,
в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
      2.  Цель  Программы  -   повышение   доступности,   качества   и
эффективности  системы  образования  с  учетом  потребностей  граждан,
общества, государства.
      3.  Достижение  цели  Программы  обеспечивается  путем   решения
следующих задач:
      1)  повышение  доступности  и  качества  образовательных  услуг,
эффективности работы системы дошкольного образования;
      2) обеспечение  доступности  качественного  общего  образования,
соответствующего   требованиям   развития  инновационной  экономики  и
потребностям граждан;
      3) повышение эффективности системы профессионального образования
в Республике Коми;
      4) обеспечение успешной социализации детей и молодежи в социуме;
      5)  обеспечение  эффективного  оздоровления  и   отдыха   детей,
проживающих в Республике Коми;
      6)  обеспечение  содействия  в  допризывной  подготовке  граждан
Российской Федерации в Республике Коми к военной службе.
      4. Реализация  заложенного  в  Программе  комплекса  мероприятий
позволит  обеспечить  модернизацию  инфраструктуры сферы образования в
Республике Коми при сохранении многообразия видов учреждений,  создать
условия    для    достижения    современного   качества   образования,
обеспечивающего реализацию  актуальных  и  перспективных  потребностей
личности,  общества  и государства, равного доступа к образованию всех
граждан республики.
      Повышение гибкости  и  многообразия  форм  предоставления  услуг
системы  дошкольного  образования  обеспечит  поддержку и более полное
использование потенциала семей.
      В сфере общего образования в Республике Коми изменятся подходы к
управлению в системе общего образования.
      Увеличится возможность выбора  образовательных  ресурсов,  будет
обеспечена  широкая  вариативность  образовательных траекторий на всех
уровнях образования.
      За счет строительства новых  зданий  образовательных  учреждений
изменится  инфраструктура  образования.  Для  детей  в Республике Коми
будут созданы условия, отвечающие современным требованиям.
      Создание   комплекса   условий,   соответствующих    современным
требованиям,   обеспечит   переход   на   федеральные  государственные
стандарты общего образования, что позволит обеспечить  новое  качество
общего образования.
      На уровне республики получит дальнейшее развитие республиканская
система  оценки  качества  образования. Создание системы мониторинга и
оценки качества образования позволит оперативно  получать  достоверную
информацию обо всех образовательных учреждениях.
      Будет обеспечено  развитие  системы  повышения  профессиональной
квалификации,  обеспечивающей  деятельность педагогов в условиях новых
стандартов.    Повысится    конкурентоспособность    квалифицированных
педагогических   кадров  на  рынке  труда.  В  результате,  в  систему
образования придут новые  высококвалифицированные  и  профессиональные
работники.
      Реализация мероприятий  в  сфере  профессионального  образования
позволит     совершенствовать     имеющуюся    систему    непрерывного
профессионального    образования,    подготовки    и    переподготовки
профессиональных    кадров;   повысить   эффективность   использования
кадрового  потенциала   и   имеющейся   материально-технической   базы
учреждений    профессионального    образования;    сблизить   величины
профессиональной  подготовки  кадров   в   системе   профессионального
образования с реальной потребностью экономики.
      Будут обеспечены условия для  существенного  повышения  качества
подготовки  востребованных  кадров через введение системы сертификации
квалификации,   поддержки   инновационных   проектов   образовательных
учреждений  профессионального  образования,  участия  работодателей  в
общественно-аккредитационных процедурах.
      Будет обеспечена организационная основа подготовки и  проведения
оздоровительной кампании детей различных категорий.
      Будет   осуществлена   интеграция   общего   и   дополнительного
образования детей, удовлетворен запрос детского населения на услуги по
предоставлению дополнительного образования в Республике Коми.
      Будут созданы условия для формирования положительной мотивации у
молодых людей относительно прохождения военной службы.
      Оценка  ожидаемого  вклада  в  социально-экономическое  развитие
Республики  Коми  будет  выражаться  в  следующем реализация Программы
позволит обеспечить  устойчивость  необходимых  условий  для  развития
инновационных   направлений   в  сфере  образования  и  вывести  сферу
образования на новый уровень, позволяющий ей иметь важное  значение  в
социально-экономических процессах в Республике Коми.

 

                3. Сроки и этапы реализации Программы                 

 

      Программа реализуется в 2013 - 2020 годах.

 

              4. Перечень основных мероприятий Программы              

 

      1.  В  рамках  реализации  подпрограммы  1   "Развитие   системы
дошкольного  образования  в Республике Коми" предполагается реализация
следующих основных мероприятий:
      1)  строительство  и  реконструкция  дошкольных  образовательных
учреждений;
      2)  развитие   форм   и   моделей   предоставления   дошкольного
образования;
      3) консультационное сопровождения семей, имеющих  талантливых  и
одаренных  детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов;
      4) сопровождение введения федеральных государственных требований
к общеобразовательным программам дошкольного образования;
      5)  организация  предоставления  дополнительных  образовательных
услуг,  оказываемых  на  базе  дошкольных образовательных учреждений в
соответствии с запросами родителей и детей;
      6)   развитие   этнокультурного   образования    в    дошкольных
образовательных учреждениях;
      7)   укрепление    материально-технической    базы    дошкольных
образовательных учреждений;
      8) развитие кадровых ресурсов системы дошкольного образования;
      9)  развитие  инновационного  потенциала  педагогов  дошкольного
образования и дошкольных образовательных учреждений.
      2. В рамках реализации подпрограммы 2 "Развитие  системы  общего
образования  в  Республике  Коми"  предполагается реализация следующих
основных мероприятий:
      1) реализация муниципальными общеобразовательными учреждениями в
Республике Коми основных общеобразовательных программ;
      2)   оказание   государственных   услуг    (выполнение    работ)
общеобразовательными учреждениями;
      3) строительство и реконструкция учреждений общего образования;
      4) укрепление материально-технической  базы  общеобразовательных
учреждений в Республике Коми;
      5) информационно-методическое сопровождение введения федеральных
государственных образовательных стандартов;
      6) развитие системы оценки качества общего образования;
      7) организация питания обучающихся 1 - 4 классов в муниципальных
образовательных  учреждениях  в Республике Коми, реализующих программу
начального общего образования;
      8) реализация плана мероприятий  по  внедрению  государственного
стандарта  питания  воспитанников  и  обучающихся  общеобразовательных
учреждений;
      9)  укрепление  материально-технической   базы   государственных
(муниципальных)  общеобразовательных  учреждений  в  Республике  Коми,
направленное на развитие этнокультурного образования;
      10) развитие этнокультурного образования  в  общеобразовательных
учреждениях;
      11)  развитие  инновационного   опыта   работы   государственных
(муниципальных) общеобразовательных учреждений в Республике Коми;
      12) развитие кадровых ресурсов системы общего образования;
      13) реализация постановления Правительства Республики Коми от 26

ноября 2007 г. N 277 "О премиях Правительства Республики Коми".
      3.  В  рамках  реализации  подпрограммы  3   "Развитие   системы
профессионального   образования   в  Республике  Коми"  предполагается
реализация следующих основных мероприятий:
      1)   оказание   государственных   услуг    (выполнение    работ)
образовательными учреждениями профессионального образования;
      2)  укрепление  материально-технической   базы   образовательных
учреждений профессионального образования Республики Коми;
      3) реализация постановления Правительства Республики Коми от  24

октября  2007  г.  N  248  "О специальных стипендиях для обучающихся в
образовательных учреждениях профессионального образования, для  детей,
обучающихся  (воспитывающихся)  в  общеобразовательных  учреждениях  и
образовательных учреждениях дополнительного образования детей";
      4) реализация постановления Правительства Республики Коми от  26
ноября 2007 г. N 277 "О премиях Правительства Республики Коми";
      5) формирование открытых (публичных) электронных баз данных  для
абитуриентов,   студентов,   выпускников   образовательных  учреждений
профессионального образования;
      6)  формирование  досуговой   деятельности   в   образовательных
учреждениях профессионального образования;
      7)  совершенствование  системы  подготовки   и   трудоустройства
выпускников;
      8)  развитие   кадровых   ресурсов   системы   профессионального


Информация по документу
Читайте также