Расширенный поиск

Постановление Думы Тульской области от 15.03.2001 № 10/182

                           ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
                                3-го созыва

                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 15.03.2001 N 10/182

                              10-е заседание

                  Об отчете о работе контрольной комиссии
                 Тульской областной Думы за период с июля
                           1997 года по 2000 год

     Тульская областная Дума

                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять отчет о работе контрольной комиссии Тульской областной
Думы за период с июля 1997 года по 2000 год к сведению (прилагается).
     2. Работу  контрольной комиссии областной Думы за отчетный период
одобрить.
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель областной Думы          О.Д. Лукичев





                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                               Тульской областной Думы
                                                от 15.03.2001 N 10/182

                             ИНФОРМАЦИЯ-ОТЧЕТ
             о работе контрольной комиссии Тульской областной
                Думы за период с июля 1997 года по 2000 год

                              В соответствии со ст. 23 Закона Тульской
                              области "О контрольной комиссии Тульской
                              областной  Думы"  контрольная   комиссия
                              ежегодно   представляет  областной  Думе
                              отчет о своей работе.
                              Однако, учитывая,   что  областная  Дума
                              3-го созыва начала свою  деятельность  с
                              IV кв.  2000 года,  контрольная комиссия
                              сочла    необходимым    проинформировать
                              депутатов  областной Думы за весь период
                              своей деятельности в  рамках  Закона                                контрольной  комиссии Тульской областной
                              Думы".

     Контрольная комиссия Тульской областной Думы (далее - контрольная
комиссия) создана и функционирует в соответствии со статьей 44  Устава
(Основного  Закона)  Тульской  области,  Законом  Тульской  области "О
контрольной комиссии Тульской областной Думы" от  26.06.1997 N 52-ЗТО,
вступившим в силу с 19.07.1997.
     Контрольная комиссия строит свою работу на основе планов  работы,
которые утверждаются Тульской областной Думой.
     Обязательному включению  в  планы  работы  контрольной   комиссии
подлежат   поручения   председателя   Тульской   областной  Думы,  его
заместителей,  комитетов  и  комиссий  Тульской  областной   Думы   по
вопросам, относящимся к компетенции контрольной комиссии.
     Внеплановые контрольные  мероприятия  проводятся   на   основании
постановлений   Тульской  областной  Думы,  распоряжений  председателя
Тульской областной Думы.
     За истекший   период   деятельность   контрольной  комиссии  была
направлена   на   проведение   проверок   эффективного   и    целевого
использования   средств  областного  бюджета,  устранение  вскрытых  в
результате    контрольных    мероприятий    нарушений     действующего
законодательства,  информирование депутатов Тульской областной Думы об
истинном положении  дел  по  интересующим  их  проблемам  в  различных
направлениях бюджетной сферы.
     Объектами проверок    являлись:     структурные     подразделения
исполнительного  органа государственной власти области,  муниципальные
образования,  юридические лица всех форм  собственности,  внебюджетные
фонды,  хозяйствующие субъекты,  получающие ассигнования из областного
бюджета,  государственную помощь в виде дотаций,  субсидий, субвенций,
трансфертов,   бюджетных   ссуд,   налоговых  льгот  или  использующие
областную собственность.  Всего за период с июля 1997 года по 2000 год
проверками было охвачено более 100 хозяйствующих субъектов.

     I. Проведение комплексных и тематических проверок

     По поручениям   Тульской  областной  Думы  контрольной  комиссией
проведено за отчетный  период  более  60  комплексных  и  тематических
проверок
     Основными из них являлись:
     - проверка  финансово-хозяйственной деятельности государственного
унитарного    предприятия    "Тульская    областная    государственная
агропромышленная продовольственно-финансовая корпорация";
     - проверка          финансово-хозяйственной          деятельности
кооперативно-государственного    объединения    "Тулаагроинформ"    по
реализации проекта АРИС в Тульской области;
     - проверка  расходования  средств областного бюджета на погашение
кредитов,  в том числе за счет предоставления гарантий и поручительств
в 1996-1997 годах;
     - проверка  состояния  выплаты  ежемесячного  пособия  гражданам,
имеющим детей.  Во исполнение постановления Тульской областной Думы от
06.07.98  N 27/751  "О   результатах   проверки   состояния    выплаты
ежемесячного  пособия  гражданам,  имеющим детей" контрольная комиссия
регулярно информирует депутатов о ситуации,  складывающейся в  области
по данной проблеме;
     - проверка целевого  использования  средств  областного  бюджета,
выделенных   на   реализацию   "Комплексных   программ   социальной  и
медицинской реабилитации воинов-интернационалистов,  участников других
боевых действий и членов их семей, а также граждан, получивших увечья,
ранения и травмы в период исполнения военной службы за 1995-1998 годы;
     - проверка  эффективности использования предоставленных налоговых
льгот ОАО "Тульский комбайновый завод";
     - проверка   целевого   использования  средств  областным  фондом
социальной поддержки населения за период 1996-1998 годов;
     - проверка     целевого     использования     налоговых    льгот,
предусмотренных ОАО "Завод крупных деталей";
     - проверка о целесообразности выделения средств на финансирование
Окского водозабора;
     - проверка  использования средств областного бюджета,  выделенных
на капитальные вложения в жилищное строительство в 1996-1998 годах;
     - проверка использования средств областного бюджета, направленных
в 1997-1998 годах на финансирование отрасли "Образование";
     - проверка использования средств областного бюджета, выделенных в
целях экономической поддержки районных (городских) газет;
     - проверка использования средств областного бюджета, направленных
на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
     - проверка  целевого  использования  средств  областного бюджета,
выделенных на оздоровление и отдых детей;
     - проверка  финансирования в 1998 году Закона Тульской области от
26.01.95  N 8-ЗТО  "О  правовом  регулировании  деятельности   системы
образования";
     - проверка    использования    средств    внебюджетного     фонда
администрации области за 1997-1998 годы;
     - проверка  целевого  использования  средств  специального  фонда
регионального обеспечения реализации экологических программ;
     - проверка финансирования областных целевых программ,  принятых в
связи с федеральной программой "Дети России";
     - проверка  эффективности  использования   доли   государственной
собственности в ООО "Тулаоптпрод";
     В 2000 году проведены следующие проверки:
     - проверка  деятельности  государственного унитарного предприятия
Тульской области "Тулаторгпроминвест" за 1998-1999 годы;
     - проверка   реализации   инвестиционного  проекта  строительства
завода по производству светлых нефтепродуктов;
     - проверка   реализации  инвестиционного  проекта  по  размещению
производства пищевой поваренной соли на базе АК "Азот";
     - проверка   состояния   финансирования  и  возмещения  расходов,
связанных с  предоставлением  федеральными  законами  льгот  отдельным
категориям граждан в Тульской области;
     - проверка законности долевого участия  администрации  области  в
строительстве жилых домов по ул. Л. Толстого, 132; ул. Демонстрации, 2
и  законности  предоставления  в   этих   домах   квартир   работникам
администрации области;
     - проверка эффективности использования имущества области  в  1999
году  (в  рамках  подготовки  отчета комитета по управлению имуществом
Тульской области за 1999 год);
     - внешняя  проверка  отчета  об  исполнении областного бюджета за
1999 год;
     - проверка  деятельности  Тульского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации в 1999 году;
     - проверка    использования    средств   областного   бюджета   и
внебюджетного  фонда  администрации   области,   выделенных   в   виде
экономической поддержки редакции газеты "Тульские известия";
     - проверка использования средств областного бюджета, выделенных в
1999  году  по  строке  "Гарантии  и  поручительства"  под  поставку в
Тульской области сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
     - проверка  использования  Федерального  закона  "О  ветеранах" в
части представления льгот на территории Тульской области в 1999 году;
     - проверка  реализации  Закона Тульской области "О льготах бывшим
воспитанникам детских домов военного времени 1941-1945 годов";
     - проверка  состояния  финансирования  в 1999 и 2000 годах Закона
Тульской области "Об обязательном экземпляре документов";
     - проверка  финансового  обеспечения  Закона  Тульской области "О
защите прав ребенка";
     - проверка  реализации  областной программы "Содействие занятости
населения Тульской области на 1999-2001 годы";
     - проверка     обеспечения     возвратности    бюджетных    ссуд,
предоставленных из областного бюджета;
     - проверка использования средств областного бюджета, направленных
по разделу  "Жилищно-коммунальное  хозяйство,  градостроительство"  по
строке "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в
зимних условиях" в 1999 и 2000 годах (материал в стадии оформления);
     - проверка использования средств областного бюджета, направленных
в областное государственное унитарное  предприятие  "Тулаинжсервис"  в
1999 и 2000 годах (материал в стадии оформления);
     - проверка хода реализации Закона Тульской области  "Об  адресной
социальной помощи";
     В ходе проводимых контрольной комиссией  проверок  были  выявлены
серьезные нарушения в использовании бюджетных средств.
     Так администрацией области на протяжении ряда  лет  активно  и  с
нарушением   требований   действующего   законодательства   выделялись
бюджетные средства в виде бюджетных ссуд (как правило - беспроцентных)
различным хозяйствующим субъектам. Не обеспечивался возврат выданных в
виде ссуд бюджетных средств.  Долги отдельным  заемщикам  списывались.
Бюджетные  ресурсы  необоснованно  отвлекались от основных направлений
финансирования и использовались не по целевому назначению.
     Материалы проверки  были  направлены  губернатору и в прокуратуру
области.  В результате в течение 1998-1999 годов из областного бюджета
ссуды сторонним организациям не выдавались, кроме того, была проведена
работа по возврату ранее выданных бюджетных ссуд,  в том  числе  через
арбитражное судопроизводство.
     В настоящее время  контрольная  комиссия  завершила  проверку  по
вопросу об обеспечении возвратности ссуд предоставленных из областного
бюджета (1999-2000 годы).  Материал направлен 29.01.2001 исх. N 12-к в
областную Думу для рассмотрения.
     В ходе инвентаризации долговых обязательств  областного  бюджета,
проведенной контрольной комиссией в 1998 году, было установлено:
     - доля заемных средств в доходной  части  областного  бюджета  за
1997 год выросла до 33,4% (в 1996 году - 12,1%);
     - нагрузка на областной бюджет 1998 года  по  погашению  долговых
обязательств  на 01.01.1998 составляла 385,0 млн. рублей, или 23,1% от
расходной части областного бюджета;
     - потери   бюджетных   средств  на  выплату  коммерческим  банкам
процентов за пользование кредитными ресурсами составили  за  1996-1997
годы - 48,7 млн. рублей, по оставшимся на 01.01.98 кредитам на выплату
процентов из областного бюджета израсходовано около 42,0 млн. рублей;
     - установлены  случаи нецелевого направления полученных кредитов.
Так 44,9 млн. рублей,  или 22,5%  средств  кредитов, полученных в 1997
году  с  разрешения  областной  Думы  для погашения долгов по зарплате
бюджетных учреждений и пособий на детей, фактически были направлены на
уплату задолженности Сбербанку по ранее выданным кредитам;
     - отмечено  нарушение  действующего   законодательства.   По   10
кредитам,  полученным  в  коммерческих  банках,  решения о привлечении
кредитных ресурсов для финансирования расходов областного бюджета были
приняты без  согласования  с  областной  Думой,  как  это  требовалось
согласно действовавшему законодательству;
     - из  22-х поручительств,  предоставленных администрацией области
хозяйствующим субъектам,  11 были погашены из  областного  бюджета,  в
связи  с чем потери бюджетных средств за 1996- 1997 годы составили 2,5
млн. рублей.
     Как результат   рассмотрения   указанного  вопроса  на  заседании
Тульской  областной Думы (постановление Думы от 28.04.98  N 25/664)  в
1999-2000   годах   политика   заимствований  в  области  стала  более
рациональной. Если расходы областного бюджета  на  погашение  долговых
обязательств составили в 1999 году 33,6% от общего объема расходов, то
в 2000 году они сократились до 9,9% (по данным на 01.12.2000).
     В ходе  проведения  проверки финансово-хозяйственной деятельности
государственного   унитарного    предприятия    "Тульская    областная
государственная      агропромышленная      продовольственно-финансовая
корпорация" контрольной комиссией было установлено:
     1. Постановление  губернатора  Тульской области N 513 от 17.10.95
"О создании Тульской  продовольственной  корпорации"  было  принято  с
грубыми нарушениями ГК РФ.
     2. Средства  областного  бюджета,  выделенные  в  уставный   фонд
Тульской   продовольственной   корпорации  в   размере  1  млн. рублей
необоснованно были перечислены  финансовым  управлением  администрации
Тульской   области   на  расчетный  счет  Агентства  ФПК  и  незаконно
использовались последним в течение года.
     3. Тульская  продовольственная  корпорация  осуществляла закупку,
поставку,  хранение,  переработку,  реализацию   зерна   и   продуктов
переработки для госнужд без лицензии.
     4. Бухгалтерский учет и отчетность в корпорации осуществлялись  с
грубыми нарушениями Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ от 21.11.96,
Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ N 170  от  26.12.94,
плана счетов и инструкции по его применению.
     Учет основных   средств,   материалов   и   МБП    находился    в
неудовлетворительном  состоянии.  Дорогостоящие  материальные ценности
передавались другим организациям без документального оформления.
     5. Расчеты      с      товаропроизводителями     находились     в
неудовлетворительном    состоянии.    Дотации     сельскохозяйственным
предприятиям  выплачивались  несвоевременно  и не в полном объеме.  По
ряду    договоров    корпорацией    необоснованно    были    начислены
товаропроизводителям  штрафные   санкции   в   размере  1,6  млн. руб.
Проверкой установлено,  что при  реализации  товаропроизводителям  ГСМ
допускалось  завышение  цен на сумму начислений на содержание аппарата
управления сверх предусмотренных  Уставом  3%  всего  на  сумму  281,4
тыс. рублей.
     6. Отсутствовал  контроль  за  выданными  подотчетными   суммами.
Возмещались   расходы  по  загранкомандировкам  физическим  лицам,  не
состоящим  в  штате  корпорации.  Допускалась  скрытая  форма  выплаты
компенсаций за неиспользованный отпуск.
     7. Необоснованно  перечислены   финансовые   средства   страховой
компании  "Тула-Поддержка"  (80 тыс. руб.)  и   АК "Молодой  коммунар"
(60 тыс. руб).
     8. Себестоимость производства была завышена на сумму 10278,9 тыс.
рублей, что повлекло за собой искажение налогооблагаемой базы.
     9. Проверкой  установлена  нецелесообразность  создания  дочерних
предприятий корпорации.
     В результате  рассмотрения  указанного  вопроса  областной  Думой
материалы  проверки  были   направлены   губернатору   области   и   в
государственную  налоговую  инспекцию по Тульской области для принятия
мер.
     Прокуратурой области   проводилась   дополнительная  проверка  по
фактам, изложенным в материалах контрольной комиссии, и по результатам
ее  в  адрес  администрации области  была направлена 14.07.98 N 7/3-38
информация "О выявленных нарушениях законов государственным  унитарным
предприятием   "Тульская  областная  государственная  агропромышленная
продовольственно-финансовая     корпорация"     и     обстоятельствах,
способствующих   этому",   которая   подтвердила   выводы  контрольной
комиссии.
     При последующем   контроле   было  отмечено,  что  администрацией
области были приняты меры реагирования и отмеченные в акте контрольной
комиссии  недостатки были в основном устранены.  Отдельные должностные
лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
     В ходе      проверки     финансово-хозяйственной     деятельности
кооперативно-государственного    объединения    "Тулаагроинформ"    по
реализации   проекта   АРИС   в  Тульской  области  установлены  факты
нецелевого расходования бюджетных  средств,  а  также  злоупотребления
служебными полномочиями со стороны отдельных должностных лиц.
     Акт проверки был направлен в прокуратуру области.
     По материалам  проверки контрольной комиссии в адрес председателя
КГО "Тулаагроинформ"  прокуратурой  области  внесено  представление  с
требованием принять меры к восстановлению областных бюджетных средств,
использованных не по целевому назначению,  за счет собственных средств
объединения (информация прокурора области от 15.07.98 исх. N 7-3/40).
     В 1999 году контрольной комиссией проведена повторная проверка  в
ЕГО "Тулаагроинформ" по устранению вскрытых нарушений.
     В результате  установлено,  что  администрацией  области  и   КГО
"Тулаагроинформ" приняты меры по устранению недостатков:
     - возмещены необоснованно  полученные  командировочные  и  другие
расходы;
     - КГО      "Тулаагроинформ"      реорганизовано       в       ГУП
"Информационно-консультационный центр "Тулаагроинформ";
     - разработаны  и   приведены   в   соответствие   с   действующим
законодательством   документы   по  использованию  средств  областного
бюджета на реализацию проекта АРИС;
     - сокращена численность работников с 36 до 14 единиц.
     В ходе проверки в ОАО "Тульский комбайновый завод"  эффективности
использования предоставленных  налоговых  льгот  контрольной комиссией
установлено:
     - бухгалтерский  учет  и  отчетность в ОАО "ТуКЗ" осуществлялся с
нарушением    действующего    законодательства    по    учету    сумм,
предоставленных  в  виде  налоговых  льгот  и инвестиционных налоговых
кредитов;
     - установлены  факты нецелесообразного и необоснованного вложения
средств в уставные капиталы других юридических лиц в объеме 20,0  млн.
рублей, отсутствия должного контроля со стороны руководства ОАО "ТуКЗ"
за все  возрастающей  кредиторской  и  дебиторской  задолженностью  на
предприятии  (дебиторская задолженность завода за три года выросла в 2
раза);
     - по   результатам  проверки  на  предприятии  проведена  выверка
взаимных расчетов с областным бюджетом,  налоговой инспекцией, принято
постановление губернатора, согласно которому предприятие было включено
в цепочку взаимозачетов на сумму 2948,2 тыс. рублей.
     При проведении   повторных   контрольных   мероприятий   отмечено
устранение выявленных ранее нарушений.
     1. Приведены  в  соответствие с нормативными актами бухгалтерский
учет и отчетность по учету бюджетных средств, выделенных предприятию в
виде ссуды, налоговых кредитов и льгот:
     - в  бухгалтерском  балансе  в  разделе  "Долгосрочные   пассивы"
отражен инвестиционный налоговый кредит в сумме 24809,2 тыс. рублей;
     - восстановлена сумма процентов по бюджетной ссуде (1995  год)  в
соответствующих  разделах баланса в сумме 7412,0 тыс. рублей, всего по
балансу на конец 1998 года  числится 15604,0 тыс. рублей (ссуда 8000,0
тыс. рублей + проценты). В 1999 году (по отчету финансового управления
администрации области) данная ссуда была погашена;
     - сумма полученных налоговых льгот, предоставленных по платежам в
бюджет и внебюджетные фонды за 1995-1997 годы  в  объеме  4821,2  тыс.
рублей (деном.) отражена в бухгалтерской отчетности,  как было указано
в рекомендациях контрольной комиссии.
     2. Указаны   мероприятия,   осуществленные  ОАО  "ТуКЗ"  за  счет
высвободившихся средств (в виде льгот по налогам).
     3. Администрацией   предприятия  проведена  работа  по  взысканию
дебиторской задолженности:
     - предъявлено к взысканию 39 исков на сумму 15792,5 тыс. руб.;
     - взыскано   и   добровольно    погашено    по    состоянию    на
01.09.99 - 55656,1 тыс. рублей.
     4. По факту нецелевого использования  части  средств  федеральной
ссуды  установлено,  что  по  решению  арбитражного  суда  с  ЗАО  НПО
"Солярий-сервис" (правопреемник ТОО "Эльф")  взыскана  сумма  основной
задолженности   440,0  тыс. рублей  и  сумма  пени   440,0 тыс. рублей
(деном.).
     Принятые меры     способствовали     урегулированию    финансовых
взаимоотношений между ОАО "ТуКЗ" и областным бюджетом.
     При изучении  вопроса  целевого  использования  налоговых  льгот,
предоставленных ОАО "Завод  крупных  деталей",  контрольной  комиссией
было  рекомендовано администрации предприятия и комитету по управлению
государственным имуществом администрации области определить  структуру
собственности   по   незавершенным  объектам,  отрегулировать  систему
бухгалтерского  учета  получения   и   использования   предоставляемых
налоговых льгот. Предложения контрольной комиссии были исполнены, доля
областной собственности предприятия определена и включена в  программу
приватизации на 2001 год (на сумму 600,0 тыс. рублей).
     По результатам проведенной проверки использования инвестиционного
налогового  кредита  за  счет средств территориального дорожного фонда
Новомосковской  АК  "Азот"  и  расчетов  за  поставленные  минеральные
удобрения   сельхозтоваропроизводителям   области,  а  также  в  целях
приведения расчетов в соответствие  с  нормативными  документами  было
принято  (со  ссылкой  на материалы контрольной комиссии) распоряжение
губернатора области от  25.09.98  N  909-р  "О  внесении  изменений  в
расчеты        за       поставленные       минеральные       удобрения
сельхозтоваропроизводителям в 1997 году",  согласно которому расчеты с
АК  "Азот"  приведены  в  соответствие  с  данными проверки,  в пользу
областного бюджета на сумму 5157,0 тыс. рублей.
     При проведении проверок использования средств областного бюджета,
выделенных в целях экономической поддержки районных (городских)  газет
за  период  1996-1998  годов  были  также  вскрыты грубейшие нарушения
финансовой дисциплины и нецелевое использование средств.
     В результате  рассмотрения  этого  вопроса  на заседании Тульской
областной Думы главные редакторы газет "Наша жизнь"  Тепло-Огаревского
района и "Щекинский вестник" Щекинского района за допущенные нарушения
были  освобождены  от  занимаемых  должностей,   главным   бухгалтерам
указанных  редакций  приказом  по  комитету  печати  объявлены строгие
выговоры.  Практически во всех редакциях  районных  (городских)  газет
области  силами финансовых отделов муниципальных образований проведены
проверки  состояния  учета  и  отчетности  и  целевого   использования
средств.
     В 1999 году контрольной комиссией был представлен на рассмотрение
вопрос о выделении средств на финансирование Окского водозабора.
     Заказчиком строительных работ являлся УКС Тульского  горисполкома
Управы города Тулы.
     Строительство водозабора велось с 1985 года,  сроки строительства
не  выдерживались,  не  выполнялись  задания  по  освоению капитальных
вложений.  Финансирование объекта проводилось не в  полном  объеме,  в
результате  чего  объект  стал  долгостроем  и  ежегодно  на  охрану и
поддержание его непроизводительно расходовались бюджетные средства.
     Учитывая высокую   степень   готовности  водозабора  и  серьезную
проблему  с  водоснабжением  города  Тулы,  комитетом  по   социальной
политике  и  охране  здоровья  населения  областной  Думы на основании
материала контрольной комиссии  было  предложено  провести  завершение
строительства Окского водозабора в 1999 году.  Решение комитета вместе
с заключением контрольной комиссии было направлено губернатору области
и   в  муниципальное   образование  город  Тула  (исх. N Д/25-27/1  от
07.04.99).
     Материалы контрольной   комиссии   стали   катализатором  решения
проблемы  и  как  результат  -  на  завершение  отдельных   работ   по
строительству  водозабора  в  2000  году выделены денежные средства из
областного    бюджета  в  сумме  9500   тыс. рублей   и   из   бюджета
муниципального образования города Тулы - 9200 тыс. рублей.
     Строительство водозабора    в    настоящее    время    закончено,
дооборудованы  отдельные  сооружения  площадки  очистных сооружений в
д. Маслово, окская вода начала поступать в г. Тулу.
     В ходе   проверки   использования   средств  областного  бюджета,
направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы  в  1997-1998
годах, установлено:
     - средства    целевого    бюджетного    фонда     воспроизводства
минерально-сырьевой  базы  Тульской  области  находились в оперативном
управлении и распоряжении областного комитета  по  природным  ресурсам
администрации  области,  что противоречило ст. 296 ГК РФ, т.к. комитет
не является юридическим лицом;
     - экономические  показатели планов и программ геолого-разведочных
работ не соответствовали финансированию,  предусмотренному в областном
бюджете на эти цели;
     - финансовым управлением администрации области допущено нецелевое
направление   средств   целевого   бюджетного   фонда  воспроизводства
минерально-сырьевой  базы в 1997 году на сумму 3122 тыс. руб.,  за  10
месяцев 1998 года - 2252 тыс. руб.
     Для устранения замечаний,  изложенных в акте контрольной комиссии
по  вышеуказанному вопросу,  губернатором области издано постановление
от 17.05.99 N 182  "Об  утверждении  Порядка  финансирования,  ведения
учета  и  представления  отчетности  об  использовании  средств  фонда
воспроизводства минерально-сырьевой базы Тульской области".
     Как результат:   с   1999   года   доходы   по  указанному  фонду
консолидированы  в  областной  бюджет,  и  их  объем  вырос  к  уровню
предыдущих лет почти в 2 раза.
     В ходе  проведения  проверки  эффективности  использования   доли
государственной  собственности  Тульской  области  в ООО "Тулаоптпрод"
установлено:
     - бюджетные  средства   в  сумме  1350  тыс. руб.,  выделенные на
развитие  оптового  рынка,  вкладывались  в   виде   капвложений   для
арендодателя (ОАО "ТОСФИКО") и были использованы не эффективно;
     - обществом  не  начислялись   дивиденды   на   долю   внесенного
администрацией области уставного капитала;
     - допущены нарушения:
     а) в  использовании денежных средств,  прибыли общества,  средств
внебюджетного фонда администрации области;
     б) отвлечение бюджетных средств в коммерческую организацию;
     в) в применении законодательства по налогам и сборам;
     г) в  ведении  кассовых операций,  сохранении имущества общества,
предоставлении льгот клиентам общества.
     В   результате   сложившихся   убытков   (1428,7   тыс. руб.)   и
накопившихся долгов (2448,9 тыс.  руб.) ООО "Тулаоптпрод",  в уставном
капитале которого   было   80%   областной   собственности,  объявлено
несостоятельным, в настоящее время завершается процедура банкротства и
ликвидации общества.
     06.03.2000   (вх.  N  Д/19-168/2)    получена    информация    из
администрации  области  по принимаемым мерам в целях сокращения потерь
бюджетных средств,  возникших в результате  экономически  безграмотных
действий руководителей ООО "Тулаоптпрод".
     По поручению  Тульской  областной  Думы   контрольной   комиссией
проведена проверка состояния выплаты ежемесячного детского пособия. По
результатам проверки контрольной комиссии сделаны выводы, что:
     - должностными  лицами  исполнительных  органов  власти  Тульской
области   недостаточно   реализуется   система   мер   по    погашению
задолженности по детским пособиям;
     - в  нарушение п. 5  ст. 6 Закона Тульской области  "О  бюджетном
процессе   в   Тульской  области"  ежемесячные  пособия  на  детей  не
финансировались по категории защищенных статей бюджетов.
     Во исполнение принятого постановления Тульской областной Думы (от
06.07.98 N 27/751) контрольная комиссия регулярно информирует  Думу  о
ситуации, складывающейся с выплатой детских пособий в области.
     В ходе  проверки  целевого   использования   средств   областного
бюджета,  выделенных  в  1998  году  на  оздоровление  и  отдых детей,
установлено,  что  летняя  оздоровительная  кампания  1998  года  была
профинансирована  только  на  52  процента.  Финансирование учреждений
проводилось неравномерно. Значилась задолженность перед учреждениями -
организаторами  летнего  отдыха  детей и подростков на сумму свыше 2,5
млн. руб.  Ежегодно  снижался   процент  охвата  детей  и   подростков
организованными формами отдыха.
     Итоги проведенной  контрольной  комиссией  проверки  по   данному
вопросу    были    доведены   администрацией   области   до   сведения
межведомственной  комиссии  и  до  начальников  областных   профильных
лагерей (письмо губернатора области от 24.06.99).
     Как результат:  в 1999 году летняя оздоровительная кампания  была
проведена более организованно. На эти цели выделены бюджетные средства
в сумме 7700,0 тыс. руб.,  что  составляет  76,9  процентов  к  плану.
Ассигнования на эти цели к уровню предыдущего года выросли более чем в
3 раза.
     В ходе  проведенных  контрольной  комиссией проверок были вскрыты
факты серьезных нарушений функционирования ряда внебюджетных фондов.
     Так, в  ходе проверки целевого использования средств специального
фонда регионального обеспечения реализации экологических  программ  за
1996-1998 годы были установлены:
     - факты    нецелевого   использования  средств  на  сумму  3053,1
тыс. руб.;
     - не был приведен в соответствие с действующим  законодательством
порядок  деятельности экологических фондов области и взимания платы за
загрязнение окружающей среды.
     Администрацией области  (30.11.99)  представлены  мероприятия  по
устранению нарушений, вскрытых контрольной комиссией в ходе проверки и
возврату  средств,  использованных  не  по  целевому  назначению.  (АО
"Тульский комбайновый завод" из 2000 тыс. руб. на 01.01.2000 возвратил
400  тыс.  руб.).  10000  ртутных  ламп длительное время хранившихся в
подвале здания администрации области  и  представлявших  экологическую
опасность были вывезены для утилизации.
     В ходе  проверки  использования   средств   внебюджетного   фонда
администрации области за 1997-1998 годы установлено,  что внебюджетный
фонд  администрации  области  был   образован   и   функционировал   с
нарушениями      действующего     федерального     и     регионального
законодательства.
     Сметы расходов фонда не составлялись и не утверждались.
     Источники формирования   доходов   внебюджетного    фонда    были
определены с нарушением действующего законодательства.
     По результатам проверки  контрольной  комиссии  и  во  исполнение
представления  прокуратуры  по  данному  вопросу  губернатором области
принято  постановление от 06.03.2000  N 83  "О  перечислении  штрафов,
налагаемых  за  административные  правонарушения,  ответственность  за
которые   предусмотрена   законодательством   Российской   Федерации",
согласно  которому  штрафы,  взыскиваемые  управлением Государственной
инспекции  безопасности  дорожного  движения  УВД  Тульской   области,
зачисляются теперь на счет областного бюджета.
     В ходе проверки целевого использования средств  областным  фондом
социальной  поддержки   населения  за  период  1996-1998 годов вскрыты
серьезные нарушения в деятельности фонда.
     Деятельность фонда   не  в  полной  мере  соответствовала  своему
целевому назначению,  до 87,7%  средств  расходовалось  на  содержание
исполнительной   дирекции   фонда.  Установлены  факты  неэффективного
вложения временно свободных средств в уставные  капиталы  предприятий,
неправомерного предоставления кредитов и не обеспечения их возврата.
     Администрацией области были приняты меры по устранению нарушений,
отмеченных в акте проверки контрольной комиссии:
     - утвержден новый состав правления фонда;
     - пересмотрен    Устав   некоммерческой   организации   "Тульский
областной фонд социальной поддержки населения";
     - разработано  и  утверждено  Положение  о  ревизионной  комиссии
Фонда, утвержден ее персональный состав;
     - произведен  возврат  средств  на счет Фонда в сумме 478,34 тыс.
рублей, ранее вложенных в уставной капитал АОЗТ "Молоко", ГП "Миссия",
ТОО  "Стройсервис",  а  также  средств,  перечисленных на приобретение
акций "Лада-банк" (Тульский региональный банк);
     - решением  правления  Фонда  от 16.12.98 N 5 186,89 тыс.  рублей
направлены на поддержку малоимущих слоев населения области;
     - пересмотрено  штатное расписание исполнительной дирекции Фонда,
установлен  контроль  за   использованием   средств,   выделенных   на
содержание исполнительной дирекции Фонда.
     За допущенные   нарушения   в   деятельности   областного   Фонда
социальной поддержки населения исполнительный директор Пичугин В.Д.  и
бухгалтер  фонда  Бондарь  В.А.  получили  строгое  предупреждение  от
губернатора области.
     В результате проверки  деятельности  государственного  унитарного
предприятия  "Тульский  торгово-промышленный  инвестиционный  дом"  за
1998-1999 годы" были выявлены следующие нарушения:
     - администрацией  области  обоснованно принимались меры по защите
потребителей области от  подделок  спиртных  напитков,  поступающих  в
розничную  продажу,  однако  конкретная  реализация  их  проводилась с
нарушениями действующего законодательства,  что и  повлекло  за  собой
отмену  в судебном порядке постановлений губернатора от 22.07.98 N 304
и от 17.09.98 N 395;
     - деятельность унитарного предприятия "Тулаторгпроминвест", в том
числе  по  идентификации  алкогольной  продукции  в  Тульской  области
проводилась  с  серьезными нарушениями действующего законодательства и
без принципиального контроля со стороны учредителя;
     - необоснованное  завышение  стоимости  услуг  по идентификации и
маркировке   алкогольной   продукции   привело   к   тому,   что   ГУП
"Тулаторгпроминвест" имело    значительные   объемы   неконтролируемых
финансовых ресурсов,  которые произвольно расходовались по  усмотрению
руководства унитарного предприятия.
     По решению областной Думы заключение  контрольной  комиссии  было
направлено  губернатору  области,  прокурору  области  и  в управление
федеральной службы  налоговой  полиции  РФ  по  Тульской  области  для
принятия мер.
     Губернатором области    сообщено,    что    директор    ГУП    ТО
"Тулаторгпроминвест" Кавыршин В.Г.  за допущенные нарушения освобожден
от занимаемой должности (письмо от 30.05.2000 N 5-к-31/2183).
     По поручению   депутатов   Тульской  областной  Думы  контрольной
комиссией  проведена  проверка  реализации   инвестиционного   проекта
строительства завода по производству светлых нефтепродуктов в Тульской
области,  результаты которой показали, что реализация проекта, начатая
в  декабре  1997  года,  проводится  в отсутствии ТЭО на строительство
объекта и  проектно-сметной  документации,  с  грубейшими  нарушениями
действующего законодательства.
     Расходы на  финансирование  строительства  завода   в   областном
бюджете  и  инвестиционной  программе  не  предусматривались,  а  были
узаконены только по факту уже проведенных расходов.
     По материалам  контрольной комиссии в адрес администрации области
направлено представление прокурора области с требованием принять  меры
по устранению нарушений, вскрытых в результате проверки.
     В ходе проводимых контрольных мероприятий работниками контрольной
комиссии  оказывалась  помощь организациям в постановке бухгалтерского
учета и приведении его в соответствие с действующим законодательством.
     По всем    материалам    проверок   контрольной   комиссии   были
подготовлены объективные выводы и вносились конкретные предложения  по
устранению  нарушений  действующего  законодательства  и использования
бюджетных средств, совершенствованию бюджетного процесса.
     Все материалы  проверок  в  соответствии  со  статьей  13  Закона
Тульской области "О  контрольной  комиссии  Тульской  областной  Думы"
направляются в Тульскую областную Думу для рассмотрения.
     Помимо плановых  вопросов   контрольной   комиссией   проводились
отдельные проверки по поручениям руководства Думы и комитетов Тульской
областной Думы.  Так в декабре  2000  года  по  поручению  руководства
областной   Думы   была   проведена   проверка  в  Тульском  областном
противотуберкулезном диспансере по  вопросам  законности  установления
тарифных   ставок   (окладов)   и  других  выплат  работникам  газовой
котельной.
     По результатам   проведения  контрольных  мероприятий  работникам
указанного   медучреждения   (операторам   газовой   котельной)   была
разъяснена система оплаты труда в сфере коммунального хозяйства.
     Администрации больницы  было  рекомендовано  в   соответствии   с
действующим  законодательством  повысить  тарифные  ставки  работникам
котельной на 25%,  как имеющим на это право в  связи  с  опасными  для
здоровья условиями труда.
     Кроме того,  в порядке контроля за исполнением принятых  Тульской
областной Думой законов и программ, контрольной комиссией осуществлены
следующие контрольные мероприятия.
     Проведена проверка реализации Закона Тульской области "О правовом
регулировании деятельности системы образования" в части финансирования
мероприятий,   предусмотренных  статьями  14,  15  названного  закона.
Отмечено ряд позитивных моментов:
     - за 1998 год (по сравнению с предыдущим годом) увеличилось число
муниципальных образований,  которые предусматривают в местных бюджетах
ассигнования   на   оплату   проезда   работникам  сферы  образования,
проживающим  в  городах,  районных  центрах,  работающим  в   сельской
местности;
     - в ряде районов педагогам установлены надбавки к тарифной ставке
за счет местных бюджетов;
     - в ходе реализации  социальных  гарантий  финансовые  органы  МО
используют  различные  варианты взаимозачетов для предоставления льгот
по коммунальным услугам, приобретения проездных билетов;
     - увеличилось   возмещение   жилищных   расходов   педагогическим
работникам до  24,64  тыс.  рублей  (за  предыдущий  год  эти  расходы
составляли 3,8 тыс. рублей).
     Однако в целом закон финансируется недостаточно:
     - критическая  ситуация сложилась в муниципальных образованиях по
выплате лечебного пособия педагогическим работникам (при плане на 1998
год "6958,9 тыс. руб. выплачено 389,1 тыс. руб., или 5,6%);
     - на 68,1%  (по сравнению с предыдущим годом) уменьшились расходы
на  предоставление  льгот  работникам  образовательных  учреждений  по
коммунальным услугам.
     В ходе  проверки были выявлены отдельные несоответствия положений
Закона действующему законодательству, поэтому при рассмотрении данного
вопроса на   заседании   комитета  по  науке,  образованию,  культуре,
молодежной политике,  физической  культуре  и  спорту  областной  Думы
принято  решение  (от  23.06.99 N 48-к-3) о создании рабочей группы по
разработке законопроекта Тульской  области  "О  внесении  изменений  и
дополнений   в   Закон  Тульской  области  "О  правовом  регулировании
деятельности системы образования".
     По результатам рассмотрения вопроса "О реализации Закона Тульской
области "О льготах бывшим воспитанникам детских домов военного времени
1941-1945  годов"  областная  Дума  приняла  решение (постановление от
13.07.2000  N 58/1761)  внести  изменения  в  порядок   финансирования
расходов  на предоставление льгот воспитанникам детских домов военного
времени  путем  внесения изменений  в  ст. 3  данного  Закона  и  п. 8
Положения  о  порядке предоставления льгот воспитанникам детских домов
военного  времени  1941-1945   годов,   утвержденного   постановлением
губернатора области от 04.04.97 N 147.
     Администрацией области    были    подготовлены    соответствующие
изменения  в указанные нормативные акты (письмо губернатора области от
18.08.2000 N 50-П-09/936).  На 7-м заседании Тульская  областная  Дума
(3-го созыва) рассмотрела и приняла Закон Тульской области "О внесении
изменений в Закон Тульской области  "О  льготах  бывшим  воспитанникам
детских домов военного времени 1941-1945 годов" (N 220-ЗТО).
     В 2000  году  контрольной  комиссией  проведен  подробный  анализ
исполнения  Федерального  закона "О ветеранах" от 12.01.95 N 5 в части
предоставления  льгот  отдельным  категориям  граждан  на   территории
Тульской области.
     Анализ ситуации,  сложившейся в Тульской  области  по  реализации
Федерального закона "О ветеранах", позволил сделать выводы:
     - механизм реализации льгот населению, предусмотренный Законом РФ
"О ветеранах", не проработан как на федеральном, так и на региональном
уровне;
     - на  взгляд  контрольной комиссии выполнение Федерального закона
"О ветеранах" следует решать  на  федеральном  уровне  через  адресную
компенсацию   расходов,   связанных   с  реализацией  льгот  отдельным
категориям граждан,  а также путем выделения области  из  федерального
бюджета субвенций, имеющих строго целевой характер по конкретным видам
льгот;
     - рекомендовано  администрации  области привести в соответствие с
действующим  законодательством   постановление   Главы   администрации
Тульской  области  от 29.09.95 N 486 "О назначении и выплате отдельным
категориям инвалидов     денежных     компенсаций     расходов      на
санаторно-курортное   лечение,  эксплуатацию  транспортных  средств  и
транспортное обслуживание".
     Результаты проверки  о  финансовом  обеспечении  Закона  Тульской
области "О защите прав ребенка" показали, что:
     - средства,  предусмотренные  на  финансирование  Закона Тульской
области "О защите прав ребенка" в 1999 и  2000  годах  не  осваиваются
(1999 год  при плане 905 тыс. руб.  фактически освоено 25,2 тыс. руб.,
или только на 2,8%;  в 2000 году  при плане 905 тыс. руб. освоено 75,4
тыс. руб., или 8,3% к назначениям года);
     - в  связи  с  тем,   что   пособие   при   усыновлении   ребенка
выплачивается   из   средств   бюджета  муниципального  образования  с
последующим возмещением из областного бюджета,  на практике при данном
порядке  финансирования ассигнования,  заложенные в областном бюджете,
остаются неосвоенными из-за отсутствия свободных  средств  в  бюджетах
муниципальных  образований  (в  1999 году из 46 усыновленных в области
детей,  единовременное пособие выплачено и средства,  восстановлены из
областного   бюджета  только  на  троих  детей).  Поэтому  контрольная
комиссия предложила изменить порядок  финансирования,  предусмотренный
п. 5  Положения о порядке  назначения и выплаты единовременных пособий
гражданам,  усыновившим детей (утверждено  постановлением  губернатора
области  от  20.08.1999  N 315)  и  направлять  средства из областного
бюджета в  муниципальные  образования  в  виде  субвенций  по  заявкам
муниципальных образований;
     - отсутствуют  механизмы  реализации  отдельных   статей   Закона
Тульской   области   "О   защите   прав   ребенка",   которые   должны
устанавливаться исполнительными органами власти, а именно:
     а) порядок назначения и выплаты социальной пенсии за счет средств
областного бюджета, детям не получающим государственные пенсии;
     б) порядок  формирования  специализированного жилищного фонда для
обеспечения  права  детей-сирот  на  жилое  помещение  на   территории
области.
     Заключение контрольной комиссии направлено  комитетом  по  науке,
образованию,  культуре,  молодежной  политике,  физической  культуре и
спорту губернатору области для принятия мер.
     В декабре 2000 года на заседании комитета по науке,  образованию,
культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту рассмотрен
вопрос  состояния  финансирования  в 1999 и 2000 годах Закона Тульской
области "Об обязательном экземпляре документов". Данной проверкой было
установлено, что    финансирование   Закона   Тульской   области   "Об
обязательном экземпляре документов" не производилось в  связи  с  тем,
что:
     - в 1997-1998 годах действие закона приостанавливалось;
     - в   нарушение  ст.  159  Бюджетного  кодекса  РФ  в  2000  году
финансовым  управлением  и   департаментом   культуры,   искусства   и
кинематографии   администрации   области  сведения  о  предусмотренных
ассигнованиях  на реализацию Закона (по  110  тыс. руб.  ежегодно)  до
получателей  бюджетных средств (областных библиотек) доведены не были,
в связи, с чем работа по освоению бюджетных средств не проводилась.
     Для устранения    отмеченных    нарушений    было   рекомендовано
финансовому   управлению,   департаменту   культуры,    искусства    и
кинематографии   администрации   области   и   областным   библиотекам
обеспечить  целевое  выделение  и  использование  бюджетных   средств,
предусмотренных на доставку обязательных экземпляров документов.
     В настоящее время получен ответ губернатора  области,  в  котором
сообщено,  что  в  целях  отработки  четкого  механизма  расчетов  при
реализации  Закона  Тульской  области  "Об   обязательном   экземпляре
документов" поручено департаменту культуры, искусства и кинематографии
в I квартале 2001 года подготовить проект Закона Тульской  области  "О
внесении   изменений   и  дополнений  в  Закон  Тульской  области  "Об
обязательном экземпляре документов".
     Все материалы  проверок  находятся  в  контрольной  комиссии  под
контролем, результаты по принимаемым мерам отслеживаются до устранения
нарушений, вскрытых в ходе проверок.

     2. Информационно-аналитическая деятельность контрольной комиссии
     областной Думы

     Помимо проведения  различных   проверок   контрольной   комиссией
серьезное   внимание  уделяется  вопросам  информационно-аналитической
деятельности.
     Регулярно проводится     анализ     исполнения    областного    и
консолидированного бюджетов  Тульской  области,  и  данная  информация
доводится   до   сведения   депутатов  областной  Думы  (за  2000  год
подготовлено 7 информации).
     Во   исполнение   поручения  Тульской  областной Думы от 06.07.98
N  27/751  "О результатах  проверки  состояния   выплаты  ежемесячного
пособия  гражданам,  имеющим  детей"  контрольная  комиссия  регулярно
информирует  депутатов областной Думы о положении в области с выплатой
ежемесячных пособий на ребенка.
     По годовым отчетам о деятельности внебюджетных фондов контрольная
комиссия  ежегодно  готовит информационный материал и направляет его в
областную Думу.

     3. Участие контрольной комиссии в законотворческой деятельности
     Тульской областной Думы

     В рамках  своих  полномочий  (ст. 14 ЗТО "О контрольной  комиссии
Тульской областной Думы") контрольная  комиссия  принимает  участие  в
законотворческой деятельности областной Думы.
     Контрольная комиссия проводит экспертизу и дает заключения по:
     - проектам  областного  бюджета  и  вносимым  в  них изменениям и
дополнениям (по мере их поступления в контрольную комиссию);
     - проектам  законодательных  и иных нормативных правовых актов по
вопросам бюджетно-финансовой политики и  совершенствования  бюджетного
процесса в Тульской области, вносимым на рассмотрение областной Думе;
     - проектам бюджетов внебюджетных фондов;
     - проектам   программ,  на  финансирование  которых  используются
средства областного бюджета;
     - по др. вопросам, входящим в ее компетенцию.
     За период  деятельности  контрольной  комиссией  подготовлены   и
направлены для рассмотрения заключения по 72 законопроектам.
     Предложения и  замечания,  вносимые  контрольной   комиссией,   в
основном были учтены.
     Поддерживается связь  и  идет  обмен  информацией   со   счетными
палатами     Владимирской,    Ленинградской,   Московской,   Рязанской,
Калужской,  Брянской,  Липецкой  и  Ивановской  областей,   Республики
Карелия,   установлена   тесная   связь   с  Ассоциацией  региональных
контрольно-счетных палат России.
     Специалисты контрольной  комиссии  принимали участие в проверках,
проводимых  на  территории  Тульской  области  Счетной   Палатой   РФ,
финансовым управлением администрации области.
     Во  исполнение ст. 36  Бюджетного  кодекса  РФ  и  ст. 23  Закона
Тульской  области  "О  контрольной  комиссии  Тульской областной Думы"
материалы  контрольной  комиссии  по  вопросам  исполнения  областного
бюджета,  использования  бюджетных  средств  регулярно  публикуются  в
средствах массовой информации. В 2000 году таких публикаций было более
40, в  том  числе  не  только в областных газетах,  но и в центральной
прессе и районных городских средствах массовой информации.
     В составе   контрольной   комиссии  по  состоянию  на  01.01.2001
работают  8  человек,   в   том   числе:   председатель,   заместитель
председателя  и  6  инспекторов  контрольной комиссии.  Все сотрудники
соответствуют  критериям  приема  на  работу  в  контрольную  комиссию
(ст. 5, 6, 7 Закона Тульской области  "О контрольной комиссии Тульской
областной   Думы"),   а   именно,   имеют   высшее   образование    по
специальностям:  экономика,  финансы, бухгалтерский учет и необходимый
опыт в указанных сферах,  что позволяет готовить материалы на  высоком
профессиональном  уровне.  За  отчетный  период не был опротестован ни
один материал, подготовленный контрольной комиссией областной Думы.
     Работники контрольной  комиссии  регулярно участвуют в заседаниях
комитетов областной Думы,  оказывают информационную и консультационную
помощь   депутатам  областной  Думы  и  муниципальных  образований  по
различным вопросам сферы бюджетного законодательства.
     Контрольная комиссия  работает над совершенствованием методологии
контрольной   деятельности.   С   этой   целью   в   настоящее   время
разрабатывается  Инструкция  о  порядке  проведения  проверок с учетом
требований действующего законодательства.
     В соответствии   со   статьей   23  Закона  Тульской  области  "О
контрольной комиссии Тульской  областной  Думы"  контрольная  комиссия
ежегодно  представляет  Тульской  областной  Думе  отчет о проделанной
работе.  По отчетам за  1998  и  1999  годы  деятельность  контрольной
комиссии была одобрена (постановления областной Думы:
     за 1998 год - от 13.05.1999 N 40/1135;
     за 1999 год - от 15.06.2000 N 56/1714).


     Председатель контрольной
     комиссии областной Думы          А.А. Кирина


Информация по документу
Читайте также