Расширенный поиск
Закон Орловской области от 09.03.2006 № 586-ОЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратил силу - Закон Орловской области
от 05.09.2015 № 1825-ОЗ
О Концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года Принят областным Советом народных депутатов 27 февраля 2006 года
Настоящим Законом в соответствии с Законом Орловской области от 6
августа 1998г. N 75-ОЗ "О промышленной политике в Орловской области" (в редакции Законов Орловской области от 25.06.03 г. N 340-ОЗ) утверждается Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года, направленная на развитие современного высокотехнологичного промышленного комплекса, научно-технической и инновационной деятельности, стимулирование создания и производства конкурентоспособной продукции, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, оптимизацию использования природного и
научно-кадрового потенциала Орловской области. Статья 1
Утвердить Концепцию промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года. Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Орловской области Е.С. Строев г. Орел 9 марта 2006 года N 586-ОЗ КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
Модернизация направлений, методов и механизмов социально-экономических трансформаций в России включает в себя в качестве важнейшей составной части формирование содержания научно-инновационной и промышленной политики в их неразрывной взаимосвязи. Существовавшая в дорыночной экономике и сохранившаяся до нашего времени разорванность между собственно научной, научно-технической, научно-технологической и промышленной деятельностью приводит к серьезному отставанию России от стран-лидеров мирового развития. Указанная ситуация характерна не только для страны в целом, но и для регионов России. Упование в части структурных преобразований промышленного комплекса России только на рыночные силы, на рыночную инициативу руководителей предприятий не соответствует имеющемуся опыту мирового развития экономики в целом и промышленности в частности. Создание и развертывание новых "прорывных" производств как в стране в целом, так и в каждом из регионов требует прежде всего системного видения будущего развития общества и экономики, что невозможно, как правило, в рамках менталитета руководителей существующих производств. Многие руководители, менеджеры эффективно функционирующих предприятий имеют представление только о своей "рыночной нише", о своем настоящем и будущем, но не о развитии, не о прогнозах будущего для общества в целом. При формировании стратегии долгосрочного развития экономики недостаточно надеяться только на локальную инициативу действующих промышленных предприятий, включая и малый бизнес. Рынок - это "регулятор малых отклонений", но не "регулятор крупных структурных сдвигов". В свое время в Японии представители бизнеса не проявили инициативы в части развития национальной автомобильной промышленности, зная, что эта рыночная ниша была занята автомобильной промышленностью
США. И только государственное вмешательство в эту сферу позволило Японии стать мировым лидером и в автомобилестроении. В России в целом и в каждом из регионов прежде всего должны быть определены на системной основе с использованием инструментов стратегического инновационного и международного маркетинга стратегические приоритеты научно-инновационной и промышленной политики. Наличие системы стратегических приоритетов научно-инновационной и
промышленной политики позволит органам государственной власти Орловской области и муниципального управления разработать и закрепить
законодательно необходимый и достаточный спектр методов и механизмов поддержки создания новых и развития высокоэффективных действующих производств, обеспечивая благоприятный инновационно-инвестиционный климат и деловую активность научных, конструкторско-технологических и
промышленных предприятий. Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года (далее - Концепция)
включает в себя систему ключевых положений о важнейших стратегических
приоритетах, принципах и поддерживающих механизмах развития промышленности, научно-технической и инновационной деятельности в Орловской области и является комплексным целевым рекомендательно-индикативным ориентиром для участия государственных и
муниципальных органов управления в развитии и функционировании соответствующей сферы деятельности, предприятий всех видов и форм собственности, отдельных граждан. Данная Концепция разработана в соответствии с Законами Орловской области "О промышленной политике в Орловской области" от 6 августа 1998 года N 75-ОЗ, "О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области" от 28 ноября 2002 года N 293-ОЗ, "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в
Орловской области" от 4 октября 2001 года N 215-ОЗ, "Об инвестиционной деятельности в Орловской области" от 1 сентября 1997 года N 53-ОЗ и отражает: - критерии выбора приоритетов для государственной поддержки промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям; - приоритетные направления развития промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям; - меры государственной поддержки промышленности.
В настоящем Законе использованы следующие термины и определения:
промышленность - отрасль экономики, основывающаяся на предпринимательской деятельности в сфере материального производства; промышленная политика - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности исходя из социально - экономических интересов области; инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический
процесс, используемый в практической деятельности; инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; государственная инновационная политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности и механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности органами государственной власти Орловской области в сфере практического применения (использования) инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники; целевая инновационная программа Орловской области - инновационная
программа по развитию отдельной отрасли экономики Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данной отрасли; комплексная инновационная программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых инновационных программ по развитию отдельных отраслей экономики области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области; научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, а именно: - фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об
основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; - прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой
системы; государственная научно-техническая политика в Орловской области -
составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Орловской области в сфере научной, научно-технической деятельности и осуществляемая в интересах развития
экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения Орловской области; целевая научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - научная и (или) научно-техническая программа по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение
запланированного полезного результата в данном направлении; комплексная научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых научных и (или) научно-технических программ по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающий в
течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области. Концепция учитывает специфику социально-экономического развития Орловской области, основывается на выделении наиболее важных направлений стратегии развития, оптимизации использования природного,
производственного, научного, кадрового потенциала Орловской области, на основании рационализации системы государственной поддержки промышленности, научных, конструкторско-технологических организаций, активизации и повышении эффективности функционирования субъектов хозяйственной деятельности. При разработке Концепции использовался ряд профильных материалов по соответствующей проблематике, в том числе: 1. Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации (Москва, 2003 г.). 2. Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации (Москва: Торгово-промышленная палата РФ, 2003 г.). 3. Об организации в Минпромнауки России работы по участию в развитии научно-технического и инновационного потенциала регионов России (Приказ Минпромнауки Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N
168). 4. О задаче разработки промышленной политики в России (Москва: ТПП РФ, 2003 г.). 5. Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Москва: Совет безопасности РФ, 2004 г.). 6. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (Москва, 20 марта 2002 г.). 7. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (Москва, 2003 г.). 8. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты по рассматриваемой проблеме. Глава 1. Состояние и важнейшие проблемы промышленности Орловской
области
Орловская область является индустриально-аграрным регионом. Промышленность играет ведущую роль в его социально-экономическом развитии. На промышленных предприятиях трудятся более 18% занятого населения. Промышленность обеспечивает более 40% доходов консолидированного бюджета области. В то же время именно промышленность в условиях перехода к рыночным отношениям в наибольшей степени оказалась подверженной кризисным явлениям. Так, за 1992-1998 годы число работающих в промышленности Орловской области сократилось на 61,2 тыс. чел. (44% от общего числа работающих). Анализ тенденций динамики промышленного производства показал, что
Орловская область имела в 1992 - 1998 гг. снижение физических объемов
производства, что характеризуется данными, приведенными в таблицах 1 и 2. Характерной особенностью промышленности Орловской области является то, что она формировалась в 1960-е годы в условиях временного отхода от централизованных методов планирования и управления, когда преобладали региональные подходы, приведшие к созданию достаточно многопрофильного производственного потенциала, что в настоящее время является позитивным с точки зрения последующей диверсификации промышленности. Следует отметить, что в дорыночный период отраслями специализации
Орловской области прежде всего являлись: 1) сельское хозяйство;
2) металлообработка и машиностроение (дорожное, транспортное, погрузочно-разгрузочное, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, нефтяной промышленности, стекольной промышленности и т.д.); 3) приборостроение и электроника;
4) перерабатывающая промышленность.
Таблица 1.
Индексы физического объема производства
по отраслям промышленности
-------------------------T-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ Отрасли ¦ В процентах к предыдущему году ¦ +------------------------+-------------T-------------T-------------T-------------T-------------T-------------T-------------T-------------T-------------+
¦ ¦ 1992г. ¦ 1995г. ¦ 1998г. ¦ 1999г. ¦ 2000г. ¦ 2001г. ¦ 2002г. ¦ 2003г. ¦ 2004г. ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Промышленность, ¦ 80,2 ¦ 86,7 ¦ 93,0 ¦ 116,3 ¦ 112,7 ¦ 118,0 ¦ 91,6 ¦ 107,8 ¦ 105,0 ¦ ¦ Всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ в том числе: ¦ 113,4 ¦ 98,4 ¦ 106,7 ¦ 96,2 ¦ 92,8 ¦ 100,2 ¦ 96,2 ¦ 108,4 ¦ 95,6 ¦ ¦ Электроэнергетика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Черная металлургия ¦ 65,0 ¦ 90,1 ¦ 126,6 ¦ 108,0 ¦ 164,1 ¦ 92,8 ¦ 74,2 ¦ 108,5 ¦ 103,6 ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Цветная металлургия ¦ 50,4 ¦ 127,7 ¦ 123,1 ¦ 103,7 ¦ 480,9 ¦ 99,6 ¦ 77,9 ¦ 87,9 ¦ 113,0 ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Химическая и ¦ 67,2 ¦ 93,7 ¦ 75,3 ¦ 111,9 ¦ 103,5 ¦ 108,3 ¦ 102,3 ¦ 78,3 ¦ 77,4 ¦ ¦ нефтехимическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Машиностроение и ¦ 89,2 ¦ 75,7 ¦ 97,8 ¦ 118,5 ¦ 112,4 ¦ 140,2 ¦ 76,4 ¦ 112,1 ¦ 120,4 ¦ ¦ металлообработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Лесная, ¦ 93,3 ¦ 70,7 ¦ 80,7 ¦ 129,3 ¦ 104,4 ¦ 103,5 ¦ 108,1 ¦ 79,0 ¦ 99,7 ¦ ¦ деревообрабатывающая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целлюлозно-бумажная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Промышленность ¦ 91,9 ¦ 79,6 ¦ 113,2 ¦ 151,1 ¦ 130,0 ¦ 116,1 ¦ 121,0 ¦ 110,2 ¦ 108,9 ¦ ¦ строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Стекольная и ¦ 103,1 ¦ 53,5 ¦ 103,0 ¦ 122,5 ¦ 156,8 ¦ 96,7 ¦ 73,7 ¦ 191,9 ¦ 107,0 ¦ ¦ фарфоро-фаянсовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Легкая промышленность ¦ 96,5 ¦ 68,1 ¦ 68,9 ¦ 111,7 ¦ 104,8 ¦ 93,0 ¦ 77,3 ¦ 84,9 ¦ 90,5 ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Пищевая промышленность ¦ 85,8 ¦ 81,9 ¦ 91,2 ¦ 121,8 ¦ 89,5 ¦ 104,3 ¦ 97,5 ¦ 125,2 ¦ 92,0 ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Мукомольно-крупяная и ¦ 89,7 ¦ 103,0 ¦ 98,8 ¦ 74,7 ¦ 106,4 ¦ 110,1 ¦ 86,0 ¦ 58,5 ¦ 97,9 ¦ ¦ комбикормовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+ ¦ Полиграфическая ¦ 103,1 ¦ 72,0 ¦ 127,2 ¦ 161,2 ¦ 100,2 ¦ 232,0 ¦ 140,2 ¦ 144,3 ¦ 113,4 ¦ ¦ промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------- Многие предприятия входили в структуру оборонно-промышленного комплекса и имели устойчивое и достаточное финансирование государственных оборонных заказов. Таблица 2.
Удельный вес отраслей в общем объеме
производства промышленной продукции
(в действующих ценах соответствующих лет)
-------------------------------T------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬ ¦ Отрасль ¦ 1990г. ¦1995г. ¦2000г. ¦2001г. ¦2002г. ¦2003г. ¦2004г. ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Промышленность, всего ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦в том числе: ¦ 1,8 ¦ 14,3 ¦ 10,0 ¦ 12,3 ¦ 12,5 ¦ 13,8 ¦ 11,4 ¦ ¦Электроэнергетика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Черная металлургия ¦ 12,4 ¦ 5,4 ¦ 12,5 ¦ 7,4 ¦ 11,7 ¦ 10,8 ¦ 10,7 ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Цветная металлургия ¦ 3,3 ¦ 6.6 ¦ 3,6 ¦ 3,3 ¦ 1,1 ¦ 0,8 ¦ 0,5 ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Химическая и ¦ 1,5 ¦ 2,7 ¦ 2,0 ¦ 2,1 ¦ 2,0 ¦ 1,7 ¦ 1,2 ¦ ¦нефтехимическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Машиностроение и ¦ 46.9 ¦ 24,5 ¦ 26,4 ¦ 28,3 ¦ 26,7 ¦ 28,8 ¦ 25,9 ¦ ¦металлообработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Лесная, деревообрабатывающая ¦ 1,6 ¦ 2,2 ¦ 1,5 ¦ 1,9 ¦ 2,2 ¦ 1,9 ¦ 1,9 ¦ ¦и целлюлозно-бумажная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Промышленность ¦ 3,1 ¦ 5,9 ¦ 11,2 ¦ 11,5 ¦ 11,8 ¦ 12,1 ¦ 11,1 ¦ ¦строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Стекольная и ¦ 0,0 ¦ 0,2 ¦ 0,1 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 0,1 ¦ - ¦ ¦фарфорофаянсовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Легкая промышленность ¦ 6,9 ¦ 6,4 ¦ 3,9 ¦ 4,8 ¦ 3,1 ¦ 3,0 ¦ 2,5 ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Пищевая промышленность ¦ 16,4 ¦ 24,4 ¦ 22,0 ¦ 19,7 ¦ 17,8 ¦ 19,0 ¦ 26,6 ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Мукомольно-крупяная и ¦ 5,3 ¦ 5,1 ¦ 3,7 ¦ 5,1 ¦ 8,9 ¦ 4,7 ¦ 4,9 ¦ ¦комбикормовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Полиграфическая ¦ 0,4 ¦ 1,0 ¦ 0,5 ¦ 0,6 ¦ 0,8 ¦ 0,7 ¦ 0,7 ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Другие промышленные ¦ 0,4 ¦ 1,27 ¦ 2,6 ¦ 3,0 ¦ 1,4 ¦ 2,6 ¦ 2,6 ¦ ¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------- В целом структура комплекса "металлообработка и машиностроение" Орловской области была достаточно удачной для стартовых условий рыночных трансформаций. Ее следовало лишь своевременно переориентировать на самостоятельное изучение и удовлетворение потребностей рынка в оборудовании для легкой, пищевой и других отраслей промышленности. Кроме того, некоторые предприятия имели в своей структуре собственные НИИ и конструкторско-технологические бюро, что позволяло им хотя и не столь динамично, но обновлять выпускаемую продукцию и внедрять новые эффективные технологии. Однако потери государственных оборонных заказов, неплатежи, рост тарифов на электроэнергию, переход собственности в процессе приватизации к неэффективным собственникам и одновременно неэффективный менеджмент способствовали банкротству и распаду отдельных предприятий. Ввоз в Россию огромной массы импортных товаров
потребления (как высококачественных, так и некачественных) и оборудования усугубил кризис отечественной промышленности. В этих условиях творческие собственники и эффективный менеджмент смогли провести структурную перестройку многих предприятий промышленности России. Многие предприятия России в целом и Орловской области в частности
выживают и развиваются за счет экспортных поставок своей продукции. После 1998 г. за счет эффекта девальвации рубля более чем в четыре раза импортные потоки существенно сократились, что позволило оживить многие предприятия, работающие как на внутренний, так и на внешний рынки (таблица 3). Однако эффект девальвации к настоящему времени уже исчерпан, и, следовательно, требуются новые подходы к выживанию и развитию промышленности. В целом необходимое направление заключается в выявлении и обосновании новых перспективных рыночных ниш будущего на 5 и более лет вперед, а не только на обеспечение удовлетворения текущего спроса. Таким образом, необходимо обоснование стратегических приоритетных
направлений промышленности на научно-инновационной основе. Орловская область располагает значительными, во многом уникальными минерально-сырьевыми ресурсами. Таблица 3. Объемы производства продукции
по отраслям промышленности (1999 - 2004 гг.)
-----------------------------T-------------------------------------------------T-------------------------------------------¬ ¦ ¦ млн. руб. ¦ в процентах к предыдущему году ¦ ¦ +------T-------T-------T-------T-------T-------T--+---T------T------T------T------T-----------+
¦ ¦1999г.¦2000г. ¦2001г. ¦2002г. ¦2003г. ¦2004г. ¦1999г.¦2000г.¦2001г.¦2002г.¦2003г.¦ 2004г. ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Вся промышленность ¦9089,4¦13804,7¦16327,1¦19835,6¦23309,4¦30096,3¦116,3 ¦112,7 ¦117,5 ¦ 99,4 ¦109,6 ¦ 129,1 ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Электроэнергетика ¦1029,6¦1379,2 ¦1999,0 ¦2477,2 ¦3214,5 ¦3427,3 ¦ 96,2 ¦ 92,8 ¦ 99,3 ¦101,5 ¦111,4 ¦ 106,6 ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Черная металлургия ¦489,2 ¦1729,9 ¦1207,8 ¦2310,5 ¦2519,7 ¦3221,4 ¦108,0 ¦164,1 ¦ 93,5 ¦ 76,3 ¦108,1 ¦ 127,8 ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Цветная металлургия ¦104,2 ¦ 502,1 ¦ 538,8 ¦ 221,4 ¦ 183,8 ¦ 160,2 ¦103,7 ¦480,9 ¦159,6 ¦ 80,2 ¦ 86,3 ¦ 87,2 ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Машиностроение и ¦2408,7¦3639,4 ¦4616,2 ¦5305,9 ¦6719,9 ¦7800,1 ¦118,5 ¦112,4 ¦129,8 ¦ 93,0 ¦113,4 ¦ 116,1 ¦ ¦металлообработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Химическая и ¦205,2 ¦ 272,9 ¦ 336,3 ¦ 403,6 ¦ 409,0 ¦ 365,3 ¦111,9 ¦103,5 ¦101,5 ¦101,1 ¦ 95,0 ¦ 89,3 ¦ ¦нефтехимическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Лесная, деревообрабатывающая¦148,7 ¦ 206,8 ¦ 316,9 ¦ 430,4 ¦ 437,3 ¦ 577,7 ¦129,3 ¦104,4 ¦101,8 ¦130,6 ¦ 81,2 ¦ 132,1 ¦ ¦и целлюлозно-бумажная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Промышленность строительных ¦830,3 ¦1546,8 ¦1880,3 ¦2334,9 ¦2831,8 ¦3336,7 ¦151,1 ¦130,0 ¦111,1 ¦114,4 ¦110,5 ¦ 117,8 ¦ ¦материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Стекольная и ¦ 11,0 ¦ 12,6 ¦ 5,1 ¦ 0,8 ¦ 13,0 ¦ - ¦122,5 ¦156,8 ¦ 95,7 ¦ 70,8 ¦114,3 ¦ - ¦ ¦фарфорофаянсовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Легкая промышленность ¦488,1 ¦ 534,6 ¦ 776,9 ¦ 610,6 ¦ 691,7 ¦ 764,8 ¦111,7 ¦104,8 ¦ 95,7 ¦ 79,2 ¦ 90,6 ¦ 110,6 ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Пищевая промышленность ¦2690,4¦3038,6 ¦3219,1 ¦3536,4 ¦4422,2 ¦8002,1 ¦121,8 ¦ 89,5 ¦ 96,8 ¦101,0 ¦119,6 ¦ 181,0 ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Комбикормовая ¦265,9 ¦ 509,1 ¦ 835,3 ¦1763,9 ¦1094,6 ¦1463,9 ¦ 92,6 ¦ 92,5 ¦116,2 ¦103,1 ¦ 87,1 ¦ 133,7 ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Полиграфическая ¦ 56,6 ¦ 71,1 ¦ 102,5 ¦ 149,0 ¦ 153,0 ¦ 209,1 ¦161,2 ¦100,2 ¦229,3 ¦139,9 ¦150,2 ¦ 136,7 ¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+-----------+ ¦Другие отрасли ¦351,6 ¦ 348,3 ¦ 475,8 ¦ 270,7 ¦ 599,0 ¦ 767,7 ¦111,5 ¦ 99,1 ¦136,6 ¦ 56,9 ¦221,3 ¦ 128,2 ¦ ¦промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+------+------+------------ В юго-западной ее части, в пределах Курской магнитной аномалии, детально разведано крупное Новоялтинское месторождение богатых железных руд; оценены уникальные по запасам Орловское и Воронецкое месторождения легкообогатимых железных руд, опоискован Нарышкинский участок легкообогатимых железных руд, также характеризующийся уникальными запасами и качеством руд. В пределах Нарышкинского участка выявлено перспективное рудопроявление с промышленным содержанием свинца, цинка и серебра. На
Воронецком участке также обнаружены крупные залежи титаномагнетитовых
с апатитом руд, а в железистых кварцитах установлены высокие содержания германия. В юго-восточной части области предварительно оценены докембрийские кристаллические образования и тектонические структуры, благоприятные для локализации рудных залежей цветных, благородных и радиоактивных металлов, что подтверждается данными бурения одиночных скважин и результатами более детальных геологоразведочных работ, проведенных на соседних территориях в Курской области. В отложениях осадочного чехла на небольших глубинах выявлены и оценены крупные залежи цеолитсодержащих трепелов, являющихся природными минеральными сорбентами, освоение которых при сравнительно небольших затратах может дать значительный экономический
эффект. Кроме того, имеются разведанные месторождения, оцененные и опоискованные участки тугоплавких глин для производства лицевого кирпича, фосфоритов и глауконитсодержащих песков, высококачественного
мела, разнообразного нерудного сырья для производства строительных материалов, минеральных подземных вод, цементного сырья. Следует отметить большой потенциал земельных ресурсов области, который может стать основой для развития перерабатывающей и пищевой промышленности, а также машиностроения в плане обеспечения рынка соответствующих шлейфов машин и оборудования. Наряду с промышленностью в Орловской области успешно развиваются наука, образование. Работают научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские бюро (КБ), действует ряд отраслевых общественных академий наук. НИИ и КБ промышленности Орловской области в недавнем прошлом вели, в основном, опытно-конструкторские разработки, исследования прикладного характера, связанные с "привязкой" разработок отраслевых КБ и НИИ к условиям орловских предприятий (производителей их продукции), и являлись, как правило, их филиалами или же структурными
подразделениями. Однако в настоящее время значительная часть научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций промышленности потеряла свою самостоятельность или же переориентирована под другие виды деятельности. В настоящее время на многих промышленных предприятиях сохраняется
неэффективное управление. На фоне сложной макроэкономической ситуации
из-за неразвитости маркетинговых служб и дилерской сети, слабого знания запросов потребителей, недостаточной рекламы многие предприятия оказались неспособными продвигать к покупателю даже те изделия, которые по своим потребительским качествам могли бы составить конкуренцию ряду потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения. Несмотря на то, что в области уровень производства на предприятиях промышленности весьма далек от уровня, имевшего место в начале радикальных экономических реформ, следует отметить ряд положительных тенденций. На 1 января 2004 года в промышленности области, по данным ЕГРПО, было зарегистрировано 1468 предприятий, или 10,0 % от общего числа хозяйствующих субъектов в области. Среднесписочная численность работников, занятых в промышленности, составила 73,2 тыс. человек, или 24,5 % от общего числа работников, занятых в экономике. За 2003 год было произведено промышленной продукции в действующих
ценах на 23 309 млн. руб. Индекс физического объема к 2002 году составил 109 %. Наиболее значительными темпами развивались машиностроение и металлообработка (113 %), полиграфическая промышленность (150 %), пищевая промышленность (119,6 %), черная металлургия (108 %), электроэнергетика (111 %). Вместе с тем выпуск промышленной продукции сократился в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (89%), легкой промышленности (90 %). Темпы роста промышленного производства в Орловской области находятся на уровне средних по России. По результатам хозяйственной деятельности за 2003 год на предприятиях промышленности была получена прибыль в размере более 1 678 млн. руб. Однако удельный вес прибыльных предприятий составляет всего 51 % от их общего количества в данной отрасли. Промышленность является основным источником доходов консолидированного бюджета области. Таким образом, на основании анализа тенденций развития промышленности Орловской области можно сделать вывод, что задачей промышленной политики на ближайшую перспективу должно стать сохранение положительных тенденций, наметившихся в 1999-2003 гг., и переход к стабильному ее развитию. Глава 2. Стратегическая цель и приоритетные направления
промышленной, научно-технической и инновационной политики
Орловской области
Генеральной целью Концепции является обоснование и реализация ключевых направлений структурных сдвигов в промышленности, осуществляемых на основе проведения активной и согласованной системы мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности и повышение эффективности роста промышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивающих наполнение рынка отечественной продукцией высокого качества по доступным ценам и формирование доходов бюджета. Концепция предполагает выделение основных приоритетов и "полюсов роста". При обосновании стратегических приоритетов развития промышленности при её переходе на инновационный путь развития следует
сначала сформулировать общие концептуальные подходы к их выделению, а
затем - ориентироваться на специфику того или иного региона. Общими (инвариантными, не зависящими от специфики региона) приоритетными направлениями развития экономики области (и промышленного комплекса в том числе) являются: - развитие рынконасыщающих высококачественных товаров;
- развитие бюджетоформирующих производств;
- развитие производств, обеспечивающих рабочие места и занятость;
- развитие экологически безопасных производств и выпуска экологически чистой продукции; - развитие производств, позволяющих получать "мультипликативный" эффект на основе выявления потенциальных "ядер роста"; - развитие производств высокоэффективной наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. При обосновании направлений и целей промышленной политики следует
обеспечивать необходимую ориентацию развития промышленности области на: - конечные результаты, характеризуемые производством основных товаров народного потребления в соответствии с объемами, определяемыми нормативами рационального потребительского бюджета; - производство эффективной продукции экспортного назначения.
При обосновании структуры промышленного комплекса следует предусматривать необходимость ориентации развития промышленности на: - оптимальное сочетание производства на крупных, средних и малых предприятиях, дополняющих друг друга; - создание замкнутых внутрирегиональных и сбытовых комплексов.
Сформулированные обобщенные приоритетные направления развития промышленности региона конкретизируются исходя из специфики Орловской
области. В этой связи стратегическими приоритетными направлениями развития
промышленности Орловской области являются: - углубление переработки продукции агропромышленного комплекса с использованием современных достижений агробиологии, гигиены питания и
создание сети малых перерабатывающих предприятий непосредственно в местах выращивания сельхозпродукции; - развитие машиностроения для отечественной легкой, пищевой и иной перерабатывающей промышленности с особым выделением "мини-технологий" для малых предприятий; - развитие производства оборудования и материалов для программы индивидуального жилищного строительства (в том числе программы "Славянские корни"); - развитие производства отечественной бытовой техники и мебели;
- развитие производства приборов и оборудования для медицины, коммунально-бытовой сферы, нефтегазового комплекса, мониторинга окружающей среды; - развитие коммунально-дорожного и погрузочно-транспортного машиностроения (в т.ч. мини-машиностроение); - развитие собственной фармацевтической промышленности на естественно-природной основе; - развитие машиностроения для малой энергетики;
- развитие производства отдельных видов импортозамещающей продукции электронной промышленности. Целенаправленная и эффективная промышленная политика в условиях перехода к инновационному режиму развития экономики требует обоснования региональных приоритетов увязанной с ней научно-технической и инновационной политики. Стратегические приоритеты научно-технической и инновационной
деятельности в Орловской области
1. Исследования в области совершенствования методов и механизмов управления 1. Разработка методов и механизмов формирования и активизации инновационной и структурно-инвестиционной политики, демонополизации и
развития малого бизнеса. 2. Разработка теоретических и методических основ формирования экономики, основанной на знаниях, исследования закономерностей и проблем рынка труда, обеспечения занятости населения. 3. Разработка теоретико-методических основ и механизмов использования природной и интеллектуальной ренты в интересах населения области. 4. Разработка методов и механизмов комплексного финансово-экономического анализа и повышение эффективности антикризисного управления предприятиями. 5. Разработка методов и механизмов повышения инвестиционной активности на областном, муниципальном и корпоративном уровнях. 6. Разработка методов и механизмов повышения эффективности развития и функционирования интегрированных промышленно-финансовых и агропромышленно-финансовых групп. 7. Исследование состояния, эффективности функционирования, обоснования перспектив развития денежно-кредитных отношений и банковской системы области в интересах активизации производства. 8. Исследование проблем и повышение эффективности рынка ценных бумаг. 9. Исследование проблем информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами и разработка систем мониторинга развития области, муниципальных образований и предприятий. 2. Исследования в области создания новой продукции, техники и технологий 1. Создание новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственной продукции и пород животных. 2. Создание новых и повышение эффективности используемых технологий в растениеводстве и животноводстве. 3. Углубление переработки продукции агропромышленного комплекса с
использованием современных достижений агробиологии, гигиены питания. 4. Разработка машин и механизмов для лёгкой и пищевой промышленности (с выделением оборудования для малых предприятий). 5. Разработка профилактических и лекарственных препаратов на естественно-природной основе. 6. Разработка коммунально-дорожной и погрузочно-транспортной техники. 7. Разработка приборов и оборудования для медицины, коммунально-бытовой сферы, мониторинга окружающей среды, нефтегазового комплекса. 8. Разработка оборудования для малой энергетики, энергосбережения, коммунального хозяйства. 9. Разработка высококачественной и эффективной продукции и технологий радиоэлектронной промышленности. 10. Создание эффективных строительных материалов и технологий.
11. Разработка оборудования и технологий для производства мебели.
В целом на основе выделенных приоритетных направлений в состав первоочередных целевых программ, соответствующих "прорывным" направлениям развития, которые в стратегической перспективе могут определять особенности ("лицо") Орловской области среди регионов России и даже на внешнем рынке, целесообразно включить: - целевую программу "Машиностроение для "мини-технологий" на малых предприятиях (в отраслях легкой, пищевой, кожевенно-обувной, деревообрабатывающей промышленности, малой техники для коммунальных, погрузочно-разгрузочных работ, малой энергетики и т.д.); - целевую программу "Перспективная металлообработка";
- целевую программу "Лечащее продовольствие", обеспечивающую иммунитет к ряду заболеваний; - целевую программу "Естественно-природная фармация";
- целевую программу "Экологическое приборостроение" для комплексного мониторинга окружающей среды, очистки воды, воздуха; - целевую программу "Медицинское приборостроение";
- целевую программу "Качественные строительные материалы", ориентированную на производство строительных материалов и оборудования для жилищного строительства; - целевую программу "Плодородие земель", ориентированную на производство удобрений под конкретные сельскохозяйственные культуры и
поля; - целевую программу "Перспективная электроника и приборостроение"; - целевую программу "Дорожно-транспортное машиностроение";
- целевую программу "Сельскохозяйственное машиностроение";
- целевую программу "Мебель Орловщины";
- целевую программу "Качественная одежда и обувь";
- целевую программу "Использование и развитие минерально-сырьевой
базы области"; - целевую программу "Комплексная переработка отходов";
- целевую программу "Новые бюджетообразующие производства".
Формирование выделенных приоритетных целевых программ развития промышленности области должно предполагать далее поиск научно-конструкторских и технологических заделов для реализации программ на основе "мониторинга научно-технических потенциалов". В этой связи регулярно проходящие ярмарки инвестиций должны проводиться на качественно иной основе, предполагающей привлечение в область как организаций-разработчиков нововведений под указанные целевые программы со всей страны и из-за рубежа, так и собственно потенциальных инвесторов со своими финансовыми ресурсами, как это делается в настоящее время. Приоритетные инвестиционные проекты в составе целевых программ развития промышленности ("полюса роста") в современных условиях должны обосновываться с использованием комплексной системы социальных, экономических и экологических критериев. Социальные критерии:
- степень снижения дефицитности товаров и услуг на потребительском рынке; - степень блокирования роста цен;
- степень повышения уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы; - степень сохранения или увеличения количества рабочих мест;
- степень снижения безработицы и простоев предприятий;
- степень увеличения доходов работников низкодоходной группы и среднего класса. Экономические критерии:
1) критерии, отражающие общерегиональные интересы:
- степень расшивки "узких мест" для организации законченных производственных циклов выпуска и реализации продукции; - степень снижения дефицита продукции производственного назначения, пользующейся спросом; - степень дополнительных поступлений доходов в областной бюджет или муниципальные бюджеты за счет структурных преобразований и развертывания новых производств; - степень дополнительных валютных поступлений за счет увеличения экспорта; 2) критерии, отражающие интересы предприятий:
- уровень снижения затрат в целом;
- уровень прибыли;
- уровень рентабельности; - срок окупаемости проектов;
- уровень снижения энергоемкости;
- уровень снижения материалоемкости.
Экологические критерии:
- степень воздействия на состояние атмосферного воздуха;
- степень воздействия на состояние водных ресурсов;
- степень воздействия на состояние земельных ресурсов и обеспечение рациональности землепользования; - степень воздействия на состояние земельных ресурсов и обеспечение рациональности лесопользования; - степень воздействия на состояние недр, обеспечение комплексности и рациональности недропользования; - степень снижения радиационного, акустического, электромагнитного и иного воздействия. Целенаправленное и комплексное развитие области, обеспечение структурных преобразований промышленности требуют, таким образом, согласования общерегиональных целей социально-экономического и экологического развития и интересов потенциальных инвесторов (как отечественных, так и иностранных). Представляемые на конкурс инновационно-инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям: - категория 5 (высший приоритет);
- категория 4 (высокий приоритет);
- категория 3 (средний приоритет);
- категория 2 (низкий приоритет).
Глава 3. Краткая характеристика приоритетных целевых программ
1. Целевая программа "Машиностроение для "мини-технологий" предназначена для координации и научно-конструкторских разработок и производства оборудования для малых предприятий в различных сферах и отраслях. Успешное развитие предприятий малого бизнеса возможно при оснащении этих предприятий современным высокоэффективным оборудованием преимущественно отечественного производства. В недавнем прошлом отечественное машиностроение для лёгкой, пищевой и иной перерабатывающей промышленности было ориентировано прежде всего на крупные и средние технологии. Высокоэффективное отечественное оборудование для малых предприятий почти не производилось. Таким образом, стратегическая перспектива развития малого бизнеса требует развития машиностроения для "мини-технологий". Машиностроительная промышленность Орловской области в определённой степени имеет ряд возможностей по переориентации на производство оборудования для малых предприятий. Безусловно, что для развёртывания данной программы требуется концентрация научно-конструкторского потенциала на разработку соответствующего оборудования (например, на базе НИИ ЛЕГМАШ), маркетинговый поиск необходимых разработок по всей стране и за рубежом. В этой связи импортировать следует не само готовое оборудование, а модели, разработки, документацию на новое оборудование. Производство оборудования для малых предприятий на мощностях орловских машиностроительных предприятий может вывести промышленность
области на стратегически перспективный рынок многих регионов России и
стран ближнего зарубежья. В качестве первоочередных проектов в рамках программы "Машиностроение для мини-технологий" целесообразно выделить следующие
производства: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|