Расширенный поиск

Решение Воронежской городской Думы города Воронежа от 13.10.2010 № 220-III

В О Р О Н Е Ж С К А Я  Г О Р ОД С К А Я  Д У М А

 

РЕШЕНИЕ

 

 

от 13 10.2010 г. №220-Ш

О программе комплексного

социально-экономического развития

городского округа город Воронеж

на 2010–2014 годы

 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа город Воронеж в целях определения приоритетных направлений развития городского округа город Воронеж на среднесрочную перспективу Воронежская городская Дума

 

РЕШИЛА:

 

1. Утвердить программу комплексного социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы согласно приложению.

2. Администрации городского округа город Воронеж обеспечить реализацию программы комплексного социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы.

3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя главы администрации - директора департамента экономики и инвестиций Курило С.Г. и первого заместителя председателя Воронежской городской Думы Ходырева В.Ф.

 

 

 

Глава городского

округа город Воронеж                                                     С.М.КОЛИУХ

 

 

Приложение к решению

Воронежской городской Думы

от 13.10.2010г. № 220-III

 

ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ НА 2010 - 2014 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


 

Наименование программы

Программа комплексного социально-

экономического развития городского

округа город Воронеж на 2010 - 2014 годы

Основание для разработки

программы

Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об

общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации" (ред.

от 05.04.2010г.).

Постановление Воронежской городской Думы от

27.10.2004г. № 150-I "Об Уставе городского

округа город Воронеж".

приказ департамента по развитию муниципальных

образований Воронежской области.

протокол заседания правительства Воронежской

области от 18.08.2009г. № 5

Заказчик программы

Администрация городского округа город Воронеж

Основные разработчики

программы

Экономическое управление администрации

городского округа город Воронеж, иные

структурные подразделения администрации

городского округа город Воронеж

Основная цель программы

Повышение качества жизни населения и

улучшение хозяйственного климата на

территории городского округа

Основные задачи программы

1. Формирование благоприятной социальной

среды, обеспечивающей возможность получения

населением городского округа широкого спектра

качественных и доступных социальных услуг, в

том числе: 

- повышение обеспеченности населения

объектами социальной сферы (в особенности

детскими дошкольными учреждениями, объектами

физической культуры и спорта,

здравоохранения, а также обеспечение

социальной инфраструктурой районов

новостроек); 

- повышение уровня материально-технической

базы организаций социальной сферы;

- повышение качества персонала в социальной

сфере. 

2. Формирование качественной, эффективной и

надежной системы жизнеобеспечения населения,

позволяющей полностью удовлетворять

потребности населения в необходимых ресурсах.

3. Развитие транспортной инфраструктуры.

4. Развитие действующих и формирование новых

производств, конкурентоспособных на

российском и мировом рынках.

5. Развитие инфраструктуры связи, доступа к

современным информационным технологиям.

6. Развитие малого и среднего

предпринимательства.

7. Создание условий для обеспечения

благоустроенным жильем нуждающегося в нем

населения. 

8. Обеспечение экологической безопасности

городского округа.

9. Обеспечение общественной безопасности на

территории городского округа.

10. Развитие системы муниципального

управления 

Сроки и этапы реализации

программы

Программа реализуется в течение 2010 - 2014

годов 

Перечень подпрограмм и

основных мероприятий

Мероприятия программы сгруппированы по трем

разделам: 

1. Создание условий для экономического роста

городского округа город Воронеж:

1.1. Реализация коммерческих инвестиционных

проектов. 

1.2. Реализация муниципальных целевых

программ. 

2. Формирование основы для повышения уровня

и качества жизни населения:

2.1. Реализация муниципальных целевых

программ: 

2.1.1. Развитие здравоохранения.

2.1.2. Развитие образования.

2.1.3. Развитие физической культуры и спорта.

2.1.4. Молодежная политика.

2.1.5. Опека и попечительство.

2.1.6. Развитие культуры и искусства.

2.1.7. Профилактика правонарушений на

территории городского округа город Воронеж.

2.1.8. Развитие жилищно-коммунального

хозяйства. 

2.1.9. Развитие городского пассажирского

транспорта. 

2.1.10. Развитие дорожного хозяйства.

2.1.11. Охрана окружающей среды.

3. Организация муниципального управления

Исполнители подпрограмм

и основных мероприятий

Администрация городского округа,

муниципальные учреждения, хозяйствующие

субъекты городского округа

Объемы и источники

финансирования программы

Суммарный объем финансирования программы в

2010 - 2014 годах составляет 43479053,61

тыс. рублей, из них за счет средств:

- федерального бюджета - 3205015,4 тыс.

рублей; 

- областного бюджета - 4540484,4 тыс. рублей;

- бюджета городского округа - 10616496,04

тыс. рублей; 

- собственных средств предприятий и

организаций - 2041105,54 тыс. рублей;

- заемных средств - 3980330,0 тыс. рублей;

- других источников финансирования -

19095622,23 тыс. рублей

Система организации

контроля за исполнением

программы

Администрация городского округа города

Воронеж контролирует своевременное и полное

проведение мероприятий и реализацию проектов

программы. 

Административный контроль дополняется текущим

финансовым контролем за использованием

средств федерального, областного бюджетов и

бюджета городского округа

Ожидаемые конечные

результаты реализации

программы

За время реализации программы будет создано

3278 новых рабочих мест.

Платежи в бюджеты всех уровней составят

5308,2 млн. рублей.

В результате реализации программы будут

улучшены значения большинства показателей

эффективности деятельности органов местного

самоуправления, утвержденных Указом

Президента РФ от 28.04.2008 N 607 и

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008

N 1313-р 


 

Введение

 

Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения городского округа, одним из которых является принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Программа комплексного социально-экономического развития городского округа является документом, представляющим собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для городского округа задач.

Разработка программы комплексного социально-экономического развития городского округа осуществлена в соответствии с методическими рекомендациями по разработке комплексных программ (планов) экономического и социального развития муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) в 2009 году на среднесрочную перспективу, утвержденными приказом департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 02.07.2009 N 3 и типовым макетом программы экономического и социального развития муниципального образования (городского округа, муниципального района) Воронежской области на среднесрочную перспективу, подготовленным департаментом по развитию муниципальных образований Воронежской области.

Мероприятия программы направлены на достижение наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденных Указом Президента РФ от 28.04.2008г. № 607 и Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008г. № 1313-р.

Исходными информационными материалами для разработки программы послужили:

- концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

- программа экономического и социального развития Воронежской области на 2007-2011 годы;

- Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года;

- отраслевые и региональные прогнозы и программы развития, разработанные на федеральном, областном и муниципальном уровнях;

- Генеральный план городского округа город Воронеж;

- официальная статистическая отчетность;

- данные социологических исследований;

- предложения и рекомендации муниципальных служб, руководителей и хозяйствующих субъектов;

- специальная литература;

- материалы печатных и электронных СМИ.

По своей сути настоящая Программа, учитывая сегодняшнее состояние всех сфер городского округа и возможностей местного бюджета, является в большей степени программой восстановления, реализация которой позволит завершить длительный период выживания и перейти к полноценному развитию.

 

1. Характеристика проблем, на решение которых

направлена программа

 

1.1. Общая характеристика городского округа город Воронеж

 

Город Воронеж основан в 1586 году как крепость, служившая для защиты южных окраин Московского государства от набегов крымских татар и ногайцев. В 1590 году город был сожжен. Выгодное географическое положение близ места слияния рек Воронеж и Дон способствовало превращению Воронежа в крупнейший торговый пункт на юго-востоке России и быстрому росту населения. Уже в 1615 году в Воронеже проживало более 6 тыс. человек.

Новый этап в истории города приходится на конец XVII - начало XVIII веков. Воронеж стал колыбелью русского военного флота. В 1696 году в связи с подготовкой ко Второму Азовскому походу по приказу Петра I в Воронеже начали строиться корабли. Судостроение повлекло за собой строительство литейного завода, канатной и суконной фабрик. Значительно увеличилось его население. После основания Петербурга и переноса судостроения на Балтийское море роль Воронежа снизилась.

В 1711 году Воронеж стал губернским городом, административным центром Азовской губернии, а с 1725 года - Воронежской губернии.

В 1774 году Екатериной II был утвержден план регулярной застройки города.

С 1779 года Воронеж был определен административным центром Воронежского наместничества.

В конце восемнадцатого-первой половине девятнадцатого веков город становится крупным культурным центром края. В нем начинает работать типография, открывается театр, работают средние учебные заведения, начинает издаваться газета.

Экономика города в конце восемнадцатого - первой половине девятнадцатого веков была представлена преимущественно переработкой сельскохозяйственного сырья (мельницы, салотопенные, маслодельные, мыловаренные, кожевенные заводы и др.) и торговлей (хлебом, скотом, салом, шерстью). В конце 60-х годов XIX века были открыты два крупных промышленных предприятия - железнодорожные мастерские (ныне - тепловозоремонтный завод) и механический завод (в дальнейшем - завод упаковочных машин, ныне не существует).

В 1863 году в Воронеже по результатам переписи населения проживало 39 тыс. человек (12-е место в России).

Развитие Воронежа ускорилось с постройкой железных дорог, связавших город с Москвой (1868 год) и Ростовом-на-Дону (1871 год).

К началу XX века в Воронеже действовали водопровод, конно-железная дорога, электростанция, относительно благоустроенными были центральные улицы города. Домов было свыше 5 тысяч, из них более половины - каменных. Жителей насчитывалось 61 тыс. человек. Функционировали 12 гимназий, несколько училищ, семинария, кадетский корпус, десятки начальных школ. В 1897 году население Воронежа составляло 81 тыс. человек.

В 1913 году в Воронеже открывается первое высшее учебное заведение - сельскохозяйственный институт.

В 1919 году, в период Гражданской войны, Воронеж - стратегически важный участок, арена боев между частями Белой и Красной армий.

С 1928 года Воронеж - центр Центрально-Черноземной области, с 1934 года - Воронежской области.

В 1920-1930-х годах в городе расширяются действующие и строятся новые промышленные предприятия, главным образом машиностроительные и химические (производство кузнечно-прессового оборудования, авиационной техники, синтетического каучука и др.).

В Великую Отечественную войну в течение шести с половиной месяцев линия фронта проходила по р. Воронеж. В результате непрерывных боев город был почти полностью разрушен. После освобождения Воронеж был отстроен практически заново.

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Воронежу присвоено почетное звание "Город воинской славы".

Современный Воронеж - один из крупных промышленных, научных и культурных центров страны, административный центр Воронежской области.

Законом Воронежской области от 13.10.2005г. № 66-ОЗ муниципальное образование город Воронеж наделено статусом городского округа.

Площадь территории городского округа составляет около 600 кв. км (1,2% территории Воронежской области).

Численность населения городского округа на 1 января 2009 года, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, составила 924,1 тыс. человек. По численности населения Воронеж занимает пятнадцатое место в России и второе - в Центральном федеральном округе РФ (после Москвы). Воронеж превосходит следующий по численности населения город Воронежской области - Борисоглебск - в 12,1 раза.

Плотность населения городского округа - 1557,8 чел/кв. км.

В национальной структуре населения городского округа более 90,0% составляют русские.

Городской округ состоит из 6 административных районов, которые разделены Воронежским водохранилищем на правобережную часть (Ленинский, Центральный, Коминтерновский и Советский районы) и левобережную часть (Левобережный и Железнодорожный районы). В соответствии с Законом Воронежской области от 27.10.2006г. № 87-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения" в состав городского округа входят 4 поселка городского типа (Придонской, Шилово, Краснолесный, Сомово), 8 сел (Подгорное, Масловка, Никольское, Подклетное и др.) и 10 поселков (Первое Мая, им. Буденного, Толши и др.). В настоящее время завершается процесс реорганизации поселков и сел городского округа в форме их присоединения к Воронежу. Законопроект по данному вопросу принят в первом чтении Воронежской областной Думой.

К северу от Воронежа расположены Липецкая и Курская области, к югу - Ростовская и Волгоградская области, к востоку - Тамбовская и Саратовская области, к западу - Белгородская область и Украина.

Расстояние от Воронежа до Москвы - 587 км.

Климат - умеренно-континентальный.

Воронеж - крупный транспортный узел. Он находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающих между собой центр России, Северный Кавказ, Украину и Сибирь.

Кроме того, в непосредственной близости от Воронежа расположен международный аэропорт, который обеспечивает связь с регионами России, а также некоторыми зарубежными странами.

На 01.01.2009 на территории городского округа было зарегистрировано 39,5 тысячи предприятий и организаций, в том числе: 3,9 тысячи предприятий, осуществляющих промышленные виды деятельности (в первую очередь, предприятия обрабатывающих производств); 3,9 тысячи предприятий строительства; 17,1 тысячи предприятий, осуществляющих торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

В городском округе сосредоточен ряд крупных предприятий обрабатывающих производств, на которых производятся самолеты, оборудование для нефтегазовой промышленности, тяжелые механические прессы, станки, синтетический каучук, автомобильные шины, мостовые конструкции, сложные радиоэлектронные комплексы и многие другие виды продукции.

Городской округ обладает достаточно мощным строительным комплексом, организации которого возводят жилье и объекты производственного назначения.

В городском округе 5,2 тыс. объектов стационарной розничной торговли.

Бытовые услуги населению городского округа оказывают 1,9 тыс. предприятий.

Среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях городского округа в 2008 году составила 306,1 тыс. человек.

Жилищный фонд городского округа на конец 2008 года составил 22,8 млн. кв. м. В среднем на одного жителя приходится 24,6 кв. м общей площади.

В 2008 году в Воронеже функционировали 33 больницы (17 - муниципальных) и 67 амбулаторно-поликлинических учреждений (44 - муниципальных).

На конец года действовало 173 дошкольных образовательных учреждения на 23845 мест.

В 140 общеобразовательных школах городского округа в 2008 году обучалось 78389 учащихся.

В Воронеже находятся 25 вузов (в том числе 15 - государственных). На начало 2008/2009 учебного года в них обучалось 133,2 тыс. студентов.

На территории городского округа расположены 4 стадиона, 10 плавательных бассейнов, 261 спортивный зал.

В городском округе на конец 2008 года осуществляли свою деятельность 5 профессиональных театров, областная филармония с симфоническим оркестром, государственный цирк, профессиональный русский народный хор, 4 музея, 58 библиотек. В Воронеже имеется большое количество памятников истории.

 

1.2. Характеристика проблем социально-экономического развития городского округа город Воронеж

 

Отбор проблем для программной разработки и решения на местном уровне осуществлен в соответствии со следующими критериями:

- соответствие приоритетам социально-экономического развития городского округа;

- соответствие полномочиям органов местного самоуправления и действующему законодательству;

- значимость проблемы, комплексный, в том числе межотраслевой, характер;

- направленность на реформирование отрасли, достижение качественно нового уровня развития, в том числе повышение доступности и качества муниципальных услуг, снижение расходов на их оказание;

- невозможность эффективного решения данных проблем в приемлемые сроки за счет использования действующих механизмов.

Проблемы социально-экономического развития городского округа город Воронеж сформулированы в результате проведения анализа различных аспектов жизнедеятельности города.

 

Здравоохранение

 

В городском округе город Воронеж сохраняется неблагоприятная медико-демографическая ситуация, которая характеризуется превышением уровня смертности населения над уровнем рождаемости (общая смертность населения в 2008 году составила 15,0 на 1000 человек; показатель рождаемости - 10,3 на 1000 человек). Это лучше, чем в Воронежской области (17,7 и 9,9 соответственно), но хуже среднероссийских показателей (14,7 и 12,1 соответственно).

Естественная убыль населения в Воронеже составила в 2008 году 4,7 на 1000 человек населения, что превышает значение аналогичного показателя в большинстве городов ЦЧР (Белгород - 0,6; Курск - 2,4; Липецк - 3,5; Тамбов - 6,0).

Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить, с одной стороны, снижение качества жизни значительной части населения Воронежской области (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. С другой стороны - кадровые проблемы и слабая материально-техническая база службы здравоохранения.

Проблема обеспечения медицинскими кадрами муниципальных учреждений здравоохранения характеризуется следующими цифрами:

- обеспеченность врачами в городском округе на 10000 жителей составила: 2006 год - 44,1; 2007 - 42,8; 2008 год - 41,9;

- укомплектованность врачами недостаточная и остается на уровне 78,0% (показатель укомплектованности врачами-патологоанатомами - 30%, рентгенологами - 53%, врачами скорой медицинской помощи - 61,4%).

Основные показатели системы муниципального здравоохранения городского округа за 2006-2008 годы приведены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1


 

 

Основные показатели системы муниципального

здравоохранения городского округа город Воронеж

за 2006 - 2008 годы

 

 Наименование показателя

 2006

 2007

 2008

Численность врачей всех специальностей - всего,

человек 

 4 071

 3 938

 3 862

 на 10 000 человек населения

 44,1

 42,8

 41,9

Численность среднего медицинского персонала -

всего, человек 

 6 874

 6 601

 6 488

 на 10 000 человек населения

 74,4

 71,7

 70,4

Число больничных учреждений, единиц

 18

 18

 17

Число больничных коек - всего, единиц

 4 745

 4 772

 4 230

 на 10 000 человек населения

 51,4

 51,8

 45,9

Число амбулаторно-поликлинических учреждений,

единиц 

 43

 44

 44

Мощность амбулаторно-поликлинических

учреждений, всего, посещений в смену

 13 815

 13 853

 14 173

 на 10 000 человек населения

 149,6

 150,5

 153,7


 

Существующая материально-техническая база муниципальных учреждений здравоохранения насчитывает 290 зданий и сооружений. Только 16% учреждений размещаются в зданиях, построенных по типовым проектам, 21% размещаются в приспособленных помещениях, 63% - в зданиях, в которых проводилась или требуется реконструкция.

Муниципальные учреждения здравоохранения недостаточно оснащены медицинским и прочим оборудованием (88,3%). Значительный износ материально-технической базы сказывается на качестве и доступности лечебно-диагностической медицинской помощи.

На территории городского округа город Воронеж остается напряженной эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, артериальная гипертония) и ряда инфекционных заболеваний, которые могут управляться средствами медицинской специфической профилактики (краснуха, вирусные гепатиты А и В, туляремия и т.д.).

Так, остаются высокими показатели заболеваемости туберкулезом: на 100 тыс. населения приходится 58,1 случая заболевания, среди заболевших 45,5% составляют больные с распадом туберкулезного процесса в легких, а 62,0% - с бацилловыделением.

Сердечно-сосудистые заболевания, несмотря на значительные успехи, достигнутые в последние десятилетия в их лечении и профилактике, остаются основной причиной смертности и инвалидизации населения как в России, так и в городском округе город Воронеж.

Для решения указанных проблем на территории городского округа город Воронеж осуществлялась реализация мероприятий национального проекта "Здоровье", муниципальных целевых программ "Развитие муниципального здравоохранения городского округа город Воронеж на 2008-2013 годы" и "Предупреждение заболеваний социального характера (2009-2011 годы)".

С целью повышения доступности и улучшения качества оказания медицинской помощи населению городского округа город Воронеж, создания оптимальных условий для работы персонала и повышения уровня комфортности для пациентов необходимо строительство объектов здравоохранения, обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения современным оборудованием, медицинскими кадрами, продолжение целенаправленной плановой профилактической работы и иммунизации населения.

 

Образование

 

В структуру муниципальной системы общего образования городского округа город Воронеж входят 130 дневных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, среди которых 5 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (3 прогимназии и 2 начальных школы - детских сада), 120 общеобразовательных учреждений (13 гимназий, 10 лицеев, 13 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 70 общеобразовательных школ, включая 7 вечерних (сменных, открытых) школ, 2 центра образования, 1 кадетская школа, 3 межшкольных учебных комбината, реализующих программы общего образования.

С 2001-го по 2008 год количество обучающихся уменьшилось на 31%. Вместе с тем впервые за последние годы просматривается тенденция стабилизации контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Если в 2006/2007 учебном году сокращение учащихся составило 4,5%, то в 2007/2008 учебном году - 1,9%.

Демографическая ситуация в городе, вызванная падением рождаемости, также привела и к общему снижению числа педагогических работников в общеобразовательных учреждениях (с 9202 педагогов в 2001 году до 6438 в 2009 году).

Основные показатели системы общего образования городского округа за 2001- 2008 годы приведены в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2

 

Основные показатели системы общего образования

городского округа город Воронеж за 2001 - 2008 годы


 

 

Наименование показателя

 2001

 2006

 2007

 2008

Общеобразовательные учреждения, единиц

 140

 143

 141

 140

Число муниципальных дневных

общеобразовательных учреждений (на начало

учебного года), единиц

 

 129

 

 133

 

 131

 

 130

Численность учащихся общеобразовательных

учреждений, всего

113 459

 82 705

 79 850

 78 389

Численность учащихся муниципальных дневных

общеобразовательных учреждений (на начало

учебного года), человек

 

110 389

 

 80 397

 

 77 913

 

 76 202


 

В развитии общего образования городского округа город Воронеж ключевую роль играют проблемы повышения его качества и доступности. За последние годы отмечается тенденция увеличения количества успевающих на "4" и "5". Так, качество успеваемости учащихся общеобразовательных учреждений в 2008/2009 учебном году составило 45,1%, т.е. 33785 учащихся закончили учебный год на "4" и "5". По сравнению с 2006/2007 учебным годом процент качества успеваемости обучающихся вырос на 4,1% и сохранился на уровне 2007/2008 учебного года. Традиционно высокой остается доля выпускников, получивших золотые и серебряные медали, в общем количестве выпускников на фоне общего уменьшения учащихся общеобразовательных учреждений. Так, если соотношение золотых и серебряных медалистов в 2006/2007 учебном году составило 133 к 294, то в 2008/2009 учебном году - 107 к 180. Однако в 2008-2009 учебном году число обучающихся, оставленных на повторное обучение, увеличилось до 222 человек, или 0,3% от общего количества учеников, причем 62 (0,8%) из них - это выпускники основной школы, которые не были допущены к государственной (итоговой) аттестации или не выдержали аттестацию в условиях независимого оценивания.

Несмотря на ряд позитивных изменений, происходящих в сфере образования городского округа город Воронеж за последние несколько лет в результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", комплексной программы модернизации образования, в муниципальной системе образования сохраняются серьезные проблемы. Среди них необходимо выделить следующие: устаревшая учебно-лабораторная база, компьютерное оборудование, спортивное оборудование в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, недостаток учебной литературы. Медицинские кабинеты и пищеблоки общеобразовательных учреждений также оснащены устаревшим оборудованием. Число школ в ветхом и аварийном состоянии за последние 8 лет увеличилось с 5 до 21. Значительно увеличилось число школ, расположенных в зданиях, требующих капитального ремонта - с 47 (в 2001 году) до 113 (в 2008 году).

Требуется строительство 5 общеобразовательных учреждений, что позволит повысить уровень доступности получения общего образования и значительно улучшить условия образовательного процесса.

В соответствии с предписаниями Госпожнадзора требуются большие финансовые затраты для проведения обследований зданий соответствующими организациями, подготовки проектно-сметной документации, замене легкосгораемых материалов на путях эвакуации, устройству дополнительных выходов из подвалов и др.

Еще одной проблемой отрасли является отсутствие системы органов государственно-общественного и коллегиального способа управления образовательным учреждением, а также эффективных механизмов общественного участия в управлении образованием.

Одним из основных направлений работы администрации городского округа является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формирование у них здорового образа жизни. Эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений зависит от организации их максимальной занятости в творческих объединениях различной направленности. Сегодня 73,5% учащихся посещают творческие объединения, работающие на базе как общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования детей.

На конец 2008 года в Воронеже насчитывалось 173 дошкольных образовательных учреждения (в 2001 году - 179 единиц), в которых воспитывалось 29905 детей (в 2001 году - 25257 детей). При этом число мест в дошкольных учреждениях сократилось на 872 единицы (в 2001 году - 24717 единиц).

Основные показатели системы детского дошкольного образования городского округа за 2001-2008 годы приведены в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3

 

Основные показатели системы детского дошкольного

образования городского округа город Воронеж

за 2001 - 2008 годы


 

 

 Наименование показателя

 2001

 2006

 2007

 2008

Число дошкольных образовательных учреждений (на конец года), единиц

 179

 175

 171

 173

 в них:

 

 

 

 

 детей

 25 257

 27 520

 27 921

 29 905

 мест, единиц

 24 717

 23 373

 23 310

 23 845

Приходится на 100 мест в дошкольных учреждениях, человек

 102

 118

 120

 120


 

Сложившаяся в городе сеть функционирующих образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, удовлетворяет потребности населения лишь на 46,7%.

При численности детского населения города в возрасте от 1 года до 7 лет - 50992, охват детей общественным дошкольным воспитанием в 2009 учебном году составил 59,1%. Это выше, чем в среднем по Воронежской области (45,5%), Российской Федерации (57,6%), но ниже, чем в среднем по ЦФО (59,5%), а также ниже, чем в некоторых городах и областных центрах Российской Федерации (например, г. Белгород - 63,5%) и даже в ряде муниципальных образований Воронежской области (например, в г. Нововоронеже - 75,0%).

Основной причиной создавшейся ситуации является сокращение количества ведомственных детских садов в период приватизации предприятий (1993 - 1998 годы), во время которой многими предприятиями здания детских садов были включены в уставный капитал, не переданы в муниципальную собственность, а в дальнейшем перепрофилированы и в настоящее время используются не в образовательных целях.

В то же время начиная с 2005 года в городском округе отмечается существенное изменение демографической ситуации. Увеличение рождаемости и миграционные процессы привели к повышенному спросу на услуги дошкольного образования со стороны населения.

С 2007 года прослеживается тенденция увеличения очередности по устройству детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее - МДОУ), а по состоянию на 01.01.2010 на очереди по устройству детей в возрасте от 2 до 7 лет в муниципальные дошкольные образовательные учреждения было зарегистрировано 8,3 тысячи детей.

В целях решения проблемы общедоступности дошкольного образования в городском округе принимались меры, направленные на расширение сети и увеличение мощности действующих муниципальных детских садов.

В период с 2007 года по 2009 год, в том числе в рамках реализации муниципальной целевой программы "Развитие дошкольного образования городского округа город Воронеж на 2008-2011 годы" мощность функционирующих МДОУ увеличена на 1460 мест за счет восстановления групповых помещений, возвращенных из аренды, находящихся в аварийном состоянии; введения в эксплуатацию принятых в муниципальную собственность детских садов различных форм собственности; возврата в систему дошкольного образования 5 ранее перепрофилированных дошкольных учреждений.

В рамках мероприятий, направленных на увеличение доли детей, получающих дошкольную образовательную услугу, в городе Воронеже в 2009 году проводился капитальный ремонт МДОУ N 18, закрытого в связи с необходимостью приведения планировки помещений требованиям санитарных норм и правил; капитальный ремонт МДОУ N 149, возвращенного в систему дошкольного образования; в конце 2009 года после капитального ремонта открыто для работы с детьми МДОУ N 43.

Однако восстановление сети и увеличение численности воспитанников МДОУ не позволяет в полной мере обеспечить детское население городского округа местами в детских садах. Без строительства новых объектов дошкольного образования решить указанную проблему невозможно. Строительство и ввод в эксплуатацию новых зданий дошкольных учреждений в городе Воронеже прекращено с 1992 года, при этом темпы строительства нового жилья только росли, образовались новые микрорайоны с неразвитой инфраструктурой.

Проведенный анализ свидетельствует, что наиболее острая потребность в строительстве и открытии новых дошкольных образовательных учреждений существует в Коминтерновском районе города в границах улиц М. Мордасовой - В. Невского - Шишкова и микрорайоне гипермаркета "Линия"; в Железнодорожном районе - в микрорайоне больницы "Электроника" и в границах улиц Остужева - Переверткина - Ленинского проспекта; в Ленинском районе - в границах улиц Моисеева - Госпитальной; в Центральном районе - по улице Ломоносова; в Левобережном районе - в границах Арзамасской - Ленинского проспекта, Тверской - Ростовской.

В 68,7% муниципальных детских садов оборудование части групповых, служебных и специализированных помещений для занятий с детьми не в полной мере соответствует требованиям санитарных норм и правил; оборудование групповых ячеек в части соответствия детской мебели росто-возрастным особенностям детей, холодильное, технологическое и электрооборудование пищеблоков и постирочных, спортивное оборудование физкультурных залов и спортивных площадок не в полной мере соответствует СанПиН 2.4.1.1249-03 и нуждается в модернизации.

На современном этапе развития сферы образования отмечается возрастание требований современной школы и родителей к уровню готовности детей к школьному обучению.

Для повышения эффективности обучения в МДОУ в практике работы с детьми используется спектр инновационных программ и педагогических технологий, что способствует разностороннему развитию личности ребенка-дошкольника, позволяет качественно подготовить его к обучению в школе, но в то же время предъявляет особые требования к профессионализму руководителей и педагогов дошкольных учреждений.

Поэтому необходимо осуществление мер по повышению профессиональной компетентности руководящего и педагогического персонала МДОУ.

Таким образом, несмотря на некоторые позитивные изменения, происходящие в сфере дошкольного образования городского округа город Воронеж за последнее время, сохраняются проблемы, свидетельствующие о том, что масштаб, темпы изменений не в полной мере соответствуют реалиям сегодняшнего дня и не могут в полном объеме удовлетворять население городского округа.

 

Физическая культура и спорт

 

На начало 2008 года число спортивных сооружений в Воронеже составило 927 единиц, в том числе 4 стадиона, 261 спортивных зала (с учетом школьных), 10 крытых плавательных бассейнов и др.

Основные показатели развития физической культуры и спорта на территории городского округа за 2001-2008 годы приведены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4

 

Основные показатели физической культуры и спорта

на территории городского округа город Воронеж

за 2001 - 2008 годы


Информация по документу
Читайте также