Расширенный поиск
Постановление Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 № 581ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 08 ноября 2017 года № 581
О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 423
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» Совет министров Республики Крым постановляет: Внести в постановление Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 423 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы» следующие изменения: во вступительной части постановления: после слов «в соответствии со» дополнить словами «статьями 139, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации»; после слов «продовольствия на 2013-2020 годы» дополнить словами «статьей 8 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 16-ЗРК/2014 «О межбюджетных отношениях в Республике Крым»; слова «14 сентября 2016 года № 1088-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых программ Республики Крым» заменить словами «20 сентября 2017 года № 1096-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым»; в постановляющей части цифры «2015-2017» заменить цифрами «2015-2020»; приложение к постановлению изложить в новой редакции (прилагается).
Глава Республики Крым, Председатель Совета министров Республики Крым С. АКСЁНОВ
Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым – руководитель Аппарата Совета министров Республики Крым Л. ОПАНАСЮК Приложение к постановлению Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 423 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от «08» ноября 2017 года № 581) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2015 - 2020 ГОДЫ ПАСПОРТ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы (далее - Государственная программа)
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы и прогноз развития на перспективу Государственная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральным законом от 3 августа 1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», Федеральным законом от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве», Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120; Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р; Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Концепцией развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1292-р, Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 года № 1265-р «О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года»; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», Законом Республики Крым от 6 июля 2015 года № 134-ЗРК/2015 «О развитии сельского хозяйства в Республике Крым»; Законом Республики Крым от 9 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года»; постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года № 272 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым»; распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 сентября 2017 года № 1096-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым». Государственная программа направлена на развитие и повышение конкурентоспособности АПК. Приоритетами Государственной программы являются: повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, сохранение территориальной целостности и обеспечение национальной безопасности. Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Крым, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. 1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Республики Крым АПК и его базовая отрасль - сельское хозяйство, являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Крым, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Благоприятные агроклиматические условия Республики Крым всегда способствовали активному развитию сельского хозяйства. Расположение региона в умеренно континентальном климате с субтропическими условиями в пределах Южного берега Крыма, высокие значения теплообеспеченности (сумма температур выше 10 °C варьируется в пределах 3300° - 4150°), значительные площади под черноземами (более 40% площади региона) и высокая доля земель сельскохозяйственного назначения (2/3 от общей площади земель) позволяют выращивать в Республике Крым разнообразный спектр сельскохозяйственных культур от картофеля до винограда и хурмы. В аграрной отрасли Республики зарегистрирована 1251 организация, занято 16970 человек, среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в 2015 году составила 15807,9 рубля. Сельскохозяйственные предприятия, расположенные в Республике Крым, специализируются на выращивании зерновых, технических и кормовых, овощей, плодово-ягодных культур и винограда в отрасли растениеводства; на выращивании свиней и птицы, крупного рогатого скота, производстве яйца и мяса - в отрасли животноводства; в пищевой промышленности - на переработке зерна, молока и мяса, рыбы, первичном и вторичном виноделии. На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию овощеводства, садоводства и виноградарства, возделыванию эфиромасличных культур (розы, лаванды, шалфея) в отрасли растениеводства; овцеводства, мясного и молочного скотоводства в отрасли животноводства. Учитывая специализацию Республики Крым как курортного региона, серьезное внимание уделяется увеличению в структуре виноградников удельного веса столовых сортов до 25% от общего объема посадок, а также обеспечению производства фруктов с разными сроками созревания плодов и закладке их на длительное хранение. В свою очередь создание мощной сырьевой базы даст толчок для развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым, потенциал которой на сегодняшний день не реализуется в полном объеме. Индекс производства сельскохозяйственной продукции по Республике Крым в 2015 году составил 93,4% к предыдущему году, в 2014 году - 97,8%, в 2013 году - 99,6%, в том числе индекс производства продукции растениеводства в 2015 году составил 97,7% к предыдущему году, в 2014 году - 100,4%, в 2013 году - 107,3%; животноводства - 88,3% к предыдущему году, в 2014 году - 94,8%, в 2013 году - 91,6%. К снижению индекса производства сельскохозяйственной продукции в 2014 и 2015 годах привели следующие проблемы: - отсутствие прямого сухопутного сообщения с материковой частью России (несоответствие новых транспортных потоков с существующей транспортной инфраструктурой, удорожание завозимых с материковой части России материалов и оборудования); - действие экономических санкций, ограничивающих приток иностранных и частных российских инвестиций; - ограниченный доступ к рынку капитала, высокая стоимость финансовых ресурсов; - неблагоприятные метеорологические условия, в частности - засуха, поздние весенние и ранние осенние заморозки (значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия); - ликвидация крупного птицеводческого предприятия, в результате чего производство яиц сократилось на 30,2%, а также снижение поголовья сельскохозяйственных животных и, соответственно, животноводческой продукции; - распространение пандемий (африканская чума свиней); - прекращение подачи воды из реки Днепр в Северо-Крымский канал обострило одну из важнейших проблем сельского хозяйства региона - водообеспеченность. В связи с тем, что полуостров Крым располагается в зоне с засушливым климатом (коэффициент увлажнения Высоцкого - Иванова на равнинной части Крыма менее 0,5) и обеднен поверхностными водами, до 2014 года основным источником пресной воды для орошения служила вода Северо-Крымского канала, из которого в 2013 году было использовано 520,7 млн куб. м на орошение (67,7% от всего объема использованной воды). В результате прекращения подачи воды по Северо-Крымскому каналу использование воды на нужды орошения было сокращено в 40 раз до 13 млн куб. м в 2015 году (политые площади сократились в 12,8 раза до 10,7 тыс. га), и, как следствие, из севооборотов полностью были выведены влаголюбивые культуры - рис и соя; более чем на 60% уменьшена площадь посева под кукурузой на зерно и рапсом. По итогам 2015 года произведено хозяйствами всех категорий: зерновых и зернобобовых культур - 1263,1 тыс. тонн (занимает 17,8% в структуре продукции сельского хозяйства), картофеля - 272,6 тыс. тонн (8,5%), овощей - 354,3 тыс. тонн (14,9%), плодов, ягод и винограда - 179,9 тыс. тонн (11,3%), мяса всех видов (в живом весе) - 146,7 тыс. тонн (23,3%), молока - 243,3 тыс. тонн (12%), яиц - 487,6 тыс. тонн (3,8%). Удельный вес хозяйств населения в объеме валовой продукции в 2015 году составил 58,9%, что ниже показателя 2014 года на 8,8 процентных пункта, показателя 2013 года - на 5,5 процентных пункта. Из этого можно сделать вывод о постепенной стабилизации экономической ситуации и намечающейся тенденции к росту объемов продукции, произведенной сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Так, за 2014 - 2015 годы сельхозпредприятиями посажено 520 га виноградников и 514 га садов. По состоянию на 1 января 2016 года общая площадь виноградников составляет 16,8 тыс. га, из них плодоносящих - 13,7 тыс. га, общая площадь садов - 11,1 тыс. га, из них плодоносящих - 9,8 тыс. га, в структуре которых семечковые культуры составляют 46%, косточковые - 40%. Закладка новых садов и виноградников осуществляется с одновременным монтажом системы капельного орошения, что в значительной степени повышает надежность возделывания плодовых культур и винограда. Главной задачей отрасли остается обеспечение производства товарной продукции в количестве, качестве и ассортименте в соответствии с потенциальными возможностями и потребностями внутреннего и внешнего рынка. В этой связи особое значение имеет восстановление утраченных мощностей по хранению фруктов и винограда. По состоянию на 1 января 2016 года в регионах Республики Крым действуют 37 холодильников с общей мощностью хранения 43 тыс. тонн. С учетом перспективы производства плодово-ягодной продукции и винограда необходимо увеличение мощностей по хранению до 160 тыс. тонн. Для этого требуется построить еще 35 холодильников. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особую природно-экономическую ценность, составляют главную часть стратегического ресурса и национального богатства страны. В настоящее время не осуществляются должным образом учет и инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, землеустройство и охрана угодий, сохраняется тенденция к ухудшению состояния и потере плодородия земель сельскохозяйственного назначения (эрозия, дефляция, засоление, опустынивание, подтопление и другие процессы). Машинно-тракторный парк Республики Крым морально и физически изношен. Так, более 67% тракторов, 60% зерноуборочных комбайнов, 78% кормоуборочных комбайнов и 60% посевной и почвообрабатывающей техники работают сверх нормативного эксплуатационного срока, а развитие аграрного сектора экономики напрямую зависит от технической модернизации и переоснащения сельскохозяйственного производства. Таким образом, техническое перевооружение сельскохозяйственного производства Республики Крым является одним из главных приоритетов технической политики. По состоянию на 1 января 2016 года в общей структуре поголовья скота и птицы преобладает поголовье птицы (9,3 млн голов), наименьшую долю составляет крупный рогатый скот (110,5 тыс. голов). При этом 86% общего поголовья крупного рогатого скота и 87,3% общего поголовья овец и коз выращивается в хозяйствах населения. Снижение поголовья сельскохозяйственных животных приобрело устойчивую тенденцию с 2010 года до 2015 года и составило по крупному рогатому скоту 23,1%, в том числе: по коровам - 22,8%, свиньям - на 24,5%, овцам и козам - на 37,3%, птице - на 27,5%. В 2015 году в сравнении с 2014 годом отмечается рост поголовья сельскохозяйственных животных: коров - на 2,8%, свиней - на 15%, овец и коз - на 7%, птицы - на 3,9%. Однако, несмотря на рост поголовья сельскохозяйственных животных в 2015 году в сравнении с 2014 годом, снизились объемы производства продукции животноводства: мяса всех видов (в живом весе), молока и шерсти - на 15 процентных пунктов, яиц - на 11,3 процентных пункта. Пищевая промышленность Республики Крым является ведущей отраслью экономики Республики Крым. В 2015 году пищевая промышленность Республики составила 52% в структуре обрабатывающей промышленности, отгружено товаров собственного производства на сумму 23,1 млрд руб. За 2015 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым получено 1,9 млрд руб. прибыли, доля прибыльных организаций составляет 81,3%. В отрасли сосредоточена пятая часть всех промышленных предприятий Республики Крым, в которой занято более 13 тыс. человек. Приоритетными направлениями развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым являются: первичное и вторичное виноделие, мукомольно-крупяная, молочная, мясоперерабатывающая отрасли, переработка овощей и фруктов, производство хлебобулочных изделий. В регионе проведена значительная работа по обеспечению импортозамещения, в том числе по снижению зависимости от импортируемых продуктов питания, за счет увеличения объемов собственного производства и налаживания прямых связей с производителями сельскохозяйственных и пищевых продуктов из российских регионов. Предприятия заключают контракты на поставку сырья, комплектующих из других субъектов Российской Федерации. Однако в Республике Крым наблюдается дефицит молока-сырья, мяса крупного рогатого скота, риса, который повлиял на развитие таких подотраслей пищевой промышленности, как молокоперерабатывающая (92,8% молока производится в хозяйствах населения, отсутствуют крупнотоварные фермы), мясоперерабатывающая (снижено производство колбасных изделий на 26,5%, мяса говядины - на 54,0%), крупяная промышленность (производство рисовой крупы прекращено). Современный рыбохозяйственный комплекс Республики Крым включает в себя рыбодобывающую, рыбоводную и рыбоперерабатывающую отрасли, которые в 2016 году представлены 399 субъектами хозяйствования различной формы собственности. Рыбное хозяйство относится к секторам экономики, имеющим большое значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных регионах Республики Крым, где предприятия данной отрасли определяют социальную политику значительной части населения. Так, 20 - 30 лет назад рыбное хозяйство Крыма представляло многопрофильный органически взаимосвязанный комплекс с развитой внутриотраслевой кооперацией, обслуживающей всю технологическую цепь - от добычи и переработки до реализации рыбопродукции. В рыбохозяйственном комплексе было задействовано свыше 30 тыс. человек и производилось свыше 20% валового продукта региона. К 2013 году в Республике Крым не осталось ни одного рыболовного судна, ведущего океанический промысел. Крымский флот перестал быть серьезным конкурентом для судов других государств и лишился возможности вести экспедиционный лов в Мировом океане. В 2014 году в результате перекрытия Северо-Крымского канала Республика Крым лишилась порядка 3,5 тыс. га прудового фонда. Во внутренних водоемах объем вылова снижен с 6 тыс. тонн до 0,4 тыс. тонн, или на 93,3%. Отсутствие условий для ведения рыбохозяйственной деятельности в портах привело к снижению загрузки рыбоперерабатывающих организаций, производственные мощности которых загружены в среднем только на 45%. В совокупности перечисленные факторы являются серьезным барьером на пути развития отрасли как фактора, стимулирующего социально-экономическое развитие региона. Это обстоятельство, в свою очередь, приводит к хроническому недоосвоению большого объема водных, в том числе морских, ресурсов. Так, с 1990 по 2015 годы вылов морской рыбы и морепродуктов снизился с 700 тыс. тонн (с учетом вылова рыбы в Мировом океане) до 14,8 тыс. тонн (при рекомендованном вылове - 197,2 тыс. тонн в Азово-Черноморском бассейне). Вместе с тем прибрежная зона Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна обладает значительными запасами водных биологических ресурсов, что может стать серьезной основой ускоренного социально-экономического развития Республики Крым. Негативные изменения в отрасли привели к оттоку кадров из отрасли, особенно молодежи, снижению общего уровня квалификации рыбаков. В 2015 году производством товарной рыбы занималось 62 хозяйствующих субъекта. Объем выращенных объектов аквакультуры составил 625,0 тонны, в т.ч. карп - 406,8 тонны, толстолоб - 164,1 тонны, белый амур - 1,1 тонны, мидии - 53,0 тонны. Объем реализованной продукции составил 140,9 тонны, в т.ч. карп - 64,8 тонны, толстолоб - 63,0 тонны, мидии - 13,1 тонны. Перерабатывающий комплекс представлен 52 субъектами хозяйствования, которые осуществляют производство продукции из водных биоресурсов. Рыбоперерабатывающими предприятиями Крыма производится свыше 150 наименований рыбопродукции, основными из которых являются пресервы из местных и океанических видов рыб, консервы из предварительно обжаренной рыбы, соленая, вяленая и копченая продукция, нарезка в вакуумной упаковке, замороженная рыба. В настоящее время в результате нерационального использования природных ресурсов многие особо ценные виды рыб находятся под угрозой исчезновения, что ставит вопрос о создании необходимых условий для ее охраны и воспроизводства. В результате на первое место выходит необходимость разведения рыбы в искусственных условиях. Кроме того, отсутствие подачи воды в Северо-Крымском канале требует иного подхода и перехода на новые технологии рыборазведения. По оценкам отдельных экспертов в перспективе, с учетом имеющихся природных ресурсов Азово-Черноморского региона, возможен вылов до 300 тыс. тонн рыбы в год. С учетом обеспечения выхода к ресурсам Мирового океана и морским зонам других государств потенциальные возможности рыбной отрасли Крыма возрастают до не менее 500 тыс. тонн морепродуктов в год. АПК Республики Крым постоянно модернизируется, становится все более высокотехнологичным, увеличиваются объемы производства сельскохозяйственной продукции, и, как следствие, увеличивается потребность отрасли в специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки и мотивацией к трудовой деятельности. Сельскохозяйственные организации испытывают острый недостаток в агрономах, зоотехниках, ветеринарных врачах. Кадровая обеспеченность в этих специалистах составляет в среднем 75%, но молодых кадров среди них практически нет. За 15 лет количество молодых специалистов сократилось на 81%. В разрезе муниципальных районов картина за этот период сложилась следующая: в 4 районах из 14 произошло полное сокращение количества молодых кадров, работающих по профессиям зоотехников, ветврачей, агрономов в течение 3 лет после окончания профессионального образования. На сегодняшний день в АПК Республики Крым занято более 30 тысяч человек, из них в сельскохозяйственном производстве - менее 19 тысяч человек. В структуре среднесписочной численности работников организаций по видам экономической деятельности численность работающих в сельском хозяйстве составляет 8% и имеет тенденцию к снижению. Сложившаяся в Республике Крым система подготовки кадров для села имеет все необходимые условия для организации непрерывного образовательного процесса, включающего среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование, что позволит увеличить долю квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству, повысить привлекательность сельскохозяйственных специальностей для молодых специалистов и сократить дефицит трудовых ресурсов аграрной отрасли. В процессе подъема аграрной экономики резко возрастает значение информационно-консультационного обеспечения инфраструктуры агропромышленного производства. Всем без исключения субъектам АПК необходим оперативный доступ к интересующей их информации, позволяющей обеспечивать достижение своих экономических целей. Из-за отсутствия этого доступа экономика теряет часть валовой выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Уровень информационного обеспечения влияет также на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли. Комплексное решение проблем информационно-консультационной службы программно-целевым методом позволит развивать централизованную систему информационного обеспечения всех категорий, что позволит формировать положительный имидж сельской местности и сельского образа жизни, активизировать инновационные процессы и научно-технический прогресс в отрасли, содействовать обеспечению продовольственной безопасности и управлению АПК Республики Крым. Для реализации производственного потенциала Республики Крым необходимо решить следующие ключевые проблемы развития АПК и рыбохозяйственного комплекса: дефицит водных ресурсов для удовлетворения сельскохозяйственных и рыбоводческих потребностей в воде; высокий моральный и физический износ основных фондов (сельскохозяйственной, рыболовецкой, перерабатывающей техники и оборудования, холодильного оборудования и мелиоративных сооружений), что обусловливает снижение эффективности производства; высокая степень износа береговой и портовой инфраструктуры; отсутствие океанического флота; недостаток финансовых средств (собственных и привлеченных) для осуществления модернизации существующего производства или создания новых комплексов, логистики, сельскохозяйственной кооперации, на закупку горюче-смазочных материалов, семян, посадочных материалов, племенного скота, лекарственных препаратов, комбикормов, удобрений, средств защиты растений от вредителей; риск потери плодородия почв, связанный с ветшанием системы лесозащитных полос, мелиоративных сооружений, несоблюдением научно обоснованных севооборотов и режимов орошения, недостаточным применением органических и минеральных удобрений, средств защиты растений и др.; усиливающееся антропогенное воздействие на состояние водных биоресурсов и среду их обитания; сокращение площадей посевов и посадок многолетних культур приводит к снижению объемов производства продукции растениеводства и, как следствие, недостаточному обеспечению фруктами и ранними овощами населения и рекреационного хозяйства Республики Крым, а также сокращению возможностей для экспорта продукции этих отраслей; сокращение поголовья сельскохозяйственных животных и производства продукции животноводства, в частности молока и мяса говядины, создает недостаток сырьевой базы для перерабатывающих предприятий и, как следствие, дефицит готовой продукции. Снижение производства мяса сельскохозяйственных животных, на фоне преобладания в структуре производства мяса птицы, создает дисбаланс в производственном обеспечении населения и отдыхающих Республики Крым, в связи с чем требуется дополнительный ввоз недостающих объемов из других субъектов Российской Федерации; преобладание в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции Республики Крым (картофель, овощи, молоко, шерсть) вклада хозяйств населения, которые имеют ограниченные материально-технические ресурсы, базируются большей частью на ручном труде и не могут использовать современные агротехнологии; низкий уровень развития питомниководства, селекции, семеноводства, разведения племенного скота и рыбопосадочного материала, что обуславливает необходимость их ввоза из-за рубежа; уменьшение численности ремонтно-маточного стада и снижение запасов особо ценных водных биоресурсов; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам сбыта, чрезмерные потери сельскохозяйственной продукции из-за слабого развития производственной, рыночной, транспортной инфраструктур и возрастающей монополизации торговых сетей; недостаточная готовность сельскохозяйственных товаропроизводителей к осуществлению деятельности в условиях гармонизации отечественных и мировых технологических стандартов производства и переработки сельскохозяйственной продукции; нарушение прежних кооперационных связей, в том числе по поставке сырья, сельскохозяйственной техники и вспомогательных материалов, готовой продукции; неэффективное использование региональных преимуществ Республики Крым, таких как возможность развивать марикультуру и рыболовство, виноградарство, а также выращивание многолетних плодово-ягодных, орехоплодных и эфиромасличных культур; логистические проблемы (общее изменение направлений основных транспортных коридоров, высокий износ автодорожной инфраструктуры в сельской местности; удорожание продукции при вывозе ее в другие регионы России вследствие отсутствия мостового перехода; неразвитая сеть холодильных, оптово-распределительных комплексов); низкая эффективность ведения сельского хозяйства вследствие невысокой степени внедрения инноваций и недостаточного количества перерабатывающих мощностей; наличие незаконного промысла водных биоресурсов; недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры в сельской местности, обуславливающий отток населения из села, и слабая привлекательность жизни на селе; необходимость обеспечения сохранения темпов социально-экономического развития сельских территорий с целью предотвращения оттока населения и закрепления молодых специалистов на селе; дефицит квалифицированных кадров. 1.2. Прогноз развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2020 года Динамика развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Республики Крым до 2020 года будет формироваться под влиянием мер, направленных на повышение их устойчивости и эффективности дальнейшего развития, с одной стороны, и рисков, связанных с выращиванием и производством продукции, с другой стороны. За период реализации Государственной программы планируется достичь следующих показателей: увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 11,6%, в т.ч. в отрасли растениеводства - на 19,5%, животноводства- 1,2%; увеличение производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), на 6,6%; рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) составит не менее 12,5%; среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) достигнет 22,5 тыс. рублей; валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий– 1394,7 тыс. тонн; валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 7,1 тыс. тонн; валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 36,4 тыс. тонн; валовой сбор плодово-ягодной продукции - 140,7 тыс. тонн; производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) - 147,2 тыс. тонн; производство
молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских)
хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, – до 18,2 тыс. тонн; производство шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, – до 0,019 тыс.тонн; доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов - 1,6%; площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений – 3,2 тыс. га; площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте - 14,8 тыс. га; прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими грантовую поддержку, и реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, - не менее 10% ежегодно; ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования - 25 тыс. га. 2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Государственной программы К приоритетным направлениям развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов относятся: - в отрасли растениеводства: производство плодов и ягод, винограда, овощей, орехоплодных и многолетних эфиромасличных культур; - в отрасли животноводства: развитие молочного и мясного скотоводства, овцеводства, производство шерсти; - в рыбохозяйственной отрасли: развитие товарной аквакультуры, развитие прибрежного промысла водных биоресурсов; - в пищевой перерабатывающей отрасли: первичное и вторичное виноделие, мукомольно-крупяная, молочная, мясоперерабатывающая отрасли, переработка овощей и фруктов, производство хлебобулочных изделий; - в социальной сфере: развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и создания новых высокотехнологичных рабочих мест; развитие системы кадрового потенциала в АПК Республики Крым, ориентированного на инновационное развитие сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности; - в экономической сфере: повышение и сохранение на оптимальном уровне финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий рыбохозяйственной отрасли; развитие малых форм хозяйствования; рост доходов работников, занятых в АПК и рыбохозяйственной отрасли; - развитие производственного потенциала: мелиорация земель сельскохозяйственного назначения; обновление основных фондов, внедрение инновационных технологий, производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Цель Государственной программы - обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым по основным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственной отрасли, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки; улучшение условий проживания граждан в сельской местности Республики Крым. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: 1) увеличение и (или) сохранение оптимального уровня валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и повышение качества производимой продукции; 2) увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства основных видов продукции животноводства и повышение качества производимой продукции; 3) обеспечение сохранности и наращивания поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе маточного; 4) повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства; 5) увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства товарной аквакультуры, добычи и вылова водных биологических ресурсов и товарной пищевой рыбной продукции; 6) развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе; 7) повышение эффективности и конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов; 8) создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; 9) развитие систем страхования и кредитования; 10) развитие системы подготовки кадрового потенциала для агропромышленного комплекса; 11) повышение и сохранение на оптимальном уровне финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственная программа реализуется в 2015 - 2020 годах, этапы реализации не выделяются. Ответственным исполнителем по реализации Государственной программы является Министерство сельского хозяйства Республики Крым. Государственная программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Главы Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым. Достижение поставленных целей Государственной программы основано на использовании программно-целевого метода во взаимодействии с организационно-экономическими и финансовыми механизмами, направленными на реализацию программных мероприятий. Оценка эффективности реализации мероприятий Государственной программы осуществляется на основе анализа достижения значений показателей реализации Государственной программы, разработанных в целом для Государственной программы и по каждой из подпрограмм Государственной программы. Эти показатели предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм. Рост внутреннего производства позволит существенно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Республики Крым, на внутреннем и внешнем рынках, осуществить импортозамещение и увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции. Целевыми индикаторами и показателями Государственной программы являются: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, процентов; рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), процентов; индекс производительности труда к предыдущему году, процентов; среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), рублей; количество высокопроизводительных рабочих мест, единиц; доля продукции сельского хозяйства сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме сельхозпроизводства, процентов; удельный вес неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в общем объеме сельхозугодий, процентов. Сведения о показателях (индикаторах) реализации Государственной программы, показателях конечного и непосредственного результатов подпрограмм Государственной программы представлены в приложении 1 к Государственной программе. 3. Характеристика подпрограмм и мероприятий Государственной программы Основные мероприятия подпрограмм Государственной программы предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей Государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих поступательное развитие АПК Республики Крым на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения межхозяйственных связей и устойчивого развития сельских территорий. Перечень основных мероприятий Государственной программы представлен в приложении 2 к Государственной программе. 3.1. Подпрограмма 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Основной целью подпрограммы 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» (далее – Подпрограмма 1) является обеспечение увеличения и сохранения оптимального уровня объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, повышение их качества и конкурентоспособности, увеличение доходов и снижение издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей. Задачами Подпрограммы 1 являются: 1) повышение плодородия почв; 2) повышение продуктивности скота и птицы; 3) увеличение и (или) сохранение оптимального уровня валовых сборов сельскохозяйственных культур и повышение качества производимой продукции; 4) увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства основных видов продукции животноводства и повышение качества производимой продукции; 5) увеличение (сохранение на оптимальном уровне) объемов переработки сельскохозяйственного сырья; 6) обеспечение сохранности и наращивания поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе маточного; 7) повышение продуктивности скота и птицы; 8) развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе; 9) развитие систем страхования и кредитования; 10) увеличение количества занятых в АПК Республики Крым; 11) повышение и сохранение на оптимальном уровне финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; 12) развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе; 13) создание новых рабочих мест, в том числе высокотехнологичных. Для реализации этих задач будут осуществлены: - основное мероприятие «Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей»; - основное мероприятие «Содействие достижению целевых показателей отраслей АПК; - мероприятие «Субсидии на возмещение части затрат на борьбу с особо опасными вредителями». Критериями выполнения Подпрограммы 1 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе. 3.2. Подпрограмма 2 «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» Основной целью подпрограммы 2 «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» (далее – Подпрограмма 2) является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции АПК. Задачами Подпрограммы 2 являются: 1) техническая и технологическая модернизация производства; 2) внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий; 3) повышение инвестиционной привлекательности субъектов АПК. Для решения этих задач планируется реализация основного мероприятия 2.1. «Компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК». Критериями выполнения Подпрограммы 2 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе. 3.3. Подпрограмма 3 «Устойчивое развитие сельских территорий» Основной целью подпрограммы 3 «Устойчивое развитие сельских территорий» (далее – Подпрограмма 3) является создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности в сельской местности, формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Задачами Подпрограммы 3 являются: 1) удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; 2) повышение уровня комплексного обустройства сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктур; 3) активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; 4) поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий; 5) создание новых рабочих мест на селе, в том числе высокотехнологичных. Для реализации указанных задач будут осуществлены основные мероприятия, направленные на удовлетворение сельского населения в жилье, повышение уровня инженерно-коммуникационного обустройства и социально-культурного развития сельских территорий: - основное мероприятие «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»; - основное мероприятие «Развитие социальной и инженерной ифраструктуры в сельской местности»; - основное мероприятие «Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности»; - основное мероприятие «Реализация проектов (мероприятий) по поощрению и популяризации достижений в развитии сельских поселений»; - основное мероприятие «Развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Критериями выполнения Подпрограммы 3 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе. 3.4. Подпрограмма 4 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым» Основной целью подпрограммы 4 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым» (далее – Подпрограмма 4) является повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и сохранение плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий; повышение производственного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов. Задачами Подпрограммы 4 являются: 1) восстановление мелиоративного фонда (мелиорируемые земли и мелиоративные системы), включая реализацию мер по орошению земель и орошению с использованием дренажных систем; 2) увеличение объема производства основных видов продукции растениеводства за счет гарантированного обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий; 3) повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения; предотвращение процессов подтопления, затопления и опустынивания территорий для гарантированного обеспечения продуктивности сельскохозяйственных угодий; 4) достижение экономии водных ресурсов за счет повышения коэффициента полезного действия мелиоративных систем, внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных технологий, а также использования на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов. Для выполнения этих задач будет реализовано основное мероприятие «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым», в рамках которого будут осуществлены следующие мероприятия: - строительство, реконструкция, техническое перевооружение на инновационной технологической основе оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг и поставленных на балансовый учет сельскохозяйственными товаропроизводителями), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов; - агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия; - оформление в собственность сельскохозяйственными товаропроизводителями бесхозяйных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений. Критериями выполнения Подпрограммы 4 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе. 3.5. Подпрограмма 5 «Развитие рыбохозяйственного комплекса» Основной целью подпрограммы 5 «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (далее – Подпрограмма 5) является устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Крым на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых рыбохозяйственными предприятиями. Поставленную цель планируется достичь за счет выполнения следующих задач: 1) увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства товарной аквакультуры, добычи и вылова водных биологических ресурсов и товарной пищевой рыбной продукции; 2) организация индустриальных методов выращивания объектов аквакультуры; 3) организация производства объектов пресноводной аквакультуры и марикультуры. Для реализации этих задач будет реализовано основное мероприятие «Развитие рыбохозяйственного комплекса», в рамках которого будут осуществлены следующие мероприятия - мероприятие по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие товарной аквакультуры (товарного рыболовства), включая товарную аквакультуру осетровых видов рыб; - ведомственная целевая программа «Развитие отраслей рыбоводства и рыболовства». Критериями выполнения Подпрограммы 5 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе. 3.6. Подпрограмма 6 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Основной целью подпрограммы 6 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (далее – Подпрограмма 6) является обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым по основным видам продукции растениеводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Крым. Задачами Подпрограммы 6 являются: 1) увеличение объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства; 2) увеличение объемов производства плодов и винограда, направленное на ускоренное импортозамещение; 3) развитие систем страхования и кредитования подотрасли растениеводства; 4) увеличение емкости современных плодохранилищ за счет создания новых и (или) модернизации существующих; 5) реализация ведомственной целевой программы «Экономически значимая региональная программа в области растениеводства». Для реализации этих задач будут осуществлены: - основное мероприятие «Возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками»; - основное мероприятие «Возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями»; - основное мероприятие «Возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей»; - основное мероприятие «Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; - основное мероприятие «Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства»; - основное мероприятие «Развитие элитного семеноводства»; - основное мероприятие «Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства»; - основное мероприятие «Возмещение части затрат на приобретение резервных источников питания предприятиям, осуществляющим деятельность по производству и переработке продукции растениеводства»; - основное мероприятие «Ведомственная целевая программа «Экономически значимая региональная программа в области растениеводства». Критериями выполнения Подпрограммы 6 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе. 3.7. Подпрограмма 7 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» Основной целью подпрограммы 7 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (далее – Подпрограмма 7) является обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым по основным видам продукции животноводства, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции животноводства и продуктов ее переработки, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями, расположенными в Республике Крым. Задачами Подпрограммы 7 являются: 1) увеличение объемов производства продукции животноводства, направленное на ускоренное импортозамещение; 2) развитие социально значимых отраслей - овцеводства и козоводства, обеспечивающих сохранение традиционного уклада жизни и занятости населения Республики; 3) развитие систем страхования и кредитования подотрасли животноводства; 4) сохранение и улучшение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики; 5) реализация ведомственной целевой программы «Экономически значимая региональная программа в области животноводства». В рамках реализации этих задач будут осуществлены: - основное мероприятие «Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животновод-ства, переработки ее продукции, реализацию продукции животноводства»; - основное мероприятие «Субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока»; - основное мероприятие «Поддержка племенного животноводства»; - основное мероприятие «Возмещение части затрат на приобретение резервных источников питания предприятиям, осуществляющим деятельность по производству и переработке продукции животноводства»; - основное мероприятие «Ведомственная целевая программа «Экономически значимая региональная программа в области животноводства»; - основное мероприятие «Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий». Критериями выполнения Подпрограммы 7 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе. 3.8. Подпрограмма 8 «Развитие малых форм хозяйствования» Основной целью подпрограммы 8 «Развитие малых форм хозяйствования» (далее – Подпрограмма 8) является поддержка и развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности; увеличение доходов и снижение издержек малых форм товаропроизводителей. Задачей Подпрограммы 8 является создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования и повышения уровня доходов сельского населения. Для реализации этой задачи будут осуществлены: - основное мероприятие «Поддержка начинающих фермеров»; - основное мероприятие «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств». Критериями выполнения Подпрограммы 8 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|