Расширенный поиск

Постановление Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 № 581

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ

 

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

от 08 ноября 2017 года     581

 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений в постановление

Совета министров Республики Крым

от 29 октября 2014 года № 423

 

 

 

 

 

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым»

 

Совет министров Республики Крым постановляет:

 

Внести в постановление Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 423 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы» следующие изменения:

 

во вступительной части постановления:

после слов «в соответствии со» дополнить словами «статьями 139, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;

после слов «продовольствия на 2013-2020 годы» дополнить словами «статьей 8 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 16-ЗРК/2014 «О межбюджетных отношениях в Республике Крым»;

слова «14 сентября 2016 года № 1088-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых программ Республики Крым» заменить словами «20 сентября 2017 года № 1096-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым»;

в постановляющей части цифры «2015-2017» заменить цифрами «2015-2020»;

приложение к постановлению изложить в новой редакции (прилагается).

 

 

Глава Республики Крым,

Председатель Совета министров

Республики Крым                                                              С. АКСЁНОВ

 

 

Заместитель Председателя

Совета министров Республики Крым –

руководитель Аппарата

Совета министров Республики Крым                             Л. ОПАНАСЮК

 

 

 

Приложение

к постановлению Совета министров

Республики Крым

от 29 октября 2014 года № 423

(в редакции постановления

Совета министров Республики Крым

от «08» ноября 2017 года № 581)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2015 - 2020 ГОДЫ

 

 

ПАСПОРТ

Государственной программы развития сельского хозяйства

и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы

(далее - Государственная программа)

 

Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство сельского хозяйства Республики Крым

 

Соисполнители Государственной программы

Отсутствуют

Участники Государственной программы

Министерство транспорта Республики Крым;

Министерство культуры Республики Крым;

Государственный комитет ветеринарии Республики Крым;

органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (по согласованию)

Подпрограммы Государственной программы

Подпрограмма 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»;

Подпрограмма 2 «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;

Подпрограмма 3 «Устойчивое развитие сельских территорий»;

Подпрограмма 4 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым»;

Подпрограмма 5 «Развитие рыбохозяйственного комплекса»;

Подпрограмма 6 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;

Подпрограмма 7 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;

Подпрограмма 8 «Развитие малых форм хозяйствования»

Программно-целевые инструменты Государственной программы

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ
«О развитии сельского хозяйства»;

Федеральный закон от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации»;

Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ
«О личном подсобном хозяйстве»;

Федеральный закон от 3 августа 1995 № 123-ФЗ
«О племенном животноводстве»;

Федеральный закон от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ
«О семеноводстве»;

Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ
«О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

Указ Президента Российской Федерации от
30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от
17 ноября 2008 года № 1662-р (О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года);

распоряжение Правительства Российской Федерации от
17 апреля 2012 года № 559-р (Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года);

распоряжение Правительства Российской Федерации от
30 ноября 2010 года № 2136-р (Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года);

распоряжение Правительства Российской Федерации от
2 февраля 2015 года № 151-р (Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года);

распоряжение Правительства Российской Федерации от
30 июля 2010 года № 1292-р (Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года);

распоряжение Правительства Российской Федерации от
2 сентября 2003 года № 1265-р (О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года);

Закон Республики Крым от 6 июля 2015 года
№ 134-ЗРК/2015 «О развитии сельского хозяйства в Республике Крым»;

Закон Республики Крым от 9 января 2017 года
№ 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года»;

постановление Совета министров Республики Крым от
19 августа 2014 года № 272 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым»;

распоряжение Совета министров Республики Крым от
20 сентября 2017 года № 1096-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым».

Цели Государственной программы

Обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым по основным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки;

повышение конкурентоспособности продукции, произведенной в Республике Крым, на внутреннем и внешних рынках;

обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственной отрасли, повышение ее товарности;

увеличение объема привлекаемых в агропромышленный комплекс (далее - АПК) ресурсов;

создание новых рабочих мест в АПК и рыбохозяйственном комплексе, в том числе высокотехнологичных

Задачи Государственной программы

Увеличение и сохранение оптимального уровня валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и повышение качества производимой продукции;

увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства основных видов продукции животноводства и повышение качества производимой продукции;

обеспечение сохранности и наращивания поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе маточного;

повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства;

увеличение и сохранение оптимального уровня объемов развития малых форм хозяйствования и кооперации на селе;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции АПК и рыбохозяйственного комплекса;

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

развитие систем страхования и кредитования;

развитие системы подготовки кадрового потенциала для АПК;

повышение и сохранение на оптимальном уровне финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов;

индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов;

индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, процентов;

рентабельность сельскохозяйственных организаций
(с учетом субсидий), процентов;

индекс производительности труда к предыдущему году, процентов;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), рублей;

количество высокопроизводительных рабочих мест, единиц;

доля продукции сельского хозяйства сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме сельхозпроизводства, процентов;

удельный вес неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в общем объеме сельхозугодий, процентов.

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2015 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы

Общий объем финансирования Государственной программы составляет 29 856 585,2 тыс. рублей, в том числе:

 

за счет средств федерального бюджета –
11 280 785,8 тыс. рублей, из них по годам:

2015 год – 766 003,1 тыс. рублей;

2016 год – 3 065 371,1 тыс. рублей;

2017 год – 1 752 501,1 тыс. рублей;

2018 год – 1 782 771,7 тыс. рублей;

2019 год – 1 974 686,6 тыс. рублей;

2020 год – 1 939 452,2 тыс. рублей;

 

за счет средств бюджета Республики Крым –

2 249 844,4 тыс. рублей, из них по годам:

2015 год – 595 158,6 тыс. рублей;

2016 год – 208 373,4 тыс. рублей;

2017 год – 337 337,0 тыс. рублей;

2018 год – 378 028,0 тыс. рублей;

2019 год – 368 196,9 тыс. рублей;

2020 год – 362 750,5 тыс. рублей;

 

за счет средств местных бюджетов –

32 021,7 тыс. рублей, из них по годам:

2015 год – 460,0 тыс. рублей;

2016 год – 7 217,2 тыс. рублей;

2017 год – 4 573,0 тыс. рублей;

2018 год – 6 838,6 тыс. рублей;

2019 год – 6 215,8 тыс. рублей;

2020 год – 6 717,1 тыс. рублей;

 

за счет средств из внебюджетных источников –

16 293 933,3 тыс. рублей, из них по годам:

2015 год – 360 329,6 тыс. рублей;

2016 год – 2 767 773,6 тыс. рублей;

2017 год – 681 508,5 тыс. рублей;

2018 год – 1 754 997,9 тыс. рублей;

2019 год – 3 866 987,15 тыс. рублей;

2020 год – 6 862 336,6 тыс. рублей;

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к 2015 году на 11,6%, пищевых продуктов - на 6,6%;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, процентов - 101%;

увеличение среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) на 42,3%;

создание 14,6 тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест;

индекс производительности труда к предыдущему году, процентов - 101%;

доля продукции сельского хозяйства сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме сельхозпроизводства - 70%.

 

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации

Государственной программы и прогноз развития на перспективу

 

Государственная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральным законом от 3 августа 1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», Федеральным законом от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве», Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120; Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р; Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Концепцией развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1292-р, Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 года № 1265-р «О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года»; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», Законом Республики Крым от 6 июля 2015 года № 134-ЗРК/2015 «О развитии сельского хозяйства в Республике Крым»; Законом Республики Крым от 9 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года»; постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года № 272 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым»; распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 сентября 2017 года № 1096-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым».

Государственная программа направлена на развитие и повышение конкурентоспособности АПК.

Приоритетами Государственной программы являются: повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, сохранение территориальной целостности и обеспечение национальной безопасности.

Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Крым, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

 

1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы

развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

Республики Крым

 

АПК и его базовая отрасль - сельское хозяйство, являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Крым, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Благоприятные агроклиматические условия Республики Крым всегда способствовали активному развитию сельского хозяйства. Расположение региона в умеренно континентальном климате с субтропическими условиями в пределах Южного берега Крыма, высокие значения теплообеспеченности (сумма температур выше 10 °C варьируется в пределах 3300° - 4150°), значительные площади под черноземами (более 40% площади региона) и высокая доля земель сельскохозяйственного назначения (2/3 от общей площади земель) позволяют выращивать в Республике Крым разнообразный спектр сельскохозяйственных культур от картофеля до винограда и хурмы.

В аграрной отрасли Республики зарегистрирована 1251 организация, занято 16970 человек, среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в 2015 году составила 15807,9 рубля.

Сельскохозяйственные предприятия, расположенные в Республике Крым, специализируются на выращивании зерновых, технических и кормовых, овощей, плодово-ягодных культур и винограда в отрасли растениеводства; на выращивании свиней и птицы, крупного рогатого скота, производстве яйца и мяса - в отрасли животноводства; в пищевой промышленности - на переработке зерна, молока и мяса, рыбы, первичном и вторичном виноделии.

На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию овощеводства, садоводства и виноградарства, возделыванию эфиромасличных культур (розы, лаванды, шалфея) в отрасли растениеводства; овцеводства, мясного и молочного скотоводства в отрасли животноводства.

Учитывая специализацию Республики Крым как курортного региона, серьезное внимание уделяется увеличению в структуре виноградников удельного веса столовых сортов до 25% от общего объема посадок, а также обеспечению производства фруктов с разными сроками созревания плодов и закладке их на длительное хранение.

В свою очередь создание мощной сырьевой базы даст толчок для развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым, потенциал которой на сегодняшний день не реализуется в полном объеме.

Индекс производства сельскохозяйственной продукции по Республике Крым в 2015 году составил 93,4% к предыдущему году, в 2014 году - 97,8%, в 2013 году - 99,6%, в том числе индекс производства продукции растениеводства в 2015 году составил 97,7% к предыдущему году, в 2014 году - 100,4%, в 2013 году - 107,3%; животноводства - 88,3% к предыдущему году, в 2014 году - 94,8%, в 2013 году - 91,6%.

К снижению индекса производства сельскохозяйственной продукции в 2014 и 2015 годах привели следующие проблемы:

- отсутствие прямого сухопутного сообщения с материковой частью России (несоответствие новых транспортных потоков с существующей транспортной инфраструктурой, удорожание завозимых с материковой части России материалов и оборудования);

- действие экономических санкций, ограничивающих приток иностранных и частных российских инвестиций;

- ограниченный доступ к рынку капитала, высокая стоимость финансовых ресурсов;

- неблагоприятные метеорологические условия, в частности - засуха, поздние весенние и ранние осенние заморозки (значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия);

- ликвидация крупного птицеводческого предприятия, в результате чего производство яиц сократилось на 30,2%, а также снижение поголовья сельскохозяйственных животных и, соответственно, животноводческой продукции;

- распространение пандемий (африканская чума свиней);

- прекращение подачи воды из реки Днепр в Северо-Крымский канал обострило одну из важнейших проблем сельского хозяйства региона - водообеспеченность.

В связи с тем, что полуостров Крым располагается в зоне с засушливым климатом (коэффициент увлажнения Высоцкого - Иванова на равнинной части Крыма менее 0,5) и обеднен поверхностными водами, до 2014 года основным источником пресной воды для орошения служила вода Северо-Крымского канала, из которого в 2013 году было использовано 520,7 млн куб. м на орошение (67,7% от всего объема использованной воды). В результате прекращения подачи воды по Северо-Крымскому каналу использование воды на нужды орошения было сокращено в 40 раз до 13 млн куб. м в 2015 году (политые площади сократились в 12,8 раза до 10,7 тыс. га), и, как следствие, из севооборотов полностью были выведены влаголюбивые культуры - рис и соя; более чем на 60% уменьшена площадь посева под кукурузой на зерно и рапсом.

По итогам 2015 года произведено хозяйствами всех категорий: зерновых и зернобобовых культур - 1263,1 тыс. тонн (занимает 17,8% в структуре продукции сельского хозяйства), картофеля - 272,6 тыс. тонн (8,5%), овощей - 354,3 тыс. тонн (14,9%), плодов, ягод и винограда - 179,9 тыс. тонн (11,3%), мяса всех видов (в живом весе) - 146,7 тыс. тонн (23,3%), молока - 243,3 тыс. тонн (12%), яиц - 487,6 тыс. тонн (3,8%).

Удельный вес хозяйств населения в объеме валовой продукции в 2015 году составил 58,9%, что ниже показателя 2014 года на 8,8 процентных пункта, показателя 2013 года - на 5,5 процентных пункта. Из этого можно сделать вывод о постепенной стабилизации экономической ситуации и намечающейся тенденции к росту объемов продукции, произведенной сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Так, за 2014 - 2015 годы сельхозпредприятиями посажено 520 га виноградников и 514 га садов. По состоянию на 1 января 2016 года общая площадь виноградников составляет 16,8 тыс. га, из них плодоносящих - 13,7 тыс. га, общая площадь садов - 11,1 тыс. га, из них плодоносящих - 9,8 тыс. га, в структуре которых семечковые культуры составляют 46%, косточковые - 40%.

Закладка новых садов и виноградников осуществляется с одновременным монтажом системы капельного орошения, что в значительной степени повышает надежность возделывания плодовых культур и винограда.

Главной задачей отрасли остается обеспечение производства товарной продукции в количестве, качестве и ассортименте в соответствии с потенциальными возможностями и потребностями внутреннего и внешнего рынка. В этой связи особое значение имеет восстановление утраченных мощностей по хранению фруктов и винограда.

По состоянию на 1 января 2016 года в регионах Республики Крым действуют 37 холодильников с общей мощностью хранения 43 тыс. тонн.

С учетом перспективы производства плодово-ягодной продукции и винограда необходимо увеличение мощностей по хранению до 160 тыс. тонн. Для этого требуется построить еще 35 холодильников.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особую природно-экономическую ценность, составляют главную часть стратегического ресурса и национального богатства страны.

В настоящее время не осуществляются должным образом учет и инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, землеустройство и охрана угодий, сохраняется тенденция к ухудшению состояния и потере плодородия земель сельскохозяйственного назначения (эрозия, дефляция, засоление, опустынивание, подтопление и другие процессы).

Машинно-тракторный парк Республики Крым морально и физически изношен. Так, более 67% тракторов, 60% зерноуборочных комбайнов, 78% кормоуборочных комбайнов и 60% посевной и почвообрабатывающей техники работают сверх нормативного эксплуатационного срока, а развитие аграрного сектора экономики напрямую зависит от технической модернизации и переоснащения сельскохозяйственного производства.

Таким образом, техническое перевооружение сельскохозяйственного производства Республики Крым является одним из главных приоритетов технической политики.

По состоянию на 1 января 2016 года в общей структуре поголовья скота и птицы преобладает поголовье птицы (9,3 млн голов), наименьшую долю составляет крупный рогатый скот (110,5 тыс. голов). При этом 86% общего поголовья крупного рогатого скота и 87,3% общего поголовья овец и коз выращивается в хозяйствах населения.

Снижение поголовья сельскохозяйственных животных приобрело устойчивую тенденцию с 2010 года до 2015 года и составило по крупному рогатому скоту 23,1%, в том числе: по коровам - 22,8%, свиньям - на 24,5%, овцам и козам - на 37,3%, птице - на 27,5%. В 2015 году в сравнении с 2014 годом отмечается рост поголовья сельскохозяйственных животных: коров - на 2,8%, свиней - на 15%, овец и коз - на 7%, птицы - на 3,9%.

Однако, несмотря на рост поголовья сельскохозяйственных животных в 2015 году в сравнении с 2014 годом, снизились объемы производства продукции животноводства: мяса всех видов (в живом весе), молока и шерсти - на 15 процентных пунктов, яиц - на 11,3 процентных пункта.

Пищевая промышленность Республики Крым является ведущей отраслью экономики Республики Крым. В 2015 году пищевая промышленность Республики составила 52% в структуре обрабатывающей промышленности, отгружено товаров собственного производства на сумму 23,1 млрд руб.

За 2015 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым получено 1,9 млрд руб. прибыли, доля прибыльных организаций составляет 81,3%. В отрасли сосредоточена пятая часть всех промышленных предприятий Республики Крым, в которой занято более 13 тыс. человек.

Приоритетными направлениями развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым являются: первичное и вторичное виноделие, мукомольно-крупяная, молочная, мясоперерабатывающая отрасли, переработка овощей и фруктов, производство хлебобулочных изделий.

В регионе проведена значительная работа по обеспечению импортозамещения, в том числе по снижению зависимости от импортируемых продуктов питания, за счет увеличения объемов собственного производства и налаживания прямых связей с производителями сельскохозяйственных и пищевых продуктов из российских регионов. Предприятия заключают контракты на поставку сырья, комплектующих из других субъектов Российской Федерации.

Однако в Республике Крым наблюдается дефицит молока-сырья, мяса крупного рогатого скота, риса, который повлиял на развитие таких подотраслей пищевой промышленности, как молокоперерабатывающая (92,8% молока производится в хозяйствах населения, отсутствуют крупнотоварные фермы), мясоперерабатывающая (снижено производство колбасных изделий на 26,5%, мяса говядины - на 54,0%), крупяная промышленность (производство рисовой крупы прекращено).

Современный рыбохозяйственный комплекс Республики Крым включает в себя рыбодобывающую, рыбоводную и рыбоперерабатывающую отрасли, которые в 2016 году представлены 399 субъектами хозяйствования различной формы собственности.

Рыбное хозяйство относится к секторам экономики, имеющим большое значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных регионах Республики Крым, где предприятия данной отрасли определяют социальную политику значительной части населения. Так, 20 - 30 лет назад рыбное хозяйство Крыма представляло многопрофильный органически взаимосвязанный комплекс с развитой внутриотраслевой кооперацией, обслуживающей всю технологическую цепь - от добычи и переработки до реализации рыбопродукции. В рыбохозяйственном комплексе было задействовано свыше 30 тыс. человек и производилось свыше 20% валового продукта региона.

К 2013 году в Республике Крым не осталось ни одного рыболовного судна, ведущего океанический промысел. Крымский флот перестал быть серьезным конкурентом для судов других государств и лишился возможности вести экспедиционный лов в Мировом океане.

В 2014 году в результате перекрытия Северо-Крымского канала Республика Крым лишилась порядка 3,5 тыс. га прудового фонда. Во внутренних водоемах объем вылова снижен с 6 тыс. тонн до 0,4 тыс. тонн, или на 93,3%.

Отсутствие условий для ведения рыбохозяйственной деятельности в портах привело к снижению загрузки рыбоперерабатывающих организаций, производственные мощности которых загружены в среднем только на 45%.

В совокупности перечисленные факторы являются серьезным барьером на пути развития отрасли как фактора, стимулирующего социально-экономическое развитие региона. Это обстоятельство, в свою очередь, приводит к хроническому недоосвоению большого объема водных, в том числе морских, ресурсов. Так, с 1990 по 2015 годы вылов морской рыбы и морепродуктов снизился с 700 тыс. тонн (с учетом вылова рыбы в Мировом океане) до 14,8 тыс. тонн (при рекомендованном вылове - 197,2 тыс. тонн в Азово-Черноморском бассейне). Вместе с тем прибрежная зона Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна обладает значительными запасами водных биологических ресурсов, что может стать серьезной основой ускоренного социально-экономического развития Республики Крым.

Негативные изменения в отрасли привели к оттоку кадров из отрасли, особенно молодежи, снижению общего уровня квалификации рыбаков.

В 2015 году производством товарной рыбы занималось 62 хозяйствующих субъекта. Объем выращенных объектов аквакультуры составил 625,0 тонны, в т.ч. карп - 406,8 тонны, толстолоб - 164,1 тонны, белый амур - 1,1 тонны, мидии - 53,0 тонны. Объем реализованной продукции составил 140,9 тонны, в т.ч. карп - 64,8 тонны, толстолоб - 63,0 тонны, мидии - 13,1 тонны.

Перерабатывающий комплекс представлен 52 субъектами хозяйствования, которые осуществляют производство продукции из водных биоресурсов. Рыбоперерабатывающими предприятиями Крыма производится свыше 150 наименований рыбопродукции, основными из которых являются пресервы из местных и океанических видов рыб, консервы из предварительно обжаренной рыбы, соленая, вяленая и копченая продукция, нарезка в вакуумной упаковке, замороженная рыба.

В настоящее время в результате нерационального использования природных ресурсов многие особо ценные виды рыб находятся под угрозой исчезновения, что ставит вопрос о создании необходимых условий для ее охраны и воспроизводства. В результате на первое место выходит необходимость разведения рыбы в искусственных условиях. Кроме того, отсутствие подачи воды в Северо-Крымском канале требует иного подхода и перехода на новые технологии рыборазведения.

По оценкам отдельных экспертов в перспективе, с учетом имеющихся природных ресурсов Азово-Черноморского региона, возможен вылов до 300 тыс. тонн рыбы в год. С учетом обеспечения выхода к ресурсам Мирового океана и морским зонам других государств потенциальные возможности рыбной отрасли Крыма возрастают до не менее 500 тыс. тонн морепродуктов в год.

АПК Республики Крым постоянно модернизируется, становится все более высокотехнологичным, увеличиваются объемы производства сельскохозяйственной продукции, и, как следствие, увеличивается потребность отрасли в специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки и мотивацией к трудовой деятельности.

Сельскохозяйственные организации испытывают острый недостаток в агрономах, зоотехниках, ветеринарных врачах. Кадровая обеспеченность в этих специалистах составляет в среднем 75%, но молодых кадров среди них практически нет. За 15 лет количество молодых специалистов сократилось на 81%. В разрезе муниципальных районов картина за этот период сложилась следующая: в 4 районах из 14 произошло полное сокращение количества молодых кадров, работающих по профессиям зоотехников, ветврачей, агрономов в течение 3 лет после окончания профессионального образования.

На сегодняшний день в АПК Республики Крым занято более 30 тысяч человек, из них в сельскохозяйственном производстве - менее 19 тысяч человек. В структуре среднесписочной численности работников организаций по видам экономической деятельности численность работающих в сельском хозяйстве составляет 8% и имеет тенденцию к снижению.

Сложившаяся в Республике Крым система подготовки кадров для села имеет все необходимые условия для организации непрерывного образовательного процесса, включающего среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование, что позволит увеличить долю квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству, повысить привлекательность сельскохозяйственных специальностей для молодых специалистов и сократить дефицит трудовых ресурсов аграрной отрасли.

В процессе подъема аграрной экономики резко возрастает значение информационно-консультационного обеспечения инфраструктуры агропромышленного производства. Всем без исключения субъектам АПК необходим оперативный доступ к интересующей их информации, позволяющей обеспечивать достижение своих экономических целей. Из-за отсутствия этого доступа экономика теряет часть валовой выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Уровень информационного обеспечения влияет также на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли.

Комплексное решение проблем информационно-консультационной службы программно-целевым методом позволит развивать централизованную систему информационного обеспечения всех категорий, что позволит формировать положительный имидж сельской местности и сельского образа жизни, активизировать инновационные процессы и научно-технический прогресс в отрасли, содействовать обеспечению продовольственной безопасности и управлению АПК Республики Крым.

Для реализации производственного потенциала Республики Крым необходимо решить следующие ключевые проблемы развития АПК и рыбохозяйственного комплекса:

дефицит водных ресурсов для удовлетворения сельскохозяйственных и рыбоводческих потребностей в воде;

высокий моральный и физический износ основных фондов (сельскохозяйственной, рыболовецкой, перерабатывающей техники и оборудования, холодильного оборудования и мелиоративных сооружений), что обусловливает снижение эффективности производства;

высокая степень износа береговой и портовой инфраструктуры;

отсутствие океанического флота;

недостаток финансовых средств (собственных и привлеченных) для осуществления модернизации существующего производства или создания новых комплексов, логистики, сельскохозяйственной кооперации, на закупку горюче-смазочных материалов, семян, посадочных материалов, племенного скота, лекарственных препаратов, комбикормов, удобрений, средств защиты растений от вредителей;

риск потери плодородия почв, связанный с ветшанием системы лесозащитных полос, мелиоративных сооружений, несоблюдением научно обоснованных севооборотов и режимов орошения, недостаточным применением органических и минеральных удобрений, средств защиты растений и др.;

усиливающееся антропогенное воздействие на состояние водных биоресурсов и среду их обитания;

сокращение площадей посевов и посадок многолетних культур приводит к снижению объемов производства продукции растениеводства и, как следствие, недостаточному обеспечению фруктами и ранними овощами населения и рекреационного хозяйства Республики Крым, а также сокращению возможностей для экспорта продукции этих отраслей;

сокращение поголовья сельскохозяйственных животных и производства продукции животноводства, в частности молока и мяса говядины, создает недостаток сырьевой базы для перерабатывающих предприятий и, как следствие, дефицит готовой продукции. Снижение производства мяса сельскохозяйственных животных, на фоне преобладания в структуре производства мяса птицы, создает дисбаланс в производственном обеспечении населения и отдыхающих Республики Крым, в связи с чем требуется дополнительный ввоз недостающих объемов из других субъектов Российской Федерации;

преобладание в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции Республики Крым (картофель, овощи, молоко, шерсть) вклада хозяйств населения, которые имеют ограниченные материально-технические ресурсы, базируются большей частью на ручном труде и не могут использовать современные агротехнологии;

низкий уровень развития питомниководства, селекции, семеноводства, разведения племенного скота и рыбопосадочного материала, что обуславливает необходимость их ввоза из-за рубежа;

уменьшение численности ремонтно-маточного стада и снижение запасов особо ценных водных биоресурсов;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам сбыта, чрезмерные потери сельскохозяйственной продукции из-за слабого развития производственной, рыночной, транспортной инфраструктур и возрастающей монополизации торговых сетей;

недостаточная готовность сельскохозяйственных товаропроизводителей к осуществлению деятельности в условиях гармонизации отечественных и мировых технологических стандартов производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

нарушение прежних кооперационных связей, в том числе по поставке сырья, сельскохозяйственной техники и вспомогательных материалов, готовой продукции;

неэффективное использование региональных преимуществ Республики Крым, таких как возможность развивать марикультуру и рыболовство, виноградарство, а также выращивание многолетних плодово-ягодных, орехоплодных и эфиромасличных культур;

логистические проблемы (общее изменение направлений основных транспортных коридоров, высокий износ автодорожной инфраструктуры в сельской местности; удорожание продукции при вывозе ее в другие регионы России вследствие отсутствия мостового перехода; неразвитая сеть холодильных, оптово-распределительных комплексов);

низкая эффективность ведения сельского хозяйства вследствие невысокой степени внедрения инноваций и недостаточного количества перерабатывающих мощностей;

наличие незаконного промысла водных биоресурсов;

недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры в сельской местности, обуславливающий отток населения из села, и слабая привлекательность жизни на селе;

необходимость обеспечения сохранения темпов социально-экономического развития сельских территорий с целью предотвращения оттока населения и закрепления молодых специалистов на селе;

дефицит квалифицированных кадров.

 

1.2. Прогноз развития агропромышленного и рыбохозяйственного

комплексов до 2020 года

 

Динамика развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Республики Крым до 2020 года будет формироваться под влиянием мер, направленных на повышение их устойчивости и эффективности дальнейшего развития, с одной стороны, и рисков, связанных с выращиванием и производством продукции, с другой стороны.

За период реализации Государственной программы планируется достичь следующих показателей:

увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 11,6%, в т.ч. в отрасли растениеводства - на 19,5%, животноводства- 1,2%;

увеличение производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), на 6,6%;

рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) составит не менее 12,5%;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) достигнет 22,5 тыс. рублей;

валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий– 1394,7 тыс. тонн;

валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 7,1 тыс. тонн;

валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 36,4 тыс. тонн;

валовой сбор плодово-ягодной продукции - 140,7 тыс. тонн;

производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) - 147,2 тыс. тонн;

производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей -
59 тыс. тонн;

маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, – до 18,2 тыс. тонн;

производство шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, – до 0,019 тысонн;

доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов - 1,6%;

площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений – 3,2 тыс. га;

площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте - 14,8 тыс. га;

прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими грантовую поддержку, и реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, - не менее 10% ежегодно;

ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования - 25 тыс. га.

 

2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Государственной программы

 

К приоритетным направлениям развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов относятся:

- в отрасли растениеводства: производство плодов и ягод, винограда, овощей, орехоплодных и многолетних эфиромасличных культур;

- в отрасли животноводства: развитие молочного и мясного скотоводства, овцеводства, производство шерсти;

- в рыбохозяйственной отрасли: развитие товарной аквакультуры, развитие прибрежного промысла водных биоресурсов;

- в пищевой перерабатывающей отрасли: первичное и вторичное виноделие, мукомольно-крупяная, молочная, мясоперерабатывающая отрасли, переработка овощей и фруктов, производство хлебобулочных изделий;

- в социальной сфере: развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и создания новых высокотехнологичных рабочих мест; развитие системы кадрового потенциала в АПК Республики Крым, ориентированного на инновационное развитие сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности;

- в экономической сфере: повышение и сохранение на оптимальном уровне финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий рыбохозяйственной отрасли; развитие малых форм хозяйствования; рост доходов работников, занятых в АПК и рыбохозяйственной отрасли;

- развитие производственного потенциала: мелиорация земель сельскохозяйственного назначения; обновление основных фондов, внедрение инновационных технологий, производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

 

Цель Государственной программы - обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым по основным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственной отрасли, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки; улучшение условий проживания граждан в сельской местности Республики Крым.

 

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1) увеличение и (или) сохранение оптимального уровня валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и повышение качества производимой продукции;

2) увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства основных видов продукции животноводства и повышение качества производимой продукции;

3) обеспечение сохранности и наращивания поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе маточного;

4) повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства;

5) увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства товарной аквакультуры, добычи и вылова водных биологических ресурсов и товарной пищевой рыбной продукции;

6) развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе;

7) повышение эффективности и конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

8) создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

9) развитие систем страхования и кредитования;

10) развитие системы подготовки кадрового потенциала для агропромышленного комплекса;

11) повышение и сохранение на оптимальном уровне финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государственная программа реализуется в 2015 - 2020 годах, этапы реализации не выделяются.

Ответственным исполнителем по реализации Государственной программы является Министерство сельского хозяйства Республики Крым.

Государственная программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Главы Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым.

Достижение поставленных целей Государственной программы основано на использовании программно-целевого метода во взаимодействии с организационно-экономическими и финансовыми механизмами, направленными на реализацию программных мероприятий.

Оценка эффективности реализации мероприятий Государственной программы осуществляется на основе анализа достижения значений показателей реализации Государственной программы, разработанных в целом для Государственной программы и по каждой из подпрограмм Государственной программы.

Эти показатели предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм.

Рост внутреннего производства позволит существенно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Республики Крым, на внутреннем и внешнем рынках, осуществить импортозамещение и увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции.

Целевыми индикаторами и показателями Государственной программы являются: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, процентов; рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), процентов; индекс производительности труда к предыдущему году, процентов; среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), рублей; количество высокопроизводительных рабочих мест, единиц; доля продукции сельского хозяйства сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме сельхозпроизводства, процентов; удельный вес неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в общем объеме сельхозугодий, процентов.

Сведения о показателях (индикаторах) реализации Государственной программы, показателях конечного и непосредственного результатов подпрограмм Государственной программы представлены в приложении 1 к Государственной программе.

 

3. Характеристика подпрограмм и мероприятий Государственной программы

 

Основные мероприятия подпрограмм Государственной программы предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей Государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих поступательное развитие АПК Республики Крым  на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения межхозяйственных связей и устойчивого развития сельских территорий.

Перечень основных мероприятий Государственной программы представлен в приложении 2 к Государственной программе.

 

3.1. Подпрограмма 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»

 

Основной целью подпрограммы 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» (далее – Подпрограмма 1) является обеспечение увеличения и сохранения оптимального уровня объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, повышение их качества и конкурентоспособности, увеличение доходов и снижение издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Задачами Подпрограммы 1 являются:

1) повышение плодородия почв;

2) повышение продуктивности скота и птицы;

3) увеличение и (или) сохранение оптимального уровня валовых сборов сельскохозяйственных культур и повышение качества производимой продукции;

4) увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства основных видов продукции животноводства и повышение качества производимой продукции;

5) увеличение (сохранение на оптимальном уровне) объемов переработки сельскохозяйственного сырья;

6) обеспечение сохранности и наращивания поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе маточного;

7) повышение продуктивности скота и птицы;

8) развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе;

9) развитие систем страхования и кредитования;

10) увеличение количества занятых в АПК Республики Крым;

11) повышение и сохранение на оптимальном уровне финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;

12) развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе;

13) создание новых рабочих мест, в том числе высокотехнологичных.

Для реализации этих задач будут осуществлены:

- основное мероприятие  «Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей»;

- основное мероприятие «Содействие достижению целевых показателей отраслей АПК;

- мероприятие «Субсидии на возмещение части затрат на борьбу с особо опасными вредителями».

Критериями выполнения Подпрограммы 1 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе.

 

3.2. Подпрограмма 2 «Стимулирование инвестиционной

деятельности в агропромышленном комплексе»

 

Основной целью подпрограммы 2 «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» (далее – Подпрограмма 2) является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции АПК.

Задачами Подпрограммы 2 являются:

1) техническая и технологическая модернизация производства;

2) внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий;

3) повышение инвестиционной привлекательности субъектов АПК.

Для решения этих задач планируется реализация основного мероприятия 2.1. «Компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК».

Критериями выполнения Подпрограммы 2 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе.

 

3.3. Подпрограмма 3 «Устойчивое развитие сельских территорий»

 

Основной целью подпрограммы 3 «Устойчивое развитие сельских территорий» (далее – Подпрограмма 3) является создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности в сельской местности, формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

 

Задачами Подпрограммы 3 являются:

1) удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

2) повышение уровня комплексного обустройства сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктур;

3) активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;

4) поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий;

5) создание новых рабочих мест на селе, в том числе высокотехнологичных.

Для реализации указанных задач будут осуществлены основные мероприятия, направленные на удовлетворение сельского населения в жилье, повышение уровня инженерно-коммуникационного обустройства и социально-культурного развития сельских территорий:

- основное мероприятие «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»;

- основное мероприятие «Развитие социальной и инженерной ифраструктуры в сельской местности»;

-  основное мероприятие «Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности»;

- основное мероприятие «Реализация проектов (мероприятий) по поощрению и популяризации достижений в развитии сельских поселений»;

-  основное мероприятие «Развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

 

Критериями выполнения Подпрограммы 3 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе.

 

3.4. Подпрограмма 4 «Развитие мелиорации земель

сельскохозяйственного назначения Республики Крым»

 

Основной целью подпрограммы 4 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым» (далее – Подпрограмма 4) является повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и сохранение плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий; повышение производственного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.

 

Задачами Подпрограммы 4  являются:

1) восстановление мелиоративного фонда (мелиорируемые земли и мелиоративные системы), включая реализацию мер по орошению земель и орошению с использованием дренажных систем;

2) увеличение объема производства основных видов продукции растениеводства за счет гарантированного обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий;

3) повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения; предотвращение процессов подтопления, затопления и опустынивания территорий для гарантированного обеспечения продуктивности сельскохозяйственных угодий;

4) достижение экономии водных ресурсов за счет повышения коэффициента полезного действия мелиоративных систем, внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных технологий, а также использования на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов.

Для выполнения этих задач будет реализовано основное мероприятие «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым», в рамках которого будут осуществлены следующие мероприятия:

- строительство, реконструкция, техническое перевооружение на инновационной технологической основе оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг и поставленных на балансовый учет сельскохозяйственными товаропроизводителями), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов;

- агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;

- оформление в собственность сельскохозяйственными товаропроизводителями бесхозяйных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.

 

Критериями выполнения Подпрограммы 4 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе.

 

3.5. Подпрограмма 5 «Развитие рыбохозяйственного комплекса»

 

Основной целью подпрограммы 5 «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (далее – Подпрограмма 5) является устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Крым на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых рыбохозяйственными предприятиями.

Поставленную цель планируется достичь за счет выполнения следующих задач:

1) увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства товарной аквакультуры, добычи и вылова водных биологических ресурсов и товарной пищевой рыбной продукции;

2) организация индустриальных методов выращивания объектов аквакультуры;

3) организация производства объектов пресноводной аквакультуры и марикультуры.

Для реализации этих задач будет реализовано основное мероприятие «Развитие рыбохозяйственного комплекса», в рамках которого будут осуществлены следующие мероприятия

- мероприятие по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие товарной аквакультуры (товарного рыболовства), включая товарную аквакультуру осетровых видов рыб;

- ведомственная целевая программа «Развитие отраслей рыбоводства и рыболовства».

 

Критериями выполнения Подпрограммы 5 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе.

3.6. Подпрограмма 6 «Развитие подотрасли растениеводства,

переработки и реализации продукции растениеводства»

 

Основной целью подпрограммы 6 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (далее – Подпрограмма 6) является обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым по основным видам продукции растениеводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Крым.

 

Задачами Подпрограммы 6 являются:

1) увеличение объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства;

2) увеличение объемов производства плодов и винограда, направленное на ускоренное импортозамещение;

3) развитие систем страхования и кредитования подотрасли растениеводства;

4) увеличение емкости современных плодохранилищ за счет создания новых и (или) модернизации существующих;

5) реализация ведомственной целевой программы «Экономически значимая региональная программа в области растениеводства».

Для реализации этих задач будут осуществлены:

- основное мероприятие «Возмещение части затрат на закладку и уход  за виноградниками»;

- основное мероприятие  «Возмещение части затрат на закладку и уход  за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями»;

- основное мероприятие «Возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей»;

- основное мероприятие «Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;

- основное мероприятие  «Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства»;

- основное мероприятие «Развитие элитного семеноводства»;

- основное мероприятие «Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства»;

-  основное мероприятие «Возмещение части затрат на приобретение резервных источников питания предприятиям, осуществляющим деятельность по производству и переработке продукции растениеводства»;

- основное мероприятие «Ведомственная целевая программа «Экономически значимая региональная программа в области растениеводства».

 

Критериями выполнения Подпрограммы 6 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе.

 

3.7. Подпрограмма 7 «Развитие подотрасли животноводства,

переработки и реализации продукции животноводства»

 

Основной целью подпрограммы 7 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (далее – Подпрограмма 7) является обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым по основным видам продукции животноводства, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции животноводства и продуктов ее переработки, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями, расположенными в Республике Крым.

 

Задачами Подпрограммы 7 являются:

1) увеличение объемов производства продукции животноводства, направленное на ускоренное импортозамещение;

2) развитие социально значимых отраслей - овцеводства и козоводства, обеспечивающих сохранение традиционного уклада жизни и занятости населения Республики;

3) развитие систем страхования и кредитования подотрасли животноводства;

4) сохранение и улучшение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики;

5) реализация ведомственной целевой программы «Экономически значимая региональная программа в области животноводства».

В рамках реализации этих задач будут осуществлены:

- основное мероприятие «Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животновод-ства, переработки ее продукции, реализацию продукции животноводства»;

- основное мероприятие «Субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока»;

- основное мероприятие «Поддержка племенного животноводства»;

- основное мероприятие «Возмещение части затрат на приобретение резервных источников питания предприятиям, осуществляющим деятельность по производству и переработке продукции животноводства»;

- основное мероприятие «Ведомственная целевая программа «Экономически значимая региональная программа в области животноводства»;

- основное мероприятие «Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий».

 

Критериями выполнения Подпрограммы 7 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе.

 

3.8. Подпрограмма 8 «Развитие малых форм хозяйствования»

 

Основной целью подпрограммы 8 «Развитие малых форм хозяйствования» (далее – Подпрограмма 8) является поддержка и развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности; увеличение доходов и снижение издержек малых форм товаропроизводителей.

 

Задачей Подпрограммы 8 является создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования и повышения уровня доходов сельского населения.

Для реализации этой задачи будут осуществлены:

- основное мероприятие «Поддержка начинающих фермеров»;

- основное мероприятие «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств».

 

Критериями выполнения Подпрограммы 8 являются основные целевые индикаторы (показатели), приведенные в приложении 1 к Государственной программе.


Информация по документу
Читайте также