Расширенный поиск

Постановление Правительства Мурманской области от 27.10.2017 № 510-ПП/11

ПРАВИТЕЛЬСТВО

МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 27.10.2017                                                               № 510-ПП/11

 

Мурманск

 

О прогнозе социально-экономического развития

Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

 

В соответствии со статьей 14 Закона Мурманской области от 11.12.2007 № 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 04.08.2015 № 331-ПП "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный и долгосрочный периоды" Правительство Мурманской области  постановляет:

одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

 

 

Врио Губернатора

Мурманской области                  А. Тюкавин

 

 

            Приложение

к постановлению Правительства

 Мурманской области

от 27.10.2017  510-ПП/11

 

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2018 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2019 И 2020 ГОДОВ

 


Содержание

 

 

1. Предварительные итоги социально-экономического развития Мурманской области за январь-август 2017 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2017 год. 2

2. Прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. 13

2.1. Направления социально-экономического развития. 13

2.2. Институциональные преобразования. 14

2.3. Исходные условия формирования показателей прогноза социально-экономического развития. 17

Варианты исходных условий. 17

Внешние условия. 18

Внутренние условия. 19

Потребительская инфляция. 19

2.4. Оценка потенциальных рисков. 19

2.5. Показатели прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. 20

Производство валового регионального продукта. 20

Инвестиции в основной капитал. 21

Промышленное производство. 26

Сельское хозяйство. 29

Рыболовство, рыбоводство. 29

Транспортный комплекс. 30

Строительство. 31

Внешнеэкономическая деятельность. 32

Малое и среднее предпринимательство. 33

Туризм.. 34

Уровень жизни населения. 35

Потребительский рынок. 36

Демографическая ситуация. 37

Рынок труда. 38

Образование. 39

Социальная поддержка и обслуживание населения. 41

Здравоохранение. 42

Культура и искусство. 45

Физическая культура и спорт. 46

2.6. Таблица "Показатели прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов". 47

2.7. Таблица "Основные показатели социально-экономического развития муниципальных образований". 54

2.8. Изменение ранее одобренных параметров прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2017-2019 годы.. 57

 

1. Предварительные итоги социально-экономического развития Мурманской области за январь-август 2017 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2017 год

 

По итогам 8 месяцев 2017 года социально-экономическое развитие Мурманской области характеризуется устойчивостью положительных тенденций по большинству индикаторов.

В январе-августе 2017 года индекс промышленного производства составил 115,6 % относительно соответствующего периода 2016 года, что в большей степени обусловлено ростом объемов производства в добывающей и обрабатывающей промышленности.

В структуре отгруженной промышленной продукции на долю добычи полезных ископаемых пришлось 36,4 %, обрабатывающих производств - 42,5 %, обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 18,6 %, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 2,5 %.

В январе - августе 2017 года в добывающей промышленности отгружено товаров собственного производства на сумму 74,9 млрд. рублей (88,4 % к аналогичному периоду 2016 года в действующих ценах). На снижение показателя повлияло падение цен на апатитовый концентрат (порядка 30 %). Индекс производства составил 110 % к январю-августу 2016 года.

В отчетном периоде увеличилось производство апатитового (109,4 %), нефелинового (102,2 %) и лопаритового (104,6 %) концентратов, щебня (в 1,2 раза).

Выпуск железорудного концентрата по итогам 8 месяцев 2017 года снизился на 2,9 %, что отчасти связано с вовлечением в переработку руд с пониженным содержанием железа, а также наладочными работами на новом оборудовании в I квартале т.г.

В январе - августе 2017 года в обрабатывающих производствах отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 87,6 млрд. рублей (105,4 % к аналогичному периоду 2016 года в действующих ценах). Индекс производства составил 123,2 %.

Наибольшую долю в структуре отгрузки обрабатывающей промышленности занимают производство пищевых продуктов (44,9 %), металлургическое производство (37,3 %), ремонт и монтаж машин и оборудования (8,8 %), производство прочих транспортных средств и оборудования (4,3 %).

Индекс производства пищевых продуктов в отчетном периоде составил 110,7 %. Объем отгруженной продукции в действующих ценах увеличился на 3,2 % до 39,4 млрд. рублей. Цены производителей пищевых товаров снизились на 7,2 %.

Значительный вклад в увеличение выпуска продукции пищевой промышленности вносит производство рыбных продуктов (рыбы мороженой (рост на 4,9 %), филе рыбного мороженого (на 14,3 %), мяса рыбы (включая фарш) мороженого (на 15,1 %), ракообразных (в 2,2 раза)). Сохраняется устойчивый рост производства мясных продуктов (свинины, кроме субпродуктов (на 12,4 %), субпродуктов убойных животных (на 22,5 %), мясных полуфабрикатов (на 20,4 %), колбасных изделий (на 2,2 %). В то же время сократился выпуск рыбных консервов (на 6,5 %), хлебобулочных изделий (на 12,8 %), молока (на 14,5 %), кисломолочных продуктов (кроме творога) (на 8 %), сыров и творога (на 5,6 %).

Уровень металлургического производства в январе - августе 2017 года вырос в 1,3 раза к соответствующему периоду 2016 года. Объем отгруженной продукции в действующих ценах составил 32,7 млрд. рублей, превысив уровень января - августа 2016 года на 4,2 %.

В связи с наращиванием поставок давальческого сырья (норильского файнштейна) в результате реконфигурации производства ПАО "ГМК "Норильский никель" увеличились объемы выпуска никеля необработанного и меди рафинированной (в 1,3 раза), кобальта необработанного (на 14,9 %).

По итогам 8 месяцев 2017 года производство алюминия выросло на 6,3 %.

Индекс производства в сегменте "Ремонт и монтаж машин и оборудования" составил 118,1 % в результате увеличения объема отгрузки работ и услуг по ремонту, техническому обслуживанию судов и лодок (кроме ремонта в заводских условиях), ремонту машин и оборудования.

Производство прочих транспортных средств и оборудования выросло в 1,3 раза, что связано с завершением определённого этапа судоремонтных работ с длительным циклом в заводских условиях.

В сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха объем отгрузки продукции в отчетном периоде составил 38,4 млрд. рублей (101,9 % к январю - августу 2016 года в действующих ценах). Индекс производства - 105,5 %.

В структуре выработки электроэнергии по видам генерации в январе-августе 2017 года доля электроэнергии, произведенной атомной электростанцией, составила 56,9 %, гидроэлектростанциями - 40,4 %, теплоэлектростанциями - 2,7 %.

В январе - августе 2017 года выработка электроэнергии выросла на 4,8 %. Потребление электроэнергии составило 8,3 млрд. кВт ч, что на 4,4 % выше соответствующего уровня 2016 года. Отпуск электроэнергии за пределы региона возрос на 7,3 %.

В связи с более длительным отопительным периодом производство пара и горячей воды выросло на 5,3 % к январю - августу 2016 года.

В сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений объем отгрузки продукции в отчетном периоде составил 5,1 млрд. рублей (119,5 % к январю - августу 2016 года в действующих ценах). Индекс производства - 108,7 %.

В 2017 году, по оценке, индекс промышленного производства достигнет 108,3 %.

В добывающей промышленности положительные тенденции сохранятся до конца года, индекс производства составит 106,4 % к уровню 2016 года. Производство апатитового концентрата превысит прошлогодний уровень на 8,1 %. В то же время в результате падения цен на апатитовый концентрат и снижения производства и отгрузки железорудного концентрата объем отгруженных товаров в действующих ценах сократится на 8,9 % относительно 2016 года.

Индекс производства в обрабатывающей промышленности составит 112 % к уровню 2016 года. Объем отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности по сравнению с 2016 годом увеличится на 2,8 млрд. рублей, или на 2 %.

По итогам года ожидается рост производства в металлургии по сравнению с прошлым годом на 14,5 %. Положительная динамика будет обеспечена увеличением выпуска цветных металлов за счет наращивания объемов переработки давальческого сырья. При этом ожидается снижение объемов выпуска никеля и меди из собственного сырья по сравнению с 2016 годом (на 31,6 % и на 47,1 % соответственно).

В связи с увеличением в 2017 году квот добычи краба, морского окуня, краба-стригуна опилио, путассу, сардины, скумбрии и сельди ожидается рост объемов рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков на 3,1 %, основную долю которых составляет продукция из рыбы свежей, охлажденной или мороженой, в результате индекс производства пищевых продуктов планируется на уровне 105,4 %.

Увеличение объемов судоремонта, в том числе в рамках гособоронзаказа, повлияет на рост индексов производства по видам деятельности "Ремонт и монтаж машин и оборудования" и "Производство прочих транспортных средств и оборудования" на 17,5 % и 12,8 % соответственно.

По виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" индекс производства составит 102,7 % к уровню 2016 года. На фоне сдержанного роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ объем отгруженной продукции в 2017 году увеличится на 1,3 млрд. рублей относительно 2016 года (на 2,3 %).

В структуре выработки электроэнергии по видам генерации существенных изменений не предполагается.

Сельское хозяйство региона после затяжного спада, обусловленного банкротством в предыдущие годы ведущих организаций отрасли, с начала 2017 года постепенно восстанавливается.

Объем продукции сельского хозяйства в январе - августе 2017 года составил 1,1 млрд. рублей, индекс сельскохозяйственного производства - 106,4 %. По оценке, в 2017 году индекс производства ожидается на уровне 105,1 %.

В январе-августе 2017 года рыболовными организациями Мурманской области выловлено 494,2 тыс. тонн водных биоресурсов, что на 10,5 % выше уровня соответствующего периода 2016 года.

Увеличился вылов трески на 14,1 % (доля в вылове 42,2 %), прочих видов рыб на 8,6 % (доля в вылове 31,2 %), в основном за счет увеличения улова ставриды, скумбрии и сардин в зоне Мавритании и Марокко, а также краба-стригуна опилио в Баренцевом море. Кроме того, возросла добыча путассу на 16,6 % (доля в вылове 15,7 %). Продолжен промысел сельди (доля в вылове 0,8 %), начатый  в июле 2017 года.

За счет преобладания трески в видовом составе уловов пикши добыто на 5,7 % меньше, чем в январе - августе 2016 года.

Исходя из объема выделенных мурманским организациям квот и объемов добычи водных биоресурсов и ожидаемого их освоения в 2017 году объем вылова водных биоресурсов ожидается на уровне 690,4 тыс. тонн с ростом к 2016 году на 6,2 %.

Объем искусственного выращивания рыбы организациями рыбоводства в I полугодии 2017 года составил 9,96 тыс. тонн, что в 2,1 раза больше, чем за соответствующий период 2016 года.

Несмотря на значительный рост в текущем периоде, по итогам 2017 года ожидается, что объемы выращивания рыбы составят 12,8 тыс. тонн со снижением до 93,6 % к уровню 2016 года. Уменьшение показателя в целом по году объясняется замедлением прироста рыбы в осенне-зимний период, а также тем, что крупнейшей рыбоводной организацией региона ООО "Русское море - Аквакультура" в 2016 году не проводилось зарыбление садковых хозяйств по причине наличия высоких рисков для производства после возникшего ранее заболевания рыб. Основная биомасса рыбы, достигшая в текущем году товарной навески, сформировалась к концу июня 2017 года.

Объем переработки грузов портами и терминалами за январь - июль 2017 года возрос в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (до 31,2 млн. тонн), что обусловлено наращиванием объемов грузопереработки экспортных нефтеналивных грузов.

Объем перевалки нефтеналивных грузов за 7 месяцев 2017 года достиг 12,1 млн. тонн в год, что в 2 раза превысило уровень аналогичного периода 2016 года. Рост обеспечен увеличением в 3,5 раза перевалки нефти, добываемой на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении и Приразломном нефтяном месторождении. Сырье перегружается через рейдовый перегрузочный комплекс - танкер-накопитель "Умба", принадлежащий ООО "РПК "Норд". Также на увеличение объемов перевалки нефтеналивных грузов повлиял рост в 1,4 раза перегрузки нефти ОАО "Лукойл" с Варандейского морского отгрузочного терминала через РПК-2, принадлежащий ООО "Кольский нефтяной терминал".

По оценке, в 2017 году объем грузопереработки в морских портах и перегрузочных комплексах Мурманской области увеличится в 1,3 раза по отношению к 2016 году и составит порядка 51,7 млн. тонн. Значительный рост предполагается за счет наращивания экспортных грузов в 1,3 раза, в основном в связи с увеличением перегрузки наливных грузов в 1,6 раза через ООО "РПК "Норд" (до 8,4 млн. тонн) и ООО "Кольский нефтяной терминал" (до 7,2 млн. тонн). Кроме того, ожидается увеличение объемов перевалки нефтепродуктов ООО "Коммандит Сервис" (до 1,5 млн. тонн в год), связанное с введением в эксплуатацию нового танкера-накопителя Polar Rock дедвейтом 105,3 тыс. тонн.

Объем грузоперевозок за 8 месяцев 2017 года увеличился на 5 % (до 24 млн. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и обусловлен наращиванием грузоперевозок всеми видами транспорта.

По оценке, в 2017 году объем коммерческих перевозок грузов увеличится на 3,8 % и достигнет 38,9 млн. тонн в год, в основном за счет роста объема перевозок апатитового концентрата железнодорожным транспортом на 5 %.

Объем инвестиций в основной капитал за I полугодие 2017 года составил 40,2 млрд. рублей, или 144,7 % к уровню аналогичного периода 2016 года.

Рост объема инвестиций сформирован в основном за счет реализации инвестиционных проектов:

- АО "Кольская ГМК" (по электроэкстракции никеля, утилизации солевого стока никелевого рафинирования, строительству нового газохода, замене железобетонных электролизных ванн на полимербетонные);

- АО "Апатит" (завершение проекта по реконструкции АНОФ-3);

- АО "Ковдорский ГОК" (завершение проектов по модернизации производственных мощностей и комплексному обогащению апатит-штаффелитовых руд);

- филиала АО "СУАЛ" "КАЗ-СУАЛ" (завершение проекта по установке печей закалки);

- ФГУП "Атомфлот" (по строительству ледокольного флота);

- Мурманского транспортного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель" (завершение проекта по масштабной реконструкции причала № 2);

- по реконструкции участка автомобильной дороги Р-21 "Кола" протяженностью 16,5 км <1> вблизи границы с Королевством Норвегия;

- по строительству железнодорожной ветки в рамках реализации проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла".

В регионе в 2017 году также реализуются следующие инвестиционные проекты:

- в добывающем секторе: "Развитие рудно-сырьевой базы АО "Апатит", "Реконструкция мощностей АО "Ковдорский ГОК" для переработки руды до 20 млн. тонн в год", "Строительство ГОКа на базе месторождения апатит-нефелиновых руд "Олений Ручей" (II очередь);

в обрабатывающем секторе: "Строительство центра крупнотоннажных морских сооружений в с. Белокаменка" (ООО "Кольская верфь", ПАО "НОВАТЭК"), проекты по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации производства судоремонтных предприятий, в том числе начало активной фазы реализации проекта "Техническое перевооружение докового производства на 35 судоремонтном заводе";

- в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха: начало инвестиционной фазы проектов по продлению срока эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 (филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Кольская атомная станция"), ввод в эксплуатацию первого трансформатора подстанции кВ 330 "Мурманская" (филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Северо-Запада"), реализация первого этапа проекта по модернизации Верхне-Туломской ГЭС-12 с заменой гидроагрегатов и реконструкция Нижне-Туломской ГЭС (филиал "Кольский" ПАО "ТГК-1"), реконструкция котельной Нива-3 (АО "Мурманэнергосбыт").

С учетом реализации вышеуказанных проектов в целом по 2017 году оценивается рост объема инвестиций в основной капитал до 107 млрд. рублей, или на 4,1 % к предыдущему году, за счет всех источников финансирования, в структуре которых существенных изменений по сравнению с 2016 годом не произойдет.

___________________________

<1>На участке км 1574+000 - км 1590+520.

 

За январь - август 2017 года объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "Строительство", сложился в сумме 24,8 млрд. рублей, или 102,5 % к  аналогичному периоду 2016 года.

 Рост значения показателя обусловлен увеличением объемов работ, выполняемых организациями области на строительстве объектов электроэнергетики, горно-металлургического комплекса и транспортной инфраструктуры.

Также положительная динамика наблюдалась и по вводу жилья - рост в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. За счет всех источников финансирования введено 44,9 тыс. кв. метров общей площади жилья.

В 2017 году объем строительных работ оценивается в 33,7 млрд. рублей, с ростом к 2016 году на 1,8 %.

Общий объем введенных в действие жилых домов, по оценке, составит 62,5 тыс. кв. метров.

В 2017 году регион в полном объеме завершил расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года. За семь лет работы с Фондом содействия реформированию ЖКХ в Мурманской области построено 47 новых домов, расселено 350 аварийных домов, в которых 1 834 аварийных жилых помещений площадью 73,4 тыс. кв. м, переселено 3 798 человек. Из них в 2017 году расселено 346 аварийных жилых помещений площадью 13,3 тыс. кв. м, переселено 730 человек. В текущем году завершено строительство 4 домов в городе Мурманске, 2 домов в г. п. Кандалакша, 1 дома в с. п. Териберка, для расселения жителей г. п. Зеленоборский построен 24-квартирный жилой дом в г. п. Молочный.

Внешнеторговый оборот Мурманской области за январь - июль 2017 года вырос в 1,3 раза по сравнению с соответствующим периодом 2016 года до 2,2 млрд. долларов США.

Экспорт товаров составил 1 970,6 млн. долларов (146,7 % по сравнению с январем-июлем 2016 года).

Наиболее значимыми товарными группами экспорта Мурманской области являлись: металлы и изделия из них, их доля - 53 % от общего объема экспорта (в январе - июле 2016 года - 44,2 %), продовольственные товары - 27,5 % (30,1 %), минеральные продукты - 16,2 % (21,6 %).

Экспорт металлов и изделий из них вырос в 1,8 раза, что обусловлено увеличением физических объемов вывоза цветных металлов (за исключением кобальта) и цен на продукцию. По сравнению с январем-июлем 2016 года экспортные цены на никель необработанный выросли на 6,8 %, медь рафинированную - на 20,8 %, алюминий необработанный - на 13,7 %, проволоку алюминиевую - на 18,5 %, лом черных металлов - в 1,4 раза. Кроме того, существенное влияние на показатели экспорта металлургической продукции оказала реконфигурация производственных мощностей ПАО "ГМК "Норильский никель", в результате которой начиная с IV квартала 2016 года весь никелевый файнштейн из г. Норильска направляется на переработку в Мурманскую область, где основная его часть рафинируется, а оставшаяся часть отправляется на Norilsk Nickel Harjavalta (Финляндия).

Увеличение экспорта продовольственных товаров в 1,3 раза произошло на фоне роста физических объемов поставок мороженой рыбы на 7,5 %, филе рыбного и прочего мяса рыбы - в 1,4 раза и ракообразных - в 4,3 раза. Динамика цен по сравнению с соответствующим периодом 2016 года по основным видам экспортируемой мороженой рыбопродукции разнонаправлена: отмечен рост цен на треску на 13,1 %, пикшу - на 36,1 %, палтус - на 7,7 %, скумбрию - на 8,1 %, в то же время подешевели ставрида - на 5,9 %, филе трески - на 8,2 % и филе пикши - на 24,1 %.

Стоимость экспорта минеральных продуктов в отчетном периоде выросла по сравнению с январем - июлем 2016 года на 10,2 %. Увеличились физические объемы вывоза железорудного концентрата - в 1,2 раза и нефтепродуктов - на 8,9 % при росте средних контрактных цен в 1,6 раза. В то же время апатитовый концентрат подешевел на 18,8 % по сравнению с январем - июлем 2016 года при одновременном увеличении поставок на 12,4 %.

По сравнению с январем - июлем 2016 года импорт товаров сократился на треть до 182,8 млн. долларов.

Главной статьей регионального импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства - по сравнению с прошлым годом их доля в импорте не изменилась (55,8 %). В структуре импорта увеличилась доля продукции химической промышленности и каучука (24,8 % против 13,2 % в январе - июле 2016 года), продовольственных товаров (8,1 % против 2,9 %). В то же время снизился удельный вес минеральных продуктов (5,4 % против 14,5 %), металлов и изделий из них (2,3 % против 12 %).

Импорт машин, оборудования и транспортных средств сократился на 33,6 % к январю - июлю 2016 года. На рекордную величину показателя прошлого года повлияло приобретение грузовых судов в Японии и Италии. При этом в отчетном периоде значительно увеличились закупки оборудования для переработки минеральных ископаемых, дорожной и строительной техники, машин и механизмов с индивидуальными функциями.

Импорт продукции химической промышленности и каучука вырос к январю - июлю 2016 года на 24,6 %. Объем ввоза глинозема в натуральном выражении увеличился на 1,8 % к уровню семи месяцев 2016 года при росте цены в 1,4 раза. В 1,4 раза увеличились по стоимости поставки пневматических шин.

Увеличению импорта продовольственных товаров в 1,8 раза способствовал значительный рост закупок смолта (мальков форели и лосося) предприятиями аквакультуры (в 15,2 раза в физическом выражении).

Падение импорта минеральных продуктов (в 4,1 раза к соответствующему уровню 2016 года) и металлов и изделий из них (в 7,8 раза) произошло главным образом в результате прекращения ввоза никелевого концентрата из Южной Африки и медного кека из Финляндии на металлургическое предприятие области.

По оценке, в 2017 году объем внешнеторгового оборота Мурманской области вырастет к уровню 2016 года на 11,4 %.

Увеличение экспорта товаров на 17,1 % к 2016 году прогнозируется главным образом в результате увеличения поставок основных экспортируемых товаров.

Импорт товаров составит 69,6 % к 2016 году. Снижение обусловлено сокращением закупок сырья для металлургического производства.

В текущем периоде политика хозяйствующих субъектов по оплате труда была подвержена воздействию внешних рисков. Это явилось причиной отставания заработной платы от прошлогодних темпов роста: за семь месяцев 2017 года прирост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций составил 3,6 % к январю - июлю 2016 года (с отрицательным значением в реальном выражении на 1,2 %), её размер - 51 021 рубль.

В последующие месяцы ожидается минимизация внешнего негативного влияния, укрепление экономической уверенности организаций, что станет предпосылкой постепенного ускорения темпов роста оплаты труда, в том числе в результате расширения финансовых возможностей организаций реального сектора (особенно в экспортно ориентированных отраслях).

В итоге за 2017 год, по оценке, средняя заработная плата работников организаций увеличится на 5,7 % к уровню 2016 года (51 800 рублей) и с учётом значений инфляции в реальном выражении возрастет на 1,3 %.

Поддержанию роста заработной платы будут способствовать продолжающиеся меры по реализации майских указов Президента Российской Федерации, целевые ориентиры по которым соотносятся со значением показателя "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц" (далее - доход от трудовой деятельности), оцениваемым на 2017 год в размере 46 600 рублей.

На фоне позитивных темпов роста заработной платы, индексации пенсий и проведения единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 000 рублей прирост денежных доходов ожидается на уровне 4 % к 2016 году. Реальные денежные доходы населения снизятся на 0,4 % к 2016 году.

Рост потребительских цен на отдельные продовольственные товары в текущем году обусловил увеличение величины прожиточного минимума на душу населения (второй квартал 2017 года ко второму кварталу 2016 года - 106,2 %). Во второй половине года величина прожиточного минимума будет складываться под влиянием сохранения тенденции замедления темпов потребительской инфляции и в среднем за 2017 год оценивается на уровне 14 380 рублей в месяц (105,3 % к 2016 году).

С учетом темпов роста денежных доходов населения и величины прожиточного минимума доля "бедного" населения в 2017 году оценивается ниже уровня предыдущего года - 12,7 % против 13 % в 2016 году.

В 2017 году сохраняющаяся монетарная политика Центрального банка в рамках инфляционного таргетирования, слабый потребительский спрос и значительная дефляция на продукты питания в июле-августе т.г. способствовали существенному замедлению темпов потребительской инфляции.

В августе т.г. прирост потребительских цен с начала года составил 2,3 % против 3,9 % в августе предыдущего года, годовая инфляция к августу 2016 года - 104 %.

В сентябре-декабре, несмотря на исчерпание эффекта сильного курса рубля и потенциально возможный рост цен на плодоовощную продукцию, ожидается, что инфляционный тренд закрепит свое движение на снижение. Поддержку ему окажут замедление удорожания непродовольственных товаров и увеличение на розничном рынке доли объемов отечественных продуктов питания. В итоге к концу года рост потребительских цен составит порядка 103,7 % к декабрю 2016 года.

С начала текущего года вплоть до третьего квартала сохранялся тренд сжатия физических объемов розничного товарооборота.

В августе, впервые с начала 2015 года, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах перешел в зону положительных значений и составил 100,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2016 года за счет заметного оживления по непродовольственной группе товаров, оборот по которым, в том числе на фоне роста объемов потребительского кредитования, превысил уровень предыдущего года на 2,4 %.

В структуре оборота розничной торговли сохраняется динамика по увеличению доли непродовольственных товаров (январь - август  2017 года - 41,3 %, январь - август 2016 года - 38,7 %), что свидетельствует о росте уровня потребительской уверенности.

Признаки восстановления потребления с ожиданием выхода реальной заработной платы на траекторию роста позволяют давать позитивные оценки итогов года, выраженные в постепенном ускорении темпов роста оборота розничной торговли и платных услуг населения к концу 2017 года - 102,3 %  и 101,3 % соответственно по отношению к 2016 году.

В 2017 году демография региона характеризуется снижением рождаемости и смертности, сокращением темпов миграционной убыли населения.

Структурные изменения населения продолжают определять динамику рождаемости. Сокращение численности женщин репродуктивного возраста (18-39 лет) в 2016 году к уровню 2015 года на 3,3 %, или 3,7 тыс. человек, особенно женщин в возрасте 20-29 лет - на 6,9 % при общем снижении численности населения региона на 0,6 %, обусловило снижение общей рождаемости в текущем году.

За восемь месяцев т.г. родилось 5 262 ребенка, что на 9,4 % меньше аналогичного периода 2016 года. Коэффициент рождаемости снизился до 10,4 родившихся на 1 000 населения против 11,4 в январе-августе 2016 года.

В то же время благодаря системным мерам в сфере здравоохранения сохраняется нисходящая тенденция смертности населения. Число умерших в январе-августе т.г. сократилось на 4,8 % (5 600 человек против 5 880 человек в январе-августе 2016 года). Общий коэффициент смертности составил 11,1 умерших на 1 000 населения, что на 0,5 промилле ниже значения соответствующего периода предыдущего  года.

Таким образом, по итогам восьми месяцев сохраняется естественная убыль населения области (-338 человек), которая в течение года имеет тенденцию поступательного увеличения. По оценке, данный тренд сохранится, и к концу года естественная убыль составит порядка 580 человек (со значением коэффициента - 0,7) на фоне сохранения уровня смертности в размере 11,1 на 1 000 населения, уровня рождаемости - 10,4.

При этом в текущем году отмечено снижение темпов миграционной убыли населения, которая в январе - августе составила 1 890 человек против 2 406 человек в соответствующем периоде предыдущего  года, - в основном за счет увеличения числа прибывших граждан из других регионов страны на фоне сокращения числа выбывших в них.

По оценке, обозначенная динамика темпов миграционной убыли сохранится до конца года и её объём сократится до 3,5 тыс. человек (по сравнению с 2016 годом - на 19 %).

В итоге в среднем за 2017 год численность населения области составит 755,6 тыс. человек и сократится по отношению к уровню 2016 года на 0,6 %.

В 2017 году на региональном рынке труда сохраняется позитивная тенденция к снижению основных показателей.

В январе - августе т.г. наблюдалось устойчивое сокращение численности безработных (на 19 % с начала года) и уровня зарегистрированной безработицы (на 0,3 п.п.), который на конец августа составил 1,4 %. Общая безработица в среднем за май-июль т.г. составила 7,1 % от численности экономически активного населения против 7,9 % в аналогичном периоде предыдущего года.

Ожидается, что до конца текущего года на фоне действия трендов экономики показатель зарегистрированной безработицы не будет демонстрировать признаков волатильности и с учетом фактора сезонности сложится на уровне 1,6 % экономически активного населения (декабрь 2016 года - 1,7 %). Уровень общей безработицы составит порядка 7,2 % против 7,7 % в 2016  году.

В то же время под влиянием изменения возрастной структуры численности населения области в 2017 году продолжится тенденция сокращения численности занятых в экономике, которая, по оценке, составит 376,8 тыс. человек, что на 0,8 % меньше по сравнению с 2016 годом.

По оценке, в 2017 году ВРП превысит уровень 2016 года на 0,5 %. В структуре ВРП  возрастет доля добавленной стоимости рыболовства и рыбоводства (с 10,8 % в 2016 году до 11,5 % в 2017 году), строительства (с 6,6 % до 7 %), а также отраслей с большой долей бюджетного финансирования (с 17,6 % до 18,1 %). Наибольшее снижение добавленной стоимости ожидается в добыче полезных ископаемых (с 16 до 13,9 %) и обрабатывающей промышленности (с 10,5 % до 10,1 %).

По оценке, в 2017 году налоговая отдача в экономику области сложится практически на уровне 2016 года. Доля налоговых доходов консолидированного бюджета Мурманской области в валовом региональном продукте, по оценке, составит 15,0 %  (в 2016 году - 15,1 %), что в большей степени обусловлено сокращением поступлений по налогу на прибыль организаций на 12 %.

2. Прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

В прогнозе учтены достигнутые итоги социально-экономического развития Мурманской области, планы (инвестиционные программы) крупных хозяйствующих субъектов, параметры социально-экономического развития муниципальных образований со статусом муниципальных районов и городских округов, основные направления бюджетной и налоговой политики Мурманской области, основные параметры государственных программ Мурманской области, являющихся одним из ключевых механизмов реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, ожидаемый эффект от реализации государственных программ Мурманской области, в том числе выраженный в обеспечении социальных обязательств и выполнении майских указов Президента Российской Федерации, а также от реализации приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации.

 

2.1. Направления социально-экономического развития

 

По основным направлениям социально-экономического развития Мурманской области в прогнозном периоде предполагается реализация комплекса мероприятий в рамках государственных программ Мурманской области <2>(основные параметры государственных программ Мурманской области представлены в паспортах данных программ), сформированных с учетом приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, утвержденных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Комплекс данных мероприятий направлен на:

1. Развитие человеческого капитала, в том числе развитие здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и сохранение культурного наследия региона, развитие регионального рынка труда, социальную поддержку граждан с учетом повышения адресности мер социальной поддержки.

2. Обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона, в том числе обеспечение комфортной среды проживания, общественного порядка и безопасности населения региона, охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов.

3. Обеспечение устойчивого экономического роста, в том числе развитие рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие транспортной системы, экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата региона, в том числе в рамках внедрения стандарта развития конкуренции, применения лучших региональных практик по улучшению инвестиционного климата и других структурных мер, с учетом повышения эффективности мер региональной поддержки реального сектора, малого и среднего предпринимательства, увеличения объемов социальных услуг, оказываемых негосударственным сектором, и др.

4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, в том числе повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение открытости деятельности органов власти, эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, развитие институтов гражданского общества и др.

_________________________

<2>Перечень государственных программ Мурманской области утвержден распоряжением Правительства Мурманской области от 01.02.2013 № 30-РП (в редакции распоряжения Правительства Мурманской области от 17.07.2017 № 202-РП).

2.2. Институциональные преобразования

 

С целью стимулирования инвестиционной деятельности в регионе Правительством Мурманской области сформирована и реализуется комплексная система государственной поддержки инвесторов, гарантирующая  в том числе и стабильность региональных налоговых условий для инвесторов.

Всего действует 12 соглашений с инвесторами о господдержке при реализации стратегических и приоритетных инвестиционных проектов, которые гарантируют стабильность условий и режима инвестиционной деятельности в регионе <3>.

В связи с тем, что решение Правительства России о перераспределении с 2017 года 1 % налога на прибыль организаций в пользу федерального бюджета фактически могло бы аннулировать региональную поддержку инвесторов в Мурманской области, принят региональный закон, предусматривающий снижение с 1 января 2017 года поступающей в региональный бюджет льготной налоговой ставки для инвесторов на 1 процентный пункт - до 12,5 %.

Дополнительные налоговые преференции введены и для бизнеса, реализующего региональные инвестиционные проекты или заключившего специальные инвестиционные контракты с участием Правительства Российской Федерации.

В марте 2017 года приняты два закона Мурманской области <4>, которые, дополнительно к действующим мерам поддержки с 1 января текущего года предоставляют право организациям, признанным участниками региональных инвестиционных проектов, на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в региональный бюджет, в размере 10 % и освобождение от уплаты федеральной части налога на прибыль организаций.

Также с 2016 года в регионе действует упрощенная процедура получения земельного участка под реализацию инвестиционного проекта.

В 2017 году на территории муниципального образования г. Кировск создана территория опережающего социально-экономического развития, предполагающая применение особого правового режима инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспеченного максимально возможным объемом налоговых и неналоговых льгот в рамках федерального и регионального законодательства.

Распространение в прогнозном периоде этого нового механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории других монопрофильных муниципальных образований региона будет зависеть от деловой активности местной власти и бизнес-сообщества.

Кроме того, в прогнозном периоде продолжится совершенствование региональных и муниципальных мер по улучшению инвестиционного климата в регионе и муниципалитетах, в том числе с учетом применения новых форм господдержки инвесторов.

В целях недопущения необоснованной налоговой нагрузки на экономику и обеспечения роста экономического потенциала региона предполагается совершенствование регионального налогового регулирования с учетом изменений налогового законодательства на федеральном уровне, в том числе по специальным инвестиционным контрактам, специальным режимам налогообложения и др.

Также учитывается реализация федеральных мер по стимулированию частной инвестиционной активности, в том числе расширению льготного кредитования малого и среднего бизнеса, обновлению механизма государственно-частного партнёрства за счёт инфраструктурной ипотеки, развития и внедрения цифровых технологий в рамках программы "Цифровая экономика".

Применение новых проектных решений, таких как внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата (разрешения на строительство, подключение к электросетям, сетям тепло- и водоснабжения, регистрация прав собственности и кадастровый учет, контрольно-надзорная деятельность, поддержка малого и среднего предпринимательства, инвестиционный стандарт), позволит создать условия для снижения административных барьеров при получении государственных услуг и прохождении предпринимателями разрешительных процедур.

В Мурманской области предоставляется государственная финансовая поддержка организациям рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов, через государственный и муниципальный заказ формируется спрос на продукцию, работы и услуги региональных производителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, осуществляется содействие продвижению товаров, работ и услуг региональных организаций на экспорт.

В рамках сформированной системы мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства действуют налоговые льготы для начинающих и действующих предпринимателей, предоставляются субсидии на покрытие затрат, связанных с удорожанием товаров, работ, услуг на территории Мурманской области, и другие меры финансовой и нефинансовой поддержки с учетом новых подходов к развитию малого и среднего предпринимательства, направленных на создание, развитие инфраструктуры его поддержки и повышение доступности кредитных ресурсов.

С целью расширения доступа предпринимателей к господдержке, предоставляемой на территории региона, в 2017 году 7 услуг АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" предоставляются во всех многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области.

В прогнозном периоде региональные направления поддержки будут переориентироваться не только в пользу наиболее востребованных видов финансовой поддержки, но и на расширение спектра направлений поддержки на базе созданной инфраструктуры, в первую очередь на базе некоммерческой микрокредитной организации "ФОРМАП" и Центра поддержки предпринимательства Мурманской области.

Так, уже с марта 2017 года НМК "ФОРМАП" введены новые кредитные продукты в размере до 1 млн. рублей для сельскохозяйственных товаропроизводителей и субъектов сельхозкооперации под 5 % годовых сроком на 3 года, а также для расчетов по договорам лизинга и для организаций, занятых в сфере туризма, под 7 % годовых сроком до 2 лет.

На создание комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности также направлена реализация "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции в Мурманской области со сроком планирования до 2019 года<5>, предполагающей мероприятия на социально значимых рынках, а также системные меры по развитию конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, содействию развитию практики применения государственно-частного партнерства, в том числе практики заключения концессионных соглашений.

В социальной сфере в период 2018-2020 годов ориентиром развития будут приоритеты и направления, установленные в отраслевых государственных программах Мурманской области и "дорожных картах", предусматривающих мероприятия по достижению целевых значений показателей, установленных майскими указами Президента Российской Федерации, в сферах образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения.

Кроме того, проводимая реформа по обеспечению доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере с каждым годом будет масштабироваться, увеличивая число негосударственных поставщиков и объемы оказываемых ими услуг в результате применения конкурентных механизмов финансирования. В регионе реформа реализуется в рамках федеральных и региональных комплексных планов мероприятий, четырех отраслевых проектов, а также мер по содействию развитию конкуренции.

Серьезный импульс для ускорения повышения качества жизни населения и экономического развития Мурманской области, а также достижения целевых показателей социально-экономического развития региона могли бы дать законодательно закрепленные особые подходы к осуществлению государственной политики в отношении Арктической зоны Российской Федерации с учетом особенностей ведения здесь хозяйственной деятельности и реализации национальных интересов России в макрорегионе.

Одним из направлений совершенствования государственного и муниципального управления в Мурманской области в настоящее время является внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления методов проектного управления, которое позволит повысить эффективность деятельности органов власти и использования ресурсов.

В прогнозном периоде будет осуществляться реализация двух региональных приоритетных проектов: "Создание детского технопарка "Кванториум" и "Мастер-план развития с.п. Териберка Кольского района".

 

____________________________


Информация по документу
Читайте также