Расширенный поиск
Постановление Правительства Мурманской области от 27.10.2017 № 510-ПП/11ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27.10.2017 № 510-ПП/11 Мурманск О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов В соответствии со статьей 14 Закона Мурманской области от 11.12.2007 № 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 04.08.2015 № 331-ПП "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный и долгосрочный периоды" Правительство Мурманской области постановляет: одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Врио Губернатора Мурманской области А. Тюкавин
Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 27.10.2017 № 510-ПП/11 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ Содержание 1. Предварительные итоги социально-экономического развития Мурманской области за январь-август 2017 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2017 год 2. Прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов 2.1. Направления социально-экономического развития 2.2. Институциональные преобразования 2.3. Исходные условия формирования показателей прогноза социально-экономического развития Варианты исходных условий Внешние условия Внутренние условия Потребительская инфляция 2.4. Оценка потенциальных рисков. 19 2.5. Показатели прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов Производство валового регионального продукта Инвестиции в основной капитал Промышленное производство Сельское хозяйство Рыболовство, рыбоводство Транспортный комплекс Строительство Внешнеэкономическая деятельность Малое и среднее предпринимательство Туризм Уровень жизни населения Потребительский рынок Демографическая ситуация Рынок труда Образование Социальная поддержка и обслуживание населения Здравоохранение Культура и искусство Физическая культура и спорт 2.6. Таблица "Показатели прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" 2.7. Таблица "Основные показатели социально-экономического развития муниципальных образований" 2.8. Изменение ранее одобренных параметров прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2017-2019 годы 1. Предварительные итоги социально-экономического развития Мурманской области за январь-август 2017 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2017 год По итогам 8 месяцев 2017 года социально-экономическое развитие Мурманской области характеризуется устойчивостью положительных тенденций по большинству индикаторов. В январе-августе 2017 года индекс промышленного производства составил 115,6 % относительно соответствующего периода 2016 года, что в большей степени обусловлено ростом объемов производства в добывающей и обрабатывающей промышленности. В структуре отгруженной промышленной продукции на долю добычи полезных ископаемых пришлось 36,4 %, обрабатывающих производств - 42,5 %, обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 18,6 %, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 2,5 %. В январе - августе 2017 года в добывающей промышленности отгружено товаров собственного производства на сумму 74,9 млрд. рублей (88,4 % к аналогичному периоду 2016 года в действующих ценах). На снижение показателя повлияло падение цен на апатитовый концентрат (порядка 30 %). Индекс производства составил 110 % к январю-августу 2016 года. В отчетном периоде увеличилось производство апатитового (109,4 %), нефелинового (102,2 %) и лопаритового (104,6 %) концентратов, щебня (в 1,2 раза). Выпуск железорудного концентрата по итогам 8 месяцев 2017 года снизился на 2,9 %, что отчасти связано с вовлечением в переработку руд с пониженным содержанием железа, а также наладочными работами на новом оборудовании в I квартале т.г. В январе - августе 2017 года в обрабатывающих производствах отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 87,6 млрд. рублей (105,4 % к аналогичному периоду 2016 года в действующих ценах). Индекс производства составил 123,2 %. Наибольшую долю в структуре отгрузки обрабатывающей промышленности занимают производство пищевых продуктов (44,9 %), металлургическое производство (37,3 %), ремонт и монтаж машин и оборудования (8,8 %), производство прочих транспортных средств и оборудования (4,3 %). Индекс производства пищевых продуктов в отчетном периоде составил 110,7 %. Объем отгруженной продукции в действующих ценах увеличился на 3,2 % до 39,4 млрд. рублей. Цены производителей пищевых товаров снизились на 7,2 %. Значительный вклад в увеличение выпуска продукции пищевой промышленности вносит производство рыбных продуктов (рыбы мороженой (рост на 4,9 %), филе рыбного мороженого (на 14,3 %), мяса рыбы (включая фарш) мороженого (на 15,1 %), ракообразных (в 2,2 раза)). Сохраняется устойчивый рост производства мясных продуктов (свинины, кроме субпродуктов (на 12,4 %), субпродуктов убойных животных (на 22,5 %), мясных полуфабрикатов (на 20,4 %), колбасных изделий (на 2,2 %). В то же время сократился выпуск рыбных консервов (на 6,5 %), хлебобулочных изделий (на 12,8 %), молока (на 14,5 %), кисломолочных продуктов (кроме творога) (на 8 %), сыров и творога (на 5,6 %). Уровень металлургического производства в январе - августе 2017 года вырос в 1,3 раза к соответствующему периоду 2016 года. Объем отгруженной продукции в действующих ценах составил 32,7 млрд. рублей, превысив уровень января - августа 2016 года на 4,2 %. В связи с наращиванием поставок давальческого сырья (норильского файнштейна) в результате реконфигурации производства ПАО "ГМК "Норильский никель" увеличились объемы выпуска никеля необработанного и меди рафинированной (в 1,3 раза), кобальта необработанного (на 14,9 %). По итогам 8 месяцев 2017 года производство алюминия выросло на 6,3 %. Индекс производства в сегменте "Ремонт и монтаж машин и оборудования" составил 118,1 % в результате увеличения объема отгрузки работ и услуг по ремонту, техническому обслуживанию судов и лодок (кроме ремонта в заводских условиях), ремонту машин и оборудования. Производство прочих транспортных средств и оборудования выросло в 1,3 раза, что связано с завершением определённого этапа судоремонтных работ с длительным циклом в заводских условиях. В сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха объем отгрузки продукции в отчетном периоде составил 38,4 млрд. рублей (101,9 % к январю - августу 2016 года в действующих ценах). Индекс производства - 105,5 %. В структуре выработки электроэнергии по видам генерации в январе-августе 2017 года доля электроэнергии, произведенной атомной электростанцией, составила 56,9 %, гидроэлектростанциями - 40,4 %, теплоэлектростанциями - 2,7 %. В январе - августе 2017 года выработка электроэнергии выросла на 4,8 %. Потребление электроэнергии составило 8,3 млрд. кВт ч, что на 4,4 % выше соответствующего уровня 2016 года. Отпуск электроэнергии за пределы региона возрос на 7,3 %. В связи с более длительным отопительным периодом производство пара и горячей воды выросло на 5,3 % к январю - августу 2016 года. В сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений объем отгрузки продукции в отчетном периоде составил 5,1 млрд. рублей (119,5 % к январю - августу 2016 года в действующих ценах). Индекс производства - 108,7 %. В 2017 году, по оценке, индекс промышленного производства достигнет 108,3 %. В добывающей промышленности положительные тенденции сохранятся до конца года, индекс производства составит 106,4 % к уровню 2016 года. Производство апатитового концентрата превысит прошлогодний уровень на 8,1 %. В то же время в результате падения цен на апатитовый концентрат и снижения производства и отгрузки железорудного концентрата объем отгруженных товаров в действующих ценах сократится на 8,9 % относительно 2016 года. Индекс производства в обрабатывающей промышленности составит 112 % к уровню 2016 года. Объем отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности по сравнению с 2016 годом увеличится на 2,8 млрд. рублей, или на 2 %. По итогам года ожидается рост производства в металлургии по сравнению с прошлым годом на 14,5 %. Положительная динамика будет обеспечена увеличением выпуска цветных металлов за счет наращивания объемов переработки давальческого сырья. При этом ожидается снижение объемов выпуска никеля и меди из собственного сырья по сравнению с 2016 годом (на 31,6 % и на 47,1 % соответственно). В связи с увеличением в 2017 году квот добычи краба, морского окуня, краба-стригуна опилио, путассу, сардины, скумбрии и сельди ожидается рост объемов рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков на 3,1 %, основную долю которых составляет продукция из рыбы свежей, охлажденной или мороженой, в результате индекс производства пищевых продуктов планируется на уровне 105,4 %. Увеличение объемов судоремонта, в том числе в рамках гособоронзаказа, повлияет на рост индексов производства по видам деятельности "Ремонт и монтаж машин и оборудования" и "Производство прочих транспортных средств и оборудования" на 17,5 % и 12,8 % соответственно. По виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" индекс производства составит 102,7 % к уровню 2016 года. На фоне сдержанного роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ объем отгруженной продукции в 2017 году увеличится на 1,3 млрд. рублей относительно 2016 года (на 2,3 %). В структуре выработки электроэнергии по видам генерации существенных изменений не предполагается. Сельское хозяйство региона после затяжного спада, обусловленного банкротством в предыдущие годы ведущих организаций отрасли, с начала 2017 года постепенно восстанавливается. Объем продукции сельского хозяйства в январе - августе 2017 года составил 1,1 млрд. рублей, индекс сельскохозяйственного производства - 106,4 %. По оценке, в 2017 году индекс производства ожидается на уровне 105,1 %. В январе-августе 2017 года рыболовными организациями Мурманской области выловлено 494,2 тыс. тонн водных биоресурсов, что на 10,5 % выше уровня соответствующего периода 2016 года. Увеличился вылов трески на 14,1 % (доля в вылове 42,2 %), прочих видов рыб на 8,6 % (доля в вылове 31,2 %), в основном за счет увеличения улова ставриды, скумбрии и сардин в зоне Мавритании и Марокко, а также краба-стригуна опилио в Баренцевом море. Кроме того, возросла добыча путассу на 16,6 % (доля в вылове 15,7 %). Продолжен промысел сельди (доля в вылове 0,8 %), начатый в июле 2017 года. За счет преобладания трески в видовом составе уловов пикши добыто на 5,7 % меньше, чем в январе - августе 2016 года. Исходя из объема выделенных мурманским организациям квот и объемов добычи водных биоресурсов и ожидаемого их освоения в 2017 году объем вылова водных биоресурсов ожидается на уровне 690,4 тыс. тонн с ростом к 2016 году на 6,2 %. Объем искусственного выращивания рыбы организациями рыбоводства в I полугодии 2017 года составил 9,96 тыс. тонн, что в 2,1 раза больше, чем за соответствующий период 2016 года. Несмотря на значительный рост в текущем периоде, по итогам 2017 года ожидается, что объемы выращивания рыбы составят 12,8 тыс. тонн со снижением до 93,6 % к уровню 2016 года. Уменьшение показателя в целом по году объясняется замедлением прироста рыбы в осенне-зимний период, а также тем, что крупнейшей рыбоводной организацией региона ООО "Русское море - Аквакультура" в 2016 году не проводилось зарыбление садковых хозяйств по причине наличия высоких рисков для производства после возникшего ранее заболевания рыб. Основная биомасса рыбы, достигшая в текущем году товарной навески, сформировалась к концу июня 2017 года. Объем переработки грузов портами и терминалами за январь - июль 2017 года возрос в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (до 31,2 млн. тонн), что обусловлено наращиванием объемов грузопереработки экспортных нефтеналивных грузов. Объем перевалки нефтеналивных грузов за 7 месяцев 2017 года достиг 12,1 млн. тонн в год, что в 2 раза превысило уровень аналогичного периода 2016 года. Рост обеспечен увеличением в 3,5 раза перевалки нефти, добываемой на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении и Приразломном нефтяном месторождении. Сырье перегружается через рейдовый перегрузочный комплекс - танкер-накопитель "Умба", принадлежащий ООО "РПК "Норд". Также на увеличение объемов перевалки нефтеналивных грузов повлиял рост в 1,4 раза перегрузки нефти ОАО "Лукойл" с Варандейского морского отгрузочного терминала через РПК-2, принадлежащий ООО "Кольский нефтяной терминал". По оценке, в 2017 году объем грузопереработки в морских портах и перегрузочных комплексах Мурманской области увеличится в 1,3 раза по отношению к 2016 году и составит порядка 51,7 млн. тонн. Значительный рост предполагается за счет наращивания экспортных грузов в 1,3 раза, в основном в связи с увеличением перегрузки наливных грузов в 1,6 раза через ООО "РПК "Норд" (до 8,4 млн. тонн) и ООО "Кольский нефтяной терминал" (до 7,2 млн. тонн). Кроме того, ожидается увеличение объемов перевалки нефтепродуктов ООО "Коммандит Сервис" (до 1,5 млн. тонн в год), связанное с введением в эксплуатацию нового танкера-накопителя Polar Rock дедвейтом 105,3 тыс. тонн. Объем грузоперевозок за 8 месяцев 2017 года увеличился на 5 % (до 24 млн. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и обусловлен наращиванием грузоперевозок всеми видами транспорта. По оценке, в 2017 году объем коммерческих перевозок грузов увеличится на 3,8 % и достигнет 38,9 млн. тонн в год, в основном за счет роста объема перевозок апатитового концентрата железнодорожным транспортом на 5 %. Объем инвестиций в основной капитал за I полугодие 2017 года составил 40,2 млрд. рублей, или 144,7 % к уровню аналогичного периода 2016 года. Рост объема инвестиций сформирован в основном за счет реализации инвестиционных проектов: - АО "Кольская ГМК" (по электроэкстракции никеля, утилизации солевого стока никелевого рафинирования, строительству нового газохода, замене железобетонных электролизных ванн на полимербетонные); - АО "Апатит" (завершение проекта по реконструкции АНОФ-3); - АО "Ковдорский ГОК" (завершение проектов по модернизации производственных мощностей и комплексному обогащению апатит-штаффелитовых руд); - филиала АО "СУАЛ" "КАЗ-СУАЛ" (завершение проекта по установке печей закалки); - ФГУП "Атомфлот" (по строительству ледокольного флота); - Мурманского транспортного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель" (завершение проекта по масштабной реконструкции причала № 2); - по реконструкции участка автомобильной дороги Р-21 "Кола" протяженностью 16,5 км <1> вблизи границы с Королевством Норвегия; - по строительству железнодорожной ветки в рамках реализации проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". В регионе в 2017 году также реализуются следующие инвестиционные проекты: - в добывающем секторе: "Развитие рудно-сырьевой базы АО "Апатит", "Реконструкция мощностей АО "Ковдорский ГОК" для переработки руды до 20 млн. тонн в год", "Строительство ГОКа на базе месторождения апатит-нефелиновых руд "Олений Ручей" (II очередь); - в обрабатывающем секторе: "Строительство центра крупнотоннажных морских сооружений в с. Белокаменка" (ООО "Кольская верфь", ПАО "НОВАТЭК"), проекты по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации производства судоремонтных предприятий, в том числе начало активной фазы реализации проекта "Техническое перевооружение докового производства на 35 судоремонтном заводе"; - в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха: начало инвестиционной фазы проектов по продлению срока эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 (филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Кольская атомная станция"), ввод в эксплуатацию первого трансформатора подстанции кВ 330 "Мурманская" (филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Северо-Запада"), реализация первого этапа проекта по модернизации Верхне-Туломской ГЭС-12 с заменой гидроагрегатов и реконструкция Нижне-Туломской ГЭС (филиал "Кольский" ПАО "ТГК-1"), реконструкция котельной Нива-3 (АО "Мурманэнергосбыт"). С учетом реализации вышеуказанных проектов в целом по 2017 году оценивается рост объема инвестиций в основной капитал до 107 млрд. рублей, или на 4,1 % к предыдущему году, за счет всех источников финансирования, в структуре которых существенных изменений по сравнению с 2016 годом не произойдет. ___________________________ <1>На участке км 1574+000 - км 1590+520. За январь - август 2017 года объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "Строительство", сложился в сумме 24,8 млрд. рублей, или 102,5 % к аналогичному периоду 2016 года. Рост значения показателя обусловлен увеличением объемов работ, выполняемых организациями области на строительстве объектов электроэнергетики, горно-металлургического комплекса и транспортной инфраструктуры. Также положительная динамика наблюдалась и по вводу жилья - рост в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. За счет всех источников финансирования введено 44,9 тыс. кв. метров общей площади жилья. В 2017 году объем строительных работ оценивается в 33,7 млрд. рублей, с ростом к 2016 году на 1,8 %. Общий объем введенных в действие жилых домов, по оценке, составит 62,5 тыс. кв. метров. В 2017 году регион в полном объеме завершил расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года. За семь лет работы с Фондом содействия реформированию ЖКХ в Мурманской области построено 47 новых домов, расселено 350 аварийных домов, в которых 1 834 аварийных жилых помещений площадью 73,4 тыс. кв. м, переселено 3 798 человек. Из них в 2017 году расселено 346 аварийных жилых помещений площадью 13,3 тыс. кв. м, переселено 730 человек. В текущем году завершено строительство 4 домов в городе Мурманске, 2 домов в г. п. Кандалакша, 1 дома в с. п. Териберка, для расселения жителей г. п. Зеленоборский построен 24-квартирный жилой дом в г. п. Молочный. Внешнеторговый оборот Мурманской области за январь - июль 2017 года вырос в 1,3 раза по сравнению с соответствующим периодом 2016 года до 2,2 млрд. долларов США. Экспорт товаров составил 1 970,6 млн. долларов (146,7 % по сравнению с январем-июлем 2016 года). Наиболее значимыми товарными группами экспорта Мурманской области являлись: металлы и изделия из них, их доля - 53 % от общего объема экспорта (в январе - июле 2016 года - 44,2 %), продовольственные товары - 27,5 % (30,1 %), минеральные продукты - 16,2 % (21,6 %). Экспорт металлов и изделий из них вырос в 1,8 раза, что обусловлено увеличением физических объемов вывоза цветных металлов (за исключением кобальта) и цен на продукцию. По сравнению с январем-июлем 2016 года экспортные цены на никель необработанный выросли на 6,8 %, медь рафинированную - на 20,8 %, алюминий необработанный - на 13,7 %, проволоку алюминиевую - на 18,5 %, лом черных металлов - в 1,4 раза. Кроме того, существенное влияние на показатели экспорта металлургической продукции оказала реконфигурация производственных мощностей ПАО "ГМК "Норильский никель", в результате которой начиная с IV квартала 2016 года весь никелевый файнштейн из г. Норильска направляется на переработку в Мурманскую область, где основная его часть рафинируется, а оставшаяся часть отправляется на Norilsk Nickel Harjavalta (Финляндия). Увеличение экспорта продовольственных товаров в 1,3 раза произошло на фоне роста физических объемов поставок мороженой рыбы на 7,5 %, филе рыбного и прочего мяса рыбы - в 1,4 раза и ракообразных - в 4,3 раза. Динамика цен по сравнению с соответствующим периодом 2016 года по основным видам экспортируемой мороженой рыбопродукции разнонаправлена: отмечен рост цен на треску на 13,1 %, пикшу - на 36,1 %, палтус - на 7,7 %, скумбрию - на 8,1 %, в то же время подешевели ставрида - на 5,9 %, филе трески - на 8,2 % и филе пикши - на 24,1 %. Стоимость экспорта минеральных продуктов в отчетном периоде выросла по сравнению с январем - июлем 2016 года на 10,2 %. Увеличились физические объемы вывоза железорудного концентрата - в 1,2 раза и нефтепродуктов - на 8,9 % при росте средних контрактных цен в 1,6 раза. В то же время апатитовый концентрат подешевел на 18,8 % по сравнению с январем - июлем 2016 года при одновременном увеличении поставок на 12,4 %. По сравнению с январем - июлем 2016 года импорт товаров сократился на треть до 182,8 млн. долларов. Главной статьей регионального импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства - по сравнению с прошлым годом их доля в импорте не изменилась (55,8 %). В структуре импорта увеличилась доля продукции химической промышленности и каучука (24,8 % против 13,2 % в январе - июле 2016 года), продовольственных товаров (8,1 % против 2,9 %). В то же время снизился удельный вес минеральных продуктов (5,4 % против 14,5 %), металлов и изделий из них (2,3 % против 12 %). Импорт машин, оборудования и транспортных средств сократился на 33,6 % к январю - июлю 2016 года. На рекордную величину показателя прошлого года повлияло приобретение грузовых судов в Японии и Италии. При этом в отчетном периоде значительно увеличились закупки оборудования для переработки минеральных ископаемых, дорожной и строительной техники, машин и механизмов с индивидуальными функциями. Импорт продукции химической промышленности и каучука вырос к январю - июлю 2016 года на 24,6 %. Объем ввоза глинозема в натуральном выражении увеличился на 1,8 % к уровню семи месяцев 2016 года при росте цены в 1,4 раза. В 1,4 раза увеличились по стоимости поставки пневматических шин. Увеличению импорта продовольственных товаров в 1,8 раза способствовал значительный рост закупок смолта (мальков форели и лосося) предприятиями аквакультуры (в 15,2 раза в физическом выражении). Падение импорта минеральных продуктов (в 4,1 раза к соответствующему уровню 2016 года) и металлов и изделий из них (в 7,8 раза) произошло главным образом в результате прекращения ввоза никелевого концентрата из Южной Африки и медного кека из Финляндии на металлургическое предприятие области. По оценке, в 2017 году объем внешнеторгового оборота Мурманской области вырастет к уровню 2016 года на 11,4 %. Увеличение экспорта товаров на 17,1 % к 2016 году прогнозируется главным образом в результате увеличения поставок основных экспортируемых товаров. Импорт товаров составит 69,6 % к 2016 году. Снижение обусловлено сокращением закупок сырья для металлургического производства. В текущем периоде политика хозяйствующих субъектов по оплате труда была подвержена воздействию внешних рисков. Это явилось причиной отставания заработной платы от прошлогодних темпов роста: за семь месяцев 2017 года прирост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций составил 3,6 % к январю - июлю 2016 года (с отрицательным значением в реальном выражении на 1,2 %), её размер - 51 021 рубль. В последующие месяцы ожидается минимизация внешнего негативного влияния, укрепление экономической уверенности организаций, что станет предпосылкой постепенного ускорения темпов роста оплаты труда, в том числе в результате расширения финансовых возможностей организаций реального сектора (особенно в экспортно ориентированных отраслях). В итоге за 2017 год, по оценке, средняя заработная плата работников организаций увеличится на 5,7 % к уровню 2016 года (51 800 рублей) и с учётом значений инфляции в реальном выражении возрастет на 1,3 %. Поддержанию роста заработной платы будут способствовать продолжающиеся меры по реализации майских указов Президента Российской Федерации, целевые ориентиры по которым соотносятся со значением показателя "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц" (далее - доход от трудовой деятельности), оцениваемым на 2017 год в размере 46 600 рублей. На фоне позитивных темпов роста заработной платы, индексации пенсий и проведения единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 000 рублей прирост денежных доходов ожидается на уровне 4 % к 2016 году. Реальные денежные доходы населения снизятся на 0,4 % к 2016 году. Рост потребительских цен на отдельные продовольственные товары в текущем году обусловил увеличение величины прожиточного минимума на душу населения (второй квартал 2017 года ко второму кварталу 2016 года - 106,2 %). Во второй половине года величина прожиточного минимума будет складываться под влиянием сохранения тенденции замедления темпов потребительской инфляции и в среднем за 2017 год оценивается на уровне 14 380 рублей в месяц (105,3 % к 2016 году). С учетом темпов роста денежных доходов населения и величины прожиточного минимума доля "бедного" населения в 2017 году оценивается ниже уровня предыдущего года - 12,7 % против 13 % в 2016 году. В 2017 году сохраняющаяся монетарная политика Центрального банка в рамках инфляционного таргетирования, слабый потребительский спрос и значительная дефляция на продукты питания в июле-августе т.г. способствовали существенному замедлению темпов потребительской инфляции. В августе т.г. прирост потребительских цен с начала года составил 2,3 % против 3,9 % в августе предыдущего года, годовая инфляция к августу 2016 года - 104 %. В сентябре-декабре, несмотря на исчерпание эффекта сильного курса рубля и потенциально возможный рост цен на плодоовощную продукцию, ожидается, что инфляционный тренд закрепит свое движение на снижение. Поддержку ему окажут замедление удорожания непродовольственных товаров и увеличение на розничном рынке доли объемов отечественных продуктов питания. В итоге к концу года рост потребительских цен составит порядка 103,7 % к декабрю 2016 года. С начала текущего года вплоть до третьего квартала сохранялся тренд сжатия физических объемов розничного товарооборота. В августе, впервые с начала 2015 года, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах перешел в зону положительных значений и составил 100,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2016 года за счет заметного оживления по непродовольственной группе товаров, оборот по которым, в том числе на фоне роста объемов потребительского кредитования, превысил уровень предыдущего года на 2,4 %. В структуре оборота розничной торговли сохраняется динамика по увеличению доли непродовольственных товаров (январь - август 2017 года - 41,3 %, январь - август 2016 года - 38,7 %), что свидетельствует о росте уровня потребительской уверенности. Признаки восстановления потребления с ожиданием выхода реальной заработной платы на траекторию роста позволяют давать позитивные оценки итогов года, выраженные в постепенном ускорении темпов роста оборота розничной торговли и платных услуг населения к концу 2017 года - 102,3 % и 101,3 % соответственно по отношению к 2016 году. В 2017 году демография региона характеризуется снижением рождаемости и смертности, сокращением темпов миграционной убыли населения. Структурные изменения населения продолжают определять динамику рождаемости. Сокращение численности женщин репродуктивного возраста (18-39 лет) в 2016 году к уровню 2015 года на 3,3 %, или 3,7 тыс. человек, особенно женщин в возрасте 20-29 лет - на 6,9 % при общем снижении численности населения региона на 0,6 %, обусловило снижение общей рождаемости в текущем году. За восемь месяцев т.г. родилось 5 262 ребенка, что на 9,4 % меньше аналогичного периода 2016 года. Коэффициент рождаемости снизился до 10,4 родившихся на 1 000 населения против 11,4 в январе-августе 2016 года. В то же время благодаря системным мерам в сфере здравоохранения сохраняется нисходящая тенденция смертности населения. Число умерших в январе-августе т.г. сократилось на 4,8 % (5 600 человек против 5 880 человек в январе-августе 2016 года). Общий коэффициент смертности составил 11,1 умерших на 1 000 населения, что на 0,5 промилле ниже значения соответствующего периода предыдущего года. Таким образом, по итогам восьми месяцев сохраняется естественная убыль населения области (-338 человек), которая в течение года имеет тенденцию поступательного увеличения. По оценке, данный тренд сохранится, и к концу года естественная убыль составит порядка 580 человек (со значением коэффициента - 0,7) на фоне сохранения уровня смертности в размере 11,1 на 1 000 населения, уровня рождаемости - 10,4. При этом в текущем году отмечено снижение темпов миграционной убыли населения, которая в январе - августе составила 1 890 человек против 2 406 человек в соответствующем периоде предыдущего года, - в основном за счет увеличения числа прибывших граждан из других регионов страны на фоне сокращения числа выбывших в них. По оценке, обозначенная динамика темпов миграционной убыли сохранится до конца года и её объём сократится до 3,5 тыс. человек (по сравнению с 2016 годом - на 19 %). В итоге в среднем за 2017 год численность населения области составит 755,6 тыс. человек и сократится по отношению к уровню 2016 года на 0,6 %. В 2017 году на региональном рынке труда сохраняется позитивная тенденция к снижению основных показателей. В январе - августе т.г. наблюдалось устойчивое сокращение численности безработных (на 19 % с начала года) и уровня зарегистрированной безработицы (на 0,3 п.п.), который на конец августа составил 1,4 %. Общая безработица в среднем за май-июль т.г. составила 7,1 % от численности экономически активного населения против 7,9 % в аналогичном периоде предыдущего года. Ожидается, что до конца текущего года на фоне действия трендов экономики показатель зарегистрированной безработицы не будет демонстрировать признаков волатильности и с учетом фактора сезонности сложится на уровне 1,6 % экономически активного населения (декабрь 2016 года - 1,7 %). Уровень общей безработицы составит порядка 7,2 % против 7,7 % в 2016 году. В то же время под влиянием изменения возрастной структуры численности населения области в 2017 году продолжится тенденция сокращения численности занятых в экономике, которая, по оценке, составит 376,8 тыс. человек, что на 0,8 % меньше по сравнению с 2016 годом. По оценке, в 2017 году ВРП превысит уровень 2016 года на 0,5 %. В структуре ВРП возрастет доля добавленной стоимости рыболовства и рыбоводства (с 10,8 % в 2016 году до 11,5 % в 2017 году), строительства (с 6,6 % до 7 %), а также отраслей с большой долей бюджетного финансирования (с 17,6 % до 18,1 %). Наибольшее снижение добавленной стоимости ожидается в добыче полезных ископаемых (с 16 до 13,9 %) и обрабатывающей промышленности (с 10,5 % до 10,1 %). По оценке, в 2017 году налоговая отдача в экономику области сложится практически на уровне 2016 года. Доля налоговых доходов консолидированного бюджета Мурманской области в валовом региональном продукте, по оценке, составит 15,0 % (в 2016 году - 15,1 %), что в большей степени обусловлено сокращением поступлений по налогу на прибыль организаций на 12 %. 2. Прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов В прогнозе учтены достигнутые итоги социально-экономического развития Мурманской области, планы (инвестиционные программы) крупных хозяйствующих субъектов, параметры социально-экономического развития муниципальных образований со статусом муниципальных районов и городских округов, основные направления бюджетной и налоговой политики Мурманской области, основные параметры государственных программ Мурманской области, являющихся одним из ключевых механизмов реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, ожидаемый эффект от реализации государственных программ Мурманской области, в том числе выраженный в обеспечении социальных обязательств и выполнении майских указов Президента Российской Федерации, а также от реализации приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации. 2.1. Направления социально-экономического развития По основным направлениям социально-экономического развития Мурманской области в прогнозном периоде предполагается реализация комплекса мероприятий в рамках государственных программ Мурманской области <2>(основные параметры государственных программ Мурманской области представлены в паспортах данных программ), сформированных с учетом приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, утвержденных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Комплекс данных мероприятий направлен на: 1. Развитие человеческого капитала, в том числе развитие здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и сохранение культурного наследия региона, развитие регионального рынка труда, социальную поддержку граждан с учетом повышения адресности мер социальной поддержки. 2. Обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона, в том числе обеспечение комфортной среды проживания, общественного порядка и безопасности населения региона, охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов. 3. Обеспечение устойчивого экономического роста, в том числе развитие рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие транспортной системы, экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата региона, в том числе в рамках внедрения стандарта развития конкуренции, применения лучших региональных практик по улучшению инвестиционного климата и других структурных мер, с учетом повышения эффективности мер региональной поддержки реального сектора, малого и среднего предпринимательства, увеличения объемов социальных услуг, оказываемых негосударственным сектором, и др. 4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, в том числе повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение открытости деятельности органов власти, эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, развитие институтов гражданского общества и др. _________________________ <2>Перечень государственных программ Мурманской области утвержден распоряжением Правительства Мурманской области от 01.02.2013 № 30-РП (в редакции распоряжения Правительства Мурманской области от 17.07.2017 № 202-РП). 2.2. Институциональные преобразования С целью стимулирования инвестиционной деятельности в регионе Правительством Мурманской области сформирована и реализуется комплексная система государственной поддержки инвесторов, гарантирующая в том числе и стабильность региональных налоговых условий для инвесторов. Всего действует 12 соглашений с инвесторами о господдержке при реализации стратегических и приоритетных инвестиционных проектов, которые гарантируют стабильность условий и режима инвестиционной деятельности в регионе <3>. В связи с тем, что решение Правительства России о перераспределении с 2017 года 1 % налога на прибыль организаций в пользу федерального бюджета фактически могло бы аннулировать региональную поддержку инвесторов в Мурманской области, принят региональный закон, предусматривающий снижение с 1 января 2017 года поступающей в региональный бюджет льготной налоговой ставки для инвесторов на 1 процентный пункт - до 12,5 %. Дополнительные налоговые преференции введены и для бизнеса, реализующего региональные инвестиционные проекты или заключившего специальные инвестиционные контракты с участием Правительства Российской Федерации. В марте 2017 года приняты два закона Мурманской области <4>, которые, дополнительно к действующим мерам поддержки с 1 января текущего года предоставляют право организациям, признанным участниками региональных инвестиционных проектов, на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в региональный бюджет, в размере 10 % и освобождение от уплаты федеральной части налога на прибыль организаций. Также с 2016 года в регионе действует упрощенная процедура получения земельного участка под реализацию инвестиционного проекта. В 2017 году на территории муниципального образования г. Кировск создана территория опережающего социально-экономического развития, предполагающая применение особого правового режима инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспеченного максимально возможным объемом налоговых и неналоговых льгот в рамках федерального и регионального законодательства. Распространение в прогнозном периоде этого нового механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории других монопрофильных муниципальных образований региона будет зависеть от деловой активности местной власти и бизнес-сообщества. Кроме того, в прогнозном периоде продолжится совершенствование региональных и муниципальных мер по улучшению инвестиционного климата в регионе и муниципалитетах, в том числе с учетом применения новых форм господдержки инвесторов. В целях недопущения необоснованной налоговой нагрузки на экономику и обеспечения роста экономического потенциала региона предполагается совершенствование регионального налогового регулирования с учетом изменений налогового законодательства на федеральном уровне, в том числе по специальным инвестиционным контрактам, специальным режимам налогообложения и др. Также учитывается реализация федеральных мер по стимулированию частной инвестиционной активности, в том числе расширению льготного кредитования малого и среднего бизнеса, обновлению механизма государственно-частного партнёрства за счёт инфраструктурной ипотеки, развития и внедрения цифровых технологий в рамках программы "Цифровая экономика". Применение новых проектных решений, таких как внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата (разрешения на строительство, подключение к электросетям, сетям тепло- и водоснабжения, регистрация прав собственности и кадастровый учет, контрольно-надзорная деятельность, поддержка малого и среднего предпринимательства, инвестиционный стандарт), позволит создать условия для снижения административных барьеров при получении государственных услуг и прохождении предпринимателями разрешительных процедур. В Мурманской области предоставляется государственная финансовая поддержка организациям рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов, через государственный и муниципальный заказ формируется спрос на продукцию, работы и услуги региональных производителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, осуществляется содействие продвижению товаров, работ и услуг региональных организаций на экспорт. В рамках сформированной системы мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства действуют налоговые льготы для начинающих и действующих предпринимателей, предоставляются субсидии на покрытие затрат, связанных с удорожанием товаров, работ, услуг на территории Мурманской области, и другие меры финансовой и нефинансовой поддержки с учетом новых подходов к развитию малого и среднего предпринимательства, направленных на создание, развитие инфраструктуры его поддержки и повышение доступности кредитных ресурсов. С целью расширения доступа предпринимателей к господдержке, предоставляемой на территории региона, в 2017 году 7 услуг АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" предоставляются во всех многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области. В прогнозном периоде региональные направления поддержки будут переориентироваться не только в пользу наиболее востребованных видов финансовой поддержки, но и на расширение спектра направлений поддержки на базе созданной инфраструктуры, в первую очередь на базе некоммерческой микрокредитной организации "ФОРМАП" и Центра поддержки предпринимательства Мурманской области. Так, уже с марта 2017 года НМК "ФОРМАП" введены новые кредитные продукты в размере до 1 млн. рублей для сельскохозяйственных товаропроизводителей и субъектов сельхозкооперации под 5 % годовых сроком на 3 года, а также для расчетов по договорам лизинга и для организаций, занятых в сфере туризма, под 7 % годовых сроком до 2 лет. На создание комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности также направлена реализация "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции в Мурманской области со сроком планирования до 2019 года<5>, предполагающей мероприятия на социально значимых рынках, а также системные меры по развитию конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, содействию развитию практики применения государственно-частного партнерства, в том числе практики заключения концессионных соглашений. В социальной сфере в период 2018-2020 годов ориентиром развития будут приоритеты и направления, установленные в отраслевых государственных программах Мурманской области и "дорожных картах", предусматривающих мероприятия по достижению целевых значений показателей, установленных майскими указами Президента Российской Федерации, в сферах образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения. Кроме того, проводимая реформа по обеспечению доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере с каждым годом будет масштабироваться, увеличивая число негосударственных поставщиков и объемы оказываемых ими услуг в результате применения конкурентных механизмов финансирования. В регионе реформа реализуется в рамках федеральных и региональных комплексных планов мероприятий, четырех отраслевых проектов, а также мер по содействию развитию конкуренции. Серьезный импульс для ускорения повышения качества жизни населения и экономического развития Мурманской области, а также достижения целевых показателей социально-экономического развития региона могли бы дать законодательно закрепленные особые подходы к осуществлению государственной политики в отношении Арктической зоны Российской Федерации с учетом особенностей ведения здесь хозяйственной деятельности и реализации национальных интересов России в макрорегионе. Одним из направлений совершенствования государственного и муниципального управления в Мурманской области в настоящее время является внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления методов проектного управления, которое позволит повысить эффективность деятельности органов власти и использования ресурсов. В прогнозном периоде будет осуществляться реализация двух региональных приоритетных проектов: "Создание детского технопарка "Кванториум" и "Мастер-план развития с.п. Териберка Кольского района". ____________________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|