Расширенный поиск

Постановление Правительства города Севастополя от 31.08.2017 № 626-ПП

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО  СЕВАСТОПОЛЯ

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«31»08.2017                                                                                      № 626-ПП

 

 

 

О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1087-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие образования в городе Севастополе на 2017–2020 годы»

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», от 28.12.2016 № 309-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2017 год», постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 № 284-ПП «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Севастополя» Правительство Севастополя постановляет:

 

1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1087-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие образования в городе Севастополе на 2017–2020 годы»:

1.1. В наименовании цифры «2020» заменить цифрами «2022».

1.2. В пункте 1 цифры «2020» заменить цифрами «2022».

2. Внести изменение в государственную программу города Севастополя «Развитие образования в городе Севастополе на 2017–2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1087-ПП, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Севастополя от 15.06.2017 № 442-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1087-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие образования в городе Севастополе на 2017–2020 годы».

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора города Севастополя,

Председателя Правительства Севастополя                           Д.В.Овсянников

 

 

Приложение

к постановлению

Правительства Севастополя

от 31.08.2017 № 626-ПП

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства Севастополя

от 10.11.2016 № 1087-ПП

(в редакции постановления

Правительства Севастополя

от 31.08.2017 № 626-ПП) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа города Севастополя

«Развитие образования в городе Севастополе на 20172022 годы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Севастополь

 

ПАСПОРТ

 государственной программы города Севастополя «Развитие образования в городе Севастополе на 2017–2022 годы» (далее – Программа)

 

1. Ответственный исполнитель Программы: Департамент образования города Севастополя.

2. Соисполнители Программы:

- Департамент здравоохранения города Севастополя;

- Департамент общественной безопасности города Севастополя;

- Департамент капитального строительства города Севастополя.

3. Участники Программы:

- Министерство образования и науки Российской Федерации (по согласованию);

- Департамент здравоохранения города Севастополя;

- Департамент капитального строительства города Севастополя;

- ГКУ «Капитальное строительство»;

- Государственные бюджетные и казенные учреждения образования города Севастополя.

4. Подпрограммы:

- подпрограмма 1 «Развитие дошкольного образования»;

- подпрограмма 2 «Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- подпрограмма 3 «Развитие дополнительного образования»;

- подпрограмма 4 «Развитие среднего профессионального образования и непрерывного профессионального образования»;

- подпрограмма 5 «Прочие мероприятия в области образования».

5. Цели Программы:

- обеспечение доступности образовательных услуг для детей и молодежи города Севастополя, включая состояние сети образовательных учреждений города Севастополя (организаций) (далее – образовательных организаций) и их ресурсное обеспечение;

- создание образовательной системы, предоставляющей высокое качество образовательных услуг образовательными организациями различных уровней образования и форм собственности.

6. Задачи Программы:

- комплексное развитие сети образовательных организаций;

- формирование инфраструктуры образовательных услуг, соответствующей расселению горожан, способствующей снижению транспортных и временных издержек семей в связи с обучением детей и нагрузки на транспортную систему города Севастополя;

- внедрение современных стандартов качества образования и модернизации образовательных программ, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественным услугам дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования в городе Севастополе (инклюзивное обучение, поддержка в профессиональной ориентации);

- создание условий учебной и социальной успешности каждого учащегося города Севастополя;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников (в т.ч. условий для занятий физической культурой и спортом), оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- создание условий для безопасного пребывания детей в образовательных организациях всех уровней;

- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи;

- повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательского кадрового состава в системе образования.

   7. Целевые индикаторы (показатели) Программы:

1) охват детей программами дошкольного образования;

2) потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 0 до 7 лет (актуальная электронная очередь);

3) отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования;

4) количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению 100 процентов доступности дошкольного образования;

5) доля дошкольных образовательных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

6) удельный вес дошкольных образовательных организаций, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

7) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций;

8) доля дошкольных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных организаций;

9) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

10) удельный вес дошкольных образовательных организаций, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

11) ввод в эксплуатацию объектов дошкольного образования в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;  

12) удельный вес учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом;

13) удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций;

14) отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена;

15) удельный вес общеобразовательных организаций, на базе которых организованы пункты проведения экзаменов ГИА, в общем числе общеобразовательных организаций;

16) количество мест, созданных в ходе реализации мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях;

17) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

18) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

19) удельный вес обучающихся из числа детей-инвалидов, получающих качественное образование на дому, в общей численности детей-инвалидов, получающих образование на дому;

20) удельный вес численности обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности, обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования;

21) доля общеобразовательных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы, в общем количестве общеобразовательных организаций;

22)  удельный вес общеобразовательных организаций, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве общеобразовательных организаций;

23) удельный вес общеобразовательных организаций, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве общеобразовательных организаций;

24) ввод в эксплуатацию объектов общего образования в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;

25) охват детей в возрасте 5–18 лет программами дополнительного образования;

26) удельный вес организаций дополнительного образования, в которых прошло обновление материально-технической базы, в общем количестве организаций дополнительного образования;

27) удельный вес организаций дополнительного образования, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве организаций дополнительного образования;

28) удельный вес организаций дополнительного образования, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве организаций дополнительного образования;

29) доля организаций дополнительного образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве организаций дополнительного образования;

30) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

31) количество детей, получивших оздоровление на базе государственных детских оздоровительных центров (лагерях), находящихся в ведомстве Департамента образования города Севастополя;

32) количество мест в смену, предоставляемое для отдыха детей от 7 до 17 лет в системе учреждений дополнительного образования (детских лагерей), находящихся в ведомстве Департамента образования города Севастополя;

33) количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципалитета по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации на базе созданного детского технопарка «Кванториум»;

34) доля сотрудников, прошедших переподготовку (повышение квалификации по программам (курсам, модулям), разработанным федеральным оператором сети детских технопарков «Кванториум»;

35) количество детей, принявших участие в публичных мероприятиях детского технопарка «Кванториум»;

36) удельный вес кабинетов, лабораторий, мастерских в профессиональных образовательных организациях, оснащенных новым оборудованием, в общем числе кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений в профессиональных образовательных организациях;

37) удельный вес профессиональных образовательных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

38) удельный вес профессиональных образовательных организаций, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

39) доля профессиональных образовательных организаций, в которых обновлен учебный фонд по общеобразовательным дисциплинам, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

40) доля профессиональных образовательных организаций, в которых обновлен учебный фонд по специальным дисциплинам, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

41) доля профессиональных образовательных организаций, которые участвуют в мероприятиях, связанных с поддержкой талантливых детей, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

42) доля профессиональных образовательных организаций, чьи студенты занимают призовые места на мероприятиях, связанных с поддержкой талантливых детей, в том числе в чемпионате «WorldSkills», в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

43) доля организаций среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве организаций среднего профессионального образования;

44) удельный вес числа образовательных организаций, имеющих скорость подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от 1 Мбит/с и выше, в общем числе образовательных организаций, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

45) удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций;

46) удельный вес численности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы общего, дополнительного и среднего профессионального образования, обучившихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации за год, в общей численности штатных педагогических работников;

47) удельный вес численности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы общего, дополнительного и среднего профессионального образования, которым по результатам аттестации в текущем году присвоена высшая и первая квалификационные категории, в общей численности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы общего, дополнительного и среднего профессионального образования;

48) удельный вес учебных аудиторий в организации дополнительного профессионального образования, оснащенных мультимедийным оборудованием, к общему числу учебных аудиторий в организации дополнительного профессионального образования;

49) количество педагогических работников образовательных организаций, получивших денежное поощрение по результатам конкурсов.

8. Этапы и сроки реализации Программы: 2017–2022 годы, без выделения этапов.

9. Объем финансирования программы, всего, по годам и по источникам финансирования (тыс. рублей):

 

Источник финансирования

2017

2018

2019

2020

Федеральный бюджет

893 640,1

2 422 766,8

1 648 432,5

190 980,0

Бюджет города

Севастополя

5 034 942,0

8 095 467,1

7 794 422,8

7 121 159,4

Внебюджетные средства

660,0

660,0

660,0

660,0

ИТОГО:

5 929 242,1

10 518 893,9

9 443 515,3

7 312 799,4

 

Источник финансирования

2021

2022

Всего

Федеральный бюджет

0,0

0,0

5 155 819,4

Бюджет города

Севастополя

64 18 681,1

6 670 934,3

41 135 606,7

Внебюджетные средства

660,0

660,0

3960,0

ИТОГО:

6 419 341,1

6 671 594,3

46 295 386,1

 

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- реализация современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике;

- ликвидация очереди в дошкольные образовательные организации в результате масштабной программы строительства детских садов. Создание принципиально новых моделей дошкольных образовательных организаций с новым подходом к планировке образовательных пространств и возможностями их трансформации;

- включение в систему мониторинга здоровья в образовательных организациях всех обучающихся (воспитанников);

- доступ к качественным услугам психологической помощи в образовательных организациях или организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи всех обучающихся (воспитанников);

- формирование системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии организаций общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, науки, на использовании современных интернет-технологий;

- решение задачи обеспечения во всех общеобразовательных организациях удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети «Интернет», спортивные сооружения (оснащение и обустройство открытыми плоскостными сооружениями, оснащение оборудованием спортивных залов, классов, пищевых блоков). Создание новых образцов общеобразовательных организаций с современной, гибкой образовательной инфраструктурой, которые станут моделями для распространения;

- создание новых мест в общеобразовательных организациях с целью ликвидации двухсменного режима обучения;

- обеспечение общеобразовательных организаций города Севастополя современными системами пожаротушения, пожарной сигнализацией, охранной сигнализацией, отвечающими соответствующим общегосударственным требованиям и стандартам Российской Федерации;

- благоустройство территорий общеобразовательных организаций города Севастополя с целью повышения мер безопасности для воспитанников/учащихся и молодежи во время учебно-воспитательного процесса в организациях образования города (в т. ч. восстановление ограждения, освещения);

- получение детьми с ограниченными возможностями здоровья доступа к качественным услугам общего образования (инклюзивного обучения);

- формирование системы стажировочных площадок и инновационных сетей, в том числе повышение квалификации педагогов;

- обеспечение свободного доступа граждан к информации всех организаций образования, расположенных в городе Севастополе;

- обеспечение возможности повышения родителям своей компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования в городе Севастополе.

1. Характеристика фактического состояния сферы реализации государственной программы города Севастополя «Развитие образования в городе Севастополе на 20172022 годы» и прогноз развития на перспективу

Общей целью развития системы образования города Севастополя является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде путем:

- обеспечения доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

- обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;

- создания условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую
и культурную жизнь общества;

- создания условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;

- создания условий для активизации инновационной деятельности.

Цель развития системы образования города Севастополя определена исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений.

Образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Городу Севастополю необходима кардинальная модернизация образования. В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года предлагается новое видение города Севастополя в сфере образования.К 2022 году планируется:

- доступное современное образование высокого качества;

- развитая инфраструктура, отвечающая федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС);

- высококвалифицированная рабочая сила.

Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание города.

Организационной основой в реализации реформ в сфере образования в городе Севастополе должна стать государственная программа города Севастополя «Развитие образования в городе Севастополе на 2017–2022 годы», обеспечивающая продолжение модернизации образования в городе Севастополе.

Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности
и финансово-экономических механизмах.

18 марта 2014 г. в городе Москве подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Согласно федеративному устройству России Севастополь является субъектом Российской Федерации со статусом города федерального значения.

Учитывая сложившуюся ситуацию необходимо выделить следующее:

1. Город Севастополь – новый субъект Российской Федерации.

            Длительный период времени система образования города Севастополя функционировала в рамках системы, отличной от российских государственных стандартов.

2. Необходимо полное преобразование инфраструктуры и системы образования на современные ФГОС для достижения следующих целей:

- доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Севастополя, включая состояние сети образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;

- высокое качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных уровней образования (отвечающих ФГОС, меняющимся запросам населения, перспективным задачам социально-экономического развития города Севастополя);

- квалифицированный кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования, в т. ч. повышение привлекательности педагогической работы.

Общая численность населения города Севастополя (на 01.01.2017) 428 753 человек, в т. ч. городское – 398 070 человек, сельское – 30 683 человека. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года (на 01.01.2016) численность населения города Севастополя увеличилась на 12 490 человек.

Согласно переписи населения Крыма и г. Севастополя (2014 г.) этнический состав населения, следующий: 

- русские– 67,90%;

- украинцы–15,68%;

- крымские татары–10,57%.

На остальные 5,85% приходится более чем 25 национальностей и народностей: белорусы, евреи, армяне, греки, немцы, болгары, молдаване, поляки, эстонцы, латыши, корейцы и др. Абсолютное большинство населения является русскоязычным.

Во всех образовательных организациях города Севастополя обучение проводится на русском языке.

Система образования

Всего на территории города Севастополя действует 178 образовательных учреждений различных форм собственности и уровней образования:

- 87 дошкольных образовательных организаций, из которых 79 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 8 организаций – в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации;

- 70 общеобразовательных организаций, из которых 65 образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 5 организаций – негосударственной формы собственности;

- 10 организаций дополнительного образования, в т. ч. детские оздоровительные: ГБОУ ДО «Детский оздоровительный лагерь «Горный» и ГБОУ ДО «Детский оздоровительный центр «ЛАСПИ»;

- 11 организаций профессионального образования: 9 организаций среднего профессионального образования находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 1 организация среднего профессионального образования находится в ведомстве Департамента здравоохранения города Севастополя, 1 организация высшего профессионального образования имеет статус «федерального университета» и находится в прямом подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации.

На сегодняшний день большинство образовательных организаций города не соответствуют требованиям российских государственных стандартов образования. В соответствии с этим все образовательные организации требуют адаптации, модернизации и приведения к ФГОС Российской Федерации.

В 2016 году наблюдался значительный рост численности воспитанников образовательных организаций за счет:

-  увеличения числа детей из семей военнослужащих Российской Федерации;

- детей – граждан Украины, прибывших с территории Украины из зон конфликта на постоянное место жительства в Севастополь;

- детей – граждан Российской Федерации, прибывших с территории Украины, проходивших обучение в профессионально-технических и высших учебных заведениях на территории Украины, с целью продолжения обучения на территории города Севастополя по фактическому месту жительства.

Остро стоит вопрос с очередностью в дошкольные и общеобразовательные организации, что также влияет на качество предоставляемых услуг образования.

Дошкольное образование

На территории города Севастополя по состоянию на 01.01.2017 функционируют 87 дошкольных образовательных организаций (16 100 детей): 8 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации и 79 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя.

Количество групп в подведомственных Департаменту образования города Севастополя дошкольных образовательных организациях составляет 655, из них: 93 для детей ясельного возраста и 4 группы кратковременного пребывания. Численность детей, получающих дошкольные услуги, на 01.01.2017 составляет 16 100 человек, в т. ч. дети в возрасте от 3 до 7 лет – 14500 человек.

В настоящее время отмечается переукомплектованность дошкольных образовательных организаций. По состоянию на 01.01.2017 очередность детей в дошкольные образовательные организации в возрасте от 2 месяцев до 7 лет составляет 11 875 человек.

Необходимо отметить также, что в период 1995–2000 гг. были закрыты 33 дошкольных образовательных организации. Пустующие здания дошкольных образовательных организаций были переданы под размещение государственных ведомственных структур. Это было обусловлено следующими факторами:

- демографический кризис в 1994–1997 гг. привел к сокращению числа потенциального и фактического контингента, что привело к неукомплектованности дошкольных образовательных организаций детьми. На протяжении 1989–1998 годов абсолютное количество родившихся в городе Севастополе уменьшилось с 5,5 до 2,5 тыс. человек. В настоящее время коэффициент рождаемости вырос до 12,7 (2000 г. – 7; 2013 г. – 11,6; 2014 г. – 12,6; 2015 – 13,5, 2016 г. – 12,7);

- ликвидация ведомств, структур и предприятий, на балансе которых находились дошкольные образовательные организации.

Согласно мониторингу состояния дошкольных образовательных организаций 23% зданий дошкольных образовательных организаций требуют капитального ремонта (из них 4 не функционируют), некоторые здания дошкольных организаций находятся в пользовании других государственных структур.

Общее среднее образование

В городе Севастополе функционирует 70 общеобразовательных организаций: 64 – государственной формы собственности находящихся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 5 – негосударственной формы собственности. В них получают образование 42 267 обучающихся.

Из 70 общеобразовательных организаций – 9 (12,9%) расположены в сельской местности. В них обучается 2 587 учащихся, что составляет 6,1% от общего количества обучающихся.

В связи с увеличением численности обучающихся наполняемость классов в общеобразовательных организациях составляет 28–34 ученика. В 24 общеобразовательных организациях обучение ведется в две смены, что составляет 34,2% от общего количества школ. В остальных организациях в одну смену. С учетом перехода на ФГОС и наполняемости классов по новым стандартам будут созданы новые места в общеобразовательных организациях для ликвидации двухсменного режима обучения.

Около 30% зданий общеобразовательных организаций, реализующих программы начального, общего, среднего образования, нуждаются в капитальном ремонте в связи с моральным и физическим износом.

Одной из первоочередных задач города Севастополя является создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В общеобразовательных организациях специального коррекционного образования обучаются 618 детей. Сохраняется высокая доля зданий общеобразовательных организаций, в которых не обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также серьезной проблемой является неравномерное распределение общеобразовательных организаций по городу Севастополю. В настоящее время ввиду активного строительства новых жилищных комплексов в городе Севастополе сформировались новые микрорайоны, которые не имеют своих общеобразовательных организаций. Это приводит к тому, что 40% обучающихся в общеобразовательных организациях проживают в других районах города Севастополя.

Соответственно, сбалансированность и эффективность исторически сложившейся сети образовательных организаций уже не в полной мере отвечает новым параметрам расселения и изменившимся потребностям населения, что создает дополнительную нагрузку на транспортную систему и снижает равенство доступа к образованию. Многие районы массовой жилой застройки имеют дефицит дошкольных образовательных организаций, а также общеобразовательных организаций. Например, бухта Казачья, которая на сегодняшний день является одним из самых густонаселенных и динамично развивающихся районов в части строительства новых жилищных комплексов.

Поэтому в Программе рассматривается как объект развития вся фактическая сеть образовательных организаций, расположенных на территории города Севастополя.

Таким образом, можно выделить приоритетное направление в развитии образования – строительство новых современных дошкольных и общеобразовательных организаций, которое, в свою очередь, решит ряд следующих проблем:

- социальная напряженность в городе Севастополе, вызванная недостатком мест в дошкольных общеобразовательных организациях;

- недостаточное количество мест в общеобразовательных организациях в соответствии с потребностями населения;

- отсутствие обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественным услугам общего образования;

- обеспечение полноценного перехода на государственные российские стандарты обучения (учитывая требования по наполняемости классов) и обеспечение работы общеобразовательных организаций в одну смену.

Важным фактором, влияющим на обеспечение доступности образования, является информационная прозрачность. Инструменты информирования, которые позволили бы потребителям делать обоснованный выбор между учебными заведениями и образовательными программами, развиты сегодня недостаточно.

Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем учащихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания.

В настоящее время 5% детей, поступающих в общеобразовательные организации (в т. ч. специализированные интернаты), имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития и имеют потребности в индивидуализации образовательного маршрута и организации психолого-медико-педагогического сопровождения.

Сегодня в образовательной практике севастопольских дошкольных и общеобразовательных организаций не используются разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии. Вместе с тем, до настоящего времени в деятельности образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая система мониторинга состояния здоровья обучающихся, воспитанников.

Дополнительное образование

В ведомстве Департамента образования города Севастополя находятся 10 организаций дополнительного образования:

- 2 многопрофильных (ГБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества», ГБОУ ДО «Балаклавский дом детского и юношеского творчества»);

-  6 однопрофильных (ГБОУ ДО «Севастопольский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи», ГБОУ ДО «Севастопольская детская морская флотилия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», ГБОУ ДО «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи», ГБОУ ДО «Центр военно-патриотического воспитания учащейся молодежи», ГБОУ ДО «Севастопольская станция юных техников», ГБОУ ДО «Малая академия наук»);

-  2 детских лагеря: ГБОУ ДО «Детский оздоровительный лагерь «Горный» и ГБОУ ДО «Детский оздоровительный центр «Ласпи».

     Материально-техническая база организаций дополнительного образования состоит из 18 зданий.  Кружковая работа проводится на базе 49 организаций общего среднего образования.

     По состоянию на 01.01.2017 в городе Севастополе проживает 43 839 детей в возрасте от 5 до 18 лет. В организациях дополнительного образования работают 262 педагогических работника, которые проводят кружковую работу для 12 677 детей (что составляет 28% детей в возрасте от 5 до 18 лет).

Звания «народных» и «образцовых» имеют 13 коллективов. Однако согласно данным мониторингов более 50% детей не посещают кружки, секции и другие виды дополнительных занятий. Школьники старших классов, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в вузы. Сеть организаций неравномерно распределена по территории города – большинство районов не охвачено организациями дополнительного образования.

Профессиональное образование

Структура профессионального образования в городе Севастополе в настоящее время представлена 11 организациями профессионального образования:

- 1 организация находится в ведомстве Департамента здравоохранения города Севастополя;

- 9 профессиональных образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя;

- 1 образовательная организация высшего образования имеет статус «федерального университета» и находится в прямом подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации.

В одиннадцати организациях обучаются более 5 000 человек.

При наличии в городе Севастополе образовательных организаций высшего образования с высокими показателями качества подготовки студентов в целом в городе Севастополе ощущается перепроизводство кадров с высшим образованием, обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности. Больше трети севастопольских предприятий заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15–20% – квалифицированных экономистов и юристов. О проблемах с качеством высшего образования в Севастополе свидетельствуют и низкие средние показатели участия преподавателей  и студентов в научной  и инновационной деятельности.

 

Кадровые ресурсы

 

Современная ситуация, характеризующаяся динамичными изменениями во всех сферах жизни социума, постоянно выдвигает новые требования к профессиональной подготовке и личностным качествам педагогических и руководящих работников, что обуславливает необходимость создания эффективной системы непрерывного образования.

Она должна обеспечивать опережающее повышение квалификации и профессиональную подготовку педагогов и управленцев на основе гибкого индивидуализированного учета образовательных запросов, потребностей и возможностей потенциальных заказчиков и потребителей услуг.

В связи с важностью и сложностью задач перехода на новые ФГОС общего образования должно быть уделено дополнительное внимание подготовке педагогов и руководителей по данному направлению. Поэтому значительное внимание необходимо уделить повышению квалификации, переподготовке/ подготовке педагогических кадров.

В системе образования города Севастополя (за исключением высшего профессионального образования), по состоянию на 01.01.2017 трудятся 4 605 педагогических работника, из них 1 458 – в дошкольных образовательных организациях, 2 588 – в общеобразовательных организациях, 203 – в организациях дополнительного образования и 356 – в профессиональных образовательных организациях.

Существенную часть педагогического состава дошкольных и общеобразовательных организаций Севастополя составляют педагоги с высокими квалификационными категориями. При этом возрастная структура педагогических кадров неоптимальна: доля педагогов, проработавших в общеобразовательной организации свыше 20 лет, практически в 5 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. В Севастополе проявляется (как и в России в целом) гендерный дисбаланс: более 80% педагогического состава и руководителей образовательных организаций – женщины.

Действующая система повышения квалификации педагогов находится в состоянии трансформации и нуждается в эффективном механизме обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком – образовательными организациями и педагогами.

Профессиональные образовательные организации испытывают дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей прикладных дисциплин), владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.

В связи с вышеизложенным, можно выделить следующие проблемы в сфере образования на сегодня:

         - рост очереди на получение мест в дошкольных организациях и дефицит ученических мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией;

         - необходимость увеличения сети объектов дошкольного и общего среднего образования;

         - реструктуризация технического и профессионального образования;

         - низкий статус профессии педагога;

         - недостаточное качество подготовки педагогических кадров;

         - дефицит высококвалифицированных педагогических кадров;

         - слабое развитие менеджмента в образовании;

         - неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования;

         - недостаточное развитие инклюзивного образования в части доступа к образовательным организациям для детей с ограниченными возможностями;

         - отсутствие баланса между предложением системы образования и спросом работодателей специализации выпускников колледжей и вузов.

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития системы образования в городе Севастополе в течение ближайших четырех лет.

 

2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Программы

 

2.1. Приоритеты развития образования города Севастополя

 

Данная Программа предполагает дальнейшее развитие отрасли в следующих направлениях:

         - повышение доступности, привлекательности, качества, открытости сферы образования;

         - доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;

         - развитие коммуникативной и профессиональной компетентности;

         - повышение качества человеческого капитала;

         - обеспечение социально-правовых гарантий качества жизни детей;

         - повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

         - появление новых эффективных методов управления в области образования;

         - повышение эффективности использования бюджетных средств;

         - повышение ответственности родителей за воспитание ребенка;

         - возможность выбора родителями образовательных организаций;

         - осуществление связи «родитель – организация образования – ребенок» через дистанционное информационное оповещение об успехах ребенка;

         - привлекательность профессии педагога;

         - обеспечение системой карьерного роста педагогических работников.

Соответственно, можно сформировать следующие приоритеты развития образования в городе Севастополе:

1.  Формирование оптимальной образовательной сети и инфраструктуры, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, будет способствовать повышению привлекательности районов города с массовой жилой застройкой и снижению транспортной нагрузки. Строительство новых объектов и модернизация действующих.

2.  Формирование инновационной экономики.

Городу Севастополю необходимо удовлетворить потребности в кадрах креативных профессионалов в следующих ключевых направлениях:

- развитие кадрового потенциала, необходимого для работы в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе;

- развитие инфраструктуры города в соответствии с передовыми международными стандартами;

- опережающее развитие образования, культуры, творческих индустрий как для повышения качества жизни населения города Севастополя, так и для формирования новой доходной базы городского бюджета города Севастополя в 10–20 летней перспективе.

Инновационная экономика требует постоянного развития компетенций населения через систему непрерывного образования.

3.  Перспективы развития города Севастополя, как многокультурного города с неизбежно высокими социальными и информационными рисками, требуют от системы образования новых подходов к социализации и процессу формирования подрастающего поколения.

Задачей образования становится формирование способностей у подростков и молодежи к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности, воспитание патриотизма и привитие норм здорового образа жизни.

Усилиями образовательных организаций в партнерстве с другими ведомствами и общественными организациями должна быть выстроена комплексная система психолого-педагогической, правовой и реабилитационной поддержки и кризисной помощи детям групп социального риска.

Усиление образовательного и социализационного потенциала сферы досуга детей, подростков и молодежи является новой задачей системы образования.

В целом система образования в городе Севастополе может и должна стать средством воспроизводства городской культуры, консолидации городского сообщества, повышения социальной удовлетворенности населения.

 

2.2. Основные цели и задачи Программы

 

Определение целей и задач Программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив города Севастополя как развивающегося города с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных процессов.

Цели Программы:

- обеспечение доступности образовательных услуг для детей и молодежи города Севастополя, включая состояние сети образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;

         - создание образовательной системы, предоставляющей высокое качество образовательных услуг организациями различных уровней образования и форм собственности.

Задачи Программы:

- комплексное развитие сети образовательных организаций;

- формирование инфраструктуры образовательных услуг, соответствующей расселению горожан, способствующей снижению транспортных и временных издержек семей в связи с обучением детей и нагрузки на транспортную систему города Севастополя;

- внедрение современных стандартов качества образования и модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- обеспечение доступа детям с ограниченными возможностями здоровья к качественным услугам дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования в городе Севастополе (инклюзивного обучения, поддержки в профессиональной ориентации);

- создание условий учебной и социальной успешности каждого учащегося города Севастополя;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников (в т. ч. условий для занятий физической культурой и спортом), оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- создание условий для безопасного пребывания детей в образовательных организациях города Севастополя всех уровней;

- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи;

- повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательского кадрового состава в системе образования.

 

2.3. Целевые показатели (индикаторы) Программы

 

Показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы, в том числе включенных в нее Подпрограмм (100%).

К показателям (индикаторам) Программы относятся:

1) охват детей программами дошкольного образования;

показатель рассчитывается как отношение численности воспитанников дошкольных образовательных организаций к общей численности детей в возрасте до 7 лет. К 2022 году планируется достичь показателя в размере 87,7%;

2) потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 0 до 7 лет (актуальная электронная очередь). К 2022 году планируется достичь показателя в размере 0,54 тыс. человек;

3) отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования;

показатель рассчитывается как отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования в текущем году. Показатель рассчитывается на 1 сентября текущего года.  Все дети в возрасте от 3 до 7 лет по состоянию на 1 сентября получают дошкольное образование;

4) количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению 100 процентов доступности дошкольного образования;

на протяжении всего периода реализации мероприятий Программы открываются новые группы в дошкольных образовательных организациях за счет капитального ремонта зданий дошкольных образовательных организаций, строительства и реконструкции зданий дошкольных образовательных организаций. К 2022 году показатель составит 4,42 тыс. мест;

5) доля дошкольных образовательных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

показатель рассчитывается как отношение количества дошкольных образовательных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы, к общему количеству дошкольных образовательных организаций. К 2022 году доля дошкольных образовательных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы составит 88%;

6) удельный вес дошкольных образовательных организаций, в которых проведен капитальный, текущий ремонт в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

показатель рассчитывается как отношение количества дошкольных образовательных организаций, в которых выполнен капитальный, текущий ремонт, к общему количеству дошкольных образовательных организаций. К 2022 году доля дошкольных образовательных организаций, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт составит 65%;

7)  доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций;

показатель рассчитывается как отношение числа образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, к общему количеству образовательных организаций. К 2022 году планируется достижения показателя 29,09%;

8)  доля дошкольных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных организаций;

показатель рассчитывается как отношение числа дошкольных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, к общему количеству дошкольных организаций. К 2022 году показатель составит 36,25%;

9) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

 показатель рассчитывается как отношение численности детей -инвалидов в возрасте 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, к общей численности детей инвалидов. К 2022 году значение показателя составит 92%;

10) удельный вес дошкольных образовательных организаций, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

показатель рассчитывается как отношение количества дошкольных образовательных организаций, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, к общему количеству дошкольных образовательных организаций. Во всех дошкольных образовательных организациях будут проведены мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности;

11) ввод в эксплуатацию объектов дошкольного образования в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;

 в 2018 году планируется ввод 3 дошкольных образовательных организаций, в 2020 году ввод 2 дошкольных образовательных организаций;

12) удельный вес учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с новым ФГОС;

показатель рассчитывается как отношение численности учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, к общей численности учащихся общеобразовательных организаций. К 2022 году значение показателя составит 95%;

13) удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций;

         показатель рассчитывается как отношение численности обучающихся, занимающихся в первую смену, к общей численности обучающихся общеобразовательных организаций. К 2022 году планируется ликвидация двухсменного обучения в общеобразовательных организациях за счет строительства новых общеобразовательных организаций;

14) отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена;

показатель рассчитывается как отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена. К 2022 году планируется достижения показателя 1,3;

15) удельный вес общеобразовательных организаций, на базе которых организованы пункты проведения экзаменов ГИА, в общем числе общеобразовательных организаций;

показатель рассчитывается как отношение числа общеобразовательных организаций, на базе которых организованы пункты проведения экзаменов ГИА, к общему числу общеобразовательных организаций. К 2022 году планируется достижения показателя 15,4%;

16)  количество мест, созданных в ходе реализации мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях;

на протяжении всего периода реализации Программы будут реализовываться мероприятия по строительству новых общеобразовательных

организаций. К 2022 году будет создано 5,91 тыс. мест;

17)  доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

показатель рассчитывается как отношение числа общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, к общему количеству общеобразовательных организаций. К 2022 году доля общеобразовательных организаций составит 22,7%;

18)  доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

показатель рассчитывается как отношение численности детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, к общей численности детей-инвалидов школьного возраста. К 2022 году показатель составит 97%;

19)  удельный вес обучающихся из числа детей-инвалидов, получающих качественное образование на дому, в общей численности детей-инвалидов, получающих образование на дому;

показатель рассчитывается как отношение численности детей-инвалидов, получающих качественное образование на дому, к общей численности детей-инвалидов, получающих образование на дому. К 2022 году показатель составит 100%;

20) удельный вес численности обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности, обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования;

показатель рассчитывается как отношение численности обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, к общей численности, обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования. К 2022 году показатель составит 70%;

21) доля общеобразовательных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы, в общем количестве общеобразовательных организаций;

показатель рассчитывается как отношение количества организаций общего образования, в которых прошло обновление материально-технической базы, к общему количеству организаций общего образования. К 2022 году показатель составит 95%;

22) удельный вес общеобразовательных организаций, в которых проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве общеобразовательных организаций;

показатель рассчитывается как отношение количества общеобразовательных организаций, в которых был проведен капитальный, текущий ремонты, к общему количеству общеобразовательных организаций. К 2022 году показатель составит 54%;

23) удельный вес общеобразовательных организаций, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве общеобразовательных организаций;


Информация по документу
Читайте также