Расширенный поиск

Постановление Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 № 503-п

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

от 25 сентября 2017 г.

N 503-п

 

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области", постановлением Администрации Волгоградской области от 11 октября 2016 г. N 557-п "Об утверждении перечня государственных программ Волгоградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации Волгоградской области" Администрация Волгоградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Волгоградской области "Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области".

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2016 годах";

постановление Правительства Волгоградской области от 14 апреля 2014 г. N 188-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2016 годах";

постановление Правительства Волгоградской области от 11 августа 2014 г. N 437-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2016 годах";

постановление Администрации Волгоградской области от 13 июля 2015 г. N 392-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2016 годах";

постановление Администрации Волгоградской области от 28 сентября 2015 г. N 591-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах";

постановление Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. N 791-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

постановление Администрации Волгоградской области от 30 декабря 2015 г. N 822-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах";

постановление Администрации Волгоградской области от 29 марта 2016 г. N 134-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах";

постановление Администрации Волгоградской области от 11 апреля 2016 г. N 153-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. N 791-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

постановление Администрации Волгоградской области от 08 августа 2016 г. N 432-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах";

постановление Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2016 г. N 516-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. N 791-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

постановление Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2016 г. N 726-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. N 791-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

постановление Администрации Волгоградской области от 29 декабря 2016 г. N 766-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах";

постановление Администрации Волгоградской области от 09 июня 2017 г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. N 791-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

постановление Администрации Волгоградской области от 01 августа 2017 г. N 409-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2018 г. и подлежит официальному опубликованию.

 

И.о. Губернатора

Волгоградской области

Е.А.ХАРИЧКИН

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением

Администрации

Волгоградской области

от 25 сентября 2017 г. N 503-п

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЗАНЯТОСТИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

Паспорт государственной программы Волгоградской области

"Развитие рынка труда и обеспечение занятости

в Волгоградской области"

 

Ответственный исполнитель государственной программы

-

комитет по труду и занятости населения Волгоградской области (далее именуется - Облкомтруд)

Соисполнитель государственной программы

-

комитет здравоохранения Волгоградской области (далее именуется - Облздрав)

Подпрограммы государственной программы

-

подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";

подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области";

подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"

Цель государственной программы

-

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи государственной программы

-

предотвращение роста напряженности на рынке труда Волгоградской области;

оптимизация спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессиональном отношении, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов;

содействие сохранению жизни и здоровья работников организаций, расположенных на территории Волгоградской области;

стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Волгоградскую область соотечественников, проживающих за рубежом

Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации

-

уровень безработицы [по методологии Международной организации труда (далее именуется - МОТ)] - не выше 5,8 процента;

уровень регистрируемой безработицы - не выше 1,3 процента;

коэффициент напряженности на рынке труда - не выше 0,5;

количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, - до 10700 единиц <*>;

доля участников подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" в трудоспособном возрасте в общем числе участников - не ниже 60 процентов

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в 2018 - 2020 годах в один этап

Объемы и источники финансирования государственной программы

-

общий объем финансирования государственной программы составит 12414599,3 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:

а) средства федерального бюджета - 1394130,7 тыс. рублей, из них:

2018 год - 696136,2 тыс. рублей;

2019 год - 697994,5 тыс. рублей;

б) средства областного бюджета - 1310947,6 тыс. рублей, из них:

2018 год - 460252,7 тыс. рублей;

2019 год - 421772,6 тыс. рублей;

2020 год - 428922,3 тыс. рублей;

в) средства внебюджетных источников - 9709521,0 тыс. рублей, из них:

2018 год - 3236507,0 тыс. рублей;

2019 год - 3236507,0 тыс. рублей;

2020 год - 3236507,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

увеличение доли занятых в экономике в общей численности населения Волгоградской области в трудоспособном возрасте к 2020 году до 85,1 процента;

численность работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников - не выше 13,7 процента;

численность соотечественников, прибывших из-за рубежа в 2018 - 2020 годах, - не менее 3,8 тыс. человек

 

--------------------------------

<*> Учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочное назначение пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда.

 

1. Общая характеристика сферы реализации

государственной программы

 

Ситуация в сфере занятости населения Волгоградской области в 2015 - 2016 годах складывалась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития региона.

На 01 января 2017 г. в Волгоградской области число организаций, их филиалов и других обособленных подразделений, учтенных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов, составило 51,2 тыс. единиц и уменьшилось по сравнению с 01 января 2016 г. на 4497 единиц (8,1 процента). Число индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, составило 60,6 тыс. единиц и увеличилось по сравнению с таким же периодом прошлого года на 683 единицы (1,1 процента).

В общем количестве организаций Волгоградской области преобладают организации, осуществляющие следующие виды деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; строительство; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; обрабатывающие производства; транспорт и связь; образование; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики, по данным проведенных обследований по проблемам занятости населения, в 2016 году среднегодовая численность рабочей силы в возрасте 15 - 72 лет составила 1288,6 тыс. человек, или 67,5 процента от общей численности населения этого возраста (в 2015 году - 1308 тыс. человек, или 68,1 процента). По сравнению с 2015 годом численность рабочей силы снизилась на 19,4 тыс. человек, или на 1,5 процента (с 2011 года снижение составило 3,5 процента).

В численности рабочей силы в 2016 году лица, имеющие работу или доходное занятие, составили 1200,6 тыс. человек (93,2 процента) а лица, не имеющие работы или доходного занятия, которые в соответствии с критериями МОТ классифицируются как безработные, - 88 тыс. человек (6,8 процента).

Уровень занятости населения в 2016 году составил 62,5 процента, что соответствует уровню 2015 года.

Для Волгоградской области характерны структурная безработица, ее выраженный сезонный характер, сохранение скрытой безработицы (в том числе в сельской местности) и теневой занятости.

Уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднегодовом исчислении в 2015 - 2016 годах составил:

в 2015 году - 7,2 процента рабочей силы при среднероссийском показателе - 5,6 процента и среднем показателе по Южному федеральному округу (далее именуется - ЮФО) - 6,7 процента;

в 2016 году - 6,8 процента при среднероссийском показателе - 5,5 процента и среднем показателе по ЮФО - 6,4 процента.

Таким образом, уровень безработицы (по методологии МОТ) в Волгоградской области стабильно превышает среднероссийский показатель и средний показатель по ЮФО, но имеет тенденцию к снижению.

По информации, полученной из форм, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 1207 "О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости", в 2016 году было уволено более 14,8 тыс. человек, или 88,02 процента от общего количества намеченных к увольнению граждан, из числа уволенных 5028 человек, или 33,84 процента трудоустроено. 4047 человек из числа высвобожденных работников обратилось в службу занятости, из них признано безработными 2087 человек.

В 872 организациях бюджетной сферы планировалось уволить 9897 человек, в том числе:

по образовательным организациям - из 1507 человек, запланированных к увольнению, уволено 1398 человек;

по организациям здравоохранения и оказания социальных услуг - из 2077 человек, запланированных к увольнению, уволено 1790 человек.

Фактически в 2016 году в организациях бюджетной сферы уволено 8718 человек, 3164 человека из числа уволенных трудоустроено, из них 2061 человек - в той же организации.

На начало 2015 года пришелся основной объем высвобождения работников Волгоградского открытого акционерного общества "Химпром". В целом за 2014, 2015 годы по сокращению численности или штата работников фактически высвобождено 2323 человека.

Сохраняется низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан: инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, и детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

На территории региона принимаются меры по созданию условий, способствующих трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы:

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

содействие в трудоустройстве незанятых многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на выделенные и (или) созданные для них постоянные рабочие места, направленное на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью;

трудоустройство отдельных категорий молодежи в соответствии с Законом Волгоградской области 06 июля 2010 г. N 2070-ОД "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области" (далее именуется - Закон о квотировании N 2070-ОД).

В целях повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области и обеспечения экономики региона необходимыми рабочими и специалистами принято постановление Губернатора Волгоградской области от 04 февраля 2015 г. N 104 "Об утверждении Регламента разработки прогноза потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты". К подготовке указанного прогноза помимо органов исполнительной власти Волгоградской области привлечены общественные организации работодателей, органы местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области.

Для активизации положительных процессов на рынке труда Волгоградской области необходимо создание новых качественных, высокопроизводительных рабочих мест.

Повышение конкурентоспособности экономики Волгоградской области будет напрямую зависеть от возможностей удовлетворения запросов работодателей к численности и качеству рабочей силы. Потребуются меры по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. Сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобождающихся в результате оптимизации численности работников отдельных организаций.

В целях решения поставленных задач, во исполнение постановления Правительства Волгоградской области от 25 сентября 2012 г. N 391-п "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Волгоградской области" начиная с 2012 года Облкомтруд осуществляет разработку прогноза баланса трудовых ресурсов Волгоградской области на очередной год и на плановый двухлетний период.

В условиях необходимости межотраслевого перераспределения рабочей силы одной из важнейших задач является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве. Это, в свою очередь, также будет способствовать увеличению числа занятых в экономике Волгоградской области граждан.

В Волгоградской области наблюдается ряд негативных демографических тенденций, а также негативных миграционных процессов, оказывающих непосредственное влияние на рынок труда региона.

Демографическая ситуация в Волгоградской области в 2016 году характеризовалась продолжающейся естественной убылью населения за счет превышения уровня смертности над уровнем рождаемости.

На начало 2017 года численность населения Волгоградской области составила 2535,2 тыс. человек и по сравнению с началом 2016 года сократилась на 10,7 тыс. человек, или на 0,4 процента.

Число родившихся в 2016 году составило 28,4 тыс. человек и сократилось на 3,7 процента по сравнению с 2015 годом. Число умерших составило 34,6 тыс. человек и по сравнению с 2015 годом также уменьшилось на 1,8 процента. В результате естественная убыль населения в 2016 году увеличилась на 8,3 процента по сравнению с 2015 годом.

Отрицательное влияние на изменение численности населения в настоящее время оказывает и миграционная убыль. В 2016 году миграционная убыль населения составила 4453 человека.

По предварительной оценке, в 2017 году численность населения Волгоградской области сократится по сравнению с 2016 годом на 0,5 процента и на начало 2018 года составит 2523,6 тыс. человек. Естественная убыль населения, по оценке, в 2017 году составит 2,2 промилле.

Коэффициент рождаемости в 2017 году составит 10,9 промилле и по сравнению с 2016 годом снизится, по оценке, на 0,4 промилле.

Коэффициент смертности будет иметь тенденцию к увеличению на 0,1 - 0,2 промилле ежегодно.

В последние годы наблюдается тенденция к снижению численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, трудовых ресурсов в целом. По оценке, численность трудовых ресурсов, составляющая в 2016 году 1529,9 тыс. человек, к 2020 году может сократиться по базовому варианту на 100,2 тыс. человек и составить 1429,7 тыс. человек.

В этих условиях численность занятых в экономике Волгоградской области также будет иметь тенденцию к уменьшению. Так, составив в 2016 году 1212,7 тыс. человек, численность занятых в экономике региона к 2020 году может снизиться до 1191,7 тыс. человек.

Уменьшение численности занятых в экономике непосредственно влияет на снижение среднесписочной численности работников организаций, которая в 2017 году по сравнению с 2016 годом может снизиться на 11,4 тыс. человек. В дальнейшем ожидается снижение значения данного показателя на 1,6 - 1,7 процента ежегодно.

В этих условиях одним из действенных инструментов по снижению давления на рынок труда негативных демографических тенденций и миграционных процессов, а также по реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" является продолжение реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которые проводятся в регионе начиная с 2012 года.

За период реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 30 августа 2013 г. N 455-п, государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 768-п, и государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. N 791-п, участниками названных программ стали 12537 человек, переселившихся в Волгоградскую область вместе с членами семей (в 2012 году - 445 человек, в 2013 году - 788 человек, в 2014 году - 2829 человек, в 2015 году - 5459 человек, в 2016 году - 3016 человек).

Соотечественники прибывают в основном из стран ближнего зарубежья: Украина, Узбекистан, Казахстан, Армения, Молдавия, Киргизстан, Таджикистан, Азербайджан, немногочисленные - из Туркменистана, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Белоруссии, Чехии, Германии и Израиля.

В сложившихся условиях создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда, обеспечение занятости населения, содействие решению демографических проблем Волгоградской области являются приоритетными направлениями стратегического развития Волгоградской области.

В период реализации государственной программы предполагается поступление в областной и местные бюджеты Волгоградской области:

а) налога на доходы физических лиц:

в 2018 году - 19,0 млн. рублей,

в 2019 году - 19,1 млн. рублей;

в 2020 году - 18,9 млн. рублей;

б) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 22,4 млн. рублей в 2018 году;

в) налогов за счет применения упрощенной системы налогообложения:

в 2018 году - 5,0 млн. рублей;

в 2019 году - 5,6 млн. рублей;

в 2020 году - 7,2 млн. рублей;

г) денежных взысканий (штрафов) в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации:

в 2018 году - 0,043 млн. рублей;

в 2019 году - 0,045 млн. рублей;

в 2020 году - 0,050 млн. рублей.

К основным рискам реализации государственной программы и входящих в нее подпрограмм относятся:

общее ухудшение социально-экономической ситуации в Российской Федерации и Волгоградской области;

внесение изменений в федеральное законодательство.

Возможными внутренними рисками при реализации государственной программы являются:

отсутствие финансирования или неполное финансирование из областного бюджета;

возрастание задолженности по заработной плате работникам предприятий (организаций);

увеличение объемов неформальной занятости;

увеличение иностранных работников, привлекаемых на рынок труда Волгоградской области, без учета ухудшения положения на нем российских граждан;

информационные риски (отсутствие или частичная недостаточность исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации государственной программы).

В целях минимизации рисков в процессе реализации государственной программы предусматриваются:

осуществление эффективного управления, в том числе оперативное перераспределение бюджетных средств между мероприятиями в зависимости от их востребованности;

продолжение работы по снижению задолженности по заработной плате.

В целях снижения рисков, связанных с привлечением иностранных работников на рынок труда Волгоградской области, и в связи с принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Администрацией Волгоградской области во взаимодействии с Управлением Федеральной миграционной службы по Волгоградской области разработаны мероприятия по переходу на экономическое регулирование вопросов привлечения и использования трудящихся-мигрантов путем установления стоимости патента, получаемого иностранным гражданином, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, с 01 января 2015 г.

С целью реализации Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработаны и приняты законы Волгоградской области от 12 ноября 2015 г. N 196-ОД "Об установлении на 2016 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда" и от 28 ноября 2016 г. N 113-ОД "Об установлении на 2017 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда".

Также в целях замещения иностранных работников российскими гражданами принято постановление Губернатора Волгоградской области от 17 марта 2015 г. N 211 "Об указании в патенте, выдаваемом на территории Волгоградской области иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина".

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", постановлением Губернатора Волгоградской области от 16 ноября 2015 г. N 1021 "О реализации Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определена уполномоченная организация, участвующая в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на взаимодействие с уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов, определен Облкомтруд.

Облкомтрудом проводится работа по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами, в том числе из числа работников, находящихся под риском увольнения. В 2016 году российскими гражданами замещено 888 иностранных работников.

С целью управления информационными рисками в ходе реализации государственной программы будет проводиться работа, направленная на:

использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации государственной программы;

мониторинг и оперативную оценку уровня достижения целевых показателей государственной программы, выявление факторов риска, оценку их значимости (анализ вероятности того, что произойдут события, способные отрицательно повлиять на конечные результаты реализации государственной программы).

Исходя из данных баланса трудовых ресурсов Волгоградской области наибольшая численность работающих занята в отраслях материального производства, и соотношение между занятыми в материальном производстве и непроизводственной сфере составляет 2,1 - 2,2 раза.

Прогнозируется, что в 2018 году данное соотношение не претерпит значительных изменений.

Наибольшая численность занятых отмечается в торговле, сельском хозяйстве и обрабатывающих производствах, наименьшая - в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, в сфере финансовой деятельности, а также в гостиничном и ресторанном бизнесе.

В большинстве видов экономической деятельности отмечается незначительное снижение численности занятых.

Наибольшее снижение численности занятых прогнозируется в сельском хозяйстве, в обрабатывающих производствах, в строительстве.

Рост числа занятых ожидается в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.

Государственная программа содержит ряд мероприятий, способствующих перераспределению трудовых ресурсов Волгоградской области между отраслями.

Это такие мероприятия, как предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Волгоградской области, предоставление государственной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, предоставление государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, предоставление государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, разработка и ежегодное уточнение прогноза потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты, и другие.

В целях преодоления дисбаланса между рынком труда и рынком образовательных услуг, перераспределения трудовых ресурсов между отраслями и инвестиционными проектами, обеспечения работодателей, в том числе участвующих в реализации инвестиционных проектов, необходимыми квалифицированными рабочими и специалистами в Волгоградской области разработан и утвержден постановлением Губернатора Волгоградской области от 04 февраля 2015 г. N 104 Регламент разработки прогноза потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты, который устанавливает требования к формированию прогноза потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах.

В соответствии с указанным Регламентом в Волгоградской области сформирован и ежегодно уточняется прогноз потребности на семилетний период в разрезе видов экономической деятельности предприятий (организаций), профессиональном, квалификационном и количественном разрезе.

В рамках государственной программы предусмотрено продолжение реализации мероприятий следующих государственных программ Волгоградской области:

государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. N 767-п;

государственной программы Волгоградской области "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. N 791-п.

При этом вышеуказанные государственные программы Волгоградской области признаются утратившими силу с 01 января 2018 г.

 

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации

государственной программы

 

В соответствии со стратегическими целями, сформулированными в государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298, и в Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД, целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели в государственной программе предусматривается решение следующих задач:

предотвращение роста напряженности на рынке труда Волгоградской области;

оптимизация спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессиональном отношении, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов;

содействие сохранению жизни и здоровья работников организаций, расположенных на территории Волгоградской области;

стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Волгоградскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

Срок реализации государственной программы 2018 - 2020 годы без деления на этапы реализации.

С учетом тенденций социально-экономического развития Волгоградской области в ходе исполнения государственной программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса.

 

3. Целевые показатели достижения целей и решения задач,

ожидаемые конечные результаты реализации

государственной программы

 

Целевыми показателями, характеризующими достижение цели государственной программы, являются:

уровень безработицы по методологии МОТ;

уровень регистрируемой безработицы;

коэффициент напряженности на рынке труда;

количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

доля участников подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" в трудоспособном возрасте в общем числе участников.

Целевые показатели государственной программы согласованы и увязаны с целевыми показателями, установленными для Волгоградской области государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы:

увеличение доли занятых в экономике в общей численности населения Волгоградской области в трудоспособном возрасте;

численность работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников;

численность соотечественников, прибывших из-за рубежа в 2018 - 2020 годах.

Методика расчета целевых показателей государственной программы изложена в приложении 1, перечень целевых показателей государственной программы и ее подпрограмм в натуральном и относительном исчислении по годам реализации представлен в приложении 2.

 

4. Обобщенная характеристика основных мероприятий

государственной программы

 

Мероприятия государственной программы направлены на выполнение поставленных задач и реализуются в рамках следующих основных мероприятий по подпрограммам:

по подпрограмме "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" - основные мероприятия "Содействие занятости населения" и "Социальная поддержка безработных граждан";

по подпрограмме "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" - основное мероприятие "Обеспечение обучения и пропаганды в сфере охраны труда";

по подпрограмме "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" - основное мероприятие "Оказание помощи соотечественникам в переселении в Волгоградскую область".

Перечень и структура подпрограмм охватывает сферу содействия занятости населения Волгоградской области, развития рынка труда, а также вопросы социально-трудовой сферы в части обеспечения реализации на территории Волгоградской области государственной политики в сфере охраны труда, вопросы миграционной политики региона.

Реализация государственной программы рассчитана на комплексное развитие рынка труда Волгоградской области.

Основные мероприятия государственной программы с перечнем мероприятий, указанием ресурсов, необходимых для их реализации, а также сроков их реализации представлены в приложении 3.

 

5. Прогноз сводных показателей государственных заданий

в рамках реализации государственной программы

 

Выполнение государственных заданий в рамках реализации государственной программы не предусмотрено.

 

6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых

для реализации государственной программы

 

Ресурсное обеспечение государственной программы, объемы и источники финансирования по основным направлениям реализации государственной программы и по годам реализации приведены в приложении 4.

Потребность в финансировании государственной программы рассчитана исходя из максимально возможного достижения нормативов доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 октября 2016 г. N 553н "Об утверждении нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения", и нормативов затрат на оказание государственных услуг, порядок определения которых установлен приказом Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 01 сентября 2011 г. N 161-д "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ) в области содействия занятости населения Волгоградской области и содержание имущества государственных казенных учреждений службы занятости населения (центров занятости населения), подведомственных Комитету по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области".

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, направленных на оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен на основании прогноза численности участников подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", который в 2018 - 2020 годах составит 3840 участников и членов их семей.

На реализацию мероприятий подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" направляются средства областного бюджета и субсидии из федерального бюджета, выделяемые субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами (подпрограммами) переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее именуется - Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом).

Средства в основном будут направлены на оказание государственных услуг (работ) в сфере содействия занятости населения (на исполнение собственных полномочий Волгоградской области в сфере содействия занятости, а также на выплату участникам подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" единовременного пособия на жилищное обустройство).

За счет средств, переданных областному бюджету в виде субвенции из федерального бюджета, будет осуществляться реализация переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Размер субвенции рассчитан в соответствии с методикой определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1064. Исходные данные для расчета объема субвенции из федерального бюджета областному бюджету на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, согласованы Губернатором Волгоградской области с Федеральной службой по труду и занятости (акт сверки исходных данных для расчета объемов субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов от 26 июля 2017 г. N 32/2017).

К внебюджетным средствам относятся средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонда социального страхования Российской Федерации, а также собственные средства работодателей, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области. Объемы внебюджетных средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уточняются после принятия федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период. Объемы внебюджетных средств работодателей на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда определяются в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Прогнозная оценка расходов работодателей уточняется ежегодно после издания статистического обозрения "Производственный травматизм на предприятиях Волгоградской области".

Внебюджетные средства обеспечивают расходы на следующие мероприятия:

проведение специальной оценки условий труда;

обучение по охране труда;

приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников.

Средства федерального и областного бюджетов, направляемые на реализацию мероприятий государственной программы, подлежат ежегодному уточнению.

Средства областного бюджета выделяются в соответствии с кодами бюджетной классификации, утверждаемыми законом Волгоградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

 

7. Механизмы реализации государственной программы

 

Реализацию государственной программы осуществляют ответственный исполнитель и соисполнитель государственной программы в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области".

В качестве ответственного исполнителя государственной программы выступает Облкомтруд. В качестве соисполнителя государственной программы - Облздрав.

Облкомтруд:

управляет реализацией государственной программы;

несет ответственность за реализацию государственной программы в целом;

координирует деятельность соисполнителя по подготовке и реализации мероприятий государственной программы, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию государственной программы;

в установленном порядке вносит предложения по уточнению и корректировке мероприятий государственной программы, распределению и перераспределению финансовых средств;

осуществляет стратегическое планирование и прогнозирование;

применяет правовые рычаги влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующие решению задач государственной программы, а также регулирующие отношения на всех уровнях исполнительной власти;

несет ответственность за целевое и эффективное использование средств областного и федерального бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

Облздрав как соисполнитель государственной программы в отношении мероприятий, исполнителем которых является:

несет ответственность за реализацию мероприятий государственной программы, целевое и рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств;

участвует в формировании предложений по мероприятиям государственной программы;

выполняет мероприятия государственной программы.

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется через:

обеспечение выполнений функций органами службы занятости населения Волгоградской области - государственными казенными учреждениями Волгоградской области центры занятости населения (далее именуются - центры занятости населения);

заключение государственных контрактов (договоров) ответственным исполнителем государственной программы и центрами занятости населения с исполнителями программных мероприятий, определяемыми в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

предоставление субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям здравоохранения Волгоградской области.

Ответственный исполнитель государственной программы с учетом данных мониторинга ежегодно уточняет реализацию мероприятий подпрограмм и их ресурсное обеспечение при формировании областного бюджета на плановый период в установленном порядке.

Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется на основании методики, разработанной и утвержденной комитетом экономической политики и развития Волгоградской области и комитетом финансов Волгоградской области.

 

8. Перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе

реализации государственной программы. Сведения о правах

на имущество, создаваемое (приобретаемое) в ходе реализации

государственной программы

 

Товары, работы, услуги, необходимые для осуществления мероприятий государственной программы, приобретаются за счет средств федерального и областного бюджетов.

За счет средств федерального бюджета для осуществления мероприятий подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" производится приобретение услуг кредитных организаций (банков) и организаций федеральной почтовой связи для осуществления социальных выплат.

За счет средств областного бюджета осуществляется приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления мероприятий подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" и подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом":

1) обеспечение деятельности центров занятости населения;

2) оплата аренды помещений для проведения мероприятий подпрограммы и временного хранения материалов, аренды мебели, информационных стендов, каналов связи, включая сеть Интернет, оборудования (компьютеров, программного обеспечения, локальных и информационных сетей, оргтехники, аудио- и видеотехники);

3) оплата комиссионного вознаграждения кредитной организации (банку) за осуществление выплат материальной, финансовой поддержки, единовременной финансовой помощи и (или) оплата услуг организациям федеральной почтовой связи;

4) оплата стоимости учебного курса организациям, осуществляющим образовательную деятельность, имеющим лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляющим профессиональное обучение;

5) оплата услуг по медицинскому освидетельствованию при направлении на профессиональное обучение в соответствии с перечнем профессий, специальностей, требующих медицинского освидетельствования;

6) оплата услуг по разработке, изготовлению и тиражированию информационных и методических материалов, размещению материалов в средствах массовой информации, использованию каналов связи (сети Интернет), включая услуги почтовой связи;

7) оплата выполнения работ и оказания услуг по техническому обслуживанию, ремонту и восстановлению функциональных характеристик электронно-вычислительной и организационной техники, а также оборудования локальных сетей;

8) приобретение в рамках проводимых мероприятий:

основных средств и материальных запасов;

специальной литературы, учебных пособий и методического обеспечения;

программного обеспечения [в том числе приобретение лицензионного программного обеспечения для информационных систем в сфере содействия занятости населения и социально-трудовой сфере Волгоградской области, неисключительных (пользовательских) прав на его использование и выполнение работ по его установке, включая сопровождение и техническую поддержку].

9) закупка ценных призов победителям конкурсов по охране труда;

10) приобретение в рамках проводимых мероприятий электронно-вычислительной, организационной и иной техники, необходимой для проведения видеоконференций с представительствами России, расположенными в странах потенциальных участников подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и членов их семей.

Перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации государственной программы, определяется исполнителями государственной программы в соответствии с внутренним нормативным правовым актом с разбивкой по подведомственным учреждениям, являющимся исполнителями мероприятий государственной программы.

Размещение государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Имущество, создаваемое (приобретаемое) в ходе реализации государственной программы, является собственностью Волгоградской области и принимается на баланс Облкомтруда и центров занятости населения, являющихся исполнителями мероприятий государственной программы.

Недвижимое имущество, транспортные средства и иное имущество, имеющее стоимость свыше 500 тыс. рублей, приобретаемое в рамках государственной программы, подлежат включению в программу приобретения имущества в государственную собственность Волгоградской области на соответствующий год.

 

Подпрограмма

"Активная политика занятости населения и социальная

поддержка безработных граждан"

 

Паспорт подпрограммы "Активная политика занятости населения

и социальная поддержка безработных граждан"

 

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Облкомтруд

Цель подпрограммы

-

обеспечение условий для реализации гражданами прав на труд и социальную защиту от безработицы на территории Волгоградской области

Задачи подпрограммы

-

содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики;

повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности рабочей силы с учетом потребности рынка труда;

обеспечение социальной поддержки безработных граждан;

обеспечение деятельности центров занятости населения по реализации полномочий Волгоградской области и переданного полномочия Российской Федерации в сфере занятости населения

Целевые показатели подпрограммы, их значения на последний год реализации

-

доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, - 68,5 процента;

доля безработных граждан, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, - 5 процентов;

доля граждан, признанных безработными, в общей численности безработных граждан, завершивших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование, - 3,5 процента;

доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в центры занятости населения с целью поиска подходящей работы, - 40 процентов;

доля трудоустроенных выпускников образовательных организаций в общей численности выпускников, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, - 40 процентов;

средний период участия во временных работах - 1 месяц;

доля вакансий с заработной платой выше регионального минимального размера оплаты труда в общем количестве вакансий, заявленных на конец отчетного года, - 90 процентов;

доля зарегистрированных безработных граждан, охваченных мероприятиями по профилированию, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан - 100 процентов

Сроки и этапы реализации подпрограммы

-

подпрограмма реализуется в 2018 - 2020 годах в один этап

Объемы и источники финансирования подпрограммы

-

общий объем финансирования подпрограммы составит 2694300,1 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:

а) средства федерального бюджета - 1394130,7 тыс. рублей, из них:

2018 год - 696136,2 тыс. рублей;

2019 год - 697994,5 тыс. рублей;

б) средства областного бюджета - 1300169,4 тыс. рублей, из них:

2018 год - 458470,7 тыс. рублей;

2019 год - 420050,6 тыс. рублей;

2020 год - 421648,1 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

поддержание социальной стабильности в обществе;

развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу;

развитие профессиональной и трудовой мобильности населения;

социальная поддержка безработных граждан;

обеспечение своевременного и полного исполнения полномочий Волгоградской области в сфере содействия занятости населения, повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения

 

1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы

 

В 2015 - 2016 годах и с января по май 2017 г. численность граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в органы службы занятости, составила:

за 2015 год - 84,1 тыс. человек (в том числе 67,8 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью);

за 2016 год - 69,9 тыс. человек (в том числе 57,7 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью);

за январь - май 2017 г. - 22,7 тыс. человек (в том числе 21,2 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью).

В установленном законодательством Российской Федерации порядке были признаны безработными:

в 2015 году - 35,7 тыс. человек (52,7 процента от общего количества не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в органы службы занятости);

в 2016 году - 29,1 тыс. человек (50,5 процента от общего количества не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в органы службы занятости);

в январе - мае 2017 г. - 10,3 тыс. человек (48,5 процента от общего количества не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в органы службы занятости).

Среди граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, число иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с 2015 годом снизилось на 55,8 процента и составило 2,2 тыс. человек (2015 году - 4,9 тыс. человек).

Также в общем числе граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, сократилось количество граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, с 10,3 тыс. человек в 2015 году до 7,7 тыс. человек в 2016 году.

Коэффициент напряженности на рынке труда Волгоградской области на конец 2015 года составлял 0,5 (50 не занятых граждан на 100 вакансий), к концу 2016 года коэффициент напряженности вырос до 0,76, а на конец мая 2017 г. - составил 0,4.

В 2016 году в службу занятости населения от работодателей поступила информация о более 183 тыс. вакансий. Заявленная потребность для трудоустройства граждан на квотируемые рабочие места - 4,5 тыс. единиц (в 2015 году - 3,5 тыс. единиц), из них для трудоустройства инвалидов - 3,3 тыс. единиц (в 2015 году - 2,7 тыс. единиц).

В разрезе по видам экономической деятельности заявленная работодателями потребность в работниках представлена следующим образом:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 33,9 тыс. рабочих мест (в 2015 году - 30,3 тыс. единиц);

обрабатывающие производства - 23,4 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 19,8 тыс. единиц);

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий - 21,3 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 14,4 тыс. единиц);

строительство - 20,0 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 21,3 тыс. единиц);

государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование - 15,8 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 10,9 тыс. единиц);

здравоохранение - 13,3 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 14,1 тыс. единиц);

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 9,2 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 10,1 тыс. единиц);

образование - 7,6 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 5,8 тыс. единиц);

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 4,5 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 9,9 тыс. единиц);

гостиницы и рестораны - 3,4 тыс. единиц рабочих мест (в 2015 году - 2,5 тыс. единиц).

Из общего количества вакансий на конец 2016 года имели продолжительность существования:

от 1 до 3 месяцев - 4,8 тыс. единиц;

от 3 до 6 месяцев - 5,3 тыс. единиц;

от 6 месяцев до 1 года - 4,7 тыс. единиц;

более года - 1 тыс. единиц.

Доля заявленной потребности в рабочих в общем числе вакансий практически сохраняется на уровне 70 - 80 процентов от общего количества имеющихся в базе данных вакансий.

Качество имеющихся в базе данных службы занятости вакансий по критерию размера предлагаемой заработной платы постепенно улучшается (к примеру, заработную плату выше прожиточного минимума по Волгоградской области работодатели предлагают по 90 процентам имеющихся вакансий).

В 2016 году продолжительность поиска работы гражданами, зарегистрированными в качестве безработных, в среднем составила 4,9 месяца (по сравнению с 2015 годом показатель увеличился на 0,5 месяца). При этом наиболее благополучные показатели у молодежи в возрасте 16 - 29 лет - 3,9 месяца и жителей сельской местности. Наиболее сложная ситуация у инвалидов и женщин (5,1 месяца).

На рынке труда Волгоградской области продолжает оставаться актуальной проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических) являются наименее конкурентоспособными. Это женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

Несмотря на относительно благополучную ситуацию на рынке труда Волгоградской области в целом локальные рынки труда муниципальных районов и городских округов Волгоградской области значительно отличаются по показателям уровня регистрируемой безработицы, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы.

Так, по состоянию на 01 января 2017 г. самый высокий показатель регистрируемой безработицы отмечен в Нехаевском муниципальном районе - 2,63 процента, самый низкий показатель регистрируемой безработицы зафиксирован в Городищенском муниципальном районе - 0,51 процента.

На отдельных территориях количество вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения, значительно ниже численности граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы, что затрудняет их дальнейшее трудоустройство.

В этих условиях оказание всего спектра государственных услуг в сфере содействия занятости населения и мероприятий, способствующих улучшению качества рабочей силы и ее мобильности, а, в конечном итоге, обеспечивающих условия для реализации гражданами прав на труд и социальную защиту от безработицы на территории Волгоградской области, является одним из главных критериев успешного социально-экономического развития Волгоградской области.

Реализация подпрограммы сопряжена с экономическими, финансовыми, социальными и организационными рисками.

Для снижения возможных рисков реализации подпрограммы планируется проведение ежегодного мониторинга хода реализации подпрограммы и ее корректировка в случае необходимости.

 

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы

 

В соответствии со стратегическими целями, сформулированными в государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298, и в Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД, целью подпрограммы является обеспечение условий для реализации гражданами прав на труд и социальную защиту от безработицы на территории Волгоградской области.

Реализация указанной цели обеспечивается за счет решения ряда задач:

содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики;

повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности рабочей силы с учетом потребности рынка труда;

обеспечение социальной поддержки безработных граждан;

обеспечение деятельности центров занятости населения по реализации полномочий Волгоградской области и переданного полномочия Российской Федерации в сфере занятости населения.

Подпрограмма реализуется в 2018 - 2020 годах в один этап.

С учетом складывающейся социально-экономической ситуации в ходе исполнения подпрограммы в рамках бюджетного процесса будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов реализации подпрограммы.

 

3. Целевые показатели достижения цели и решения задач,

ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

 

Целевыми показателями, характеризующими степень достижения цели и решения задач подпрограммы, являются:

доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости;

доля безработных граждан, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;

доля граждан, признанных безработными, в общей численности безработных граждан, завершивших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование;

доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в центры занятости населения с целью поиска подходящей работы;

доля трудоустроенных выпускников образовательных организаций в общей численности выпускников, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы;

средний период участия во временных работах;

доля вакансий с заработной платой выше регионального минимального размера оплаты труда в общем количестве вакансий, заявленных на конец отчетного периода;

доля зарегистрированных безработных граждан, охваченных мероприятиями по профилированию, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан.

Перечень целевых показателей и их значения по итогам реализации подпрограммы представлены в приложении 2 к государственной программе.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:

поддержание социальной стабильности в обществе;

развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу;

развитие профессиональной и трудовой мобильности населения;

социальная поддержка безработных граждан;

обеспечение своевременного и полного исполнения полномочий Волгоградской области в сфере содействия занятости населения, повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения.

 

4. Обобщенная характеристика основных

мероприятий подпрограммы

 

Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, которые сформированы при участии иных заинтересованных органов исполнительной власти Волгоградской области, общественных организаций и работодателей исходя из сложившейся и прогнозируемой ситуации на рынке труда, возможностей финансирования, управленческих ресурсов и направлены на решение ключевых проблем рынка труда.

Мероприятия подпрограммы предваряются и сопровождаются мониторингами, которые проводятся с целью своевременного выявления изменений, происходящих в сфере занятости. Результаты мониторингов позволяют предупредить развитие негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности. Так, выявление текущей и перспективной потребности предприятий (организаций) всех форм собственности в подготовке рабочих кадров и специалистов позволит сформировать систему регулирования объемов и профилей подготовки кадров в профессиональных учебных заведениях для экономики области, что создаст предпосылки для обеспечения сбалансированного спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на региональном рынке труда.

Перечень мероприятий подпрограммы с указанием необходимых для их реализации ресурсов, а также с указанием сроков их реализации представлен в приложении 3 к государственной программе.

Мероприятия подпрограммы сгруппированы по двум основным мероприятиям и решаемым задачам.

1. Основное мероприятие "Содействие занятости населения":

1) в рамках решения задачи по содействию трудоустройству граждан и обеспечению работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики предполагается:

а) предоставление государственных услуг:

по информированию о положении на рынке труда в Волгоградской области;

по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

по организации проведения оплачиваемых общественных работ;

по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости населения, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;

по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения;

по уведомительной регистрации коллективных договоров, региональных, территориальных и иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, заключенных на территории Волгоградской области;

б) проведение мероприятий:

по трудоустройству граждан, обратившихся в центры занятости населения в целях поиска работы;

по трудоустройству выпускников образовательных организаций, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;

по оказанию содействия в трудоустройстве граждан, относящихся к категории инвалидов, на свободные рабочие места, в том числе в счет установленной квоты;

по оказанию содействия в трудоустройстве незанятых многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на выделенные и (или) созданные для них рабочие места;

по трудоустройству отдельных категорий молодежи в возрасте от 16 до 30 лет на квотируемые рабочие места.

Информирование о положении на рынке труда в Волгоградской области осуществляется по двум направлениям: информирование граждан и работодателей, обращающихся в центры занятости населения, и информирование о положении на рынке труда неопределенного круга лиц.

Публичное информирование неопределенного круга лиц о положении на рынке труда в Волгоградской области осуществляется через средства массовой информации путем проведения информационных мероприятий (пресс-конференций, совещаний, брифингов и так далее), через издание и распространение рекламно-информационной продукции по проблемам занятости населения, путем размещения информационных материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Проведение ярмарок вакантных рабочих и учебных мест позволяет максимально приблизить граждан, желающих найти работу, к работодателю, который, в свою очередь, получает возможность реализовать качественный подбор персонала, а службе занятости населения сократить срок заполнения рабочих мест, оказать адресную помощь в содействии трудоустройству. С целью активного трудоустройства проводятся также мини-ярмарки вакансий и специализированные ярмарки для молодежи и других категорий граждан по общественным, временным и сезонным работам, практикуются выездные формы работы и так далее.

В рамках государственной услуги по оказанию содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников органы службы занятости населения осуществляют подбор вариантов подходящей работы и выдачу направлений на работу, а также подбор работников для работодателей. Потребителями данной услуги являются граждане, обратившиеся в целях поиска подходящей работы (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства), а также работодатели, обратившиеся за содействием в подборе необходимых работников.

Организация проведения оплачиваемых общественных работ позволяет оперативно и эффективно распорядиться трудовыми ресурсами, помогает решать ряд социально-экономических проблем Волгоградской области. Особую значимость организация оплачиваемых общественных работ для безработных и ищущих работу граждан имеет для органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, так как позволяет снижать уровень социальной напряженности в условиях, когда затруднено трудоустройство граждан в связи с отсутствием на территории муниципального образования реального работодателя.

Эффективным способом обеспечения занятости безработных граждан являются мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан, обладающие мультипликативным эффектом и незаменимые в условиях отсутствия работодателя (например, в отдаленных населенных пунктах). Так, развитие малого бизнеса способствует восстановлению и (или) расширению социальной инфраструктуры сел, дает возможность получения населением бытовых и других услуг непосредственно в месте проживания.

Оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости населения, единовременной финансовой помощи и единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации при организации самозанятости регулируется Порядком предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 26 марта 2012 г. N 171-п.

Организация временной занятости направлена на решение проблем сохранения трудовой мотивации, приобретения опыта работы лицами, не имеющими такового, повышения уровня доходов безработных граждан.

На территории Волгоградской области реализуется Закон Волгоградской области от 05 декабря 2005 г. N 1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов". Размер квоты для приема на работу инвалидов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная численность работников в которых более 35 человек, установлен в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

Правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области с целью обеспечения дополнительных гарантий занятости молодежи, особо нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в трудоустройстве, установлены Законом о квотировании N 2070-ОД.

Работодатели, выделившие (зарезервировавшие) и (или) создавшие рабочие места в счет установленной квоты и трудоустроившие граждан, указанных в части 1 статьи 2 Закона о квотировании N 2070-ОД, имеют право на частичную компенсацию расходов по созданию квотируемых рабочих мест.

Порядок компенсации расходов определяется постановлением Администрации Волгоградской области от 28 февраля 2011 г. N 49-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета работодателям, выделившим (зарезервировавшим) и (или) создавшим рабочие места в счет установленной квоты, на частичную компенсацию расходов по созданию квотируемых рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области".

Оплата труда несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временные работы в свободное от учебы время, производится работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работодатели, трудоустроившие на временные работы несовершеннолетних граждан, имеют право на получение субсидии из областного бюджета на оплату труда несовершеннолетних граждан. Право на субсидии имеют работодатели (за исключением государственных и муниципальных учреждений), заключившие с центрами занятости населения договоры по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Условия предоставления субсидии определяются постановлением Правительства Волгоградской области от 24 июня 2013 г. N 313-п "Об утверждении Порядка предоставления работодателям субсидии из областного бюджета на оплату труда несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временные работы в свободное от учебы время в Волгоградской области".

Также в период временного трудоустройства центрами занятости населения несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет оказывается материальная поддержка за счет средств областного бюджета;

2) в рамках решения задачи по повышению качества рабочей силы и конкурентоспособности рабочей силы с учетом потребности рынка труда предполагается:

а) оказание государственных услуг:

по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, в том числе на базе социально ориентированных некоммерческих организаций;

по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (далее именуется - профессиональная ориентация);

по психологической поддержке безработных граждан, в том числе на базе социально ориентированных некоммерческих организаций;

по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

б) проведение мероприятий:

по профилированию безработных граждан;

по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.

Также будут реализовываться следующие мероприятия:

разработка и ежегодное уточнение прогноза потребностей регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты;

ежегодное формирование перечня приоритетных профессий (специальностей) с учетом прогноза потребности регионального рынка труда в рабочих и специалистах, необходимых отраслям экономики Волгоградской области, в том числе в которых реализуются инвестиционные проекты, для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;

проведение мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Волгоградской области;

формирование прогноза баланса трудовых ресурсов Волгоградской области;

разработка и утверждение концепции развития трудовых ресурсов Волгоградской области (далее именуется - Концепция трудовых ресурсов);

разработка и утверждение плана мероприятий по реализации концепции развития трудовых ресурсов Волгоградской области;

организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и вопросам неформальной занятости населения;

организация работы, направленной на заключение региональных трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений;

материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;


Информация по документу
Читайте также