Расширенный поиск

Постановление Правительства Сахалинской области от 20.05.2016 № 250

 

 

правительство сахалинской области

постановление

от

20 мая 2016 г.

250

 

г. Южно-Сахалинск

Об утверждении комплексного плана транспортного обслуживания населения Сахалинской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок

 

 

Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить комплексный план транспортного обслуживания населения Сахалинской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

 

 Председатель Правительства Сахалинской области

 В.Г.Щербина

 

 

 

 

 

 

 


 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Сахалинской области

от 20 мая 2016 г. № 250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕ- И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (ДО 2030 ГОДА) В ЧАСТИ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

1. Условия реализации комплексного плана транспортного обслуживания населения Сахалинской области на долго- и среднесрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок (КПТО) 7

1.1.              Анализ общих тенденций социально-экономического развития Сахалинской области. 7

1.2. Ситуационный анализ условий реализации КПТО.. 21

1.3. Выводы   23

2. Существующее состояние транспортного обслуживания населения Сахалинской области в части пригородных пассажирских перевозок. 24

2.1. Анализ схемы транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок. 24

2.2 Параметры внутрирегионального транспортного баланса в существующих условиях. 39

2.3. Параметры транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок. 42

2.4. Ключевые проблемы и потенциальные направления совершенствования транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок. 44

3. Целевая модель транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации. 45

3.1. Ключевые приоритеты и целевые параметры транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок  45

3.2. Направления оптимизации схемы транспортного обслуживания по сообщениям ВРТБ. 46

3.3. Перспективные значения параметров транспортного обслуживания для оптимизированной схемы транспортного обслуживания  49

3.4. Основные параметры ВРТБ на средне- и долгосрочную перспективу. 51

4. Дорожная карта реализации комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации на долго- и среднесрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок (КПТО) 58

4.1. Перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок (КПТО) 58

4.2. Эффекты от реализации комплексного плана транспортного обслуживания. 61

4.3. Риски при реализации комплексного плана транспортного обслуживания                 …………………………………………………………………………………….62

Требования к параметрам регионального плана (заказа) осуществления пригородных пассажирских перевозок. 64

Источники 73

 

 

Введение

 

Комплексный план транспортного обслуживания населения Сахалинской области на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок (далее – КПТО) – основной документ стратегического планирования в области пригородных перевозок в Сахалинской области.

КПТО разработан во исполнение поручения исполняющего обязанности министра транспорта Российской Федерации Аристова С.А. от 01.07.15 № СА-28/8232 в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок, разработанными Минтрансом России.

После разработки КПТО направляется на согласование в Минтранс России. После согласования КПТО утверждается председателем Правительства Сахалинской области и в течение трёх дней размещается в сети Интернет для публичного доступа установленным порядком.

Под пригородными перевозками в настоящем документе понимаются перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом в пределах Сахалинской области по сообщениям, включенным в Реестр пригородных железнодорожных сообщений, а также пригородными и межмуниципальными автобусами по маршрутам, включенным в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Сахалинской области.

КПТО является документом планирования регулярных перевозок.

Целями разработки настоящего плана являются:

- повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения Сахалинской области в части пригородных перевозок;

- определение направления развития транспортной системы на долгосрочную перспективу;

- повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счёт создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития комплекса.

Настоящий план:

- устанавливает основные цели и приоритеты транспортного развития Сахалинской области;

- определяет ключевые направления развития пригородного комплекса Сахалинской области;

- определяет требования к параметрам регионального транспортного заказа.

Основаниями для разработки КПТО являются:

- Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 1032-р);

- Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Закон Сахалинской области от 27.07.2011 № 85-ЗО "О Программе социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года";

- Закон Сахалинской области от 04.10.2012 № 85-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом в межмуниципальном сообщении в Сахалинской области и деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси";

- Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 № 857-р;

- письмо исполняющего обязанности Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова от 01.07.15 № СА-28/8232;

 - постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99 "О Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года";

- постановление Правительства Сахалинской области от 20.02.2013 № 72 "О транспортном обслуживании населения автомобильным пассажирским транспортом в межмуниципальном сообщении в Сахалинской области";

- постановление Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 426 "Об утверждении Государственной программы Сахалинской области "Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Сахалинской области на 2014 - 2020 годы";

- протоколы Правительственной комиссии по транспорту № 1-5 за 2015 год.

- 1. Условия реализации комплексного плана транспортного обслуживания населения Сахалинской области на долго- и среднесрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок (КПТО)

 

1.1. Анализ общих тенденций социально-экономического развития Сахалинской области

 

В состав Сахалинской области входят остров Сахалин и Курильские острова.

Остров Сахалин - крупнейший в России (76,6 тыс. кв. км), вытянут по меридиану на 948 км, при наибольшей ширине 160 км и наименьшей - 26 км, от материка отделен Татарским проливом Японского моря, проливом Невельского (наименьшая ширина - 7,5 км), Амурским лиманом и Сахалинским заливом. На юге отделен от японского острова Хоккайдо проливом Лаперуза (наименьшая ширина - 41 км), с востока омывается Охотским морем.

Курильские острова простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном.

Расстояние от областного центра г. Южно-Сахалинска до г. Москвы 10417 км, разница в часовых поясах между ними составляет 8 часов.

Общая площадь территории Сахалинской области равна 87,1 тыс. кв. км.

Запасы полезных ископаемых области разнообразны и по отдельным видам достаточно велики. Только на Сахалине насчитывается более 50 видов минерального сырья, из которых нефть, газ, каменный и бурый уголь, строительные материалы, торф и пресные подземные воды имеют промышленное значение и разрабатываются. Кроме того, имеются россыпи титаномагнетита, минеральные и термальные воды, проявления рудного золота, ртути, марганца, вольфрама, серебра, меди, свинца, цинка, хрома, никеля, кобальта, титана, стронция, талька, асбеста.

Численность населения области на 01 января 2010 года составила 510,8 тыс. человек, из которых 399,8 тыс. человек (78,3%) проживало в городской местности, 111 тыс. человек (21,7%) - в сельской.

Плотность населения области - 5,9 чел/кв. км. Для сравнения: в среднем по России плотность населения составляет 8,3 чел./кв. км, в Дальневосточном федеральном округе - 1,0 чел./кв. км.

В южных районах острова, наиболее благоприятных для проживания и более удобных для освоения, составляющих 20% его общей территории, сконцентрировано около 65% населения.

Средний возраст населения области превышает 37 лет, в том числе: женщин - 39 лет, мужчин - 35 лет.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в области проживало более 100 национальностей. Около 84% из них - русские, 5,4% - корейцы, 4% - украинцы. В национальном составе народностей Севера преобладают нивхи.

В экономике области занято 289 тыс. человек, или около 87% трудоспособного населения.

Как субъект Российской Федерации Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа.

В настоящее время территория Сахалинской области включает 21 муниципальное образование, наделенное следующим статусом:

-«Городской округ» - 17;

- «Муниципальный район» - 1;

- «Городское поселение» - 2;

- «Сельское поселение» - 1.

Основные социально-экономические показатели и их прогноз представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Прогноз социально-экономических показателей Сахалинской области  на перспективу до 2030 года

№ строки

Наименование показателя

ед. изм.

Значение показателя

2015

2016-2020

2021-2025

2026-2030

1

2

3

4

5

6

7

1

Площадь территории субъекта РФ

тыс. км2

87,1

87,1

87,1

87,1

2

Валовой региональный продукт в постоянных ценах 2014 г. (указаны реальные цены)

млрд. руб.

907,6

1360,0

1473,4

2207

3

Производство валового регионального продукта на душу населения

млрд. руб.

1861,74

2738,62

2953,89

4327,5

4

Темп роста валового регионального продукта

%

101,4

101,0

100,7

102,5

5

ИПЦ в % к предыдущему году

%

115

-

-

-

6

Численность постоянного населения, в т.ч.

тыс. чел.

487,5

496,6

498,8

510

7

Городского

тыс. чел.

394,2

-

-

-

8

Сельского

тыс. чел.

92,6

-

-

-

9

трудоспособного возраста

тыс. чел.

294,1

298,1

298,1

298,1

10

Темп роста численности населения

%

99,6

100,0

100,4

102,2

11

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 чел.

0,6

-

-

-

12

Коэффициент миграционного прироста

на 1 000 чел.

-3,8

1,7

1,9

1,79

13

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) в ценах 2014 г. (указаны реальные цены)

руб./мес.

50401,9

-

-

-

14

Темп роста среднедушевых денежных доходов

%

113,0

-

-

-

 

Методологические пояснения к таблице:

Показатели социально-экономического развития региона рассчитываются в соответствии с Методологическими пояснениями Росстата Российской Федерации.

- Валовой региональный продукт – в среднем за год (для 2014-2015 гг.) и в среднем за период (для период 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

- производство валового регионального продукта на душу населения – в среднем за год (для 2014-2015 гг.) и в среднем за период (для периодов 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

- темп роста валового регионального продукта – в % к предыдущему году (в среднем за период для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

- индекс потребительских цен – в % к предыдущему году (в среднем за период для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

- численность постоянного населения, в т. ч численность городского и сельского населения, численность населения трудоспособного возраста – в среднем на 01 января отчетного года и в среднем за период (для периодов 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

- коэффициенты естественного и миграционного прироста населения – в среднем за год (для 2014-2015 гг.) и в среднем за период (для периодов 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

- среднедушевые денежные доходы (в месяц) – в среднем за год (для 2014-2015 гг.) и в среднем за период (для периодов 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

- темп роста среднедушевых денежных доходов – в % к предыдущему году (в среднем за период для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.).

Динамика показателей социально-экономического развития и планируемые проекты по развитию хозяйства региона в перспективе определяют факторы, непосредственно воздействующие на конъюнктуру транспортного рынка. Они учитываются при прогнозировании и целевом моделировании состояния транспортной системы, при определении потребности в мероприятиях и объёма регионального транспортного заказа.

 

1.1.1. Экономика области

 

Общая экономическая ситуация в регионе благоприятная.

В 2014 году в связи с положительной динамикой объемов добычи углеводородного сырья (нефти и природного газа)  рост объема валового регионального продукта увеличился на 3,6% к уровню 2013 года.

В текущих ценах объем ВРП увеличился с 48,1 млрд. рублей в 2001 году до 792,4 млрд. рублей (по оценке) в 2014 году. В сопоставимых ценах рост валового регионального продукта (2014 год к 2001 году) составил 2,7 раза.

Основой указанного роста ВРП стали реализация нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и их мультипликативный эффект, выразившийся в повышении деловой активности практически во всех секторах региональной экономики.

В настоящее время в структуре валового регионального продукта сохраняется тенденция превышения доли производства товаров над производством услуг, что объясняется большим удельным весом в объеме ВРП промышленного производства (около 71%).

Валовой региональный продукт области формируется в основном за счет таких отраслей промышленности, как добыча нефти и природного газа (северные районы острова Сахалин), добыча угля, рыбная и пищевая промышленность, индустрия строительных материалов.

 

1.1.2. Демография

 

За последние одиннадцать лет численность населения Сахалинской области уменьшилась на 58,4 тыс. человек, или на 10,3%.

На 01 января 2011 года численность населения составила 506,4 тыс. человек и за 2010 год сократилась на 4,5 тыс. человек, или на 0,7%, в том числе: за счет естественной убыли - на 1,3 тыс. человек, миграционного оттока - на 3,2 тыс. человек.

Таким образом, динамика демографических процессов в Сахалинской области, как и в ДФО, и по России в целом, остается неблагоприятной.

Сохранение и рост численности населения Сахалинской области, ее трудового потенциала, замедление оттока молодежи за пределы области, масштабные инвестиции в человеческий капитал, создание социальной инфраструктуры и условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, раскрытие и реализацию его творческого потенциала, формирование конкурентоспособного человеческого капитала, комфортного и безопасного проживания на островах, повышение качества жизни, приоритетное, опережающее развитие отраслей социальной сферы должны стать главными направлениями развития области на долгосрочную перспективу.

Необходима протекционистская, социально ориентированная региональная политика, результаты которой станут мерилом эффективности работы всех ветвей государственной и муниципальной власти области.

Стратегической целью демографической политики является продление возраста активной жизни, снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, и увеличение продолжительности жизни.

В Сахалинской области проживает 133,6 тыс. молодых людей. Это немногим более 26% всего населения области, или 40% его трудоспособной части. В системе начального, среднего и высшего профессионального образования обучается более 29 тыс. юношей и девушек. На начало 2010 года на учете в центрах занятости состоял 1541 безработный молодой человек, или 38,9% от числа всех безработных.

Общая демографическая ситуация неблагоприятная.

 

1.1.3. Рынок труда и доходы населения

 

Общая ситуация на рынке труда – удовлетворительная.

По состоянию на 01 июля 2015 года уровень регистрируемой безработицы по области составил 0,6%, что на уровне аналогичного периода 2014 года. По муниципальным образованиям значение этого показателя варьируется от 0,2% (г. Южно-Сахалинск) до 2,7% («Макаровский городской округ»). На учете в центрах занятости состояли 3859 ищущих работу граждан, из них 1718 – безработных (на 01.07.2014 соответственно – 3669 тыс. и 1692 чел.).

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обеспечение эффективного функционирования рынка труда отнесено к важнейшей составляющей инновационной экономики. С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов регулирования в области содействия занятости населения.

Перед Сахалинской областью стоит задача по развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего обеспечить экономику и социальную сферу высококвалифицированными трудовыми ресурсами.

В период с 2000 по 2009 годы численность экономически активного населения области сократилась с 302,6 до 294,6 тыс. человек, среднемесячная численность безработных, официально регистрируемых в службе занятости, снизилась в 2,2 раза.

В перспективе в связи с реализацией проектов транспортной инфраструктуры Сахалинской области, развитием газотранспортной системы, нефтегазохимического и биоресурсного комплексов, освоением угольных месторождений прогнозируется увеличение общей численности занятого населения.

С учетом усиления конкуренции за квалифицированную рабочую силу определенное преимущество будут иметь секторы экономики, имеющие традиционно более высокую заработную плату.

В условиях сокращения численности постоянного населения в трудоспособном возрасте ключевое значение приобретает способность максимально эффективно использовать существующий человеческий потенциал, включая безработных граждан.

В числе стратегических задач при решении проблемы дефицита рабочей силы должны стать меры по рациональному формированию и использованию трудовых ресурсов, повышению их конкурентоспособности и мобильности.

Для обеспечения дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов, обеспечивающих формирование кадрового потенциала с учетом перспектив развития Сахалинской области, разработана Концепция развития кадрового потенциала Сахалинской области, утвержденная распоряжением администрации Сахалинской области от 09 июня 2009 года № 369-ра.

Реализация Концепции развития кадрового потенциала Сахалинской области позволит создать региональную систему управления кадровым потенциалом, обеспечивающую занятость населения, повышение конкурентоспособности граждан посредством роста квалификационного уровня работников и мотивации их к производительному труду, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Приоритетными направлениями являются привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций.

Основные цели дальнейшего развития рынка труда:

- обеспечение роста занятости и эффективности использования труда, включая повышение качества и объемов предоставления услуг в области содействия занятости населения, в том числе по информированию населения о состоянии рынка труда;

- улучшение качества рабочей силы и развитие системы переподготовки кадров с учетом приоритетов развития региональной экономики, в том числе модернизация системы учебных заведений, содействие обновлению.

Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать эффективной занятости населения, росту уровня заработной платы, повышению уровня жизни населения.

 

1.1.4. Жилищный комплекс

 

В 2010 году в Сахалинской области введено в эксплуатацию 200,3 тыс. кв. метров жилья (121,6%). В общем объеме жилья индивидуальными застройщиками введено 66,6 тыс. кв. метров (33,3%), социального жилья - 15,5 тыс. кв. метров, нового сейсмостойкого жилья - 42,3 тыс. кв. метров. Построено 2560 квартир, что на 43,8% больше, чем в 2009 году.

В период 2021 - 2025 годов планируется построить 1990 тыс. кв. метров.

Ввод жилья в расчете на одного жителя области в 2025 году составит 0,9 кв. метра (2010 год - 0,4 кв. метра).

Уровень обеспеченности жильем населения Сахалинской области к 2025 году составит 22,8 кв. метра на человека.

Продолжится реализация проекта "Жилье молодым", основным инструментом осуществления которого являлась подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" областной Целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года", утвержденной Законом Сахалинской области от 07 июля 2006 года № 89-ЗО.

Реализация проекта позволила предоставить субсидию на приобретение жилья более 200 молодым семьям, а также в среднем увеличить объем оказываемой молодым семьям помощи с 30 до 40% от стоимости жилья.

В 2009 году начато строительство двух молодежных жилищных комплексов, что позволит решить жилищную проблему для 115 молодых семей и молодых ученых.

В 2010 году в домах малоэтажной и многоэтажной застройки для молодых семей и молодых ученых введено в эксплуатацию 5,8 тыс. кв. метра жилья.

В целях реализации стратегической цели государственной жилищной политики по обеспечению доступности жилья для всех категорий граждан и соответствию объема комфортного жилищного фонда потребностям населения принята долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Строительство жилья в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 03 сентября 2010 года № 423, реализация которой позволит значительно расширить механизм поддержки рынка жилья, усилить координацию деятельности жилищной сферы, повысить эффективность использования бюджетных средств, направленных на цели стимулирования жилищного строительства, обеспечить поддержку всех категорий граждан, в том числе: молодых семей, молодых ученых, бюджетников, молодых специалистов.

В рамках новой программы поддержка молодых семей и молодых ученых предусмотрена в размере от 30% до 50% от фактической стоимости квадратного метра строящегося жилья.

Для обеспечения дальнейшего развития строительного комплекса необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение качества и конкурентоспособности продукции;

- реализация научно-технической политики, направленной на обновление основных фондов и внедрение новых технологий;

- активизация научно-исследовательской работы, обеспечивающей эффективное планирование развития территорий для возможного строительства, развития промышленности стройматериалов;

- создание условий для ресурсо- и энергосбережения в строительстве;

- создание и модернизация производств относительно дешевых строительных материалов и конструкций с максимальным использованием местного строительного сырья, обеспечивающих снижение стоимости строительства жилых домов и объектов, при повышении комфортности и экологической безопасности;

- развитие массового жилищного строительства для различных категорий граждан, удовлетворение социального спроса как по жилищной обеспеченности, так и по доступности жилья для граждан;

- развитие малоэтажного жилищного строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территорий, предусматривающей применение как индивидуальных, так и типовых проектных решений, с использованием унифицированных конструктивных элементов и строительных материалов, местных сырьевых ресурсов;

- создание условий для безопасной жизнедеятельности населения через реализацию мероприятий по сейсмоусилению объектов жизнеобеспечения, включенных в ОЦП "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года";

- создание эффективной системы сохранения, развития и использования кадрового потенциала;

- обеспечение экономического роста с выходом на устойчивое развитие и инвестиционную привлекательность отрасли.

Главной задачей в сфере градостроительства является подготовка документов территориального планирования - генеральных планов городских округов и схем территориального планирования муниципальных районов, разработка (корректировка) генеральных планов населенных пунктов, документации по планировке территорий, предназначенных для строительства.

Решение этой задачи позволит перейти к комплексной застройке городов жилыми кварталами, микрорайонами с одновременным строительством объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

 

1.1.5. Инвестиционная деятельность

 

На протяжении ряда лет в Сахалинской области отмечается высокая инвестиционная активность. По данным Сахалинстата, объем инвестиций в основной капитал в 2015 году составил 252,1 млрд. рублей. Увеличение объема инвестиций в основной капитал обусловлено инвестиционными планами компаний, связанными с дальнейшим развитием добычи в рамках проектов «Сахалин», а также реализации СПГ-проектов компаниями ОАО «НК «Роснефть» и «Газпром». Доля инвестиций в основной капитал нефтегазового сектора составила в 2015 году 87,6%.

Помимо нефтегазовой отрасли, положительная динамика вложения инвестиций наблюдается и в других отраслях экономики. Рост собственных доходов позволил наращивать бюджетные инвестиции на строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, в строительном комплексе. Это позволяет обеспечивать аккумуляцию финансовых ресурсов и ускоренными темпами осуществлять строительство опорных объектов транспортной инфраструктуры, проводить модернизацию  региональной энергосистемы системы и  системы ЖКХ.

Активную поддержку получает сельское хозяйство. Область нацелена на наращивание собственного сельхозпроизводства, в том числе особое внимание уделяется выращиванию картофеля и овощей, производству мяса и молочной продукции.

В животноводстве и растениеводстве реализуются порядка 12 проектов на общую сумму 18 млрд. рублей. В энергетике – это генерирующие мощности ГРЭС-2, Ногликской станции, Охинской ТЭЦ и сетевое хозяйство с суммарным объемом затрат более 50 млрд. рублей.

В марте 2016 года Правительством Российской Федерации приняты решения по созданию двух территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Горный воздух», специализация – спорт и туризм и «Южная» – сельское хозяйство. Специализация планируемых к созданию ТОР в Сахалинской области соответствует стратегическим направлениям развития экономики Сахалинской области и направлена на снижение зависимости островного региона от импорта продукции, обеспечение продовольственной безопасности и увеличение экспортного потенциала экономики области.

В рамках двух ТОР планируется реализовать 13 проектов с участием 11 резидентов. Совокупный приток частных инвестиций составит 17,3 млрд. рублей.

В целом, в инвестиционном активе Сахалинской области содержится 91 проект (включая проекты в стадии проработки) на общую сумму 2,2 трлн. руб.

Реализация региональной инвестиционной политики в Сахалинской области осуществляется по двум ключевым направлениям – формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе и оказание мер государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов.

Основными направлениями по активизации инвестиционной деятельности являются:

- внедрение и обеспечение реализации основных положений Стандарта деятельности областных органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата;

- реализация плана по импортозамещению и наращиванию экспортного потенциала Сахалинской области;

- расширение механизмов стимулирования инвестиционной деятельности для локализации производств в регионе;

- софинансирование муниципальных программ по развитию инвестиционного потенциала;

- сопровождение реализации приоритетных инвестиционных проектов;

- повышение результативности мероприятий, предусмотренных в рамках подпрограммы «Развитие инвестиционного потенциала в Сахалинской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная политика на период до 2020 года», и обеспечение эффективного использования бюджетных средств, направляемых на финансирование указанной программы;

- организация работы по созданию и функционированию территорий опережающего развития;

- разработка проектов создания индустриальных и агропромышленных парков, а также организация взаимодействия с федеральными институтами развития.

 

1.2. Ситуационный анализ условий реализации КПТО

 

1.2.1. Подходы к ситуационному анализу условий реализации КПТО

 

Ситуационный анализ условий реализации КПТО выполнен с учётом проведённого выше анализа для определения сдерживающих и способствующих развитию факторов, определяющих в перспективе конъюнктуру транспортного рынка.

Анализ выполнен в форме матрицы ситуационного анализа, адаптированной для целей анализа развития пригородного пассажирского транспорта. В ходе анализа выявляются позитивные, негативные факторы, а также ключевые неопределённости, по следующим направлениям:

- внешняя макросреда, включая политические, экономические, социальные, технологические, правовые тенденции;

- среда влияния – факторы внешней среды, которые развиваются во взаимосвязи и во взаимозависимости с развитием транспортной системы: развитие пригородных территорий, непосредственно тяготеющих к железной дороге или автомобильным магистралям, распределение мест приложений труда и ряд других;

- внутренняя среда, включая тенденции развития спроса и предложения транспортных услуг, регулирование и поддержка развития инфраструктуры и перевозочной деятельности.

 

1.2.2. Ключевые негативные факторы, сдерживающие развитие пригородного транспорта

 

Анализ возможных негативных факторов развития транспортной системы произведён на основе представленной в предыдущих разделах информации. Результаты сведены в Таблица 2.

 

Таблица 2. Негативные факторы развития пригородного транспорта Сахалинской области

Направление анализа

Ключевые негативные факторы

Внешняя макросреда

- низкая плотность населения;

- снижение численности населения, миграционный отток;

- неравномерная плотность расселения по территории Сахалинской области

Среда влияния

- повышение уровня автомобилизации с сохранением отрицательной динамики спроса на пригородные пассажирские перевозки общественным транспортом

 

Внутренняя среда

- низкая инвестиционная привлекательность пригородных перевозок;

- наличие нелегальных пригородных и межмуниципальных автобусных перевозок

 

1.2.3. Возможности для развития пригородного транспорта

 

Анализ возможностей, которые могут оказать позитивное влияние на транспортное развитие, сведён в таблицу 3.

 

Таблица 3. Возможности для развития пригородного транспорта

Направление анализа

Ключевые возможности

Внешняя макросреда

- общее повышение благосостояния населения за счёт общего эволюционного роста экономики России;

- унификация подходов к транспортному планированию и повышение прозрачности функционирования транспортного комплекса Российской Федерации

 

Среда влияния

- реализация проектов по созданию территориальных кластеров, приводящая к повышению занятости, благосостояния населения, потребности в поездках, развитию территорий Сахалинской области;

- эффективная нормативно-правовая база Сахалинской области, обеспечивающая необходимые возможности для реализации мероприятий по оптимизации схемы транспортного обслуживания

 

1.3. Выводы

 

На текущий момент общие условия развития рынка пригородных перевозок в Сахалинской области являются стабильными.

Наиболее существенное влияние на развитие рынка пригородных перевозок оказывает финансирование пригородных пассажирских перевозок как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

Ключевыми негативными факторами развития пригородных пассажирских перевозок в Сахалинской области является снижение численности населения и крайне неблагоприятная система расселения, что формирует низкий спрос на пригородные перевозки, убытки и сложности в расходовании бюджетных средств в транспортной отрасли.

Ключевыми факторами развития пригородных пассажирских перевозок в Сахалинской области должны стать оптимизация маршрутной сети и транспортных потоков, организация мультимодального пригородного сообщения с применением современных логистических принципов.

Сведения настоящего раздела будут учтены при формировании целевой модели, дорожной карты, документа планирования регулярных перевозок и при выполнении прогнозирования перспективных показателей развития транспортного комплекса.

2. Существующее состояние транспортного обслуживания населения Сахалинской области в части пригородных пассажирских перевозок

 

2.1.  Анализ схемы транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок

 

Пригородные перевозки на территории Сахалинской области осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом.

Основной объём пригородных перевозок выполняет автомобильный транспорт, на долю которого приходится 96% пассажиропотока.

Перевозки осуществляются по 13 сообщениям пригородных перевозок железнодорожным транспортом. Реестр сообщений представлен в таблице 4.

 

Таблица 4. Реестр пригородных пассажирских сообщений

№ строки

Идентификатор (наименование) сообщения

Транспорт-ные центры, включенные в сообщение

Протяженность сообщения, км

Социальная значимость

 

воздушная

тариф-ная

 

1

2

3

4

5

6

 

1.

Железнодорожный транспорт

 

1.1.

Южно-Сахалинск - Томари

г. Южно-Сахалинск; г. Долинск; г. Томари

105

318,6

Социально значимый

1.2.

Южно-Сахалинск - Быков

г. Южно-Сахалинск; с. Быков

43

99

Социально значимый

1.3.

Южно-Сахалинск -
Новодеревенская

г. Южно-Сахалинск; с. Дальнее

12

30,6

 

Социально значимый

1.4.

Южно-Сахалинск - 2 км ПК3 (Пять углов)

г. Южно-Сахалинск; г. Корсаков

35

73,8

 

Социально значимый

1.5.

Поронайск - Победино

г. Поронайск; пгт. Смирных

73

151,2

 

Социально значимый

1.6.

Холмск-Северный - 77 км ПК9

г. Холмск

6

23,4

Социально значимый

1.7.

Холмск - Чехов

г. Холмск; г. Чехов

44

84,6

Социально значимый

1.8.

Холмск - Томари

г. Холмск;  г. Чехов;
г. Томари

80

162

Социально значимый

1.9.

Южно-Сахалинск - Дальнее

г. Южно-Сахалинск; с. Дальнее

4

5

Социально значимый

1.10.

Чехов - 77 км ПК9

г. Холмск; г. Чехов

50

57

Социально значимый

1.11.

Томари - 77 км ПК9

г. Холмск;  г. Чехов;
г. Томари

86

103

Социально значимый

1.12.

Южно-Сахалинск - Тихая

г. Южно-Сахалинск; г. Долинск

132

237,6

Социально значимый

1.13.

Тихая - Поронайск

г. Поронайск; г. Макаров

156

280,8

Социально значимый


Информация по документу
Читайте также