Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 06.06.2017 № 215а

 

администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

постановление

 

 

06.06.2017

№ 215а

 

 

О внесении изменений в отдельные постановления

Администрации Томской области

 

 

В целях совершенствования нормативных правовых актов, приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Внести в постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 № 488а «Об утверждении государственной программы «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области» («Собрание законодательства Томской области», № 12/2 (113), часть 2 от 30.12.2014) изменение, изложив государственную программу «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области», утвержденную указанным постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Внести в постановление Администрации Томской области от 13.05.2010 № 94а «О Порядке предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования» («Собрание законодательства Томской области», № 5/2 (58) от 31.05.2010) следующие изменения:

1) подпункты 4), 31), 45) пункта 2 признать утратившими силу;

2) дополнить пунктом 2-4 следующего содержания:

«2-4. Предоставить из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных образований Томской области в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением (приложение № 1):

1) на обеспечение участия спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов Томской области в официальных региональных спортивных, физкультурных мероприятиях, проводимых на территории Томской области, за исключением спортивных сборных команд муниципального образования «Город Томск», муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области», муниципального образования «Томский район»;

2) на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для спортивных школ;

3) на укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта муниципальных образований, принимающих областные сельские спортивные игры.»;

3) в Порядке предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования, утвержденном указанным постановлением (приложение № 1):

пункт 3 после слов «подпунктами 1), 2), 3) пункта 2-3» дополнить словами «, пунктом 2-4»;

пункт 18 признать утратившим силу;

4) приложения №№ 5, 32, 46 к постановлению признать утратившими силу.

3. Департаменту информационной политики Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

 

 

 

И.о. временно исполняющего обязанности

Губернатора Томской области                                                                            А.М.Рожков

 

 

 


Приложение

к постановлению Администрации Томской области

от 06.06.2017 № 215а

 

 

 

Государственная программа

«Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области»

 

Паспорт государственной программы

 

 

Наименование государственной программы

Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области

Соисполнители государственной программы

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области;

Департамент архитектуры и строительства Томской области

Участники государственной программы

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области;

Департамент архитектуры и строительства Томской области

Цель социально-экономического развития Томской области, на реализацию которой направлена государственная программа

Повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала

Цель государственной программы

Создание условий для развития физической культуры и спорта, эффективной молодежной политики в Томской области

Показатели цели государственной программы и их значения (с детализацией по годам реализации)

Показатели цели

2013 год факт

2014 год факт

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %

18,9

18,8

18,8

19

25,5

27,5

29,5

32

2. Удельный вес молодежи (14 – 30 лет) с активной гражданской позицией в общей численности населения данной возрастной группы, %

49

38

45

46

47

48

49

50

Задачи государственной программы

Задача 1. Создание условий для развития массового спорта.

Задача 2. Создание условий для развития спорта высших достижений.

Задача 3. Повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями и улучшение спортивной инфраструктуры в Томской области.

Задача 4. Создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи

Показатели задач государственной программы и их значения (с детализацией по годам реализации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели задач

2013 год факт

2014 год факт

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Задача 1. Создание условий для развития массового спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель 1 задачи 1. Доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике, %

8

10

10,4

16,4

17

18

19

20

Показатель 2 задачи 1. Доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов, %

40,9

42,6

44,3

60,2

63

67

71

75

Показатель 3 задачи 1. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, %

6,7

4,5

4,6

8,65

7,5

8,3

9,8

14,7

Задача 2. Создание условий для развития спорта высших достижений

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель 1 задачи 2. Численность спортсменов Томской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, чел.

31

40

68

75

75

75

75

75

Задача 3. Повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями и улучшение спортивной инфраструктуры в Томской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель 1 задачи 3. Уровень обеспеченности населения, проживающего на территории Томской области, спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, %

25,4

25

28

28

35

38

40

43

Задача 4. Создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель 1 задачи 4. Доля молодежи (14 – 30 лет), положительно оценивающей возможности для развития и самореализации молодежи в регионе, %

30

48

36

40

40

42

44

46

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 «Развитие физической культуры и массового спорта».

Подпрограмма 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва».

Подпрограмма 3 «Расширение сети спортивных сооружений».

Подпрограмма 4 «Создание условий для развития эффективной молодежной политики в Томской области».

Обеспечивающая подпрограмма

Ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной программы (далее – ВЦП)

ВЦП 1 «Создание благоприятных условий для увеличения охвата населения спортом и физической культурой».

ВЦП 2 «Совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса и создание условий, направленных на увеличение числа перспективных спортсменов».

ВЦП 3 «Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области»

Сроки реализации государственной программы

2015 – 2020 годы

Объем и источники финансирования государственной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)

Источники

Всего

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

федеральный бюджет (по согласованию (прогноз)

20 929,2

7 201,3

7 591,7

6 136,2

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

2 469 903,8

520 110,7

427 547,9

388 184,8

399 686,8

374 686,8

359 686,8

местные бюджеты (по согласованию (прогноз)

47 245,9

33 476,8

3 202,7

50,0

6 010,5

4 505,9

0,0

внебюджетные источники (по согласованию (прогноз)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

всего по источникам

2 538 078,9

560 788,8

438 342,3

394 371,0

405 697,3

379 192,7

359 686,8


1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы,

в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

 

Государственная программа «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области» (далее – Программа) реализуется в сфере физической культуры и спорта, а также в сфере государственной молодежной политики.

Анализ вышеуказанных сфер возможен по следующим наиболее значимым направлениям деятельности:

создание условий для развития массового спорта;

создание условий для развития спорта высших достижений;

повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями и улучшение спортивной инфраструктуры;

создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи.

Данные направления определены в качестве основных задач настоящей Программы и соответствуют основным направлениям реализации государственной политики Российской Федерации в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики в соответствии с федеральным законодательством.

Также обозначенные выше направления соответствуют целевым приоритетным направлениям деятельности, определенным Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года» (далее – Стратегия социально-экономического развития Томской области), а так же Стратегией развития социальной сферы Томской области до 2022 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2013 № 1531 «О Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года» (далее – Стратегия развития социальной сферы Томской области).

Качественная реализация мероприятий по указанным направлениям способствует достижению цели социально-экономического развития Томской области – повышению уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накоплению человеческого капитала.

Томская область расположена в географическом центре Сибири – в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Входит в состав Сибирского федерального округа (далее – СФО). Граничит на юге с Кемеровской и Новосибирской областями, на юго-западе – с Омской областью, на западе, северо-западе и севере – с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой, на северо-востоке и востоке – с Красноярским краем.

В рамках мероприятий по развитию физической культуры и спорта и молодежной политики Томская область активно взаимодействует с вышеуказанными регионами. В частности большинство спортивных соревнований, в которых принимают участие спортсмены Томской области, проводятся на территории данных субъектов Российской Федерации. Практикуется совместная подготовка высококвалифицированных спортсменов на основании соглашений между субъектами Российской Федерации.

Численность населения Томской области по состоянию на 01.01.2016 составляла 1 076 800 человек (на 01.01.2013 – 1 064 245 человек), за последние три года (с 2013 года по 2015 год) в регионе отмечается увеличение численности населения на 12 555 человек. На фоне возрастающей численности населения основные показатели, характеризующие развитие физической культуры и спорта, также имеют положительную динамику.

Основным относительным показателем уровня развития физической культуры и спорта является «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %». Указанный показатель является интегральным, поскольку отражает уровень развития массового спорта, а также влияет на результативность в сфере спорта высших достижений. Кроме этого, рост данного показателя возможен при наличии соответствующей спортивной инфраструктуры.

В последнее десятилетие в Томской области наблюдается систематический рост значений данного показателя. В 2006 году он составлял 9,2%, в 2016 году – 26,5%. За последние три года (2014 – 2016 гг.) темп роста показателя составляет 7,7% (таблица 1). В абсолютных единицах с 2014 года по 2016 год (три года) количество жителей Томской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось с 187 942 человека до 266 605 человек (+78 663 человека).

Вместе с тем сравнительный анализ значений показателя «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %» Томской области с аналогичными значениями иных субъектов Российской Федерации показывает, что Томская область уступает среднероссийским значениям, а также средним значениям по СФО.

С 2013 года по 2016 год показатель «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %» увеличился:

на общероссийском уровне с 27,5% до 31,9% (+4,4%);

на уровне СФО с 26,4% до 30,2% (+3,8%)

по Томской области с 17% до 20,3% (+3,3%).

Позитивные тенденции наблюдаются и в основном относительном показателе «Удельный вес молодежи (14 – 30 лет) с активной гражданской позицией в общей численности населения данной возрастной группы, %», характеризующем уровень развития молодежной политики.

На территории Томской области проживают более 80 национальностей, в том числе малочисленные народы – чулымцы и кеты, насчитывающие менее 100 человек. Несмотря на это, официально признанные национальные виды спорта в Томской области отсутствуют.

Принимая во внимание многонациональность региона, в рамках мероприятий по молодежной политике значительное внимание уделяется формированию в молодежной среде толерантного отношения к представителям иных национальностей, религиозной и этнической принадлежности.

Плотность населения Томской области составляет 3,4 человека на 1 кв. км при общей площади региона 314,4 тыс. кв. км.

В состав Томской области входят 4 городских округа (Томск, Стрежевой, Кедровый, ЗАТО Северск), 16 муниципальных районов (Александровский, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский, Шегарский), включающих в себя 3 городских и 117 сельских поселений, 578 сельских населенных пунктов.

Негативными факторами, влияющими на возможности жителей участвовать в региональных физкультурных мероприятиях, спортивных соревнованиях и молодежных мероприятиях, проводимых в большинстве случаев в г. Томске, являются низкая плотность населения большинства муниципальных образований и низкая транспортная доступность целого ряда сельских населенных пунктов, особенно в весенний период.

Развитие массового спорта

Массовый спорт – это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.

Таким образом, существующая система массового спорта представляет собой две взаимосвязанные составляющие – систему массовых физкультурно-спортивных мероприятий и систему систематических занятий граждан массовым спортом.

Создание условий для развития массового спорта осуществляется посредством взаимодействия исполнительных органов государственной власти Томской области в сфере физической культуры и спорта и муниципальных органов управления в сфере физической культуры и спорта.

Согласно действующему законодательству создание условий для развития массового спорта относится к вопросам местного значения.

В целях содействия реализации вышеуказанных полномочий в Томской области исполняется Закон Томской области от 13 декабря 2006 года № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта». В рамках данного закона муниципальным образованиям Томской области из областного бюджета ежегодно предоставляются субсидии на оплату труда инструкторов по физической культуре и спорту, а также на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для их деятельности.

С целью привлечения различных категорий населения к систематическим занятиям физическими упражнениями по месту жительства инструкторы осуществляют агитационно-пропагандистскую работу с населением, формируют группы для организованных занятий, приобретают спортивный инвентарь и несут ответственность за его сохранность, проводят физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, обеспечивая при этом безопасность здоровья и жизни граждан. Работа осуществляется в течение всего календарного года в независимости от каникул и отпусков во внеурочное время в помещениях общеобразовательных школ, детских садов, во дворах, на стадионах, в домах культуры и т.д. В процессе работы инструкторы непосредственно по месту жительства организовывают досуг, обучают подвижным (дворовым) играм и командным видам спорта, проводят эстафеты, конкурсы и соревнования среди дворовых команд, туристические походы, беседы, викторины, спортивные праздники. В настоящее время в ходе реализации вышеуказанного закона стали формироваться отдельные специализированные направления деятельности инструкторов: детско-юношеский спорт, спорт инвалидов, работа с трудными подростками. Ежегодно инструкторами проводится более 6 000 физкультурно-спортивных мероприятий, в которых принимают участие более 200 000 человек.

В целях повышения активности муниципальных образований Томской области исполнительными органами государственной власти Томской области в сфере физической культуры и спорта организовываются и проводятся региональные смотры-конкурсы на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы, в том числе региональные этапы смотров-конкурсов всероссийского уровня, проводимых Министерством спорта Российской Федерации.

В целях вовлечения населения в активное физкультурно-спортивное движение ежегодно проводятся многочисленные массовые физкультурные мероприятия (спартакиады, фестивали и т.п.), в том числе около 80 – регионального уровня. Участие в указанных физкультурных мероприятиях принимают около 30 тыс. жителей Томской области. Наиболее значимые среди них, ставшие традиционными:

областные зимние и летние сельские спортивные игры «Снежные узоры» и «Стадион для всех»;

зимние и летние спартакиады трудящихся Томской области;

спартакиады летних оздоровительно-образовательных лагерей;

зимние и летние спартакиады среди молодежи Томской области допризывного возраста;

фестиваль национальных и неолимпийских видов спорта памяти Г.К. Жерлова.

Ежегодно все большую популярность среди населения приобретают всероссийские массовые соревнования:

по лыжным гонкам «Лыжня России»;

по спортивному ориентированию «Российский Азимут»;

по уличному баскетболу «Оранжевый Мяч»;

всероссийский день бега «Кросс Нации».

Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области активно ведется работа по вовлечению лиц с ограниченными возможностями в физкультурные мероприятия, в частности ежегодно проводятся фестиваль спортивных и творческих способностей лиц с ограниченными возможностями «Преодолей себя», а также областная спартакиада среди лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» с 2015 года в Российской Федерации началось внедрение указанного комплекса среди различных групп населения. Согласно утвержденному плану мероприятия по сдаче норм ГТО в Томской области проводятся с 2016 года. ГТО является одним из перспективных механизмов повышения количества систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом.

Сложившаяся система массового спорта в Томской области – сложная и многофункциональная, включающая образовательные организации различной ведомственной подчиненности, реализующие программы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, – детско-юношеские спортивные школы (далее – ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (далее – СДЮСШОР) и иные физкультурно-спортивные организации (физкультурно-спортивные общества, спортивные клубы и др.) различных организационно-правовых форм, в том числе коллективы физической культуры при образовательных организациях и т.п. (таблица 1).

Анализ динамики количества коллективов физической культуры за последние три года (2014 – 2016 годы) показывает позитивную тенденцию: увеличение с 1 229 единиц до 1 262 (+33 единицы). Следует отметить, что увеличение коллективов происходит в основном за счет системы фитнес-клубов. Количество коллективов физической культуры общеобразовательных учреждений, учреждений профессионального образования, высшего профессионального образования, дополнительного образования, учреждений и организаций по месту жительства сократилось, что связано с оптимизацией их деятельности. Вместе с тем наблюдается позитивная динамика среди количества спортивных клубов, созданных на базе существующих общеобразовательных учреждений, образовательных организаций высшего образования, а также учреждений и организаций, действующих по месту жительства граждан.

Спорт высших достижений

Спорт высших достижений – это часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях.

Существующая система спорта высших достижений включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

система подготовки спортивного резерва спортивных сборных команд Томской области и Российской Федерации;

система официальных спортивных соревнований;

система подготовки сборных команд Томской области;

система стимулирования спортсменов, показывающих высокие спортивные достижения, и их тренеров.

Подготовка спортивного резерва осуществляется коллективами физической культуры (таблица 1).

Наиболее значимыми субъектами физической культуры и спорта являются государственные и муниципальные физкультурно-спортивные организации. По состоянию на 31.12.2016 в Томской области действовали:

областное государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области»;

два областных государственных автономных учреждения – спортивные школы олимпийского резерва (ОГАУ «Томская областная спортивная школа олимпийского резерва», ОГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва Натальи Барановой»);

44 муниципальных ДЮСШ и СДЮСШОР, из них 25 учреждений подведомственны органам управления в сфере физической культуры и спорта (расположены в Верхнекетском районе, городах Томск, Северск и Стрежевой), а 19 учреждений – органам управления в сфере образования.

Контингент занимающихся указанных ДЮСШ, СДЮСШОР, СШОР за последние три года (2014 – 2016 гг.) увеличился с 23 622 человек до 24 010 (+388 человек). Данное увеличение наблюдается на фоне увеличения количества учреждений (+2 единицы за счет преобразования в спортивные школы олимпийского резерва областных государственных автономных учреждений: Томской областной школы высшего спортивного мастерства, Центра олимпийской подготовки Натальи Барановой) и увеличения тренерско-преподавательского состава (+26 штатных единиц). Вместе с тем отмечается изменение соотношения контингента занимающихся: увеличение в группах начальной подготовки и сокращение занимающихся на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Это негативный фактор, вызывающий риски снижения результативности спортивных сборных команд Томской области на межрегиональном, всероссийском и международном уровнях в ближайшие годы.

Объемы финансирования указанных организаций также увеличиваются. За три года (2014 – 2016 гг.) увеличение составило 287 017,6 тыс. рублей (на 30%). Анализ статей расходов на обеспечение деятельности указанных учреждений показывает, что предусмотренные в бюджетах объемы финансирования для ДЮСШ и СДЮСШОР позволяют покрыть расходы учреждений на выплату заработной платы работникам, а также оплатить коммунальные расходы. При этом недостаточно средств выделяется на обеспечение учащихся необходимым количеством централизованных тренировочных сборов и выездов на спортивные соревнования, на обеспечение спортивной экипировкой и спортивным инвентарем.

Особую роль в системе подготовки спортивного резерва имеют общественные организации – региональные спортивные федерации, прошедшие процедуру государственной аккредитации. По состоянию на 31.12.2016 в Томской области действуют 64 региональные спортивные федерации.

Региональные спортивные федерации во взаимодействии с Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области ежегодно организовывают и проводят на территории Томской области около 300 официальных спортивных соревнований. В указанных соревнованиях принимают участие более 30 тыс. спортсменов из Томской области и других регионов Российской Федерации. Сложившаяся система соревнований позволяет качественно формировать спортивные сборные команды Томской области.

Низкая транспортная доступность ряда сельских населенных пунктов, особенно в весенний период, негативно сказывается на возможности спортивных сборных команд муниципальных образований Томской области участвовать в региональных спортивных соревнованиях.

С целью решения указанной проблемы с 2013 года из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области предоставляется субсидия на обеспечение участия спортивных сборных команд муниципальных образований Томской области в официальных региональных спортивных, физкультурных мероприятиях, проводимых на территории Томской области, за исключением спортивных сборных команд муниципального образования «Город Томск», муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области», муниципального образования «Томский район».

Спортивные сборные команды Томской области при поддержке областного бюджета ежегодно принимают участие более чем в 300 официальных межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях, где ими завоевывается около 900 медалей разного достоинства. Указанная результативность в сфере спорта высших достижений также имеет отрицательную динамику (в 2014 году – 918 медалей, в 2016 году – 895 медалей).

Динамика количества спортсменов в разрезе их спортивной квалификации представлена в таблице 1. Динамика количества спортсменов, которым присвоено спортивное звание «Мастер спорта России», за прошедшие три года (2014 – 2016 гг.) имеет положительную тенденцию (+14 человек). Также в количестве спортсменов, выполнивших нормы и требования для присвоения разрядов «Кандидат в мастера спорта» и «первый спортивный разряд», присутствует стабильная позитивная динамика (в 2014 году 279 и 744 человека соответственно, в 2016 году 517 и 897 человек соответственно).


Информация по документу
Читайте также