Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1135-П

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

            25 декабря 2013 г.                                                             1135-П

г. Салехард

 

 

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого

автономного округа «Охрана окружающей среды
на 2014 – 2020 годы»

 

 

         В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере охраны окружающей среды Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа  п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Охрана окружающей среды на 2014 – 2020 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ситникова А.В.

 

 

          Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                            Д.Н. Кобылкин

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 25 декабря 2013 года №  1135-П

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Ямало-Ненецкого автономного округа «Охрана окружающей среды
на 2014 – 2020 годы»

 

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса
Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители Государственной программы 

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели Государственной программы

обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа

Задачи Государственной программы 

1) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

2) сохранение численности и разнообразия животного мира и водных биологических ресурсов

Сроки реализации  Государственной программы

2014 – 2020 годы

Показатели Государственной программы

1) доля площади особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от общей площади Ямало-Ненецкого автономного округа.

2) количество выявленных нарушений законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

Подпрограммы

1.  Сохранение экологического баланса и благоприятной окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа.

2.  Реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения отходов производства и потребления, а также организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

3.  Охрана и регулирование использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов в Ямало-Ненецком автономном округе.

4.  Искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов в Ямало-Ненецком автономном округе.

5.  Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе.

6.  Управление земельным фондом

Ресурсное обеспечение Государственной программы (тыс. рублей)

Общий объем финансирования – 6329341,4 тыс. руб.,

в том числе:

средства федерального

бюджета
170181,0 тыс. руб.

Объем финансирования Подпрограммы, утвержденный законом об окружном бюджете/планируемый

к утверждению, –

2192855,0 тыс. руб.

Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета –
4136486,4 тыс. руб.

2014 год – 727337,0 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 34 103,0 тыс. руб.

727337,0

0

2015 год – 734427,0 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 34193,0 тыс. руб.

734427,0

0

2016 год – 731091,0 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, –
34193,0 тыс. руб.

731091,0

0

2017 год – 1104587,2 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, –
16923,0 тыс. руб.

0

1104587,2

2018 год –1069905,5 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, - 16923,0 тыс. руб.

0

1069905,5

2019 год – 1014244,4 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 16923,0 тыс. руб.

0

1014244,4

2020 год – 947749,3 тыс. руб.

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, –16923,0 тыс. руб.

0

947749,3

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

Реализация Государственной программы  позволит достичь следующих конечных результатов:

- увеличить долю площади особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от 10,27% до 10,77% от общей площади Ямало-Ненецкого автономного округа;

- увеличить количество выявленных нарушений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 1130 до 1140 материалов

 

I. Характеристика текущего состояния окружающей среды
в Ямало-Ненецком автономном округ
е

 

Территория Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) характеризуется высокой степенью техногенного воздействия на окружающую среду. Поступление загрязняющих веществ в окружающую среду автономного округа происходит от источников, расположенных как на территории автономного округа, так и на сопредельных территориях, по водным артериям и воздуху.

В последние десятилетия в автономном округе идет активное промышленное освоение земель, связанное с добычей полезных ископаемых, к числу которых относится добыча нефти и газоконденсата. Сырьевая переориентация экономики автономного округа, интенсификация промышленного освоения вызывают повышенные антропогенные нагрузки на территории традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Строительство и расширение промышленных объектов, их функционирование, разработка полезных ископаемых оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, которая в зоне Крайнего Севера обладает слабой способностью к быстрому восстановлению. Деградация естественных экосистем в результате антропогенного воздействия поставила под угрозу исчезновения объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и .

Государственной программой «Охрана окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы» (далее – Государственная программа) предусмотрено решение проблем по охране атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, по охране водных объектов, по сохранению типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия.

 

Анализ проблем в области охраны окружающей среды

и обеспечения экологической безопасности автономного округа

 

Охрана атмосферного воздуха

 

Сегодня проблема эффективного использования попутного нефтяного газа (далее – ПНГ) – одна из наиболее актуальных для автономного округа. Она требует всестороннего решения как со стороны нефтедобывающих предприятий, так и со стороны органов государственной власти.

По итогам 2012 года добыча ПНГ составила 9,2 млрд. м3, из которого использовано 79%. Остальной газ сжигается на нефтепромыслах в открытых факелах.

По экспертным оценкам, к 2015 году будет добываться около 14,2 млрд. м3 попутного газа. При этом уровень полезного использования попутного газа уменьшится до 53%, объем сжигаемого газа вырастет до 7 млрд. м3.

Сжигание ПНГ на факелах свидетельствует о нерачительном подходе к использованию этого ценного сырья, об отношении к нему как к отходу производства. Такой подход наносит ощутимый вред экологии региона и среде обитания человека. Ежегодные выбросы вредных веществ от сжигания ПНГ в автономном округе составляют около 732 тыс. тонн вредных веществ, в том числе парниковых газов (диоксида углерода), – более 537 тыс. тонн.

Интенсивное негативное воздействие оказывают выбросы продуктов сгорания ПНГ – оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение атмосферного воздуха, почвы, растительности, водоемов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.

Вопросы сохранения окружающей природной среды, обеспечения устойчивого развития северных территорий, энергоэффективности являются приоритетными направлениями государственного регулирования на территории автономного округа. Стратегическая цель государственной политики Российской Федерации в области устойчивого развития Арктики по обеспечению сбалансированного решения проблем сохранения окружающей природной среды и задач социально-экономического развития в интересах нынешних и будущих поколений может быть реализована в рамках целостной системы государственного регулирования, важным блоком в которой будет разработанная и функционирующая система управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в атмосферу автономного округа.

 

Обращение с отходами производства и потребления

 

Свалки являются отличительной чертой многих городов нашей страны. В результате их роста уменьшаются площади городских земель, происходит захламление лесных насаждений и берегов водных объектов, загрязнение поверхностных и подземных вод.

Классический путь удаления отходов (контейнер – мусоровоз – свалка – рекультивация) в настоящее время неэффективен и потенциально опасен, поскольку даже тщательно обработанная и засыпанная свалка является источником так называемого «свалочного газа», стимулирующего парниковый эффект. Не стоит забывать и про большую опасность, которую представляют собой пожары на свалках. В результате горения смешанных отходов образуются загрязняющие вещества, оказывающие крайне негативное влияние на здоровье людей.

Проблемы обращения с отходами производства и потребления стоят очень остро и являются причиной не только экологических, но и экономических проблем, характерных как для всей страны, так и для автономного округа.

В последние годы в автономном округе образование отходов в целом растет (в 2009 году количество образовавшихся отходов составило 569867 тонн, в 2010 – 721180 тонн, в 2011 – 896725 тонн).

Структура образующихся отходов производства и потребления на территории автономного округа на протяжении нескольких лет остается практически неизменной. Большая часть отходов образуется на предприятиях нефтегазового комплекса (69,9%), на автотранспортных и строительных предприятиях, в жилищно-коммунальном хозяйстве (11,8%), прочие отходы составляют – 18,3%.

По данным федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», представленные Управлением Росприроднадзора по автономному округу, доля используемых и обезвреженных отходов в 2011 году составила 20%.

Причинами тому послужили сложная транспортная схема, затрудняющая вывоз отходов и вторичного сырья за пределы автономного округа, и относительно небольшое количество предприятий по сбору и переработке отходов.

Сложившаяся ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов со временем может привести к опасному загрязнению окружающей природной среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений жителей автономного округа. Например, в связи с недостаточным количеством полигонов для размещения отходов до сих пор широко распространена практика несанкционированного их размещения на территории автономного округа. Имеют место нарушения законодательства Российской Федерации при размещении и складировании промышленных и бытовых отходов. Повсеместно выявляются несанкционированные свалки бытовых отходов, особенно в пределах крупных городов и поселков, а также в лесных насаждениях вокруг них и на берегах водоемов общего пользования.

 

Оценка состояния окружающей среды

 

В соответствии с экологической доктриной Российской Федерации основной задачей в области экологического мониторинга на региональном уровне является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

В соответствии со Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с этим на территории автономного округа необходимо разработать и внедрить единую систему показателей экологического мониторинга для своевременного выявления и предупреждения негативного влияния вредных факторов на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности населения автономного округа.

В период с 2009 по 2011 годы в автономном округе в рамках ведомственной целевой «Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 – 2011 годы)»
(далее – Программа 2009 – 2011 годов) были выполнены работы по созданию (разработка) системы экологического мониторинга автономного округа.

В 2009 году была разработана программа мониторинга и произведен предварительный подбор мест расположения семи мониторинговых полигонов для ежегодных наблюдений за компонентами окружающей среды: земля, почвы, поверхностные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, ландшафт в целом, оленьи пастбища, подвергающиеся интенсивному использованию в результате традиционной хозяйственной деятельности коренного населения и влиянию промышленной деятельности.

В 2010 году были проведены подготовительные работы, включающие предварительную разработку наземных маршрутов, подбор необходимого оборудования, информирование администраций муниципальных образований, районов в автономном округе о начале работ и оформление разрешений на проведение работ на территории района; полевые изыскательские работы по закладке мониторинговых полигонов, в результате которых на территории автономного округа были заложены 7 мониторинговых полигонов: в Ямальском, Надымском, Приуральском, Пуровском и Шурышкарском районах, а также постоянных пробных площадок для взятия анализов природных сред, положено начало экологического мониторинга.

Проведен фоновый мониторинг поверхностных вод и донных отложений (гидрологические и гидрохимические исследования), почв, растительного покрова на территориях мониторинговых полигонов, представлены результаты лабораторных анализов физико-химических свойств поверхностных вод, донных отложений, почв, растений, отобранных на ключевых участках. Дана фенологическая характеристика точек отбора образцов, представлены основные ландшафтно-геохимические и фитоценотические особенности участка с учетом географической привязки точек отбора проб, положения в мезорельефе, типов растительного сообщества и почв.

Изучена наземная фауна на 7 исследуемых полигонах с целью наиболее полного учета всего комплекса видового разнообразия объектов животного мира. Дана качественная и количественная характеристика населения хозяйственно-ценных видов животных, выявлены и зафиксированы на GPS-навигаторе координаты всех встреченных животных, занесенных в Красную книгу и , по каждому полигону даны таблицы плотностей обитания хозяйственно-ценных видов животных и видов, занесенных в Красную книгу. Сделаны лабораторные анализы по выявлению морфологических изменений у видов индикаторов. Представлены тематический картографический материал, программный комплекс с возможностью пополнения базы данных фоновых и мониторинговых изменений состояния природных сред, фотодокументы. Дана экологическая оценка фонового состояния окружающей среды полигонов.

В 2011 году подготовлены итоговый отчет, доработанный программный комплекс, методические рекомендации по определению исходной загрязненности компонентов природной среды и ведению локального экологического мониторинга в рамках формирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды автономного округа.

Поскольку перспективы развития автономного округа, в том числе реализация масштабных инвестиционных проектов повлечет за собой увеличение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды, было принято решение о расширении сети мониторинговых полигонов, что предусмотрено в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 – 2016 гг.».

В 2012 году сеть мониторинговых полигонов в Ямальском, Шурышкарском, Приуральском, Пуровском, Надымском, Тазовском районах увеличена                      до 10 единиц. Для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды количество анализов проб воды, почв, донных отложений, растительности, снега увеличено с 1442 до 2024 штук в год.

Большое количество собранного за истекший период информационного и картографического материала определило необходимость систематизации полученных данных, в результате чего была разработана информационно-аналитическая система «Система экологического мониторинга Ямало-Ненецкого автономного округа», которая позволяет формировать различные отчетные материалы о состоянии окружающей среды за установленный период наблюдений, а также, осуществлять оценку и прогнозирование экологических угроз.

С целью дальнейшего развития территориальной системы экологического мониторинга на территории округа постановлением Правительства автономного округа от 14 февраля 2013 года № 56-П «О территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа» введено Положение о территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории автономного округа, согласно которому предприятия автономного округа предоставляют данные производственного экологического мониторинга для аккумулирования в информационном ресурсе.

Такой подход позволит получить полную оценку состояния окружающей среды на всей территории округа, который даст возможность своевременно выявить угрозы окружающей среде и выработать комплекс мер, направленных на обеспечение экологической безопасности.

Дальнейшее развитие наблюдательной сети планируется за счет расширения состава научных исследований, продолжения наблюдений на фоновых мониторинговых полигонах с целью оценки исходного состояния компонентов окружающей среды и отслеживания возможных изменений, анализа состояния окружающей среды на участках производственного экологического контроля (мониторинга), увеличения количества пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды.

 

Охрана водных объектов

 

Округ принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами субъектов Российской Федерации. Речная сеть округа включает: около 50 тысяч рек, ручьев и проток и принадлежит к бассейну Карского моря, около 300 тысяч озер, а также многочисленные болота.

Большинство водотоков автономного округа относится к категории малых рек и представлено ручьями  и малыми реками. Основными наиболее крупными поверхностными водными объектами автономного округа являются: р. Обь
с притоками, р. Таз, р. Надым, р. Пур.

В соответствии с водохозяйственным районированием территории Российской Федерации водные объекты, расположенные на территории автономного округа относятся к 9 водохозяйственным участкам.

Площадь автономного округа составляет 769,3 тыс. км2 , включая острова в Карском море. Удельная водообеспеченность на единицу площади составляет около 760 мм, что в 3 раза больше чем по России, а на каждого человека в автономном округе приходится более чем по 1 млн. м3 речной воды, что в 35 раз больше чем в целом по России.

Характерная особенность местного ландшафта – древние долины стока, многочисленные мореные гряды (в Приуралье), обилие озер, преимущественно ледникового происхождения. Объем речного стока, формирующегося на территории автономного округа составляет 565 км3, что составляет 14% от общего стока по России.

Болотами покрыто 35% территории округа, в некоторых районах - намного больше. Общая площадь занятая водной акваторией без учета болот составляет
13 501,1 тыс. га.

Производственная деятельность автономного округа, на протяжении более тридцати лет, связанная, в основном, с разведкой и освоением месторождений углеводородного сырья, сопровождающаяся строительством необходимой инфраструктуры, ведет к негативному воздействию на земельные ресурсы, почвы, растительный и животный миры, что в конечном итоге приводит к ухудшению экологического состояния окружающей природной среды, в том числе водных экосистем.

Качество основных водных объектов автономного округа р. Обь, р. Пур,
р. Таз, р. Надым в динамике с 2005 по 2011 год оценивалось четвертым классом с разрядами 4В, 4Б – очень грязная и грязная, а также пятым классом – экстремально грязная (2005, 2007, 2009 годы р. Надым и р. Обь).

Вода как ресурс используется во всех сферах современного производства и жизнедеятельности населения. Поверхностные воды, являясь нижним уровнем в элементарном геохимическом ландшафте, представляют собой область сноса, наиболее уязвимую по отношению к антропогенному воздействию.

В 2012 году на территории автономного округа зарегистрировано                      86 предприятий-водопользователей, имеющих собственные водозаборы, осуществляющие сброс сточных вод в поверхностные водные объекты.

 Объем воды забранной из природных водных объектов автономного округа составил 234,59 млн. м3, из них 19,63 млн. м3 из поверхностных водных объектов.

Объем водоотведения в поверхностные водные объекты составил
37,81 млн.м3, из них недостаточно очищенной – 33,10 млн. м3.

Кроме предприятий, осуществляющих забор воды или сброс сточных вод,  активно используются акватории водных объектов для строительства и эксплуатации газонефтепроводов, отстоя флота, разведки, добычи полезных ископаемых и в других целях.

Важнейшей ролью в области использования и охраны водных объектов, своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, обеспечения разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, является проведение мониторинга водных объектов.

На территории автономного округа действует федеральная наблюдательная сеть за состоянием водных объектов, состоящая из 25 постов государственного учреждения «Ямало-Ненецкий центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ЯНЦГМС).

На 14 постах ведутся как гидрологические, так и гидрохимические наблюдения, на 3 постах – только гидрохимические и на 8 – только гидрологические наблюдения. В рамках гидрологических наблюдений отслеживаются следующие параметры: уровни и расходы воды, температура, толщина льда.

Кроме ЯНЦГМС в контрольных створах, установленных для действующих выпусков сточных вод в водные объекты, гидрохимические наблюдения на заявительной основе (договор) с предприятиями-водопользователями осуществляет филиал Федерального государственного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу» по автономному округу.

Объем лабораторных исследований по отбору и анализу проб, осуществляемый указанными организациями, является недостаточным, так как не охватывает полный спектр необходимых наблюдений.

В соответствии с об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года № 219, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации организовывают и осуществляют мониторинг водных объектов, в том числе: дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенныхна территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований (далее – мониторинг водных объектов) в целях  предоставления сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.

В рамках установленных полномочий 2012 году в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округа на 2012 – 2016 годы» (далее – ОДЦП), утвержденной постановлением Правительства автономного округа
от 23 декабря 2011 года «
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 – 2016 годы», предусмотрены следующие мероприятия.

1. В целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на водные объекты, обеспечения разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов организован мониторинг водных объектов на 30 участках водных объектов, наиболее подверженных негативному воздействию и расположенных вблизи населенных пунктов, в том числе: р. Пяку-Пур (г. Губкинский,г. Тарко-Сале),
р. Янга-Яха (г. Ноябрьск), р. Текуше-Яха (г. Муравленко), р. Ево-Яха
(г. Новый Уренгой), р. Ханмей (г. Лабытнанги), р. Васьеган (г. Салехард), протока Выл-Посл (г. Лабытнанги), р. Вындяда (г. Лабытнанги), р. Полуй (г. Салехард),
 р. Собь (пос. Харп); р. Таз (пгт Тазовский – 2 участка); р. Таз (пос. Газ-Сале);
р. Гыда (пос. Гыда); р. Юнтосе (пос. Гыда); р. Толянг-Яха 
(пос. Новозаполярный); р. Ныда (пос. Заполярный, пос. Ныда), р. Правая Хетта (пос. Пангоды), р. Левая Хетта (пос. Приозерный), р. Надым (г. Надым), протока Нгарка-Вэло-Яха (г. Надым); р. Варыхадыта (с. Яр-Сале), р. Обь (Надымская Обь) (пос. Салемал), протока Янгута (пос. Панаевск); р. Таз (с. Красноселькуп,
с. Толька); р. Сыня(с. Овгорт), р. Малая Обь (с. Мужи).

Проведено обследование 151 км береговых линий и водоохранных зон, в результате выявлены участки подверженные разрушению и переработке, на которых расположены производственные и социальные объекты; нарушения режима использования водоохранных зон (захламление и засорение). Отобрано 180 проб донного грунта и проведены их лабораторные исследования, получены фотоснимки характеризующие рельеф дна и наличие инородных предметов.

По результатам мониторинга обозначены следующие основные негативные тенденции:

- деформации русел происходят в условиях легкоразмываемых грунтов и длительного затопления поймы – р. Ныда (с. Ныда, пос. Заполярный), р. Надым
(г. Надым), р. Ханмей (г. Лабытнанги), р. Сыня (с. Овгорт), р. Таз (пос. Толька);

- серьезную проблему для населенных пунктов представляет факт возникновения и развития экзогенных геологических процессов в береговых зонах водотоков, из которых наиболее распространены:

- овражная эрозия: р. Полуй (г. Салехард), р. Надымская Обь (пос. Салемал),
р. Таз (с. Красноселькуп);

- боковая эрозия (размыв берега): р. Правая Хетта (пос. Пангоды), р. Ныда
(пос. Заполярный), р. Пяку-Пур (г. Губкинский, г. Тарко-Сале), р. Ево-Яха
(г. Новый Уренгой), р. Гыда (пос. Гыда), р. Таз (пос. Толька).

Наиболее высокая степень переработки (разрушения) берега характерна для участков рек: р. Таз в границах с. Толька – 6,4 м/год, р. Ево-Яха в границах
г. Новый Уренгой – 5,45 м/год. Для р. Пяку-Пур в границах г. Губкинский и
г. Тарко-Сале переработка берега составила более 2 м/год, а за период с 1990 по 2012 год береговая линия сместилась в сторону населенного пункта в среднем на 50 м (г. Тарко-Сале). Для реки Ево-Яха с 2001 по 2012 год береговая линия сместилась в сторону населенного пункта в среднем на 60 м.

- при исследовании донных отложений выявлено превышение концентраций тяжелых металлов на р. Пяку-Пур (свинец), в границах понтонно-мостовой переправы и р. Надым в границах г. Надым.

2. Для экологической реабилитации водных объектов, очистки от загрязнений акваторий и прилегающих к ним территорий, восстановления естественного потока рек и водных подходов к населенным пунктам в 2012 году, в рамках ОДЦП, выполнены работы по расчистке русла р. Полуй в границах муниципального образования г. Салехард. Начаты работы по расчистке протоки Выл-Посл в границах муниципального образования г. Лабытнанги и р. Надым в границах муниципального образования г. Надым.

Расчищено 6 521 м русел водных объектов, извлечено 306 425 м3 донных отложений, 26 000 м3 топлой древесины, 186 тонн металлолома и 205 тонн железобетонных отходов.

Работы по расчистке русел водных объектов и очистке акваторий будут продолжены в рамках указанной программы.

3. По водным объектам, нуждающимся в выполнении работ  по очистке и благоустройству береговых линий, расчистке русел и восстановлению водных подходов к населенным пунктам, а также в выполнении работ по поднятию затонувших плавсредств и другого имущества выполнено проектирование по
18 участкам водных объектов. За период действия программы проектная документация будет подготовлена еще по 36 участкам водных объектов.

В соответствии со статьей 25 Водного Кодекса Российской Федерации в целях охраны водных объектов и регулирования водопользования на территории автономного округа в соответствии с установленными полномочиями департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа осуществляются следующие основные полномочия: владение пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности автономного округа, а также осуществление мер поихохране и предотвращению негативного воздействия вод; утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях и установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; осуществление регионального государственного надзора, разработка, утверждение и реализация программ автономного округа по использованию и охране водных объектов; резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и прочие.

4. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа осуществляет следующие переданные полномочия по:

         - осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории автономного округа;

         - осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории автономного округа.

         4.1. Осуществление мер по охране водных объектов или их частей и  предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Исполнение переданных полномочий по данному направлению предусматривает реализацию мероприятий по:

- установлению и закреплению на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

- разработке и реализации мер по расчистке, углублению и регулированию русел рек, а также отдельные мероприятия по берегоукреплению и строительству инженерной защиты.

Объем выделенных автономному округу субвенций с 2007 по 2013 год составил 77,5 млн. рублей, в том числе на 2013 год – 16,860 млн. руб.

4.2. Меры по охране водных объектов или их частей и предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий реализуются за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых автономному округу на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений.

 

Особо охраняемые природные территории

и сохранение биологического разнообразия

 

Современное понимание охраны природы рассматривает формирование системы особо охраняемых природных территорий как важнейший путь для сохранения среды обитания биологических видов, ценных как в хозяйственном, так и в экологическом аспектах. Особо охраняемые природные территории
(далее – ООПТ) охватывают большое разнообразие природных комплексов и объектов животного и растительного мира, нуждающихся в особой охране.

По состоянию на 01 января 2013 года, на территории автономного округа функционируют 14 ООПТ, из них: 8 государственных биологических заказников регионального значения, 2 государственных биосферных заповедника,                    3 государственных биологических заказника федерального значения, 1 памятник природы регионального значения.

Общая площадь ООПТ автономного округа – 7896,517 тыс. га, что составляет 10,27% от площади округа, в том числе:

- площадь ООПТ регионального значения – 5475,035 тыс. га, что составляет 7,12% от площади автономного округа;

- площадь ООПТ федерального значения – 2421,5 тыс. га, что составляет 3,15% от площади автономного округа.

Сеть ООПТ автономного округа функционирует в условиях постоянно нарастающей интенсивной хозяйственной деятельности, включающей строительство транспортных и энергетических коммуникаций, проведения геологоразведочных работ, увеличения площади промышленной разведки полезных ископаемых, развития инфраструктуры горнодобывающего, нефтегазового и энергетического промышленных комплексов. Значительное воздействие на природные комплексы ООПТ автономного округа оказывает агропромышленный комплекс, постоянно увеличивающий площадь и интенсивность выпаса домашнего северного оленя.

Все вышеперечисленные факты указывают на необходимость проведения ряда мероприятий по повышению эффективности охраны ООПТ.

В настоящее время на ООПТ регионального значения отсутствует должная материальная база. Кордоны (жилые и производственные помещения) в ООПТ представлены, как правило, ветхими, временными сооружениями, не соответствующими санитарным и противопожарным требованиям и не пригодными для выполнения должностных обязанностей сотрудниками службы охраны ООПТ. В связи с этим в рамках Государственной программы планируется мероприятие по разработке проектно-сметной документации и строительству
8 кордонов (жилых и производственных помещений) для охраны ООПТ регионального значения.

Добычей и производством охотничьей продукции занимаются около                   10 тысяч человек. Кроме того, лицензируемые виды животных имеют большое значение в традиционном укладе жизни коренных малочисленных народов Севера, в обеспечении необходимой белковой пищи, мехового сырья для изготовления предметов одежды и быта.

Состояние и тенденции изменения численности объектов животного мира обусловлены главным образом изменениями местообитаний, а также браконьерством и прессом волка на численность северного оленя, лося. Невозможно точно установить количественные показатели незаконной добычи лицензионных видов диких животных, но, несомненно, они очень велики и по расчетам приблизительно в 2 – 3 раза превосходят официальные показатели разрешенной добычи. В соответствии с требованиями законодательства автономного округа необходимо проводить масштабный учет численности копытных животных и подтверждать в Минприроды Российской Федерации обоснованность лимитов добычи лося и дикого северного оленя. В соответствии с требованиями методических рекомендаций по авиаучету лося и других лесных копытных животных на больших территориях, для проведения учета лося и дикого северного оленя на территории автономного округа требуется оплата минимум 148 полетных часов вертолета.

Авиаучет копытных на территории автономного округа проводился в
2001 году. Сведения десятилетней давности уже не отражают состояние численности диких копытных в автономном округе и не отвечают рекомендациям Минприроды Российской Федерации – проводить абсолютный учет таких охотничьих ресурсов каждые пять лет. Решение данной проблемы ­– рациональное осуществление программно-целевого метода, путем  включения необходимых мероприятий в настоящую Государственную программу.

Анализ состояния фауны в автономном округе за последние десятилетия свидетельствует о том, что численность и ареал ни одного вида диких животных не сократились вследствие спортивной охоты. Тем не менее, многие животные (заяц, белая куропатка, утки и т.д.) значительно уменьшились количественно, а некоторые (лось, глухарь, тетерев) и вовсе исчезают возле городов и крупных поселков.

При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть (тундровый северный олень, европейская норка, серый журавль, стерх), и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствует их восстановлению и возобновлению.

В современных условиях необходимо создание в автономном округе системы мероприятий, предполагающих как сохранение разнообразия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, так и сохранение естественных мест обитания. Одним из таких мероприятий является выполнение настоящей Государственной программы.

Рыболовная практика и материалы научных исследований показывают, что состояние рыбных ресурсов на рыбохозяйственных водоемах автономного округа заметно ухудшается. Браконьерство является в настоящее время важнейшей причиной истощения рыбных ресурсов округа.

Незаконная добыча крайне негативно сказалась на популяциях рыб, наиболее ценных в экономическом отношении. Так, в настоящее время обское стадо сибирского осетра оказалось под угрозой уничтожения (занесен в Красную книгу Российской Федерации в 1998 году). Существенно подорваны запасы нельмы и муксуна. Очевидные симптомы перелова можно констатировать в отношении чира, пеляди, пыжьяна. Наиболее интенсивно добыча рыбы происходит в Обской и Тазовской губах, магистрали реки Обь, реки Таз и их притоках.

В настоящее время запасы сиговых рыб находятся в крайне неблагополучном состоянии. С каждым годом выделяемые квоты на  промышленный лов ценных сиговых рыб имеют тенденцию к сокращению. Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние запасов особо ценных видов рыб (осетр, нельма, муксун), очевидный приоритет принадлежит браконьерству.

Особенно тревожна ситуация с запасами и уловами муксуна. Динамика вылова муксуна рыбодобывающими предприятиями за последние 10 лет ясно показывает снижение промысловых уловов с 1047 тонн в 1998 году до 226,1 тонн в 2012 году.

На акватории Обской  и Тазовской губ, реке Обь с притоками, других водоемах незаконный лов рыбы приобрел большие масштабы и  организованный  характер.

Проведение программных мероприятий позволит сохранить общие допустимые уловы добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водоемах автономного округа и, как следствие, дополнительно создать рабочие места для коренных малочисленных народов Севера.

В 1997 году вышло в свет первое издание Красной автономного округа. Последующие годы были не самыми лучшими для охраны природы. Вся система природоохранных служб страны подверглась кардинальной реформе, которая не закончилась до сих пор. В связи с неоднократной передачей полномочий в области охраны природы между автономным округом и Российской Федерацией работы по ведению Красной автономного округа проводились эпизодически, не системно. Только в последние 2 – 3 года Красная стала активнее использоваться в правоохранительной деятельности как правовой инструмент охраны природы.

Число жителей автономного округа с каждым годом увеличивается. Современная вездеходная техника, маломерные суда и воздушный транспорт помогают людям осваивать обширные природные территории. В зависимости от культурной традиции использование богатств живой природы Севера идет по-разному. Браконьерство и хищническое отношение к природе не являются в автономном округе массовыми, но наносят животному и растительному миру автономного округа значительный урон. Большой вред северным экосистемам наносит неорганизованный отдых с низким уровнем экологической культуры населения. В результате продолжается загрязнение лесов и водоемов бытовым мусором, возникают лесные пожары, усиливается фактор беспокойства диких животных. Эти процессы и современные тенденции требуют корректировки и изменений многих разделов Красной автономного округа.

Исполняя требования законодательства – о переиздании Красной каждые 10 лет, в декабре 2010 года была издана на электронном и бумажном носителях вторая обновленная редакция Красной автономного округа. Материалы ревизии первого издания Красной автономного округа наглядно указывают на необходимость ежегодного системного проведения мероприятий, требуемых для ведения Красной автономного округа. Такую задачу рациональнее решать программно-целевым методом работы соответствующих органов государственной власти автономного округа.

 

Управление земельным фондом

 

В целях обеспечения рационального и эффективного использования находящихся в окружной собственности земельных участков, в т.ч. земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством, а также максимизации доходности:

1. Установлены границы 675 земельных участков и оформлены земельно-правовые отношения по 526 земельным участкам;

2. В целях законодательного совершенствования порядка распоряжения земельными участками, в том числе путем уточнения процедур изъятия земельных участков (в случае их неэффективного использования по целевому назначению), а также совершенствования иных правовых механизмов и условий, принят Закон автономного округа от 19 июня 2009 года № 39-ЗАО
«О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» и сопутствующие нормативные акты;

3. В рамках обеспечения учета общественных интересов, установления и соблюдения ограничений по использованию особо ценных земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, а также представляющих особую научную, историко-культурную ценность, формирования государственного кадастра недвижимости, осуществлено описание границ муниципальных образований автономного округа и административной границы автономного округа;

4. Выявлено 7 земельных участков на территориях муниципальных образований город Салехард и Приуральский район, подлежащих вовлечению в хозяйственный оборот для целей преимущественно жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса, строительства инфраструктуры, по полномочиям по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации переданным органам государственной власти автономного округа;

5. Вовлечены в хозяйственный оборот земельные участки, находящиеся в собственности автономного округа, расположенные в полосе отвода «Верхнее строение железной дороги Салехард – Надым» под сельскохозяйственное производство, в том числе для целей, не связанных со строительством, с предварительным повышением их ликвидности и стоимости;

6. Направлены предложения в муниципальное образование город Салехард о передачи неиспользуемых земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, в муниципальную собственность для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.

Общий срок реализации настоящей Государственной программы рассчитан на период 2014 – 2020 годы (в один этап).

 

II. Перечень мероприятий Государственной программы

 

Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач Государственной программы предусмотрена реализация шести бюджетных подпрограмм, в том числе: 

1. Сохранение экологического баланса и благоприятной окружающей среды автономного округа.

2. Реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения отходов производства и потребления, а также организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

3. Охрана и регулирование использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов в автономном округе.

4. Искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов в автономном округе.

5. Использование и охрана водных объектов в автономном округе.

6. Управление земельным фондом.

Предусмотренные в рамках подпрограмм цели, задачи и мероприятия охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных результатов Государственной программы.

Перечень подпрограмм и программно-целевых инструментов Государственной программы «Охрана окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2020 годы» приведен в приложении № 1 к настоящей Государственной программе.

 

III. Перечень показателей Государственной программы

 

Перечень показателей Государственной программы с распределением плановых значений по годам ее реализации приведен в приложении № 2 к Государственной программе.

 

Методика по расчету показателей Государственной программы

 

1. Доля площади особо охраняемых природных территорий автономного округа от общей площади автономного округа.

Единица измерения

%

Определение показателя

отношение площади особо охраняемых природных территорий автономного округа к общей площади автономного округа

Алгоритм формирования показателя

П = М/ ОП х 100

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Определение положительной динамики показателя

доля площади особо охраняемых природных территорий автономного округа от общей площади автономного округа

П

невыполнение планового показателя является отрицательной динамикой.

площадь особо охраняемых природных территорий автономного округа

М

общая площадь автономного округа

ОП

Источник информации для расчета (определения) показателя

НПА федерального, регионального и местного уровней

2. Количество выявленных нарушений законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории автономного округа

Единица измерения

Ед.

Определение показателя

сумма количества выявленных нарушений законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания и количества выявленных  нарушений законодательства в части незаконной добычи водных биоресурсов

Алгоритм формирования показателя

Кн   = Кжм + Квб

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Определение положительной динамики показателя

общее количество выявленных нарушений законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории автономного округа, в том числе выявленных  нарушений в части незаконной добычи водных биоресурсов

Кн

невыполнение планового показателя является отрицательной динамикой.

количество выявленных нарушений законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания

Кжм

количество выявленных  нарушений законодательства в части незаконной добычи водных биоресурсов

Квб

Источник информации для расчета (определения) показателя

НПА федерального, регионального и местного уровней


Информация по документу
Читайте также