Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1128-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

              25 декабря 2013 г.                                                                   № 1128-П

г. Салехард

 

 

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого

 автономного округа «Социальная поддержка граждан

и охрана труда на 2014 – 2020 годы»

 

 

В целях совершенствования программно-целевого планирования при реализации государственной политики в сфере социального развития, семейной и  демографической политики,  а также охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе Правительство Ямало-Ненецкого  автономного округа п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 – 2020 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

 

 

          Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                            Д.Н. Кобылкин

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года  № 1128-П

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 – 2020 годы»

 

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Ответственный исполнитель Государственной программы  

департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители Государственной программы  

-

Цели Государственной  программы

 совершенствование системы социальной защиты населения и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе

Задачи Государственной программы

 

1. Выполнение государственных обязательств по социальной поддержке граждан.

2. Повышение  качества  и доступности услуг  в сфере социального обслуживания населения.

3. Создание благоприятных условий для  жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей.

4. Расширение частно-государственного партнерства,  увеличение  объема  и  повышение  качества социальных   услуг,   оказываемых   гражданам, негосударственными организациями.

5. Совершенствование системы охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе.

6. Кадровое, нормативно-правовое и финансовое обеспечение государственной программы.

Сроки реализации Государственной программы  

2014 –  2020 годы без деления на этапы

 

Показатели Государственной программы  

1. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения.

3. Коэффициент естественного прироста населения.

4. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от списочной численности работающего населения.

Программно-целевые инструменты Государственной программы  

ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 – 2015 годы», (постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2012 года № 808-П)

Подпрограммы

1. Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

2. Модернизация и развитие социального обслуживания населения.

3. Совершенствование социальной поддержки семьи и детей.

4. Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

5. Совершенствование системы охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе.

6. Обеспечение реализации государственной программы.

Ресурсное обеспечение Государственной программы   (тыс. рублей)

Общий объём финансирования –

57 973 108,0  тыс. рублей

 

в том числе:

средства федерального

бюджета – 4 787 901,0  тыс. рублей

Объем финансирования Государственной программы, утвержденный законом об окружном бюджете /планируемый

к утверждению, –

  57 673 488,0 тыс. рублей

Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета – 299 620,0 тыс. рублей

2014 год –  8 166 781,0  тыс. рублей

8 166 781,0

0

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 

667 527,0  тыс. рублей

 

 

2015 год –  8 213 872,0  тыс. рублей

8 213 872,0

0

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 

671 834,0 тыс. рублей

 

 

2016 год –   8 258 567,0  тыс. рублей

8 258 567,0

0

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, –

689 708,0 тыс. рублей

 

 

2017 год –  8 327 664,0   тыс. рублей

8 258 567,0

69 097,0

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 

689 708,0 тыс. рублей

 

 

2018 год –  8 333 500,0 тыс. рублей

8 258 567,0

74 933,0

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 

689 708,0 тыс. рублей

 

 

2019 год –  8 333 917,0 тыс. рублей

8 258 567,0

75 350,0

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 

689 708,0  тыс. рублей

 

 

2020 год – 8 338 807,0 тыс. рублей

8 258 567,0

80 240,0

Справочно: средства, планируемые из федерального бюджета, – 

689 708,0  тыс. рублей

 

 

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

комплекс программных мероприятий обеспечит устойчивое развитие сферы социальной защиты населения посредством совершенствования системы социальной поддержки населения, внедрения новых технологий социальной работы с семьей, а также модернизации системы социального обслуживания населения, в том числе создания конкурентной среды в отрасли путем привлечения к социальному партнерству в сфере социального обслуживания населения некоммерческих организаций, представителей малого и среднего предпринимательства. Кроме того комплекс мероприятий будет содействовать обеспечению благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Реализация Государственной программы позволит к 2020 году достичь следующих конечных результатов:

- снизить долю населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа до 7,1%;

- увеличить коэффициент естественного прироста населения в Ямало-Ненецком автономном округе до 12,9 на 1000 человек;

- увеличить долю граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг, в учреждения социального обслуживания населения до

99,8%;

- снизить удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от списочной численности работающего населения до 52,8%.

 


 

I. Характеристика текущего состояния сферы

социальной защиты и охраны труда

в Ямало-Ненецком автономном округе

 

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что                                  в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вся территория Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ)  относится к территории Крайнего Севера (более половины территории находится за Полярным кругом). В  соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года  целью социально-экономического развития автономного округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики.  

Стабильная социальная политика автономного округа, ориентированная на повышение качества жизни населения региона, позволила обеспечить положительную динамику основных социально-демографических показателей.

Итоги 2012 года показывают, что в автономном округе сохранена тенденция увеличения абсолютной численности населения за счет естественного прироста населения, что объясняется благоприятной социально-экономической ситуацией.

Численность населения автономного округа по предварительным данным территориального органа федеральной службы государственной статистики (Ямалстат)  на 01 января 2013 года составила 542,2 тыс. человек, что выше уровня соответствующего периода 2011 года на 1,0%. Естественный прирост населения по автономному округу за 2012 год составил 11,4 или 6148 человек, что на 14,1% выше показателя аналогичного периода 2011 года.

Широкая популяризация семейных ценностей и позитивного опыта семейной жизни, формирование у населения позитивного отношения к браку, созданию семьи и рождению детей позитивно отразились на снижении числа разводов и росте рождаемости.

В 2012 году число родившихся детей (9025 рождений) в автономном округе возросло на 9,3%, по сравнению с 2011 годом (8255 рождений).

Удельный вес рождений первых детей в семье составил в 2012 году 40,6%, вторых 39,3%, третьих 13,7% и четвертых 6,4% от общего числа рождений. Наибольший рост наблюдается в числе рождений третьих детей, на 29,9%, по сравнению с 2011 годом.

Рождаемость в автономном округе в среднем превышает смертность в 3 раза, притом, что в целом по России наблюдается тенденция превышения смертности над рождаемостью. В автономном округе отмечается также стабильный рост продолжительности жизни. В результате наблюдается увеличение численности граждан пожилого возраста. За период с 2005 года по 2010 год  число граждан пожилого возраста увеличилось на 64,2 %,  за  2011 год на 4,5%, в 2012 году отмечается снижение динамики роста числа пожилых граждан (увеличение лишь на 2,3 %), что связано в первую очередь с введением  в автономном округе мер, направленных на стимулирование выезда неработающих пенсионеров, имеющих стаж работы в автономном округе не менее 15 календарных лет, и инвалидов, имеющих стаж работы в автономном округе не менее 10 календарных лет, в регионы с более благоприятными условиями проживания.

Одной из негативных демографических тенденций является рост численности инвалидов в автономном округе. За период с 2005 года по 2012 год число инвалидов в автономном округе  возросло на 38,4 %.

Таким образом, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации, в автономном округе должна быть обеспечена государственная поддержка 35,6 % жителей региона, в том числе и через систему постоянно  развивающихся социальных служб. Среди категорий граждан, нуждающихся в особой государственной поддержке на 01 января 2012 года:

- дети, доля которых в общей численности населения автономного округа составляет 22%,

- инвалиды, доля которых от численности населения автономного округа,  – 2,9%,

- пожилые граждане, доля которых в общей численности населения автономного округа, – 8,2%.

Действующая система социальной поддержки граждан в Российской Федерации базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:

- добровольность предоставления мер социальной поддержки;

- безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления, вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.

Важнейшим направлением социальной  политики автономного округа многие годы является социальная защита и поддержка населения, которая осуществляется путем предоставления:

- мер социальной поддержки и адресной социальной помощи отдельным категориям граждан;

- социальных услуг через систему социальных служб.

Существующая система социальной помощи, предусматривающая предоставление мер социальной поддержки федеральным и региональным льготным категориям, постоянно совершенствуется и дополняется с учетом

основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения и региональных особенностей. В частности, в последние годы особое внимание было направлено на внедрение механизмов стимулирования роста рождаемости, формирование благоприятной среды для создания и функционирования нравственно здоровой, социально активной семьи, полноценного развития и воспитания ребенка в семье, уважительного отношения в семье к людям старшего поколения.

Реализация политики в сфере социальной защиты и поддержки населения осуществляется за счет средств федерального бюджета и окружного бюджета. При этом используется программно-целевой метод. С 2012 года реализуется окружная долгосрочная целевая программа  «Развитие системы социальной защиты населения  в автономном округе на 2012 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 20 марта 2012 года № 213-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы социальной защиты населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2020 годы»  (далее   ОДЦП «Развитие системы социальной защиты населения»), нацеленная на совершенствование механизмов социальной поддержки граждан, модернизацию системы социального обслуживания населения, внедрение инновационных подходов в работе с семьей для обеспечения выполнения ее социальных функций.

В последние годы в автономном округе наметилась тенденция плавного снижения доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:  с 8,3% в 2009 году до 7,5% в 2012 году.

Активная социальная политика автономного округа позволила достичь определенных положительных результатов:

- во-первых, достичь положительной динамики основных демографических показателей;

- во-вторых, обеспечить стабильное предоставление гражданам гарантированных мер социальной поддержки;

- в-третьих, снизить долю  малоимущих  граждан в общей численности населения автономного округа;

- в-четвертых, увеличить охват населения автономного округа социальным обслуживанием.

Улучшение социально-демографической ситуации на территории автономного округа не возможно без сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти автономного округа, местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.

В своем послании 12 декабря 2012 года Президент Российской Федерации  В.В. Путин отметил о необходимости замещения мест с вредными условиями труда. Итоги 2012 года свидетельствуют о положительной динамике основных показателей условий и охраны труда в автономном округе, как на региональном, так и на муниципальных уровнях.

По оперативным данным Государственной инспекции труда в автономном округе в 2012 году в результате несчастных случаев погибло
24 человека (в 2011 году 36 человек), количество групповых, тяжёлых и смертельных несчастных случаев в целом по автономному округу составило 105 случаев (в 2011 году – 130 случаев). За 2012 год на базе аккредитованных организаций, оказывающих услугу по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, находящихся на территории автономного округа, обучение и проверку знаний требований охраны труда прошли 3756 человек (в 2011 году – 3026 человек), в том числе 1041 руководитель организаций (в 2011 году – 801 руководитель).

Одним из факторов, обеспечивших достижение положительных результатов в области охраны труда, является применение программно-целевого метода. На протяжении нескольких лет реализовывалась ведомственная  целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа».

Проводимая в автономном округе социальная политика влияет на качество жизни всех ямальцев, делает автономный округ комфортным для проживания.

Вместе с тем, имеются определенные проблемы для развития  системы социальной защиты населения и охраны труда в автономном округе.

В первую очередь – это увеличение количества нетрудоспособного населения в автономном округе, что приводит к увеличению, как количества мер социальной поддержки, так и расходов окружного бюджета. При этом увеличение количества мер социальной поддержки потенциально трудоспособным гражданам приводит к нежеланию данных граждан осуществлять трудовую деятельность.

Необходимо констатировать недостаточность развития рынка социальных услуг и вариативность видов социальных услуг. Практически не принимают участие в предоставлении социальных услуг негосударственный сектор, социально-ориентированные некоммерческие организации, благотворители и добровольцы.

 В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.

В 2012 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 34,9 тысяч руб. или 54,5% к уровню среднемесячной заработной платы по автономному округу.

При  достаточно эффективной реализации семейно-демографической политики региона, продолжают сохранять свою актуальность  такие социальные проблемы как социальное сиротство, жестокое обращение в семьях, безнадзорность несовершеннолетних, утрата семейных ценностей и нравственных устоев семьи.

Несмотря на рост рождаемости и увеличение повторных рождений в общем числе рождений в автономном округе воспроизводство населения обеспечивается недостаточно, остается высокой доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в том числе у одиноких матерей.

Количество зарегистрированных браков в автономном округе за 2012 год снизилось на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составило 5108.

В сфере охраны труда  в автономном округе, несмотря на тенденцию к снижению динамики общего производственного травматизма,  состояние условий труда нельзя считать удовлетворительным. Анализ причин заболеваемости в России показывает, что до 40% заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда. 

Таким образом, вопросы улучшения условий охраны труда, сохранения жизни и здоровья работающего населения являются чрезвычайно важной социально-экономической задачей, требующей поиска её эффективного решения на всех уровнях государственного управления, поэтому одной из стратегических задач органов власти автономного округа является разработка и принятие мер по сохранению здоровья населения автономного округа.

С целью сохранения достигнутых результатов при реализации государственной политики в сфере социальной поддержки населения и охраны труда, решения имеющихся проблем в обозначенных областях необходимо провести комплекс мероприятий на основе программно-целевого метода.

Программно-целевой метод позволит выработать и осуществить плановые управленческие решения, основанные на комплексном анализе проблем отрасли социальной защиты, разработать и реализовать систему мер и действий, направленных на достижение поставленных целей и задач, более тщательно отследить эффективность использования бюджетных ресурсов, направляемых на решение проблемы.

Целью Государственной программы является совершенствование системы социальной защиты населения и охраны труда в автономном округе.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

- обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;

- создание благоприятных условий для  жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;

- повышение роли негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг;

- улучшение условий и охраны труда, направленное на снижение профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории автономного округа, повышение степени защиты прав граждан в области охраны труда.

Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы (далее – показатели) являются:

1. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения автономного округа.

2. Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения.

3. Коэффициент естественного прироста населения.

4. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от списочной численности работающего населения.

Общий срок реализации Государственной программы рассчитан на 2014 – 2020 годы без деления на этапы.

 

II. Перечень мероприятий  Государственной программы

 

Поставленные задачи предполагается решать путем реализации ведомственной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 – 2015 годы», которая является программно-целевым инструментом и шести  подпрограмм, в том числе:

1. Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

2. Модернизация и развитие социального обслуживания населения.

3. Совершенствование социальной поддержки семьи и детей.

4. Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

5. Совершенствование системы охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе.

6. Обеспечение  реализации Государственной программы.

Реализация программно-целевых инструментов и мероприятий подпрограмм в комплексе помогут обеспечить достижение цели государственной программы и решение программных задач.

Для каждой подпрограммы сформулированы цели, задачи, целевые показатели, определены их целевые значения, составлен план мероприятий, реализация которых позволит достичь намеченные цели и решить соответствующие задачи государственной программы.

Перечень подпрограмм и программно-целевых инструментов Государственной программы сформирован в таблице 1.


Таблица 1

Перечень
подпрограмм и программно-целевых инструментов Государственной программы

 

№ п/п

Наименование ответственных исполнителей (соисполнителей) Государственной программы, подпрограмм, ведомственных целевых программ

Объёмы финансирования (тыс. руб.)

всего

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Государственная программа  (всего)

57 973 108,0

8 166 781,0

8 213 872,0

8 258 567,0

8 327 664,0

8 333 500,0

8 333 917,0

8 338 807,0

Ответственный исполнитель программы - департамент социальной защиты населения автономного округа

57 036 773,0

8 032 397,0

8 085 091,0

8 123 933,0

8 193 030,0

8 198 866,0

8 199 283,0

8 204 173,0

Подведомственное государственное бюджетное специализированное стационарное учреждение социального обслуживания автономного округа «Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Мядико» (далее – ГБССУСО ЯНАО «Мядико»)

752 620,0

108 139,0

102 536,0

108 389,0

108 389,0

108 389,0

108 389,0

108 389,0

Подведомственное государственное казённое учреждение автономного округа «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – ГКУ «Центр социальных технологий»)

183 715,0

26 245,0

26 245,0

26 245,0

26 245,0

26 245,0

26 245,0

26 245,0


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Подпрограмма 1  Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

43 182 817,00

6 133 231,00

6 160 036,00

6 177 910,00

6 177 910,00

6 177 910,00

6 177 910,00

6 177 910,00

Ответственный исполнитель программы - департамент социальной защиты населения автономного округа

43 182 817,00

6 133 231,00

6 160 036,00

6 177 910,00

6 177 910,00

6 177 910,00

6 177 910,00

6 177 910,00

2.

Подпрограмма 2  Модернизация и развитие социального обслуживания населения

8 888 113,00

1 180 282,00

1 223 066,00

1 250 398,00

1 304 314,00

1 308 038,00

1 309 466,00

1 312 549,00

Ответственный исполнитель программы - департамент социальной защиты населения автономного округа

7 951 778,00

1 045 898,00

1 094 285,00

1 115 764,00

1 169 680,00

1 173 404,00

1 174 832,00

1 177 915,00

Подведомственное государственное учреждение - ГБССУСО ЯНАО «Мядико»

752 620,00

108 139,00

102 536,00

108 389,00

108 389,00

108 389,00

108 389,00

108 389,00

Подведомственное государственное учреждение - ГКУ «Центр социальных технологий»

183 715,00

26 245,00

26 245,00

26 245,00

26 245,00

26 245,00

26 245,00

26 245,00

3.

Подпрограмма 3.

Совершенствование социальной поддержки семьи и детей

202 043,00

38 948,00

16 450,00

16 450,00

31 031,00

33 143,00

32 132,00

33 889,00

Ответственный исполнитель программы - департамент социальной защиты населения автономного округа

202 043,00

38 948,00

16 450,00

16 450,00

31 031,00

33 143,00

32 132,00

33 889,00


Информация по документу
Читайте также