Расширенный поиск

Закон Республики Крым от 09.01.2017 № 352-ЗРК/2017

 

 

 

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

О стратегии социально-экономического развития

Республики Крым до 2030 года

 

Принят

Государственным Советом

Республики Крым                                                             28 декабря 2016 года

 

 

Статья 1

 

Утвердить стратегию социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года согласно Приложению к настоящему Закону.

 

Статья 2

 

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

 

Глава Республики Крым                                                               С. АКСЁНОВ

 

г. Симферополь,

09 января 2017 года

№ 352-ЗРК/2017

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Закону Республики Крым

от 09 января 2017 года № 352-ЗРК/2017

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ДО 2030 ГОДА

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Республика Крым – уникальный и стратегически важный регион Российской Федерации в Азово-Черноморском регионе. Неповторимый исторический путь развития территории, многонациональный и поликонфессиональный состав населения, культурное многообразие определили особое место Республики Крым в культурном пространстве России. В то же время Республика Крым является одним из крупнейших туристических и санаторно-курортных центров России, в регионе располагаются основные судостроительные мощности России в Черном море, Республика Крым является крупным производителем продовольствия. Благоприятные природно-климатические условия и особое геополитическое положение Республики Крым постоянно привлекали в регион на отдых, лечение и постоянное место жительства жителей из других регионов России и разных стран мира.

2. Комплекс внутренних проблем, мировые экономические, технологические и геополитические вызовы требуют от Республики Крым выработки собственной стратегической линии социально-экономического развития. В этой связи Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим вектор развития, цели и задачи, приоритеты и требуемый объем финансирования.

3. В Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (далее – Стратегия) стратегическими целями являются достижение высокого уровня развития человеческого капитала, создание инновационной и инвестиционно-привлекательной экономики.

Реализация Стратегии позволит Республике Крым в кратчайшие сроки встроиться в общероссийское экономическое пространство, ускорить социально-экономическое развитие, создать новые отрасли пятого технологического уклада и модернизировать существующие на основе инновационных технологий, повысить конкурентоспособность экономики и уровень жизни населения.

4. Основанием для разработки Стратегии являются:

Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 "Об обеспечении межнационального согласия";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683;

Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 3 января 2014 года;

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года;

Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 2395-р;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 2205-р;

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р;

Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 434-р;

Схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и г. Севастополя в отношении областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 2004-р;

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;

Закон Республики Крым от 2 июня 2015 года № 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым";

Концепция демографического развития Республики Крым на период до 2025 года, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 305;

Схема территориального планирования Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 года № 855;

Региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Крым, утвержденные постановлением Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 171.

5. Исходные данные для разработки Стратегии:

1) результаты научно-исследовательской работы "Разработка стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года";

2) статистические показатели (данные Росстата, Крымстата, Государственной службы статистики Украины);

3) материалы Рабочей группы по разработке проекта стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года и обеспечению взаимоувязки документов, определяющих стратегическое и территориальное развитие Республики Крым, созданной распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 сентября 2015 года № 903-р;

4) Схема территориального планирования Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым
от 30 декабря 2015 года № 855;

5) информационно-аналитические отчеты исполнительных органов государственной власти Республики Крым;

6) информация, предоставленная исполнительными органами государственной власти, муниципальными образованиями Республики Крым;

7) общедоступная аналитическая и иная информация.

6. Приложения 1–11 к Стратегии являются ее неотъемлемой частью.

 

Раздел II

Основная часть

 

ПОДРАЗДЕЛ 1

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

1. Республика Крым обладает уникальным географическим положением, располагаясь на Крымском полуострове, который соединяется с материком узким 30-километровым Перекопским перешейком, в пределах которого регион граничит с Украиной. С материковой частью России Республика Крым не имеет непосредственного сухопутного сообщения. Южное положение полуострова относительно большей части России, наличие субширотных Крымских гор и моря создают разнообразные ландшафты и природные условия для развития агропромышленного комплекса, санаторно-курортного и туристического комплексов.

Республика Крым занимает важное геополитическое приморское положение в Азово-Черноморском регионе. В средние века на побережье Крымского полуострова пересекались крупные торговые пути, одни из которых вели в Центральную и Восточную Азию, а другие – в Средиземноморские государства (например, Великий шелковый путь). В дальнейшем в течение XVI – последней трети XVIII веков Крымский полуостров выступал ареной постоянной борьбы Османской империи и вассального Крымского ханства с Российским государством.              В XIX–XX веках, после создания в Севастополе базы Черноморского флота и превращения территории Крымского полуострова в своеобразный тыл этой базы, данный регион постоянно оказывался в зоне активных боевых действий (во время Крымской войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны).

Республика Крым представляет собой многонациональный и поликонфессиональный социум, проживающий в пределах уникального историко-культурного региона, сформировавшегося в результате длительной и богатой истории освоения пространства Крымского полуострова. Сочетание данной особенности с глубокой историко-культурной памятью местного населения является крепким базисом для сохранения и развития российской и крымской идентичности жителей Республики Крым.

2. Трудности переходного периода (2014 год) привели к временному снижению показателей экономической деятельности и уровня жизни населения. В 2014 году индекс промышленного производства снизился на 9,9 %, индекс производства сельскохозяйственной продукции уменьшился на 2,2 %, ввод в эксплуатацию общей площади жилья упал на 34,2 %, грузооборот – на 54,1 %, количество туристов – на 35,6 %, оборот розничной торговли в текущих ценах упал на 7,6 %, объем строительных работ в текущих ценах – на 55,5 %, потребительская инфляция выросла на 42,5 %. В 2014 году наблюдался отток прямых иностранных инвестиций в размере 15 млн долларов.

3. 2015 году в экономической сфере Республики Крым наметились позитивные тенденции относительно 2014 года: индекс промышленного производства вырос на 12,4 %, объем строительных работ в текущих ценах – на 73,9 %, грузооборот автомобильного транспорта – на 126,7 %, количество туристов увеличилось на 21 %, зарегистрированная безработица сократилась с начала 2015 года в 2,4 раза, уменьшились темпы снижения оборота потребительского рынка (–5,3 %) и темпы роста инфляции (рост на 27,6 %). Но негативные моменты в экономике пока еще сохраняются: оборот розничной торговли уменьшился на 5,3 %, инвестиции в основной капитал – на 11,2 %, сельскохозяйственное производство – на 13,4 %.

4. Уровень экономического развития Республики Крым в среднем ниже среднероссийских показателей (Таблица 1).

 

Таблица 1

 

Социально-экономическое положение Республики Крым

относительно других регионов России в 2013–2015 годах

 

Показатели

Респуб­лика Крым

Место

РФ

ЮФО

СКФО

Красно­дарский

край

 

1

2

3

4

5

6

7

Суммарный коэффициент рождаемости (2015 г.), ед.

1,818

44

1,777

1,735

1,979

1,840

Коэффициент естественного прироста/убыли на 1000 человек (2015 г.),

–2,7

 

0,3

–0,5

8,6

0,5

Коэффициент миграционного прироста (2015 г.), человек на 10000 человек

85,7

6

16,8

34,5

–25,6

105,3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата,

тыс. рублей (2015 г.)

22,3

65

34,0

25,3

21,8

26,7

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2 (2015 г.)

16,3

83

23,4

22,9

19,7

23,3

Число врачей на 10000 человек

(2014 г.)

42,2

59

48,5

43,1

41,6

40,3

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, количество мест на 1000 детей

(2015 г.)

473

81

626

571

373

549

ВРП в текущих ценах на душу населения (2014 г.), тыс. рублей

73,2

84

403,2

280,3

164,9

330,1

Объем инвестиций в основной капитал в текущих ценах, за исключением бюджетных средств, на душу населения (2015 г.),

тыс. рублей

12,4

84

87,6

79,1

44,3

98,1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности в текущих ценах на душу населения (2015 г.), тыс. рублей

39,0

78

342,2

189,1

52,2

166,7

Объем продукции сельского хозяйства в текущих ценах на душу населения (2015 г.), тыс. рублей

33,3

42

35,3

58,4

42,0

66,3

Оборот розничной торговли в текущих ценах на душу населения (2015 г.), тыс. рублей

112,6

76

187,9

184,9

154,7

210,5

Оборот продукции (услуг), производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными  предпринимателями, в текущих ценах на душу населения (2015 г.),

тыс. рублей

32,5

84

255,3

234,7

150,2

264,7

Объем внешней торговли на душу населения (2015 г.), тыс. долларов

81,7

80

5353,3

2226,0

346,2

2809,1

 

5. Отраслями специализации экономики Республики Крым являются санаторно-курортный и туристский комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение.

6. Совокупность внешних и внутренних факторов определяет общий уровень конкурентоспособности экономики Республики Крым (Таблица 2). Детальный SWOT-анализ представлен в Приложении 1 к настоящей Стратегии. Основные риски развития Республики Крым и механизмы противодействия представлены в Приложении 2 к настоящей Стратегии.

Таблица 2

 

SWOT-анализ социально-экономического положения Республики Крым

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Выгодное экономико-географическое положение – выход к Черному и Азовскому морям. Наличие пяти морских портов (Керченский рыбный, Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский), обеспечивающих транспортную/ внешнеэкономическую связь с зарубежными странами, имеющими выход к морю.

2. Действие льготного режима Свободной экономической зоны в пределах всей территории Республики Крым.

3. Благоприятные агроклиматические ресурсы (теплообеспе­ченность, плодородные почвенные ресурсы).

4. Разнообразные санаторно-курортные, природно-рекреационные, культурные ресурсы (субтропический тип климата, высокое количество солнечных дней, протяженная пляжная линия, наличие и использование ресурсов лечебных грязей и минеральных вод, различные природные и культурные ландшафты, относительно благоприятная экологическая ситуация на большей части полуострова, большое количество объектов культурного, исторического (в т. ч. военно-исторического) и архитектурного наследия, сохранение языка, культуры и традиций коренных народов Республики, широкий спектр санаторно-курортных и туристских организаций).

5. Наличие корневых компетенций в агропромышленном комплексе, судостроении, химической отрасли, санаторно-курортном и туристическом комплексе. Функционирование научно-исследовательских и образовательных организаций в отраслях специализации.

6. Наличие относительно больших запасов горно-химического сырья, природного газа, сырья для производства строительных материалов, ресурсов для развития возобновляемой энергетики.

7. Сохранение спокойной межконфессиональной ситуации в крымском социуме.

8. Наличие сильно выраженной крымской идентичности, объединяющей жителей Республики Крым в единый региональный социум и вызывающей сильные патриотические чувства по отношению к Республике Крым и России.

1. Наличие инфраструктурных ограничений для развития: дефицит водных ресурсов, отсутствие прямого сухопутного сообщения с материковой частью России (несоответствие новых транспортных потоков с существующей транспортной инфраструктурой, удорожание завозимых с материковой части России материалов и оборудования), дефицит электросетевого оборудования (электрических подстанций

110-35 кВ).

2. Действие экономических санкций, ограничивающих приток иностранных и частных российских инвестиций.

3. Ограниченный доступ к рынку капитала, высокая стоимость финансовых ресурсов.

4. Низкий уровень инновационной активности предприятий Республики Крым.

5. Дефицит высококвалифицированных кадров для будущего технологического рывка.

6. Высокий уровень износа основных фондов в социальной и экономической сферах Республики Крым.

7. Высокий уровень теневой экономики.

8. Нарушение прежних кооперационных связей, изменение рынков сбыта, снижение интенсивности внешнеэкономических связей.

9. Высокая ресурсоемкость экономики.

10. Несформированная градостроительная документация и изменения в нормах и правилах строительства.

11. Инвестиционная и инновационная инфраструктура в стадии формирования.

12. Сезонность функционирования предприятий сферы услуг.

13. Удорожание строительных работ по причине высокой потребности экономики Республики Крым в завозе строительных материалов и строительной техники с материковой части России. На удорожание также влияет расположение Республики Крым в зоне повышенной сейсмической активности.

14. Высокая антропогенная нагрузка на окружающую среду.

15. Ограниченность отдельных видов природных ресурсов (в частности, пресная вода, пески строительные, сырье для химической промышленности и т. п.).

Возможности

Угрозы

1. Дифференциация экономических и культурных связей Республики Крым:

заключение новых внешнеэкономических и культурных связей со странами ЕАЭС, ШОС, СНГ, Латинской Америки, Африки, Юго-Западной и Южной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение объема прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Крым из стран указанных регионов;

заключение межрегиональных соглашений с российскими регионами о сотрудничестве в сфере поставки продовольственных товаров, произведенных в Республике Крым, предоставлении санаторно-курортных и туристических услуг и др.

2. Повышение конкурентоспособности, снижение энергоемкости экономики Республики Крым и повышение качества предоставляемых услуг в санаторно-курортной и туристической сфере в результате повсеместного внедрения инновационных производственных, управленческих и маркетинговых технологий (в том числе информационных и ресурсосберегающих технологий, массовое использование альтернативных источников энергии). Переход экономики Республики Крым на пятый технологический уклад.

3. Увеличение спроса на крымские курорты как со стороны граждан России, так и со стороны международных туристов (из ЕАЭС, ШОС, СНГ, Латинской Америки, Африки, Юго-Западной и Южной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона).

4. Получение дополнительных федеральных финансовых ресурсов для социально-экономического развития через участие в государственных программах России, сотрудничество с федеральными институтами развития – Фондом развития промышленности, Фондом развития моногородов, Фондом реформирования ЖКХ, Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, Фондом содействия инновациям, Внешэкономбанком и другими.

5. Активная интеграция предприятий, расположенных в Республике Крым, в систему межрегиональных и международных связей, в том числе выполнение государственного заказа, прежде всего в сфере ОПК.

 

1. Внешнеполитические угрозы – усиление внешнеэкономических санкций и изоляции.

2. Макроэкономические угрозы – снижение темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, уровня доходов и покупательной способности населения.

3. Угроза снижения уровня обеспеченности питьевой водой гарантированного качества жилищно-коммунального сектора и предприятий, водой для использования в сельскохозяйственном и промышленном производстве.

4. Социально-демографические угрозы – сохранение или усугубление процессов депопуляции населения, снижение ожидаемой продолжительности жизни, увеличение заболеваемости населения, сокращение количества трудовых ресурсов.

5. Угроза технологического отставания – увеличение технологического отставания Республики Крым от передовых регионов России и мира.

6. Угроза сокращения туристического потока – снижение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристического комплекса и отставание от уровня развития туристических секторов Краснодарского и Ставропольского краев, Турции, Болгарии, Египта.

7. Угроза бюджетного недофинансирования – несбалансированность регионального бюджета.

8. Отсутствие согласования интересов федеральных, региональных и местных политических элит.

9. Природные катаклизмы, опасные геологические процессы и неблагоприятные метеорологические условия, в частности, засуха, поздние весенние и ранние осенние заморозки (значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия), землетрясения, оползни, сели, абразия, распространение пандемий.

10. Техногенные аварии, возникающие вследствие высокого износа оборудования или террористических актов.

11. Экологические угрозы – ухудшение экологической ситуации и возникновение серьезных экологических проблем вследствие увеличения антропогенной нагрузки:

низкое качество очистки сточных вод, увеличение объема размещения отходов в окружающей среде, увеличение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками;

превышение количества туристов над научно рассчитанным уровнем;

нарушение природоохранных норм при ведении сельского хозяйства.


Информация по документу
Читайте также