Расширенный поиск
Постановление Администрации Томской области от 30.10.2014 № 414а
администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ постановление 30.10.2014 № 414а Об утверждении государственной программы
«Развитие В целях совершенствования программно-целевого планирования и повышения эффективности расходования бюджетных средств, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Томской области от 14 сентября 2009 года № 177-ОЗ «О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области» и постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 № 119а «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации и о внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а» ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить государственную программу «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области». 2. Определить ответственным исполнителем государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области» Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области (Макасеев). 3. Определить, что функции уполномоченного органа по взаимодействию с Министерством экономического развития Российской Федерации осуществляют: по вопросам реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области», – Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; по вопросам финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области», – Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области. 4. Департаменту информационной политики Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Сонькина М.А. И.о. Губернатора Томской области А.М.Феденёв УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Томской области от 30.10.2014 № 414а
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы Инновационная деятельность – по-прежнему значительное явление в социально-экономической жизни Томской области. В научно-образовательную и инновационную сферу вовлечены все социальные группы населения Томской области. Начиная с 2002 года, с момента принятия Инновационной стратегии Томской области, инновационная сфера развивалась в соответствии с целями и задачами, определенными в областных инновационных программах. С 2002 года реализовалось пять областных целевых программ «Развитие инновационной деятельности в Томской области» на различные периоды. Реализованные инновационные программы являются важными элементами социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период. Реализация мероприятий государственной «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 – 2014 годы» позволила к 2014 году довести долю организаций, осуществляющих технологические инновации в сфере промышленного производства, до 13%, обеспечить до 25% ежегодный прирост инновационной продукции, создавать более 50 новых малых инновационных организаций в год, довести общее число резидентов Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска (далее – ОЭЗ) до 60. Эти запланированные показатели были достигнуты, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию и последствия мирового финансового кризиса. В настоящее время мы можем наблюдать в мире и в России существенные политические и технологические изменения, ставящие новые вызовы обществу. Их можно условно разделить на внутренние (региональные) и внешние. Внутренние региональные вызовы Возрастание интереса к ОЭЗ. В настоящее время на фоне повышенного внимания потенциальных резидентов к льготным условиям размещения предприятий в ОЭЗ наблюдается крайне низкая активность частных девелоперов, готовых строить предприятия, офисные и инфраструктурные объекты, формирующие статью доходов в бюджет Томской области. ОЭЗ к концу 2013 году завершила этап становления и должна обеспечивать возврат вложенных в нее средств и создание высококвалифицированных рабочих мест. Однако отсутствие социальной инфраструктуры является серьезным сдерживающим фактором для развития промышленных производств, а оптимизация и реорганизация крупных, в том числе сырьевых, государственных корпораций, а также финансовых организаций и банков приводят к высвобождению большого количества рабочих мест, что негативно сказывается на социальном климате области. Внешние вызовы 1. Усиление глобальной и внутрироссийской конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. По оценкам ведущих прогнозных агентств и экспертов основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут: • динамичный рост мировой экономики (в среднем около 4% в год), что предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской и региональной экономики, включая обеспечение регионального лидерства и сокращение отставания от развитых стран; • превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста; • преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей; • усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами и изменением климата, что создает дополнительные возможности для Томской области с ее природными запасами и экологически благополучными территориями; • сохранение и, вероятно, усиление дисбалансов в торговле, движении капиталов, изменении курсов мировых валют; • старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах будет интенсифицировать мировые миграционные процессы. Для российской и, в частности, томской экономики такая перестройка, с одной стороны, создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на российском и мировом рынках, а с другой – создает для региона угрозу высокой внутрироссийской и внешней конкуренции, что в сочетании со слабостью экспортных и экономических позиций на рынках может резко ухудшить торгово-экономический баланс региона. Такая позиция обусловливает необходимость повышения конкурентоспособности Томской области, имеющей высокий инновационный потенциал среди регионов России. 2. Новая
волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала. Для Томской области наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий: обеспечение технологического лидерства по ряду важнейших направлений; формирование комплекса высокотехнологичных отраслей, в том числе в рамках кластеров предприятий, и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; модернизация традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств. В то же время, отставание в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить конкурентоспособность экономики и отбросить ее на периферию мирового развития. 3. Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперативности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, для чего необходимы: • стабилизация численности российского населения и занятых в экономике на основе эффективного регулирования миграции и изменения образа жизни людей, повышения здоровья нации и уровня социального оптимизма; • эффективно функционирующие отрасли, определяющие качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор), высокие стандарты жизни населения; • превращение среднего класса российского общества в его доминирующую силу, сокращение социального неравенства; • достижение уровня развитых стран по производительности труда, которая будет определяться не столько «фондовооруженностью» периода индустриального развития, сколько уровнем образования и креативностью самого человека. 4. Исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии. Причем кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономики Китая и Индии. Обозначились новые внутренние ограничения экономического роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной, энергетической инфраструктуры, дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных институциональных проблем, важнейшими из которых являются: сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности, запутанная система земельных отношений, низкая корпоративная культура; слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества; низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности; недостаточное развитие национальной инновационной системы, слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса. Решив за последние годы задачи создания инновационной инфраструктуры, Томская область, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития на основе использования научного и ресурсного потенциалов, а с другой – встала перед фактом необходимости как решения оставшихся острых проблем, так и преодоления возникших долгосрочных вызовов. Кроме того, успешное выполнение ранее перечисленных инновационных программ позволило развить основные элементы региональной инновационной системы и достичь следующих результатов: 1) создана законодательная основа для развития инновационной деятельности. В настоящее время базовыми для участников региональной инновационной экономики являются следующие нормативные правовые акты: Томской области от 1 декабря 2000 года № 56-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области»; Томской области от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области»; 2) Томская область является одним из 5 регионов – победителей федерального конкурса на создание особых экономических зон технико-внедренческого типа. За период с 2005 года достигнуты следующие результаты: число резидентов ОЭЗ – 60 компаний, в том числе 12 из них созданы при участии иностранных инвесторов из США, Норвегии, Южной Кореи, Австралии, Германии, Нидерландов, Польши, Финляндии, Великобритании, Сингапура; объем частных инвестиций составил 4,9 млрд. руб.; объем производства инновационной продукции – 4,6 млрд. руб.; создано новых рабочих мест на территории ОЭЗ – 1297 чел.; 3) два университета – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» и Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» – имеют статус «Национальный исследовательский университет» и в 2013 году вошли в ТОП-100 университетов мира. Три университета – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» – являются победителями федерального конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. В результате продолжилось формирование пояса организаций «новой экономики», в первую очередь, вокруг этих университетов. В настоящее время «инновационный пояс» университетов включает 340 организаций. Все томские университеты в 2013 году получили статус эффективных вузов; 4) завершено формирование основных элементов инновационной инфраструктуры, деятельность которой направлена на коммерциализацию научных разработок. Всего в инновационной сфере Томской области работает более 50 элементов инновационной инфраструктуры, в том числе ОЭЗ, Инжиниринговый центр (АНО «Томский региональный инжиниринговый центр»), Центр кластерного развития (ООО «Центр кластерного развития Томской области»), Нанотехнологический центр (ООО «СИГМА.Томск»), Центр стимулирования спроса на инновационную продукцию (подготовка специалистов в области продаж инновационной продукции на базе Томского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», ООО «Дилерский центр инновационной продукции»), Инновационный портал ИНОТОМСК (inotomsk.ru), Инновационная пресс-служба (ООО «Агентство медиа решений»), студенческие и технологические бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации разработок вузов и академических институтов, центры молодежного инновационного творчества, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, Томский венчурный фонд (НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области»), Консорциум томских университетов и научных организаций (АНО «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций»), сеть рискового финансирования, консалтинговые компании, работающие в сфере поддержки инновационной деятельности, и другие организации; 5) сформирована и реализуется кластерная политика. В 2012 году Томская область стала победителем конкурса Минэкономразвития России на поддержку инновационных территориальных кластеров. В 2013 году разработан и принят первый документ в ряду документов, разрабатываемых в рамках региональной кластерной политики Томской области: государственная программа «Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» на 2014 – 2016 годы». Успешная реализация данной программы позволит повысить экономические показатели не только организаций, входящих в данный кластер, но и области в целом, а кроме того, даст неоценимый опыт для формирования и развития других высокотехнологичных кластеров в Томской области. Объем финансирования мероприятий по развитию инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» (далее – Кластер) в 2013 году составил 46,8 млн. рублей за счет средств Минэкономразвития России; 6) ежегодно создается около 50 новых инновационных организаций малой либо средней формы. Целью работы большей части элементов инновационной инфраструктуры является создание и эффективная поддержка новых инновационных компаний, которых к 2020 году должно быть создано не менее 950; 7) на территории Томской области проводятся инновационный форум с международным участием INNOVUS и молодежный всероссийский форум молодых ученых U-NOVUS. Инновационный форум INNOVUS проводился 15 раз и с каждым годом становился все более авторитетным. В 2008 году он приобрел статус Всероссийского Инновационного форума с международным участием. За десять лет работы по организации форумов отработан формат мероприятия, привлекательный как для российских, так и для зарубежных участников. В рейтинге инновационных регионов России Томская область в 2013 году заняла 6 место, поднявшись на 8 позиций относительно уровня 2012 года, и вошла в число 10 ведущих инновационных регионов, в составе которых находятся г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан и ряд других регионов. О существенном прогрессе инновационной составляющей экономики региона свидетельствует и положительная динамика целого ряда показателей Программы за предшествующие годы (таблица 1). Таблица 1 Динамика целевых показателей государственной программы за предшествующие годы
Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область выгодно отличается по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации (таблица 2), по социально-экономическим условиям инновационной деятельности, по уровню развития научных исследований и разработок. Таблица 2
Однако низкая интенсивность затрат на технологические инновации, относительно невысокий объем инновационных товаров, работ и услуг (таблица 3), а также критически маленькие объемы поступлений от экспорта технологий наукоемкой продукции являются весомыми факторами, задающими основные направления интенсификации инновационной политики. Таблица 3
2. Цель и задачи государственной программы,
показатели цели Цель государственной программы – повышение эффективности инновационной деятельности и развитие науки в Томской области. Показателями цели государственной программы являются: доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте Томской области, %; количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс. чел.; Объем налогов, уплаченных резидентами Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска, млн. руб. Задачами государственной программы являются: 1. Развитие научно-образовательного комплекса и инновационного сектора экономики Томской области. 2. Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области». Показателями задач государственной программы являются: объем инновационных товаров, работ, услуг организаций Томской области, млрд. руб.; выработка на одного работника в среднем по организациям-участникам Кластера, млн. руб./чел.; объем совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб.; объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, млн. руб. Перечень показателей цели и задач государственной программы и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета приведены в приложении № 1 к государственной программе. 3. Ресурсное обеспечение государственной программы Расходы на реализацию государственной программы в целом и с распределением по подпрограммам представлены в приложении № 2 к государственной программе. Информация о расходах областного бюджета на реализацию государственной программы с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета представлена в приложении № 3 государственной программе. Объемы финансирования государственной программы ежегодно уточняются после принятия федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год. 4. Управление
и контроль за реализацией государственной программы, Реализация государственной программы осуществляется путем выполнения предусмотренных мероприятий. Финансирование мероприятий государственной программы осуществляется в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются после принятия федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год. Контроль за исполнением государственной программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|