Расширенный поиск
Постановление Правительства Амурской области от 13.07.2012 № 380 ПРАВИТЕЛЬСТВО
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13.07.2012 N 380 г.Благовещенск
Об утверждении стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года
(В редакции Постановлений Правительства Амурской области
от 06.03.2014 г. N 123; от 09.10.2014 г. N 618; от 30.03.2015 № 127;
от 08.11.2017 № 529)
В соответствии с Законом Амурской области от 10.06.2015 № 552-ОЗ "Об отдельных вопросах стратегического планирования в Амурской
области", постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2015
№ 644 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии
социально-экономического развития Амурской области" и в целях
уточнения механизмов развития экономики области Правительство Амурской
области (В редакции Постановления Правительства Амурской области
от 08.11.2017 № 529)
постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года. 2. Исполнительным органам государственной власти области руководствоваться Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития, подготовке программ развития. 3. Министерству экономического развития области (С.И.Балова) обеспечить мониторинг хода реализации Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по ее корректировке. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 08.11.2017 № 529)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области при разработке документов стратегического планирования муниципального образования руководствоваться основными положениями Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой. Губернатор Амурской области О.Н.Кожемяко
Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 13.07.2012 N 380
СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(В редакции Постановлений Правительства Амурской области
от 06.03.2014 г. N 123; от 09.10.2014 г. N 618; от 30.03.2015 № 127;
от 08.11.2017 № 529)
Введение
Основные тенденции развития мировой и российской экономики позволяют по-новому оценить место и роль Амурской области в Российской Федерации в настоящее время и перспективе. Востребованность мировым и внутренним российским рынками ресурсов и продуктов их переработки Амурской области предоставляет уникальную возможность для ускоренного роста региональной экономики в целях повышения благосостояния населения области и формирования нового качества жизни. С начала XXI века наблюдается устойчивое повышение стоимости основных ресурсов, в которых все больше нуждаются все страны мира - продукты питания, электроэнергия, сталь и вода. Наряду с этим в Амурской области имеются значительные запасы золота, цена на которое растет вследствие продолжающегося финансово-экономического кризиса. В последние годы Российская Федерация проводит государственную политику, направленную на ускоренное развитие дальневосточных территорий, однако пока недостаточно подкрепленную финансовыми ресурсами. Новые возможности для ускоренного развития открываются и в
связи со вступлением России в ВТО. В связи с этим необходима выработка адекватных мер трансформации новых вызовов в реализацию потенциальных
возможностей. Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) сформирована в соответствии с
приоритетами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, с основными положениями Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Она учитывает схему территориального планирования Амурской области и другие стратегические документы как федерального, так и регионального уровней. Стратегия разработана в соответствии с Законом Амурской области от 10.06.2015 № 552-ОЗ "Об отдельных вопросах стратегического
планирования в Амурской области", постановлением Правительства
Амурской области от 29.12.2015 № 644 "Об утверждении Порядка
разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития
Амурской области" и определяет приоритетные направления деятельности
органов законодательной и исполнительной власти области, органов
местного самоуправления, профессиональных и общественных объединений,
науки и бизнес-сообществ. (В редакции Постановления Правительства
Амурской области от 08.11.2017 № 529)
Стратегия включает в себя анализ состояния экономики и социальной
сферы области, ее потенциала, конкурентных преимуществ и проблем, определяет стратегические цели и задачи, приоритеты государственной политики, механизмы и условия их достижения. Содержит основные направления экономического и социального развития области, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечат их эффективную реализацию. Реализация Стратегии предполагает три этапа:
2012 - 2015 годы - начало реализации ключевых направлений развития и приоритетных инвестиционных проектов в экономике и социальной сфере, период активного инвестирования, возрастающая отдача; 2016 - 2020 годы - завершение реализации инвестиционных проектов первого этапа, нарастание позитивных структурных изменений в социально-экономическом развитии области за счет кумулятивного и мультиплицирующего эффектов, движение экономики по инновационному пути развития - начало реализации приоритетных инвестиционных проектов второго этапа; 2021 - 2025 годы - завершение системных, структурных изменений в экономике и социальной сфере области, достижение высокого уровня социально-экономического развития, выход на траекторию уверенного экономического роста. Часть 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 1.1. Общая характеристика Амурской области
Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации,
в азиатской ее части и входит в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО). С запада граничит с Забайкальским краем, с севера - с Республикой Саха (Якутия), с востока - с Еврейской автономной областью и Хабаровским краем, на юге имеет самую протяженную государственную границу с КНР - 1250 км. Рисунок не приводится.
Площадь территории - 361,9 тыс. кв. км. Население - 827,8 тыс. человек (на 01.01.2011). В состав Амурской области входят 9 городских
округов и 20 муниципальных районов, которые включают 7 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 18 поселков городского типа, 269 сельских поселений, 602 сельских населенных пункта. Город Благовещенск (217,5 тыс. человек) - единственный административный центр субъекта Российской Федерации, расположенный на государственной границе. Уникальность Амурской области во многом определена ее географическим приграничным положением, разнообразием природных ресурсов и аграрно-климатическими условиями. Минерально-сырьевые ресурсы
В области открыты месторождения и проявления россыпного и рудного
золота, серебра, титана, молибдена, вольфрама, меди, олова, полиметаллов, сурьмы, редких элементов, бурого и каменного угля, цеолитов, каолина, цементного сырья, апатитов, графита, талька, полудрагоценных, поделочных, облицовочных камней и других полезных ископаемых. Возможно выявление месторождений нефти и газа. Общий экономический потенциал Амурской области по минеральному сырью оценивается примерно в 20 трлн. рублей. Водные ресурсы
Общая протяженность рек длиной не менее 10 км превышает 77 тыс. км. Больших рек (свыше 500 км) семь: Амур, Зея, Селемджа, Гилюй, Бурея, Олекма, Нюкжа. Водная система области - это более 67% всех гидроэнергетических ресурсов юга Дальнего Востока. Аграрно-климатические условия
Область обладает огромным потенциалом земель сельскохозяйственного назначения. Плодородные лугово-черноземные почвы на юге области благоприятны для земледелия и позволяют при соблюдении
агротехнических требований получать высокие урожаи. Климатические условия дают возможность выращивать широкий спектр зерновых культур, включая пшеницу, овес, ячмень, гречиху; кормовых культур; сою; кукурузу; картофель; овощи. Лесные ресурсы
Амурская область относится к многолесным территориям. Площадь, покрытая лесами, составляет 23,5 млн. га, или 65% территории области.
Общий запас деловой древесины в лесах - около 2 млрд. куб. м. Основными лесообразующими породами являются лиственница, ель, сосна, пихта, дуб, береза, на юге области встречаются амурский бархат, маньчжурский орех, ясень, липа и другие. Транспортная система
Амурская область занимает ключевое место в транспортной системе Дальнего Востока. Через нее проходят важнейшие транспортные коридоры,
связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее
- АТР). По территории области проходят крупнейшие железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская магистраль (далее - БАМ) - с выходом на морские порты Приморского края (Находка, Восточный, Владивосток) и Хабаровского края (Ванино, Советская Гавань) общей протяженностью около 3 тыс. км. Федеральная автомобильная дорога "Амур" (Чита - Хабаровск), соединяющая центральные, сибирские и дальневосточные регионы России, обеспечивает сквозное круглогодичное движение от Балтики до Тихого океана, является составной частью глобального транспортного коридора Париж - Берлин - Варшава - Москва - Владивосток с выходом на азиатские страны. Начата реконструкция федеральной автомобильной дороги "Лена", соединяющей область с Республикой Саха (Якутия). Идет строительство железных дорог от БАМа "Улак - Эльга" и "Тында - Беркакит - Томмот - Якутск", которые обеспечат надежную круглогодичную связь Амурской области с Республикой Саха (Якутия) и Магаданской областью. Завершено строительство I очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" до станции Сковородино с экспортной веткой нефтепровода Сковородино - Джалинда. Завершается строительство II очереди нефтепровода. В области расположены международный аэропорт Благовещенск, сеть аэропортов и посадочных площадок местных воздушных линий. Над территорией области проходит международная трасса "Полярный-4", соединяющая кратчайшим путем через Северный полюс Северную Америку со
странами АТР. В области расположены речные порты (грузовые и пассажирский) для перевозок речным транспортом по судоходным рекам Амур, Зея, Бурея и Селемджа.
Приграничное положение с КНР
Область находится на важнейших перекрестках транспортных коридоров России и динамично развивающихся стран АТР, в первую очередь КНР. На территории Амурской области официально открыты 8 пунктов пропуска. Для выхода экспортоориентированной продукции Амурской области и других регионов ДФО и России на растущие рынки стран АТР необходимо формирование новых международных транспортных коридоров. Объединение транспортных систем России и КНР через Амурскую область сформирует кратчайший континентальный международный транзит Европа - Азия. По оценке экспертов, время сухопутной доставки грузов сократится на 40% по сравнению с традиционными морскими маршрутами. Более эффективная логистика позволит повысить конкурентоспособность продукции Амурской области и России, ориентированной на страны АТР, и даст новый импульс
развитию международной интеграции и кооперации экономики Дальнего Востока. Наряду с этим создание мультимодальных транспортно-логистических комплексов на Дальнем Востоке позволит сформировать полноценный экспортоориентированный рынок транспортных услуг.
Экология
Амурская область располагает огромными территориями, свободными от промышленных разработок. Развитые страны мира давно представляют собой зону экологического бедствия. Страны АТР с их агрессивными темпами экономического роста стремительно загрязняют окружающую среду. У них огромные земельные площади заняты под производство генно-модифицированных культур.
В области достаточно земельных ресурсов для организации производства экологически чистой продукции - новый экспортный сегмент
на мировых рынках. Экологически чистая продукция, выращенная в соответствии с международными стандартами качества, имеет восходящий спрос и оценивается в 2 - 3 раза дороже обычной. Рекреационные ресурсы
На территории области находятся Зейское и Бурейское водохранилища площадью 2400 кв. км и 740 кв. км соответственно. В этих и других водоемах области имеются значительные запасы пресноводных видов рыб. Рыбохозяйственные угодья представлены промысловыми видами рыб: хариус,
ленок, таймень, налим, карась, сазан, щука и другие. Охотничье-промысловые ресурсы представлены 18 видами млекопитающих и 6 видами птиц. Среди редких млекопитающих (21 вид) - амурский лесной кот, амурский тигр, красный волк, среди редких птиц (94 вида) - серый журавль, рыбный филин, сапсан, беркут. В сеть особо охраняемых природных территорий области входят 3 государственных природных заповедника, 36 заказников (2 федерального и 34 областного значения) и 118 памятников природы регионального значения. Общая их площадь - 3524 тыс. га. Широко распространены пресные, минеральные и термальные подземные
воды. Открыты 42 источника и скважины минеральных вод. Наиболее активно используются Гонжинское и Константиновское месторождения, ежегодный уровень добычи - 7 тыс. куб. м. В настоящее время прорабатывается возможность освоения Быссинского месторождения термоминеральных вод, в перспективе - Игнашинского минерального источника. Научный и образовательный потенциал
Научные учреждения области представлены Амурским научным центром ДВО РАН, Институтом геологии и природопользования ДВО РАН, Всероссийским научно-исследовательским институтом сои, Дальневосточным научным центром физиологии и патологии дыхания. Область имеет 5 учреждений высшего профессионального образования и 6 филиалов (государственных и негосударственных) российских высших учебных заведений, в которых обучаются 29,2 тыс. студентов, 13 государственных образовательных учреждений среднего профессионального
образования, 2 структурных подразделения высших учебных заведений, реализующих программы среднего профессионального образования, 2 филиала и 1 негосударственное образовательное учреждение. В средних специальных учебных заведениях обучаются 16,7 тыс. студентов. Территориально-экономическое зонирование области
Амурская область неоднородна по географическим, природно-климатическим, демографическим и экономическим особенностям.
Выделяют три территориальных сегмента области: агропромышленный и урбанизированный юг; промышленный центр; горнорудный и лесопромышленный север. На севере области, занимающем около 80% территории, проживают 197,5 тыс. человек, плотность населения - 700 человек на 1 кв. км. Основными отраслями экономической специализации являются гидроэнергетика, транспорт, горнодобывающий и лесопромышленный комплексы. Зона БАМ, территориально отнесенная к северу области, развивается преимущественно за счет транспортной составляющей. Север имеет существенные инфраструктурные ограничения для развития богатейших минерально-сырьевой и лесосырьевой баз. Для вовлечения месторождений в хозяйственный оборот необходимо строительство автомобильных дорог, второго электрифицированного пути БАМ, линий электропередач, вахтовых поселков, лесных дорог. В связи с недостаточной численностью населения освоение севера области возможно только вахтовым методом, сочетающимся с развитием существующих населенных пунктов, призванных стать базовыми для социально-культурного, бытового и транспортного обслуживания вахтовых
рабочих, а также для размещения перерабатывающих, обслуживающих и смежных производств. Только комплексный подход к освоению севера области позволит повысить эффективность инвестиционных вложений в его
развитие. На юге области на площади 28,2 тыс. кв. км проживает 45% населения региона, плотность Байкало-Амурской магистрали (далее - 13 тыс. человек на 1 кв. км). Большинство населения (66%) проживает в городах Благовещенск и Райчихинск, 34% - Байкало-Амурской магистрали (далее - в небольших поселениях городского типа и сельских поселениях). Юг области наиболее развитый в промышленном, инфраструктурном, социальном отношении. Именно здесь сосредоточены основные производственные и социальные объекты. Основные экономические специализации: гидроэнергетика, угольная промышленность, обрабатывающая промышленность, в том числе машиностроение и производство пищевых продуктов, строительство, строительная индустрия, транспорт, сельское хозяйство. Основными ограничениями развития этих территорий являются значительный износ производственных мощностей; слабая материально-техническая база для ускоренного развития сельского хозяйства, в первую очередь животноводства; отсутствие достаточных перерабатывающих и обслуживающих производств, способных обеспечить расширенное сельскохозяйственное воспроизводство. На юге расположен административный центр области - город Благовещенск, являющийся научным, образовательным, культурным центром. В центре области проживает 32% населения на площади 37,9 тыс. кв.
км, плотность Байкало-Амурской магистрали (далее - 6,9 тыс. человек на 1 кв. км). В центре располагаются города Свободный, Белогорск, Шимановск, поселок городского типа ЗАТО Углегорск - территория базирования будущего космодрома "Восточный". Основными отраслями экономической специализации центра области являются транспорт, машиностроение, сельское хозяйство. До 1990-х годов центр области являлся крупным межрегиональным транспортно-логистическим комплексом. Город Свободный как административно-хозяйственный центр управления Свободненского отделения Забайкальской железной дороги располагал производственными мощностями по обслуживанию железной дороги, в том числе машиностроительными предприятиями, которые специализировались, кроме обслуживания железной дороги, на производстве оборонной продукции; учебными заведениями для начальной и средней профессиональной подготовки железнодорожников. Город Шимановск имел мощную базу строительной индустрии для нужд промышленного и гражданского строительства объектов БАМ. После реформирования железной дороги и переноса административно-хозяйственного центра управления в Читу производственная деятельность железной дороги на территории области свернута и связанные с ней производства перенесены в Забайкальский край. Ранее на территории городов Свободный и Белогорск располагались межрегиональные оптовые базы с полным комплексом транспортно-логистических услуг. Кроме того, город Свободный за счет размещения основных производственных баз золотодобывающих и геологоразведочных предприятий являлся центром золотодобывающей промышленности области. 1.2. Социально-демографическое развитие Амурской области
1.2.1. Демографические и миграционные процессы, трудовые ресурсы и рынок труда, уровень жизни населения Демографическая ситуация в области характеризуется сокращением численности населения до уровня, соответствующего периоду планирования строительства БАМ. За время строительства БАМ в Амурской области были
построены 48 новых поселков и городов. После прекращения проекта в 1991 году многие приехавшие на стройку специалисты покинули область. С этого момента численность населения области снижается в связи с
продолжающимся миграционным оттоком экономически активного населения,
в том числе молодежи, и естественной убылью. В результате население в возрасте моложе и старше трудоспособного
сократилось и составляет соответственно 18,0% и 18,2% в возрастной структуре населения. С 1991 года численность постоянного населения уменьшилась с 1054,3 тыс. человек до 827,8 тыс. человек, городское население - 552,9 тыс. человек (66,8%), сельское - 274,9 тыс. человек
(33,2%). В последние годы темп сокращения численности населения несколько замедлился, хотя по-прежнему остается значительным - в среднем 4 - 5 тыс. человек в год. Основной причиной остается миграционный отток (64% от сокращения численности населения) с ежегодными значениями 3,3 - 3,5 тыс. человек. Ежегодный темп естественной убыли - 1,2 - 1,5 тыс. человек. Численность населения, занятого в экономике области, оставалась стабильной в течение 2006 - 2009 годов, а в 2010 году даже выросла почти на 10 тыс. человек. В 2010 году (в среднем за период) численность занятых в экономике области составила 437,2 тыс. человек,
увеличившись по сравнению с 2006 годом на 11,5 тыс. человек (рис. 1).
900 | 877,9 872,1 867,1 862,5
| |———————| |———————| |———————| |———————|
| | | | | | | | | 830,2
| | | | | | | | | --------|
800 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
700 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
600 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
500 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | 425,7 | | 427,7 | | 427,9 | | 427,7 | | 437,2
| | |—————| | |—————| | |—————| | |—————| | |—————|
400 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
300 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
200 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
100 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 1 | 2 | | 1 | 2 | | 1 | 2 | | 1 | 2 | | 1 | 2 |
0 |——|———————|—————|————|———————|—————|————|———————|—————|————|———————|—————|————|———————|—————|——
2006, отчет 2007, отчет 2008, отчет 2009, отчет 2010, по переписи
населения
|—| |—|
|1| Численность населения |2| Численность населения, занятого в экономике
|—| |—|
Рис. 1. Численность населения области и численность занятых в экономике (тыс. чел.) Рост произошел за счет привлечения рабочей силы на строительство инфраструктурных объектов (автомобильной дороги "Амур", нефтепровода ВСТО), Бурейской ГЭС, предприятий по добыче титаномагнетитовых и золотосодержащих руд, в развивающееся сельское хозяйство, восстановление промышленного производства. Численность занятых в экономике составляет 53% от численности населения области, при этом численность занятых в сельском хозяйстве составляет только 21% от численности сельского населения. Средний возраст занятого населения не превышает 40 лет.
Из-за роста занятости населения в отдельных отраслях в 2010 году по сравнению с 2006 годом численность безработных (по методике МОТ) снизилась на 5,4 тыс. человек. За этот же период численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, сократилась на 9,6 тыс. человек и составила 14 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2010 года составил 3,1% (на конец 2006 года - 4,9%). Население области занято в десяти основных отраслях экономики (рис. 2 - не приводится). Оптовая и розничная торговля - 18%.
Транспорт и связь - 10%.
Прочие - 12%.
Сельское хозяйство, охота - 13%.
Госуправление - 7%. Образование - 9%.
Здравоохранение - 7%.
Добыча полезных ископаемых - 3%.
Обрабатывающие производства - 6%.
Производство электроэнергии, газа и воды - 5%.
Строительство - 10%.
Рис. 2. Структура занятого населения области в 2010 году (%)
Рисунок не приводится.
Отсутствие необходимого миграционного притока трудовых ресурсов приводит к их перераспределению между отраслями и сферами деятельности. За последние годы наибольший отток занятых произошел в сфере образования, малого бизнеса и сферы услуг. В сельском хозяйстве
наблюдается рост численности работающих за счет вовлечения сельского населения в восстанавливающееся сельское хозяйство (рис. 3). |—————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 45 |——————————————————————————————————— |
| | | | | | | | | | | | | | |—| | | | |—| |3| |—| | | 40 |—|3|----|—|----|—|----------------- ---|1|--- услуги бизнесу и |
| | |—| |3| |—| |—| населению | | | |—| |3| |—| | | | |—| |3| |—| | | | |—| ---|2|--- госуправление | | | |—| | | | | | 35 +----------------------------------- |—| | | | ---|3|--- образование | | | |—| | | | |—| |—| | | | |—| |—| |4| |4| |—| | | | |4| |4| |—| |—| |—| ---|4|--- здравоохранение | | | |—| |—| |4| |—| |—| | | 30 +---------------|—|----|—|----|2|--- |
| | |—| |—| |2| |2| |—| |—| | | | |2| |2| |—| |—| ---|5|--- управление | | | |—| |—| |—| |1| |—| |—| недвижимостью | | | |—| |1| |—| |1| | | | |—| |1| |—| |—| | | | |1| |—| | | 25 +-|—|------------------------------- | | | |—| |—| | | | |—| |5| |—| |5| | | | |5| |—| |5| |—| | | | |—| |—| | | | | | | | | 20 +----------------------------------- | | | |—| | | | |5| | | | |—| | | | | | | | | | | | 15 |——————————————————————————————————| | | 2006 2007 2008 2009 2010 | |—————————————————————————————————————————————————————————————————————| Рис. 3. Динамика занятого населения в отдельных сферах деятельности (тыс. чел.) Одним из наиболее важных факторов привлечения и формирования постоянного населения являются качество и уровень жизни населения, которые определяются размером получаемых доходов, обеспеченностью жильем, степенью развитости жизнеобеспечивающих инфраструктур (транспортной, коммунальной, социальной, бытовой), их доступностью, экологией. За 2006 - 2010 годы среднедушевые денежные доходы населения увеличились почти в 2 раза и составили в 2010 году 14064 рубля. В 2010 году номинальная среднемесячная заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций Амурской области, включая субъекты малого предпринимательства, увеличилась по сравнению
с 2009 годом на 11,5% и составила 21208 рублей (по России - 21090 рублей, увеличение на 11,3%). Величина прожиточного минимума в 2010 году составила 7067 рублей и увеличилась к уровню 2006 года в 1,6 раза. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума за период с 2006 по 2010 годы снизилась на 23,5%, с 265,2 тыс. человек до 202,8 тыс. человек. Уровень бедности в 2010 году составил 24,4%, снизившись за 5 лет на 6%. Низкий уровень средних доходов на душу населения и, соответственно, высокий уровень бедности обусловлен следующими факторами: более 30% населения области проживают в сельской местности
и являются участниками нетоварной экономики. Натурализация домохозяйств, при которой сельское население обеспечивает свои потребности в продуктах питания за счет ведения личного подсобного хозяйства и фермерства, формирует неденежную составляющую доходов. Поэтому в пересчете на денежную стоимость производимой продукции средний доход домохозяйств в сельской местности значительно выше официального уровня заработной платы - 12 тысяч рублей. Натуральные доходы получают 75% занятого в сельском хозяйстве населения и только 25% получают заработную плату; значительная часть населения области получает социальные выплаты,
размер которых ниже средней заработной платы. Социальные выплаты в структуре доходов населения составляют 30%; неразвитость рыночных инструментов и, соответственно, низкий уровень доходов от предпринимательской деятельности и от собственности - не более 14%; около 1/3 населения области заняты в бюджетных отраслях с низким уровнем заработной платы относительно реального сектора экономики. 1.2.2. Образование, здравоохранение, культура, спорт
Образование
Дошкольное образование
В 2010 году в области насчитывалось 315 детских образовательных учреждений, по сравнению с 2006 годом их число уменьшилось на 18 единиц. Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, составила в 2010 году 36,1 тыс. человек и увеличилась за анализируемый период на 4,7 тыс. человек. Охват детей в возрасте до 6
лет дошкольным воспитанием увеличился с 54,4% в 2006 году до 56,0% в 2010 году. По состоянию на 01.01.2011 в очереди на устройство в детский сад состоят 13432 ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. Потребности населения в услугах дошкольного образования удовлетворены на 74%. Общее образование
В 2010/2011 учебном году программу общего образования в области реализовывали 402 школы, по сравнению с 2005/2006 учебным годом произошло сокращение сети общеобразовательных учреждений на 64 учреждения (на 13,7%). В результате реструктуризации образовательной сети наполняемость классов увеличилась на 0,4% (с 16,1 в 2009 году до
16,5 обучающихся в 2010 году). Численность учителей в дневных общеобразовательных учреждениях за анализируемый период уменьшилась на 3,5 тыс. человек (32,1%). В 2010/2011 учебном году в дневных школах обучались более 90,1 тыс. учащихся, по сравнению с 2005/2006 учебным годом их численность уменьшилась на 13,4 тыс. чел. (на 13%), средний темп динамики сокращения - 2 тыс. чел. ежегодно. За анализируемый период на 68%, с 140 единиц до 96, сократилось число образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Значительно (на 12,3%) увеличилась доля школьников, обучающихся в
соответствии с государственными образовательными стандартами. Сохраняется высокая потребность в педагогических кадрах. На начало 2011/2012 учебного года она составила 442 учителя. Мероприятия, направленные на модернизацию системы образования области, позволили в
2011 году повысить заработную плату учителей на 30%. Начальное профессиональное образование
Количество образовательных учреждений начального профессионального образования в Амурской области снизилось с 29 в 2005 году до 20 в 2010 году. К 2010 году численность учащихся насчитывала 6,6 тыс. человек, что на 40,7% меньше показателя 2005 года. В области продолжается реформирование системы начального профессионального образования, поскольку объем и структура подготовки
специалистов не в полной мере соответствуют потребностям экономики и социальной сферы области. Реализуется комплекс мер по повышению качества профессиональной подготовки выпускников, модернизации учебно-производственной базы, привлечению бизнес-структур к целевой подготовке специалистов, в том числе предоставлению производственных мест для прохождения учебной практики, заключению договоров с учебными учреждениями целевого обучения с последующим гарантированным предоставлением рабочих мест, содержанию профильных учебных учреждений. Среднее профессиональное образование
На начало 2010/2011 учебного года в области работали 16 государственных средних специальных учебных заведений. Демографическая ситуация обусловила уменьшение численности учащихся. К 2010 году она составила 17 тыс. человек, что на 16,1% меньше 2005 года. В связи с передачей в 2011 году полномочий по содержанию учреждений на региональный уровень система среднего профессионального
образования подлежит реформированию, задача которого - формирование единой многоуровневой системы профессионального образования (начальное, среднее, высшее) и повышение квалификации для обеспечения
экономики и социальной сферы области специалистами различного уровня квалификации. Высшее профессиональное образование
На начало 2010/2011 учебного года в Амурской области действовали 11 самостоятельных высших учебных заведений и филиалов (государственных и негосударственных), в которых обучались 29,2 тыс. студентов. Количество учреждений за последние 5 лет сократилось на 5 единиц, численность студентов - на 3 тыс. человек. Высшие учебные заведения помимо основной учебной деятельности занимаются научными исследованиями и разработками, на их долю приходится около 27% научных работ, выполненных в области. Одной из ключевых проблем в области профессионального образования
является низкая востребованность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Дисбаланс между объемами и профилями подготовки специалистов и потребностями рынка труда приводит к следующим негативным последствиям: часть выпускников профессиональных учебных заведений получает невостребованные на рынке труда специальности; неконкурентоспособность молодежи, не имеющей опыта работы, в том числе за счет низкого качества подготовки выпускников системы профессионального образования, не соответствующего современным требованиям работодателей; отсутствие государственных институтов и механизмов поддержки межвузовского и послевузовского образования от производственной практики, трудоустройства до программ поддержки молодых специалистов и их дальнейшего образования; низкая мотивация работодателей для инвестирования в человеческий капитал, в том числе подготовку и переподготовку кадров. Здравоохранение
Медицинскую помощь населению Амурской области предоставляют 56 больничных учреждений, 19 амбулаторно-поликлинических учреждений и 332 фельдшерско-акушерских пункта. После реструктуризации сети учреждений здравоохранения на 01.01.2011 обеспеченность населения области круглосуточными стационарными койками составляет 104,1 на 10 тыс. населения, что превышает среднероссийский показатель (93,7 на 10 тыс. населения) на 13,4%. Еще в 2006 году этот показатель составлял 124,1 стационарной койки на 10 тыс. населения. Обеспеченность населения врачами за последние пять лет снизилась на 3,7% и составила в 2010 году 51,4 врача на 10 тыс. населения. Областной показатель по-прежнему превышает средний по России (44,1 на
10 тыс. населения). Обеспеченность врачами в сельской местности значительно ниже и составляет 15,4 на 10 тыс. населения. Обеспеченность средними медицинскими работниками с 2006 года снизилась на 6,1%, приблизившись к среднероссийскому показателю (90,1 на 10 тыс. населения). Уровень износа основных фондов в сфере здравоохранения составляет
по зданиям и сооружениям около 50%, оборудованию - 56%, транспорту - 59%. В результате ввода перинатального, кардиологического и травматологического центров в области приступили к предоставлению высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. За последние пять лет уровень общей заболеваемости всего населения увеличился на 6,0% и составил в 2010 году 1506,5 на 1000 населения (2006 год - 1416,0 на 1000 населения), что ниже среднего по
России показателя - 1607,2 на 1000 населения. Уровень первичной заболеваемости возрос на 5,5% и составил 776,6 на 1 тыс. населения (Россия - 802,5 на 1 тыс. населения). Рост зарегистрированной заболеваемости объясняется внедрением в практику современных диагностических технологий, проводимой диспансеризацией населения, повышением доступности медицинской помощи в первичном звене. Эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в Амурской области остается напряженной, по сравнению с 2006 годом повысился показатель заболеваемости активным туберкулезом на 1,7%, что превышает среднероссийский показатель в 1,7 раза. Выше российского уровня на 17%
показатель общей заболеваемости цереброваскулярными болезнями. Показатель младенческой смертности в области, хотя и имеет на протяжении последних лет устойчивую тенденцию к снижению, по-прежнему
превышает средний показатель по России в 1,6 раза, по ДФО - в 1,2 раза. Культура
Сеть учреждений культуры и искусства области включает 461 клубное
учреждение, 405 библиотек, 3 театра, областную филармонию, 19 музеев,
3 парка культуры и отдыха, центр по сохранению историко-культурного наследия области, областной учебно-методический центр, 2 средних специальных учебных заведения и 37 школ дополнительного образования детей. Вместе с тем обеспеченность муниципальных образований области учреждениями культуры согласно нормативам Российской Федерации далеко
не полная: библиотеками - 64,3%, местами в учреждениях клубного типа - 81,3%, музеями - 43,9%, учреждениями дополнительного образования - 68,5%. Решение этой проблемы, особенно в сельской местности, осуществляется посредством формирования многофункциональных культурно-досуговых центров, совмещающих функции учреждений культуры разного профиля (клубов, библиотек, музеев и др.). Основной проблемой остается низкий уровень материально-технической базы. В последние годы из-за аварийного состояния закрыт ряд учреждений культуры, 73 учреждения переведены в приспособленные помещения. Техническая оснащенность 90% учреждений не
соответствует минимальным стандартам оснащения оборудованием, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации. Более 2/3 зданий учреждений культуры требуют капитального и текущего ремонта. В области реализуется комплекс мер по сохранению культурного наследия, развитию традиционных художественных направлений (в частности, восстановление музеев амурского казачества "Албазино", "Черняево" и национальных меньшинств "Эвенкийская деревня"), внедрению новых технологий обеспечения доступности художественных ценностей для
граждан и удовлетворения их духовных потребностей. Важнейшим направлением является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Физическая культура и спорт
В Амурской области действуют 1130 коллективов физической культуры
и спорта. Спортивная материально-техническая база области включает в себя 2236 спортивных сооружений, в том числе стадионов - 26, плоскостных сооружений - 1245, спортзалов - 573, крытых объектов с искусственным льдом - 1, бассейнов - 10, лыжных баз - 9, площадок для стрелковых видов спорта - 29 и 342 других спортивных сооружения. Систематическими занятиями физкультурой и спортом по 67 видам охвачены 103,7 тыс. человек, что составляет 12% от общей численности населения области при социальной норме 1,9 тыс. на 10 тыс. человек, или 38,8%. В системе спортивных школ занимаются 14,9 тыс. человек, которые осваивают 30 видов спорта. В спортшколах занимаются 13,5% детей от 6 до 15 лет при российском социальном нормативе - 20%. Недостаток спортивных залов и бассейнов продолжает оставаться одной из наиболее существенных причин, препятствующих привлечению более широкого круга населения к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Единовременная пропускная способность спортсооружений области обеспечивает только 38,8% потребности в соответствии с социальным нормативом. 1.3. Экономическое развитие Амурской области
1.3.1. Валовой региональный продукт области
Экономика Амурской области представляет собой многоотраслевое хозяйство, включающее такие виды деятельности, как сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и
связь, строительство, оптовая и розничная торговля, здравоохранение и
предоставление социальных услуг, образование и пр. В период с 2006 по 2010 годы в Амурской области отмечался ежегодный рост валового регионального продукта (далее - ВРП) (рис. 4), объем которого составил за 2010 год 179,5 млрд. рублей. 200 | | 179,5 | |————————| | | | | 151,8 | | | |————————| | | | 131,6 | | | | | |————————| | | | | | 111,8 | | | | | | | |————————| | | | | | | 100 | 98,1 | | | | | | | | | |————————| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |—|————————|———|————————|———|————————|———|————————|———|————————|——
2006, отчет 2007, отчет 2008, отчет 2009, отчет 2010, отчет Рис. 4. Динамика валового регионального продукта (млрд. руб.)
На долю ведущих отраслей, обеспечивающих основной объем ВРП области (транспорт, промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля), приходится более 74%. Доминирующим видом экономической деятельности в структуре ВРП области являются транспорт и связь. В структуре ВРП транспорт и связь составляют 22,6%, строительство
- 17,9%, оптовая и розничная торговля - 9,8%, добыча полезных ископаемых - 10,2%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 6,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 6,4%, обрабатывающие производства - 3,5%, прочие - 23,2%. Таким образом, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|