Расширенный поиск
Постановление Правительства Хабаровского края от 30.01.2007 № 9-прПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 9-пр
Утратило силу - Постановление Правительства Хабаровского края
от 18.02.2016 № 35-пр
от 30 января О прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года
(В редакции Постановлений Правительства Хабаровского края
от 18.08.2008 г. N 189-пр; от 19.10.2009 г. N 321-пр)
В целях приведения показателей экономического и социального развития Хабаровского края в соответствие с отчетностью органов статистики, перешедших с января 2005 г. на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработан прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на период
до 2010 года. При разработке Прогноза учтены основные положения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2009 года, уточнены отчет за 2005 год и оценка итогов социально-экономического развития края в 2006 году, доработан Перечень основных проектов по модернизации и реконструкции действующих производств, вводу новых мощностей и производственных объектов Хабаровского края на период до 2010 года. Правительству края совместно с хозяйствующими субъектами удалось обеспечить положительную динамику основных экономических показателей.
Итоговые результаты развития экономики края за период с 2001 по 2005 год по ряду основных показателей несколько превысили среднероссийские, а также средние по Дальневосточному региону. Так, индекс промышленного производства за этот период увеличился на 38,5 процента, в среднем по Российской Федерации - на 30,1 процента, по Дальнему Востоку - на 11,5 процента. Инвестиции в основной капитал возросли почти в 2 раза (Россия - в
1,6 раза), значительно увеличились объемы услуг транспорта, связи, торговли и платных услуг населению. Устойчивое развитие экономики края, в свою очередь, обеспечило рост реальных денежных доходов населения (в 1,6 раза), реальной заработной платы (в 1,8 раза), реального размера назначенных пенсий (в 1,5 раза). Стратегической целью социально-экономической политики на среднесрочную перспективу (2007 - 2010 годы) является обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, сокращения уровня
бедности, качественного развития человеческого потенциала посредством
стимулирования роста реальных доходов населения, обеспечения государственных гарантий и повышения качества услуг в сфере образования, медицинского обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, защиты социально уязвимых слоев населения края. Главным инструментом реализации этой цели является динамичное развитие экономики, поэтому основная задача Правительства края на период 2007 - 2010 годов будет состоять в создании условий для обеспечения высоких темпов экономического роста, повышения деловой активности, эффективности и конкурентоспособности производства товаров и услуг, решения основных проблем, препятствующих динамичному развитию экономики края. Реализация инвестиционного основного варианта прогноза социально-экономического развития края предполагает увеличение в 2010
году относительно 2005 года объема валового регионального продукта в 1,4 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 1,5 раза, реальной заработной платы и доходов населения - соответственно на 31 процент и 34,7 процента. Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 40 процентов и снижения до 15 процентов доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (в 2005 году соответственно 17 процентов и 21,9
процента). В целях мобилизации действий Правительства края, органов исполнительной власти края, муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего
повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края Правительство края постановляет: 1. Утвердить прилагаемые:
Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года; Перечень основных проектов по модернизации и реконструкции действующих производств, вводу новых мощностей и производственных объектов Хабаровского края на период до 2010 года. 2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Прогнозом социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года при разработке среднесрочных
прогнозов, определении задач социально-экономического развития на очередной год, подготовке краевых и территориальных программ развития. 3. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края ежегодно подводить итоги выполнения Прогноза социально-экономического
развития Хабаровского края на период до 2010 года и в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным, представлять информацию в министерство экономического развития и внешних связей края. 4. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.): 4.1. Обеспечить постоянный мониторинг выполнения Прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010
года. 4.2. При подведении итогов за очередной год на расширенном заседании Правительства края отчитываться о выполнении показателей Прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по его корректировке. 4.3. Разместить на сайте Правительства края информацию о Прогнозе
социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010
года. 5. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Ачимов О.Г.) обеспечить освещение в средствах массовой информации целей и задач реализации Прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010
года. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В. Губернатор, Председатель Правительства края В.И.Ишаев УТВЕРЖДЕН Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 января ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Введение Прогноз экономического и социального развития Хабаровского края (далее также - край) на период до 2010 года разработан в соответствии
с постановлением Правительства края от 11 ноября 2004 г. N 88-пр "О Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года" и имеет цель прогнозирования ситуации в экономике и социальной сфере на
основе базовых положений Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года и выработки комплекса мер для достижения целевых параметров социально-экономического развития. На основе анализа ситуации в экономике и социальной сфере за предыдущий шестилетний период выявлены главные позитивные и негативные тенденции, определявшие характер социального и экономического развития края, определены основные проблемы и угрозы, решение либо смягчение остроты которых позволит снизить влияние негативных факторов, препятствующих стабильному и долгосрочному экономическому росту, развитию человеческого капитала. Намеченный комплекс мер, направленных на решение проблем развития края, составит основу политики Правительства края в области экономики и социальной сферы на
среднесрочную перспективу. Основные направления этой политики предполагают активизацию действий по созданию условий для повышения деловой активности, развития и совершенствования рыночных институтов, производственной и социальной инфраструктуры, развития человеческого капитала. Вариантные прогнозные оценки развития хозяйственного комплекса края позволяют ответить на вопрос, при каких условиях экономике края удастся решить стоящие перед ней основные задачи: - достижение устойчивых и достаточно высоких темпов роста производства товаров и услуг, валового регионального продукта (далее - ВРП), повышение ее конкурентоспособности и эффективности, и на этой основе обеспечить значительный рост доходов населения, сокращение масштабов бедности, формирование широкого слоя среднего класса, повышение качества жизни населения, преломление негативных процессов в демографии. Прогноз экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года является естественным продолжением предшествующих этапов деятельности Правительства края, позволивших создать солидную базу для выдвижения новых задач, призванных обеспечить структурно-качественные преобразования в экономике и обществе. Общая характеристика Хабаровского края Хабаровский край образован 20 октября крупнейших по размерам административно-территориальных образований Российской Федерации. Его площадь составляет 788,6 тыс. кв. км, или 4,6 процента территории России и 12,7 процента Дальневосточного экономического района. Хабаровский край лежит в умеренном поясе северного полушария, простираясь с юга на север на
Магаданской областями, Еврейской автономной областью, Республикой Саха (Якутия). Край с востока омывается Охотским и Японским морями, проливами Татарским и Невельского отделяется от о. Сахалин, его береговая линия протягивается на 2,5 тыс. км. Население края на 01 января 2006 г. составило 1412,2 тыс. человек. Более 80 процентов жителей проживает в городах и поселках городского типа. Плотность населения составляет 1,8 человека на один кв. км, что в 4,4 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации.
Наиболее плотно заселены южные и центральные районы края. Административно-территориальная система края включает 17 муниципальных районов, 2 городских округа, 29 городских поселений, 188 сельских поселений. Крупнейшие города: административная столица края г. Хабаровск (578,1 тыс. жителей), г. Комсомольск-на-Амуре (273,3 тыс. жителей). Численность трудоспособного населения края составляет 935,3 тыс. человек, в экономике занято 725 тыс. человек. Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. По объему ВРП край занимает 3 место в Дальневосточном регионе и составляет 1,1 процента в сумме ВРП по России. Край занимает 20 место
в Российской Федерации по объему ВРП на душу населения и 2 место в Дальневосточном регионе по объему отгруженных товаров собственного производства. По объему инвестиций край составляет 1,15 процента в России и занимает 3 место в Дальневосточном регионе. По оценке рейтингового агентства "Эксперт-РА" по итогам 2004 - 2005 годов Хабаровский край относится к категории регионов "пониженный потенциал - умеренный риск" (3В1) и регионам "полюса роста" и занимает 27 место по инвестиционному потенциалу и 61 место по инвестиционному риску среди 89 субъектов Российской Федерации. Основу его экономики составляет достаточно диверсифицированное промышленное производство, включающее в себя комплекс оборонно-промышленных предприятий. В крае производится более пятой части промышленной продукции Дальневосточного региона, основная доля машиностроительной продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, весь
объем стали и стального проката. Транспортная система края представляет один из ключевых транспортных узлов Дальневосточного региона. Транзитные функции края,
располагающегося в центре Дальнего Востока, имеют большое значение не
только в региональном, но и общероссийском и международном плане. По территории края проходят две железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская, обеспечивающие выходы к основным тихоокеанским портам страны. Между материковой сетью железных дорог и
о. Сахалин действует паромная переправа Ванино - Холмск. Крупнейший на Дальнем Востоке международный аэропорт г. Хабаровска принимает воздушные суда всех типов. Регулярные воздушные маршруты связывают г. Хабаровск более чем с 40 городами России и стран СНГ, установлено воздушное сообщение с КНР (гг. Пекин, Харбин, Гуанджоу), Японией (г. Ниигата), Республикой Корея (г. Сеул), Израилем (г. Тель-Авив). С вводом в эксплуатацию второй очереди моста через р. Амур у г. Хабаровска и автомобильной дороги "Чита - Хабаровск" значительно усилятся позиции края в автомобильных перевозках, транзите автомобильных грузов. Хабаровский край обладает значительными природными ресурсами, что
в достаточной степени определяет специализацию его экономики. По запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов (олово, медь, золото, серебро), ценных видов рыб, водным ресурсам край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России. По итогам 2005 года край занимает третье место среди регионов России по объемам заготовки древесины и добыче драгоценных металлов, является одной из основных оловорудных провинций страны. Имеются перспективы по добыче нефти и газа. Хабаровский край обладает высоким уровнем профессионального образования кадров относительно Российской Федерации. Уровень производственной и социальной инфраструктуры, системы образования, здравоохранения, науки, культуры края определяет высокие возможности развития человеческого потенциала, создания условий для роста благосостояния населения, повышения качества жизни. Социально-экономическое положение в Хабаровском крае в 2000 - 2005 годах Демографическая ситуация и рынок труда Демографическая ситуация в крае является достаточно сложной. За период с 2000 по 2005 год численность населения края сократилась с 1473,8 тыс. человек до 1412,2 тыс. человек (на 4,2%), общая убыль составила 61,6 тыс. человек, в том числе естественная убыль - 46,7 тыс. человек, миграционный отток - 14,9 тыс. человек. В последние годы в крае наблюдается рост рождаемости, который обусловлен, главным образом, увеличением репродуктивных контингентов.
В 2005 году родилось 15,4 тыс. детей, что превысило уровень 2000 года
на 24,3 процента. Общий коэффициент рождаемости составил в 2005 году 10,9 на 1 тыс. человек населения против 8,5 в 2000 году. Однако, несмотря на рост рождаемости, ее уровень не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. В среднем на 1 женщину приходится 1,31 рождений по сравнению с необходимым - 2,15. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1 - 2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, ростом доли внебрачной рождаемости. Снижение численности населения обусловлено не только низкой рождаемостью, но и высокой смертностью населения. За период с 2000 по
2005 год в крае умерло 134 тыс. человек. Превышение числа умерших над
числом родившихся снизилось в 2005 году до 1,5 раза против 1,7 раза в
2000 году (в России соответственно 1,6 и 1,8 раза). Ситуация обостряется сверхсмертностью трудоспособной части населения. Потери трудоспособного населения выросли с 37,6 до 42,6 процента от общего числа умерших, из них около 80 процентов - мужчины. К основным фактам, влияющим на уровень смертности, необходимо отнести снижение показателей состояния здоровья населения, низкий уровень жизни значительной части населения, относительно высокий уровень безработицы, в том числе нерегистрируемой, что определяет повышенный уровень стрессовых ситуаций, рост потребления алкоголя, наркотиков, ослабление института семьи. Состояние здоровья и уровень смертности отражаются на показателе ожидаемой продолжительности жизни населения, которая составляет в крае 61,9 года (в России - 65,3 года). В результате изменений в характере воспроизводства и механическом
движении населения изменилась его возрастная структура. За последние годы доля лиц старше трудоспособного возраста выросла с 15,9 до 17,5 процента, при этом доля населения моложе трудоспособного возраста снизилась с 20,4 до 16,3 процента. Средний возраст жителей края - 36,54 лет (России - 38,30 лет). Наряду с естественной убылью численность населения в крае сокращалась за счет миграционного оттока, хотя и с уменьшением его интенсивности. В 2003 году край впервые за многие годы вошел в группу
регионов-реципиентов. Положительное сальдо миграции составило 511 человек. В 2005 году в результате миграционной убыли численность населения сократилась на 306 человек. За счет оттока экономически активного населения в другие регионы и за рубеж, а также естественной
убыли населения снижается демографическая база, сокращается трудовой потенциал края. Абсолютная убыль населения - явление долгосрочное. Сложившиеся к настоящему времени параметры его воспроизводства таковы, что население будет продолжать сокращаться. Непосредственно с демографической ситуацией связано формирование трудовых ресурсов. В 2000 - 2005 годах наблюдался некоторый рост численности трудовых ресурсов, что обусловлено увеличением численности трудоспособного населения (в среднем на 0,1%) и численности населения
старше трудоспособного возраста, занятого в экономике (на 14,5%). Государственная политика занятости населения на территории края осуществлялась в рамках Основных направлений содействия занятости населения Хабаровского края на 2001 - 2003 годы, утвержденных постановлением главы администрации края от 26 февраля Основных направлений содействия занятости населения Хабаровского края
на 2004 - 2005 годы, утвержденных постановлением Губернатора края от 19 апреля Численность занятого населения в крае ежегодно увеличивалась. За период с 2000 по 2005 год занятость населения выросла на 6,9 процента
и составила в 2005 году 721,3 тыс. человек. За этот период наибольшее
увеличение занятости произошло на предприятиях и организациях, предоставляющих коммунальные, социальные и персональные услуги (на 50,8%), в строительстве (на 37,3%); осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (на 30,1%); в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств,
мотоциклов и предметов личного пользования (на 24,7%); финансовой деятельности (на 15,9%). Отмечаются позитивные сдвиги во внутрипроизводственном использовании рабочей силы. В 2005 году численность персонала, работавшего в режиме неполной занятости, составила 4 процента от среднесписочной численности против 9,2 процента в 2000 году. Численность занятых по формам собственности в период 2000 - 2005 гг. продолжала перераспределяться в пользу частного сектора экономики. В 2005 году численность занятых в этом секторе составила свыше 40 процентов против 33,2 процента в 2000 году. На предприятиях с иностранным участием доля занятых составила в 2005 году 3,1 процента по сравнению с 1,4 процента в 2000 году. В 2000 - 2005 годах продолжились тенденции сокращения общей численности безработных. В рассматриваемом периоде их число уменьшилось в два с лишним раза - с 93,5 до 43,4 тыс. человек. Удельный вес безработных составил 5,7 процента экономически активного населения против 7,7 процента по Российской Федерации. В структуре безработных доля женщин по-прежнему вдвое превышает долю мужчин. Безработные женщины в большей мере представлены проблемными группами: молодежью (39,6%) и лицами предпенсионного возраста (16,5%). Особенно высок удельный вес безработных женщин в сельской местности. Сохраняется высокой доля женщин среди хронических
безработных (67,2%). Основным параметром несбалансированности спроса и предложения на рынке труда является низкая цена труда по видам деятельности. Заработная плата по большинству вакансиям, заявленным в службы занятости, ниже прожиточного минимума, установленного в крае. Высока степень дифференциации территории края по уровню безработицы. В ряде районов уровень безработицы превышает среднекраевой в 2 - 3 раза. Сохраняется низкая занятость населения в сельской местности и в северных районах края. Остро стоят вопросы трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних. За период с 2000 по 2005 год численность привлекаемой иностранной
рабочей силы увеличилась в 2,4 раза и составила в 2005 году 10,5 тыс.
человек. Наиболее активно иностранные работники привлекались в лесозаготовительную и лесоперерабатывающую промышленность, строительство, торговлю и общественное питание. Возможности интенсивного использования дешевой иностранной рабочей силы, непритязательность рабочих-мигрантов в социально-бытовом обустройстве
являются основными факторами привлечения иностранной рабочей силы. География привлекаемой в край иностранной рабочей силы обширна и включает около 30 стран мира. Основными поставщиками иностранной рабочей силы являются: Китай - около 40 процентов, страны СНГ - более
20 процентов, КНДР - более 20 процентов, Вьетнам - около 10 процентов
от общего количества привлекаемых иностранных работников. Социальная сфера Повышение уровня и качества жизни населения края являлись приоритетными задачами Правительства края в 2000 - 2005 годах. Положительные тенденции в развитии экономики в эти годы позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда, улучшить инфраструктуру социальной сферы, повысить уровень и качество жизни населения. Рост показателей уровня жизни населения в определенной мере повлиял на улучшение демографических показателей. В эти годы в крае принят целый
ряд законодательных и нормативных актов по развитию социальной сферы,
реализовывались более двух десятков краевых социальных программ. Ежегодно при формировании бюджета Правительство края уделяло особое внимание развитию социальной сферы (образованию, здравоохранению, культуре и искусству, физической культуре и спорту, социальной и молодежной политике) и ее инфраструктуры, о чем свидетельствует ежегодный рост бюджетных расходов на эти цели. За последние пять лет расходы консолидированного бюджета края на социально-культурные мероприятия увеличились почти в 4,5 раза и в 2005 году составили 19,1 млрд. рублей (в 2000 году - 4,3 млрд. рублей). Общей проблемой социальной сферы остается низкий уровень оплаты труда, особенно работников, финансируемых за счет бюджетов разных уровней, низкая обеспеченность жильем, что препятствует закреплению молодых кадров. Социальная защита населения В 2000 - 2005 годах деятельность в сфере социальной защиты населения была направлена на обеспечение государственных гарантий по комплексной социальной поддержке всех слоев населения. Для этого ежегодно принимается краевая целевая программа "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан". В 2005 году общие финансовые затраты на выполнение мероприятий программы социальной защиты населения выросли по сравнению с 2000 годом почти в 4 раза и составили 3,9 млрд. рублей, в
том числе расходы краевого бюджета увеличились в 7,8 раза и превысили
2 млрд. рублей. Сеть социальных учреждений в крае по состоянию на 01 января 2006 г. составляет 65 учреждений, в том числе: - комплексные центры по работе с населением, отделения по обслуживанию граждан, отделения социально-медицинской реабилитации по
обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов - 21; - центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты детей
и подростков, реабилитационные центры для несовершеннолетних и с ограниченными возможностями - 16 (на 395 мест); - специальные дома для ветеранов с юридическим статусом - 7, по структурному подразделению - 11; - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты с юридическим статусом - 18, по структурному подразделению - 19 (на 3108 мест); - полустационарные краевые учреждения по реабилитации и оздоровлению - 2; - краевой центр социальной адаптации граждан, попавших в экстремальную ситуацию, - 1 (на 50 мест). Особое внимание уделялось работе с неблагополучными семьями и беспризорными детьми, оказанию помощи малообеспеченным семьям в воспитании и обучении детей. Ежегодно около 300 тыс. семей получают различного вида социальную помощь. С 2000 года сеть социальных учреждений для семьи и детей увеличилась на 9 единиц. В настоящее время в крае работают 19 учреждений социального обслуживания населения. Для осуществления социально-бытового обслуживания граждан, частично утративших способность к самообслуживанию, действуют 54 отделения социальной помощи на дому, которую получают в настоящее время почти 6 тыс. человек. Приоритетным направлением в деятельности служб социального обслуживания населения в крае является забота о ветеранах. За последние пять лет в крае построено 5 специальных домов для ветеранов
войны и труда, всего их в крае 11, где проживают около тысячи человек
с полным комплексом медико-социальных и бытовых услуг. В ряде районов
жилищные условия пенсионеров и инвалидов улучшаются за счет создания муниципального социального жилья. В настоящее время ветеранам предоставлено 118 социальных квартир, в которых проживают 178 человек. В 2001 году в г. Хабаровске открыт Центр социальной адаптации лиц, попавших в экстремальную ситуацию (в первую очередь инвалиды, пенсионеры, семьи с малолетними детьми). За период работы центра обратилось за помощью более 75 тыс. человек. Несмотря на меры, принимаемые по выполнению мероприятий социальной защиты населения края, еще остаются нерешенными следующие проблемы: - обеспечение социальным жильем лиц из числа тружеников тыла, ветеранов труда, вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (по состоянию на 01 октября 2006 г. очередность - 163 человека), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (очередность - более 2500 детей), граждан из числа военнослужащих, уволенных с военной службы (очередность - 729 человек); - количество учреждений социального обслуживания семьи и детей не
отвечает реальным потребностям населения в услугах этих учреждений; - сохраняется очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания в количестве 662 человек, из них 30 процентов ждут своей очереди более года; - наиболее уязвимой и слабо защищенной категорией в крае остаются
пенсионеры, из них 65 процентов имеют доходы ниже величины прожиточного минимума; - увеличивается количество малоимущих семей с несовершеннолетними
детьми; - идет увеличение количества безнадзорных детей, подростков с отклонениями в поведении. Образование Условия для реализации прав граждан на получение образования обеспечиваются в крае в рамках реализации мер по развитию системы общего образования края на 2006 - 2010 годы и 12 краевых программ. В 2006 году образовательную деятельность в крае осуществляют более тысячи учреждений общего образования, в которых обучаются и воспитываются свыше 198 тыс. детей. Общеобразовательные программы реализуют 426 дневных общеобразовательных школ, том числе 5 общеобразовательных школ-интернатов, 10 гимназий, 9 лицеев, 41 школа с углубленным изучением предметов, 8 негосударственных школ, 27 вечерних (сменных) школ. В крае созданы необходимые условия для получения образования детьми с отклонениями в развитии: 24 муниципальных специальных (коррекционных) учреждения всех видов, краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа г. Бикина, 436 коррекционных
классов в общеобразовательных школах. Образовательные программы дошкольного образования различной направленности в крае реализуют 418
дошкольных образовательных учреждений, в том числе 51 ведомственное. За пять лет расходы консолидированного бюджета Хабаровского края на образование увеличились почти в 4 раза и составили в 2005 году 8,5
млрд. рублей. В 2001 - 2005 годах введено в эксплуатацию 20 учреждений образования на 4263 места. Объем освоенных средств на объектах общего
образования за счет всех источников финансирования составил более 1 млрд. рублей, в том числе доля краевого бюджета составила 89 процентов (943,2 млн. рублей). Выполнены ремонтные работы в 1154 учреждениях образования края на сумму 580,5 млн. рублей, произведен ремонт краевых учреждений образования на сумму 110 млн. рублей. Число аварийных школ
сократилось более чем в 2 раза. Планомерно решаются вопросы комплектования учреждений образования
школьной мебелью, учебно-наглядными пособиями, спортивным инвентарем,
компьютерным оборудованием. В результате происходящих процессов информатизации в системе общего образования края все учреждения укомплектованы учебным компьютерным оборудованием. С 2005 года в рамках федерального проекта "Информатизация системы образования" открыты и оснащены современной компьютерной техникой 20 межшкольных методических центров и один региональный координационный центр при Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров. Вместе с тем остается ряд проблем, оказывающих негативное влияние
на функционирование и развитие системы общего образования края. В крае недостаточно специальных коррекционных учреждений. Требует развития сеть образовательных учреждений, классов с профильным обучением на старшей ступени общего образования. Остается актуальной проблема организации рационального горячего питания школьников, только 52 процента учащихся получают горячее питание. Медленно улучшается техническая база учреждений общего образования. Свыше 35 процентов школ края построены более 40 лет назад, 14 школьных зданий находятся в аварийном состоянии, 13 требуют
капитального ремонта. Не в полной мере отвечает современным требованиям информационно-методическое, учебно-наглядное обеспечение образовательного процесса, требуют срочной замены 32 процента школьных комплектов мебели, 17 процентов аудиторных досок. Деятельность системы начального профессионального образования края направлена на обеспечение экономики края кадрами рабочих профессий и повышение качества профессионального образования. Сеть профессиональных училищ и лицеев края включает 38 дневных учреждений, в том числе 32 краевого ведения и 6 учреждений федерального ведения. Общая численность учащихся составляет свыше 18 тыс. человек, из них на дневной форме обучения 16,4 тыс. человек. Учебные заведения начального профессионального образования ведут подготовку по 183 профессиям. Ежегодно училища края заканчивают около 7 тыс. человек по дневной
форме обучения. Более 70 процентов из них трудоустраиваются на предприятия и в организации различных форм собственности, свыше 11 процентов поступают на учебу в высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения, около 7 процентов призываются в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, 7 процентов выпускников получают право свободного трудоустройства. Наряду с этим проблемой является нежелание руководителей предприятий и организаций заключать долгосрочные договоры с учреждениями начального профессионального образования о подготовке рабочих кадров, недостаточно развита система профессиональной ориентации - теряется престиж рабочей профессии. До 2005 года за счет средств краевого бюджета финансировалось содержание четырех краевых организаций системы начального профессионального образования - Научно-методический центр, Дом техники, Центр лицензирования, Дворец культуры и спорта "Юность" и пять профессиональных училищ, находящихся в учреждениях исполнения наказания. С 2005 года 39 профессиональных училищ и лицеев из 44 дополнительно переданы в ведение края. В настоящее время система высшего и среднего профессионального образования представлена 56 учебными заведениями. Из них 30 учреждений высшего профессионального образования, в которых обучается 88,6 тыс. студентов, и 26 учреждений - среднего профессионального образования, в которых обучается 30,9 тыс. студентов. В крае действуют 14 негосударственных вузов и 1 негосударственное среднее специальное учебное заведение, образованы 6 представительств и 5 филиалов московских вузов. Общая численность студентов за последние 5 лет увеличилась на 19,8 тыс. человек и составила в 2006 году 119,5 тыс. студентов. Обучение производится по 183 специальностям высшего и 91 специальности среднего профессионального образования. Изменения в структуре имеющихся специальностей за рассматриваемый
период происходили в основном под влиянием спроса, предъявляемого населением, а не отраслей экономики и социальной сферы края. Это привело к тому, что работа по открытию новых специальностей велась вузами зачастую бессистемно, без учета профиля вуза, изучения рынка труда. Имеет место дублирование специальностей. Совершенствуется работа по содействию трудоустройству выпускников
системы высшего профессионального образования. В 2006 году трудоустроено из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений, обучавшихся по очной форме за счет средств федерального бюджета, соответственно 78,3 и 60,4 процента против 57 и
41 процента в 2000 году. Продолжается работа по обучению в рамках федеральной программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства. С 1998 года Хабаровским региональным отделением комиссии по подготовке управленческих кадров обеспечена подготовка 308 специалистов. Наряду с этим сохраняются проблемы повышения качественного состава преподавательских кадров, обеспечение образовательного процесса учебно-методическими пособиями, недостаток учебных площадей.
Существующая ведомственная разобщенность вузов создает определенные трудности в функционировании вузов как единой системы. Здравоохранение В крае сформирована и развивается сеть лечебно-профилактических учреждений, представляющих населению профилактическую, консультативную и лечебно-диагностическую помощь. Ежегодно в соответствии с территориальной программой оказания населению края бесплатной медицинской помощи в 112 больничных учреждениях края получают лечение
свыше 300 тыс. больных, 222 амбулаторно-поликлинических учреждения ежегодно осуществляет прием около 16 млн. посетителей, в 153 дневных стационарах, действующих при амбулаторно-поликлинических и больничных
учреждениях, лечением охвачены около 60 тыс. человек. Показатели обеспеченности врачами всех специальностей (кроме зубных) и средним медицинским персоналом в расчете на 10 тыс. населения края составляли в 2005 году 54,9 и 100,8 соответственно, что на 12,5 процента выше и 7 процентов ниже, чем в среднем по России. Ежегодно расходы консолидированного бюджета Хабаровского края на здравоохранение увеличиваются. За последние пять лет в расчете на одного жителя края они возросли в 3,7 раза и составили в 2005 году 5 тыс. рублей. Заметное развитие получила инфраструктура отрасли. За период с 2001 по 2005 год сданы в эксплуатацию краевой кожно-венерологический диспансер, центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, институт повышения квалификации специалистов здравоохранения, Дальневосточный центр медицины катастроф, краевой клинический центр онкологии, Вяземская центральная районная больница и другие объекты здравоохранения. За пять лет общий объем основных производственных фондов в краевых и муниципальных учреждениях здравоохранения увеличился в 3 раза и составил более 6 млрд. рублей. Расходы на реализацию федеральных и краевых целевых программ по охране здоровья населения за истекшие 5 лет возросли в 2,5 раза. В 2005 году израсходовано 243,9 млн. рублей, в том числе 47 процентов (115,2 млн. рублей) составили расходы краевого бюджета. За четыре последних года расходы краевого бюджета на льготное лекарственное обеспечение жителей края увеличились более чем в 2 раза
и составили в 2005 году 180,6 млн. рублей. В крае льготами по лекарственному обеспечению при амбулаторном лечении пользуются 16 процентов населения. В результате проводимых профилактических мероприятий стабилизирована общая и инфекционная заболеваемость, их уровень (число заболеваний на 100 тыс. населения) сократился в 2005 году по сравнению с 2000 годом соответственно на 19 и 24 процента. Вместе с тем реформа здравоохранения продвигается медленно, имеются существенные трудности в развитии амбулаторно-поликлинического звена, в том числе стационарозамещающих технологий. Низкие темпы структурных преобразований в системе здравоохранения обусловлены двумя основными причинами: несовершенными экономическими механизмами и системой управления. Сохраняется перекос в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи в пользу последней,
что приводит к расширению показаний к стационарному лечению, а следовательно, удорожанию медицинской помощи. Система оплаты труда сделала экономически непривлекательным труд медицинских работников, прежде всего в амбулаторно-поликлиническом звене. В результате нарастает отток квалифицированных кадров и увеличивается доля персонала пенсионного возраста. Молодежная политика Правительство края целенаправленно занимается проблемами молодежи. Создана правовая и нормативная база для решения задач и достижения целей, намеченных основными направлениями государственной молодежной политики в Хабаровском крае. В крае созданы пять краевых государственных молодежных учреждений, работают специализированные медико-социальные центры и центры социальной реабилитации подростков. Проводится работа по зачислению несовершеннолетних граждан, проживающих на территории края, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 14 - 16 лет мужского пола в качестве воспитанников в войсковые части. Создан краевой координационный совет по работе с молодежью, разработаны нормативно-правовые документы о проведении краевых конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций аспирантов и работающей молодежи, творческого фестиваля и
спартакиады работающей молодежи. С 2001 года в крае развернуто строительство молодежных жилищных комплексов. В рамках краевой программы строительства молодежных жилищных комплексов за шесть лет сданы в эксплуатацию восемь домов для молодых семей в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, 866 семей улучшили свои жилищные условия. В рамках реализации программы патриотического воспитания молодежи
в городах и районах края традиционно проводятся военно-спортивные игры "Зарница", "Орленок", "Рубеж", краевая военно-спортивная игра "Патриот", сборы допризывной молодежи на базе войсковых частей и соединений. Особый вклад в укрепление патриотизма молодых граждан вносят подростковые клубы и многопрофильные военно-спортивные и оборонные лагеря. Значимыми событиями в жизни молодежи края в целом являются ежегодно проводимые Дальневосточный фестиваль "Студенческая весна", фестивали, конкурсы "Амурская мозаика", "Кубок Губернатора" и др. В целях поддержки талантливой молодежи учреждены премии в области
государственной молодежной политики, стипендия имени Н.Н.Муравьева-Амурского студентам высших и средних учебных заведений,
аспирантам очной формы обучения. В то же время в области молодежной политики остаются острыми такие проблемы, как высокий уровень молодежной преступности, алкоголизация, наркомания, обеспечение занятости, приобретение жилья,
организация здорового досуга, отдыха, творчества. Культура Деятельность Правительства края в сфере культуры и искусства направлена на реализацию мер по обеспечению доступности населения края к духовным ценностям отечественной и мировой культуры, сохранению культурного наследия, развитию профессионального искусства, библиотечного дела, народного творчества и культурно-досуговой деятельности. Сегодня сеть учреждений культуры и искусства края включает в себя
18 государственных и ведомственных музеев, 6 профессиональных театров, 336 учреждений культурно-досугового типа, в том числе 51 народный коллектив и 5 агиткультбригад, 332 библиотеки, 137 киновидеоустановок, 46 детских школ искусств, художественно-хореографических школ, цирк. Затраты консолидированного бюджета края на проведение культурной политики в 2005 году составили 1206,9 млн. рублей, в том числе краевого бюджета - 365,6 млн. рублей, что соответственно в 6 и 5 раз больше по сравнению с 2000 годом. За последние годы в крае получила заметное развитие инфраструктура отрасли. Введены в эксплуатацию обновленный концертный
зал Хабаровской краевой филармонии, Хабаровский краевой цирк, парковая зона Центрального парка культуры и отдыха им. Н.Н.Муравьева-Амурского. Реконструированы и отремонтированы многие объекты культуры, в том числе театр драмы, театр кукол, часть помещений Дальневосточной государственной научной библиотеки, дом творческой интеллигенции. Отремонтированы и оснащены современной звуковой аппаратурой кинозалы в гг. Хабаровске, Бикине, Советская Гавань, Амурске, Комсомольске-на-Амуре, Вяземском, Ванино и др. Отмечается стабильный рост количества киновидеоустановок в учреждениях культуры городов и районов края, киносеансов и кинозрителей. Ведутся работы по строительству пристройки к Хабаровскому краевому краеведческому музею им. Н.И.Гродекова, завершена первая очередь капитального ремонта краевого театра юного зрителя, частично отремонтировано здание краевого театра музыкальной комедии. Подготовка собственных творческих кадров для театров края, симфонического оркестра, краевой филармонии, учреждений культуры ведется в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, краевом колледже искусств. С 2002 года в крае осуществляется целевая программа по поддержке и развитию культуры села. Вместе с тем крайне острыми остаются вопросы улучшения материально-технического состояния учреждений культуры и искусства. Сегодня в капитальном ремонте нуждаются 36 процентов краевых и 60 процентов городских и районных учреждений. Медленно идет работа по развитию и восстановлению киносети в отдаленных и северных районах края. Крайне неудовлетворительное положение в обеспечении светозвуковым, компьютерным оборудованием, музыкальными инструментами, костюмами и мебелью. Износ оборудования и
реквизита составляет по краевым учреждениям 51 процент, по муниципальным - более 80 процентов. Острыми остаются проблемы комплектования библиотек новой литературой, организации ежегодной подписной кампании, недостаточно пополняются музейные фонды. Особую тревогу вызывает состояние хранения и сохранности экспонатов в муниципальных и ведомственных музеях. Из-за отсутствия жилья, невысокой заработной платы творческие коллективы, особенно театров и концертных организаций, испытывают острый дефицит в высокопрофессиональных кадрах. Физическая культура и спорт Развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением Правительства края в поддержании здоровья населения и формирования здорового образа жизни. Реализация политики края в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с Основными направлениями развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае на 2002 - 2005 годы, утвержденными постановлением Губернатора края от 12 ноября 474 и краевой целевой программой "Развитие детско-юношеского спорта в
Хабаровском крае на 2002 - 2005 годы". За последние пять лет на 9,4 процента увеличилось число граждан, вовлеченных в различные формы занятий физической культурой и спортом.
В 2005 году охвачено различными формами 11,5 процента населения края (по Российской Федерации - 11,5%, по Дальневосточному региону - 11,4%). В крае удалось сохранить и развить сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Уровень обеспеченности жителей края составляет по спортивным залам 27 процентов, по плоскостным спортивным сооружениям 32 процента, по плавательным бассейнам 8 процентов (по Российской Федерации соответственно 19, 56, 4,5%). Сданы в эксплуатацию многофункциональный спортивно-зрелищный эксплуатационный комплекс "Платинум Арена", теннисные корты в г. Хабаровске, два футбольных поля в Южном округе г. Хабаровска, отремонтированы спортивные объекты в гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Советская Гавань, Николаевске-на-Амуре, пос. Солнечном, Ванино. Ежегодно проводятся соревнования по доступным, популярным среди населения видам спорта в виде массовых комплексных спартакиад, фестивалей среди допризывной молодежи, летнего и зимнего Олимпийских фестивалей среди воспитанников детских домов и школ-интернатов, спартакиады среди школьников городов и районов края, учащихся средних
и высших учебных заведений, среди дворовых команд. Внедряются новые социальные технологии совершенствования физического воспитания школьников. Реализуется программа "Губернаторские состязания", заменившая программы ГТО. Ведется работа по вовлечению инвалидов в физкультурно-спортивные занятия в целях их физической и социальной реабилитации. Организуются
фестивали среди детей-инвалидов и инвалидов старшего возраста, краевые соревнования по пулевой стрельбе, настольному теннису, шахматам, плаванию среди инвалидов. Работает детско-юношеская спортивная школа по адаптивной физической культуре для детей и подростков. Увеличивается численность спортсменов высокого класса. Все большее число спортсменов края становятся мастерами спорта России, мастерами спорта международного класса. Наши мастера достойно защищают честь края во всероссийских и международных соревнованиях, достигают высоких результатов на олимпийских играх. Тем не менее следует отметить, что объекты материально-технической базы физической культуры и спорта, построенные в 60 - 70-е годы, в большинстве своем устарели морально и физически. Из-за отсутствия спортивного инвентаря уровень преподавания физической культуры и спорта в школах, особенно сельских, не отвечает современным требованиям. Достаточно остро стоят проблемы обеспечения преподавательскими и тренерскими квалифицированными кадрами. Уровень жизни и доходы населения Положительные тенденции в развитии экономики края позволили повысить уровень и качество жизни населения края. За период с 2001 по 2005 год реальные денежные доходы населения увеличились в 1,6 раза, реальная заработная плата - в 1,8 раза, реальный размер назначенных пенсий - в 1,5 раза. Задолженность по заработной плате перед работниками отраслей экономики сократилась в 3 раза, в том числе за счет бюджетных средств
в 4,7 раза. Вклады в учреждениях сбербанка на рублевых счетах в расчете на душу населения выросли в 4,6 раза. Доля численности населения, имеющего денежные доходы ниже установленного в крае прожиточного минимума, снизилась с 35,5 до 21,9
процента. Положительные изменения произошли в структуре использования денежных доходов населения края. В течение последних пяти лет сохранялась тенденция роста доли сберегаемой части доходов населения края за счет сокращения доли потребительских расходов. Анализ потребительских расходов показывает, что в их структуре последние годы происходит снижение доли расходов на покупку продуктов питания и увеличение доли расходов на непродовольственные товары. Улучшилась структура потребления основных продуктов питания. К уровню 2000 года на душу населения увеличилось потребление: мяса и мясопродуктов - на молоко, - на
фруктов и ягод - в 2,2 раза. При этом немного снизилось потребление хлебных продуктов. В то же время в крае сохраняются серьезные социальные проблемы.
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения края отстает от среднероссийского показателя и разрыв увеличивается с годами. Так, если в 2000 году среднедушевые доходы в 1,5 раза превышали прожиточный минимум, а в среднем по Российской Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|