Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.04.2011 № 175ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Якутск от 28 апреля 2011 года № 175 Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и реформирования системы управления общественными финансами в республике Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Программу Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 г.г. согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и другим органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия) руководствоваться положениями Программы, при формировании и организации исполнения государственного бюджета, а также при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям Программы. 4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой. Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А. СТРУЧКОВ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 года № 175 Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы Паспорт Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Наименование Программы |Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению| | |эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на| | |2011-2013 годы | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Основание для разработки Программы |Концепция долгосрочного социально-экономического развития| | |Российской Федерации до 2020 года; | | |Программа Правительства Российской Федерации по повышению| | |эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года,| | |распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010| | |года № 1101-р; | | |Правила предоставления и распределения субсидий из федерального| | |бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию| | |региональных программ | | |повышения эффективности бюджетных расходов, постановление| | |Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1203;| | |Методические рекомендации по разработке и реализации региональных| | |и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных| | |расходов, приказ Минфина № 701 от 29 декабря 2010 года; | | |Послание Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова| | |Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); | | |Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики| | |Саха (Якутия) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов; | | |Персональное поручение Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.| | |Борисова членам Правительства Республики Саха (Якутия) от| | |22.07.2010, протокол № 1, о разработке Программы повышения| | |эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на| | |2011-2013 годы. | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Дата утверждения программы (наименование и|Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля| |номер соответствующего нормативного акта) |2011 года № 175 «Об утверждении Программы Правительства Республики| | |Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на| | |2011-2013 годы» | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Государственный заказчик- координатор|Правительство Республики Саха (Якутия) | |Программы | | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Цель и задачи программы |Цель - создание условий для повышения эффективности деятельности| | |исполнительных органов государственной власти Республики Саха| | |(Якутия) и органов местного самоуправления по выполнению| | |государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей| | |граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах,| | |увеличению их доступности и качества. | | |Задачи Программы: | | |- обеспечение увязки долгосрочного прогноза экономического| | |развития Республики Саха (Якутия) и бюджетного планирования,| | |целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения| | |заявленных целей; | | |- создание условий для повышения эффективности деятельности| | |государственных (муниципальных) учреждений по предоставлению| | |государственных (муниципальных) услуг; | | |- совершенствование механизмов стимулирования участников| | |бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и| | |проведению структурных реформ; | | |- стимулирование муниципальных образований к повышению| | |эффективности бюджетных расходов; развитие системы управления и| | |контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок; | | |- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов| | |государственной власти и органов местного самоуправления, в том| | |числе за счет внедрения требований к публичности показателей их| | |деятельности; | | |модернизация автоматизированной системы проектирования и| | |управления государственными финансами Республики Саха (Якутия). | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Сроки и этапы реализации программы |2011-2013 годы | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Основные направления Программы |Основные направления: | | |1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного| | |бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов. | | |2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности| | |органов исполнительной власти и переход на «программный| | |формат» формирования государственного бюджета. | | |3. Оптимизация функций государственного управления и повышения| | |эффективности их деятельности. | | |4. Внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения| | |государственных (муниципальных) услуг и государственного| | |(муниципального) задания, повышения качества государственных услуг| | |и оптимизации расходов на их оказание. | | |5. Стимулирование муниципальных образований к повышению| | |эффективности расходов местных бюджетов. | | |6. Совершенствование инструментов управления и контроля на всех| | |стадиях государственных (муниципальных) закупок. | | |7. Создание информационной среды и технологий для управления| | |бюджетным процессом. | | |8. Повышение эффективности финансового контроля, осуществляемого| | |главными распорядителями бюджетных средств, контрольными и| | |финансовыми органами муниципальных образований. | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Объем и источники финансирования |Государственный бюджет РС (Я): | | |2011 год -150 млн.рублей | | |2012 год -100 млн.рублей | | |2013 год -100 млн. рублей | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые конечные результаты реализации|1. Формирование системы планирования социально-экономического| |программы |развития Республики Саха (Якутия), сбалансированной с| | |финансово-бюджетным планированием. | | |2. Переход формирования республиканского бюджета на| | |«программный» формат. | | |3. Внедрение программно-целевых принципов организации| | |деятельности исполнительных органов государственной власти РС(Я). | | |4. Внедрение новых принципов организации финансового контроля| | |с использованием механизмов внутреннего контроля. | | |5. Повышение качества планирования и результативности| | |государственных закупок. | | |6. Создание условий для вовлечения органов местного| | |самоуправления в деятельность по повышению эффективности расходов| | |местных бюджетов. | | |7. Развитие информационной системы управления государственными| | |финансами. | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Система организации контроля за исполнением|Текущую координацию деятельности исполнителей по реализации| |Программы |Программы осуществляет Правительство Республики Саха (Якутия) | |————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| СОДЕРЖАНИЕ 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа. Текущее состояние и основные направления развития бюджетно-финансовой системы Республики Саха (Якутия) 8 2. Основная цель и задачи программы. Целевые индикаторы и показатели 20 3. План по проведению реформ 26 Направление 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов 26 Направление 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и переход на «программный формат» формирования государственного бюджета 34 Направление 3. Оптимизация функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения 49 Направление 4. Внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения оказания государственных услуг и выполнения государственного задания, повышения качества государственных услуг и оптимизации расходов на их оказание 55 Направление 5. Стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности расходов местных бюджетов 69 Направление 6. Совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок 77 Направление 7. Развитие информационной среды и технологий для управления бюджетным процессом 92 Направление 8. Повышение эффективности финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, контрольными и финансовыми органами муниципальных образований 111 4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2011 ГОД 118 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 128 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ 129 7. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ 132 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа. Текущее состояние и основные направления развития бюджетно-финансовой системы Республики Саха (Якутия) Настоящая Программа повышения эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы (далее - Программа) подготовлена в целях реализации положений Послания Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2010 года № 461, согласно Методическим рекомендациям по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации № 701 от 29 декабря 2010 года. В Программе также учтены основные требования, изложенные в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных Программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1203. В основу мероприятий Программы приняты основные положения Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р. На протяжении ряда лет в Республике Саха (Якутия) проводилась кропотливая работа, направленная на совершенствование системы управления региональными финансами, в том числе по следующим аспектам: развитие системы казначейства; повышение прозрачности региональных финансов; сокращение бюджетного дефицита и ограничение государственных заимствований; поэтапное сокращение кредиторской задолженности. В результате напряженной работы всех органов государственной власти Республики Саха (Якутия) доходы государственного бюджета существенно возросли: с 48,4 млрд. руб. в 2006 году до 95,1 млрд. руб. в 2010 году. Законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год предусмотрено поступление доходов в размере 91,4 млрд. руб. Расходы государственного бюджета также имели положительную динамику: они увеличились с 53,1 млрд. руб. в 2006 году до 91,5 млрд. руб. в 2010 году. Законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год предусмотрено осуществление расходов на сумму 98,1 млрд. руб. (рис.1.). Рис.1. Исполнение бюджета Республики Саха (Якутия) в 2006-2010 гг., млн.руб. На протяжении рассматриваемого 5-летнего периода только в 2009 году государственный бюджет был бездефицитным. Размер дефицита бюджета колебался от 0,9 млрд. руб. или 1,6% расходов в 2007 году до 4,7 млрд. руб. или 8,9% расходов в 2006 году. Законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год предполагается сохранение дефицита и в текущем году; его размер не должен превысить 6,6 млрд. руб., что составляет 8,9% от планируемых в 2011 году расходов бюджета (рис.2). Рис.2. Профицит (+) или дефицит (-) бюджета Республики Саха (Якутия), в % к доходам С целью повышения эффективности и результативности бюджетной системы Республики были разработаны и реализованы Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2004 года № 548 и одобренная Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В 2008-2010 годах реализована Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2007 г. № 517. С помощью Программ реформирования государственных финансов в Республике Саха (Якутия) Правительству Республики Саха (Якутия) удалось не только существенно повысить эффективность и результативность работы республиканских органов государственной власти и местного самоуправления, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе. Важным направлением бюджетной политики является совершенствование казначейских технологий. Осуществлен перевод на казначейское исполнение всех расходов государственного бюджета РС(Я), обеспечено казначейское обслуживание исполнения местных бюджетов, охватывающих более 5 000 учреждений и организаций. Установлен казначейский контроль за операциями по зачислению и расходованию средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Разработана и реализована концепция единого счета по учету средств государственного бюджета РС(Я), обеспечивающая минимизацию разрыва между временем зачисления средств в доход бюджета и исполнением обязательств бюджетополучателей. Республиканским казначейством подготовлен и осуществлен перевод всех республиканских учреждений на казначейское обслуживание в удаленном режиме. Решена задача по обеспечению участников бюджетного процесса информацией о ходе исполнения государственного бюджета РС(Я) в режиме реального времени для принятия оперативных управленческих решений. Созданные с использованием Web-технологий информационные базы позволяют сократить временные издержки при разработке проектов законов и нормативно-правовых актов РС(Я), мероприятий по совершенствованию бюджетного учета и отчетности, бюджетного планирования. Доступ к корпоративному Web-сайту и сервису электронной почты, реализованный для всех зарегистрированных удаленных и мобильных пользователей, позволил значительно сократить бумажный документооборот и повысить оперативность исполнения бюджета. За период с 2005 года в бюджетный процесс введены первые элементы бюджетирования ориентированного на результат. Была создана первая система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Определен перечень бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта и физической культуры, средств массовой информации и культуры, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении для целей бюджетного планирования в рамках действующих расходных обязательств Республики Саха (Якутия). Установлены первые перечни стандартов качества предоставления бюджетных услуг в отраслях социальной сферы для возможности их контроля со стороны потребителей, требования к результатам работы бюджетных учреждений (включая государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием в федеральных вузах), негосударственных организаций, автономных некоммерческих организаций по предоставлению бюджетных услуг. Начата реализация задачи по внедрению программно-целевых методов бюджетирования в практику бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия). Начало было положено внедрением порядка формирования среднесрочных ведомственных программ, был утвержден Перечень количественных показателей для оценки результатов работы министерств и ведомств по реализации государственного заказа на управление социально-экономическими процессами в Республике Саха (Якутия) до 2008 года (Рис.3) Решена задача совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов. Механизмом реализации данного направления стало принятие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года № 390 «О совершенствовании порядка финансирования временных кассовых разрывов при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия)». Утверждена Методика планирования временных кассовых разрывов в целях повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей оценить влияние различных факторов на состояние государственных финансов, а также для осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) своевременных мероприятий, направленных на прогнозирование временных кассовых разрывов и формирование финансового резерва с целью финансирования временных кассовых разрывов при исполнении расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение финансового года. Реализована обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, установлено обязательное условие получения заключения независимых организаций и экспертов, в том числе и по поводу оценки последствий для бюджета, а также порядок проведения независимой публичной экспертизы указанных законопроектов. Внедрены формализованные процедуры планирования и осуществления бюджетных закупок. В Республике Саха (Якутия) создан и действует единый портал государственных закупок, находящийся в сети Интернет по адресу http://www.goszakazyakutia.ru и обеспечивающий взаимодействие с заказчиками как государственных, так и муниципальных закупщиков. Согласно статистике портала государственных закупок, самой популярной из предусмотренных федеральным законом № 94-ФЗ форм организации государственных закупок в Республике Саха (Якутия), является запрос котировок. Чуть менее популярен открытый аукцион. Открытый конкурс проводится в сравнительно небольшом количестве случаев, а электронные аукционы до сих пор остаются редкостью (рис.4). Однако в силу ограничений на объем контракта, размещаемого путем запроса котировок, при рассмотрении стоимостной структуры заключенных контрактов открытый аукцион оказывается лидером. Контракты, заключенные путем открытых электронных аукционов, составляют ничтожную долю в общей сумме государственных закупок в Республике Саха (Якутия) (рис.5). Важным направлением реформирования государственного управления на региональном уровне стала реализация административной реформы, основные направления которой были определены в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Для реализации поставленных задач в этот период был утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия). Общую координацию деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации административной реформы в республике осуществляет Комиссия по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия). В целях наведения порядка в сфере региональных финансов повышен уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. В целях перевода натуральных льгот в денежную форму на адресной основе разработан и внедрен Порядок персонифицированного учета граждан, имеющих право на льготы, принят и реализован План мероприятий по переводу натуральных льгот в денежные выплаты для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Осуществлен перевод натуральных льгот на оплату жилья и коммунальные услуги в ежемесячные денежные выплаты. Приняты поправки в соответствующие законы в части перевода натуральных льгот в денежную форму. Совершенствовалась система инвестиций, включающая мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. Создание условий для развития доходной базы региона реализуется путем организации оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет и реализацией Порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей, включающего процедуры проведения мониторинга состояния организаций, получающих отсрочки и рассрочки платежей в бюджет, анализ их дебиторской задолженности на основе формы специальной отчетности. Создана формализованная методика оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов. Важным направлением развития доходной базы региона признана организация учета объектов, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), и предоставление информации заинтересованным лицам. Утверждено Положение о раскрытии информации о собственности Республики Саха (Якутия), в котором устанавливается процедура предоставления сведений о собственности всем заинтересованным лицам без ограничения доступа. Разработан и внедрен Порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия). К данному направлению деятельности относится и мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли в уставном капитале которых принадлежат Республике Саха (Якутия). Совершенствование долговой политики стало одним из наиболее значимых и эффективных направлений деятельности Правительства Республики Саха (Якутия). В этих целях реализовано внедрение формализованных процедур управления долгом, принятие долговых обязательств, их рефинансирование. Были разработаны и приняты Методика расчета платежеспособности бюджета Республики Саха (Якутия), а также Порядок планирования государственного долга и условных обязательств. В отношении государственных гарантий разработана и внедрена нормативно-правовая база: разработаны и приняты поправки в Закон Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 года 229-ЗР № 465-III «О внесении изменений дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», согласно которым выдача государственных гарантий должна быть обеспечена в обязательном порядке залогом. Разработано и принято Положение о предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия). В целях снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности принято Положение о запрете принятия бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями обязательств, не покрываемых источниками финансирования, а также принят Порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности, в котором содержится система мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, порядок ее переоформления, а также формы ведения оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2011 года объем государственного долг а Республики Саха (Якутия) составлял 15,9 млрд. руб., что равнялось 17% доходов бюджета за 2010 год. Более половина объема государственного долга Республики Саха (Якутия) составляют ценные бумаги, более трети – выданные республиканским правительством гарантии. Остальные – бюджетные кредиты (рис.6). График выплат по государственному долгу Республики Саха (Якутия) предполагал наибольшую загруженность платежами в 2010 году, а также и на 2011 год, в следующие три года ежегодные объемы выплат сокращаются более чем вдвое. Наконец, начиная с 2015 года выплаты по долгу будут незначительными по сравнению с объемом бюджета республики (рис.7). В сфере межбюджетных отношений создана практически новая нормативная правовая база. Установлены стабильные единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом РФ, утверждены Методика расчета трансфертов, перечисляемых из бюджетов поселений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и Методика расчета трансфертов, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в государственный бюджет Республики Саха (Якутия). Формализованы процедуры предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам. Организован мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований. В настоящее время в Республике Саха (Якутия): действуют Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных образований, предоставляющий дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, Республиканский фонд софинансирования расходов и Республиканский фонд компенсаций; ведется мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия); проводится систематическая оценка платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия); муниципальным образованиям оказывается методическая помощь по вопросам введения программно-целевых методов. В сфере информатизации, в настоящее время в Республике Саха (Якутия) реализуется Государственная целевая программа "Электронная Якутия" на период 2009-2011 гг., которая ставит своей основной конечной целью - повышение качества жизни населения за счет улучшения доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в том числе за счет предоставления государственных услуг в электронном виде. В рамках целевой программы созданы и внедрены информационные системы, обеспечивающие: автоматизацию делопроизводства и процессов контроля исполнения документов в органах государственной власти, ведение электронного документооборота организаций; автоматизацию процедур размещения государственного и муниципального заказа; информационную и интеллектуальную поддержку деятельности Президента Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), а также руководителей государственных учреждений; информационно-аналитическую и инструментальную поддержку принятия решений специалистами и руководством органов власти Республики Саха (Якутия) посредством использования стандартизированных подсистем мониторинга, анализа и прогнозирования; автоматизацию проведения мониторинга трудовых ресурсов для кадрового обеспечения предприятий и организаций, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия); автоматизацию кадрового учета должностных лиц, служащих, резерва кадров, молодых специалистов; мониторинг подвижных объектов; обеспечение деятельности администраций муниципальных образований, ведомственных подразделений и служб; обработку данных космического зондирования); ведение реестра имущества, мониторинг, анализ и прогнозирование состояния объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия); комплексную автоматизацию работы специалистов, занимающихся адресной социальной поддержкой различных слоев населения на региональном и муниципальном уровне. Несмотря на проведенную работа по реформированию бюджетной системы в целом, следует отметить, что не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу. Проведенный Министерством финансов Российской Федерации анализ сферы управления государственными финансами выявил ряд системных недостатков и нерешенных проблем, характерных для большинства регионов России. С подобными проблемами сталкивается и Республика Саха (Якутия): сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов; практически отсутствует увязка стратегического и бюджетного планирования; продолжает расти бюджетная сеть; остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий; отсутствует действенная методика оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе оценка эффективности использования ими финансовых ресурсов; структура и динамика бюджетных рас ходов недостаточно увязаны с целями государственной политики. не завершены процессы внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат в общий бюджетный процесс; отсутствует или недоработан методический и правовой инструментарий для повышения эффективности использования государственного имущества, включая совершенствование управления бюджетными сетями. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в условиях замедления темпов роста бюджетных до ходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Разработанная в Программе система мер позволит на первом этапе перехода к формированию государственного бюджета на «программный формат», создать условия для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, а так же для реализации долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). К числу не решенных в рамках бюджетной реформы проблем на современном этапе также можно отнести: отсутствие заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления к повышению эффективности бюджетных расходов на республиканском и местном уровнях; недостаточный уровень интеграции программно-целевых методов бюджетирования в текущий бюджетный процесс; низкий уровень качества оказываемых государственных услуг; низкая обоснованность планирования финансового обеспечения государственных заданий. Для создания условий и стимулов к повышению эффективности бюджетных расходов на первый план в современных условиях выходят следующие направления работы органов государственной власти Республики Саха (Якутия): 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов. 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и переход на «программный формат» формирования государственного бюджета. 3. Оптимизация функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения. 4. Внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания, повышения качества государственных услуг и оптимизации расходов на их оказание. 5. Стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности расходов местных бюджетов. 6. Совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок. 7. Создание информационной среды и технологий для управления бюджетным процессом. 8. Повышение эффективности финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, контрольными и финансовыми органами муниципальных образований. 2. Основная цель и задачи программы. Целевые индикаторы и показатели. Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества. Задачи Программы: обеспечение увязки прогноза долгосрочного экономического развития РС(Я) и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей; создание условий для повышения эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений по предоставлению государственных (муниципальных) услуг; совершенствование механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ; стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности бюджетных расходов; развитие системы управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок; повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности; модернизация автоматизированной системы проектирования и управления государственными финансами Республики Саха (Якутия) в условиях перехода на «программный формат» бюджета. Система индикаторов (показателей) Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| | |Ожидаемый результат от|Ед |Значение показателя в| | | | | | |реализованных программных|изм. |соответствующем | | | | | | |мероприятий | |финансовом году | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| | | | |Базовый год (2009) |Прогнозный период | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| | | | | |2010 факт |2011 план |2012 план |2013 план | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1 |Направление 1. Обеспечение| | | | | | | | |сбалансированности и| | | | | | | | |устойчивости государственного| | | | | | | | |бюджета РС (Я) и местных| | | | | | | | |бюджетов | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.1 |Объем государственного долга|% |38,9 |33,76 |50,0 |50,0 |50,0 | | |РС(Я) (в % к собственным| | | | | | | | |доходам бюджета). | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.2 |Объем расходов|% |0,99 |0,74 |1,0 |1,6 |1,6 | | |государственного бюджета на| | | | | | | | |обслуживание государственного| | | | | | | | |долга (в % к общему объему| | | | | | | | |расходов). | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.3 |Исполнение налоговых и|% |92,3 |131,4 |103 |105 |105 | | |неналоговых доходов| | | | | | | | |государственного бюджета к| | | | | | | | |предыдущему году | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.4 |Объем просроченной|тыс. руб. |33174 |27238 |0 |0 |0 | | |кредиторской задолженности| | | | | | | | |государственных | | | | | | | | |(муниципальных) учреждений,| | | | | | | | |задолженности РС(Я) и бюджетов| | | | | | | | |муниципальных образований по| | | | | | | | |исполнению обязательств перед| | | | | | | | |гражданами (в тыс. рублей) | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.5 |Отношение дефицита бюджета|% |0 |0 |13,28 |2,04 |0 | | |РС(Я) к доходам без учета| | | | | | | | |объема безвозмездных| | | | | | | | |поступлений | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.6 |Отношение государственного|% |24,97 |22,06 |36,25 |35,5 |33,86 | | |долга (за вычетом выданных| | | | | | | | |гарантий) РС(Я) к доходам| | | | | | | | |бюджета без учета объема| | | | | | | | |безвозмездных поступлений | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.7 |Отношение объема просроченной|% |015 |0,11 |0,75 |0,05 |0,025 | | |кредиторской задолженности по| | | | | | | | |расходам РС(Я) к общему объему| | | | | | | | |расходов | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.8 |Доля бюджетных инвестиций|% |7,95 |7,05 |5,05 |7,0 |7,5 | | |РС(Я) в общем объеме расходов| | | | | | | | |бюджета | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.9 |Процент абсолютного отклонения|% |-10,73 |37,22 |10 |10 |10 | | |фактического объема доходов| | | | | | | | |(без учета межбюджетных| | | | | | | | |трансфертов) РС(Я) за отчетный| | | | | | | | |год от первоначального плана | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |1.10 |Утверждена формализованная|% |нет |нет |да |да |да | | |методика прогнозирования| | | | | | | | |доходов бюджета РС(Я) по| | | | | | | | |основным налогам и сборам | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |2 |Направление 2. Внедрение| | | | | | | | |программно-целевых принципов| | | | | | | | |организации деятельности| | | | | | | | |органов исполнительной власти| | | | | | | | |и переход на «программный| | | | | | | | |формат» формирования| | | | | | | | |государственного бюджета | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |2.1 |Доля расходов, финансирование|% |12 |13,8 |14,8 |Не |Не | | |которых осуществляется в| | | | |менее |менее | | |рамках программ, в общем| | | | |30 |50 | | |объеме расходов бюджета | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |2.2 |Доля ОИВ-ГРБС, осуществляющих|% |0 |5,5 |30 |50 |60 | | |разработку ДРОНД | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |3 |Направление 3. Оптимизация| | | | | | | | |функций государственного| | | | | | | | |управления и повышения| | | | | | | | |эффективности их обеспечения | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |3.1 |Доля исполнительных органов|% |0 |0 |0 |20 |50 | | |государственной власти,| | | | | | | | |принявших ведомственные планы| | | | | | | | |повышения эффективности| | | | | | | | |бюджетных расходов | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |3.2 |Доля государственных|% |0 |0 |5 |20 |50 | | |гражданских служащих, в| | | | | | | | |служебные контракты которых| | | | | | | | |включены показатели| | | | | | | | |результативности деятельности | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |3.3 |Доля расходов на реализацию|% |0 |0 |5 |8 |10 | | |функций исполнительных органов| | | | | | | | |государственной власти,| | | | | | | | |переданных на аутсорсинг | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |3.4 |Доля функций исполнительных|% | | |50 |50 |80 | | |органов государственной| | | | | | | | |власти, в отношении которых| | | | | | | | |утверждены административные| | | | | | | | |регламенты их исполнения | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |4 |Направление 4. Внедрение новых| | | | | | | | |форм оказания и финансового| | | | | | | | |обеспечения государственных| | | | | | | | |(муниципальных) услуг и| | | | | | | | |государственного | | | | | | | | |(муниципального) задания,| | | | | | | | |повышения качества| | | | | | | | |государственных услуг и| | | | | | | | |оптимизации расходов на их| | | | | | | | |оказание | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |4.1 |Доля государственных|% |0 |10 |60 |95 |95 | | |учреждений РС (Я), которым| | | | | | | | |сформировано государственное| | | | | | | | |задание | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |4.2 |Удельный вес расходов|% |0 |0 |5 |10 |20 | | |государственного бюджета на| | | | | | | | |оказание государственных услуг| | | | | | | | |(работ), оказываемых| | | | | | | | |(выполняемых) в соответствии с| | | | | | | | |государственными заданиями, в| | | | | | | | |общем объеме расходов| | | | | | | | |государственного бюджета (за| | | | | | | | |исключением субвенций,| | | | | | | | |межбюджетных трансфертов| | | | | | | | |местным бюджетам, расходов на| | | | | | | | |обслуживание государственного| | | | | | | | |долга) | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |4.3 |Доля государственных услуг,|% |0 |0 |5 |50 |100 | | |предоставляемых | | | | | | | | |государственными учреждениями,| | | | | | | | |в отношении оказания которых| | | | | | | | |утверждены региональные| | | | | | | | |стандарты (требования к| | | | | | | | |качеству). | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |4.4 |Доля услуг в отношении которых|% |0 |0 |5 |30 |65 | | |установлены нормативы затрат| | | | | | | | |на оказание услуг (выполнение| | | | | | | | |работ) | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |5 |Направление 5. Стимулирование| | | | | | | | |муниципальных образований к| | | | | | | | |повышению эффективности| | | | | | | | |расходов местных бюджетов | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |5.1 |Доля муниципальных|% |0,2 |0,4 |2 5 |5 |10 | | |образований, принявших и| | | |3 - | | | | |реализующих муниципальные| | | | | | | | |программы повышения| | | | | | | | |эффективности бюджетных| | | | | | | | |расходов или Программы| | | | | | | | |реформирования муниципальных| | | | | | | | |финансов. | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |5.2 |Средняя по муниципальным|% |0 |0,1 | |10 |50 | | |районам и городским округам| | | | | | | | |доля расходов на оказание| | | | | | | | |муниципальных услуг,| | | | | | | | |оказываемых на основе| | | | | | | | |муниципального задания, в| | | | | | | | |общем объеме расходов на| | | | | | | | |оказание муниципальных услуг. | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |5.3 |Средняя по муниципальным|% |1,1 |2,2 | |5 |10 | | |районам и городским округам| | | | | | | | |доля расходов местных| | | | | | | | |бюджетов, финансирование| | | | | | | | |которых осуществляется в| | | | | | | | |рамках целевых программ. | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |5.4 |Доля муниципальных|% |- |- | |- |5 | | |образований, в отношении| | | | | | | | |которых по результатам| | | | | | | | |мониторинга эффективности| | | | | | | | |расходов местных бюджетов| | | | | | | | |сделаны выводы о высокой| | | | | | | | |эффективности расходования| | | | | | | | |бюджетных средств. | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |6 |Направление 6.| | | | | | | | |Совершенствование инструментов| | | | | | | | |управления и контроля на всех| | | | | | | | |стадиях государственных| | | | | | | | |(муниципальных) закупок | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |6.1 |Доля стоимости государственных|% |0 |1 |45 |70 |70 | | |(муниципальных) контрактов,| | | | | | | | |заключенных по результатам| | | | | | | | |размещения государственных| | | | | | | | |(муниципальных) заказов путем| | | | | | | | |проведения открытого аукциона| | | | | | | | |в электронной форме | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |6.2 |Доля экономии бюджетных|% |10 |7 |15 |10 |10 | | |средств по результатам| | | | | | | | |размещения государственных| | | | | | | | |(муниципальных) заказов | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |6.3 |Доля стоимости государственных|% |0 |2 |5 |6 |7 | | |(муниципальных) контрактов,| | | | | | | | |заключенных по результатам| | | | | | | | |размещения государственных| | | | | | | | |(муниципальных) заказов через| | | | | | | | |уполномоченный орган –| | | | | | | | |Государственный комитет РС(Я)| | | | | | | | |по торговле и материально -| | | | | | | | |техническим ресурсам в| | | | | | | | |централизованном порядке | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |6.4 |Доля государственных|% |0 |0 |10 |20 |20 | | |автономных учреждений| | | | | | | | |придерживающихся положения| | | | | | | | |Федерального закона от 21 июня| | | | | | | | |2005 года № 94-ФЗ «О| | | | | | | | |размещении заказов на поставки| | | | | | | | |товаров, выполнение работ,| | | | | | | | |оказание услуг для| | | | | | | | |государственных и| | | | | | | | |муниципальных услуг» | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |7 |Направление 7. Создание| | | | | | | | |информационной среды и| | | | | | | | |технологий для управления| | | | | | | | |бюджетным процессом | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |7.1 |Создан и работает| |Нет |нет |Нет |Да |Да | | |специализированный сайт в сети| | | | | | | | |интернет, на котором| | | | | | | | |размещается информация о| | | | | | | | |государственных и| | | | | | | | |муниципальных финансах (портал| | | | | | | | |«Электронный бюджет РС(Я)» | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |7.1 |Доля органов государственной|% |0 |0 |10 |60 |100 | | |исполнительной власти,| | | | | | | | |осуществляющих публикацию в| | | | | | | | |открытом доступе на портале| | | | | | | | |«Электронный бюджет РС (Я)»| | | | | | | | |информации о плановых и| | | | | | | | |фактических результатах| | | | | | | | |деятельности организаций| | | | | | | | |сектора государственного| | | | | | | | |управления, информации о| | | | | | | | |стоимости предоставленных| | | | | | | | |государственных | | | | | | | | |(муниципальных) услуг, к| | | | | | | | |общему числу органов| | | | | | | | |государственной исполнительной| | | | | | | | |власти | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |7.2 |Доля муниципальных|% |0 |7 |15 |50 |90 | | |образований, внедривших в| | | | | | | | |практику работы программные| | | | | | | | |комплексы «Проектирование| | | | | | | | |бюджета», «Муниципальное| | | | | | | | |задание» с целью интеграции| | | | | | | | |процессов исполнения бюджета,| | | | | | | | |проектирования, составления| | | | | | | | |муниципальных заданий | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |8 |Направление 8. Повышение| | | | | |ля, в, | | |эффективности финансового| | | | | | | | |контроля, осуществляемого| | | | | | | | |главными распорядителями| | | | | | | | |бюджетных средств,| | | | | | | | |контрольными и финансовыми| | | | | | | | |органами | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |8.1 |Доля главных распорядителей|% |27 |51 |60 |70 |85 | | |средств государственного| | | | | | | | |бюджета РС(Я), использующих| | | | | | | | |механизмы внутреннего| | | | | | | | |контроля, в общем числе| | | | | | | | |главных распорядителей| | | | | | | | |бюджетных средств. | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |8.2 |Количество проведенных|ед. |97 |85 |80 |80 |80 | | |контрольных мероприятий, по| | | | | | | | |которым установлены нарушения | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| |8.3 |Доля контрольных мероприятий,|% |100 |100 |100 |100 |100 | | |по результатам которых| | | | | | | | |выработаны рекомендации для| | | | | | | | |объекта контроля по| | | | | | | | |предотвращению нарушений в| | | | | | | | |бюджетно-финансовой сфере, в| | | | | | | | |общем числе контрольных| | | | | | | | |мероприятий. | | | | | | | |——————|——————————————————————————————|—————————————————|———————————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————|—————————————————| 3. План по проведению реформ Направление 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов В Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации названо необходимым условием решения задач Программы. Очевидно, что это утверждение справедливо и для решения задач настоящей Программы. Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики на региональном уровне позволяет создать предпосылки для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии. Все это напрямую влияет на достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и страны в целом - роста уровня и качества жизни населения. Республика Саха (Якутия) стоит перед проблемой совершенствования своей бюджетной политики, которая должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития Республики. При этом ранее определенные стратегические задачи должны быть безусловно выполнены. Это обстоятельство требует значительной реструктуризации бюджетных расходов. В первую очередь, в целях роста уровня и качества жизни населения необходимо повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых отраслях. Затем, в целях сохранения экономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы, необходимо осуществить последовательное снижение дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Это позволит накопить резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Снижение дефицита должно сопровождаться жесткой экономией бюджетных средств и оптимизацией бюджетных расходов на всех уровнях: и на республиканском уровне, и на муниципальном уровне. В Республике Саха (Якутия) уже организована работа по оптимизации бюджетных расходов. Эта работа должна быть продолжена на основе существующих приоритетов. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Важной задачей является обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств. Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию экономики Республики Саха (Якутия) и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. Структура и уровень налогообложения должны оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности. Следует учитывать, что в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений. Налоговая политика должны быть направлена на поддержание инвестиционной активности в экономике, стимулирование повышения энергоэффективности производства и создание условий для развития научно-технической и инновационной деятельности. В условиях снижения налоговых доходов бюджетов важное значение приобретает деятельность, направленная на повышение неналоговых доходов, в первую очередь – доходов от использования недвижимости, находящейся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и в муниципальной собственности. Совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов, необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие Республики Саха (Якутия) в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться иными структурами. Необходимо ввести среднесрочные гарантированные «потолки» бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем, чтобы отвечающие за них министерства и ведомства Республики Саха (Якутия) были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств. Не должны приниматься и реализовываться меры, которые, решая краткосрочные проблемы отдельных секторов экономики, в дальнейшем могут помешать достижению долгосрочных целей, привести к консервации образовавшихся перекосов и дисбалансов. Должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств для решения задачи обеспечения сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов необходимо организовать работу по следующим направлениям. 1. Повышение финансовой гибкости бюджетов. Повышение финансовой гибкости бюджетов достигается путем: постепенного снижения дефицита бюджета и формирования в перспективе профицитного бюджета; формированием расходуемых на понятной и прозрачной для общественного контроля основе резервных фондов; снижением концентрированного характера налоговой базы; снижением объема государственного (муниципального) долга и расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга; обеспечением доступа к финансовым рынкам; взвешенными мерами по снижению рисков рефинансирования государственного (муниципального) долга, удлинением графика его погашения, предотвращение концентрации краткосрочных долговых выплат; улучшением качества управления государственными (муниципальными) финансами в целом. 2. Сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности. Сокращения и реструктуризации кредиторской задолженности возможно достичь в результате осуществления в период действия настоящей Программы ряда последовательных шагов по урегулированию или погашению существующей задолженности и по выработке комплекса мер, позволяющих предотвратить образование просроченной кредиторской задолженности и по поддержанию текущей кредиторской задолженности на минимально возможном уровне: инвентаризация всей просроченной кредиторской задолженности; выявление необоснованной задолженности и задолженности, которая может быть оспорена в суде; регистрация обязательств; погашение или урегулирование обязательств; мониторинг кредиторской задолженности. Для повышения эффективности принимаемых мер необходимо также: предусматривать ежегодно в составе расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) необходимый объем средств на погашение кредиторской задолженности, образующейся в силу различных рисков, возникающих в ходе функционирования государственных учреждений Республики Саха (Якутия), включая исполнение судебных исков, связанных с их обязательствами по оплате поставленной продукции, выполненных работ (услуг) для государственных нужд Республики Саха (Якутия). Для оперативного реагирования на ситуацию с погашением кредиторской задолженности необходимо внести необходимые коррективы в действующую нормативно-правовую базу, регламентирующие порядок погашения кредиторской задолженности за счет указанных средств; определить систему мер административного и дисциплинарного воздействия на руководителей и должностных лиц государственных учреждений, допускающих образование просроченной кредиторской задолженности как в рамках осуществления государственных закупок, так и в рамках трудовых отношений и исполнения публично-нормативных обязательств. 3. Снижение долговой нагрузки на государственный бюджет Республики Саха (Якутия). Снижение долговой нагрузки на государственный бюджет Республики Саха (Якутия) возможно при соблюдении нескольких основных принципов планирования и привлечения заимствований. Это такие принципы, как: а) планирование и привлечение заимствований осуществляется на основе прогнозирования долговой емкости бюджета и учета установленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации прямых и косвенных ограничений на объем долга, дефицита бюджета и выплат по обслуживанию долга; б) кратковременные заемные средства (на срок не менее одного года) привлекаются только для поддержания необходимого уровня ликвидности; в) предпочтение долгосрочным заемным средствам, которые привлекаются для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру и в отдельных случаях могут использоваться для рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации портфеля заимствований; г) долгосрочные заемные средства не используются для финансирования текущих расходов. Также в отношении обслуживания и погашения долга следует придерживаться следующих правил: основу портфеля заимствований составляют долгосрочные заемные средства; портфель заимствований формируется таким образом, чтобы график совокупных ежегодных выплат был равномерным; не должно быть заимствований, которым отдается приоритет при обслуживании, если это не оговорено в условиях заимствований; должен составляться план-прогноз обслуживания и погашения долга. В соответствии со статьей 54 Закона Республики Саха (Якутии) от 26 декабря 2007 года 525-З N 1095-III «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» управление государственным долгом Республики Саха (Якутия) осуществляется Министерством финансов Республики Саха (Якутия). Для реализации указанных выше принципов и выполнения правил, а также для выполнение Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по управлению государственным долгом, необходимо разработать соответствующий административный регламент. 4. Повышение консервативности бюджетного планирования. В основе показателей перспективного финансового плана Республики Саха (Якутия) и разрабатываемого на его основе проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год лежат прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Основой для разработки перспективного финансового плана Республики Саха (Якутия) и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год являются прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). На федеральном уровне использование принципов консервативности и надежности экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, формирования бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, основанных на реалистичных оценках – все это предусмотрено Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Для реализации указанных выше принципов на федеральном уровне планируется внедрить формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития (на срок не менее 20 лет) и долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации, а также использовать для целей бюджетного планирования консервативный макроэкономический прогноз. Для внедрения указанных принципов в Республике Саха (Якутия) потребуется внесение изменений в закон о бюджете и бюджетном процессе, а также в Регламент системы планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). 5. Оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот. Вопросы налогообложения юридических и физических лиц в Республике Саха (Якутия) регулируются Законом Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)». В рамках имеющихся полномочий льготы предоставляются по налогу на прибыль организаций, по региональным налогам, а также по упрощенной системе налогообложения. В соответствии со статьей 3 указанного Закона налоговые льготы в Республике Саха (Якутия) предоставляются в случае их эффективности и обоснованности с обязательной оценкой потерь бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Законом установлен запрет на предоставление новых и пролонгацию фактически предоставляемых налоговых льгот в случае получения отрицательной оценки социально-экономического эффекта от их предоставления. Приложением № 1 к указанному Закону утвержден Порядок рассмотрения заявок на предоставление льгот, в соответствии с которым в обязательном порядке представляется оценка социально-экономической эффективности. Порядок оценки социально-экономической эффективности предоставляемых налоговых льгот, утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 399. Проводится анализ эффективности действующих налоговых льгот на предмет целесообразности их пролонгации. По итогам проведения анализа за 2010 год будет пересмотрен перечень предоставляемых налоговых льгот и категории их получателей в целях минимизации потерь налоговых доходов бюджетной системы Республики Саха (Якутия). 6. Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества. В Республике Саха (Якутия) организован и ведется учет государственного имущества. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 г. № 14 утверждено Положение об учете государственного имущества Республики Саха (Якутия), Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) разработаны и утверждены формы карт учета, правила заполнения форм реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) и записей об изменениях сведений об объекте учета и о прекращении права собственности Республики Саха (Якутия) на имущество, правила ведения реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) и форма выписки из реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия). В целях повышения эффективности использования государственного имущества Республики Саха (Якутия), закрепленного в хозяйственном ведении ГУПов Республики Саха (Якутия) министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия) в соответствии с установленными правилами ежегодно утверждаются программы деятельности подведомственных им ГУПов. Для проведения анализа эффективности деятельности ГУПов отраслевые министерства (ведомства) образуют балансовые комиссии. Показатели деятельности ГУПов ежегодно утверждаются отраслевыми министерствами (ведомствами) в составе программ их деятельности. То есть создана система повышения эффективности использования такого имущества. Необходимо также выстроить систему повышения эффективности использования всего государственного имущества Республики Саха (Якутия), включая государственное имущество, переданное органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных переданных государственных полномочий Республики Саха (Якутия). В основу такой системы должны лечь критерии эффективности государственной собственности, при этом критерии должны быть различными для различных пользователей государственного имущества и для различных видов имущества, а также учитывать отраслевые и территориальные особенности использования государственного имущества. На основании разработанных критериев эффективности использования имущества должен быть организован мониторинг эффективности использования государственного имуществ Республики Саха (Якутия), результаты которого будут использоваться при принятии управленческих и кадровых решений во всех сферах жизнедеятельности Республики Саха (Якутия). 7. Повышение стабильности и предсказуемости межбюджетных отношений. Система межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) выстроена исходя из сложившегося разграничения полномочий, расходных обязательств и доходных источников Республике Саха (Якутия) и муниципальных образований РС (Я) на основе формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов. Совершенствование системы межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) должно осуществляться на основе следующих принципов: полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики; планирование бюджетных ассигнований местных бюджетов исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств; принятие новых расходных обязательств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на предоставление межбюджетных трансфертов при наличии четкого понимания результатов, достигаемых последствием их принятия, оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, с учетом сроков и механизмов их реализации; сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи местным бюджетам, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях. Для формирования объективной, формализованной и прозрачной системы предоставления межбюджетных трансфертов представляется целесообразным: определить общие условия предоставления субсидий, обязательные как для существующих видов субсидий, так и для предлагаемых к предоставлению новых видов субсидий. Особенности конкретных межбюджетных трансфертов возможно учесть при разработке нормативного правового акта Республики Саха (Якутия), определяющего цели и условия предоставления таких межбюджетных трансфертов; обеспечить повышение об условленности предоставления финансовой помощи местным бюджетам путем установления обязательств муниципальных образований не только по повышению качества управления муниципальными финансами, но и проведения структурных реформ и повышения результативности деятельности; внедрить в практику принятия решений о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, учет оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2009 года № 1368 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». При этом, учет оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления не обязательно должен вылиться в изменение размеров предоставляемых межбюджетных трансфертов. Решение может заключаться в изменении (как ужесточении, так и в смягчении) условий предоставления межбюджетных трансфертов, изменении периодичности отчетности, изменении количества документов, подтверждающих обоснованность осуществленных расходов, и пр.; внедрить в практику сравнительный анализ расходов различных муниципальных образований, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на предмет их результативности, путем сравнения затраченных ресурсов и количественных показателей, характеризующих оказание муниципальных (государственных в случае реализации отдельных переданных государственных полномочий) услуг или выполнение органами местного самоуправления своих функций. Направление 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и переход на «программный формат» формирования государственного бюджета Внедрение программно-целевых инструментов бюджетирования стало ключевым направлением совершенствования системы государственного управления в России начиная с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (далее – Концепция). Концепция отражала сформировавшееся в Российской Федерации в то время видение современной системы бюджетирования, ориентированной на результат. Концепция предполагала реализацию комплекса мероприятий, направленных на внедрение в бюджетных процесс новых инструментов и механизмов, таких как ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, реестр расходных обязательств и т.д. Ключевой новеллой Концепции стало расширение горизонта планирования, т.е. переход к среднесрочному (трехлетнему) финансовому планирования. Позднее соответствующие нормы нашли свое отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Также был принят ряд подзаконных правовых актов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности и т.д. В Республике Саха (Якутия) внедрение программно-целевых принципов бюджетирования также является одной из приоритетных задач развития государственных финансов. В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов данная задача указывается как важнейшая мера по повышению эффективности государственных расходов. Построение программно-целевого бюджетирования в Республике Саха (Якутия) предполагает ряд мероприятий, направленных на создание правовых и методических основ современного бюджетирования и на формирование у государственных служащих и специалистов государственных учреждений навыков практического применения новых инструментов и механизмов. В целом работа по данному направлению в Республике Саха (Якутия) была начата в Программе реформирования региональных финансов Республики Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.11.2004 № 548, и в Программе реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 1812.2007 № 517. Указанные программы реформирования принимались в контексте проводимых на федеральном уровне реформ и во многом следовали требованиям Министерства финансов Российской Федерации, предъявляемым в рамках конкурса на получение субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов. Как следствие – в программах реформирования были отражены самые актуальные направления совершенствования системы управления общественными финансами, включая вопросы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках указанных Программ реформирования были реализованы первые мероприятия по формированию правовых основ для внедрения среднесрочных ведомственных целевых программ. Было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года № 398 «О мерах по совершенствованию методов планирования бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату». Кроме того, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2006 г. №263 были утверждены Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ и Порядок учета планируемых результатов при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год. Пилотные ведомственные целевые программы были разработаны еще в 2006 году, вместе с тем, практика применения данного инструмента в настоящее время представляется недостаточной. В 2010 году в Республике Саха (Якутия) действует 11 ведомственных целевых программ, общий объем финансирования которых на 2010 год составляет не более 1% расходов государственного бюджета (табл. 1). Табл. 1. Доля расходов на целевые программы в общем объеме расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2007-2010 годах |——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————| | |2007 |2008 |2009 |2010 | |——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————| |Всего расходов|57 469 150 |75 982 988 |83 282 894 |91 486 046 | |государственного | | | | | |бюджета РС (Я), тыс.| | | | | |руб. | | | | | |——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————| |Ведомственные целевые|1 232 713,73 |1 291 613,47 |1 124 072,33 |711 669,80 | |программы (ВЦП), тыс.| | | | | |руб. | | | | | |——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————| |Доля ВЦП в общем|2,15% |1,70% |1,35% |0,80% | |объеме расходов| | | | | |государственного | | | | | |бюджета | | | | | |——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————| |Республиканские |7 924 194,3 |11 758 382,9 |11 835 456,3 |15 867 000 | |целевые программы| | | | | |(РЦП), тыс. руб. | | | | | |——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————| |Доля РЦП в общем|13,79% |15,48% |14,2% |17,3 % | |объеме расходов| | | | | |государственного | | | | | |бюджета | | | | | |——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————|——————————————————————| Для расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, в Республике Саха (Якутия) в 2009 году начало действовать Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. В развитие данного положения в Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) были разработаны Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности (далее – ДРОНД) в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы. Приложением к указанным Методическим рекомендациям является Перечень стратегических целей Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), используемых при разработке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности. В данном перечне указаны главные распорядители средств бюджета Республики Саха (Якутия), отвечающие за определенные цели в соответствии с системой компетенций. Фактическая практика подготовки ДРОНД в Республике Саха (Якутия) отсутствует. Пилотные ДРОНД сформированы в конце 2010 года в 8 субъектах бюджетного планирования социального блока: |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |№ |Наименование СБП Республики Саха (Якутия) | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |1 |Министерство здравоохранения | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |2 |Министерство труда и социального развития | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |3 |Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |4 |Министерство на уки и профессионального образования | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |5 |Министерство образования | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |6 |Министерство по молодежной политике | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |7 |Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по физической культуре и| | |спорту | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |8 |Министерство культуры и духовного раз вития | |——————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|