Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.09.2015 № 345ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Якутск от 29 сентября 2015 г. № 345 О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2018 годы В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 г. 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет: 1. Принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2016 год базовый вариант прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 – 2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Министерству экономики Республики Саха (Якутия), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия), Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по делам Арктики обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей не ниже уровня прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2018 годы. 3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычева П.А. 4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия). Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Г. ДАНЧИКОВА ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2015 г. № 345 Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 – 2018 годы СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3 Исходное состояние и условия функционирования экономики на 2016 - 2018 годы 4 Основные тенденции социально-экономического развития в январе-августе и оценка до конца 2015 года. 4 Оценка рисков мировой экономики и динамики мировых товарных рынков. 10 Основные варианты прогноза социально-экономического развития. 16 Минерально-сырьевая база. 23 Промышленное производство. 24 Топливно-энергетический комплекс. 25 Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых. 27 Лесопромышленный комплекс. 29 Промышленность строительных материалов. 29 Агропромышленный комплекс. 30 Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика. 34 Транспортный комплекс. 36 IT-отрасль и связь. 38 Инвестиционная деятельность. 39 Налоговая политика. 42 Административная реформа. 43 Финансовый результат деятельности предприятий.. 45 Предпринимательство и туризм.. 47 Внешнеэкономическая деятельность. 49 Демография. 50 Качество жизни населения и рынок труда. 51 Среднесрочные приоритеты государственных программ Республики Саха (Якутия) 56 Территориальный аспект. 58 Приложения. 61 Введение Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2018 годы (далее – прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законами Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 г. 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», от 18 февраля 2009 г. 650-З № 191-IV «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия), регулирующие бюджетные правоотношения», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. № 223 «О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный период». Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2015 год и прогнозные показатели на 2016 - 2018 годы разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и в экономике Российской Федерации, прогнозных оценок крупных организаций, предполагаемых сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и основан на материалах, предоставленных министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами республики. При формировании прогноза учитывались стратегические цели, задачи, ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, обозначенные в посланиях и выступлениях Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия). Основные показатели прогноза базируются на положениях: Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 г. № 411 и одобренной Правительством Российской Федерации (протокол № 5 от 08 февраля 2007 года) (далее Схема – 2020); Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р) (далее – Стратегия - 2025); Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596-606 о долгосрочной государственной политике, от 07 апреля 2014 г. № 211 о праздновании 100-летия образования Якутской АССР; Федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Республики Саха (Якутия) и программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу; Плана мероприятий по реализации предвыборной программы Главы Республики Саха (Якутия) «Программа развития на 2015 – 2020 годы». Показатели прогноза являются ориентирами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) и хозяйствующих субъектов экономики республики. Исходное состояние и условия функционирования
|
Источник |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Медиана прогнозов по данным Bloomberg (Brent 26 августа 2015 года) |
98,9 |
60,5 |
65,25 |
70,0 |
75,0 |
75,0 |
Текущие форвардные контракты по данным Bloomberg (Brent 26 августа 2015 года) |
98,9 |
45,26 |
50,07 |
55,19 |
58,43 |
60,37 |
Минэкономразвития России - Urals (август 2015) |
97,6 |
52 |
55 |
60 |
60 |
- |
Сбербанк России - Urals |
97,6 |
56 |
60 |
65 |
70 |
- |
Экономическая экспертная группа - Urals |
96,2 |
58 |
63,6 |
67,1 |
- |
- |
Уголь. Потребность в дешевом и простом топливе в Индии и Китае за минувшее десятилетие обеспечила 90%-ый рост мирового потребления. Увеличившийся спрос вызвал перепроизводство со стороны добывающих компаний, что привело к снижению мировых цен на энергетический уголь на 50%, со 132 долл./т. в январе 2011 года до 63 долл./т. в ноябре 2014 года (данные Всемирного банка).
По данным Bloomberg Intelligence в 2015 году на мировой рынок энергетического угля, перевозимого морем, поступят дополнительно 15 млн тонн, избыточные поставки продолжат ежегодно расти вплоть до 55 млн тонн к 2019 году. На рынок коксующегося угля дополнительно поступит 7 млн тонн, но избыточные поставки сохранятся в пределах 7-15 млн тонн до 2017 года.
Таблица 2
Прогноз мировых цен на уголь, долл./тн.
Источник |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всемирный банк (апрель 2015 г.) |
70,1 |
62,0 |
64,4 |
66,8 |
69,3 |
72,0 |
Международный валютный фонд (экспортные рынки, март 2015г.) |
75,1 |
60,2 |
61,2 |
61,2 |
61,2 |
61,2 |
The Economist Intelligence Unit (май 2015 г.) |
70,1 |
59,5 |
59,2 |
65,0 |
71,0 |
74,0 |
Цены на энергетический и коксующийся уголь испытывают серьезное давление из-за падающего спроса со стороны Китая, в котором снижаются темпы роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал, а также вследствие предпринимаемых усилий по переходу на более экологические виды топлива. Поэтому в настоящее время на рынке преобладают пессимистические настроения по поводу перспектив повышения цен на уголь.
Алмазное сырье. За последние десять лет средняя годовая добыча алмазов в мире сократилась с 160 млн каратов до устойчивого показателя в 130 млн каратов в течение последних трех лет. За тот же период средняя цена за карат выросла почти в три раза, с уровня $60 до $150.
В 2013 году средняя цена (импорта) на алмазное сырье составила 146 долл./карат. Цены в 2014 году выросли и составили 151 долл./карат.
По данным Антверпенского всемирного алмазного центра, по итогам января-июня 2015 года, экспорт (49,9 млн карат или 6,3 млрд долл. США) и импорт (45,9 млн карат или 6,4 млрд долл. США) алмазного сырья по отношению к соответствующему периоду прошлого года снизился: экспорт показал снижение на 14,6% в каратах и 21,5% долл. США, импорт – снижение на 10,6% в каратах и 19,2% в долл. США.
Причин снижения несколько. Условия спроса на сырье в ближайшей перспективе будут зависеть от потребительского спроса, спроса розницы на пополнение товарных запасов и скорости их истощения у производителей бриллиантов.
Также De Beers продолжает постепенное снижение цен. По данным Rapaport спад цен на алмазы с начала года достиг 15%.
В целом, умеренное постепенное снижение мировых цен на алмазы нейтрально для кредитного качества «АЛРОСА» - компания выигрывает от ослабления рубля в той же мере, что и нефтяные экспортеры и прочие компании металлургического сектора, при том что цены на алмазы на мировых рынках снижаются существенно более низкими темпами, чем цены на нефть.
Торговля бриллиантами показала в основном положительную динамику в январе-июне 2015 года к соответствующему периоду 2014 года. Антверпен экспортировал 3,2 млн каратов бриллиантов (100,3%) на сумму 6,4 млрд долларов США (98,8%), импортировал 3,6 млн каратов (102,8%) на сумму 7,1 млрд долларов США (101,4%).
Согласно месячному отчету Rapaport на август 2015 года уровни запасов бриллиантов остаются высокими. Однако ощущается дефицит некоторых типов камней из-за существенного спада производства бриллиантов. Огранщики, которые осуществляют масштабные закупки алмазов в июле и августе, в рамках подготовки к рождественским праздникам, в нынешнем году воздержатся от этого. Производители бриллиантов отказываются покупать сырье, которое после огранки и полировки не принесет прибыль, поскольку как цены на алмазное сырье, так и уровень запасов бриллиантов слишком высоки.
Согласно долгосрочному прогнозу Bain & Co спрос на бриллианты будет превышать предложение и покажет устойчивый ежегодный рост на 4-5%, поддерживаемый ростом общего благосостояния и увеличением доли среднего класса в развивающихся странах. Китай, Индия и США останутся основными генераторами нового спроса на ювелирные изделия с бриллиантами. Поэтому мировая добыча алмазов вырастет со 130 млн карат в 2013 году до 150 млн карат к 2024 году. Среднегодовые темпы роста добычи в 2013 – 2019 гг. составят 3,4-4,0%, в период с 2019-2024 гг. ожидается снижение 1,5-2,0%.
В целом, мировое предложение алмазов в 2013-2019 годах будет расти в среднем на 3,5- 4,0% в год, а затем – до 2024 года ожидается снижение на 1,5-2,0% из-за «старения» месторождений и перехода к подземной добыче.
Средняя цена на золото в среднем на 2014 год составила 1271 долл./тр.унц. (-11% к 2013 году), цена на 28 декабря 2014 года составила 1196 долл./тр.унц.
Снижение цен на золото происходит из-за превышения предложения над спросом, что связано с полной загруженностью многих крупных месторождений, которые были выведены на полную мощность в 2013 году.
В настоящее время цена на золото в большей степени регулируется укреплением/ослаблением доллара, вероятности повышения ставки ФРС. Фундаментальные факторы, такие как состояние экономики США и технические факторы, т.е. пробитие важных поддержек, указывают на негативные перспективы золота. Цены на золото понизились до уровня поддержки 1085$ под влиянием роста курса доллара США. Рынок золота выглядит негативно, инвестиционный спрос продолжает сокращаться.
Таблица 3
Прогноз мировых цен на золото, долл. за унцию
Источник |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всемирный банк (июль 2015 г.) |
1266 |
1175 |
1156 |
1138 |
1120 |
1102 |
The Economist Intelligence Unit (июль 2015 г.) |
1266 |
1206 |
1253 |
1312 |
1330 |
1348 |
Медиана прогнозов инвестбанков по данным Bloomberg (26 августа 2015 года) |
1266 |
1170 |
1193 |
1212 |
1285 |
1250 |
При этом производство добычного золота выросло на 2%, до 773 тонн. По итогам всего 2015 года, прогнозирует GFMS, добыча золота в мире вырастет, но менее чем на 1%.
Потребление ювелирных изделий упало почти на 9%, до 444 тонн. В том числе россияне уменьшили закупки золотых украшений на 12,5%, до 15 тонн. В Китае объемы потребления ювелирных изделий из золота, согласно GFMS, упали на 23%, до 101 тонны, что позволило Индии вернуться в лидеры по этому показателю – 158,2 тонны (рост на 2% к уровню II квартала 2014 года).
В октябре 2015 года Министерство экономического развития Российской Федерации планирует уточнить макроэкономический прогноз на 2016-2018 годы. По предварительным данным, в 2015 году на фоне существенного падения инвестиций и сокращения расходов домашних хозяйств ВВП в реальном выражении снизится на 3,3 процента. При этом в 2016 году предполагается возобновление экономического роста до 1,0% и до 2,3-2,4 % в 2017 – 2018 годах.
На основе анализа текущей ситуации курс доллара США к рублю предлагается следующий: в 2015 году – 60,0 рублей за доллар США, в 2016 году: по первому варианту – 60,0 рублей, по второму – 56,8 рублей, в 2017 году: 61,5 рублей и 57,5 рублей, в 2018 году: 62,0 рубля и 58,0 рублей.
Варианты прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) сформированы на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, с учетом складывающейся динамики мирового экономического развития, динамики и прогнозов мировых цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы, а также с учетом приоритетов развития Республики Саха (Якутия), определенных стратегическими документами планирования.
Прогноз сценарных условий и основных макроэкономических параметров разработан в составе двух вариантов – базовый сценарий (вариант 1) и оптимистичный сценарий (вариант 2).
Базовый сценарий (вариант 1) опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей с учетом отмены запретов и ограничений в сфере экономического сотрудничества с Ираном и предусматривает сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне 50 долларов США за баррель в период 2015-2018 годы. В базовом варианте предлагается исходить из теории сохранения достигнутого уровня цен в период 2015-2018 годы.
По уточненным данным Минэкономразвития Российской Федерации баррель нефти в 2015 году будет стоить $52, подорожает до $55 в 2016 году и $60 в 2017 году. В мае Минэкономразвития прогнозировало $60, $65 и $70, соответственно.
Фундаментально обоснованный курс доллара составляет 50–60 руб./$ при цене на нефть $50–60/барр (сорта Brent). Многие аналитики сходятся во мнении оценки справедливого курса примерно в 60 руб./$.
Версию дальнейшего сохранения курса в 60 руб./$ подкрепляет и снижение ставки, которая в настоящее время составляет 11%. Снижение ставки на 25–50 п.п. для экономики даст нулевой эффект, но на валютном рынке станет дополнительным фактором ослабления рубля.
Базовый сценарий предполагает продолжение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода. Это означает сохранение ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала из частного сектора, связанный с погашением внешнего долга.
Среднегодовой курс рубля в 2016 году ожидается на уровне 60 рублей за доллар США при среднегодовой цене на нефть Urals 55 долларов США за баррель. Вариант предполагает снижение в среднесрочной перспективе курса национальной валюты до 62 рублей за доллар США к 2018 году.
Всплеск инфляции, наблюдавшийся в конце 2014 – начале 2015 года, был обусловлен рядом факторов, прежде всего воздействием продовольственных контрсанкций и резким ослаблением рубля, влияние которых на инфляционные процессы ослабнет к концу текущего года. При низком потребительском спросе ожидается, что инфляция в 2016 году замедлится, но не вдвое – до 7% как в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, а до 8,4%. К 2018 году при стабильном курсе рубля инфляция снизится до 5,5 %, то есть до целевых параметров, определенных сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации.
Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, с возможным началом добычи газа после 2019 года, инвестиционных проектов в рамках предусмотренных объемов финансирования федеральных целевых программ, ФАИП, государственных программ Республики Саха (Якутия). Создание одной территории опережающего социально-экономического развития.
Сценарием предусматривается реализация всех задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №№ 596-606 с учетом допустимых отклонений (5% по соотношению заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы).
Оптимистичный сценарий (вариант 2) базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и частичной отмене экономических санкций с 2016 года.
В данном сценарии предполагается более высокий по сравнению с базовым сценарием среднегодовой рост цен на нефть Urals – c 60 долларов США за баррель в 2015 году до 60, 65 и 70 долларов США за баррель в 2016 – 2018 годах. Предпосылки для более быстрого восстановления нефтяных цен создают отмечаемое ускорение роста спроса на нефть (акцентирует внимание именно на стимулировании спроса, а не на сокращении производства) и торможение роста добычи нефти на сланцевых месторождениях в Северной Америке.
Одной из особенностей этого сценария является существенное увеличение профицита счета текущих операций страны в целом при одновременном сокращении чистого оттока капитала (до 25 млрд долларов США в 2018 году). Финансирование дефицита федерального бюджета в 2015 году также предполагается преимущественно за счет средств резервного фонда, однако прогнозируется его пополнение с 2017 года. Кроме того, в данном сценарии ожидается восстановление внутреннего долгового рынка, что позволит осуществлять государственные заимствования в больших объемах по сравнению с базовым сценарием.
В то же время на фоне высокого оттока капитала ожидается улучшение платежного баланса по счету текущих операций, благодаря стабилизации экспорта (в физическом выражении он будет расти в пределах 0,6–1,8 % в год) при достаточно существенном снижении импорта товаров и услуг. Начиная с 2017 года, приток капитала в российскую экономику будет превышать чистый отток по счету операций с капиталом. Это создает фундаментальные предпосылки для укрепления курса национальной валюты.
В среднесрочной перспективе курс национальной валюты будет укрепляться примерно до 58 рублей за доллар США к 2018 году.
С учетом укрепления рубля темпы инфляции сложатся ниже: 7,2% в 2016 году и будут приближены к целевым значениям, изложенным в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, а с 2017 года им соответствовать: 5,5% в 2017 году и 5,2% в 2018 году.
Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, инвестиционных проектов Южной Якутии, создание более двух территорий опережающего социально-экономического развития, индустриальных парков, технопарков. Вариант учитывает дополнительные возможности для финансирования государственных программ за счет федеральных источников.
Базовый сценарий (вариант 1) предлагается использовать для разработки параметров государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2016 – 2018 годы.
Таблица 4
Исходные условия прогноза
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)
Показатели |
Вариант |
2014 факт |
2015 оценка |
2016 |
2017 |
2018 |
|
прогноз |
|||||||
Курс доллара (среднегодовой), рублей за 1 доллар США |
1 |
38,61 |
60,0 |
60,0 |
61,5 |
62,0 |
|
2 |
56,8 |
57,5 |
58,0 |
||||
Инфляция (ИПЦ) в среднем за год,% |
1 |
107,3 |
112,6 |
108,4 |
106,8 |
105,5 |
|
2 |
107,2 |
105,5 |
105,2 |
||||
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |