Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.09.2015 № 345

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Якутск

 

от 29 сентября 2015 г. № 345

 

 

О прогнозе социально-экономического развития

Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2018 годы

 

 

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 г. 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2016 год базовый вариант прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 – 2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству экономики Республики Саха (Якутия), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия), Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по делам Арктики обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей не ниже уровня прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2018 годы.

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычева П.А.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

 

 

 

Председатель Правительства

   Республики Саха (Якутия)                                                         Г. ДАНЧИКОВА

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 29 сентября 2015 г. № 345

 

 

 

 

 

 

 

Прогноз

социально-экономического развития

Республики Саха (Якутия)

на 2016 – 2018 годы

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

.. Введение. 3

  Исходное состояние и условия функционирования экономики на 2016 - 2018 годы 4

  Основные тенденции социально-экономического развития в январе-августе и оценка до конца 2015 года. 4

.. Оценка рисков мировой экономики и динамики мировых товарных рынков. 10

.. Основные варианты прогноза социально-экономического развития. 16

... Минерально-сырьевая база. 23

.. Промышленное производство. 24

.. Топливно-энергетический комплекс. 25

.. Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых. 27

.. Лесопромышленный комплекс. 29

.. Промышленность строительных материалов. 29

.. Агропромышленный комплекс. 30

... Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика. 34

.. Транспортный комплекс. 36

. IT-отрасль и связь. 38

.. Инвестиционная деятельность. 39

.. Налоговая политика. 42

.. Административная реформа. 43

... Финансовый результат деятельности предприятий.. 45

.. Предпринимательство и туризм.. 47

.. Внешнеэкономическая деятельность. 49

.. Демография. 50

.. Качество жизни населения и рынок труда. 51

.. Среднесрочные приоритеты государственных программ Республики Саха (Якутия) 56

.. Территориальный аспект. 58

.. Приложения. 61

 

 

 

Введение

 

Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2018 годы (далее – прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законами Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 г. 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», от 18 февраля 2009 г. 650-З № 191-IV «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия), регулирующие бюджетные правоотношения», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. № 223 «О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный период».

Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2015 год и прогнозные показатели на 2016 - 2018 годы разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и в экономике Российской Федерации, прогнозных оценок крупных организаций, предполагаемых сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и основан на материалах, предоставленных министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами республики.

При формировании прогноза учитывались стратегические цели, задачи, ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, обозначенные в посланиях и выступлениях Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия).

Основные показатели прогноза базируются на положениях:

Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 г. 411 и одобренной Правительством Российской Федерации (протокол № 5 от 08 февраля 2007 года) (далее Схема – 2020);

Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р) (далее – Стратегия - 2025);

Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596-606 о долгосрочной государственной политике, от 07 апреля 2014 г. № 211 о  праздновании 100-летия образования Якутской АССР;

Федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Республики Саха (Якутия) и программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу;

Плана мероприятий по реализации предвыборной программы Главы Республики Саха (Якутия) «Программа развития на 2015 – 2020 годы».

Показатели прогноза являются ориентирами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) и хозяйствующих субъектов экономики республики.

 

Исходное состояние и условия функционирования
экономики на 2016 - 2018 годы

 

Основные тенденции социально-экономического развития
в январе-августе и оценка до конца 2015 года

 

На фоне неблагоприятных внешнеэкономических условий и снижения темпов экономического роста в стране в целом, в Республике Саха (Якутия) сохраняются положительная динамика основных макроэкономических показателей и стабильная социальная ситуация.

В Республике Саха (Якутия) наблюдается рост следующих показателей (в Российской Федерации – отрицательная динамика):

рост валового регионального продукта (103,1% - РС(Я), 96,6% - РФ);

рост индекса промышленного производства (107,2% - РС(Я), 96,8% - РФ);

сравнительно низкий темп инфляции к декабрю 2014 года (107,3% - РС(Я), 109,8% - РФ);

рост оборота розничной торговли (101,9% - РС(Я), 91,8% - РФ);

положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (100,4% - РС(Я), 96,9% - РФ).

По итогам января-августа 2015 года среди регионов Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) занимает 1 место: по объему отгруженной продукции по добыче полезных ископаемых, поголовью крупного рогатого скота, объёму работ, выполненных по виду деятельности «строительство», индексу потребительских цен, естественному приросту населения, 2 место – по индексу промышленного производства, грузообороту автомобильного транспорта, 3 место – по вводу в действие жилых домов, пассажирообороту автомобильного транспорта, обороту розничной торговли, обороту общественного питания и объёму платных услуг, 4 место – по производству электроэнергии.

Сохранению положительной динамики основных показателей экономики республики способствует планомерная реализация предвыборных тезисов Главы Республики Саха (Якутия), изложенных в «Программе развития на 2015 – 2020 годы».

Планомерно реализуется основная поставленная на 2015 год задача минимизации негативного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия).

Валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия) (ВРП) по оценке на 2015 год составит 708,8 млрд рублей при индексе физического объема в 103,1%. Основная доля в формировании ВРП приходится на промышленное производство – около половины от его общего объема. Высока доля – около 9,5% – «транспорта и связи», порядка 7,6% ВРП республики приходится на вид деятельности «торговля» и более 6,3% – на «строительство».

Рост ВРП в 2015 году связан с увеличением валовой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Торговля», «Транспорт и связь» при сокращении объема ВРП по обрабатывающим производствам и сельскому хозяйству. 

Прирост индекса промышленного производства за январь-август 2015 года в 7,2% достигнут за счет увеличения добычи алмазов на 16,1%, золота – на 6,4%, нефти – на 9,3% и угля – в 1,26 раза к соответствующему периоду 2014 года.

При этом индекс промышленного производства без учета добычи сырой нефти и алмазов сокращается – 97,5%, что связано со снижением производства обогащенного угля, газа природного и попутного, конденсата газового нестабильного, сокращением в обрабатывающих производствах объемов обработки алмазов, обработки древесины и производства изделий из дерева.

Индекс промышленного производства на 2015 год ожидается на уровне 104,8 % за счет роста добычи каменного угля, нефти, алмазов, производства концентрата сурьмяного и электроэнергии.

В сельском хозяйстве продолжается снижение объемов производства, в основном за счет продукции скотоводства. За январь – август 2015 года произведено продукции сельского хозяйства на 9936,8 млн рублей, что составляет 99,0% к уровню соответствующего периода прошлого года.

Несмотря на принимаемые меры по поддержке агропромышленного комплекса сокращение поголовья крупного рогатого скота не преодолено. Основной причиной является сокращение поголовья воспроизводственного потенциала скота. Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйства составило на 01 сентября т.г. 247 203 головы (95,6% к уровню 2014 года), в том числе коров 82 145 голов (95,2%).

Произведено мяса скота и птицы на убой 4605,5 тонн, что выше уровня 2014 года на 30,5%. Положительная динамика достигнута вследствие проведения антикризисных мероприятий и восстановления производства мяса бройлера ОАО «Нерюнгринская птицефабрика».

Валовой надой молока составил 113,7 тыс.тонн, что ниже уровня соответсвующего периода 2014 года на 2,2% или на 2,6 тыс.тонн молока.

До конца 2015 года объем продукции сельского хозяйства сохранится на уровне  2014 года (100,1%). Производство зерна в 2015 году составит 11,4 тыс. тонн (108,3% к 2014 году), картофеля – 76,8 тыс. тонн (100,9%), овощей – 36,7 тыс. тонн (100,1%). В 2015 году темп роста производства скота и птицы на убой (в живом весе) составит 111,3%, молока – 100,2%.

В январе-июле 2015 года сальдированный финансовый результат организаций составил 55,7 млрд рублей, что на 41,2% больше, чем за соответствующий период 2014 года.

За январь-июль 2015 года системообразующие организации получили прибыль в размере 50,9 млрд рублей, или 145,1% к январю-августу 2014 года. Положительная динамика сальдированного финансового результата обеспечена за счет организаций по добыче полезных ископаемых (добыча алмазов, добыча золота и добыча нефти), увеличивших прибыль на 48% к аналогичному периоду 2014 года (35,2 млрд рублей).

Значительная сумма убытка была получена организациями с видом экономической деятельности: добыча каменного угля, бурого угля и торфа (5,6 млрд рублей), транспорт (1,4 млрд рублей).

Оценка сальдированного финансового результата деятельности крупных и средних предприятий республики за 2015 год составит 106,5 млрд рублей, при этом прибыль рентабельных предприятий – 109,7 млрд рублей.

Превалирование финансового результата предприятий в 2015 году над итогом 2014 года связано с эффектом от укрепления доллара на доходы экспортно-ориентированных компаний.

На 01 августа 2015 года суммарная задолженность по обязательствам организаций составила 669 млрд рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 1,8%, из нее просроченная равнялась 49,1 млрд рублей (7,3% от всей задолженности). За июль т.г. наблюдается снижение кредиторской задолженности на 2,3%, что составило 131,7 млрд рублей, в том числе просроченная задолженность 10,9 млрд рублей со снижением в месяц на 8%.

По состоянию  на 01 августа 2015 года отмечается рост задолженности по кредитам и займам на 2,9% (537,2 млрд рублей), при этом просроченная задолженность составила 38,3 млрд рублей с ростом к предыдущему месяцу на 6,9%.

Объем инвестиций в основной капитал в республике за январь-август 2015 года составил 105,5 млрд рублей или 93,8% к аналогичному периоду 2014 года в сопоставимых ценах.

Сокращение показателя связано с завершением строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и объектов расширения к ней, а также ВЛ 220 кВ «Чернышевский-Мирный-Ленск-Пеледуй» с отпайкой до НПС №14.

Уменьшены объемы финансирования автодорог федерального значения «Вилюй», «Лена» и «Колыма».

ОАО «Сахатранснефтегаз» продолжается разработка Среднетюнгского НГКМ и Отраднинского НГКМ. ОАО «Сургутнефтегаз» ведется разработка Талаканского НГКМ и Алинского НГКМ.

Продолжается освоение Эльгинского угольного месторождения, реализуется проект строительства ГОКа «Инаглинский». Началось строительство железной дороги от ст. Инаглинская до ст. Чульбас, которая соединит будущий ГОК с сетью железных дорог ЖДЯ и РЖД.

Продолжается строительство Якутской ГРЭС-2, объектов электросетевого и коммунального хозяйства.

Основная доля инвестиций на территории республики на ближайший период будет обеспечена за счет реализации проектов Восточной газовой программы: строительства газопровода Якутия-Хабаровск-Владивосток и обустройства Чаяндинского месторождения. Прогнозная оценка инвестиций на 2015 год по данным проектам: 19,2 и  26 млрд рублей соответственно. 

Объем инвестиций в 2015 году составит 218,1 млрд рублей или 100% в сопоставимых ценах к 2014 году.

В январе-августе 2015 года выполнено работ и услуг по виду деятельности «строительство» на 37,2 млрд рублей с ростом 0,2% к январю-августу 2014 года в сопоставимых ценах.

За январь-август 2015 года введено жилья общей площадью 239,6 тыс. кв. метров, что на 33% больше соответствующего периода прошлого года, в том числе индивидуального жилья – 81,9 тыс.кв.м, или 34,2% от общего объема ввода.

По итогам 1 полугодия 2015 года  общий объем расселенного ветхого и аварийного жилищного фонда составил 4,2 тыс.кв.метров. Переселены из аварийного жилья 1172 человека (416 семей) за счет средств республиканского и местного бюджетов, средств Фонда ЖКХ, и ликвидированы  объекты многоквартирного жилья с общей площадью 18,2 тыс. кв. метров.

По итогам реализации адресных программ за 2015 год с использованием средств финансовой поддержки Фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ планируется расселить 7290 граждан из 113,30 тыс. кв. метров аварийного жилья по республике, завершить строительство объектов жилья общей площадью 112,536 тыс. кв. метров.

За 2015 год на территории республики будет введено 520 тыс.кв.метров жилья с ростом на 9,8% к 2014 году, в том числе индивидуальными застройщиками – 239,2 тыс.кв.метров (на 7,5% к 2014 году).

Продолжается работа по строительству основных объектов, намеченных к вводу в эксплуатацию в 2015 году за счет всех источников финансирования. В 2015 году за счет всех источников планируется ввод 144 объектов, в том числе 14 объектов общего образования – 13 школ, 1 школы-сада, 42 детских садов, 11 объектов здравоохранения, 6 объектов спорта и физической культуры, 2 объектов социального обслуживания населения, 18 объектов культуры, 63 жилых домов для молодых специалистов в арктических и северных улусах.

Среднедушевые денежные доходы населения в январе - августе 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года возросли на 11,5% и составили 34451,4 рублей, реальные располагаемые денежные доходы – 100,4% к сооветствующему периоду предыдущего года.

По оценке по итогам 2015 года темп роста денежных доходов населения составит 12,6%. За вычетом обязательных платежей рост реальных располагаемых денежных доходов населения оценочно сохранится на уровне 100%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила за январь-июль 2015 года 52900 рублей с ростом на 7,8% к соответствующему периоду 2014 года. Реальная заработная плата – 96,0% к январю-июлю 2014 года. В среднем по России заработная плата выросла на 5,7% к январю-июлю 2014 года и составила 33246 рублей, реальная заработная плата – 91,2%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по оценке в 2015 году составит 55 104 рубля, или 95,7% к 2014 году.

За январь-июль 2015 года плановые показатели соотношения заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы в целом достигнуты с учетом допустимого отклонения в 5%, за исключением педработников дошкольных образовательных учреждений (недостижение в 7%), научных сотрудников (7,6%), врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания (недостижение в 6,6%).

По оценке плановые показатели 2015 года планируется достичь. В соответствии с подписанными дополнительными соглашениями поставлена задача по привлечению средств на повышение заработной платы работников, определенных «майскими указами», от оптимизационных мероприятий, в том числе реорганизации неэффективных организаций. Объем средств на 2015 год, полученный за счет проведения мероприятий по оптимизации для достижения показателей по «майским» указам составит около 500 млн рублей.

На 01 января 2015 года численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные организации, составила 11 327 детей. В соответствии с потребностью создания дополнительных мест в 2015 году был сформирован план создания 9 418 новых мест.

По состоянию на 01 сентября 2015 года введено 1 645 новых мест. Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные организации, составила 8 893 ребенка, что по сравнению с началом года сократилась на 22%. До конца года необходимо создать 7 773 новых места за счет ввода новых объектов, развития вариативных форм дошкольного образования и тем самым планируется ликвидировать очередность в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом количества мест, высвобожденных выпускниками детских садов.

В январе-августе 2015 года отмечается стабилизация динамики основных показателей рынка труда. Численность безработных сократилась с 37,5 тыс.человек до 36,9 тыс.человек. Уровень общей безработицы за январь-август составил 7,3% и по сравнению с январем-августом 2014 года снизился на 0,2 процентных пункта.

До конца 2015 года уровень общей безработицы увеличится с учетом сезонных тенденций и составит 7,5%, зарегистрированной безработицы – 1,71%.

 

Оценка рисков мировой экономики и

динамики мировых товарных рынков

 

В 2014 году в глобальной экономике увеличился уровень макроэкономической неопределенности факторов, влияющих на экономику Российской Федерации: геополитический кризис на Украине, первые последствия применения экономических санкций ЕС и США, падение цен на нефть в два раза.

В 2015 году сохраняются существенные внешние риски для макроэкономической стабильности России, которые могут оказать значительное влияние на фундаментальные факторы.

Минэкономразвития России в 2015 году ожидает рост мировой экономики на уровне 3,4%, что ниже среднегодовых темпов роста в последний десятилетний период, когда даже с учетом кризисных 2008-2009 годов рост был выше 4%.

После глобального финансового кризиса мировая торговля утратила прежнюю динамику роста и снизила темпы с 3,5% в 2013 году до 3,4% в 2014 году, что ниже докризисных темпов, в среднем составлявших 7% в год.

К 2015 году пройдены нижние точки посткризисной траектории мировой экономики. В период до 2018 года ожидается ускорение динамики, и годовые темпы роста закрепятся на уровне 3,6%.

Позитивная динамика развитых стран остается фрагментированной: в Еврозоне и Японии по-прежнему не удается в полной мере преодолеть последствия финансового кризиса. В группе развитых стран в период до 2018 года лидирующие позиции сохранят США и Великобритания. Европейские страны, после затяжной рецессии, закрепятся на траектории роста с ускорением динамики до 1,5 % ВВП к 2018 году.

Основной фактор, влияющий на европейскую экономику, – это события вокруг Греции и других стран с высоким уровнем долга. Прямой эффект для России практически отсутствует, но косвенный, в виде увеличения риска девальвации евро, сохраняется.

Замедление экономического роста в Китае стало фактом уже в 2013-2014 годах, но негативная ситуация на фондовом рынке КНР (30% потеря капитализации в июне-июле т.г.) ускоряет процесс замедления. Обвал фондового рынка ставит под угрозу одну из ключевых отраслей экономики Китая – строительство, что негативно влияет на цены на медь и сталь. Для России в целом, и Республики Саха (Якутия), – это высокий риск снижения цен на энергоносители и металлы.

Японии по-прежнему не удается в полной мере преодолеть последствия финансового кризиса.

Отмена санкций на экспорт нефти с Ирана, поставку оборудования для нефтяной отрасли, в отношении банковских операций, страхования и отключения от SWIFT, открывает новые возможности Ирану в производстве и экспорте нефти, что должно учитываться всеми игроками рынка.

Россия с 06 августа т.г. продлила на один год срок действия продовольственного эмбарго, введенного в августе 2014 года в отношении продукции из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии. 13 августа т.г. Россия расширила список стран продовольственного эмбарго – Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн. Особые условия выдвинуты Украине – запрет на ввоз сельхозпродукции, для которой вступит только в случае применения Правительством Украины экономической части соглашения об ассоциации с ЕС, заключенного в июне 2014 года.

В итоге, в этих условиях в России ожидается еще один год без роста потребления: инфляция будет снижаться медленнее, чем в базовом сценарии. Выход из рецессии откладывается до 2017 года. Переход к режиму большей экономии бюджетных расходов станет неизбежным.

Негативное влияние будет в большей степени связано со снижением цен на сырье, ускорением оттока капитала и дополнительным снижением курса рубля.

Нефть. В 2014 году мировое потребление жидких углеводородов составило 4,59 млрд тонн. Устойчивая тенденция превышения спроса на нефть над предложением, наблюдавшаяся с середины 2000-х годов, в 2014 году изменилась на противоположную ситуацию избыточного предложения. Кумулятивный эффект многолетнего присутствия на рынке избыточного предложения стал одним из фундаментальных факторов резкого и глубокого падения цен на нефть со второго полугодия 2014 года.

Мировое производство жидких углеводородов в 2014 году составило 4,63 млрд тонн, с ростом на 2,3%. Рост добычи нефти на североамериканском континенте в 2014 году оказался самым значительным за послевоенную историю. В США рост добычи нефти составил 13,2%, в Канаде – 7,6%.

Европейская добыча стран Северного моря после спада на 6,9% в 2013 году, в 2014 году не восстановилась. В странах ОПЕК добыча немного уменьшилась. В развивающихся странах, не входящих в организацию экспортеров нефти, добыча в 2014 году выросла на 4%. В России рост добычи составил 3,8%.

Резкое и сильное падение цен на нефть во второй половине 2014 года значительно ослабило инфляционное давление и привело к значительному смещению реальных доходов от развивающихся стран-экспортеров к странам-импортерам нефти.

Июль месяц 2015 года был особенно негативный для основного экспортного товара Российской Федерации: цена Urals достигала 46,5 долл/барр, что очень близко к минимумам этого года.

Прогнозы аналитиков сходятся во мнении о наращивании Ираном экспорта нефти до одобрения МАГАТЭ. Вместе с тем, чтобы выйти на объемы, которые были до санкций, Ирану, по оценкам Fitch, потребуется несколько лет. Отсутствуют точные данные о том, в каком состоянии находятся иранские месторождения, но большинству из них, скорее всего, нужны серьезные инвестиции и технологии, на реализацию которых может уйти несколько лет. Поэтому прогноз не ожидает значительного снижения цен на нефть.

В пользу неповышения цен на нефть свидетельствуют прогнозы PVM на возникновение рекордного избытка на мировом рынке нефти с 1998 года.

Международные нефтяные и газовые компании отложили инвестиции на $200 миллиардов более чем в 45 проектах из-за обвала цен на нефть (данные Wood Mackenzie Ltd). Но это в основном трудноизвлекаемые запасы.  Ожидаемое многими повальное банкротство малых американских нефтяных компаний пока не произошло. Как не произошло и значительное сокращение их производства нефти. В первой половине июля 2015 года бурение сланцев в США вновь возобновилось, результаты полугодия свидетельствую о том, что Whiting Petroleum приумножила объемы добычи в 1,5 раза – до 24,6 млн баррелей, Concho Resources – на 42%, достигнув показателя в 17,1 млн баррелей, Noble Energy – на 34%, до 25,3 млн баррелей. Более крупные компании либо увеличили незначительно, либо сократили добычу: EOG увеличила добычу по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 5% - до 52,2 млн баррелей, а Occidental Petroleum, прогнозировавшая ранее повышение добычи на 2015 год, по результатам полугодия сократила объем производства почти в 2 раза – до 59,7 млн баррелей. Вместе с тем, общий тренд связан с ростом предложения. Это будет означать либо дальнейшее снижение цен на нефть, либо их сохранение на достигнутом уровне.

По данным Управления по энергетической информации (EIA), объем запасов нефти продолжает расти и в частности вырос на 2,6 млн баррелей в конце августа.

На низкие цены на нефть будет влиять и фактор приемлемости для Саудовской Аравии текущего уровня цен, вынуждающего других, менее конкурентоспособных по цене производителей, в частности добывающих сланцевую нефть, уходить с рынка.

Таблица 1

Прогноз мировых цен на нефть, долл./баррель

Источник

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Медиана прогнозов по данным Bloomberg (Brent 26 августа 2015 года)

98,9

60,5

65,25

70,0

75,0

75,0

Текущие форвардные контракты по данным Bloomberg (Brent 26 августа 2015 года)

98,9

45,26

50,07

55,19

58,43

60,37

Минэкономразвития России - Urals (август  2015)

97,6

52

55

60

60

-

Сбербанк России - Urals

97,6

56

60

65

70

-

Экономическая экспертная группа - Urals

96,2

58

63,6

67,1

-

-

 

Уголь. Потребность в дешевом и простом топливе в Индии и Китае за минувшее десятилетие обеспечила 90%-ый рост мирового потребления. Увеличившийся спрос вызвал перепроизводство со стороны добывающих компаний, что привело к снижению мировых цен на энергетический уголь на 50%, со 132 долл./т. в январе 2011 года до 63 долл./т. в ноябре 2014 года (данные Всемирного банка).

По данным Bloomberg Intelligence в 2015 году на мировой рынок энергетического угля, перевозимого морем, поступят дополнительно 15 млн тонн, избыточные поставки продолжат ежегодно расти вплоть до 55 млн тонн к 2019 году. На рынок коксующегося угля дополнительно поступит 7 млн тонн, но избыточные поставки сохранятся в пределах 7-15 млн тонн до 2017 года.

Таблица 2

Прогноз мировых цен на уголь, долл./тн.

Источник

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Всемирный банк (апрель 2015 г.)

70,1

62,0

64,4

66,8

69,3

72,0

Международный валютный фонд (экспортные рынки, март 2015г.)

75,1

60,2

61,2

61,2

61,2

61,2

The Economist Intelligence Unit (май 2015 г.)

70,1

59,5

59,2

65,0

71,0

74,0

 

Цены на энергетический и коксующийся уголь испытывают серьезное давление из-за падающего спроса со стороны Китая, в котором снижаются темпы роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал, а также вследствие предпринимаемых усилий по переходу на более экологические виды топлива. Поэтому в настоящее время на рынке преобладают пессимистические настроения по поводу перспектив повышения цен на уголь.

Алмазное сырье. За последние десять лет средняя годовая добыча алмазов в мире сократилась с 160 млн каратов до устойчивого показателя в 130 млн каратов в течение последних трех лет. За тот же период средняя цена за карат выросла почти в три раза, с уровня $60 до $150.

В 2013 году средняя цена (импорта) на алмазное сырье составила 146 долл./карат. Цены в 2014 году выросли и составили 151 долл./карат.

По данным Антверпенского всемирного алмазного центра, по итогам января-июня 2015 года, экспорт (49,9 млн карат или 6,3 млрд долл. США) и импорт (45,9 млн карат или 6,4 млрд долл. США) алмазного сырья по отношению к соответствующему периоду прошлого года снизился: экспорт показал снижение на 14,6% в каратах и 21,5% долл. США, импорт – снижение на 10,6% в каратах и 19,2% в долл. США.

Причин снижения несколько. Условия спроса на сырье в ближайшей перспективе будут зависеть от потребительского спроса, спроса  розницы на пополнение товарных запасов и скорости их истощения у производителей бриллиантов.

Также De Beers продолжает постепенное снижение цен. По данным Rapaport спад цен на алмазы с начала года достиг 15%.

В целом, умеренное постепенное снижение мировых цен на алмазы нейтрально для кредитного качества «АЛРОСА» - компания выигрывает от ослабления рубля в той же мере, что и нефтяные экспортеры и прочие компании металлургического сектора, при том что цены на алмазы на мировых рынках снижаются существенно более низкими темпами, чем цены на нефть.

Торговля бриллиантами показала в основном положительную динамику в январе-июне 2015 года к соответствующему периоду 2014 года. Антверпен экспортировал 3,2 млн каратов бриллиантов (100,3%) на сумму 6,4 млрд долларов США (98,8%), импортировал 3,6 млн каратов (102,8%)  на сумму 7,1 млрд долларов США (101,4%).

Согласно месячному отчету Rapaport на август 2015 года уровни запасов бриллиантов остаются высокими. Однако ощущается дефицит некоторых типов камней из-за существенного спада производства бриллиантов. Огранщики, которые осуществляют масштабные закупки алмазов в июле и августе, в рамках подготовки к рождественским праздникам, в нынешнем году воздержатся от этого. Производители бриллиантов отказываются покупать сырье, которое после огранки и полировки не принесет прибыль, поскольку как цены на алмазное сырье, так и уровень запасов бриллиантов слишком высоки.

Согласно долгосрочному прогнозу Bain & Co спрос на бриллианты будет превышать предложение и покажет устойчивый ежегодный рост на 4-5%, поддерживаемый ростом общего благосостояния и увеличением доли среднего класса в развивающихся странах. Китай, Индия и США останутся основными генераторами нового спроса на ювелирные изделия с бриллиантами. Поэтому мировая добыча алмазов вырастет со 130 млн карат в 2013 году до 150 млн карат к 2024 году. Среднегодовые темпы роста добычи в 2013 – 2019 гг. составят 3,4-4,0%, в период с 2019-2024 гг. ожидается снижение 1,5-2,0%.

В целом, мировое предложение алмазов в 2013-2019 годах будет расти в среднем на 3,5- 4,0% в год, а затем – до 2024 года ожидается снижение на 1,5-2,0% из-за «старения» месторождений и перехода к подземной добыче.

Средняя цена на золото в среднем на 2014 год составила 1271 долл./тр.унц. (-11% к 2013 году), цена на 28 декабря 2014 года составила 1196 долл./тр.унц.

Снижение цен на золото происходит из-за превышения предложения над спросом, что связано с полной загруженностью многих крупных месторождений, которые были выведены на полную мощность в 2013 году.

В настоящее время цена на золото в большей степени регулируется укреплением/ослаблением доллара, вероятности повышения ставки ФРС. Фундаментальные факторы, такие как состояние экономики США и технические факторы, т.е. пробитие важных поддержек, указывают на негативные перспективы золота. Цены на золото понизились до уровня поддержки 1085$ под влиянием роста курса доллара США. Рынок золота выглядит негативно, инвестиционный спрос продолжает сокращаться.

 

Таблица 3

Прогноз мировых цен на золото, долл. за унцию

Источник

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Всемирный банк (июль 2015 г.)

1266

1175

1156

1138

1120

1102

The Economist Intelligence Unit  (июль 2015 г.)

1266

1206

1253

1312

1330

1348

Медиана прогнозов инвестбанков  по данным Bloomberg   (26 августа 2015 года)

1266

1170

1193

1212

1285

1250

 

При этом производство добычного золота выросло на 2%, до 773 тонн. По итогам всего 2015 года, прогнозирует GFMS, добыча золота в мире вырастет, но менее чем на 1%.

Потребление ювелирных изделий упало почти на 9%, до 444 тонн. В том числе россияне уменьшили закупки золотых украшений на 12,5%, до 15 тонн. В Китае объемы потребления ювелирных изделий из золота, согласно GFMS, упали на 23%, до 101 тонны, что позволило Индии вернуться в лидеры по этому показателю – 158,2 тонны (рост на 2% к уровню II квартала 2014 года).

 

Основные варианты прогноза социально-экономического развития

 

В октябре 2015 года Министерство экономического развития Российской Федерации планирует уточнить макроэкономический прогноз на 2016-2018 годы. По предварительным данным, в 2015 году на фоне существенного падения инвестиций и сокращения расходов домашних хозяйств ВВП в реальном выражении снизится на 3,3 процента. При этом в 2016 году предполагается возобновление экономического роста до 1,0% и до 2,3-2,4 % в 2017 – 2018 годах.

На основе анализа текущей ситуации курс доллара США к рублю предлагается следующий: в 2015 году – 60,0 рублей за доллар США, в 2016 году:  по первому варианту – 60,0 рублей, по второму – 56,8 рублей, в 2017 году: 61,5 рублей и 57,5 рублей, в 2018 году: 62,0 рубля и 58,0 рублей.

Варианты прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) сформированы на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, с учетом складывающейся динамики мирового экономического развития, динамики и прогнозов мировых цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы, а также с учетом приоритетов развития Республики Саха (Якутия), определенных стратегическими документами планирования.

Прогноз сценарных условий и основных макроэкономических параметров разработан в составе двух вариантов – базовый сценарий (вариант 1) и  оптимистичный  сценарий (вариант 2).

Базовый сценарий (вариант 1) опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей с учетом отмены запретов и ограничений в сфере экономического сотрудничества с Ираном и  предусматривает сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне 50 долларов США за баррель в период 2015-2018 годы. В базовом варианте предлагается исходить из теории сохранения достигнутого уровня цен в период 2015-2018 годы.

По уточненным данным Минэкономразвития Российской Федерации баррель нефти в 2015 году будет стоить $52, подорожает до $55 в 2016 году и $60 в 2017 году. В мае Минэкономразвития прогнозировало $60, $65 и $70, соответственно.

Фундаментально обоснованный курс доллара составляет 50–60 руб./$ при цене на нефть $50–60/барр (сорта Brent). Многие аналитики сходятся во мнении оценки справедливого курса примерно в 60 руб./$.

Версию дальнейшего сохранения курса в 60 руб./$ подкрепляет и снижение ставки, которая в настоящее время составляет 11%. Снижение ставки на 25–50 п.п. для экономики даст нулевой эффект, но на валютном рынке станет дополнительным фактором ослабления рубля.

Базовый сценарий предполагает продолжение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода. Это означает сохранение ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала из частного сектора, связанный с погашением внешнего долга.

Среднегодовой курс рубля в 2016 году ожидается на уровне 60 рублей за доллар США при среднегодовой цене на нефть Urals 55 долларов США за баррель. Вариант предполагает снижение в среднесрочной перспективе курса национальной валюты до 62 рублей за доллар США к 2018 году.

Всплеск инфляции, наблюдавшийся в конце 2014 – начале 2015 года, был обусловлен рядом факторов, прежде всего воздействием продовольственных контрсанкций и резким ослаблением рубля, влияние которых на инфляционные процессы ослабнет к концу текущего года. При  низком потребительском спросе ожидается, что инфляция в 2016 году замедлится, но не вдвое – до 7% как в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, а до 8,4%. К 2018 году при стабильном курсе рубля инфляция снизится до 5,5 %, то есть до целевых параметров, определенных сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации.

Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, с возможным началом добычи газа после 2019 года, инвестиционных проектов в рамках предусмотренных объемов финансирования федеральных целевых программ, ФАИП, государственных программ Республики Саха (Якутия). Создание одной территории опережающего социально-экономического развития.

Сценарием предусматривается реализация всех задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №№ 596-606 с учетом допустимых отклонений (5% по соотношению заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы).

Оптимистичный сценарий (вариант 2) базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и частичной отмене экономических санкций с 2016 года.

В данном сценарии предполагается более высокий по сравнению с базовым сценарием среднегодовой рост цен на нефть Urals60 долларов США за баррель в 2015 году до 60, 65 и 70 долларов США за баррель в 2016 – 2018 годах. Предпосылки для более быстрого восстановления нефтяных цен создают отмечаемое ускорение роста спроса на нефть (акцентирует внимание именно на стимулировании спроса, а не на сокращении производства) и торможение роста добычи нефти на сланцевых месторождениях в Северной Америке. 

Одной из особенностей этого сценария является существенное увеличение профицита счета текущих операций страны в целом при одновременном сокращении чистого оттока капитала (до 25 млрд долларов США в 2018 году). Финансирование дефицита федерального бюджета в 2015 году также предполагается преимущественно за счет средств резервного фонда, однако прогнозируется его пополнение с 2017 года. Кроме того, в данном сценарии ожидается восстановление внутреннего долгового рынка, что позволит осуществлять государственные заимствования в больших объемах по сравнению с базовым сценарием.

В то же время на фоне высокого оттока капитала ожидается улучшение платежного баланса по счету текущих операций, благодаря стабилизации экспорта (в физическом выражении он будет расти в пределах 0,6–1,8 % в год) при достаточно существенном снижении импорта товаров и услуг. Начиная с 2017 года, приток капитала в российскую экономику будет превышать чистый отток по счету операций с капиталом. Это создает фундаментальные предпосылки для укрепления курса национальной валюты.

В среднесрочной перспективе курс национальной валюты будет укрепляться примерно до 58 рублей за доллар США к 2018 году.

С учетом укрепления рубля темпы инфляции сложатся ниже: 7,2% в 2016 году и будут приближены к целевым значениям, изложенным в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, а с 2017 года им соответствовать: 5,5% в 2017 году и 5,2% в 2018 году.

Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, инвестиционных проектов Южной Якутии, создание более двух территорий опережающего социально-экономического развития, индустриальных парков, технопарков. Вариант учитывает дополнительные возможности для финансирования государственных программ за счет федеральных источников.

Базовый сценарий (вариант 1) предлагается использовать для разработки параметров государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2016 – 2018 годы.

Таблица 4

Исходные условия прогноза

социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

 

Показатели

Вариант

2014

факт

2015

оценка

2016

2017

2018

прогноз

Курс доллара (среднегодовой), рублей за 1 доллар США

1

38,61

60,0

60,0

61,5

62,0

2

56,8

57,5

58,0

Инфляция (ИПЦ)

в среднем за год,%

1

107,3

112,6

108,4

106,8

105,5

2

107,2

105,5

105,2


Информация по документу
Читайте также