Расширенный поиск

Постановление Окружной администрации города Якутска Республики Саха (Якутия) от 21.09.2016 № 264п

ОКРУЖНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОРОДА ЯКУТСКА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 21.09.2016г. № 264п

 

 

О внесении изменений в постановление Окружной администрации города Якутска от 12 декабря 2014 года № 360п «Об утверждении в новой редакции муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт. - Здоровый город на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Окружной администрации города Якутска от 01 октября 2012 года № 198п»

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Уставом городского округа «город Якутск», утвержденным решением Окружного совета города Якутска от 25 июня 2007 года № РОС-51-1:

1.                Внести в постановление Окружной администрации города Якутска от 01 октября 2012 года № 198п «Об утверждении в новой редакции муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт. - Здоровый город на 2013-2017 годы», следующие изменения:

1.1           В наименовании постановления слова «2017» заменить словами «2019»;

1.2           В пункте 1 слова «2017» заменить словами «2019»;

1.3           Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2.                Департаменту по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, внешним и межрегиональным связям (Р.В.Тимофеев) опубликовать настоящее постановление в газете «Эхо столицы» и разместить на официальном сайте Окружной администрации города Якутск www.якутск.рф.

3.                Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4.                Контроль над исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы городского округа «город Якутск» Е.И. Евсикову.

 

 

 

Глава                                                                                    А.С. Николаев

 

 

 

Приложение

к постановлению Окружной администрации города Якутска

от 21.09.2016г. № 264п

 

 

Управление молодежи и семейной политики Окружной администрации города Якутска

 

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МОЛОДЕЖЬ. СЕМЬЯ. СПОРТ. - ЗДОРОВЫЙ ГОРОД

НА 2013-2019 годы»

 

 

г. Якутск, 2016 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ………………………...…………...……………4

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……...……..8

1.    НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ…10

2.    СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАМНЫМИ МЕТОДАМИ………….……………………...…….…..11

3.    ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………….….……24

4.    СИСТЕМА ПРОГРАМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ……………..……...25

4.1.        ПОДПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ»……25

4.2.        ПОДПРОГРАММА «МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА»…...….25

4.3.        ПОДПРОГРАММА «СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА»……...……27

4.4.        ПОДПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ГОРОД»………………….28

4.5.        ПОДПРОГРАММА «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА ЯКУТСКА»……….……………………………………….......30

5.    СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………..….....32

6.    ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ…33

7.    ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ……….34

8.    ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ……………………………………………..…......34

9.    МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ…………...…………………………………………………..…….36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

 

 

 

ПАСПОРТ

муниципальной программы

«Молодежь. Семья. Спорт - Здоровый город на 2013-2019 годы»


1

Основание для разработки

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Уставом городского округа «город Якутск», утвержденным решением Окружного совета города Якутска от 25 июня 2007 года № РОС-51-1

2

Заказчик Программы

Окружная администрация города Якутска

3

Ответственный исполнитель

Управление молодежи и семейной политики Окружной администрации города Якутска

4

Соисполнители

Управление здравоохранения города Якутска при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия), Управление физической культуры и спорта Окружной администрации города Якутска

5

Основные цели Программы

1. Совершенствование и реализация молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта на территории города Якутска.

2. Создание условий для воспитания у молодежи городского округа «город Якутск» гражданского сознания, личностной самореализации.

3. Реализация Послания Президента Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), направленных на обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи, укрепление и развитие социального института семьи, защита ее интересов и прав, выявление и решение специфических проблем семьи, затрудняющих ее жизнедеятельность.

4. Межведомственное партнерство в интересах здоровья населения города Якутска; проведение специальных профилактических мероприятий для улучшения здоровья и качества жизни горожан; формирование навыков ведения здорового образа жизни.

5. Создание условий для устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта.

6

Основные задачи Программы

1.     Обеспечение основных направлений деятельности;

2.     Руководство и управление в сфере установленной функции;

3.     Гражданско-патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи;

4.     Содействие в организации свободного времени молодежи;

5.     Оказание услуг социальной поддержки подросткам и молодежи города;

6.     Содействие развитию добровольчества среди молодежи;

7.     Организация свободного времени молодежи, трудоустройства молодых специалистов после окончания средних и высших учебных заведений;

8.      Создание условий для реализации права ребенка на воспитание в семье;

9.     Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;

10.  Формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, повышение престижа многодетной семьи, статуса материнства и отцовства;

11. Содействие в продвижении интересов здоровья посредством развития партнерских отношений с другими учреждениями и организациями, занимающимися вопросами городской жизни, а также с органами местного самоуправления;

12. Совершенствование стратегии развития Столицы в интересах здоровья горожан; уделяя особое внимание детерминантам здоровья, малообеспеченным слоям и уязвимым группам жителей на основе привлечения широких слоев населения;

13. Создание условий для разработки комплекса мер и накоплению практического опыта, знаний и методов по улучшению здоровья жителей города;

14. Укрепление материально-технической базы (приобретение спортивного инвентаря, оборудования, капитальный и текущий ремонт);

15. Создание условий для устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта в городском округе «город Якутск», эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении населения, воспитании детей и молодежи, формирование здорового образа жизни;

16. Совершенствование системы управления физической культуры и спорта, повышение качества и эффективности работы детско-юношеских спортивных школ, подготовка спортивного резерва сборной команды городского округа "город Якутск".

7

Перечень подпрограмм

1. Подпрограмма «Управление программой»

2. Подпрограмма «Молодежная политика»

3. Подпрограмма «Семейная политика»

4. Подпрограмма «Здоровый город»

5. Подпрограмма «Развитие физической культуры и спорта»

8

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в 2013-2019 гг.:

1 этап - 2013-2018 годы

2 этап – 2019 год

9

Объем и источники финансирования 

Общий   объем финансирования составляет:

1 845 075,04 тыс. рублей, в т.ч.:

из бюджета городского округа «город Якутск»

- 1 821 411,57 т.р.:

2013 год – 46 347,46 тыс. рублей.

2014 год – 195 530,43 тыс. рублей.

2015 год – 231 692,31 тыс. рублей.

2016 год – 322 250,50 тыс. рублей.

2017 год – 339 158,58 тыс. рублей.

2018 год – 347 664,65 тыс. рублей.

2019 год – 338 768,04 тыс. рублей.

Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 23 663,07 т.р.:

2017 – 8 000,00 т.р.

2018 – 8 214,92 т.р.

2019 – 7 448,15 т.р.

Объемы финансирования Программы ежегодно корректируются с учетом возможностей бюджета городского округа «город Якутск».

Источниками финансирования Программы являются средства бюджета городского округа «город Якутск».

10

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-           Повышение уровня развития и совершенствование молодежной и семейной политики на территории городского округа "город Якутск";

-      Увеличение количества мероприятий по привлечению молодежи к гражданско-патриотическому воспитанию, пропаганде ЗОЖ;

-      Повышение уровня социальной активной среди мо­лодежи;

-      Повышение уровня оказания помощи не защищенным слоям населения г. Якутска;

-      Увеличение количества добровольцев из числа молодых людей г. Якутска;

-      Снижение численности безработных граждан из числа молодежи от 16 до 29 лет, состоящих на учете Центра занятости;

-        Рост количества приемных семей и детей воспитывающихся в приемных семьях;

-        Уменьшение числа семей и детей, состоящих на учете в КДН и ЗП;

-        Количество проводимых мероприятий по формированию позитивного «просемейного» общественного мнения, повышения престижа многодетной семьи, статуса материнства и отцовства;

-           Увеличение доли населения в г. Якутске, придерживающегося политики ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной деятельности;

-           Увеличение информированности населения о факторах риска заболеваний и мерах профилактики;

-           Стабилизация заболеваемости туберкулезом. Снижение показателей заболеваемости в г. Якутске к 2019 г. до уровня показателей заболеваемости в РС (Я);

-        Стабилизация заболеваемости внебольничными пневмониями к 2019 г. до уровня показателей заболеваемости в РС (Я); снижение количества осложнений, госпитализаций и летальных исходов;

-        Количество обновленного спортивного инвентаря и оборудования пригородных спортивных залов и детско-юношеских спортивных школ городского округа г.Якутска для развития массовых видов спорта;

-        Увеличение общего количества населения города, регулярно занимающихся физической культурой и спортом;

-        Количество завоеванных призовых мест сборных команд г. Якутска по видам спорта в Республиканских чемпионатах.


 

 

Руководитель аппарата                                                                 Г.Н. Михайлов

 

 

 

Введение

 

Настоящая Программа «Муниципальная программа «Молодежь. Семья. Спорт. - Здоровый город на 2013-2019 гг.» (далее – Программа) разработана в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Уставом городского округа «город Якутск», утвержденным решением окружного Совета города Якутска от 25 июня 2007 года № РОС-51-1.

Программа определяет основные направления и приоритеты социальной политики развития города Якутска на 2013-2019 гг. в области молодежной, семейной политики, физической культуры и спорту, укрепления здоровья населения.

В современных условиях разные сферы городской молодежной и семейной политики, сохранения здоровья требуют углубления и комплексного подхода к реализации, на осуществление которых направлена муниципальная программа «Муниципальная программа «Молодежь. Семья. Спорт - Здоровый город» на 2013-2019 гг.».

Якутск является одним из крупных городов Российской Федерации. Здесь сосредоточен значительный культурный и научный, социально-экономический потенциал Республики Саха (Якутия). Вместе с тем, наблюдается и рост преступности среди молодежи, дефицит трудовых ресурсов, имеющих рабочие специальности, рост уровня безработицы. Необходимо на муниципальном и общественном уровне проводить меры, значительно снижающие показатель негативных явлений, на уровне личности создающие условия для устойчивого и позитивного становления и развития человека, и общества в целом.

Актуальность решения проблем социального неблагополучия зачастую вынуждает сводить задачи работы с молодежью к профилактике негативных тенденций в молодежной среде через организацию досуга и отдыха, реализацию программ борьбы с вредными привычками и наркоманией, правонарушениями, сокращения безработицы и т.п. Необходимо на государственном и общественном уровне проводить меры, значительно снижающие показатель негативных явлений, на уровне личности – создающие условия для устойчивого и позитивного станов­ления и развития человека и общества в целом.

Ситуационный анализ состояния здоровья горожан за последние десять лет демонстрирует, что заболеваемость во всех возрастных группах не снижается, высоки показатели по социально-обусловленным заболеваниям (туберкулез, венерические заболевания и др.); за счет внутренней миграции ежегодно увеличивается количество людей пенсионного возраста.

Несмотря на проводимую политику государства, наблюдается сохранения основных трендов по алкоголизации, психических расстройств, суицидов, травматизма, острых отравлений; превалирует уровень смертности мужчин особенно трудоспособного возраста.

Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение общего качества жизни значительной части населения. Это низкий уровень заработной платы или пенсионного обеспечения, что влечет ухудшение условий жизни, труда, отдыха. Кроме того, отражается на качестве здоровья горожан и состояния окружающей среды, качество и структура питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Нельзя не отметить, что все это происходит на фоне улучшения материально-технической базы, методов диагностики и лечения, внедрения высоких технологий, проведения массовых медицинских осмотров и других профилактических мероприятий. Проблемы здоровья населения в большей степени связывают с организацией медицинской помощи и новыми методами лечения. Практика многих стран показала, что самыми эффективными системами охраны здоровья для общества и населения являются те, в которых активно и добровольно участвуют широкие слои населения, общественные организации, что и предложено в подпрограмме «Здоровый город».

Поддержка здоровья населения является более общей целью и более сложным процессом, чем организация оказания медицинской помощи. Весьма важно, чтобы эти цели были признаны в обществе, потому, что без наличия элементов соответствующей социальной философии, положенной в основу любой системы здравоохранения, нельзя разработать соответствующую стратегию развития отрасли. Эти элементы социальной философии должны быть трансформированы в конкретные направления и приоритеты развития здравоохранения в целом и отдельных медицинских служб в частности. И поэтому, на сегодняшний день необходимо введение принципиально важного понятия: «Ответственность за состояние здоровья, возлагается как на органы государственной власти, так и на само население». Для эффективного учета демографических, политических, экономических, климатоэкологических и социальных факторов, влияющих на здоровье населения в контексте стратегии развития здравоохранения и социальной защиты населения, перспективен межотраслевой подход, целью которого является разработка конкретных организационных мероприятий в зависимости от реальной потребности населения на основании медико-экологического мониторинга, создание так называемого «Паспорта здоровья». В настоящее время возникла осознанная необходимость принятия кардинальных мер по качественному улучшению состояния здоровья населения, а также формированию ценностных ориентиров населения, включающих неприятие вредных привычек, соблюдение само охранительного поведения.

В сфере физической культуры и спорта могут быть решены комплексные проблемы развития человеческого потенциала и жизнедеятельности человека. Уровень индивидуального и общественного здоровья в высокой степени зависит от доступности и качества услуг физической культуры и спорта. В социальном смысле занятия физической культурой и спортом – это процесс социализации человека в обществе через совместное целевое действие. Соответственно, одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, привлечения всего населения, в том числе детей, подростков и молодежи к активному образу жизни.

Материально-техническое обеспечение является существенным фактором, определяющим развитие сферы физической культуры и спорта, поэтому путь к решению обозначенной проблемы – это формирование и развитие материально-технической базы: строительство и реконструкция комплексных спортивных сооружений, обеспечение плоскостными спортивными сооружениями мест жительства и отдыха населения, создание на предприятиях физкультурно-оздоровительных и восстановительных центров, обеспечение каждого образовательного учреждения физкультурно-оздоровительными комплексами, инвентарем и оборудованием.

Важным фактором формирования здорового образа жизни и поведения человека является создание разнообразной, разветвленной, модернизированной материально-технической базы «шаговой доступности».

Несмотря на незначительное увеличение показателей регулярно занимающихся физической культурой и спортом среди населения в городе Якутске (в 2007 году -11,7%, в 2008 году -13,7%, 2009 году - 17,4%, в 2010 году -20,3%, в 2011году - 21,1%, в 2012 году -  22,6 %), количество занимающихся к 2020 году должно достигнуть не менее 40% населения.

Настоящая программа построена на обоснованном учете потребностей граждан, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, направлена на поддержку позитивных тенденций в становлении и развитии молодого здорового поколения, усиление степени противодействия деструктивному влиянию окружающей среды и активной общественной деятельности на благо города и государства, для повышения уровня активной занятости среди населения, увеличения общего количества спортивного инвентаря. Каждый человек, опираясь на собственный опыт, знания, достижения, образование, инициативу, желание участвовать в социально значимых проектах, инициативах должен иметь возможность реализовать свой потенциал.

Реализация Программы предполагает тесное взаимодействие между городскими, республиканскими и федеральными властями, а также участие предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа.

В целом, ожидается качественный рост молодого здорового поколения как активного субъекта трансформации общества, способного работать в условиях цивилизованного рынка, сохраняя при этом национальные традиции.

 

1.     Нормативно-правовое обеспечение Программы

 

Программа составлена на нормативно-правовой базе:

-              Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р;

-              Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 года № 795;

-              Закон Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 1998 года З № 49-II «О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)»;

-              Закон Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)»;

-              Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 года 328-З № 669-III «О государственной поддержке летней занятости, отдыха и оздоровления детей в Республике Саха (Якутия)»;

-               Указ Президента РС(Я) от 30.12.2013 № 2437 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2016 годы»;

-               Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»;

-              Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 января 2009 года № 10 «Об утверждении Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года и Плана действий по реализации Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия)»;

-       Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

-       Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

-       Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 982«О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы»;

-       Федеральный закон Российской Федерации от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

-       Федеральный закон от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

-       Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

-       Федеральный закон Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

-       Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7;

-       Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 года № 1101-р;

-        Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 696-З № 327-IV «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)»;

-       Стратегия развития физической культуры в Республике Саха (Якутия) до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 года № 524;

-        Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.12.2012 г. №1497-р «Об утверждении Комплекса мер, направленных на развитие детско-юношеского спорта по опорным видам спорта и привлечению детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия) на 2013-2016 годы»;

-                     Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 августа 2013 года № 859-р «О координации деятельности по развитию детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва в Республике Саха (Якутия)».

 

2.                Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

 

В современных условиях разные сферы городской молодежной и семейной политики требуют углубления и комплексного подхода к реализации.

В соответствии с данными Комитета государственной статистики Республики Саха (Якутия) на начало 2012 года численность постоянного населения города Якутска составляла 288 тыс. человек. Из них 14-29 летние горожане составили 33,1 %.  А если учесть, что детей в возрасте до 14 лет в Якутске 44 620 человек, то общий процент горожан в возрасте до 30 лет составляет 51,2 %. Из этого следует, что каждый второй житель города – ребенок или представитель молодежи.

Якутск является одним из крупных городов Российской Федерации. Здесь сосредоточен значительный культурный и научный, социально-экономический потенциал Республики Саха (Якутия). Вместе с тем, наблюдается и рост преступности среди молодежи, дефицит трудовых ресурсов, имеющих рабочие специальности, рост уровня безработицы. Необходимо на муниципальном и общественном уровне проводить меры, значительно снижающие показатель негативных явлений, на уровне личности создающие условия для устойчивого и позитивного становления и развития человека, и общества в целом.

Острой проблемой, оказывающей негативное влияние на ситуацию в городе, остается рост молодежной преступности. Обращает на себя внимание значительное количество молодых людей, состоящих на учете в Межмуниципальном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации «Якутское». Численность лиц, свершивших преступления по городу 2942 чел., из них 1781 в возрасте от 14-29 лет.

Актуальность решения проблем социального неблагополучия зачастую вынуждает сводить задачи работы с молодежью к профилактике негативных тенденций в молодежной среде через организацию досуга и отдыха, реализацию программ борьбы с вредными привычками и наркоманией, правонарушениями, сокращения безработицы и т.п. Необходимо на государственном и общественном уровне проводить меры, значительно снижающие показатель негативных явлений, на уровне личности – создающие условия для устойчивого и позитивного станов­ления и развития человека и общества в целом.

Помимо выше перечисленных проблем не стоит забывать и привлечение молодежи к здоровому образу жизни.  В городе Якутске на данный момент постоянно занимаются уличными экстремальными видами спорта более 2000 молодых и талантливых людей различных категорий возрастов от 13 до 25 лет. И с каждым годом все больше молодежи увлекается экстремальным катанием. В то же время, острейшей проблемой является отсутствие муниципальных спортивных сооружений для взрослого населения. Городские улицы – не самое удобное и безопасное место для скейтеров и роллеров. В настоящее время любители - экстремалы не имеют возможности организованно проводить совместные мероприятия, и небольшими группами катаются на детских площадках, на площадях и улицах города, подвергая риску здоровья и страху горожан. От катания на площадях и парках трескаются тротуарные плитки, наносится ущерб достопримечательностям города. Устраивать заезды на роликах во дворе дома или на тротуаре вдоль проезжей части – это не только опасно, но и создает неудобства другим горожанам.

Оборудованный по технологиям безопасности скейт-парк (роллердром, скейтпарк) поспособствует реализации спортивных увлечений современной молодежи и станет наилучшим местом для получения адреналина в безопасных условиях. Скейтпарк — это специально построенная площадка для людей, занимающихся экстремальными видами спорта, такими как скейтборд, агрессив-ролики, ВМХ.

Не мало важным остается необходимость как привития молодежи к толерантности по отношению к обществу, так и оказание посильной помощи представителям не защищенных слоев населения. Разработка комплексных мер содействию развитию добровольчества на территории города Якутска послужит инструментом для привлечения молодых людей к активной жизненной позиции, оказанию добровольной безвозмездной помощи инвалидам, пожилым людям и другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также привлечение к положительной занятости подростков, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В настоящее время наблюдается рост рождаемости, так число родившихся в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 9 %. Число умерших в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 8 %. Таким образом, итоги 2012 года пока в январе-марте показывают, что развитие процессов рождаемости в городе находится в русле общереспубликанских трендов. Введение разнообразных мер поддержки семей с детьми, стало катализатором значительного роста рождаемости. Это позволило увеличить долю рождений высокой очередности. Так, за 2011-2012 гг. число детей, родившихся 3-ми и более по порядку рождения, увеличилось с 1013 до 1302 детей, а удельный вес этих детей, в общем числе родившихся возрос с 9,5 % в 2011 г. до 17,2 % в 2012 г.

Фактором риска также являются изменения в брачной структуре населения. В 2012 году по данным Отдела управления ЗАГС при Правительстве РС (Я) по г. Якутску зарегистрировано 3102 браков и 1422 разводов (в 2011 году заключено 3526 и расторгнуто 1653 браков). На 100 случаев заключенных браков приходится 47 разводов, что вызывает тревогу в части сохранения института семьи.

Статистически наблюдается поступательное увеличение показателей наркологических расстройств населения. Количество больных хроническим алкоголизмом за последние годы увеличилось на 6 % в том числе женщин на 54 %, количество больных наркоманией увеличилось на 19%, в том числе женщин на 18%, количество больных токсикоманией 84,2%. Также актуальной стала проблема зависимости среди детей от ненаркотических психоактивных веществ. За последние три года количество детей больных токсикоманией увеличилось на 7 человек. 

Низкий уровень доходов, соответственно низкое качество жизни, нестабильное положение приводит к социальному неблагополучию, разрыву внутрисемейных взаимоотношений, домашнему насилию.

Проблема социального сиротства и появления семей группы риска – сложная социальная проблема, имеющая различные аспекты, связанные как с особенностями целевых аудиторий, так и особенностью оказываемых услуг.

Остается нестабильной численность родителей лишенных родительских прав (в 2009 г. – 46, в 2010 г. – 100, в 2011 г. – 118, в 2012г.-130).

На территории городского округа «город Якутск» по состоянию на 05 июля 2013 года на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации города Якутска состоит 446 семей как в социально опасном положении, в них воспитываются 727 детей. Всего на учете состоит 236 несовершеннолетних из них освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы 1, условно осужденных 27, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений 1, употребляющих спиртные напитки 27, употребляющих наркотические/токсические вещества 4, безнадзорных 47, совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания 7, совершивших общественно-опасные деяния и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность 74, обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пересечения, не связанная с заключением под стражу 16, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания 1, по другим основаниям 31.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни.

Обеспечение здоровья населения является задачей всего общества в целом, принятые к исполнению на региональном уровне стратегия и политика в области здравоохранения должны обеспечивать максимальное включение населения в процессы охраны здоровья через разнообразные механизмы политической, социальной, экономической и финансовой поддержки. Политика в области охраны здоровья должна быть распространена за пределы сектора здравоохранения.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития трудовых ресурсов экономики, активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций человека. Основными проблемами современного общества являются игнорирование значительной частью населения принципов здорового образа жизни: неправильное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки и прочие, что может привести к нежелательным последствиям.

Интенсивное развитие общества сопровождается возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Вместе с тем, у большей части населения еще не сформирована в достаточной степени мотивация на бережное отношение к своему здоровью.

По показателям здоровья населения города Якутска и пригородов за последние 3 года отмечается рост как болезненности, так и заболеваемости (острые и впервые выявленные заболевания), что связано не только с ухудшением здоровья населения, но и улучшением качества выявления заболеваний. Болезненность населения в 2011 году составила 1 852,5 на 1 000 жителей (2010 г. - 1 862,1; 2009 г. - 1 671,6; 2008 г. - 1 625,9), заболеваемость населения в 2011 году составила - 998,7 на 1 000 жителей (2010 г. - 1 002,0; 2009 г. - 947,3; 2008 г. - 829,4) за счет болезней желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы и воздействия внешних причин. В структуре заболеваемости лидирующее положение традиционно занимают заболевания органов дыхания - 505,4, на втором месте заболевания сердечно-сосудистой системы - 219,7 и на третьей позиции - болезни желудочно-кишечного тракта - 193,2 на 1 000 населения.

На диспансерном учете по медицинским организациям города Якутска состоит 31,3% от всего населения, из них ежегодно осматриваются и получают лечение около 86%. Из состоящих на диспансерном учете 18,4% занимают болезни системы кровообращения, 9,4% органов дыхания, 7,3% болезни костно-мышечной системы.

В процессе организации работы диагностической, профилактической и коррекционной направленности необходимо помнить о комплексном характере мероприятий, включающих взаимодействие разных специалистов.

Сохраняется на высоком уровне заболеваемость детей города Якутска. В период обучения в школе состояние здоровья школьников ухудшается: в 4 раза увеличивается заболеваемость органов зрения у детей при окончании школы, выявляются нарушения осанки в 6 раз больше, чем при поступлении в школу. В структуре общей заболеваемости на первом месте стоят болезни органов дыхания, на втором - органов пищеварения, на третьем - нервной системы.

В г. Якутске с каждым годом число тубинфицированных детей растет. На современном этапе проблема является одной из самых актуальных. Состояния здоровья детского населения показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья. Исследования состояния здоровья дошкольников, проживающих в Якутске, показывают, что здоровыми из них могут быть признаны лишь не более 5%. Остальные 95% имеют те или иные хронические заболевания, нарушения в состоянии здоровья.

Для тубинфицированных и контактных детей проводится химиопрофилактика - превентивное ле­чение противотуберкулезными препаратами. Наличие показаний на лечение определяет фтизиатр, который назначает соответствующее лечение. Химиопрофилактика проводится медсестрой детского сада с ежедневным заполнением процедурного листа. В конце курса лечения процедурный лист передается в противотуберкулезный диспансер. Лечение проводится под контролем клинических и биохимических анализов. На фоне химиопрофилактики снижается общий иммунитет у ребенка. Дети чаще подвержены заболеваниями: ОРВИ, заболевания пищеварительной системы, заболевания эндокринной системы и др. заболеваниями. У таких детей идет дефицит йода, кальция, поливитаминов.

С целью оздоровления таких детей в ДОУ надо проводить общеоздоровительные мероприятия - это мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма к туберкулезной инфекции. Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка необходимо повышать общий иммунитет. Прием поливитаминов курсами привело бы повышению общей сопротивляемости организма.

По заболеваемости туберкулезом в городе Якутске сложилась крайне неблагополучная эпидемиологическая ситуация. Основные эпидемиологические показатели по г. Якутску ежегодно превышают средние показатели по РС(Я).

По итогам 2012 г. основные эпидемиологические показатели туберкулеза по г. Якутску превышают средние показатели РС(Я): общая заболеваемость и заболеваемость детей - в 1,5 раза; распространенность и бациллярность - в 1,6 раза; смертность - в 1,7. Общая заболеваемость за 6 месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. повысилась на 18,9% или в 1,2 раза.

Рост заболеваемости за счет незащищенных слоев населения, среди бедных, неимущих, ослабленных людей, которым требуется лечение и социальная защита. Анализ социального состава впервые выявленных больных в 2012 г. по сравнению с 2011 годом показывает, что заболеваемость туберкулезом у неработающего населения трудоспособного возраста в 8 - 9 раз выше, чем среди работающих. В 2012 г. неработающие лица составляют 55,1%, в т.ч. неработающие трудоспособного возраста - 38,2%, лица БОМЖ и арендующие жилье - 27,6%, проживающие в неудовлетворительных жилищных условиях - 31,3%. За первое полугодие 2013 г. наблюдается рост на 7,1% заболеваемости указанной группы, составив 150 против 140 больных за аналогичный период 2012 г.

Эпидемиологическая ситуация туберкулеза еще более усугубляется следующим обстоятельством: большинство исправительных учреждений в Министерстве юстиции РФ по РС(Я) расположены около города. Освободившиеся из мест заключения туберкулезные больные оседают в городе Якутске, пополняя группы социально-дезадаптированных лиц, создавая опасные плохо контролируемые очаги туберкулезной инфекции.

В г. Якутске показатель смертности от туберкулеза повысился на 27% - с 7,4 до 9,4 на 100 тыс. населения. Всего умерло 14 больных (6 мес. 2012 г. - 11).

С 1985 г. в г. Якутске нет своей самостоятельной противотуберкулезной службы. На основании приказа Управления горздрава N 253-д от 28.12.1984 городской противотуберкулезный диспансер был реорганизован в Якутский республиканский противотуберкулезный диспансер. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.04 N 122-ФЗ организация оказания специализированной медицинской помощи больным туберкулезом отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации. В настоящее время специализированная помощь больным туберкулезом в г. Якутске оказывается диспансерным отделением ГБУ РС(Я) "Научно-практический центр "Фтизиатрия" МЗ РС(Я). Мероприятия по выявлению и профилактике туберкулеза, и социальная поддержка больных туберкулезом относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

В течение ряда лет в г. Якутске отмечается положительная динамика показателя рождаемости. С 2010 года рождаемость выросла на 6,2%: с 22,6 до 24,0 на 1000 населения. Только за 2015 г. родилось 6 904 детей, что свидетельствует о том, что развитие процессов рождаемости в городе находится в русле общереспубликанских трендов.

В свою очередь, за пятилетний период показатель смертности населения г. Якутска остается стабильным, без тенденции к росту и по итогам 2015 года оказался равен 7,0 на 1000 населения. В структуре смертности взрослого населения лидируют заболевания системы кровообращения – 42,8%, смертность от внешних причин-19,5%, онкологические заболевания -18,5%. Решающее воздействие на развитие ситуации со смертностью оказывают потери трудоспособного населения. Лица трудоспособного возраста составляют почти третью часть всех умерших (28%).

В настоящее время в г. Якутске проводится планомерная работа по повышению эффективности функционирования системы здравоохранения, снижению рисков для здоровья населения и формированию здорового образа жизни у жителей города. Проводятся мероприятия, направленные на повышение рождаемости, охрану здоровья матерей, детей и подростков, формирование здорового образа жизни, профилактику социально значимых заболеваний, развитие здравоохранения, повышение доступности медицинской помощи и удовлетворенности пациентов.

Общая заболеваемость населения г. Якутска в течение последних пяти лет имеет тенденцию к умеренному росту. С 2010 года показатель общей заболеваемости вырос на 11,6% и по итогам 2015 года составил 2111,0 на 1000 населения. Вместе с тем, стабилизировался уровень первичной заболеваемости, который в 2015 году оказался равным 993,1 на 1000 населения, что на 54,7 % меньше, чем в 2014 году.

В структуре общей заболеваемости взрослого населения преобладают болезни органов дыхания (271,3 на 1000 населения), системы кровообращения (255,9), органов пищеварения (220,2). В структуре первичной заболеваемости лидирующие позиции также занимают болезни органов дыхания (150,9 на 1000 населения), травмы, отравления и др. последствия внешних причин (144,3), болезни мочеполовой системы (62,2).

На диспансерном учете в медицинских организациях города Якутска состоит 31,8% всего населения, из них ежегодно осматриваются и получают лечение около 86%. Из состоящих на диспансерном учете более 18 % занимают болезни системы кровообращения, около 10% - органов дыхания, более 7%  - болезни костно-мышечной системы. В 2015 году уровень диспансеризации взрослого населения составил 348,2 на 1 000 населения, что на 6,7% больше, чем в предыдущем году.  Показатель диспансеризации детского населения вырос на 5,6% и составил 373,0 на 1 000 детского населения. Уровень диспансеризации подросткового населения составил 355,2 на 1 000 населения, что на 7% выше, чем в 2014 году.

В процессе организации работы диагностической, профилактической и коррекционной направленности необходимо помнить о комплексном характере мероприятий, включающих взаимодействие разных специалистов.

Сохраняется на высоком уровне заболеваемость детей города Якутска. В период обучения в школе состояние здоровья школьников ухудшается: в 4 раза увеличивается заболеваемость органов зрения у детей при окончании школы, выявляются нарушения осанки в 6 раз больше, чем при поступлении в школу. В структуре общей заболеваемости на первом месте стоят болезни органов дыхания, на втором - органов пищеварения, на третьем - нервной системы.

В г. Якутске не снижается количество детей, инфицированных возбудителем туберкулеза.  На современном этапе проблема является одной из самых актуальных. Состояния здоровья детского населения показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья населения в целом. Исследования состояния здоровья дошкольников г. Якутска показывают, что здоровыми из них могут быть признаны лишь не более 5%. Остальные 95% имеют те или иные хронические заболевания, нарушения в состоянии здоровья.

Тубинфицированным и контактным детям из очагов туберкулеза необходимо проведение химиопрофилактики туберкулеза - превентивного ле­чения противотуберкулезными препаратами, на фоне которого снижается общий иммунитет у ребенка.  У таких детей, как правило, встречается дефицит йода, кальция, витаминов, они чаще, чем другие дети, подвержены заболеваниям пищеварительной системы, эндокринных органов, ОРВИ и др.        С целью оздоровления тубинфицированных детей и детей из очагов туберкулеза необходимо проводить общеоздоровительные мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма к туберкулезной инфекции. Многолетний опыт работы показал, что, кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо повышать общий иммунитет, в том числе курсовым приемом поливитаминов.

Основные эпидемиологические показатели заболеваемости туберкулезом по городу Якутску ежегодно превышают средние показатели по Республике Саха (Якутия), свидетельствуя о сохраняющемся эпидемиологическом неблагополучии. По итогам 2015 года активный туберкулез впервые зарегистрирован у 255 человек, в том числе у 8 подростков и 20 детей. Показатель заболеваемости составил 80,6 на 100 000 населения, что на 15% выше, чем в среднем по республике. Показатель заболеваемости бациллярными формами равен 41,4 на 100 000 населения, что также превышает аналогичный показатель по республике на 20%

Благодаря проводимым профилактическим, противоэпидемическим и лечебным мероприятиям, снижается смертность от туберкулеза. В 2015 г. в городе Якутске умерло от туберкулеза 18 человек, показатель смертности составил 5,6 на 100 000 населения, что на 38,5% ниже, чем в 2014 году.

Общий охват населения г. Якутска профилактическими осмотрами на туберкулёз составил 88,8% (индикатор – не менее 75%), в том числе охват ФЛГ-осмотрами -84,4% (индикатор-более 74%). Доля больных туберкулёзом, выявленных при профилактических осмотрах, составила 73% при индикаторе 65-70%.

Рост заболеваемости туберкулезом обусловлен, в первую очередь, заболеваемостью среди социально незащищенных слоев населения,  лиц, страдающих хроническими заболеваниями, которым требуется лечение и социальная защита. Анализ социального состава впервые выявленных больных в 2015 году показывает, что заболеваемость туберкулезом у неработающего населения трудоспособного возраста в 8 - 9 раз выше, чем среди работающего. По итогам 2015 года в социально – профессиональной структуре больных туберкулезом удельный вес неработающих лиц составил более 50%, в т.ч. неработающих трудоспособного возраста - 38,2%, на долю лиц БОМЖ и арендующих жилье пришлось более 20%, проживающих в неудовлетворительных жилищных условиях – более 30%.

Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости туберкулезом усугубляется тем, что большинство учреждений пенитенциарной системы расположены в непосредственной близости от города Якутска.  Освободившиеся из мест заключения туберкулезные больные оседают в городе Якутске, пополняя группы социально-дезадаптированных лиц, создавая опасные плохо контролируемые очаги туберкулезной инфекции.

В городе Якутске отсутствует самостоятельная противотуберкулезная служба. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ организация оказания специализированной медицинской помощи больным туберкулезом отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации. Специализированная помощь больным туберкулезом оказывается в медицинской организации республиканского подчинения – ГБУ РС(Я) «НПЦ «Фтизиатрия».  Вместе с тем, мероприятия по выявлению и профилактике туберкулеза, социальная поддержка больных туберкулезом относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Во всем мире заболевания, вызываемые пневмококками, представляют собой одну из серьезнейших проблем для общественного здравоохранения.

По статистике, до 70% всех пневмоний, около 25% средних отитов, 5-15% гнойных менингитов, около 3% эндокардитов вызываются пневмококками. Риск развития пневмококковых инфекций составляет:

- у здоровых людей - 8,8 на 100 000;

- у пациентов с сахарным диабетом – 51,4;

- у взрослых с хроническими заболеваниями легких – 62,9;

- у пациентов с хроническими заболеваниями сердца – 93,7.

         Ежегодно в г. Якутске регистрируется более 550 случаев внебольничных пневмоний и заболеваемость не имеет тенденции снижения. По итогам 2015 г. показатель заболеваемости на 4,3% превысил республиканский уровень и составил 348,0 на 100 000 населения.  В общей структуре смертности населения г. Якутска смертность от заболеваний органов дыхания заняла 4 ранговое место. В более чем 40% случаях внебольничные пневмонии были вызваны бактериальными агентами, в том числе пневмококками.  Кроме того, по данным исследований до 75—80% обострений хронической обструктивной болезни легких имеют инфекционную природу.

Иммунопрофилактика является одним из важнейших инструментов снижения смертности, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни всех возрастных групп населения. Вакцинация признана во всем мире стратегической инвестицией в охрану здоровья, благополучие индивидуума, семьи и нации с выраженным экономическим и социальным эффектом. В Российской Федерации вакцинация против пневмококковой инфекции регламентирована Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.06.2016  № 370н «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Согласно вышеуказанным нормативным документам в рамках Национального календаря профилактических прививок вакцинация детей против пневмококковой инфекции до 2 лет проводится за счет средств федерального бюджета. В 2015 г. в рамках Национального календаря профилактических прививок вакцинацией против пневмококка охвачено 6618 детей, что составило 130% от запланированного количества.

         Вакцинация групп риска, включенных в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (дети в возрасте от 2 до 5 лет, взрослые из групп риска, включая лиц, подлежащих призыву на военную службу, лица старше 60 лет, страдающие хроническими заболеваниями легких) является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.  В 2015 году по эпидемическим показаниям привито 255 человек из числа лиц, призванных на военную службу. Остаются не охваченными вакцинацией против пневмококка дети в возрасте от 2 до 5 лет, взрослые из групп риска, в том числе лица с хроническими заболеваниями легких. Численность данного контингента составляет, в среднем, 3000 человек. Существующие объемы вакцинации не позволяют влиять на эпидемический процесс пневмококковой инфекции и обусловливают высокие показатели заболеваемости болезнями органов дыхания среди взрослого населения.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждены целевые значения показателей смертности населения, в том числе 19 сигнальных показателей по снижению смертности от основных причин. Одним из сигнальных показателей является достижение 10% охвата населения вакцинацией против пневмококковой инфекции. По итогам 2015 г. данный показатель по г. Якутску составил 2,6%, преимущественно, за счет вакцинации детского населения. В целях снижения заболеваемости пневмококковой инфекцией, минимизации осложнений и летальных исходов от внебольничных пневмоний, уменьшения количества госпитализаций необходимо внедрение профилактической вакцинации против пневмококковой инфекции лиц, не включенных в Национальный календарь профилактических прививок.

Всем известно, что употребление табака приносит огромный вред человечеству. Всемирная организация здравоохранения считает, что производство сигарет столь же опасно и преступно, как изготовление и распространение опиума, героина, кокаина. Всемирная организация здравоохранения обратилась ко всем странам мира с призывом принять программу борьбы с курением.  

С табакокурением борются во всем мире, но каждая страна имеет свои методы. В одних запрещается реклама сигарет, в других - курение в общественных местах, третьи держат проблему под контролем. Но этого недостаточно. В мире все равно от этой дурной привычки ежедневно умирают около 11 тыс. человек. И на сегодняшний день проблема табакокурения, как и проблема алкоголизма, особо остро стоит как в общероссийском масштабе, так и на республиканском уровне.


Информация по документу
Читайте также